Как дочери помочь найти подругу

У дочери нет подруг.Не получается помочь.

Мудрость форума:
Подростки

54 ответа

Последний —

02 мая, 09:17
Перейти

Гость

Согласна с Ёжей! Один вечер – на английский, второй – к репетитору по математике, третий – по русскому языку, четвертый – спортивные занятия, пятый – с родителями в кино, театр или на прогулку, в субботу – уроки сделать, по хозяйству помочь, в интернете посидеть, а в воскресенье можно и с подружками потусить часика 2-3, наверняка на занятиях и кружках такие найдутся.

20 ноября 2009, 22:32

#10

20 ноября 2009, 22:35

#11

Автор

Видимо девчёнки поняли, что она не тот ,кто будет мальчиков обсуждать:)И ещё она младше всех на год в классе.А может пару не нашла вовремя,а третьий как всегда лишний.Мои объяснения про то что её оценят позже, дочку не устраивают.Но там вообще не понятно, что творится.Сама наблюдала,как моя подходит к одноклассницам и здоровается с ними,а они молча разворачиваются и отходят в сторону.

20 ноября 2009, 22:43

#12

20 ноября 2009, 23:00

#13

20 ноября 2009, 23:42

#14

21 ноября 2009, 00:08

#15

21 ноября 2009, 00:25

#16

21 ноября 2009, 09:19

#17

21 ноября 2009, 15:10

#18

Автор

Видимо девчёнки поняли, что она не тот ,кто будет мальчиков обсуждать:)И ещё она младше всех на год в классе.А может пару не нашла вовремя,а третьий как всегда лишний.Мои объяснения про то что её оценят позже, дочку не устраивают.Но там вообще не понятно, что творится.Сама наблюдала,как моя подходит к одноклассницам и здоровается с ними,а они молча разворачиваются и отходят в сторону.

21 ноября 2009, 16:55

#19

21 ноября 2009, 17:25

#20

22 ноября 2009, 01:19

#21

22 ноября 2009, 11:07

#22

Эксперты Woman.ru

  • Эксперт

    Мария Бурлакова

    Психолог

    377 ответов

  • Эксперт

    Владимир Вайс

    Неопсихолог

    163 ответа

  • Эксперт

    Оксана Александровна

    Практический психолог

    18 ответов

  • Эксперт

    Садовников Эрнест

    Психолог….

    164 ответа

  • Эксперт

    Владимир Титаренко

    Фитнес-нутрициолог

    261 ответ

  • Эксперт

    Ниделько Любовь Петровна

    Практикующий психолог

    248 ответов

  • Эксперт

    Суроткин Дмитрий Олегович

    Врач-психотерапевт

    16 ответов

  • Эксперт

    Галина Федулова

    Психолог

    37 ответов

  • Эксперт

    Токарь Дарья Анатольевна

    Фитнес-тренер

    56 ответов

  • Эксперт

    Иванова Светлана

    Коуч

    93 ответа

22 ноября 2009, 13:04

#23

22 ноября 2009, 14:54

#24

22 ноября 2009, 14:56

#25

22 ноября 2009, 14:59

#26

22 ноября 2009, 15:08

#27

22 ноября 2009, 15:49

#28

22 ноября 2009, 15:51

#29

23 ноября 2009, 13:53

#30

24 ноября 2009, 23:03

#31

26 ноября 2009, 17:18

#32

13 января 2018, 01:55

#34

27 ноября 2018, 19:03

#36

Чижик

Записать дочь на “женские” кружки, а не полезные типа английского или кройки и шитья, туда куда дети ходят ради собственного удовольствия, а не по указке мам и пап, им тогда не до дружбы, скорее бы сбежать оттуда. Танцы, шейпинг, визаж/макияж/парикмахерское искусство, живой уголок и т.п. Если есть знакомые с дочерьми близкого возраста приглашать к себе в гости/на дачу/вместе в отпуск/на её ДР. И еще Автор, помню в школе из знакомых проблемы с друзьями были как раз у тех, кого очень родители очень опекали – никаких поездок с классом на экскурсии, в лагеря, в поход. Из школы разу домой, потом в музык.школу или кружки, к определенному часу строго домой, короче когда у ребенка все дни расписаны, то ему просто негде и некогда завести друзей. Вы правильно беспокоетесь, что нет друзей, т.к. это действительно проблема для человека, а многие родители относятся равнодушно, типа нет друзей значит ребенок всё время дома и под присмотром.

28 февраля 2019, 21:41

#37

Автор

Видимо девчёнки поняли, что она не тот ,кто будет мальчиков обсуждать:)И ещё она младше всех на год в классе.А может пару не нашла вовремя,а третьий как всегда лишний.Мои объяснения про то что её оценят позже, дочку не устраивают.Но там вообще не понятно, что творится.Сама наблюдала,как моя подходит к одноклассницам и здоровается с ними,а они молча разворачиваются и отходят в сторону.

Не ангел

автор, классом мир не ограничивается – расширяйте ей круг знакомых – может, например, не на кружки, а на какое-то более серьёзное обучение: художественная, музыкальная школа, хорошая секция с многогодичной программой, туристическая секция если есть в городе – отличная вещь, у нас вот в пригороде – конная секция, серфинг и т.п. И сами в этих секциях с маской “я простой – совсем простой!” заводите знакомства с детьми и родителями, чтобы можно было организовать пикничок-шашлычок как-нибудь на выходные, где были бы интересные для дочки дети. Опять же – можно договориться, например, в ту же секцию по очереди возить, а потом друг у друга ночевать девчонкам – само собой они сдружатся.

А чтобы с одноклассницами быть не то что в дружбе, а в контакте – собирайте их (не всех, а чел 5-6 – наиболее симпатичных дочке) на дни рождения и не жалейте денег на них – думаю, что ни одна не откажется, например, по вашему приглашению придти на др к вашей дочке, если он будет в том же боулинге или крейзи-парке за ваш счет)) Организуйте это так, чтобы она на следующий день в класс пришла, и те, кто не был на празднике обзавидовались тем, кто там был. После этого по крайней мере у неё появится “контактная группа”. И в целом – учите не дружить с кем попало, но уметь ладить со всеми.

И, кстати, с мальчишками тоже здорово дружить:))

01 августа 2019, 12:17

#40

Алиса

У моей дочери такая же проблема(((. Ей 14.

