Как грамотно составить речь на защиту проекта

Е. Ковалева,
14 апреля 2021

При написании курсовой, дипломной, магистерской, кандидатской и других квалифицированных работ важно не только хорошо потрудиться над их содержанием, но и суметь грамотно и достойно представить свой труд перед членами комиссии во время защиты. Как составить защитную речь, какие при этом следует соблюдать правила, рассказывается ниже.

Содержание:

  1. Что такое защитная речь
  2. На что комиссия обращает внимание
  3. Оптимальный объем текста
  4. Структура и пример речи на защиту проекта
  5. Заготовки (клише)
    1. Теоретические исследования
    2. Аналитико-проектные работы
  6. Защита диссертационного проекта
  7. Общие рекомендации по составлению защитной речи

Что такое защитная речь

Защитная речь – это устный доклад, представленный в сжатой форме членам комиссии, который демонстрирует проделанную студентом работу. На защиту проекта, как правило, выделяется от 10 до 15 минут. За этот период необходимо кратко:

  • раскрыть тему проекта;
  • описать суть исследования;
  • продемонстрировать практическую значимость;
  • доказать актуальность выбранной темы. 

Грамотно подготовленная речь отображает главные этапы проведенной научно-исследовательской работы, знакомит слушателей с достигнутыми результатами.

На что комиссия обращает внимание

Оценивая защитную речь, члены комиссии ориентируются на следующие показатели:

  • согласованность содержания доклада с представленными в проекте исследовательскими задачами;
  • грамотность, логичность построения речи докладчика;
  • обоснованность и аргументированность приведенных результатов исследования.

Если изначально учесть эти факторы при составлении защитной речи, ее качество значительно повысится.
речь перед аудиторией

Оптимальный объем текста

В среднем, текстовый вариант доклада должен занимать не более четырех страниц, напечатанных через одинарный интервал 14 кеглем. Этого вполне достаточно, чтобы вместиться в отведенный для выступления промежуток времени. 

Следует отметить, что если защитная речь продлится дольше 15 минут, то, как показывает практика, слушатели начнут скучать и могут потерять нить повествования. Поэтому в процессе поиска оптимального объема текста к защите, следует учесть следующее:

  • Темп собственной речи. Некоторым под силу прочитать вслух 10 страниц печатного текста за 10 минут, причем с «чувством и выражением», другие за это же время с трудом осилят 4 страницы. Во время репетиций перед зеркалом оцените собственную скорость и выберите приемлемый темп речи.
  • Особенности восприятия слушателей. Если в составе комиссии присутствуют пожилые люди или иностранные представители, лучше всего произносить речь неторопливо, четко выговаривая слова, делая паузы и выделяя голосом важные сведения.
  • Естественные паузы. Стоит учесть форс-мажорные обстоятельства. Например, во время выступления может пересохнуть или запершить в горле, в результате чего вам понадобится сделать глоток воды. 

Структура и пример речи на защиту проекта

Независимо от учебного заведения и факультета, защитная речь имеет определенную структуру. Выступление, как правило, проходит по одинаковому сценарию:

1. Приветствует комиссию и всех остальных, собравшихся в аудитории.

Здравствуйте Уважаемый председатель и члены Государственной экзаменационной комиссии!

2. Представляется сам. В некоторых случаях имя докладчика называет научный руководитель. 

Вашему вниманию представляется дипломная работа (Ф. И. О.) 

3. Громко произносит полное название темы проекта.

на тему «Газоснабжение поселка Песочное Вологодской области».

4. Доказывает актуальность исследовательской работы.

В настоящее время доля природного газа в топливном балансе России значительная, так как газ является высокоэффективным энергоносителем. Кроме того, в условиях экономического кризиса газификация может составить основу социально-экономического развития большинства регионов России, обеспечить улучшение труда и быта населения, а также снижение загрязнения окружающей среды.
По моему мнению актуальность работы заключается в том, что газ, на сегодняшний день, самое удобное и практичное топливо, которым пользуется весь мир. Так же природный газ — наиболее экономически оправданное и доступное решение для потребителей и производителей электроэнергии, умеющих считать свои деньги.

5. Перечисляет основную цель и задачи, с помощью которых она была достигнута.

Основными задачами при использовании природного газа являются внедрение эффективного газопотребляющего оборудования, использование энергосберегающих технологий, обеспечение на основе природного газа производства теплоты и электроэнергии для тепло- и энергосбережения небольших городов и сельских населенных пунктов.   Применение газового топлива позволяет избежать потерь теплоты, связанных с механическим и химическим недожогом топлива, а также способствует улучшению санитарного состояния воздуха населённых мест. В связи с этим очень важным фактором является грамотное газоснабжение потребителей.
Объектом разработки проекта газоснабжения является посёлок 
Цель проекта – разработка системы газоснабжения для нужд населения, коммунально-бытовых потребителей и промышленных предприятий.

6. Кратко излагает процесс работы. 

7. Заявляет о научной новизне. Бакалавру достаточно сказать пару слов, а претендентам на ученые степени предстоит развернуто рассказать о своих успехах. 

