Как исправить быструю невнятную речь

упражнения для тренировки и улучшения дикции

Что такое дикция? Дикция – отчетливое произнесение звуков согласно фонетическим нормам языка. Четкая, разборчивая, правильно поставленная речь – один из важных элементов успешности и привлекательности. Любое публичное выступление обречено на провал, если оратор не обладает хорошей дикцией. Не всегда человек с рождения награжден идеальными речевыми данными.

Содержание

  • Компоненты дикции
  • Для чего нужна хорошая дикция
  • Причины плохой дикции
  • Как развить дикцию
  • Упражнения для улучшения дикции и четкости речи
    • Разминка
    • Произношение отдельных звуков
    • Постановка дыхания
    • Скороговорки
    • Тренировка диафрагмы
  • Особенности правильного произношения у взрослых
  • Как улучшить речь ребенка
  • Как же правильно тренировать скороговорки для развития дикции у взрослых?
  • Как развить дикцию и четкость произношения с помощью тренинга

Компоненты дикции

Дикция имеет свои компоненты, и даже взрослый человек может и должен с ними работать, тем самым в процессе улучшая свою речь.

Компоненты дикции следующие:

  • Правильная артикуляция – расположение органов артикуляции в необходимом для правильного произношения звуков положении.
  • Отчетливая артикуляция – точное произношение звуков, слогов в составе слова. Отчетливость артикуляции определяет разборчивость речи. Четкое произношение звуков и слогов напрямую зависит от натренированности артикуляционного аппарата.
  • Манера произношения – способ произношения тех или иных слов, присущий отдельному человеку. Особенность растягивать или «проглатывать» некоторые слоги, делать паузы в начале или конце слова, добавлять посторонние звуки между словами, слова-паразиты, темп произношения – все это является манерой произношения.

Улучшайте свою дикцию с нашими упражнениями! Подпишитесь на наш телеграм канал для получения ежедневных советов от преподавателей театральной школы “Бенефис”. Совершенствуйте свою речь и уверенность в себе!

Для чего нужна хорошая дикция

Учитель, воспитатель, телеведущий, актер, певец, оратор – лишь малая часть профессий, где наличие совершенной дикции играет большую роль. А вообще, хорошая дикция нужна любому человеку в обычной жизни. Людям с идеальной дикцией проще:

  • найти работу, друзей;
  • донести свои мысли до слушателей;
  • произвести приятное впечатление во время выступления;
  • привлечь внимание аудитории.

Дикция – основополагающий элемент человеческой культуры. К тому же, присутствие в речи дефектов рождает комплексы, которые сопровождают человека всю жизнь.

Причины плохой дикции

Плохая дикция и нечеткая речь встречается как у детей, так и у взрослых. Логопедия называет несколько причин нарушения дикции:

  • Физиологические. Например, врожденные аномалии (недоразвитость уздечки языка, патология костных тканей, неправильный прикус).
  • Биологические, когда нарушения речи связаны с неблагоприятными факторами, возникшими в детском возрасте (серьезные инфекции, травмы), или с генетической предрасположенностью.
  • Социальные. Расстройство произношения возникает из-за неуверенности в себе, личных комплексов, стеснительности, проблем в общении с окружающими. Такой человек говорит тихо и неразборчиво, глотает звуки.

Тренируем речь. Как развить и повысить дикцию

Как развить дикцию

Дикцию можно тренировать и развивать, добиваясь идеального произношения. Это большая работа над собой, ведь для достижения результата необходимо регулярно заниматься. Чтобы улучшить артикуляцию, достаточно тренироваться 15-20 минут в день. Прогресс можно наблюдать уже через 1-2 месяца систематических занятий. Хотите?

Дикционные упражнения. Улучшаем дикцию и четкость речи

1. Разминка

Перед началом упражнений для улучшения характеристик своей речи необходимо провести разминку артикуляционного аппарата.

Пример:

  • Высунуть язык как можно дальше изо рта, вернуть обратно максимально глубоко. 5-7 повторений.
  • Касаться кончиком языка поочередно правой и левой щеки изнутри. По 10 раз для каждой из сторон.
  • С закрытым ртом выполнять круговые движения языком по внутренней поверхности нижних и верхних зубов. По 20 раз в каждую сторону (по часовой стрелке и против).
  • Достать язык и очертить им 10 кругов по часовой стрелке и 10 кругов против часовой стрелки.
  • Вытянуть губы трубочкой, сохранять это положение 3-5 секунд. Затем растянуть их в улыбку и задержаться на 3-5 сек. 7-10 повторений.
  • Максимально надуть щеки и перекатывать воздух по кругу. Совершить 5-7 кругов в каждую сторону.
  • Провести легкую разминку мимических мышц лица (гримасничать, изображать грустное и веселое лицо, выпучивать глаза и т.п.).

