Как исправить акцентуацию

Часто слышите от окружающих, что у вас скверный характер, да и сами осознаете, что некоторые его черты доставляют вам немало проблем? Давайте поговорим о возможности коррекции характера человека.

Коррекция недостатков характера

01 (1).jpg

Характер — это совокупность определенных качеств, которые определяют поступки человека, влияют на его отношения с окружающими. Психологи различают 9 основных типов характера.

Из всех проблем, с которыми клиенты обращаются к психологу, запрос о коррекции характера — один из самых сложных. Основная трудность часто связана с возрастом человека. Так, коррекция характера у детей проходит легче, чем коррекция характера у подростков. 

У взрослого человека возможна коррекция лишь некоторых черт характера. Остальная работа сводится к тому, чтобы человек приспособился и принял те черты своего характера, которые невозможно изменить.

Черты характера человека делятся на группы, основные из которых:

  • волевые качества: выдержка, терпение, настойчивость и др.;
  • деловые качества: целеустремленность, дисциплинированность, ответственность, инициативность и др.;
  • коммуникативные качества: вежливость, порядочность, честность, отзывчивость и др.

Именно в такой последовательности черты проявляются и развиваются в характере человека. Чем раньше возникает некоторая черта в характере, тем труднее ее изменить. Так, коррекция негативных черт характера, связанных с коммуникацией, возможна практически в любом возрасте. Эффективно изменить деловые качества человека возможно до 30-летнего возраста. А волевые качества поддаются коррекции до 15-16 лет.

Когда человек приходит к психологу с запросом «коррекция недостатков характера ребенка» или «коррекция недостатков своего характера», прежде всего следует определить слабые стороны, или акцентуации, характера клиента. Для этого консультанты применяют различные тесты, например, тест Леонгарда.

Онлайн-тест Определи свой психотип

Онлайн-тест “Определи свой психотип”

О проблемах с характером говорят в случаях:

  • характера с акцентуациями — есть выраженные слабые звенья;
  • характера с заостренными акцентуациями — слабые звенья становятся проблемой как для окружающих, так и для самой личности;
  • психопатии — запущенное, непроработанное слабое звено становится масштабным и подчиняет себе поведение человека. 

15 быстрых способов улучшить свою жизнь уже через 30 дней

Константин
Никулин

Психолог, личный коуч
с опытом более 14 лет

Как часто наша жизнь кажется нам трудной, сложной, скучной, несправедливой?

Ежедневно мы застреваем в бесконечном кругу финансовых трудностей, негативных эмоций, страха перед неудачами. Иногда нужен толчок, чтобы начать менять свою жизнь в лучшую сторону.

Мы подготовили подборку материалов, которые помогут привлечь позитивные изменения в вашу жизнь. чтобы наступили перемены в скучной жизни. И да, это бесплатно!

15 практик для улучшения жизни на каждый день

Чек-лист инструментов для принятия ежедневных решений

3 способа найти и реализовать своё предназначение

Проверенные методики самореализации

Гайд по работе с эмоциональным выгоранием

Инструкция по предотвращению и избавлению от выгорания

10 работающих способов для восстановления денежного потока

Проверенные методики для устранения денежного блока

Как проработать негативные установки

6 шагов по избавлению от установок, которые тормозят ваше развитие

Скачать подборку бесплатно

Коррекция акцентуации характера позволяет либо устранить слабое звено, либо уменьшить его влияние на поведение человека. Подобная коррекция носит опережающий характер, потому что не дает развиваться слабым чертам характера и не усугубляет имеющиеся у человека проблемы.

Виды коррекции по характеру направленности

02 (1).jpg

По характеру направленности выделяют коррекцию-профилактику и коррекцию-компенсацию акцентуаций.


Акцентуация


Профилактика


Компенсация

Гипертимность

  • избегать однообразия;
  • воспринимать новую информацию;
  • заниматься активными видами спорта
  • выбор места работы, где нужен энергичный, быстрый сотрудник

Ригидность

  • устранение черно-белого видения ситуации;
  • формирование окружения, которое не шутит над человеком;
  • избегать угроз для репутации;
  • избегать двусмысленных ситуаций
  • выбор места работы, где ценится подозрительность и недоверчивость, например, работа в охранных агентствах

Эмотивность

  • работа с эмоциональной сферой;
  • развитие навыка распознавания своих эмоций
  • реализация себя в сферах, где ценятся эмоции: театр, кино, актерское мастерство и т.д.

Педантичность

  • анализ своих шаблонов поведения;
  • исследование значения имеющихся шаблонов в жизни человека
  • реализация себя в сферах, где требуется точность работы и есть достаточно времени для ее выполнения

Тревожность

  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • проработка эмоций обиды, стыда, вины и пр.;
  • избегать шуток и насмешек окружающих
  • реализация себя в сферах, требующих старательности, точности, соблюдения инструкций

Циклотимность

  • бережное отношение к здоровью;
  • перенос важных дел на гиперактивную фазу;
  • уменьшение нагрузок в депрессивный период
  • подстройка под фазовый режим;

  • деятельность, где сложную работу можно передвинуть на другой срок

Истероидность

  • понимание того, что для достижения успеха не обязательно быть в центре внимания;
  • профессионально-образовательная подготовка
  • реализация себя в таких сферах, как театр, кино, дикторство, ораторское и зрелищное искусство, музыкальные группы и пр.

Эпилептоидность

  • проработка гнева, агрессии, раздражительности;
  • проработка эмоциональной регуляции;
  • контроль за влечениями
  • реализация себя в силовых видах спорта: бокс, борьба и пр.

Интровертность

  • работа с социальным взаимодействием;
  • занятия спортом
  • работа писателем, копирайтером, художником, психологом и пр.

Экзальтированность

  • проработка эмоциональной регуляции

  • реализация себя в среде, где ценятся эмоции: кино, драматургия, театр и др.

Шизоидность

  • работа с навыком распознавания эмоций других людей;
  • избегать повышенной ответственности
  • реализация себя в творческих профессиях: художник, писатель, музыкант и пр.

Общие подходы и принципы коррекции позволяют не доводить ситуацию до патологии характера. Так, коррекция нервного характера (акцентуации тревожности и мнительности) дает возможность человеку избежать неврозов и тревожных расстройств.

