Как актеру найти характер

Урок 2. Главные качества хорошего актёра Что отличает хорошего актёра от плохого? Есть такое известное выражение Т. Эдисона, ставшее крылатым: «Гений – это 1 % вдохновения и 99 % старания», и не менее известная его вариация: «Гений – это 1 % таланта и 99 % тяжелой работы».

В соответствии с системой Станиславского, обучение актёрскому мастерству также начинается с долгой и кропотливой работы над собой.

Содержание:

  • Определение качеств, которыми должен обладать актёр
  • Качества любого хорошего актёра
  • Профессиональные качества
  • Другие качества
  • Проверьте свои знания

Работа над собой состоит, во-первых, из развития профессиональных актёрских качеств, во-вторых, из тренировки умения использовать специальные приёмы сценической игры. Первый блок будет рассмотрен в этом уроке, второй – в следующем.

Определение качеств, которыми должен обладать актёр

Качества актера – это личностные характеристики человека, в комплексе обеспечивающие возможность успешно играть различные роли.

В отличие от конкретных умений, например, способности вовремя засмеяться или показать удивление, профессиональные качества объединяют в себе целый комплекс умений и способностей, из-за чего невозможно в одном занятии подробно рассмотреть каждое качество. Поэтому в данном уроке будут описаны общие черты того, какими качествами и навыками должен обладать хороший актёр. Кроме того, артисту сцены необходимо не только иметь определённый набор личностных и профессиональных характеристик, но и постоянно, ежедневно работать над собой, совершенствуя своё мастерство. Поэтому для каждого качества приведены рекомендации и упражнения по его тренировке и развитию. Рассмотрены они будут в соответствии со структурой, предложенной Станиславским, его последователями и учениками.

Первая группа «Качества любого хорошего актёра» – это те умения, которые необходимы любому человеку для применения актёрского мастерства в жизни вне зависимости от того планирует ли он использовать их для игры в театре или съёмках в фильме, или же просто хочет выглядеть правдоподобно, объясняя своё часовое опоздание на работу. В отношении данных характеристик можно смело применять клише «необходимый минимум» – это то, что должен знать и уметь каждый.

Вторая группа «Профессиональные качества» необходима в большей степени профессионалам, тем, для кого актёрское мастерство – ремесло. Эти качества связаны с работой на сцене, взаимодействием с актёрами, зрителями и многими другими важными составляющими актёрской деятельности.

Качества любого хорошего актёра

Ниже мы перечислим наиболее важные, на наш взгляд, качества, которыми должен обладать хороший актер.

1

Развитое внимание

Любой человек делает свою работу лучше, если его ничего не отвлекает, а внимание сконцентрировано только на предмете текущего занятия. Не исключение и актёры, для которых жизнь на сцене невозможна без способности к наблюдательности, умения переключать и фокусировать внимание в рамках сценической среды.

В связи с этим одной из основ внутренней техники актёра является сценическое внимание – избирательная направленность восприятия во время представления. Многие наши читатели, знакомые с инструментами развития внимательности, возможно, заметят, что при определённом уровне подготовки умение концентрироваться становится произвольным. Это действительно так, но в случае с искусством актёрского перевоплощения всё обстоит значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Дело в том, что в быту наше внимание движимо безусловными рефлексами, другими словами – инстинктивно. Во время разговора мы никогда не задумываемся над тем, как стоять или сидеть, как управлять голосом и т.д. Но для артиста это имеет значение, ведь он в настоящей сценической среде должен уделять внимание всем аспектам игры – речи, жестам, мимике, позе, суфлёру, и при смене событий менять и направленность своего восприятия.

Достичь успеха в плане развития этого качества актёру помогут следующие рекомендации:

  1. Не старайтесь держать во внимании слишком много деталей. Это приводит к так называемым актёрским зажимам: непроизвольным действиям на сцене, которые выдают вашу неуверенность. Помните, что для внимания любого человека работает правило «7 плюс-минус 2».
  2. Внимание и краткосрочная память являются навыками, которыми можно целенаправленно управлять, используя, к примеру, игровые приёмы. Как это сделать, читайте в специальном уроке «Внимание и память» на нашем сайте.
  3. Внимание очень сильно зависит от текущего психического и физического состояния человека, например, насколько он выспался, не тревожат ли его сегодня личные проблемы. Старайтесь всегда выступать в хорошем расположении духа. С этой целью можно использовать йогу и медитации.

Также К. С. Станиславский считал, что процесс совершенствования навыка должен быть постоянным: «Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки». Кроме того, для обучения сценическому вниманию создан комплекс специальных упражнений:

1 Упражнение 1. Возьмите незнакомую картину, посмотрите на неё внимательно в течение 5 секунд, а затем постарайтесь вспомнить все детали. В дальнейшем берите большие полотна со сложными рисунками.
2 Упражнение 2. Возьмите в каждую руку по карандашу и начинайте одновременно рисовать: правой – круг, левой – треугольник. Важно заканчивать обе фигуры в один момент. Также можно писать разные цифры или буквы.

Детальнее о сценическом внимании, этапах изучения этого актёрского навыка читайте в тематической статье нашего блога. Больше полезных упражнений для его развития можно найти здесь.

