Как быстро найти корни без дискриминанта

Во-первых, квадратные уравнения могут быть неполными, то есть в них может отсутствовать один из коэффициентов b или c.

В этом случае метод решения такой:

1) Если нет обоих коэффициентов (например, 8x² = 0), то нетрудно догадаться, что корень у этого уравнения один и он равен 0.

2) Если нет коэффициента b (например, 4x² – 4 = 0), то переносим коэффициент c в правую часть и делим на множитель при x².

4x² – 4 = 0.

4x² = 4.

x² = 1.

Отсюда x = 1 и x = -1, уравнение имеет два корня.

Если в правой части получается отрицательное число (это, например, в случае уравнения 4x² + 4 = 0), то корней нет.

3) Если отсутствует коэффициент c (например, 4x² + 8x = 0), то раскладываем такой многочлен на множители, вынося за скобки x:

4x² + 8x = 0.

x(4x + 8) = 0.

И приравниваем обе части к 0.

Получим 2 корня: 0 и -2.

_

Если квадратное уравнение имеет полный вид, то решить его без дискриминанта можно графически.

Например, дано уравнение x² – 2x – 8 = 0.

При графическом методе можно искать точки пересечения графиков 2 функций, в нашем случае для этого приравняем x² = 2x + 8.

x² – это обычная парабола.

2x + 8 – это линейная функция.

Построим их в одной системе координат:

Графики функций пересеклись в 2 точках, (−2; 4) и (4; 16).

Корнями уравнения будут x-координаты, то есть -2 и 4.

Способы решения квадратных уравнений

Квадратные уравнения — это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных и трансцендентных уравнений и неравенств. Все мы умеем решать квадратные уравнения со школьной скамьи (8 класс), до окончания вуза.

В школьном курсе математики изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Однако имеются и другие способы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать многие уравнения. Имеется десять способов решения квадратных уравнений. Подробно в своей работе я разобрала каждый из них.

1. СПОСОБ: Разложение левой части уравнения на множители.

х 2 + 10х — 24 = 0.

Разложим левую часть на множители:

х 2 + 10х — 24 = х 2 + 12х — 2х — 24 = х(х + 12) — 2(х + 12) = (х + 12)(х — 2).

Следовательно, уравнение можно переписать так:

(х + 12)(х — 2) = 0

Так как произведение равно нулю, то, по крайней мере, один из его множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается нуль при х = 2, а также при х = — 12. Это означает, что число 2 и — 12 являются корнями уравнения х 2 + 10х — 24 = 0.

2. СПОСОБ: Метод выделения полного квадрата.

Решим уравнение х 2 + 6х — 7 = 0.

Выделим в левой части полный квадрат.

Для этого запишем выражение х 2 + 6х в следующем виде:

х 2 + 6х = х 2 + 2* х * 3.

В полученном выражении первое слагаемое — квадрат числа х, а второе — удвоенное произведение х на 3. По этому чтобы получить полный квадрат, нужно прибавить 3 2 , так как

х 2 + 2* х * 3 + 3 2 = (х + 3) 2 .

Преобразуем теперь левую часть уравнения

х 2 + 6х — 7 = 0,

прибавляя к ней и вычитая 3 2 . Имеем:

х 2 + 6х — 7 = х 2 + 2* х * 3 + 3 2 — 3 2 — 7 = (х + 3) 2 — 9 — 7 = (х + 3) 2 — 16.

Таким образом, данное уравнение можно записать так:

(х + 3) 2 — 16 =0, (х + 3) 2 = 16.

Следовательно, х + 3 — 4 = 0, х1= 1, или х + 3 = -4, х2 = -7.

3. СПОСОБ: Решение квадратных уравнений по формуле.

Умножим обе части уравнения

ах 2 + bх + с = 0, а ? 0

на 4а и последовательно имеем:

2 х 2 + 4аbх + 4ас = 0,

((2ах) 2 + 2ах * b + b 2 ) — b 2 + 4ac = 0,

(2ax + b) 2 = b 2 — 4ac,

2ax + b = ± v b 2 — 4ac,

2ax = — b ± v b 2 — 4ac,

Примеры.

а) Решим уравнение: 2 + 7х + 3 = 0.

а = 4, b = 7, с = 3, D = b 2 — 4ac = 7 2 — 4 * 4 * 3 = 49 — 48 = 1,

D > 0, два разных корня;

Таким образом, в случае положительного дискриминанта, т.е. при

b 2 — 4ac >0 , уравнение ах 2 + bх + с = 0 имеет два различных корня.

