Как иллюстратору найти заказчика

Main 942292872illustrator

Портфолио сделали, нужно активно двигаться дальше. Потому что придется долго ждать, пока картинку на ArtStation или Behance лайкнет ожидаемый заказчик. А часто это будет не заказчик, а конкурент, подсматривающий ваш стиль и технику работы, чтобы безжалостно их скопировать себе и заработать на этом деньги. (Здесь должен последовать зловещий хохот какого-нибудь демона из Преисподней, но пока опустим. Ха-ха!)

В этой статье редакция напишет популярные способы поиска заказчиков для начинающих и опытных иллюстраторов. Если что-то пропустим — пишите в комментарии к публикации, дополним статью.

Ведите блог в соцсетях

Инстаграм — не только место для селфи, но и отличная площадка для контактирования с будущими заказчиками и формирования личного бренда иллюстратора. Показывайте процессы работ, устраивайте прямые эфиры для подписчиков и делитесь профессиональными лайфхаками.  

Но это общий совет. Сегодня несложно узнать о том, как иллюстраторам вести соцсети. Примеров аккаунтов у конкурентов достаточно для того, чтобы составить собственный контент-план и попробовать развиваться как блогер. Если повезет, сможете заработать на рекламе, когда наберете аудиторию.

Продвигайтесь на выставках для иллюстраторов

Распечатываете законченные, техничные иллюстрации и идете на книжные выставки-ярмарки, где ищете редакторов издательств. Еще лучше, если рисуете в традиционных техниках: быть может, вас вдохновляет Савва Бродский,  и вам повезет заключить выгодный контракт на оформление книги. В полевых условиях редакторы готовы к контактам и получить заветный номер телефона становится проще, чем при холодных звонках и визитах в редакцию. 

Такой способ подходит, если развиваетесь в книжной или журнальной иллюстрации, а вот для цифрового мира лучше попасть на конференцию вроде «Дизайн-выходных». Спрос на иллюстрации для сайтов и презентаций сейчас увеличивается, к тому же, в рамках таких мероприятий часто проходят нетворкинги: практически принудительное знакомство с участниками. Тот еще выход из зоны комфорта, да.

Ищите заказы на фриланс-биржах

Бесплатно поработать первые месяцы — нормальная практика, если у вас слабое портфолио и нехватка знакомств. Пока обзаведетесь последними, наработаете часы опыта и поймете, что фриланс — не всегда сказка со счастливым концом и возможность начинать рабочий день тогда, когда захотите. 

Часто это постоянное общение с пропадающими заказчиками, следование их правилам, видению и отсутствие профессионального развития. Здесь требуемое качество работы не всегда на первом месте, поэтому придется брать количеством заказов. 

Для того, чтобы обезопасить отношения с заказчиком, не забывайте прописывать дедлайны, требования и стоимость работы  в договоре. Можете оформиться как самозанятый и выдавать клиентам чеки за переводы.

И один совет: не бросайте основную работу, если не уверены в том, что денег от существующих заказов хватит на жизнь. 

Разошлите портфолио в издательства или агентства

Это как личная встреча, но ходить никуда не нужно: важно уметь составлять деловые письма и развивать навык продажи себя. Сначала результат будет плачевным, но с ростом опыта количество положительных ответов будет расти. Как и навык уважительного общения, который точно пригодится в карьере иллюстратора. Потому что, помимо умения держать карандаш и создания образов, иллюстратору необходимо быть психологом и находить общий язык с клиентами.

При всей сложности, контакты, приобретенные в таких переписках, приносят договоры на месяцы и годы сотрудничества.

Предложить услуги благотворительной организации

Сделать логотип для фонда помощи животным или нарисовать иллюстрации к сайту для организации поиска пропавших зонтиков — еще один путь для наработки опыта. Главное вовремя обозначить рамки, чтобы не продолжать бескорыстную помощь, когда сможете потратить время и силы на выгодный заказ. С другой стороны, социальная сфера хороша тем, что даст вашей работе необходимый охват и привлечет внимание к вашим иллюстрациям. И стилевое разнообразие обеспечит, при этом сможете проявить инициативу и реализовать собственные идеи. 

Создавайте собственный контент или продукт

Придумайте собственный мерч, нарисуйте стикер-пак для телеграма или открытки для посткроссинга: вариантов показать навыки и развить собственный продукт множество. Вероятно, вопрос поиска заказчика отпадет сам, когда втянетесь в процесс и начнете регистрировать первые заявки от клиентов. Кто знает, возможно мир бизнеса окажется для вас ближе, чем ремесло иллюстратора.

Похоже на смену мышления: перестаете думать задачами, которые вам поставил арт-директор, и начинаете подстраиваться под спрос рынка. Что же, добро пожаловать на темную сторону иллюстраторского бизнеса.

Участвуйте в конкурсах и марафонах

Да, даже участие в Inktober может принести вам лакомый заказ, если постараетесь проявлять активность. Механика схожа с заказами для благотворительных проектов: вкладываете свое время, а получаете повышение охвата и узнаваемости для собственных иллюстраций и себя как иллюстратора, конечно. Также не стоит забывать про опыт: такие конкурсы позволяют окунуться в жизнь иллюстратора, прочувствовать дух конкуренции и проверить свои силы.

Вместо заключения

Поиск заказчика для иллюстратора, особенно для новичка — задача не всегда простая. И схема такого поиска не подчиняется логическим алгоритмам зачастую, хотя здесь есть зависимость от конкурентности ниши, в которой вы работаете. Многое зависит от качества проработки портфолио и навыков иллюстратора, и еще удачи, разумеется. Она никому лишней не будет.

26 сайтов для иллюстраторов, где можно найти работу

В этой статье собраны лучшие сайты для иллюстраторов, где можно найти удаленную работу, разовые заказы или продать свои работы. В числе сайтов – русскоязычные и иностранные площадки для начинающих и опытных специалистов. Для удобства проекты сгруппированы по типам.

Биржи и сайты с вакансиями

  • Illustrators.ru – один из самых популярных сайтов для иллюстраторов в Рунете. По ссылке находится раздел с вакансиями и проектами для фрилансеров.
  • Яндекс.Услуги – на этом сайте можно разместить информацию о себе, а также просматривать ленту заказов. На момент подготовки обзора сервис является бесплатным.
  • Kadrof.ru – вакансии удаленной работы и разовые заказы для дизайнеров и иллюстраторов.
  • Kwork.ru – биржа и магазин услуг, подходит для новичков. Вы регистрируетесь на сайте и размещаете на нем кворки (услуги, которые предлагаете). Пример кворка: нарисую цифровой портрет. Когда ваш кворк покупают, вы делаете работу и получаете оплату.
  • HH.ru – смотрите вакансии для иллюстраторов в Москве или Санкт-Петербурге, выбирая тип занятости – проектная работа. Так вы найдете работодателей, готовых сотрудничать удаленно.
  • Artister.ru – новая биржа для художников и иллюстраторов.

