Как археологи нашли помпею

Помпеи: как жил и умирал древний город

История раскопок Помпей

Помпеи — римская процветающая провинция, которая располагалась у подножья вулкана Везувий на территории современной Италии.

Сегодня здесь мало что напоминает о трагедии, произошедшей в 79 году нашей эры. Недалеко от дремлющего вулкана расположен итальянский город Неаполь, и несколько более мелких населенных пунктов. Сами Помпеи долгое время существовали только на страницах труда древне-римского историка Тацита. Также как и Троя, Помпеи считались городом порожденным художественным вымыслом.

Впервые Помпеи обнаружил итальянский инженер и архитектор Доменико Фонтана. Прокладывая канал от реки Сарно, его люди нашли под слоем грунта остов городской стены. Это случилось в 1592 году. Чуть меньше, чем через сто лет, при рытье колодца было обнаружено разрушенное здание, среди его стен читалась надпись «Помпеи». Изначально эта надпись была расценена как знак принадлежности к знаменитому римскому правителю Помпею, а сами руины считались его резиденцией.

Помпеи: как жил и умирал древний город

Только в 1748 году археологи начали работы по раскопкам. Руководитель экспедиции — Алькубьери собирался найти город Стабии. Он проводил археологические раскопки на том месте, где во времена Римской империи располагался город Геркуланум. В самих Помпеях археологи раскопали только три участка. Экспедиция под руководством Алькубьери действовала по-варварски. Из всех находок они отбирали только самые ценные, а все остальное уничтожалось. Ученые того времени не могли с этим смириться и потребовали, чтобы археологи более бережно относились к найденным вещам и добились своего. Благодаря этому сегодня, мы знаем довольно много о жизни в древнем городе, погребенным под слоем вулканических выбросов.

Археолог Вега руководил следующими раскопками. Они длились около сорока лет с 1760 года. Ученые вывозили грунт из раскопов, постепенно освобождая из под исторических слоев останки Помпей. Все находки оставались на тех же местах, где их нашли. Здесь уже тогда планировали сделать доступный для посещения музей под открытым небом. Впрочем, сами члены экспедиции все еще были уверены, что копают город Стабии. Только через три года, в 1763 году был обнаружен пьедестал статуи с надписью Помпеи. Теперь всем стало ясно, что археология стоит на пороге грандиозного открытия легендарного города.

Особое влияние на раскопки оказали правитель Неаполитании Иоахим Мюрат — один из маршалов Наполеона Бонапарта и младшая сестра французского полководца, вышедшая замуж за Мюрата — Каролина Бонапарт. В период с 1808 по 1814 года археологические исследования велись особенно активно.

Джузеппе Фиорелли — руководитель раскопок с 1863 года обнаружил в 1870 году, что под слоем вулканических пород находятся полости, оставшиеся после разложившихся тел жителей Помпей. Заливая их гипсовой смесью, его люди смогли получить фигуры посмертных поз людей и животных, погибших в Помпеях. На некоторых из них можно разглядеть даже черты лица, замершие в гримасе, сопровождающей агонию. Благодаря этому ученые смогли более точно восстановить картину смерти города.

На данный момент времени от человечества скрыто около 22% города Помпеи, а ученые продолжают раскопки и реставрацию.

Благодаря раскопкам мы теперь знаем, что Помпеи — не вымысел. Мы даже можем заглянуть сквозь века в историю и буквально увидеть как жил этот древний город, и каков бы образ его жизни.

Помпеи: как жил и умирал древний город

Жизнь в Помпеях до катастрофы

Помпеи были очень богатыми. Его жители, скорее всего, были довольно зажиточными. Они питались качественными продуктами и потребляли чистую воду, поступавшую по акведуку из источников. Об этом можно судить по прекрасному состоянию зубов в ротовых полостях скелетов, найденных в городе. Как и многие римские города того времени, Помпеи славились своими увеселениями. Граждане города проводили много времени в пирах и развлечениях. Была у жителей и сексуальная свобода, присущая в те времена римлянам. Например, мебель и украшения стен домов содержали в себе много элементов, которые не стоит показывать детям. Одно время находки из Помпей скрывались от общественности религиозными деятелями из-за того, что были слишком откровенными.

В городе площадью 12 квадратных километров было обнаружено 25 лупанариев, что сейчас можно назвать публичными домами. Некоторые из них находились на вторых этажах питейных заведений, чтобы клиентам не нужно было далеко ходить. Местные жрицы любви обычно были рабынями и пленницами. Чаще всего это были гречанки, но встречались и девушки из восточных стран.

Интимная жизнь Помпей, как и любого другого римского полиса, была максимально свободной. Здесь не осуждались однополые отношения, а также существовали праздники, заканчивающиеся массовыми проявлениями физической близости. Всю эту распущенность римляне унаследовали от греков, которые, кстати говоря, отлично себя чувствовали в составе империи.

В Помпеях процветала торговля. Во время раскопок был найден рынок. Наверняка именно сюда ходили жители города, чтобы что-то купить, а торговцы привозили необходимые товары из разных частей империи. Стоит отметить, что разветвленная структура дорог Римской империи стала прототипом современной дорожной системы Европы. Как бы это не прозвучало удивительно, но именно по римским дорогам прокладывались современные автомобильные трассы. Поэтому можно сказать, что наследие древнего Рима до сих пор живет и служит во благо.

Археологи нашли в Помпеях множество дорогих домов, в которых явно жили знатные люди. Благодаря надписям ученые очень подробно знают фамилии знатных родов, проживающих здесь.

Культурная жизнь города также была насыщенной. Археологи уже раскопали большой и малый театры, амфитеатр и даже сооружения, предназначенные для занятий гимнастикой.

Поскольку Римская империя была языческим государством, на территории всех крупных городов стояли несколько культовых сооружений. Например, в Помпеях обнаружены храмы Исиды и Юпитера.

Одним словом можно сказать, что город процветал, как и вся империя, но однажды эта роскошь была похоронена под потоками вулканических выбросов.

Хронология катастрофы, уничтожившей город

Катаклизм произошел в 79 году. До сих пор идут споры о том, в каком месяце случилось извержение вулкана. Это было либо 24 августа, либо 24 октября. На тот момент в Помпеях проживало около 20000 человек. Забегая вперед, можно сказать, что основная часть населения спаслась, ведь на данный момент найдено только около 2000 тел помпейцев. Установить точное количество погибших не представляется возможным, потому, как останки находят не только в городе, но и за его пределами. Но, скорее всего, никто из горожан Помпей, а также Стабии и Геркуланума — городов, погибших вместе с Помпеями, не предполагал, какая катастрофа ждет их впереди. Все дело в том, что за много лет до этого, в округе периодически стали происходить землетрясения. Самое сильное из них, которое состоялось 5 февраля 62 года, нанесло серьезный урон зданиям Помпей. Тацит даже увековечил этот катаклизм в своих трудах, что свидетельствует о том, что землетрясение было очень мощным. Также сам Визувий в то время был активен, но не извергался интенсивно. Поэтому многие помпейцы не придали значения началу смертельного извержения.

Помпеи: как жил и умирал древний город

В тот день, когда началось извержение город жил своей жизнью. Жители занимались привычными делами, когда вдруг над жерлом вулкана появилось облако. Оно постепенно надвигалось на Помпеи и вскоре полностью заслонило небо. Начало смертельного извержения сопровождалось серией землетрясений. Чуть позже начался дождь из вулканического пепла. Он оседал на улицах и домах. К этому моменту подземные толчки усилились настолько, что начала осыпаться штукатурка с домов, а на улицах стали переворачиваться повозки, но худшее было еще впереди.

Город накрыл дождь из камней, которые сыпались сверху, а на улицах все сильнее ощущался запах серы. Многие жители погибли из-за ядовитых паров, сопровождающих извержение Везувия.

Уже сейчас горожанам стало ясно, что нужно покидать город, пока это еще возможно. Скорее всего в этот момент начались паника и давка. Люди, бегущие по узким улочкам к гавани давили друг друга, желая поскорее уйти из опасной зоны. Убегая они несли с собой все самое ценное, но были и те, кто остался в своих домах. Впрочем, даже за пределами города жители не были в безопасности и продукты извержения вулкана настигали беглецов и там, о чем свидетельствуют тела, найденные в окрестностях Помпей.

Помпеи: как жил и умирал древний город

На второй день катаклизма началось само извержение вулкана. Из жерла Везувия начали течь лавовые потоки. Они накрывали город волнами. Именно сейчас те, кто еще был жив и предпочел остаться в домах, оказались заблокированными внутри помещений. На улице был очень горячий, обжигающий воздух, а двери в дома оказались запечатаны продуктами извержения. Оставшиеся внутри жители с этого момента обречены на гибель. Исходя из поз, в которых находились люди в момент смерти, можно сделать вывод, что все они вели себя по-разному. Кто-то все еще пытался покинуть город, но был застигнут последующими за первой волной потоками раскаленной вулканической породы. Например, на одной из улиц обнаружена целая группа людей. Среди них были дети, а их матери пытались до последнего не выпускать из рук своих чад. Одна из матерей погибла с ребенком на руках, пытаясь закрыть его собой от надвигающейся волны магмы. В такой позе и нашли их обоих. Кто-то из жителей к моменту смерти уже смирился со своей участью. Человек, чьи останки обнаружены на рыночной площади просто сидел на земле, подпирая голову руками. Как раз в этот момент стихия и настигла его. Некоторые жители Помпей предпочли провести последние моменты жизни в праздности. Есть спорная находка археологов: две фигуры лежат рядом. Один из людей уткнулся головой в грудь другого, а тот находится в такой позе, как будто утешает брата по несчастью. Долгое время ученые думали, что тела принадлежат двум девушкам, возможно, сестрам, но более тщательный анализ показал, что это два молодых человека. Одному из них чуть меньше двадцати лет, а другому за двадцать. Оба юноши не являются родственниками. Были ли они любовниками, друзьями или просто оказались в этот злополучный день в одном доме — до сих пор остается загадкой.

