Наш способ думать, прогнозировать и делать суждения и выводы из событий не всегда следует логике и основан на принципе реальности. Часто эти когнитивные режимы становятся автоматическими дисфункциональными механизмами, участвующими в генезисе и поддержании психологических проблем и расстройств. Жесткое и массовое использование этих способов интерпретации приводит к появлению и закреплению дисфункциональных автоматических мыслей, дисфункциональных способов интерпретации опыта, которые в когнитивной психологии определяются как когнитивные искажения. Дихотомическое мышление является одним из них, и мы можем легко распознать его, когда принимаем образ мышления, который следует довольно распространенной структуре «или-или»: «либо ты выигрываешь, либо проигрываешь».
В этой статье мы рассмотрим, что такое дихотомическое мышление, некоторые его примеры и как попытаться преодолеть его.
Что такое дихотомическое мышление?
Дихотомическое мышление (или поляризованное мышление) заключается в бинарном восприятии действительности без промежуточных градаций и является когнитивным искажением, возникающим из-за необходимости упростить, «голубить» реальность. Например:
- Либо вы преуспеваете, либо терпите неудачу
- Вы либо толстеете, либо худеете
- Либо ты делаешь это, либо нет.
Здесь вы можете найти больше информации о когнитивных искажениях. Дихотомическое мышление — это остаток инфантильного мышления, когда ребенок еще не способен уловить постепенность и нюансы. Кажется, что каким-то образом или в какой-то области происходит фиксация на этом уровне функционирования, следствием чего является когнитивная организация, отмеченная дихотомиями типа: полностью правильно или неправильно, истинно или ложно, хорошо или плохо. Менее чем идеальный выбор автоматически обозначается как катастрофический; середины не существует.
Что такое дихотомическая личность? Люди с таким мышлением концептуализируют аспекты реальности на крайних точках того, что вместо этого должно быть континуумом, упуская бесконечные нюансы между двумя полюсами. На самом деле, дихотомическое, то есть «все или ничего», мышление лежит в основе как экстремистских установок, так и этических и эстетических категорий (правильное и неправильное, хорошее и плохое, красивое и уродливое). По этой причине дихотомическое мышление также называют поляризованным мышлением. Что такое поляризация в психологии? Далее мы объясним, что такое дихотомия, на практических примерах.
Примеры дихотомического мышления
Дихотомическое мышление очень обнадеживает, особенно если мыслитель автоматически встает на сторону разума, интеллекта, справедливости, красоты и истины. Откройте газету, посмотрите новостной сайт в Интернете, прослушайте новость и составьте список, сколько примеров дихотомического мышления вы найдете, и сколько черно-белых мыслителей.
- Муж, жена которого не согласна с расположением вещей в шкафу, где он только что навел порядок, говорит: «Она недовольна тем, что я делаю».
- Когда мы думаем, что перемена в нашей жизни либо разрушит ее навсегда, либо принесет нам абсолютное счастье, или даже когда мы думаем, что либо человек будет вести себя определенным образом, либо с нами все будет кончено навсегда.
- Молодой человек знакомится через социальные сети с девушкой, которая его заинтересовала. Через несколько недель он приглашает ее на свидание и добивается успеха, но вскоре возникает проблема, когда он обнаруживает, что в его распоряжении не будет его машины: она нужна его родителям, причем именно в ночь свидания! Охваченный тревогой, он звонит своему лучшему другу, но даже тот не может ничем помочь. «Если бы ты любил меня, ты бы оказал мне эту услугу.
- Вы идете на собеседование и во время собеседования удивляетесь вопросу, напрягаетесь и отвечаете не так, как хотели бы. Если вы посмотрите на этот опыт через призму мышления «все или ничего», вы, скорее всего, снизите свою эффективность во время собеседования, решите, что потерпели полное фиаско, и убедите себя, что вас никогда не выберут на эту работу, что приведет к чувству разочарования и неловкости.
Дихотомическое мышление означает веру в то, что все может быть либо абсолютно правильным, либо абсолютно неправильным, что люди — это либо друзья, либо враги, что дни бывают либо идеальными, либо ужасными, что все, что не является успехом, является неудачей, а все, что не является добродетелью, является пороком; что сейчас или никогда больше; что все идет или не идет. А также: что вы либо красивы, либо уродливы, что вы либо любите, либо ненавидите, что вы либо абсолютно правы, либо абсолютно неправы, и так далее, и так далее.
Проблемы дихотомического мышления
Дихотомическое мышление — это когнитивное искажение, одно из когнитивных предубеждений, которое может затуманить нашу способность судить и принимать мудрые решения, потому что оно искажает или стирает все элементы, несовместимые с «черно-белой» точкой зрения, которые, напротив, должны быть разумно рассмотрены. Жесткое и массивное использование этих интерпретативных модальностей, по сути, приводит к возникновению и закреплению дисфункциональных автоматических мыслей. Группировать человеческие потребности, чувства, мотивы и действия по категориям — все равно что сводить реальность к изображению, состоящему из двух цветов, что препятствует ее пониманию. Дихотомическое мышление, на самом деле, имеет некоторые недостатки:
- Это значительно сокращает количество вариантов выбора и ограничивает возможность посредничества; такая тенденция может привести к тому, что мы часто будем испытывать разочарование.
- Это ограничивает нашу способность понимать мир, который не всегда един или черно-белый.
