Как исправить артикуляционную диспраксию

В переводе с греческого «dys» – нарушение, «praxis» – деятельность. Неспособность ребенка совершать последовательные целенаправленные движения. Артикуляционная диспраксия – неспособность совершать последовательные движения языком, губами, ртом, невозможность переключения с одной артикуляционной позы на другую.

В последнее время детей-диспраксиков становится все больше. Причиной тому – неполноценное развитие нейронов в коре головного мозга. Дети не могут произносить простые слова «Та-ня», «Ва-ня», «Ка-тя» из-за невозможности поднять язычок на втором слоге, произвести серию движений языком. Поэтому нарушено звукопроизношение и слоговая структура слова. Исправить это нарушение можно. Главное, соблюдать последовательность в коррекционной работе, плавно переходя от одного этапа к другому. Коррекция диспраксии может длиться не один год при систематических занятиях с логопедом.

Виды диспраксии

Выделяется два вида диспраксии – афферентная (кинестетическая) и эфферентная (кинетическая). Афферентная – неспособность ребенка произносить отдельные изолированные звуки без переключения – принятия определенной позы ртом. Это совсем неговорящие дети, которые не могут выговорить даже отдельные звуки, за исключением нескольких гласных. Эта форма более сложная, предстоит длительная работа.

Эфферентная диспраксия – невозможность ребенка переключаться ртом со звука на звук. Слабо работает язык, губы. Такой ребенок может произносить отдельные слоги, в основном ударные, но с трудом скажет простое слово «Ма-ня». Путает, проглатывает слоги, говорит на своем языке, каша во рту – все это нарушение слоговой структуры слова. Вместе эти две формы диспраксии существовать не могут.

Три вида праксиса

Перед началом коррекционной работы важно знать, что существует три вида праксиса: общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика. Всегда развитие малыша начинается с тела.

Общая моторика – соматогнозис, способность совершать движения телом. Перед тем как научить говорить, надо научить его принимать ту или иную позу. Ребенок должен отпрыгать, отбегать, отползать, откружить свое, только потом научится говорить. В наш компьютерный век дети часто неполноценно проживают этот этап собственного развития. Не научились владеть собственным телом, сразу переходят на движения языком. Какая ему артикуляционная гимнастика, если страдает «физика». Ребеночек приходит научиться говорить, но не умеет кидать мяч, прыгать на двух ногах, не владеет собственным телом. Надо понимать, что отделы головного мозга развиваются поэтапно.

Далее развиваем мелкую моторику рук. Это и зрительно-пространственная координация: глаз-рука. Сможет ли малыш пальчиками правильно просунуть предметы в узкое или круглое отверстие, выложить по образцу квадрат из счетных палочек, перебрать фасоль, вдеть шнурок в отверстие. Не умеет – учим.

Артикуляционный праксис – способность переключать язык с одной позы на другую. Каждый звук речи имеет ту или иную артикуляцию. Собираясь произнести слово «кошка», наш рот уже заранее готов к вытягиванию и округлению губ для звука [о] после воспроизведения [к]. Эти движения очень быстрые, еле заметные, но к ним должны быть готовы и натренированы органы артикуляции. Членораздельность и ясность произнесения звуков называется коартикуляцией.

Этапы коррекции диспраксии

В коррекционной работе важно соблюдать все этапы и не перескакивать на следующий, пока не пройден предыдущий. Если нарушена слоговая структура слова, не надо начинать работать над звукопроизношением. Можно совмещать работу над тремя видами праксиса. Например, развивая общую моторику, можно подключить работу с пальчиками рук и проговариванием тех слогов, которые доступны ребенку.

Общая моторика

В работе все начинается с тела. Если ребенок плохо управляет телом, пальцами, нет смысла переходить к формированию артикуляционного праксиса. В самом начале учим ребенка пользоваться своими органами чувств. Для этого даем ему нюхать, трогать предметы, крупы, песок, пластилин, слушать звуки (как льется переливаемая вода, шуршит бумага, звенит колокольчик, стучат ложки, барабан и т.п.). Сенсорная интеграция нужна для улучшения соматогнозиса. В это понятие входит способность ребенка двигаться и управлять собственным телом. К 4 годам малыш должен без проблем прыгать на двух ногах, отталкиваясь одновременно, перепрыгивать через веревочку двумя ногами, стоять на одной ноге, ловить и кидать мяч, ходить по лестнице попеременным шагом. Если он этого делать не умеет, то начинаем развивать общую моторику на примере простых упражнений: повтори за мной – скрести руки, похлопай в ладоши над головой, за спиной, перед собой, постучи по плечам, по коленям. Не может повторить позу тела, не сможет повторять звуки и слоги. Чтобы ребенок научился чувствовать свое тело, можно дотронуться до его носа, щеки, губ и других частей тела. С закрытыми глазами он должен показать, до какой части дотронулись. Часто у неловких детей нарушено поведение, потому что они не чувствуют тело.

Далее работаем на переключение с одной позы тела на другую. Похлопали, потопали, постучали по коленям. Ребенок должен уметь выполнять движения последовательно, не одновременно, а каждое по отдельности. Можно придумать и другие позы: руки на пояс, вверх, вниз и т.п. Любое слово состоит из определенной последовательности, поэтому перед тем, как научиться воспроизводить слоги в слове, нужно научиться выполнять серию последовательных движений телом.

Когда ребенок научится владеть телом, он должен учиться определять расстояние до предмета относительно себя. Например, вставляем нитку в игрушечную иголку, кидаем мяч вверх, высоко, низко, далеко, близко, к себе, от себя, слева, справа. Выполняем команды: шаг вперед, назад, вправо, влево, подай предмет за тобой, перед собой, поставь игрушку справа от себя. Потом учимся расставлять предметы относительно друг друга. Мышка перед кошкой, справа от куклы, за собачкой и т.д. Учим определять местоположение одного предмета, относительно другого (где?).