Чтобы больше узнать о характере человека, особенностях его формирования и развития, читайте статьи в разделе «Коучинг».

  • Гайд «3 действенных инструмента для самокоучинга для достижения целей»

    Скачать бесплатно

  • Ротанова Валерия Александровна1, Власова Анастасия Андреевна1, Мочалова Анастасия Сергеевна1, Казаков Максим Евгеньевич1
    1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

    Аннотация
    В данной статье вы можете познакомиться с понятием акцентуации характера. В статье подробно описана гипертимная акцентуация характера, ее признаки и особенности, а также даны рекомендации по коррекции поведения подростка с гипертимной акцентуацией характера.

    Библиографическая ссылка на статью:
    Ротанова В.А., Власова А.А., Мочалова А.С., Казаков М.Е. Рекомендации по коррекции поведения подростка с гипертимной акцентуацией характера // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/03/85949 (дата обращения: 10.05.2023).

    Акцентуация характера – это та или иная чрезмерно выраженная черта характера, представляющая собой крайний вариант нормы.

    Акцентуации характера, которые интенсивно проявляются в подростковом возрасте, с течением времени, в лучшем случае, могут компенсироваться, а в худшем – развиться и преобразоваться в “краевые” психопатии, что крайне опасно для личности и ее психического здоровья. Именно поэтому так важно вовремя обратить внимание на гипертрофированные черты характера подростка и максимально скорректировать их [2].

    Исследования показывают, что самый распространенный среди подростков тип акцентуации – гипертимный. Именно по этой причине в нашей статье мы рассмотрим, что это за тип, в чем он проявляется и каким способом возможно его скорректировать, т.е. минимизировать данную черту характера до нормы.

    Как определить человека с гипертимной акцентуацией характера? Обратите внимание на его поведение. Признаки данной акцентуации следующие: такой человек очень общительный, он стремится к людям. При разговоре активно жестикулирует, обладает ярко выраженной мимикой и пантомимикой. Непостоянен, поэтому часто возникают конфликты из-за невыполнения своих обязанностей и обещаний.  Отличается деятельностью, активностью, инициативностью, самостоятельностью, оптимизмом. Несмотря на все это, он легкомысленный, необязательный, раздражительный, с проявлением вспышек гнева; иногда совершает аморальные, даже противоправные поступки. Такое всегда приподнятое настроение находится в сочетании с жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью, тенденцией постоянно отклоняться от темы разговора. Характеризуется большой подвижностью, общительностью, выраженностью невербальных компонентов общения. Везде вносят много шума, стремятся к лидерству. Обычно имеют высокий жизненный тонус, хороший аппетит и крепкий сон. Повышенная самооценка характеризуется недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Так как человек очень подвижный и общительный, тяжело переносит стабильность и условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество [1, с. 13].

    Если вы заметили данные признаки в поведении подростка, попробуйте последовать приведенным ниже рекомендациям по коррекции поведения подростка с гипертимной акцентуацией характера:

    –    Увлекайте подростка чем-нибудь интересным и необычным, направляйте его энергию в определенное русло, где он сам мог бы регулировать свое поведение, вырабатывать необходимые тормозные реакции; это отвлечет его от ссор, различных злоупотреблений, неоправданного риска, совершения противоправных действий. Не допускайте вхождения подростка в азарт, пресекайте грубости, нарушения этикета;

    –   Обращайте внимание на его положительные черты характера, такие как хорошее настроение, оптимизм, высокая контактность, коммуникабельность, уверенность в себе; поощряйте его активное стремление к деятельности, впечатлениям, развлечениям, инициативность, стремление к лидерству.

    –   Создавайте ему благоприятную среду для общения, где он сможет почувствовать себя лидером, выступить организатором. Следите за наличием условий для проявления его инициативы: предложите ему взять организаторские поручения в классе, помогать учителям и др.

    –   Формулируйте четкие границы его поведения, но так, чтобы установление ограничений не мешало волевым проявлениям в рамках безопасности и блага самому подростку и окружающим. Также при оценке результатов его деятельности говорите четко, спокойно, аргументированно, в уважительном тоне; так вы избежите ссор и непонимания в отношениях с подростком.

    Асоциальное поведение гипертимов обусловлено не столько четко выраженными антисоциальными установками, сколько легкомыслием, гиперактивностью, реакцией группирова­ния и склонностью к риску [3]. Однако и этих «легких» причин достаточно для формирования противоправного поведения. Вовремя обнаружив и устранив негативные проявления гипертимной акцентуации, вы сделаете большой шаг к счастливому будущему подростка.

    Библиографический список

    1. Характер. Акцентуации характера / Е. Е. Ясникова, В.С. Собенников; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава РФ, – Иркутск: ИГМУ, 2013. – 28 с.
    2. Зорина Е.А., Агеева Л.Г. Влияние типа акцентуации характера на стиль поведения в конфликтной ситуации у студентов-психологов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/75346 (дата обращения: 25.02.2018).
    3. Львицын М.С. Гипертимная акцентуация характера и профориентация.  – [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.b17.ru/article/88452/


    Количество просмотров публикации: Please wait

    Все статьи автора «Ротанова Валерия Александровна»

    Многие люди кажутся нам странными, их поведение – порой абсурдным, и нередко напрашивается неполиткорректный вопрос: «А вы случайно не псих?» Особенно неприятно бывает, если то же самое мы слышим в свой адрес. Что означают эти странности – психическое заболевание или какое-то отклонение от нормы? И что же тогда норма?

    Отношение к ненормальности в медицине и, особенно, в психиатрии двоякое. Во-первых, ненормальным можно считать человека, который просто не укладывается в среднестатистический параметр общей «серой массы». Тогда экстравагантный артист, оппозиционный журналист, гениальный математик (типа Григория Перельмана), одинокий путешественник (типа Федора Конюхова), дерзкий режиссер, художник-абстракционист, уличный музыкант, шустрый аферист, фанатичный коллекционер, аскетичный монах, адреналиновый экстремал, декаденствующий поэт и пр. – все они по-настоящему «не-нормальные», ведь они не такие, как «все нормальные» люди, и более того, они не столько стремятся быть не такими, как все, сколько не способны быть такими, как все. Можем ли мы сказать, что они «психи»? Конечно, нет. Благодаря им мир имеет краски и разнообразие. С другой стороны, конечно же, они буквально «НЕ нормальны», ведь в среднестатистический норматив они явно не укладываются, даже не способны в принципе его принять, для них это будет «прокрустово ложе», социальное рабство, насилие над личностью, посягательство на свободу. Ну, а всем остальным не на кого будет глазеть по телевизору и в ютубе, папарацци останутся без работы, а глянцевые журналы и желтую прессу придется выпускать без гламурных обложек и интригующих новостей.