- Это значительно снижает нашу гибкость: если есть только две противоположные категории, никогда не существует диапазона альтернатив, суждения категоричны, а правильный путь — один и единственный.
- Некоторые исследования показывают связь между дихотомическим мышлением и такими расстройствами, как депрессия, расстройства пищевого поведения и, в частности, ожирение.
В этой статье мы объясним, что такое когнитивные предубеждения и их виды, такие как предубеждение доступности, предубеждение негативности, предубеждение репрезентативности, предубеждение подтверждения…
Преодоление дихотомического мышления
В некоторых случаях может показаться успокаивающим наличие только двух возможностей для действия или результата (идти или не идти). Видя больше нюансов, различных вариантов, мы, однако, заставляем себя больше сомневаться и допрашивать (что является тяжелой работой), но это приводит к тому, что у нас появляется еще больше карт для игры. В «черно-белых» ярлыках, по сути, мы теряем ощущение себя, того, что мы сделали и не сделали, чтобы достичь или не достичь цели. Дихотомическое мышление приводит, по сути, к восприятию не совсем идеальной ситуации как полного провала, то есть не позволяет осознать путь и сделанное, а только недостижение цели.
Как мы можем работать над дихотомическим мышлением? Мы должны освободить место для артикулированных, менее императивных размышлений, возможно, начав считать, что любому суждению соответствует противоположное, и что может существовать третье, которое включает в себя часть обоих. Для каждого тезиса существует антитезис и синтез. Чтобы избежать дихотомического или поляризованного мышления, необходимо знать, что когнитивные искажения существуют с функцией упрощения интерпретации реальности, но что благодаря размышлениям мы можем наблюдать широкий диапазон степеней, уровней и вариантов между обеими крайностями.
Сегодня я начинаю цикл статей о когнитивно-поведенческом подходе к осознанию себя и саморазвитию. То есть о том, как изменить свои поведенческие реакции, мышление и взгляд на мир с помощью простых ментальных и телесных практик. В ближайших постах мы поговорим о невероятно актуальных вопросах: как избавиться от панических атак и неврозов, какие ошибки мышления ведут к искаженной картине мира, страданиям и депрессиям.
Будущее за конвергенцией
Все дело в том, что будущее за смежными науками, широким пониманием слова «Бог» и междисциплинарными знаниями. Еще лет 10 назад научное сообщество иронично усмехнулось бы в ответ на такие высказывания. Но сейчас это уже обсуждается на международных конференциях, а мировые умы рассуждают на тему как соотнести в своей работе физику, биологию, антропологию, философию, историю религий, нейрофизиологию и лингвистику. Сегодня «узкие» специалисты уходят из моды, а на пьедестал поднимаются люди, чьи взгляды шире, а знания выходят за рамки какой-то конкретной научной отрасли.
Когда мы говорим о Дизайне Человека, то имеем ввиду именно такой, широкий и всесторонний взгляд на механику и психику человека. Это прекрасный инструмент для диагностики вашего типа личности, жизненного предназначения и понимания того, кто вы есть на самом деле.
Наше мышление влияет на качество жизни
Когнитивно-поведенческий терапия (то есть взаимосвязь вашего мышления с вашим поведением и реакциями), в свою очередь, открывает огромный арсенал инструментов, чтобы «вернуть» вас к себе настоящему, к вашему «истинному Я». Многое в этом методе пришло к нам из классического психоанализа, а также из пресловутого понимания человека как животного, которое просто демонстрирует поведенческую реакцию на раздражитель. Ну то есть, как собачка Павлова. Однако в КПТ добавилось одно очень существенное звено – мышление, как процесс познания и осмысления собственных поведенческих реакций.
Ошибки мышления
90% проблем возникают у людей, как следствие неправильного образа мыслить, то есть интерпретировать и оценивать значение происходящих событий. Это называется ошибками мышления, которые со временем становятся автоматическими и влекут за собой иррациональные реакции. Всего существует более 200 видов ошибок мышления, результатом которых становятся невротические расстройства, панические атаки и просто неадекватность восприятия. Ну и конечно, качество жизни сильно падает. Исправление таких ошибок является, в какой-то смысле, лишь паллиативной мерой. Это значит, что мы устраняем лишь синдром, не погружаясь на глубинные уровни сознания. Но на начальном этапе это и не нужно. Согласитесь, рассуждать с больным о здоровом питании и образе жизни, когда у того температура 39 и головная боль – дело совершенно бесполезное.
Синдром отравленной жизни
Поэтому в первую очередь вам предстоит снять абстинентный синдром, то есть избавится от самого ощущения отравленной и плохой жизни. Ведь если вы страдаете от панических атак и агорафобии (боитесь что вам станет неожиданно плохо на улице и никто вам не поможет), зациклены на своей тахикардии и страхе получить инфаркт (кардионевроз), сконцентрированы на своем якобы расстроенном желудке (синдром раздраженного кишечника), то ни о какой глубокой проработке ваших базовых убеждений речи идти не может. А убрать неправильные дисфункциональные масли и почувствовать себя хорошо на физическом уровне – это уже 80% успеха. Я приведу пример одной из самых распространенных ошибок мышления, чтобы вы поняли, как это работает.