В выпускной квалификационной работе запроектирована уникальная система наружных газопровода  низкого давления п. Песочное, которая выполнена по тупиковой схеме из стальных и пластиковых труб. Схема может использоваться для других поселков как эффективный и низкозатратный прототип.

8. Излагает выводы, к которым пришел в ходе проведения исследовательской работы, и подводит итоги.

В проекте выполнены расчёты систем внутреннего газоснабжения и теплоснабжения усадебного дома в районе перспективной застройки до 2030 г с. Новленское. Для эффективного функционирования запроектированных инженерных систем отопления, горячего водоснабжения и газоснабжения подобрано необходимое оборудование: биметаллические отопительные приборы  БРЭМ БР для помещений дома, настенный газовый котёл “ECO3 Compact 240 Fi” мощностью 24 кВт фирмы ”BAXI”, определены диаметры водогазопроводных, пластиковых труб и запорной арматура. 

9. Повторно указывает на то, что ключевая цель была достигнута.

Таким образом, Цель работы достигнута.

10. Благодарит присутствующих за внимание.

Спасибо за внимание! Доклад окончен.

Уже лишь при соблюдении вышеописанной структуры, вы автоматически произведете благоприятное впечатление на членов комиссии.

Заготовки (клише)

Принцип составления речи для защиты проекта напрямую зависит от характера исследовательской работы. Предлагаем ознакомиться с заготовками докладов самых востребованных проектов.

Теоретические исследования

Речь для работы, которая носит сугубо теоретический характер, можно построить на основе выводов к каждой имеющейся главе. Таким образом, стандартный доклад будет выглядеть следующим образом:

Начинаем со слов: «В первой главе были рассмотрены … говорим 2-3 предложения, не более. Проанализировав источники, мы пришли к следующим выводам». После этого по пунктам перечисляем сделанные выводы.

Аналогично пересказываем содержание следующих глав.

Завершаем доклад общими выводами. Плавно подвести к ним можно воспользовавшись следующими клише:

«Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить…».

«Суммируя вышесказанное, сформулируем ключевые выводы».

«Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы по результатам проведенного исследования».

Другим и словами, в речи докладчика сначала излагаются промежуточные выводы, а затем – общие.

Аналитико-проектные работы

Структура речи для проектов, включающих аналитический и практический разделы, выглядит следующим образом:

Для освещения теоретической части вполне достаточно одного предложения: «Первая глава посвящена изучению теоретических основ… <темы>»

После этой фразы можно сразу переходить ко второй главе. Плавный переход можно совершить при помощи такого клише или его аналогов:

«Во второй главе был исследован <объект> на примере деятельности <организация>. Для этого нами были рассчитаны / выявлены / определены / выведены ….

Результаты проведенного нами анализа позволили нам сделать следующие выводы…».

Затем целесообразно поговорить о практической части. Как правило, следует озвучить проблемы, которые были выявлены в процессе исследований, а затем предложить собственные пути их решения.

В конце необходимо подвести итоги аналогично тому, как это происходит при изложении любого теоретического проекта.

Защита диссертационного проекта

В большинстве случаев, в научно-практических исследованиях, направленных на получение звания или научной степени, очень тщательно прорабатывается раздел «Введение». На его основе можно подготовить великолепную защитную речь.

В работах такого типа, как правило, присутствует пункт «Положения, выносимые на защиту». При наличии 4-6 таких положений, о содержании проекта в докладе можно даже не упоминать. Иными словами, речь диссертанта на защите строится таким образом:

  • озвучиваются положения;
  • указывается научная новизна результатов исследования (это вместо привычных выводов);
  • излагаются теоретическая и практическая значимости;
  • сообщается степень важности дальнейшего исследования рассматриваемой проблематики для общества или науки.

В заключительной части выступления докладчик перечисляет, где уже обсуждались и публиковались заявленные результаты исследования.

Общие рекомендации по составлению защитной речи

Предлагаем изучить полезные советы от выпускников, которые успешно защитили свои проекты.

  • Лучше всего воспринимается эмоциональное и короткое, длящееся не более 10 минут, изложение материала с использованием важных фактов и предоставлением интересных примеров.
  • Не используйте в защитной речи специфическую терминологию и «заумные» слова или фразы. Члены комиссии могут прервать ваш доклад и попросить расшифровать их понятия. Это не только может сбить вас с мысли, но и повлияет на общее время выступления. 
  • Следует помнить, что лучше всего воспринимается рассказ, а не чтение текста. При чтении доклада с листа члены комиссии могут подумать, что вы плохо знакомы с содержанием своего проекта. Это чревато тем, что вам зададут много дополнительных вопросов, ответы на которые вы можете не знать или подзабыть.
  • Целесообразно продумать выступление так, чтобы предупредить возможные вопросы.
  • Во время доклада максимально используйте наглядный материал, от этого ваше выступление только выиграет. 
  • Не читайте доклад с листа. Лучше выучите защитную речь наизусть и тщательно отрепетируйте ее перед зеркалом или сокурсниками. Это очень неплохой способ придать себе уверенности.

Придерживайтесь вышеописанных рекомендаций, тогда процесс защиты пройдет значительно проще и легче.

