Как депутату найти избирателей

Как записаться на прием к депутату. Ну, вдруг вам надо!

Иллюстрация с сайта ГД РФ

Обзор от Госдумы. 

На этой неделе депутаты работают в своих регионах. Рассказываем, как попасть на личную встречу с вашим представителем в парламенте РФ.

Как часто депутаты встречаются с избирателями?

Депутат в соответствии с ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы» должен «рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода».

А есть ли график?

Прием граждан проводится по предварительной записи. Существует «График приема граждан фракциями в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в Приемной Государственной Думы». Расписание на осеннюю сессию вы можете посмотреть здесь.

Предварительная запись производится в Приемной Государственной Думы (Москва, ул. Моховая, дом 7), с графиком ее работы вы можете ознакомиться здесь.

Что нужно делать?

Напрямую к депутату можно записаться через региональную приемную, адрес и контактный телефон которой также можно уточнить во фракции (телефоны вы увидите ниже) либо на ее официальном сайте.

Записываясь, вы можете выбрать, как вам удобнее пообщаться с депутатом: лично или по видеосвязи. Для приема по видеосвязи нужно с паспортом прийти в приемную депутата, где будет сеанс связи.

Также можно найти контакты помощников и приемной депутата на официальном сайте его фракции, после чего связаться с ними и оставить заявку. Перед приемом помощники свяжутся с вами и сообщат, когда и где будет прием.

Справки по вопросам личного приема граждан фракциями в Государственной Думе можно получить по телефонам:

8 (495) 629—64—25 — Фракция Всероссийской политической партии «Единая Россия»;

8 (495) 692—87—36 — Фракция Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»;

8 (495) 629—61—01 — Фракция Политической партии «Справедливая Россия»;

8 (495) 629—61—23 — Фракция Политической партии «Либерально-демократическая партия России» приема иногородних граждан.

Общероссийский день приема граждан

В соответствии с поручением Президента РФ ежегодно в День Конституции Российской Федерации (12 декабря) проводится общероссийский день приема граждан.

Как стать муниципальным депутатом

Упреждая, спорщиков по данному пункту, скажу одно. То, что я пишу — это личный опыт, это реальная практика. Как воинский устав написан кровью, так и мои слова подкреплены опытом кампаний 2008 и 2012 годов.

10 сентября 2017 года в Москве состоятся муниципальные выборы. Будем избирать новый состав Совета депутатов во всех муниципальных округах, кроме, Щукино. Там выборы прошли в 2016 году вместе с выборами в Государственную думу. Для тех, кто желает принять участие я опишу по существу основные моменты предвыборной кампании.

Как показывает опыт, наиболее интересующие вопросы — это «сколько нужно потратить?», «что нужно делать?» и «сколько получает депутат?»

Нужно быть готовым и подготовить морально своих близких и домочадцев, что хорошая и качественная предвыборная кампания займёт у вас достаточно времени, особенно с середины августа и до дня тишины 9 сентября. О летних каникулах лучше забыть. 

В идеале, конечно же, начинать заниматься предвыборной кампанией нужно заблаговременно, решая проблемы и тем самым демонстрируя конкретный результат.

К агитационному периоду вам необходимо подойти уже с багажом реальных дел.

Закон о выборах.

В этих законах вы подчеркнёте много полезной и нужной информации: кто может выдвигаться в качестве кандидата, о перечне документов, требуемых к предоставлению в избирательную комиссию, про агитационный период и многое другое.

Я умышленно не делаю подробную выборку из Избирательного кодекса, потому что хочу, чтобы вы сами изучили этот документ. Изучив кодекс, вы сможете избежать попадания на подводные камни. И юридически будете подкованы.

На старт, внимание… марш!

В соответствии с законодательством избирательная кампания начинается за 90 дней до дня голосования, и соответствующее решение подлежит опубликованию в местной газете. Но! Во многих муниципальных округах Москвы отсутствуют печатные версии местных газет. Только электронные. Однако, органы местного самоуправления должны будут выпустить печатные спецвыпуски местных газет где будет размещена информация об объявлении выборов. Поэтому предположительно не позднее 13 июня должны быть объявлены муниципальные выборы. Следите за обнародованием данной информации.

Какие документы нужны и куда?

Подавать документы лучше сразу же на следующий день после объявления выборов. Это важно потому, что в случае обнаружения каких-либо недочётов в предоставленных с вашей стороны документации, будет время на их устранение.

Перечень необходимых документов содержится в Избирательном кодексе города Москвы. Поэтому не ленитесь и прочитайте кодекс от начала и до конца, делая пометки и закладки.

Подавать документы необходимо в Территориальную избирательную комиссию. Обычно она располагается по адресу управы района. 

Сколько нужно потратить?

Стоимость кампании, при условии, что кандидат является и главным организатором, и сам себе помощником, и одним из расклейщиков, и, вообще, «сам танцую, сам плачу», в среднем получается 6 рублей на избирателя (два выпуска печатной продукции в виде газеты, один плакат с массовой заклейкой, один выпуск с предвыборной программой, три встречи с избирателями, с предварительной обклейкой для оповещения). Данные для примера я привожу исходя из собственной кампании 2012 года в двухмандатном избирательном округе при количестве избирателей в 10 тысяч чел.; где 30 тысяч рублей стоили предвыборные мероприятия и агитация, ещё 30 тысяч рублей за подготовительный информационный материал.

При минимуме денежных средств можно использовать квартирный обход и личное общение. Но это сложно психологически — отдельная квартира — отдельный мир, во всяком случае, я смог это сделать только один раз и то не полностью, в 2008 году.

Что касается количества избирателей. На данный момент в Вешняках 7 двухмандатных избирательных округов по 10 000 избирателей в среднем на округ. Скорее всего, скоро Совет депутатов МО Вешняки поменяет нарезку и будет 3 пятимандатных избирательных округа (как и в целом по Москве приводят количество округов либо к двум при количестве в 10 депутатов, либо к трем округам при количестве в 15 депутатов), что означает увеличение числа избирателей, площади избирательного округа и удорожания избирательной кампании. В среднем в новообразованных избирательных округах в Вешняках будет по 24 тысячи избирателей. Соответственно стоимость кампании может обойтись в среднем в 144 тысячи рублей.

Сколько и что получает муниципальный депутат?

В соответствии с законом, только 10% от общего числа избранных депутатов Совета депутатов имеют право на ежемесячное вознаграждение. Обычно это один депутат, который является председателем Совета депутатов и он же глава муниципального округа. Вознаграждение в пределах 100 тысяч рублей, но в данной сумме могу ошибиться.

Остальным полагается проездной на все виды городского общественного транспорта (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи).

Последние несколько лет в Москве действует система выплат компенсаций депутатам за отрыв от основного места работы по причине участия в деятельности комиссий по открытию актов ремонта и благоустройства, а также приёмки данных работ. В каждом муниципальном округе своя система выплат, поэтому сказать о какой ежемесячной сумме идёт речь проблематично. На примере моего муниципального округа, это 17 тысяч в месяц с учётом НДФЛ.

Как стать кандидатом в депутаты?

Для того чтобы стать кандидатом в депутаты есть два варианта.

