Психологическая дезадаптация. Как с ней бороться?
Не смотря на всю широту возможностей, которую предоставляет интернет пространство, оно может отдалить человека от реального мира.
Сегодня, сталкиваясь с трудностями, человек часто замыкается в себе, предпочитая придуманный мир реальному.
Что такое психологическая дезадаптация
Так психологам приходится сталкиваться с термином «психологическая дезадаптация». Этот термин означает снижение или утрата способности приспосабливаться к окружающей среде.
При развитии психологической дезадаптации поведение человека перестает соответствовать ситуациям жизнедеятельности. Особенность этого состояния в том, что его проявление может быть ситуативным или зависимым от определенных обстоятельств. К примеру, на работе в коллективе человек чувствует себя дискомфортно. Но дома с его психоэмоциональным фоном все в порядке. Либо ему хорошо только там, где нет людей
Психологическая дезадаптация встречается не только у взрослых. Так же часто она наблюдается у подростков и детей. Обилие гаджетов побуждает ребенка уходить от общения в тот момент, когда ему необходимо решать какие-либо вопросы. Для детского сознания это может быть опасно тем, что асоциальное поведение закрепляется достаточно быстро.
Опасность нарушения
Поскольку у многих людей поведение меняется в зависимости от окружения и ситуации, вычислить социальную дезадаптацию довольно не просто. К тому же проявляется она не сразу. Развиваясь постепенно, нарушение может дать о себе знать внезапно, когда, к примеру, человек оказывается в сложной ситуации и выясняется, что он к ней не приспособлен.
Утрата способности подстраиваться под обстоятельства часто не рассматривается индивидом, как серьезная. Но опасность психологической дезадаптации в том, что чем дольше она развивается, не подвергаясь коррекции, тем сложнее будет искоренить проблему. Как известно, исправить привычки в поведении очень сложно. А когда их причиной становятся закрепленные годами психофизические состояния – это может оказаться невозможным.
Виды психологической дезадаптации
Дезадаптация проявляется у человека прежде всего в общении с другими людьми. Он перестает проявлять эмпатию, становится равнодушным к окружающему миру. Выделяют следующие виды данного нарушения.
Социальная дезадаптация
Эта форма выражается в нарушении установления связей с обществом. Ей свойственно асоциальное поведение, невозможность индивида проявлять адекватную реакцию на какое-либо происшествие. Подобный вид нарушения часто проявляется у школьников. Родители могут заметить излишнюю депрессивность малыша тревожность, плаксивость. Может возникнуть нервный тик у ребенка. На эти признаки обязательно нужно обратить внимание.
Патогенная дезадаптация
Связана с изменениями в психике. Также она встречается, когда у человека имеются нервные или психические заболевания, разного рода отклонения. При коррекции состояния в этом случае целесообразно работать с заболеванием, явившимся причиной дезадаптации.
Психосоциальная дезадаптация
Проблемы с возможностью приспособиться к той или иной ситуации в этом случае связаны с индивидуальными социальными особенностями личности. Например, при переходе из детского сада в школу ребенок может стать более замкнутым. Часто этот вид нарушения является временным. Однако родителям нужно быть внимательным. Затянувшееся отчуждение от общества может содействовать изменениям в психике ребенка, и дезадаптация перейдет в патогенную форму.
Между социальной и психосоциальной дезадаптацией существует тонкая грань. Вид нарушения определяется исходя из особенностей проявления.
Дезадаптация делится также на частичную и полную:
- При частичной человек только начинает выпадать из общественной жизни. Например, он может не интересоваться окружающим миром из-за болезни, или ограничить общение. Часто это временное явление.
- При полной дезадаптации происходят глубинные личностные изменения. Человек теряет веру в себя и людей, замыкается, утрачивает вкус к жизни. Это очень опасная форма, часто проявляющаяся у людей с какой-либо пагубной зависимостью.
Особенности психологической дезадаптации
Сложно ли распознать дезадаптацию у себя, близкого человека или ребенка?
Человеку, не стремящемуся к взаимодействиям с людьми, сложно существовать в реальном мире. Он живет больше в иллюзорной, придуманной им реальности. Для нарушения характерны следующие признаки:
- При дезадаптации человек излишне раздражителен. Ему трудно встать на сторону другого, понять его. Нужно отметить, что он зачастую не понимает и самого себя.
- Агрессия – частый признак психологической дезадаптации. Вследствие утраты навыка гармоничного общения, мышление человека становится более негативным. Он стремится получать желаемое с помощью манипуляций, но не через непосредственное взаимодействие с людьми.
- Уход в себя. В связи с тем, что завязывать новые знакомства становится все труднее, личность замыкается в себя, замещая фантазиями реальные эмоции и чувства. Закрытость – также способ индивида защититься от воздействий общества. Ему важно, чтобы никто и ничто не изменило его настроение и намерений.
- Сосредоточенность на себе. Не желая общаться с другими людьми, личность полностью погружается в собственные переживания. Несмотря на такую отстраненность, в глубине души человек очень переживает, что не нужен обществу и чувствует опустошенность. Но, к сожалению, осознать проблему и начать действовать бывает очень сложно.
- Нежелание подстраиваться под требования общества. Человеку кажется, что реальность должна соответствовать удобному для него положению вещей. Если же это не так , лучший путь – оградиться от всевозможных рисков. Но в итоге это только усугубляет ситуацию.
- Индивид становится социофобом. Эта черта характеризует любой вид дезадаптации. Из-за того, что человеку не хочется выстраивать социальные связи, вскоре он может остаться совсем один. Другие в ответ люди также не станут интересоваться его состоянием.
Причины дезадаптации
Как и любые расстройства, дезадаптация любого вида имеет свои причины. Самые часто встречающиеся из них приведены далее.
Педагогическая запущенность
Эта причина асоциального поведения у детей. Суть проблемы в том, что с детьми мало занимаются, в итоге они чувствуют себя ненужными. Когда такой ребенок взрослеет, он замыкается в себе больше, а впустить кого-то в свой внутренний мир становится труднее. Часто человеку, который так себя чувствовал в детстве, очень трудно найти свое место в жизни.
Отсутствие взаимопонимания в семье
Ребенок очень тонко чувствует атмосферу семьи. Когда все неблагополучно, между родителями отсутствует доверие, школьник или подросток начинает замыкаться. Со временем проблема также усугубляется.м
Смена привычного образа жизни
Эта причина относится к внешним. Иногда человек из-за болезни, увольнения, какого-либо стресса теряет привычный круг общения. Дезадаптация начинается спустя некоторое время после происшествия. А началом служит элементарное нежелание лишний раз выходить из дому или общаться с людьми. Вследствие человек столкнется с трудностями вступления в социум в дальнейшем.