Ошибка 1: Дихотомическое мышление
Способ оценивать происходящее только в абсолютных категориях, крайних значениях, «черно-белых» тонах. Такой способ мышления диктует вам смотреть на мир в следующем ключе: хороший/плохой, все или ничего, быть цезарем или никем. Подобный способ оценивать происходящее свойственен подросткам и детям. Однако в случае со взрослым человеком это может свидетельствовать о состоянии психики, граничащим с неврозом или даже психозом. Такое мышление не подразумевает никаких полутонов или процесса. Через дихотомическую линзу все выглядит как конечный результат, не подлежащий изменениям и обжалованиям.
Такое мышление не только сильно сужает восприятие, но и ведет к чрезмерному напряжению в области верхнегрудного отдела и затылочной части. Более того, подобная неспособность видеть «серые» тона приводит к выплескам агрессии и психопатии. Хорошей техникой, например, для устранения эффекта дихотомического мышления можно является «Шкала степеней». Суть ее в том, что Вы сами пытаетесь оценить происходящее не как жесткие «хорошо или плохо», а как некую степень хорошести. Например, хорошо на 4 из 10.
Консультации и психологическое сопровождение тут
Канал в IG – @25santa
Канал в VK – @vipboss
Яндекс.Дзен
Youtube
.
Мы все знаем людей, которые с достоинством встречают жизненные проблемы в любой незаурядной ситуации и справляются с ними спокойно. Люди, уравновешенные даже под давлением, приближающиеся к заботам, страхам и даже несправедливости с великодушием. Я решила разобраться, как перестать реагировать на неудачи, когда наткнулась на понятие «дихотомическое мышление». О нем более подробно рассказала Мелоди Уалдинг – психолог и тренер по самосовершенствованию. Она рассказывает, какая очередная ментальная ловушка вас может поджидать и как с ней справиться.
Как распознать склонность к крайностям в повседневной жизни?
Мелоди признается, что никогда не была одной из тех, кто стойко выдерживал неудачи. Как классический пример, она всегда отождествляла свою самооценку с внешней оценкой. Временами это оказывалось полезным: подпитывало амбиции, заставляло выполнять задания усерднее и учиться реагировать на критику.
Но постоянная жизнь ради следующей золотой звезды, галочки в справочнике и поиске вечного одобрения заставила девушку воспринимать каждую незначительную неудачу как крупную катастрофу, удручая ее мозг мыслями, которые вели к самобичеванию. В голове Мелоди все ненавидели ее, критиковали слишком грубо, придирались к мелочам. Вскоре она пришла к выводу, что если все так и продолжится, то дальше следует только провал.
Возможно, вы тоже стали замечать за собой такие проявления критической реакции на окружающее. Это происходит, когда один рядовой спор с другом оставляет вас убежденными в испорченности отношений уже навсегда. Или когда ваш партнер делает что-то обидное, заставляя впасть в крайности и думать, что он вас ненавидит, травит и хочет испортить жизнь.
Из крайности в крайность
Мы вешаем такие ярлыки в поп-культуре и политике – мирах, где мы часто быстро классифицируем людей как хороших или плохих, достойных восхищения или презрения, без полного понимания их мотивов или более четкой картины. Эти реактивные циклы любви – ненависти, да – нет, вверх – вниз и хорошего – плохого могут в лучшем случае ввести в апатию.
В не самых благоприятных условиях вы можете впасть в депрессию, которая потребует вмешательства психиатра, употребления транквилизаторов и других препаратов, меняющих не только сознание, но и само «ядро» личности.
Что включает в себя дихотомическое восприятие?
Тенденция к восприятию двух полюсов крайности известна в психологии как дихотомическое мышление, или «черно-белое». Распространенная психическая ошибка, искажающая реальность и усугубляющая тревожность. Когда вы находитесь в тисках дихотомического мышления, нет места для нюансов или промежуточных тонов. Вы начинаете видеть мир с точки зрения «все или ничего», зацикливаясь на принципе «все или ничего» до такой степени, что становитесь непластичными и неспособными к новаторству и изменениям.
Спросите себя: какие объективные доказательства подтверждают это? Как бы кто-то еще рассматривал эту ситуацию?
Время от времени все люди справляются с дихотомическим мышлением. Мы стремимся к порядку, и разбить вещи на основные категории помогает разуму более эффективно обрабатывать мир. С точки зрения эволюции это мышление являлось очень важным: была сбережена драгоценная энергия, сохраняющая виды и заставляющая наших предков быть в курсе потенциальных угроз в окружающей их среде.
Но сегодня вследствие увеличения влияния социума этот автоматический отбор может привести к неприятностям. Когда вы мыслите в черно-белых тонах, риск неправильно истолковать намерения людей или заблокировать себя от возможностей развития очень велик.
Фактически, исследования показали, что этот тип бинарного мышления может способствовать токсичному перфекционизму и низкой самооценке, а также привести к неправильному пониманию эмоций других людей. Жизнь сложна и неоднозначна, а для того чтобы оставаться счастливым и вменяемым, требуется понимание ее многогранности.
Мы предлагаем несколько путей смены таких категорий, чтобы они стали немного реалистичнее и менее строгими.
Обратите внимание на ваши шаблоны мышления
Первым шагом к снижению негативного воздействия дихотомического мышления является осознание и признание нахождения в плену у подобного рода восприятия мира. Обратите внимание на то, что вы ловите себя на мыслях, требующих абсолютов и идеалов – такие фразы, как «это всегда происходит» или «такой метод никогда не срабатывает».