    Все это мир акцентуантов, или акцентуированных личностей. Понятие акцентуации характера имеет тот же смысл, что и языковой акцент – буквально «ударение», «заострение», «выделение» какой-то части на общем фоне. В языке акцент представляет собой выделяющуюся, заметную для окружающих особенность произношения. В характере акцентуация также представляет собой как бы заостренную, выделяющуюся особенность социального поведения и реагирования, заметную окружающим на общем социальном фоне. Акцентуация характера в психиатрии ни в коем случае не относится к психической патологии, но является пограничной сферой между нормальным гармоничным характером и психопатическим.

    Во-вторых, ненормальным можно считать человека больного или от чего-то страдающего, поскольку здоровым, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является человек, который здоров не только физически, но также благополучен психологически и социально. Кстати, слово пациент, пришедшее к нам из английского (patient), в буквальном переводе собственно и означает – «претерпевающий, переносящий, страдающий, мучающийся». В цивилизованном мире среднестатистический человек здоров и благополучен, тогда люди больные и страдающие опять же отклоняются от стандартной нормы и нуждаются в медицинской, в т.ч. психотерапевтической или психиатрической помощи. Что делать, если они от этой помощи отказываются? Согласно закону, к человеку не могут быть применены никакие меры принудительного лечения, если он а) социально не опасен; б) суицидально не опасен; в) не имеет психического расстройства, не позволяющего ему осознать тяжесть своего состояния.

    Получается, нельзя называть «психом» человека, если он своим поведением осознанно или не осознанно не вредит окружающим или самому себе. Осознанно вредить окружающим свойственно психопатическим личностям, проще — психопатам; в последние десятилетия в соответствии с западной диагностической системой психопатию именуют более корректно – расстройством личности. По канонам психиатрии психопатия, или личностное расстройство, в отличии от акцентуации, является уже безусловно патологией. Лица с расстройством личности имеют анти- или асоциальную направленность. Они не адаптируются в обычной социальной среде и могут существовать только на уровне различных субкультур – это представители криминала, «воры в законе», аферисты, нелегальные проститутки и сутенеры, наркоманы, религиозные фанатики, сатанисты, прочие сектанты, наиболее неадекватные и агрессивные фанаты футбола и рок-музыки, хиппи, панки, фашисты, расисты, оккультисты, конечно же – террористы, сексуально извращенные натуры (насильники, садисты, мозахисты, эксгибиционисты, педофилы и пр.), а также разномастные патологические лжецы, домашние тираны, ревнивцы, выраженные истерики-манипуляторы, грубые муже-, женоненавистники, неудержимые кляузники и т.д. и т.п. Их лечить невозможно, к ним при необходимости могут быть применены лишь меры социализирующего, воспитательного и уголовно-юридического характера. И наоборот, обязательному лечению подлежат люди, не осознающие факта причинения вреда окружающим. Вот, их принципиально не правильно называть «психами», это именно пациенты (например, страдающие шизофренией), душевнобольные люди, которые даже если совершают преступление в состоянии болезни, судом признаются невменяемыми и не несут уголовной ответственности, а при должном успешном лечении по выздоровлении не проявляют никаких признаков неадекватности и не представляют опасности.


    Что такое акцентуация характера? Кто ее открыл? Как это называлось раньше? 

    Понятие акцентуации характера введено в употребление немецким психиатром Карлом Леонгардом в середине 20 века для обозначения людей, обладающих явно негармоничным характером, но все же не до такой степени, чтобы утратить способность к адаптации в обществе или представлять для него опасность. Т.е. акцентуация – это еще не психопатия (расстройство личности), но уже и не нормативный стандарт. Говоря проще, акцентуация – это ярко выраженная индивидуальность, которая, тем не менее, не выбрасывает ее носителя из общества; лишь делает его существенно более уязвимым, проблемным в одних ситуациях, и более успешным, продуктивным в других.

    В этом нет особого открытия – то, что каждый характер в чем-то особенен, индивидуален, и что степень выраженности этой индивидуальности тоже бывает разной, было понятно во все времена. Также и классифицировать характеры, составляя типологию личностных особенностей, пытались и пытаются многие. Леонгард лишь предложил термин и собственную классификацию, которая «прижилась» в западной, а затем и российской психиатрии. Как акцентуации назывались раньше? Как угодно, соответственно характерологическому «сдвигу», акценту – инфантильный мечтатель, несчастный поэт, придворный шут, властолюбивый диктатор, бродячий философ, одинокий изобретатель, двуликий артист, хитрый торговец… Наглядное выделение личностных особенностей было скорее задачей литераторов и драматургов, чем врачей.


    Откуда у человека берется та или иная акцентуация? Какие факторы ее порождают, способствуют ее формированию и закреплению?

    Акцентуация – это как бы чрезмерно «выпирающая», «выпуклая», заметная, даже бросающаяся в глаза черта характера. Она берется оттуда же, откуда и все индивидуальные характерологические особенности, делающие нас уникальными и непохожими друг на друга – от родителей и от среды в которой мы растем. Вся живая природа имеет свой генотип и фенотип – т.е. то, что унаследовано в генах и то, что сформировалось под влиянием окружения. А человек имеет еще и психотип. Так, например, то, что яблоня является яблоней, а не грушей, определяется ее наследственным кодом — генотипом. А то, что из семечек одного и то же яблока одна яблоня выросла на плохой почве в тени маленькой и слабой, а другая — на хорошей почве на солнце стала пышной и плодоносной определяется условиями ее роста – фенотипом.