б) Решим уравнение: 2 — 4х + 1 = 0,

а = 4, b = — 4, с = 1, D = b 2 — 4ac = (-4) 2 — 4 * 4 * 1= 16 — 16 = 0,

D = 0, один корень;

Итак, если дискриминант равен нулю, т.е. b2 — 4ac = 0, то уравнение

ах 2 + bх + с = 0 имеет единственный корень,

в) Решим уравнение: 2 + 3х + 4 = 0,

а = 2, b = 3, с = 4, D = b 2 — 4ac = 3 2 — 4 * 2 * 4 = 9 — 32 = — 13 , D < 0.

Данное уравнение корней не имеет.

Итак, если дискриминант отрицателен, т.е. b 2 — 4ac < 0,

уравнение ах 2 + bх + с = 0 не имеет корней.

Формула (1) корней квадратного уравнения ах 2 + bх + с = 0 позволяет найти корни любого квадратного уравнения (если они есть), в том числе приведенного и неполного. Словесно формула (1) выражается так: корни квадратного уравнения равны дроби, числитель которой равен второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, плюс минус корень квадратный из квадрата этого коэффициента без учетверенного произведения первого коэффициента на свободный член, а знаменатель есть удвоенный первый коэффициент.

4. СПОСОБ: Решение уравнений с использованием теоремы Виета.

Как известно, приведенное квадратное уравнение имеет вид

х 2 + px + c = 0. (1)

Его корни удовлетворяют теореме Виета, которая при а =1 имеет вид

x1 x2= q,

x1 + x2= — p

Отсюда можно сделать следующие выводы (по коэффициентам p и q можно предсказать знаки корней).

а) Если сводный член q приведенного уравнения (1) положителен (q > 0), то уравнение имеет два одинаковых по знаку корня и это зависти от второго коэффициента p. Если р < 0, то оба корня отрицательны, если р < 0, то оба корня положительны.

x 2 — 3x + 2 = 0; x1= 2 и x2= 1, так как q = 2 > 0 и p = — 3 < 0;

x 2 + 8x + 7 = 0; x1 = — 7 и x2= — 1, так как q = 7 > 0 и p= 8 > 0.

б) Если свободный член q приведенного уравнения (1) отрицателен (q < 0), то уравнение имеет два различных по знаку корня, причем больший по модулю корень будет положителен, если p < 0 , или отрицателен, если p > 0 .

x 2 + 4x — 5 = 0; x1= — 5 и x2= 1, так как q= — 5 < 0 и p = 4 > 0;

x 2 — 8x — 9 = 0; x1 = 9 и x2= — 1, так как q = — 9 < 0 и p = — 8 < 0.

5. СПОСОБ: Решение уравнений способом «переброски».

Рассмотрим квадратное уравнение

ах 2 + bх + с = 0, где а ? 0.

Умножая обе его части на а, получаем уравнение

а 2 х 2 + аbх + ас = 0.

Пусть ах = у, откуда х = у/а; тогда приходим к уравнению

у 2 + by + ас = 0,

равносильно данному. Его корни у1 и у2 найдем с помощью теоремы Виета.

х1= у1 и х1= у2.

При этом способе коэффициент а умножается на свободный член, как бы «перебрасывается» к нему, поэтому его называют способом «переброски». Этот способ применяют, когда можно легко найти корни уравнения, используя теорему Виета и, что самое важное, когда дискриминант есть точный квадрат.

Решим уравнение 2 — 11х + 15 = 0.

Решение. «Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение

у 2 — 11у + 30 = 0.

Согласно теореме Виета

у1 = 5 х1= 5/2 x1= 2,5

у2= 6 x2= 6/2 x2= 3.

6. СПОСОБ: Свойства коэффициентов квадратного уравнения.

А. Пусть дано квадратное уравнение

ах 2 + bх + с = 0, где а ? 0.

1) Если, а+ b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов равна нулю), то х1 = 1,

Доказательство. Разделим обе части уравнения на а ? 0, получим приведенное квадратное уравнение

x 2 + b/a * x + c/a = 0.

Согласно теореме Виета

x1+ x2= — b/a,

x1x2= 1* c/a.

По условию а — b + с = 0, откуда b = а + с. Таким образом,

x1+ x2= — а + b/a= -1 — c/a,

x1x2= — 1* ( — c/a),

т.е. х1= -1 и х2= c/a, что м требовалось доказать.

1) Решим уравнение 345х 2 — 137х — 208 = 0.

Решение. Так как а + b + с = 0 (345 — 137 — 208 = 0), то

х1= 1, х2= c/a = -208/345.

Ответ: 1; -208/345.

2)Решим уравнение 132х 2 — 247х + 115 = 0.

Решение. Так как а + b + с = 0 (132 — 247 + 115 = 0), то

х1= 1, х2= c/a = 115/132.

Ответ: 1; 115/132.

Б. Если второй коэффициент b = 2k — четное число, то формулу корней

Пример.

Решим уравнение 3х2 — 14х + 16 = 0.