Конфликт с окружением
Когда человек находится в конфронтации с миром, считая, что все кругом не правы, взаимодействовать с людьми ему становится крайне не просто. Как следствие, он замыкается в себе.
Неправильное отношение к миру, основанное на ложных убеждениях, не позволяет человеку выстроить комфортные доверительные отношения в социуме. Он становится беспомощным, подозрительным.
- внутренние конфликты. Не сумев понять себя, разрешить внутренние противоречия, личность часто закрывается от мира. Ведь очень сложно гармонично взаимодействовать с людьми, когда нет согласия с самим собой;
- чрезмерное пребывание в сети интернет.
Интернет-пространство делает возможным получать эмоции от общения, не сталкиваясь с человеком в реальности. В небольшом количестве такое общение не приносит вреда. Но когда при каких-либо проблемах люди все больше уходят в интернет, это становится причиной развития асоциального поведения.
Коррекция
Чтобы победить социальную дезадаптацию и начать жить нормальной жизнью, наполненную позитивным общением с окружающими, нужно проработать внутренние страхи. Здесь поможет работа с психологом. Специалист поможет человеку осознать, что его тревожит. Так основными методами борьбы с нарушением становятся:
- работа с психологом и психотерапевтом;
- социальные контакты.
Выходить в общество и делать то, что боишься – действенный способ преодолеть страх людей. Легче это осуществить, если искать позитив. Можно, к примеру, записаться на интересный тренинг, найти хобби, работа в коллективе поможет найти друзей и поддержку.
Конечно, выработка оптимистичного мышления требует усилий. Но искреннее желание человека жить полноценной социальной жизнью, поможет сформировать новые коммуникативные навыки.
Профилактика нарушения
Психологическая дезадаптация – сложная проблема, требующая серьезного отношения. Однако профилактика нарушения довольно проста. Чтобы общение было гармоничным, комфортным и доверительным, нужно прилагать определенные усилия. А для этого придется взаимодействовать с людьми. Полезно наполнять себя радостными эмоциями, не допускать упаднических настроений.
Общение – это труд, жизнь в обществе требует терпения и навыков. Иногда в процессе взаимодействия с людьми приходится переживать неприятные эмоции, что может быть дискомфортно. Но уход в себя – это не решение проблемы.
Закрываясь от мира, человек лишь усложняет себе жизнь, не замечая этого. Однако выбор доверительного отношения к жизни, настрой на позитив позволит легче смотреть в глаза трудностям. А это путь счастливой личности, живущей полноценной жизнью.
Человек, нарушающий общепринятые правила (морали, поведения в обществе, уставы в различных учреждениях и даже законы), воспринимается социумом как проблемная личность. Большинство считает, что это продиктовано недостатком воспитания или патологиями психического развития. Однако такое отношение чаще всего ошибочно, потому что суть «бунта» заключается в неприспособленности к тем или иным условиям существования. В психологии для этого явления есть своё название — дезадаптация. Она требует длительной и сложной коррекции, которая без специалиста невозможна.
Что это такое
Дезадаптация — это неприспособленность человека к определённым, чаще всего новым условиям существования. Она находит выражение в поведении, которое не типично для него в привычной обстановке. Например, дома он может вести себя совершенно нормально: общаться с родными и соседями, ухаживать за родителями, содержать квартиру в чистоте, проявлять уважение к семейным ценностям. На работе он кардинально меняется: не может наладить контакт с коллегами и начальством, грубит или замыкается и не произносит ни слова, не соблюдает Устав предприятия (опаздывает, курит в неположенном месте).
Дезадаптивное поведение — это нарушение основных правил социума, действующих в тех или иных условиях (на работе, в школе, в семье, в государственном учреждении, в любом объединении).
Однако при дезадаптации меняется не только поведение, но и психофизическое состояние человека. Если дома он умиротворён и отлично себя чувствует, то на работе у него резко повышается уровень тревожности, учащается дыхание и сердцебиение, наблюдается обильное потоотделение, случаются панические атаки. Данное состояние затрагивает практически все личностные сферы — эмоциональную, физиологическую, поведенческую.
Чем это может закончиться:
- при успешной коррекции и помощи со стороны адаптация пройдёт благополучно и человек сможет усвоить нормы и правила;
- при их отсутствии он не выдержит эмоциональной нагрузки, усугублённой физиологией, и выпадет (сознательно или нет) из данных условий существования: сменит работу, разведётся, перестанет ходить в школу;
- будет продолжать терпеть их, и эта дезадаптированность будет заставлять его жить в постоянном стрессе.
Последний случай самый тяжёлый. Психологи утверждают, что более 30% людей можно назвать дезадаптированными, так как они не могут эмоционально, физически и психологически принять условия работы, на которую им приходится ходить ежедневно. К помощи специалистов они не обращаются, а новое место искать не пытаются по разным причинам (здесь ближе к дому, хорошо платят, а вдруг там хуже окажется).
На заметку. В медицине есть похожий диагноз: синдром дезадаптации. Его ставят новорождённым при нарушениях ССС вследствие перинатальной гипоксии.
3 подхода к решению проблемы
Проблемы дезадаптации в настоящее время рассматриваются с разных сторон. Выделяется три основных направления в подходе к их решению.
Медицинский подход
Сторонники данного подхода утверждают, что в основе дезадаптации лежат психические отклонения, которые являются областью изучения психиатрии и должны лечиться медикаментозным путём. Её трактуют как промежуточное состояние между нормой и патологией, но расположено оно ближе к последней. В качестве доказательств приводятся её признаки, которые во многом повторяют клиническую картину пограничных нервно-психических нарушений.
Социально-психологический подход
Его сторонники считают, что любая дезадаптация является социально-психологической. Они трактуют её двояко: и как социальный элемент — несоответствие индивида к требованиям социума, в котором он оказывается, и как психологический — неспособность личности приспособиться к собственным потребностям. При отсутствии одного компонента невозможен второй. Например, если в течение жизни человек не смог сформировать внутреннюю «Я-концепцию», то в любых условиях существования он будет неуспешен. Результат — дезадаптированность личности, и решать данную проблему могут только психологи.