Гость

У меня такая же проблема только со мной в классе не общается вообще ни кто тоже связалась с такой компанией от того что не своём общатся. Мне 12

02 августа 2020, 08:01

#43

Гость

Согласна с Ёжей! Один вечер – на английский, второй – к репетитору по математике, третий – по русскому языку, четвертый – спортивные занятия, пятый – с родителями в кино, театр или на прогулку, в субботу – уроки сделать, по хозяйству помочь, в интернете посидеть, а в воскресенье можно и с подружками потусить часика 2-3, наверняка на занятиях и кружках такие найдутся.

17 августа 2021, 22:16

#44

Гость

А почему кружки не помогают? Там нельзя с кем – то познакомиться?

У меня вот тоже подруги были лет до 12. А потом все начали только обсуждать парней,пить и курить. Я курить до сих пор ни разу не пробовала, пью только на праздники 1-2 бокала. Разговаривать о парнях я никогда не понимала зачем (и не понимаю до сих пор). А все только об этом и трепались “Мне нравится Леша, он такоооой офигенный” и начинали часа два это обсуждать. А я не понимаю чего тут обсуждать вообще. Ну,например, мне нравится Леша и что, не понимаю зачем говорить об этом. Ну и еще все обсуждали как нажрались водки и как было круто. Со мной тоже никто не общался. Из – за того что не пила и не курила считали некомпанейской и скучной. И говорить со мной тоже не о чем (темы кроме парней вообще не обсуждались, а я молчала,не понимала чего там обсуждать).

Даже помню из детства очень неприятный случай…Получилось как – то что был большой перерыв между уроками и я пришла первая. А после меня еще одна одноклассница и мы минут 15 стояли молча. Потом пришла третья и я помню как они отошли и третья говорит второй:”Ну и как вы пообщались?” – указывает в мою сторону и ржут. ” Прикалываешься да? о чем с этой идиоткой общаться?”. Вот так…думали я не слышу, а мне было очень неприятно. До окончания школы я так и была одна. Ну точнее с парой девчонок все же общалась,но это не дружба была, а так просто 2 слова в день.

Теперь расскажу как я решила проблему и это соответственно посоветую и Вам – интернет. Я начала регистрироваться поле школы в куче мест сразу:сайты знакомств, форумы по интересам, блоги,онлайн дневники и т.д. и т.п. Знакомилась с кем – нибудь а потом встречалась. В итоге нашла 3 подруг с общими интересами, с которыми в реале общаюсь до сих пор (мне 21), нашла так же любимого, вместе 3 года.

25 августа 2021, 03:16

#45

14 сентября 2021, 19:31

#46

Гость

Учите вместе русский язык: правила разные, сочинения пишите. Обеим будет полезно.

Не ангел

автор, классом мир не ограничивается – расширяйте ей круг знакомых – может, например, не на кружки, а на какое-то более серьёзное обучение: художественная, музыкальная школа, хорошая секция с многогодичной программой, туристическая секция если есть в городе – отличная вещь, у нас вот в пригороде – конная секция, серфинг и т.п. И сами в этих секциях с маской “я простой – совсем простой!” заводите знакомства с детьми и родителями, чтобы можно было организовать пикничок-шашлычок как-нибудь на выходные, где были бы интересные для дочки дети. Опять же – можно договориться, например, в ту же секцию по очереди возить, а потом друг у друга ночевать девчонкам – само собой они сдружатся.

А чтобы с одноклассницами быть не то что в дружбе, а в контакте – собирайте их (не всех, а чел 5-6 – наиболее симпатичных дочке) на дни рождения и не жалейте денег на них – думаю, что ни одна не откажется, например, по вашему приглашению придти на др к вашей дочке, если он будет в том же боулинге или крейзи-парке за ваш счет)) Организуйте это так, чтобы она на следующий день в класс пришла, и те, кто не был на празднике обзавидовались тем, кто там был. После этого по крайней мере у неё появится “контактная группа”. И в целом – учите не дружить с кем попало, но уметь ладить со всеми.

И, кстати, с мальчишками тоже здорово дружить:))

31 августа 2022, 06:26

#48

Не ангел

автор, классом мир не ограничивается – расширяйте ей круг знакомых – может, например, не на кружки, а на какое-то более серьёзное обучение: художественная, музыкальная школа, хорошая секция с многогодичной программой, туристическая секция если есть в городе – отличная вещь, у нас вот в пригороде – конная секция, серфинг и т.п. И сами в этих секциях с маской “я простой – совсем простой!” заводите знакомства с детьми и родителями, чтобы можно было организовать пикничок-шашлычок как-нибудь на выходные, где были бы интересные для дочки дети. Опять же – можно договориться, например, в ту же секцию по очереди возить, а потом друг у друга ночевать девчонкам – само собой они сдружатся.

А чтобы с одноклассницами быть не то что в дружбе, а в контакте – собирайте их (не всех, а чел 5-6 – наиболее симпатичных дочке) на дни рождения и не жалейте денег на них – думаю, что ни одна не откажется, например, по вашему приглашению придти на др к вашей дочке, если он будет в том же боулинге или крейзи-парке за ваш счет)) Организуйте это так, чтобы она на следующий день в класс пришла, и те, кто не был на празднике обзавидовались тем, кто там был. После этого по крайней мере у неё появится “контактная группа”. И в целом – учите не дружить с кем попало, но уметь ладить со всеми.

И, кстати, с мальчишками тоже здорово дружить:))

12 декабря 2022, 19:36

#49

Автор

Согласна про внешний вид.Она неряха,но я постоянно с ней провожу беседы.Но неряшливы и другие девочки,а это им не мешает общаться с друг другом.За внешним видом её постоянно слежу,потомучто у неё нет желания над ним работать,но прогресс есть в этом плане,да и природа наградила её и фигурой и ростом и внешностью.Я так поразмышляла и поняла,что проблема в том,что у неё навязчивая идея найти себе подругу и она с этой идеей,как курица с яйцом.И идёт на пролом.Любыми средствами и путями.А пути не всегда правильные ,но она упряма и её убедить практически невозможно.В классе уже ловить нечего.Мнение не изменить.Пытаюсь ей советовать поискать в других классах,но она опять наступает на одни и те же грабли.То есть идёт в атаку:)

Дочке будет 14 скоро. Вполне беспроблемная, учится неплохо, занималась конным спортом, недавно научилась играть на гитаре, вполне современная, симпатичная… Волосы в красный покрасила)))
очень спокойная, выдержанная, довольно взрослая, ответственная. Скорее интраверт, чем экстраверт.
Мы ее отдали в школу попозже – она декабрьская, пошла почти в 8 лет. И в классе ребята на полгода-год ее младше многие. И вот никак который год не может найти подруг для общения.
И я вполне допускаю, что дело в ней самой – она говорит, с одноклассниками пошли гулять, обсуждали девочку которой с ними не было, потом ее слова передали этой девочки и еще и извратили. Ей это ужасно не понравилось, не хочет больше общаться.
И так со многими – с этими неинтересно и с теми… А с кем ей интересно – либо не зовут, либо еще что-то не получается.
И сидит одна…Расстраивается…
Как помочь? Психолог? И нужно ли вмешиваться?
Можно ли научиться общению?

