Стоять над душой или пустить на самотек: как помочь школьнику справиться с домашними заданиями
07 февраля 2023 10:57
Домашние задания ― больной вопрос для всех родителей. Особенно для тех, чьи дети не очень любят учиться. Стоит ли контролировать это дело и даже выполнять задания за детей? Или лучше пустить все на самотек? На эти вопросы в беседе с корреспондентом ФАН ответила психолог и академический директор онлайн-школы Skysmart Анастасия Екушевская.
По словам специалиста, выполнение домашнего задания хоть и является обязательным атрибутом классического среднего образования, но это вовсе не означает, что родитель каждый день должен «стоять над душой» ребенка, проверяя качество выполнения заданий.
«Я как психолог считаю, что проверять домашку, конечно, нужно, но вовсе не обязательно ежедневно стоять у ребенка над душой. Если он отказывается делать домашнее задание, то не стоит давить и тем более повышать на него голос. Попробуйте совсем другую тактику: «Не хочешь делать домашнее задание? Если ты так решил, то не делай». Вы увидите, что как только ребенок получает разрешение бездельничать, он поступает ровно наоборот. Это парадокс психики, свойственный большинству детей», — пояснила она.
Чтобы ребенок искренне полюбил учиться, психолог рекомендовала изменить сам подход к домашним заданиям. Например, можно попробовать вместе с ним разобрать задание на составляющие и составить план: сперва делаем русский язык, потом математику, потом пишем эссе по обществознанию. Или сделать английский перед ужином, а презентацию по проекту — перед сном. В первую очередь, специалист посоветовала, выполнить сложные задания, которые требуют сосредоточенности и ментальных усилий. Однако помощь родителя не должна трансформироваться в выполнение задач за ребенка, подчеркнула она.
«Существует много техник для планирования времени и приоритезации задач ― например, Матрица Эйзенхауэра, с помощью которой можно разделить все дела по срочности и важности. Покажите ребенку, как пользоваться техниками тайм-менеджмента, и дайте им возможность самим планировать свою самостоятельную работу. Но не делайте домашку за детей! Домашние задания нужны не для того, чтобы окончательно испортить школьникам жизнь, а для того, чтобы дети лучше усвоили материал и научились заниматься самостоятельно. Помогать справиться с трудностями ― это не значит «все делать за ребенка». Наоборот ― дайте детям возможность проявить инициативу и ответственность. Это намного важнее пятерки за домашнюю работу», — объяснила Екушевская.
При этом родителям важно не допустить самой главной ошибки — не надо преувеличивать роль домашних заданий и думать, что от них зависит вся дальнейшая академическая судьба детей. Если выполнение домашней работы занимает все свободное время ребенка, обязательно надо разобраться, в чем дело, и обсудить проблему с учителем, считает психолог. Это очень важный момент, считает она, поскольку для того, чтобы хорошо учиться, детям нужно хорошо отдыхать.
1 сентября в этом году будет уникальным потому, что его, кажется, ждут все: по учителям, одноклассникам и офлайн-урокам соскучились даже подростки. Единственное, к чему школьники вернутся без удовольствия, — домашка. Но мы уже придумали, как превратить ее из повинности в интересное и ненапряжное занятие. Рассказывают психолог, офтальмолог и детский ортопед, показывает — витрина маркетплейса «Беру».
Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm
С чего начать?
Главная проблема с домашней работой обычно состоит в том, что дети её делать не хотят, а родители пытаются ребёнка заставить или вовсе делают всё за него. На деле же школьник обычно в состоянии сам справиться с заданиями (иногда, конечно, может понадобиться подсказка или совет родителя), но для этого нужно ослабить контроль.
Научите ребёнка планировать время и действовать согласно этому плану. Важно не забывать, что детям сложно концентрироваться на одном занятии, — отнеситесь с пониманием к тому, что время от времени планы будут срываться. Объясните, что действия ребёнка (или их отсутствие) влекут за собой последствия — плохие оценки, нехватку знаний. Старайтесь не заставлять ребёнка, даже если очень хочется: он должен понять, что домашка — его ответственность.
Если сегодня ребёнок выполняет задания утром перед уроками, завтра — перед сном, а послезавтра — на перемене или во время обеда, соблазн уклониться или схалтурить будет высок. «Сделаю попозже». «Сначала почитаю». «Вечером». «Утром». И так далее. Но если у ребёнка есть распорядок дня, смириться с неизбежностью станет проще: например, с шести до восьми вечера он делает домашнюю работу, затем собирает рюкзак, а после распоряжается временем по своему усмотрению.
При этом важно следить, чтобы день ребёнка не был перегружен учебными активностями. Если сначала у детей школа, потом репетиторы, потом секции, и только после — домашка, а еще вы просите их читать книги или смотреть образовательные ролики, сопротивление будет обоснованно: у ребёнка обязательно должно быть время для отдыха, которым он может распоряжаться как хочет.
На фото — рюкзак, пенал и набор тетрадей
Юлия Мигунова, психолог:
1. Важно разделить пространство: для учёбы и для игры. Это поможет создать рабочую атмосферу и закрепить привычку трудиться за рабочим местом, а не играть там.
2. Делите большие задачи на посильные маленькие пункты. Отмечайте прогресс ребёнка, чтобы он сам видел, как несделанное превращается в сделанное. За каждый большой сделанный пункт можно придумать положительное подкрепление — что-то, что нравится самому ребёнку (но важно, чтобы это не была, например, еда: это может сформировать расстройство пищевого поведения).
3. Не делать все сразу. Важно устраивать «перемены» и не перегружать ребёнка. Хорошим отдыхом будет смена деятельности: умеренная физическая активность (пусть даже это будет запись танца для TikTok), прогулка (например, с собакой), полезный перекус (шоколадкам и булочкам — нет, овощной тарелке — да), любые виды сенсорной стимуляции — от хождения по специальному ортопедическому коврику до какой-нибудь ручной работы.
На фото — кинетический песок, пальчиковые краски и фетровая бумага
Работа с кинетическим песком — отличный вариант передышки и сенсорной стимуляции для ученика младших классов, которому нужно перезагрузиться после решения абстрактных задачек по математике или написания букв в прописях. Другой вариант — пальчиковые краски — можно рисовать прямо руками. Или приятная на ощупь фетровая бумага — попробуйте между выполнением домашних заданий предложить ребёнку сделать аппликацию. Либо подойдите к домашке творчески — например сделайте карточки с новыми словами по иностранному языку из фетра. Так к умственным нагрузкам добавятся сенсорные ощущения, и запоминать новые слова будет проще.
4. Ребёнку важно научиться организовывать процесс самому. Но вводить самоорганизацию нужно постепенно. Сделать это сразу невозможно: требуется помощь и поддержка родителя. Только не нужно делать все за ребёнка, лучше вместе, в дальнейшем снижая долю своего участия и обеспечивая скорее моральную поддержку. Важно не отказывать в помощи, но и не делать то, что ребёнок может сам. У него должен вырабатываться внутренний план и понимание причин и следствий.
На фото — магнитная доска, маркеры и губка для стирания
Учиться самостоятельности и планированию можно постепенно. Для начала попросите ребёнка составить расписание на день: прикиньте, сколько времени потребуется на задания, сколько он готов выделить себе на отдых. Этот план можно нанести на доску, туда же — писать, что задали по предмету, отмечать интересные мысли и ставить галочки напротив задач, которые удалось выполнить: это разовьёт у ребёнка способность к рефлексии.