Во-первых, выдвижение от партии, имеющей в нынешнем созыве своего депутата (тогда выдвижение от партии позволяет не собирать подписи избирателей, что облегчает прохождение регистрации в территориальной избирательной комиссии, до вас будут меньше докапываться и «рубить»). На этом, пожалуй, значимость партии и заканчивается. Люди на муниципальных выборах голосуют за личность, а то, от какой он партии, особой роли не играет.

Во-вторых, самодвижение через сбор подписей жителей, зарегистрированных в избирательном округе выдвижения потенциального кандидата. В ст. 34 Избирательного кодекса города Москвы написано: «… для кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, выдвинутого по многомандатному избирательному округу, — 0,5 процента от числа избирателей, указанного в схеме многомандатных избирательных округов соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе. При этом количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, не может быть менее 10».

Что предложить людям?

Предвыборная программа — это, бесспорно, важный атрибут избирательной кампании. Местное самоуправление в Москве явление, о котором мало кто слышал из жителей столицы. Те же, кто хоть как-то сталкивался с муниципальными депутатами, их деятельностью, или же сами депутаты частенько говорят об ограниченности в полномочиях и смехотворности своей функции. Но это только на первый взгляд.

Даже тот перечень функций и полномочий, который закреплён в уставах муниципальных округов и законах города Москвы, регулирующих вопросы местного самоуправления, вполне достаточен для того, чтобы сделать жизнь в своём избирательном округе лучше. Конечно, возникают конфликтные ситуации, когда мэрия игнорирует мнение жителей и продавливает нужные ей решения силой. Но это происходит лишь об бездействия большинства жителей, а активности районного меньшинства не хватает.

Со всем перечнем вопросов местного значения и полномочий вы можете познакомиться, прочитав устав муниципального округа на территории, которого планируете выдвигаться: согласование плана досуговых мероприятий, контроль за благоустройством территории, распределение средств по программе социально-экономического развития, участие в организации военно-патриотических мероприятий, контроль за проведением капитального ремонта жилых домов, заслушивание отчётов руководителей городских бюджетных учреждений, действующих на территории муниципального округа, внесение предложений по развитию территории и инфраструктуры в целом и многое другое.

Конечно, вы можете обещать снижение налогов, увеличение пенсий, но честнее и правильнее будет формировать предвыборную программу исходя из вопросов местного значения и полномочий муниципальных депутатов, увязывая их с проблематикой вашего избирательного округа: замена устаревших детских и спортивных площадок, ремонт раздолбанной проезжей части во дворах, благоустройство неблагоустроенных дворов и пр.

Нужно нравиться и быть узнаваемым!

Предвыборную программу прочтут далеко не все. Большее число избирателей возможно охватить плакатами с вашим лицом, именем и фамилией. Поэтому нужно сделать хорошее лицо. Конечно, для этого, помимо того, чтобы мама хотела, а папа старался, нужен ещё хороший фотограф, хороший дизайнер. К созданию образа для плаката нужно подойти серьёзно: как минимум два часа фотосессии в студии, в разной одежде. Помните! У каждого человека есть своя удачная и выигрышная постановка лица и тела, в которой он получается на фото лучше, чем во всех остальных. Именно поэтому фотосессия не должна походить на фото в паспорт. При необходимости используйте грим от профессионала (он же мейкап).

На плакате формата А3 вы должны быть изображены крупно. В полный рост «влезать» в собственный плакат не нужно! Все должны видеть ваше лицо, глаза. Выражение и композиция, вообще, должны, заставить избирателя (преимущественно это женщины) почувствовать вашу уверенность.

Раздаточный агитматериал (буклеты, брошюры, газеты) не должен изобиловать множеством букв, особенно мелким шрифтом. Краткость — сестра таланта. Чёткость и ясность изложенной мысли позволит избирателю запомнить кто вы, что предлагаете и чего хотите добиться. Ещё лучше, если ваш агитматериал будет выполнен в стиле легкой инфографики: картинка по смыслу, подходящая тексту и несколько предложений самого текста. Это и интересно, и визуально приятно.

Упреждая, спорщиков по данному пункту, скажу одно. То, что я пишу — это личный опыт, это реальная практика. Как воинский устав написан кровью, так и мои слова подкреплены опытом кампаний 2008 и 2012 годов. В 2008 году я победил, но победа была отдана ТИКом кандидату от «Единой России» (кто бы сомневался), о чём мне, спустя несколько лет, рассказал свидетель этого. Но! Я победил несмотря даже на то, что в избирательном бюллетене напротив моих ФИО было написано: 21 год, образование среднее, безработный, студент третьекурсник. Скажу честно, я бы не проголосовал. Но жители решили иначе. Узнаваемость и личная симпатия сыграли свою роль.

В 2012 году, конечно же, было уже и высшее образование, и место работы и пр. Но опять симпатия и узнаваемость, и уже реальная победа, которую также пытались отнять, но не получилось.

Что гарантирует победу?

Стопроцентной гарантии вашей победы не существует, ну разве что, президент или мэр будет вашим другом и решат помочь. Победа на выборах это сочетание множества факторов. Один, из которых, стоящий на первом месте — понравиться своему избирателю, быть ему симпатичным. Превалирующая часть избирателей в нашей стране — женщины. Второй момент — это ваше трудолюбие для увеличения вашей же положительной узнаваемости. И третий момент — наблюдатели. В день голосования у них две задачи. Первая: с 8:00 до 20:00 вести подсчёт пришедших на избирательные участки избирателей и сверять полученные данные с данными участковой избирательной комиссии. Если у комиссии существенно разнятся данные с данными ваших наблюдателей, значит, пошёл вброс. Вторая задача: контролировать подсчёт голосов и получить на руки протокол подсчёта голосов.

Но есть нюанс…

Муниципальные выборы 10 сентября 2017 года уникальны тем, что пройдут самостоятельно, без привязки, как это было ранее к выборам президента России, а это означает, что явка будет очень низкой. На уровне 7%. Низкой по причине того, что местные жители мало что знают о местном самоуправлении. Не интересуясь возможностью и формами управления территорией, на которой они проживают, тем самым отдавая «Единой России» править бал, и делать то, что нужно префектурам и мэрии.

В условиях низкой явки легко контролировать процесс голосования за счёт карманного электората — детсады, школы, поликлиники, совета ветеранов, опорные пункты охраны правопорядка и пр. То есть результат может реально зависеть от одного голоса.

Поэтому, когда будет проводиться предвыборная кампания независимыми кандидатами, необходимо будет тратить ресурс и на всеобщую рекламу о выборах. Чем больше явка, тем выше шанс размыть административный ресурс управ и префектур в поддержку несамостоятельных кандидатов. И победит тот независимый кандидат, который сможет отмобилизовать больше всего избирателей в свою поддержку.

В ПОМОЩЬ ДЕПУТАТАМ И РАБОТНИКАМ

ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации депутатской деятельности

в местных Советах народных депутатов.

 Метод – путь, способ достижения цели, через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом;

 Под методами организации депутатской деятельности подразумевается способ взаимодействия председателя, секретаря Совета  с депутатами, в результате которого решаются важные вопросы жизнедеятельности села (поселка);

Все председатели Советов, секретари в определенной мере должны быть организаторами –педагогами, знать и использовать в своей работе различные методы и приемы общения с людьми.