Онтогенетический подход
По мнению сторонников данного подхода, механизм дезадаптации запускается исключительно в кризисные моменты жизни человека. Он попадает в новые условия существования, и они требуют от него изменения уже сложившегося в течение многих лет типа поведения. Доказательством служат вспышки дезадаптивных проявлений в определённые моменты жизни людей: переход из детского сада в первый класс, из школы — в вуз, смена работы, женитьба, переезд в другую страну. Согласно этому подходу, человек может самостоятельно откорректировать собственное поведение, если имеется мотивация и база личностных акцентуаций. В ином случае потребуется помощь специалиста.
Причины
Дезадаптации способствуют разные факторы, которые могут работать как по отдельности, так и в совокупности. Они делятся на экзогенные и эндогенные.
Личностные (внутренние) причины приводят человека к недостаточной реализации его потребностей в обществе. Это могут быть:
- длительная болезнь;
- психические болезни и отклонения;
- ограниченные возможности;
- длительная изоляция;
- переключение на другую сферу деятельности (длительная командировка, академический отпуск, декрет);
- педагогическая запущенность, недостаток воспитания.
Средовые (внешние) факторы создают для человека непривычные, дискомфортные условия существования, которые могут сдерживать его личностные проявления. К ним относятся:
- неблагоприятная обстановка в семье;
- недостаток любви и внимания к ребёнку со стороны родителей;
- отсутствие взаимопонимания со сверстниками, неприятие коллективом;
- новая обстановка, смена привычного образа жизни, неожиданные события, кризисные (переломные) моменты;
- «рыночное воспитание»: отсутствие материального достатка делает человека белой вороной;
- негативное влияние Интернета и СМИ, которые формируют понятие идеализированного виртуального мира, не имеющего ничего общего с реальным;
- дезадаптирующее влияние одной личности (учителя, родителя, начальника, мужа);
- физическая и эмоциональная перегрузка (особенно остро ощущается ребёнком при переходе в первый класс).
При коррекции поведения дезадаптированного человека необходимо учитывать факторы, которые спровоцировали такое состояние. Если ряд причин устранить уже невозможно (недостаток родительской любви в детстве или педагогическую запущенность), то некоторые из них могут быть ликвидированы (влияние авторитарной личности или Интернета).
Признаки
У детей дезадаптивное поведение заметно невооружённым глазом даже неспециалисту. Это видят родители, педагоги, школьные психологи, сверстники. У взрослых оно может быть более завуалированным. Например, если человек не хочет потерять работу и не имеет психических отклонений, он может скрывать своё недовольство, хотя по каким-то внешним проявлениям это всё равно можно увидеть (неуважение к коллегам и начальнику, систематические опоздания, частые больничные, депрессия). Психологи называют наиболее яркие признаки дезадаптации:
- раздражительность, которая распространяется не только на других, но и на собственное поведение;
- агрессия;
- негативное мышление (плохие мысли преобладают над хорошими);
- уход в себя: отсутствие новых знакомств, разрыв старых отношений, утрата связей с друзьями и семьёй, замена реального мира иллюзорным;
- сосредоточенность на себе, полное погружение в собственные переживания, опустошённость;
- частичное или полное нарушение норм морали и права, правил, действующих в тех условиях, в которые он попал;
- попытка подстроить окружение под себя, но не себя под новые условия;
- дезадаптированные дети (особенно подростки) отличаются ярко выраженным асоциальным, девиантным поведением;
- ухудшение психического состояния: депрессия, нервозность, неадекватная оценка себя и происходящего, панические атаки, тревожность;
- ухудшение физического здоровья: скачки давления, учащение сердцебиения, усиленное потоотделение и другие вегетососудистые симптомокомплексы.
Самое критическое проявление дезадаптации, по мнению психологов, — социофобия, которая при отсутствии коррекции может привести к суициду, а в детском возрасте — аутизму.
Уровни
В психологии различают несколько уровней дезадаптации.
- Нулевой
Это предпосылки к тому, что дезадаптивность заложена в психику человека с детства, и она может проявить себя в любой конфликтный момент или кризисный период. На данном этапе нет личностных отклонений и деформаций моральных ценностей. Однако склонность можно распознать по особой линии поведения (частые бунты, отрицание, грубость, невоспитанность). Легко поддаётся коррекции через освоение социальных норм.
- Формирование установок
Если на нулевом этапе склонность к дезадаптивности замечена не была, а значит, коррекции не подверглась, начинают формироваться негативные социальные установки. Личностных деформаций по-прежнему не наблюдается, но человек начинает зависеть от поведения окружающих, хотя внешне пытается продемонстрировать, что ему всё равно. На этом этапе дезадаптивный протест может выражаться в курении, употреблении алкоголя, присоединении к неформальным группировкам. Способы коррекции — тренинги и индивидуальная работа с психологом.
- Систематизация
У человека вырабатывается устойчивое неприятие тех условий, в которых он оказался. Он может чётко сформулировать, что ему не нравится (делать домашние задания, рано вставать, работать сверхурочно, приходить вовремя домой). Несмотря на это, он не пытается что-то изменить в создавшейся ситуации, и ему ничего не остаётся, как демонстрировать свой протест окружающим. У подростков это может выражаться в драках и хулиганстве, у взрослых — в грубости и открытых конфликтах. Начинают наблюдаться устойчивые деформации личности и нарушения мотивационно-потребностной сферы. Коррекция — смена деятельности и обстановки, работа с психотерапевтом.
- Аддикции
Если предыдущий этап затягивается и человек не получает помощи, он может стать опасным для окружающих и себя самого. Может наблюдаться раздвоение личности. То есть там, где он находится в зоне комфорта, он милый, добрый и общительный. Но на ненавистной работе под гнётом эмоциональной нагрузки могут проявляться маниакально-депрессивные наклонности: незаметно уничтожает важные документы, подворовывает деньги, пишет анонимные кляузы, плетёт интриги. В затяжных случаях может не справиться даже психотерапевт, придётся идти к психиатру.
Виды дезадаптации и их характеристика
Описать абсолютно все виды и типы дезадаптации не представляется возможным, так как это слишком многогранное явление. Поэтому в психологии существует несколько классификаций.
Общепринятая классификация
В её основе лежат те факторы, которые провоцируют развитие дезадаптации, и те сферы личности, которые она деформирует.
Социальная
Суть: потеря связей и контактов с социумом.
Ведущий признак: асоциальное поведение.
Яркий пример: вливание в новый коллектив из-за смены работы, школы, места жительства и неприятие его правил.
Способы коррекции: групповые тренинги, социальная адаптация, работа над межличностными отношениями.
Патогенная/психическая дезадаптация
Суть: нервные, психические заболевания и отклонения.