При развитии пространственно-временных отношений на этом этапе сюда входит моторное планирование – определение последовательности не только предметов относительно друг друга, но и последовательности действий. Что сначала, а что потом. Для этого учим выполнять простые команды: положи сначала синий камешек в коробку, а потом красный. Ребенок должен сначала прослушать инструкцию и только потом выполнить. Камешки можно заменить любыми предметами: игрушками, мячами, ложками, вилками. Даже во время одевания можно дать такую инструкцию: надень сначала куртку, а потом шапку. Постепенно усложняем инструкцию до трехступенчатой. При выполнении этих действий нейронные связи в коре головного мозга начинают меняться.

Параллельно с развитием общей моторики можно подключить развитие фонематического слуха и проговаривание слогов. Для этого ребенок должен выложить ритмический ряд, можно из камешков, разноцветных кубиков, пуговиц, карандашей: красный, желтый, красный – продолжи ряд. Если последовательность соблюдена правильно, нажимаем указательным пальчиком на камешек. Например, красный – слог «та», желтый – «ня». «Та-ня, та-ня, та-ня, та-ня» и т.д. Можно брать и другие слоги: «ма-ме», «ва-та».

Мелкая моторика

Учим чувствовать пальчики, овладевать пинцетным захватом (брать указательным и большим пальцем). Для этого подключаем прищепки, бобы, фасоль, кофе в зернах и другие мелкие предметы (сортировка, перекладывание). Когда ребенок овладеет пинцетным захватом, тогда начнет пользоваться органами артикуляции. Такой захват должен быть сформирован к 1,5- 2 годам. Подключаем визуально-ритмические ряды (выкладывание камешков). Простая последовательность: один-один; усложняем – два-один; один-два; потом один-один-один. Развиваем понимание, что каждый элемент зависит от другого так же, как слоги в слове и артикуляция каждого звука.

Развитие мелкой моторики рук необходимо любому ребенку еще и для того, чтобы начать писать в 1-ом классе. Если пальцы слабые – писать будет медленно и коряво. Развиваем пальцы через простые упражнения: сминаем ладошкой бумагу, кидаем мяч, метаем дротики, рвем бумагу на мелкие кусочки, катаем колбаски из пластилина, из теста (не ладонью, а фалангами пальцев). Нажимаем на пластилин указательным пальцем, выдавливаем зубную пасту, голову черепахи из сенсорной игрушки. Учимся держать карандаш: раскрашивание, обводка, штриховка, пишем крючочки, палочки.

Работа над переключаемостью руки заключается в том, чтобы ребенок мог в динамике менять позу пальцев рук. Для этого хорошо подходит пальчиковая гимнастика и такие упражнения, как «Пальчик-кулак». Используем те же камешки (ритмические ряды): на один камешек нажми указательным пальцем, на другой – кулачком. Пальчик-кулак-пальчик-кулак-пальчик-кулак. Учиться менять позы ладошками: кулак-ребро-ладонь. Параллельно учим ребенка простым ритмам: постучи ладошками попеременно по столу, по барабану, 2 раза по столу, один по барабану, громко, тихо, выделяем ударный слог.

Важно также развивать зрительно-пространственную координацию: глаз-рука. Попади мячом в корзину, просунь предмет в нужное отверстие, выложи рисунок из спичек, счетных палочек, продолжи ряд на листе бумаги по клеткам, графический диктант. Далее в рамках развития временно-пространственных отношений переходим работать на плоскости (листе бумаги). Нарисуй круг справа от квадрата, треугольник под кругом и т.п. Такая ориентировка важна не только в плане развития устной речи, но и развития письма. Так как буквы начинаем писать с начала строки, в определенной последовательности в слове, не выходя за границы строки.

Артикуляционная моторика

Только после достаточного развития общей и мелкой моторики переходим к артикуляции. Есть движения языком статические и динамические. Нас интересует динамическая гимнастика, просим ребенка менять позиции «Трубочка»-«Заборчик», «Часики»-«Качели». Когда ребенок научится переключать органы артикуляции, переходим к последнему этапу – работе над речью.

Если ребенок говорит только гласные при афферентной форме диспраксии, значит, будем учить его переключаться с одного на другой: «и-у», «и-а». Только потом переходим к слогам с согласными. Сначала берем одинаковые – «ма-ма», потом разные открытые – «ма-ня», затем закрытые слоги – «ам-ам», «ат-ам», «ат-ум» и, наконец, со стечением согласных: «ква-ква», «ква-кву», «бда-бду», «мна-мну». Только в такой последовательности. При формировании переключаемости берем визуальные ряды: «та-ня-та-ня» («Ми-ша, ки-са, ды-ня»). Играем в игры: ищи в волшебном мешочке «ми-шу», «ки-ви», «ды-ню». Моем в ванне, что делаешь? «Мою кису, мою дыню». Можно прятать картинки под ковриком.

Существует 14 классов развития слоговой структуры слова (по А.К. Марковой).
1 класс – слова из двух открытых слогов (мама, папа, дыня, лупа, киви) – самые простые слова. Начинаем работать над слоговой структурой с 1 класса.
2 класс – три открытых слога (монета, макака).
3 класс – один закрытый слог (жук, сук). И так далее с усложнением слоговой структуры по классам.
14 класс – четыре открытых слога (черепаха, пианино). Надо идти четко по классам, нет смысла перепрыгивать на несколько классов выше. Не требуйте от малыша произнести слово «черепаха», если он не может сказать «Ваня».

