- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Синтаксис и синтаксический разбор
- Предложение
- Виды предложения по цели высказывания
Каждое предложение произносится или пишется с определенной целью – люди рассказывают что-то, спрашивают, советуют или просят что-то сделать. Цель высказывания – это сообщение, вопрос или просьба.
По цели высказывания предложения делятся на:
- повествовательные
- вопросительные
- побудительные
Повествовательное предложение – это предложение, в котором содержится сообщение о чем-то в виде утверждения или отрицания.
Например: Я очень люблю свежую землянику. Но я не хочу ее собирать.
В конце повествовательного предложения может стоять точка (.), восклицательный знак (!) или многоточие (…).
Например: Вечереет. Наконец-то вечер! Вот и наступил вечер…
В повествовательном предложении голос говорящего повышается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.
Вопросительное предложение – это предложение, в котором о чём-то спрашивают.
Например: Ты сможешь дочитать книгу сегодня?
В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак (?). Когда предложение произносится с очень сильным чувством, в конце могут стоять сразу два знака – вопросительный и восклицательный (?!).
Например: Когда ты сделаешь уроки? Как ты мог сделать это?!
Вопросительное предложение может содержать вопросительное слово или быть сформулировано без него.
Например: Что с тобой происходит? Ты идёшь с нами?
Для интонации вопросительного предложения характерно повышение тона голоса к концу предложения или на вопросительном слове. Это вопросительная интонация. Если вопросительного слова в предложении нет, то выделяется то слово, которое важно в смысловом плане именно в этом предложении.
Побудительное предложение – это предложение, содержащее просьбу, совет, приказ, требование или призыв к действию.
Например:
Подай мне книгу, пожалуйста. (просьба)
Позанимайся дополнительно. (совет)
Не отставай! (приказ, требование)
Берегите природу! (призыв)
В конце побудительного предложения ставится точка (.) или восклицательный знак (!).
Например: Осторожнее! Включите свет, пожалуйста.
В побудительных предложениях очень часто употребляются обращения.
Например: Мама, налей мне супа, пожалуйста. Антон, отдай мяч!
Побудительное предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Это побудительная интонация.
Предложения, помимо смысловой нагрузки (сообщение, просьбы или вопроса), выражают еще эмоции говорящего или могут нейтрально передавать информацию. Это показывает эмоциональная окраска предложений.
Советуем посмотреть:
Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
Предложение с обращением
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
Второстепенные члены предложения
Предложения распространенные и нераспространенные
Однородные члены предложения
Простое и сложное предложения
Предложения с прямой речью
Словосочетание
Предложение
Синтаксис и синтаксический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 61,
Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 128,
Полякова, Учебник
Упражнение 130,
Полякова, Учебник
Упражнение 133,
Полякова, Учебник
Упражнение 72,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 3,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
2 класс
Упражнение 16,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 18,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 19,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 20,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 22,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 187,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 188,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 197,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 24,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 25,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
3 класс
Упражнение 88,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 147,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 230,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 78,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 1,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 6,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 9,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 393,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 435,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 458,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
4 класс
Упражнение 15,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 18,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 25,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 43,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 272,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 10,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 14,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 76,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 84,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 7,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
5 класс
Упражнение 149,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 268,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 411,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 421,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 422,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 459,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 460,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 464,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 468,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 470,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 355,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 90,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 585,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение Задачка стр. 140,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение Повторение стр. 154-155,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 250,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 507,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 205,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник, часть 1
8 класс
Упражнение 56,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 57,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 60,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 142,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 107,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 113,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 119,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 126,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Предложения по цели высказывания
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 145.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 145.
При выполнении синтаксического разбора любого предложения ученик обязательно характеризует его, в том числе по цели высказывания. Что это за характеристика и о чем она говорит – эти вопросы освещаются в нашей статье.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Что такое цель высказывания
Основная функция речи – коммуникативная. Это значит, что в первую очередь она нужна для того, чтобы передать какую-то информацию, для общения. Если наше сообщение, письменное или устное, получено и понято адресатом, то цель достигнута.
Чтобы нас поняли, мы стараемся правильно подбирать наиболее точные слова, а также писать и говорить без ошибок, которые могли бы затруднить понимание, а то и сделать его невозможным. Мы правильно строим фразы с учетом их смысла и цели. Например, если мы хотим о чем-то спросить, мы строим фразу в форме вопроса и произносим ее с особой интонацией, а если это письменная речь, то мы ставим в конце предложения вопросительный знак.