2. Произношение отдельных звуков

  • Произносим поочередно разные парные взрывные согласные буквы: сочетания «б-п», «д-т», «г-к». Проговариваем их сначала отдельно, потом с добавлением мягкого знака, затем присоединяем любой гласный звук.
  • Четкое, «взрывное» произнесение конечных согласных. Ба-ба-бапп, гу-гу-гукк. Чередуем все парные согласные с каждой гласной.
  • Произносим отдельные гласные, следя за правильным положением артикуляционного аппарата, затем в комбинации с любыми другими гласными (о-а, о-у, а-и, у-и, о-ы, э-о и т.д.). Это упражнение удобно выполнять перед зеркалом.
  • Тренируем сложные буквенные комбинации (лрда, лря, шра, чру, лри, мфо и т.п.).
  • Проговариваем различные звуковые ряды (трка-трко-трки-трку-тркэ-тркы и т.п.).

3. Постановка дыхания

  • Открываем рот, вдох и выдох делаем носом. 10 повторений.
  • Кладем руку на живот, делаем спокойный вдох носом. Выдох производим ртом через едва открытые губы. Тут важно почувствовать подвижность живота и ритм. Сделать 5-7 повторений.
  • Зажимаем одну ноздрю пальцем, делаем небольшой вдох и выдох через другую. 5 повторений с каждой ноздрей.
  • Вдыхаем через нос, создав сопротивление воздуху нажатием пальцами на крылья носа.
  • Делаем вдох, а при резком выдохе втягиваем живот.

4. Скороговорки

Существуют два типа скороговорок:

  • для мозга – выговаривать легко, но путаются слова (Клара у Карла украла кораллы)
  • для языка – если вам трудно говорить шипящие (Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовашегося Вавилу).

Это эффективный метод для улучшения качества произношения. Не старайтесь сразу произносить скороговорки быстро. Начать стоит с медленного и качественного проговаривания, постепенно увеличивая темп. Скороговорки могут быть как на русском, так и иностранных языках. Также полезным упражнением является проговаривание скороговорок с орешками или конфетами за щеками, можно использовать зажатый между зубов карандаш. Максимальная нагрузка на артикуляционные мышцы при выполнении такой работы позволяет быстрее прийти к поставленной цели.

5. Тренировка диафрагмы

Во время публичных выступлений многие люди ощущают нехватку дыхания. Особенно это заметно при использовании длинных и витиеватых фраз. Договорить или допеть фразу до конца позволит натренированная диафрагма. Эффективные упражнения:

  • На выдохе тяните любой гласный звук максимально долго. При регулярных тренировках это время увеличивается до 25-30 сек, когда по началу будет получаться только 5-8 сек.
  • Надувание воздушных шариков, резиновых мячей, кругов, матрасов.

Особенности правильного произношения у взрослых

Особенности правильного произношения у взрослых

Часто встречающимся у взрослых людей недостатком является нечеткая дикция. И это не обязательно связано с врожденными недостатками. В речи взрослого человека нередко можно услышать как звучит «нуканье», протяжное «ээ», проглатывание окончаний или просто неразборчивые слова. Поэтому зачастую основными причинами торопливого и неясного изложения становятся:

  • Плохо развитые артикуляционные мышцы;
  • Проблемы с постановкой голоса;
  • Неправильное владение техникой и темпом речи;

Особенность развития дикции у взрослых заключается в том, что привить правильное произношение намного сложнее, чем детям. Если на протяжении длительного времени некоторые звуки произносились неправильно, то к новому выговору придется привыкать долго. Необходимо постоянно именно контролировать себя, преодолевая психологический барьер.

Актеры, телеведущие, дикторы постоянно совершенствуют свою дикцию, прибегая к определенным упражнениям и тренировкам:

  • Регулярная зарядка речевого аппарат;
  • Чтение книг, текста вслух и проговаривание скороговорок;
  • Систематическое повторение сложных звуковых рядов;
  • Прослушивание записей своей речи на диктофоне.

Как улучшить речь ребенка

Для любого ребенка родители – предмет для подражания во всем, в том числе и в разговорной речи. Чтобы развить хорошие речевые навыки у детей, сами родители должны ими обладать. Разговаривать с малышом нужно всегда на уровне, превышающем его собственный. Важно хорошо артикулировать, произносить с разной интонацией, как вопрос и ответ. Таким образом, ребенок будет постоянно совершенствовать свою речь.