Депутат местного Совета приобретает свои полномочия после избрания его в Совет на основании общего, равного и прямого избирательного права. Органы местного самоуправления – Советы народных депутатов текущего 24 созыва в нашем районе  избраны в марте 2010 года по мажоритарной системе. Депутатская деятельность-это специфический вид деятельности, для него характерна периодичность, закрепленная Конституцией ПМР : депутаты местных Советов избираются сроком на пять лет.

Депутатскую деятельность можно разделить на три вида:

1.Деятельность депутата в избирательном округе.

2.Деятельность депутата на сессиях Совета.

3.Деятельность депутата в постоянной комиссии Совета.

  1.    Избирательный округ.

Депутат должен поддерживать постоянную связь со своими избирателями, это реализуется посредством двух видов связей: прямых и обратных.

Прямые связи – это получение депутатом информации от своих избирателей посредством рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, а также в результате личных встреч с избирателями.

Обратные связи – это представление депутатом информации о выполнении наказов и предложений избирателей, отчеты о проделанной работе и т.д.

Наказ избирателей – это основной элемент обратных связей, т.е. это поручение, которое дается депутату, оно имеет общественное значение и оформляется в виде соответствующего документа, с необходимыми атрибутами (тексты, адреса, подписи, ф.и.о. депутата, округ и т.д.)

Депутат имеет право самостоятельно определять актуальность, срок выполнения и значимость наказа.

Отчет депутата- это также элемент обратных связей, при помощи которого депутат информирует избирателей о выполнении наказов. Депутат обязан отчитываться о своей работе, а также о работе Совета не менее одного раза в год. Как правило отчеты депутатов в округах проходят в октябре-ноябре  каждого года.

Информация об отчете депутата перед избирателями в письменном виде (согласно установленной формы)  предоставляется в соответствующий  Совет  народных депутатов к 15 декабря текущего года.

 II. Сессия Совета.

На сессиях Совета за депутатом условно закрепляются следующие права и обязанности:

Права:

1) избирать и быть избранными в органы соответствующего Совета;

2) предлагать вопросы для рассмотрения;

3) вносить предложения по повестке дня заседания Совета;

4) вносить для рассмотрения проекты решений;

5) поднимать вопросы о недоверии органам Совета, лицам,

входящим в его состав;

6) оглашать тексты обращений, заявлений, резолюций граждан;

7) получать информацию о ходе выполнения решений;

8/ объединяться в депутатские группы.

Обязанности:

1) присутствовать на сессиях Совета;

2) соблюдать регламент Совета, другие нормативные акты,

определяющие порядок деятельности Совета;

3) соблюдать дисциплину;

4) голосовать.

III. Постоянная комиссия.

Постоянные комиссии избираются Советом из числа депутатов для изучения, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к сфере компетенции той или иной комиссии.

Депутат работает в комиссии на общественных началах. Депутат обязан принимать участие в заседаниях комиссии.

Работа в комиссии – это возможность для депутата эффективно реализовать себя.

Целесообразно ведение учета активности депутатов, посещаемости заседаний комиссии, определение вкладов депутатов в работу комиссии. Председателю комиссии необходимо оценивать работу членов комиссии.

Профессионализм в депутатской деятельности.

Депутат может оценить свой уровень профессионализма с помощью анализа своей работы по тем же трем видам депутатской деятельности, которые описаны выше. При этом в целях реализации принципов демократии, приоритетность видов можно ранжировать как:

1. Деятельность в округе.

2. Деятельность в комиссии

3. Деятельность на сессии

Для достижения эффективной работы всего депутатского корпуса каждый депутат должен периодически делать самооценку по каждому из видов своей деятельности.

Определяющим фактором в оценке профессионализма является соблюдение депутатом законов, нормативных актов и других документов; содействие в работе Совету и его органам.

Формы и методы работы депутата с избирателями.

Эффективное выполнение депутатами своих депутатских обязанностей имеет существенные положительные стороны как для граждан, так и для самого народного избранника. Во-первых, сотрудничая со своими избирателями, депутаты местных Советов лучше понимают потребности  населения, что дает им возможность защищать перспективные направления деятельности в пользу населенного пункта. Во-вторых, депутат местного Совета, который сотрудничает со своими избирателями, может таким способом обеспечить поддержку своей политике в рамках местной территориальной общественности. В-третьих, население состоит из избирателей, и чем благосклоннее они относятся к депутату и его депутатской деятельности, тем вероятнее, что они отдадут за него свои голоса на следующих выборах.

Для обеспечения эффективной деятельности как представителя органа местного самоуправления депутату необходимо выработать соответствующую стратегию представительства своих избирателей. Разрабатывая такую стратегию, депутату надо поразмыслить над поставленными ниже вопросами.

1. Кто преимущественно является вашими избирателями?

2. Что вы обещали своим избирателям во время избирательной кампании?

3. Решению каких вопросов отдают предпочтение ваши избиратели?

4. Каким вопросам вы отдаете предпочтение?

5. Что вы можете изменить в своем округе, чтобы разрешить приоритетные для избирателей вопросы?

Ответив на эти вопросы, депутат сможет лучше понять, кого он представляет, какие вопросы важны для избирателей, и что он может сделать, чтобы повлиять на решение этих вопросов.

Депутат местного Совета может наладить связь со своими избирателями несколькими способами:

Встреча с избирателями своего округа, принятие к сведению вопросов избирателей и инициирование их рассмотрения на заседаниях Совета, общение посредством переписки или телефона, помощь в решении проблем, которые возникают у избирателей с административными исполнительными органами, использование местных средств массовой информации, публичные мероприятия, например государственные и народные праздники…

Использование своего времени как депутата местного Совета.

Депутаты местных Советов исполняют свои функции на временной основе.  Депутаты местных Советов делят свое время на выполнение депутатских функций и иного рода деятельность. Это, конечно, вынуждает их к заблаговременному планированию времени.

Виды деятельности депутата можно квалифицировать еще и по следующим категориям: представительская, контрольная,  разработка стратегии,  отношения с органами власти других уровней. Каждый из этих видов деятельности включает в себя следующие аспекты:

Представительские функции:

  • встречи с избирателями
  • рассмотрение конкретного дела
  • общение с прессой

Контрольная деятельность:

  • участие в заседаниях исполнительных органов, где рассматриваются вопросы контроля
  • ознакомление с материалами, подготовленными исполнительными органами
  • встречи с должностными лицами исполнительных органов

Разработка стратегических решений:

  • работа в постоянных комиссиях
  • общение со специалистами, экспертами или работниками различных служб
  • подготовка распоряжений или решений

Приложение

Виды депутатской деятельности Время, отведенное на деятельность, связанную с Советом (за неделю, в процентах) Насколько приоритетной вы считаете этот вид деятельности (выставить рейтинг)
Представительские функции
  • встречи с избирателями
  • рассмотрение конкретного дела
  • общение со СМИ
Контрольная деятельность
  • участие в заседаниях исполнительных органов, где рассматриваются вопросы контроля
  • ознакомление с материалами, подготовленными исполнительными органами
  • встречи с должностными лицами исполнительных органов
Разработка стратегических решений
  • работа в постоянной комиссии
  • общение со специалистами, экспертами или работниками различных служб
  • подготовка распоряжений или решений

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

о порядке внесения, рассмотрения и принятия решений по запросам депутатов.

