звуковые схемы слов 1 класс примеры, фото например слова: ежик, танк Традиционно принято, что каждому звуку, его характеристике требуется определенный цвет, гласные обозначают красным цветом, твердые согласные обозначают холодным синим цветом, а мягкие-теплым зеленым. Алгоритм: Зная, какие согласные являются твердыми, а какие мягкими, можно составить на любое слово схемы, вот некоторые примеры: Слово ТАНК будет выглядеть: синий-красный-синий-синий цвет, а ЕЖИК-красный-синий (ж всегда твердый согласный звук)-красный-синий. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Бульбозавр 5 лет назад Для первоклашек и детей, которые готовятся идти в первый класс, конечно полезным будут занятия по составлению звуковых схем слов. Здесь сразу хотелось бы напомнить, что звуковые схемы слов, не что иное, как фонетический разбор, оформленный с помощью дополнительных приемов. Как мы знаем, в русском языке имеются шесть гласных звуков (т. е. эти звуки состоят из одного голоса и их можно петь или долго тянуть ) , это «А»; «О»; «У»; «Э»; «И». Гласные могут быть ударными и безударными. При составлении звуковых схем гласные звуки нужно отмечать красным цветом. Согласные звуки, которые произносятся с использованием таких преград, как зубы, губы и язык, делятся на глухие, когда сам звук состоит только из «шума» и гласные, где звук состоит из голоса и шума. Кроме того, согласные звуки, могут быть мягкими и твердыми. В звуковых схемах, твердые согласные принято обозначить синим цветом, а мягкие согласные — зеленым. В звуковых схемах принято слияния гласных звуков с согласными, обозначать прямоугольников, который делится по диагонали — верхний треугольник это гласный звук, нижний — согласный звук. Для практической работы, можно заготовки вырезать из цветной бумаги или картона, а можно просто использовать тетрадь в клеточку и в ней раскрасить. Для примера привожу самые простые слова, это «Лук» и «Яна», в первом случае, слово состоит из одного слога, а во втором из двух: Божья коровка 7 лет назад В составлении схемы, если разобраться со звуками, все просто. Нужно уметь различать гласные и согласные звуки. Среди согласных звуков нужно уметь различать твердые и мягкие, а также звонкие и глухие. Для 1 класса достаточно знать гласные и согласные твердые и согласные мягкие , чтобы составить схему слова. Далее разбираемся с обозначениями. Гласные звуки традиционно обозначают красным цветом. Это значит, что квадратик или его часть, которые обозначают гласный звук, нужно закрасить красным. Для согласных два цвета – синий для твердых согласных и зеленый для мягких. Ниже примеры. Еще конечно нужно знать, какие бывают звуки. Эти таблички вам помогут. А теперь примеры дольфаника 6 лет назад На самой последней схеме примеры составления звуковых схем слова. Используются красный, синий и сине-красный цвета. Сине-красный цвет обозначает слоги слияния. Обязательно указать ударный звук. На примере схем можно составить звуковую схему слов, изучаемых в первом классе. Также можно воспользоваться отдельными таблицами , в которых слоги слияния уже разбиты по мягкому и твердому признаку, такая таблица самая последняя, есть таблицы более удобные. Таблица, по которой можно определить слоги, какие слоги мягкие или твердые. Выписываем слово, разбиваем на слоги и подставляем правильно закрашенные квадартикию Zolotynka 5 лет назад Звуковые схему нужно составлять, придерживаясь определенного плана: 1) Танк: количество слогов – 1. 2) Танк: количество звуков – 4, рисуем 4 квадратика: 3) Первый звук “т”: согласный, твердый, глухой – значит, красим его синим цветом 4) Звук “а” – гласный, ударный, красим – в красный цвет. 5) Звук “н” – согласный, твердый, звонкий – синий цвет. 5) Звук “к” – согл., твердый, глухой – тоже синий. В результате на нашей звуковой схеме все квадратики, кроме, второго (гласная буква) будут синими. А второй квадратик – красный. ** И не забываем на схеме проставить ударение – это обязательное условие для правильного выполнения задания. Серхио 6 лет назад Недавно моему брату в школе задали схему слов: ёжик, танк. Пришлось вспоминать все, что учили раньше в школе. Вспомнил, что к каждому звуку подходит определенный цвет. Гласные всегда обозначают красным, мягкие согласные – зеленым, а твердые согласные синим. Также есть слияние звуков, когда одна половина прямоугольника закрашивается одним цветом, а вторая другим. В итоге мы с брателлой сделали