Другая интересная находка — пять человек, которые в день смерти оказались запертыми в доме. Эти люди пытались выбраться из помещения, пробивая дыру в стене, но погибли раньше, чем смогли покинуть жилище.

Помпеи: как жил и умирал древний город

Были в Помпеях и те, кто героически остался дома, не бросив близких людей. В одном из домов обнаружили два тела — женщину и мужчину. Сначала ученые думали, что это была семейная пара. Чуть позже выяснилось, что возраст женщины, которую смерть застала сидящей на полу в углу комнаты, существенно отличается от возраста второго человека. Другой скелет принадлежит молодому человеку с сильно поврежденными инфекцией костями. Скорее всего из-за недуга парень не мог ходить, а его останки лежали на кровати. Исследователи сделали вывод, что люди в этом доме — больной сын и мать, которая предпочла умереть рядом с родным человеком, вместо того, чтобы бросить его и сбежать.

Не все люди бежали из Помпей, некоторые из них наоборот пытались подойти ближе, чтобы помочь оставшимся в живых. Известно, что писатель Плиний Старший погиб как раз во время извержения Везувия. Он командовал флотом, который прибыл к берегам близ Помпей, и умер от отравления сернистым газом пытаясь приблизиться к городу на корабле.

На улицах Помпей найдено много трупов животных. В то время римляне держали не только скотину, но и собак. Один из псов, погибших в Помпеях вызывает особое чувство жалости. Хозяева привязали собаку на улице, но в спешке забыли отвязать. В итоге верный пес оказался в ловушке и его постигла неминуемая гибель. Также археологи находят в Помпеях множество тел хозяйственных животных — лошадей, коз и коров.

Помпеи: как жил и умирал древний город

За два дня на Помпеи обрушилось множество поражающих факторов: удушливый газ, камнепад, несколько потоков вулканического пепла. Город оказался законсервированным под трехметровым слоем вулканического пепла. Благодаря этому руины Помпей остались в прекрасном состоянии, а ценности, бытовые предметы и произведения искусства не тронуты мародерами. Всего в городе и его окрестностях найдено около двух тысяч тел людей, а это значит, что большинство горожан все-таки спаслось от катастрофы.

Благодаря сохранности, Помпеи являются одним из самых значимых памятников истории. Сейчас на месте, где стоял этот процветающий город находится музей под открытым небом. Сюжет этой катастрофы воспет писателями, поэтами, художниками и режиссерами. Одним из самых известных произведений искусства, посвященным гибели города является картина русского художника Карла Брюллова – «Последний день Помпеи». Сегодня ее можно увидеть в Государственном Русском музее в городе Санкт-Петербург. Если всматриваться в полотно, то можно заметить, что живописец очень хорошо передал атмосферу паники и ужаса царящих в Помпеях во время катаклизма. Это не удивительно, ведь художник лично побывал на месте раскопок, и именно после этого решил написать полотно, вдохновившись сюжетом катастрофы. Кинематограф также не обошел стороной историческую трагедию. Последний фильм, посвященный роковому извержению Везувия снят в 2014 году. В картине много художественного вымысла, но паника и ужас, на улицах города показаны во всех красках.

В итоге можно сделать вывод, что не смотря на весь ужас катастрофы и большое количество погибших, смерть города Помпеи внесла неоценимый вклад в науку и искусство. Архитектура Помпей и их жители навсегда останутся в истории, напоминая потомкам о беспомощности человека перед грозными проявлениями природы.

Древнеримский город
Помпеи
лат. Pompeii
Везувий и городская стена Помпей в 2010 г.
Везувий и городская стена Помпей в 2010 г.
40°45′02″ с. ш. 14°29′22″ в. д.HGЯO
Страна Италия
Область Кампания
Основан VII—VI век до н. э.
Разрушен 79 год
Причины разрушения извержение вулкана Везувий
Современная локация Помпеи, пров. Неаполь, Кампания, Италия
культурный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
№ 829-001 с 1997 года (21 сессия)
Название Археологические зоны – Помпеи, Геркуланум и Торре-Аннунциата
Регион Европа
Критерии iii, iv, v

Помпеи на карте

Помпеи

Помпеи

Помпеи на карте

Помпеи

Помпеи

Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Руины храма Юпитера на фоне грозного Везувия

Помпе́и (лат. Pompeii, итал. Pompei, неап. Pompei; греч. Πομπηία) — древнеримский город недалеко от Неаполя, в регионе Кампания, погребённый под слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия в 79 году н. э.

Сейчас — музей под открытым небом. Внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История[править | править код]

Недавние раскопки показали, что в I тысячелетии до н. э. существовало поселение близ современного города Нола и в VII веке до н. э. приблизилось к устью[1]. Новое поселение — Помпеи — было основано осками в VI веке до н. э. Их название скорее всего восходит к оскскому pumpe — пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланум героем Гераклом, тот, победив великана Гериона, торжественно прошествовал по городу.

Ранняя история города слабо известна. Сохранившиеся источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. Некоторое время Помпеи принадлежали Кумам, с конца VI века до н. э. находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей. При этом в 525 году до н. э. был построен дорический храм в честь греческих богов. После разгрома этрусков в Ките, Сиракузах в 474 году до н. э. господство в регионе вновь завоевали греки. В 20-е годы V века до н. э. вместе с другими городами Кампании были завоёваны самнитами[2]. В ходе Второй Самнитской войны самниты были разгромлены Римской республикой, а Помпеи около 310 года до н. э. стали союзниками Рима.

Город участвовал в восстании италийских союзных городов 90-88 годов до н. э., в ходе которого в 89 году до н. э. был взят Суллой, после чего ограничен в самоуправлении и сделан римской колонией Colonia Cornelia Veneria Pompeianorum. Занимал важное место на торговом пути «Виа Аппиа» (Via Appia), соединявшем Рим и Южную Италию. В Помпеях имели виллы многие знатные римляне. Существует доказательство того, что около 2000 римских ветеранов были размещены в большой огороженной территории в юго-восточной части города со своими семьями. Неизвестно, были ли эти части города изъяты у их владельцев для этой цели.

По сообщению Тацита[3], в 59 году н. э. произошло жестокое побоище между жителями Помпей и Нуцерии. Начавшись с перебранки во время гладиаторских игр на помпейской арене, конфликт перерос в драку, в которой верх одержали помпейцы, а среди нуцерийцев много людей погибли или получили увечья. После долгого разбирательства Сенат отправил виновников в ссылку и на 10 лет запретил проведение в Помпеях игр. Впрочем, уже в 62 году запрет был снят.

Гибель города[править | править код]

Предвестником извержения стало сильное землетрясение, произошедшее 5 февраля 62 года н. э.[4] и описанное, в частности, в «Анналах» Тацита. Бедствие нанесло большой урон городу, практически все постройки в той или иной степени были повреждены. Большая часть зданий была отремонтирована, однако некоторые сохранили повреждения до самой гибели города в 79 году[5].

Извержение Везувия началось днём 24 августа (по другим данным 24 октября[6][7]) 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты «Писем» Плиния Младшего[8]. Оно привело к гибели трёх городов — Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл. В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщей пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинуло город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший, из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы — у Стабии[9].

Раскопки города[править | править код]

Время исследования археологами частей города

Архитектор Доменико Фонтана, прокладывая в 1592 году канал от реки Сарно, обнаружил часть городской стены. В 1689 при постройке колодца нашли руины древнего здания, содержащие надпись со словом «Помпеи». Тогда, однако, посчитали, что это вилла Помпея Великого.

Раскопки начались лишь в 1748 году под руководством Р.-Х. Алькубьерре, который был уверен, что найденный им город — Стабии[8]. Основные работы в то время проводились в Геркулануме, в Помпеях были раскопаны только три не связанных друг с другом участка. Алькубьерре интересовали лишь представляющие художественную ценность находки, которые он отправлял в королевский музей в Портичи. Прочие находки уничтожались. Подобная практика была прекращена после протеста ряда учёных.

При управляющем Ф. ле Вега в 1760—1804 раскопки приобрели иной характер. Исследованные здания перестали засыпаться вынутым грунтом, его начали вывозить за пределы города. Открытые памятники реставрировали, находки, не отправившиеся в музей, оставляли на месте для всеобщего обозрения. Был разработан план экскурсионных маршрутов. В 1763 с обнаружением надписи на пьедестале статуи стало ясно, что погребённый под пеплом город — не Стабии, а Помпеи. Особенно активно раскопки велись в 1808—1814 годах при Мюрате. Важную роль в них играла Каролина Бонапарт.