При работе над формированием слоговой структуры слова можно подключить динамический праксис: ребенок прыгает на коврик, говорит «ды», садится на корточки говорит «ня». И дальше прыжок-присест. Также обязательно формируем речевой выдох. Дуем на свечки, на вату. При хорошем выдохе и переключаемость ртом будет лучше.

Соблюдение последовательности слогов зависит от объема слухоречевой памяти. Поэтому надо развивать возможности ребенка слышать и запоминать инструкции. Снова играем: дай мишке машинку, кукле шарик, а мышке конфетку. Положи помидор в красную кастрюлю, а яблоко в желтую, красный мяч слева от синего. Ребенок должен прослушать, разложить информацию в голове по полочкам (моторное планирование) и выполнить правильно. Говорить ведь он тоже будет планово.

В игровых заданиях нужно проговорить с ребенком слоги и слова как можно больше раз. Только многократное произнесение сможет сформировать речь. Надо сказать 10-30 раз одно слово, чтобы закрепить его. В процессе проговаривания важно соблюдать следующие этапы: сначала произносим слоги или слова сопряженно (вместе с малышом), затем отраженно (один говорит), потом самостоятельная речь. Пока не закреплен один класс слоговой структуры слова, мы не переходим на следующий. Нужно также использовать в речи глаголы. Начинаем с двусложных: «вижу», «несу», «мою». Научились говорить слова – переходим к фразам: «в ванне вода, жаба», «это ванна», «мою рыбу», «вижу пуму». Только тогда можно говорить, что этот класс слоговой структуры усвоен.

Соблюдая четкую последовательность в работе, можно добиться отличных результатов.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Примерно каждый 12-й ребенок в возрасте от 5 до 7 лет испытывает трудности с планированием и выполнением точных движений. Причем, мальчики страдают данным расстройством в 4 раза чаще девочек. Диспраксия — это расстройство, которое мешает ребенку полноценно развиваться, оказывает негативное влияние на бытовую деятельность, коммуникативность, успеваемость в школе, поведение, самообслуживание.

Определение, чем отличается от алалии или апраксии

Диспраксия в логопедии у детей — это расстройство моторной сферы, которое проявляется в трудностях и неточностях целенаправленных движений.

Речь идет о таких видах моторной недостаточности как неловкие движения рук, неуклюжесть, неточная артикуляция, плохое письмо.

Важно! Диспраксия диагностируется по результатам нейропсихологического и логопедического обследования путем методов ВП, ЭЭГ.

Важно разграничивать это расстройство с алалией, схожей по симптоматике. Так, при диспраксии:

  • Имеется широкий активный запас слов, в то время как при алалии используется лишь ограниченная часть слов, которые знает ребенок.
  • Малыш понимает и применяет на практике грамматические правила. При алалии грамматика нарушена очень сильно.
  • Ребенок имеет способности к словотворчеству — выдумывает рифмы, пословицы, сказки, песни, называет ассоциации. Алаликам это дается очень трудно.

Синдром неуклюжего ребенка — виды и методы логопедической работыТакже следует отличить диспраксию от апраксии. Во втором случае человек не может выполнять те или иные действия и выражать речь из-за недоступности ранее изученной информации. Такое случается при нарушении функций отдельных участков головного мозга вследствие травм, развития опухолей, слабоумия.

Отличие от диспраксии состоит в том, что при апраксии человек не в состоянии выполнить действие даже медленно, так как просто не помнит, как правильно оно выполняется, а диспраксики выполняют заданное действие неуклюже и медленно, понимая при этом, что именно от них требуется.

Виды проявления синдрома неуклюжести, основные симптомы

Выделяют несколько видов диспраксии в зависимости от того, какой участок коры головного мозга недостаточно сформирован.

По механизму диспраксия бывает:

  • Эфферентной (кинетической) — ребенок с трудом переключается с одного вида моторной деятельности на другой (сначала бегать, потом танцевать и т. д.).
  • Афферентной (кинестетической) — возникают трудности с движениями мелкой моторики (письмо, рисование, застегивание пуговиц и т. д.).

По замыслу диспраксия бывает:

  • Идеамоторной — ребенку сложно выполнять действия по команде, при этом спонтанные действия ему даются легко.
  • Идеаторной — трудности в составлении сложных двигательных схем и длительных операций.

3 Неловкость движений при диспраксииДиспраксия речи у детей бывает трех видов:

  • Оральная — отмечаются трудности в совершении движений языком и губами.
  • Артикуляционная диспраксия у детей — проявляется в неясной, смазанной речи, что является следствием плохой координации мышц, отвечающих за произношение.

Также различают диспраксию по виду деятельности:

  • Мимическая. Основной признак — невозможность выражать собственные эмоции с помощью мимики.
  • Пространственная. Ребенок имеет трудности с пространственной ориентацией, путает «право»/«лево» и т. д.
  • Конструктивная. Симптомом являются трудности при составлении целого из отдельных частей (складывание пазлов, конструктора, частей картинки).

Нередко встречается комбинирование двух и более видов диспраксии.

Внимание! Если вы подозреваете у своего ребенка подобное расстройство, следует обратиться за консультацией к опытным логопедам речевого центра ЗЕЛЕНОВОЙ.

Причины возникновения, способы самостоятельной диагностики

4 Диагностика диспраксии у детейНередко диспраксия сопровождается иными неврологическими нарушениями. Так, практически все аутисты страдают этим расстройством в большей или меньшей степени. Но также диспраксия может развиваться сама по себе, и причина этого заболевания до сих пор точно не установлена.

Ученые опровергли мнение, что диспраксия вызвана физиологическим повреждением участка головного мозга, отвечающего за речевые навыки, так как лабораторного подтверждения эта гипотеза не получила.