Ведущий признак: неадекватная реакция на происходящее, неспособность контролировать собственное поведение и эмоции.
Яркие примеры: фобии, алкогольная или наркотическая зависимости, обсессивно-компульсивное расстройство, неврастения, биполярное расстройство личности.
Способы коррекции: психотерапия, психиатрия, лечение ведущего заболевания, которое стало причиной.
Психосоциальная / психологическая дезадаптация
Суть: невосприятие социальных норм связано с личностными деформациями.
Ведущий признак: неумение наладить контакт с окружающими из-за внутренних комплексов и неправильно сформированной самооценки.
Яркий пример: избалованный родителями ребёнок, который не посещал детский сад, пошёл в первый класс, и ему трудно осознать и принять тот факт, что рядом есть ещё как минимум 20 детей, которые тоже требуют к себе внимания взрослых.
Способы коррекции: групповые и аутотренинги, работа с психологом.
Уловить тонкую грань между социальным и психосоциальным типом дезадаптивного поведения крайне сложно.
Другие классификации
В зависимости от вовлечённости в процесс:
- частичная — временное выпадение из общественной жизни (из-за болезни, командировки);
- полная — асоциальное поведение сопровождается глубинными личностными изменениями.
В зависимости от условий:
- Школьная
Наблюдается, когда ребёнок не может вписаться в нормы и правила школьной жизни. Чаще всего диагностируется при переходе из детского сада в 1 класс, из начального звена в среднее, а в более старшем возрасте связана с подростковым периодом и половым созреванием. Это почти всегда психосоциальная частичная дезадаптация, с которой можно справиться с помощью родителей, педагогов и психологов. Реже она приобретает черты патогенной формы и становится устойчивым новообразованием в психике.
Подробнее в статье: Школьная дезадаптация
- Профессиональная
Причиной может стать не только смена деятельности или места работы, но и конфликты с начальством или коллегами. Проявляться может совершенно по-разному: кто-то открыто выступает на всех собраниях с обличительными речами, пытается подстроить правила и условия под своё комфортное существование, кто-то терпит и копит недовольство в себе.
Есть ещё климатическая и медицинская формы, но они в психологии не рассматриваются.
В зависимости от силы проявлений:
- ярко выраженная, патологическая, нескрываемая;
- умеренная, когда человек показывает свой дискомфорт, но не выходит за рамки дозволенного;
- скрытая, завуалированная — она не демонстрируется, и это чревато серьёзными личностными изменениями, которые могут привести к суициду.
По характеру проявления:
- поведенческая, когда открыто демонстрируется протест;
- эмоциональная – переживается чаще всего внутри.
Психологи также нередко разграничивают два похожих понятия: дезадаптация — это процесс неприятия новых условий существования. Он ещё протекает, поэтому поддаётся коррекции и обратим. Дезадаптированность — это уже устойчивая аддикция, когда протест затрагивает и изменяет внутриличностные образования.
Диагностика
Психологи и психотерапевты могут распознать признаки дезадаптации по характерному поведению человека и сопутствующим показателям его психического и физического здоровья. Если у детей всё это диагностируется достаточно быстро, то со взрослыми, особенно если они маскируют свою неудовлетворённость, приходится иногда работать долго. Сначала проводится беседа с профильным специалистом, при необходимости назначается медицинское обследование. Но основным диагностическим инструментом становятся психологические тесты.
- Люшер
Можно выявить состояние дезадаптации по Люшеру. Его смешанные и ахроматические цветовые таблицы определяют степень и стиль отклонения. Например, на неприятие своей профессии указывает жёлтый цвет в определённой позиции, а фиолетовый — на бунт женщины против своей же беременности.
- Лири
Помогает определить степень дезадаптированности ещё один знаменитый опросник — Лири. Его цель — выявить разницу между «Я реальный» и «Я идеальный». Чем она глубже, тем запущеннее форма патологии. Состояние характеризуется с точки зрения таких ключевых личностных образований, как лживость, принятие/непринятие себя/других, эмоциональный комфорт/дискомфорт, внутренний/внешний контроль, доминирование, ведомость и эскапизм.
- Факторы личности
Ещё один опросник, характеризующий несколько типов личности, среди которых есть те, кто склонны к неприятию общественных норм и установок. Например, типу личности «k+» свойственна социальная форма неприятия, «d+» — дезадаптация по депрессивному типу, а «d-» — по циклотимному типу. Их описания даны в ответах к тесту.
Коррекция и профилактика
Наиболее действенные способы коррекции дезадаптации:
- курс консультаций или лечения у психолога, психотерапевта, психиатра;
- беседы с ближайшим окружением (семьёй, друзьями, коллегами, одноклассниками);
- устранение провоцирующих факторов;
- ролевые ситуации;
- для детей — игровые формы коррекции;
- организация досуговых мероприятий на развитие коммуникативных навыков.
Ведущим способом коррекции считается тренинг на преодоление дезадаптации. Он может быть групповым (для лечения социофобии) и индивидуальным (если причина связана с деформацией внутриличностных образований). Задача — показать человеку, что его потребности и правила поведения в обществе могут быть совместимы без ущерба для него.
Профилактика должна проводиться в детском возрасте. Ребёнка нужно обучать нормам поведения в обществе, чтобы он осознавал необходимость подчинения им. Если он усвоит это с ранних лет, то сможет легко влиться в коллектив и процесс обучения в школе, а в будущем будет развивать эти навыки в профессиональной сфере. Взрослым можно посоветовать с целью профилактики различные групповые тренинги, записаться на которые можно в любом крупном городе.
Что это? Большое количество детей испытывает серьезные проблемы с приспособлением к учебному процессу, которые проявляются различным образом.
Почему возникает? Существует много причин возникновения подобного явления. Как правило, все их можно устранить и скорректировать. Однако закрывать глаза на проблему не стоит, ведь она оказывает негативное влияние на успеваемость детей, интересы и взаимоотношения с педагогами и сверстниками.
Оглавление:
- Что такое школьная дезадаптация
- Признаки школьной дезадаптации
- Причины школьной дезадаптации
- Виды школьной дезадаптации
- Последствия школьной дезадаптации
- Методы коррекции школьной дезадаптации
- Профилактика школьной дезадаптации
Что такое школьная дезадаптация
Дезадаптация школьника проявляется в нарушениях приспосабливаемости ребёнка к учебной среде. Что неизбежно приводит к снижению успеваемости ребёнка, появлению трудностей во взаимоотношениях с педагогами, одноклассниками, родителями.