Решение. Имеем: а = 3, b = — 14, с = 16, k = — 7;

D = k 2 — ac = (- 7) 2 — 3 * 16 = 49 — 48 = 1, D > 0, два различных корня;

В. Приведенное уравнение

х 2 + рх + q= 0

совпадает с уравнением общего вида, в котором а = 1, b = р и с = q. Поэтому для приведенного квадратного уравнения формула корней

Формулу (3) особенно удобно использовать, когда р — четное число.

Пример. Решим уравнение х 2 — 14х — 15 = 0.

Решение. Имеем: х1,2=7±

Ответ: х1= 15; х2= -1.

7. СПОСОБ: Графическое решение квадратного уравнения.

Если в уравнении

х 2 + px + q = 0

перенести второй и третий члены в правую часть, то получим

х 2 = — px — q.

Построим графики зависимости у = х 2 и у = — px — q.

График первой зависимости — парабола, проходящая через начало координат. График второй зависимости —

прямая (рис.1). Возможны следующие случаи:

— прямая и парабола могут пересекаться в двух точках, абсциссы точек пересечения являются корнями квад- ратного уравнения;

— прямая и парабола могут касаться ( только одна общая точка), т.е. уравнение имеет одно решение;

— прямая и парабола не имеют общих точек, т.е. квадратное уравнение не имеет корней.

1) Решим графически уравнение х 2 — 3х — 4 = 0 (рис. 2).

Решение. Запишем уравнение в виде х 2 = 3х + 4.

Построим параболу у = х 2 и прямую у = 3х + 4. Прямую

у = 3х + 4 можно построить по двум точкам М (0; 4) и

N (3; 13). Прямая и парабола пересекаются в двух точках

А и В с абсциссами х1= — 1 и х2 = 4. Ответ: х1= — 1;

2) Решим графически уравнение (рис. 3) х 2 — 2х + 1 = 0.

Решение. Запишем уравнение в виде х 2 = 2х — 1.

Построим параболу у = х 2 и прямую у = 2х — 1.

Прямую у = 2х — 1 построим по двум точкам М (0; — 1)

и N(1/2; 0). Прямая и парабола пересекаются в точке А с

абсциссой х = 1. Ответ: х = 1.

3) Решим графически уравнение х 2 — 2х + 5 = 0 (рис. 4).

Решение. Запишем уравнение в виде х 2 = 5х — 5. Построим параболу у = х 2 и прямую у = 2х — 5. Прямую у = 2х — 5 построим по двум точкам М(0; — 5) и N(2,5; 0). Прямая и парабола не имеют точек пересечения, т.е. данное уравнение корней не имеет.

Ответ. Уравнение х 2 — 2х + 5 = 0 корней не имеет.

8. СПОСОБ: Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки.

Графический способ решения квадратных уравнений с помощью параболы неудобен. Если строить параболу по точкам, то требуется много времени, и при этом степень точности получаемых результатов невелика.

Предлагаю следующий способ нахождения корней квадратного уравнения ах 2 + bх + с = 0 с помощью циркуля и линейки (рис. 5).

Допустим, что искомая окружность пересекает ось

абсцисс в точках В(х1; 0 ) и D (х2; 0), где х1 и х2 — корни уравнения ах 2 + bх + с = 0, и проходит через точки

А(0; 1) и С(0; c/a) на оси ординат. Тогда по теореме о секущих имеем OB * OD = OA * OC, откуда OC = OB * OD/ OA= х1х2/ 1 = c/a.

Центр окружности находится в точке пересечения перпендикуляров SF и SK, восстановленных в серединах хорд AC и BD, поэтому

1) построим точки (центр окружности) и A(0; 1);

2) проведем окружность с радиусом SA;

3) абсциссы точек пересечения этой окружности с осью Ох являются корнями исходного квадратного уравнения.

При этом возможны три случая.

1) Радиус окружности больше ординаты центра (AS > SK, или R > a + c/2a), окружность пересекает ось Ох в двух точках (рис. 6,а) В(х1; 0) и D(х2; 0), где х1 и х2 — корни квадратного уравнения ах 2 + bх + с = 0.

2) Радиус окружности равен ординате центра (AS = SB, или R = a + c/2a), окружность касается оси Ох (рис. 6,б) в точке В(х1; 0), где х1 — корень квадратного уравнения.

3) Радиус окружности меньше ординаты центра окружность не имеет общих точек с осью абсцисс (рис.6,в), в этом случае уравнение не имеет решения.

Решим уравнение х 2 — 2х — 3 = 0 (рис. 7).

Решение. Определим координаты точки центра окружности по формулам:

Проведем окружность радиуса SA, где А (0; 1).

Ответ: х1= — 1; х2= 3.

9. СПОСОБ: Решение квадратных уравнений с помощью номограммы.