Пока ребенок еще маленький, незнакомые ему слова нужно повторять много раз (это может вызвать трудности), чтобы он их запомнил, произнести с четкой артикуляцией. Если к 5-6 годам, у малыша наблюдается нарушение дикции, говорит невнятно, не стоит пренебрегать посещением профессионального врача-логопеда для коррекции речи, он поможет исправить ситуацию. Нужно понять, что улучшить словарный запас возможно только с вашей помощью: читайте книги, стихи и внятно общайтесь с ребенком.

Как же правильно тренировать скороговорки для развития дикции у взрослых?

При очень быстром проговаривании некоторых скороговорок, человек может испытывать затруднения. Зачастую, «затык» происходит в определенном звукосочетании конкретного слова. Не стоит возвращаться в начало и стараться снова ее прочесть быстро. Гораздо лучше и результативнее будет остановиться на сложном для произношения слове, проговорить его несколько раз понятно, медленно и вдумчиво, постепенно увеличивая темп. Попробуйте прочитать скороговорку с разными интонациями (удивленной, возмущенной, вопросительной и т.д.) или напевать ее на мотив песни. Не менее важно при работе со скороговорками доносить их смысл, расставляя речевые акценты в предложении.

Подобные упражнения на развитие артикуляции займут немало времени, но способны отточить вашу дикцию.

Как развить дикцию и четкость речи с помощью тренинга

Великий режиссер и педагог К.С. Станиславский уделял большое внимание развитию дикции. Он точно говорил, что речь должна быть правильной и красивой не только на сцене, но и в жизни. О том, как выработать дикцию, он говорит в трех разделах второго тома «Работы актера над собой».

Курсы ораторского мастерства помогают в более короткие сроки улучшить дикцию, развить свой голос и получить базовые навыки оратора. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижнюю челюсть. Под руководством специалиста по технике речи вы научитесь говорить чисто, четко и выразительно. Индивидуальный подход и обратная связь поможет максимально глубоко разобраться в этом вопросе. После тренинга вы будете говорить долго и без усталости. Простые, но эффективные упражнения помогут освободить голос от зажимов, с успехом развить артикуляцию, тембр и силу голоса, чувствовать себя свободно на публичных выступлениях.

Приходите в театральную студию Бенефис.

Мы научим вас:

  • Как сделать свой голос сильным и уверенным
  • Как улучшить дикцию и добиться четкого произношения
  • Как снять зажимы и раскрепоститься
  • Как научиться импровизировать
  • Как работать с камерой
  • Как работать со своим спектром эмоциональных состояния
  • И многое другое

Выберете для себя наиболее удобный формат занятий сейчас и начинайте говорить четко и правильно. Мы проводим занятия для взрослых и детей в центре Москвы.

Курс актерского мастерства для взрослых

Курс:

Актерское мастерство для взрослых





На курсе для взрослых вы узнаете как развить свои коммуникативные навыки, улучшить речь, побороть застенчивость

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Актерское мастерство
  • Коммуникативные навыки
  • Четкость речи
  • Раскрепощение

13 000 человек прошло курс
Старт занятий: 24 мая

Курс актерского мастерства для взрослых

Курс:

Основы ораторского мастерства





На курсе мы научим вас как выступать публично. Как сделать свою речь громкой и четкой

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Публичные выступления
  • Риторика
  • Ораторское искусство
  • Раскрепощение

Старт занятий: 24 мая

Обучение публичным выступлениям

Курс:

Обучение публичным выступлениям




Вы избавиться от страха выступлений и освоите искусство красноречия

Сложность:

Средняя сложность

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Ораторское мастерство
  • Искусство публичных выступлений
  • Искусство красноречия
  • Риторика

Обучение публичным выступлениям

Курс ораторского мастерства

Курс:

Обучение ораторскому мастерству





Вы узнаете основы ораторского мастерства. Как научиться выступать перед любой публикой

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Ораторское мастерство
  • Раскрепощение
  • Риторика
  • Публичные выступления

13 000 человек прошло курс

Курс ораторского мастерства

Курс риторики

Курс:

Обучение риторике




Для тех кто хочет развить свои коммуникативные навыки

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Риторика
  • Ораторское мастерство
  • Публичные выступления
  • Коммуникативные навыки

Курс риторики

Курс художественного чтения

Курс:

Художественное чтение




Вы научитесь выразительно читать и разговаривать так, чтобы вас слушали

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Громко и уверенно говорить
  • Публичные выступления
  • Ораторское мастерство
  • Риторика

Курс художественного чтения

Курс техники речи

Курс:

Обучение техникам речи




Вы научитесь говорить выразительно, эмоционально и уверенно

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Красивая речь
  • Риторика
  • Ораторское искусство
  • Выступать перед публикой

Курс техники речи

Курс сценической речи

Курс:

Сценическая речь




Курс для тех, кто хочет прокачать и улучшить свою речь

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Уверенный голос
  • Ораторское мастерство
  • Искусство публичных выступлений
  • Риторика

Курс сценической речи

Курсы начинающим актерам

Курс:

Начинающим актерам




Подойдет начинающим актерам, кто только начал осваивать актерское мастерство

Сложность:

Для начинающих

Курсы начинающим актерам

Курс техника Уты Хаген

Курс:

Техника Уты Хаген




Обучим техникам, которые позволят оставаться живым в кадре, обрести свое мировоззрение и избавиться от штампов и клише

Курс техника Уты Хаген

Курс метод Стеллы Адлер

Курс:

Метод Стеллы Адлер




Обучим 3-м составляющим метода. Как развить воображение, как работать над персонажем, как интерпретировать сценарии

Курс метод Стеллы Адлер

Курс система станиславского

Курс:

Система Станиславского





Вы узнаете про основные принципы системы Станиславского. Как достичь полной психологической достоверности игры.

Сложность:

Средняя сложность

Курс система станиславского

Курс метод Ли Страсберга

Курс:

Метод Ли Страсберга




Узнаете базовые методы Ли СтарсБерга. Как использовать свой жизненный опыт, и эмоции в ролях Кино и Театре

Курс метод Ли Страсберга

Курс:

Для детей и подростков





Поможем побороть застенчивость и стеснительность. Улучшим и обогатим речь. Развиваем творческое мышление

Сложность:

Для начинающих

Курс развитие речи

Курс:

Обучение развитию речи




Вы научитесь поддержать разговор на любую тему. Улучшите дикцию и коммуникативные навыки

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Четкость речи
  • Риторика
  • Красивый голос
  • Ораторское мастерство

Курс развитие речи

Полноценное общение. 10 способов улучшения дикции для детей, подростков и взрослых У Вашего ребенка «каша» во рту? Или Вам тоже трудно произносить некоторые звуки и из-за этого приходится повторять собеседнику одно и то же слово несколько раз подряд? Четкая, разборчивая речь – основа полноценного общения. Из этой статьи Вы узнаете, как можно улучшить дикцию в разном возрасте.

Что такое дикция?

Дикция – это правильное произношение звуков и слов, которая складывается из отчетливой и правильной артикуляции и умения управлять тембром и интонацией. Под тембром понимают скорость и окраску речи, замечено, что людям с плохой дикцией свойственна торопливость речи. Интонацией называют умение выделять голосом гласные звуки и ударения.

Артикуляцию помогут поставить специальные упражнения, а для улучшения тембра и интонации необходимо делать дыхательную гимнастику.

Читайте также: Как найти хорошего логопеда для ребенка?

Как улучшить дикцию ребенку?

Согласно возрастной норме в 5–6 лет ребенок должен хорошо выговаривать все звуки. Увы, сама по себе артикуляция не становится правильной. Над хорошей дикцией необходимо работать, и чем раньше Вы начнете заниматься со своим малышом, тем лучше. С чего начать?

1. Следите за собой

Ребенок учится говорить, подражая взрослым. Если Вы сами плохо выговариваете звуки, то у малыша, скорее всего, тоже возникнут с ними проблемы. Слушайте себя, старайтесь произносить слова четко и правильно, отрабатывайте проблемные звуки. О том, как это сделать быстро, мы поговорим чуть ниже.

2. Делайте гимнастику

Мышцам, которые участвуют в образовании звуков, тоже необходима тренировка. Обязательно каждый день делайте вместе с ребенком артикуляционную гимнастику. Эти упражнения следует первое время выполнять перед зеркалом, чтобы было легче следить за правильностью техники. Для того чтобы ребенок не заскучал, придайте гимнастике игровую форму.

3. Работайте над дыханием

Научите малыша управлять дыханием. Например, есть хорошее упражнение «Свечка». Попросите ребенка представить, что ему нужно задуть большую-пребольшую свечу. Пусть он положит руки на животик, сделает вдох, на секунду задержит дыхание и подует на пламя. Не получилось? Попробуйте вместе еще раз. А теперь нужно слегка «покачать» пламя в разные стороны. А получится ли задуть несколько свечек? Игра довольно простая, но эффективная, и с ней можно придумать несколько вариантов. Малышу не нравится задувать свечку? Пусть представит себя маленьким дракончиком, которому нужно экономно расходовать пламя.