следующие схемы. Слово ёжик: красный-синий-красный-синий. Слово танк: синий-красный-синий-синий. Все делается очень просто. Искатель приключений 5 лет назад Добрый день. Давайте рассмотрим звуковую схему на примере слова “лягушка”: 1) “л” – мягкая согласная; 2) “я” – гласная; 3) “г” – твердая согласная; 4) “у” – гласная ударная; 5) “ш” – твердая согласная; 6) “к” – твердая согласная; 7) “а” – гласная. Схема будет выглядеть следующим образом: Для составления любой схемы вы можете пользоваться следующими подсказками: Они всегда вам будут упрощать процесс разложения любого слова. Любопытство 5 лет назад В первом классе дети должны знать, что в схеме мягкий согласный звук обозначается зелёным, твёрдый – синим. Гласные звуки они должны закрашивать красным карандашом и показывать ударение над звуком в ударной позиции. В первом класс составляют звуковую схему слова в виде квадратиков. Квадратики рисуют красным, синим или зеленым цветом в зависимости от характеристик звука. Гласный звук рисуется красным квадратиком, согласные синим – твердый и зеленым – мягким. Достаточно привести несколько примеров, чтобы все было понятно. Далее можно составлять схемы слов по аналогии. Вот, допустим, слово кот – первый квадратик с синим и красный, а второй только с синим цветом. слово катя – первый квадратик синий и красный, второй – зеленый и красный. слова яша – первый квадратик – красный, второй – синий и красный. И наглядно звуковая схема для слова аист Для учеников начальных классов все буквы и буквы имеют свой цвет при составлении звуковой схемы. Мягкий согласный закрашивается зеленым цветом, твердый согласный синим, гласный красным и т.д. При слиянии звуком прямоугольник закрашивается наполовину одним цветом, на половину другим. Можно запомнить эту несложную схему и анализировать каждый звук, в можно пользоваться уже готовым алфавитом, каждая буква которого уже раскрашена. Такие упражнения позволяют ребенку быстро научиться отделят твердые звуки от мягких, согласные от гласны.На схеме ставится ударение (Рисуется над квадратиком). Джилл 4 месяца назад В данном слове звуковая схема получается следующая: Получается по цветовому фактору схема будет следующая: синий, красный, синий и самый последний тоже синий. Слово в целом достаточно простое, главное не спешить и проговорить и прослушать все буковки. МаринаГр 3 года назад В слове ёжик 5 звуков, так как ё стоит в начале слова и обозначает 2 звука: мягкий Й и гласный О, поэтому схема будет: зеленый-красный-синий-красный-синий Знаете ответ? |
Смотрите также: Как составить звуковую схему слов пальто, рак, окунь, маяк? Какая звуковая схема слов: “помидор, рынок, салат”? Какая звуковая схема слов: “Марина, малина, осина, Полина, картина”? Какая звуковая схема слов “роса, коза”? Как составить звуковую схему слова, её последовательность? Как быстро научить младшего школьника составлять звуковые схемы слов? Звуковая схема слова. 1 класс. Каким цветом изображать согласные звуки? Звуковая схема слова. 1 класс. Каким цветом изображать гласные звуки? Как составить звуковую схему слова атмосфера? Как составить звуковую схему слова гусь, гуси? |
Термины и группы фонетики
Наука далеко зашла в изучении русского языка. Отдельный упор был сделан на раздел фонетики — изучения письменного отображения звуков. Специалистами была собрана статистика звучности человеческого языка:
- В среднем человек за одни сутки производит пару сотен звуков.
- Чтобы выразить свои мысли, используют больше 50 звуков.
- При этом на письме используется всего лишь 33 их обозначения.
Два главных инструмента фонетики — буквы и звуки. Важно знать особенности каждой группы и их отличия:
- Элемент, который используют только для письменного отображения и чтения — буква.
- Элемент, который только произносят и слушают — звук.
Сложность разбора состоит в том, что произношение слова может значительно отличаться от его написания. Например, количество одной из групп элементов (букв или звуков) может быть больше/меньше другой. В ином случае количество может оставаться одинаковым, но письменное отображение будет не совпадать со слышимым. Обусловливается это правилами орфографии и орфоэпии.
Однако, фонетика включает в себя только аспекты произношения. К ним относятся:
- звук;
- буква;
- ударение;
- слог.
Все вышеуказанные термины имеют индивидуальные свойства, но вместе они составляют характеристику звучания слова — фонетический анализ.