Среди наиболее вероятных причин отмечают несогласованность отдельных областей мозга, заторможенность развития частей головного мозга и поражение нервных тканей. Не исключена возможность влияния и такого фактора как наследственность.

Важно! Диагностировать дефект могут только квалифицированные специалисты, проведя пробы на диспраксию для дошкольников. Самостоятельно определить нарушение сложно.

Предположить наличие проблемы можно по ключевым общим признакам:

  • Ребенок поздно начал сидеть, ползать, ходить, также позднее возрастных норм появились навыки самообслуживания.
  • Его движениям характерна общая неловкость.
  • Имеет проблемы с памятью и умственной деятельностью.
  • Ведущая рука у ребенка долго не определяется.
  • С трудом осваивает чтение и письмо, пропускает звуки, заменяет на более простые.
  • Плохо спит.
  • Чрезмерно чувствителен к прикосновениям.

Также в целях первоначальной диагностики можно провести простой «прыжковый тест». Ребенку предлагается прыгать на двух ногах в ритм счета и менять движения ног в такой последовательности:

  • Раз — ноги в стороны.
  • Два — ноги скрещены, левая нога перед правой.
  • Три — ноги в стороны.
  • Четыре — ноги скрещены, правая нога перед левой.

Синдром неуклюжего ребенка — виды и методы логопедической работыЕсли ребенок путается в движениях или не успевает за заданным темпом, а также разворачивает таз, когда нужно скрестить ноги — это может свидетельствовать о двигательных нарушениях. В комплексе с проявлениями симптомов, описанных выше, это должно стать причиной визита к врачу. Для первоначальной диагностики следует обратиться к неврологу, детскому психологу или логопеду.

Внимание! Если вы заметили у своего ребенка один или несколько симптомов, обязательно запишитесь на консультацию к опытному логопеду. Специалисты речевого центра ЗЕЛЕНОВОЙ проконсультируют вас по любым вопросам.

Как помочь ребенку избавиться от синдрома неуклюжести

Коррекция диспраксии должна быть начата как можно раньше. Устранение нарушений моторной сферы занимает немало времени, поэтому важно убрать или снизить проявление заболевания до школьного возраста.

Без лечения ребенку будет сложно благополучно усваивать школьную программу, у него с высокой долей вероятности будет плохая успеваемость, ему будет сложно устанавливать социальные контакты. В результате у ребенка может дополнительно развиться беспокойство, сформируется низкая самооценка.

Диспраксия развития у детей лечится комплексно и включает в себя:

  • Нейрокоррекцию (мозжечковая стимуляция, сенсорная интеграция).
  • Физическую реабилитацию (массажи, кинезиотерапия).
  • Логотерапию (логоритмику, речевую гимнастику).

Важно! Важно понимать, что диагноз диспраксия у детей не проходит бесследно. Это серьезное расстройство, которое требует специальной терапии.

Родителям следует действовать по указаниям врача, посещать коррекционные занятия и регулярно заниматься с ребенком в домашних условиях.

Методы коррекции, как проводится логопедическая работа

Синдром неуклюжего ребенка — виды и методы логопедической работыДиспраксия лечится при помощи инновационных методик с применением кинезиотерапии:

  • Стабилометрия с биоактивной связью.
  • Транскраниальная поляризация головного мозга.
  • Электростимуляция мышц.
  • Динамическая коррекция с рефлекторонагрузочными устройствами.
  • Компьютерный видеоанализ движений.
  • Пассивная вестибулярная тренировка.

Назначается и психолого-логопедическая коррекция, показавшая высокую эффективность. Специалист подбирает подходящую систему упражнений для восстановления звуков и артикуляции. Также проводятся физкультурные занятия и спортивные игры, упор делается на восстановление равновесия и общей моторики.

Внимание! Специалисты речевого центра ЗЕЛЕНОВОЙ обладают необходимой квалификацией и опытом, которые позволяют успешно справляться с диспраксией у детей. Но важно обратиться за помощью как можно раньше.

В качестве примера несколько упражнений для коррекции диспраксии:

  • «Гонки многоножек» — 2-3 участника соревнуются, «бегая» с помощью кистей рук по столику как пятиногие многоножки.
  • «Веревочка» — ребенку предлагается нарисовать какой-либо символ, предмет или цифру с помощью веревки (скакалки).
  • «Самолетики» — соревнование, в котором дети стараются запустить бумажный самолетик как можно дальше.
  • «Горячий мячик» — дети стоят в кругу и передают мяч друг другу. По команде «стоп» игра останавливается, а тот, кто оказывается в этот момент с мячом в руках, покидает игру.
  • «Быстрые лошадки» — ребенку необходимо намотать на палочку веревку, к концу которой привязана игрушка-лошадка. Кто быстрее смотает веревку, тот и победил.

В дополнение к занятиям врач может назначить прием ноотропов, таких как Актовегин, Глицин, Кортексин, Цитофлавин, Семакс, Лецитин. Но одна лишь медицина не способна исправить патологию, здесь важен комплексный подход.

Чем опасна диспраксия, последствия и возможные осложнения

Синдром неуклюжего ребенка — виды и методы логопедической работыСамой главной опасностью диспраксии являются частые травмы, ушибы, царапины. Такие дети регулярно падают, спотыкаются, ударяются о предметы.

Но кроме такой особенности это расстройство опасно тем, что ребенок находится в постоянном перенапряжении из-за неслаженности собственных действий. Он устает, ему нужно приложить больше усилий, чтобы совершить то или иное действие.

Помимо этого, детям с диспраксией сложно развивать вербальную память и невербальные средства общения (мимику, жесты). Как следствие — неумение общаться со сверстниками, замкнутость, низкая самооценка.