Каждое наше высказывание преследует какую-то цель. И эти цели, как правило, можно разделить на три группы.
- Если нам надо передать какую-то информацию, сообщить о чем-то, то наша цель – повествование, сообщение информации.
- Если мы хотим что-то выяснить для себя, то мы спрашиваем, задаем вопрос.
- Если мы хотим, чтобы другие что-то делали, то мы их просим или приказываем им – побуждаем что-то сделать.
Так как цели разные, то и предложения по цели высказывания (то есть по тому, зачем мы говорим) разные. Видов предложений по цели высказывания три: повествовательные, вопросительные и побудительные.
Различение предложений по цели высказывания
Чтобы определить тип предложения по цели высказывания, надо понять, что за цель была у автора фразы.
Как бы ни были разнообразны цели, с которыми мы начинаем говорить или писать, все их, оказывается, можно свести всего лишь к трем типам.
Если предложение создано для того, чтобы о чем-то сообщить, то оно повествовательное. Примеры повествовательных предложений:
- Уже вечер.
- Долго ли, коротко ли ехал Иван-царевич, и набрел он на избушку.
- Мне хотелось бы поздравить вас с юбилеем!
Если наша цель – выяснить что-то, то мы задаем вопрос, то есть наше предложение вопросительное.
Вот примеры таких предложений:
- Кто пойдет в магазин за хлебом?
- Что это?
- Вы будете участвовать в конкурсе?
Если же наша цель – побуждение собеседника к какому-то действию, нам потребуется построить побудительное предложение.
Приведем примеры и таких фраз.
- Иди скорее!
- Передайте, пожалуйста, эту тетрадь Алевтине Олеговне.
- Не плачь, девчонка!
Неправильно употреблять термин «восклицательное» вместо «побудительное» – это совершенно разные характеристики.
То есть, чтобы определить тип предложения по цели высказывания, надо понять, какова эта цель.
Школьники учатся давать такую характеристику предложению с 3 класса.
Предложения по цели высказывания и по интонации
Иногда возникают ошибки, связанные с тем, что школьники ассоциируют характеристику по цели высказывания со знаком конца предложения. Ребятам кажется, что в конце повествовательного предложения должна стоять точка, в конце вопросительного – вопросительный знак, а в конце побудительного – восклицательный. Поэтому они путают побудительные предложения с восклицательными.
Но по нашим примерам ясно, что это неправильно. Восклицательный знак показывает, что предложение произносится с особым чувством, эмоционально. Но так может произноситься любое предложение! Интонация («восклицательность») – это отдельная характеристика.
Посмотрим в таблице, как могут сочетаться характеристики по цели высказывания и по интонации.
повествовательное |
вопросительное |
побудительное |
|
восклицательное |
Сегодня суббота! |
И ты пойдешь?! |
Не отставай! |
невосклицательное |
Урок начался. |
Пойдешь в кино? |
Принесите еще чашечку, пожалуйста. |
Что мы узнали?
Каждое высказывание преследует какую-то цель. Одни передают информацию – это повествовательные предложения. Другие о чем-то спрашивают – это вопросительные. Третьи к чему-то побуждают – они называются побудительными. Эта характеристика не дублируется характеристикой интонации, а дополняется ею, так как предложение, каково бы оно ни было по цели высказывания, может быть и восклицательным, и невосклицательным.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Валентина Мальцева
7/10
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 145.
А какая ваша оценка?
По интонации различаем восклицательные и невосклицательные предложения. По цели высказывания укажем предложения повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Что такое интонация предложения?
Интонация является одной из важных характеристик предложения. Начнем с определения, что называется интонацией.
Это слово имеет латинское происхождение: глагол intonare буквально значит «громко произносить». В синтаксисе русского языка термин «интонация» обозначает ритмико-мелодический строй предложения, как в устной речи оно произносится, с повышением или понижением тона.
Рассмотрим более подробно, с какой интонацией произносятся предложения и какую имеют эмоциональную окраску.