    Личность же человека складывается и из генов, и из влияния среды (семьи, школы, социально-бытовых условий), и из влияния психологических особенностей родителей – их жизненных принципов, кредо, морально-этических и культурных ценностей, правил, убеждений, душевных и духовных потребностей, в сумме определяющих личностный психотип. Народные пословицы вроде «Яблоко от яблони недалеко падает», «От осины не родятся апельсины» отвечают на данный вопрос со всей ясностью – характер человека, в т.ч. акцентуированный, состоит и из того, что унаследовано биологически, и из того, что сформировано социально-бытовыми условиями, и из того, что передано родителями в каждодневном общении.

    Разграничить влияние генетической наследственности и внешних факторов помогают исследования характеров однояйцевых близнецов, разделенных после рождения и выросших в разных семьях. Как правило, невозможно, чтобы прямые родственники человека представляли собой вполне гармоничные личности, а он сам был бы акцентуаном, и наоборот — чтобы в семье, имеющей акцентуантов, или, тем более, личностей с психопатическими наклонностями вырос характерологически гармоничный ребенок. В ранние советские времена подавлялось развитие генетики, чтобы представить социальные идеалы марксизма-коммунизма превосходящими по своему значению наследственность. То, к чему это привело, описано в романе М.Булгакова «Собачье сердце».

    Формирование характера, в т.ч. акцентуированного, всегда определяется комплексом причин, и отдать предпочтение одним в ущерб другим невозможно. Однако можно сказать, что чем более постоянной и стойкой является какая-либо особенность личности, тем большее участие в ее формировании принимает наследственность, а то, что вызвано преимущественно внешним окружением, то новое окружение может и исправить. Поэтому влияние аномальных генетических факторов в большей мере определяет появление расстройств личности (психопатий), чем акцентуаций, а акцентуаций – в большей мере, чем гармоничных характеров.


    Какие типы акцентуации характера бывают? Что для них характерно? 

    В России пользуются двумя основными типами акцентуаций характера – по Карлу Леонгарду — основателю понятия акцентуированного характера; и по советскому психиатру А.Е.Личко, незначительно видоизменившему систему Леонгарда так, чтобы она больше соответствовала уже существующей к тому времени в России классификации психопатий (расстройств личности) по П.Б.Ганнушкину.

    По Леонгарду выделяют:

    гипертимный (гиперактивный, гиперсоциальный, жизнерадостный) тип;

    дистимический (тоскливый, недовольный, раздражительный) тип;

    аффективно-лабильный (эмоционально неустойчивый, зависимый от внешней оценки и обстоятельств) тип;

    аффективно-экзальтированный (эмоционально гипервозбудимый, легко воодушевляющийся, «живущий эмоциями») тип;

    тревожный (боязливый, неуверенный, подчиняемый, легко манипулируемый) тип;

    эмотивный (эмоционально чувствительный, впечатлительный, ранимый, мнительный) тип;

    демонстративный (эгоцентричный, самоуверенный, склонный манипулировать другими) тип;

    педантичный (совестливый, придирчивый, мелочный) тип;

    застревающий (подозрительный, эмоционально ригидный, трудно переключаемый, «тяжеловесный» тип);

    возбудимый (вспыльчивый, взрывной, раздражительный, импульсивный) тип;

    экстравертированный (ориентированный на внешние события и ценности) тип;

    интровертированный (ориентированный на внутридушевные процессы и ценности) тип.

    По А.Е. Личко:

    гипертимный (гиперактивный, гиперсоциальный, жизнерадостный) тип;

    циклоидный (эмоционально непостоянный, с циклически сменяющими друг друга периодами тоски и радости) тип;

    лабильный (эмоционально неустойчивый, зависимый от сиюминутного настроения) тип;

    астено-невротический (стрессонеустойчивый, быстро истощаемый, тревожный, нервный, слабовольный) тип;

    сензитивный (высоко чувствительный, эмоционально впечатлительный, ранимый, мнительный) тип;

    психастенический (сомневающийся, неуверенный, самокритичный, сверхаккуратный, придирчивый) тип;

    шизоидный (эмоционально холодный, равнодушный, закрытый, замкнутый, не сострадательный тип);

    эпилептоидный (злопамятный, мстительный, мелочный, дотошный, авторитарный) тип;

    истероидный (демонстративный, эгоцентричный, самоуверенный, склонный манипулировать другими) тип;

    неустойчивый (потакающий внешнему влиянию, стремящийся к удовольствиям, недисциплинированный, непоследовательный тип)

    конфо́рмный (предельно законопослушный, пассивный, подчиняемый, избегающий малейшего противостояния и отстаивания своей позиции) тип.


    Какие бывают степени акцентуации? Есть ли люди без акцентуации? 

    Подразделять акцентуации характера еще и на степени мне представляется излишним, поскольку сама акцентуация уже представляет собой легкую степень личностной деформации, как бы предшествующую личностному расстройству. Хотя формально и существует градация акцентуантов на явных и скрытых, на мой взгляд, это деление излишне. Акцентуированная личность вне фрустирующих ее обстоятельств и так пребывает в «скрытом» состоянии, но если ситуация меняется в неблагоприятном ключе, то характерологический дисбаланс тут же становится «явным». Самый простой пример – когда акцентуированная по истерическому типу особа здорова и пребывает в комфортных для себя условиях, то данная особенность ее характера никак себя не проявляет, но стоит ей заболеть или столкнуться со стрессом, так даже не специалисту становится заметным, что демонстративность, манипулятивность, эгоцентричность, претенциозность и эмоциональная экзальтированность у нее явно превышают средний для таких ситуаций уровень.

    Есть ли люди без акцентуации? Конечно – все остальные, кроме акцентуантов и психопатов (лиц с расстройством личности). Вся эта «серая масса» более-менее ровных, социально адаптированных, живущих по общепринятым правилам человеческого общежития людей с хорошо прогнозируемыми и сознательно контролируемыми эмоциональными и поведенческими реакциями.


    Можно ли от акцентуации избавиться, если она неприятна или мешает ее обладателю, изменить свой тип акцентуации на какой-нибудь другой или хотя бы его ослабить? Лечат ли ее? Что же делать людям, у которых какой-то неприятный для них или окружающих тип акцентуации характера? 