Особенности разбора
Самая распространённая ситуация, при которой допускают ошибки, — когда звучание и письменное обозначение не совпадают с друг другом. Если за правильность написания отвечает орфография, то фонетика регулирует правила произношения слов. Чтобы успешно завершить звуковой разбор, рекомендуется учитывать несколько советов:
- Точно установить все особенности звучания слова.
- Для каждой буквы составить свою транскрипцию.
- Ни при каких условиях не подгонять звуки и буквы под друг друга. Например, ши [ шы ] – машин.
- После завершения ещё раз чётко и тщательно произнести слово вслух, проверяя каждую единицу речи.
Для фонетического разбора существует специальный алгоритм. Некоторая информация обязательна для заучивания, остальное рекомендуется записать в виде памятки. Главные правила в фонетическом анализе в рамках школьной программы:
- Звонкие согласные на конце слова становятся глухими. Например, дуб [п].
- Твёрдые согласные становятся мягкими, если после них стоят мягкие согласные. Например, здесь [з’д’эс’]. В основном это происходит с буквами: з/с, д/т, н.
- Звонкие согласные становятся глухими, если после них стоит глухой согласный. Например, редко [ р ‘ этк а] .
- Глухие преображаются в звонкие, если стоят перед такими же звонкими. Например, сдать [ здат ‘] образец.
Для студентов высших учебных заведений филологического профиля правил несколько больше. Они дополнительно изучают:
- аккомодацию;
- диссимиляцию;
- редукцию.
Эти три пункта изучают для более глубоко понимания фонетики и того, как преобразуются нормы речи. Также они помогут студентам, которые желают в будущем преподавать, понятнее и быстрее объяснять сложные темы и разбирать популярные ошибки уже своих учеников.
Классификация звуков
В свою очередь, звуки тоже сортируют на две группы. Их главное отличие от друг друга — анатомия образования. Какие существуют классы:
- Согласные. При их произношении человек сталкивается с препятствиями. Преградой выступает один орган или целая их группа (губы, зубы или язык).
- Гласные. При помощи гортани и отдельных частей ротовой полости воздух без каких-либо помех выходит из лёгких — так образуется гласный звук.
Чтобы понять остальные различия, необходимо детально разобрать каждое понятие.
Виды гласных
Всего в русском языке существует 6 гласных звуков (о, и, а, э, ы, у), но для обозначения их на письме используют до 10 букв. Связано это с тем, что некоторые из гласных могут иметь несколько буквенных обозначений одновременно. Например, есть полугласная «й». Стоит учитывать, что в школьной программе она будет обозначаться согласным звуком. Также её предназначение — отображение дополнительных гласных (я, е/ё, ю). В фонетическом разборе это будет выглядеть:
- я — [ йа ] ;
- е — [ йэ ] ;
- ю — [ йу ] ;
- ё — [ йо ] .
Однако эти гласные не всегда будут отображаться в схеме двумя буквенными элементами. Правило сохраняется только в некоторых условиях:
- В начале слова. (Яна, январь).
- После гласных звуков (тихая гавань, молодая мама, скоростной поезд).
- После твёрдого/мягкого знака (въехать в дом).
В противном случае эти гласные будут смягчать, но двойного звучания вместе с «й» не будут давать (ребята, ветер).
Все гласные подразделяют ещё на две подгруппы, в зависимости от звука, стоящего перед ними. К ним относят:
- Если стоит твёрдый согласный (чашка, сорока). В эту группу входят: а/о, у, э, ы.
- Если впереди указан мягкий согласный (пила, перо). Сюда включают: я, е/ё, и/е.
Каждая гласная имеет и свой личный характеризующий признак — ударение. Его в обязательном порядке требуется указать в фонетическом разборе. По этому признаку гласный может быть либо ударным, либо безударным. Ударный звук пишется и произносится всегда одинаково (Москва — под ударением «а»).
Группы согласных
Согласных звуков значительно больше, чем гласных. Всего их насчитывается 20. Они тоже делятся на группы по определённым признакам. При этом согласные могут одновременно значиться в нескольких группах, то есть иметь несколько признаков:
- Звонкие: б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м.
- Глухие: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.
- Парные: б/п, в/ф, г/к, д/т, ж/ш, з/с.
- Непарные, но они делятся на ещё 2 подгруппы. Звонкие: р, л, н, м. Глухие: х, ц, ч, щ.
- Шипящие: ж, ч, ш, щ. Все остальные можно отнести к мягким или твёрдым.
- Твёрдые: ж, ш, ц. Их мягкость не меняется в любых ситуациях.