Таблица
ПО ИНТОНАЦИИ | ||
Восклицательное | Невосклицательное | |
Мне подарили котенка! | Мне подарили котенка. | |
ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ | ||
Повествовательное | Вопросительное | Побудительное |
На улице прекрасная погода. | Почему вы сидите дома? | Идите гулять. |
Виды предложений по интонации
По интонации и силе выраженного чувства, по эмоциональной окраске различают два вида предложений:
- восклицательные
- невосклицательные.
Невосклицательные предложения
Каждое предложение имеет интонацию конца предложения. Если высказывание произносится спокойно, без особой эмоциональной нагрузки в его конце, это невосклицательное предложение.
Определение
Предложение, в котором не выражено чувство, называется невосклицательным.
Примеры невосклицательных предложений
Поздно ночью пошёл сильный дождь. Он весело стучал в окна, лихо шумел в густой листве деревьев, деловито журчал в водосточных трубах (Л. Лагин).
Летом сразу бросаются в глаза обильные кисти с глянцевыми черными ягодами (В. Солоухин).
Большая площадь старого города над Днепром заросла травой. Здесь было тихо и чинно. Над собором екатеринских времен вились ласточки (А. Толстой).
Восклицательные предложения
Простые предложения могут дополнительно выражать эмоции и чувства говорящего. Тогда произносятся они с особой интонацией восклицания.
В деревне куда привольней, чем в городе. Можно и в лес за ягодами сходить, да и на речу — искупаться и порыбачить. А к обеду уха, да ещё какая! (Г. Скребицкий).
Последнее предложение в этом сообщении является по интонации является восклицательным, так как выражает чувство восхищения.
В восклицательных предложениях используются местоимения и наречия в роли усилительных частиц:
Голубушка, как хороша! Чем любоваться тут?
Ох, признаюсь — хоть это мне и больно- не прав и я ! (И. А. Крылов)
Предложения по цели высказывания
По цели высказывания — сообщение, вопрос, побуждение — простые предложения делятся на три вида:
- повествовательные
- вопросительные
- побудительные
Восклицательным может быть каждое из этих простых предложений.
Повествовательное предложение
В устной речи предложение произносится спокойно и ровно, только голос повышается на одном из членов предложения и понижается к его концу. Это повествовательная интонация, а такой вид предложения называется повествовательным. В нём сообщается, констатируется о каком-либо событии или факте, например:
Вчера выпал снег.
Второй день льёт дождь как из ведра.
В конце повествовательного предложения ставится завершающий пунктуационный знак — точка.
Примеры повествовательных предложений в художественной литературе
Белая береза под моим окном принакрылась снегом точно серебром (С.Есенин).
Бесконечная дорога убегает лентой вдаль (С. Есенин).
В одном болоте, под дикой ивой, вывелись утята (М. Пришвин).
Одуванчики цветут с весны до осени (В. Солоухин).
Солнце уже спускалось за лес. Оно бросало несколько чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес (И. Гончаров).
Вопросительные предложения
По цели высказывания различают вопросительные предложения, которые выражают вопрос. В устной речи голос интонационно повышается на том слове, который является главным в вопросе, например:
Сегодня ты покормил собаку?
Сегодня ты покормил собаку?
Сегодня ты покормил собаку?
Такое выделение голосом важного по смыслу слова в предложении называется смысловым, или логическим ударением.
В конце вопросительного предложения необходимо поставить вопросительный знак.
Примеры вопросительных предложений в художественной литературе
Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весной до зари? (И.Тургенев).
Жалко стало ребятам, что лисенок убежал. Куда он такой маленький денется? Пропадет в лесу. Пришел дедушка, посмотрел нору, головой покачал и говорит:
— Нет, ребята. Это не лисенок ход прокопал. Это мать-лиса за ним приходила (В.Бианки).
Крошка-сын к отцу пришёл и спросила кроха:
— Что такое хорошо и что такое плохо? (В. Маяковский).
О чём эта песня вагонных колес,
И птиц щебетанье,
И шелест берёз?
О родине, только о родине (Расул Гамзатов).
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из улиток, ракушек,
И зеленых лягушек (С. Маршак).
Побудительное предложение
Если предложение выражает побуждение, просьбу, приказ, сильное чувство, то интонация становится побудительной. Тогда предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Для побудительного предложения характерен более высокий тон, чем при повествовательном, но более низкий, чем при вопросе.
