Загрузить PDF
Загрузить PDF
Дрожь в голосе способна породить неловкость и подорвать веру в свои силы. Такая ситуация во время публичного выступления или разговора один на один мешает собеседникам понимать вас. Они не смогут разобрать вашу первоклассную речь или остроумные замечания! Уделите немного времени дыхательным и разговорным упражнениям, чтобы научиться контролировать дрожь и стать уверенным в себе оратором.
-
1
Дышите диафрагмой, чтобы контролировать голос. Делайте глубокие вдохи и смотрите на себя в зеркало. Если плечи поднимаются, то вы задействуете грудную клетку, а не диафрагму, которая является мышцей и находится в нижней части легких. Вдыхайте и старайтесь увеличить грудную клетку в объеме, но при этом следите, чтобы плечи и грудь оставались неподвижными.[1]
- В это сложно поверить, но данное обстоятельство сильно влияет на ваш голос. Диафрагма — это мышца, которую нужно тренировать подобно бицепсам. Укрепляйте мышцу, чтобы лучше контролировать свой голос (и дрожь), поскольку громкий голос зависит от уверенного и ровного дыхания.[2]
- В это сложно поверить, но данное обстоятельство сильно влияет на ваш голос. Диафрагма — это мышца, которую нужно тренировать подобно бицепсам. Укрепляйте мышцу, чтобы лучше контролировать свой голос (и дрожь), поскольку громкий голос зависит от уверенного и ровного дыхания.[2]
-
2
Укрепляйте диафрагму. Теперь, когда вы узнали о диафрагме и где она находится, пришло время укрепить данную мышцу. До или после душа обмотайтесь полотенцем вокруг пояса. Вдыхайте и пытайтесь сдвинуть полотенце, но при этом не поднимайте плечи или грудную клетку. Медленно выдохните. На следующий выход произнесите “Ах”. Выполните упражнение десять раз.[3]
- Когда будете произносить “Ах” при дыхании с помощью диафрагмы, обратите внимание, что вам проще говорить громко и размеренно. Тренируйтесь говорить громким и тихим голосом. Можно даже делать несколько поверхностным вдохов грудной клеткой, чтобы сравнить два вида звуков.
-
3
Выдыхайте с шипящим звуком, чтобы контролировать темп дыхания. Стойте ровно и вдыхайте с помощью диафрагмы, а затем выдыхайте воздух через зубы с шипящим звуком. Повторите данное упражнение десять раз. Остается надеяться, что никто не зайдет в комнату, пока вы будете шипеть как змея! Это кажется странным, но упражнение на контроль скорости выдоха позволяет укрепить диафрагму.[4]
-
4
Выполняйте голосовые упражнения, чтобы расширить свой вокальный диапазон. Один из лучших способов избавиться от дрожи в голосе — расширить диапазон голоса. Иногда при волнении люди с дрожащим голосом также производят высокие и трескающиеся звуки. Выполняйте упражнения для голоса хотя бы один раз в день, чтобы избавиться от подобных проблем.[5]
- Произносите “мм-мм” (будто хотите сказать “очень вкусно”) и “мм-хм-м”. Во время занятия важно всегда дышать с помощью диафрагмы и стараться громко произносить эти звуки. Повторите такое упражнение пять раз.
- Произносите “ней, ней, ней, ней” более высоким и более низким голосом. Сначала постарайтесь произносить эти звуки максимально высоким голосом, а затем опуститесь до максимально низкого голоса. Забудьте о серьезности, ведь все это будет звучать очень странно. Повторите десять раз.
- Многократно произносите “ооо-иии” и задействуйте весь диапазон голоса. Повторите десять раз.
- Произносите “ммммм” и сосредоточьтесь на дрожащих ощущениях в нижней части лица и вокруг рта. Издавайте гудящий звук так долго, насколько хватит дыхания. Повторите пять раз.
-
5
Используйте скороговорки, чтобы улучшить артикуляцию. Благодаря хорошей артикуляции люди будут четко слышать каждый звук, который вы произносите. Это очень важно, так как в противном случае они могут ослышаться или вовсе не понять ваших слов. Выполняйте данное упражнение один раз в день.[6]
- Используйте предложенные здесь скороговорки или найдите более подходящие варианты. Темп должен быть максимально высоким, но при условии, что вы четко произносите каждый слог.
- Примеры: “Интервьюер интервента интервьюировал”, “Пакет под попкорн”, “Около колодца кольцо не найдется”, “Осип охрип, Архип осип” и “По семеро в сани уселись сами”.
-
6
Читайте стихи, статьи или книги вслух. Лучший способ избавиться от дрожи в голосе — как можно чаще говорить. Читайте разные тексты вслух, чтобы потренироваться в спокойной обстановке. При этом можно представлять, что вы читаете перед аудиторией. Говорите громко и тихо, высоким и низким голосом, а также выражайте эмоции. Когда будете готовы, почитайте близкому другу или родственникам.[7]
- Вам нужно подготовить конкретную речь? Просто отлично! Читайте речь вслух каждый день.