В открытом доступе выложено немало дыхательных упражнений для дошколят. Не поленитесь их найти и выполнять каждый день.

4. Скороговорки

Это замечательные и веселые упражнения, которые проверены временем и очень нравятся детям. Мы советуем начинать с небольших скороговорок в три-четыре слова, постепенно переходите к более длинным. Сначала научитесь сами правильно их произносить и только потом учите малыша.

В первый раз проговорите слова медленно и чётко. Во второй раз чуть быстрее. Постепенно увеличивайте темп, пока ребенок не научится произносить всю фразу отчетливо и быстро. Изучайте скороговорки ненавязчиво – во время прогулки или купания. Можно и в мяч поиграть: кто бросает, тот и говорит. Чтобы ежедневные упражнения не наскучили, учите новые скороговорки. Кстати, потом Вы можете устроить соревнование: кто больше их знает и лучше их произнесет.

5. Обратитесь за помощью к логопеду

Занятия обязательно должны проходить под контролем специалиста, ведь без специальных знаний, по одним только книжкам, невозможно поставить звуки ребенку правильно. Наоборот, можно добиться совершенно противоположного эффекта, исправлять такие ошибки всегда сложнее. Логопед поставит малышу проблемные звуки, установит причины затруднений и объяснит, как заниматься дальше дома.

Как помочь подростку и взрослому с плохой дикцией?

Специалисты нашего центра рекомендуют начать также с дыхательной и артикуляционной гимнастики. Уделяйте упражнениям хотя бы по 10-15 минут ежедневно, и вскоре Вы увидите результат. Но, кроме речевой физкультуры, есть проверенные способы улучшить дикцию.

1. Читаем вслух

Приучите себя каждый день читать вслух небольшой текст. Занятия будут более интересными, если тренироваться на сборнике юмористических рассказов. О. Генри, Тэффи, Гектор Хью Манро, Антон Чехов – выбор авторов огромный. Во время чтения четко произносите звуки, не торопитесь, обращайте внимание на знаки препинания, следите за интонацией. Уделяйте чтению вслух не менее получаса.

2. Скороговорки, грецкие орехи и карандаш

Скороговорки – вещь хорошая, но их можно немного усложнить, если Вы хотите быстрых результатов. Заложите по одному ореху за каждую щеку и попытайтесь произнести скороговорку, выполняйте упражнение в течение нескольких минут. Если Вам чем-то не нравятся грецкие орехи, воспользуйтесь карандашом. Зажмите его в зубах и прочитайте любимое стихотворение или скороговорку. Кстати, это упражнение можно предложить и малышу.

3. Диктофон и аудиокниги

Сейчас диктофон есть в каждом телефоне, поэтому записать свою речь, например чтение вслух, не составит труда. Прослушайте внимательно запись и отметьте звуки, которые пока плохо вам даются. Подберите скороговорки, где они отрабатываются. Если Вам нравится слушать аудиокниги, отмечайте для себя, как произносит слова профессиональный диктор. Копируйте его интонацию, тембр.

4. Следите за осанкой и говорите на ходу

Из-за плохой осанки дыхательные органы находятся как бы в сдавленном положении. Когда Вы расправите плечи, дыхание станет более спокойным, правильным, и управлять им Вам будет легче. Есть простое упражнение: ходите по комнате, делайте вдох и разговаривайте, следя за произношением.

Читайте также: Когда идти к логопеду?

5. Быстрая разминка для дикции

Если Вам вскоре предстоит публичное выступление, обязательно отрепетируйте свою речь перед зеркалом, уделив особое внимание сложным словам и фразам, жестикуляции. Если где-то встречается коварный звук вроде «Р», по возможности произнесите его в ударном слоге. Не получилось? Не переживайте сейчас об этом.

Не забудьте также размять мышцы и голосовые связки. Как это сделать?

  • Возьмите карандаш в зубы и прочитайте любимое стихотворение.
  • Пропойте несколько раз гласные звуки. А-А-А-А, О-О-О-О и т. д.
  • Поколите языком по очереди щеки в течение минуты.
  • Вытяните губы в трубочку, через три секунды улыбнитесь, теперь снова вытяните их в трубочку. Делайте упражнение в течение 2-3 минут.
  • Надувайте поочередно то одну щеку, то другую.

Всего 10-15 минут, и вот Вы готовы выступить перед аудиторией, не беспокоясь, что неправильно произнесете какое-нибудь слово. Все обязательно получится.

Дата публикации: 17.07.2018. Последнее изменение: 19.07.2022.