    Конечно, от акцентуации, в отличии от личностного расстройства (психопатии), можно избавиться, более того, в зависимости от жизненных обстоятельств акцентуированные черты могут не только самоустраняться, но и заменяться одни на другие. Ведь акцентуация – это просто бросающаяся в глаза особенность характера, не надо представлять ее как личностную аномалию, тем более болезненную. Мы знаем, что характер человека сам по себе меняется с течением жизни. Особенно негативно на его изменения влияют пребывание в обстановке войны или стихийного бедствия, ограничение свободы, стрессовые особенности работы, неадекватное поведение партнера по браку и т.п. Социальное и психологическое благополучие, наоборот, способны заметно сглаживать острые характерологические «углы». Акцентуация — не болезненный процесс, ею не заболевают, ее приобретают; ее не лечат, но при должных усилиях на нее можно влиять, ее можно менять как тон и интонацию голоса, жесты, походку, лексикон, привычки, пристрастия, стереотипы поведения и т.п.

    Если у человека есть намерение «проработать» свою акцентуацию в ускоренном режиме, то для этого, как ничто другое подходит психотерапия или, как еще принято говорить в России, психологическая коррекция. Лично на мой взгляд, психотерапия как раз в таких случаях гораздо более уместна, полезна и эффективна, чем при психоэмоциональных расстройствах и, тем более, заболеваниях. Именно характер антидепрессант не исправит, да, и сам акцентуант в большинстве случаев не захочет им воспользоваться, поскольку совершенно по праву не будет воспринимать свою особенность, как нечто болезненное и подлежащее лечению. Как нечто подлежащее коррекции, исправлению, улучшению, совершенствованию, трансформации, развитию – да, но не лечению.

    Подойдет практически любое направление психотерапии – и психоанализ, и гештальт, и психодрамма, и когнитивно-поведенческая, и телесно-ориентированная, и трансперсональная, и эксистенциальная, и эмоционально-стрессовая, и холотропная, и NLP, и арт-терапия, как в индивидуальном, так и в групповом исполнении, только бы человек был достаточно погружен в психотерапевтический процесс и достигал в ходе его желательных для себя изменений.


    Кто такие экстраверты и интроверты? Как это сочетается с типами акцентуации? 

    Как вы уже заметили, это типы из классификации Карла Леонгарда. Когда проявления экстра- или интроверсии явно выражены, то они уже сами по себе являются типами акцентуации. Конечно, их характеристики можно соотносить и с другими типами акцентуации. Так в высокой степени зависимые от окружения и ориентированные на внешний мир гипертимный, демонстративный, истероидный, конформный типы практически не будут иметь в себе проявлений интроверсии. А шизоидный, застревающий, психастеничный типы, наоборот, могут быть лишь в очень незначительной степени эксравертированы.

    Однако суть здесь не в хитросплетениях разных характерологических особенностей, а в том, что все человечество действительно вполне заметно подразделяется на две основные части – тех, кто работает преимущественно над внешней составляющей нашего мира (государственные деятели, политики, военноначальники, градостроители, бизнесмены, менеджеры, производственники, маркетологи, юристы, судьи и т.п.) – это типичные экстраверты; и тех, кто «питает» внутреннюю сторону души (философы, историки, поэты, художники, музыканты, драматурги, богословы, психоаналитики) – это типичные интроверты. Экстраверсия и интроверсия – это одно из типичных проявлений двойственности нашего мира, как материя и идея, тело и душа, левое и правое полушария, точные и гуманитарные науки, бизнес и творчество и т.д.


    Как влияет тип акцентуации на образ жизни, успешность, способность к общению и здоровье людей? 

    Акцентуация в очень значительной степени может влиять и на жизненный успех, и на здоровье, если стиль жизни и род занятий акцентуанта строится в соответствии с выделяющейся особенностью его характера, а не противоположно ей. Например, гипертимный тип может быть успешным продавцом, дилером, волонтером, психотерапевтом, актером, оратором, политиком и т.п. Он будет на высоте во всех сферах, где важно быть активным, контактировать с людьми, заряжать их своим ни от чего не зависящим постоянно позитивным настроем и вечно бьющей через край энергией. Но если родители захотят во что бы то ни стало сделать из своего гипертимного ребенка музыканта-скрипача, математика-программиста, банковского клерка или лабораторного ученого-исследователя, вынужденного долго в одиночестве сосредотачиваться на однообразной деятельности, то из этого не просто ничего не выйдет, а рано или поздно человек начнет «ломаться» — пить, или невротизироваться, или болеть, или, утрачивая контроль, «пускаться во все тяжкие».

    Для примера также можно представить, как конформная личность идеально выполняет функции нотариуса, бухгалтера, инструктора по технике безопасности или воспитателя детского сада, но если она окажется вынужденной принимать быстрые и нестандартные решения, искать выход из спорных и конфликтных ситуаций, преступать формальные правила и ограничения, действовать в непредсказуемых условиях, становится перед морально-этическим выбором, то ее в скором будущем будут ожидать эмоциональные срывы, тревожно-депрессивные расстройства и психосоматические заболевания. Эпилептоидный тип может стать непревзойденным «охотником» на террористов, бойцом ОМОНа, но если ему придется быть учителем начальных классов, то горе всем, ученикам в особенности. Из шизоидной личности может получиться великолепный и даже великий математик, изобретатель, программист, мастер с золотыми руками, но там, где нужно эффективно взаимодействовать с людьми – торговать, лечить, руководить, выступать на сцене, зазывать в политические партии и т.п. – он потерпит полный провал, скорее всего, даже не сможет приступить к такого рода деятельности, а в вынужденных обстоятельствах начнет страдать психоэмоционально или физически.

    В психологии есть специальные направления – профотбор и профориентация. В старших классах большинство школьников проходит специальное тестирование на определение профессиональных качеств. Суть этого тестирования собственно и состоит в определении склада характера выпускника и наиболее соответствующих ему профессий. Данный процесс сейчас полностью компьютеризирован.


    Какая связь некоторых типов акцентуации характера и таланта? Правда ли, что многие гении в разных областях были шизоидами? То же самое касается суперодаренных и нестандартных «детей индиго». Есть ли связь, или это миф? 