Это старый и незаслуженно забыты способ решения квадратных уравнений, помещенный на с.83 (см. Брадис В.М. Четырехзначные математические таблицы. — М., Просвещение, 1990).

Таблица XXII. Номограмма для решения уравнения z 2 + pz + q = 0. Эта номограмма позволяет, не решая квадратного уравнения, по его коэффициен там определить корни уравнения.

Криволинейная шкала номограммы построена по формулам (рис.11):

Полагая ОС = р, ED = q, ОЕ = а (все в см.), из подобия треугольников САН и CDF получим пропорцию

откуда после подстановок и упрощений вытекает уравнение

z 2 + pz + q = 0,

причем буква z означает метку любой точки криволинейной шкалы.

1) Для уравнения z 2 — 9z + 8 = 0 номограмма дает корни

z1= 8,0 и z2= 1,0 (рис.12).

2) Решим с помощью номограммы уравнение

2z 2 — 9z + 2 = 0.

Разделим коэффициенты этого уравнения на 2, получим уравнение

z 2 — 4,5z + 1 = 0.

Номограмма дает корни z1= 4 и z2= 0,5.

3) Для уравнения

z 2 — 25z + 66 = 0

коэффициенты p и q выходят за пределы шкалы, выполним подстановку z = 5t, получим уравнение

t 2 — 5t + 2,64 = 0,

которое решаем посредством номограммы и получим t1= 0,6 и t2= 4,4, откуда z1= 5t1= 3,0 и z2= 5t2= 22,0.

10. СПОСОБ: Геометрический способ решения квадратных уравнений.

В древности, когда геометрия была более развита, чем алгебра, квадратные уравнения решали не алгебраически, а геометрически. Приведу ставший знаменитым пример из «Алгебры» ал — Хорезми.

1) Решим уравнение х 2 + 10х = 39.

В оригинале эта задача формулируется следующим образом : «Квадрат и десять корней равны 39» (рис.15).

Решение. Рассмотрим квадрат со стороной х, на его сторонах строятся прямоугольники так, что другая сторона каждого из них равна 2,5, следовательно, площадь каждого равна 2,5х. Полученную фигуру дополняют затем до нового квадрата ABCD, достраивая в углах четыре равных квадрата , сторона каждого их них 2,5, а площадь 6,25.

Площадь S квадрата ABCD можно представить как сумму площадей: первоначального квадрата х 2 , четырех прямоугольников (4* 2,5х = 10х ) и четырех пристроенных квадратов (6,25* 4 = 25), т.е. S = х 2 + 10х + 25. Заменяя

х 2 + 10х числом 39, получим, что S = 39 + 25 = 64, откуда следует, что сторона квадрата ABCD, т.е. отрезок АВ = 8. Для искомой стороны х первоначального квадрата получим

2) А вот, например, как древние греки решали уравнение у 2 + 6у — 16 = 0.

Решение представлено на рис. 16, где

у 2 + 6у = 16, или у 2 + 6у + 9 = 16 + 9.

Решение. Выражения у 2 + 6у + 9 и 16 + 9 геометрически представляют собой один и тот же квадрат, а исходное уравнение у 2 + 6у — 16 + 9 — 9 = 0 — одно и то же уравнение. Откуда и получаем, что у + 3 = ± 5, или у1= 2, у2= — 8 (рис.16).

3) Решить геометрически уравнение у 2 — 6у — 16 = 0.

Преобразуя уравнение, получаем

у 2 — 6у = 16.

На рис. 17 находим «изображения» выражения у 2 — 6у, т.е. из площади квадрата со стороной у два раза вычитается площадь квадрата со стороной, равной 3. Значит, если к выражению у 2 — 6у прибавить 9, то получим площадь квадрата со стороной у — 3. Заменяя выражение у 2 — 6у равным ему числом 16,

получаем: (у — 3) 2 = 16 + 9, т.е. у — 3 = ± v25, или у — 3 = ± 5, где у1= 8 и у2= — 2.

Квадратное уравнение

Квадратное уравнение — важное уравнение не только в школьном курсе алгебры. Квадратное уравнение часто используется в геометрии при расчете. Поэтому знать формулы корней квадратного уравнения, чтобы решать его быстрее, нужно всем.

Определение квадратного уравнения

Квадратное уравнение — это уравнение вида ax^2+bx+c=0, где x— переменная, a, b, c— некоторые числа, причем a neq 0. В квадратном уравнении ax^2+bx+c=0коэффициент aназывают первым коэффициентом, b— вторым коэффициентом, c— свободным членом.

Формула корней

Формула корней квадратного уравнения имеет вид:

displaystyle x_{1,2}=frac{-b pm sqrt{b^2-4ac}}{2a}

Выражение b^2-4acназывается дискриминантом квадратного уравнения и обозначается буквой D.