При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.

Что такое защитное слово? Защитное слово – это ваш устный доклад, который представлен в устной форме членам комиссии, показывающий проделанную работу ученика или студента.

Время защиты 5-7 минут. За это время вы должны успеть:

1) раскрыть тему своего проекта

2) раскрыть основную суть

3) показать практическую значимость, продемонстрировать ваш продукт

4) доказать актуальность вашей темы

На что члены комиссии обращают внимание? На содержание, грамотность, логичность, аргументированность результатов исследования.

Если с самого начала учесть все эти факторы при составлении защитного слова, то ваша возможность успешно защитить проект повысится.

Индивидуальный проект. Составляем защитное слово

Пример структуры речи на защиту индивидуального проекта:

1) Для начала приветствуем комиссию и всех остальных, кто присутствует в аудитории

2) Представляетесь сами, называет вашего руководителя проекта

3) Произносите громко и четко тему вашего проекта

4) Раскрываете актуальность вашей темы

5) Рассказываете про цель и задачи, с помощью которых вы смогли ее достичь

6) Излагаете кратко о процессе работы

7) Представляете практическую значимость и почему именно выбрали данный вами продукт

8) Подводите итоги

9) Указываете на то, что цель была достигнута. Например: “Таким образом, цель работы была достигнута”

10) В конце благодарите за внимание. Например: “Благодарю за внимание, я готова ответить на ваши вопросы”.

Чтобы сделать качественное защитное слово, используйте как таковые заготовки (клише).

В качестве примера, хочу вставить свое защитное слово:

Индивидуальный проект. Составляем защитное слово
Индивидуальный проект. Составляем защитное слово
Индивидуальный проект. Составляем защитное слово


Рекомендации для выступления на защите проекта

Общий
план публичного выступления
 выглядит
следующим образом:

1.      
Приветствие.

2.      
Актуальность
и цель проекта.

3.      
Основные
этапы проекта и их задачи, методы и средства их достижения.

5. Характеристика (презентация) проектного продукта.

6. Самоанализ успешности проектной работы, перспективы развития
проекта.

7. Ответы на вопросы жюри.

Более подробную информацию о защите проекта смотрите в разделе
“Защита проекта”

Например:

“Уважаемые слушатели, члены жюри! Я ученик (ца)___класса,
…(Фамилия Имя). Руководитель моей работы ….(Фамилия И.О., должность) Тема
моего проекта.. Выбранная тема является актуальной, потому что… Таким
образом, целью проекта было … Для достижения которой потребовалось решить следующие
задачи… Для этого я ……. изучил источники (краткая характеристика
источников информации)/работал в библиотеках/побывал на экскурсии/провёл опрос,
поставил опыты и т.д. В результате мне удалось создать… К преимуществам/
недочетам работы можно отнести…. В процессе работы над проектом я научился…
Буду продолжать работать над проектом или буду работать над другой темой
(почему?)Благодарю за внимание. Готов (а) ответить на Ваши вопросы”

Кроме содержания выступления, нужно помнить о том, как это
содержание подается. Выступающий должен говорить (не
читать!) свободно, достаточно громко, эмоционально, грамотно, логично,
уверенно, обращаясь к залу, членам жюри, наглядному материалу или слайдам.

Если по какой-то причине вы не уложились в установленное для
доклада время, после напоминания судьи вам следует в течение 15-30 секунд
красиво завершить выступление: “…о моей работе можно сказать еще многое,
но я перехожу к основным выводам…”

После комиссия задаёт дополнительные вопросы,
чтобы удостовериться, насколько качественно вы реализовали проект. Лучше всего
заранее продумать ответы на возможные вопросы (Подумайте, какие вопросы вы
задали бы себе на месте члена жюри?). Наиболее часто члены жюри
задают следующие вопросы
 (многих из них можно избежать, если
грамотно и четко выстроить первую часть выступления, качественно оформить
письменную часть, проектный продукт и презентацию):

1. Почему вы выбрали именно эту тему? В чем ее актуальность?
Какие цель и задачи ставили? Удалось ли их достичь? Какие перспективы развития
темы?

2. Вопросы связанные с глубиной понимания предметного
содержания. Например: Какой смысл вы вкладывали в то или понятие? Как вы
аргументируете сделанный выбор? Почему вы выбрали именно эти методы и способы
ведения проекта?

3. Какими источники информации вы пользовались? Почему они
заслуживают доверия?

4. Как вы сами оцениваете свою работу (отдельные этапы проекта)?
Что получилось лучше, что хуже? Почему? Как справлялись с возникающими
трудностями?

Не бойтесь самостоятельно назвать преимущества и недочеты вашей
работы. Способность к честному и объективному самоанализу является чертой
талантливого человека. Скромно похвалите себя, назовите ошибки, которые вы
учтете в будущем, чему научились в процессе работы над проектом.

На каждый вопрос нужно быстро реагировать, ориентироваться и
отвечать. Таким образом проверяют, насколько хорошо ученик подготовился к
защите, знает свою тему и может аргументированно отстаивать свою позицию.