- Также можно записывать себя на диктофон или на видеокамеру. Смотрите или слушайте запись, чтобы найти аспекты, которые необходимо улучшить.
Реклама
-
1
Занимайтесь физкультурой, чтобы дать выход избыточной энергии. Попробуйте начать бегать по утрам или ходить пешком вокруг здания, в котором вам предстоит произнести речь, играть на сцене или провести непростой разговор. Постарайтесь полностью избавиться от нервной энергии, чтобы ослабить тревогу. Также это поможет справиться с дрожью в голосе.
-
2
Высовывайте язык, чтобы подготовить горло. Зайдите в уборную перед выступлением или речью. Постарайтесь высунуть язык как можно сильнее и проговорите детский стишок или один из своих любимых скороговорок с высунутым языком. Это упражнение поможет подготовить горло, хоть оно и кажется смешным. Более открытое горло обеспечивает более уверенный и громкий голос.[8]
-
3
Твердо упирайтесь ногами в пол, чтобы занять правильную позу. Это важно, не только когда вы стоите, но и когда сидите. Расположите ноги на ширине плеч. Ступни должны полостью упираться в пол всей площадью. Не раскачивайтесь и не перемещайте вес с ноги на ногу. Это ваша сильная поза, которую нужно принять.[9]
-
4
Распрямите плечи для правильной и открытой осанки. Сгорбленные плечи и плохая осанка тоже мешают глубоко дышать. Так вам будет трудно говорить четко даже без дрожи в голосе. Не нужно сутулиться во время публичных выступлений, иначе вы будете выглядеть взволнованно.[10]
-
5
Полагайтесь на дыхательные упражнения. Если вы волнуетесь, то сосредоточьтесь на дыхании. Представьте, что вы обмотаны полотенцем и попробуйте его мысленно сдвинуть. Так, кислород придаст вам сил, а концентрация на упражнении поможет взять себя в руки.[11]
-
6
Сделайте глоток воды перед речью. На всякий случай возьмите с собой бутылку воды. Жидкость сделает голос более четким, в отличие от сухого и грубого звучания. Также не следует допускать обезвоживания во время презентации, иначе у вас может закружиться голова.[12]
Реклама
-
1
Ведите себя уверенно, даже если волнуетесь. Вы знаете свою речь и доводы. Даже если присутствует волнение, важно вспомнить, что вы сейчас находитесь в этом месте благодаря своему упорному труду. Улыбайтесь, стойте прямо и смотрите людям в глаза. Притворяйтесь, будто вы уверены в себе, чтобы обрести настоящую уверенность. Все именно так и работает![13]
-
2
Начните уверенно и улыбайтесь. Улыбка позволит размять мышцы лица и сразу увлечь зрителей (или одного слушателя). Старайтесь говорить громко и четко с самого начала. Умерьте голос, если он звучит слишком громко, но лучше, чтобы все слышали вас с самых первых слов.[14]
- Успешное начало поможет вам обрести уверенность. Первые слова даются труднее всего.
- Если вам не удалось начать речь уверенно, то не нужно расстраиваться и волноваться! Просто сделайте глоток воды и глубокий вдох, снова улыбнитесь и продолжайте говорить. Вы наверняка справитесь.
-
3
Говорите медленно, чтобы поддерживать интерес слушателей. Многим хочется произнести речь или закончить говорить как можно скорее. Это плохая идея! Если говорить слишком быстро, люди перестанут понимать вас и будут менее внимательными.[15]
- Некоторые слушатели могут делать записи, поэтому они только обрадуются медленному темпу.
-
4
Повышайте голос, чтобы вас все слышали. Помните о своем голосе и дыхательных упражнениях, чтобы говорить громко и четко. Дрожь обычно вызвана поверхностным дыханием и волнением. Не забывайте делать глубокие вдохи и говорить достаточно громко, чтобы голос перестал дрожать сам по себе.[16]
- Громкий и сильный голос автоматически звучит уверенно, даже если слегка дрожит. Помните, что присутствующим важнее всего слышать и понимать ваши слова.