Влияние дискриминанта на корни квадратного уравнения

Максимальное количество корней квадратного уравнения равно степени уравнения. Квадратное уравнение имеет вторую степень переменной, поэтому и должно иметь два корня. Однако возможны случаи совпадения корней, тогда формально говорят, что «уравнение имеет один корень», хотя правильнее говорить — «уравнение имеет одно значение переменной», или «корни уравнения совпадают и равны…» Есть еще вариант, что уравнение не имеет действительных корней или не имеет действительных решений. Узнать о том — решается квадратное уравнение и сколько имеет корней можно вычислив дискриминант.

  1. Если D=0, то существует только одно значение переменной, удовлетворяющее уравнению ax^2+bx+c=0. Однако условились говорить, что в этом случае квадратное уравнение имеет два равных действительных корня, а само число displaystyle - frac{b}{2a}называют корнем кратности два.
  2. Если D<0, то квадратное уравнение не имеет действительных корней.
  3. Если D>0, то квадратное уравнение имеет два различных действительных корня.

Приведенное квадратное уравнение

Пусть дано квадратное уравнение ax^2+bx+c=0. Так как a neq 0, то, разделив обе части уравнения на a, получим уравнение displaystyle x^2+ frac{b}{a} x + frac{c}{a} = 0. Считая, что displaystyle frac{b}{a}=pи displaystyle frac{c}{a}=q, получим уравнение displaystyle x^2+px+q=0, в котором первый коэффициент равен 1. Это уравнение называется приведенным.

Формула корней приведенного квадратного уравнения имеет вид:

displaystyle x_{1,2}=- frac{p}{2} pm sqrt{frac{p^2}{4}-q}

Неполные квадратные уравнения

Уравнения вида ax^2+bx=0(c=0), ax^2+c=0(b=0)и ax^2=0(b=0, c=0)называются квадратными уравнениями.

Биквадратное уравнение

Уравнение вида ax^4+bx^2+c=0называется биквадратным уравнением. Оно решается с помощью замены переменной по формуле x^2=tи приводится к квадратному уравнению at^2+bt+c=0.

Примеры решения квадратного уравнения

Уравнение 1

Решите уравнение x^2+5x-6=0

Решение:Найдем дискриминант D=25+24=49, D>0.

Найдем корни уравнения по формуле корней квадратного уравнения: displaystyle x_{1,2}=frac{-5 pm sqrt{49}}{2}.

displaystyle x_{1}= frac{-5-7}{2}=-6, displaystyle x_{2}=frac{-5+7}{2}=1.

Ответ: x_{1}=-6, x_{2}=1.

Уравнение 2

Решите уравнение 2x^2-3x+1=0.

Решение: находим дискриминант D=3^2-4 cdot 2 cdot 1=1, D>0. Применим формулу корней квадратного уравнения: displaystyle x_{1,2}=frac{3 pm sqrt{1}}{4}. Тогда

displaystyle x_{1}=frac{1}{2}, displaystyle x_{2}=1.

Ответ: x_{1}=0,5, x_{2}=1.

Уравнение 3

Решите уравнение 2x^2-3x+4=0.

Решение: найдем дискриминант D=3^2-4 cdot 2 cdot 4=9-32, D<0. Так как дискриминант отрицателен, то уравнение не имеет корней.

Ответ: нет корней.

Уравнение 4

Решите уравнение 9x^2+6x+1=0

Решение: находим дискриминант D=6^2-4 cdot 9 cdot 1=36-36=0, D=0. Применим формулу корней квадратного уравнения

displaystyle x_{1,2}=frac{-6 pm sqrt{0}}{18}.

displaystyle x_{1}=frac{-6+0}{18}=-frac{1}{3},

displaystyle x_{2}=frac{-6-0}{18}=-frac{1}{3}

Таким образом, уравнение имеет единственный корень displaystyle x_{1,2}=- frac{1}{3}.

Ответ: displaystyle x_{1,2}=- frac{1}{3}

Уравнение 5

Решите квадратное уравнение x^2-10x+24=0

Решение: Применим формулу корней для приведенного квадратного уравнения: x_{1,2}=5 pm 1. Отсюда x_1=5-1=4, x_2=5+1=6.

Ответ: x_1=4, x_2=6.

Квадратные уравнения

где a, b и c – произвольные вещественные числа, отличные от нуля.

Неполными квадратными уравнениями называют квадратные уравнения следующих типов:

Решение неполных квадратных уравнений

Покажем, как решаются неполные квадратные уравнения на примерах.