2

Ораторские способности

«Мы ненавидим театральность в театре, но любим сценичное на сцене… голос должен петь в разговоре и в стихах, звучать по-скрипичному, а не стучать словами, как горох о доску», – писал К. С. Станиславский. Умение выступать перед публикой, произносить речи, которые давно стали образцом риторики (а таких немало в драматургии) – важное качество не только для общественных деятелей или университетских лекторов. Одну и ту же речь можно произнести так, что все уснут, или наоборот будут ловить каждое слово. Многое зависит от оратора, поэтому каждому начинающему актёру важно развивать свою сценическую речь.

Сценическая речь – профессиональное средство выразительности актёра и театрального воплощения драматургического произведения.

Владение этим качеством важно ещё и с точки зрения риторики – как способность к речевой импровизации. Через мастерство говорить актёр передаёт зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа.

Одной из основ техники речи является чувство темпо-ритма, открытое и описанное К. С. Станиславским. Он заметил связь между ним и чувствами: «Ускорил темп – отвёл меньше времени для действия, для речи и тем заставил себя действовать и говорить быстрее. Замедлил темп – освободил больше времени для действия и речи…». Таким образом, меняя темп и ритм, актёр меняет и гамму своих чувств, переживаемых в данный момент.

Это открытие имеет для театра огромное значение, поскольку позволяет в ходе постановки через изменение темпо-ритма актёра управлять не только его чувствами, но и развитием сценического действия в целом, влиять на его плавность или, наоборот, бурность. Детальнее читайте в книге «Работа актёра над собой».

Также следует уделять внимание и развитию своего голоса, его звучания. Для этого нужно выполнять комплекс упражнений на постановку дыхания, артикуляцию, тональность, дикцию. Вот некоторые из них:

1 Упражнение 1. Развитие дыхания. Исходное положение: стоя, руки от плеча до локтя в горизонтальном положении (параллельно полу). От локтя вниз (предплечья и кисти) – висят вертикально. Вдох через живот, на выдохе выговариваем звук «п» и делаем круговое движение предплечьями и кистями, плечо остается зафиксированным. На следующий выдох делаем 2 круговых оборота, потом 3 и так до 6. Затем уменьшаем скорость с 6 до 1.
2 Упражнение 2. Дикция. Постарайтесь воспроизвести звук забивания гвоздя в стену, лошадиного топота по асфальту, спуска тетивы лука. У вас должен получится не банальный «цок», а что-то по образцу «свсы», «тзцу», «взси», другими словами – расчленяйте действие на звуки, которые слышите.

Другие упражнения ищите в профильной статье.

3

Воображение и способность мыслить творчески

Развитое воображение и творческие способности – качества нужные каждому актёру для умения «вжиться» в роль, «оправдать» персонажа предлагаемыми обстоятельствами, сыграть роль с текста. Это значительно сложнее, чем в случае с жизненной правдой, которая существует сама по себе и над которой человек никогда не задумывается. А. Н. Торцов писал: «Но когда этой действительности нет на подмостках, и там происходит игра, то создание правды и веры требует предварительной подготовки. Она заключается в том, что сначала правда и вера зарождаются в плоскости воображаемой жизни, в художественном вымысле, а потом они переносятся на подмостки». Другими словами, без сильного воображения актёр никогда не сумеет добиться чувства правды.

Чувство правды – это умение ощущать правдоподобность (реалистичность) совершаемого действия.

Оно связано в первую очередь с пониманием принципов человеческих поступков, логики и стимулов действий играемого героя. Во-вторых, это – способность актёра различать естественные эмоции и поведение от неестественных, причём не только чужие, но и свои собственные. Мешают развитию чувства правды «физические зажимы» – состояния, которые притупляют реализм и естественность (желание выделиться, скованность, самоконтроль). Избавляться от них, К. С. Станиславский рекомендовал в два этапа:

  1. Развитие правды простых физических действий. В жизни мы заливаем чай кипятком, размешиваем сахар, пьём, не задумываясь о природе этих действий, выполняя их автоматически. Простейшие физические действия понятны и близки каждому, поэтому стоит начинать именно с их тренировки в рамках сценической среды, постепенно двигаясь в сторону правдивости эмоций.
  2. Развитие логики и последовательности. Физические действия инстинктивны, но в театре события вымышлены и происходят, к примеру, за пару столетий до нашего времени, в связи с чем бытовые инстинкты дают сбой. Поэтому актёры должны подчинять свои действия логике и последовательности, выполняя их как в жизни, ведь без этого чувство веры развить не удастся.

Как уже говорилось выше, не последнюю роль в деле обеспечения чувства правды играют воображение и фантазия – качества, которые позволяют актёру объяснять и оправдывать действия своего персонажа. Искренность роли, переживаний и эмоций достигается не только благодаря эмоциональному отклику, но и способности поверить в поступки героя, встать на его место, чтобы понять их природу. Без этого хорошей правдивой игры не бывает.

Подробнее о чувстве правды читайте в этой статье.

4

Эмоциональная память

Память важна для актёра не только с точки зрения способности запомнить и воспроизвести текст (хотя это, без преувеличений, очень важно). Выше уже неоднократно отмечалось, что неотъемлемым атрибутом хорошей игры является способность к передаче эмоций героя, через которые раскрывается его внутренний мир, и, как результат, пьеса обретает художественную завершенность. Поэтому начинающему актёру стоит уделять внимание не только развитию памяти с целью запоминать большие объемы текстовой информации, но и учиться запоминать и воссоздавать эмоции и чувства.