- Также неизменные мягкие: й, ч, щ.
При произношении могут возникнуть проблемы с правильным определением звонкости, так как и глухие, и звонкие имеют одну и ту же артикуляцию (кактус). Есть два метода решения задачи парных согласных:
- Разделить алфавит на две части. Вначале будут идти звонкие согласные, после — глухие.
- Изучить правила позиций согласных, при которых они в обязательном порядке становятся звонкими/глухими.
Схематическая модель
При фонетическом разборе составляется схематическое отображение слова. На деле это схема в виде цветовых карточек разных форм. Звуковой анализ слова и схема для дошкольников — пример, который способствует созданию образа для восприятия и понимания деталей структуры слова. Форм бывает всего две — прямоугольная или квадратная. А вот цветного отличия множество:
-
Синяя карточка квадратной формы — твёрдый согласный звук.
- Зелёная карточка в форме квадрата — мягкий согласный звук.
- Квадрат в красном цвете — гласный звук.
- Два треугольника (синего и красного оттенка), соединённых в один прямоугольник — слог, состоящий из твёрдого согласного и гласного.
- Красный и зелёный треугольник, которые соединены в 1 прямоугольник — слог, состоящий из мягкого согласного и гласных звуков.
Звуковые схемы слов в 1 классе (карточки) имеют свою точную последовательность в цвете и формах. Если правильно пользоваться этим методом, обучение пройдёт быстро и легко.
Используют звуковой анализ слова в 1 классе (схемы и разбор) и дошкольном образовании, как вспомогательный инструмент при обучении чтению. Преподаватель сможет не только рассказать о каждой единице речи отдельно, но научит собирать их воедино и снова разделять. К тому же модель выделяет разницу в произношении между согласными и гласными звуками.
Алгоритм фонетического разбора
Когда все термины изучены, единицы речи отсортированы по группам, можно переходить непосредственно к самому фонетическому разбору. Все результаты анализа обязательно записывают. По внешнему виду он похож на составление транскрипции при чтении и произношении слов из иностранных языков.
Чтобы провести разбор правильно, необходимо следовать алгоритму. Порядок действий:
- Записать выбранное слово по правилам орфографии.
- Выделить основные части — слоги. Например, азбука — аз-бу-ка.
- Установить, какая из гласных является ударной. Лыжа — ударный звук «ы».
- Составить схему (транскрипцию) звуков. Играть — [играт’].
- Вывести подсчёт количества букв и звуков в слове. Елена — 5 букв, 6 звуков.
Разбор можно записывать не только по пунктам, но и в виде столбика. В таком случае каждая буква выписывается в отдельной строке и ей даётся своя характеристика.
Деление на слоги
Одним из пунктов разбора является поделить слово на слоги. Слоги — это самая маленькая единица строения речи. Существует небольшая хитрость: «чтобы сосчитать количество слогов в слове, можно просто посчитать гласные звуки». Например, в слове «астр» всего 1 слог.
Однако деление всё равно подчиняется строгим правилам, которые не всегда согласуются с требованиями переноса слова.
Первоначально важно знать, что слоги имеют несколько разновидностей:
- Открытый — если заканчивается на гласный звук.
- Закрытый — если в конце согласный (тетрадь).
- Прикрытый, если в начале стоит согласный звук (ки-слый). Следовательно, если гласный — неприкрытый (окно).
Помимо видов, есть и другие правила разбора. Что необходимо знать о слогах:
- В составе слога обязательно должно быть по одному гласному и согласному звуку. Например, роза (ро-за). При этом отдельные даже важные части не могут быть полноценными слогами. Например, приставка не является слогом.
- В основном слоги начинаются с согласного, а после него должен идти гласный. Сам по себе согласный звук не может составлять слог. Например, в слове мир — один слог, а не два.
- Если в слове имеется мягкий/твёрдый знак, он входит в состав предыдущего слога. Например, подъ-езд. К тому же твёрдый/мягкий знак не может быть отдельным слогом. Например, семь — 1 слог, мальчик — 2 слога.
- Несколько букв, которые создают собой один звук, нельзя разделить на разные слоги. Например, кружиться — кру-жи-ться .
Как и любая другая наука, фонетика постоянно развивается. Поэтому правила фонетического разбора могут со временем изменяться. Последние изменения в анализе:
- Двойные буквы в слове по старым правилам распределялись по разным слогам. Сегодня их принято записывать в слог, который они начинают. Например, кла-ссный.