Плохая дикция

Люди с четкой от природы дикцией встречаются редко. Но свою речь можно развить регулярными упражнениями для дикции до достижения приемлемого результата.

  • Из чего состоит дикция речи
  • Как улучшить взрослому и подростку
  • Работа над дикцией и произношением
  • Упражнения для дикции и голоса
  • Упражнения для дикции и артикуляции
  • Скороговорки для развития дикции

Дикция речи

Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат
производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.

Дикция речи состоит:

  • Из отчетливой артикуляции;
  • Правильной артикуляции;
  • Манеры произношения: темпа и интонации.

Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой
артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести.
Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека.
Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.

Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно
влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может
появится картавость и гнусавость.

Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к
монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией.
Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.

Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо
произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных
упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.

Как улучшить дикцию взрослому и подростку

Основной причиной недостаточного развития дикции можно назвать малоподвижность нижней
челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. В результате слова
произносятся нечетко, глухо, речь кажется «скомканной».

Для улучшения речи разработаны речевые упражнения, которые помогут устранить недостатки
произношения звуков. Регулярное выполнение предлагаемых упражнений поможет исправить дефекты
дикции речи, сделать ее четкой и выразительной.

Работа над дикцией и произношением

Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к
каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого
слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.

Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой.
Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную
проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того,
чтобы решить эти проблемы придется поработать.

Упражнения для дикции и голоса

При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что
для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.

Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:

  • Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О».
    При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если
    произносить звуки как можно глубже в полости рта.
  • Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести:
    «ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы.
  • Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим
    языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».
  • Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений
    неба, щек и губ тянем звук «М».

Упражнения для дикции и артикуляции

Так как в четком произношении активно участвует кончик языка, используем упражнения,
развивающие его гибкость:

  • Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов
    «проговаривайте» да-да- да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д».
  • Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох
    носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить
    резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз.
  • Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные
    мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.
  • Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться
    дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст с
    нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А
    теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.

Скороговорки для развития дикции

Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать
и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно
проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в
произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.

Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на
работу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использования
скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.

Вот малая доля наиболее популярных скороговорок, которые помогут улучшить дикцию:

  • Для тренировки звуков: р, л, м, н.
    — Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
    — Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х.
    — В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
    — Все бобры для своих бобрят добры.
  • Для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц.
    — Свиристель свиристит свирелью.
    — Прецедент с претендентом.

Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь,
лучше всего обратиться к логопеду. В индивидуальном порядке или на специализированных
курсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать
внимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию
именно в вашем случае.

Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.

Невнятность речи

Невнятность речи – это плохо разборчивая речевая продукция, обусловленная нечеткой артикуляцией. Может возникать при алкогольном опьянении, церебральных опухолях, нейродегенеративных процессах, дизартрии, ринолалии, тугоухости, использовании неподходящих зубных протезов, вывихе челюсти. Для диагностики этиофакторов невнятной речи проводится неврологическое, логопедическое, отоларингологическое, стоматологическое, обследование. С целью восстановления речевой функции осуществляется этиотропное и патогенетическое лечение ведущей патологии, проводятся коррекционные логопедические занятия.

Причины невнятной речи

Дизартрия

Сам термин «дизартрия» переводится как «расстройство членораздельного произношения». Невнятность речи отмечается при большинстве видов дизартрических нарушений: псевдобульбарной, бульбарной, экстрапирамидной, мозжечковой дизартрии. Причиной расстройства речевой моторики выступает поражение черепно-мозговых нервов, иннервирующих артикуляционный аппарат. Дизартрия может развиваться при следующих нозологиях:

  • детском церебральном параличе;
  • болезни Паркинсона;
  • инсультах;
  • черепно-мозговых травмах;
  • нейроинфекциях;
  • опухолях головного мозга;
  • печеночной энцефалопатии и др.

Из-за неточной артикуляции, малоразборчивости для окружающих устная речь дизартрика характеризуется метафорой «каша во рту». Существенно искажается произношение практически всех групп звуков: как гласных, так и согласных. Вследствие гиперсаливации появляются характерные хлюпающие призвуки, снижающие внятность произношения.

Наряду с фонетикой страдает речевая просодика. Голос слабый, иссякающий, прерывистый, сиплый с назальным оттенком. Речь монотонная, медленная, отсутствует интонационная выразительность и эмоциональная окраска высказывания. Дыхание поверхностное, аритмичное, речевой выдох ослаблен. Все это делает речевое высказывание плохо понятным.