Способствовать возникновению дезадаптации может целый ряд связанных между собой факторов. К ним относятся изменения в жизненной среде, наследственные особенности, проблемы со здоровьем, сложности коммуникативного характера.
Школьная дезадаптация может проявиться в кризисные моменты жизни ребёнка, например, переход из детского сада в школу или с одной ступени обучения на другую, переход в другую школу. Ребёнок в изменившихся условиях начинает отставать от своих собственных возможностей.
Признаки школьной дезадаптации
Педагоги, находящиеся в окружении ребёнка, должны насторожиться, если заметят в его поведении определённые изменения. О дезадаптации ученика может свидетельствовать следующее:
- ребёнок стал быстро утомляться от физических и интеллектуальных нагрузок, ему сложно сосредоточиться на выполнении классных и домашних заданий;
- он на уроках постоянно отвлекается, тем самым мешая окружающим, но не признаёт это за собой;
- возможно появление таких физиологических признаков, как головокружение, кровотечение из носа, припухлость век, синева под глазами, проблемы с пищеварением;
- ученик становится замкнутым, старается не привлекать к себе внимания, не общается с одноклассниками, проявляет грубость по отношению к взрослым людям;
- он категорически отказывается отвечать на уроках, так как не уверен в себе и боится попасть в неловкую ситуацию;
- часто пропускает школу, скрывая факты пропусков от родителей и при этом дома создавая видимость работы над домашним заданием;
- у него появляются повышенная конфликтность, раздражительность, агрессивность по отношению к окружающим его людям.
Причины школьной дезадаптации
Дезадаптация у ребёнка может проявиться как на фоне изменений в его социальном окружении (смена ступени обучения, школы, учителя, изменения в семье, перемена места жительства), так и по физиологическим причинам (наступление пубертатного возраста, ведущее как к физиологическим изменениям в организме, так и к изменению его социальной роли в окружении).
Важную роль в дезадаптации играет недостаточная мотивация к учебному процессу, которая может быть обусловлена наличием в семье старших детей со сформированным негативным отношением к школе.
Обычно внешние и внутренние причины нарушения процесса адаптации проявляются в комплексе:
- Ребёнок испытывает недостаток информации о грядущих изменениях в его жизни и теряется при их наступлении.
- У него есть пробелы в знаниях из-за пропусков занятий, в этом случае ему сложно успевать за общим темпом работы в коллективе одноклассников.
- Окружающие взрослые предъявляют к ребёнку высокие требования. Он не может удовлетворить ожидания родителей, педагогов. У школьника появляется эмоциональное напряжение, приводящее к дезадаптации.
- В семье ребёнок может находиться под постоянной родительской опекой, которая препятствует формированию у него способности к самостоятельному принятию решений, подавляет его волю. Что неизбежно затрудняет адаптацию к школьной жизни.
- У ребёнка не сформированы навыки самоконтроля. Он не научился распределять время между разными делами. В этом случае ему сложно привыкнуть к деятельности в школе по чёткому расписанию.
- Повышенная эмоциональность, впечатлительность, определённые страхи могут затруднить адаптацию к жизни в школьном коллективе.
- Если у ребёнка не развиты в соответствии с его возрастом внимание, память, то ему сложно адаптироваться к новым условиям.
Виды школьной дезадаптации
Школьная дезадаптация может проявляться следующим образом:
- Познавательная дезадаптация характеризуется тем, что ребёнок испытывает трудности при обучении по образовательным программам, соответствующим его способностям. Работоспособность у таких детей находится на среднем уровне.
- Эмоционально-оценочная дезадаптация связана с негативным отношением к процессу обучения в целом, и к урокам по конкретным предметам. У детей отмечается сниженный эмоциональный настрой, частичная расторможенность, тревожность, неуверенность.
- Поведенческая дезадаптация проявляется в агрессивном поведении ученика, отказе выполнять общепризнанные требования в школе, нежелание прислушиваться к рекомендациям педагогов.
- Соматическая дезадаптация отражается в проблемах с физическим развитием и здоровьем школьника. У ребёнка отмечаются частые головные боли, снижение аппетита, расстройства сна.
- Коммуникативная дезадаптация выражается в неумении устанавливать контакты как с взрослыми людьми, так и со своими сверстниками.
Последствия школьной дезадаптации
Изучением дезадаптации занимался доктор медицинских наук, психиатр Каган В.Е. В результате своих исследований он пришёл к выводу, что в развитии школьной дезадаптации можно выделить три уровня.
Первый поведенческий уровень появляется на ранней стадии развития. Его характерными чертами является то, что в незнакомой ситуации у ребёнка появляются проблемы с усидчивостью, концентрацией внимания. Настроение резко меняется, он становится раздражительным, плаксивым, быстро утомляется.
Желание посещать школу неустойчиво. На уроках очень медленно включается в работу, при этом старательно выполняет задание. Проблемы в поведении сразу исчезают, как только ребёнок оказывается в знакомой для него обстановке.
На втором психологическом этапе развития дезадаптации наблюдается усиление признаков предыдущей стадии, в поведении появляется агрессивность по отношению к окружающим, ребёнок замыкается в себе, не может сосредоточиться на выполнении задания, появляется бессонница, пропадает аппетит. Отношение к школе устойчиво негативное, на уроках не проявляет активности. Попытки взрослых решить проблемы путём наказаний, угроз и скандалов усугубляют ситуацию.
Дезадаптация переходит на следующий уровень своего развития – физиологический. Хронические неврозы приводят к нарушениям физического здоровья ребёнка. У него появляются головные боли, аномалии в пищевом поведении, нарушения в работе эндокринной системы, осложнения в сердечнососудистой системе. На фоне проблем со здоровьем усугубляется резко негативное отношение к школе.
Методы коррекции школьной дезадаптации
Помощь в преодолении такой ситуации школьнику должны оказывать родители и педагоги совместно, постоянно находясь в контакте и координируя свои действия. Это позволит ускорить процесс перехода ребёнка в нормальное адаптивное состояние и свести к минимуму вред от дезадаптации.
Необходимо усилить наблюдение за поведением ребёнка и в беседах выяснить его отношение к школе, педагогам, урокам, домашним заданиям.
Полученную информацию следует обсудить с учителями и к работе подключить педагога-психолога, который с помощью специальных методов и методик может установить школьную дезадаптацию и помочь её преодолеть. Школьный психолог и социальный педагог помогут ребёнку наладить отношения с одноклассниками и учителями, работающими в классе.
В процессе работы все участники должны руководствоваться системным подходом. Родители, педагоги и психологи должны действовать в одном направлении в стремлении решить проблему.