Магазины иллюстраций и фотобанки

На этих сайтах можно выложить свои работы и получать деньги с каждой продажи вашей иллюстрации за вычетом комиссии площадки. Большинство сервисов – иностранные, англоязычные, однако ряд имеют русскоязычный интерфейс (это упрощает работу). При регистрации смотрите на способы вывода денег с сайта, подходят ли они вам.

Список стоков и фотобанков:

  • Shutterstock.com – крупный международный фотобанк. Активно работает с иллюстраторами.
  • Depositphotos.com – фотобанк.
  • Creativemarket.com – маркетплейс, где можно продавать иллюстрации.
  • Graphicriver.net – еще один популярный маркетплейс.
  • Thehungryjpeg.com – маркетплейс с низкой, по мнению иллюстраторов, комиссией.

Также рекомендую просматривать проекты в группах для фрилансеров и Телеграм-каналах. Там встречаются интересные предложения трудоустройства для иллюстраторов-фрилансеров.

Сайты с конкурсами, где можно заработать

На перечисленных ниже ресурсах можно найти информацию о конкурсах для иллюстраторов, где можно участвовать и получать призы в случае победы. Иногда призы внушительные – от 3 до 8 тысяч долларов.

Также здесь размещены сайты, на которых заказчики открывают конкурсы и платят автору работы, которая им понравилась. Это может быть полезно новичкам без опыта и портфолио. Вы попробуете свои силы. В случае победы заработаете деньги, в ином случае – получите работу для портфолио.

  • Citycelebrity.ru – здесь можно найти информацию о разных конкурсах, в том числе для иллюстраторов.
  • Grantist.com
  • 99designs.com
  • Crowdspring.com
  • Dizkon.ru – русскоязычный сайт.

Каталоги иллюстраторов

В каталогах можно разместить информацию о себе и примеры работ. Заказчики просматривают каталоги и напрямую обращаются к фрилансерам, предлагая заказы.

  • Behance.net – очень популярное сообщество дизайнеров и иллюстраторов. Советую здесь присутствовать, даже если вы новичок.
  • Topcreator.org
  • Каталог иллюстраторов на Kadrof.ru – здесь можно разместить информацию о себе, но примеры работы пока выложить не получиться. Как вариант, в профиле можно указать ссылку на сайт с портфолио.

Издательства, предлагающие работу иллюстраторам

В России есть несколько издательств, где могут найти работу иллюстраторы-фрилансеры. Ниже я публикую ссылки на эти издательства:

  • Эксмо
  • Манн, Иванов и Фербер
  • Издательский дом «Питер» (предлагает работу в офисе в Санкт-Петербурге)
  • Добрая книга

Периодически вакансии для иллюстраторов появляются на сайтах других издательств. Если вам интересно работать с книгами, рисовать иллюстрации для художественной и детской литературы, рекомендую периодически смотреть вакансии на этих сайтах.

Группы в социальных сетях

Социальные сети – еще одно место, где можно искать работу иллюстраторам. Как правило, в группах вакансии публикуются либо в ленте, либо в специальной теме, где предлагают работу или разовые заказы.

Ниже находится список групп, где можно искать работу иллюстраторам:

  • Ищу_дизайнера
  • Заказ на дизайн
  • Я – иллюстратор
  • Клуб фрилансеров

Рекомендуем

Форумы для фрилансеров и сообщества о фрилансе

Форумы – места общения фрилансеров между собой. В обзоре собраны лучшие сообщества для новичков, где можно задать вопросы, получить бесплатные …

Где найти работу программисту?

Программист – профессия, востребованная во все времена. В нашем обзоре Вы найдете лучшие сайты для поиска вакансий в области IT, многие из которых …

  1. Где иллюстратору искать заказы
  2. Как общаться с клиентами
  3. Какие навыки прокачивать, чтобы зарабатывать больше

Где иллюстратору искать заказы

Соцсети 

Чтобы стать успешным иллюстратором, нужно постепенно формировать личный бренд. Например, можно завести блог в соцсетях и делится своими иллюстрациями с подписчиками, снимать короткие ролики о ходе работы.

Арт-директора крупных агентств и компаний мониторят соцсети. Если у иллюстратора есть узнаваемый стиль и много подписчиков, то его приглашают к сотрудничеству. Например, художница Анастасия Горшкова начинала с того, что работала консультантом в интернет-магазине, а в свободное время рисовала комиксы и публиковала их в соцсетях. 

Как зарабатывать на коммерческой иллюстрацииКак зарабатывать на коммерческой иллюстрации

Работы Анастасии Горшковой

Спустя полтора года у Анастасии уже было 200 тыс. подписчиков и крупные рекламные контракты. Ее историю даже опубликовал журнал Vogue:

Обложка публикации о Анастасии Vogue

Обложка публикации Vogue

Биржи фриланса и сайты по поиску работы

Искать заказы можно на сайте Illustrators.ru, либо на биржах фриланса:

  • Freelancer
  • Weblancer
  • Upwork

Обычно заказчик публикует объявление, в котором описывает, какая иллюстрация ему нужна, в каком формате ее нужно предоставить, а также сколько он готов за нее заплатить. 

Иллюстраторы, готовые взяться за заказ, оставляют комментарии, прикладывают ссылки на портфолио и озвучивают стоимость работы.

Также можно искать вакансии на профильных сайтах по поиску работы:

  • HeadHunter в России;
  • LinkedIn за рубежом.

Премии и конкурсы

Когда иллюстратор подает заявку на участие в премии или конкурсе, есть шанс, что его заметят крупные компании. Помимо выгодного контракта или денежного приза, это еще и хорошая возможность пополнить портфолио. Конкурсы можно искать, например, на Illustrators.ru:

На сайте можно смотреть конкурсы

Биржи NFT

NFT— это уникальная цифровая запись в блокчейн-сети. Ее нельзя скопировать или подделать — поэтому технология позволяет художникам избежать плагиата и получать проценты с продаж. 

Некоторые цифровые художники могут заработать на NFT миллионы — например, художник Майк Винкельман (известный под псевдонимом Beeple) продал свою работу «Каждый день: первые 5 тысяч дней» за 69 млн. долларов.

NFT «Каждый день: первые 5 тысяч дней»

Beeple «Каждый день: первые 5 тысяч дней». Источник 

NFT-художники продают свои работы на специализированных аукционах:

  • OpenSea
  • Foundation
  • Rarible

Перед тем, как создать NFT-коллекцию, нужно зарегистрироваться и привязать к аккаунту криптокошелек. 