С 1863 года раскопками руководил Джузеппе Фиорелли. В 1870 он обнаружил, что на месте тел людей и животных, погребённых под слоем вулканического пепла, вследствие истлевания останков образовались пустоты. Заливая эти пустоты гипсом, удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения. При нём раскопки впервые приобрели систематический характер.

Начиная с 1961 года, а особенно после землетрясения 1980 года, в городе ведутся практически одни реставрационные работы. В настоящее время около 20-23 % территории Помпей не раскопано[10].

Стили настенной живописи и фресок[править | править код]

Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий. Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временны́е рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться.

  1. Инкрустационный или структуральный (150—80 годы до н. э.) — характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма, часто встречаются репродукции греческих картин.
  2. Архитектурный стиль (80 год до н. э. — 14 год) — на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
  3. Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) — переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.
  4. Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) — появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее.

Городские сооружения[править | править код]

Форум[править | править код]

Помпейский форум являлся центром политической, экономической и религиозной жизни города. Его основу составляла площадь размером 38 на 157 м, окружённая в самнитскую эпоху портиком с дорическими колоннами, а римлянами вымощенная травертином. Она была способна вместить всё население города. Большая площадь была окружена второстепенными площадями, а также множеством зданий различного предназначения.

Базилика[править | править код]

Находится к югу от площади и открывается на неё двойным портиком с пятью входами. Была построена в 120-78 годах до н. э., имеет размеры 25 на 55 м. Центральная её часть являлась перистилем и обрамлялась 28 коринфскими колоннами диаметром 1,10 м и высотой около 10 м. Первоначально выполняла функции крытого рынка, с началом нашей эры становится зданием суда. Тогда же в глубине базилики был построен двухэтажный «трибунал», часть которого сохранилась до наших дней.

Стены базилики изнутри украшены двумя ярусами полуколонн. На стенах оставлено множество граффити, одно из них гласит: «О стена, удивляюсь, как ты до сих пор не рухнула под тяжестью такого количества надписей».

Здания муниципалитета[править | править код]

Три небольших здания в южной части форума. Внутри каждого находилась зала с нишами и апсидой, с облицованными мрамором стенами и украшенная статуями. Западное здание предназначалось для двух эдилов, восточное — для правивших городом дуумвиров. Центральное служило местом заседания муниципального совета (Ordo Decurionum).

Комиции[править | править код]

Комиции (место проведения голосований) располагались напротив базилики.

Здание Евмахии[править | править код]

Построено жрицей Евмахией в эпоху Тиберия (14—37 годы) для корпорации фуллонов (сукновалов), ткачей и красильщиков, составлявших основу экономики Помпей. По размеру здание не уступало базилике, в нём находились склады и велась торговля тканями. В дальней стене здания — три апсиды со статуями Ливии, Тиберия и Друза. Позади здания стояла статуя самой Евмахии (сейчас она выставлена в музее Неаполя).

Храм Веспасиана[править | править код]

Небольшой храм, посвящённый Гению Веспасиана, вход в который был оформлен портиком с четырьмя колоннами. Ко входу вели две лестницы по сторонам от подиума со статуей императора. Перед храмом находится алтарь, украшенный рельефами с изображением церемонии жертвоприношения быка. Некоторые исследователи полагают, что изначально храм был посвящён Августу, затем последовательно каждому правящему в данное время императору и, наконец, Веспасиану.

Храм Ларов[править | править код]

Построен после землетрясения 62 года н. э. (по другой версии, существовал и до этого, однако посвящался культу императора). Занимает площадь 18 на 21 м. В нескольких нишах находились статуи ларов, в центре — алтарь.

Вид на руины храма Юпитера с двумя триумфальными арками. Справа видны колонны портика здания Евмахии. На заднем плане — Везувий

Мацеллум[править | править код]

Мацеллум — крытый продовольственный рынок. Состоит из площади размером 37 на 27 м, в центре которой была ротонда с 12 колоннами, поддерживавшими крышу конической формы, под ним располагался бассейн для живой рыбы. Вокруг площади размещались небольшие магазины. В глубине мацеллума находятся три относительно больших зала, в центральном находились статуи сестры Августа Октавии и её сына Марка Клавдия Марцелла, по сторонам торговали рыбой и мясом.

Храм Юпитера[править | править код]

Главный храм Помпей возвышался в центре северной стороны форума. Построен в 150 году до н. э. (возможно на месте этрусского храма) на подиуме высотой 3 м, длиной 37 м и шириной 17 м. Двойная лестница ведёт к портику глубиной в 5 колонн и шириной в 6, за которым располагается зала, предназначенная только для жрецов. По сторонам она была украшена колоннадой, а в глубине в трёх нишах располагались статуя Юпитера времён Суллы (80-е годы до н. э.), от которой сохранилась лишь голова, а также статуи Юноны и Минервы. Пол выложен ромбовидными каменными плитами, создающими эффект объёмных кубов. В подвалах находилась сокровищница. Храм сильно пострадал во время землетрясения 62 года.

По сторонам от лестницы находились две триумфальные арки. Западная, вероятно, была посвящена Германику, а восточная была разобрана. Возле северной оконечности храма находится арка, посвящённая Тиберию, в её нишах, обращённых на форум, находились статуи Нерона и Друза.

Храм Аполлона[править | править код]

Наряду с дорическим храмом на треугольном форуме это древнейший храм Помпей. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его 575—550 годами до н. э. Предположительно во II веке до н. э. он был перестроен, тем не менее сохранил характерную черту греческой архитектуры: колоннаду по всему периметру храма.

Храм обращён главным входом на базилику, окружён портиком, расписанным сценами из Илиады. Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Пол выполнен в той же технике, что и пол храма Юпитера. Перед лестницей — алтарь. Сохранились также бронзовая статуя Аполлона и бюст Дианы (оригиналы в музее Неаполя, в Помпеях копии). Слева от алтаря во времена Августа воздвигнута ионическая колонна для солнечных часов.

Храм Фортуны Августа и арка Калигулы[править | править код]

Находится в конце улицы Форума, идущей от арки Тиберия на северо-запад. Небольшой храм с фасадом из 4 коринфских колонн был построен на средства дуумвира Марка Туллия на собственной земле. Внутри храма несколько ниш для статуй Августа, членов его семьи и, возможно, самого Туллия.

За храмом улица Форума продолжается как улица Меркурия. В её начале установлена триумфальная арка Калигулы (правил в 37—41 годах н. э.), сложенная из кирпича и облицованная травертином (остатки облицовки сохранились только у основания). Рядом с аркой найдена конная статуя императора, вероятно, находившаяся на ней.

Другие здания[править | править код]

К юго-западу от храма Юпитера находились общественные уборные, склады для торговли зерном (сейчас в них хранятся археологические находки) и весовая — место хранения эталонов римских единиц измерения, по которым проверялись те, что использовали торговцы на форуме.

Комплекс общественных зданий в районе театров[править | править код]

Треугольный форум[править | править код]

Площадь треугольной формы, окружённая колоннадой из 95 ионических колонн. В северном углу находились пропилеи с 6 ионическими колоннами, на востоке соединяется с Самнитской палестрой, Большим театром и, по длинной лестнице, с Квадрипортиком.

На площади расположен греческий храм VI века до н. э. (т. н. дорический храм), посвящённый Гераклу, мифическому основателю города. Храм имел размеры 21 на 28 м, выстроен из туфа, с южной стороны к нему вела узкая лестница. Позади храма находились солнечные часы. Со всех сторон окружён колоннадой: 7 колонн по короткой и 11 по длинной стороне.

Самнитская палестра[править | править код]

Согласно посвятительной надписи, построена дуумвиром Вивием Виницием во второй половине II века до н. э.. С трёх сторон она окружалась портиком, в южной стороне располагался пьедестал, где проводились церемонии награждения, с западной стороны пристроены бытовые помещения. Из-за своих маленьких размеров, к эпохе Августа перестала вмещать всех желающих, после чего была построена Большая палестра.

Храм Исиды, фото 1870 года

Храм Исиды[править | править код]

В центре двора, окружённого портиком с коринфскими колоннами, на высоком цоколе стоял храм Исиды конца II века до н. э., восстановленный после землетрясения 62 года от имени 6-летнего Попидия Цельсиния его отцом Попидием Амплиатом, надеявшимся таким образом способствовать будущей политической карьере сына.

Фасад храма оформлен портиком в 4 колонны в ширину и 2 в глубину. По сторонам находились ниши со статуями Анубиса и Гарпократа. Также в храме была ёмкость с водой из Нила.

Храм Юпитера Мейлихия[править | править код]

Храм построен ещё в III—II веке до н. э. и посвящён Зевсу, однако был перестроен и передан культу Юпитера в 80-е годы до н. э. По форме идентичен храму Исиды, однако имеет более глубокое внутреннее святилище. Выполнен из туфа, облицован мрамором.

По другой гипотезе, базирующейся на некоторых находках на территории храма, он был посвящён Асклепию.