При попытке мыслей воспротивиться вашему контролю и стать отрицательными попытайтесь противодействовать им, придав своему опыту оценку реалистичности. Например, если вы уверены, что презентация, сделанная вами, была отвратительной, сделайте глубокий вдох и оцените свою производительность по шкале от нуля до ста.
Станет очевидно: это было совсем не идеально, но в равной степени маловероятно, что презентация была омерзительной. Так вы пришли к выводу: не роскошно, но и не ужасно. Нет повода для особой критики и изгнания себя на последнюю ступень пьедестала.
Успокойте свое тело
Когда вы находитесь в муках дихотомического мышления, мозг работает на пределе, пытаясь защитить от таких негативных рефлексий: вы вне опасности, но тело реагирует, выделяя такие гормоны, как кортизол и адреналин, усиливающие беспокойство. Функции самоконтроля и здравой оценки находятся в рецессивном положении, пока вы не начнете успокаиваться.
Простой способ стабилизировать физическое состояние – это умение «заземлиться», дающее возможность вам ослабить свои эмоциональные реакции и физически успокоить нервную систему.
«Одним из моих любимых упражнений на заземление является техника «5-4-3-2-1», которая требует задействовать свои чувства по одному: определить пять вещей, которые вы можете видеть, четыре звука, три физических ощущения, два запаха и один вкус, который испытываете в данный момент», – поделилась Мелоди.
Вы также можете попробовать такие методы, как дыхание в боксе (вдох, задержка, выдох и задержка с шагом в четыре секунды) или простое сканирование тела (концентрируйте внимание на одной части тела за раз, начиная с ног и до головы).
Создайте контраргумент
Теперь, когда вы готовы снова мыслить отчетливо, пришло время опровергнуть бинарные мысли. Цель состоит в том, чтобы проверить, действительно ли ваше мышление соответствует реальности, задав такие вопросы:
- Какие существуют объективные доказательства или факты, подтверждающие это?
- Как бы кто-то еще рассматривал эту ситуацию?
- Какие еще стороны я не учел?
- Какие действия я могу предпринять, чтобы повлиять на то, что произойдет дальше?
Генерирование других способов видения ситуаций называется рефреймингом. Он помогает снизить градус любого ложного восприятия, вызывающего у вас стресс. Выявление автоматических мыслей может позволить найти новую золотую середину и более сбалансированный способ реакции.
Будьте добрее к себе
Исследования показали, что сострадание к себе может увеличить вашу способность справляться с негативными эмоциями. Во время того когда ваш внутренний монолог полон мыслей о вашей собственной неадекватности, спросите себя: есть ли менее критичное предположение, которое можно оценочно применить к себе? Вернитесь к вышеуказанным вопросам и попробуйте уменьшить масштаб ситуации с целью понять, как вы можете выставить себя в нелепом положении без участия кого-то со стороны?
Тогда вы научитесь мысленно видеть мир в оттенках серого, осознаете, как мыслить менее резко и более продуктивно, думая о внешних обстоятельствах и о вашей собственной роли в их формировании.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Уменьшение дихотомического мышления
Уменьшение дихотомического мышления
Обычно дихотомическое мышление настолько присуще когнитивной деятельности пограничных людей, что им трудно даже представить себе мышление в терминах континуума величин, а не дискретных категорий. Чтобы эффективно уменьшить дихотомическое мышление, сначала необходимо продемонстрировать клиентам, что у них присутствует дихотомическое мышление, и убедить их, что в их интересах изменить такое мышление. Некоторые пограничные клиенты типа Джоан понимают, что они «видят все в черно-белом цвете», тогда как другие видят «оттенки серого», но многим другим таким клиентам необходимо помочь осознать этот паттерн, указывая примеры дихотомического мышления по мере их возникновения. Затем необходимо помочь клиентам понять, может ли мышление в терминах континуума оказаться более реалистичным и более адаптивным, чем дихотомическое мышление. Это можно сделать, выбрав релевантный параметр, например надежность, и попросив клиентов дать достаточно ясные операциональные определения этих двух крайних вариантов, чтобы можно было классифицировать людей, если эти категории валидны. Затем можно попросить, чтобы клиенты классифицировали знакомых им людей в терминах этих двух категорий, и проверить, имеет ли дихотомическое представление реальные основания. Ниже приводится пример такой работы.
Психотерапевт: Из того, что вы говорите, получается, что, говоря о доверии, вы используете принцип «все или ничего». Нужно либо полностью доверять кому-то, либо вообще не доверять.
Клиент: Конечно, так оно и есть.
Психотерапевт: Но так как бывает, что в какой-нибудь реальной ситуации, тот, кому вы доверяете, подводит вас, может быть, стоит еще раз подумать об этом. Каковы, на ваш взгляд, характеристики человека, который действительно заслуживает доверия? Например, представим, что к нам прилетел марсианин, который ничего не знает о людях и хочет определить, кому он может доверять: на что он должен обратить внимание?
Клиент: Они делают то, что говорят.
Психотерапевт: Все время?
Клиент: Да.
Психотерапевт: А еще что?
Клиент: Хм… Они никогда не лгут, их слова не расходятся с делом, и они не подводят вас и не причиняют вам вреда.
Психотерапевт: Это все или требуется что-то еще, чтобы действительно заслуживать доверия?
Клиент: Я полагаю, что это все.