Право запроса депутатам всех уровней определено статьей 12 Закона ПМР « О статусе депутатов местных Советов народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики».

Что подразумевается под депутатским запросом?

Депутатский запрос- это заявленное предварительно или на пленарном заседании Совета требование депутата к определенным в законе государственным органам и должностным лицам решить вопрос, дать официальное разъяснение, изложить позицию по вопросам, имеющим общественное значение и относящимся к ведению Совета.

В каких случаях депутаты используют право запроса?

Депутатский запрос вносится чаще всего в связи с нарушением Закона, невыполнением решений Совета и его органов, рекомендаций постоянных комиссии, медлительностью при реализации наказов избирателей, в случаях, когда срываются или затягиваются сроки строительства или ремонта объектов жилищно-коммунального и социально – культурного назначения, когда игнорируются права и законные интересы граждан, имеются недостатки в медицинском, торговом и бытовом обслуживании населения, наблюдаются факты бюрократизма и волокиты в деятельности должностных лиц, а также для реализации права Совета по контролю за работой предприятий, учреждений и организаций, расположенных на его территории, независимо от форм собственности.

Запрос может быть сделан по любому поводу в пределах компетенции Совета независимо от повестки дня.

Запрос на сессии Совета – одна из крайних мер, к которой прибегает депутат.

На этапе подготовки запроса целесообразно максимально использовать другие возможности, предоставленные депутату законодательством: право обращения, право требовать устранения нарушений законности и т.д.

Необходимость запроса очевидна, если другие средства исчерпаны и требуется поддержка представительного органа, т.е. Совета.

Кому принадлежит право запроса?

Запрос может быть внесен депутатом или группой депутатов в письменной или устной форме.

Групповые запросы поступают, как правило, от депутатов смежных избирательных округов, от постоянных комиссий или нескольких депутатов, входящих в состав какой-либо постоянной комиссии.

Письменные групповые запросы подписываются всеми депутатами или председателем постоянной комиссии.

Кому может быть адресован депутатский запрос?

Депутат местного Совета вправе обратиться с запросом к председателю, заместителю председателя Совета, исполнительному органу власти , т.е. администрации, к руководителям предприятий, организаций, учреждений, расположенных на территории Совета, независимо от формы собственности.

У запроса всегда должен быть точный адресат.

Депутатский запрос имеет ряд отличительных черт:

  • включается в повестку дня сессии Совета, оглашается обязательно на пленарном заседании;
  • по запросу может проводиться обсуждение;
  • по запросу обязательно принимается решение Совета, таким образом, ответ дается на сессии не только депутату, внесшему запрос, но и всему Совету.

Этим запрос существенно отличается от депутатских вопросов, критических замечаний и предложений.

СПРАВОЧНО:

Депутатский вопрос – это способ получения депутатом информации или разъяснения по той или иной проблеме.

Когда и в какой форме делается запрос?

Для внесения депутатского запроса не установлено никаких сроков. На практике, запрос может быть сделан депутатами как до открытия сессии, так и непосредственно на самой сессии.

Желательно, чтобы запрос был сделан заблаговременно. Такой порядок дает возможность должностному лицу или органу, к которому обращен запрос, обстоятельство подготовиться к ответу на сессии, принять необходимые оперативные меры к устранению недостатков.

Устная форма запроса

Если депутат решил выступить с устным запросом, он посылает в секретариат (председательствующему) записку с просьбой предоставить ему слово для выступления с запросом к должностному лицу (указать какому). Получив слово, или в ходе своего выступления в прениях необходимо сказать: “Выступаю (обращаюсь) с запросом к…”

Письменная форма запроса.

Начинается со слов: “Прошу огласить следующий запрос к такому –то должностному лицу или органу…”. Далее приводятся факты, обстоятельства, которые вызвали необходимость у депутата внести запрос. В конце подпись депутата и номер его избирательного округа.

Оглашается в таком случае запрос председательствующим на сессии.

Запрос может быть отклонен только в том случае, если его содержание выходит за пределы компетенции Совета.

Рассмотрение запроса.

После оглашения запроса предоставляется возможность руководителю органа или должностному лицу, которому адресован запрос, дать ответ. На запрос обязано отвечать лицо, к которому он обращен (либо в его отсутствие- исполняющий его обязанности).

Если запрос адресован к коллегиальному органу, то ответ по решению этого органа дает один из его руководителей или членов.

Ответ может прозвучать сразу после оглашения запроса, либо в срок, установленный Советом. А если должностное лицо, обязанное дать ответ на запрос, на сессии не присутствует и явка его невозможна, то запрос направляется адресату с тем, чтобы на очередной сессии заслушать его объяснения.

В любом случае ответы на запрос депутата звучат только на сессиях Советов.

Председательствующий на сессии после ответа должностного лица на запрос выясняет у депутата, внесшего запрос, удовлетворен ли он ответом, нет ли у него вопросов к должностному лицу, не желает ли он дать пояснения; затем спрашивает у депутатов, есть ли необходимость открывать прения, или ответ принимается к сведению.

Итогом обсуждения является решение Совета по запросу, в котором дается оценка положению дел, работы конкретных органов и лиц, указание на выявленные недостатки и установление сроков их устранения. На должностных лиц, подчиненных Совету, и виновных в допущенных нарушениях, могут налагаться взыскания в порядке, установленном законодательством.

Хорошо, если депутат или группа депутатов, которые обратились с запросом, сами подумают о проекте решения Совета, о том, какую позицию, по их мнению, должен занять Совет в данном случае. Заранее подготовленный проект решения Совета поможет активнее провести обсуждение и сила запроса повысится.

Действенность запросов повышается и при обеспечении гласности, постоянном внимании к ним органов Совета.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по некоторым вопросам организации деятельности постоянных комиссий местных Советов.

Правовое положение и полномочия постоянных комиссий

Постоянные комиссии являются органами Совета, которые избираются из числа его депутатов, для изучения, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к его ведению, осуществления контроля выполнения решений Совета.

Постоянные комиссии избираются Советом на срок его полномочий в составе председателя и членов комиссии. Все другие вопросы структуры комиссии решаются соответствующей комиссией.

Постоянные комиссии по поручению Совета или по собственной инициативе:

– изучают деятельность подотчетных и подконтрольных Совету  органов, а также по вопросам , отнесенных к ведению Совета, местных  администраций, предприятий, учреждений и организаций, их филиалов и отделений независимо от форм собственности и их должностных лиц, представляют по результатам проверки рекомендации на рассмотрение их руководителей, а в случае необходимости- на рассмотрение Совета;

– предварительно рассматривают проекты программ социально- экономического и культурного развития, местного бюджета, отчеты об исполнении программ и бюджета, изучают и готовят вопросы о состоянии и развитии соответствующих отраслей хозяйственного и социально- культурного строительства, другие вопросы, которые вносятся на рассмотрение Совета, разрабатывают проекты решений Совета и готовят заключение по этим вопросам, выступают на сессиях Совета с докладами и содокладами.

