Как быстро составить стих

Как научиться писать стихи. 10 советов начинающим

Здравствуйте, дорогие читатели!

Для начала, представлюсь. Меня зовут Александр Окропиридзе. Физик по образованию. Являюсь членом московского Клуба юмористов и сатириков “Чёртова Дюжина”. Был лауреатом ряда поэтических конкурсов и фестивалей.

Но вот набрался наглости написать статью с практическими советами для начинающих. Несогласным предлагаю поделиться с читателями своими публикациями.

________________________

Итак, с чего, по моему мнению, следует стартовать в стихосложении:
С ритма? Рифмы?

Ан, нет!

1.

Нужно обнаружить в себе желание высказаться, возможно, в свой собственный адрес, возможно, в адрес потенциального читателя.

Часто в стихах от первого лица действует или повествует литературный герой, которого ни в коем случае не следует путать с автором. Но этот герой частенько является авторским “alter ego” – его отражением, внутренним голосом или собеседником.

Очень важно обнаружить в себе мысли, которые захочется передать читателям… (в законченном или достаточном объеме для начала творческого процесса). Большинство сетевых стихов наделено главным своим недостатком: отсутствием вразумительной авторской мысли. И это, по-моему, основной “бич”, напрочь обесценивающий результат.

Редким исключением может являться пейзажная лирика – словесная картина. Но этой “продукцией” настолько завалены литературные сайты, что, говоря “коммерческим языком”, предложение намного опережает спрос. А, как известно, если в стакан с чаем добавлять сахара больше, чем хочется, то наступает отвращение к напитку. Посему я не буду советовать новичкам начинать с пейзажной лирики и пугать читателей потоком плохо перевариваемого контента. Отыщите в себе иные, волнующие вас темы.

___________________________________

Ну, вот, наконец, мы дошли до ритма с рифмой. И тут я вас снова огорошу… Я не стану излагать теоретические основы поэтического искусства. На эту тему написано много достойнейшей литературы, и её легко найти в сети с помощью Яндекса. К тому же большинство из нас знакомо с поэзией не понаслышке, буквально, с детского сада. А, значит, основные понятия давно заложены в умах. Но я дам ряд практических советов новичкам.

Но вот важный вопрос:
какую роль играют ритм и рифма в стихотворении?

Самый короткий ответ, приходящий на ум таков:
ритм и рифма – это “специи”, “усилители вкуса” для прозаического текста, творящие из него поэтическое блюдо.

К слову, в поэзии существуют “свободные стихи”, то есть стихи без очевидного ритма и рифмы. А поскольку они практически лишены вышеуказанного “усилителя вкуса”, то на автора накладывается дополнительная нагрузка по насыщению текста достоинствами литературного плана. В итоге, можно сказать, что традиционные стихи – с ритмом и рифмой – это короткий путь к сердцу читателя и не стоит игнорировать их силу и притягательность.

2.

Совет по ритму:
начинайте творить с двусложных стихов, а точнее с ямба, коим, например, написан пушкинский роман в стихах “Евгений Онегин”. Все помнят:

“Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог…”

Формальный ритмический рисунок (ямба) данного отрывка таков:

_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /
_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /

Здесь каждый безударный слог обозначен как “

_“,
а ударный слог – как “
/“.

Одна такая повторяющаяся пара “_ /” – называется стопой. В одной стопе – одно ударение.

Как видите, в каждой строке 4 ударения, а значит 4 стопы ( _/ _/ _/ _/ ). На конце первой и третьей строки можно обнаружить по маленькому безударному довеску “_“, который на подсчёт не влияет. Таким образом, перед вами 4-х стопный ямб.

Как обнаружить в своём стихотворении ритмическую ошибку?

Читайте свои стихи вслух, ритмично, нараспев, согласно схеме
акцентируя голосом все слоги, соответствующие знаку “/“. И если в ваше творение закралась ритмическая ошибка (лишние или недостающие слоги), то неожиданно “законное ударение” в том или ином слове обернётся безударным местом, а это обязательно покоробит ваш слух (если вы, конечно, носители чистого русского языка).

Итак, благодаря ямбу вам легче будет подбирать/укладывать слова в строки.

Старайтесь придерживаться на всём протяжении стихотворения постоянной длины для соответствующих рифмованных строк, выраженной в количестве стоп или слогов. Если, конечно, обратного не требует жанр или ваш обоснованный литературный приём.

Так, например в приведенном отрывке количество слогов в строках таково:
9
8
9
8

Почувствовали ритм? Так должно быть и далее: 9-8, 9-8, 9-8, 9-8…

И пусть Вас не пугают все эти “чёрточки” (_ /) и циферки (9, 8), поскольку они лишь помогают схематически отображать и контролировать ритм, но большинство из нас ритм чувствует.

Есть ещё один способ, помогающий не сбиться. Попробуйте подобрать мелодию под свои стихи и напевайте её в процессе творчества. Например, “

мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…” легко ложится на мелодию (будете смеяться) Марка Бернеса “Шаланды, полные кефали, в Одессу Костя приводил…“.

Правда Пушкин далее не повторяет эту схему и строит свою уникальную “онегинскую строфу”. Но эти опыты пока не для новичка.

3.

Совет по рифме:а)
Существуют сложные, богатые звучанием рифмы. Например: “
колется – успокоятся“. При этом они бывают более или менее корректными. Чтобы “набить руку” в стихосложении советую для начала придерживаться точных рифм с максимально совпадающими окончаниями и не слишком далеко от них удаляться. Как вам ни покажется странным, но писать точными рифмами довольно сложно. Вы же себя таким образом будете ограничивать в вариациях (в падежах, окончаниях). Но это дисциплинирует стихотворца и уберегает его от рифм некорректных.

Освоив такой способ, можете переходить к рифмам более сложным.б)
Старайтесь не злоупотреблять глагольной рифмой. Глагольная рифма сама по себе ещё не беда – беда её засилье и тривиальность. Последние проистекают от простоты её подбора. Особенно раздражают слух зарифмованные глаголы неопределённой формы. “Кид
аться – смеяться – ругаться – целоваться – “… Такие рифмы производят угнетающее впечатление ограниченного словарного запаса. Из той же категории рифмы вроде: “пришёл – зашёл – нашёл – ушёл – “… Разнообразьте таковую хотя бы существительным, например, “козёл” – и будет счастье :).

в)
Если вдруг вам не отвертеться, и применение глагольной рифмы неизбежно, постарайтесь привнести в концовку строк хотя бы минимальное разнообразие. Пусть, к примеру, рифмующиеся слова будут разной длины по количеству слогов. Например: “шла” (1 слог) и “заволокла” (4 слога).

г)
Не используйте в рифме однокоренные слова. Классический образец такой рифмы и любимая многими сетевая цитата: “ботинок – полуботинок”. Кто только уже над этим не посмеялся.

Здесь есть и исключения: слова одинаковые или близко звучащие, но разные по смыслу (т.н. омонимы). Такая рифма, пожалуй, может даже украсить стихи, привнося в них игру слов. Например: “брак” (семейный союз) и “брак” (плохое качество).
_________

Если вы испытываете трудности с подбором рифмы, используйте, например, генератор рифм онлайн.

4.

На ранней стадии не пишите длинных стихотворений. Придет умение – оттянитесь вволю. Научитесь выражать свою мысль коротко и ёмко (лапидарно). Лапидарность стихов – важнейшая характеристика. А разводить седьмую воду на киселе может практически каждый.

Избегайте прямых и косвенных тавтологий (повторений). Они – типичные враги лапидарности.

5.

Научитесь писать свои стихи с конца!
Как так?

Выделите в ваших замыслах главную, итоговую мысль (если таковая имеется) и вложите её в заключительное четверостишие (или двустишие). А далее, руководствуясь пунктом (5) как можно ловчее, не добавляя лишней “воды”, допишите предыдущие строки и строфы, необходимые для описания всего процесса от предпосылок до уже сочиненного финала. Не всегда всё получается гладко, но стихотворчество – это такой процесс, который очень удачно описал Маяковский:

“Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды”.