Психотерапевт: Как можно точно охарактеризовать людей, которые не заслуживают доверия?
Клиент: Я полагаю, «вероломные».
Психотерапевт: И каковы характеристики истинно вероломного человека?
Клиент: Они не делают того, что говорят.
Психотерапевт: А как у них с ложью?
Клиент: Они все время лгут и пытаются использовать вас, когда подворачивается случай.
Психотерапевт: Вы сказали, что у заслуживающих доверия людей слова не расходятся с делом. А как с этим у вероломных людей?
Клиент: Когда они пытаются навредить вам, они придумывают любые оправдания того, почему это случилось.
Психотерапевт: Это достаточно хорошо описывает вероломных людей?
Клиент: Полагаю, что да… Постойте, еще одно. Они подогревают ваши надежды, а затем подводят вас. Это действительно бесит меня.
Психотерапевт: Давайте посмотрим, хорошо ли работает такой взгляд на надежность. Начнем с вашей невестки, так как я кое-что знаю о ней. Она заслуживает доверия или вероломна?
Клиент: О, я могу доверять ей.
Психотерапевт: Но давайте посмотрим на ваши критерии. Первый состоит в том, что заслуживающие доверия люди всегда делают то, что они обещали сделать. Разве на прошлой неделе вы не были вне себя оттого, что она не позвонила, когда сказала, что сделает это?
Клиент: Да, но потом она извинилась.
Психотерапевт: Но теперь ее нельзя считать полностью заслуживающей доверия. Из этого следует, что она вероломна? Она лжет и обманывает все время?
Клиент: Нет, она достаточно надежна.
Психотерапевт: Итак, по вашим стандартам она не заслуживает полного доверия, по и не полностью вероломна. Что из этого следует?
Клиент: Что это не «черное или белое»?
Психотерапевт: Хорошо, давайте проверим. Вообразите оценочную шкалу, где 10 — «абсолютно, полностью заслуживающий доверия» и 0 — «полностью вероломный». Как бы вы оценили вашу невестку?
Клиент: Я полагаю, примерно 8. Она суетлива и забывчива.
Психотерапевт: А как бы вы оценили вашу мать?
Этот подход позволяет избежать значительной доли сопротивления, с которым сталкивается психотерапевт, если просто пробует убедить клиента, что мир не черно-белый. Так как маловероятно, что все знакомые клиента располагаются по краям какого-либо континуума, обычно легко продемонстрировать, что континуальный подход более реалистичен и, таким образом, имеет существенные преимущества при принятии решений о том, что делать с людьми и ситуациями. Немного поупражнявшись, пограничные клиенты могут научиться преодолевать свое дихотомическое мышление, постепенно уменьшая его. Однако для психотерапевта может быть необходимо использовать этот подход на нескольких понятиях, прежде чем клиенты полностью освоят этот метод и будут самостоятельно преодолевать дихотомическое мышление.
Читайте также
УМЕНЬШЕНИЕ СОБСТВЕННОГО «Я» КАК ПУТЬ К СОСТРАДАНИЮ
УМЕНЬШЕНИЕ СОБСТВЕННОГО «Я» КАК ПУТЬ К СОСТРАДАНИЮ
В предыдущих главах мы уже обсуждали психологический процесс отождествления, – то, как бессознательное и привычное добавление чувства «Я!» или «Это я!» к некоторым содержаниям ума наделяет эти вещи гораздо большей
18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления
18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления
Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих
Упражнение на уменьшение чувствительности к комплиментам
Упражнение на уменьшение чувствительности к комплиментам
Ниже представлено письменное упражнение, выполнять которое следует регулярно (хотя бы один раз в неделю).1. Вспомните время, когда ваш партнер, члены семьи или друзья с похвалой отзывались о черте вашего
47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями
Упражнение 3. Увеличение и уменьшение изображения
Упражнение 3. Увеличение и уменьшение изображения
Рассмотрев цветную карточку (открытку), представим ее на левом луче настолько близко от лица, насколько вам удобно. Начинаем постепенно увеличивать картинку. Увеличив изображение в несколько раз, начинаем его уменьшать
Установка дихотомического мышления
Установка дихотомического мышления
В дословном переводе на русский язык «дихотомия» означает «рассечение на две части». Дихотомическое мышление проявляется в тенденции относить происходящее к одной из двух противоположных категорий.Мышление под диктатом подобной
Уменьшение фрейма, или Претензии к пуговицам
Уменьшение фрейма, или Претензии к пуговицам
И еще она хромая. Но если бы ты знал, какие у нее глисты!