Квадрипортик[править | править код]

Квадрипортик (площадь с портиком) служил местом, где собиралась публика театров до начала спектакля и во время антрактов. После землетрясения 62 года, разрушившего казармы гладиаторов в северной части города, под казармы приспособили квадрипортик. Здесь найдено оружие, ныне хранящееся в Национальном музее Неаполя.

Большой театр[править | править код]

Большой театр, ставший культурным центром города, был построен в III—II веках до н. э., с использованием природного склона для размещения сидений для зрителей. При Августе театр был расширен архитектором Марком Арторием на средства Марка Олкония Руфа и Марка Олкония Целера путём создания надстройки над уровнем земли, поддерживающей верхние ряды мест. В результате он стал способен вместить до 5 000 зрителей. Мог быть накрыт навесом: кольца для него сохранились до наших дней.

Нижние несколько рядов (ima cavea) предназначались для знатных горожан. Два балкона над боковыми входами, также построенные Марком Арторием, — для жриц и организаторов представлений. Сцена была декорирована колоннами, карнизами и статуями, датируемыми временем после 62 года.

Малый театр[править | править код]

Одеон, построенный в 80 году до н. э. дуумвирами Марком Порцием и Квинктом Валгом, был покрыт четырёхскатной черепичной кровлей. 4 нижних ряда отделялись от верхних 17 высоким парапетом, от которого сохранилась левая (относительно сцены) часть. Театр вмещал около 1500 зрителей, на его сцене проходили музыкальные представления и комедии[11].

Зрительные места в амфитеатре

Амфитеатр и Большая палестра[править | править код]

Амфитеатр в Помпеях, вмещавший 20 000 зрителей, был построен около 80 года до н. э. одновременно с малым театром теми же дуумвирами. Имеет размеры 135 на 104 м и в настоящее время является древнейшим известным амфитеатром. Отличается от остальных тем, что входы в него находились в верхней части зрительного зала, а также отсутствием подвальных помещений: выход гладиаторов на арену осуществлялся через коридор прямо с улицы. Через второй коридор выносили раненых и убитых.

Места для зрителей (cavea) делились на три уровня: первый (ima), ближе всего к арене, включал в себя 5 рядов ступеней и предназначался для знатных зрителей. Второй уровень (media) состоял из 12 рядов, третий (summa) из 18. Самая верхняя часть, отделённая от других зон, в которую вели собственные лестницы, со времени Августа предназначалась для женщин.

Сверху амфитеатр мог быть накрыт тентом, защищавшим зрителей от солнца и дождя.

Большая палестра была построена в римскую эпоху, когда Самнитская палестра перестала отвечать потребностям растущего города. Предназначалась для гимнастических упражнений и спортивных мероприятий. Представляла собой площадь 130 на 140 м, окружённую с трёх сторон портиком с ионическими колоннами. Четвёртая сторона выходила на амфитеатр, где находились входы в палестру, разрушенные землетрясением 62 года и восстановленные в технике opus latericium. В центре находился бассейн (37 на 4 м) глубиной от 1 м на западе до 3 на востоке. В южной части — туалеты, очищаемые водой бассейна. Северная стена рухнула при катастрофе 79 года и была восстановлена археологами.

На одной из колонн была найдена христианская криптограмма.

Термы[править | править код]

Стабиевы термы[править | править код]

Самые большие, древние и хорошо сохранившиеся термы города, построенные в III веке до н. э. Комплекс терм располагался вокруг большого трапециевидного перистиля палестры с беговой дорожкой и бассейном 15x8x1,5 м[12]. Рядом находились комнаты для натирания маслом и песком (для борьбы). Стены палестры оформлены в четвёртом стиле, сохранились фигуры Зевса, Геракла и Сатира.

Мужские бани имели вход как с улицы, так и с палестры. Вначале вошедший попадал в аподитерий — раздевалку со сводами, украшенными фресками эпохи Флавиев (амуры, вакханки, трофеи), мраморными сидениями и нишами для хранения одежды. Далее следовал тепидарий (тёплые бани), слева от которого находился фригидарий — зал с бассейном с холодной водой. За тепидарием был кальдарий с бассейном горячей воды и ёмкостью с холодной.

Аподитерий мужского отделения Стабиевых терм

Женские бани не имели фригидария (бассейн с холодной водой находился в раздевалке), но включали в себя лаконик — парилку, наподобие сауны. Между банями были печи с холодной, горячей и очень горячей водой.

Термы форума[править | править код]

Самые маленькие, однако самые изящные термы Помпей. Предназначались в основном для гостей города, а не его жителей. Построены дуумвиром Луцием Цезием в I веке до н. э. Вход с улицы Форума вёл в палестру мужского отделения. Оттуда, а также с улицы Терм, можно было пройти в аподитерий, оттуда — во фригидарий или же в тепидарий и далее в кальдарий с двумя ваннами. Женское отделение состояло лишь из раздевалки, тепидария и кальдария, а также небольшого внутреннего садика. На стенах сохранились фрески, например «Атланты» тепидария. Интересен фригидарий, напоминающий баптистерий эпохи Возрождения.

Центральные термы[править | править код]

Заложены сразу после землетрясения 62 года н. э., однако к 79 году так и не был завершён бассейн, а портик палестры даже не начат. Трубы, по которым подавалась вода, уже существовали, однако печи так и не сложены. Имели полный набор залов, однако лишь в одном экземпляре (без деления на мужское и женское отделения).

Пригородные термы[править | править код]

Располагались в 100 метрах за Морскими воротами на искусственной террасе. Из-за своего положения были найдены и разграблены уже в древности. Интересной их особенностью являются большие окна с видом на море. Бассейны декорированы фресками с изображением водопадов и горных пещер, а также мозаиками. Однако наибольшую известность термы получили из-за 16 эротических фресок в четвёртом стиле (в их числе единственное известное древнеримское изображение лесбийского секса), найденных в начале 1990-х в аподитерии. Их наличие породило гипотезу, что в здании на втором этаже функционировал лупанарий, что, однако, отвергается археологами, изучавшими термы, и большинством историков.

Лупанарий[править | править код]

Лупанарий, тем не менее, присутствовал в городе. Он был обнаружен в 1862 году, с тех пор несколько раз реставрировался. Последняя реставрация закончилась в 2006 году[13], предпоследняя — в 1949. Это двухэтажное здание с пятью кубикулами (спальнями) на каждом этаже. В прихожей стены у потолка покрыты фресками эротического характера. В кубикулах нижнего этажа — каменные ложа (покрываемые матрацами) и граффити на стенах[14][15].

Помимо лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2—8 ассов. Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.

Производственные здания[править | править код]

Пекарня в Помпеях: видны мельницы и печь

Обеспечение пищей[править | править код]

В Помпеях обнаружены 34 пекарни, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортировавшие свою продукцию в соседние поселения. Наиболее известны пекарня Попидия Приска и пекарня на улице Стабий, в которой сохранилось 5 ручных мельниц. Жернова двух типов: один неподвижный конусовидный (meta), другой в форме песочных часов без дна и крышки (catillus), надевавшийся на него сверху. В полость верхнего жёлоба засыпалось зерно, и он приводился в движение рабами или волами. Изготовлены жернова из вулканических пород. Многие пекарни не имели прилавков для продажи хлеба, либо поставляя его оптом, либо разнося по домам или продавая на улице с рук.

Также в Помпеях производился рыбный соус «гарум», который в больших количествах шёл на продажу в другие города. Раскопан целый цех по его приготовлению, в котором сохранились амфоры для перевозки продукта. Технология состояла в следующем: рыбу, очищенную от костей и растёртую, выдерживали в солёной (морской) воде в течение нескольких недель. Часто к ней добавляли зелень, пряности, вино. Приправляли им самые разнообразные блюда.

В Помпеях была развита система термополиев (всего насчитано 89 заведений), снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеях не имели кухни).

Ремёсла[править | править код]

Одним из важнейших ремёсел в городе было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти, которое осуществлялось в Древнем Риме фуллонами (fullones). Особенности технологии позволяли им заниматься также стиркой одежды горожан.

Наиболее широко известна помпейская сукновальня Стефания — перестроенный под мастерскую жилой дом. Фуллоны валяли и отмывали шерсть от пота животного и грязи в яйцеобразных чанах, которых у Стефания было три. Там же производилась очистка грязной одежды. В качестве моющего средства использовали соду или постоявшую одну-две недели мочу, которые омыляли жир, находящийся в ткани. Ёмкость для сбора мочи, например, стояла в здании Евмахии на Форуме. Бросив шерсть или очень грязную ткань в чан, фуллон топтал его ногами (saltus fullonicus — танец фуллонов, как назвал этот процесс Сенека).

Затем шерсть и ткань следовало тщательно прополоскать в больших ёмкостях, которых у Стефания также было три. Относительно чистые и деликатные вещи в его сукновальне стирали в бывшем имплювии его тосканского атрия. Помимо этого, в сукновальне стояли ёмкости для отбеливания и покраски вещей. Осуществлялось здесь и глажение одежды, для туник даже имелся особый пресс.

В другой сукновальне (всего их в Помпеях 18), расположенной на улице Меркурия, найдены фрески, пролившие свет на весь технологический процесс фуллонов[16].