Подойди ко мне!
Сядьте рядом на скамейке!
Давайте полюбуемся этой красотой!
Примеры предложений
Мартышка стала прямо. Попугай скомандовал:
— Упражненье началось!
Ноги вместе! Руки врозь!
Раз, два, три, четыре!
Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)
А дождь идёт все сильнее и сильнее…Ползет к грибу мокрая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу! (В. Сутеев).
Не мешайте мне трудиться!
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу (Е. Благинина).
Видеоурок «Какие бывают предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске»
Тест
Цель высказывания – это цель, с которой предложение произносится или пишется. Этой целью может быть сообщение, вопрос или просьба (побуждение, совет, приказ).
По цели высказывания все предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательные предложения
Повествовательное предложение – это то предложение, в котором содержится сообщение о каком-нибудь факте действительности, т.е. в таком предложении рассказывается о ком-то или чем-то.
Как правило, повествовательные предложения произносятся с ровной спокойной интонацией и в конце ставится точка или многоточие, но бывают такие случаи, когда в конце повествовательного предложения нужно поставить восклицательный знак, ведь не всегда интонационная нагрузка соответствует цели высказывания.
Примеры:
Наступила яркая, долгожданная весна.
Хорошо осенью в лесу!
Она увлеченно читала книгу.
Повествовательные предложения делятся на утвердительные и отрицательные, в зависимости от того, утверждается или отрицается высказанная в предложении мысль.
Отрицание в русском языке может быть выражено при помощи частицы НЕ или слова НЕТ. В том случае, когда частица НЕ стоит перед сказуемым – отрицается вся мысль, сообщаемая в предложении, а когда частица НЕ стоит перед каким-либо другим членом предложения – отрицается только часть высказывания.
Вопросительные предложения
Вопросительное предложение – это то предложение, в котором содержится вопрос. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак. В данном случае целью предложения является получение какой-либо информации в ответ.
Вопросительные предложения могут содержать в себе вопросительные слова: Как это сделал? Какой цвет? Где ты была? Также вопросительные предложения могут содержать в себе вопросительные частицы: Разве ты не видишь? Неужели она пришла? Ему ль не знать?
Вопрос в вопросительном предложении может выражаться и без вспомогательных слов, только при помощи вопросительной интонации. В таком случае повышение голоса падает на слово, занимающее главную позицию в предложении по смыслу:
Хочешь уйти отсюда? Поедешь с нами на море? Видела его на этой неделе?
Также в вопросительном предложении тон голоса может повышаться и к концу предложения.
Виды интонации в вопросительном предложении:
Вы умеете плавать?
Вы умеете плавать?
Вы умеете плавать?
Побудительные предложения
Побудительное предложение – это то предложение, в котором выражается воля говорящего, побуждение кого-либо к действию. Это побуждение может быть в форме просьбы, совета или приказа. Причем часто победительное предложение имеет только один главный член – сказуемое.
Не подходите к краю обрыва.
Интонационно побудительное предложение может быть произнесено по-разному. В зависимости от интонации в конце предложения ставится точка или восклицательный знак.
Закройте, пожалуйста, дверь.
Не входить!
В побудительных предложениях часто содержатся обращения.
Таня, принеси мне воды.
Алексей, дайте вашу тетрадь.
Виды предложений по эмоциональной окраске
По эмоциональной окраске выделяют следующие виды предложения:
- Восклицательные – это предложения, в которых высказываемая мысль сопровождается выражением чувств говорящего (восхищение, удивление, восторг, радость, возмущение и др.) Восклицание передается особой интонацией, а на письме – восклицательным знаком.
Пример: Дети, будьте осторожны на льду!
- Невосклицательные – это предложения, которые произносятся спокойным тоном. В них излагается содержания без выражения чувств говорящего. В конце невосклицательного предложения ставится точка.
Пример: Дети должны быть осторожными на льду.
Алёна Базан | Просмотров: 4.2k
Русский язык
5 класс
Урок № 15
Виды предложений по цели высказывания
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Виды предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
- Особенности интонации различных предложений.
Тезаурус
Повествовательное предложение – это предложение, в котором мы сообщаем о каком-либо факте действительности.
Вопросительное предложение – это предложение, которое содержит вопрос.