Постоянные комиссии по вопросам, относящимся к их ведению, и в порядке, определенном законом, имеют право получать от руководителей исполнительных органов, предприятий, учреждений, организаций и их филиалов и отделений необходимые материалы и документы.

Распределение обязанностей в постоянных комиссиях.

Работой постоянной комиссии руководит председатель, заместитель председателя и секретарь постоянной комиссии.

Председатель комиссии организует и направляет работу комиссии, созывает и ведет ее заседания, дает поручения членам комиссии, представляет комиссию в отношениях с другими органами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами, организует работу по реализации заключений и рекомендаций комиссии. Председатель комиссии  является членом Президиума и участвует в его работе.

В случае отсутствия председателя комиссии или невозможности исполнять им свои полномочия по другим причинам, его функции осуществляет заместитель председателя или секретарь комиссии.

Секретарь комиссии извещает членов комиссии о времени и месте заседания комиссии, ведет протокол заседаний, а также учет участия членов комиссии и активистов в работе комиссии и выполнения данных им поручений, отвечает за делопроизводство, следит за своевременным поступлением материалов (решений, рекомендаций) исполнителям, поступлением на них ответов, работает с почтой в адрес комиссии.

Каждая комиссия разрабатывает План основных направлений работы. Исходя из особенностей работы, условий, члены комиссии могут распределить между собой поручения или обязанности. Формы распределения могут быть по различным признакам:

  • по определенным комплексам вопросов;
  • по группам или отдельным объектам;

Заседания постоянных комиссий.

Одной из основных форм работы комиссий являются их заседания. На них рассматриваются целевые вопросы, подводятся итоги деятельности комиссии, рассматриваются результаты проверок и контроля, утверждаются планы, отчеты, доклады и содоклады на сессии и другое.

Заседание комиссии созывается председателем комиссии в соответствии с планом работы и по мере необходимости, является правомочным, если в нем принимает участие не менее половины от общего состава комиссии.

По результатам изучения и рассмотрения вопросов постоянные комиссии готовят заключения и рекомендации. Заключения и рекомендации постоянной комиссии принимаются большинством голосов от общего состава комиссии и подписываются председателем комиссии, а в случае его отсутствия –заместителем председателя или секретарем комиссии. Протоколы заседаний комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии.

Решения, рекомендации комиссий направляются в соответствующие организации, предприятия и учреждений, а в необходимых случаях – Совету, администрации , ее отделам и управлениям.

Рекомендации постоянных комиссий подлежат обязательному рассмотрению органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, которым они адресованы. О результатах рассмотрения и принимаемых мерах комиссии должны быть уведомлены в установленный ими срок.

Подготовительная деятельность постоянных комиссий.

Подготовительная деятельность состоит в разработке предложений для рассмотрения Советом, подготовке заключений по обсуждаемым вопросам и проектам, соответствующих актов и других предложений, вносимых на рассмотрение сессий. Подготовка таких заключений одновременно является и формой участия в сессионной работе Совета.

Постоянные комиссии проводят проверки, при подготовке сессий готовят доклады и содоклады, информации, проекты решений, отчеты, участвуют в разработках новых направлений в работе, а также совершенствовании деятельности хозяйственного комплекса и социальной сферы, расположенных на территории Совета.

При подготовке вопросов могут быть использованы различные виды проверок: комплексная, при которой изучаются все стороны деятельности объекта; тематическая – по одному из направлений деятельности или проверка выполнения определенного периода времени; рейд – отличается от смотра увеличенным количеством охваченных объектов и более короткими сроками проведения.

Контрольная деятельность постоянных комиссий.

Контрольная деятельность постоянных комиссий определяется действующим законодательством. Ее главным содержанием является контроль исполнения решений Совета, постановлений вышестоящих государственных органов, законодательства ПМР, своих собственных решений.

Постоянные комиссии Совета, помимо ежегодного рассмотрения планов экономического и социального развития и бюджетов, а также отчетов об исполнении бюджетов, осуществляют текущий контроль за выполнением этих планов и бюджетов.

Большое место в контрольной деятельности постоянных комиссий отводится содействию в организации и проверке исполнения наказов избирателей. Их выполнение, как правило, комиссии берут под свой контроль и регулярно заслушивают на заседаниях Совета сообщения депутатов, руководителей предприятий, организаций, учреждений о проводимой работе по выполнению наказов избирателей.

Делопроизводство постоянных комиссий.

Правильно организованное делопроизводство воспитывает высокую ответственность за порученное дело, позволяет при минимальной затрате сил и средств лучше выполнять задачи, возложенные на депутатские комиссии.

Делопроизводство постоянных комиссий формируется из различных документов. Поэтому для удобства работы комиссии рекомендуется вести его по разделам, соответствующим характеру этих документов. Ниже приводится примерная номенклатура дел.

– состав постоянной комиссии по развернутой форме, учет посещаемости депутатами заседаний и их активности,  анализ работы постоянной комиссии.

– планы работы постоянной комиссии.

– протоколы заседаний постоянной комиссии. В нем хранятся протоколы заседаний, решения постоянной комиссии Совета, справки, акты, информации и другие материалы проверок предприятий, организаций и учреждений.

– решения сельского (поселкового) Совета, карточки по контролю за исполнением решений, информации об их выполнении.

– обращения граждан.

– материалы по наказам избирателей.

– входящая документация.

– исходящая документация.

– материалы проверок, проводимых комиссией и др.

Учет посещаемости и активности депутатов на заседаниях комиссии.

 Фамилия, инициалы депутата Дата заседания комиссии
Присут-ствовал на заседании комиссии Участво-вал в под-готовке Выступил на заседании комиссии Участ-вовал в заседа-нии ко-миссии Участвовал в под-готовке Высту-пил на заседа-нии ко-миссии
1
2
3

Планирование работы постоянных комиссий.

Планирование работы является организационным стержнем всей деятельности постоянной комиссии Совета. План помогает эффективно строить свою работу, эффективно реализовывать свои функции – подготовительно- совещательные, организационные и контрольные.

Желательно, чтобы в комиссии имелись планы: перспективные на год и текущие – на квартал. Необходимо, чтобы планы были конкретными по содержанию, в них должны быть названы сроки выполнения мероприятий, ответственные исполнители.

При составлении плана комиссия руководствуется общими задачами, стоящими перед Советом, учитывает его перспективный план работы, а также планы работы администрации.

Решение ,принимаемое постоянной комиссией должно состоять из двух частей  :

–  в  первой, констатирующей части, решения указываются цели проверки: отмечается общее состояние работы или состояние выполнения акта, раскрываются наиболее положительные стороны работы, отмечаются имеющиеся недостатки и проблемы)

Постоянная комиссия (наименование комиссии)

РЕШИЛА:

– во второй, постановляющей части решения содержатся рекомендации комиссии, т.е. указываются те мероприятия, которые комиссия считает необходимыми для проведения, например местной администрацией, руководителями предприятий, учреждений, организаций и которые основаны на результатах проверки. Постановляющая часть должна быть четкой и ясной для исполнителя, с указанием конкретных сроков исполнения, а также кому из депутатов поручается контроль за выполнением решения)

Председатель постоянной комиссии (подпись)

Примечание: копии решения комиссии рассылаются всем исполнителям, а также депутату, осуществляющему контроль. Отметка об этом делается на первом экземпляре секретарем комиссии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации обучения депутатов местных Советов.