Если вы не знаете ответа на поставленный вопрос, постарайтесь не
волноваться и отвечать так, как понимаете тему. Если вы не уверены в том, что
правильно поняли вопрос, можно попросить его переформулировать или задать
уточняющие вопросы.

Главное не бояться преподавателей и помнить, что они не хотят
«завалить», а просто разговаривают, как с равным, и также пытаются понять,
насколько вы можете раскрыть тему и проанализировать свою работу
самостоятельно.

Важным составляющим успеха является качество презентации
и наглядных материалов. Заранее продумайте какой форме вы сможете выгоднее
всего представить свой проектный продукт.

Если вы решили использовать мультимедийную презентацию, то
предлагаем вам прочитать советы по созданию презентаций

1. Сведите к минимуму количество слайдов. Это
поможет четко сформулировать свои мысли и завоевать внимание аудитории.

2. Выберите шрифт, который будет хорошо виден всем
зрителям с любого возможного расстояния.
 Правильный выбор шрифта,
такого как Helvetica или Arial, способствует более быстрому пониманию смысла
сообщения. Избегайте узких шрифтов, таких как Arial Narrow, а также шрифтов с
засечками, таких как Times. Рекомендуемый размер основного шрифта: 24.
Заголовки могут быть чуть крупнее.

3. Поддерживайте четкую структуру текста, используя
точки-маркеры или короткие предложения. 
Используйте маркированные
списки или короткие предложения и постарайтесь разместить каждый пункт в одной
строке, не перенося текст. Необходимо, чтобы аудитория слушала доклад, а не
вчитывалась в текст на экране. Некоторые проекторы обрезают края слайдов,
поэтому длинные предложения могут быть обрезаны. Чтобы сократить объем текста в
строке, можно удалить слова, не несущие смысла.

4. Используйте картинки, чтобы более образно
преподнести свою мысль.
 Используйте графические изображения,
улучшающие восприятие. Однако не следует перегружать слайд графикой. Делайте
ясные надписи на диаграммах и графиках. Используйте столько текста, сколько
требуется, но не больше.

5. Выбирайте неяркий и равномерный фон
слайдов. Используйте контрастирующие цвета фона и текста.

7. Проверяйте правописание.

8. Придите пораньше и проверьте работу оборудования.

9. Не читайте текст презентации. Отрепетируйте
показ презентации, чтобы излагать мысль, опираясь на точки-маркеры. Текст
должен быть ключом к словам докладчика, а не совпадать с тем, что сообщается
аудитории.

10. Следите за временем. Обращайте внимание на
поведение аудитории.

Пример
выступление на защите индивидуального  проекта учащейся(гося) 11 класса

 Добрый день,уважаемые слушатели, члены жюри!

      Я, ученик(ца) 11
класса, (ФИО ученика(цы) в течение учебного года работала над проектом :

«Употребление сленга в речи школьников и способы его искоренения»

 Выбранная тема является актуальной,  потому
что данный пласт лексики характеризуется  чрезвычайной подвижностью,
постоянно происходит пополнение новыми словами и выражениями, заимствованиями и
столь же быстрым отмиранием прежних сленговых слов. Проблема «чистоты» русского
языка в последние годы приобрела острый характер  и стала одной из центральных
в обществе.

Таким образом, целью проекта было выявить
причины активного употребления сленга в речи учащихся среднего/старшего  звена,
источники их проникновения в лексикон современного школьника; выяснить лексическое
значение употребляемых сленговых слов, частотность их употребления;
классифицировать  школьную сленговую лексику  с точки зрения ее тематического
разнообразия и отнесенность к той или иной части речи; выработать
стратегии
для снижения риска развития сленга в речи подростков;создать толковый словарь
сленга учащихся
нашей школв ,а также выпустить буклет –
памятку «Рекомендации школьникам. Способы    устранения из речи сленга».

Методы исследования:

§ 
изучение
теоретического материала о сленге;

§ 
наблюдение
за речью обучающихся;

§ 
анкетирование
школьников;

анализ
полученных результатов.

Гипотеза: в процессе
неформального общения и неподготовленного речевого акта учащимися школы активно
используется сленг, что является в средних и старших классах современной 
средней школы устойчивым и активно развивающимся языковым явлением.

Основные
результаты (научные, практические):

сленг 
– нелитературная речь, которая засоряет богатый и многообразный русский язык,
представляет собой негативное языковое явление;

Используя
метод анкетирования, наблюдения  выделили сленг школьников 5-10 классов,
классифицировали его, выделив основные тематические  группы, соотнесли с
частями речи, учитывая значения слов, проанализировали частотность употребления
сленга школьниками, выявили причины употребления, источники пополнения, способы
борьбы с употреблением сленговых слов; разработали толковый словарь сленга
обучающихся
нашей школы ,
разработали буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы    устранения из
речи сленга».

Выдвинутая нами
гипотеза полностью нашла свое подтверждение – в процессе неформального общения
и неподготовленного речевого акта учащимися школы активно используется сленг,
что является в средних и старших классах современной  средней школы устойчивым
и активно развивающимся языковым явлением.

Спасибо за
внимание .