NFT-коллекция, можно заработать на продаже

NFT-иллюстрация на OpenSea. Источник

Фотостоки

Иллюстраторы размещают свои работы на фотостоках и зарабатывают с продажи каждого изображения. Самые популярные фотостоки:

  • Getty Images
  • Shutterstock

Заработать на картинках можно на фотостоках

Иллюстрация на Getty Images. Источник

Если вы заметили, что иллюстрации на стоке активно покупают, можно создавать серии. Обычно заказчикам нужно несколько иллюстраций в схожей стилистике.

Еще на стоках стабильно покупают иллюстрации, приуроченные к праздничным датам: например, к 14 февраля или 8 марта. Бывают случаи, когда иллюстрация выходит в топ-лучших, тогда сток может выкупить у автора право на эксклюзивное размещение.

Так выглядит фотосток Shutterstock

Иллюстрации на Shutterstock. Источник

Но сток — это скорее небольшой пассивный доход. В среднем ежемесячно с продажи иллюстраций там можно заработать от 10 до 20 тыс. рублей. 

Как общаться с клиентами

Работать только по предоплате. Размер предоплаты обычно составляет 30-50%. В случае, если что-то пойдет не так, иллюстратор не останется без гонорара. 

Собрать мудборд и показать референсы. Так и клиенту, и иллюстратору будет понятнее, в какой стилистике должна быть выполнена иллюстрация.

Обсудить сроки и разбить работу на этапы. Это помогает оценить объем работ и спланировать свое время. Я обычно делю работу на три этапа: эскиз, прорисовка и доработка деталей. 

Утверждать каждый этап работы и показывать промежуточные результаты. Начинающие иллюстраторы боятся показать заказчику сырой рисунок. Но в итоге иллюстратор тратит слишком много сил и времени, доводя картинку до идеала и из-за этого быстро выгорает. 

Не нужно боятся показывать промежуточные этапы. Главное объяснять заказчику, что, например, на этапе эскиза вы еще можете внести глобальные изменения: поменять композицию или расположение фигуры. Но на финальной стадии возможны только мелкие правки — например, поменять цвет глаз или волос. Я рекомендую каждый из этапов согласовывать письменно, чтобы у иллюстратора было подтверждение, что клиент одобрил работу.

Отправлять итог только после полной оплаты. Бывают ситуации, когда клиент получает иллюстрацию и пропадает, оставив иллюстратора без гонорара. Чтобы подстраховаться, лучше показать финальный вариант работы на экране во время созвона, а файл с иллюстрацией отправлять уже после полной оплаты. 

Какие навыки прокачивать, чтобы зарабатывать больше

Стараться сформировать узнаваемый стиль. Иллюстратор, который рисует в узнаваемой и самобытной стилистике, всегда будет востребован. Например, в издательстве, где я работаю, была ситуация, когда два редактора из разных областей, не сговариваясь, нашли одного и того же иллюстратора. И долго спорили между собой, кто закажет у него иллюстрации.

Тренировать насмотренность и следить за трендами. Например, сейчас очень популярен скетчинг, фэшн-иллюстрация, акварельные рисунки и иллюстрации в Procreate. Причем совершенно не обязательно уметь рисовать в классическом стиле  — таких иллюстраторов очень много, рынок ими переполнен.

Общаться с коллегами, проходить курсы и вебинары и постоянно развиваться. Так вы сможете всегда быть в курсе актуальных новостей и понимать, что происходит на рынке.

Будем подразумевать, что вы уже завели себе толковое Портфолио и сделали все, чтобы его увидели люди. Что дальше? Что если на вас не посыпались интересные заказы на следующий день? И месяц? И дольше? Портфолио висит. Люди даже говорят, что вы здорово рисуете. А больших гонораров и интересных проектов никто не предлагает…

В таком случае (а случай этот наиболее распространенный) мой вам дружеский совет – не надо ждать первых заказов… Ждать первых заказов сродни ожиданию сказочных принцев. Они, конечно, бывают,  но какой шанс, что они прискачут именно к вам? А время идет. А рисовать и развиваться, и набирать опыт работы с клиентами надо.

Одно дело рисовать что-то свое, для себя, и в стол. Это круто. Но как это поможет вам понять, можете ли вы работать на клиента? Ведь именно этим занимается иллюстратор. Хотите рисовать для себя и свое, становитесь свободным художником.

Так что первые заказы нужно искать самим, и более того, быть готовым делать работу или бесплатно или за смешные деньги. И в этом нет ничего страшного! Наоборот, это хорошо!!! Вам будет не так страшно показаться заказчику недостаточно талантливыми и профессиональными, если вам за это еще не платят. В конце концов, давайте посмотрим правде в глаза, пока вы – аматор! С отсутствием опыта и не набитой рукой, и, скорее всего, с неопределенным стилем. Почему люди должны платить деньги вам, когда они могут найти опытного художника, который сделает ту же работу быстрее и качественней? Они не должны и не будут. Они же вас совсем не знают…. Может вы – необязательный капризный балбес?

Но! Если вы предлагаете свои услуги бесплатно, у вас есть шанс этот заветный заказ получить. Халяву любят везде! Не обижайтесь, если вам что-то заказали только потому, что бесплатно. Если вы сделаете работу качественно, толково и в срок, к вам обратятся снова. Вы знаете, как сложно найти хорошего иллюстратора? Не только иллюстратора, который умеет рисовать, а именно профессионала, который умеет вкладываться в сроки и выполнять заказ, а не мыло по тазику гонять. Так что если вы сделаете первый бесплатный заказ классно, к вам обратятся снова. И уже заплатят.  Людям просто нет смысла бегать с высунутым языком в поисках иллюстратора, если они знают вас, например, и ваша работа им нравится.

Меня тут сразу поправят на славянские реалии, что у нас труд художника не ценят, и будут рассчитывать на халяву каждый раз. На мой взгляд эта дилемма решается легко. Первый раз – бесплатно, и то, только в том случае, когда инициатива идет от ВАС. Все последующие проекты – уже за деньги, если инициатива идет от ЗАКАЗЧИКА.

Я не говорю, стойте под дверьми крупных издательств  или корпораций с протянутой рукой. К издательствам на первых порах лучше вообще не лезть.  Вы для них пока не существуете.

Вот список ваших потенциальных клиентов:

1 – Интересные писатели, поэты, ученые и преподаватели, с которыми можно скооперироваться, у которых есть классная задумка, она вам искренне нравится, и вы можете помочь этим талантливым людям воплотить ее в жизнь.