    Шизоидность звучит как психиатрический диагноз, поэтому я бы не стал использовать это понятие по отношению к людям, о которых вы спрашиваете. Да, и сами психологи в таких случаях чаще говорят не о шизоидности, а о некоторой аутистичности или интровертированности, т.е. способности придавать не меньшее или даже большее значение внутреннему миру, чем внешнему. Шизоидность звучит как ущербность, болезненность, и если быть терминологически точным, то обозначает не столько отстраненность от мира, сколько эмоциональную холодность его восприятия. Типичный шизоид лично у меня не ассоциируется с гениальностью, а вот аутистичность и интроверсия – вполне, хотя бы потому что предполагают направление вектора интеллектуальной заинтересованности и эмоциональной ценности внутрь, не меньше чем наружу.

    Вообще прямой связи между акцентуированностью и одаренностью, конечно, нет. Нужно просто понимать, что акцентуация никак не мешает одаренности, но никак ей явно и не способствует. Одаренность в равной степени может проявиться и у гармоничной, и у акцентуированной личности, и даже у психопатической. Ни в одном, ни в другом, ни в третьем случаях интеллект не страдает. Вопрос в том, как будет использована эта одаренность, насколько адекватное воплощение она для себя найдет и каким целям послужит.

    Акцентуанты могут представляться более одаренными просто потому что они более заметны. Если гармоничную, т.е. не акцентуированную личность, пусть даже очень одаренную, чтобы сделать еще и заметной, нужно, говоря современным языком, «пиарить», то жизненный путь акцентуированной личности, даже не одаренной, волей — не волей состоит, по сути, из одних неудержимых «пиар-акций» большего или меньшего масштаба. Чем больше интеллектуально одарен акцентуант, тем большего успеха своих «пиар-акций» он сможет достичь, тем с меньшим риском его заметность обернется «черным пиаром» для него самого. Чем меньше интеллектуальной одаренности, тем больше акцентуант будет выглядеть просто «примитивным выскочкой» или «человеком с чудинкой».


    А кто такие психи или психопаты?

    Понятия не только «психа», но даже «психопата» на сегодняшний день является грубым и устаревшим. Официально вместо психопатии используется термин — расстройство личности или личностное расстройство – это так же, как, например, понятие умственной отсталости сейчас заменено на задержку интеллектуального развития.

    Как мы уже говорили, психопатия отличается от акцентуации своей явной патологичностью и неадекватностью независимо от того, в благоприятных или неблагоприятных для себя условиях человек пребывает. Если к акцентуанту в большинстве сообществ будут относиться лишь как к личности с «подчеркнутой индивидуальностью», или «изюминкой», или «заостренным темпераментом», то психопата будут просто сторониться или избегать, как человека явно «странного», «непредсказуемого», «неадекватного», не исключено, что просто «опасного», в самом лучшем случае – «не от мира сего».

    Очень важно понимать, что психопатия (личностное расстройство) – это ни в коем случае не психическое заболевание вроде шизофрении или маниакально-депрессивного психоза, которое в одни периоды может обостряться, в другие никак себя не проявлять, принимать более тяжелое или легкое течение, и в большинстве случае в наши дни хорошо лечиться. Ничего подобного не бывает при личностных расстройствах, ничего общего между психопатом и психически больным человеком, например, шизофреником нет. Шизофреник однажды заболевает и может быть излечен. Психопат таким рождается и излечен быть не может. Это очень легко представить, сказав, что у психопата характер изначально патологически изменен и стабилен в этой неизменности так же, как при умственной отсталости (олигофрении) изначально снижен интеллект, и это снижение всю жизнь неизменно и неизлечимо. Олигофрен, увы, таковым рождается, он не станет умнее и не станет глупее, чем есть, его интеллектуальное развитие будет всегда соответствовать его собственному уровню, независимо от внешних обстоятельств, лечить его бесполезно, можно лишь попытаться адаптировать в какой-то подходящей для него среде. Все то же самое касается и психопата с разницей только в том, что у него пострадал не интеллект (который может быть очень даже высок!), а характер, и эта характерологическая патология неизменна и неизлечима. А вот, страдалец, заболевший шизофренией, эпилепсией или маниакально-депрессивным психозом, посредством лечебных мероприятий может быть выведен в стабильную долговременную ремиссию, находясь в которой он будет представлять собой совершенно гармоничную личность с полностью сохранным интеллектом и морально-этическими качествами, без признаков какой-либо акцентуированности, а порой даже — невротичности.


    Какие типы свойственны социопатам? 

    Социопатию не корректно ассоциировать с акцентуацией, социопаты – это психопаты, лица с расстройством личности, а не акцентуанты. Легко запомнить просто по созвучию.

    Каждый тип акцентуации, конечно, способен проявлять некоторые социопатические черты — если ему будет навязываться несоответствующее его характеру поведение, он будет протестовать, конфликтовать, выражать раздражение, возмущение, чрезмерно эмоционально реагировать и т.п. В стрессовой ситуации так может себя вести и вовсе не акцентуированная личность. Явную антисоциальную направленность проявляют все же не акцентуанты, а психопаты.

    Акцентуант лишь в некомфортной для себя ситуации приобретает невротические симптомы, от которых преимущественно страдает сам. Психопат же практически при любых обстоятельствах ведет себя неадекватно, заставляя страдать других, а при дополнительном стрессе его реакции могут приобретать психотические черты, уподобляясь поведению душевнобольного. 

    Беседовал Александр Герц, газета «Лечебные письма»

    Нередко в пубертатный период можно наблюдать у подростка заострение каких-либо черт характера, их чрезмерную выраженность. Такую дисгармоничность личности психологи называют таким термином, как акцентуация.

    Что такое акцентуация?

    Важно понимать, что акцентуация это не патология, не расстройство и не диагноз. Скорее, это сильная заостренность отдельных личностных черт. Однако такая дисгармония может затруднять адаптацию подростка в обществе и повышать его уязвимость по отношению к определенным внешним условиям и обстоятельствам.

    По мнению исследователей, в развитых странах большинство людей имеет какие-либо акцентуации. В подростковом возрасте они являются наиболее выраженными, а по мере взросления могут сгладиться вовсе.

    Многое зависит от того, в какие условия попадает подросток:

    • благоприятное стечение обстоятельств позволяет ему успешно реализовать себя в социуме, максимально раскрыв свои сильные стороны;
    • неблагоприятное влияние внешних факторов, адресованное к наиболее уязвимому месту в характере ребенка, напротив, приводит к еще большему заострению акцентуированных черт, иногда достигающему уровня патологии.