- По нововведениям глухие согласные записывают в следующий за ними слог (точка: то-чка). В это время звонкие остаются в предшествующем слоге (клубника: клуб-ни-ка).
Знание фонетики не только даёт орфографическую грамотность. Эта наука способствует развитию памяти и фонетического слуха, учит правильно и красиво произносить те или иные звуки, понимая детали их состава. А если выполнить анализ самостоятельно не получается, можно сделать звуковой разбор слова онлайн.
Учимся составлять звуковую схему слова
Уважаемые родители, для ребят, которые идут в первый класс, будут очень полезны занятия по составлению звуковой схемы слова.
Давайте попробуем разобраться, как правильно составить звуковую схему слова или звуковую модель слова. Данный вид работы мы также можем назвать звуко-буквенным разбором слова или фонетическим разбором.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог. Звуки, которые произносит человек, мы называем звуками речи. Звуки речи образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. Речевой аппарат – это гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо. Гласные звуки состоят только из голоса, выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречая преграду. Гласные звуки можно долго тянуть, петь.
В русском языке гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные звуки бывают ударными и безударными. Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом. Согласные делятся на твёрдые и мягкие. Твёрдые согласные обозначают, синим цветом, мягкие – зелёным. Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Одни согласные состоят только из шума – это глухие согласные. Другие – из голоса и шума. Это звонкие согласные. Слияние гласного звука с согласным мы обозначаем прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный.
Сделайте из цветного картона или бумаги карточки, чтобы составлять слова. Также понадобятся карточки со знаком ударения и разделительной чертой.
Можно рисовать схемы в тетради в крупную клеточку. Ещё лучше совмещать оба вида работы.
Начинайте работу с простых слов – односложных или двусложных.
Итак, вы сделали карточки и готовы к занятию.
Подумайте, как заинтересовать ребёнка.
Может вы, научите составлять слова куклу Машу или любимого зайку?
Или будете отгадывать загадки, и составлять схему слова-отгадки?
А может быть слово (карточка или картинка) спрятаны и вы поиграете в
игру «Холодно-горячо»?
Очень хорошо, если вы придумали, что-то интересное и появился стимул к работе.
Фрагмент занятия.
Отгадай загадку.
Сидит дед в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
Давай, составим схему слова лук.
1. Делим слово на слоги.
Произносим с хлопком в ладоши – лук. В этом слове 1 слог.
2. Из каких звуков состоит слог?
Произносим протяжно л-у-к.
Первый звук – [л]. Это твёрдый согласный звук. Второй звук – [у]. Это гласный звук. Звуки [л], [у] сливаются вместе, получается слияние [лу]. Выбираем нужную карточку – слияние твёрдого согласного с гласным звуком.
Третий звук [к] – твёрдый согласный. Выбираем карточку для твёрдого согласного.
3. Обозначим звуки буквами. Звук [л] обозначаем буквой “эль”. Звук [у] – буквой “у”. Звук [к] – буквой “ка”.
Ударение в односложных словах не ставим. В слове один гласный звук, значит он ударный.
Можно проявить фантазию и придумать свои обозначения для звонкого и глухого согласного. Например, в игре “Узнай звук” для обозначения звонкого согласного я выбрала колокольчик, а для глухого согласного – смайлик в наушниках. Картинки можно распечатать и использовать в схеме.
Помним, что надо придумать что-то интересное, чтобы выбрать слово для анализа.
Уважаемые родители, к концу шестого года ребенок в речевом развитии достигает высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводить слова, его высказывания становится содержательнее, выразительнее и точнее. Желаю успеха.
Учитель-логопед: Мельникова Нина Сергеевна
Учимся составлять звуковую схему слова
Уважаемые
родители, для ребят, которые идут в 1 класс, будут очень полезны занятия по
составлению звуковой схемы слова.
Давайте попробуем разобраться,
как правильно составить звуковую схему слова или звуковую модель слова. Данный
вид работы мы также можем назвать звуко-буквенным разбором слова или
фонетическим разбором.
Фонетика – раздел науки о языке,
в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.
Звуки, которые произносит
человек, мы называем звуками речи. Звуки речи образуются в речевом аппарате при
выдыхании воздуха. Речевой аппарат – это гортань с голосовыми связками, ротовая
и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.
Гласные звуки состоят только из
голоса, выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречая преграду.
Гласные звуки можно долго тянуть, петь.
В русском языке гласных звуков
шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.
Гласные звуки мы будем
обозначать красным цветом ( условные обозначения для звуков я взяла из
программы “Школа России”).
