Описания — это довольно сложная штука для начинающего писателя.
К сожалению, в школе на уроках русского-украинского-английского языков мы занимались сочинением сочинений по творчеству известных писателей, но так и не научились писать сами. В действительности, это не так сложно, как кажется.
Самым простым способом описать что-либо являются фразы, которыми говорят дети в детском саду, когда их спрашивают, что изображено на рисунке:
«Он инопланетянин. Он синий. У него три руки».
Таким нехитрым способом мы описали синего трехрукого инопланетянина. И, к сожалению, таким же стилем мы делаем описания даже после окончания школы. Иногда это бывает уместно для создания определенного эффекта, но очень редко. Особенно большие проблемы возникают при использовании прошедшего времени:
Он был инопланетянином. Он был синим. У него было три руки.
В трех предложениях использовано три глагола «быть» в форме прошедшего времени. Во-первых, повторяющиеся слова сами по себе портят текст. А во-вторых, что мы хотели сказать словами «он был синим?» То, что сейчас он уже не синий, а зеленый?
Беспомощность текста можно оценивать по концентрации слов «был», «была», «было», «были». Запомните, чем меньше глаголов «быть» встречается в вашем тексте, тем лучше. Но что же использовать взамен?
Вот правила, которыми мы будем руководствоваться при составлении описаний:
1. Избегать сказуемого, имеющего вид всех форм глагола «быть». Особенно форм прошедшего времени. Для этого никогда не стройте фразы по типу «У него были дрожащие руки». Лучше скажите «В дрожащих руках он держал бумажку».
Об исключениях. В каждом правиле есть исключения, и это правило — не исключение. Использование сказуемого «быть» оправдано в ситуациях, когда надо твердо констатировать какой-то единичный факт с использованием минимума слов и сильным акцентом на этом факте:
Раздался звонок, и она побежала открывать дверь. На пороге стоял муж. Он был пьян.
Удачное предложение с глаголом «быть» состоит из трех-четырех слов и встречается не чаще пяти раз на всю книгу.
2. Основной нитью в тексте, держащей внимание читателя, является действие. Все любят действие. Описания зачастую воспринимаются как преграда, остановка в действии. Автор предлагает остановиться и осмотреться, но читатель не хочет стоять, он хочет двигаться по сюжету дальше и пропускает «неинтересные» куски текста! Поэтому описания должны не вклиниваться в действие, а его сопровождать. Возьмем примеры из предыдущего пункта:
1) У него были дрожащие руки. В руках у него была мятая бумажка.
2) В дрожащих руках он держал мятую бумажку.
Первый пример — чистое описание. Второй — повествование. Во втором варианте мы подаем ту же информацию, но воспринимается она намного «проще» и «энергичнее».
Даже в статической картинке вы должны уметь находить действие. Это очень полезный навык.
Самый простой способ сочинять такие предложения состоит в придумывании «костяка» (простого предложения без описаний вообще) и последующего насыщения его прилагательными и причастиями.
Костяк:
К двери подошел человек. В руках он держал бумажку.
Насыщение определениями:
К тяжелой металлической двери подошел ссутулившийся человек. В дрожащих руках он держал мятую бумажку.
То есть мы каждому существительному добавили по определению и получили довольно неплохой результат. Пример можно еще доработать (о данном приеме расскажу в следующий раз):
К тяжелой металлической двери подошел ссутулившийся человек с мятой бумажкой в дрожащих руках.
Более того, в качестве самоконтроля можно в любом предложении вычеркнуть все определения. Если оставшийся костяк будет иметь смысл, то предложение хорошее, если нет — переделывайте. К примеру:
У него были дрожащие руки. В руках у него была мятая бумажка.
Вычеркиваем определения и получаем «остаток»:
У него были руки. В руках у него была бумажка.
Смешно? — Переделывайте.
3. Мелочи.
Как известно, дьявол прячется в мелочах, и вы обязаны научиться находить эти мелочи — придумывать, развивать, докрашивать, преувеличивать. Именно мелочи позволяют вашему описанию придать индивидуальности и выделить описываемый вами банальный предмет из миллиона ему подобных.
К примеру, вам надо описать бескрайнее зеленое поле, простирающееся до самого горизонта. Собственно я только что его описал. Но где в словах «бескрайнее зеленое поле, простирающееся до самого горизонта» моя работа как писателя? Это штамп.
Не забывайте, что в тексте у нас должны описываться вещи, существующие не абстрактно, а контексте вашего произведения. Поле ведь тоже не абстрактное и существует не само по себе, а в сюжете. Более того, важно не сделать визуальное описание поля, а передать создаваемое полем впечатление. Попробуем насытить описание действием, мелочами и привязаться к сюжету:
«Я стоял посреди невообразимо огромного поля, концы которого, казалось, были пришиты к горизонту зелеными нитками. Если бы я родился коровой, то именно так, по моему мнению, выглядел бы коровий рай, попасть в который удостаивалась бы всякая рогатая скотина, павшая смертью мученика во имя великой цели — спасения человечества от голода.
Я сделал несколько шагов по мягкой ярко-зеленой траве и пришел к выводу, что местные ангелы работают в нарушение трудового законодательства по ночам, неустанно подкрашивая маленькими кисточками выцветающие на солнце травинки. Другого объяснения неестественному буйству красок я придумать не смог.
Думать, кстати, вообще ни о чем не хотелось. Хотелось сорваться с места и бежать, рассекая заполненный насекомыми воздух, оставляя позади мысли и заботы. Ноги приятно пружинили в коленях, и кружилась голова».
Такой вот маленький текст, в котором фактически описывается не поле, а создаваемая им эйфория. Практически все описания идут «как бы между прочим и с легкой иронией». Так и должно быть.
Напоследок, как можно было бы описать синего трехрукого инопланетянина:
«Инопланетное существо сидело за массивным деревянным столом, пришедшим прямиком из позапрошлого века. Левой рукой оно подносило чашечку кофе к хоботообразному рту, правой — делало в блокноте пометки позолоченным «Паркером». В средней руке расположилась дымящаяся сигара, пепел с которой падал на синюю кожу инопланетянина, но тот, казалось, этого совсем не замечал».
Такой вот деловой инопланетянин.
Это далеко не все об описаниях, но на сегодня пока хватит.
Автор статьи — Филипп Хорват
Большая проблема для всех начинающих писателей — научиться делать живые, яркие описания в тексте. Это действительно проблема и не только для начинающих. Иной раз сидеть над какой-нибудь сценкой со сложным действием, переписывая, перекручивая написанное словами и образами, улучшая, добавляя ясности, приходится часами. И ещё возвращаться к ней не раз, опять же что-то подпиливая, добавляя или, наоборот, нещадно сокращая. Ух, реальная мука…
Предполагаю, что универсального метода научиться делать хорошие описания нету. Это, как говорится, результат опыта и рождённых в муке неисчислимых попыток передать при помощи клавиатуры сложившийся в голове образ. То есть, — самое настоящее творчество.
Самый простой совет, который дают на каждом шагу всезнайки, — это читать и учиться у классиков.
Но что значит научиться? Это же не таблица умножения, методику описаний любого признанного классика «не запомнишь», не ухватишь и не воспроизведёшь волевым усилием. Нужно смотреть, скользить по тексту, как бы вчитываться в голограмму каждого предложения (даже особо не вдумываясь в смысл — да-да, именно так), чтобы ухватить едва, за кончики, то волшебство авторского стиля Чехова, Достоевского или Набокова. Понимать бесполезно, надо научиться хотя бы чувствовать, ощущать ритм, мелодию — тогда в голове будет само по себе откладываться нечто такое, что потом позволит и самому на сантиметр приблизиться к блестящим образцам прозы.
Дальше опять же побуду в роли Капитана Очевидности и с пафосом повторюсь в миллионный раз — учиться не описывать, а показывать.
Попробую объяснить как я это дурацкое правило понимаю. Ошибка многих начписов в том, что они пытаются запечатлеть каждое, вот абсолютно каждое движение героя или персонажей. От того получается накидывания, напластования совершенно ненужных, реально портящих текст слов-описаний.
Вот как чаще всего происходит:
«Ваня протянул руку, чтобы взять чашку со стола, на котором располагалось блюдце с вареньем и вазочка с печеньем, которое приготовила вчера мама. Заметив его движение, Света подумала, что он хочет взять печенье и схватила ладонью Ваню за запястье. Она покачала своей головой:
— Ваня, тебе нельзя, врач запретил сладкое. Пей просто чай…
Ваня разозлился на неё потому, что он и не хотел печенье. С досадой стряхнув руку Светы со своей, он посмотрел на девочку злыми глазами, в которых выражалось стремление её придушить.
— Светка, ты просто дура! Я хотел взять чашку, не нужно мне твоё печенье, — и снова протянул руку, схватив посуду за ручку».
Ну то есть гора совершенно бессмысленных и стилистически корявых слов, при помощи которых автор пытается передать сценку.
А ведь всё тоже самое можно передать в три-четыре небольших предложения, наложенных густыми, смачными, отточено верными штрихами. Это сложно, этому нужно учиться годами, но этому реально можно учиться. Я не претендую на сверхшедевральное мастерство, и поэтому ниже просто привожу переклад отрывка выше так, как я бы сделал это при быстром (драфтовом) написании текста:
«Ваня потянулся через вазочку с печеньем к чашке. Тут же его руку перехватила Света, — укоризненно глянув, она сказала:
— Тебе нельзя, врач запретил сладкое. Пей просто чай…
Это его разозлило, поскольку он и не думал о печенье. Ваня чувствовал, как внутри закипает злость, на секунду показалось, что он готов придушить сестру.
— Ну ты и дура, Светка. Даром мне твоё печенье не нужно.
Стряхнув её руку, он ухватил чашку и… ».
Это тоже довольно топорный отрывок, с выскакивающими ни к месту местоимениями. Чтобы оживить его, нарастить, как говорится, мясца, нужно добавить образности.
С образностью у начинающих писателей тоже всё очень сложно. Пытаясь поиграть с языком, люди, как правило, начинают просто бухать шаблонные метафоры и сравнения. Что гробит тест чуть более, чем полностью.
В результате получаются конструкции по типу «худой как щепка ребёнок», «бледная словно луна кожа», «голубые как небо глаза» и т. д. и т. п.
Опять же, как научиться подбирать хорошие, яркие, интересные сравнения я не знаю. Мне они приходят в голову в момент написания текста, — я просто представляю описываемый предмет, и метафоры, эпитеты как-то сами по себе собираются — остаётся отбраковать явно плохие и неудачные со стилистической точки зрения, оставив самый сок. Притом нужно понимать, что самый сок в случае с художественно-изобразительными средствами — это критерий исключительно субъективный. И то удачное, что ты придумываешь, необязательно является по-настоящему удачным, хорошим, клёвым. Незамыленный взгляд со стороны, желательно экспертный, помогает отфильтровать, очистить текст от плохих метафор-сравнений.
На практике учиться художественно-изобразительному подбору к предметам, явлениям жизни и людям помогает простая наблюдательность. Есть простое мысленное упражнение — нужно сконцентрироваться на чём-то определённом и попробовать охарактеризовать для себя — на что эта вещь похожа вообще? Или — кого из животных или книжных персонажей напоминает тот или иной человек? Определяйте яркие, интересные черты людей, развивайте воображение — это, кстати, очень полезно для развития абстрактного юмора. Просто специально концентрируйтесь и минут на пять-семь вдумчиво исследуйте выбранный предмет.
Приведу простейший пример. Я купил в грузинской булочной буханку свежего горячего хлеба. Дома решил сделать бутерброд, отрезал корочку, и ещё кусочек, который от свежести начал чуть разваливаться. И вот лежит на тарелке такой чуть разлапистый кусочек хлеба, я смотрю на него и думаю, что он похож на какой-то лапоть. Почему лапоть? Лапти-то ведь не разваливаются обычно, они не разлапистые, но вот такой образ скользнул в голове, и я его запомнил, возможно, он мне пригодится, если смогу удачно использовать в тексте. К примеру, вот так:
«Он резанул ножом, и на тарелку опрокинулся разваливающийся на кусочки, дышащий ещё горячей, печной свежестью ноздреватый лапоть хлеба».
Очень спорный образ, но почему бы и нет, почему бы не поэкспериментировать? Не бойтесь экспериментировать, бойтесь и избегайте избитых, набивших оскомину шаблонов. Исследуйте предметы окружающего мира и находите самые странные, разные, неочевидные связи и взаимодействия.
Теперь давайте опять же возьмём тот отрывок со Светой и добавим чуть-чуть в него образности, попробуем чуть расцветить вообще:
«Ваня потянулся к чашке через прозрачно-красную вазочку с печеньем. Руку тут же перехватила Света, — неодобрительно глянув, она сказала:
— Тебе нельзя, врач запретил сладкое. Пей чай…
Это сильно разозлило, поскольку о печенье он и не думал. Ваня ощутил полыхнувший внутри огонь злости, настолько сильный, что, кажется, захотелось даже придушить сестру.
— Ну ты и дура, Светка. Даром мне печенье не нужно.
Стряхнув её руку, он неловко подхватил дрогнувшую в пальцах чашку, из которой тут же плесканулось на скатерть».
Это опять же отнюдь не идеальный отрывок. Я почистил немного местоимения, поменял местами некоторые слова для усиления интонационного ритма текста, добавил объёмности и вазочке (она стала прозрачно-красной), и чувству злости, которое теперь прямо полыхнуло огнём (why not?). Более того, я не побоялся употребить такой своеобразный глагольный неологизм — «плесканулось». Слово не совсем грамотное с точки зрения русского языка, но мне нравится, я его, скорее всего, тут оставлю, и пускай критики мечут громы и молнии=).
Хотелось бы обратить внимание, что не всегда нужно всё уточнять и детализировать (я писал выше об этом). Из нашего отрывка — «Ваня потянулся», а «Света перехватила руку» — по контексту понятно, что Ваня тянется к вазочке рукой, ну и в следующем предложении я уже просто ввожу действие Светы со словом «рука» (так я избежал тавтологии). Также в последнем предложении я не стал уточнять, что именно плесканулось из чашки, так как сам контекст сцены явно говорит о чае.
Всё о чём я написал в этой статье — это, на самом деле, лишь вершина айсберга. Таких чисто языковых, интонационных, ритмических нюансов для каждого текста находится десятки и сотни. И даже заслуженный мастер, признанный всеми литкритиками писатель не в силах всё и сразу учесть, написать так, чтобы внутренний, душевный писатель муркнул от удовольствия. Напоминаю, что от момента первого драфта до оформления полноценной, готовой рукописи проходит много месяцев, а то и лет.
Вот просто, чтобы было понятно о чём речь, попася в одном из телеграм-каналов момент про рабочий процесс Гюстава Флобера:
«В письмах Флобер писал о своих стараниях, приведу вам один пример:
“Как надоела мне “Бовари”… Сцена в гостинице потребует месяца три. Бывают минуты, когда я готов плакать от бессилия. Но я скорее издохну, чем обойду ее. Мне нужно одновременно ввести в действие пять или шесть (говорящих от своего лица) и несколько других (о которых говорят), описать место действия и всю местность вообще, дать характеристику внешности людей и предметов и показать в этой обстановке господина и даму, которые начинают увлекаться друг другом (благодаря сходству вкусов). Будь у меня еще достаточно места! Но действие должно развертываться со стремительной быстротой, и при этом отнюдь не сухо; развивая его, я не стану сгущать красок”.
Так-то вот. Подумайте, готовы ли вы когда-нибудь потратить три месяца своей жизни на написание условной сцены в гостинице? И если нет, так может вам лучше заняться чем-нибудь другим, более простым и не требующим таких усилий?=)).
В статье использованы иллюстрации художников Михаила Хохлачёва и Michael Cheval.
Также подписывайтесь на наш телеграм-канал и добавляйтесь в VK-сообщество “Нетленка”, там будет больше интересных материалов обо всём понемногу.
Как написать толковое описание
Описание – спасательный жилет голого повествовательного текста. «Пришел, увидел, победил» ‑ хорошо только для газетных хроник. Читателю художественной литературы требуется подробности, ему нужна картинка, ему хочется познакомиться с описанием событий, мест, персонажей. И от писательского умения создавать толковые описания подчас зависит успех целого романа. Из текста вы узнаете, как написать книгу с реалистичными, эффектными, зримыми описаниями, в которые поверит читатель.
Как создать описание:
-
Описывать предметы и явления с разных точек зрения, апеллируя к разным органам чувств читателя.
Напомним: среднестатистический человек обладает пятью чувствами – зрение, вкус, обоняние, осязание, слух.
Вспомним из Ночных снайперов «В коммунальной квартире Содом и Гоммора, кошки рожают, дети орут, посудой гремят соседские монстры, курят, курят и счастье куют». Мы не просто видим мир коммунальной квартиры, мы слышим его звуки: крик детей, звяканье посуды и столовых приборов на кухне. И чувствуем его запахи: табачный дым, кошачий «аромат», смрад общей кухни.
-
Стараться сделать описание объёмным, выпуклым, зримым за счет использования ёмких деталей.
Описание может быть создано двумя фразами, то есть быть крайне лаконичным, но при этом позволять читателю увидеть полноценную картину художественного мира, благодаря правильно подобранным выразительным подробностям текста, которые и называются деталями.
Хрестоматийный пример из «Чайки» А.А.Чехова: «У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса – вот и лунная ночь готова». Или пушкинское «Придете кудри наклонять и плакать» ‑ изображение женщины, рыдающей над гробом. Детали правят бал в толковом описании.
Но важно соблюдать баланс между их количеством и выразительностью: перегруженный ёмкими деталями текст тяжело воспринимается современным читателем, которому не нужно подробное, детальное описание картины мира для того, чтобы представить то, о чем говорит автор. Современный читатель с его фрагментарным восприятием жизни легко достраивает картину мира по намекам. В то время как читателю девятнадцатого века требовалось очень подробное описание героя, его привычек, жилища. Вспомните изобилующие подробностями описания Диккенса, Бальзака, Тургенева, Толстого. Таков был литературный канон тех лет, именно такое описание позволяло читателю увидеть картинку. Но читатели меняются вместе со временем, и сегодня описание в духе 19 века нам может показаться избыточным.