Анекдот о женитьбе рыбака
Весьма удобным способом вы можете отвязаться от неудобной темы с помощью обращения к деталям и мелочам.— Какой у тебя омерзительный
Упражнение Уменьшение образа боли
Упражнение Уменьшение образа боли
1. Сядьте или лягте в позу для самогипноза.2. Закройте глаза и отпустите внимание на несколько минут, позволив ему гулять там, где вздумается.3. По возможности, расслабьте все тело.4. На 3–5 минут сконцентрируйтесь на своем естественном
11.3. Диагностика коллектива и уменьшение потенциала конфликта
11.3. Диагностика коллектива и уменьшение потенциала конфликта
Действенность модифицированного социометрического теста проверена в коллективах более чем 200 предприятий Беларуси, России, Украины, Латвии, где автор проводил тренинги персонала по различным обучающим
УМЕНЬШЕНИЕ БЕСПОКОЙСТВА ПУТЕМ ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ СОБЫТИЙ
УМЕНЬШЕНИЕ БЕСПОКОЙСТВА ПУТЕМ ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ СОБЫТИЙ
Так как беспокойство ослабляет внимание и мешает работе памяти, очень важно не допускать подобной внутренней помехи. Актер, забывающий текст, оратор, забывающий нить рассуждений, студент, забывающий
Контроль мышления
Контроль мышления
1. Необходимость интернализации (понуждение к восприятию) групповой доктрины как «Истины»: схема = реальность; черное и белое; добро против зла; Мы против Них (групповое против внешнего мира).2. Принятие «нагруженного» языка (характеризующегося
Уменьшение неадаптивного поведения
Уменьшение неадаптивного поведения
Воздействуя на последствия, можно достичь еще одной цели – уменьшения неадаптивного поведения. Главная стратегия уменьшения нежелательного стереотипа поведения – усиление адаптивного поведения, несовместимого с угашаемым
Установка дихотомического мышления
Установка дихотомического мышления
В дословном переводе на русский язык дихотомия означает рассечение на две части. Дихотомическое мышление проявляется в тенденции размещать жизненный опыт в одну из двух противоположных категорий; например, безупречный или
Современная наука характеризуется множеством методов классификации объектов, будь то медицина, антропология, физика или психология. Одним из таких является дихотомия — глобальный подход в изучении определенного понятия путем разделения его на 2 отличающиеся части.
Определение дихотомии в психологии
Дихотомия в психологии – это такое явление, которое характеризуется раздвоением целостного феномена на 2 равные части, связанные больше внутренним характером, нежели между собой.
Дихотомические проявления характерны не только в психологической практике, они также используются в философии, логике, математике и лингвистике. Классическая дихотомия применяется в качестве вспомогательного фактора, которым устанавливается классификация определенных феноменов.
Синонимами явления выступают:
- сопоставление;
- раздвоение;
- развилка.
Дихотомическое мышление в психологии, которое также называют черно-белым складом ума — это одно из опасных когнитивных искажений, которое приводит к развитию хронического стресса.
Человек, подверженный дихотомии, не умеет воспринимать ситуацию в качестве усредненного варианта, принимая только крайности. Такой индивид мыслит в контексте «очень плохо» или «очень хорошо».
«Черно-белое» мировоззрение приводит к развитию различных заболеваний, которые тесно связаны с нервной системой:
- Клиническая депрессия.
- Нарушения сна.
- Диабет II типа.
- Острые патологические процессы сердечнососудистой системы.
- Инфекционные заболевания.
- Эпилепсия.
- Рассеянный склероз.
В некоторых случаях дихотомия способна «запускать» пусковой механизм в развитии психических заболеваний, которые переносятся через плохую наследственность: шизофрения, биполярное аффективное расстройство, болезнь Альцгеймера и Паркинсона.
Дихотомия в психологии – это явление, которое также используется в качестве защитного механизма, при помощи чего индивид оправдывает или обосновывает собственные действия.
Однако в том случае, когда дихотомия является строгой, нежелание осознавать наличие противоречий приводит к плачевным последствиям для психического здоровья.
Пошаговые действия для преодоления дихотомии
Дихотомия в психологии – это такой феномен, который не имеет практически никаких позитивных сторон, что обусловливается полным искажением реальности и отрешении от социального общества.
Последовательность действий в психиатрической практике по преодолению дихотомического мышления включает следующие шаги:
- Начальная оценка степени выраженности искаженного мышления. Перед непосредственной коррекцией состояния, необходимо изучить, как сильно индивид подвержен дихотомии. Это дает возможность составить объективную оценочную модель, благодаря чему выявляются не только скрытые проблемы, но и правила, следуя которым, человек определяет феномен в качестве крайнего варианта.
- Доказательная база в справедливости использования того или иного подхода. Выявление и развитие объективных причин указывают на применение дихотомического мышления в рамках сознания. Это дает возможность найти слабые места с искаженными установками, которые затем корригируются.
- Дискредитирование дихотомии. Поскольку дихотомическое мышление характеризуется многими когнитивными ошибками, необходимо точное указание на их наличие, исходя из определенного контекста или ситуации. Это позволяет оценить последствия влияния на сознание, что мотивирует искать новые стратегии для более объективного понимания мира.
- Развитие новых категорий мышления. Ассоциативно-символьные обозначения, рассматривающиеся в плоскости мышления индивида, способствуют устранению дихотомии. Так, оценочная категория «удобно-неудобно» дает возможность более точно выявить истину. Также нередко применяется стратегия «величина выгоды», которая отличается сравнением при помощи процентного соотношения двух разных ситуаций.
- Закрепление новых умений. После того, как обновленные навыки были найдены, и человек полностью осознает саму возможность их использования в жизни, следует когнитивно-поведенческая терапия, направленная на изменение привычек и паттернов мышления.
Дихотомическое мышление нашло свое полезное применение при написании книг, где сравниваются два аспекта — хорошее и плохое, а также в качестве математической и философской модели мышления.
Помимо основных правил, описанных в психиатрической практике, при дихотомии, особенно полезно избегать спонтанных решений, уметь разделять действия и личность, никак не соединяя их.
Как распознать склонность к крайностям в повседневной жизни?