Содержание

  • 2

  • 3

  • 5

  • 6

  • 10

  • 11

  • 15

    • 15

    • 17

  • 22



Речь для защиты проектной работы – краткий доклад, составленный по тексту проектной работы, содержащий основные положения работы, а также сделанные в ходе выполнения проекта выводы.

Как подготовить речь к защите проектной работы

Речь к защите проектной работы

Когда подготавливать речь для защиты проектной работы

В связи с тем, что речь является кратким содержанием текста работы, соответственно, подготавливать ее стоит лишь после полного написания проектной работы.

Полная готовность проектной работы не говорит об окончании работы над ней, работа над проектом оканчивается лишь после проверки текста руководителем или куратором, во время проверки в текст проекта могут быть внесены правки, которые отразятся на подготовленной речи, поэтому подготавливать речь стоит только после проверки работы.

Объем речи для защиты проектной работы

Строгих рамок, в которые необходимо уложить текст речи нет, требования разнятся, зависят от указаний конкретного учебного заведения и руководителя (куратора), перед подготовкой речи следует уточнить требования в учебном заведении.

Если требований нет или в них точно не указано, какой объем речи должен быть, можно ориентироваться на следующие положения:

  • 2-4 страницы, оформленные 1,5 интервалом, 14 кеглем, шрифт Times New Roman, поля верхнее и нижнее: 2 см, левое: 1,5 см, правое: 3 см;
  • время чтения текста речи не должно превышать 15 минут (наиболее часто именно столько времени отводится на защиту работы), при этом текст должен читаться внятно, без запинок, чтобы слушающие понимали суть.

Советы по подготовке речи для защиты проектной работы

От правильно подготовленной речи может зависеть итоговая оценка за проектную работу, правильно подготовленная речь поможет защитить проект:

  1. Подготавливать речь только после полной проверки руководителем (куратором) проекта.
  2. Не превышает время, отведенное на выступление – для защиты каждому школьнику (студенту) выделяется определенное время, за которое он должен успеть донести до комиссии и слушателей основные положения проекта.
  3. Нумеруйте страницы речи или скрепляйте их (лучше использовать оба варианта) – во время защиты можно случайно смешать листы выступления, в таком случае на поиски требуемого листа может уйти время, отведенное на защиту.
  4. Следует прочитать речь перед защитой несколько раз – это поможет ориентироваться в тексте подготовленной речи, не читать ее с листа.
  5. Выделяйте основные положения, понятия и выводы – если будет уменьшено время защиты или после выступления будут задаваться вопросы, сделанные в тексте работы пометки, позволят сократить речь или ответить на заданные вопросы.
  6. Если текст защиты сопровождается демонстрацией слайдов, следует указать, в каком именно месте переключать слайды, это позволит не отвлекаться на саму презентацию и синхронизировать ее с текстом речи.
  7. Не повторяйте полностью текст в речи и на презентации – речь должна дополнять информацию на слайдах, а презентация отражать текст речи наглядно.
  8. Оформление текста речи должно быть удобным для чтения, мелкий шрифт тяжело читать.

Структура речи для защиты проектной работы

При подготовке речи к защите проектной работы необходимо придерживаться определенной структуры, при этом в учебном заведении может существовать обязательная структура для выступления, требования к речи указываются в положении по написанию проектной работы.

В том случае, если требований к речи нет, то можно подготовить речь к защите по следующей структуре:

  1. Необходимо поздороваться с присутствующими на защите, назвать тему проектной работы.
  2. Пример: Здравствуйте. Позвольте Вам представить мою «указать тип проекта» на тему: «указать тему».

  3. Рассказать, почему была выбрана эта тема (обосновать выбор темы, указать её актуальность).
  4. Пример: Актуальность темы исследования. «Указать актуальность работы» (берется из введения).

  5. Указать, какой была цель исследования, какие ставились задачи, какая гипотеза проверялась, какие использовались методы и средства исследования.
  6. Пример:

    Цель работы: «указать цель проектной работы» (берется из введения).

    Задачи работы: «указать задачи проектной работы» (берутся из введения).

    Гипотеза: «указать выдвинутую в проектной работе гипотезу» (берется из введения).

  7. Отразить основные результаты (выводы), полученные в ходе выполнения первой (теоретической) главы проектной работы.
  8. Пример: Первая глава «указать тип проекта» посвящена «указать чему именно». Далее рассказываются основные положения теоретической главы.

  9. Описать основные результаты (выводы), полученные в ходе выполнения второй (практической) главы проектной работы.
  10. Пример: Вторая глава «указать тип проекта» посвящена «указать чему именно». Далее рассказываются основные положения и выводы сделанные в ходе практического исследования.

  11. Представить общие выводы, которые были сделаны по результатам выполнения проектной работы, также следует указать достигнута ли цель работы, все ли задачи выполнены, а также доказана или опровергнута выдвинутая гипотеза.
  12. Пример: В ходе написания «указать тип проекта» были сделаны следующие выводы: кратко охарактеризовать все полученные выводы (основные положения заключения проектной работы).

  13. Поблагодарить слушателей.
  14. Пример: Спасибо за внимание!