5. Если ребенок получил плохую оценку, важно разобраться, что случилось, не критиковать и не навешивать ярлыков. Сама по себе отметка — уже важный урок, разочарование для ребёнка. Помогите ему осмыслить, что к этому привело, какие могут быть последствия и как это исправить.
Как не навредить?
Иногда ребёнок не хочет садиться за домашку не потому, что ему сложно или не нравится выполнять задания, а потому, что обстановка вокруг совсем к тому не располагает — он, кстати, может этого и не осознавать. Одна из причин — за рабочим местом происходит слишком много всего: и игры, и общение с друзьями, и учёба. Обычно в таком случае на столе у ребёнка оказывается слишком много отвлекающих предметов, да и психологически сложнее концентрироваться, когда сидишь там, где только что рисовал красками или играл в танки.
Кроме того, ребёнку может быть просто неудобно на рабочем месте: неподходящий стул, локти не помещаются, или слишком тесно. Решить такую проблему проще — достаточно организовать удобное пространство, выбрать мебель, освещение, найти место в квартире, создать рабочую атмосферу вокруг — например, из книг и приспособлений, к которым в случае чего ребёнок мог бы обратиться.
На фото — бутылка для воды, глобус и ежедневник
Наталья Ворошилова, офтальмолог:
Оптимальный вариант освещения — это лампы накаливания, но они постепенно выходят из обихода. Чаще встречаются галогенные и люминесцентные лампы — приходится выбирать из них.
Люминесцентные лампы вредны для зрения, они вызывают утомление и, как следствие, близорукость. Галогенные лампы бывают разные. Надо выбирать свет от хороших производителей, с оттенками теплого спектра — цветовая температура должна быть не больше 3000 кельвинов. Есть простой способ проверить лампу: навести камеру телефона или планшета на источник освещения. Если на экране будут видны «колебания света», то следует воздержаться от покупки.
Важно и расположение источника освещения: свет должен падать слева, если вы правша, и справа, если вы левша. Но не всё зависит от лампы — обратите внимание на то, как ребёнок сидит на рабочем месте: поверхность стола должна в идеале иметь наклон 15–20 градусов, а расстояние от глаз до тетради или учебника составлять не менее 30–35 см.
На фото — настольная лампа, подставка для книг и витамины (БАД. Не является лекарственным средством)
Лампу можно поставить справа или слева от ребёнка, а также настраивать положение света так, как ему удобно — важно, чтобы свет падал на стол, а не попадал в глаза ребёнку. Подставка для книг и учебников поможет создать комфортный для зрительного восприятия наклон. Но сильнее всего на зрении сказывается общее здоровье ребёнка — укрепить его можно с помощью регулярных прогулок, правильного питания, режима дня и витаминов.
Елена Адулас, детский ортопед:
Для школьника лучше выбрать устойчивый стул правильной высоты. Определить ее можно так: стопы ребёнка должны стоять на полу, а тазобедренные и коленные суставы быть согнутыми под углом 90 градусов. Правильная высота стола — это когда кончик среднего пальца руки, поставленной на локоть на столешницу, может коснуться угла глаза. Важно сидеть на стуле ровно, не подкладывать ногу под ягодицы, самостоятельно держать спину, периодически опираясь на спинку для отдыха.
На фото — компьютерный стол, кресло и стул
Выбрать стол и стул — это полдела, нужно регулярно адаптировать рабочее место под рост и нужды ребёнка. Старшему школьнику точно будет тесно сидеть на стуле для младшеклассников, тут пригодится более продвинутое компьютерное кресло: чем старше ребёнок, тем больше времени он проводит за столом (учится, играет в компьютерные игры). Да и требования к внешнему виду предметов у ребёнка могут быть свои, так что мебель и аксессуары по мере возможностей и взросления детей можно обновлять.
Чем помочь?
Хотя домашние задания и занимают важную часть жизни и учёбы ребёнка, на них всё не заканчивается. Климат в семье, отношения детей и родителей, интерес ребёнка к предмету важнее правильно выполненной домашки. Иногда лучше вместе собрать гербарий и составить альбом растений, чем заучивать их названия. Или нарисовать исторические события красками вместо того, чтобы чертить таблицу с датами.
Порой и сами школьные задания подразумевают творческий подход — составить интересный доклад, смастерить поделку, сделать презентацию. Обычно такие проекты расстраивают родителей: сразу кажется, что нужно потратить весь вечер, да и нужных материалов, как назло, не оказывается под рукой. Но именно к подобной домашке психологи советуют подходить с особым вниманием: в таком деле могут раскрыться способности ребёнка, его неординарное мышление, креативность.
На фото — принтер HP, набор юного художника и холсты
Облегчить себе жизнь можно, если заранее запастись расходниками — ручками, карандашами, тетрадями и точилками. Тогда не придётся в суете искать открытый киоск перед уроками, чтобы найти гелевую чёрную ручку (такая часто нужна для олимпиад и экзаменов). Тетради заканчиваются, карандаши и ручки исписываются, всё ломается — и хорошо, если дома есть «золотой запас».
На фото — цветные ручки, карандаши и фломастеры, электронная точилка
Все советы универсальные, но у каждого ребёнка свои особенности и пожелания — на маркетплейсе «Беру» родитель точно сможет найти то, что поможет именно его детям превратить скучное выполнение домашней работы в комфортный процесс.
Нам всем иногда не хочется выполнять свои обязанности, и наши умненькие детки – не исключение. Если ребенку чего-то не хочется, например, делать домашнее задание, то он найдет миллион причин и триллион поводов, чтоб отложить это нежелательное событие на «когда-нибудь потом». Но глобальная проблема возникает, если ребенок постоянно не старается при выполнении домашнего задания или вообще скандалит, так как не собирается его делать. Конечно, любознательным родителям со слабой нервной системой, хочется найти суть проблемы и искоренить ее, а дальновидным родителям еще хочется сделать что-то такое, чтоб ребенок ну прям сам захотел делать домашние задания регулярно, выкладываясь на максимальную мощность.
В этой статье мы займемся важным делом — выделим девять самых распространенных проблем при выполнении домашки, чтобы рассмотреть несколько возможных способов их решения.
Проблема № 1. Ребенок дает себя уговорить приступить к выполнению домашнего задания, он пытается стараться, но ему тяжело справиться с уроками. Он старается, но расстраивается, потому что снова боится ошибиться и разочароваться.
Решение. Если вы видите, что ребенку не дается какой-то определенный предмет или часть задания, вы можете ему помочь следующими действиями:
— скажите ребенку, что вы понимаете его эмоции и чувства;
— не делайте задание вместо него – он должен думать сам, иначе вы просто завуалируете проблему, не решив ее;
— не уменьшайте объем заданий, который является обязательным – так ребенок не овладеет навыками, которые ему пригодятся в дальнейшей учебе;
— вы можете упростить задание, чтоб ребенок смог поверить в свои силы. Пример упрощения – если ребенок плохо читает, то прочитайте ему параграф из учебника медленно, так чтоб он мог следить, ведя указкой или пальцем по строке. А потом поменяйтесь местами – он читает, а вы ведете его указкой по строчке. Такая методика чтения позволяет одновременно видеть и слышать, что однозначно улучшит технику чтения. А потом еще и моральное удовольствие, когда ребенок будет в роли учителя!;
— хвалите ребенка описательно, а не просто звучными прилагательными. Не «Гений! Красавчик!», а «Смотри, как аккуратно ты всё написал. Правильно решил пример и абсолютно самостоятельно, как взрослый человек»;
— ждите ответа на все вопросы. Даже если вы слышите, что ребенок не знает ответа, дайте ему возможность сделать предположение. Это поможет работе в классе – так учитель сможет оценить уровень его знаний, а не частоту заготовленной фразы: «Я этого не понимаю»;
— поощряйте ребенка не бояться попросить о помощи у учителя или вас. Если вдруг что-то не понятно, надо просто спросить, а не ждать, что решение вопроса придет как-то само по себе;
— расскажите учителю ребенка, о проблемах, с которыми вы столкнулись дома и какими путями вы их решаете. Учитель должен знать, что пока ребенок делает что-то не так хорошо, как одноклассники, но вы уже идете на пути совершенствования данного навыка, и скоро ребенок будет все успевать на необходимом уровне. А еще учитель может дать несколько полезных советов – как-никак по своей профессии мы все знаем много нюансов;
— будьте всегда на стороне ребенка. Всегда вначале разберитесь в причине проблемы или конфликта, узнайте предположения ребенка, как это можно решить, и только потом ВМЕСТЕ определитесь, как именно вы будете бороться с этой напастью.
Проблема № 2. Ребенок постоянно не записывает домашнее задание, объясняя хроническую забывчивость проблемами с памятью.
Решение. Ребенку можно привить привычку записывать необходимую информацию. В этом вам могут помочь учителя, которых стоит попросить уделить особое внимание процессу внесения записей в дневник. Также немаловажным является и ваша поддержка – можно напомнить после окончания уроков проверить дневник, устраивать дома «мозговые штурмы», проверяя память ребенка, и чаще хвалить и вознаграждать, если домашнее задание зафиксировано письменным способом и в полном объеме.
Я, надеюсь, не шокирую вас новостью о том, что некоторые дети целенаправленно не записывают домашние задания. Их же придется потом делать! Такая ситуация складывается, когда домашнее задание не является ежедневной обязанностью, а больше похоже на нерегулярное испытание на крепость. В таких случаях дети считают это огромной трудностью, которую хочется избежать любой ценой. Если родители установят выполнение домашнего задания как обязательное ежедневное правило, дети поймут, что избежать его не удастся — всегда найдутся «добрые люди», которые расскажут правду о том, что задавали на дом. Не забывайте замечать сдвиги детей в положительном направлении, хвалите их даже за маленькие успехи, и тогда великие свершения будут уже не за горами.
Проблема №3. Ребенок часто не понимает, что конкретно ему нужно сделать в домашнем задании.
Решение. Если вы думаете, что учитель виноват в непонимании – плохо объяснил, не уделил достаточно внимания, это не всегда справедливо. Подумайте, если остальные дети все поняли, может тогда проблема не в учителе? Проблема прячется в трудностях для вашего ребенка точно и быстро записать домашнее задание, поэтому вечером, читая дневник, ребенок теряется в недоумении – чего же от него хотят? В решении этого вопроса, конечно, может помочь звонок другу. Но если это станет системой, это будет не совсем правильно. Давайте договоримся сразу – ребенок в этом не виноват. Напоминаю, родители всегда должны быть на стороне ребенка, но, не уменьшая при этом значимости учительского влияния. Хороший учитель всегда идет на контакт с родителями и может помочь в данной ситуации следующим:
— разрешить ребенку переписать домашнее задание в дневник с листа, а не с доски;
— писать задание на доске перед уроком, чтоб у детей было больше времени и они не спешили, перенося его в дневник;
— пояснять задания, которые задаются домой.
Не бойтесь озвучивать проблемы, иначе решение то же будет прятаться.
Проблема №4. Ребенок старается все выполнить качественно. Но только после ваших подробных объяснений и повторений совместно пройденного материала.
Решение. Это довольно сложная задача даже для взрослого – одновременно слушать, писать и понимать. Невнимательность на уроке можно объяснить следующим:
— ребенку шумно в классе, это отвлекает его от усвоения школьного материала;
— импульсивным детям сложно сфокусировать внимание на темах, их не интересующих;
— есть такой прекрасный тип учеников – кинестетический, это когда дети отлично усваивают материал только тогда, когда могут принять активное участие в процессе обучения; они просто «тухнут», если их заставить спокойно воспринимать информацию;
— иногда дети легко запоминают много мелких деталей и статистических данных, а общую картину им трудно собрать – тогда возникают проблемы понимания основных моментов урока;
— ребенку просто скучно слушать монотонный голос, поэтому он престает слышать;
— слабо развита кратковременная слуховая память – ребенок быстро забывает недавно услышанную информацию, но эту память можно и нужно развивать;
— усложнение рассказа учителя многочисленной терминологией;
— иногда пропустив тему предыдущего урока, или плохо ее усвоив, дети не могут осмыслить новую информацию и поэтому внимание отключается автоматически.
Есть много всевозможных методик и игр, позволяющих улучшить степень восприятия ребенком устной речи.
Проблема №5. Ребенок зачастил с просьбами о помощи при выполнении домашнего задания.
Решение. Есть большая разница – помочь понять или подсказать правильный ответ. Мы не должны думать вместо детей, как бы легко и приятно нам это не казалось. Вместо привычных объяснений попробуйте сделать следующее:
— задайте наводящие вопросы. В поисках ответа информация запоминается лучше;
— многие дети – визуалы, то есть лучше усваивают информацию не на слух. Вооружайтесь фломастерами и рисуйте постеры и диаграммы – и вам воздастся хорошей успеваемостью;
— приведите так много примеров, чтобы ребенок сам мог вывести взаимосвязь и общность полученной информации;
— скажите ребенку, глядя в глаза, что вы понимаете его растерянность и искренне хотите помочь, именно поэтому учите его быть самостоятельным;
— не ленитесь хвалить самостоятельные поступки и решения.
Проблема №6. Дети начинают жаловаться на сложность задания, даже не попробовав его сделать. Им лучше выслушать мамины нотации и сделать задание вместе, чем сделать самому и разочаровать родителей и учителей наличием недопустимых ошибок.
Решение. Попробуйте воплотить в жизнь следующие стратегии:
— у всех свои психофизические характеристики – кому-то легче дается математика, а кому-то – чистописание. Научиться можно всему, и научить тоже;
— не забывайте демонстрировать понимание к его проблемам и трудностям – так ребенок будет вам больше доверять;
— если вы не можете справиться с проблемой самостоятельно – обратитесь за помощью к специалистам, например графологу или реабилитологу.
Проблема №7. Ребенок знает, чего ждут от него педагог и родители, но не хочет стараться.
Решение. Бывают такие дни, когда дети спешат или ленятся выполнить домашнюю работу качественно. В этом случае будет полезным обратить внимание на аккуратность, точность выполнения задания и общий вид работы. Скорее всего, ребенок найдет отговорки, которые будут обосновывать отсутствия старания именно поэтому предмету: «Ну не все ли равно. Каким почерком я написал задачу по геометрии? Аккуратность в математике не главное, я стремлюсь решать примеры быстро и правильно». Иногда дети даже начинают себя агрессивно вести, защищая свою точку зрения: «Откуда ты знаешь, что от нас требует учитель? Если ты никогда не работала учителем, зачем ты тогда командуешь?» Тут поможет только ваш непреклонный авторитет. На этой территории вы – взрослый, значит опытнее, поэтому здесь ваши требования являются обязательными для выполнения. Вместо споров попробуйте:
— снова и снова рассказывать о том, что вы понимаете его чувства и возмущения;
— приведите примеры, когда плохо сделанная часть работы может повлиять на конечный результат – например, из плохо замешанного теста никогда не получится вкусный хлеб;
— перед началом выполнения задания оговорите все требования к качеству и объему, а в конце совместно решите – что получилось, а что можно было сделать и лучше;
— введите новую полезную традицию – в воскресенье делать часть уроков на неделю, а не только на понедельник;
— и не забывайте подробно озвучивать каждое изменение в лучшую сторону.
Проблема №8. После обсуждений домашних заданий, ребенок может решить, что его учитель не самой высокой квалификации и его можно не слушать.
Решение. Для поддержания уважения к школьным правилам и авторитету учителя, необходимо:
— не допускать даже намеков на критику действий и слов учителя, домашних заданий. Если ребенок услышит от вас критику или увидит снисходительное отношение к школьной политике, он решит, что и ему можно так же вести себя;
— составьте ряд критических вопросов, ответы на которые вы смогли бы найти совместно с представителем школы. Решайте проблемы по мере их поступления, не пытайтесь прийти в школу со своим новым уставом;
— начинайте разговор с похвалы, тогда вас будут слушать с большим удовольствием.
Проблема №9. Из-за высокой загруженности в определенные периоды – перед подготовкой к концерту, конкурсу, соревнованиям, не хватает времени на выполнения всего домашнего задания.
Решение. Ребенок должен видеть вашу заботу о нем. Выберите наиболее важные задания, которые он должен обязательно сделать сам, обращая внимание на качество работы. Помогите ему справиться с оставшимися заданиями, ведь взаимовыручка и помощь в трудные минуты – это характерные признаки крепкой семьи.
В заключение статьи, я хочу вспомнить бородатый анекдот про Вовочку, которого учительница решила похвалить за наконец-то хорошо выполненное домашнее задание. А бедный Вовочка объяснил, что так получилось, потому что папа не смог помочь, уехал в командировку. Мы с вами взрослые люди и понимаем на примере собственной жизни, что в каждой шутке – лишь доля шутки. Давайте детям возможность быть самостоятельными, любите и хвалите – и дети станут именно такими, какими вы их называете. Умницами, взрослыми и самостоятельными.
Автор: Елена Князева-Гладуш
Ребенок не хочет делать уроки. Что делать родителям?
23.08.2021
В этой статье:
Советы родителям детей начальной, средней и старшей школы – разные. Ведь проблемы с домашним заданием и пути их решения зависят от возраста ребенка. Советы родителям, как понять, почему ребенок не хочет делать уроки, и как добиться, чтобы он выполнял домашнее задание без нервов и конфликтов, – говорим о проблеме с домашней работой у детей разных возрастов.
- Если ребенок не делает уроки в начальной школе – причина, скорее всего, в трудностях с выполнением домашней работы. Тут от родителей требуется помощь и помогающее поведение.
- В средней школе ребенок не хочет делать уроки из-за смены приоритетов, большой социальной нагрузки и адаптационного кризиса. В этом возрасте со школьником нужно договариваться.
- Когда ребенок становится подростком, нужно не заставлять его делать уроки, а направлять на поиски пути, как справляться с не самыми приятными рутинными обязанностями.
- Ну, а в выпускном классе подростки отказываются выполнять домашнюю работу по всем предметам, чтобы успевать готовиться к ЕГЭ или олимпиадам. И тут от родителей может потребоваться помощь по коммуникации со школой.
Разберемся с каждым возрастным периодом в отдельности.
Ребенок не делает домашнее задание в начальной школе
В начальной школе дети не склонны к протестному поведению. Они хотят заслужить похвалу взрослых и готовы соблюдать правила. Если ребенок не делает домашнее задание в этом возрасте, скорее всего, он не справляется с учебой. Либо у него недостаточно развиты навыки самоорганизации, в итоге он не может делать уроки один и полностью самостоятельно. Что делать с ребенком, который не хочет делать уроки – вопрос непростой, а ответ зависит от особенностей школьника.
Ребенок не делает уроки один
Если ребенок не хочет делать уроки самостоятельно, у него не развиты навыки самоорганизации. Для выполнения домашнего задания нужно хорошо понимать в какой последовательности что делать, как себя организовать. Это не так просто как кажется, если раньше ребенку четко и понятно говорили, что и когда делать. Например, в детском саду детям всегда давали команду, когда начинать какое-то дело, как его делать, когда отложить и закончить.
Как научить ребенка делать домашку самостоятельно?
Сделайте с ребенком распорядок дня, но не распишите, а нарисуйте. Это серьезная работа – изобразить всю его неделю в виде красивой и понятной таблицы, где на каждый час его активности есть своя ячейка, – и так на все пять рабочих дней.
- Придумайте символы: вот это значит, что он в школе, вот это – переодевается из формы в домашнюю одежду.
- Дальше четко и понятно обозначьте, в какое время он делает домашнюю работу. Нарисуйте стол, необходимые письменные принадлежности, которые он должен достать перед работой.
- Обязательно нарисуйте стрелочные часы, которые показывают время начала и время окончания каждого этапа. Закрашивайте промежуток времени на циферблате, который нужен ребенку для того, чтобы сделать уроки по каждому из предметов.
- Поставьте ребенку на стол стрелочные часы, чтобы он мог следить за временем.
- Не забудьте соблюдать пропорции: каждый час должен быть одинаковым в визуальном отображении.
- Закрашивайте ячейки одним цветом, когда это один и тот же тип работы. Например, все школьные часы – синие, время на то, чтобы сделать домашнее задание – желтое и т.п.
У вас получится очень красивая таблица, в которую останется вписать названия предметов, по которым ребенок делает уроки в конкретный день.
Ребенок истерит и совсем не хочет делать уроки
Обычно такое происходит, когда ребенок в целом беспокойный, а домашнее задание требует от него волевых усилий и сосредоточенности. Также играет роль оценка. Если ребенок не уверен в том, что справится, он начинает беспокоиться заранее и не может сам себя успокоить.
Как усадить ребенка за уроки без нервов?
Возбудимым детям нужно давать возможность выплеснуть энергию и выполнять домашнее задание маленькими порциями, а между ними позволять активно двигаться. Также таким детям нужно разрешать делать домашнее задание в движении, если его нужно обдумать или не нужно писать. Ходить и лежать с книгой, одновременно стуча ногой по мячику и издавая звуки, совершенно нормально для возбудимого ребенка.
- Объясните ребенку, что время, когда нужно начать делать уроки, смещать нельзя.
- Установите ему три звонка, как в театре, при помощи электронного устройства, например мобильного телефона.
- Дальше установите распорядок 15 мин. работы, 5 мин. перерыв. Сделайте 6-7 подходов к работе в зависимости от объема домашнего задания.
- Во время перерыва позволяйте ребенку кривляться, залезать под стол, качаться на игровом комплексе.
- Заведите фит-бол – такой огромный мяч с рожками, на котором ребенок в перерывах может лежать – это помогает возбудимым детям передохнуть.
- Обязательно хвалите ребенка, когда он справился с несколькими этапами и выполнил хотя бы часть домашки.
- Не ругайте, когда ребенок срывается. Ему сложно приучить себя делать домашку.
Обнимайте ребенка и старайтесь выйти на прогулку после того, как он выучил уроки. Приучить ребенка выполнять домашнее задание можно постепенно и с учетом особенностей его психики и физиологии.
Ребенок отказывается делать домашнее задание
В начальной школе дети обычно послушны. Если ребенок идет на конфликт без истерик, вполне возможно, что он психологически старше своих ровесников. Поговорите с ним и выясните причины, по которым он не хочет делать уроки.
Задавайте вопросы, которые помогут понять, в чем проблема с домашним заданием:
- Что тебе трудно сделать?
- Что самое неприятное в домашке?
- Что у тебя отлично получается, когда ты делаешь уроки?
- Что бы тебе хотелось делать лучше?
Исходя из его ответов ведите дальнейший диалог.
Как уговорить ребенка заниматься уроками?
Чтобы понять, как уговорить или как заинтересовать ребенка делать уроки, нужно выслушать его ответы и привести аргументы. Не просто “надо”, а “зачем”. Определите, какую поддержку вы можете оказать ребенку с каждым типом его затруднений.
- Если ребенку трудно сесть за уроки, обратитесь к советам предыдущего пункта.
- Если у ребенка возникают проблемы в процессе выполнения домашнего задания, разберите типовые задачи или иные проблемы.
- Если ребенку не хватает времени и он устает, подумайте, как справиться с чрезмерной нагрузкой.
- Если ребенок не видит смысла в домашке, поскольку понимает материал, поговорите с учителем. Возможно, он согласится на индивидуальный подход.
- Если стоит вопрос, нужно ли заставлять ребенка переписывать домашнюю работу, когда он выполнил ее неаккуратно и с большим количеством исправлений, поговорите с ним о причине и следствии. Если учитель снижает оценки за исправления и ребенок от этого страдает, переписывать придется. Если ребенок готов смириться с плохой оценкой за исправления, а вы готовы его хвалить за то, что он все же завершил работу и исправил ошибки, оставьте как есть, чтобы у ребенка не снизилась мотивация делать уроки.
В любом случае, хвалите ребенка за его реальные успехи, отмечайте, что он старается.
Всем родителям хочется, чтобы ребенок приходил домой после школы, обедал, садился за домашку и делал ее с перерывами на физзарядку. В реальности ребенок не хочет делать уроки, но с удовольствием занимается какой-то ерундой: тупит в телефон или часами пьет чай. И дело не в том, что он какой-то неправильный. То, что ребенок не хочет выполнять домашнее задание, – совершенно нормальная история. И ругать или стыдить его за это нежелание – неконструктивно. Конфликт и обиды – не то, что поможет ему получить образование. Поговорим о том, как правильно себя вести в такой ситуации.
Ребенок не делает уроки в средней школе
В этом возрасте дети активно общаются и пробуют новые роли. На практике получается, что ребенок дома – один, на кружке – другой, в школе – третий. Это тот возраст, когда родители нередко удивляются, когда им рассказывают о ребенке со стороны разные люди. К урокам в школе и домашней работе дети также начинают относиться более независимо. Они отказываются делать домашку и заниматься на уроках, чтобы проверить реакцию взрослых – посмотреть, что будет. Плюс дети вступают в предподростковый возраст, когда у них в целом начинаются проблемы с концентрацией внимания и усидчивостью.
Как убедить ребенка делать домашнюю работу?
В этом возрасте домашняя работа конкурирует с потребностью ребенка в общении. Это и совместные игры на компьютере по сети, и живая коммуникация. Увлеченные дети еще и хотят сделать акцент на своем хобби.
Поговорите с ребенком о желаемой успеваемости. Как он себя чувствует, когда ему ставят два? Как он себя чувствует, когда об этом приходится сообщить вам? Обсудите возможности ребенка делать домашнюю работу хотя бы частично, чтобы избежать проблем в отношениях.
Проведите с ребенком эксперимент. Разрешите ему не делать домашнее задание в течение месяца и сравните оценки за самостоятельные и контрольные работы по всем предметам за два периода. Постройте наглядные графики и обсудите результат. Наглядность поможет ребенку понять, что по каким-то предметам ему стоит делать домашку, чтобы получать хорошие результаты на проверочных работах. А по каким-то можно и не делать.
Во втором случае имеет смысл проверить, соответствуют ли оценки по предмету действительности. Возможно, ребенок действительно усваивает материал на уроке. Но может, дело в учителе, которые не очень системно и строго проверяет знания. Поговорите с ребенком о том, что он учится не столько ради оценок, сколько ради знаний.
Как приучить ребенка заниматься уроками?
Используйте советы, которые мы дали родителям для начальной школы выше. Только в этом возрасте для составления реального расписания лучше использовать компьютерные программы, которые может освоить или уже освоил ребенок. Если он сам будет рисовать такую таблицу, он многое усвоит о режиме дня и промежутках времени, когда он должен выполнять домашнее задание.
Как научить ребенка делать домашнюю работу самостоятельно?
Довольно часто в этом возрасте дети тянут время и не могут сесть за домашнюю работу. При этом они активно общаются в соцсетях или смотрят видео с телефона. Так часто бывает, когда уроки кажутся скучными. Ребенок делает выбор в пользу более интересного и увлекательного занятия.
Посоветуйте ребенку использовать проблемы с домашней работой как челлендж или квест. Как бы он помог другому человеку, который не может сесть за уроки самостоятельно? Пусть придумает и попробует применить.
Введите в жизнь игровые методики. Например, отмечайте достижения ребенка при помощи стикеров, как в компьютерной игре.
- Придумайте игрового персонажа, с которым себя ассоциирует ребенок.
- Разработайте систему поощрений. Например, за домашку по русскому один смайлик. За дополнительную домашку, типа доклада, одно сердечко и т.п.
- Сделайте лист, где у каждого предмета своя линия. Когда задание задано, ребенок рисует пустой кружочек, когда оно выполнено, вы клеите туда соответствующую наклейку. Задано, но не выполнено – нет наклейки.
- В конце месяца или четверти посчитайте, какой процент прогресса набрал ребенок по итогу. Считайте усложненное задание типа “сердечко” за два – это честно, что ребенок может компенсировать недобранные баллы таким способом.
Наградите ребенка каким-нибудь призом по итогу. Точнее не его, а его героя, который так старался.
Подросток не хочет делать уроки в 8, 9 или 10 классе
Вообще, очень подозрительно, когда в этом возрасте ребенок с радостью садится за домашнюю работу. У человека любовь, конфликты, отношения, а тут ему предлагают 20 примеров по алгебре. Да еще и не все получается, да еще и общий подростковый стресс. А объем домашней работы – запредельный. Так что это совершенно нормально, когда подросток не хочет делать уроки.
Редко встретишь школу, где учителей интересует, кто сколько задал по другому предмету. Особенно в 9 классе перед ОГЭ. В общем, это нормально, что подросток отказывается делать домашнюю работу всю и целиком. И все же хочется, чтобы он понимал что делает, а не просто придумать, как заставить его делать уроки. И важно, чтобы он делал то, что необходимо для высоких результатов по главным предметам.
Подросток не успевает делать уроки
Если ребенок чем-то занят дополнительно: спортом, хобби, олимпиадным кружком – он может физически не успевать сделать всю домашнюю работу. В этом случае ваша задача – помочь ему выставить приоритеты.
- Позвольте ребенку иметь плохие оценки, если учитель так наказывает детей за несделанные уроки. Это поможет вам сформировать доверительные отношения с ребенком.
- Опирайтесь не на количество двоек, которое некоторые учителя ставят за каждую несданную работу, а на качество домашней работы, которая действительно важна для ребенка. Например, это предмет для будущего поступления, и учитель дает разумную работу, которая интересна и полезна. Это приоритет №1.
- Рассмотрите неинтересную, но полезную домашнюю работу. Например, отработку навыков решения типовых заданий к ОГЭ. Это приоритет № 2.
Эти работы ребенок должен делать обязательно, а остальные – вариативно. Если вы видите, что учитель заваливает детей домашкой, но это явно не сказывается на знаниях, потому что он все равно ничего не объясняет, попробуйте с ним пообщаться. Если учитель не пойдет вам навстречу – обратите внимание на то, что вас ставят в ситуацию, когда подростка приходится заставлять делать уроки ценой отношений в семье. Не давите на ребенка. Времени у него от этого не прибавится.
Подросток отказывается делать домашнюю работу
Очень часто за таким протестом скрывается неспособность справиться со всем объемом или затруднения по конкретным предметам. Ребенок чувствует себя плохо из-за неуспешности, но боится говорить об этом. В результате нам кажется, что подростку лень делать домашнюю работу. Но лень – это обычно прикрытие для всевозможных проблем. Например, неуверенности в предмете, бессилия, когда оценки плохие, даже если ребенок пытается выучить уроки.
- Объясните подростку, что вам важна не домашка ради галочки, а уверенность ребенка.
- Предложите ему нанять репетитора или пойти на курсы, чтобы подтянуть знания по тем предметам, в которых он чувствует себя неуверенно.
- Возьмите “мораторий на домашку”. Пусть ребенок не выполняет ее, пока они с репетитором не нагонят материал.
Объясните учителю, что вы делаете и зачем. Заявите о своей поддержке ребенка, что это ваше совместное решение, чтобы добиться хорошего результата по предмету.
Ребенок делает уроки ночью
Очень часто подростки не садятся за домашку в течение дня, а потом в ночи что-то пишут и утром еле могут проснуться. Обычно так сказывается нежелание садиться за уроки, которое может быть вызвано как сложностью, так и скучностью домашки. В любом случае, это негативная ситуация, которая вредит концентрации и успеваемости подростка.
- Снизьте общую стрессовую нагрузку на ребенка. Сложность приложить волевое усилие в течение дня и вечером может быть обусловлена или усугубляться от домашних конфликтов.
- Скажите ребенку, что сон – это здоровье, и оно важней любых оценок. Договоритесь, что у него есть два часа в день, когда домашку делать можно. В остальное время – нельзя. Понятно, что успеваемость от такого решения резко снизится, но такой шаг поможет вам наладить отношения с подростком и защитить его от перегрузки из-за недосыпа.
- Если в процессе эксперимента выяснится, что ребенок плохо засыпает, решайте эту проблему с помощью хорошего врача-терапевта. Не исключено, что ребенку уже необходим комплекс витаминов для поддержания работоспособности.
Помните, что ребенку потребуется много сил и здоровья для того, чтобы справиться с нагрузками в 11 классе. Это главный приоритет, когда мы хотим, чтобы ребенок стал успешен, смог спокойно выбрать направление для поступления в вуз и работать усиленно.
Подросток не делает уроки в 11 классе
Это то самое время, когда родители должны беречь ребенка, чтобы он дошел до ЕГЭ и вышел с него живым и без психологических травм. К сожалению, не все школьные учителя считают так же и задают домашнюю работу по своим предметам, даже если ребенок не сдает по ним ЕГЭ. Разумеется, подросток не хочет делать уроки, которые его отвлекают от подготовки к экзаменам. Самое время поддержать ребенка и защитить его от чрезмерных нагрузок.
- Разрешите ребенку брать свободные дни от школы и обеспечьте процесс со стороны родителя. Заранее пишите записку учителя по семейным обстоятельствам на день-другой.
- Четко обговорите с ребенком приоритеты. На первом месте домашнее задание с курсов или от репетитора, которые готовят к ЕГЭ, а потом, если останутся силы, – все остальное.
- Если ребенку угрожают неаттестацией, недопуском до ЕГЭ, помните, что школа в реальности на такое не пойдет, поскольку ее же за это и накажут. Не нужно конфликтовать со школой открыто. Если учитель по непрофильному предмету объявляет, что у ребенка нет оценок, поэтому он его не может аттестовать, просто спокойно потребуйте список домашней работы, за которые эти три оценки за полугодие можно получить. Настаивайте на том, чтобы это были именно домашние работы и просто помогите ребенку их сделать. В этой ситуации очевидно, что учитель подходит к старшекласснику формально – ну, а он имеет право формально делать домашнюю работу.
- Не переживайте и по поводу золотой медали. Поговорите с классным руководителем и просто скажите, что если учитель по ненужному предмету будет продолжать давление на ребенка, ребенок сорвется, плохо сдаст ЕГЭ и не получит школа своего медалиста. Пусть решает вопрос с предметником.
- В острой конфликтной ситуации запишитесь на встречу с директором и упирайте на тему тяжелого стресса у ребенка. Сейчас школы очень боятся возможных негативных последствий, поэтому директор поговорит с учителем, даже если вам он будет говорить, что всецело на стороне педагога.
В выпускном классе крайне важно поддерживать ребенка и иногда защищать от школы. И это главное, чем вы можете помочь своему выпускнику, который не хочет делать уроки по школе.
Почему ребенок не хочет делать уроки: причины для всех возрастов
Обычно родители думают, что причины в банальной лени. Однако это слишком простое объяснение для ребенка любого возраста. Ну, лень. А дальше-то что? Гнев и наказания, чтобы избавиться от этого ужасного порока? Чувство бессилия перед чем-то, что сильнее нашей родительской воли? Обвинения ребенка в том, что он какой-то неправильный человек? На самом деле, есть объективные и вполне логичные причины того, что ребенок делает что угодно, лишь бы не садиться за домашку.
Ребенок не понимает предмет
Это он вам так говорит: “Я не понимаю математику!” А может, и учитель подтвердил эту версию. Не стоит принимать ее на веру и опускать руки. За ситуацией, когда ребенок не может делать уроки самостоятельно, могут скрываться самые разные проблемы, подходить к решению которых надо по-разному.
Конфликт с учителем-предметником. Очень часто дети не признаются в том, что они испортили отношения с преподавателем, но теряют мотивацию к предмету. Обратите внимание на то, что рассказывает ребенок о школе и классе, есть ли у него признаки стресса в те дни, когда есть в расписании этот предмет. Домашка в этом случае вызывает у него стресс, потому что ему сложно справляться со всей ситуацией в целом. Если вы подозреваете такой конфликт, поговорите с классным руководителем, чтобы уладить этот вопрос до того, как окажется, что ребенок не хочет учиться или ходить в школу.