Родители должны осуществлять деликатный контроль над процессом усвоения ребёнком школьной программы, совместно с педагогом-психологом найти способы мотивации к учебной деятельности.
Педагоги в школе должны создавать для ученика ситуации успеха, чтобы пробудить в нём интерес к получению знаний.
В процессе преодоления школьной дезадаптации важно помнить о необходимости создания условий для качественного отдыха. Ребёнок должен иметь возможность переключиться с учёбы на другие виды деятельности.
Необходимо помочь найти ему увлечения, организовывать совместный семейный отдых на природе. Взрослые люди в окружении ребёнка должны создать среду, в которой он почувствует себя успешным и поверит в свои силы.
Профилактика школьной дезадаптации
Для того чтобы избежать развития дезадаптации, необходимо помочь ученику психологически адаптироваться к новым условиям. Школьник заранее должен располагать информацией о предстоящих изменениях в его жизни. Знать в чём эти изменения заключаются, какие трудности могут возникнуть при этом.
Взрослые должны организовать процесс жизни на данном этапе так, чтобы ребёнок чувствовал себя максимально комфортно. Они должны активно интересоваться тем, что происходит в школе, внимательно выслушивать его рассказы и эмоционально сопереживать ему. Если ребёнок в семье чувствует любовь и понимание, то большинство его проблем уходит самостоятельно.
Вместе с тем родители и педагоги должны иметь чёткое представление об имеющемся уровне знаний и навыков, об уровне развития когнитивных способностей ученика. Чтобы, в случае необходимости, корректировать отставания в показателях готовности к новой ситуации.
В случае выявления негативного влияния родителей на школьника, необходимо оказывать психологическую помощь всем членам семьи. Родители должны помнить о том, что завышенные требования к сыну или дочке, которым они не могут соответствовать, способны лишить их веры в свои силы. Дружеские отношения в семье позволят вовремя заметить те трудности, которые ребёнок испытывает в школе, и вовремя оказать помощь.
Если отношения школьника с педагогами и одноклассниками носят конфликтный характер, школьное окружение накладывает на него негативный отпечаток, разумнее сменить школу. Возможно смена внешней обстановки поможет преодолеть негативное отношение к учёбе.
Для профилактики дезадаптации учеников в школе необходимо создавать классы компенсирующего обучения, в которых должны работать педагоги, владеющие методиками коррекционно-развивающего обучения, проводить консультации психологов с родителями, лектории, психолого-педагогические тренинги.
Наряду с психологической профилактикой школьной дезадаптации необходимо активно использовать и социальную. Задача социальной профилактики этого явления заключается в том, чтобы донести до учащихся и их родителей информацию о правовых, социально-экономических и других последствиях девиантного поведения, которое приводит к нарушениям адаптации в школе.
Очень важно особенно в подростковом возрасте доводить до сведения учащихся информацию об их правах и обязанностях.
Для преодоления дезадаптивного поведения или с целью его профилактики специалисты используют методики, которые нацелены на восстановление или корректировку морально-волевых качеств личности.
Чтобы предотвратить возникновение и развитие дезадаптации школьника, учителя, психологи, родители должны знать личностные качества ребёнка и выстраивать с ним общение с учётом его индивидуальных особенностей.
Автор: Захаренко Дарья Дмитриевна
Адаптация, дезадаптация, профилактические мероприятия с целью предупреждения дезадаптации.
Адаптация обозначает приспособление организма к условиям среды. Понятие «адаптация» возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организма, но и к личности человека и даже к коллективному поведению.
В научный оборот он был введен немецким физиологом Генрихом Аубертом и обозначал изменения (приспособительного характера) чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей.
Адаптация как динамический процесс перестройки функциональных систем организма, обеспечивающего динамическое возрастное развитие, была рассмотрена Борисом Геннадьевичем Ананьевым, Львом Семеновичем Выготским, Алексеем Николаевичем Леонтьевым, Сергеем Леонидовичем Рубинштейном и другими учеными.
Особое внимание в научной литературе уделяется социальной адаптации, которая является составной частью понятия «адаптация», и дезадаптации. Иногда в литературе применяется термин социально-психологическая адаптация — это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. В ходе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскрывается и развивается её индивидуальность, личность входит в новое социальное окружение, становится полноправным членом коллектива — такое определение мы можем встретить в работах Евгения Сергеевича Кузьмина, Валентина Евгеньевича Семёнова.
Понятие «адаптация» в психологии и педагогике обозначает выработку наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды. Согласно справочнику по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста, психическая адаптация включает собственно биологический, психологический и социальный аспекты.
Психологическая составляющая адаптации определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения правил среды (приспособление себя) и преобразования, изменения среды (приспособление к себе).
Социальная адаптация — процесс включения личности в новую социальную ситуацию, постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Важный аспект социальной адаптации — принятие индивидом социальной роли.
Наряду с термином «адаптация» употребляется противоположный ему — «дезадаптация».
ДЕЗАДАПТАЦИЯ — это психическое состояние человека (чаще – ребенка, чем взрослого), при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке, что затрудняет или вовсе отменяет возможность приспособления.
Различают (в зависимости от природы, характера и степени проявления) патогенную, психическую, социальную дезадаптацию детей и подростков.
Патогенная дезадаптация — психические состояния, вызванные функционально-органическими поражениями ЦНС. В зависимости от степени и глубины поражения дезадаптации патогенной бывает устойчивой (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставание в умственном развитии, дефекты анализаторов) и имеющей пограничный характер (повышенная тревожность, возбудимость, страхи, навязчивые дурные привычки, энурез и т. п.).
Психическая дезадаптация — психические состояния, связанные с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка. Дезадаптация психическая, обусловливая определенную нестандартность, трудновоспитуемость детей, требует индивидуального педагогического подхода и, в отдельных случаях, специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учреждений. Формы дезадаптации психической: устойчивые (низкая познавательная активность, дефекты волевой сферы: импульсивность, расторможенность, безволие, податливость чужому влиянию; способные и одаренные дети); неустойчивые (психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка и подростка, неравномерное психическое развитие, состояния, вызванные психотравмирующими обстоятельствами: влюбленность, развод родителей, конфликт с родителями и т. п.).