Пример 1 . Решить уравнение

Пример 2 . Решить уравнение

Решение . Вынося в левой части уравнения (3) переменную x за скобки, перепишем уравнение в виде

Поскольку произведение двух сомножителей равно нулю тогда и только тогда, когда, или первый сомножитель равен нулю, или второй сомножитель равен нулю, то из уравнения (4) получаем:

Пример 3 . Решить уравнение

Пример 4 . Решить уравнение

Решение . Поскольку левая часть уравнения (5) положительна при всех значениях переменной x , а правая часть равна 0, то уравнение решений не имеет.

Выделение полного квадрата

Выделением полного квадрата называют представление квадратного трёхчлена (1) в виде:

Для того, чтобы получить формулу (6), совершим следующие преобразования:

Формула (6) получена.

Дискриминант

Дискриминантом квадратного трёхчлена (1) называют число, которое обозначается буквой D и вычисляется по формуле:

Дискриминант квадратного трёхчлена играет важную роль, и от того, какой знак он имеет, зависят различные свойства квадратного трёхчлена.

Используя дискриминант, формулу (6) можно переписать в виде

Разложение квадратного трёхчлена на множители

Утверждение . В случае, когда , квадратный трёхчлен (1) разлагается на линейные множители. В случае, когда D < 0 , квадратный трехчлен нельзя разложить на линейные множители.

Доказательство . В случае, когда D = 0 , формула (8) и является разложением квадратного трехчлена на линейные множители:

В случае, когда D > 0 , выражение, стоящее в квадратных скобках в формуле (8), можно разложить на множители, воспользовавшись формулой сокращенного умножения «Разность квадратов»:

Таким образом, в случае, когда D > 0 , разложение квадратного трехчлена (1) на линейные множители имеет вид

В случае, когда D < 0 , выражение, стоящее в квадратных скобках в формуле (8), является суммой квадратов и квадратный трёхчлен на множители не раскладывается.

Замечание . В случае, когда D < 0 , квадратный трехчлен всё-таки можно разложить на линейные множители, но только в области комплексных чисел, однако этот материал выходит за рамки школьного курса.

Формула для корней квадратного уравнения

Из формул (9) и (10) вытекает формула для корней квадратного уравнения .

Действительно, в случае, когда D = 0 , из формулы (9) получаем:

Следовательно, в случае, когда D = 0 , уравнение (1) обладает единственным корнем, который вычисляется по формуле

В случае, когда D > 0 , из формулы (10) получаем:

Таким образом, в случае, когда D > 0 , уравнение (1) имеет два различных корня , которые вычисляются по формулам

Замечание 1 . Формулы (12) и (13) часто объединяют в одну формулу и записывают так:

Замечание 2 . В случае, когда D = 0 , обе формулы (12) и (13) превращаются в формулу (11). Поэтому часто говорят, что в случае, когда D = 0 , квадратное уравнение (1) имеет два совпавших корня , вычисляемых по формуле (11), а саму формулу (11) переписывают в виде:

Замечание 3 . В соответствии с материалом, изложенным в разделе «Кратные корни многочленов», корень (11) является корнем уравнения (1) кратности 2.

В случае, когда D = 0 , разложение квадратного трехчлена на линейные множители (9) можно переписать по-другому, воспользовавшись формулой (15):

ax 2 + bx + c =
= a (x – x1) 2 .
(16)

В случае, когда D > 0 , разложение квадратного трехчлена на линейные множители (10) с помощью формул (12) и (13) переписывается так:

ax 2 + bx + c =
= a (x – x1) (x – x2) .
(17)

Замечание 4 . В случае, когда D = 0 , корни x1 и x2 совпадают, и формула (17) принимает вид (16).

Прямая и обратная теоремы Виета

Раскрывая скобки и приводя подобные члены в правой части формулы (17), получаем равенство

Отсюда, поскольку формула (17) является тождеством, вытекает, что коэффициенты многочлена

равны соответствующим коэффициентам многочлена

Таким образом, справедливы равенства

следствием которых являются формулы

Формулы (18) и составляют содержание теоремы Виета (прямой теоремы Виета) .

Словами прямая теорема Виета формулируется так: — «Если числа x1 и x2 являются корнями квадратного уравнения (1), то они удовлетворяют равенствам (18)».

Обратная теорема Виета формулируется так: — «Если числа x1 и x2 являются решениями системы уравнений (18), то они являются корнями квадратного уравнения (1)».

Для желающих ознакомиться с примерами решений различных задач по теме «Квадратные уравнения» мы рекомендуем наше учебное пособие «Квадратный трехчлен».

Графики парабол и решение с их помощью квадратных неравенств представлены в разделе «Парабола на координатной плоскости. Решение квадратных неравенств» нашего справочника.

10.12.2020 16:41

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительное знание по решению квадратных уравнений для любознательных . Показаны квадратные уравнения,  которых можно решить быстрее, без дискриминанта, также без теорем Виета.