Для этого нужно тренировать свою эмоциональную память – способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Пережитые и сохранённые в памяти чувства при репрезентации (воспроизведении) выступают в виде сигналов, которые влияют на нашу мимику, жесты, речь и другие элементы поведения.

Этот вид памяти очень важен при формировании личности любого человека, а тем более актёра. Все дело в том, что природа его переживаний такова, что во время игры нельзя жить такими же чувствами и эмоциями, как в реальной жизни. Жизненные и сценические эмоции различаются своим происхождением. Сценическое действие не возникает, как в жизни, в результате настоящего (непридуманного) раздражителя. Вспомнить любое чувство можно лишь потому, что оно знакомо нам из опыта. Это и называется эмоциональной памятью. Реальные жизненные переживания являются первичными, а вызванные эмоциональные переживания на сцене – это воспроизведение чувства вторично за счет памяти актёра.

Рекомендации по развитию эмоциональной памяти:

A Расширяйте эмоциональный кругозор. Станиславский требовал от своих учеников быть впечатлительными, стараться получать от жизни как можно больше впечатлений и внимательно следить за собой в наиболее яркие и полные чувств моменты.
B Проявляйте наблюдательность. Кроме собственных эмоций, следите также и за чужими, наблюдая за разными людьми и выявляя характерные для разных эмоций детали.
C Тренируйте память. Умение использовать специальные приёмы запоминания, мнемотехники разобраны в отдельном тренинге на нашем сайте, посвящённом развитию памяти.
D Учитесь воспроизводить эмоции, используя специальные приёмы, которые позволяют быстро освежить в памяти нужные чувства. К ним относятся якоря (или манки): внешние или внутренние стимуляторы реакции актёра. К примеру, большинство из нас легко воспроизведёт в своей памяти чувство влюблённости, если вспомнит свою первую любовь. Но стимуляторами эмоций может быть не только воспоминание, но и какой-то реальный объект, звук или даже запах. Подробнее о принципах воспроизведения эмоций читайте в следующем уроке по актёрскому мастерству.

С практическими упражнениями для развития эмоциональной памяти можно познакомиться здесь.

5

Сценическая свобода

Говорят, что умелого фехтовальщика всегда можно определить по тому, как он движется: его жесты плавные, но достаточно умелые, в каждом шаге видится уверенность, как и в любом движении – холодный расчёт. Такое представление, возможно, немного романтизировано, но отображает общую суть – люди разных профессий перемещаются по-разному. Не исключение и актёры: позы, жесты, даже банальная ходьба которых должны отличаться свободой.

Под свободой понимается естественное поведение актёра на сцене, когда он не играет, а живёт. Она приобретается в процессе развития такой составляющей актёрской техники как сценическое движение. И в системе Станиславского, и его последователями, в частности, В. Э. Мейерхольдом, движению отводилось место главного средства внешней техники актёра. При этом они утверждали, что каких-то особых методик обучения новичков искусству правильно двигаться нет: «Учить творческому применению движения нельзя, а можно лишь воспитывать нервно-физический аппарат в направлении, особенно выгодном для сценической работы».

В данном отношении актёру следует развивать такие качества как пластичность и контроль над мускульным напряжением. Пластика – красота движения, грация, выразительность артиста – внешний облик совершаемого движения. Контроль над напряжением позволяет актёру правильно выполнять движения – не механически, но и не подчеркнуто гиперболизировано или небрежно. Поскольку недостаток движения для современного человека стал явлением привычным, актёру нужно уделять должное внимание своему физическому состоянию. Вот несколько упражнений:

1 Упражнение 1. Научитесь танцевать. В обучении театральному искусству танцы – классический предмет. Ничто не развивает пластику лучше, чем вальс или полька.
2 Упражнение 2. Кукла-марионетка. Представьте, что вы кукла-марионетка, которая после представления висит на крючке в гримёрной. Постарайтесь изобразить позу максимально приближённо к положению куклы. А теперь представьте, что вас «повесили» за шею, далее за руку, плечо, и даже ухо – тело фиксировано в одной точке, всё остальное – расслаблено. Выполнение этого упражнения несколько раз в день поможет развить пластику тела и освободиться от мышечных зажимов.
3 Упражнение 3. Стойте на одной ноге так долго, сколько сможете. Обычно продлить это время помогает сосредоточение на воображаемом объекте. Можно, к примеру, мысленно пройти ежедневный путь из дома на работу или в магазин. От чрезмерной нагрузки мышцы через какое-то время расслабятся, и мышечное напряжение после возвращения в нормальное состояние пройдёт.

Другие упражнения описаны в отдельном материале.

Качества профессионального актера

Далее мы продолжаем разбирать актерские качества, но теперь сосредоточимся именно на тех, которыми должен обладать не просто хороший, а уже профессиональный актер.

6

Обаяние и харизма

Задумайтесь, как много актёров вы знаете всего и сколько из них можете назвать харизматическими. Не так и много, правда? Харизма – это свой стиль, то, что позволяет выделяться среди других, особенность и даже исключительность. Харизма – это когда роль, которую «примеряли» на себя сотни актёров, ассоциируется лишь с одним именем. Спросите любителей «бондианы» кто сыграл Джеймса Бонда лучше всех и большинство вам ответит – Шон Коннери.