Социальная дезадаптация — нарушение детьми и подростками норм морали и права, деформация системы внутренней регуляции, ценностных ориентации, социальных установок. В дезадаптации социальной прослеживаются две стадии: педагогическая и социальная запущенность учащихся и воспитанников. Педагогически запущенные дети хронически отстают по ряду предметов школьной программы, сопротивляются педагогическому воздействию, демонстрируют различные проявления асоциального поведения: сквернословят, курят, конфликтуют с учителями, родителями и сверстниками. У соцально-запущенных детей и подростков все эти негативные проявления отягощены ориентацией на криминогенные группировки, деформацией сознания, ценностных ориентации, приобщением к бродяжничеству, наркомании, алкоголизму, правонарушениям.
Останавливаясь на социальной дезадаптации, стоит упомянуть, что особенно остро эта проблема проявляется в ранние школьные годы. В связи с этим появляется еще один термин, такой как «школьная дезадаптация». Это ситуация, при которой ребенок по разным причинам становится неспособен как к построению отношений «личность-социум», так и к учебе в принципе.
Во многих источниках термином «школьная дезадаптация» фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения.
Школьная дезадаптация характеризуется преимущественно невозможностью обучения ребенка по программе, адекватной его способностям, и нарушениями поведения, которые не согласуются с установленными Уставом школы, правилами и дисциплинарными нормами. Это внешнее проявление нарушений, при которых ребенок не может найти в школьной среде «свое место», не может быть принят таким, какой он есть, и оптимально для себя реализовать имеющийся потенциал.
Выделяют критерии проявления школьной дезадаптации. К критериям проявления относятся следующие показатели (также эти критерии можно использовать и для мониторинга дезадаптации):
1. неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка, включая такие формальные признаки как хроническая неуспеваемость, второгодничество и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков (когнитивный компонент школьной дезадаптации).
2. нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе (эмоционально-личностный компонент школьной дезадаптации).
3. повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя соученикам, учителям; демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, школьный «вандализм» (поведенческий компонент школьной дезадаптации).
Итак, адаптация — это приспособление организма ребенка к новой среде. А дезадаптация, в свою очередь, — срыв адаптации. И, как следствие, выделяют школьную дезадаптацию, которая проявляется нарушениями приспособления личности ребенка к условиям школьной среды.
Профилактические мероприятия с целью предупреждения дезадаптации
Одним из важнейших направлений работы является профилактика дезадаптации детей к условиям школьного обучения, т. к. это явление широко распространено и обусловлено тенденцией к возрастанию.
Первым шагом в профилактике школьной адаптации есть установление психологической готовности ребенка к переходу к новому, непривычному режиму. Однако, психологическая готовность это всего лишь один из компонентов комплексной подготовки ребенка к школе. Вместе с тем определяется уровень имеющихся знаний и умений, изучаются его потенциальные возможности, уровень развития мышления, внимания, памяти, при необходимости используется психологическая коррекция.
Основным способом борьбы со школьной дезадаптацией является психологическая помощь. При этом очень важно, чтобы близкие люди, в частности родители, уделяли должное внимание длительной работе с психологом
Результат будет более эффективным в том случае, если помощь психолога будет совмещаться с поддержкой родителей и сменой школьной обстановки. В том случае, когда отношения школьника с учителями и другими учениками не складываются, или эти люди негативно влияют на него, вызывая антипатию к учебному заведению, тогда желательно подумать о смене школы. Возможно, в ином школьном заведении ученику удастся заинтересоваться учебой и обрести новых друзей.
Таким образом, можно предупредить сильное развитие школьной дезадаптации или постепенно преодолеть даже самую серьезную дезадаптацию. Успех профилактики расстройства адаптации в школе зависит от своевременного участия родителей и школьного психолога в разрешении проблем ребенка.
Профилактика школьной дезадаптации включает в себя создание классов компенсирующего обучения, применение консультативной психологической помощи при первой необходимости, использование психокоррекции, социальных тренингов, тренингов учеников с родителями, усвоение учителями методики коррекционно-развивающего обучения, которая нацелена на учебную деятельность.
Социальная профилактика включает в себя систему правовых, социально-экологических и воспитательных мероприятий, которые проводятся обществом для нейтрализации причин девиантного поведения, которое приводит к расстройству адаптации в школе.
Подход социальной профилактики в качестве главной цели выделяет устранение причин и условий, различных негативных явлений. С помощью этого подхода осуществляется коррекция школьной дезадаптации.
В профилактике школьной дезадаптации имеется психолого-педагогический подход, с его помощью восстанавливаются или корректируются качества личности с дезадаптивным поведением, особенно делая акцент на морально-волевых качествах.
Коррекция школьной дезадаптации осуществляется психологом при школе, но часто родители направляют ребенка к индивидуально практикующему психологу, потому что дети боятся, что об их проблемах все узнают, поэтому ставятся к специалисту с недоверием.
Общими принципами профилактики являются:
• Комплексный и системный подход и диагностики, профилактике и
коррекции;
• Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей
ребенка и специфики социально — педагогической ситуации развития
ребенка.
• Профессиональная компетентность и разделение функций,
• Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на
гармонизацию ее развития.
• Единство и взаимодополняемость психологических и
педагогических методов
• Дифференцированный подход (это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента)
По утверждению Е.Х. Солуеп, профилактика имеет несколько уровней:
I. Первичная профилактика. Она имеет дело с малой степенью эмоциональных, поведенческих и учебных расстройств и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей.
II. Вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. тех детей, у которых проблемы уже начались. Таким образом, вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная задача вторичной профилактики — преодолеть эти трудности до тог, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь учитель работает уже не со всеми детьми. Вторичная профилактика включает консультации с родителями, обучение их стратегии для изменения учения детей и преодоления различного рода трудностей и т. д.
III. Третичная профилактика. Внимание педагога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами. Основная цель профилактики — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Учитель работает с отдельными учащимися.
Основными задачами профилактики, являются:
1. Ответственность за соблюдение в классе психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности школьника;
2. Своевременное выявление таких особенностей ребенка,
которые могут привести к определенным сложностям,
отклонениям в его интеллектуальном или личностном развитии;
3. Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом
учащихся на следующую возрастную ступень.
Адаптация и дезадаптация присущи каждому человеку. Они проявляются в различных жизненных ситуациях и влекут за собой усвоение определенных социальных норм и правил или их утрату, приобретение или утрату социального опыта. В зависимости от этого адаптация и дезадаптация носят позитивный или негативный характер. Данный факт педагогически целесообразно учитывать и использовать педагогам в своей профессиональной деятельности.
Работая с детьми девиантного поведения (устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся), необходимо создавать для них иную среду жизнедеятельности. Ребенок должен иметь возможность проявлять себя в соответствии с новыми условиями, выполняя нормы и правила, вследствие чего в нем происходят качественные изменения.