Ребенку не подходят требования учителя или методика. Например, ему нужно медленней объяснять, дробить материал на более мелкие кусочки, почаще повторять. Он не справляется с домашкой объективно. В этой ситуации стоит обратиться к репетитору или на курсы по предмету.
У ребенка накопились пробелы в знаниях. Может, он проболел много или стыдился своего неуспеха. Какое-то время помогало “списать у друга”, а тут задания стали индивидуальными – система сломалась. Многие дети накопили проблем на дистанционном обучении, когда на реальные знания смотрели сквозь пальцы, а тут стали строже спрашивать.
Предэкзаменационный класс – особая история. Часто в школах перед ОГЭ или ЕГЭ меняют учителя на более сильного и требовательного, чтобы добиться результата. И вот такой рост требований может оказаться критичным и ребенок перестанет справляться. Только выплывает это наружу не сразу, а когда накопятся двойки, например.
Ребенок ленится
Обычно мы предполагаем, что ребенок ленится, когда он не делает ничего полезного и не прилагает усилие к тому, где надо проявить волю и потрудиться.
Но вот в чем дело: если ребенок хоть что-то в своей жизни делает и преодолевает трудности – он имеет этот навык. Пусть и в компьютерных играх или каком-то спорте, например, он может часами отрабатывать трюки на скейте. В этом случае мы имеем дело с другими причинами.
Если же он действительно ничего-ничего не делает, а в целом пассивен, то есть основание подозревать серьезные проблемы. В такой ситуации логично обратиться к психологу и понять, что происходит.
Боязнь неудачи
Если у ребенка накопилось непонимание по предмету, обычная домашка для него – огромная непосильная задача. Мотивация делать то, что заведомо не получится, у любого человека нулевая. Напрасно потратишь силы, а не будет результата – не будет удовольствия. Одно разочарование в себе, от которого падает самооценка. Поэтому важно разобраться в том, насколько реально для ребенка выполнить задание по предмету, помочь ему справиться и обрести уверенность в своих силах, а потом уже ожидать, что он будет делать уроки самостоятельно.
Еще сильнее, чем боязнь неудачи, на ребенка действует страх перед родительским осуждением и разочарованием. Будьте на стороне ребенка и вместе справляйтесь с неуспешностью, если она есть. Не требуйте высоких оценок – уделяйте внимание тому, как преодолеть трудности, если ребенок не хочет делать домашнее задание.
У ребенка мало свободного времени
Вполне возможно, ребенок не может найти времени на домашнее задание. Например, он нагружен всевозможными занятиями так, что постоянно приходится делать выбор: хоть немного времени потратить на себя, поспать или сделать уроки. У каждого человека работа вызывает радость только в том случае, когда он может переключаться с нее на отдых или то, что просто нравится и не несет никакой пользы. Убедитесь, что у ребенка есть такая возможность – иначе у него упадет учебная мотивация.
Бывает, что дети не умеют планировать свое время вообще, в целом. Это довольно типично для современного поколения – барахтаться в хаосе там, где их жизнь не простроена взрослыми, например, школьным расписанием. Большинство электронных дневников не дают увидеть недельную нагрузку в полном объеме так, чтобы ребенку было понятно. В этом смысле бумажный дневник – удобней. Помогите ребенку планировать свою неделю на бумаге, как в нашем детстве. Это рекомендуют некоторые авторы методик тайм-менеджмента для взрослых.
Также нужно уважать право ребенка на личное время. Общение с друзьями, тусовки – это часть нормальной жизни любого ребенка. Если он не сможет гулять с друзьями и общаться, он будет бояться одиночества. Лучше помочь ему разобраться с домашкой и тратить на нее поменьше времени, чем запрещать тратить время на компанию.
Отсутствие любви и поддержки
Многие дети с поводом и без переживают, что родители ими недовольны, не чувствуют поддержки. Вести себя в этой ситуации они могут по-разному. Кто-то пытается завоевать внимание, делая домашнюю работу через “не могу”. А некоторые дети, наоборот, добиваются школьной неуспешности – назло или чтобы просигнализировать о том, что им плохо. Так делают и младшие школьники, и подростки.
Также стоит помнить, что конфликты между детьми и родителями – это серьезный стресс для ребенка. Они истощают так, что сил не остается ни у одной, ни у другой стороны. Вы на взводе приходите на работу, а ребенок не может сосредоточиться. Старайтесь предотвращать и улаживать конфликты. В спокойной обстановке проще сделать то, что надо, когда не очень хочется.
Как добиться, чтобы ребенок делал домашнее задание без лишних нервов и конфликтов
Мы считаем, что полезность задания на дом очевидна сама по себе. На деле же ребенку нужно объяснять, зачем она нужна. Это не всегда просто сделать. Попробуйте посмотреть, что именно задают по разным предметам, – у вас тоже могут возникнуть вопросы к педагогу и программе, а не к ребенку.
Если же с самой домашней работой все в порядке, она действительно полезна и помогает продвинуться в учебе, – поясните ребенку ее суть.
- Домашнее задание по типу отработки пройденного материала поможет не тратить время на обдумывание простых заданий на экзамене.
- Если в задании требуется прочесть текст и ответить на вопросы, ребенок научится выделять главное и второстепенное и искать нужную информацию. Это необходимо всем, кто хочет получить высшее образование и сдать профильный ЕГЭ.
А что же делать, если домашняя работа кажется бессмысленной? Подойдите к вопросу креативно – такой опыт не раз пригодится ребенку в будущем.
- Попробуйте поделить домашнее задание по трем приоритетам: обязательно сделать, сделать по возможности, можно не делать. Это не безответственность, а подготовка к жизненным реалиям. Мы в жизни всегда так сортируем задачи, даже если не задумываемся об этом. Настаивать на том, что всю домашку нужно делать всегда, – это подорвать доверие ребенка к вам, если ее объем действительно велик.
- В бессмысленной проектной работе или докладе нужно самому придумать, чему бы интересному можно научиться в процессе. В будущем такой подход поможет выжимать максимум пользы из рутинных задач.
- Однотипные задачи можно превращать в увлекательные. Хотя бы и придумывая параллельно истории про бассейны, из которых течет вода. Это одна из техник развития креативного мышления.
Делайте акцент на том, что вам дорог ребенок и отношения с ним, а не мнение учителя и не отметки в электронном дневнике. Обсудите чувства ребенка, которому также нелегко в этой ситуации, даже если он делает вид, что ему плевать. На ваше отношение к нему ему точно не наплевать – поддержите его и ищите выход из проблемной ситуации вместе.
В целом, очень важно не драматизировать ситуацию и не придавать домашнему заданию статус главного дела в жизни ребенка. Отношения, его развития, его увлечения – не менее важные вещи. Разберитесь, почему ребенок не хочет делать уроки, посмотрите на вещи с точки зрения дальнейших перспектив и выберите те стратегии, которые работают не на текущие оценки или похвалу учителя, а на будущее вашего ребенка.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Гора домашних заданий может казаться устрашающей, однако осилить ее вполне реально, если составить план. Составьте список всего, что вам нужно сделать, и начните выполнять пункт за пунктом, начиная с самых сложных задач. Сосредоточьтесь на домашней работе и избавьтесь от отвлекающих факторов, чтобы справиться со всем более эффективно. Делайте перерывы и вознаграждайте себя, чтобы сохранять мотивацию на протяжении всего процесса. Не бойтесь просить о помощи, если застопоритесь! Продолжайте трудиться, и вы завершите домашнюю работу, прежде чем осознаете это.