Как начать речь к защите проектной работы

Наглядное представление структуры речи к защите проектной работы

Ошибки при подготовке речи к защите проектной работе

Рассмотрим основные ошибки, которые можно допустить, подготавливая речь:

  1. Речь не соответствует тексту проектной работы – частично или полностью.
  2. В речи присутствуют таблицы, рисунки, графики – речь должна состоять только из текста, вся пояснительная информация помещается в презентацию.
  3. Речь не отражает основных положений проектной работы.
  4. Текст речи не соотносится с презентацией, подготовленной для защиты (презентация требуется не всегда).
  5. Текст речи слишком маленького или большого объёма.
  6. При наличии требований в положении или методическом пособии подготовленная речь не соответствует им.

Шаблоны (речевые клише) для подготовки речи к защите проектной работы

Для подготовки речи к защите можно воспользоваться следующими речевыми клише (для удобства выбора они сгруппированы по блокам):

  1. Обращение (представление).

    Добрый день, уважаемые учащиеся и члены комиссии. Вашему вниманию предлагается исследовательская (проектная) работа на тему указать свою тему.

    Здравствуйте, уважаемые учащиеся и члены комиссии. Вашему вниманию предлагается исследовательская (проектная) работа на тему указать свою тему.

    Добрый день. Уважаемые слушатели, члены комиссии! Я ученик(ца) указать класс класса, Ф. И. О.. Руководитель моей работы Ф. И. О., учитель указать предмет. Тема моего проекта указать тему.

  2. Актуальность, цель, задачи проектной работы и т.д. (разделы введения проектной работы).
    • Актуальность тему исследования
    • Выбранная тема является актуальной, потому что указывается актуальность.

      Я выбрал эту тему, потому что указывается актуальность.

      Актуальность темы заключается в том, что указывается актуальность.

      Актуальность темы исследования указывается актуальность.

      Актуальность темы объясняется тем, что указывается актуальность.

      Актуальность темы обусловлена тем, что указывается актуальность.

      Актуальность темы определяется следующими факторами: указывается актуальность.

      Работа на избранную тему является актуальной в связи с тем, что указывается актуальность.

    • Цель исследования
    • Таким образом, целью проектной работы было указывается цель.

      Цель моей работы: указывается цель.

      Целью нашего исследование является: указывается цель.

      Целью «проектной работы» является: указывается цель.

    • Задачи работы
    • Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи: указываются задачи (лучше это делать перечислением (не в строчку)).

      Задачи проектной работы: указываются задачи.

      Поставленная цель определила следующие задачи: указываются задачи.

      Для достижения поставленной в «проекте» цели были поставлены следующие задачи: указываются задачи.

      Для достижения поставленной в проекте цели были определены следующие задачи: указываются задачи.

    • Объект исследования
    • Объектом исследования является: указывается объект исследования.

      Объектом исследования: указывается объект исследования.

    • Предмет исследования
    • Предмет исследования: указывается предмет исследования.

      Предмет исследования является: указывается предмет исследования.

    • Гипотеза исследования
    • Гипотеза исследования: указать гипотезу.

      В процессе подготовки к выполнению проектной работы была выдвинута гипотеза: указать гипотезу.

    • Новизна работы
    • Новизна проектной работы заключается указать новизну.

      Новизной проектной работы является указать новизну.

  3. Характеристика теоретической главы (основные положения и выводы).
  4. В ходе анализа литературных источников были получены следующие выводы указать основные положения теоретической главы.

    Анализ литературных источников позволил сделать следующие выводы указать основные выводы, сделанные в теоретической главе.

    Изучение литературных источников по теме проектной работы позволило отметить, что основные положения теоретической главы.

    Теоретическая глава проектной работы посвящена указать что было рассмотрено.

  5. Характеристика практической главы (основные положения и выводы).
  6. В ходе выполнения практической главы было(и) проведено(ы) указать что именно (анкетирование, опыты, тестирование, интервью и т.д.), по результатам которого(рых) был(и) получен(ы) следующий(е) результат(ы) указать полученные выводы.

    Практическая глава проектной работы посвящена указать чему именно, в ходе выполнения были получены следующие результаты указать основные выводы.

    В ходе выполнения практической главы были получены следующие данные (результаты) указать основные положения.

    В процессе выполнения практической главы были сформулированы следующие выводы указать результаты.

  7. Общие выводы (заключение)
  8. В процессе написания проектной работы цель была достигнута, задачи решены, гипотеза доказана (либо опровергнута), получены следующие результаты: указать общие выводы.

    В ходе выполнения проектной работы цель доказана, все задачи решены, гипотеза доказана (либо опровергнута) и получены следующие результаты: указать общие выводы.

    Цель работы в ходе выполнения проектной работы была доказана, задачи решены, гипотеза доказана (либо опровергнута), в процессе выполнения работы были получены следующие результаты: указать общие выводы.

  9. Окончание выступления
  10. Спасибо за внимание.

    Спасибо за внимание, доклад окончен.

    Доклад окончен. Спасибо за внимание.

    Благодарю за внимание. Готов(а) ответить на Ваши вопросы.