Просмотр содержимого документа

«Квадратные уравнения, которые решаются без дискриминанта и теоремы Виета»

Решение квадратного уравнения без дискриминанта и теоремы Виета

Решение квадратного уравнения

без дискриминанта

и

теоремы Виета

7 х 2 + 9 х + 2 = 0  7 + 2 = 9  х 1 = -1,  х 2 = - 2/7   2 х 2  + 3 х – 5 = 0 2 + 3 - 5 =0  х 1 = 1,  х 2 = - 5/2 = -2,5

  • 7 х 2 + 9 х + 2 = 0

7 + 2 = 9

х 1 = -1,

х 2 = – 2/7

  • 2 х 2 + 3 х – 5 = 0

2 + 3 – 5 =0

х 1 = 1,

х 2 = – 5/2 = -2,5

Решите уравнение 1) х 2 + 3х – 4 = 0 4) 6х 2 - 7х + 1 = 0 2) х 2 - 5х - 6 = 0 5) 2х 2 - 5х + 3 = 0 3) 5х 2 - 8х + 3 = 0 6)  х 2 + 7х – 8 = 0

Решите уравнение

1) х 2 + 3х – 4 = 0 4) 6х 2 – 7х + 1 = 0

2) х 2 – 5х – 6 = 0 5) 2х 2 – 5х + 3 = 0

3) 5х 2 – 8х + 3 = 0 6) х 2 + 7х – 8 = 0

ответы 1 ) 1; -4 2) -1; -6 3) 1; 3/5 4) 1; 1/6  5) 1; 3/2  6) 1; -8

ответы

  • 1 ) 1; -4
  • 2) -1; -6
  • 3) 1; 3/5
  • 4) 1; 1/6
  • 5) 1; 3/2
  • 6) 1; -8

May 9 2022, 13:43

Category:

  • Дети
  • Cancel

Решаем квадратные уравнения без дискриминанта

Математика – очень красивая и логичная наука.
Понятно, что практически любого ученика 9 класса можно надрессировать на сдачу первой части ОГЭ.
И дети искренне не понимают, когда просишь их решить квадратное уравнение без дискриминанта.
Потому что это быстрее, потому что не надо возводить двухзначные числа в квадрат ( на тестировании МЦКО в 8 классе нельзя было пользоваться таблицей квадратов), потому что можно применить формулы сокращенного умножения(которые к 9 классу выветриваются из памяти).

В апреле мне попались целых две задачи, на примере которых я и разобрала с учениками 8-9 классов способ решения квадратного уравнения без дискриминанта.
Первая задача:
Геометрическая, номер 23 из варианта ОГЭ

Периметр прямоугольника равен 56, а диагональ равна 27.
Найти площадь прямоугольника.

В начале решения хочется вспомнить, что полупериметр часто удобнее периметра.
https://klarissa45.livejournal.com/79431.html
https://klarissa45.livejournal.com/260146.html

Поэтому, применяя теорему Пифагора мы обозначим одну сторону прямоугольника за Х , а другую за (28-Х)
Но нас не просят находить эти стороны. Нас просят найти площадь, а это будет произведение  Х  на (28-Х)

S=Х(28-Х)

Поэтому мы не будем решать квадратное уравнение
Х²+(28-Х)²=27²
Мы будем дополнять сумму до полного квадрата, а чтобы равентво не изменилось, добавим произведение и к правой части равенства.
Х²+(28-Х)²+2Х(28-Х)=56²+2Х(28-Х)
Тогда
(Х+28-Х)²=27²+2Х(28-Х)
28²=27²+2Х(28-Х)
заменим произведение на S
28²=27²+2S
тогда
2S=28²-27²
используем формулу разности квадратов
2S=(28-27)(28+27)
получим
S=27,5
вот и всё, быстро, легко и красиво.

Вторая задача:
Текстовая, из недавнего тестирования МЦКО для 8 классов
https://klarissa45.livejournal.com/406026.html

Аналогична задаче 21 из ОГЭ (вторая часть)

Катер  в 10.00 вышел из пункта А, прошел 21 км по течению реки до пункта Б, сделал остановку на 20 минут.
И вернулся в пункт А в 13.00 того же дня.
Найдите собственную скорость катера, если скорость течения равна 2км/ч

После преобразований получаем уравнение
4Х²-63Х-16=0

Мои восьмиклассники очень плохо считают. А корни извлекать совсем не умеют и не хотят учиться (дети писали в два дня, зная задания, я перед вторым днем  стала учить детей извлекать корни из четырехзначного числа).
Поэтому надо представить -63Х как -64Х+Х
Потом сгруппировать и вынести общий множитель.
Получим уравнение 4(Х+0,25)(Х-16)=0
Которое очень легко решается.