Сейчас ошибочно бытует мнение, что актёр обязательно должен быть красивым. На самом деле это не так: он обязательно должен быть обаятельным. Вспомните Адриано Челентано, который своей игрой, манерой, стилем, влюбил в себя целое поколение, при этом, не обладая незаурядными внешними данными. Красота имеет значение, но далеко не так часто, как харизма и обаяние, превращающие хорошего актёра в лучшего.

7

Коммуникабельность

Актёрство – это непрерывный процесс общения. Это внутренний диалог с целью понять роль, профессиональная коммуникация с коллегами и отточенный навык вербального и невербального обращения к зрителю. Такова суть театрального искусства и ремесла актёра.

Развить коммуникативные навыки несложно, достаточно взять на вооружение три несложных закона общения:

  1. быть открытым и дружелюбным, формировать установку на взаимопонимание;
  2. улыбаться, проявлять истинный интерес к собеседнику;
  3. уметь слушать.

Соблюдать эти законы вполне просто. Для этого достаточно лишь помнить о них и стараться всегда следить за своими проявлениями.

8

Умение справляться со страхом

Фобия публичного выступления является одной из самых распространенных среди жителей США. Да и большинство из нас, наверное, испытывали чувство волнения, сталкиваясь с необходимостью выступать перед численной аудиторией (а иногда и перед парой человек). Актёрам ещё сложнее, ведь их выступление нельзя разбавить неформальными приёмами, к тому же, они связаны не только с произнесением речи. Поэтому хороший артист должен уметь справляться с волнением перед зрителем и сценой. Это качество нужно развивать в себе, тренируя не только профессиональные навыки, но и уверенность, сосредоточенность, стрессоустойчивость.

9

Психическая уравновешенность

Железные нервы нужны не только для преодоления страха перед сценой. Издержки профессии актёра таковы, что он постоянно находится в поле зрения режиссёра, публики, критиков, журналистов. Поэтому ему нужно уметь держать удар, адекватно воспринимать и реагировать на критику, поощрять конструктивность в ней, которая способствует развитию талантов и качеств, задаёт направление для совершенствования.

10

Трудолюбие и работоспособность

Съёмки и репетиции занимают очень много времени в жизни актёра и ему нужно быть готовым проводить значительно больше стандартного 8-часового рабочего дня на площадке, порой жертвуя отдыхом и личными интересами. Здесь не обойтись без терпеливости, выносливости и устойчивости в плане больших нагрузок.

11

Знание теорий, жанров и приёмов театрального искусства

Вряд ли вы бы доверили ремонтировать сантехнику человеку, который не понимает разницы между разводным и гаечным ключом. Аналогичная ситуация и с ремеслом актёра. Непосредственно на способность сыграть роль это влияет не критично, но стать профессионалом без багажа специальных знаний невозможно. И первый шаг для всех, кто хочет овладеть искусством перевоплощения – знакомство с видами и жанрами театрального искусства.

12

Музыкальные и хореографические навыки

Музыка развивает слух – учит слушать, улавливать темп и ритм, что необходимо для развития навыков сценической речи и не только. Не обойтись актёру и без хореографии, которая помогает развить пластику, добиться естественности, преодолеть скованность в движениях.

13

Вкус, эстетика, чувство гармонии

Драматург А. Н. Островский от своих актёров требовал развитого эстетического вкуса, без которого невозможно понять ни суть театра, ни природу персонажей. Без него, без чувства гармонии сам актёр не может понять красоту, максимально передать то, что требует образ и характер постановки. Эстетические способности угадываются в каждом аспекте техники – речи, движениях, эмоциональной наполненности игры.

14

Стремление совершенствоваться

Свои качества и навыки актёр должен развивать постоянно, прогрессировать от роли к роли, оставляя лучшее и избавляясь от ненужного. Дело здесь не только в конкурентной среде, где идёт постоянная борьба за главные роли и успех, но и в желании реализоваться, которое обязательно должно быть. Опыт обогащает эмоциональный багаж, а каждая роль – шаг выше в плане профессионального развития.

15

Честолюбие, стремление к успеху и славе, целеустремленность

Честолюбие – социально-психологическая черта человека, выражающаяся в стремлении совершать действия направленные на достижение целей, самореализацию. По сути – это устойчивый положительный мотив, заставляющий человека двигаться к своей мечте. Без любви к занятию, без осознания его значимости для себя и других, без желания делать то, что делаешь хорошо и постоянно прогрессировать, любая работа превращается в мучение, даже такая интересная как актёр.

Другие качества

Здесь речь пойдёт не совсем о качествах, а, скорее, о направленности развития личности для того, чтобы стать хорошим актёром:

1

Знание психологии. Психологи врачуют душу. Очевидно, что для этого нужно что-нибудь о ней знать. Некоторые из этих знаний необходимы и тем, кто мечтает стать хорошим актёром.

2

Ораторское мастерство. Выше мы указывали, что сценическая речь и риторика тесно взаимосвязаны. Занятия по технике речи являются обязательным предметом во всех без исключения театральных вузах. Поэтому, для составления более полной картины и получения необходимых знаний, рекомендуем пройти тренинг по ораторскому мастерству на нашем сайте.

3

Логическое мышление. Логика – это один из основных элементов внутреннего самочувствия артиста. Всё то, что в жизни совершается на основе бытовой логики инстинктивно, в театре – наигранно. Но актёр должен стремиться воссоздать логическую последовательность, не только в действиях, но и в мыслях, стремлениях своего героя. «Если все области человеческой природы артиста заработают логично, последовательно, с подлинной правдой и верой, то переживание окажется совершенным», – учил К. С. Станиславский.