“Ударная концовка” – удачное завершение для стихотворения, поэтому и главная ваша мысль не должна быть посредственной, невнятной, вторичной… Уж, постарайтесь, не разочаруйте своих читателей! 😉

Есть стихотворцы, вполне удачно пишущие и без таких приёмов. Вполне возможно, что они всё исполняют интуитивно. Или хватает таланта вне зависимости от изначальной мысли всегда найти удачное продолжение и отменную концовку.

Мой же совет лишь тем, кто его ищет.

6.

Как было замечено в предыдущем пункте, удачная концовка – важнейший элемент ваших будущих произведений. Но здесь я усилю требования следующим призывом:

Если в стихотворении несколько четверостиший (строф), то подойдите к ним с такими же требованиями, как и к финалу. То есть 6-ой пункт – это тот же 5-ый пункт, но творчески применённый к каждому четверостишию в составе стихотворения. А именно:

а) выделяйте для себя основную мысль каждого четверостишия;
б) ставьте строку или строки с этой мыслью в конец четверостишия;
в) и лапидарно дополняйте “сюжетной подводкой” рифмованных (по отношению к концовке) строк.

Если пункт (в) исполнен некачественно, то это непременно будет отмечено продвинутым читателем.
______________

Рассмотрим для примера четверостишие Георгия Фрумкера:

“В нас часто проявляется плебейство…
Ну, что ж, один — атлет, другой — Атлант.
Несовместимы Гений и Злодейство,
Но совместимы зависть и талант.”

Главная его мысль в двух последних строках:

“Несовместимы Гений и Злодейство,
Но совместимы зависть и талант.”

И если вам удастся произвести на свет столь удачную мысль, соблюдая ритм (в данном случае это 5-стопный ямб), то поставьте её на место двух последних строк четверостишия, а далее будьте изобретательны в подборе двух первых строк (с учётом ритма и рифмы). Если, скажем, не подберёте нужных рифм, то перефразируйте главную мысль так, чтобы изменить окончания, и повторите творческий процесс заново.

А если вы оказались внимательными, то наверняка заметили, что даже в главной мысли ключевые слова поставлены в конец строк! Я имею ввиду “Гений и Злодейство” и “зависть и талант”. То есть принцип “всё важное — в конец” соблюдён на всех уровнях. Это — “высший пилотаж” в исполнении Фрумкера. И если, например, в пейзажной лирике это не столь важно, то в остроумных, юмористических стихах этот принцип один из основных.

7.

Безусловно, при сочинении строк вы столкнётесь с трудностями попадания в ритм. Будьте гибче в выражении мыслей, дабы иметь по возможности больше вариантов. Начинающий поэт чаще всего определяет почти безальтернативные опорные (основные) смысловые слова и благополучного ритма ради начинает дополнять их мусором из коротких (одно- и двусложных) слов: предлогов, междометий и даже жаргонных восклицаний. Эти слова “для вставки”, как правило уродуют стихи и бросаются в глаза понимающим читателям.

В итоге совет: пишите строки по возможности “длинными” словами, избегая многочисленных односложных слов-заполнителей. Естественно, “длинные” слова не должны быть длинными в буквальном понимании. Они должны быть “достаточными” для строки. При этом, как минимум, исполнены эстетики, присущей богатому русскому языку.

8.

Старайтесь не писать простыми и примитивными предложениями, при которых одна законченная мысль соответствует в точности одной строке. Это самый легкий и не самый удачный способ стихосложения (и мыслеобразования). Укладывайте простые предложения в сложные. Используйте причастные, деепричастные обороты.

9.

Используйте метафоры (но не “перегибая палку”). Русская поэзия славится своей метафоричностью, образностью. Используйте изысканные слова, эпитеты, определения из литературного лексикона (если, конечно, он согласно замыслу не противоречат лексикону вашего литературного героя).

Не описывайте действие/сюжет словами просторечными или элементарными (если, конечно, это не прямая речь литературного героя). Так, например: “герой сказал – героиня сказала – он ей сказал – она ему сказала – он ответил громче – она ответила примирительно…”. Или: “он вошел, походил по дому, затем вышел и пошел в лес. Походил там полдня, затем из лесу вышел… был сильный мороз”.

Только у слова “сказать” в русском языке найдется под 100 слов-синонимов и выражений. Пользуйтесь словарями, например,

этим словарём синонимов. А вот небольшой словарь эпитетов.

Русский язык богат синонимами, оборотами, эпитетами. Используйте их ради создания богатого послевкусия в пику пресности и косноязычию.

Помните также, что метафора – это яркое сравнение. То есть некое явление сопоставляется с иным ярким, “поэтически сочным” образом… А не наоборот. Иначе стихи блекнут, вместо того, чтобы гореть ярче.

10.

Не соединяйте различные плохо совместимые стили в одном стихотворении. Не мешайте “высокое” с “низким”. Если, конечно, это не юмористическое произведение, где игра “высокого” с “низким” может быть элементом юмора или сатиры.
____________________

Вот и все 10 советов.

Если бы сам всегда соответствовал своим же советам, то, возможно, стал бы вторым пушкиным ;). Но за много лет, как минимум, познал ценность этих идей. Их понимание выручало меня не раз. А в целом мне ещё учится и учиться… Впрочем, как и всем, желающим хорошо писать стихи.

Успехов в творчестве!


Download Article


Download Article

Sometimes it can be challenging to sit down and write a poem in a short amount of time. You may be on a deadline for school or have a limited amount of free time to be creative on the page. You can write quick poems by choosing a poetic form that is easy to tackle, and by briefly brainstorming ideas before you sit down to write your poem.

  1. Image titled Write Quick Poems Step 1

    1

    Use the free verse form. Perhaps the most freeing form in poetry is free verse, where you are not limited by line count, rhyming structure, or syllable count. However, if your aim is to write quick poems, you may put a limit on how many lines your free verse poem is going to be so it is on the shorter side.[1]

    • You may also decide to revise your free verse poem so it is cut down to the shortest possible lines. Doing this will force you to keep the poem quick and brief, but still meaningful and full of emotion.
  2. Image titled Write Quick Poems Step 2

    2

    Try the haiku form. Another way to compose a poem within a short timeframe is to choose a poetic form that is short. Haiku is a three line poem that uses the 5,7,5 syllable structure. It is a non-rhyming form, so you are not limited by rhyme when you write haiku. Often, haikus focus on nature and natural imagery.[2]
    [3]

    • Keep in mind haiku is not a sentence broken up into three lines. Instead, each line of your haiku should stand on their own as individual thoughts, images, emotions, or responses.
    • Your haiku should act as a snapshot that shows your reader how the speaker in the poem is feeling or what she is experiencing. Avoid telling or explaining and focus on showing instead.
    • Examples of haiku include “Haiku Ambulance” by Richard Brautigan,[4]
      “The Light of a Candle” by Yosa Buson,[5]
      “5&7&5” by Anselm Hollo.[6]

    Advertisement

  3. Image titled Write Quick Poems Step 3

    3

    Use the cinquain form. This is a five line poem that contains twenty-two syllables total, following the pattern 2, 4, 6, 8, 2. So, the first line of the poem contains two syllables, the second line contains four syllables, the third line contains six syllables, and so on. Cinquains do not need to rhyme and they can focus on a variety of subjects.[7]

    • Cinquains are a great way to write about a specific topic or idea in very few lines. You also have the option of adding or removing one syllable from each line, giving you more freedom in this form.[8]
    • Examples of cinquains include “November Night” by Adelaide Crapsey,[9]
      “To Helen” by Edgar Allen Poe,[10]
      and “The World” by George Herbert.[11]
  4. Image titled Write Quick Poems Step 4