-
5
Поддерживайте зрительный контакт с присутствующими. Вам не следует смотреть на свои записи чаще, чем нужно. Смотрите на присутствующих. Только так вы будете выглядеть более уверенно и сможете раскрыть грудную клетку, чтобы глубоко дышать.[17]
- При необходимости можно сосредоточиться на лбах слушателей, а не на глазах. Они не заметят разницы.[18]
- При необходимости можно сосредоточиться на лбах слушателей, а не на глазах. Они не заметят разницы.[18]
-
6
Говорите энергично на протяжении всей речи или беседы. Это непросто, поскольку ближе к концу вы ощутите сильную усталость. Вам потребовалось приложить столько усилий, чтобы голос звучал ровно и громко! Продержитесь до самого конца, чтобы успешно завершить начатое дело.[19]
-
7
Сделайте паузу и выпейте воды, если нужен короткий перерыв. Если вы волнуетесь, говорите слишком быстро или переживаете о том, что голос начнет дрожать, то сделайте паузу. Паузы — это вполне естественная часть речи или беседы. Сделайте глоток воды, вдохните и продолжайте свою речь.[20]
-
8
Не позволяйте ошибкам надломить вас. Все (абсолютно все) совершают ошибки. Никто не станет осуждать вас, если вы оговоритесь, запнетесь или ваш голос дрогнет. Наоборот, люди воспримут ситуацию позитивно, ведь это случалось с каждым. Напоминайте себе, что каждый зритель тоже был на вашем месте. Не сдавайтесь.[21]
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 52 330 раз.
Была ли эта статья полезной?
Download Article
Download Article
A shaky voice can be frustrating and even embarrassing. Whether you’re making a public speech or having a one-on-one conversation, the shakiness may make it hard for people to understand you. This means they won’t get to hear how brilliant you are! But if you spend some time practicing breathing and speaking exercises, you’ll be able to manage the quiver and discover a new, more confident you.
-
1
Breathe from your diaphragm to gain more control. Look at yourself in the mirror while you take a deep breath. If your shoulders rise, you’re breathing from your chest instead of your diaphragm, which is a muscle that sits right at the base of your lungs. Breathe in and see if you can expand your rib cage outwards without moving your shoulders or chest.[1]
- Believe it or not, this will actually make a huge difference in the way you speak. Since the diaphragm is a muscle, it needs exercise just like, say, your biceps. Once it gets stronger, you’ll be much better at controlling your voice (and the shake), since strong voices rely on steady breathing.[2]
- Believe it or not, this will actually make a huge difference in the way you speak. Since the diaphragm is a muscle, it needs exercise just like, say, your biceps. Once it gets stronger, you’ll be much better at controlling your voice (and the shake), since strong voices rely on steady breathing.[2]
-
2
Develop diaphragm strength to keep improving. Once you discover where your diaphragm is and how to use it, it’s time to make it stronger. Before or after you shower, wrap a towel around your waist. Breathe in and try to move the towel outward without letting your shoulders or chest rise. Breathe out slowly. On the next breath out, say “ah.” Do this ten times.[3]
- When you say “ah” while breathing from your diaphragm, you should notice that it’s easier to speak loudly and steadily. Practice getting louder and softer. You can even take a few shallow breaths from your chest to compare the two sounds.
Advertisement
-
3
Exhale on a hissing sound to pace your breath. Breathe in using your diaphragm, and hiss the air out through your teeth while you’re standing straight and tall. Repeat this exercise ten times. Hopefully, no one walks in while you’re making snake noises! Weird as it may feel, controlling how quickly or slowly you release your breath is a great way to make your diaphragm stronger.[4]
-
4
Practice voice exercises to widen your vocal range.
- Say mm-mmm (as in the “that tastes good” kind of mm-mm), and mm-hmm. Remember to always breathe from your diaphragm during these exercises, and use your breath to make these hums loud. Repeat five times.
- Say “ney, ney, ney, ney” up and down your vocal range. Speak as high as you can and then move all the way down to speaking as low as you can. Have fun with this, because you’re going to feel super silly. Repeat ten times.
- Say “ooo-eee” over and over again, sliding all the way through your vocal range. Repeat ten times.
- Say “mmmmm” and focus on the buzzing sensation that should be happening right at the front of your face and around your mouth. Keep that buzzing going until you’ve finished your breath. Repeat this five times.
-
5
Do tongue twisters to get better articulation. Having good articulation means that people will be able to catch every syllable of the words you say. This is super important, because if people miss syllables, they might mishear you or not understand what you’re saying at all. Practice these exercises once a day.[5]
- You can use the ones listed here or look up ones that you feel challenge you. Go as fast as you can, but only so long as you’re speaking clearly.
- Try: “the bluebird blinks,” “three free throws,” “what time does the wristwatch strap shop shut?,” “strange strategic statistics,” and “freshly fried flying fish, freshly fried flesh.”
-
6
Read poetry, articles, or a book you’re in the middle of out loud. The best way to get better at speaking without shakiness is to speak often. To practice in low-pressure situations, read various things out loud. Treat it like a performance. Speak loudly and softly, high and low, and get emotional. Do a private reading for a friend when you feel like you’re ready for an audience.[6]
- If you have a particular speech you’re preparing for, that’s perfect! Read that out loud every day.
- You can also record yourself on your phone or a video camera. Watch or listen to the playback to find spots for improvement.