4

Лидерство. Лидерскими качествами актёр должен обладать по ряду причин. Во-первых, быть лидером значит брать и нести ответственность за свои поступки, быть инициативным, всегда искать возможности достичь большего. Во-вторых, лидерство немыслимо без умения налаживать эффективную коммуникацию и строить отношения с окружающими, что очень важно в плане командной работы. В-третьих, главные роли – это довольно часто образы незаурядных личностей, лидеров, и понять их, а, следовательно, и сыграть лучше, может тот, кто имеет развитые лидерские качества.

На этом пора подвести итог уроку. Думаем, что рассмотренной информации вполне достаточно, чтобы понять, над чем стоит работать.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Теперь переходим к вопросу управления эмоциями.

1 Система Станиславского3 Управление эмоциями →

  1. Характер и характерность как элемент актёрского мастерства.

Характер
– это совокупность свойств личности,
присущей данному человеку.

Какие это
свойства:

глупый или умный, добрый или злой,
решительный или не очень, волевой –
безвольный, самолюбивый, или нет,
простодушный или хитрый и т.д.

Каждый человек
имеет свой неповторимый характер, такой
же уникальный, как отпечатки пальцев.

О характере
человека мы судим по его поступкам и по
его оценкам тех или иных жизненных
ситуаций, а выражается характер через
ХАРАКТЕРНОСТЬ.

Различают
характерность:

а) внешнюю
и б)
внутреннюю.

Внутренняя
характерность

выявляет душевные особенности человека:
как он мыслит (быстро – медленно, глубоко
– поверхностно), как чувствует
(темперамент), как принимает решения
(решительный – нерешительный) и т.д.

Внешняя
характерность

выявляет физические особенности: осанка,
комплекция, походка, дикция, жестикуляция
и т.д.

В сценическом
искусстве характерность образа выявляется
в особенностях
качества действия, осуществляемого
актёром на сцене.

От актёра требуется, чтобы
она была:

  1. органичной
    (живой);

  2. образной
    (т.е. результатом перевоплощения
    актёра).

Иногда
(в очень редких случаях) характерность
у актёра рождается спонтанно, непроизвольно,
как бы сама по себе (когда актёру удаётся
постигнуть внутреннюю сущность роли).

Гораздо чаще
актёру приходится искать
характерность его образа: дополнительно
изучать обстоятельства его жизни,
применять специальные приёмы для
присвоения себе и овладения особенностями
поведения действующего лица.

Постижение
характерности происходит с помощью
магического «если бы», постановки ряда
вопросов самому себе и ответа на них
действием – постепенным превращением
себя в другого (не теряя при этом в образе
самого себя,
чтобы питать свой образ своими
собственными

чувствами, эмоциями, физической энергией).

М.А.Чехов
предлагает нам дополнительные способы
постижения характера образа (через
приёмы «Воображаемое тело» и «Воображаемый
центр» – читайте об этом в его труде «О
технике актёра»).

Работая над
характерностью полезно не забывать,
что на характерность каждого человека
так или иначе влияют: характерность
врождённая, возрастная, национальная,
историко-бытовая, социальная,
профессиональная

и – особенно – индивидуальная.

Индивидуальная
характерность обретает иногда совершенно
исключительное значение, определяя
собой развитие конфликта (как, например,
у Сирано де Бержерака, у которого все
достоинства романтического героя
вступали в конфликт с длинным уродливым
носом, и это несоответствие делало его
несчастным и определяло его поступки
и отношения с окружающими).

Преодоление актёрской характерности.

Каждому актёру,
как любому человеку, свойственна его
собственная, человеческая характерность.
Она вредит образу. Как остроумно заметил
Кедров, «актёр
должен идти в роли от себя… и как можно
дальше».

Актёру нужно преодолевать на сцене свою
личную характерность, привычные интонации
и жесты – для этого необходимо в
совершенстве владеть мышечной свободой
и выдержкой.

Надо помнить,
что внешняя характерность нужна актёру
не сама по
себе
, не
как украшение роли,

а как
средство постижения его внутренней
характерностью, проникновение в сущность
роли.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Раскрыть перед зрителями характер персонажа и суметь развить его в течение сюжета – одни из самых сложных задач стоящих перед автором при написании сценария. Ведь очень успешные фильмы, где герои не меняются – это большая редкость. А уж популярных историй, где нет раскрытия характера персонажей и вовсе не существует.

Зрителю нравится понимать героя и следить за тем как он развивается и растет. А значит, задача сценариста обеспечить публику этим опытом.

Есть много разных способов и методов для раскрытия персонажа, но сегодня мы разберем один из самых простых подходов. А именно подход сценарного-доктора и теоретика Линды Сегер.

По ее мнению есть всего три способа, через которые можно раскрыть персонажа:

  • размышления
  • поступки
  • эмоции

Именно их мы сегодня и разберем.

Размышление, философия, нравственная позиция персонажа

Трехмерный персонаж обязательно должен иметь свое индивидуальное мировоззрение. Свою философскую и нравственную позицию, свое отношение к вере, смерти и другим сложным сентенциям. У каждого хорошего персонажа своя психология, внутренний мир, комплексы и желания. Без этого невозможно развить глубину персонажа.