2 – Классные интернет-проекты, желательно международные. Заповедник Сказок – отличный проект, где вы можете проиллюстрировать сказку любого автора, участвующего в проекте. Проект выходит шикарной печатной книгой каждый год! То, что нужно для начинающего иллюстратора – и опыт работы и возможность засветиться, плюс – доброе и нужное дело. Или, например, мой День Крокодила, They Draw and Cook, Illustration Friday, Inktober. В данном случае вам уже задается тема и вы рисуете в сообществе. Это супер интересно и полезно.  И себя покажите и интересный проект сделаете, и портфолио обновите более стоящими работами.  Кто знает другие интересные задумки, где можно порисовать – пишите в комментах!

Дело в том, что для вас на данном этапе главное – не скосить бабла, а набраться опыта работы с другими людьми, для других людей и согласно их брифу и указанным срокам, а не вашему желанию. Это время – проверить себя. Нравится ли вам работать на других людей и получается ли у вас подстраиваться под клиента. Многие художники на этом этапе понимают, что иллюстрация – это не для них. Слишком много ограничений и дедлайнов. И это нормально. Каждому свое.

3 – Благотворительные организации!!! Предложите им свои иллюстраторские услуги бесплатно. Вы поможете доброму делу, у вас появится достойное имя, которое можно добавить в портфолио в список клиентов, и у вас появится РЕАЛЬНЫЙ, и скорее всего, весьма интересный проект. И потом, это же так интересно! И этим людям так нужна визуализация и иллюстрация их миссии! Помощь детям, животным, больным, бездомным. Просто бездна захватывающей и такой нужной работы.

4 – Рукодельники и рукодельницы, кондитеры, блоггеры, фотографы и прочие люди, которым может пригодится ваша иллюстрация. Допустим, вы можете нарисовать кукол, которых делает какая-то мастерица, и написать ей очень приятный имейл, сказать, как вы восхищены ее творчеством, и  оно вас вдохновило на рисунок, который вы с удовольствием ей дарите. Я получила очень много заказов на разработку бренд дизайна всяким талантливым в самых разных сферах барышням именно после того, как мои рисунки показали в своих кругах парочку рукодельниц, которым я что-то подарила.

Я не просила, чтоб меня прорекламировали или дали мне работу. Я просто делала людям приятное. Чаще всего они были очень удивлены и благодарны. И чаще всего из моего такого альтруизма получалось что-то очень хорошее. Меня или просили нарисовать что-то еще, или рассказывали обо мне в своих кругах.

5 – Большие Бренды и всем известные произведения литературы. Да, тут у вас не будет официального заказчика, вы к нему никак не подберетесь, но вы его можете додумать! Например, нарисуйте что-то для Dior, Hugo Boss, Versace, Chanel. Вы же знаете бренд? Вот и придумайте для них новую рекламу. И положите ваш шедевр в портфолио, если он классно получился. Потенциальный заказчик не будет разбираться, действительно ли вы рисовали для Шанель. Он увидит такую работу в вашем портфолио, и подумают – ого! Для Шанель рисовал!

То-же с классикой. Попробуйте проиллюстрировать Алису, Маленького Принца, Красную Шапочку, Ветер в Ивах. Я не говорю, все произведение. Я говорю хоть что-то. Придумайте свою обложку. Это опыт работы с конкретным текстом, и это все-таки, показатель мастерства, который несомненно оценит потенциальный клиент.

Главное – не требовать и не ожидать вознаграждения, пока вы из себя еще ничего не представляете. Это по меньшей мере нелепо… И, кстати, не профессионально! Повторюсь, это касается только того случая, когда вы предлагаете свои услуги сами, а не к вам обращаются. Если я нахожу человека/организацию, для которой я хочу что-то нарисовать, я далаю это бесплатно! Если человек/организация находит меня – я говорю свой тариф. О тарифе я напишу в отдельной статье, посвященной ценообразованию.

Это инвестиция, да. Инвестиция времени и потенциально не заработанных денег. Но ведь ни один бизнес не расцветает на голом месте. Считайте, что вы позже капитализируете полученные связи и главное – ОПЫТ. Так как есть время разбрасывать камни, и есть время их собирать. Если вы новичок, то стоит наверное сначала что-то разбросать, чтоб потом было, что собирать.

Короче, первые пол года – рисуйте все и для всех! Рисуйте ради опыта и расширения портфолио. Показывайте ВСЕ свои работы в блоге и регулярно обновляйте вебсайт заменяя худшие работы лучшими, участвуйте в совместных проектах и не стесняйтесь дарить людям подарки. Поверьте мне, правило бумеранга еще никто не отменял. Все, что вы делаете, рано или поздно к вам вернется! И я вас очень прошу, не ждите манны небесной. Вам нужны первые клиенты? Идите и ищите их!

Вторые, третьи и пятые клиенты к вам сами прийдут. Правда это только в том случае, если вы не подведете первых! Запомните, плохая слава художника распространяется молниеносно!!! Стоит вам подвести одного клиента, об этом узнают все… Конкуренция в этой индустрии слишком велика. Второго шанса нынче практически никто не дает, так что не упустите первого!

И еще, не думайте, что раз вы делаете что-то бесплатно, или дешево, вы можете сделать это плохо, или менее качественно и старательно, чем если бы вам за работу заплатили. Здесь вообще не в цене дело. Дело в вашей репутации и профессионализме. В любом бизнесе далеко не все измеряется деньгами, а в иллюстрации, так и подавно. Плохая работа сослужит вам плохую службу. Независимо от того, сколько вы за нее получили, или не получили.

Это если вкратце. Больше полезных рекомендаций здесь: 


1. Как пробиться на международный рынок смотрите в записи семинара: Международный Рынок

2. Крайне полезный курс о том, как вести творческий бизнес – в записи курса: Профессия Иллюстратор.  Здесь практически всё, что вам нужно знать: как составлять контракты, как защищать свои авторские права, как оформлять лицензии и что делать с пиратством. ЭТО ОСНОВЫ, которые нужно усвоить как Отче Наш. Они помогут вам избежать многих проблем и неприятностей.

3. Ну и если вы всё еще не создали Портфолио – с этого надо начинать! Приходите обязательно: Портфолио иллюстратора – как показать свой талант


А в комментариях делитесь, пожалуйста, своим опытом! Если вам есть что добавить/ возразить/ посоветовать – пишите не стесняйтесь! Обмен информацией, беседа, дискуссия – это крайне важные источники для каждого из нас 🙂 Давайте общаться! Жду вас в комментах!