Помимо школы никуда не ходит? Или там тоже подруг нет?

я в 14 лет тоже со всеми, с кем в детстве дружила, перестала особо общаться – стали неинтересны и чужиепо принципам. Года два просидела дома с книгами. А в 16 снова появились друзья, но уже на более взрослом осознанном уровне, именно по душе

Аноним 538:

Помимо школы никуда не ходит? Или там тоже подруг нет?

особо нет.
в том то и дело, что нигде.

svetlonec:

Года два просидела дома с книгами. А в 16 снова появились друзья, но уже на более взрослом осознанном уровне, именно по душе

вот и думаю – отстать? Уже большая, должна решить сама?

Конечно отстать. Но я бы в спорт, рисование, музыкалку, куда-нибудь пристроила ребёнка. Не столько для общения, сколько для развития. Почему у вас ребёнок ничем не занимается? Плохо в таком возрасте без дела шататься.

Отстать
У моего сына тоже нет друзей
Как то не складывается дружба
Приятельские отношения на момент контакта есть, ща порог -всё, остается один
Особых страданий не испытывает, во всяком случае вслух не говорит

Эрвашерст:

вот и думаю – отстать? Уже большая, должна решить сама?

если честно – я не знаю ответ на этот вопрос. В ретроспективе-то относительно себя – могу сказать, что те два года тишины пошли мне на пользу, я научилась не бросаться на что попало, а искать близких по духу. Но ведь относительно того, кто сейчас переживает этот же период – трудно предугадать, научит ли это его просто разборчивости или он так и не научится выстраивать близкие отношения совсем…

В лагерь в Т игру отправляйте на каникулы, они не дают замыкаться в себе, на команду работает ‘вся команда’, дружат потом после смен очень хорошо, любые ‘гнобления’ пресекаются на корню, вожатые сами молодые ребята, плюсом опытные руководители. Прямо советую. Из автобуса в день приезда выходить отказываются)))

Зачем?
У меня нет подруг, не страдаю. Столько всего в жизни происходит, что подстраиваться, вносить коррективы для других людей нет времени. Семью то охватить бы

У нас тоже одну девочку мама пыталась подружить . Дети не хотели с ней общаться, ТК она обманщица, обзываетельница, задира.
В вас, автор, я вижу маму той нашей бывшей одноклассницы : вместо корректировки поведения дочки ищете виноватых и провоцирующих. Она-золотИна,а все с изъяном. Начните с того, что обсуждать человека в его отсутствие некрасиво.

У меня дочь того же возраста, декабрьская кстати. И волосы покрасила в голубой)) То, что чуть старше одноклассников никак не влияет на взаимоотношения, этот пункт смело исключайте
Моя сама считает себя интровертом :gy: при этом подружки есть (в младшей школе причем дружила в основном с мальчишками))
Правильно советуют – найдите какой-нибудь кружок дочке, где можно общаться. Моя дочка например ходит в фотостудию во дворец пионеров – очень тёплая компания у них там сложилась. Летом – в лагере загородном тоже сдружились, встречаются изредка сейчас. То же самое с кружком рисования – с девочкой подружились (по общему интересу аниме)

Я с одноклассницами в принципе никогда не общалась, сначала была изгоем, потом резко как-то стала безумно популярной, но неинтересно было совсем. Общалась с одним парнем только, подруги появились уже в институте. В самом деле, лучше всего друзья по интересам находятся, на коняшках разве ни с кем она не общалась? Сейчас чем занимается?

Дело в ней конечно, захочет разберётся потом с собой. Вам не вмешаваться, жить своей жизнью и показывать пример.

Странно, что в конноспортивном клубе дочь не подружилась. У моего оттуда львиная доля друзей, подруг и просто приятельниц. Общее хобби обьединяет лучше любого тлк, имхо

МамаДома,
У нас противоположный опыт с Т игрой.Сына гнобили ребята, в итоге вожатые так и не смогли решить вопрос. Мой ребенок вышел из автобуса,я его вообще не узнала,настолько он тяжело пережил две недели.

Записать в кружок по интересам – собаководы, фотография, может курсы поступления куда-нибудь или группа английского, кройки и шитья, игры на гитаре, шахматы, – где такие же как она.

Попозже-пораньше отдали в школу – это не важно, люди разных возрастов прекрасно общаются, лишь бы были схожие интересы.

любанька,
Ой как неудачно (((

Ну конечно не вмешиваться!
Лучше простимулируйте чтобы еще куда-нибудь ходила.
Я на танцы когда пошла там много подруг стало, но не сразу конечно.. там пока пару месяцев пританцеваться надо, показать что ты часть команды, а не пришел на пару раз от нечего делать.

Аноним 325:

обсуждали девочку которой с ними не было, потом ее слова передали этой девочки и еще и извратили. Ей это ужасно не понравилось, не хочет больше общаться.

Хорошая девочка , сплетни не поддерживает . Обратите на это , её внимание . Отвратная черта.

Аноним 325:

Можно ли научиться общению?

Жаль что этому не учат . Конечно нужно учить , кто , как не вы подскажете.

Она сама должна решить эту проблему.
Есть дети, которые легко заводят друзей, а есть такие, как ваша дочка, вроде бы обычная, но чего-то в ней нет для дружбы. Так бывает. Это ни хорошо, ни плохо. Отправьте в лагерь, правда, может, там она найдет ребят по интересам и будут дружить.

Ищите где дети занимаются с сходными интересами
Нам помогла смена школы
И летние лагеря

МамаДома:

В лагерь в Т игру

+++ Компунет еще, Школа лидерства.