Один из персонажей может верить в Бога. Второй – не верить в микробов, и считать, что их выдумали врачи, чтобы продавать таблетки. Ганди всю жизнь прожил пропагандируя ненасилие во всем. А для Гитлера было приемлемым уничтожать целые народы, но при этом он по этическим соображениям стал вегетарианцем. 

Каждый аспект мировоззрения дает оттенки формирующие личность. Поэтому автору, в любом случае нужно еще в самом начале работы над сценарием, коротко сформулировать для себя основы мировоззрения персонажа.

А вот как ее потом выразить?

Самый очевидный вариант – напрямую через диалог, на проверку оказывается самым сложным способом.

Красиво и просто вложить размышления, мораль или нравственные сентенции в слова героя очень сложно. Кроме того, такие сентенции в жанровом кино тормозят развитие сюжета. А значит, сложные вещи нужно пытаться вложить в очень короткие и емкие фразы. А это уже задача со звездочкой.

Поэтому, чаще всего размышления и философствования героев в фильмах – это либо набор заезженных пафосных клише, которые не нужно долго разжевывать, либо заумный, скучный монолог на несколько минут.

Конечно, всегда можно переписыванием и упрямством привести прямое философствование героя в удобоваримую форму. Но если, этот путь вас не прельщает – есть и другой подход.

Персонаж всегда может пояснить свое отношение к миру иносказательно, через зрительский аттракцион.

Сущность термина аттракцион в кинематографе заключается в развлечении зрителя. Таким образом, если вы хотите подать философию персонажа через аттракцион, вы должны придумать такой диалог, который одновременно и пояснял внутренний мир героя и веселил публику.

Чаще всего для этого используется два приема – визуализация и шутка.

Раскрытие внутреннего мира персонажа через визуализацию, можно найти, например, в фильме «Я худею» Алексея Нужного, Константина Майера и Николая Куликова. Там героиня понимает свои психологические проблемы благодаря сравнению с яблоком, которое сгнило с одной стороны. Эта метафора в лоб объясняет и персонажу, и зрителям все комплексы и внутренние проблемы героини.

Второй популярный способ – диалог-шутка. Например, если ваш персонаж не от мира сего. И окружающие думают, что он сумасшедший, он может долго рассказывать о своих сложных мировоззрениях с родными, а может уложиться в две фразы: «… меня теща с женой хотели в сумасшедший дом отдать. За убеждения. Видишь суслика?» — «Нет» — «И я не вижу. А он есть…» («ДМБ»).

Не путайте размышление персонажа в диалоге с его фразами вызванными эмоциональной реакцией. Такие реплики как «Я люблю тебя!», «Ты меня пугаешь!», «Видеть тебя не хочу» и тд, хоть и раскрывают персонажа, но относятся к другому разделу – эмоции.

Но в любом случае, Линда Сегер уверена, что в подавляющем большинстве случаев раскрытие персонажа через действие всегда более мощное, чем через диалог.

Действие или поступок

Поступки персонажа – основа любой истории в кино. Именно действия, самый честный источник знаний о герое для зрителя. На словах многие персонажи могут врать, недоговаривать или отмалчиваться, создавая вокруг себя образ совершенно другой личности. А в действии зритель всегда видит, какой герой на самом деле.

Именно поступки героя лучше всего помогают публике понять его мировоззрение, философию, психологию и нравственные ориентиры.

Ошибочное действие сразу оголяет все недостатки персонажа. Правильный выбор может показать его рост. Ну и, как уже было сказано выше: несоответствие действия словам, четко показывает, что персонаж врет.

В хорошем кино, понять персонажа можно совсем без слов. В качестве примера попробуйте посмотреть без звука «Пиратов Карибского моря» последить за поступками капитана Джека Воробья. 

Первая же сцена, которая, кстати, и в оригинале идет без слов, изумительно иллюстрирует насколько это неунывающий и находчивый персонаж. Ведь он добирается в порт на лодке в буквальном смысле доживающей свои последние минуты. Но он в этот момент доволен, он не сомневается, что доберется до берега и его совсем не смущают взгляды портовых жителей наблюдающих его фееричное прибытие.

Дальше по сюжету все поступки Джека будут такими же наглядными. И они все показывают его двойственную и аферистичную натуру. Он без раздумий бросается в океан спасать тонущую Элизабет. Но затем, точно также без раздумий использует ее как заложника, чтобы вырваться из плена…

Еще одно важное преимущество действия перед диалогом-размышлением, что оно двигает сюжет вперед, а не замедляет его. То есть, показывая поступки героя, сценарист одновременно и раскрывает характер персонажа и рассказывает историю.

Эмоциональный отклик

Третий способ раскрытия персонажа – его эмоции. Реакция героя на положительные или отрицательные моменты его жизни, очень много может о нем рассказать. 

Ведь именно на эмоциях может оголиться какая-то скрытая ранее черта характера. Или заостриться уже известная.
Один персонаж может переживать горе тихо, другой в этот же момент начнет выть и кричать от горя. Третий напьется, четвертый разозлится и сорвет свой гнев на окружающих людях или предметах. И точно также именно разница реакций на радостные события отличит сдержанного человека от эмоционального.  Покажет, действительно ли ему важно это событие или нет.

Каждая эмоция присуща только одному персонажу.

В современных массовых фильмах активных жанров (боевики, супергероика, фантастика, приключения и тд) именно этот способ раскрытия персонажа ущемляется больше всего. Эмоциональная реакция персонажа либо показывается очень коротко, и полностью сходит на нет за одну-две сцены, либо и вовсе вырезается из повествования.