Жилые дома[править | править код]

Оригиналы большинства произведений древнеримского искусства (фресок, мозаик) выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя. В самих домах находятся копии.

Дом Трагического поэта[править | править код]

Является типичным римским домом II века до н. э. и знаменит своими мозаичными полами и фресками, изображающими сцены из греческой мифологии. Находится напротив терм Форума. Назван по выложенной в полу мозаике репетиции трагического спектакля. У входа в дом выложена мозаика с изображением собаки и с надписью «Cave Canem» («Берегись собаки»). По сторонам входа находились торговые помещения.

Стены атрия были украшены изображениями Зевса и Геры, сценами из Илиады. Фрески перемещены в Археологический музей Неаполя.

Дом Хирурга[править | править код]

Один из древнейших помпейских жилых домов, выстроенный в IV—III веках до н. э. Получил название из-за того, что в нём обнаружены многочисленные хирургические инструменты[17]. Фасад сложен из известняковых блоков, внутренние стены выполнены в технике opus africanum (вертикальные конструкции из положенных друг на друга чередующихся вертикальных и горизонтальных блоков, между которыми стена выкладывалась более мелкими камнями или кирпичами). Сохранились фрески в первом и четвёртом стиле.

Дом Фавна[править | править код]

Богатый дом, занимающий пространство между четырьмя улицами — инсулу (40 на 110 м), площадью 3000 м² — это самый роскошный дом в Помпеях. Дом Фавна принадлежал семейству Кассиев. Но есть также версии, что он был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.

На пороге главного входа в дом выложена мозаичная надпись «HAVE» (здравствуй)[17], отсюда можно было пройти в этрусский (тосканский) атрий, сохранивший до наших дней имплювий (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды) с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна, давшей имя дому. Небольшие мозаичные панно вмонтированы в полы жилых комнат. Второй вход располагался восточнее и вёл во второй, тетрастильный (с крышей, поддерживаемой 4 колоннами), атрий, предназначенный, видимо, для гостей. По фасаду дома располагалось несколько лавок. В этой же части были сосредоточены хозяйственные помещения и комнаты, куда допускались посторонние. Перистиль с колоннами предназначался для гостей и людей, пришедших с визитами.

Перистиля также два: малый и большой. К востоку от малого перистиля находились бытовые помещения: кладовая, кухни и небольшие частные бани. Из большого перистиля запасной выход вёл на улицу. Между перистилями находились триклинии и гостиная со знаменитой мозаикой, изображающей битву Александра Македонского с Дарием III.

Перистиль дома Веттиев, вид со стороны большого триклиния

Дом Веттиев[править | править код]

Небольшой, однако богато украшенный дом, принадлежавший торговцам-вольноотпущенникам Авлу Веттию Конвиве и Авлу Веттию Реституту. Настенная роспись выполнена после 62 года в четвёртом стиле. Через вход и вестибюль, где находится известная фреска с изображением Приапа, можно попасть в атрий, стены которого украшены фризами с амурами и психеями. Два крыла атрия украшены медальонами с головой Медузы и Силена (справа) и фреской с дерущимися петухами (слева). Ещё один вход ведёт сюда с улицы через хозяйственные постройки.

Справа располагается второй маленький атрий с ларарием (отдельным святилищем). Прямоугольный в плане перистиль перпендикулярен направлению главного входа. Он украшен дорическими колоннами и настенной живописью. Перистиль полностью восстановлен, по оставшимся следам воссозданы даже клумбы. В перистиль открывается триклиний, стены которого расписаны амурами, подражающими деятельности людей. Видны сцены торговли, гонок на колесницах, обработки металлов, ткачества, сбора винограда, празднеств. Там же большое количество фресок, иллюстрирующих эпизоды мифов, изображения богов. В зале слева от перистиля — юный Геракл, душащий змей.

Дом Позолоченных Амуров[править | править код]

Граффити на стене дома называет его владельцем Поппея Абито, родственника Поппеи, второй жены Нерона.

Перистиль, вероятно, использовался для проведения театральных представлений: одна из колоннад приподнята наподобие сцены. Между колоннами были подвешены медальоны и маски. Сад перистиля наполнен бюстами и барельефами, в северной его части находится ларарий, в южной — святилище Исиды. Таблиний и триклинии украшены фресками по мотивам греческих мифов. В стену одной из комнат вставлены диски с амурами на золотых листьях.

Дом Менандра[править | править код]

Большой дом (1800 м²), включавший в себя бани, конюшни, торговые помещения. Атрий был расписан сценами охоты и пейзажами. В гостиной, выходящей в атрий, — сцены падения Трои. В одной из ниш перистиля хорошо сохранившееся изображение Менандра, от которого и получил имя весь дом. В полуподвале в 1930 году найдено более сотни серебряных предметов обихода и большое число монет.

Настенная роспись дома Лорея Тибуртина

Дом Лорея Тибуртина[править | править код]

Вход в дом находится в нише, перед дверью поставлены две скамьи. По сторонам от входа два торговых помещения. Росписи в атрии остались незаконченными. В комнатах — ложные окна с нарисованным видом на сад. На перистиль выходит домашнее святилище Дианы. Занимал почти всю инсулу, однако большая часть его площади отведена под сад с каналами и фонтанами. Место в конце ближайшего к дому канала отведено под летний триклиний. Здесь находятся фрески с изображением Пирама, Фисбы и Нарцисса, подписанные Lucius pinxit (изобразил Луций).

Дом исследован в 1916—1921 годах В. Спинаццолой. Своё название он получил от двух предвыборных лозунгов, найденных на стенах здания: один призывал голосовать за Лорея, второй — за Тибуртина. Владельцем же дома был Октавий Квартио (Octavius Quartio), чья бронзовая печать была в нём найдена. Некоторые историки предпочитают именовать дом «домом Октавия Квартио»[18].

Дом Моралиста и дом Пинария Цериале[править | править код]

Дом моралиста находится неподалёку от дома Лорея Тибуртина. Назван так из-за надписей в летнем триклинии (белым по чёрному):

  1. Держать в чистоте ноги и не пачкать бельё и постели,
  2. Уважать женщин и избегать непристойных речей,
  3. Воздерживаться от гнева и от драк.

В конце заключение: «В противном случае возвращайтесь к себе домой».

По соседству расположен дом Пинария Цериале, принадлежавший ювелиру. При его раскопках было найдено более сотни драгоценных камней.

Дом Юлии Феликс[править | править код]

Занимает одну из самых больших инсул города, однако лишь треть её застроена, 2/3 представляют собой сад. Часть дома с банными помещениями сдавалась внаём.

Дом Сада Геркулеса (Дом Парфюмера)[править | править код]

Это был относительно маленький дом. Вход вёл в коридор, по сторонам которого были две кубикулы и который завершался в атрии. За атрием находилось ещё несколько комнат и огромный сад, разбитый в I веке до н. э. на месте 5 подобных домов. В саду помещался ларарий со статуей Геркулеса, от которой весь дом и получил название.

Раскопан в 1953—1954 годах, однако лишь в 1972—1974 годах в результате исследований сотрудников Мэрилендского университета[19] обнаружено, что сад предназначался для выращивания растений, из которых производились духи и благовонные масла. Возможно, здесь также делали гирлянды из цветов. В результате этих исследований дом получил второе имя — дом Парфюмера.

Городские укрепления[править | править код]

Стены Помпей имеют длину 3220 м, в них 7 ворот (существование восьмых спорно). Построены по всему своему периметру уже в VI—V веке до н. э. (тогда большая часть укреплённой площади ещё не была застроена, а занята садами и огородами) из известняка и туфа, внутри заполнены землёй. При самнитском господстве с внутренней стороны была сделана насыпь, позволяющая защитникам подниматься на вершину стен и обеспечивающая им дополнительную прочность. В III веке до н. э. эта насыпь укреплена камнем. 12 башен с наиболее уязвимых северной и восточной сторон были добавлены во II — начале I века до н. э.

Геркуланские (или Соляные) ворота были полностью перестроены в эпоху Августа, потеряв защитные функции и став более похожими на трёхпролётную триумфальную арку. Между ними и Везувианскими воротами на городской стене видны повреждения, нанесённые осадными орудиями Суллы.

Водоснабжение[править | править код]

Помпеи с древности испытывали проблемы с водоснабжением. Грунтовые воды находились под городом на глубине почти 39 метров, поэтому колодцы хоть и существовали, но были немногочисленными. Отчасти решению проблемы способствовало наличие почти в каждом доме имплювия — бассейна для сбора дождевой воды, однако положить конец недостатку воды смог лишь построенный во времена Августа акведук (по большей части проходивший под землёй), доставлявший в Помпеи воду из источников в Серино в количестве около 6500 м³/день. Акведук вёл к резервуару (castellum aquae), расположенному у Везувианских ворот в наивысшей точке города (42 м над уровнем моря). Круглый в плане резервуар имеет диаметр 6 м и сверху перекрыт куполом. Находится он в четырёхугольном здании, с южной стороны декорированном тремя арками.

К водопроводу были подсоединены дома только самых богатых горожан, остальные набирали воду из фонтанов (в настоящий момент их найдено 42), расположенных в разных частях города. Из резервуара у Везувианских ворот вода поступала в город по трём свинцовым трубам диаметром 30 см: первая предназначалась для фонтанов, вторая для терм и третья для частных владений. При недостатке воды последние две трубы могли быть перекрыты.