Advertisement
-
1
Exercise to get rid of excess energy. Go for a run in the morning or walk around the building before you have to give a speech, perform, or have a tough conversation.
-
2
Open up your throat by sticking out your tongue. Go to the bathroom right before your talk or speech. Stick your tongue out as far as you can, and say a nursery rhyme or one of your tongue twisters with your tongue out. As ridiculous as this feels, it actually opens up your throat. This will make more space for sound in there, providing you with a stronger and louder speaking voice.[7]
-
3
Center yourself by keeping your legs firmly on the ground. This is important whether you’re standing or sitting. Place your feet about shoulder-width apart. Keep your feet flat on the ground, and don’t rock, sway, or shift your weight from side to side. This is your power stance. Embrace it.[8]
-
4
Straighten your shoulders to get a good, open posture. Having slumped shoulders and bad posture will actually make it harder for you to breathe deeply. This means that it’ll be even harder for you to speak clearly and without a shaky voice. Slouching will also make you look nervous, so it’s something to avoid during public speaking for lots of reasons.[9]
-
5
Rely on your breathing exercises. If you’re feeling nervous as you’re getting ready to start speaking, focus on your breathing. Pretend you have that towel around your waist, and push it out a few times. The oxygen will energize you, while focusing on the exercise will calm your nerves.[10]
-
6
Sip some water right before you begin speaking. Bring a water bottle along with you just in case no one gives you water. Getting hydrated will keep your voice clear rather than scratchy and dry.
Advertisement
-
1
Act confident even if you’re nervous. You know your stuff. Even if you’re nervous, remember that you’ve worked hard to be where you are. Smile, stand up straight, and look people in the eyes. Acting confident can actually make you feel more confident, so fake it ’til you make it![11]
-
2
Start strong and open with a smile. Smiling will stretch your face and engage your audience (whether it’s big or just one person) right off the bat. Speak loudly and clearly right away. You can moderate your voice if it sounds too loud, but it’ll be better to start off in a way that lets everyone hear you.[12]
- Getting a good start may help you feel more confident. The first few words will be the hardest.
- If you don’t have a good start, don’t allow that to make you upset or more nervous! Take a sip of water and a deep breath, smile again, and keep going. You’re gonna make it through this.
-
3
Speak slowly to keep your audience engaged. You probably want to rush through this speech or conversation to finish it as quickly as you can. Resist the urge! If you move too fast, you’ll lose people’s attention because they won’t be able to understand you.[13]
- Some people in your audience may be taking notes, and they won’t mind if you speak extra slowly.
-
4
Raise your voice to let everyone hear you. Think about your voice and breathing exercises and project your voice so that it’s loud and clear. Shakiness comes from shallow breaths and nervousness. If you’re taking deep breaths to make your voice loud enough to let everyone in the audience hear you, it should naturally be less shaky.[14]
- A strong and loud voice will also automatically make you sound more confident, even if there is a slight shake. Remember that the most important thing is for your audience to be able to hear and understand you.
-
5
Make eye contact with people in your audience. Don’t look down at your notes more than you absolutely need to in order to remember what you’re saying. Keep your eyes on your audience. This will make you look more confident, and it’ll help you keep your rib cage open for good breathing.[15]
- If you need to, focus on people’s foreheads rather than their eyes. They won’t be able to tell the difference.[16]
- If you need to, focus on people’s foreheads rather than their eyes. They won’t be able to tell the difference.[16]
-
6
Keep your energy up through the whole speech or chat. This might be tough, because you’ll probably start getting super tired toward the end. You’ve been working so hard to keep your voice strong and steady! Push through to the end and go out with a bang.[17]
-
7
Pause and sip water if you need a quick break. If you’re feeling nervous, speaking too fast, or are worried the shake is coming back, stop. It’s normal for people to pause during speeches or conversations. Cover it up with a sip of water, breathe, and keep going from there.[18]
-
8
Don’t let mistakes get you down. Everyone (no, really, everyone) makes mistakes. No one is going to judge you if you slip or stumble over a word, or if your voice does start to shake. It may actually make people relate to you, because they’ve been there. Remind yourself that everyone in your audience has been in your position, and keep on going.[19]
Advertisement
Add New Question
-
Question
How do I control my tone of voice?
Amy Chapman MA, CCC-SLP is a vocal therapist and singing voice specialist. Amy is a licensed and board certified speech & language pathologist who has dedicated her career to helping professionals improve and optimize their voice. Amy has lectured on voice optimization, speech, vocal health, and voice rehabilitation at universities across California, including UCLA, USC, Chapman University, Cal Poly Pomona, CSUF, CSULA. Amy is trained in Lee Silverman Voice Therapy, Estill, LMRVT, and is a part of the American Speech and Hearing Association.
Voice & Speech Coach
Expert Answer
-
Question
Why does my throat get sore if I’m using my whole body to sing?