Эмоции персонажа можно выразить тремя способами:

  • через диалог
  • через действие
  • через мимику актера

С точки зрения сценариста, конечно, будет безответственно сваливать все на актера, так что полностью возлагать эмоциональные моменты на мимику не стоит.

А вот что лучше действие или диалог? Если при иллюстрировании размышлений есть конкретный ответ, то здесь все не так однозначно. В разных ситуациях можно поступить по-разному. В одних сценах будет уместнее какое-то эмоциональное действие: топтание цветов, разрывание прочитанного письма и т.д. А в других эпизодах гораздо лучше и уместней будет эмоциональная реплика или даже целый диалог.

По мнению Линды, только проработка персонажа на всех трех уровнях поможет увидеть объем персонажа. В том числе и проиллюстрировать его изменение. Три этих уровня – взаимосвязана цепочка, где одно вытекает из другого. И задача сценариста дать зрителям проследить ее звено за звеном от начала до конца.

ХАРАКТЕРНОСТЬ

ХАРАКТЕРНОСТЬ

Через действия передается внутренняя жизнь, внутренний мир человеко-роли. По действиям и поступкам, говорил К. С. Станиславский, мы судим о людях, изображаемых на сцене, и понимаем, кто они, какова внутренняя характерность их образа. И чтобы создать эту внутреннюю характерность, надо найти «себя в роли» («я есмь» в предлагаемых обстоятельствах) и «роль в себе», а это значит, что надо найти в себе, воспитать и вырастить внутренние элементы, качества, необходимые для воображаемого образа. Для этого актеру необходимо точно определить характер действующего лица, найти его «зерно» (мировоззрение, мироощущение), эмоциональную сущность образа, так как поступки, действия складываются в зависимости от характера действующего лица. Возьмем, к примеру, сцену из пьесы «Перстенек» К. Паустовского, эпизод, где Медведь решает проучить Нюрку (действие третье, картина пятая).

Все участники сцены (люди) объединяются и выступают в защиту Нюрки (это творческая задача). Но так как характеры у них разные, то и поступки (действия) у них также разные. (Творческая задача реализуется разными действиями для каждого.) Так, например:

Конюх — дает совет, как действовать против Медведя, но от входной двери не отходит, — в опасные минуты, как говорит автор в ремарке, — он приоткрывает дверь, как бы желая удрать, но каждый раз передумывает и остается в лавке.

Сапожник — проявляет активность, налетая на Медведя: а) встает на защиту человеческих прав; б) настаивает на исполнении человеческого закона; в) требует подчиниться человеческому закону и т. д.

3. Анисья — пытается умилостивить, умаслить, задобрить Медведя: а) заискивает перед Медведем, низко ему кланяясь; б) подыгрывает Медведю, льстит ему и т. д.

Как видите, все поступки действующих лиц идут от характера каждого персонажа.

Но чтобы лучше донести до зрителя внутреннюю характерность, нужна еще внешняя характерность.

Внешняя характерность создаваемого образа часто рождается сама собой в результате правильно созданного внутреннего образа. Тогда и появляются типичные для образа действия, движения, походка, положение тела, речь и т. д.

«Пусть каждый добывает эту внешнюю характерность из себя, от других, из реальной и воображаемой жизни, по интуиции или из наблюдений над самим собой или другими, из житейского опыта, от знакомых, из картин, гравюр, рисунков, книг, повестей, романов или от простого случая — все равно. Только при всех этих внешних исканиях не теряйте внутренне самого себя».[152]

Актер в своем творчестве в любой роли прежде всего должен находить самого себя. «Душа человека, — говорил К. С. Станиславский, — необъятна, и в ней умещаются и „Лель“, и „Отелло“, и „Бальзаминов“. И в тот момент, как только вы ушли от себя, вы убили роль».[153]

Внешней характерности помогают костюм, грим, прическа, парики и т. д. Найденная актером внешняя характерность, в свою очередь, помогает ему схватить и углубить ускользающую внутреннюю характерность.

На одном из занятий с ассистентами К. С. Станиславский рассказывал, как у него не получалась роль Сотанвиля в пьесе «Жорж Данден» Мольера, и пошла она от удачного грима. Одна черта в гриме, объяснял он нам, придала какое-то живое, комическое выражение лица, и сразу что-то в нем точно перевернулось.

Все актеры, большие и малые, должны создавать на сцене образы, а не показывать самих себя зрителям. Для этого они должны перевоплощаться, быть характерными, типичными, жизненными.

«Без внешней формы как самая внутренняя характерность, так и склад души образа не дойдут до зрителя. Внешняя характерность объясняет, иллюстрирует и, таким образом, проводит в зрительный зал невидимый, внутренний, душевный рисунок роли.

Чаще всего, особенно у людей талантливых, внешнее воплощение и характерность создаваемого образа рождаются сами собой от правильно созданного внутреннего склада души».[154]

И Константин Сергеевич утверждал, что способность к духовному и внешнему перевоплощению есть первая и главная задача актера. «Характерность — та же маска, скрывающая самого актеро-человека. В таком замаскированном виде он может обнажить себя до самых интимных и пикантных душевных подробностей», «…обнаруживает под маской такие интимные секретные инстинкты и черты характера, о которых он боится заикнуться в жизни». «Это важные для нас свойства характерности». «Характерность при перевоплощении — великая вещь».