Перепост, как всегда, приветствуется! Возможно эта информация кому-то сейчас очень нужна и кого-то сподвигнет на действия, а не только на пассивное ожидание 🙂

Где искать заказы, как взаимодействовать с клиентами и как выйти на рынок книжной иллюстрации — об этом и не только рассказывают шесть практикующих художников.

Опытом поделились:

  • Дмитрий Бурмак — художник-фрилансер, рисует для Magic: the Gathering и Pathfinder.
  • Ольга Морозова — концепт-художник по окружению в команде аутсорса Allods Team, фрилансер, ментор на курсах «Основы создания окружения» и «Концепт-арт окружения».
  • Юлия Калашникова — фриланс-иллюстратор.
  • Миша Оплев — рисовал для Netflix, Sony, Apple и Blizzard, автор курса «Цвет, свет и атмосферность».
  • Андрей Ферез — книжный иллюстратор, создавший обложки для произведений Стивена Кинга, Джоан Роулинг и Филипа Пулмана.
  • Наталья Нанук — концепт-художница, иллюстратор. Работала с VOLTA, Privateer Press и Paizo.

Содержание

Подготовка к фрилансу

Не переживайте, если у вас нет профильного образования. Юлия Калашникова сперва устроилась 3D-моделлером, потому что думала, что рисовать без высшего художественного образования — неправильно. Разговоры с коллегами-художниками по студии помогли ей понять, что осваивать 2D для нее — гораздо интереснее, чем заниматься 3D.

Профессия CG-художника опирается на тренировки и анализ работ мастеров больше, чем на теорию, которую вам прочтут в ВУЗе. Главное — фидбэк мастера по вашей работе.

Юлия Калашникова, Иллюстратор

Как подготовиться к фрилансу:

  • Стоит организовать себе финансовую подушку безопасности хотя бы на несколько месяцев (лучше — больше), чтобы «не пришлось питаться хлебом с водой» в случае, если в начале будет трудно с заказами. Этот же подход поможет вам, если заработанные на заказах деньги будут задерживаться «в пути».
  • Соберите и красиво организуйте своё портфолио (об этом мы рассказывали тут и тут): покажите ваш жанровый охват и то, как вы работаете с разными темами. Если у вас есть любимая тема — это обозначит вашу индивидуальность как автора, однако нужно показать, что вы можете её по-разному интерпретировать, менять настроение и подачу.
  • Если вы хотите сотрудничать с конкретной компанией или студией, проанализируйте работы художников, которые там уже работают, и непосредственно проекты самой компании. Посмотрите их темы и сюжеты.
  • Ольга Морозова советует сразу понять, что первое время вам, скорее всего, придётся рисовать совсем не то, что нравится, а то, что будет приносить деньги. Со временем это окупится. Вы приобретёте ценный опыт, повысите навыки и сможете постепенно переходить к более «личным» работам.

Небольшое упражнение от Дмитрия Бурмака: попробуйте описать словами то, что происходит на иллюстрациях других художников, в самых общих выражениях — одним-двумя предложениями. Представьте, что это описание — ваше задание. Попробуйте выполнить его иначе, с другой композицией, освещением, другим дизайном персонажей, но не хуже, чем в оригинале.

Когда портфолио будет готово, можно рассылать его студиям и выкладываться на специализированных сайтах (о них ниже).

Поначалу я брался за всё иллюстративное, и неважно, сколько за это платили. Старался рисовать как будто на более крупные суммы, чем предлагали на самом деле. Так я смог находить клиентов с большим и большим ценником.

Дмитрий Бурмак, Художник Magic: The Gathering

На каких сайтах выкладывать работы и искать заказы?

Основные площадки, где можно выкладывать портфолио и искать вакансии:

  • ArtStation — крупнейшая соцсеть для художников. Можно общаться, делиться работами и постепенно пополнять своё портфолио. Рекрутеры из большинства компаний и студий в первую очередь ищут новые таланты именно на ArtStation. Конкретно по этому ресурсу есть подробный гайд.
  • DeviantArt — некогда очень популярная соцсеть для художников разного уровня, которую затмил ArtStation. Несмотря на спад популярности, площадку также можно использовать для поиска заказов и размещения портфолио.
  • LinkedIn (недоступен на территории РФ) — социальная сеть для поиска работы на профессиональном уровне и налаживания деловых связей. В приоритете пользователи с богатым рабочим опытом.
  • Behance — бесплатный и удобный сервис для размещения портфолио (от изображений до видео).
  • Render.ru — один из первых больших ресурсов для цифровых художников в российском интернете. Помимо статей и уроков, сайт выпускает цифровой журнал, проводит конкурсы и размещает вакансии.
  • ВКонтакте — одна из самых популярных соцсетей в СНГ. Можно общаться, делиться контентом и искать работу в тематических группах и пабликах. Например — Работа в геймдеве, InGame Job и Клуб фрилансеров.
  • Instagram — соцсеть для обмена фотографиями и короткими видео. Многие художники называют Instagram идеальной стартовой точкой для раскрутки своего бренда и поиска аудитории.
  • gamedev.ru — специализированный сайт для разработчиков игр. Можно почитать новости индустрии, посмотреть уроки и откликнуться на различные вакансии с форума.
  • Twitter — одна из самых популярных международных соцсетей, где все больше художников выкладывают свои работы. Периодически в Твиттере проходят арт-флешмобы.

Фриланс-биржи для поиска заказчиков напрямую:

  • иллюстраторс.ру — один из самых популярных сайтов с заказами для художников в российском интернете.
  • fiverr — сервис, на котором заказчики сами ищут портфолио художника, ориентируясь по ключевым словам и качеству представленных работ. Чтобы ваше портфолио увидело как можно больше заказчиков, нужно оплачивать подписку.
  • upwork — сервис, на котором заказчики выкладывают объявления о работе. Художники должны отвечать на эти объявления и в некоторых случаях проходить конкурсный отбор. Из недостатков отмечают большую комиссию площадки с заработанных денег — около 20%.
  • freelancer — условно-бесплатная биржа. Брать в работу можно до трёх заявок в день. За остальные придётся заплатить или подключить платный тариф.
  • kwork — сервис для поиска заказов без платных подписок, но с комиссией на заработанные средства — около 20%.

Юлия Калашникова в начале своего пути фрилансера разместила работы на fiverr, upwork и freelancer. Там ваше портфолио будет выступать своего рода «лицом». Потом на аккаунт добавятся и работы, которые вы сделаете для заказчиков. Больше всего заказов будет приносить тот фрилансерский сайт, в который вкладывается больше усилий.

Художники советуют выкладывать работы как минимум на нескольких разных площадках — и везде писать, что вы ищете работу.