Важно! Помочь ребенку с диспраксией можно только при условии ранней диагностики, а также своевременной и качественной коррекции.

Приняв необходимые меры, можно пройти этот сложный этап с наименьшими последствиями и предупредить развитие хронической формы заболевания. К сожалению, у большинства детей признаки диспраксии в той или иной степени остаются.

Диспраксия (Синдром неуклюжести)

Диспраксия

Диспраксия − это расстройство моторной сферы, характеризующееся трудностью и неточностью выполнения целенаправленных двигательных актов. Для диспраксии характерны различные виды моторной недостаточности: неуклюжесть, плохая координация, неловкость движений рук, неточность артикуляции, трудности на письме. Расстройство выявляется при нейропсихологическом и логопедическом обследовании ребенка, из методов медицинской диагностики используется ЭЭГ, ВП. Терапия включает физическую реабилитацию (кинезиотерапию, массаж), нейрокоррекцию (сенсорную интеграцию, мозжечковую стимуляцию), логотерапию (речевую гимнастику, логоритмику).

Общие сведения

Диспраксия (синдром неуклюжести) – трудности с планированием и выполнением точных движений. Обнаруживается примерно у каждого 12-го ребенка в возрасте 5-7 лет (по другим данным, у 2-20% детей в популяции). Среди мальчиков данное состояние регистрируется в 4 раза чаще, чем среди девочек. Диспраксия негативно влияет на повседневную активность ребенка, самообслуживание, школьную успеваемость, поведение, коммуникативную сферу, поэтому требует своевременной целенаправленной коррекции.

Диспраксия

Диспраксия

Причины

Чаще всего диспраксия развивается в отдаленном периоде после перенесенного минимального перинатального повреждения ЦНС. В ее основе лежат функциональные расстройства высших корковых функций, обеспечивающих формирование праксиса. У детей с диспраксией отсутствуют параличи, парезы, мышечные дистонии, различные заболевания, которые могут вызывать двигательную дисфункцию. Причинами последующих локомоторных расстройств в детском возрасте служат:

  • патологии беременности (заболевания будущей матери, токсикозы);
  • аномальное течение родов (затяжные роды, длительный безводный период, экстренное кесарево сечение);
  • патология новорожденного (нерезкая асфиксия, недоношенность, переношенность, затяжная неонатальная желтуха);
  • неблагоприятные социально-педагогические условия (сенсорная депривация, гипоопека).

Также в настоящее время не исключается генетическая природа диспраксии, когда моторная неловкость и неуклюжесть являются семейной чертой. У части детей не удается проследить вероятный этиофактор.

Патогенез

Патогенетическим ядром диспраксии является задержка созревания корковых и субкортикальных структур, обеспечивающих различные виды моторики. В осуществлении двигательного намерения задействована сложная цепочка взаимодействия различных церебральных структур.

Принятие решения о выполнении целенаправленного движения происходит в лимбической коре и таламусе. За формирование плана моторных действий на основе различных сенсорных стимулов ответственны префронтальная, височно-затылочная, теменная ассоциативные зоны, а также базальные ганглии.

На этапе внутреннего программирования движений задействуются моторная и премоторная кора, таламус, мозжечок, базальные ядра. Наконец, в непосредственном исполнении моторного акта участвуют двигательная кора, вестибулярная система, мотонейроны спинного мозга, периферические мышцы (скелетные, артикуляционные, мимические).

При диспраксии имеет место ретардация и функциональная рассогласованность деятельности обозначенных структур, что приводит как к нарушению общей моторики, так и парциальному недоразвитию праксиса (речевого, зрительно-пространственного, конструктивного и пр.).

В рамках патогенетического подхода выделяют первичную диспраксию, обусловленную незрелостью двигательного анализатора и пирамидных путей, и вторичную, связанную с нарушением обработки сенсорных стимулов. Вторичная форма встречается чаще и протекает тяжелее. Распад произвольных движений у взрослых носит название апраксии.

Классификация

В психологии диспраксию классифицируют по нескольким определяющим критериям. У одного ребенка может отмечаться несколько видов диспраксических нарушений, как внутри одной группы, так и в разных:

1. По механизму:

  • кинетическая (двигательная) – трудности переключения с одного элемента движения на другой; возникает при вовлечении премоторной коры левого полушария;
  • кинестетическая (чувствительная) – затруднения поиска уклада, позы; указывает на поражение нижней теменной коры слева.

2. По замыслу:

  • идеомоторная – невозможно выполнение действий по команде при сохранности спонтанных движений;
  • идеаторная – страдает план реализации действия, серия последовательных движений при выполнении какой-либо сложной операции.

3. По виду деятельности:

  • конструктивная – трудности действий на составление целого из частей (складывание разрезной картинки, собирание конструктора);
  • пространственная – дезорганизация движений в пространстве, несформированность понятий «спереди-сзади», «слева-справа», «вверху-внизу»;
  • графомоторная – трудности при начертании графических символов (цифр, букв);
  • выразительная – неспособность отобразить спектр эмоций с помощью мимической мускулатуры.

4. По локализации:

  • пальцевая – сложности воспроизведения движений пальцев рук;
  • оральная – сложности выполнения движений губами и языком;
  • артикуляционная – трудности воспроизведения укладов органов речи, сопровождающиеся произносительными нарушениями и т. д.

Симптомы диспраксии

Все диспраксические проявления у детей объединяются в 4 группы: проблемы с выполнением движений и удержанием равновесия; сложности с подвижными играми; речевые нарушения; графические трудности.