-
1
Составьте контрольный список имеющихся у вас задач. Прежде чем погрузиться в процесс, составьте список всего, что вам нужно сделать в качестве домашней работы. По мере выполнения каждого пункта вычеркивайте его из списка. Удовлетворение от вычеркивания будет мотивировать вас к продолжению.[1]
-
2
Сначала разберитесь с самым сложным заданием. Возможно, вашим первым желанием будет потянуть время и отложить на потом все самое трудное. Однако если вы справитесь с самой тяжелой частью на пике внимательности, вам будет проще справиться с остальным.[2]
- Составьте план, чтобы выполнять задания шаг за шагом, приберегая самые простые задачи на конец.
-
3
Занимайтесь в комфортном месте без отвлекающих факторов. Если вам нужно справиться с горой домашнего задания, уделите все свое внимание процессу, чтобы закончить его как можно быстрее. Найдите удобный стул и стол для работы, однако убедитесь, что они не находятся в шумном помещении.[3]
- Отложите телефон и избавьтесь от любых других отвлекающих факторов. Если вам нужно сделать домашнее задание на компьютере, не проверяйте электронную почту или социальные сети во время работы.
-
4
Обратитесь за помощью, если зашли в тупик. Если вы не знаете, как выполнить определенную часть задания, обратитесь за помощью к члену семьи. Таким образом, вы не затормозите и не упадете духом. Благодаря небольшой помощи вы сможете быстро перейти к следующему заданию.[4]
- Если у вас есть возможность делать домашнее задание в школе, библиотеке или другом месте, где, возможно, будут преподаватели/репетиторы, воспользуйтесь ею. Таким образом, рядом будет помощь, если она вам потребуется.
Реклама
-
1
Время от времени делайте перерывы. Возможно, вам кажется, что выполнить все домашнее задание за раз — это самый быстрый способ управиться. Однако если у вас много домашней работы, вы, скорее всего, перегорите, если не будете периодически отдыхать. Как минимум, каждые два часа делайте 15-минутную передышку.[5]
- Чтобы сделать перерыв, встаньте и отойдите от рабочего места. Немного прогуляйтесь, попейте или перекусите.
- Движение зарядит вас умственно, физически и духовно, и вы будете готовы взяться за следующую часть домашнего задания.
-
2
Напоминайте себе о главной цели. Если вы начнете падать духом от объема всей работы, которую вам нужно выполнить, выделите минутку и подумайте, почему вам нужно это сделать. После перерыва выделите минуту и запишите все причины, почему вам действительно нужно выполнить домашнее задание. Каковы ваши главные цели? Как выполнение домашнего задания поможет их достичь?[6]
- Например, можно написать: «Мне нужно сделать это домашнее задание по химии, потому что я хочу получить хорошую оценку по предмету. Это повысит мой средний балл и поможет мне поступить в университет на бесплатное обучение».
- Ваши цели также могут выглядеть примерно так: «Я собираюсь написать этот реферат по истории, потому что я хочу улучшить свои навыки письма. Знание того, как правильно писать и хорошо аргументировать свои мысли, поможет мне, когда я попытаюсь поступить на юридический факультет, а также в будущем, когда я попробую стать успешным адвокатом».
-
3
Подкупите себя. Нет ничего постыдного в том, чтобы думать о небольшой награде ради сохранения мотивации и выполнения всех заданий. Скажите себе, что как только вы сделаете домашнюю работу, вы отправитесь на прогулку в парк с друзьями или просто расслабитесь за просмотром фильма. Можно также сказать что-нибудь вроде: «Если я выполню все домашние задания сегодня, завтра у меня будет больше времени, чтобы пообщаться с близкими мне людьми».[7]
Реклама
-
1
Обсудите с учителями их требования. Получив домашнее задание от учителя, выделите минутку, чтобы просмотреть его и убедиться, что вы его понимаете. Если вам что-то непонятно, сразу поговорите с учителем. Благодаря этому вы не зайдете в тупик в последнюю минуту, не зная, что делать.[8]
-
2
Составьте расписание для выполнения домашних заданий. Старайтесь делать домашнее задание в одно и то же время каждый день. Если вы установите график, вы сможете настроиться и будете точно знать, что делать. Это также избавит вас от чувства вины за то, что вы откладывали домашнюю работу на потом.[9]
- Старайтесь выполнять домашнее задание как можно быстрее после его получения. Допустим, одни занятия у вас проходят по понедельникам, средам и пятницам, а другие — по вторникам и четвергам. Выполняйте домашнее задание на понедельник также в понедельник вместо того, чтобы откладывать его на вторник.
- Поскольку материал по предмету еще не выветрился у вас из головы, вам будет проще выполнить задание.
- Кроме того, так у вас останется дополнительное время для того, чтобы попросить о помощи, если вы что-нибудь не поймете.
СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА
Дженнифер Кэйфеш — основательница Great Expectations College Prep, компании репетиторских и консультационных услуг в Южной Калифорнии. Имеет более 15 лет опыта в репетиторстве и подготовке к стандартным тестам для поступления в колледж. Окончила Северо-Западный университет.
Гора домашних заданий может казаться устрашающей, однако осилить ее вполне реально, если составить план. Составьте список всего, что вам нужно сделать, и начните выполнять пункт за пунктом, начиная с самых сложных заданий. Сосредоточьтесь на домашней работе и избавьтесь от отвлекающих факторов, чтобы справиться со всем более эффективно. Делайте перерывы и вознаграждайте себя, чтобы сохранять мотивацию на протяжении всего процесса. Не бойтесь просить о помощи, если застопоритесь! Продолжайте трудиться, и вы завершите домашнюю работу, прежде чем осознаете это.
-
3
Попробуйте учиться в компании. Если все в компании будут серьезно относиться к выполнению домашних заданий — будет здорово. Вы сможете помогать друг другу с заданиями, и проверять друг друга, чтобы подготовиться к экзаменам.[10]
- Если вы хотите, чтобы все несли ответственность, составьте договор для каждого участника компании, который нужно будет подписать, например: «Я согласен проводить 2 часа в понедельник и среду днем с моей учебной группой. Я буду использовать это время только для учебы и не буду отвлекаться или играть».
- После того как все сделают домашнее задание, можно будет немного повеселиться.
-
4
Сообщите учителю, если у вас возникнут проблемы с освоением материала. Если вы посвящаете все свое время выполнению домашнего задания, но все еще чувствуете, что вам нужно многое осилить, поговорите с учителем. Возможно, он даст совет, как справиться со всем наиболее эффективно, и поможет вам разобраться в непонятных областях.[11]
- Большинство учителей охотно выслушают вас, если вы стараетесь учиться, а проблемы с освоением материала вызваны уважительной причиной. Возможно, учитель даже адаптирует домашнее задание, чтобы с ним было проще справляться.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 16 494 раза.