Amy Chapman MA, CCC-SLP is a vocal therapist and singing voice specialist. Amy is a licensed and board certified speech & language pathologist who has dedicated her career to helping professionals improve and optimize their voice. Amy has lectured on voice optimization, speech, vocal health, and voice rehabilitation at universities across California, including UCLA, USC, Chapman University, Cal Poly Pomona, CSUF, CSULA. Amy is trained in Lee Silverman Voice Therapy, Estill, LMRVT, and is a part of the American Speech and Hearing Association.
Voice & Speech Coach
Expert Answer
Support wikiHow by
unlocking this expert answer.This could be a sign that you’re too tense, or it may be that you are too focused on your throat while you’re singing. It may also be that you’re not warming up properly ahead of time. Remember, you have to warm the whole body up before you start singing.
-
Question
How do you cure a weak voice?
Amy Chapman MA, CCC-SLP is a vocal therapist and singing voice specialist. Amy is a licensed and board certified speech & language pathologist who has dedicated her career to helping professionals improve and optimize their voice. Amy has lectured on voice optimization, speech, vocal health, and voice rehabilitation at universities across California, including UCLA, USC, Chapman University, Cal Poly Pomona, CSUF, CSULA. Amy is trained in Lee Silverman Voice Therapy, Estill, LMRVT, and is a part of the American Speech and Hearing Association.
Voice & Speech Coach
Expert Answer
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
References
About This Article
Article SummaryX
To stop your voice from shaking, try sticking your tongue out as far as you can and reciting a nursery rhyme or tongue twister, which will open up your throat and make your speaking voice louder and stronger. Also, keep your feet planted on the ground and stand up straight with your shoulders back so it’s easier to breathe and speak clearly. If you have time, try exercising right before your speech or performance, which will help release nervous energy so it’s easier to speak without your voice shaking. To learn how to use breathing exercises to get rid of a shaky voice, keep reading!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 443,817 times.
Reader Success Stories
-
“This article was very helpful to initiate my confidence-building exercise.”
Did this article help you?
Дрожание голоса во время пения – очень частое явление, особенно среди начинающих вокалистов. Про дрожащий голос часто говорят, что он «плавающий», «неустойчивый» и «неуправляемый».
Расскажу вам о самых частых причинах этого явления, и как с дрожанием голоса справиться.
Самая первая и наиболее распространённая причина – неумение управлять дыханием. Это часто встречается на самом начальном этапе обучения вокалу. Дыхание у начинающего вокалиста обычно поверхностное (ключичное), мышцы стенки живота зажаты и выдох – неровный. Воздух при выдохе идёт не ровным стабильным потоком, а рывками. И расход воздуха происходит слишком быстро.
Что делать? Осваивать вокальное дыхание, делать дыхательные упражнения перед тем, как начинаете распеваться и петь.
Вдох – короткий, активный и глубокий (в живот). Для достижения такого вдоха нужно расслабить плечи и стенку живота. Положить ладонь на живот, и вдохнуть так, чтобы стенка живота выталкивала ладонь.
Выдох – вот тут главное внимание! – должен быть ровным и продолжительным. Что значит «ровный выдох»? Это когда от начала до конца выдоха интенсивность подачи воздуха одинаковая. И при этом стараемся делать выдох как можно длиннее по времени. Проще всего сделать вдох – потом выдыхать на звук «с-с-с», как будто воздушный шарик долго сдувается через крошечный прокол.
Как только вокалист привыкает контролировать дыхание и управлять им, дрожание голоса, как правило, проходит.
Вторая причина – это дисфункция связок, а именно – гипотонус. Встречается довольно редко, где-то 1 случай на 100 вокалистов. Это когда связки слишком слабые, чтобы полноценно сомкнуться. Тогда возникает характерное дрожание голоса: мелкое-мелкое и очень частое («тремоло»).
Если управление дыханием не помогает (иногда только его оказывается достаточно, в лёгких случаях), то нужно обратиться к врачу – фониатру.
Третья причина, и кстати, не такая уж редкая – психологический фактор. Это когда ученик глубоко не уверен в себе, запуган, подавлен, зажат, сильно робеет на уроке и страшно боится издать звук, тем более громкий.
В этом случае, педагогу нужно создать максимально тёплый и доверительный контакт, «лечить» неуверенность ученика любовью, принятием и поощрением. Не давить, не торопить, ничего не требовать. Создать поддерживающее и одобряющее пространство. Если ученик почувствует себя в безопасности, то, скорее всего, быстро раскроется и голос стабилизируется. Иногда в раковинках неуверенности растут настоящие жемчужины! Но – один неверный шаг – и приоткрытая раковинка может захлопнуться навсегда.