Побудительное предложение – это предложение, которым мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим.
Список литературы
Обязательная литература:
- Ладыженская Т. А.Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – с.70-73.
Дополнительная литература:
- Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1 – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с.121.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Предложение – это наименьшая единица общения. Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а с какой-то целью. Мы сообщаем о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Мы хотим получить какую-либо информацию, спросить о чём-то. Мы хотим, чтобы окружающие нас люди что-то сделали: просим, предлагаем, советуем, требуем.
Вот почему предложения, которые мы используем, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.
Если цель высказывания состоит в передаче информации, то это повествовательное предложение. В конце повествовательного предложения ставится точка. Весна пришла и принесла с собой тепло.
Для повествовательного предложения характерна ровная, спокойная интонация; тон повышается на логически выделенном слове, затем он понижается.
Если нужно задать вопрос, то используется вопросительное предложение. Главная цель вопросительного предложения – получить у собеседника какую-либо информацию. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак. Который час? Для этого типа предложений характерно резкое повышение тона на слове, с которым связан вопрос.
Вопрос в предложение включается разными способами. Только с помощью интонации и вопросительного знака. Ты замёрз? Вопросительное предложение часто содержит частицу ЛИ. Было ли вам страшно? Также в вопросительных предложениях употребляются частицы РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ или вопросительные местоимения и наречия КТО, ГДЕ, ЗАЧЕМ, КАКОЙ и т. д. Неужели вы не сделали упражнение? Где мой учебник?
Есть ещё один вид предложений по цели высказывания – побудительные. Их основная задача – побудить собеседника к какому-либо действию. Это побуждение может быть выражено в разных формах.
– Мольба: «Умоляю, позволь посмотреть это кино!!!».
– Просьба: «Помоги мне, пожалуйста, решить задачу».
– Приказ: «Замолчи немедленно!».
– Пожелание «Выздоравливай поскорее».
В конце побудительного предложения чаще всего ставится восклицательный знак. Ребята, давайте жить дружно!
У побудительного предложения также есть свои отличительные признаки. Это наличие глагола в повелительном или условном наклонении. Спой, светик, не стыдись! (И. А. Крылов). Помыл бы руки! Также в побудительном предложении часто используется глагол в неопределённой форме. Стоять! Сидеть! В этом случае побудительное предложение передаёт приказ. Иногда в побудительных предложениях используются существительное, наречие, междометие. Тишина! Тихо! Тс-с-с!
Теоретический материал для углублённого изучения.
Особенности различных по цели высказывания предложений.
Главная цель вопросительного предложения – получить у собеседника какую-либо информацию. Например, вопрос Сколько у тебя сегодня уроков? требует конкретного ответа. Вопрос может быть риторическим, т.е. не требующим ответа. Например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино». Ребята! Не Москва ль за нами? Вопрос может содержать предупреждение, угрозу. Сколько раз тебе можно повторять?
Очень часто в речи мы используем вопросительно-побудительные предложения. Они содержат побуждение к какому-либо действию, заключенное в форму вопроса. Дашь мне почитать эту книгу?!
В конце повествовательного, побудительного или вопросительного предложения с восклицательной интонацией ставится соответствующий (восклицательный) знак (в последнем случае – после вопросительного). Если эмоции накалены особенно, то таких знаков может быть три. «А ты меня отпустишь?!», «Берегись!!!».
При наличии оттенка незавершенности в конце любого типа предложений может быть многоточие. Например: «Печаль…», «Ну ты вернулся, а дальше?..», «Беги, беги скорее!..».
Примеры заданий из Тренировочного модуля
1. Охарактеризуйте предложение по цели высказывания. «Давайте играть в прятки».
– повествовательное
– вопросительное
– побудительное
Разбор задания:вспоминаем, что вопросительным называется предложение, в котором собеседнику задаётся вопрос. В нашем случае вопрос не задан. Основная задача побудительных предложений – побудить адресата к какому-либо действию. В предложении «Давайте играть в прятки», – побуждают играть в игру. Следовательно, ответ: побудительное.
- Выбор элемента из выпадающего списка
Ответьте на вопрос. Сколько в русском языке типов предложений по цели высказывания?
Варианты ответа: 2, 5, 3, 6
Разбор задания: вспоминаем, что по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Следовательно, ответ: 3.