    Благодарю за внимание. Готов(а) ответить на возникшие у Вас вопросы.

Рекомендации, которые помогут успешнее защитить работу

Вопросы, которые могут задавать на защите работы

После того как окончен доклад, комиссия (а в некоторых случаях и обучающиеся) задают вопросы по работе для того, чтобы понять, насколько качественно и полно была изучена тема работы (проекта).

В большинстве случаев вопросы исходящие от членов комиссии одинаковы, поэтому для успешной защиты следует заранее продумать ответы на следующие вопросы:

  1. Общие вопросы:
    • Почему вы выбрали именно эту тему?
    • В чём её актуальность?
    • Какие цель и задачи ставили?
    • Удалось ли их достичь?
    • Какие перспективы развития темы?
    • Какими источниками информации вы пользовались? Почему они заслуживают доверия?
    • Что получилось лучше, что хуже?
    • Как справлялись с возникающими трудностями?
    • Как Вы считаете, выбранная тема полностью Вами раскрыта?
    • Насколько достоверны полученные в ходе исследования результаты?
  2. Вопросы, связанные с глубиной понимания рассматриваемой темы (данные вопросы сложны для продумывания, но следует помнить, что и такие вопросы могут последовать):
    • Какой смысл вы вкладывали в то или понятие?
    • Как вы аргументируете сделанный выбор?
    • Почему вы выбрали именно эти методы и способы, приёмы (могут выбрать один конкретный)?

Рекомендации по ответу на вопросы в процессе защиты

На задаваемые следует отвечать как можно быстрее (то есть не думать над ответом несколько минут), кратко и аргументировано, таким образом, члены комиссии смогут оценить уровень знаний по теме исследования обучающегося, иначе говоря, чем дольше обучающийся думает, тем ниже его знание по теме работы при этом учитывается поправка на волнение защищающегося.

В том случае если ответ на заданный вопрос вызывает затруднение, можно:

  1. Попросить переформулировать вопрос (возможно, иная формулировка позволит вспомнить ответ).
  2. Задать уточняющий вопрос (то есть разбить основной вопрос на несколько).
  3. Ответить так, как понимаете ответ (при этом отвечать заведомо неверно не следует).
  4. Указать, что на данный вопрос Вы не можете ответить, но готовы ответить на другие вопросы по работе и теме исследования.

Не рекомендуется применять более 1 раза каждый из вариантов.

Обязательно необходимо отстаивать результаты своей работы, даже если члены комиссии утверждают, что, например, результаты работы недостоверны, следует в корректной форме, аргументировано отстаивать правильность полученных результатов.

Пример 1:

Комиссия: Я считаю, что полученные в ходе проведённого Вами анкетирования результаты недостоверны, как Вы можете это прокомментировать?

Обучающийся: Я не могу с Вами согласиться, так как анкетирование я проводил самостоятельно, в том числе и обрабатывал результаты, все участники анкетирования в ответах выражали своё мнение (или знания – в зависимости от вопросов), поэтому результаты анкетирования являются полностью достоверными.

Пример 2:

Комиссия: Почему в своей работе Вы не отразили «что-то»?

Обучающийся: В процессе анализа литературных источников мной было принято решение (или если план работы утверждал руководитель, то: нами было принято решение) раскрыть тему работы по структуре приведённой в работе, так как именно такое раскрытие темы позволяет наиболее полно её раскрыть, при этом указанный Вами аспект может быть исследован в продолжении работы над темой моей работы.

Пример 3:

Комиссия: Я считаю, что выбранная Вами тема раскрыта не полностью, Вы с этим согласны?

Обучающийся: Нет, в ходе выполнения работы поставленная цель была полностью достигнута, также были решены все намеченные для этого задачи, в ходе выполнения работы мной мыло изучено «кратко указать, что было изучено (например, перечислить названия теоретических параграфов)», а также было проведено исследование (изучено, создано и т.д.) с использованием «указать, что было сделано в практической части», но проведённой мной исследование можно расширить изучив «указать, что именно можно дополнительно исследовать».

Не во всех работах есть теоретическая и практическая главы, если работа теоретико-аналитическая, то следует просто кратко перечислить, что было изучено.

Отвечая на вопросы, следует делать это:

  • Корректно
  • Лаконично
  • Аргументировано
  • Спокойно
  • Честно

Так как в большинстве случае вопросы задают по представленной в работе информации, следует изучить работу, так чтобы можно было ориентироваться по тексту, знать какая информация в работе присутствует.

В том случае если после выступления вопросы по работе задают не только члены комиссии, но и присутствующие при этом обучающиеся, можно раздать своим друзьям вопросы, которые они могли бы задать Вам после выступления, зная эти вопросы ответить на них не составит труда (работает такое не всегда, так как в большинстве случаев члены комиссии сами выбирают, кто из обучающихся задаст интересующий его вопрос).

От администрации

В некоторых положениях рекомендуется самостоятельно называть недочёты своей работы.