В современном мире, дихотомическое мышление проявляется в контексте таких тем, как политика, теории заговора, искаженное восприятие собственного тела и нарциссизм. Поскольку существует историческая необходимость в выживании, дихотомия обусловлена эволюционной моделью социального общества.
События, подверженные дихотомическому искажению, рассматриваются в контексте крайнего оценивания.
Человек мыслит принципом «либо белое, либо черное», где не существует никаких полутонов. Такой индивид склонен говорить о том, что он ничего не умеет, что потраченное время было бессмысленным. Вследствие этого возникают различные депрессивные состояния.
Подверженные такому типу мышления, часто оценивают продукты питания как слишком полезные, так и очень вредные, хотя большинство из них таковыми не могут быть. Второстепенное проявление — частое чередование переедания компульсивного характера и строгих диетических норм, включая крайность в голодании.
Индекс массы тела таких индивидов меняется со стороны в сторону, что подкрепляется подпорченным состоянием здоровья.
Частое дихотомическое разделение людей на «гуманитариев» и «технарей» вредит не только самой успеваемости, но также ухудшает состояние психического здоровья. Такие индивиды не обладают критическим мышлением в жизни, что проявляется в неуспеваемости или маниакальном желании быть лучше всех.
Что такое дихотомия добра и зла?
Многие из авторов, в частности писатели или философы давно рассуждают о дуальной характеристике вселенной. Такие сочетания, как любовь и ненависть, добро и зло, свет и темень являются не только противоположными явлениями, но также не могут существовать друг без друга.
Именно «добро и зло» — наиболее известная дихотомическая пара, которая затрагивает следующие вопросы:
- Чем является добро и зло?
- Насколько относительно зло от добра?
- Могут ли два термина содействовать друг другу?
Применяя дихотомическое распределение, тем самым представляя добро в качестве понятия «не зло» и наоборот, известные философы как один заявляли о том, что одно без другого попросту не может существовать.
Дихотомия в психологии – это также явление, способное оправдать моральный релятивизм в отношении добра и зла, — позицию, при которой совершение злого поступка неизбежно, хоть оно и может служить во благо социальной группе. Такой дихотомический принцип часто используется в истории.
Отличный пример — развязывание жестоких сражений и совершение кровавых революций.
Философская практика в Азии отошла от дихотомического осмысления добра и зла при помощи двух философов — Лао Цзи и Будды. В практическом смысле, буддизм наделяет вселенную двумя равноправными свойствами, — хорошим и плохим, что определяется нейтральной позицией ко всему происходящему.
По мнению буддистов, такое восприятие ведет к просветлению и освобождению души от колеса перерождений, Сансары. Китайский философ Лао Цзи пошел еще дальше, пытаясь найти наиболее рационалистический подход к дихотомии.
Он полагал, что стремление к сотворению благих целей в конечном итоге обязательно приводит к размножению общего зла, поскольку одно без другого существовать не может.
Исходя из китайской практики, которая соединяет в себе душу и сознание, многие мыслители призывают не кидаться в крайности, совершая любые действия только с точки зрения рационализма и разумности.
Наиболее яркий пример дихотомического отношения — образ Инь-Ян, который определяет 2 элемента как связанные, проникающие одно в другое.
Дихотомия жизни и смерти
Дихотомия жизни и смерти описывается в качестве экзистенциального опыта, который находит свое применение во всех областях психологии. Это объясняет фактическое представление смерти как неизбежного процесса всего живого. Осознание смертности индивида способствует более глубокому и осознанному пониманию жизни.
Дихотомическая особенность смерти объясняется ее антагонистом — цветущей и энергичной жизни, которая полностью чужда и противоположна небытию.
Любые знания о смерти человека никогда не отменят того, что она является составной частью жизненных процессов, где человеку ничего не остается делать, как принять неизбежное.
Многие философы указывают на то, что переживать о смерти — это бессмысленное занятие, поскольку оно в любом случае будет неизбежным. Бенедикт Спиноза, один из известнейших философов-рационалистов, указывает на то, что мудрый человек не думает о смерти, а о том, что он имеет сейчас.
При помощи различных идеологических практик, человеческая природа пыталась отрицать дихотомическую составляющую экзистенциальных переживаний, Так, исходя из христианской концепции бессмертной души, религия буквально отвергает саму смерть, устраняя лишнюю, «неудобную» трагичность.
Человеческая смертность также характеризуется иным типом дихотомии. Хоть и каждое индивидуальное существо — это носитель любых социальных возможностей, излишне короткая жизнь не дает прожить их все даже при наличии наиболее благоприятных обстоятельств.
Основная мысль объясняется следующей фразой: «Если жизнь индивида была бы аналогичной жизни человечества, он стал бы участником всего исторического развития».
Различительные черты в исторической и экзистенциальной дихотомии обладают большим значением, поскольку их смешивание приводит к основополагающим последствиям в рамках развития всего общества.
Сохраняя исторические противоречия, многие пытались уверить человечество в том, что «чему уж быть, того не миновать». Смысл фразы состоит в том, что все должны смириться с трагической судьбой. Однако такого мнения не было достаточно для того, чтобы усмирить человеческую природу, которая выявляется в желании жить.
Дихотомия и трихотомия
Человеческая природа является сложнейшей системой, в которой заключаются множественные естества. Вопрос о дихотомии и трихотомии возник вследствие развития христианского богословия, в котором существуют два отдельных лагеря.