    Подростки с явно выраженными акцентуациями образуют группу высокого риска из-за их уязвимости к неблагоприятным влияниям окружающей среды и психическим травмам. Для того, чтобы сгладить акцентуированные черты характера и научиться жить с ними, им нередко требуется помощь психолога.

    Типы акцентуаций

    Тип акцентуации характера у подростков влияет на многие жизненные аспекты: на особенности поведения (в том числе и на его нарушения), на отношение к другим людям, к миру и к самому себе. Для всех типов характерны как свои сильные стороны, так и свои уязвимые места. Различные типы акцентуаций могут сочетаться между собой.

    Гипертимный

    Гипертимные личности с детства удивляют всех своей высокой подвижностью и склонностью к озорству. Они общительны, болтливы, любят шумные компании. На них часто жалуются воспитатели и учителя за их неугомонный нрав. Первые проблемы, как правило, возникают в школе. Несмотря на высокие способности, живость ума, умение схватывать информацию на лету, ребенок не может хорошо учиться. Он легко отвлекается, имеет проблемы с усидчивостью и дисциплиной.

    В подростковом возрасте чрезмерная подвижность сглаживается. Однако начинают еще более ярко выступать особенности характера. Главной чертой гипертимных подростков является постоянно приподнятое настроение, которое изредка омрачают кратковременные вспышки агрессии и гнева.

    Гипертимы плохо переносят строгую дисциплину, монотонные занятия, безделие и одиночество. Их сильной стороной выступает высокая выносливость, активность, находчивость, стремление к лидерству и готовность брать на себя ответственность.

    Эпилептоидный

    Для эпилептоидных подростков характерно преобладание тоскливо-злобного настроения, раздражительность, эмоциональная взрывчатость, конфликтность, привычка «срывать зло» на тех, кто слабее. Эпилептоиды стремятся властвовать и устанавливать свои правила. Еще с младенчества они могут часами плакать, кричать, и родителям кажется, что их просто невозможно успокоить.

    И в то же время эпилептоиды очень упорны, выносливы, пунктуальны и обязательны, внимательны к мелочам. Они могут добиваться успеха на руководящих постах. Справиться с агрессией, в свою очередь, помогают занятия спортом.

    Истероидный

    В качестве основной черты истероидных личностей выделяют постоянную жажду внимания к собственной персоне, которую невозможно утолить. Такие подростки очень артистичны, обладают развитой интуицией, заразительной эмоциональностью, стремятся ко всему яркому и необычному. И в этом заключаются их сильные черты. Наибольшая уязвимость у истероидов наблюдается в ситуациях, когда ущемляется их чувствительное самолюбие.

    Сенситивный

    Сенситивные подростки с детства пугливы и боязливы. Они часто боятся оставаться дома одни. Для них также характерен страх темноты. Это послушные, «домашние» дети. Их не интересуют компании шумных и бойких сверстников, подвижные игры и шалости. Всему этому они предпочитают спокойные занятия, такие как рисование или лепка.

    Подростки с сенситивной акцентуацией являются робкими и застенчивыми среди посторонних, но с близкими людьми общаются свободно. Учатся прилежно, переживают перед контрольными и экзаменами. Не любят отвечать перед всем классом из-за стеснительности.

    Сильными сторонами выступают развитое чувство долга, высокая эмоциональная чувствительность. Наиболее уязвимы сенситивные личности к критике и указаниям на недостатки.

    Конформный

    Конформные люди стремятся действовать и думать «как все». Они как губка впитывают привычки и ценности своей группы. В хорошем окружении могут быть исполнительными в труде, но, если это требует проявления личной инициативы, такие подростки обычно теряются.

    Слабые стороны конформных личностей можно обнаружить в чрезмерной податливости влиянию окружения, нетерпимости к переменам, безынициативности. Они легко могут быть втянуты в асоциальные компании.

    Лабильный

    Лабильные подростки отличаются крайней изменчивостью настроения. Оно меняется очень часто и слишком резко. Поводы для таких перемен обычно незначительны. Вслед за настроением изменяется работоспособность, аппетит, сон. Подросток то хочет побыть в одиночестве, то стремится в шумную компанию.

    Для таких подростков уязвимым местом являются ситуации отвержения, утраты и вынужденной разлуки с близкими. Сила данного типа характера заключается в мягкости, глубокой эмоциональности, развитой способности к сопереживанию.

    Шизоидный

    Шизоидные черты у детей ярко проявляются еще с раннего возраста. Таким малышам нравится играть в одиночестве. От сверстников они стараются держаться подальше. С наступлением пубертатного периода все черты обостряются еще сильнее. Шизоидные подростки очень замкнуты. Для них характерны недостаток интуиции и неумение сопереживать. Внутренний мир наполнен множеством фантазий и закрыт для посторонних. Увлечения отличаются необычностью и устойчивостью.

    Наиболее чувствительны шизоидные подростки к ситуациям, в которых им необходимо активно общаться или оперативно принимать решения. Их сильной стороной является нестандартное мышление. Так, среди талантливых ученых и изобретателей встречается довольно много шизоидов.

    Акцентуация черт характера личности: диагностика по Леонгарду, Личко, Шмишек

    Что такое акцентуация черт характера человека?

    Акцентуация характера – это крайние варианты нормы характера, при которых его акцентуация характера у подростков, типы, тест, методика, коррекция в Саратовеотдельные черты чрезмерно усилены. При акцентуации характера обнаруживается избирательная уязвимость личности человека  в отношении определенного ряда психогенных воздействий при повышенной или хорошей устойчивости к другим психологическим воздействиям.

    Термин «акцентуация черт характера личности» происходит от латинского слова «accentus», которое означает ударение. Синонимом акцентуации характера является акцентуация личности.

    Акцентуации характера по Леонгарду

    В 1976 году  К. Леонард (K. Leonard) предложил термин «акцентуация характера», описал различные варианты акцентуации личности у взрослых людей.

    Акцентуация характера по Личко

    В 1983 году А. Е. Личко описал типы акцентуации характера у детей.