Однако, бывает и так, что психологическое состояние ученика настолько «пережатое», что поддержки и принятия учителя недостаточно. Это, например, когда пару месяцев ученик приходит, всё так же стесняется, и нет никакого, даже самого маленького прогресса. Тогда можно рекомендовать ученику обратиться к психологу, чтобы он проработал глубинные страхи и тревоги.
Иногда бывает сочетание всех этих причин. Тогда нужно вначале поработать над дыханием, в дальше – смотреть по ситуации.
Да, и самое главное – не путать дрожание голоса с вибрато. Как их различить? При дрожании голоса -его колебания резкие, неровные, неоднородные, чувствуется напряжение, зажим и несвобода голоса. А при пении с вибрато – колебания равномерные, свободные, звук льётся. На слух оно воспринимается как очень приятное и эстетичное звучание.
У некоторых людей вибрато изначально «встроено» в голосовой аппарат, а они, бывает, думают, что это дрожание и пугаются, что с голосом что-то не так. Вокальный педагог всегда поможет в этом разобраться.
Вот обзор самых популярных причин дрожания голоса. Остались вопросы? Есть что добавить? Есть интересная история или лайфхак? Пишите в комментариях, обсудим!
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!
Звучите и будьте счастливы!
#Вокал #Музыка #Творчество #голос #психология
Фонастения
Фонастения – это нарушение голосовой функции, обусловленное дискоординацией работы дыхательного, артикуляционного, фонационного и резонаторного аппаратов. Проявляется быстрым утомлением голоса, его дрожанием, прерыванием, снижением высоты и силы, сужением диапазона. Субъективные жалобы – першение, ощущение «комка» в горле. В диагностике патологии участвуют фониатр и логопед; производится осмотр гортани (ларингостробоскопия), анализ акустических параметров голоса. Лечение включает голосовой покой, дыхательные и фонационные упражнения, физиотерапию, психотерапевтические методы.
Общие сведения
Термин «фонастения» (от греч. «phone» − звук, «astheneia» − ослабление) ввел в научный оборот немецкий логотерапевт Г. Гутцман в 1890 г. В практической логопедии фонастения относится к функциональным дисфониям. С точки зрения медицины она рассматривается как двигательный невроз, при котором отсутствуют анатомические изменения в голосовом аппарате.
Фонастеническими расстройствами чаще других страдают люди голосоречевых профессий: педагоги (32,6%), вокалисты (7,9%), а также актеры, спикеры. Развитию патологии более подвержены женщины вследствие повышенной лабильности нервной системы и более быстрой утомляемости голоса.
Фонастения
Причины фонастении
Ведущей причиной фонастении выступают функциональные перегрузки голосового аппарата, форсированное использование голоса. Существенную роль играет длительное пребывание в состоянии хронического стресса, повышенная тревожность. Непосредственными триггерами развития фонастении могут послужить:
- неправильная постановка певческого или актерского голоса;
- повышенные голосовые нагрузки: произнесение долгой речи, форсирование голоса и т. п.
- истерики у детей, сопровождаемые истошным криком;
- несоблюдение охранительного голосового режима подростками в период мутации голоса;
- избыточная голосовая активность во время инфекций ВДП (ринита, фарингита, ларингита), во время менструации у женщин;
- боязнь публичного выступления.
Патогенез
Правильная голосоподача обеспечивается координированной работой всех звеньев голосового аппарата: мышц гортани, голосовых складок, межреберных мышц, легких, диафрагмы, резонаторных полостей. Рассогласованность слаженной деятельности этих механизмов ведет к возникновению фонастении.
Единого взгляда на патогенез расстройства не выработано. Существует мнение, что оно связано с врожденной недостаточностью голосового аппарата. Часть авторов в качестве ведущего субстрата фонастении называет формирование в коре головного мозга очага застойного торможения, обусловливающего дискоординацию различных механизмов фонации. В настоящее время преобладающей является теория функциональной перегрузки голосообразующего аппарата.
При этом нарушается функция мышц гортани, которые не обеспечивают необходимого натяжения голосовых складок. Во время фонации складки не смыкаются, между ними остается щель, через которую происходит утечка воздуха. Колебания голосовых складок становятся неравномерными по частоте, возможно судорожное сокращение мышц гортани. Форсированная голосоподача приводит к раздражению слизистой гортани и трахеи, развитию невроза глотки.
Классификация
С учетом особенностей течения выделяют острую (без видимых патологических изменений в гортани) и хроническую фонастению (с наличием вторичных изменений). В зависимости от специфических причин развития и особенностей протекания различают следующие виды фонастении:
- резеастения – расстройство, характерное для педагогов, лекторов, артистов разговорного жанра;
- дизодия – нарушение певческого голоса, речевое общение при этом остается сохранным;
- клезеастения – голосовое утомление, возникающее у военных, спортивных тренеров, отдающих громкие команды.