Качество речевой продукции ухудшается пропорционально тяжести и распространенности парезов и параличей оральной, голосовой, дыхательной мускулатуры. С учетом степени иннервационной недостаточности невнятность речи может варьироваться от легкой «смазанности» при стертой дизартрии до нечленораздельной речи и даже полного ее отсутствия – анартрии – при тяжелых формах.

Ринолалия

При открытой ринолалии устная речь отличается крайней невнятностью. Это связано с тотальным искажением звукового образа слова. Губы практически не участвуют в артикуляции, язык оттягивается вглубь полости рта, кончик языка не может осуществить полноценную смычку с резцами и альвеолами. К звукам речи примешиваются храпящие, щелкающие, шипящие, свистящие шумы.

В момент фонации отмечается избыточное напряжение лицевой мускулатуры. Голос сдавленный, немодулированный. Вследствие утечки воздуха через нос возникает гиперназальный оттенок. Произношение приобретает невнятность, неразборчивость.

Вывих нижней челюсти

При переднем вывихе ВНЧС рот больного приоткрыт, подбородок выдвинут вперед. Попытки смыкания челюстей резко болезненны. Отмечается слюнотечение. Речь пациента затруднена или невозможна, из-за чего он пытается объясниться с помощью жестов.

При заднем вывихе нижней челюсти, напротив, ограничено открывание рта. Подбородок смещается кзади, язык выдвигается вглубь рта, контакт между зубами-антагонистами отсутствует. Ввиду невозможности движения челюстями отмечается невнятность речи.

Адентия

Причиной артикуляционных расстройств может служить отсутствие нескольких или всех зубов. В первую очередь нарушается четкость произнесения переднеязычных звуков. При адентии речь становится шепелявой, невнятной. Наиболее сильно дикция страдает при отсутствии зубов на обеих челюстях.

Адентия

Адентия

Состояние после зубопротезирования

Дефектность, нечеткость речи может отмечаться у стоматологических пациентов на этапе адаптации к зубным протезам: мостовидным, съемным, с опорой на импланты. В норме этот временной отрезок занимает от 10 до 30 дней, его индивидуальная длительность коррелирует с физиологическими и психологическими особенностями пациента, качеством изготовленных ортопедических конструкций.

Для этапа адаптации характерно ощущение протеза как инородного тела, повышенная саливация, снижение эффективности жевания, рвотные позывы, напряжение артикуляционных мышц. Возникают нарушения дикции, дополнительные призвуки (причмокивания, свист), общая невнятность и неразборчивость речи.

Тугоухость

Тяжелыми расстройствами речи страдают глухие от рождения и рано оглохшие пациенты. При тугоухости нарушается как понимание речи, так и ее произносительная сторона. Структура слова искажается за счет выпадения звуков и целых слогов, приблизительности артикуляции, невозможности осуществления слухового контроля. Невнятность речи выражается в ее монотонности, глухости, недоговаривании слов, большом количестве аграмматизмов.

Паратонзиллярный абсцесс

Больные с флегмонозной ангиной в абсцедирующей стадии жалуются на повышенную температуру, мучительные боли при сглатывании слюны, приеме воды и пищи, трудности открывания рта, слюнотечение. Воспалительная опухоль распространяется на мягкое небо, небные дужки и язычок, в результате чего нарушается подвижность артикуляционных органов. Вследствие выраженного отека в полости рта и тризма челюстей речь становится невнятной, а голос гнусавым. Все симптомы постепенно регрессируют после вскрытия гнойника.

Алкогольное опьянение

Нечленораздельность, невнятность речи характерна для лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. При легкой степени опьянения больше нарушается смысловая сторона высказывания – речь становится бессодержательной, примитивной, сбивчивой.

При выраженной алкогольной интоксикации затрудняется артикуляция губных и переднеязычных звуков. Человек искажает слова, неправильно ставит ударения, «проглатывает» звуки и слоги. Темп речи замедляется, появляются запинки, повторы слов. Невнятность речи исчезает по мере вытрезвления.