василиса непремудрая:

Она сама должна решить эту проблему.
Есть дети, которые легко заводят друзей, а есть такие, как ваша дочка, вроде бы обычная, но чего-то в ней нет для дружбы. Так бывает. Это ни хорошо, ни плохо.

+++++ ну и потом, ей самой это надо? тем более, сами же пишете

Аноним 325:

Скорее интраверт, чем экстраверт.

budlya:

+++ Компунет еще, Школа лидерства.

тоже посоветую подобный лагерь на каникулы
моя хоть уже большая (4 курс) но все друзья. те что из детства из Хилтона,
из школы не общается не с кем после выпуска.

Для многих детей подростковый возраст становится периодом приобретения множества социальных связей. Часто бывает, что у подростков много друзей, свои тусовки, компании и вечеринки.

Но что делать, если ваш ребенок уже достиг подросткового возраста, а шумной компании сверстников — или хотя бы пары-тройки близких друзей — у него так и не появилось? Разбираемся, почему у вашего подростка может не быть друзей, и как ему в этом помочь.

Если вы обеспокоены недостатком социальных связей у своего тинейджера — знайте, вы не одиноки. Эта проблема волнует многих родителей по всему миру — и не напрасно. Эволюционная задача подросткового возраста — научить подросших детей самостоятельно взаимодействовать с окружающим миром и сепарировать их от родителей.

Социальные связи очень важны для психологического и эмоционального здоровья подростков — и если ваш ребенок стабильно предпочитает общению с друзьями вечера в компании книги или телевизора, то это повод обратить внимание на эту проблему.

Причин, по которым ваш подросший ребенок все еще не обзавелся приятелями, может быть несколько: от довольно безобидных (например, вы с ребенком недавно сменили школу или место жительства, и он еще не успел установить новые социальные связи) до серьезных (к таким относятся, например, депрессия или буллинг).

К самым распространенным причинам подросткового одиночества относят:

низкую самооценку;

недостаточно развитые социальные навыки;

стеснительность;

нереалистичные ожидания и слишком высокие требования;

антисоциальное поведение и агрессию.

Прежде чем попытаться помочь своему ребенку в сложившейся ситуации, важно определить причины, по которым у него нет друзей. Например, если дело в отсутствии возможностей завести новые знакомства, вы можете ребенку с этим помочь самостоятельно. А вот если проблема в высокой тревожности, депрессии или низкой самооценке, лучше обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, чтобы для начала разобраться с причинами.

В подростковом возрасте дети неохотно обращаются за помощью и поддержкой к своим родителям — им кажется, что с их проблемами проще справиться самостоятельно. Если ребенок не обращался к вам напрямую с просьбой помочь ему найти новых друзей, то сперва стоит разобраться в том, насколько ему нужна ваша помощь, и как она должна выглядеть.

Соберите информацию

Поговорите с ребенком о его текущей ситуации: узнайте, с кем он общается, есть ли сейчас люди, которых он считает друзьями, что они делают вместе. Попросите его оценить его дружеские отношения по шкале от одного до десяти, где один будет означать полное недовольство количеством друзей и качеством отношений с ними, а десять — полную удовлетворенность таким положением дел.

Если ребенок поставит своим дружеским отношениям оценку семь и выше — значит, его вполне удовлетворяет его социальная жизнь на данный момент. Если же она ниже шести, то, вероятно, ему требуется помощь в том, чтобы с ней разобраться.

Отделите собственные эмоции

Если вы помните, что у вас в юности была большая компания приятелей, собственный ребенок, сидящий дома как сыч, может вызывать у вас самые разные эмоции от раздражения до отчаяния. Здесь важно помнить о том, что на эмоциональном уровне ребенок может воспринимать ситуацию совсем не так как вы.

Например, родитель может быть экстравертом, который черпает свою жизненную энергию из общения с другими людьми, а ребенок — интровертом, которого наоборот утомляет слишком частое и продолжительное общение. Прежде чем бросаться на помощь своему подростку, узнайте, что он чувствует по этому поводу, вместо того, чтобы проецировать на него свои ожидания.

Определите потребности ребенка

Возможно, ваш подросток не знает, где искать новые знакомства и как их заводить. Или у него уже есть круг общения, но он не понимает, как сблизиться со своими знакомыми и превратить их в хороших друзей. Выясните, чего ребенок ожидает от дружеских отношений, и какие сложности тревожат его больше всего — так вы будете точно знать, как его поддержать.

У некоторых детей получается заводить друзей легко и непринужденно — они везде находят свой круг общения: в школе, во дворе, в спортивной секции и летнем лагере. Другим же это дается сложнее — и в этом случае подросткам может потребоваться помощь.

Мы не предлагаем вам самостоятельно находить детей, которые будут готовы познакомиться с вашим ребенком, а предлагаем дать ему все необходимые инструменты и уверенность, которая поможет ему самому отточить этот полезный навык. Вот, что могут сделать родители, чтобы помочь своему подростку в поиске новых друзей.

Запишите его в кружок по интересам

Если ваш подросток проводит большую часть времени в школе и дома, возможно, ему нужно немного расширить круг своего общения — и лучше всего это сделать среди единомышленников. Используйте интересы и хобби своего ребенка, чтобы найти ему подходящие внешкольные занятия — это может быть спортивная секция (тут, кстати, лучше отдавать предпочтение командным видам спорта), творческий кружок, научный клуб или любая другая организация, где ребенок сможет общаться со сверстниками на общую интересующую их тему. Это не обязательно должно касаться обучения или приобретения новых полезных навыков — клуб ролевиков или поклонников компьютерных игр тоже подойдет, если там вашему ребенку будет комфортно.

Поддержите комфортный формат социализации

Люди могут раскрываться в разных ситуациях — кому-то проще общаться с окружающими лично, кто-то предпочитает переписки, а кто-то вообще не любит общаться и чувствует себя увереннее во время совместной деятельности — например, в работе над общими проектами или игрой в одной спортивной команде. Определите, какой формат наиболее комфортен для вашего ребенка, и предложите ему двигаться в этом направлении.

Подтяните навыки коммуникации

Умение общаться — это навык, который можно развить. Если ваш подросток много времени проводит в одиночестве, возможно, ему сложно заводить «смол-токи» со сверстниками просто потому, что он не умеет это делать.