Симптомы фонастении
Фонастеническая симптоматика складывается из акустических признаков, субъективных ощущений и невротических нарушений. Первое, на что обращает внимание пациент, – голос перестает звучать как раньше. Привычная речевая нагрузка приводит к быстрому голосовому утомлению. Голос становится слабым, прерывистым, охриплым или дрожащим. Изменяется тембр, сужается певческий диапазон, появляются фальшивые ноты, сокращается МВФ (максимальное время фонации). При острых формах фонастении голос может исчезнуть совсем (афония).
Субъективные жалобы представлены различного рода парестезиями. Они включают сухость во рту, ощущение комка и першение в горле, постоянную потребность откашляться. Боль в глотке может возникать даже при тихом разговоре или пении. Постепенно на этом фоне формируется боязнь речи, страх публичного выступления, расстройства сна, которые поддерживают основные симптомы фонастении.
Осложнения
Как правило, проявления фонастении носят преходящий характер, однако при повторном голосовом напряжении могут случаться рецидивы. Это служит серьезным препятствием к выбору желанной специальности, ставит вопрос о профпригодности.
Кроме этого, частые функциональные перегрузки речевого аппарата могут привести к формированию органических изменений: узелков голосовых складок, гипертрофического ларингита, гипотонусной или гипертонусной дисфонии. Боязнь потерять любимую работу нередко служит предпосылкой развития невротического расстройства.
Диагностика
Для выработки и подтверждения диагностической гипотезы пациенту с фонастенией необходимы консультации фониатра и логопеда. Медицинский блок включает эндоскопический осмотр гортани и объективное исследование голосовой функции:
- Ларингоскопия. При острой фонастении изменения гортани не определяются. С течением времени развиваются типичные для хронического ларингита эндоскопические данные: гиперемия слизистой, утолщение голосовых складок, их неполное смыкание.
- Стробоскопия. Прицельный осмотр голосовых связок при фонастении выявляет их слабое натяжение, асинхронное мелкоразмашистое колебание, поперечные сокращения. Стробоскопическая картина вариабельна, изменчива, что указывает на функциональный характер голосовой недостаточности.
- Исследование голоса. Акустические параметры голоса (силу, частоту основного звука, ВМФ и пр.) исследуют с помощью фонетографии. С целью дифференциации органической и функциональной природы голосового расстройства показана электроглоттография.
В рамках логопедической диагностики фонастении изучается качество звучания голоса: высота, сила, характер голосовой атаки и фонационного выдоха. На основании полученных данных вырабатывается план лечебно-коррекционной работы. При необходимости проводятся консультации невролога, психотерапевта. Дифдиагностика направлена на исключение органических патологий как причины дисфонии (хронического ларингита, парезов гортани, опухолей и др.).
Лечение фонастении
Целью терапии является восстановление голоса в полном объеме, предотвращение повторных эпизодов фонастении. Первоочередная мера – обеспечение голосового покоя (режим молчания). В этот период рекомендуется проведение беззвучной артикуляционной гимнастики, вибрационного логопедического массажа. Спустя 5-7 дней переходят к фонопедическим занятиям, включающим:
- Постановку фонационного дыхания. Подбирают индивидуальный комплекс ЛФК, направленный на выработку равномерного ритмичного дыхания, оптимальной глубины вдоха и выдоха. Затем подключают динамические упражнения, координирующие дыхание и фонацию.
- Выработку физиологических механизмов голосоподачи. С этой целью используют специальные фонопедические упражнения: пропевание согласных, гласных фонем, слоговых рядов. Целью функционального тренинга при фонастении является развитие высоты, силы, тембра, длительности звучания голоса.
- Автоматизацию навыков. На данном этапе поставленный голос вводят в речь. Это достигается с помощью вокальных упражнений, чтения вслух специально подобранных текстов. Проводят обучение пациента гигиене голоса, определяют рациональный голосовой режим и допустимые нагрузки.
Из медицинских мероприятий в процессе лечения фонастении могут быть полезны хвойные ванны, дарсонвализация области шеи, УЗ-ингаляции. Рекомендован прием поливитаминов. Лицам с невропатической отягощенностью показана психотерапия, аутогенные тренировки, иглорефлексотерапия.
Прогноз и профилактика
Фонастения имеет благоприятный прогноз: после достаточного отдыха голосовая функция восстанавливается. Однако при повторных речевых и вокальных нагрузках возможны рецидивы срыва голоса. Лица, находящиеся в группе риска по развитию дисфонических расстройств, должны систематически наблюдаться у фониатра.
Предотвратить первичное развитие фонастении и ее повторные эпизоды помогает соблюдение гигиены голоса, правильная голосопостановка у вокалистов и актеров, спокойная негромкая речь, исключение нагрузок в период физиологической мутации голоса, во время ОРВИ. Необходимо минимизировать действие стрессовых факторов, повышать психологическую устойчивость.