    4

    Do the limerick form. Limericks are great options if you have limited time to create a poem. These are five line poems that follow the rhyme scheme AABBA. Often, limericks are humorous and focus on a specific moment or situation. They are meant to act as poetic jokes or humorous asides.[12]

    • Limericks usually begin with the phrase “There was a…”. The line usually ends with a name, person, or place. Lines 1, 2, and 5 rhyme. Lines 3 and 4 rhyme.
    • Lines 1,2, and 5 contain 7-10 syllables and lines 3 and 4 contain 5-7 syllables. Often the last line of a limerick presents an unusual image or a strange, funny idea, similar to the punchline in a joke.
    • Examples of limericks include “There was an Old Man with a Beard” by Edward Lear,[13]
      “There was a Small Boy of Quebec” by Rudyard Kipling,[14]
      and “A Wonderful Bird is the Pelican” by Dixon Lanier Merritt.[15]
  5. Image titled Write Quick Poems Step 5

    5

    Try the epigraph poetry form. In Greek, epigraph means “upon a tomb”. Epigraphs need to be short enough to fit on a tombstone and are often only one to two lines long. Often, they are written as a couplet, or two rhyming lines, or one line of text. Many epigraph poems are meant to be funny, making them fun to write.[16]

    • Examples of epigraph poems include “Epigram” by Samuel Taylor Coleridge[17]
      and “Smoker’s Epitaph.”
  6. Image titled Write Quick Poems Step 6

    6

    Make a short shape poem. Shape poems are also a fun way to write a poem quickly. You can choose pretty much any subject and write a poem in the shape or outline of the subject or object. Shape poems do not need to rhyme or follow a specific line count. Instead, you only need to write enough to fill the shape of the subject of the poem.[18]

    • Examples of shape poetry include “Concrete Cat” by Dorthi Charles,[19]
      “Butterfly” by David Schondelmeyer,[20]
      and “Vision and Prayer” by Dylan Thomas.
  7. Advertisement

  1. Image titled Write Quick Poems Step 7

    1

    Write about an event in your day. Get inspiration for your poem by writing about a major event that occurred in your day or a funny moment that left an impact on you. This could be a test you aced in second period or a comment made by a friend in the hallway after school. Try to pick an event or moment that occurred recently, as it will be fresh in your mind and easier to write about.[21]

    • For example, you may decide to write a free verse poem about a conversation you had with your teacher that day. You may put limits on yourself by having the poem be only ten lines total or five lines total. You will then need to focus on certain details to fit the conversation into ten lines.
  2. Image titled Write Quick Poems Step 8

    2

    Focus on a current event or issue. You may also be inspired by a current event or issue, such as women’s reproductive rights, drug abuse, or homelessness. You may then use this issue as a jumping off point for your poem. Try to focus on your personal relationship with the issue and consider why this issue is so important and emotional for you.[22]

    • For example, you may decide to write about the dangers of drug abuse or the dangers of smoking cigarettes. You may then envision what it might be like to be a smoker or a drug user and discuss the dangers and fears a smoker or drug user might experience.
  3. Image titled Write Quick Poems Step 9

    3

    Write about your favorite spot in nature. Maybe you have a favorite spot in a park or a hiking spot you go to on the weekends. Perhaps your favorite spot in nature is actually your own backyard or a cluster of indoor plants on your windowsill. Focus on a spot in nature and describe emotions and feelings you experience when you are in this spot.[23]

    • This subject matter would be ideal for the haiku form, which often focuses on nature and the natural world. You may also try writing about nature in the cinquain form.
  4. Image titled Write Quick Poems Step 10

    4

    Compose a humorous poem about your best friend. You may be inspired by a funny moment with a best friend or someone close to you. You may decide to use this funny moment to write a funny poem that is fun to write and enjoyable to read.[24]

    • You may decide to use the limerick form or the epigraph poetry form for your humorous poem. These forms are a good way to organize and write about funny content quickly and effectively.
  5. Image titled Write Quick Poems Step 11

    5

    Create a poem from the perspective of an animal. Another fun prompt is to write a poem from the perspective of an animal, such as tiger or an elephant. You may choose to explore how it might feel to inhabit the body and mind of an animal. You may also use the perspective of an animal to discuss a difficult moment in your life or a challenging event.[25]

    • You may decide to use the form of a shape poem for this content, using your poem about the animal to fill the shape of the animal. This could allow you to create limitations around the content, as you will need to write enough lines in the poem to fill the shape of the animal.
  6. Advertisement

  1. Image titled Write Quick Poems Step 12

    1

    Avoid cliche by using unfamiliar descriptions and phrases. Cliches are phrases or terms that have become so familiar and well known that they no longer hold meaning. Avoiding cliches will allow you to write poetry that is more engaging and nuanced. It will also force you to stretch your creativity and come up with descriptions that are unfamiliar and unique.[26]

    • For example, rather than describe a funny moment as “so funny I could die” or “I laughed so hard I cried”, you may try describing the moment with unfamiliar details, such as “I hooted and hollered until I ran out of breath” or “I let out a high-pitched squeal that bounced off the walls of the cafeteria.”
  2. Image titled Write Quick Poems Step 13

    2

    Use sensory details. Use all five senses to describe moments in your poem. Consider the sounds, smells, and tastes of an experience or moment, as well as how it felt and how it looked. Be specific when you use sensory detail so you can paint an engaging picture in your reader’s mind.[27]

    • For example, you may describe the feeling of standing in front of your favorite waterfall as “my face is covered in the briny thick smell of moss” or “I can taste the fresh water droplets that fall onto my face.”
  3. Image titled Write Quick Poems Step 14

    3

    Do quick first draft. To speed up the writing time, you may want to sit down and write a first draft of the poem in one sitting. You may have examples of your chosen poetic form nearby as well as notes from your brainstorming. Using these materials, you may then try to get your thoughts down on the page without editing or reading over your writing as you write.[28]

    • This can be a good technique if you are feeling stuck or uncertain of how to start. Forcing yourself to just write, without editing as you go, can help you to generate content that you can then pare down in your revisions.
  4. Image titled Write a Short, Funny Story Step 17

    4

    Revise your poem. Once you have your quick first draft done, you should read over your writing and revise it so it is sharp and concise. Note any awkward phrases or cliches and replace them with more nuanced phrases. Look for any spots that you can cut or pare down.[29]

    • If you are using a particular poetic form, you should make sure your poem conforms to the form. For example, if you are using haiku, you should make sure each line contains the right number of syllables and flows well as a whole.
    • You may also want to read your poem out loud to listen for any confusing language or unclear description. Read the poem to someone you trust to get their opinion and feedback. Getting a different perspective on the poem can make it that much stronger.
  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How can I rephrase “Into my mind your image creeps” so that the last word rhymes with sleep?

    Donagan

    “…your image will creep / does creep / did creep / can creep / might creep / would creep.”

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Thanks for submitting a tip for review!

References

About This Article

Article SummaryX

To write quick poems, start by brainstorming ideas and topics. For example, you could write about something that happened today, a current event, or someone you know. You could also try something more challenging, like writing from the perspective of an animal. After you settle on a topic, write a quick first draft to get the core content on paper. Don’t worry about grammar, spelling, or format too much at this point! Be sure to add in plenty of sensory details to make the piece unique. Then, revise your draft until the wording is sharp and concise. If you’re working within a specific format, like a haiku or limerick, move the words and sentences around until they fit that format. For more tips from our Writing co-author, like how to work within specific formats, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 143,987 times.

Reader Success Stories

  • Shreya Lakshmanan

    Shreya Lakshmanan

    Nov 11, 2020

    “Everything I didn’t know now I do’ because of you wikiHow to do anything!”

Did this article help you?