Улицы[править | править код]

Бортовой камень в Помпеях

Пешеходный переход на улице в Помпеях

В бортовых камнях на улицах Помпей можно встретить круглые сквозные отверстия, служившие для привязывания повозок.

Поскольку системы канализации в Помпеях не было, то все нечистоты выливались прямиком на улицы, поэтому тротуары делались на более высоком уровне, чем проезжая часть улицы, а поперёк улицы устанавливалось подобие пешеходного перехода — высокие камни с плоской верхней поверхностью, чтобы пешеход мог перейти на другую сторону улицы, не испачкавшись в грязи; одновременно такие камни могли послужить преграждением продвижению по улицам враждебных чужеземцев, чьи повозки имели бы скорее всего иную ширину колеи.

Виллы за Геркуланскими воротами[править | править код]

Вилла Диомеда[править | править код]

Стояла на склоне, поэтому на уровне первого этажа жилых помещений, сгруппированных вокруг атриума и перистиля, находилась терраса, окружавшая большой парк. По её краям возвышались башенки, с которых можно было любоваться морем. В центре парка находился бассейн, возле него — летний триклиний для обедов на открытом воздухе. В подвалах под галереей устроен винный погреб.

Вход в виллу вёл прямо в перистиль, слева от которого находился второй маленький перистиль и банные помещения. Через таблиний можно было попасть в выполнявшую функции триклиния крытую террасу, откуда открывался вид на море.

Исследована в 1771—1774, приписывается Аррию Диомеду, чья гробница находится напротив входа. На вилле найдено 20 тел погибших при извержении, в том числе женщин и детей, из них 18 в подвале[20], двое у двери, ведущей из сада к морю; у одного из них найдено золотое кольцо, серебряный ключ и 1356 сестерциев.

Вилла Мистерий[править | править код]

Основана во II веке до н. э., после чего несколько раз расширялась, в частности в 60 году до н. э. Главный вход был обращён к дороге, ведущей от Геркуланских ворот. В настоящее время он раскрыт не полностью, поэтому вход на виллу осуществляется со стороны моря. Вдоль дороги находились сельскохозяйственные помещения, в том числе комната с прессом для винограда.

Вход, настолько широкий, что по нему могла проехать повозка, вёл в перистиль. К юго-востоку от него помещался двор с ларарием и тетрастильный атрий, из которого можно было попасть в бани. С юго-западной стороны с перистилем соединялся тосканский атрий, из него, а также частично из перистиля, двери вели в многочисленные комнаты, украшенные фресками во втором и третьем стилях. Вилла открывалась к морю террасой-ротондой с двумя портиками по сторонам.

В таблинуме, соединяющем тосканский атрий с ротондой, сохранились фрески на египетские мотивы. Названа вилла по получившим широкую известность фрескам в одной из комнат к югу от атрия, где изображается, по наиболее распространённой версии, посвящение в дионисийские мистерии, по другой — обряд венчания[17][20].

Панорама[править | править код]

Панорама раскопок древнего города Помпеи, 2014 год. На заднем плане виден вулкан Везувий.

Помпеи в искусстве[править | править код]

Стиль ампир в значительной степени возник под влиянием римских находок из Помпеи.

Астрономия[править | править код]

  • В честь Помпеи назван астероид (203) Помпея, открытый 25 сентября 1879 года германо-американским астрономом К. Г. Ф. Петерсом в обсерватории Клинтона, США

Кино[править | править код]

  • «Последние дни Помпеи» (Италия, 1913)
  • «Последний день Помпеи» (Gli ultimi giorni di Pompeii, 1926)
  • «Последние дни Помпеи» (Италия—ФРГ, 1959)
  • «Pink Floyd: Live at Pompeii» (Великобритания, 1972)
  • «Последние дни Помпеи» (США, Великобритания, Италия, 1984)
  • «Помпеи» (Италия, 2007)
  • «Голый барабанщик» (группа Vesuvies, c песней Pompeii Nights, 2008)
  • «Огни Помпеи (Доктор Кто)» (выпуск сериала, Великобритания, 2008)
  • «Помпеи» (США, Германия, 2014)
  • «Помпеи: Апокалипсис» (Apocalypse Pompeii) (США, 2014)
  • «Помпеи: новые секреты» (Pompeii: New Secrets Revealed with Mary Beard) (Великобритания, BBC, 2016)
  • «Блеск и слава Древнего Рима», 2 серия: «Помпеи — руины империи» (документальный фильм, Корея, 2013)

Компьютерные игры[править | править код]

  • В игре «Darkest of Days» (2010) события последнего уровня разворачиваются в Помпеях во время извержения вулкана Везувий.
  • В игре «TimeScape: Journey to Pompeii» (2000) (разработчик — DreamCatcher Interactive Inc.) действие сюжета происходит в Помпеях до и во время разрушения.
  • В игре «Painkiller: Overdose» местом действия первого уровня также является разрушаемый извержением вулкана город Помпеи.

Живопись[править | править код]

  • «Последний день Помпеи» — картина Карла Брюллова
  • В начале XIX века сад Мюнхенской резиденции был украшен в третьем стиле живописи из Помпей.
  • В начале XVIII века изображения с фресок из Геркуланума и Помпей украшали даже веера[21].

Литература[править | править код]

  • Под впечатлением полотна Брюллова «Последний день Помпеи» Эдвард Бульвер-Литтон написал роман «Последние дни Помпеи».
  • «Везувий зев открыл» — стихотворение Пушкина
  • Новелла Теофиля Готье «Аррия Марцелла»
  • Роман Роберта Харриса «Помпеи»
  • Роман Евгении Тур «Последние дни Помпеи»

Музыка[править | править код]

  • Live at Pompeii — фильм-концерт группы Pink Floyd, снятый в амфитеатре Помпей (1972);
  • «Последний день Помпеи» — песня группы Stigmata;
  • «Pompeii» — песня группы E.S. Posthumus;
  • «Cities in Dust» — песня группы Siouxsie and the Banshees;
  • «Последний день Помпеи» — песня группы Эскалада;
  • «Pompeii» — песня группы Bastille;
  • «The burning of Rome (Cry For Pompeii)» — песня группы Virgin Steele;
  • «Последний день Помпеи» — песня, исполняемая Сергеем Лазаревым.

Музеи[править | править код]

  • «Вилла Гетти» — музей в Малибу

Примечания[править | править код]

  1. Старое поселение. Дата обращения: 19 августа 2010. Архивировано из оригинала 1 января 2011 года.
  2. Питер Коннолли «Греция и Рим» энциклопедия военной истории. Дата обращения: 19 августа 2010. Архивировано из оригинала 30 августа 2007 года.
  3. Тацит Анналы, XIV, 17
  4. Patterns of Reconstruction at Pompeii. www2.iath.virginia.edu. Дата обращения: 20 декабря 2018. Архивировано 17 мая 2014 года.
  5. Page-3 | Visiting Pompeii | World Features (недоступная ссылка — история). Archaeology.co.uk. Дата обращения: 19 августа 2010. Архивировано 24 января 2012 года.
  6. Итальянский археолог уточнил дату гибели Помпеи. Дата обращения: 5 марта 2019. Архивировано 6 марта 2019 года.
  7. Найденная в Помпеях надпись может скорректировать дату извержения Везувия. Дата обращения: 5 марта 2019. Архивировано 6 марта 2019 года.
  8. 1 2 Краткая история Помпей. Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано 29 мая 2013 года.
  9. Как писал в своём письме его племянник Плиний Младший, «от густых испарений ему перехватило дыхание и закрыло дыхательное горло» — см. Письма, VI, 16. Архивная копия от 15 февраля 2010 на Wayback Machine
  10. termoservice.com.ua. Строительство, ремонт. termoservice.com.ua. Дата обращения: 20 декабря 2018. Архивировано 20 декабря 2018 года.
  11. Michael Vickers. Pompeji // Kunst und Kultur alter Völker. Rom. — Erlangen: Karl Müller Verlag, 1991. — С. 59—71.
  12. Термы. Дата обращения: 6 мая 2014. Архивировано 6 мая 2014 года.
  13. В Помпеях открыт Лупанарий. Travel.ru. Дата обращения: 20 декабря 2018. Архивировано 20 декабря 2018 года.
  14. Sarah Levin-Richardson Sex, Sight, and Societas in the Lupanar, Pompeii Архивная копия от 20 ноября 2012 на Wayback Machine // Stanford University, January 2005.
  15. McGinn, Thomas «Pompeian Brothels and Social History». Pompeian brothels, Pompeii’s ancient history, mirrors and mysteries, art and nature at Oplontis, the Herculaneum «Basilica» // JRA supplement 47, 2002. pp. 7-46.
  16. Подробнее см. Сергеенко М. Е. Простые люди древней Италии Архивная копия от 1 июля 2007 на Wayback Machine — Изд-во «Наука». Москва — Ленинград, 1964. Глава 7 Архивная копия от 27 сентября 2007 на Wayback Machine
  17. 1 2 3 Помпеи и Геркуланум. Дата обращения: 24 августа 2010. Архивировано из оригинала 21 июля 2012 года.
  18. Aviasales.ru. Поиск дешевых авиабилетов. Aviasales.ru. Дата обращения: 20 декабря 2018. Архивировано 20 декабря 2018 года.
  19. Wilhelmina F. Jashemski «The Garden of Hercules at Pompeii» (II.viii.6): The Discovery of a Commercial Flower Garden // American Journal of Archaeology, Vol. 83, No. 4 (Oct., 1979), pp. 403—411
  20. 1 2 Berry, Joanne. Houses and Society // The Complete Pompeii (англ.). — P. 154—185.
  21. Складной веер в России и Европе XVIII века. Дата обращения: 14 сентября 2010. Архивировано из оригинала 20 ноября 2012 года.