Прежде чем выбрать одну платформу, нужно попробовать всё. Во-первых, вы никогда не знаете, где лучше приживётесь. Во-вторых, заказ может прилететь внезапно откуда угодно. Когда вы новичок — жизненно необходимо хвататься практически за всё подряд.

Ольга Морозова, Художница Allods Team

Как только у вас будет достаточное количество выполненных заказов и определённый имидж, можно заниматься соцсетями и фриланс-сайтами не так плотно, как в начале. Заказчики будут находить вас сами.

Сейчас заказчики мне пишут сами, но году в 2018-м приходилось самостоятельно искать заказы. В начале сидела на GameDev.ru — это площадка с предложениями о работе. Там нашла две вакансии — одну по подряду, а вторую в офисе. Но это площадка на крайний случай, я бы сказала, как и freelancer.ru, потому что цены низкие, неликвидные и работа не особо интересная.

Есть и сервисы для финансирования вашей работы напрямую от аудитории:

  • Patreon — позволяет авторам контента получать ежемесячные пожертвования от фанатов. По заявлениям самой платформы, один спонсор на Patreon приносит больше дохода, чем один подписчик на любой другой платформе.
  • Ko-fi — аналог Patreon, который не обязывает пользователей подписываться на нравящегося им автора на постоянной основе. Вместо подписки — разовые пожертвования. Многие сравнивают Ko-fi с «баночкой для чаевых».
  • Gumroad — универсальная площадка, которая позволяет авторам продавать любой цифровой контент и зарабатывать. Через Gumroad продают не только изображения и видео, но и фото, музыку, тексты. Особой популярностью на площадке пользуются туториалы.
  • YCH.Commishes — площадка-аукцион для продажи адоптов (дизайны персонажей, которые художники продают пользователям для дальнейшего использования) и ючей (простые или сложные позы в готовом окружении, в них художники вписывают готовых персонажей, предоставляемых заказчиками). YCH.Commishes в основном используют для продажи персонажей-людей, а для продажи фури (антропоморфных животных) часто используют площадку FurAffinity.

Как себя рекламировать и раскручивать «личный бренд»?

Главное — осознать, что поначалу львиную долю времени вы будете проводить в поисках возможности заработать. Если вы — фрилансер, то вам придётся быть и агентом, и менеджером, и SMM-специалистом.

В первую очередь художники советуют развивать свой бренд через Instagram и ArtStation. Выкладывайте в соцсети свои лучшие арты: вас будут оценивать по самой слабой работе.

Моя методика нахождения клиентов — «рисуй как можно лучше и пиарь себя» через портфель на ArtStation и блог в Твиттере. Продвигайте свой Твиттер через популярные арт-теги (#PortfolioDay, #Artvsartist, #NobodyArtistClub, которые актуальны только в те дни, когда эти флешмобы запускаются), попутно продвигая свою «станцию» и портфолио.

Наташа Нанук, Художница

Несколько советов:

  • Важно понимать свою целевую аудиторию и её предпочтения.
  • Работайте на свои социальные сети каждый день (постить-отвечать-постить-отвечать). Нужно выкладывать работы с определенным постоянством и не забрасывать аккаунты надолго.
  • Ищите популярные группы, которые могут вас опубликовать и тем самым обеспечить приток новых пользователей.
  • Всегда подписывайте свои работы, чтобы заказчику было проще вас найти по нику или ссылке, даже если вашу картинку запостили на сторонний ресурс.
  • По мнению Дмитрия Бурмака, полезно общаться с зарубежными художниками и выкладывать работы в соцсетях на английском языке. Это сильно расширит круг общения, вашу известность и, возможно, привлечёт заказчиков.
  • Миша Оплев отдельно выделяет Discord. По его мнению, это лучший инструмент для наработки связей в индустрии. Сейчас у большой части художников (и не только) есть свой дискорд-сервер для общения, например: Stylized Station, Lightbox, Марко Буччи, Moderndayjames. Подобный канал есть и у Миши Оплева.

Главное, чтобы люди на этом сервере занимались тем же, чем и вы. Но вам придётся говорить на английском языке. Сначала можно посидеть, почитать и пописать, а потом, со временем, и начать разговаривать. Это сложный вариант, но так у вас будет больше шансов получить работу.

Миша Оплев, Художник-фрилансер

Не стоит забывать и про личное общение с заказчиками, представителями разных компаний и издательств. Если вы приятный, общительный художник, который выполняет заказы в срок — довольные заказчики вас обязательно позовут ещё поработать. Также заказчик может вас порекомендовать другому заказчику, а художник, с которым вы хорошо общаетесь — дать личную рекомендацию в студию. Такие рекомендации — не основной, но один из самых надёжных способов поиска новых сотрудников.

Наташа Нанук отмечает, что полезно сидеть на арт-стримах популярных художников, которые вам нравятся:

У них обычно очень большая аудитория и есть дискорды, в которых подписчики делятся своими работами. Есть также дискорды всяких школ. Если проходите курсы, не пренебрегайте ими — там тоже можно показать свою работу и набрать лайков.

Наташа Нанук, Художница

Что стоит обсудить с заказчиком в первую очередь?

Задание клиента и его бюджет

  • Денежный вопрос: размер и схему оплаты (почасовая, сдельная или какая-то другая), а также способ оплаты (банковский перевод на карту, PayPal или наличные).
  • Сроки. Они сильно связаны с оплатой и могут влиять на стоимость. Важно сразу договориться о чётком дедлайне, иначе работа может растянуться на длительный срок. По словам Ольги Морозовой, иногда дедлайн может выглядеть как «месяц-полтора», но это уже лучше, чем «мы работаем на перспективу».
  • Правки. Их лучше обговорить письменно. Например: «Стоимость указана с учётом возможных правок и доработок, если они составляют не более 50% от готового изображения». Если заказчик повышает этот процент — цену тоже стоит повысить, в зависимости от размера правок.
  • За правки в последний момент или уже после сдачи работы цену тоже стоит повысить. Однако к заказу важно отнестись максимально серьёзно. Нужно часто показывать работу заказчику, чтобы он понимал, как всё идёт, и не беспокоился.
  • Объём работы: сколько картинок, сколько вариантов, какая стилистика.
  • Договор. Большинство художников советует просить его каждый раз, как вы берётесь за новый заказ.

Даже если заказчик — крокодил и у него лапки, и вообще он в реке живёт и не может напечатать вам документ. Не может, не знает — пришлите ему свой. Всякие-разные образцы договоров можете нагуглить, а если есть друг-юрист, то будет совсем хорошо. Не работайте без договора, даже если это ваш брат-сват, дед по духу.

Ольга Морозова, Художник Allods Team

Как распознать подозрительного или невменяемого клиента?