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Написание стихотворений сводится к отражению состояния вашего внутреннего мира или мира вокруг вас. Стихи можно писать о чем угодно, начиная от любви и утраты и заканчивая заржавевшими воротами старой фермы. С другой стороны, стихосложение может казаться трудной задачей, особенно если вы не относите себя к людям, одаренным творческим даром или способным сыпать поэтическими идеями налево и направо. Тем не менее, с хорошим вдохновением и правильным подходом даже вы будете в состоянии написать стихотворение, которым можно будет с гордостью поделиться с одноклассниками или друзьями.

  1. Изображение с названием Write a Poem Step 1

    1

    Выполняйте письменные упражнения. Стихотворение может начаться совсем с небольшого отрывка либо даже с одной строчки или двух, которые возникнут в голове сами собой, либо с визуальной картины, которая просто не выходит у вас из головы. Найти вдохновение для написания стихотворения можно с помощью выполнения письменных упражнений и использования наблюдений за окружающим миром. Как только у вас появится вдохновение, с ним вам станет проще оформлять свои мысли в соответствующие стихотворные строки.[1]

    • Например, можно прибегнуть к фрирайтингу и записывать все возникающие в голове идеи. Затем полученные строки или образы из своих записей можно использовать в качестве источников вдохновения для написания своего стихотворения. Кроме того, можно использовать не только собственные идеи, но и применять чьи-то еще готовые идеи.
    • Также можно прибегнуть к таким техникам мозгового штурма, как подготовка ментальной карты или составление списка образов или идей. Эти техники способны сгенерировать столь необходимое вам вдохновение для стихосложения.
  2. Изображение с названием Write a Poem Step 2

    2

    Вдохновляйтесь окружающим миром и близкими вам людьми. Получить вдохновение можно от прогулки по окрестностям или от посещения любимого вами места в своем городе. Можно пронаблюдать за людьми, которые сидят на лавочках в парке или прогуливаются по пешеходной площади, чтобы использовать увиденные моменты в качестве идей для своего стихотворения.

    • Можно попробовать написать стихотворение о человеке, который играет важную роль в вашей жизни, например, о матери или о своем лучшем друге. Сам человек может быть источником вдохновения для стихотворения, в котором будут описываться его личные качества или индивидуальные черты.
  3. Изображение с названием Write a Poem Step 3

    3

    Выберите конкретную тему или идею. Начать стихотворение можно с выбора конкретной темы или идеи, которая кажется вам привлекательной или интересной. Если вы выберете конкретную тему или идею, вокруг которой будет строиться ваше стихотворение, то стихотворение обретет четко поставленную цель. Благодаря этому, вам станет проще сузить круг образов и описаний, которые можно будет использовать в стихотворении.[2]

    • Например, можно принять решение написать стихотворение на тему “любви и дружбы”. После этого можно попытаться вспомнить конкретные моменты из личной жизни, когда вы испытывали к кому-то дружеские или любовные чувства, а также попробовать охарактеризовать саму любовь и дружбу на основе своих взаимоотношений с другими людьми.
    • Выбирая тему или идею, старайтесь придерживаться конкретики, так как это поможет сделать ваше стихотворение менее расплывчатым и непонятным. Например, вместо того чтобы брать настолько широкую тему, как “утрата”, попробуйте взять нечто более узкое, например, “утрата ребенка” или “потеря лучшего друга”.
  4. Изображение с названием Write a Poem Step 4

    4

    Выберите поэтическую форму. Задайте направление своему творчеству, выбрав для него конкретную поэтическую форму. Существует много различных поэтических форм, которые можно использовать, начиная от белого стиха и заканчивая сонетами и рифмованными двустишиями. Выберите одну поэтическую форму и придерживайтесь ее на протяжении всего стихотворения, чтобы оно выглядело связным произведением в глазах читателя.[3]

    • Можно выбрать такую краткую поэтическую форму, как хайку, синквейн или графические стихи. Затем можно попробовать поэкспериментировать с выбранной формой и даже получить удовольствие от преодоления трудностей, связанных с конкретной поэтической формой.
    • Также можно склониться к более забавным и игривым поэтическим формам, как лимерики (шутливые пятистрочия), если перед вами стоит задача написать веселое стихотворение. Либо можно обратиться к более лиричным поэтическим формам, таким как сонеты, баллады или рифмованные двустишия, чтобы написать более драматичное или романтичное стихотворение.
  5. Изображение с названием Write a Poem Step 5

    5

    Почитайте примеры поэзии. Чтобы лучше понять, каким образом пишут стихи другие авторы, можно ознакомиться с примерами их творчества. У вас есть возможность почитать стихи той же поэтической формы, которая вас интересует или стихи с той же тематикой и похожими идеями, которые вас вдохновляют. Также можно обратиться к стихам широко известных “классиков”, чтобы лучше прочувствовать жанр поэзии. Например, можно почитать следующее:

    • “Руслана и Людмилу” Александра Сергеевича Пушкина[4]
      ;
    • “Бородино” Михаила Юрьевича Лермонтова[5]
      ;
    • “Кому на Руси жить хорошо” Николая Алексеевича Некрасова[6]
      ;
    • “Василия Теркина” Александра Трифоновича Твардовского[7]
      ;
    • “Радуницу” Сергея Александровича Есенина[8]
      ;
    • “Избранные стихи” Ивана Алексеевича Бунина[9]
      ;
    • “Стихи о советском паспорте” Владимира Владимировича Маяковского[10]
      .
  1. Изображение с названием Write a Poem Step 6

    1

    Используйте конкретные образы. Избегайте абстрактной образности и придерживайтесь конкретного описания людей, мест и предметов в своем стихотворении. Всегда необходимо стараться описывать вещи с помощью пяти чувств: вкуса, обоняния, осязания, зрения и слуха. Конкретная образность позволит читателю погрузиться в мир вашего стихотворения и оживить читаемые строки в воображении.[11]

    • Например, вместо того чтобы описывать чувства или картины абстрактными словами, используйте для этого конкретные слова. Вместо фразы “Меня переполняло счастье” можно воспользоваться более точными словами, чтобы создать конкретные образы, например фразой “Улыбка моя засияла пожаром”.
  2. Изображение с названием Write a Poem Step 7

    2

    Применяйте литературные приемы. Такие литературные приемы, как метафоры и сравнения, добавляют стихам разнообразие и глубину. С их помощью можно сделать ваше стихотворение особенным в глазах читателя и нарисовать для него детальную картину. Постарайтесь использовать в стихотворении различные литературные приемы, чтобы оно не состояло исключительно из метафор или только из сравнений.[12]

    • Метафора — необычный способ сравнения одного предмета с другим. Например, как во фразе “Я был пташкой на проводе”.
    • Обычное сопоставление сравнивает один объект с другим при помощи союзов “словно”, “как” и им подобным. Например, “Одинока, как ворона в поле” или “Мое сердце, словно сцена пустая”.
    • Также можно попробовать воспользоваться таким литературным приемом, как персонификация, когда объект или идея описываются с помощью человеческих качеств и черт. Например, “Машина утонула, словно камень” или “Моя любовь, как буря в стакане воды”.
  3. Изображение с названием Write a Poem Step 8

    3

    Пишите так, чтобы строки хорошо звучали. Стихи предназначены для того, чтобы их читали вслух, поэтому их необходимо писать с учетом звучания. Сочинение стихов с оглядкой на звучание будет влиять на их структуру, а также на используемые слова. Обратите внимание на то, как каждая строка перетекает в другую, как постановка отдельных слов рядом друг с другом создает определенные звуки или ритмы.[13]

    • Например, можно сопоставить звучание слов “сияет” и “блещет”. Слово “сияет” в целом звучит более мягко и на слух создает ощущение теплоты и мягкости. Слово же “блещет” содержит в себе шипящий звук. Это придает ему более резкое и ритмичное звучание.
  4. Изображение с названием Write a Poem Step 9