Для повышения эффективности депутатской деятельности  целесообразно проведение учебы депутатов,  целью  которой является рост их компетентности и профессионализма, обогащение и обновление знаний, развитие творческого мышления, формирование у них современных подходов к профессиональной деятельности в органах  местного самоуправления, ориентации на глубокий анализ и обобщение реализации экономических реформ, перестройки психологии , поиск путей гражданского согласия, консолидированной ответственности перед обществом и т.п.

Достижение этой цели и задач, которые из нее вытекают, в значительной мере оказывает содействие использование разнообразных форм и методов обучения : лекции, тематические встречи, “круглые столы”, дискуссии, семинарские занятия, практические занятия с решением проблемных ситуаций, обмен мнениями о практике работы, выездные практические занятия и др.

Учеба депутатов  Советов разных уровней должна проводиться не менее одного  раза  в месяц, т.к. этот период определяет наличие актуальных вопросов.

Формы обучения

  • Как одна из активных форм обучения – семинарское занятие, цель которого – усовершенствование, обновление и дополнение теоретических знаний, развитие умений их использование и применение нормативно-правовых актов при решении конкретных управленческих задач, развитие у слушателей творческого мышления, привычек анализа и обобщение практики. Конкретные учебные цели очерчиваются соответственно теме занятия. Семинар предполагает обсуждение проблемы, где каждый излагает свое мнение после изъявления желания говорить. Избирается ведущий семинара. На семинар могут быть приглашены эксперты – непосредственно руководители, работники советов разных уровней, руководители управлений, подразделений, в пределах компетенции которых находится обсуждаемый вопрос.

“Круглый стол” как форма учебного занятия состоит в обсуждении определенной актуальной проблемы за активным участием в диалоге всех руководителей и слушателей.

Дискуссия – форма, при которой участники условно делятся на две группы. Ведущий дает формулировку изучаемой проблемы и вариант ее решения. Одна группа высказывает аргументы “за” такое решение, другая-”против”. В итоге участники подсчитывают, сколько и каких аргументов, принимают решение. При помощи дискуссии удобно проводить обсуждение проектов различных нормативных документов.

Практическое занятиеэто занятие имеет рельефно выраженную прагматическую ориентацию, усиливает связь обучения с жизнью, вырабатывает у слушателей умения логически мыслить, применять теоретические знания для принятия самостоятельного решения.

Преимущество таких занятий – в максимальном приближении их к реальности, проблемном характере. На занятиях происходит всестороннее обсуждение, обоснование конкретных жизненных ситуаций, поиск оптимального управленческого решения в рамках действующего нормативно-правового поля.

Обмен мнениями о практике работы. Это одна из форм практического занятия, цель которого – оказывать содействие овладению слушателями положительной практикой работы, привлечь их к изготовлению рекомендаций по актуальным вопросам практической деятельности.

Ситуационное упражнение

Метод обучения с помощью ситуационных упражнений (тренинг) опирается на описании проблемы или ситуации. Ситуационная модель не включает в себя ни анализа, ни выводов, а лишь факты и события, изложенные в хронологической последовательности. Цель этого метода – поставить участников в такую ситуацию, в которой они должны принимать решение. При этом им надо определить важные и второстепенные факты, выбрать основные из нескольких проблем и выработать стратегии и рекомендации относительно дальнейших действий. Этот метод развивает умение решать проблемы, аналитически мыслить и строить рациональные заключения.

Также возможен следующий вариант: участникам раздаются заранее подготовленные материалы с дописанными своей рукой возможными вопросами, исправлениями, предложениями. Далее идет обсуждение и вырабатывается решение.

Вопросы для обучения могут быть следующими:

  1. изучение законодательных и нормативных актов  ПМР, Закона «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в ПМР»,о статусе депутата местных советов и практическое их использование;
  2. организационно-правовая основа местного самоуправления;
  3. организация работы  местных Советов, проблемы в работе и пути их решения;
  4. правовая основа и формы деятельности органов самоорганизации населения;
  5. полномочия органов местного самоуправления в сферах социально-экономического развития села (поселка), регулирования земельных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, бытового и торгового обслуживания, транспорта, связи, социальной защиты населения и др.;
  6. контрольная деятельность органов местного самоуправления
  7. особенности работы с обращениями граждан в органы местного самоуправления;
  8. изучение опыта работы других Советов; критика собственной работы за предыдущий период и т.д.

Результаты обучения.

Результаты дискуссий, круглых столов, семинаров обязательно должны быть зафиксированы документально. В процессе обучения всем должны быть выставлены объективные оценки. Оценивает ведущий, либо непосредственный руководитель, который участвует в качестве эксперта.

Официальная страница депутата Московской городской Думы

Шапошников Алексей Валерьевич


Прямое взаимодействие с жителями – одно из основных направлений в работе депутата

26 авг. 2020 г.

Депутаты столичного парламента продолжают вести прием населения в соответствующих помещениях на территориях избирательных округов или дистанционно, а также активно общаются с жителями в социальных сетях. Чаще всего обращения касаются социальных проблем, вопросов жилищно-коммунальной сферы и правовой защиты граждан. С 19 марта 2020 года в Москве в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции сохраняется временный порядок приема граждан.

159240Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:

«Все-таки какой удобный формат телефонного приема, а главное – безопасный в нынешних реалиях для всех участников!

Продолжаем соблюдать необходимые меры предосторожности, оберегать наших избирателей и не менее эффективно решать их вопросы».

159238

Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме Степан Орлов:

«Прием населения – это фактически прямая адресная помощь горожанам. Считаю этот формат взаимодействия с жителями ключевой частью своей депутатской работы. Сложившаяся эпидемиологическая ситуация диктует достаточно жесткие требования, общение с людьми проходит в дистанционном формате, и главным рабочим инструментом стал телефонный аппарат. Но этот факт отнюдь не снижает остроты вопросов, с которыми москвичи ко мне обращаются.

Каждый раз у нас выстраивается содержательный и порой весьма эмоциональный диалог, я сталкиваюсь с целым потоком вопросов и проблем, среди них по-настоящему острые, требующие немедленной реакции. Впрочем, для каждого человека, обратившегося за помощью, именно его вопрос, разумеется, самый важный. По-другому ведь не бывает.

Что касается конкретной тематики приемов, то жителей столицы, как свидетельствует мой опыт, волнуют прежде всего вопросы, относящиеся к социальному блоку. Это и просьбы об улучшении жилищных условий, об ускорении процесса постановки на учет многодетных семей, кто-то сталкивается с трудностями при оформлении статуса «ветеран труда» или «труженик тыла», есть жалобы на работу управляющих компаний. Также регулярно поднимаются вопросы правовой защиты граждан.

Безусловно, радует то, что люди охотно идут на прямой откровенный разговор со своим депутатом, доверяя ему и надеясь, что в итоге это обращение изменит их жизнь к лучшему. Во всяком случае свою основную задачу вижу именно в содействии такому изменению».