Школьная дезадаптация
, автор статей | Обновлено 5 мрт 2022
Школьная дезадаптация – неспособность ребенка привыкнуть к школе, распорядку дня и правилам поведения в учебном заведении.
Ребенок:
- плохо учится;
- невнимателен на уроках;
- отвратительно себя ведет;
- конфликтует с учителями;
- не может найти общий язык с одноклассниками.
Дезадаптация встречается у учеников начальной школы. «Синдром первоклассника» возникает, когда ребенок после детского садика не может приспособиться к школьным порядкам, поскольку в школе нет тихого часа, нельзя играть, а дома нужно делать уроки.
Сталкиваются с дезадаптацией и подростки, особенно при переходе в новый класс или школу. На 7% дезадаптированных обучающихся в младших классах приходится 15% учеников средней школы.
Школьная дезадаптация – проблема психологическая. Но вместо того, чтобы вешать на ребенка ярлык «трудного» или ставить на него клеймо «психически неуравновешенного», стоит разобраться, каковы причины дезадаптации ребенка. Любую проблему можно решить, если выявить ее на ранней стадии и вовремя принять необходимые меры.
Расскажем о видах, причинах и последствиях школьной дезадаптации, а также о ее коррекции и профилактике.
Признаки
1. Утомляемость. Ребенок не проявляет инициативу на занятиях, жалуется на усталость и сонливость.
2. Рассеянность. На уроках ребенок отвлекается сам и отвлекает одноклассников.
3. Плохое самочувствие. Ребенок плохо спит и выглядит соответственно (бледность, синева под глазами). У него часто возникают:
- головные боли;
- головокружения;
- обмороки;
- кровотечения из носа.
4. Необщительность. Ребенок:
- замыкается;
- сторонится одноклассников;
- сутулится;
- постоянно напряжен.
5. Плохое поведение. Школьник:
- игнорирует правила образовательного учреждения;
- опаздывает;
- хамит учителям;
- провоцирует драки.
6. Тревожность. Неуверенность в себе рождает страх перед школой вплоть до панических атак.
7. Прокрастинация. Ребенок создает видимость нормального поведения для родителей. Он идет в школу, но прогуливает уроки. Дома часами сидит за тетрадями, имитируя работу над заданиями.
Прокрастинация – склонность откладывать дела, приводящая к психологическим проблемам. Вместо того чтобы вложить ресурсы в то, чем необходимо заняться, прокрастинатор тратит энергию на ненужные действия.
Виды
Выделяют 5 видов дезадаптации.
- Когнитивная. Неуспеваемость по школьной программе, соответствующей возрасту ребенка.
- Эмоционально-оценочная. Искаженное отношение к учебе, учителям и возможностям, которое дает школьное образование.
- Поведенческая. Нарушение правил, бунтарство, асоциальное поведение.
- Соматическая. Особенности развития ребенка.
- Коммуникативная. Затруднения в общении с учителями и одноклассниками.
Причины
Поведение ребенка в школе обусловлено возрастом ребенка, а также соответствующими возрасту гормональному фону и психическим реакциям. Влияет и обстановка в семье.
Вызвать дезадаптацию могут:
- страх новизны;
- низкий уровень подготовки к школе;
- пробелы в знаниях из-за частых пропусков занятий;
- индивидуальные психические особенности (гиперактивность, дефицит внимания, фобии);
- слабый самоконтроль;
- неспособность к принятию самостоятельных решений;
- эмоциональное выгорание;
- протест против системы (у подростков).
Последствия
Школьная дезадаптация приводит к формированию устойчивых психических реакций и таким проблемам со здоровьем, как:
- подверженность стрессам;
- бессонница;
- плохой аппетит;
- гормональный дисбаланс;
- мигрень;
- болезни сердца;
- асоциальное поведение;
- агрессивность;
- замкнутость;
- саморазрушительное поведение;
- склонность к суициду.
Коррекция
Чтобы решить проблему дезадаптации, необходимы совместные действия ребенка, родителей, учителей и психологов.
1. Психолог. Методики психологической диагностики позволят оценить у ребенка:
- личностные особенности;
- эмоциональное состояние;
- отношения с окружающими людьми.
На основании исследований специалист даст рекомендации родителям, которые помогут решить самые острые проблемы.
2. Учитель. Педагог должен принимать детей такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками. Он обязан с пониманием относиться к проблемам ребенка, следить за обстановкой на уроках и принимать правильные решения.
3. Родители. Самое главное – поддерживать ребенка во всем, а также:
- помогать освоить материал;
- хвалить за успехи;
- разбирать ошибки;
- устранять проблемы вместе.
4. Семья. Важно проявлять внимание, любовь, заботу по отношению друг к другу, создать крепкие и теплые отношения. Обязательно должно появиться общее увлечение. Например:
- катание на велосипедах;
- рыбалка;
- настольные игры и т.п.
Если ребенок не может наладить отношения с одноклассниками и учителями, стоит сменить школу или перевести ребенка на домашнее обучение.
Профилактика
Предупредить школьную дезадаптацию можно, соблюдая простые рекомендации.
1. Школьный возраст. Не отдавайте ребенка в школу раньше, чем ему исполнится 7 лет, даже если он умеет читать, считать и писать. Психологическая готовность ребенка к школе определяется другими факторами.
2. Развивайте ребенка. Не ограничивайте развитие ребенка детским садом, играйте дома в развивающие игры, ходите на дополнительные занятия. Детям, которые не попали в детский сад, нужны группы раннего развития.
3. Подготовка к школе. Не следует ограничиваться только навыками чтения и письма. Ребенок должен понимать, как будет выглядеть школьный процесс (уроки, перемены, домашние задания и т.п.).
4. Позитивный настрой. Формируйте положительное отношение к школе, даже если у вас был негативный опыт.
5. Обратитесь к психологу. Специалист поможет выявить проблему и решить ее своевременно.
Оставайтесь в контакте с детьми, интересуйтесь их жизнью за стенами дома. Не отмахивайтесь от детских проблем, и тогда вы сможете избежать дезадаптации ребенка в школе.
Видео
Список литературы
- Петрова Е.Ю. Школьная дезадаптация и психологические условия ее преодоления. Вестник ТГПУ. 2012, №11, С. 166-169.
- Савина Н.Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины. Вопросы психологии и воспитания. 2010, №3, С. 118-121.
Фото: © Depositphotos
4 марта 2022 21:00 | Отредактировано: 5 марта 2022 13:24