Если дихотомисты говорят лишь о двух частях человеческой природы: души и тела, то трихотомисты добавляют к ним еще одну составляющую — дух. Последние полагают, что дух от души отличаются столь сильно, как и сознание от тела.
С целью описания трихотомии, используются понятия о сферических явлениях и их прямой взаимосвязи между собой. Так, в религиозной практике выделяют 2 основных положения. В первом случае, Дух способен общаться с Богом, тем самым черпая у него нужное побуждение для построения жизни по замыслам Священного Писания.
Второй отличает душу в качестве феномена, содержащего эмоции, волю и интеллект. Тело же способно связать человека с внешним миром при помощи всех органов чувств.
Аристотель в своем труде «Этика», разделяет душу на две разные части. Если одна отвечает за разум, то вторая — за инстинктивные и животные помыслы. В церквях часто видели такую характеристику в качестве трихотомии, поскольку полагали, что философ указывал на различие между духом и душой.
Исходя из трудов великих мыслителей, выводились новые антропологические теории, которые описывали явление духа в качестве двух разных частей. На это указывают не только религиозные писания, но и некоторые другие книги по психологии. Юнг также различал два понятия в качестве основных частей подсознательного.
Учитывая авторитетность многих философских, религиозных и психологических трудов, можно точно говорить о том, что мнение о трихотомии хорошо аргументируется.
Физиологическая концепция также объясняет разделение между феноменами в качестве человеческих свойств, которые передаются эволюционно. В этом случае противопоставление не учитывает духовность, однако говорит о наследственной модели поведения.
Дихотомическое деление
Дихотомическое деление характеризуется разделением объема частного понятия на 2 противоречащих друг другу феномена. Является одним из методов классификации множеств, понятий или целых классов на отдельные производные и элементы. Определяется по форме «X или не-X»
Логическим основанием деления дихотомического типа служит объективное отсутствие или наличие признака, который образует целый элемент. Так, понятие «человек» разделяется на 2 класса «мужчина» и «не-мужчина», которые являются взаимоисключающими.
Потому как оба понятия противоречат друг другу, их основной феноменологический объем не пересекается. В то же время понятие «человек» можно поделить на 2 термина «мужчина» и «женщина», которые соотносятся исходя из признака пола.
Однако между данными элементами нет логического противопоставления, потому таковые не могут называться дихотомическим делением.
Примеры дихотомического деления при обозначении делимого буквой А, а выделенные элементы B и не-B:
- граждане: совершеннолетние и несовершеннолетние;
- организмы: одноклеточные и не одноклеточные (многклеточные);
- продукты: съедобные и несъедобные;
- радиоактивность: природная и неприродная (искусственная);
- учебные учреждения: частные и нечастные (государственные);
- социальные общества: классовые и неклассовые.
Дихотомическое деление является всегда правильным, поскольку оно в любом случае исключает возможные ошибочные деления. Противопоставления всегда образуют одно целое, хоть они не связаны друг с другом.
Сравнивая классическое деление, исходя из видоизменения целого, дихотомическая область обладает рядом преимуществ и недостатков:
Достоинства | Недостатки |
Исключение всех типов делимого, потому сначала выделяется вид, а затем образуется понятие, которое ему противоречит. В этом случае не нужно образовывать все формы. | Отрицательная величина может выявляться в качестве неопределенности. К примеру, при процессе деления уголовных преступлений на не-должностные и должностные. |
Члены дихотомии — это 2 равноценные понятия, которые в полной мере исчерпывают объем целого. Из-за этого деление всегда является соразмерным. | В случае дальнейшего деления часто теряется последовательность и четкость, на что указывает наличие противоречащих понятий. Так, разделение уголовных преступлений по недолжностному признаку на нехозяйственные и хозяйственные, не учитывает попадание в первую группу должностных факторов. |
Деление проводится исключительно от целого основания — отсутствия или наличия у объекта признаков. | Относительность классификации из-за невозможности описания всех явлений в качестве определенных групп. |
Дихотомия и дуализм
Несмотря на то, что дуализм, как и дихотомия, — это методологический процесс деления целостного на 2 разные части, в случае него, элементы взаимосвязаны и не влияют на свойства между собой.
Также дуализм делится исходя из методов использования, в частности выделяются следующие типологии:
- Онтологический. Предполагает выявление различий в природных явлениях, которые влияют на сознание и материю.
- Гносеологический. Философская концепция, объясняющая сознательный жизненный опыт в качестве чего-то раздельного с реальным миром.
- Антропологический. Учитывает противоположность тела и души, но не сводится к сознанию.
- Метафизический. Объясняет использование гетерогенных начал при объяснении реальности происходящего.
- Этнический. Соотносится с разделением социальных групп людей по расовому признаку.
Дихотомическая соционика схожа с дуализмом, потому как описываемые психотипы являются равнозначными и равноценными. Классическая теория дихотомии похожа на этический дуализм — систематизированный комплекс мнений, которые четко делят все явления на добрые и злые.
Верное понимание, как дихотомии, так и ее деления в любых сферах, дает возможность оценивать любую ситуацию более осознанно и рационально. При этом излишне развитое дихотомическое мышление способно вызвать различные проблемы, которые до сих пор активно изучаются в практике психологии.
Видео о дихотомии в психологии
Дихотомии. Это должен знать каждый соционик: