Как исправить двойки по русскому языку в 5 классе

Как подтянуть успеваемость по русскому языку и улучшить оценки ребёнка средних классах?

Когда ребенок переходит из начальной школы в среднюю, это сразу отражается на отметках. Появляются новые предметы и новые учителя. И, конечно, новые проблемы:  привычные пятерки и четверки иногда резко, иногда постепенно сменяются на тройки. Когда стоит бить тревогу? Что делать родителям? Можно ли обойтись без репетитора? На все эти вопросы ответим в нашей статье.

книжка
Время чтения 10 минут

Как подтянуть успеваемость по русскому языку и улучшить оценки ребёнка средних классах?

Вмешиваться или нет? Вот в чем вопрос. 

Если ваш ребенок только перешел в пятый класс, то паниковать не стоит. Надо дать ему время на адаптацию. Не нужно хвататься за сердце от каждой тройки (да и от двойки тоже).  Разговаривайте с ребенком, спрашивайте о его чувствах, предлагайте помощь,  но не давите. Возможно, дело не в том, что ваш ребенок не понимает материал, а в том, что боится нового учителя. Обычно через два месяца все налаживается: ученик привыкает к новому темпу и новым требованиям и отметки улучшаются. 

Если вы понимаете, что время идет, а успеваемость все хуже, то тут уже пора выяснять причины и принимать меры. Если начать работать с успеваемостью в 5-6 классе, то можно плавно и без надрыва подойти к ОГЭ в 9 классе.  

Причины плохой успеваемости и возможные решения

Правильная диагностика причин плохой успеваемости – залог успеха. 

Итак, какие могут быть причины плохой успеваемости?

  • психические  особенности развития

Часто родители игнорируют причины подобного плана, нанимают репетиторов, ругают ребенка, думая, что он специально испытывает их терпение,  а проблема все равно не решается, трудности в усвоении материала не проходят.  Дислексию, дисграфию, СДВГзадержку речевого или психического развития часто  выявляют и в средней школе, поэтому, если вы замечаете, что  ребенок регулярно пропускает буквы при письме или меняет их местами, если ребенку очень тяжело читать, тяжело удерживать внимание, ему постоянно нужна помощь,  то лучше проконсультироваться с нейропсихологом или неврологом.  Невролог даст качественную оценку причинам подобных трудностей, а нейропсихолог определит уровень сформированности процессов познавательной деятельности. Эти специалисты помогут также, если вас или учителей волнует неусидчивость ребенка, некорректное поведение на уроке, быстрое утомление и  трудность удержания инструкций к заданиям. 

  • пробелы (спойлер: нужен репетитор)

Если ребенок  не научился отличать прилагательное от наречия, то, конечно, он и не сможет дальше осваивать орфограммы, связанные с прилагательным или наречием.  Нужно закрыть пробелы в знаниях. И вот в этом случае стоит обратиться к репетитору. Он проведет первичную диагностику, оценит уровень ребенка и предложит план по ликвидации пробелов. Не стоит пытаться решить проблему с пробелами самостоятельно, иначе можно закрепить ситуацию неуспеха на уроках: ребенок привыкнет, что он не понимает русский, для него станет привычным “отключаться на уроках”. 

  • нехватка читательского опыта

Думаем вы не раз слышали, что у читающих людей меньше проблем с грамотностью. Чтение, действительно, помогает развить насмотренность, поэтому подкидывайте ребенку интересные подростковые книги. Не заставляйте его читать классические произведения, они могут отбить желание читать. Да и то, что нравилось когда-то вам в детстве, скорее всего будет неинтересно вашему ребенку. Обязательно сверьте свое “интересно” с рекомендациями учителей, которые ведут читательские клубы для подростков, посмотрите рекомендации в сети.  Обратите внимание, например, на такие книги: “Маленькая повесть о любви” Ульф Старк, “Вафельное сердце” Мария Парр, “Мой дедушка был вишней” Анджела Нанетти. “Пакс” Сара Пеннипакер, “Календарь Майя” Виктория Ледерман. Если книга не нравится ребенку, предлагайте другую. Боритесь за включение чтения в его жизнь. Читайте вместе, вводите в свою жизнь традиции, связанные с чтением, например, совместное посещение библиотеки или чтение перед сном. 

  • конфликт с учителем

Конечно, все знают, что отметки ставят за знания, а не за поведения, но субъективное отношение никто не отменял. Возможно, у вас очень активный и свободолюбивый ребенок, который задает учителю “неудобные” вопросы или перетягивает внимание класса на себя. Поговорите с учителем,  а лучше посетите хотя бы один урок. Во многих школах бывают родительские дни, это время, когда родителям можно посетить уроки. Воспользуйтесь этим правом или попросите сделать для вас исключение.  В любом случае не стоит сразу обвинять учителя, это может усугубить конфликт. Действуйте тактично и дипломатично: попросите дополнительные задания для ребенка, спросите, какие темы стоит подтянуть. 

  • отсутствие интереса к предмету

Зачастую интерес отсутствует там, где уже есть проблемы с учителем или с успеваемостью. Скорее всего с закрытием пробелов придет и интерес. Но мы все же порекомендуем лайфхаки, чтобы развить интерес к русскому языку. 

Как развить интерес к русскому и улучшить успеваемость?

  • Играйте в игры

Не простые, а образовательные. Сейчас огромный выбор предметных игр. Есть те, которые можно заказать на популярных маркетплейсах:  “Ихний ихниевич”, “Словодыр”, “Ерундопель,”, “Ударник”. Есть игры, которые можно найти в магазинах или заказать на сайте издательства. Присмотритесь к играм от издательства “Ребус”: “Ах, слова, слова”, “Какого рода пони”, “Котовасия в наречиях”. 

  • Пишите письма

Придумайте, кому можно написать письмо. Может бабушке из деревни? Может найти друга по переписки и отправить бумажное письмо в другую страну? Проявите фантазию, предложите ребенку вместе сочинить настоящее послании. Только не будьте строги, для начала можно заметить не все ошибки. 

  • Ведите семейную летопись

Предложите ребенку начать семейную летопись. Объясните, как важно сохранить память о всех событиях и членах семьи. Купите красивый блокнот и выберите день, когда вы все вместе будете записывать важные моменты. Главное, делать это регулярно и аккуратно следить за грамматикой. 

  • Ходите на курсы

Подумайте, какие рядом с вами есть дополнительные занятия, на которых необходимо уделять время письму или чтению. Может кружок журналистики? Клуб писателей или курсы экскурсовода? Не забудьте посоветоваться с ребенком.
 

Вывод

Репетитор не сможет помочь с психическими особенностями развития, но сможет помочь закрыть пробелы, повысить уверенность в своих знаниях и мотивацию. Ваше совместное время, направленное на образование и формирование интереса тоже может повысить успеваемость. Главное, будьте на стороне своего ребенка. Не вы со школой боретесь за отметки ребенка, а вы с ребенком боретесь за качественный результат обучения и заслуженную оценку знаний.

“На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами”. Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, еще наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось. Зато экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Сегодня детям нужно сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.

как учить русский язык

Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо “Грибоедов боролся с мракобесами” написали “с рокобесами”. Ибо “рок” и “бесы” — это еще как-то понятно, а о “мракобесах” никто не слышал. Как и о “молотьбе” или, скажем, о “брошюре”.

Так что если хотите вырастить грамотного ребенка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, еще и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться.

Но вернемся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте — на какое-то определенное правило.

Судите сами:

  • “брусчатая” — суффикс -чат- (суффикса -щат- не существует);
  • “небезызвестная” — пишется слитно, потому что можно заменить синонимом “известная”. А после русских приставок на согласные вместо и пишется именно ы;
  • “потчевал” — если в 1-м лице глагол заканчивается на -ую (потчую), то выбираем суффикс -ева-.

Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твердо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придется письменно обращаться к партнерам, коллегам, и тем более к начальству.

Где грамотные?

“Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: „Здраствуйте дети“ — без в и запятой!” — с негодованием рассказывает директор московской школы.

И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать?

Причины безграмотности:

  1. Первая, которую всегда называют учителя, психологи и социологи, — отсутствие привычки к чтению. Причем не читают не только дети и подростки, а все вообще. Или читают, но не то: в “литературной макулатуре” не только образцов грамотной речи не найдешь, — там и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.
  2. Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.
  3. Приходится констатировать ухудшение подготовки в школах и вузах.
  4. Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребенок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложненной программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном — середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.

Почему трудно учить русский язык: идем к логопеду

Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.

“Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным”.

Как выучить школьную программу по русскому языку

Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:

  • ребенок не все звуки выговаривает четко, заменяет одни на другие (р — л, с — ш);
  • не различает на слух речевые звуки (звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие);
  • пропускает слоги в словах: например, вместо “ве-ло-си-пед” произносит “ве-ло-пед”;
  • у малыша недостаточно развита мелкая моторика (не может завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т. д.);
  • недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления (не может скопировать изображение, путает право — лево, верх — низ и т. д.).

Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.

А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в — ф. А еще пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила — будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз “дизорфография”.

Миф о врожденной грамотности

Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?

Почему-то принято считать, что любовь к книге надо воспитывать с того момента, как дети научились читать, а грамотность — только когда начинают писать. Это ошибка!

Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.

“Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте”.

Что же необходимо, чтобы так называемая “врожденная грамотность” появилась?

Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.

Во-вторых, много читать. И чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем лучше. Кстати, даже “грамотей от природы” в действительно сложных правилах все-таки ошибается и не всегда уверен в пунктуации.

А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные:

  1. работа с картинками “Найди 10 отличий”;
  2. игра в “Что пропало?”: разложите на столе 7–10 предметов, и когда ребенок скажет, что запомнил их все, попросите его отвернуться и уберите что-нибудь или переставьте. Задача — определить, что изменилось;
  3. одно из самых эффективных упражнений: показать ребенку лист бумаги, на котором изображены простые фигурки или узоры, и попросить попытаться нарисовать их по памяти.

Как подтянуть русский язык без репетитора

Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.

До школы

  1. При чтении вслух четко проговаривайте все слова.
  2. Разговаривайте с ребенком больше. Каждый раз, когда читаете сказки, ведите беседу: кто главный герой, где живет, что делает… И следите, чтобы ребенок отвечал не односложно, а предложения строил логически.

как подтянуть русский язык без репетитора

Начальная школа

  1. В 1-м классе смотрим, в каких словах ребенок ошибается, и всегда делаем работу над ошибками.
  2. Ставим задачи: найти в тексте, например, имена собственные (в том числе клички животных, названия городов). Спрашиваем: “А как бы ты их написал?”
  3. Во 2–3-м классе все то же, но просим найти еще и, например, все прилагательные. Или все слова с безударной гласной и т. п.
  4. Для закрепления пройденного полезно так называемое “письмо с дырками”. То есть слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, пусть он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные слова. Например, мол…ко. Проверочное слово “молочный”. Это отличный прием для выработки самоконтроля.
  5. Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребенка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чем говорится в тексте. И только потом начинать писать.

Средняя школа

  1. Величайшая ошибка родителей часто болеющих детей (а сегодня таких — большинство) — забывать о том, что домашнее задание — это лишь треть от того, что ученики проходят в классе. То есть просто выполнить все, что задали на дом, совершенно недостаточно: надо выполнить и все упражнения, которые есть в учебнике по пропущенной теме.

И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.

  1. Как и в начальной школе, работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У хорошего учителя все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.

Учим правила школьной программы по русскому – весело: запоминалки

Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе — плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть.

Русский язык ведь очень логичный. Возьмем для примера все ту же Агриппину Саввичну: что у нее на носу — веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется “веснушчатая”. Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.

А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х — ч — ш — щ — ц — ф. Трудновато, да? Внимание — включаем фантазию, и вот уже: “Степка, хочешь щец? — Фи!” Тут они все, и запомнить несложно.

А, например, словосочетание “Зося ждет” включает в себя все согласные, после которых следует ставить суффикс -чик-.

Не уверены, как пишутся слова “мужчин” и “женщин”? Включите домостроевскую логику: “мужу — чин, жене — щи”. Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.

Что еще помогает подружиться с родным языком?

  • Поработайте со словом, в котором постоянно делаете ошибку: несколько раз напишите его, выговорите по слогам, раскрасьте букву, в которой ошибаетесь.
  • Анаграммы, кроссворды, шифры, шарады, ребусы превосходно развивают наши интеллектуальные способности.
  • Простая и забавная игра: один человек зачитывает из словаря определение, а другие должны идентифицировать слово.
  • Запишите свою речь на диктофон (а еще лучше — создайте видеоклип). Велика вероятность, что, послушав себя со стороны, обнаружите, что совершаете множество речевых ошибок: неправильно строите предложения или используете слова-паразиты.

Врожденная грамотность

К сожалению, врожденная грамотность дана не всем. Способностью писать интуитивно без ошибок, даже не зная правила правописания, обладают лишь единицы. А что делать остальным, чтобы овладеть навыками грамотного письма? Как правило, степень усвоения всех правил русского языка зависит от школы, в которой учится ребенок, и от учителя, который преподает ему этот предмет.

Большую роль играют также индивидуальные задатки, настойчивость и способности самого ученика, а также особенности его нервной системы и памяти. Вы можете выдохнуть, если уже после первого года учебы в школе, учитель радостно сообщит вам, что у вашего ребенка хорошая память и внимание. Именно они помогут школьнику в процессе чтения запоминать и впоследствии безошибочно воспроизводить все слова.

А вот тот ребенок, которому для овладения прочными навыками грамотного письма нужен индивидуальный подход и применение специальных обучающих методик, столкнется в школе с большими трудностями. Не думаем, что мы кого-то удивим, если скажем, что никакого особенного подхода к каждому конкретному школьнику в обычной школе ждать не приходится. Удел таких детей – ходить в вечных «двоечниках» по русскому языку.

Как обычно проходит урок русского языка? Объяснил учитель правило, заставил сделать детей упражнения на закрепление. И отправил домой делать домашнее задание. Это хорошо, если у ребенка успело в голове что-то действительно закрепиться. А если нет? Тогда груз ответственности ложится на плечи родителей. Маме (а обычно это всегда мамы) предстоит нелегкая задача донести ребенку то, что не смог сделать учитель и что никак не хочет укладываться в детской голове.

Зубрежкой, «набиванием» руки в ходе выполнения десятка упражнений, руганью, подзатыльниками… методы у всех свои. Итог может быть один – ребенок приходит на урок, где коварный учитель приготовил очередной диктант, призванный выявить, насколько дети усвоили правила. И тут ребенка ждет очередная, хорошо, если это «тройка», а то ведь и «двойка». Еще одна «пара» в копилку, а знания так и не закрепились. Час истины наступает на экзамене.

В последнее время родители все чаще стараются переложить свои обязанности и обязанности школьных педагогов на плечи репетиторов. Однако такой способ вложить знания в голову своего чада финансово могут позволить себе далеко не все. И потом, походы к репетиторам откладываются, как правило, на период учебы уже в старших классах. Вроде как скоро и поступать надо, и выпускные уже на носу.

Самое время привлечь тяжелую артиллерию в лице частных преподавателей. А пока – все сами, сами. «Двойки» от учителей на диктантах в качестве метода обучения, и подзатыльники вечером от родителей в качестве наказания. А между тем, для тех, кто не знает, давно существуют специальные курсы повышения грамотности. Причем для школьников различного возраста и даже для взрослых.

Представляем вашему вниманию веселые запоминалки по русскому языку
на 15 правил орфографии, орфоэпии и грамматики.

Грамотная речь, как устная, так и письменная, сразу выдает человека образованного и начитанного. Говорить и писать без ошибок мечтает каждый! Конечно, добиться стопроцентного результата может лишь обладатель редких энциклопедических знаний. Однако сделать свою речь более чистой, не режущей слух – задача легко выполнимая: и начать стоит с того, чтобы не допускать в ней хотя бы самых распространенных ошибок.

В этой статье, подготовленной специально ко Дню русского языка, мы постарались собрать вместе несколько «популярных» трудных случаев, на которых часто спотыкаются не только дети, но и вполне серьезные взрослые – в телепередачах, кино, СМИ. А чтобы запомнить правила было под силу даже малышу, мы решили облечь их в стихотворную форму.

1. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

НЕ – глаголу не товарищ,
Врозь они стоят всегда.
А напишете их вместе –
Не поймут вас никогда!

(Е. Интякова)

2. Частицы НЕ и НИ

О, как похожи НЕ и НИ!
Но все же разные они.
Как ни хитри, как ни мудри
,
Не надо путать НЕ и НИ!

3. -ТСЯ/-ТЬСЯ в глаголах

В зимний вечер звёздный, тихий
Снег что делаеТ? КружиТСЯ.
И пора уже до завтра
Всем что делаТЬ? Спать ложиТЬСЯ.

(Е. Интякова)

4. Ударение в личных формах глагола «позвонить» падает на звук И.

Мой сосед-незнайка стонет,
Телефон его не звОнит
.
Аппарат-хитрец молчит,
Ждет, когда кто позвонИт
.

(И. Агеева)

5. Надеть (что?) одежду; одеть (кого?) Надежду

Надя девочка НАДЕЛА
На себя три платья смело,
Плащ надела и пальто –
Не замерзнет так никто!

Стала куклу ОДЕВАТЬ,
На прогулку собирать.
“Жарко стало – мамочки!
Снять мне что ли варежки?”

(Е. Интякова)

6. Прийти – приду

– Я не смогу к тебе придти

И в школу не прийду
.
– Но что случилось? Расскажи!
– Прийти
могу. Приду
.

(Е. Интякова)

7. Глагол «ехать» в повелительном наклонении

На зеленый свет,
Медведь,
Ты не ехай

И не едь
,
И не ездий
никогда –
ПОЕЗЖАЙ
! Запомнил?
– Да!

8. Глагол «класть» употребляется без приставок, а «(по)ложить» – только с приставками.

Еду ни лОжить
, ни ложИть
,
Да и накласть
нельзя.
А можно класть
и положить

Запомните, друзья!

(Е. Интякова)

9. Победю или побежу? Глагол «победить» в будущем времени имеет только сложную форму (одержать победу, стать победителем).

«Как на конкурс я пойду, как там всех я побежу
!
Победю
в нем без усилий, если хватит терпежу!»
«Ты не хвастай, грамотей, а язык освой скорей.
Правила ты должен знать, чтоб победу одержать

(Е. Интякова)

10. Раздельное и слитное написание что бы/чтобы, то же/тоже, так же/также

То же
самое, что Маша, я в тетрадке напишу,
Тоже
завтра, как и Маша, я пятерку получу!

Так же
на базар пойду,
Как ходил в прошлом году,
Там куплю себе корову,
А также
лошадь и козу.

(Е. Интякова)

11. Слова-половинки (полкомнаты, полмира, пол-арбуза, пол-лимона, пол-Москвы)

Вот теперь нам стало ясно,
Не забудем никогда:
Слово ПОЛ с любой согласной
Слитно пишется всегда.

Перед «Л» и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово ПОЛ – любому ясно –
Отделяется чертой.

(И. Асеева)

12. Родительный падеж множественного числа существительных «носки», «чулки», «сапоги», «туфли»

«Чулки» и «носки» подчиняются простому правилу: чем короче, тем длиннее.

Носки короткие – слово длинное: носков
(6 букв)
Чулки длинные – слово короткое: чулок
(5 букв)

А про «туфли» и «сапоги» предлагаем вам запомнить смешное четверостишие:

Одна пара модных туфель

Стоит, как огромный трюфель.
Зато кожаных сапог

Накупил я, сколько смог!

(Е. Интякова)

Заодно можно выучить правописание одинарной буквы Н в слове «кожаный» (то же самое – в других прилагательных с суффиксом АН/ЯН). Исключения легко запомнить, посмотрев на обычное окно
: деревяННый, стекляННый, оловяННый.

13. О или Ё? В ударных суффиксах имен существительных -ОНК-, -ОНОК- (девчонка, юбчонка, галчонок, медвежонок) пишется буква О.

Шел по лесу медвежо
нок,
Повстречал его волчо
нок:
– Там в лесу толпа девчо
нок
Весь рассыпала бочо
нок,
Полный ягод, вкусных, спелых.
Забирай малину смело!

(Е. Интякова)

14. Торты – Шорты: ударение во всех формах обоих слов падает на первый слог.

Долго ели тОрты

Не налезли шОрты
.
Лучше жить без тОртов
,
Чем гулять без шОртов
!

15. Правописание непроизносимых согласных

И ужасно
, и опасно

Букву «Т» писать напрасно
!
Всем извесТно
, как прелесТно

Букву «Т» писать умесТно
!

Дарим вам запоминалки
Совершенно БЕЗВОЗМЕЗДНО!

С Днем русского языка!

Уважаемые читатели, возможно, вам известны и другие хорошие запоминалки? Вы сочинили их сами или запомнили еще с детства? Мы будем вам очень признательны, если вы поделитесь с нами своими знаниями и дополните эту статью новым интересным материалом. Присылать письма можно на нашей редакции.

Двойки по русскому больше не будет

В ваш класс пришел психолог. Вам бы радоваться – совет дельный даст, да и психологические услуги на стороне нынче слишком дороги. Но вам не до радости. «Дисграфия» – таков при­говор. Ну вот и дожили, теперь учитель­ница будет не просто упрекать вашего пер­воклассника за лень и отсутствие стара­ния, но еще и причислит его к разряду не таких как все. Что же такое эта страшная дисграфия и с чем ее едят?

Дисграфия – это затруднения при на­писании слов, пропуски и перестановки букв, оборванные окончания, «странное» написание. Причин у дисграфии может быть много. Самая распространенная – это низкий уровень развития фонематическо­го слуха. Ребенок не различает некоторых звуков, причем не только гласных, но и согласных. А так как дети первого-второго класса пишут как слышат, то и получают­ся жуткие ошибки, которые принимают­ся за описки, то есть невнимательность. Часто дети с неразвитым фонематическим слухом сами неправильно произносят мно­гие звуки. Эти проблемы помогает устра­нить логопед. Три-четыре месяца за­нятий – и количество описок со­кратится в пять раз.

Если у ребенка чистая речь, а он все равно делает описки и про­пускает буквы, во всем виновато внимание. Недостаточная его ус­тойчивость и концентрация – при­чина плохой успеваемости по рус­скому языку. Чаще всего невнима­тельность проявляется при списы­вании с доски или из учебника, при этом диктант дается ребенку относи­тельно легко.

  1. Напишите на листе бумаги десять бес­смысленных слов, состоящих только из со­гласных букв (ктмц, мврглгк и т.д.). Ребе­нок должен переписать слова за минуту. Чем меньше ошибок – тем больше призов. Ус­ложняйте задание, подключая зритель­ную память: покажите лист и уберите его. Ребенок по памяти запишет слова. Велико­лепное упражнение для формирования вни­мания при списывании текста.
  2. Прочитайте вслух небольшое предложе­ние. Чтение сопровождайте негромким по­стукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить содержание текста и по­считать количество ударов. Можно предложить ребенку рисовать кружки и одновре­менно считать удары или хлопки. Эти уп­ражнения полезны для улучшения распре­деления внимания – ребенок сможет гра­мотно писать и слушать, что говорит учи­тель.
  3. Для концентрации и устойчивости внимания лучше всего использовать все­возможные «лабиринты» и «путаницы»(«помоги поросенку найти свой домик» и т.п.). Если ребенок каждый день будет «распутывать» такие головоломки, его вни­мание окрепнет и он научится в течение длительного времени выполнять требую­щую сосредоточенности работу.

Очень часто проблемы с письмом воз­никают у детей-левшей. Учителя жалуют­ся на сниженный темп работы и не­устойчивость внимания. Известно, что развитие правой руки напрямую свя­зано с формированием речи у малень­ких детей. Когда левша начинает пи­сать, правая рука оказывается совсем заброшенной. При этом страдает уст­ная речь, может появиться косноязы­чие при пересказе. Поэтому рекомен­дуется давать ребенку нагрузку на обе руки и, соответственно, на два полу­шария головного мозга сразу. Дайте ре­бенку лист бумаги и попросите левой рукой (ведущей) рисовать треуголь­ники, а правой – круги. Добивайтесь тренировкой, чтобы треугольников и кругов было одинаковое количество. Будете тренироваться постоянно – по­лучите красивый почерк, высокий темп работы и грамотную речь.

Юлия ГУРЕВИЧ

Вам понадобится

  • – план занятий по исправлению оценок;
  • – помощь репетитора;
  • – настойчивость;
  • – желание исправить ситуацию;
  • – трудолюбие;
  • – овладение проблемным материалом;
  • – дополнительный зачет или другие проверочные работы

Инструкция

Постарайтесь в быстрые сроки выучить тот материал, по которому вас не устраивают ваши оценки. Формулы и правила по проблемной теме вы должны знать назубок, если хотите исправить ситуацию. Кроме того, обратите внимание на практическую часть, помимо теории: задачи и упражнения также не должны вызывать у вас затруднения.

Если вы не можете самостоятельно разобраться в данной теме, обратитесь с просьбой помочь вам к своему учителю, а в случае невозможности подобной помощи (у учителя нет времени, у вас с ним конфликт, вы не понимаете его объяснений и т.п.) – к репетитору. Последнего можно найти, наведя справки у своих одноклассников и учащихся других классов? или обратив внимание на объявления в местной газете. Можно узнать и у другого учителя, к примеру, по , в данной , не согласится ли он оказать вам платную помощь.