Мы бы не рекомендовали самостоятельно указывать на недочёты и ошибки своей работы даже если Вы их обнаружили, указав на недочёты (ошибки), которые не обратили внимание члены комиссии, можно снизить итоговую оценку или (в зависимости от недочётов) отправится на пересдачу и переделку работы. Лучше запомнить, какие ошибки были допущены и не допустить их в следующий раз.

Не следует относиться к защите проекта халатно, но стоит помнить, что это всего лишь один из этапов обучения, у комиссии (педагогов, учителей) не стоит задача «завалить» или любым способом снизить оценку, поэтому, если в процессе защиты проекта было выявлено значительное количество ошибок и итоговая оценка не устраивает, можно обратиться к комиссии и попросить возможность исправить найденные ошибки и защититься повторно, при наличии возможности члены комиссии пойдут Вам навстречу, и кроме того таким образом Вы покажите, что выполненный проект Вам не безразличен.

Вредные привычки которых следует избегать во время выступления на защите работы

Во время выступления на защите проектной работы следует избегать следующих вредных привычек:

  • использовать в речи «э-э», «ну», м-м», «значит так», а также любых слов и выражений, относящихся к сленговым (чтобы этого избежать изучите текст речи к защите, это позволит не сбиваться во время выступления);
  • держать руки в карманах (руки должны находиться на кафедре, либо в руках лучше держать планшет с текстом речи выступления);
  • крутить в руках карандаш, ручку, указку или иной предмет, который будет отвлекать слушателей;
  • держаться за кафедру или опираться на неё;
  • постоянно перемещаться во время выступления;
  • приглаживать волосы или нервно кашлять;
  • размахивать указкой или жестикулировать во время выступления.

Как подготовить речь на защите проекта

На защиту проекта выделяется до 7 минут. За это время выпускник должен описать суть работы, тему, практическую значимость. Для этого необходимо заранее подготовиться, написать доклад. Перед тем, как писать доклад, учащийся дополнительно перечитывает свою работу, выделяет важные моменты. Необходимо выявить основополагающие тезисы и соединить их в один логически связанный текст. Грамотно подготовленная речь должна включать плавный переход от одной мысли к другой. Верно составленный и структурированный доклад содержит следующие части:

Текст начинается с выделения актуальности работы. Ее нужно коротко описать в 2-3 предложениях.

Затем выступающий кратко описывает выбранный объект и предмет исследования, которые указаны во введении работы. Также нужно прописать цель работы и средства для ее достижения.

В речи должны присутствовать краткие выводы. Это важная часть выступления.

Итоги каждого раздела пишутся отдельно.

Самым лучшим вариантом является демонстрация презентации.

Также важно рассказать о предложениях, которые разработаны с целью улучшения изучаемой тематики.

Опишите практическую значимость и обоснуйте гипотезу, которую выдвигали в ходе работы. Советы по написанию и подготовке к защите проекта

Не забывайте о времени. На речь отводится 5-7 минут.

Не переписывайте всю работу. Доклад должен кратко описать проект, а не пересказывать его. Перед составлением речи продумайте, какие вопросы вам могут задать члены комиссии, и включите ответы на них в свой доклад.

Обязательно применяйте информацию из заключения и введения. Начинайте с задач, потом расскажите, как они решались и поясните, что получилось в результате исследования. Выступление должно содержать только суть проекта. Поэтому целесообразно включить в него выводы по каждой главе.

Важные моменты выделите , чтобы при поиске главной информации они сразу попадали в поле зрения. Это могут быть – актуальность исследования, проблемы, методы.

Репетируйте защитную речь перед зеркалом, перед друзьями или родителями. Так появится уверенность, не будет страшно перед комиссией.

Представьте подготовленную речь четко, не запинаясь. Лучше ее заучить наизусть. Зачитывание текста указывает на безответственное отношение к своей работе.

Для подсказки используйте слайды презентации

Как начать доклад на защите проекта

Выступление на защите начинается с приветствия в адрес комиссии. Можно сказать так: «Уважаемые члены комиссии! Представляю проект на тему: … Затем идет выступление. .

Примерный план доклада по защите проекта

1. Вступление

2. Ознакомление с темой и разъяснение актуальности тематики берется из введения проекта

3. Ознакомление со структурой проекта – сколько глав, чему посвящены разделы 4.Теоретическая часть – определить источники, которые применялись в процессе написания проекта, методики, анализ проблемы

5.Практическая глава, посвященная расчетам, ожиданиям от работы

6. Результаты исследования – выводы можно дублировать из выводов работы

Образец речи для защиты проекта

Уважаемые члены комиссии! Вашему вниманию представлен проект по теме: «Название темы»

Данная тема является особенно актуальной, поскольку в современном мире…

В качестве объекта исследования выступает…

В ходе работы была выдвинута гипотеза…

Была определена следующая цель…

Были сформулированы задачи по её достижению…

Работа включает главы….., выводы, приложение…

Использованные источники представлены…

Первая глаза содержит теоретические аспекты…

Вторая глава раскрывает вопросы… в ней проводится анализ…

практическая значимость обусловлена…

В процессе работы были решены намеченные задачи… Цель работы…достигнута.

В ходе проведенного исследование нашла подтверждение гипотеза ( или была опровергнута)

Добавить комментарий