Литература 1. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса/ Таптапова С. Л. – 1984. 2. Cовременные методы диагностики и комплексного лечения заболеваний респираторного тракта у профессионалов голоса в амбулаторных условиях/ Аникеева З.И. – 2011. 3. Нарушения голоса/ Лаврова E.В., Коптева О.Д., Уклонская Д.В. – 2006. 4. Профилактика и лечение нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий/ Фомина М.Ф. – 2004. |
Код МКБ-10 R49.0 |
Фонастения – лечение в Москве
Фонастения — симптомы и лечение
Фонастения – нарушение голосовой функции (фонастения МКБ 10 — R 49.0). При данной проблеме у человека появляется дрожание голоса, утомление и снижение силы. Можно обратить внимание на главные симптомы. К ним относится першение и ощущение, что в горле застрял комок. Для того чтобы диагностировать нарушение, нужно обратиться к логопеду и фониатру. Осмотрят гортань и сделают соответствующие исследования. При лечении важно соблюдать покой, применять специальные упражнения и физиотерапию.
Фонестения нарушение имеет несколько главных причин:
- Перегрузка голосового аппарата.
- Постоянные стрессовые ситуации.
- Хроническая тревожность.
- Неверная постановка голоса у актера.
- Чрезмерные нагрузки на голос, повышение тонуса голосовых связок — гипертонусная фонастения.
- У детей сильные истерики.
- Голосовая активность при инфекционных заболеваниях.
Данными расстройствами, как правило, страдают исполнители, актеры, преподаватели. Есть мнение ученых, что патогенез проблемы связан с врожденными особенностями голоса. Но сегодня распространена точка зрения о функциональной перегрузки голосового аппарата.
Главные формы нарушений
Существует несколько форм нарушения: острая и хроническая. В зависимости от характеристики протекания проблемы выделяют следующие типы:
- Резестения.
- Дизолия.
- Клезеастения.
Первой разновидностью расстройства страдают лекторы, преподаватели — фонестения у лиц речевых профессий. Второй вид заболевания связан с нарушением вокального голоса, речь сохраняется в неизменном виде. Третий вариант происходит по причине утомления голоса, как правило, проявляются у людей военной деятельности.
Узнайте как лечить отек гортани
Характеристика нарушений голоса при фонестении
Сначала человек чувствует, что голос звучит совершенно по-другому. Привычное общение приводит к тому, что речевой аппарат быстро утомляется. Голос отличается слабостью, хриплостью и появляется дрожь. При пении часто получаются фальшивые ноты. Если наблюдается острое проявление заболевания, то на какой-то период времени голос может просто исчезнуть. Человеку всегда хочется откашляться, чтобы избавиться от ощущения, что в горле находится ком. Из-за неприятных симптомов пациент со временем начинает испытывать сильный страх выступления и даже простого диалога с собеседником. Конечно, если у человека творческой, гуманитарной профессии случаются такие признаки нарушения, он может просто не справиться со своими обязанностями и придется в конечном итоге сменить свою деятельность.
При обнаружении симптомов изменения и потери голоса, необходимо срочно обратиться к доктору. Он внимательно с помощью дополнительных устройств осмотрит общее состояние гортани.
Лечение фонастении
Как и у любого нарушения и заболевания, у фонастении есть терапия. Она направлена, в первую очередь, на восстановление голоса до изначального и привычного для человека состояния. Для начала важно обеспечить голосовой покой. Какой-то период времени важно просто помолчать, чтобы организм отдохнул от чрезмерных и постоянных нагрузок. Здесь можно обратиться к следующему — вибрационному полезному логопедическому массажу. А уже после того, как пройдет целая неделя, можно перейти к другим не менее важным упражнениям фонопедического характера.
Обязательно стоит обратить внимание на постановку дыхания. В данной ситуации специалистами подбирается персональный комплекс лечебной гимнастики. Он позволяет наладить силу голоса. Здесь большое значение уделяется пропеванию согласных и гласных звуков, а также целых слогов. Необходимо все полученные навыки довести до автоматизма. Только потом потребуется постепенно, со знанием дела ввести обычную речь. Этого можно достичь благодаря простым и постоянным вокальным упражнениям. Кроме того, как показывает практика, лучше всего читать вслух определенную литературу. Только специалист со временем определит возможные, допустимые для пациента нагрузки на голосовой аппарат. Если у человека возникает невропатическая направленность, тогда рекомендуется применить различные психологического характера тренировки. Они должны помочь и привести пациента в нормальное состояние.
Нарушение имеет позитивный прогноз. Голосовая функция после полноценного отдыха начинает восстанавливаться. Но есть случаются постоянные дальнейшие сильные нагрузки, то опять происходят срывы голоса.
Оценка статьи:
(пока оценок нет)
Загрузка…