3. Описывать предметы и явления так, чтобы читателю было понятно, что изображается в тексте.
Описание должно быть прозрачным, ясным, легко прочитывающимся даже при сложной стилистике, вычурной лексике и сознательной мистификации читателя. А иначе – зачем тогда тратить силы на описание, если читателю непонятно, что изображается в тексте?
За примерами путаных описаний ходить далеко ненужно: полагаем, всем известны случаи, когда читаешь отрывок по несколько раз и не понимаешь до конца, как, например, расположены объекты или предметы.
Прочитайте фрагмент из романа Яна Флеминга «Живи, пусть умирают другие»: «Вместо него [света] под самым потолком вспыхнули острые лучи, упершись в стеклянные шары величиной с футбольный мяч, расположенные через правильные интервалы вдоль стены. Они были разных оттенков — золотистые, голубые, зеленые, фиолетовые, розовые. Освещенные, они напоминали раскрашенные солнечные диски. Шары отражались в поверхности стен, покрытых черным лаком, и в цвета черного дерева лицах мужчин». Согласитесь, что даже после вдумчивого прочтения смысл это описания интерьера проясняется не до конца.
Еще в качестве иллюстрации фрагмент из студенческих эссе: «Руки у нее были сложены. На груди. Подбородок поднят высоко. Волевой и острый. Взгляд. Пожалуй, решительный. А еще бросалась в глаза белизна рук. Рук, которые героиня нервно сжимала» (из студенческой работы про Одинцову, героиню романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»). Первое, на чем спотыкается читатель этого отрывка – эта парцелляция, стилистический прием, основанный на сознательном расчленении предложения на отдельные интонационные отрезки, оформленные как отдельные предложения. Парцелляция здесь не очень уместна и вообще сбивает читателя с толку. Смущают, конечно, руки героини, которые вначале фрагмента сложены на груди, а в конце – нервно сжаты. Внимательное прочтение этого текста самим автором позволило бы ему избежать досадных смысловых ошибок и стилистических ляпов.
4. Заботиться о сохранении собственной стилистики, даже когда речь идет об описании совершенно непривычных или незнакомых явлений и объектов.
Главное правило хорошего писателя – не подстраиваться под ожидания и вкус массового читателя. Не стоит сознательно упрощать описание и обеднять его. Да, читатель может быть наделен более примитивным эстетическим сознанием, и его представление о прекрасном могут отличаться от представлений писателя. Но это не значит, что нужно идти у него на поводу. И еще важно не забывать, что один и тот же предмет, объект или явление можно описывать по-разному.
Закончить этот текст про описание мы бы хотели очень любимым нами фрагментом из повести Юрия Олеши «Зависть». Здесь один человек – юная барышня ‑ описан по-разному: с точки зрения эстетского, поэтического сознания и с точки зрения заурядного, реалистического восприятия действительности. Отрывок этот можно брать на вооружение и вспоминать о нем, когда непонятливый читатель или критик будет ворчать что-то вроде: «Тень падающего снега? Ну, это уж чересчур».
«О ней, о Вале, я могу сказать и обычными словами, – и вот, пожалуйста, я вам приведу сейчас ряд понятных для вас определений, умышленно, чтобы разжечь вас, чтобы раздразнить тем, чего вы не получите, уважаемый колбасник!
Да, она стояла передо мной, – да, сперва по-своему скажу: она была легче тени, ей могла бы позавидовать самая легкая из теней – тень падающего снега; да, сперва по-своему: не ухом она слушала меня, а виском, слегка наклонив голову; да, на орех похоже ее лицо: по цвету – от загара, и по форме – скулами, округлыми, сужающимися к подбородку. Это понятно вам? Нет? Так вот еще. От бега платье ее пришло в беспорядок, открылось, и я увидел: еще не вся она покрылась загаром, на груди у нее увидел я голубую рогатку вены…
А теперь – по-вашему. Описание той, которой вы хотите полакомиться. Передо мной стояла девушка лет шестнадцати, почти девочка, широкая в плечах, сероглазая, с подстриженными и взлохмаченными волосами – очаровательный подросток, стройный, как шахматная фигурка (это уже по-моему!), невеликий ростом».
Юрий Олеша «Зависть»
Описание товара исключительно важно при торговле через интернет, поскольку онлайн-покупки осложнены невозможностью потрогать, примерить, или, например, попробовать товар на вкус.
Иными словами, в инетернет-магазинах чаще возникает затруднение в получении достаточного количества информации о продукте, позволяющей избавиться от сомнения насчет необходимости его приобретения. Поэтому задача описания состоит в дополнительном пояснении потенциальному клиенту, почему он должен купить этот товар, а также в гарантии того, что он ему подойдет. И чем убедительнее и полнее будет изложена информация, тем меньше у покупателя останется сомнений и вопросов, а симпатии к продукту и стимула к покупке будет больше.
Многие считают, что описание играет второстепенную роль, поскольку клиент, прежде всего, обращает внимание на фотографии, цену и основные характеристики товара. В этом есть существенная доля правды. Однако значимость вышеперечисленных параметров не снижает роль описания, которое требуется не только клиенту, но поисковым системам.
Все элемента представления товара должны быть качественными, но не каждый владелец интернет-магазина это понимает. Иногда описанием просто пренебрегают, но чаще размещают стандартные характеристики из каталога производителя или сайта конкурента. В то время как алгоритмы поисковых систем устроены таким образом, что страницы с товарами без описаний почти не индексируются, то есть не попадают в поисковую выдачу. Соответственно, меньше потенциальных покупателей с ними столкнется. А скопированные описания не только не несут никакой пользы, но могут и навредить вашему ресурсу, заработав санкции.
Плохое описание или же его полное отсутствие сильно снижает количество возможных продаж. Пренебрежение этим аспектом представления товара недопустимо, однако требует грамотного подхода. Давайте же попробуем разобраться в том, как сделать описание товаров в интернет-магазине по-настоящему качественным, и тем самым повысить продажи.
Какие товары нуждаются в описании
Перед тем как говорить о принципах составления хорошего описания, надо пояснить, что не все товары в нем нуждаются. Такие товары как канцелярия, автозапчасти, простые инструменты или электронные компоненты можно максимально успешно продавать, ограничившись обозначением технических характеристик и фотографиями. Очевидно, что человек, желающий купить обычную шариковую ручку, не станет долго размышлять над покупкой и досконально изучать товар.
А вот в случае с продажей, к примеру, книг – хорошее описание необходимо. Перед приобретением книги читатель всегда подробно знакомится с ее описанием, особенно, будучи плохо знакомым с творчеством автора.
На примере выше вы можете увидеть описание книги, где отражено не только общее содержание, но и заслуги книги, с помощью которых нам объясняют – почему именно эту книгу стоит купить.
Помимо книг, можно выделить следующие наиболее распространенные категории товаров, при покупке которых на описание обращают повышенное внимание:
- бытовая техника и электроника. Телевизоры, смартфоны, аудиосистемы – любую сложную технику тщательно изучают перед покупкой;
- уникальные товары. Предметы роскоши, антиквариат;
- дорогие продукты питания;
- сложный инструмент.
Как вы понимаете, список далеко не полный. Чтобы разобраться, на основе каких характеристик товара можно судить о необходимости создания его описания, приведем простое правило:
Товар в вашем магазине требует описания, если присутствует хотя бы один из следующих пунктов:
- Стоимость оценивается выше среднерыночной.
- Маленький ассортимент.
- Особенности непонятны по фотографиям и характеристикам.
- Товар уникален.
Наличие описание для случаев выше помогает обосновать цену, продемонстрировать преимущества и пользу продукта.
Универсальный принцип создания описаний для товаров
При создании описания товара, прежде всего, следует руководствоваться стремлением предоставить полезную и исчерпывающую информацию для потенциального клиента. Будь то торт, смартфон, машина или любой другой товар его описание всегда должно:
- давать объяснение – зачем нужен этот товар и как его использовать;
- обозначать преимущества перед аналогичными товарами;
- иметь все основные характеристики: цена, вес, состав;
- быть направлено на целевую аудиторию и составлено на ее языке;
- иметь контент, подтверждающий указанную информацию, то есть отзывы, сертификаты и т.п.
Также важно придерживаться определенных технических характеристик текста, а именно:
- Выдерживать определенный объем. Обычно в карточке товара используют описание от 500 до 1000 символов.
- Соблюдать структуру в карточке товара: заголовок, описание, характеристики, отзывы.
- Использовать уникальное описание.
- Оптимизировать текст под релевантные запросы.
Выше вы можете увидеть пример безупречно составленной карточки товара, презентующей спортивную обувь.
Как сделать описание оригинальным и интересным
Для тех, кто никогда прежде не занимался составлением описаний для товаров, данное дело может показаться довольно простым. Рассказали о преимуществах, отметили характеристики, немножко творческой фантазии и, вуаля, все готово! Но это только так кажется. В действительности даже опытные копирайтеры не всегда сходу могут выдать подходящий текст. Что же касается людей без опыта подобной работы, то порой может потребоваться не один час, чтобы вордовская страница начала, наконец, заполняться какими-то строчками. Однако, не стоит пугаться, мы подготовили несколько советов, которые помогут вам направить свои мысли при создании описаний товаров в правильное направление.
Характеристики в преимущества
Обычно продавцам хорошо известны преимущества своего товара, но если вы все-таки затрудняетесь обозначить его положительные отличия, то взгляните на технические характеристики и попробуйте перевести их на человеческий язык.
Например, возьмем фен с характеристиками:
- мощность – 2200 Вт;
- количество скоростей – 2;
- количество температурных режимов – 3.
Далее вспоминаем целевую аудиторию и ее сценарий использования продукта, немного размышляем о том, что влияет на решение о покупке и вот, например, какое описание можем из этого получить:
Больше эмоций
Эмоциональные описания всегда имеют лучший отклик по сравнению с сухим изложением характеристик. Подумайте об ощущениях потенциального покупателя в процессе использования вашего продукта и представьте, где это происходит, какой у товара запах, вкус и т.п.
Вот сравните, к примеру, сухое и эмоциональное описание кофемашин:
- 3 программы приготовления кофе, возможность выбора уровня крепости напитка, автокапучинатор в комплекте.
- Насладитесь свежесваренным капучино, латте или эспрессо – автоматическая кофемашина приготовит ваш любимый кофе за считанные секунды.
Какое из этих двух описаний интереснее? Первое мало чем отличается от банального перечисления характеристик, тогда как второе рисует перед глазами ароматную чашку кофе.
А вот, посмотрите, как презентует технические характеристики своей новой игровой консоли компания Sony:
Это не просто перечисление новых технологий, но и раскрытие сценария их использования.
Тем не менее, при наделении описания эмоциональностью, нужно чувствовать определенную грань, пересечение которой начинает лишать потенциального клиента доверия, а порой и вводить его в раздражение.
Выделите главное
Большинство покупателей не хотят выискивать нужную информацию, они хотят получить все и сразу. Поэтому не оттягивайте с сутью предложения. Польза зеленого чая или история кофейных зерен, конечно, может быть интересна, но в карточках товара нужно быть предельно лапидарным.
Не нужно усложнять и перечислять множество достоинств, все должны быть понятно по паре предложений. Для тех, кто ищет сухую и конкретную информацию лучше сделать отдельную вкладку или блок с характеристиками, а не добавлять все в описания. Достоинства товара будут тщательно изучать в комментариях, а не в описании. Исключение здесь могут составлять, разве что, сложные технические товары. Но и к их описанию нужно подходить легко, используя только те термины, которые понятны вашим покупателям. Если и необходимо сказать что-то сложное, то обязательно давайте пояснение.
Подсказки в отзывах
Если решительно не знаете, о чем написать, то зайдите в отзывы. Если их не оставляют на вашем сайте, то найдите подобные товары у конкурентов и посмотрите, что о них пишут люди. Так вы сможете выявить и закрыть проблему клиентов уже на уровне описания.
Стремитесь всегда отвечать на комментарии, оставленные под вашим товаром, особенно, когда там выражают негативные оценки. Старайтесь решать проблемы клиентов максимально быстро. Помните: клиент, оставленный со своей проблемой наедине, всегда является угрозой для вашей репутации.
Сторителлинг
Маркетинговый тренд, связанный с презентацией товаров посредством сторителлинга, то есть рассказов коротких историй для своих потребителей с целью неявного побуждения их к покупке, уместен и в случае с описаниями товаров для интернет-магазинов.
Подобный подход особенно органичен при продаже уникальных или дорогих товаров. Как создаются истории? Например, при создании некой легенды о продукте.
Говорите на языке ЦА
Вообразите себе портрет своего потребителя. Что это за человек? Чем он интересуется, как и с кем разговаривает? Предложим, вы продаете детские игрушки, которые, как известно, обычно покупают родители, то есть взрослые люди. Родители могут быть совершенно разными в жизни, но способ общения с детьми у большинства из них имеет схожие черты. А при покупке игрушек они, сознательно или нет, ассоциируют их с детским восприятием. Поэтому в описаниях игрушек всегда уместны уменьшительно-ласкательные эпитеты.
Каждая целевая аудитория требует общения на своем языке. Если у вас развлекательные товары для вечеринок, то в описании уместны шутки и юмор. А вот когда вы продаете дорогие украшения, то требуется некоторая серьезность, изящество и элегантность.
Также отметим здесь пользу эпитетов и метафор, которые являются достаточно универсальным средством языковой выразительности для разной аудитории. Однако к игре со словами нужно подходить очень осторожно. Всегда объясняйте за счет чего этот шампунь придает многогранный блеск. Развешенные гроздья метафор, лишенные обоснования, способны превратить описание не более, чем в пустой фарс.
Для самопроверки
Итак, предлагаем вам своего рода чек-лист для проверки того, насколько ваше описание вышло удачным:
- дана исчерпывающая информация о товаре. Избавьте клиента от возможных вопросов и сомнений. Если он чего-то не поймет, то просто уйдет к конкурентам;
- структура карточки продумана и соблюдена. Но, помните, универсальной структуры не существует. Для одних товаров достаточно заголовка и характеристик, а для продвижения других может понадобиться видео;
- все ключевые достоинства описаны достаточно внятно, на хорошо знакомом потенциальному клиенту языке и улавливаются даже при беглом чтении;
- проведена seo-оптимизация, релевантные ключевые слова содержатся в title, description, заголовках H1-H2 и непосредственно в тексте;
- объявление прошло редактуру и вычитку. Если у вас нет редактора, то перед публикацией всегда лучше прочитать написанное на следующий день, найдете много интересного.
Заключение
Хорошо представленный товар – важная составляющая успешных онлайн-продаж. Покупатель готов принимать решение только тогда, когда у него не остаётся вопросов. Эффективное описание – это описание, которое завоевывает доверие потребителя.
Надеемся, что советы, представленные в этой статье, помогут вам при составлении эффективных описаний к товарам в вашем интернет-магазине. Если же вы по-прежнему не уверены в своих силах или работа по продвижению не приносит желаемый результат, то обращайтесь к нам в ADVIANA. Мы обязательно поможем и подберем максимально подходящие решения для ваших бизнес-задач, исходя из возможностей бюджета. Если же у вас все еще нет интернет-магазина, мы и с этим сможем помочь, предложив веб-продукты различного уровня сложности.
Так что ждем как онлайн, так и офлайн-встреч с вами, а также желаем всем высоких конверсий и прибыльных продаж!
Сочинение-описание в школьной практике имеет несколько разновидностей: описание картины, описание внешности человека (портрет), описание характера человека (характеристика), описание обстановки (интерьер), описание местности…
Всякое описание имеет целью воссоздать в воображении читающего некий образ. При этом субъект, создающий описательный текст, имеет свою точку зрения на изображаемое и может быть свободен в оценках и способах подачи материала.
Описать – значит указать, раскрыть какие-то важные признаки, характерные черты, особенности, по которым мы можем узнать или представить предмет описания.
Особое внимание при описании уделяется ярким и интересным деталям, особенностям, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы эти детали не выглядели разрозненно, а образовывали цельную картину, где всё взаимосвязано.
Сочинение-описание, как правило, имеет трехчастную композицию: в нем будет введение, основная часть и заключение.
План работы над сочинением-описанием
1. Во введении обозначьте объект описания: кто это или что это, почему о нём пойдет речь. Если это единичный предмет, назовите его основную функцию или роль в среде его существования. Если объект – это явление или ситуация, то во введении можно написать, с чем они ассоциируются или чем интересны в первую очередь.
2. Подумайте, что именно привлекает внимание к объекту, что делает его узнаваемым. Это могут быть его качественные характеристики или действия, которые в нём или с ним происходят.
3. В соответствии с выявлением этой характеристики используйте в основной части сочинения для описания объекта оценочные прилагательные, наречия, образные выражения, глаголы вневременного значения, которые характеризуют состояния объекта в разные периоды времени. Также используйте вышеназванные прилагательные и глаголы в сравнительных конструкциях и сложных предложениях.
4. Сначала опишите самые существенные признаки и характеристики объекта, чтобы он стал узнаваемым, а затем приступайте к подробностям и мелочам, дополняющим образ, используйте оригинальные определения и сравнения. Не давайте банальных характеристик, старайтесь показать, какой вы внимательный и тонкий наблюдатель. Для описания движения мысли используйте глаголы с нейтральным значением (можно увидеть, нужно понимать, начинаешь замечать и т.д.)
5. Завершая описание, опишите объект краткой ёмкой фразой – обозначьте, какой результат создают названные вами признаки и какое это имеет значение.
-
Сочинение-описание картины
-
Сочинение-описание помещения (интерьера)
-
Сочинение-описание природы
-
Сочинение-описание местности
-
Сочинение-описание внешности человека
-
Сочинение-описание животного