  • Ольга Морозова советует обратить внимание на тон разговора. Чем официальнее или просто уважительнее к вам обращаются — тем лучше. А если видите письмо из разряда «чо каво, сделаешь работу до завтра?» — лучше пройти мимо.
  • Стоит насторожиться, если во время разговора с заказчиком вы слышите фразы вроде: «работа на перспективу», «работа на репутацию», «работа по знакомству» и «деньги — не проблема» (при этом конкретные цифры не называются). Любые увиливания от финансового вопроса должны вас насторожить.
  • Не стоит верить на слово представителям «известных компаний, которые пока что ищут инвестора». Бывали случаи, когда начинающие предприятия без денег создавали ложный имидж таких компании. Если заказчик уверяет, что он из «большой компании с рекордной выручкой», стоит поискать её название в интернете. Если у этой компании нет сайта, как и нет новостей о её успехах — у вас появится хороший повод отказаться. Подробнее об опыте работы с подобными компаниями можно почитать тут. В конце статьи есть небольшой тест, благодаря которому вы сможете рассчитать «опасность» потенциального заказчика.
  • Стоит быть внимательными с бесплатными тестовыми заданиями, особенно когда вам предлагают сразу несколько штук.

Да, есть фирмы, которые эти бесплатные тестовые дают без грязных мыслей (хотя это всё равно дурной тон), но на фрилансе очень часто можно столкнуться с ситуацией, когда заказчик просто набирает себе пачку бесплатных тестовых и сваливает в туман. А затем вы видите свои работы в каком-то продукте, или на майке, или где угодно ещё. Имейте это в виду.

Ольга Морозова

Юлия Калашникова отмечает, что деловито настроенный человек будет дружелюбен, но если вас торопят с ответом, когда вы ещё даже не начали разговор, это может быть уже поводом ссылаться на занятость и отказаться от заказа до начала обсуждения. При этом она советует не осуждать заказчика заранее — постарайтесь относиться к нему дружелюбно, без особых подозрений.

Если вы сильно переживаете, что вас могут обмануть, Юлия предлагает взаимодействовать с заказчиками через фрилансерские платформы: например, на Fiverr и Upwork вас даже не смогут нанять без 100 % предоплаты на сайт, который удерживает эти деньги до полного одобрения работы.

Еще один совет — берите предоплату. Во-первых, так у вас будут средства на жизнь, а во-вторых, предоплата всегда подтверждает серьёзность намерений заказчика. Даже если заказчик обещает оплатить работу после её завершения — это стоит обдумать.

Работа на западный рынок: в чём особенности и как найти клиентов

Отличие от СНГ-рынка

Юлия Калашникова отмечает, что «зарубежные заказчики платят не в пример больше, а рабочая этика у них значительно выше»: общаться будут вежливо, отвечать вовремя, давать «чаевые».

Миша Оплев отмечает, что зачастую за рубежом все улыбаются и говорят, что «да, все прекрасно, но…» — и потом уже дают настоящий фидбэк. В России скажут «всё плохо, поменяй» — и когда всё станет хорошо, скажут «да, всё хорошо». Чтобы эти нюансы понять, нужно много общаться с носителями языка и с людьми из индустрии.

Он советует держать клиентов в курсе того, что вы делаете, пока выполняете задачи, и брать на себя инициативу, предлагать свои идеи и своё видение поставленной задачи. Однако делать это лучше не «в лоб» — нужно выслушать клиента и дождаться подходящей возможности «вставить свои пять копеек».

Как найти зарубежных заказчиков

Процесс не сильно отличается от поиска заказчиков в СНГ. Миша Оплев советует найти компании, которые вам нравятся, потом найти художников, которые работают в этих компаниях (и тоже вам нравятся), сравнить свои навыки с навыками этих художников и поработать над портфолио. После того, как портфолио будет выглядеть не хуже, чем у других художников, можно начинать подавать заявки в разные компании и налаживать связи. Единственная разница — русский язык меняется на английский.

Миша советует заводить друзей внутри зарубежной индустрии, общаться с фрилансерами на аутсорсе. По его словам, вам не нужно знать всю индустрию лично, но нужно знать одного человека, который знает других людей, а те в свою очередь знают ещё кого-то. Таким образом работает правило шести рукопожатий. Отлично в этом плане помогает Discord и сервера известных художников и компаний, упомянутые выше.

Как хорошо нужно знать английский?

Если вы собираетесь работать с зарубежными клиентами — знание английского обязательно. Однако язык не нужно знать в совершенстве. Достаточно уметь донести мысль и объяснить что-то по заказу.

Можно общаться через Google-переводчик, ничего такого в этом нет. Но чем лучше уровень языка, тем более приятное впечатление вы сможете оказать на заказчика.

Дмитрий Бурмак, Художник Magic: The Gathering

Здесь можно обратиться к опыту аниматора Славы Кольченко (работал над аниме Jujutsu Kaisen, Attack on Titan TV-4, Black Clover). Он общается с японскими заказчиками, переводит ТЗ через интернет-переводчик и хорошо справляется с задачами.

Юлия Калашникова же считает, что косноязычие может отпугнуть потенциального заказчика, «который, как правило, пишет в чат, прежде чем оформлять заказ». Опять же, это не значит, что нужно знать разговорный английский в совершенстве. По словам Юлии, за полтора года фриланса ей ни разу не потребовалось говорить с кем-то голосом.

Как выйти на фриланс в книжной иллюстрации?

Работа для книжной иллюстрации (особенно для российского рынка) сильно отличается от остальных видов иллюстрации. В первую очередь это касается заработка и отношения к работе художника.

Книжный рынок очень специфический. Уже 10 лет как медленно умирает. И поэтому придётся смириться с небольшим заработком. В книгах платят сильно меньше, чем на телевидении, в рекламе, играх и других медиа. Мне кажется, расценивать работу иллюстратора в издательстве как бизнес сейчас бессмысленно. Сейчас это про любовь, а не про деньги.

Андрей Ферез, Иллюстратор

Однако процесс вхождения в книжную иллюстрацию не отличается от любого другого вида фриланса. Чтобы в вас поверили, надо сделать что-нибудь хорошее и качественное. И вполне возможно, за этим последуют другие предложения, более выгодные.

Перед началом работы Андрей советует обсудить с заказчиком деньги и сроки. Художник называет это «базовой техникой безопасности».

Договор с вами подпишут либо после очень убедительных эскизов, либо по факту выполнения работы. Если вы нарисовали то, что пойдет в тираж, вам обязательно заплатят. Потому как в противном случае вы у них сможете отсудить половину издательства. А если вы нарисовали то, что на книжку не поставят, то как ни танцуйте, денег не дадут.