Диагностика

Тактика диагностического обследования зависит от предполагаемой причин невнятности речи. Алгоритм складывается из медицинского и педагогического аспектов: первый позволяет провести нозологическую диагностику, второй ‒ установить ведущий механизм и степень расстройства речевой функции:

  • Неврологическая диагностика. Показана пациентам с дизартрическими расстройствами. Для визуализации очаговых поражений головного мозга проводится церебральная МРТ. С целью оценки тяжести параличей и парезов артикуляционных мышц используются электрофизиологические исследования: ЭНГ, ЭМГ.
  • Стоматологическое обследование. Требуется лицам с адентией, вывихом челюсти, некачественным протезированием. Диагностика может включать рентгенографию ВНЧС, ортопантомографию, КТ челюстей. Для изготовления протезов выполняются слепки, отливаются диагностические модели.
  • Сурдологическое обследование. Если невнятность речи обусловлена снижением слуха, проводится аудиограмма, отоакустическая эмиссия, регистрация слуховых ВП. С результатами исследований пациента консультирует врач-сурдолог.
  • Осмотр глотки. Во время фарингоскопии паратонзиллярный абсцесс визуализируется в виде шаровидного флюктуирующего образования. Слизистая гиперемировна, сквозь нее в месте наибольшего выбухания может просвечивать гной. Иногда с дифференциальной целью выполняется пробная пункция абсцесса.
  • Логопедическое обследование. Оценка состояние устной речи необходима при дизартрии, ринолалии. Логопед выявляет артикуляционные трудности, дефекты звукопроизношения (замены, искажения, пропуски), аграмматизмы, определяет связность и внятность речи.

Логопедические занятия

Логопедические занятия

Лечение

Медицинский этап

Содержание медицинской помощи зависит от основной патологии, повлекшей за собой невнятность речи. Применяются как терапевтические, так и хирургические подходы, реабилитационно-восстановительные мероприятия:

  • Неврологическое лечение. Нейрохирургические вмешательства требуются пациентам с церебральными опухолями, гематомами, переломами костей черепа. При сосудистых и нейродегенеративных патологиях проводится длительная (нередко пожизненная) медикаментозная терапия. По показаниям осуществляется нейропсихологическая коррекция.
  • Стоматологическое лечение. Показано при челюстно-лицевых дефектах, ортопедических проблемах. Выполняется первичное зубопротезирование или подгонка ранее установленных протезов, дентальная имплантация. При травматическом смещении суставных поверхностей производится вправление вывиха ВНЧС. Детям с лицевыми расщелинами осуществляется оперативное лечение – хейлопластика, уранопластика.
  • Сурдологическое лечение. После установления вида и степени тугоухости выбирается оптимальный метод слухопротезирования. При нейросенсорной тугоухости ребенок нуждается в подборе слухового аппарата, в случае значительного снижения слуха (тугоухости IV степени, глухоте) ‒ в проведении кохлеарной имплантации.
  • Лечение ЛОР-патологии. При флегмонозной ангине назначается антибиотикотерапия, полоскание горла антисептиками, физиопроцедуры на подчелюстную область. При созревании паратонзиллярного абсцесса производится его хирургическое вскрытие.
  • Медицинская реабилитация. Является важнейшей составной частью комплексной терапии. Включает занятия лечебной физкультурой, механотерапию, кинезитерапию, массаж. В ряде случаев больным требуется сенсорная психостимуляция, подбор индивидуальных ортопедических средств, медико-социальное сопровождение.

Логопедический этап

Содержание логопедических занятий и используемые методы различаются в зависимости от структуры речевого дефекта. Однако во всех случаях для преодоления невнятности речи необходимо развивать артикуляционную моторику, совершенствовать произносительные навыки. С этой целью в логопедической практике используются следующие методы:

  • дыхательная и артикуляционная гимнастика;
  • логопедический массаж;
  • миофункциональная коррекция;
  • логопедическое тейпирование;
  • нейромышечная стимуляция на аппарате VocaStim.

В рамках речевой реабилитации после слухопротезирования показаны занятия с сурдопедагогом. Лицам с зубными протезами в период адаптации рекомендуется больше разговаривать, медленно читать и считать вслух, отрабатывать произношение «трудных» звуков и звукосочетаний. При систематических занятиях невнятность речи постепенно уменьшается, во многих случаях достигается четкое, разборчивое произношение.

Не тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто при товарищах товарищу товарищ,
А тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто без товарищей товарищу товарищ.

Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Пособи сапоги сапожнику пошить.
Пряжки серебром на сапогах посеребрить.
Пособи сапоги, пособи сапожки
Мастеру скорей пошить босоногой блошке.

Инцидент с интендантом, инцидент с интендантом, четверть гороха без червоточинки, без червоточинки четверть четверика гороха.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокорпъевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича. Один поп Прокоп творил: пришел Прокоп, кипел укроп, кипел укроп, пришел Прокоп. Другой поп Прокоп говорил: ушел Прокоп, кипел укроп, кипел укроп, ушел Прокоп. Третий поп Прокоп говорил: как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп, как без Прокопа кипел укроп, так и при Прокопе кипел укроп.

Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии и спросил он Лилию: полили ли вы лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.

Добавить комментарий