Литература[править | править код]

  • Кривченко В. И. Помпеи. Геркуланум. Стабии. — М.: Искусство, 1981. — 224 с. — (Города и музеи мира). — 50 000 экз.
  • Кривченко В. И. Помпеи. Геркуланум. Стабии. — 2-е изд., доп. — М.: Искусство, 1985. — 224 с. — (Города и музеи мира). — 50 000 экз.
  • The World of Pompeii : [англ.] / Edited by Pedar Foss, John J. Dobbins. — Routledge, 2007. — 704 p. — ISBN 978-0-415-17324-7.

Ссылки[править | править код]

  • Помпеи: шаг за шагом
  • Pompeii official web site (англ.)
  • Herculaneum/Pompeii/Stabiae Website (англ.)
  • Pompeiana.org — a website devoted to the archaeology of Pompeii (англ.)
  • Последний день расписали по часам
  • Вулканологи восстановили последние сутки одной семьи из Помпей
  • Pompei, 79 dopo Cristo. La città com’era prima dell’eruzione (итал.)
  • Помпеи: карта, описание регионов и всех важных построек города, история

Что мы знаем о древнем городе Помпеи? История рассказывает нам о том, что когда-то этот процветающий город вмиг погиб со всеми жителями под лавой проснувшегося вулкана. На самом деле история Помпей очень интересна и наполнена большим количеством деталей.

Основание Помпей

Помпеи – это один из древнейших римских городов, который расположен на территории провинции Неаполь в области Кампанья. С одной стороны побережье Неаполитанского залива (который ранее назывался Куманским), а с другой – река Сарн (в древности).

Помпеи история

Как же были основаны Помпеи? История города рассказывает, что основан он был древним племенем оски еще в 7 столетии до нашей эры. Эти факты подтверждают фрагменты храма Аполлона и дорический храм, архитектура которых соответствует периоду, когда были основаны Помпеи. Стоял город как раз на пересечении нескольких путей – в Нолу, Стабии и Кумы.

Войны и подчинение

В 6 столетии до нашей эры Помпеи были завоёваны племенем этрусков, а немного позднее – греками из города Кумы.

В 343-290 годах до нашей эры проходили Самнитские войны, где город выступал союзником Рима. В том же статусе Помпеи находились и во время Второй Пунической войны, которая проходила в 218-201 годах до нашей эры.

А вот во времена Союзнической войны Помпеи стали на сторону противников Рима, и случилось так, что позднее они превратились в римскую колонию, созданную Луцием Корнелием Суллой в 80 году до нашей эры.

Это была не первая его попытка покорить Помпеи. В 89 году до нашей эры Сулла вел осаду города во времена войны, но он устоял и был укреплен дополнительно 12 башнями. Но вскоре город был покорен и заселен ветеранами Союзнической войны по приказу Суллы.

Помпеи история города

С тех пор Помпеи стали морским портом, через которые происходили поставки товаров в Рим и Италию по Аппиевой дороге. Также город являлся важным центром по производству вина и оливкового масла.

Помпеи: история процветания города

Могучее это было поселение. В период с первого столетия нашей эры и вплоть до года своей гибели наиболее ярко процветали Помпеи. История города гласит, что в те годы были построены все базовые типы сооружений, которые были характерны для римского города тех времен: храм Юпитера, базилика, крытый рынок товаров. Разумеется, в Помпеях были выстроены культурные и административные здания.

В городе было 2 театра, один из которых, меньший, был крытым и использовался как одеон. Сохранился амфитеатр (наиболее древний среди всех известных истории), который был рассчитан на 20 тысяч зрителей, а также 3 термы.

Город украшался разнообразными скульптурами и шедеврами искусства, улицы были мощеные. Но в то время подходила к концу жизнь поселения Помпеи, история города (дата гибели была всё ближе).

Также в Помпеях было множество жилых домов, лавок, которые были названы в честь определенных событий, личностей или же произведений, например – Вилла Мистерий, Дом Фавна, Дом Менандра, Дом Эпиграммы.

Владельцы богатых домов украшали своё жилье различными фресками и мозаиками.

и история Помпеи фото

Землетрясение в Помпеях – предвестник конца

Процветающим и красивым был город Помпеи. История гибели его ужасна. И орудием массового поражения стал вулкан Везувий.

Первым предвестником надвигающейся катастрофы стало землетрясение, которое произошло 5 февраля 63 года до нашей эры.

Сенека в одном из своих трудов отмечал, что поскольку Кампанья была сейсмически активной зоной, такое землетрясение для неё не редкость. И землетрясения происходили и ранее, но сила их была совсем маленькой, жители к ним просто привыкли. Но в этот раз ожидания превзошли все ожидания.

Тогда в трех соседствующих городах – Помпеях, Геркулануме и Неаполе – очень пострадали строения. Разрушение было таким, что за последующие 16 лет дома не удалось восстановить полностью. Все 16 лет шли активные восстановительные работы, реконструкции, косметические ремонты. Также в планах было возвести несколько новых зданий, к примеру, Центральные термы, которые до дня гибели Помпеи завершить так и не удалось.

Гибель Помпей. День первый

Жители пытались восстановить Помпеи. История гибели города свидетельствует о том, что катастрофа началась в 79 году до нашей эры, днем, 24 августа и продолжалось 2 дня. Извержение, как до тех пор считалось, спящего вулкана уничтожило всё. Тогда под лавой погибли не только Помпеи, но и еще три города – Стабии, Оплонтия и Геркуланум.

Днём над вулканом появилось облако, состоявшее из пепла и пара, но на него никто особого внимания не обратил. Немного позднее облако закрыло небо над всем городом, и на улицах начали оседать хлопья пепла.

Продолжались толчки, идущие из-под земли. Постепенно они усиливались до такой степени, что переворачивались повозки, с домов осыпались отделочные материалы. Вместе с пеплом затем с неба начали падать камни.

Улицы и дома города заполняли удушливые сернистые пары, многие люди просто задыхались в своих домах.

Помпеи история гибели города

Многие пытались покинуть города с ценными вещами, а другие, кто был не в силах оставить своё имущество, погибали в руинах своих домов. Продукты извержения вулкана настигали людей и в общественных местах, и за чертой города. Но все-таки большая часть жителей смогла покинуть Помпеи. История подтверждает этот факт.

Гибель Помпей. День второй

На следующий день воздух в городе стал горячим, произошло само извержение вулкана, уничтожившее лавой всё живое, все строения и имущество людей. После извержения было очень много пепла, который покрыл весь город, толщина слоя пепла достигала 3 метров.

После катастрофы на место событий прибывала специальная комиссия, которая констатировала «смерть» города и то, что он не подлежит восстановлению. Тогда еще можно было на том, что осталось от улиц бывшего города, встретить людей, которые пытались отыскать своё имущество.

Вместе с Помпеями погибли еще города. Но обнаружены они были только благодаря находке Геркуланума. Этот второй город, находившийся также у подножия Везувия, погиб не от лавы и пепла. После извержения вулкан, как и пострадавшие города, покрылся трехметровым слоем камней и пепла, которые угрожающе нависали, как лавина, что может сойти в любой момент.

И скоро после извержения пошел проливной дождь, который снес толстый слой пепла со склонов вулкана и толщей воды с пылью и камнями обрушился прямо на Геркуланум. Глубина потока составляла 15 метров, поэтому город был заживо погребен под потоком с Везувия.

Как были найдены Помпеи

Истории и рассказы о страшных событиях того года долго передавались из поколения в поколение. Но спустя несколько столетий люди потеряли представление о том, где же находился погибший город Помпеи. История гибели этого города постепенно начала лишаться фактов. Люди жили своей жизнью. Даже в тех случаях, когда остатки древних строений находили люди, например, копая колодцы, никто уже и подумать не мог, что это частички древнего города Помпеи. История раскопок началась только в 18 столетии и косвенно связана с именем Марии Амалии Христины.

Это была дочь короля Августа Саксонского Третьего, которая покинула Дрезденский двор после замужества с Карлом Бурбонским. Карл был королём обеих Сицилий.

Помпеи история раскопок

Нынешняя королева была влюблена в искусство и с большим интересом осматривала залы дворца, парки и другие свои владения. И однажды она обратила внимание на скульптуры, которые были ранее найдены перед последним извержением вулкана Везувия. Некоторые из этих статуй были найдены случайно, а другие – с подачи генерала д`Эльбефа. Королева Мария была настолько поражена красотой скульптур, что попросила супруга отыскать для неё новые такие.