Предлагаем
большой выбор школьных рюкзаков для девочек и мальчиков. В нашем магазине вы
можете купить школьный
рюкзакдля
первоклассников и для подростков, а также школьные сумки и мешки для обуви.
Когда мы произносим согласные
звуки, воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Одни согласные состоят
только из шума – это глухие согласные. Другие – из голоса и шума. Это звонкие
согласные.
Согласные также делятся на
твёрдые и мягкие.
Твёрдые согласные обозначают
синим цветом, мягкие – зелёным.
По программе “Школа России”
слияние гласного звука с согласным мы обозначаем прямоугольником, разделённым
наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный.
Сделайте из цветного картона или
бумаги карточки, чтобы составлять слова. Также понадобятся карточки со знаком
ударения и разделительной чертой.
Можно рисовать схемы в тетради в
крупную клеточку. Ещё лучше совмещать оба вида работы.
Начинайте работу с простых слов
– односложных или двусложных.
Итак, вы сделали карточки и
готовы к занятию.
Подумайте, как заинтересовать
ребёнка.
Может вы научите составлять
слова куклу Машу или любимого зайку?
Или будете отгадывать загадки и
составлять схему слова-отгадки?
А может быть слово (карточка или
картинка) спрятаны и вы поиграете в игру “холодно-горячо”?
Очень хорошо, если вы придумали
что-то интересное и появился стимул к работе.
Фрагмент занятия.
Отгадай загадку.
Сидит дед в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
Давай, составим схему слова лук.
1. Делим слово на слоги.
Произносим с хлопком в ладоши –
лук. В этом слове 1 слог.
2. Из каких звуков состоит слог?
Произносим протяжно л-у-к.
Первый звук – [л]. Это твёрдый
согласный звук. Второй звук – [у]. Это гласный звук. Звуки [л], [у] сливаются
вместе, получается слияние [лу]. Выбираем нужную карточку – слияние твёрдого
согласного с гласным звуком.
Третий звук [к] – твёрдый
согласный. Выбираем карточку для твёрдого согласного.
3. Обозначим звуки буквами. Звук
[л] обозначаем буквой “эль”. Звук [у] – буквой “у”. Звук [к] – буквой “ка”.
Ударение в односложных словах не
ставим. В слове один гласный звук, значит он ударный.
По программе “Школа России” нет
обозначений звонкого и глухого согласного. Поэтому можно проявить фантазию и
придумать свои обозначения для звонкого и глухого согласного. Например, в игре
“Узнай звук” для обозначения звонкого согласного я выбрала колокольчик, а для
глухого согласного – смайлик в наушниках. Картинки можно распечатать и
использовать в схеме.
Потренироваться давать
характеристику звуку можно в игре.
Игра “Узнай звук”
Дать характеристику звуку вам
поможет лента букв.
На ленте очень хорошо видно
какие звуки обозначают буквы.
Например, буква “эн” обозначает
два звука – твёрдый [н] и мягкий [н’]. Поэтому прямоугольник двух цветов –
синего и зелёного. Эти звуки звонкие, поэтому сверху – колокольчик.
Все звуки в верхнем ряду
звонкие, а в нижнем – глухие.
Буква “жэ” обозначает один звук
– твёрдый звук [ж]. Поэтому прямоугольник полностью синего цвета. Это звонкий
звук.
Особое внимание надо обратить на
йотированные гласные.
Буквы я, ё, ю, е могут
обозначать два звука или один.
Если они стоят в начале слова
или после гласного, они обозначают два звука:
я [й’ а], ё [й’ о], ю [й’ у], е
[й’ э]
После согласного звука они
обозначают один звук: я [а], ё [о], ю [у], е [э].
Составим схему слова Яна.
1. Делим слово на слоги.
Я – на
В этом слове два слога.
2. Первый слог – я. Это слияние
двух звуков – [й’], [а]. Звук [й’] – мягкий согласный, звук [а] – гласный.
Выбираем карточку – слияние мягкого согласного и гласного звука.
3. Ставим разделительную черту
после первого слога.
3. Второй слог – на. Это слияние
двух звуков – [н], [а]. Звук [н] – твёрдый согласный, звук [а] – гласный.
Выбираем карточку – слияние твёрдого согласного и гласного звука.
4. Ставим ударение. Находим
ударный слог. Говорим слово целиком, выделяя ударный слог. Ударный слог –
первый. Чтобы ребёнок понял, что ударение поставлено верно, попробуйте
поставить ударение и на второй слог.
5.
Обозначаем звуки буквами.