Дети с диспраксией обычно позднее овладевают различными моторными навыками: с задержкой начинают переворачиваться, сидеть и ползать, ходить. Они медленно учатся самостоятельно пить и кушать, с трудом могут пользоваться столовыми приборами. Отмечается неловкость в выполнении любых точных действий: одевании, застегивании пуговиц, завязывании шнурков, взаимодействии с игрушками. У детей с диспраксией часто «все валится из рук», они имеют плохую двигательную координацию – постоянно спотыкаются «на ровном месте», падают, натыкаются на препятствия (мебель, других людей), «не вписываются» в дверные проемы.

Ребенок с диспраксией проявляет неловкость в различных подвижных играх, особенно с предметами. Ему плохо удается ловить, бросать и пинать мяч, прыгать со скакалкой. Трудности вызывает обучение езде на велосипеде, самокате, катанию на коньках (ребенок долго не может научиться держать равновесие). Как правило, дети не любят играть в конструктор, собирать паззлы, работать с бумагой и ножницами.

Артикуляционная диспраксия проявляется в пропусках, искажениях, заменах сложных звуков более простыми. Отмечаются смазанность и неточности произношения, перестановки и элизии слогов. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку, плохо рисует, имеет низкую скорость письма, плохой почерк.

Осложнения

Диспраксия негативно отражается на повседневной бытовой деятельности ребенка. Невладение элементарными навыками самообслуживания формирует неряшливость, неопрятность. Неумение играть в коллективные игры вызывает проблемы с поиском друзей, коммуникацией со сверстниками. Низкая двигательная активность приводит к гиподинамии, нарушению гармоничного развития ребенка.

Часто у детей возникают проблемы с поведением, многие из них имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности. Для детей с диспраксией типично нарушение школьной успеваемости, связанное с дисграфией, дислексией.

Диагностика

В международной практике принято использовать диагностическую шкалу DSM-IV, устанавливающую следующие критерии диспраксии:

  1. Выраженное моторное недоразвитие.
  2. Двигательная недостаточность ухудшает повседневную активность и успеваемость.
  3. Координационные нарушения не являются следствием других органических заболеваний.
  4. Моторная неловкость не связана с первазивным расстройством развития.
  5. ЗПР не влияет на тяжесть двигательных нарушений.

В диагностике детей с диспраксией задействуются детские неврологи, нейропсихологии, логопеды. Все необходимые сведения получаются в результате клинической, нейрофизиологической, нейропсихологической, логопедической диагностики.

  • Клинико-анамнестические данные. У большинства детей с диспраксией прослеживается неблагоприятный перинатальный анамнез, задержка моторного и речевого развития. Отмечается истощаемость внимания, трудности засыпания, тревожность. Характерна неуклюжесть, неустойчивость позы.
  • Электрофизиологические исследования. Регистрация ЭЭГ позволяет подтвердить функциональный характер мозговых нарушений. Также исследуются вызванные потенциалы различной модальности (когнитивные, зрительные, соматосенсорные, слуховые), проводится электронейромиография, которые исключают органическую природу двигательных нарушений.
  • Нейропсихологическое обследование. Проводятся тесты и пробы, направленные на определение нарушений различных видов праксиса. Наиболее показательными являются пробы Хеда, Озерецкого, «кулак-ребро-ладонь», графические пробы, прыжковый тест и др.
  • Логопедическое обследование. При диспраксии дети затрудняются в удержании и повторении артикуляционных позиций. Демонстрируют различные виды звукопроизносительных дефектов. Лексическое и грамматическое развитие в пределах возрастной нормы.

Лечение диспраксии

Физическая реабилитация

Дети с диспраксией нуждаются в комплексной коррекции двигательных навыков. Им полезны различные виды физической активности (катание на велосипеде и беговеле, роликах, прыжки на батуте, плавание и пр.), подвижные игры на ловкость, точность движений. Из медицинских методов применяются:

  • кинезиотерапия: занятия на стабилоплатформе и виброплатформе, ЛФК, гидрокинезотерапия;
  • физиотерапия: транскраниальная микрополяризация, электромиостимуляция;
  • массаж: общий оздоровительный, ШВЗ, конечностей, позвоночника.

Нейропсихологическая коррекция

В рамках этого подхода широко применяются методы сенсорной интеграции: тактильная, зрительная, обонятельная и вкусовая стимуляция. На занятиях детские психологи используют суджок-терапию, пальчиковую гимнастику, бизиборды. С младшими детьми проводятся сенсомоторные игры, с более старшими ‒ сеансы песочной терапии, арт-терапии. При диспраксии показаны тренировки на балансировочной доске − мозжечковая стимуляция.

Логопедические занятия

Логопедическая работа строится с учетом выявленных нарушений устной и письменной речи. Вначале проводится уточнение артикуляции проблемных звуков, имеющихся дефектов. В рамках подготовительного этапа осуществляется массаж органов артикуляции, пассивная и активная гимнастика. После выработки необходимых кинестезий переходят к звукопостановке, закреплению звуков. В структуру занятий по коррекции артикуляционной диспраксии включаются элементы фонетической и логопедической ритмики.

Прогноз и профилактика

С помощью целенаправленной психолого-педагогической коррекции большинству детей удается преодолеть диспраксию, улучшить моторную координацию, успешно освоить учебную программу. Вместе с тем, остаточные проявления синдромом неуклюжести могут сохраняться вплоть до взрослого возраста. Профилактика диспраксии начинается еще до рождения ребенка и включает весь комплекс мер по перинатальной охране плода и новорожденного. Коррекцию выявленных диспраксических нарушений целесообразно начинать как можно ранее.

Литература

1. Проблема постановки диагноза диспраксия развития в детском возрасте/ Садовская Ю.Е., Ковязина М.С., Троицкая Н.Б., Блохин Б.М.// Лечебное дело. – 2011. – №2.