149575

Руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в Мосгордуме Елена Николаева:

«Личные приемы избирателей так же важны для депутата, как и заседания, на которых мы принимаем законы города Москвы. Именно в разговорах с жителями происходит сверка повестки нашего парламента, востребованности решений, появляются новые темы и проблемы, которые требуют решения на законодательном уровне.

В период пандемии и связанного с ней режима ограничений долгое время приемы проходили в дистанционном формате: по телефону или даже посредством Zoom-конференций, если были коллективные запросы. Такой формат оказался эффективным, и его можно будет продолжить в будущем наряду с личными приемами, так как экономится время на дорогу в общественную приемную. Это важно для работающих москвичей, позволяет обратиться маломобильным людям или находящимся в группе риска заражения коронавирусной инфекцией, опасность которой хоть и уменьшилась, но не исчезла. 

Чаще всего ко мне обращаются по вопросам реновации, градостроительным проблемам и конфликтам, неудовлетворительной работе управляющих организаций, неправильно начисляемых коммунальных тарифов. Алгоритмы решения таких обращений есть, все решаемо, если есть активные жители, готовые идти вместе со мной до конца».

149571Депутат Московской городской Думы Елена Янчук, фракция КПРФ:

«В период действия жестких ограничений, связанных с пандемией, я осуществляла дистанционный прием граждан: обращения принимались по телефону, через электронную почту и соцсети. Ряд проблем, связанных с оказанием медицинской и иной помощи людям, заболевшим COVID-19, решался в рабочем порядке достаточно оперативно.

Основные обращения в пандемию касались диагностики коронавируса, помощи в получении иных медуслуг, не связанных с COVID-19. Значительное количество обращений поступало в связи с режимом самоизоляции, а также в связи с использованием приложения «Социальный мониторинг», необоснованными штрафами, некорректной работой приложения. В целом было много вопросов к целесообразности этих мер, а также целесообразности введения цифровых пропусков.

Поступали обращения от медиков по вопросам выплат положенных премий за работу с коронавирусными пациентами, запросы, связанные с использованием общественного и личного транспорта. В частности, запросы о предоставлении бесплатной парковки врачам и отмене платной парковки на период пандемии. Также поступали обращения о мерах поддержки для самозанятых и временно лишившихся дохода из-за пандемии людей. Особое внимание москвичи уделяли проблеме оптимизации поликлиник и больниц, необходимости срочного отказа от такой политики, возврата инфекционных больниц и строительства новых поликлиник в шаговой доступности.

Однако, несмотря на увеличение числа вопросов, связанных с медициной, сохранялись в большом количестве обращения по капитальному ремонту, качеству услуг ЖКХ и благоустройству, а также вопросы социального характера и касающиеся проблем образования».

149564Руководитель фракции партии «Справедливая Россия» в Мосгордуме Магомет Яндиев:

«Летний прием проходит в трех приемных фракции в ЦАО, СВАО, ЮАО. На сегодняшний день на очный прием стало приходить меньше жителей, в целом москвичи предпочитают обращаться через электронную приемную. По особо острым вопросам стараюсь выезжать оперативно на местность или направляю своих помощников. Основные вопросы москвичей связаны все-таки с пандемией: сложности с оплатой коммунальных услуг, а также нарушения при строительных работах, московский стройкомплекс начал бешеными темпами наверстывать упущенное за период пандемии. Также обращаются по вырубке зеленых насаждений, шумным ночным работам.

Особенно остро встал вопрос москвичей о невозможности оплачивать кредитные обязательства перед финансовыми учреждениями, ведь в период пандемии часть людей потеряли свои рабочие места. С подобными обращениями начали приходить даже жители из ближайшего Подмосковья».

159225

Председатель комиссии МГД по безопасности, спорту и молодежной политике Кирилл Щитов, фракция партии «Единая Россия»:

«Зачем нужны приемы жителей? Зачем вообще обращаться к депутатам? Вопрос непраздный. Ведь в 95% случаев поступающие обращения никак не связаны с работой Мосгордумы и непосредственными полномочиями депутата МГД. Но наша задача – подсказать жителям верную юридическую формулу решения проблемы, направить нужный запрос, обратить внимание на ту или иную ситуацию коллег из исполнительной власти, добиться решения проблемы, держать это решение на контроле.

Письма, жалобы и сообщения, которые поступают ко мне на личном приеме, на почту, через социальные сети или мобильную линию, всегда касаются большого спектра. Кто-то сообщает о проблеме конкретного двора, дома, подъезда, кого-то волнует тема экологии или работы правоохранительных органов, кто-то задает личный вопрос о своей ситуации или о ситуации близких родственников. Кому-то достаточно просто направить мне обращение, а кому-то важно попасть на личный прием. В целом, не так важна форма, как результат».

159241

Депутат Московской городской Думы Сергей Митрохин, фракция партии «Яблоко»:

«К сожалению, официальный прием в Думе из-за пандемии возможен только в дистанционном формате. Это не очень удобно для жителей, поэтому часто приходится, поговорив с ними по телефону, выезжать на место. 

Вопросы, с которыми обращаются жители, очень разные и в каждый необходимо вникать отдельно. В основном это проблемы с нерадивыми чиновниками различного рода. Некачественный капитальный ремонт и нарушение прав в связи с новым строительством и реновацией.  Последний вопрос широко распространен сейчас в Пресненском районе».

Москва VS коронавирус. Специальный раздел на www.duma.mos.ru

Главное на тему борьбы с коронавирусом и экономическими последствиями пандемии:

Коронавирус. Ответы на главные вопросы

стопкоронавирус.рф

Коронавирус. Официальная информация на www.mos.ru 

Льготы, отсрочки и налоговые послабления: как защитят бизнес во время коронавируса

Меры Правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики

Меры поддержки в условиях COVID-19. Специальный раздел на сайте Государственной Думы ФС РФ

Ранее на эту тему:

О приеме населения депутатами Московской городской Думы

Постоянная связь с москвичами: столичные парламентарии продолжают работу в режиме онлайн

Депутаты столичного парламента протестировали работу системы видео-конференц-связи

В режиме онлайн: депутаты столичного парламента продолжают взаимодействие с избирателями и работу над законопроектами

Я живу в Санкт-Петербурге, в Петроградском районе, в муниципальном округе Кронверкское. Знаю, что у нашего округа, района и города есть выбранные депутаты. У них определенная зона ответственности, часы и место приема.

Но с чем именно можно прийти к местному депутату? Например, не только у меня есть желание изменить одну из статей жилищного кодекса. Чем депутат действительно может помочь? Как лучше обратиться: массово с сотней подписей или даже один мой голос может что-то изменить? Как взаимодействуют граждане и депутаты?

К любому депутату можно прийти с конкретным вопросом или проблемой. Но важно, чтобы они были в пределах его полномочий. Так, в Санкт-Петербурге, где вы живете, два вида депутатов: депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга, или городские депутаты, и депутаты муниципальных округов. У каждых свои полномочия.

Расскажу, с какими вопросами можно обращаться к местным депутатам и как это сделать. Но сразу предупрежу. Чтобы внести изменения в федеральное законодательство, в том числе жилищный кодекс, лучше обращаться к депутатам Госдумы: у них есть право законодательной инициативы.

Какие бывают депутаты

В России вопросы местного самоуправления и полномочия местных депутатов регулируются законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он прямо действует на территории всей страны, кроме городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Поэтому с депутатами и местным самоуправлением в этих городах не все так просто.