Замечу, что у каждого второго ребенка есть репетитор.
Но он просто выполняет с ребенком домашнее задание.
Вместо того, чтобы учить приемам быстрого счета, вычислительным хитростям и тд
Поэтому дети так и не знают таблицу умножения, формулы сокращенного умножения, не могут выделять квадрат двухчлена.
Я рассказываю всё это детям на уроках, но они считают, что и без этого всё решат или спишут.
Трудиться дети не привыкли.

Почему я сейчас пишу эту статью?

Потому, что, наблюдая за детьми, когда они сражаются сами с собой, вычисляя дискриминант с многозначными числовыми коэффициентами, мне становится их жалко. Они знают лишь один способ решения квадратного уравнения – по формулам (см. картинку 1 ниже). В своей статье я расскажу ещё о девяти способах нахождения его корней.

Хитом среди способов решения квадратного уравнения (и он занимает первое место в нашем списке) становится способ решения квадратного уравнения по готовым формулам.

Картинка 1
Картинка 1

Но сможете ли Вы с лёгкостью решить этим способом, например, такие уравнения, как на картинке 2 (см. ниже)?

Картинка 2
Картинка 2

Удивительное рядом: применяя формулы для отыскания корней квадратного уравнения, ученики не могут объяснить, откуда они берутся. Я не стану в этой статье их выводить, а для пытливых посоветую обратиться к учебникам и хотя бы один раз прочитать теоретический материал. Но если всё же кому-то понадобится моя помощь, то вывод формул могу прикрепить в комментариях.

Итак, какой же способ решения квадратного уравнения стоит на втором месте по частоте его применения? Нет, не так, по остаточным воспоминаниям о нём?

Второе место присуждается способу отыскания корней квадратного уравнения по обратной теореме Виета (см. картинку 3).

Картинка 3
Картинка 3

Замечу, что большинству школьников он кажется слишком “мудрёным”, поэтому его используют реже, чем первый (см. картинку 4).

Третьим по популярности способом решения квадратного уравнения является метод разложения на множители. Он успешно применяется в неполных квадратных уравнениях, когда b=0 или с=0 (картинки 5,6). Интересен следующий факт: в “решебниках” из интернета часто используется именно третий способ, причём даже тогда, когда уравнение содержит полный набор слагаемых.

Картинка 5
Картинка 5
Картинка 6
Картинка 6

Следующий способ решения квадратного уравнения, занимающий четвёртую позицию в списке, – это метод извлечения квадратного корня из обеих частей уравнения. К сожалению, применяя его, ученики часто допускают ошибки. Думаю, это происходит потому, что они не знают свойств квадратного корня, модуля и свойств неравенств. На картинках 7 и 8 я покажу, для каких квадратных уравнений его стоит применять, и как это делать правильно.

Картинка 7
Картинка 7
Картинка 8
Картинка 8

Пятая строчка нашего списка отдаётся способу решения квадратного уравнения, имеющего чётное значение коэффициента b (картинка 9). Я считаю этот способ решения весьма эффективным, особенно в тех случаях, когда нельзя применить способы 6 и 7 (о них будет рассказано ниже), а значения коэффициентов уравнения представляются многозначными числами . При нахождении корней этим способом мы извлекаем двойную выгоду: 1) находим дискриминант в 4 раза меньший, чем “обычный”, 2) нам не приходится сначала выносить из-под корня числа, затем раскладывать на множители числитель и “сокращать” дробь.

Картинка 9
Картинка 9
Картинка 10
Картинка 10

Шестой и седьмой способы решения квадратного уравнения опираются на следствия к обратной теореме Виета.

Назову шестым способ решения квадратного уравнения с нулевым значением суммы всех его коэффициентов (картинка 11).

Картинка 11
Картинка 11

На седьмом месте находится способ решения квадратного уравнения с коэффициентом b, равным сумме a и с (картинка 12).

Картинка 12
Картинка 12

Восьмое место отдаётся способу решения квадратного уравнения методом подбора. Этот не очень популярный метод оказывается весьма полезным, если ученик может делить многочлены “уголком” на линейные многочлены. Метод решения опирается на следствие к теореме Безу (см. картинку 13). Первый корень находится подбором, затем многочлен делится “уголком” на разность (х-найденный корень).

Картинка 13
Картинка 13

В каких задачах можно применять восьмой способ решения? Показываю на картинке 14.

Картинка 14
Картинка 14

Отдадим девятое место одному из самых трудных для понимания способов решения квадратного уравнения – методу выделения полного квадрата. Как он работает, покажу на картинке 15.

Топ-10 способов решения квадратного уравнения завершает самый не популярный способ его решения – графический. Я не могла не упомянуть о нём, так как он часто используется при решении задач с параметрами на экзаменах и в 9-ом и в 11-ом классе. Рассмотрим его на примере.

Надеюсь, что статья оказалась Вам полезной.

С уважением, автор.

Добавить комментарий