2. Патогенетические основы артикуляционной диспраксии у детей дошкольного возраста/ Калашникова Т.П., Анисимов Г.В., Савельева Н.А., Довганюк М.В.// Специальне образование. – 2015.

3. К проблеме диспраксии у детей/ Шалимова О.Ю.// Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции. – Череповец, 17-18 апреля 2014 г.

4. Упражнения с мячом как средство коррекции мелокинетической диспраксии у детей с нарушениями речи/ Воробьев В.Ф., Браим К.С., Леханова О.Л.// Педагогические науки. – 2016. – №6.

Код МКБ-10

F82

Диспраксия – лечение в Москве

Диспраксия – «модный» сейчас термин, хотя ничего принципиально нового он не несет. Это изолированная несформированность произвольных предметных действий на высшем, корковом уровне организации двигательного акта. Такое простое определение, но не все его понимают. На уровне коры – это означает, что все «нижние отделы» являются сохранными. Если у ребенка ДЦП, повреждение спинного мозга, грубые нарушения иннервации мышечного аппарата – это НЕ диспраксия. Это первичные (элементарные) двигательные нарушения. Таким образом, диспраксия – это нарушение при отсутствии парезов, параличей, атаксии, нарушений тонуса, а также физических нарушений самого артикуляционного аппарата.

Ранее нарушение артикуляции, обусловленное дисфункцией на уровне коры, называлось корковой дизартрией (сейчас этот термин также встречается).

Артикуляционную диспраксию можно разделить на кинетическую (динамическую) и кинестетическую.

В первом случае в процесс вовлечена премоторная кора левого полушария (заднелобные отделы), и нарушение будет проявляться трудностями в переключении с одного звука, слога на другой, пропуском звуков и слогов, нарушением слоговой структуры слова, неправильной постановкой ударения («пречатка» вместо «перчатка»).

При кинестетической артикуляционной диспраксии задействована нижнетеменная кора левого полушария, и нарушается так называемый артикуляторный уклад, то есть мозгу «сложно усвоить» то, как именно должен действовать артикуляционный аппарат в момент произнесения звуков. При этом физически ребенок в состоянии выполнить данные движения и непроизвольно сам их иногда делает. Поэтому ребенок с кинестетической артикуляторной диспраксией в одном слове может произносить требуемый звук, а в другом (даже с такой же слоговой структурой) – нет.

Это один из диагностических критериев дизартрии и диспраксии: при последней нарушен именно произвольный, сознательный акт (при дизартрии как нарушении более нижнего уровня ребенок не произносит звук в любых обстоятельствах). При этом диспраксия может сочетаться с дизартрией.

Артикуляционная диспраксия часто сочетается с другими видами диспраксии: оральной (это нарушение движений рта, не связанные с произнесением звуков речи, например, надуть щеку, сделать губы трубочкой, подуть), лицевой (произвольные движения лицом, например, показать удивление), мануальной (нарушение произвольной моторики пальцев и кисти, также делится на кинетическую и кинестетическую).

Очень много дискуссий на тему того, как связаны между собой моторная алалия и артикуляционная диспраксия. У исследователей есть несколько взглядов по этому вопросу. Я придерживаюсь следующего: артикуляционная диспраксия входит в состав алалии как компонент. Алалия – более широкое понятие, которое включает несформированность языкового навыка (то есть нарушение и фонематического компонента, и артикуляционного, и лексического, и грамматического). И если рассматривать ее в спектре праксиса, то мне близок термин Чарльза Ньокиктьена «вербальная диспраксия» (что шире, чем одна артикуляция).

Коррекция артикуляционной диспраксии

Но можно долго спорить о терминах, гораздо важнее вопрос реальной практической помощи детям. А здесь также ничего принципиально нового не изобрели. Вся коррекционная нагрузка ложится на логопеда. Важно понимать, что при кинетической диспраксии логопедический массаж бесполезен. При кинестетической – массаж используется как вспомогательное средство для развития непосредственно кинестетического компонента движения. При сочетании с дизартрией логопедический массаж необходим. Также при диспраксии необходима артикуляционная и пальчиковая гимнастика. В нашем центре также используется методика Т.С. Резниченко, которая прекрасно подходит для преодоления диспраксического компонента при алалии.

Text.ru - 100.00%

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию нейропсихолога или логопеда звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Праксис («движение») – это высшая психическая функция, которая формируется в контакте с окружающим миром. Она служит инструментом для осуществления целенаправленной деятельности. Взять со стола карандаш, завязать шнурки, сложить кубики, написать слово в тетрадке – все это было бы недоступно при нарушенном или несформированном праксисе.

Исходя из этого становится понятна этиология слова «диспраксия» – это «дис» (нарушение) и «праксия» (движение). Это нарушение движений у детей при отсутствии нарушений мышечного тонуса и параличей. Дети при этом испытывают затруднения при выполнении различных сложных движений, у них отмечается нарушение координации. Поэтому важно знать, какие есть симптомы диспраксии и какие методы коррекции помогают избавить от этого расстройства.

Диспраксия (Синдром неуклюжести) – это расстройство моторной сферы, нарушение формирования у детей возможности построения целенаправленных двигательных актов при нормальном мышечном тонусе, отсутствии параличей и прочих отклонений.

Об этом нарушении стало известно в начале прошлого столетия. Изначально оно называлось «синдромом неуклюжего ребенка» и это действительно так: у таких детей буквально все валится из рук, они очень неуклюжи и часто падают на ровном месте. При этом это не просто «неуклюжесть», а невозможность интеграции между движением и мыслительными функциями.