Звуки [й’а] обозначают одной
буквой – буквой я.
Звук [н] обозначают буквой “эн”.
Звук [а] обозначают буквой а.
Все условные обозначения звуков
в статье взяты из программы “Школа России”. Но для нас самое главное, чтобы
ребёнок научился давать характеристику звуку, умел работать с моделями. Если
ребёнок научился давать характеристику звуку, то заменить обозначение не
составит труда.
В каждом кабинете начальной школы можно увидеть ленту букв и звуков. С ней ребята начинают знакомиться уже в 1 классе. Но, даже в 4 классе, она может послужить хорошим помощником при выполнении звуко-буквенного (фонетического) анализа.
Но для того, чтобы уметь пользоваться лентой букв и звуков, необходимо хорошо понимать её устройство.
Немного теории…
В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв.
Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.
На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название. Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки
При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом.
В русском языке 6 гласных звуков:
[а] [о] [и] [ы] [у] [э]
и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки:
а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я
а о у ы э – обозначают твёрдость, предшествующего согласного звука
я ё ю и е — обозначают мягкость, предшествующего согласного звука
Согласные звуки
При произношении согласных звуков воздух во рту встречает преграду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом.
н м л р й’ — непарные звонкие согласные
х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные
б в г д ж з – парные звонкие согласные
п ф к т ш с — парные глухие согласные
ч’ щ’ й’ — всегда мягкие шипящие согласные
ж ш ц – всегда твёрдые шипящие согласные
ь – показатель мягкости согласных.
Лента букв и звуков
Рассмотрим как устроена лента букв и звуков.
Основные правила:
- Красным цветом обозначены гласные буквы.
Необходимо понимать и знать:
- Буквы А Я обозначают звук [а]. Звука я не существует!
- Буквы О Ё обозначают звук [о]. Звука ё не существует!
- Буквы У Ю обозначают звук [у]. Звука ю не существует!
- Буквы Э Е обозначают звук [э]. Звука е не существует!
Поэтому гласных букв в русском алфавите 10, а гласных звуков только 6!
Далее на ленте букв располагаются согласные буквы.
2. В верхней строке располагаются буквы, обозначающие звонкие согласные звуки:
н м л р й’- непарные (в нижней строке под ними пустые окошечки) и
б в г д ж з – парные звонкие согласные (в нижней строке пара по глухости — звонкости).
В нижней строке находятся буквы, обозначающие глухие согласные звуки:
х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные (в верхней строке отсутствует пара) и
п ф к т ш с — парные глухие согласные (есть парная согласная в верхней строке).
3. Также согласные звуки бывают твердыми и мягкими. На ленте букв всегда мягкие согласные звуки подкрашены зеленым цветом, а твердые — синим. Если же согласный звук может быть и твердым, и мягким, то ячейка раскрашена по диагонали и зеленым, и синим цветами.
Напомню, что
а о у ы э – обозначают твёрдость, впереди стоящего согласного звука.
я ё ю и е — обозначают мягкость, впереди стоящего согласного звука.
4. Мягкий и твердый знаки звуков не обозначают.
Они на ленте букв располагаются в самом конце и не окрашены. Но нужно знать, что
ь — показатель мягкости впереди стоящего согласного звука.
ъ — показатель твердости впереди стоящего согласного звука.
5. Также необходимо знать еще одно правило.
Йотированные гласные звуки
Йотированные гласные — это гласные, которые дают 2 звука, один из которых Й.
Это гласные Е, Ё, Ю, Я
Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука только если стоят:
- в начале слова (яма, ёж, юбка, ель)
- после гласной (новая, знаю)
- после ь, ъ (вьюга, подъезд)
Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).
В 1 классе дети делают звуко-буквенный разбор, закрашивая в красный, зеленый и синий цвета ячейки, обозначающие звуки. Таким образом в 1 классе составляются звуковые модели или звуковые схемы слов.
Условные обозначения:
Возможно кому-то будет легче, если перед ним будет алгоритм составления звуковой схемы.
Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе
В 1 классе работать со звуковыми схемами удобно в тетрадке в клеточку. Дети печатают слово (дополнительно ставят ударение и делят на слоги), а далее прорисовывают звуковую модель. Как правило, первоклассники с удовольствием выполняют такое задание.
По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным обозначается прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный. Суть от этого не меняется.
Первоклассникам можно давать задания, связанные со звуковыми схемами. Например, такие:
- Составь звуковую модель слова
- Подбери к каждому слову правильную звуковую схему
- Исправь ошибки и т.д.