Чтобы решить проблему, предложите ребенку попрактиковаться на вас. Говорите с ним не только на тему сделанных уроков и мытых рук — обсуждайте самые различные вопросы, шутите, спорьте, обменивайтесь мнениями. Чем чаще и непринужденнее будут ваши разговоры, тем проще ребенку потом будет продемонстрировать свои коммуникативные навыки в общении с незнакомыми людьми.

Научите ребенка быть собой

Эта рекомендация, увы, звучит легко только на словах, а на деле за ней стоит не один разговор, а многолетний труд над воспитанием внутренней свободы и здоровой самооценки. Подростки нередко пытаются мимикрировать под окружающую среду — начинают носить прически и одежду, которую носят все, начинают увлекаться тем же, чем и большинство их сверстников — даже если им это не нравится.

Если вы заметили, что ваш подросток постоянно пытается меняться для того, чтобы лучше вписаться в компанию новых друзей — возможно, ему стоит поработать над принятием себя и самовыражением — так ему будет проще найти людей, которые будут ценить его таким, какой он есть, а не таким, каким он пытается казаться.

Объясните ценность дружбы

Дружеские связи важны, однако их качество намного важнее их количества. В погоне за новыми друзьями хорошо бы, чтобы ребенок понимал, что найти одного хорошего друга намного лучше, чем много плохих. Вы можете показать ребенку примеры здоровых дружеских отношений — на примере собственной дружбы или дружбы в фильмах, книгах или мультиках.

Обсудите с ребенком, какие дружеские отношения можно считать здоровыми и гармоничными, а какие — нет. Проговорите, какого отношения и каких поступков стоит ждать от хороших друзей, однако не идеализируйте их.

Нередко подростковой дружбе мешают слишком завышенные ожидания и нереалистичные требования: дети пытаются найти себе идеального друга, который будет их во всем понимать и поддерживать, и забывают о том, что все люди разные, и что для того, чтобы отношения работали, вкладываться в них должны все участники, а не кто-то один.

Укрепите свои отношения с ребенком

Понятное дело, что подростки редко хотят дружить со своими родителями — да и задача родителей не в том, чтобы заменить своему ребенку общение со сверстниками. Однако если ваш подросток на данном этапе испытывает сложности в создании дружеских отношений, вы можете поддержать ему, напомнив, что вы всегда на его стороне, готовы выслушать его проблемы, обсудить с ним то, что его волнует, подсказать и помочь в трудной ситуации. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что он может прийти к вам с любыми проблемами и сомнения и получить понимание, сострадание, любовь и поддержку.

Не спешите с суждениями

Нередко родители сами не замечают, как вмешиваются в дружеские отношения своих детей — непрошенными комментариями, критическими замечаниями и недовольными комментариями. Возможно, не все друзья ваших детей будут вам нравиться — однако не забывайте, что намного важнее здесь не то, как они выглядят и себя ведут, а то, какие эмоции они приносят вашему ребенку, и какие отношения между ними складываются.


Подростковый возраст мало кому дается легко — в это время и родители, и дети сталкиваются с миллионом проблем, и поиск настоящих друзей — одна из них. Мы представляем, сколько тревоги и беспокойства может быть связано с социальной жизнью подростков и надеемся, что эта инструкция поможет структурировать ваше беспокойство и направить его в конструктивное русло. И помните — иногда достаточно просто отпустить ситуацию и немного подождать — не стоит превращать поиск друзей в навязчивую идею.

CHIPS JOURNAL в VK

Подписывайтесь на нас во всех соцсетях!

Порой случается так, что дети, пойдя в школу, не могут найти там себе друзей. Хочу сказать, что мой ребенок никогда не будет в этом числе, ведь я обучила свою дочь простым принципам общения, которые и в школе, и в дальнейшей жизни помогут ей с легкостью обзаводиться новыми знакомствами. Далее я расскажу вам, как вырастить из своего ребенка очень коммуникабельного человека.

Дружеский тон – залог успеха

Первое, на что необходимо настроить своего ребенка – это дружеский тон в любом общении. Важно понимать, что привычка мягко разговаривать вырабатывается еще в семье, поэтому такое воспитание родителям следовало бы начинать с самих себя, общаясь дома соответствующим образом. Мамам и папам следует отбросить позицию строгого полицейского, которую они так часто любят занимать, воспитывая ребенка, и начать общаться дружелюбно. Видя такую модель поведения, ребенок непременно переймет ее.

Кстати, дружеский тон может проявляться не только в разговорах, но и в отношении другим людям. Я раннего детства я учу свою дочку гостеприимству. Как только к нам в гости приходят ее друзья, подруги и одноклассники, я организовываю чаепитие со сладостями. С каждым гостем дочери я стараюсь разговаривать максимально приветливо и делаю все для того, чтобы наш ребенок не испытывал чувства неловкости.

Развиваем умение делать комплименты

Привлекать внимание других людей легко можно с помощью комплиментов. Умению их делать лучше всего обучить ребенка с раннего возраста, причем, следует объяснить ему, что красивые слова необходимо говорить так, чтобы это не выглядело наигранно, а сказанное было уместным.

Чтобы обучить дочку данному мастерству, я прибегала к играм – начиналось все с того, что мы с ней учились говорить приятные слова любимым игрушкам. Кстати, в ходе таких игр я учила ребенка произносить комплименты не только от своего имени, но и от имени других игрушек.

Кстати, самим родителям не стоит забывать о том, что говорить комплименты правильно и уместно ребенок научится лишь в том случае, если будет видеть, как это делается. Так, маме не стоит забывать сказать утром своему ребенку, что он прекрасно выглядит, а папе следовало бы похвалить его вечером за хорошо выполненное домашнее задание и сказать, что его дочь – самая лучшая и умная. Кстати, родителям также стоит говорить все хорошие слова так, чтобы они шли от души.

Ролевые игры

Хочу сказать, что располагать к себе людей хорошо помогают ролевые игры, ориентированные на развитие навыков общения. Я уделяю им большое внимание, периодически проигрывая с дочерью разные сцены, в ходе которых я объясняю ей, как стоит вести себя в той или иной жизненной и разговорной ситуации.

Такие игры очень хорошо проводить во время выполнения домашнего задания, в те моменты, когда мозгу нужно дать немного расслабиться.

Нужно научить ребенка находить людей со схожими интересами

Чтобы у моей дочери было много друзей, я научила ее подбирать правильных людей для общения и дружбы. Нет, я сейчас не о выгоде, а об интересах.