    4

    Избегайте клише. Ваши стихи получатся заметно более мощными, если вы откажетесь от использования клише, являющихся фразами, которые стали настолько знакомы широкой публике, что уже давно утратили свой первоначальный смысл. Проявите творческий подход к описаниям и образам в своем стихотворении, чтобы читатель был удивлен и заинтригован вашим слогом. Если вам кажется, что определенная фраза или образное выражение могут оказаться слишком знакомыми читателю, замените их чем-то более уникальным.[14]

    • Например, вы могли обратить внимание, что в ваше стихотворение при описании человека затесалась фраза “Занята, словно пчелка”. В таком случае можно попытаться заменить ее более уникальным аналогом, например, фразой “Руки ее не сидели без дела” или “На кухне ей не было равных”.
  1. Изображение с названием Write a Poem Step 10

    1

    Перечитайте стихотворение вслух. Как только у вас будет готов черновой вариант стихотворения, его потребуется самостоятельно прочитать вслух. Обратите внимание на звучание строк. Посмотрите, насколько хорошо одна строка перетекает в другую. Держите под рукой ручку, чтобы у вас была возможность отметить любые строки или слова, которые кажутся спутанными или странными по звучанию.[15]

    • Также можно прочитать стихотворение вслух для других людей, включая друзей, родственников или партнеров. Попросите их дать отзыв на стихотворение после первого прослушивания. Узнайте, нет ли таких фраз или строк, которые им кажутся сбивчивыми или непонятными.
  2. Изображение с названием Write a Poem Step 11

    2

    Соберите отзывы о своем стихотворении. Своим стихотворением можно также поделиться с другими поэтами, чтобы получить их отзывы и улучшить произведение. Со своей стороны вы можете вступить в группу начинающих поэтов и совместно работать над вашим творчеством. Либо можно записаться на уроки поэзии, где вы будете работать совместно с преподавателем и другими начинающими поэтами с целью усовершенствовать свои навыки. Получив отзывы о своем стихотворении от сверстников, можно использовать их для редактирования произведения.[16]

  3. Изображение с названием Write a Poem Step 12

    3

    Отредактируйте стихотворение. Когда соберете достаточно отзывов о своем стихотворении, необходимо будет отредактировать его, чтобы оно приобрело наилучший вид. На основе отзывов исключите из стихотворения сбивчивые и непонятные строки. С готовностью идите на “удаление дражайших строк”, не держитесь за красивые фразы лишь ради того, чтобы просто включить их в стихотворение. Убедитесь в том, что каждая строка вносит свой вклад в цель, тему или идею стихотворения.[17]

    • Дополнительно необходимо пройтись по стихотворению и избавить его от клише и известных фраз. Также необходимо проследить за тем, чтобы в стихотворении была соблюдена орфография и грамматика.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 257 029 раз.

Была ли эта статья полезной?

Урок 1 как правильно научиться писать стихи!

Существует такое заблуждение, что главное писать от души, а соблюдение правил и канонов – это не для поэзии. И не разобравшись в ошибочности данного утверждения, овладеть поэтическим мастерством невозможно. Для этого полезно изучить, как поэты пишут стихи. Например, даже в школьной программе упоминается, как писал стихи Пушкин. Каждая рифма, каждый слог были тщательно подобраны и просчитаны. Или же знаменитый Шарль Бодлер, эпатаж и бунтарство которого приводило в ярость сильнейших деятелей государства, в поэзии был строг и дисциплинирован, каждое его слово было отточено, и каждая строфа оставляла в душе читателя глубочайший след. Для того чтобы понять, насколько важно владеть мастерством слова, следует прочитать различные переводы своих любимых произведений. Не стоит читать, для сравнения, нужно просто пронаблюдать, какие эмоции и образы возникают при прочтении одного и того же стихотворения в разных вариантах перевода. В качестве примера рассмотрим два варианта перевода строфы известного стихотворения Эдгара По, «Ворон»:

1. «Ах! Мне помнится так ясно: был декабрь и день ненастный,

Был как призрак – отсвет красный от камина моего.

Ждал зари я в нетерпенье, в книгах тщетно утешенья

Звали здесь Линор. То имя… шепчут ангелы его,

На земле же – нет его»

2. «В декабре – я помню – было

это полночью унылой.

В очаге под пеплом угли

Груды книг не утоляли

ни на миг моей печали –

Об утраченной Леноре,

той, чье имя навсегда –

В сонме ангелов – Ленора,

той, чье имя навсегда

В этом мире стерлось –

без следа»
Как научиться писать стихи правильно?

Писать от души, это, конечно же, неотъемлемое условие но, к сожалению, не единственное. Существуют определенные законы и правила. И исключения в этих правилах допустимы лишь при условии мастерства автора. Даже неразборчивый читатель почувствует разницу между ошибкой, допущенной случайно, и намеренным изменением общепринятых правил. А как начать правильно писать стихи, не изучив законов построения рифмы и тонкостей литературных приемов? Это просто невозможно.

Еще раз вспомним о том, как писал стихи Александр Сергеевич Пушкин. Его слог, в полной мере соответствовал жестким литературным требованиям, и при этом, виртуозно владея словом, даже нарушая традиционные представления, он соблюдал основополагающие правила. Правила, которые являются результатом многовекового изучения влияния слов на подсознание человека. И поэтому, прежде чем начнется настоящее, душевное творчество, необходимо освоить технику.

Существует простой прием, с помощью которого можно на практике закрепить полученные знания. Для этого следует выбрать простую тему, но непременно вызывающую яркие эмоции. Например, прогулка по берегу моря. Далее, изучая каждое новое правило, следует описывать прогулку у моря с использованием изученного материала. То же самое при изучении системы стихосложения – следует описать прогулку по берегу в каждом изученном размере. Изучая поэтические приемы, также следует закрепить каждый прием, при помощи той же темы. И в завершении будет полезно описать прогулку у моря в разных жанрах и стилях. Это упражнение позволит на собственном опыте осознать, какое влияние на восприятие оказывает метод подачи и изложения. Кроме того, упражнение дает возможность попробовать свои силы в разных направлениях, найти наиболее удачные и интересные для себя приемы.

Кроме всего, новичкам могут быть полезны следующие рекомендации:

Как научиться писать красивые стихи?

Есть лишь один способ, который во все эпохи был популярен у великих поэтов – читать, очень много читать. И наблюдать. Только так можно научиться чувствовать музыку поэзии. Только так можно увеличить словарный запас, расширить свои познания поэтических приемов. Только так можно проникнуться духом творчества. При этом читать нужно и классиков и современников, и прославленных поэтов и неизвестных. Читать авторов, чье мастерство далеко от совершенства тоже полезно. Это позволит осознать, как не надо писать стихи, и избежать ошибок в будущем. Но лучше всего читать настоящих литературных гениев, истинных мастеров слова. Учиться у них, и в своем творчестве стремиться к непрестанному совершенствованию.

Источник

Анна Туренкова (2006г)

Я часто нахожу на стихи.ру хорошие, искренние стихи. В которых автор показывает поразительную глубину мыслей и уникальную способность развивать самые тонкие и серьёзные темы. Но у многих из этих стихотворений есть существенный недостаток это погрешности «техники» того, под чем художники, музыканты и другие творческие практики разумеют правильность формального выражения.

Если вы пишите для себя, возможно это и не важно. Но если для читателя, то тут надо будет немного потренироваться изо дня в день. Предложите себе забавную игру в стихосочинялки. Кушая булочку во время обеда или отдыхая вечером на любимом диване. Это развлечёт вас и принесёт существенную пользу развитию вашего таланта.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 1. «Лёгкий стих»-=-=-

Напишете первую бессмысленную строчку. А потом продолжаете стихотворение, добавляя к ней всё, что приходит в голову.

«В саду цветёт пушистый пень»
Цветёт сегодня целый день
Ему цвести никак не лень
Его постигла дребедень
И все лягушки набекрень. »
и т.д.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 2. «Рифмуем всеххх»-=-=-

А теперь можно отдельно потренировать рифму. Тоже пишем первое пришедшее в голову слово. А к нему все рифмы (слова и словосочетания), которые сможете придумать. Старайтесь быть как можно изобретательнее.

«Сосредоточится
Двоеточие
Раскурочили
Непорочные
Снова кочки
Очная
Сочные
Точно. »
и т.д.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 3. «Польза классики»-=-=-

Теперь, если привлечь к труду корку мозга, можно неплохо развлечься, тренируясь выдерживать размер. Берете любое «правильное» стихотворение другого поэта и каждую строчку переписываете под его строчкой новыми словами.

___Онегин добрый мой приятель
Егоркин вечный умножатель
___Родился на брегах Невы
Не поднимая головы
___Где может быть родились вы,
Среди зелёненькой листвы
___Или гуляли, мой читатель.
Очистил от бедлама шпатель.
и т.д.

Часто возникают ситуации, когда стихи приходят не сами собой, а хочется написать о чём-то конкретном впечатлившим вас в данный момент. В уме возникают меткие сравнения, чёткие образы. Но попытка представить всё это богатство в стихах с треском проваливается. Не разочаровывайтесь. Чтобы быстро и правильно укладывать в стихотворную форму всё, что приходит вам в голову, тоже нужен определённый опыт. И как раз сейчас можно его приобрести, выполнив упражнение, которое чем-то напомнит вам задание из школьного учебника.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 4. «Хочу написать то, что думаю»-=-=-

Например, стих про осень:
В уме (или лучше в блокноте): «осень, листья, кружиться, золото, увядание. » и т.д.
Из этого стихоплётим:

«Осень кружит листьями, кружелистным золотом,
И увял на клумбе маленький цветок. «

Возьмите какую-нибудь собственную, уникальную тему, набросайте побольше исходного материалла. А может наоборот заезженная всеми тема развернёт для вас нечто особенное. Чем больше тем вы обкатываете тренеруясь, тем лаконичнее и ярче будет ваша стихотворная речь.

Анна Туренкова 2006/01/27 02:12 •

-=—=-
И ещё НА ЗАМЕТКУ (из личного опыта и моих наблюдений за творчеством авторов стихи.ры). Если вы хотите, чтобы ваши стихи _нравились_читателям_, то

4. Если вы пишете в классическом ключе, оцените всё ли в вашем стихотворении удобоваримо и читаемо. Возможно вам захочется убрать или заменить какие-либо слишком резкие, протеворечивые или нелогичные элементы.

5. Помните, что у вас качестве «изюминки» стихотворения. Сохраняйте и не искажайте её. Старайтесь чтобы остальной текст был на службе у вашей идеи.

6. Главное вовремя остановится. Избегайте «словестного поноса». Вовремя говорите себе «стоп!» Вы должны помнить об этом, даже когда тема широка или вовсе абстрактна. Чем длиннее стихотворение, тем меньше читателей соизволят его прочесть.

8. Когда вы пишете длинное стихотворение, старайтесь правильно обрабатывать КАЖДУЮ ИДЕЮ, которую вы высказываете.

а) Если вы употребите больше слов, чем требуется для её раскрытия рискуете оказаться в глазах читателей пустомелей-графоманом, даже если в вашем произведении содержиться серьёзная смысловая начинка. Они её просто не заметят в таком размытом состоянии. Это допустимо для прозы, но стихи губит на корню.

в) Не перенасыщайте свои стихи. Во-первых не забывайте про п.5. А во-вторых большим количеством материала трудно управлять и ещё сложнее сложить его в единое целое так, чтобы другие люди это поняли, и гораздо сложнее сделать так, чтобы читая и воспринимая, получали удовольствие.

-=—=-
А это ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ, которые несомненно пригодятся на пути к творческой вершине:

http://www.stihi.ru/2003/10/26-1103
«От дилетанта-дилетантам (методы ведения войны со стихами)»
Никому Не Говори

http://www.stihi.ru/2003/08/28-61
«Как выжить на сайте стихи.ру. Не-FAQ, практические навыки»
Docking The Mad Dog

Источник

Как писать стихи

notebook 3949103 1920

Как писать стихи? Многим кажется, что настоящий поэт не будет задавать такие вопросы. Бытует мнение, что слова должны приходить сами, вместе с вдохновением. Тот, кто интересуется «как писать стихи?» якобы никогда не достигнет мастерства. Спешим развеять этот миф. Конечно, без таланта и вдохновения не обойтись, но литературное мастерство недаром преподают в университетах. Учиться писать — важная часть работы каждого поэта и писателя. Умение посмотреть на свою работу со стороны, придумать строки, которые запомнятся и найти тему, интересную читателю — всё это требует терпения и определенных навыков, которым можно научиться.

Начните читать стихи

Эта рекомендация может показаться необычной, но именно с этого стоит начать. Попробуйте почитать поэзию разных жанров и стилей. Обязательно изучите классику. Какие стихи вызывают у вас, как у читателя, горячий живой отклик? Попробуйте проанализировать, почему одни стихи близки нам и запоминаются, а другие не остаются в памяти и забываются сразу после прочтения?

Изучите стихотворные размеры

Вдохновение — это прекрасно, но помимо творческой составляющей, важна техника, в которой написано поэтическое произведение. Как писать стихи, если вы не отличаете ямб от хорея? Очевидно, что это невозможно. Да, в современной поэзии нет четких критериев, но искушенный читатель сразу поймет, что в ваших стихах нет ритма.

Подумайте, что хотите сказать читателю

Каждое стихотворение — это высказывание автора. Мысль, которую вы доносите разными художественными способами. У стихотворения есть определенная драматургия. Подумайте, как вы раскроете эту мысль? Какими художественными приемами воспользуетесь?

Избегайте банальностей

Существуют рифмы, которые уже стали символами плохих стихов «любовь-кровь», «розы-морозы». Так же плохо будут читаться «глагольные» рифмы — «любила-укрыла», «спросила-дарила». Лучше, если рифмующиеся слова — это разные части речи.

Единство

У стихотворения должен был единый стиль и дух. Если вы начинаете писать возвышенным слогом, заканчивать произведение обсценной лексикой явно не стоит. Старайтесь в целом не перебарщивать с неоднозначными художественными приемами в самом начале творческого пути.

Учитесь искать необычные метафоры

Голубые глаза всегда сравнивают с «цветом неба», каждый знает, что «весна — пора любви», а увядание природы осенью — символ печали. Постарайтесь подобрать более оригинальные метафоры для описаний.

Показывайте свои стихи читателям, которые оценят объективно

Друзья и родственники, вероятнее всего, будут снисходительны к вашему творчеству. Постарайтесь найти «поэтического наставника» из числа тех, чье творчество кажется вам достойным восхищения. Относитесь к критике терпеливо и внимательно. Не ошибается тот, кто ничего не делает, а настоящие профессионалы учатся на своих ошибках.

pen 1245723 1920

Пишите о том, что хорошо знаете

Старайтесь не браться за темы, в которых «плаваете». Ревность, доводящая до исступления, стихи о прозе жизни людей из восемнадцатого века… Всё это стоит использовать в сюжетах своих произведений, если вы хорошо разбираетесь в проблеме.

Выполняйте упражнения

Тренируйтесь и развивайте свои творческие способности.

Заинтересуйте читателя

Стихотворение должно «цеплять» и интриговать читателя с первой строчки, чтобы его хотелось продолжить читать. Вот удачные примеры:

Нам сразу хочется узнать, что же произошло с главной героиней? Если человек, о котором она говорит, не хотел зла, то, о каком событии идет речь?

Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»…

Анна Ахматова

Почему на героине темная вуаль? И, действительно, отчего она бледна?

Необязательно начинать стихотворение с вопроса, но хорошо, если в сюжете есть интрига.

Не публикуйтесь за деньги

Всегда хочется увидеть свое творчество на бумаге. Старайтесь не поддаваться соблазну опубликовать свое произведение за деньги даже, если вам предлагают и гарантируют наплыв читателей. Подождите, пока ваше мастерство достигнет такого уровня, что гонорар за публикацию будут предлагать уже вам.

Пишите чаще

Количество написанных стихов не всегда переходит в качество, но, чем больше вы тренируетесь, тем больше шансов, что однажды у вас родится по-настоящему гениальное произведение. Старайтесь в стихотворной форме описывать все, что вы видите и все, что вас волнует. Ведь именно благодаря сильным переживаниям во все времена рождались лучшие стихи!

Источник

Как писать. Азы стихосложения. Рифма

Доброго времени суток, пикабушники! Я из тех, кто пишет стихи и не так давно столкнулся с проблемой, а именно с «боязнью чистого листа». И что бы повыё скоротать время, которое я не могу писать стихи, решил попробовать по совету друзей разжевать некоторые моменты простыми словами.
Давайте разберем стихи на запчасти, дабы не страшась браться за их написание. Сразу скажу, что разберу только основы для начинающих, которые считаю важными.
За «скелет» можно взять три основополагающих стиха: рифма, ритм и образ.

В этом посте разберем рифму.

Рифма. Как много в слове этом.

Вообще, очень много всякого. Разберем только простейшие варианты, что бы выёб дабы быть способными отличить и разобраться, когда предоставится случай.

Для начала, рифма бывает открытой(оканчивается гласным звуком). К примеру: судьба-горба.

И так же бывает закрытой(оканчивается согласным звуком). К примеру: прораб-кебаб.

В целом, рифмы можно разделить по:
Слоговому объёму
Характеру звучания

Тихой ночью, поздним летом,

Как на небе звезды рдеют,

Как под сумрачным их светом

Нивы дремлющие зреют.

Обычно мужская и женская рифмы чередуются:

Мой дядя самых честных пра́вил,

Когда не в шутку занемо́г,

Он уважать себя заста́вил

И лучше выдумать не мо́г.

По характеру звучания рифмы делятся на(сейчас будет страшно):

точные и приблизительныебогатые и бедные

«Всё моё», — сказало злато;

«Всё моё», — сказал булат.

«Всё куплю», — сказало злато;

«Всё возьму», — сказал булат.

Рифма, звучная подрУГА

А когда затихли звуки в сумраке ночНОМ

Все имеет свой конец, свое начало

Загрустив, всплакнула осень маленьким дожДЁМ

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Обходит волк вокруг гумна,

И если в поле тишина,

То даже слышны издали

Я сегодня до зари встану,

По широкому пройду полю.

Что-то с памятью моей стало

Всё, что было не со мной, помню.

Р. И. Рождественский

С флагом, с песней становились слева,

и сама на головы спускалась слава.

Источник

Как самому научиться писать стихи

Не правда ли, заглавие звучит провокационно,
однако Вы можете найти много подобных руководств:
«Как самому построить сельский дом», или «Как
самому сложить печь», «Как научиться мариновать и
консервировать». И я тоже хочу внести свой вклад.

Отметим тот факт, что структура стиха накладывает сильные
ограничения на текст, который не может уже быть произвольным,
а должен быть скомпонован в соответствии с определенными
правилами. Парадоксально, но это не только не препятствует,
но и способствует проявлению поэзии. Займемся этим парадоксом.
Зададимся вопросом: с какой целью и с каким результатом
используются перечисленные выше атрибуты стиха.

2. Стихи, в отличие от прозы, легче заучиваются.

3. Аура невинности. Возможность уйти от критики. Снятие груза
психологической ответственности за свои слова. Стихотворный
текст, даже несущий прямо высказанную сентенцию, не восприни-
мается как именно Ваше высказывание. Так уж складываются сами
собой слова, за Вас вашими устами будто бы говорит сама природа.

4. Аура истинности. Высказывание в стихотворной форме звучит
убедительно и кажется правдой посланной «свыше». Поэтому, напри-
мер, стихотворные эпиграммы выглядят более убийственными, чем
простая брань в сторону противника.

В общем-то стихи не о чем и даже на заданную тему создаются
просто из шума. Ценность их, как правило, невысока. Однако
вспомним состязательные импровизации поэтов Востока или
Средневековья.

9. Атрибуты стиха гасят прямой смысл сказанного.
В левой височной части человеческого мозга имеется две зоны,
одна из которых отвечает за грамматическую правильность речи, а
другая за то, что эта речь имеет какой-то смысл. В соответствии
с этим мы воспринимаем услышанные фразы и составляем себе пред-
ставление о смысле или о цели высказывания.
В стихотворной фразе, однако, присутствует рифма и ритм,
создающие звуковой рисунок, и этот рисунок кажется нам ( а так
оно и есть ) второй, а иногда и первой целью высказывания.
Логический смысл высказывания оказывается завуалированным.

10. Поскольку прямой смысл сказанного ставится под сомнение, а
иногда и уходит на второй план, это дает возможность скомпоно-
вать стихотворную фразу из нестыкующихся друг с другом по смыслу
слов, наполнить эту фазу бредом, содержащим скорее не смысл, а
намеки и ассоциации. При этом смысл стихотворного высказывания
резко расширяется. Восприятие дает возможность составить значи-
тельно более широкую картину происходящего, чем это можно было
бы предположить, глядя на ограниченный объем текста.

В том, что многие стихи содержат в себе изрядную долю стихо-
творного бреда, легко убедиться, проделав следующий эксперимент.
Перескажем стихотворение близко к тексту, лишив его рифм и
ритма. Заметим, что, как это видно из приведенного ниже примера,
общий поэтический пафос сохраняется и в прозаическом пересказе.
Однако он оказывается трудным для восприятия: сознание ищет в
нем прямой смысл, но не находит, бред он и есть бред.
Итак, стихотворение Б.Пастернака «Весна» ( 1918 г.)
Сначала пересказ:

Весной тополя на улице удивляются,
дом боится упасть, а даль пугается.
Выписавшийся из больницы человек с узелком
синего белья вдыхает синий воздух.
Вечер пуст, как рассказ, который прервала
звезда, не закончив его,
и поэтому тысячи шумных, невыразительных
и бездонных глаз недоумевают.

Особенно не на месте слово «поэтому», которое я, признаюсь,
вставил специально, чтобы показать, как не соответствует какой
либо логике все сказанное.
Теперь оригинал:

Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельем
У выписавшегося из больницы.
Где вечер пуст, как прерванный рассказ,
Оставленный звездой без продолженья
К недоуменью тысяч шумных глаз,
Бездонных и лишенных выраженья.

Вы видите, именно атрибуты стиха делают приведенный текст
произведением искусства, и именно атрибуты стиха, формально
ограничивая его, на самом деле дают возможность расширить его
восприятие.

Атрибуты стиха играют существенную роль и в творческом про-
цессе. Дополнительные препятствия напрягают творческие силы и
приводят к нестандартным решениям. Причем решения эти возникают
не логическим путем, а как находки, идущие из темной и забытой
мыслью области, которая называется подсознанием.

Строгает рифма подсознание,
И крошатся из под резца
Слова, не жданные заранее,
С началом фразы у конца.

СТИХОСЛОЖЕНИЕ КАК РОД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Шестое. Постарайтесь написать текст или
сразу, или по свежим
следам, поскольку в то состояние, в котором Вы пребываете, Вы
никогда уже не вернетесь.

Вы как будто скатываетесь на доске с волны: не следует рулить
очень самонадеянно, надо только немного направлять движение
доски и текстура стиха сама понесет Вас. Такое самодвижение.
Ловите волну и катитесь на ней.

Источник

Как писать сильно и стильно: советы начинающим поэтам

О художественном вкусе, сильной и слабой рифме и о том, почему технически идеальные строки — это не гарантия отклика в душе читателя.

Как писать сильно и стильно: советы начинающим поэтам

Александра Ардова

Поэтесса, автор сборника «Счастье. Отрочество. Юность».

Что значит «сильно» и «стильно»

Сильно — это так, чтобы в голове читателя потом эти строки вертелись. Чтобы стихи учили наизусть и ими спасались. Чтобы каждое стихотворение для читателя было микроозарением, зацепкой на пути к чему-то высокому.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес.

Марина Цветаева

Стильно — это примерно как с одеждой. Такое стихотворение подходит темпераменту и жизненному опыту автора, описанный образ — целостный, ничто из него не выбивается. Его приятно читать другим, и другие хотят написать так же. Стильные стихи соответствуют времени, но останутся актуальными и в «следующем сезоне». В общем, вы или в леопардовых лосинах, или в добротном пальто.

Текст регистратора в загсе про «корабли любви» и «два хрупких сосуда» не стильный. Стихи с открыток к юбилею — в большинстве случаев тоже.

Потому что такие строки должны быть универсальны, обращены одновременно ко всему населению РФ. А стильный текст можно составить лишь для более узкой аудитории. (К слову, если слова и стильные, и «для всех» — это уже гениально, классика.)

А ещё мне нравится фраза, которая встречается в соцсетях: «Есть только один критерий: есть мурашки — нет мурашек. Всё. И так во всём».

Что необходимо для создания хороших стихов

Как и любому профессионалу, поэту необходимо владеть «матчастью». Что можно сделать, чтобы ваши стихи не пролистнули в ленте?

1. Использовать богатую рифму

Не глагольную, не морфемную.

  • «Ходила — заводила» — не очень хорошо.
    «Ходила — кадило» — хорошо.
  • «Мурлыча — хныча» — не очень хорошо.
    «Мурлыча — добыча» (как у Марины Цветаевой) — хорошо.

В идеале рифмующиеся слова должны быть разными частями речи. Если это существительные, то они должны находиться в разных падежах.

Возьмём два блока рифмующихся слов: «Простого — пустого — холостого» и «Простого — из Ростова — Льва Толстого». В обоих случаях рифмы точны (совпадают звуки не только начиная с ударного, но и до него). Но второй пример интереснее из-за того, что употреблены разные части речи или разные падежи.

2. Всегда считать слоги

Да, существует много примеров удачного использования свободного размера. Но это могут позволить себе лишь опытные поэты.

он в ботинках, она на цыпочках, босиком

у неё в руке босоножка со сломанным каблуком

он хохочет так, что едва не давится кадыком

Вера Полозкова

Обычно сразу понятно, кто использует свободный стихотворный размер осознанно, а кто — по неопытности. Художники-абстракционисты владели академической школой. Если всё же хочется писать концептуальные стихотворения, сначала нужно освоить классические приёмы.

3. Придумывать честные метафоры

Когда человек рассказывает вам о том, как прошёл его день, сразу понятно, рисуется он или говорит искренне. Ведёт себя излишне пафосно или приветлив с вами. В стихах это тоже заметно. Метафора должна быть «вынута» изнутри, а не взята со стороны. Она должна быть уникальной, ненадоевшей. Должна дарить приятную прохладу или тёплую надежду.

  • «И воск слезами с ночника на платье капал» (Борис Пастернак).
  • «Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать» (Эльдар Рязанов).

В обоих случаях метафора легко «вдыхается», а ещё передаёт атмосферу происходящего: от освещения и температуры воздуха до глубоких чувств героев.

4. Подружить язык и замысел

Есть такое упражнение для графических дизайнеров (дизайн — мой основной род деятельности): например, курсивным шрифтом с завитками набрать слова «с юбилеем» и «терминатор».

Понятно, для какого слова гарнитура подходит, а для какого стоит её поменять. То же самое со смыслом и формой.

Подружить язык и мысль поможет умение интуитивно пропускать через себя слова. Надо визуализировать ту музыку, что остаётся в ушах во время прочтения стихотворения вслух, и сравнить со смыслом.

Имеет значение и размер (философский дактиль, оставляющий послевкусие, или уверенный яркий хорей), и фонетика, и даже места, в которых можно сделать вдох при прочтении. И здесь же стоит проверить, нет ли в стихотворении нелепых, выпадающих слов.

Как развивать художественный вкус

Как обычно бывает в жизни, вышеперечисленные правила неоднозначны, имеют границы применения и множество исключений, и просто вызубрить их не получится. Чтобы применять стихотворные законы на практике, необходимо обладать художественным вкусом. Как его развить?

1. Не пренебрегайте образованием

Это самый простой способ. Хорошие вузы обычно так прокачивают мозг, что даже далёкий от творчества человек может легко отличить настоящее искусство от китча.

2. Читайте хорошие книги

Проникнитесь философией русских и зарубежных классиков. Впитайте в себя язык. Прикиньте, как глубоко вам придётся нырять.

3. Смотрите и слушайте

Знание живописи и музыки не менее важно. Если вы вдохновитесь и впоследствии напишете стихи по впечатлениям о картине или симфонии, это не будет плагиатом. А если будете ориентироваться на известных поэтов, читатель легко это заметит.

4. Общайтесь с интересными людьми

Харизматичные и сильные люди помогают своему кругу общения развиваться. В том числе это касается и художественного вкуса.

Ещё 6 советов из личного опыта

1. Изучайте музыкальную грамоту

Учитесь чувствовать разные стихотворные размеры, проживайте паузы, дирижируйте собственными строками. Тогда вы вправе будете сказать, что у ваших стихотворений есть мелодия.

2. Учите иностранные языки

Необходимо знать значения основных заимствованных корней, чтобы не попасть впросак. Начинающие поэты с пеной у рта рассказывают, как плохо рифмовать «ботинки» и «полуботинки», и тут же рифмуют «вояж» и «саквояж».

3. Не пишите так, как уже написали до вас

Не делайте открытие Америки из того, что и так чувствует каждый адекватный человек. Подумайте дважды, когда, налив себе какао и закутавшись в плед, сядете писать про осень. Мыслите уникально, так, как никто в мире. Ни Пушкин, ни Цветаева, ни Полозкова.

4. Продвигайтесь искренне и ненавязчиво

Не печатайтесь в платных коллективных сборниках: их никто не читает, кроме опубликовавшихся поэтов. Не участвуйте в сомнительных квартирниках, где участников больше, чем зрителей. Не кичитесь членством в литературных союзах: всё равно туда сейчас берут всех. Не пишите нарочито хвалебные рецензии другим поэтам в надежде, что в ответ похвалят и вас.

Для начала достаточно пары ваших лучших стихотворений на личной странице. Если строки удачные, обязательно найдутся люди, которые скажут: «Да это же гениально, я буду про тебя всем рассказывать». Ведите свой блог аккуратно и с уважением к читателю.

5. Живите в гармонии с миром

Случается, что и вкус у поэта хороший, и слоги он посчитал, но пресловутых мурашек у читателя нет. Я считаю, каждое стихотворение на какую-то долю написано высшими силами, космосом. И с этим самым космосом автору необходимо наладить связь. Здесь, к сожалению, нет универсальных рецептов. По опыту — нужно жить в гармонии с собой и окружающим миром, быть восприимчивым и внимательным.

6. Проверяйте, ценна ли высказанная вами мысль

Будет ли она так же важна в прозе, а не в стихах? Если убрать форму, останется ли содержание?


Советы получились предостерегающими. На самом деле, если и ум, и сердце работают в полную силу, то всё получится.

Хорошо писать — это полезный навык, а выработать его не так сложно. Лучший путь — через «Инициал», бесплатный и крутой курс писательского мастерства от редакторов Лайфхакера. Вас ждёт теория, много примеров и домашки. Справитесь — будет легче выполнить тестовое задание и стать нашим автором. Подписывайтесь!

Читайте также 🧐

  • Как развить креативность с помощью фрирайтинга
  • Как стать писателем: 50 советов признанных мастеров
  • «Перечитайте рукопись, приготовьтесь к позору и шлите её редакторам»: интервью с писателем Алексеем Сальниковым

Добавить комментарий