Андрей Ферез, Иллюстратор

Стоит внимательно относиться к проектам, которые отменяют или откладывают в долгий ящик. В таком случае «придётся торговаться». По словам художника, существует негласное правило: в случае отмены проекта должны платить половину. Хотя это правило работает не всегда.

Общие советы и неочевидные знания

В этом разделе мы собрали небольшие советы и подсказки художников.

Советы от Ольги Морозовой

  • Рассчитывайте время на выполнение работы не впритык, а с запасом в пару дней. Это даст вам возможность не нервничать и не рвать на голове волосы, если вдруг случится форс-мажор.
  • Время выполнения работы — это не только отрисовка, но и поиск идей и референсов.
  • Если у вас спрашивают «а сколько бы вы хотели за работу?», а вы чувствуете, что заказчик может отвалиться из-за ценника или просто стесняетесь называть крупную сумму, назовите её, но с оговоркой «ценник обсуждаем» или «но я готов выслушать ваши предложения».
  • Старайтесь организовать себе подушку безопасности. Например, вам пишет студия, но вы сейчас заняты или не заинтересованы. Не отказывайте категорично и бесповоротно. Напишите: «В данный момент я занят, но хотел бы оставаться с вами на связи». Это даст вам возможность в случае чего не питаться водой с солью.
  • В крайности бросаться не стоит. Ни кидание понтов, ни мямлянье себе под нос в разговоре с заказчиком до добра не доводят. Я проверяла оба варианта — не работает. Точнее работает, но не в ту сторону.
  • Не нужно бросать всё на начальном этапе, «потому что тяжело». Да, тяжело, никто не обещал кисельных берегов в начале пути. Но это не повод сворачивать с пути. На всех новых дорогах тяжело в начале — и это нормально, железная попа сама собою не закаляется.
  • Вот моя схема расчёта оплаты. Берёте среднюю зарплату за месяц (по вашему городу или какую хотите) и делите эту сумму на количество рабочих часов в месяц. Так вы получаете стоимость своего часа. Дальше считаете, сколько примерно часов у вас уйдет на требуемый заказ, накидываете немного сверху (правки будут в любом случае и не все хотят за них платить, поэтому сразу вписываем их в стоимость) и, если получится, делаете надбавку за собственную наглость. Теперь у вас есть итоговая сумма.

Советы от Дмитрия Бурмака

  • Нужно реально оценить свои навыки и возможности. Я помню, думал: пусть сейчас у меня нет картинок, которые подошли бы клиентам, но это потому, что мне никто не давал заданий и у меня не было времени их рисовать. Вот дали бы мне задание и оплатили бы моё время, я бы тогда показал. Так не работает, к сожалению. Надо потратить своё время, убедиться, что ты можешь делать качественный продукт, который можно предложить работодателям. Нарисовать несколько картинок в нужном им ключе не хуже, чем рисуют художники, которые уже с ними сотрудничают. Самому убедиться, что ты можешь это сделать. Портфолио как раз это и покажет и заказчикам, и тебе самому.
  • Нужно быть трудолюбивым, терпеливым, настойчивым, вежливым, стараться не унывать, получать удовольствие от рисования. У нас с вами классная работа, давайте это ценить.
  • Если заказов нет — можно отдохнуть. Главное — не нервничать. Свободное время — это отличная возможность пополнить портфолио картинками, которые вам не заказывают, но которые хотелось бы делать на заказ в будущем. Поэкспериментировать, поучиться чему-то.
  • Учтите, что оплата за работу часто может приходить далеко не сразу после выполнения, задержки могут достигать нескольких месяцев. Это нормально и к этому нужно быть готовым.
  • Я советую не соглашаться на большие проекты неизвестных заказчиков сразу, ведь они могут занять несколько месяцев или лет. Лучше начать с небольших заказов, которые займут несколько дней, сдать их и посмотреть, как идёт работа, как происходят правки и как выдаётся оплата. Если вас всё устраивает — можете переходить к чему-то большему, а если нет — всегда можно сдать проект и найти другого клиента.

Советы от Миши Оплева

  • Не пытайтесь делать всё и сразу, делайте одну вещь, которая у вас получается хорошо, а потом уже потихоньку экспериментируйте и пробуйте новые вещи. Так со временем вы станете человеком-оркестром, который может выполнять большое количество задач через призму своего собственного видения в оригинальном стиле.
  • Не стоит забывать что фриланс — это марафон, а не спринт. Есть люди-спринтеры, которые за короткий промежуток времени многого добиваются, попадают в индустрию, но через полтора-два года, когда кураж проходит, они уходят. Это плохо. Тут нужно найти баланс между жизнью, работой и отдыхом. Чем лучше и интереснее у вас жизнь — тем необычнее взгляд и там лучше работы. Если будете отдыхать и путешествовать — вам всегда будет что сказать. Не закрывайтесь в квартире и не перерабатывайте.
  • Не занижайте свои цены. Если вы это делаете, то считайте, что стреляете в ногу следующему человеку, который будет работать после вас. В индустрии есть свои стандарты оплаты на разные форматы, и когда вы занижаете цену — то делаете это не только для себя, но и для всей индустрии.
  • Есть одна фраза, которую я часто употребляю: «вы должны помнить, что ваша задача — сделать жизнь арт-директора или продюсера легче». Как только ваш клиент услышит эту фразу, он сразу же позитивнее настроится на работу и оценит вас как профессионала.
  • С увеличением статуса компании и бюджета (будь то Netflix или Apple) меняется не так много вещей. Вам дают либо продюсера, либо арт-директора, ставят задачу и вы идёте её выполнять. Самое главное отличие низкобюджетного проекта от высокобюджетного в том, что большие компании не так сильно будут смотреть вам через плечо и мало будут задавать вопросов. Вы сделали — они дали правки и заплатили.

Советы от Юлии Калашниковой

  • Не стоит забывать о своей узкой специализации. Также нужно осознавать, насколько она кому-то нужна. Мне повезло, я люблю популярный контент, но мне довелось учиться с человеком, который рисовал только червей. Выходило, что уникальности сколько угодно, а востребованность — сомнительная.
  • Обязательна оценка рисков, как мелких (стоит ли рисовать без предоплаты?), так и глобальных (как мне поступить, если я хочу в будущем сделать большой проект, который меня прославит и озолотит?) и экзистенциальных (стоит ли отказываться от траты времени, которое ко мне уже не вернется, ради рисования?). В общем, стоит соблюдать баланс: не держаться зубами за какую-то жизненную стратегию, если она не работает по каким-то причинам, но и болтаться бесцельно не надо.

Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

Добавить комментарий