Во 2, 3 и 4 классах дети выполняют уже полноценный звуко-буквенный разбор. Более подробно читайте в статье «Фонетический разбор слов».
Советую купить или сделать самим (это несложно) ленту букв и звуков, чтобы эта полезная шпаргалка-помогалка была с ребенком не только в школе, но и дома.
Для школьного кабинета можете скачать бесплатно и распечатать составную ленту букв на листах формата А4.
Скачать ленту букв и звуков
Проверь свои знания
1. Назови гласные звуки русского языка
Ответ:
[а] [о] [у] [э] [ы] [и]
2. Назови гласные буквы русского языка
Ответ:
А О У Э Ы И Я Ё Ю Е
3. Какие буквы обозначают звук [а]?
4. Какие буквы обозначают звук [у]?
5. Какие буквы обозначают звук [о]?
6. Какие буквы обозначают звук [э]?
7. Назови непарные звонкие согласные звуки
Ответ:
[н][н’] [м][м’] [л][л’] [р][р’] [й’]
8. Назови непарные глухие согласные звуки
Ответ:
[х][х’] [ц] [ч’] [щ’]
9. Назови парные согласные звуки
Ответ:
[б][б’] — [п][п’]
[в][в’]-[ф][ф’]
[г][г’]-[к][к’]
[д][д’]-[т][т’]
[ж]-[ш]
[з][з’]-[с][с’]
10. Какие буквы не обозначают звука?
11. Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?
12. Какие гласные обозначают твёрдость согласного?
13. Какие согласные звуки всегда мягкие?
14. Какие согласные звуки всегда твёрдые?
15. Назови йотированные гласные
Полезные пособия:
Ольга Наумова «Нейросписывание 1 класс»
Удивительное по своей эффективности и результативности пособие! Вызывает у ребенка интерес и стимулирует учебную мотивацию!
Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.
Данное пособие содержит:
- Небольшие, но зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
- Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
- Методические рекомендации для эффективной работы.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Задания рассчитаны на возраст 7+.
Пособие полезно использовать для учащихся 1 классов, а также во время летних каникул перед 2-ым классом.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этой рабочей тетради.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе!
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Еще полезные статьи для 1 класса
Диктанты 1 класс
Лента букв и звуков
Перенос слов. Карточки с заданиями.
Словарные слова 1 класс
Безударные гласные в корне слова: карточки с заданиями
Парные согласные: карточки с заданиями
Тексты для списывания 1 класс
Тексты для проверки техники чтения в 1 классе
Как проверить технику чтения
Как улучшить технику чтения ребенка
Предлагаю также вам скачать тексты для улучшения техники чтения, развития речи, внимания и мышления ребенка.
Хорошая техника чтения и понимание прочитанного — залог успешной учёбы!
Профессиональный тренинг по скорочтению и развитию речи ребёнка. Задания тренинга великолепно работают и дают хорошие результаты.
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.
Ольга Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи» скачать
О. Наумова «Зашумленные тексты для чтения и пересказа»
Навык качественного чтения и письма зависит от состояния зрительного восприятия и внимания ребенка.
Чем лучше ребенок распознает зрительные образы, тем лучше он читает и грамотнее пишет.
Работа с зашумленными текстами максимально включает в работу мозг ребенка и в разы увеличивает продуктивность занятий. При этом идет развитие образного мышления, внимания, памяти, умение понимать прочитанное.
В книге вы найдете:
- Зашумленные тексты с вопросами;
- Тексты с вопросами для чтения, пересказа, проверки техники чтения;
- Методику работы с зашумленными текстами;
- Варианты проработки с максимальной продуктивностью;
- Упражнения для развития речи и понимания прочитанного.
В результате у ребенка:
- увеличивается скорость чтения;
- развивается внимание и память;
- вырабатываются навыки осознанного чтения;
- развиваются навыки самоконтроля;
- развивается речь;
- уменьшается количество ошибок при письме;
- облегчается процесс написания изложений и сочинений;
- улучшение учебных показателей.
Подходит для индивидуальных и групповых занятий.
Удобна для распечатывания и использования.
Серия книг «Зашумленные тексты» состоит из трех частей.
Тексты отличаются количеством слов, сложностью и степенью зашумленности.
Желательно проработать по всем трем уровням сложности.
Уровень 1
Количество слов в текстах 25-55. Простая шумовка.
Уровень 2
Количество слов в текстах 35-75. Наклонная шумовка.
Уровень 3
Количество слов в текстах 45-95. Сложная шумовка.
Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!