А так как каждый артист должен создавать на сцене образ, а не просто показывать себя зрителю, то перевоплощение и: характерность становятся необходимыми всем нам.

Другими словами, все без исключения артисты — творцы образов — должны перевоплощаться и быть характерными.

«Нехарактерных ролей не существует».[155]

Упражнения (на изучение и овладение внешней характерностью).

Изыскивая внешнюю характерность, типичные черты для данной характерности, нельзя терять себя, нужно оставаться самим собой. Действовать следует в определенных условиях данной физиологической жизни. Эти условия являются предлагаемыми обстоятельствами. Нельзя создавать на сцене характерные образы «вообще» (вообще купца, вообще аристократа и т. д.). «Все это штампы „вообще“ якобы создающие характерность. Они взяты из жизни, они попадаются в действительности. Но не в них суть, не они типичны».[156] Нужно «создание личности, индивидуальности».[157]

Природно-физиологическая характерность: старик, толстый человек, хромой (хромота бывает разная и проявляться она будет по-разному), человек, у которого нет ног, он передвигается на протезах, человек без руки, человек, у которого правая рука — протез, слепой, человек с физическим уродством, горбун, заика, глухой.

Профессиональная внешняя характерность: кузнец, печатник, шахтер, боксер, продавец, балерина, врач, военный (но не «вообще» военный, а пехотинец, танкист, артиллерист, матрос и т. д.).

Национальная внешняя характерность: туркмен, якут, француз, англичанин, эфиоп и т. д.

Внешняя характерность, оставшаяся у человека от его прошлого — купец, лавочник, трубочист, аристократ, священник, кучер, коробейник, помещик, нищий.

Ученики на личном опыте поймут, что нельзя делать эти упражнения, не изучив сначала самую природу данной внешней характерности, не изучив ее физиологических причин (физиологических причин ее движений, действий).

Надо не копировать внешнее поведение наблюдаемого человека, а изучать. Копия — не творчество. Надо предоставить ученикам время для изучения намеченной характерности и овладения ею. На каждом занятии вести просмотры выполненных заданий по характерности.

Избрав себе какую-то внешнюю характерность, нафантазируйте прошлое (как, когда, где вы, например, ослепли). Создайте предлагаемые обстоятельства и действуйте в них «сегодня, здесь» от своего имени. (Внутренняя характерность — эта ваша индивидуальная характерность.) Выполняя одиночные упражнения, берите несложные предлагаемые обстоятельства и простейшие действия (например, готовлюсь к приезду матери, сестры, друга).

Упражнение с партнером. Каждый берет себе какую-нибудь изученную им внешнюю характерность. Предлагаемые обстоятельства и действия, так же как и в предыдущем упражнении, должны быть простыми, например, встреча с приехавшими родными или почтальон приносит пенсию.

Овладению характерностью помогает темпо-ритм.

Как правильно передать характер персонажа

Актерам или даже менеджерам по продажам, а иногда попрошайкам, аферистам и артистам необходимо передавать тот или иной характер. Для того, чтобы полноценно вливаться в образ, точно передавать характер персонажа, нужно проводить немалую работу. Влияние характера на результат грандиозное, потому вниканию в роль стоит уделять особое значение.
Если речь идет о театре или кино, тогда характер актера не должен отражаться на характере персонажа. Однако, на деле происходит несколько иначе. Когда экранизируется или ставится на сцене известное литературное произведение, а чаще биографическое произведение, тогда Я актера должно отступать на второй план. Если же необходимо вжиться в роль пока еще неизвестного публике героя, тогда каждый актер или актриса стараются придать образу собственного очарования, привнести некоторые индивидуальные черты. Каждый исполнитель вносит в образ собственное понимание и представление. Так, иногда серийные убийцы становятся трогательными и нежными, а домохозяйки – алчными и жестокими.

Литературный герой и обложка. Характер произведения

Чтобы передать образ литературного героя, не достаточно просто прочитать произведение. Можно зачитать роман до дыр, но образ, характер своего персонажа так и останется непонятным. Стоит попробовать изучить рецензии на произведение, возможно, обратиться к экранизациям. Если подобные методы не помогают, тогда желательно максимально вжиться в его роль. Когда мы смотрим на потерянного Робинзона, нам хочется, чтобы актер театра или кино попробовал и прожил хотя бы день или час в подобных условиях. Тогда его понимание роли станет абсолютно иным. Но не все роли допускают подобные эксперименты, в противном случае, число убийц, воров и жуликов, а также влюбленных и героев неуклонно росло по мере выхода новых фильмов или театральных постановок.

Если же образ персонажа не только не встречался в литературе, но является абсолютной инновацией сценариста и требует особого актерского таланта для воплощения? Тогда стоит всматриваться в характер произведения, ведь завязка и сюжет несут в себе немало информации о персонаже, ее восприятии, действиях. Образ может быть достаточно стереотипным, однако детали, незначительные для многих действия станут решающими для окончательного характера. Не стоит удивляться, что многие гениальные актеры и всеми любые персонажи стали результатом забавных импровизаций и форс-мажоров, которые привели к появлению различных деталей или реплик. Однако важно максимально вчитаться в сценарий, постараться проиграть в мыслях все события, посмотреть при этом на своего персонажа, словно со стороны. Только так, методом тщательного анализа можно добиться качественной и тонкой передачи характера персонажа.

Добавить комментарий