    Акцентуации характера являются предрасполагающим преморбидным фоном, на котором могут возникать острые аффективные реакции, различные виды нарушения поведения, реактивные и невротические состояния, заболевания нервной системы.

    Причины акцентуации черт характера человека

    Формирование характера человека происходит в детском и подростковом возрасте. Дезадаптация у акцентуированных личностей, взрослых (мужчин и женщин), подростков (парней и девушек), детей (мальчиков и девочек) часто происходит в пубертатном возрасте (в период полового созревания), когда при трудных жизненных ситуациях к человеку предъявляются повышенные требования.

    Скрытые и явные акцентуации характера, личности

    По степени выраженности различают явные акцентуации характера и скрытые акцентуации характера. При скрытой акцентуации характера черты определенного типа могут ярко выступать только под воздействием некоторых сложных ситуаций. При обычных условиях они незаметны или выражены слабовато. Выделяют эктравертированный тип и интравертированный тип. При экстравертированном типе человек больше ориентирован на внешнюю среду, а при интравертированном – на внутренний мир.

    Типы акцентуации характера, типология, виды

    Неврологи, психоневрологи, рефлексологи, рефлексотерапевты, психиатры выделяют основные типы акцентуации характера. По психологическим особенностям выделяют различные типы акцентуации характера. Остановимся на основных типах черт характера. Классификация акцентуаций.

    Гипертимный тип акцентуации характера, гипертимная акцентуация

    Подростки гипертимного типа акцентуации характера с детства отличаются большой подвижностью и общительностью с выраженной впоследствии реакцией эмансипации. Это сверхактивный тип.

    Циклоидный тип акцентуации характера, циклоидная акцентуация

    Для циклоидных акцентуаций характерной чертой является склонность к субдепрессиям. У них наблюдается субдепрессия. Периодически субдепрессия сменяется гипертимностью.

    Лабильный тип акцентуации характера, лабильная акцентуация

    Подростки (девушки и парни) с лабильным типом акцентуации характера отличаются изменчивостью настроения. Настроение у них лабильное.

    Невротический тип, астено-невротический тип, невротическая акцентуация

    При невротическом типе акцентуации характера наблюдается склонность к невротическим реакциям.

    Сензитивный тип, сензитивная акцентуация, (сенситивная акцентуация)

    Для сензитивных акцентуаций характерным являются чрезмерная чувствительность и впечатлительность с высокими моральными требованиями к себе. В детстве такие мальчики и девочки обнаруживают пугливость и боязливость (боязнь). Они все пугаются и боятся.

    Психостенический тип, психостеническая акцентуация, психастенический тип

    Детей и подростков с психостеническим типом акцентуации характера отличают склонность к страхам, навязчивостям, страхам, тревожной мнительности,  пространным рассуждениям. У них могут наблюдаться такие симптомы как страх, мнительность, навязчивость. Сильны рефлексия, самоанализ, аккуратность.

    Шизоидный тип акцентуации характера, шизоидная акцентуация

    Наиболее характерной чертой шизоидного типа акцентуации характера является замкнутость и снижение потребности в социальных контактах. Такие парни и девушки, мальчики и девочки трудно знакомятся со сверстниками, мало общаются с детьми и взрослыми, замкнуты и неразговорчивы, постоянно находятся «в себе». У них сильны фантазии, сопереживания, интуиция

    Эпилептоидный тип акцентуации характера, эпилептоидная акцентуация

    При эпилептоидном типе акцентуации характера наблюдается аффективная взрывчатость, напряженность, злоба, пунктуальность, тоска, авторитарность, скрупулезность, мелочность, агрессия, гнев, ревность, инертность психической деятельности.

    Истероидный тип акцентуации характера, истероидная акцентиуация

    Главной чертой истероидного типа акцентуации характера является эгоцентризм, постоянное стремление быть в центре внимания. Есть склонность к демонстративным попыткам самоубийства.

    Неустойчивый тип акцентуации характера, неусточивая акцентуация

    Для неустойчивого типа акцентуации характера характерны слабоволие и неустойчивость интересов.

    Конформный тип акцентуации характера, конформная акцентуация

    Главная черта конформного типа акцентуации характера – это постоянное и чрезмерное стремление к соглашательству с ближайшим окружением. Характерны дружелюбность, стереотипность.

    Застревающий тип акцентуации характера, застревающая акцентуация

    При застревающей акцентуации на первый план выходят такие симптомы, как обидчивость, подозрительность, смена отличного настроения упадком сил, тщеславие, отчаянность. 

    Диагностика акцентуации характера

    Частная медицинская практика (Саратов, Россия, сарклиник) разработала и успешно применяет  тест на акцентуацию (на акцентуации), опросник, проводит исследование акцентуаций характера, проводится психодиагностика. Диагностика, методика определения акцентуаций характера, таблица, опросник Шмишека позволяют определить тип акцентуации по Леонгарду, по Личко.

    Лечение, коррекция акцентуация характера в Саратове, в России

    Сарклиник использует комплексные методы для лечения и коррекции акцентуаций характера в Саратове, России. Родители! Не ждите, когда у вашего ребенка акцентуации характера перейдут в такие грозные заболевания, как шизофрения, невроз, депрессия, эпилепсия, истерия, астения, психопатия, невроз навязчивых состояний, мыслей, действий. Могут возникнуть безволие, агрессивность, плаксивость, неуравновешенность, заторможенность, робость, боязливость, вспыльчивость, нерешительность, обидчивость, ипохондрия, тщеславие, подозрительность, робость, лживость, покорность. Сарклиник жает рекомендации и проводит лечение в Саратове.

    Как лечить акцентуацию характера в Саратове?

    На первой консультации врач расскажет Вам, как влияет темперамент, какие есть методики диагностики в психологии в подростковом и детском возрасте, какое оказывает влияние акцентуация на жизнь подростка, что такое экзальтированность, какие существуют примеры, 12 типов, причины, типология, какие отличия психопатии от акцентуации.

    Сарклиник поможет решить подростковые проблемы. Сарклиник знает, как лечить и вылечить акцентуацию характера в Саратове.

    Запись на консультации.
    Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

    Текст: ® Sarclinic.com Sarclinic.ru, фото: (©) B-d-s | Dreamstime.com Dreamstock.ru Люди, изображенные на фото, – модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Добавить комментарий