Все дело в том, что между людьми, имеющими общие интересы, гораздо легче завязывается общение, и более того, оно протекает более живо и интересно. Кстати, моя теория подтверждается тем, что самых близких друзей моя дочка нашла в секции по плаванию и драмкружке (кстати, мы с папой позволили ей выбирать дополнительные занятия самостоятельно, исходя из собственных интересов – она посещает их с большим желанием).

Хочу сказать, что посещение моей дочкой дополнительных занятий по плаванию и актерскому мастерству в скором времени стало давать свои плоды – получив несколько наград, девочка стала более уверенной в себе, что сказалось на ее способности обзаводиться новыми знакомствами.

От себя еще хочу сказать и то, что в некоторых классах собирается такой коллектив, в котором не любят очень выдающихся и амбициозных детей. В конечном итоге, все сводится к тому, что против ярких личностей ополчаются другие, менее заметные дети, а это, как известно, способно зарубить лидерские качества на корню. Мой муж внес большой склад в воспитание дочери. Он с ранних лет объяснил ей, что сильных, но не чересчур самоуверенных людей уважают в любом обществе, а также вложил в голову, что в любой ситуации важно уметь постоять за себя.

Обучайте ребенка доброте

На мой взгляд, родителям следует воспитывать в своем ребенке доброту с раннего возраста. Правда, при этом нужно следить за тем, чтобы это качество носило адекватный характер – школьник должен быть именно отзывчивым и добрым, а не заниматься самопожертвованием.

Родителям стоит понимать, что воспитывая в своем сыне или дочери чрезмерную доброту, они могут взрастить в ребенке плаксивость и излишнюю впечатлительность, что впоследствии может негативно сказаться на их взаимоотношениях с другими детьми, ведь, к сожалению, очень ранимых одноклассников нередко обижают и делают изгоями.

Родители должны оказывать поддержку своему ребенку

Чтобы ребенок рос уверенным себе человеком, который легко заведет новые знакомства и будет иметь много друзей, родителям стоит оказывать поддержку. Первое, на что я хотела бы обратить внимание – это способность родителей ругать ребенка в присутствии других детей. Скажу сразу, что я никогда этого не делала, так как прекрасно понимаю, как в подобные моменты рушится самооценка человека. Кстати, в присутствии своего ребенка я не позволяю себе отзываться плохо о его друзьях – уважение к другим людям мы с мужем стараемся воспитывать в своей дочери с ранних лет.

Даже если ваш ребенок слегка застенчив, я не рекомендую рассказывать об этом учителям и, тем более, его друзьям или одноклассникам. Помните о том, что эта информация может прозвучать в классе, да еще и в присутствии вашего ребенка – это точно ударит по его самолюбию.

Если в жизни нашего ребенка происходят неудачи, мы с мужем никогда не критикуем дочь и тем более не говорим о том, что в них виновата она. В любой ситуации мы поддерживаем ребенка и помогаем разобраться с проблемами – это воспитывает в ней сочувствие, а также умение оказывать помощь в решении чужих проблем – хорошо выработанное такое качество также помогает привлекать новых друзей.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

9 советов, как помочь ребёнку найти друзей, если самостоятельно у него не получается

03.01.2022
5 минут чтения
1440

Оглавление

  1. С какого возраста дружба важна?
  2. Почему ребёнок не может найти друзей?
  3. Признаки, указывающие на то, что у ребёнка есть проблемы с социализацией
  4. Что поможет ребёнку влиться в коллектив?
  5. 9 советов психолога вашему ребёнку, как лучше завести друзей

9 советов, как помочь ребёнку найти друзей, если самостоятельно у него не получается

В жизни каждого ребёнка огромное значение имеют друзья. Это товарищи и единомышленники, с которыми можно играть, узнавать что-то новое, делиться секретами и знаниями. Взаимодействуя друг с другом, дети развивают физические и умственные навыки, появляется первая привязанность и опыт общения с другими людьми.

Ребёнок — это социальное существо, которому необходимо иметь контакты с другими ребятами. Позитивные эмоции от приятного общения влияют психологическое и даже физическое самочувствие человека. Друзья всегда смогут поддержать в трудную минуту. Благодаря их наличию, ребёнок впервые познаёт чувство единства, бескорыстного общения, сочувствия или радости.

Цитата

— Самый полезный опыт, это познать не свой характер, а характер своего друга, и вовремя сделать выводы.
— Или ноги.

Смешарики

С какого возраста дружба важна?

  • С года до трёх

    Первый интерес к взаимодействию со сверстниками возникает около двух лет. Ребёнок начинает обращать внимание на окружающих его малышей на улице, в песочнице или на качелях. По большей части этому способствуют родители, показывая, как играют другие детишки. Однако, в этом возрасте все отношения чаще всего мимолётные и несерьёзные. Главную роль друзей выполняют мама с папой, а также другие родственники или близкие.

    Первые попытки взаимодействия с ребятами, не всегда бывают удачные. Малыши только начинают оценивать реакции своих действий. Им предстоит ещё многому научиться, например, учитывать желания и интересы своих приятелей, уступать, делиться или сочувствовать. Помочь на данном этапе должны родители. Они могут подсказывать как вести себя в разных ситуациях.

  • С 3-5 лет

    В возрасте 3-5 лет, дети уже активно общаются друг с другом. Но дружба в основном основана на интересах. То есть, ребёнку важны только те ребята, которые играют в любимые игры или у них есть новые игрушки, красивые вещи. Другом часто становится удобный или “подходящий” ребёнок. Например, общительная хохотушка и девочка-лидер прекрасно подружится со спокойным тихим мальчиком. Потому как он будет её внимательно слушать и участвовать во всех идеях. В этом возрасте дружба всё равно ещё не крепкая и друзья могут меняться по несколько раз в день, в зависимости от настроения или детской площадки. Родителям не стоит навязывать детям друзей или серьёзно относиться к их выбору.

  • С 5-7 лет

    Теперь ребята становятся старше и уже намного дольше могут проводить время вместе. Общение уже не ограничивается только играми. Они могут обсуждать интересные мультики, книги, секретничать друг с другом. В этот период становится очень важным – собственная репутация, например, во дворе или в группе в садике.