Санкт-Петербург — это субъект РФ. У него свой законодательный орган — законодательное собрание Санкт-Петербурга, или ЗакС. Там работают городские депутаты.

При этом Санкт-Петербург разделен на 111 внутригородских муниципальных образований: 81 муниципальный округ, 9 городов, 21 поселок. В каждом образовании есть администрация и совет муниципальных депутатов.

Города федерального значения, в том числе Санкт-Петербург, сами определяют, какие полномочия передать на низовой уровень — в муниципальные образования. Для этого они принимают отдельные законы.

Похожим образом организовано местное самоуправление в Москве и Севастополе.

Полномочия депутатов

Поскольку бывают депутаты разных уровней, то и полномочия у них разные.

Так, городские депутаты Санкт-Петербурга:

  • принимают устав города, поправки к нему, законы Санкт-Петербурга;
  • заслушивают ежегодные отчеты губернатора о результатах деятельности правительства;
  • присваивают звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга»;
  • утверждают бюджет и отчет о его исполнении, генеральный план города, программу социально-экономического развития;
  • устанавливают некоторые налоги и сборы, например налог на имущество организаций и транспортный налог;
  • определяют порядок управления городской собственностью;
  • устанавливают порядок проведения референдума в городе, выборов в ЗакС и губернатора Санкт-Петербурга и так далее.

У депутатов муниципальных округов полномочия поскромнее — они называются вопросами местного значения. Муниципальные депутаты Санкт-Петербурга, например:

  • принимают уставы муниципальных округов и муниципальные правовые акты;
  • утверждают проекты бюджетов муниципальных округов, стратегии муниципального социально-экономического развития;
  • устанавливают официальные символы и памятные даты муниципальных округов;
  • учреждают муниципальные СМИ;
  • выдают разрешения на брак до 16 лет;
  • предлагают администрации Санкт-Петербурга размещать ларьки и ярмарки, организовать или изменить маршруты общественного транспорта;
  • определяют границы территорий, где нельзя продавать алкоголь;
  • ставят «лежачие полицейские» на внутриквартальных проездах;
  • организовывают вывоз мусора с территории муниципальных округов, где есть жилые дома частного фонда.

В отдельных муниципальных округах — например, в Репине, Шушарах и вашем округе, Кронверкское, — полномочия депутатов шире. Они участвуют в работе призывной комиссии, проводят местные праздники и досуговые мероприятия. А еще отвечают за благоустройство территории муниципального округа, следят за текущим ремонтом и дорогами.

Муниципальные депутаты не сами вывозят мусор или выписывают штрафы. Они реализовывают свои полномочия через решения коллегиального органа — совета депутатов. Сотрудники муниципалитета готовят проекты решений и рассылают их депутатам, которые на заседании совета обсуждают проекты, вносят поправки и голосуют за или против. Когда решение вступает в силу, муниципалитет берет его в работу.

Если сравнить полномочия городских и муниципальных депутатов, видно, что городские решают вопросы в масштабах города, а муниципальные — местные проблемы, и то далеко не все.

А в Москве, например, у муниципальных депутатов полномочия еще уже, чем в Санкт-Петербурге. Хотя есть несколько необычных полномочий:

  • согласование шлагбаумов;
  • участие в работе комиссий по капремонту многоквартирных домов;
  • согласование летних веранд;
  • согласование ярмарок выходного дня.

Как обратиться к депутату

Каждый гражданин вправе прийти на прием к депутату или написать обращение.

Личный прием граждан — это обязанность депутатов. У каждого депутата свои часы приема. График приема граждан муниципальными депутатами можно найти на сайте управы района.

Это часы приема граждан муниципальными депутатами Лосиноостровского района по первому избирательному округу в первом квартале 2023  года

Вид и форма обращения зависят от конкретной ситуации. Если вопрос личный, то хватит, например, приема. А если ситуация затрагивает интересы многих людей — например, речь об очередной точечной застройке, — то лучше собрать подписи нескольких сотен людей.

Коллективное обращение с подписями — это сигнал о социальной напряженности населения для депутатов и госслужащих. Такие обращения попадают в отдельный реестр и находятся на контроле.

Это, например, перечень проблемных вопросов в Ломоносовском районе в Москве за 2019 год. Такой список есть почти в каждом районе

В письменном обращении лучше быть конкретным, избегать эмоциональных и пространных рассуждений. В идеале сослаться на нормы права и законы. И четко написать, чего конкретно вы хотите. Лучше ограничиться 2—3 страницами: больше никто читать не будет.

По закону депутат должен рассмотреть обращение только в пределах своих полномочий. В остальных случаях надо переслать обращение в профильный комитет. Поэтому важно сразу обращаться по адресу, чтобы не получить формальный ответ и не ждать, когда просьба дойдет до правильного адресата.

С другой стороны, ничто не запрещает депутату заниматься вопросами, которые не входят в его полномочия. Как-то ко мне на прием пришла пенсионерка, у которой были проблемы с задолженностью по коммуналке: юристы районного ЖЭКа не хотели делать рассрочку и требовали полностью выплатить долг, иначе обещали взыскать деньги через суд. Это сфера гражданских правоотношений, и муниципальный депутат никак их не касается. Мне было несложно позвонить директору ЖЭКа, коротко описать ситуацию и попросить войти в положение. В итоге пенсионерка договорилась о рассрочке.

Получать такие письма очень приятно

Что может сделать депутат

Депутат не сантехник и не начальник местного ЖЭКа, хотя бывает и так. Поэтому он не может пойти и решить проблему одним махом — многое зависит от самого депутата и того, насколько он готов помогать.

У муниципального депутата в Санкт-Петербурге есть несколько инструментов, при помощи которых он может помочь гражданам:

  1. Направить депутатский запрос — это особый вид письменного обращения. Проект запроса рассматривают на заседании и оформляют отдельным решением совета депутатов. Получатель депутатского запроса должен ответить на вопрос в течение 15 дней.
  2. Подготовить протокольное решение и вынести его на рассмотрение совета депутатов. Это политическое заявление, которое публикуется на сайте муниципалитета, печатается в местной газете и отражает позицию депутатов по какому-то вопросу.
  3. Огласить на заседании совета проблему. Заседания записываются на видео, и их отсматривают органы исполнительной власти. Поэтому то, что проблема есть, заметят.
  4. Воспользоваться правом на безотлагательный прием чиновником. Депутат может не записываться на прием и не ждать, когда придет его очередь в листе ожидания.

В Москве инструменты такие же. Например, когда совет депутатов муниципального округа Ломоносовский заслушивал отчет главы управы, я огласил проблему с пожарной безопасностью в одном из жилых домов. На следующий день сотрудники управляющей компании пришли проверять систему дымоудаления и пожарные шкафы.

Что в итоге

Депутаты бывают разных уровней и занимаются решением разных проблем.

Обращаться к депутатам можно и нужно, но лучше направлять обращения по адресу, чтобы не столкнуться с «футболом» и формальным подходом к рассмотрению вопросов.

В то же время решение проблемы во многом зависит от желания депутата: он может выйти за пределы полномочий и помочь.

Добавить комментарий