Изначально этот диагноз употреблялся исключительно в неврологии. Но чем больше изучалось это нарушение, тем больше появлялось оснований рассматривать его с точки зрения нейропсихологии и логопедии (если речь идет об артикуляционной диспраксии).

Различные формы диспраксии диагностируются у детей в возрасте 3-6 лет, при этом чаще всего этому нарушению подвержены мальчики. Часто присутствуют сопутствующие расстройства письма, речи, гиперактивность и т.д. При этом важно понимать, что такой ребенок не является умственно отсталым, если нарушение не сочетается с заболеваниями ЦНС и педагогической запущенностью. Интеллект развивается на том же уровне, что и у других детей, либо даже на более высоком уровне.

Диспраксия у детей может быть первичной или вторичной. В первом случае причины нарушения не связаны с невропатологическими нарушениями. В случае вторичной диспраксии она является следствием ДЦП, черепно-мозговой травмы, различных патологий нервной системы и т.д.

Среди возможных причин диспраксии в детском возрасте можно выделить:

  • Тяжелое течение беременности. Стрессы, лекарственная интоксикация, кислородное голодание плода – все это может повлиять на недостаточное развитие двигательного анализатора и нейронных путей, которые формируют программу действия.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Наследование по прямой линии (от родителей).

В основе данного нарушения лежит не повреждение, а именно недоразвитие связей между нейронами. По этой причине нервный импульс, который возникает в коре головного мозга, не находит путь к двигательному аппарату.

В зависимости от того, какой участок коры головного мозга не сформирован, выделяют несколько основных видов диспраксии.

По механизму:

  • Эфферентная диспраксия (кинетическая). Проблемы выполнения серии последовательных движений в виде сложности переключения внутри моторной программы. Ребенку трудно переключаться с одного действия на другое (к примеру, ему трудно плавать, бегать или танцевать под быструю музыку).
  • Афферентная диспраксия (кинестетическая). Связана с нарушениями мелкой моторики, выполнением мелких движений руками: печатать на компьютере, застегивать пуговицы и т.д.

По замыслу:

  • Идеамоторная. Невозможность выполнения действий по команде (при сохранности спонтанности движений).
  • Идеаторная. Нарушение составления схемы сложного действия, серии последовательных движений при выполнении какой-нибудь сложной операции.

По локализации:

  • Артикуляционная диспраксия (вербальная). Наблюдается неясная, смазанная речь, вызванная затрудненной координацией мышц, отвечающих за произнесение звуков.
  • Оральная диспраксия. Характеризуется сложностями в выполнении движений языком и губами.

Пальцевая диспраксия. Сложности воспроизведения движений пальцами рук.

По виду деятельности:

  • Конструктивная. Возникают сложности при составлении целого из частей (собирание конструктора, складывание частей разрезанной картинки и т.д.).
  • Пространственная. Возникают сложности в овладении понятий «верх-низ», «право-лево», в результате чего наблюдается нарушение ориентации собственного тела в пространстве.
  • Мимическая (выразительная). Характеризуется неспособностью выражать эмоции при помочи мимической мускулатуры.

Конкретные симптомы диспраксии у детей зависят от того, какой вид данного расстройства диагностирован. Все проявления можно объединить в 4 группы: проблемы с удержанием равновесия и выполнением движений, сложности с подвижными играми, проблемы с речью и графические трудности.

Выделим общие симптомы данного нарушения:

  • Позднее овладение моторными навыками. Как правило, такие дети позже остальных начинают сидеть, ползать, ходить и т.д. Они медленно учатся самостоятельно есть и держать в руках столовые приборы.
  • Трудности с определением ведущей руки.
  • Неловкость в движениях.
  • Частые спотыкания во время ходьбы, падения.
  • Неловкость в подвижных играх. Такие дети с трудом ловят и бросают мяч, плохо прыгают со скакалкой. Неумение стоят на одной ноге, ездить на велосипеде и т.д.
  • Пропуски, искажения, замены сложных звуков более простыми. Трудности с освоением навыков письма и чтения.
  • Проблемы с памятью (ребенок забывчив).
  • Чувствительность к прикосновениям (даже легким).
  • Нарушения сна и т.д.

Вербальная диспраксия отличается избирательными, но довольно стойкими нарушениями звукопроизношения, которые сопровождаются проявлениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов. При этом грубые нарушения тонуса артикуляционных мышц отсутствуют.

Важна правильная дифференциальная диагностика, которая позволяет отличать ее от других нарушений речи. В частности, артикуляционная диспраксия имеет следующие отличия от моторной алалии:

  • Лексикон развит достаточно хорошо, хотя и может отставать от возрастной нормы.
  • Фразы и предложения построены грамматически правильно.
  • Ребенок может оперировать словами.
  • Устное и письменное составление текстов не нарушено.

Если ребенку поставлен диагноз диспраксия, то родителям крайне важно знать, какие именно способы коррекции используются в современной практике.

Дети с диспраксией нуждаются в комплексной коррекции двигательных навыков. Им полезны различные виды физической активности (плавание, прыжки на батуте и т.д.). Физическая реабилитация включает в себя следующие медицинские методы:

  • оздоровительный массаж;
  • физиотерапия;
  • кинезиотерапия.

Помимо этого, лечение включает в себя нейропсихологическую коррекцию и логопедические занятия. Практикуется суджок-терапия, пальчиковая гимнастика, различные сенсомоторные игры, арт-терапия.

Логопедическая работы выстраивается с учетом выявленных нарушения устной и письменной речи. Проводится массаж артикуляционных органов, постановка и автоматизация звуков. В структуру занятий обязательно включается логоритмика.

Заместитель директора «Логопед-Профи» по научной работе, практикующий логопед высшей категории, учитель-дефектолог, член Ассоциации логопатологов.

Добавить комментарий