    Теперь родителям важно понять следующие нюансы общения. Для того чтобы не навредить репутации своего ребёнка, нужно всегда и везде относится к нему с уважением: не зацеловывать на улице при ребятах, если ему это неприятно; не ругать и не унижать, тем более прилюдно. В любой, даже самой неприятной ситуации, стоит отойти в сторонку и там уже обсуждать вину, ошибки и возможные наказания.

  • Младшие школьники

    В этом возрасте родители теряют свои полномочия подбора друзей. Новоиспечённый ученик теперь сам определяет свою компанию. Выбор делается на основании личной симпатии. Дружба может зародиться с девочкой, которая умеет прекрасно шутит и умело танцует, или с мальчиком, который умеет подтягиваться. Если родителям кажется, что их ребёнок выбрал совсем неподходящего друга или компанию, то стоит набраться терпения и просто наблюдать.

    Возможно, с течением времени, интересы изменятся, а ребёнок начнёт общаться с кем-то другим. Приглашайте почаще друзей своего школьника к себе домой. Таким образом, вы сможете немного понять, что их связывает и объединяет, из каких они семей, какие ценности разделяют их родители, и, в случае проблем вовремя помочь своему ребёнку.


  • Подростки от 12 лет

    Подростковая дружба очень важна, благодаря ей ребёнок чувствует себя “своим” в социальной среде. В этот период появляется потребность делиться секретами, сопереживать. Более того, в данном возрасте, по теории великого русского психолога Д. Б. Эльконина — дружба является ведущей деятельностью, необходимой для нормального развития личности.

    Другом становится тот, кто сможет всегда выслушать, понять и может даже дать совет. Авторитет родителей и их мнение уходит на последний план. Часто совету подруги девочка может доверять больше, чем своей маме. Это нормально, потому как ребёнок получает важный опыт жизни.

Рекомендуем статью Адаптация первоклассника в школе

Почему ребёнок не может найти друзей?

Дети играют

Ещё несколько десятков лет назад, самым сложным в школе были контрольные и сочинения, ну ещё и выход к доске. В современном мире проблемой номер один становится — взаимоотношения с ровесниками. Школа — это главный институт приобретения социальных навыков. Поэтому то, как сложатся отношения среди ребят, очень важно.

Есть дети, которые легко и быстро осваиваются в компании и быстро налаживают общение. А есть те ребята, которым достаточно сложно найти друзей.

  • Чаще всего причина в навыках коммуникации, которые позволяют ориентироваться в социальных отношениях и взаимодействовать с обществом. Данные навыки, как правило, закладываются в родительской семье, и улучшаются с возрастом так или иначе, но иногда их отсутствие может быть и признаком отклонений в развитии.

  • Иногда сложности во взаимодействии с окружающими имеют под собой личные причины: неуверенность в себе , застенчивость, страх общения. Опять же это может быть как проблемой воспитания, так и признаками психологических проблем.

Если вы довольно общительны и не чураетесь людей, не боитесь здороваться и вступать во взаимодействие с незнакомцами, ваш ребёнок всё это видит, но всё равно испытывает значительные сложности с ровесниками, проконсультируйтесь со специалистом.

Цитата

У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей.

Антуан де Сент-Экзюпери

Признаки, указывающие на то, что у ребёнка есть проблемы с социализацией

Переживания родителей, связанные с отсутствием друзей у ребёнка вполне понятны. Вот несколько основных причин такой ситуации:

 

  • Не проявляет инициативы. Порою для того чтобы подружиться, необходимо просто подойти и познакомиться. “ Привет, я Маша, а тебя как зовут? Давай дружить?” Всего лишь несколько фраз и вот вам новый друг. Тем не менее далеко не все дети с лёгкостью могут обратиться к незнакомому ребёнку. Поэтому можно потренироваться на ребятах во дворе или на площадке, этот навык разработать не так сложно.

  • Неуступчивость. Есть ребятишки, которые очень тяжело идут на компромисс, или вообще отказываются от него. Они не любят уступать, делиться, договариваться и принимать чужие точки зрения.

  • Отсутствие отзывчивости, внимательности и интереса к окружающим. Это касается детей, сосредоточенных только на своём внутреннем мире и желаниях.

  • Стеснительность, страх, агрессия — проявление любых особенностей психики, которые мешают строить отношения. В данном случае необходима консультация психолога.

  • Особенности физического здоровья или внешние отличия. Дети очень часто с подозрением и недоверием относятся к тем, кто непохож на большинство. Такое возможно ещё тогда, когда ребёнок значительно младше или старше в компании.

  • Сильные обиды. Иногда громкая фраза или прилюдная насмешка ровесников способна сильно обидеть, вследствие чего, ребёнок замыкается и не хочет общения ни с кем.

В разном возрасте дружба имеет весомые отличия. Настоящая дружба начинается с 5-7 лет, с окончания детского сада и в начальных классах. От воспитания родителей и их примера зависит очень многое, ведь они всегда могут подсказать как себя вести, чтобы стать настоящим другом и иметь таких же.

Рекомендуем статью Стили воспитания

Что поможет ребёнку влиться в коллектив?

Дружеское рукопожатие

Отправляя своего ребёнка в первый класс, в другую школу или определяя в новый кружок, родители и ребёнок переживают о том, как сложатся отношения, каким будет коллектив, примут ли ребята в свой круг общения. Роль “новенького” всегда пугает и настораживает. Придётся приложить немалые усилия, ведь эта роль определяет развитие и внутренний рост. Прекрасно, когда в школе или в детском саду есть грамотные педагоги и психологи, формирующие положительную и дружественную атмосферу. Но реальность, порою, доказывает обратное. Не каждый учитель имеет желание и готов вникать в политику взаимоотношений подопечных, а психологи в школах занимают безразличную формальную позицию.

В первую очередь родителям необходимо успокоиться и “взять себя в руки”. Дети с самого рождения буквально считывают настроение и страхи своих родителей. Поэтому тревожность мамы или папы может с лёгкостью “впитаться” ребёнком.

  • Главная задача родителей — внушить ощущение крепкой и надёжной защиты. Заверить, что в любой непростой ситуации они всегда придут на помощь. Ребёнок должен чувствовать полную поддержку и понимание с их стороны. Уверенность в себе растёт прямо пропорционально каждой фразе родителей: “Я в тебя верю. У тебя всё получится”.