Последний раз на то время Везувий извергался в 1737 году. Во время этого происшествия часть его вершины взлетела в воздух, склон остался обнажен. Поскольку вулкан уже полтора года не проявлял активности, король согласился начать поиски скульптур. И стартовали они с того места, где когда-то закончил поиски генерал.

Поиск статуй

Раскопки проходили с большими трудностями, поскольку необходимо было разрушить толстый (15 метров) слой затвердевшей лавы. Для этого король использовал специальные орудия, порох, силу рабочих. В конце концов рабочие наткнулись на что-то металлическое в искусственных шахтах. Так были найдены три больших обломка бронзовых коней гигантского размера.

После этого было принято решение обратиться за помощью к специалисту. Для этого был приглашен маркиз Марчелло Венути, который был хранителем королевской библиотеки. Далее было найдено еще три мраморных статуи римлян в тогах, туловище бронзового коня, а также расписанные колонны.

Обнаружение Геркуланума

В тот момент стало понятно, что дальше будет еще больше. Королевская чета, прибыв на место раскопок 22 декабря 1738 года, освидетельствовала обнаруженную лестницу и надпись, гласящую, что некий Руфус на свои средства возвёл театр Theatrum Herculanense. Специалисты продолжали раскопки, поскольку знали, что театр обозначает наличие города. Там было множество статуй, которые водным потоком принесло на заднюю стену театра. Так был обнаружен Геркуланум. Благодаря этой находке удалось организовать музей, равных которому на то время не было.

А вот Помпеи находились на меньшей глубине, чем Геркуланум. И король, посоветовавшись с начальником своего технического отряда, принял решение перенести раскопки, учитывая заметки ученых относительно местоположения города Помпеи. История-то отмечала все памятные события руками ученых.

и история Помпеи

Раскопки Помпей

Итак, поиск Помпей начался 1 апреля 1748 года. Спустя 5 дней был найден первый фрагмент стенной росписи, а 19 апреля – останки человека, из рук которого выкатилось несколько серебряных монет. Это был центр города Помпеи. К сожалению, не догадываясь о важности находки, специалисты посчитали, что нужно искать в другом месте, и засыпали это место.

Немного позднее был найден амфитеатр и вилла, которую позднее назвали Домом Цицерона. Стены этого здания были красиво расписаны и украшены фресками. Все предметы искусства были изъяты, а вилла тотчас засыпана обратно.

После этого на 4 года раскопки и история Помпеи были заброшены, внимание перешло на Геркуланум, где был найден дом с библиотекой «Вилла деи Папири».

В 1754 году специалисты снова вернулись к раскопкам города Помпеи, к его южной части, где была найдена античная стена и остатки нескольких могил. С тех пор за раскопки города Помпеи взялись активно.

Помпеи: альтернативная история города

Сегодня все же существует мнение, что год гибели Помпей – выдумка, основанная на письме Плиния Младшего, который якобы описывает извержение вулкана, Тациту. Тут возникают вопросы о том, почему в этих письмах Плиний не упоминает ни названия городов Помпеи или Геркуланум, ни того, что именно там жил дядя Плиния Старшего, который и погиб в Помпеях.

Некоторые ученые опровергают тот факт, что катастрофа произошла именно в 79 году до нашей эры, ввиду того что в разных источниках можно встретить информацию об 11 извержениях, случившихся в период с 202 по 1140 годы нашей эры (после случая, разрушившего Помпеи). А следующее извержение датируется только 1631 годом, после чего вулкан оставался в активном состоянии вплоть до 1944 года. Как видим, факты говорят о том, что вулкан, который был активно действующим, уснул на 500 лет.

Помпеи в современном мире

Очень интересными сегодня остаются история города Геркуланум и история Помпеи. Фото, видео и различные научные материалы можно найти в библиотеке или интернете. Множество ученых-историков все так же пытаются разгадать загадку древнего города, максимально изучить его культуру.

и последний день Помпеи история

Многие художники, в т. ч. и К. Брюллов, кроме прочих своих работ, изобразили и последний день Помпеи. История такова, что в 1828 году К. Брюллов побывал на местах раскопок и еще тогда сделал наброски. В период с 1830 по 1833 годы создавался его художественный шедевр.

Сегодня город был максимально восстановлен, он является одной из самых известных памяток культуры (наравне с Колизеем или Венецией). Город раскопан еще не полностью, но множество строений доступны к осмотру. По улицам города можно гулять и любоваться красотой, которой более 2000 лет!

«Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя широко развилось, как боевое знамя», — писал о гибели Помпей выдающий русский поэт Александр Пушкин. На фото: картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
/

Wikimedia Commons/Public Domain

Учёные считают, что Помпеи возникли на месте поселения древнего италийского племени осков в VIII веке до н. э. В дальнейшем город попадал под влияние различных древнегреческих полисов и местных племён. В 80 году до н. э. он стал римской колонией
/

ГМИИ им. А.С. Пушкина, фонд А.В. Живаго

Помпеи были обнесены стенами с восемью воротами и многочисленными оборонительными башнями. Большая часть города имела упорядоченную планировку
/

ГМИИ им. А.С. Пушкина, фонд А.В. Живаго

Городская застройка Помпей включала в себя храмы, два театра, термы, а также многочисленные винные лавки, пекарни и жилые здания. За городскими стенами располагались некрополи и виллы местной знати
/

ГМИИ им. А.С. Пушкина, фонд А.В. Живаго

В 79 году н. э. Помпеи и находящийся неподалёку приморский город Геркуланум были уничтожены в результате извержения вулкана Везувий
/

ГМИИ им. А.С. Пушкина, фонд А.В. Живаго

Долгое время историки, опираясь на свидетельства античных авторов, полагали, что Помпеи погибли летом, однако последние данные, полученные археологами, свидетельствуют, что это, скорее всего, произошло осенью. На одной из стен обнаружили надпись, сделанную углём 17 октября 79 года
/

ГМИИ им. А.С. Пушкина, фонд А.В. Живаго

В XVIII веке жена короля Неаполя и Сицилии Карла Бурбона Мария Амалия Христина заинтересовалась предметами старины, которые случайно находили в районе Везувия, и попросила мужа организовать раскопки. Монарх поручил это дело военному инженеру Рокко Хоаккино де Алькубиерре
/

ГМИИ им. А.С. Пушкина, фонд А.В. Живаго

6 апреля 1748 года участники раскопок обнаружили роскошно расписанную стену, а 19 апреля — останки погибшего горожанина и драгоценные монеты. При этом де Алькубиерре, не имевший глубоких исторических знаний, считал, что обнаружил древнеитальянский город Стабии
/

ГМИИ им. А.С. Пушкина, фонд А.В. Живаго

Первых организаторов и участников раскопок больше интересовали не исторические исследования, а драгоценные артефакты. Поэтому археологические изыскания велись сначала бессистемно
/

ГМИИ им. А.С. Пушкина, фонд А.В. Живаго

Планомерные исследования Помпей профессиональными археологами начались в 1860-е годы. По оценкам специалистов, город на сегодняшний день открыт примерно на 3/5
/

ГМИИ им. А.С. Пушкина, фонд А.В. Живаго

Из-за того, что Помпеи погибли очень быстро, археологи сделали на территории города ряд открытий, позволяющих понять особенности быта жителей древнеримского города — например, приготовления хлеба и стирки белья
/

ГМИИ им. А.С. Пушкина, фонд А.В. Живаго

Находили археологи в Помпеях и клады. При раскопках виллы Пизанелла они обнаружили в 1895 году остатки сундука, в котором хранились золотые и серебряные изделия, а также около тысячи золотых монет-ауреусов. Предметы из этого клада пополнили коллекции Лувра и Британского музея
/

ГМИИ им. А.С. Пушкина, фонд А.В. Живаго

Ужасающие находки археологов в Помпеях

Когда я увидела гипсовые изваяния людей в Помпеях, подумала, что это статуи. И лишь потом прочитала надпись около экспонатов.

 
Помпеи. Город, полностью покрытый пеплом при извержении Везувия в 79 году

Сейчас Помпеи – музей под открытым небом. Музей человеческого горя. В 79 году из-за извержения вулкана Везувия город был полностью погребён под вулканическим пеплом.

 

В 19 веке в Помпеях начались раскопки

В 19 веке начались раскопки древнеримского города. В слоях пепла археологи нашли пустые места. Когда одну из пустот залили гипсовым раствором, получился… человек! 

 
Когда одну из пустот археологи залили гипсовым раствором, получился… человек!

За столетия после трагедии тела людей полностью разложились, и на их месте образовались пустоты. С помощью гипса археологам удалось воссоздать, в каких позах люди встретили смерть.


Дети, взрослые, животные – археологи смогли воссоздать позы, в которых они встретили смерть

Вы представляете? Например, этот малыш спал себе спокойно, когда вулканический пепел накрыл город!

После трагедии в Древнем Риме говорили, что это кара небесная жителям Помпей.Они славились на всё государство своим извращённым образом жизни. 

И находки археологов это подтверждают. Подробнее об этом напишу в следующей статье. Не пропустите!

Иван Кузнецов

13 мая 2023

Добавить комментарий