  • Можно также предложить использовать простую технику защиты в любой сложной ситуации. Технику можно назвать “Родительский щит” или выбрать любую другую понравившуюся фразу. Принцип заключается в том, чтобы, испытывая трудности или проблемы, ребёнок представлял перед собой щит, ну или семейного дракона, который сможет защитить его и уберечь от любых невзгод. Понятное дело, что в драке с одноклассником он скорее всего не поможет. Но психологически ему будет спокойнее, если он знает, что защищён невидимой, но сильной родительской любовью и поддержкой.

  • Можно помочь ребёнку влиться в коллектив, устроив небольшой домашний “тренинг”. Предложите ему подумать и определить свои самые лучшие качества, которые могут привлекать других ребят. Добродушие и готовность всегда прийти на помощь, умение плести красивые браслеты или играть в волейбол. Нужно как можно больше найти таких качеств.

    Следом, нужно определить и отрицательные качества, которые могут отпугивать или отталкивать сверстников. Например, излишнее чувство справедливости одноклассники могут принять за ябедничество, а ярлык “стукача” ещё никому не помог найти друзей и влиться в коллектив. Определить эти качества — не означает искоренить их, однако, зная свои сильные и слабые стороны, ребёнок будет ориентироваться в различных ситуациях гораздо лучше.

    Главное не подсказывать ничего ребёнку. Пусть он сам попробует изучить себя и особенности своего характера.

  • Уверенный в себе ребёнок всегда открыт, дружелюбен, приветлив и отзывчив. А вот если ребёнок пуглив и тревожен, то отношения могут складываться не в его в пользу.

  • Добавить уверенности в себе ребёнку поможет метод “Супергероя”. Предложите ребёнку придумать или вспомнить о герое, который его восхищает, например, крутой и непобедимый “человек-паук” или невероятная “принцесса Эльза”. В трудной ситуации пусть он представит себе, как бы на его месте поступил бы этот супергерой. Можно даже заранее проговорить детские страхи и тревоги, смоделировать ситуацию и найти выход.

  • 9 советов психолога вашему ребёнку, как лучше завести друзей

    Мишки обнимаются

    1. Новый ученик в классе или группе всегда вызывает интерес сверстников. Скорее всего, ему будут задавать вопросы, интересоваться его жизнью. Предупредите об этом своего ребёнка, чтобы не растерялся, когда у него спросят название любимого фильма или компьютерную игру. Возможно, он прокрутит различные сценарии знакомства и ко многим вопросам будет готов. А значит, увереннее будет отвечать и спокойнее себя чувствовать.

    2. Отправляясь, например, в первый класс, ребёнку полезно будет занять, что он будет там не единственным новеньким, детский эгоцентризм ещё не позволяет видеть ситуацию объективно, и малышу может казаться, что он один такой “новенький”. Расскажите ему, что в любом случае найдётся ещё кто-то, кому будет также страшно и грустно без друзей. Подскажите, что можно спокойно подойти и познакомиться со словами:
      «Привет, я Дима, ты далеко живёшь? давай вместе сидеть за партой.»

      Вдвоём уже будет намного проще и спокойнее. Не забудьте также подчеркнуть, что нормально и не подружиться с первым встреченным ребёнком. Познакомиться надо и с остальными, и решить, кто ему больше нравится и с кем комфортнее общаться. Также полезно будет сообщить о том, что дружба процесс обоюдный, и с ним могут не захотеть дружить, и в этом нет ничего страшного, это не означает, что он плохой, так бывает.

    3. Пусть ваш ребёнок продемонстрирует свои таланты и умения. Вполне возможно, что ваша дочь увлекается сбором последней коллекции Барби или читает интересную книгу. Пусть возьмёт это с собой. Ребята со схожими интересами обязательно обратят внимание и захотят подружиться.

    4. Инициативность и приветливость. Вот одни из основных элементов лёгкого знакомства. Покажите на примере простых раз, что подойти и завязать разговор не так уж и сложно. “Привет, какая крутая сумка, где тебе её купили? Слушай, я тоже увлекаюсь игрой в космических гномов, ты на каком сейчас уровне?”

    5. Дети любят показывать себя со стороны экспертов, знающих толк в каких-то вещах. Можно ненавязчиво спросить совета, например, “Привет, я новенький, не подскажешь, где столовая, что у вас там продаётся?”. Напомните и о благодарности новому знакомому за помощь.

    6. Сближению и дружеским связям очень способствуют интересная совместная деятельность. Запишите дочь на кружок танцев в школе или сына на каратэ. Если ребёнок уже достаточно взрослый — пусть сам выберет занятие, которое ему по душе. Обеспечьте насыщенную жизнь, наполненную интересными знаниями и общением с единомышленниками.

    7. Можно найти одноклассника, который живёт неподалёку от вашего дома и ходить вместе на уроки. Совместная прогулка после школы очень сближает, ведь можно обсудить прошедший день и поделиться последними новостями.

    8. Родителям тоже стоит быть активнее в процессе обучения. Можно записаться в родительский комитет и начать интересоваться или даже организовывать различные мероприятия в школе или за её пределами. Родительский пример, это то, с чего начинается представление о поведении, о дружбе, о взаимоотношениях.

      Если в вашем доме часто бывают друзья или вы сами их часто навещаете, встречаетесь и весело проводите время — ваши дети возьмут это за пример, к которому будут стремиться. Только родители могут показать и объяснить настоящую ценность дружбы.

    9. Расскажите своему ребёнку, что он может пригласить к себе домой новых знакомых и предложите устроить чаепитие с вкусными пирожными или другими вкусняшками. Так процесс адаптации и завязывание дружбы пройдёт быстрее.

    Цитата

    В вопросах дружбы размер не имеет значения.

    Смешарики

    Используя и применяя рекомендации психологов, не забывайте о том, что все дети разные. Каждый ребёнок — индивидуальность, со своими особенностями и характером, со своими интересами. Не торопите ребёнка завязывать отношения, если он этого не хочет. Присмотритесь к его поведению, постарайтесь понять, что не все хотят дружить большими компаниями. Кому-то вполне достаточно и одного верного друга.

    Умение дружить и взаимодействовать с окружающими людьми не приходит сразу. Пусть ваш малыш накапливает навыки социализации самостоятельно и постепенно, в том ритме, в котором ему удобно.

    Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если ваш ребенок столкнулся со сложностями в установлении социальных контактов, проконсультируйтесь со специалистом!

    Предыдущая статья

    Психологическое бесплодие у женщин

    Следующая статья

    Как справиться с депрессией

Добавить комментарий