После того как вы почувствуете уверенность в своих знаниях и способность тот материал, по которому у вас стоят низкие оценки, подойдите к своему учителю (лучше делать это в спокойной обстановке, когда вам никто не будет мешать) и попросите его помочь вам исправить ваши отметки. Четко мотивируйте ваше желание тем, что вы не хотите быть «троечником» или что более высокий балл по данному предмету нужен вам для поступления . Скажите, что вы сожалеете о том, что ранее безответственно относились к предмету, что вы осознали его важность и серьезность для вас. Разговаривайте вежливо, четко и убедительно. Учитель должен увидеть ваше стремление исправить ситуацию.

Попросите своего педагога назначить вам дополнительный зачет или зачеты по темам, вызывающим у вас затруднения; дать вам творческое задание (например, написать реферат или подготовить доклад по какой-либо из тем) и т.д. Будьте готовы к тому, что теперь вам придется учиться со стопроцентной отдачей, не надеясь на списывание и подсказки друзей.

В случае если ситуация такова, что срочно исправлять оценки вам нужно не по одному, а по нескольким предметам, составьте для себя расписание занятий по каждому из них, забудьте на время о развлечениях и полностью сосредоточьтесь на учебе, четко представляя себе цель, к которой вы стремитесь? и планомерно добиваясь ее осуществления.

Удаление двоек из дневника – процесс весьма деликатный. Он потребует от вас сосредоточенности. Для качественного удаления двойки сложные химические реактивы дома приготовить сложно, поэтому использовать лучше перекись водорода с марганцовкой или хлор.

Инструкция

Сначала попробуем хлор. Для взять любую хлорсодержащую жидкость для использования в быту. Она должна быть полупрозрачной и по вязкости быть близкой к воде. Возьмите пипетку и капните каплю этой хлорсодержащей жидкости на стекло. Возьмите спичку и макните в каплю на стекле. Эта капелька большей частью останется на кончике спички, которую переносим на бумагу дневника подальше от двойки (чтобы реакцию бумаги). Ждите 30 минут. Если бумага в дневнике не пожелтела на месте нанесения хлорки, то наносите жидкость на . В десяти процентах двойки как и не было, в двадцати процентах – результат более менее положительный – будут чуть видны контуры двойки, которые иногда получается убрать ластиком, в семидесяти процентах результат неудовлетворительный.

Если в первом способе результат оказался неудовлетворительным, то попробуем вторым.

Начинайте с готовки 10% перекиси водорода, если такой нет, то можно использовать и аптечную 3% перекись. Пипеткой капните перекисью на стекло. Рядом на него насыпьте 4-5 гр. марганцовки. Сначала переносим на бумагу дневника спичку смоченную марганцовкой подальше от двойки (для пробы). Затем еще одной спичкой капните перекись на марганцовку. Произойдет шипение. Ждите 30 минут. Если лист не изменил цвет, то тоже самое проделываем с двойкой в дневнике. Процент успеха примерно такой же, как и с хлором.

Видео по теме

Обратите внимание

Над важными документами такое не проделывайте. Вышеописанные способы могут испортить бумагу, если двойка написана гелем или тушью.

Отломите кончик с серой от спички прежде, чем окунать его в жидкости.

Если вы хотите стать хорошим специалистом и получать хорошую заработную плату, нужно иметь образование. При получении образования (не важно, высшего, среднего, среднего специального) необходимо следить за своей успеваемостью. Если же настал момент, когда вы поняли, что оценки нужно исправлять, следуйте простой схеме, и у вас обязательно все получится.

Инструкция

Главное в учебе – желание постигать новое, получать знания, совершенствоваться в различных областях науки. Поэтому, первое, на что следует обратить внимание – это ваша лень. Старайтесь побороть ее любыми способами.

Если оценки приходится исправлять по предмету, который, скажем, не очень вам интересен, берите себя в руки и заставляйте сесть и . Воспитывайте в себе такие необходимые для успешной учебы качества, как усидчивость, терпение, внимательность, сосредоточенность и конечно, ответственность. Сначала это может показаться трудным, но со временем процесс вовлечет вас и даже понравится.

Учеба в школе не всем ребятам дается очень легко. К тому же, некоторые ученики в течение учебного года расслабляются, а ближе к его окончанию спохватываются и всеми силами стараются спасти ситуацию. Именно поэтому перед ребятами нередко встает вопрос, как исправить за неделю или несколько дней.

Как быстро исправить оценки в школе?

Вопрос, как исправлять оценки в школе, и можно ли это сделать за короткий период времени, встает перед огромным количеством современных учеников. В действительности, в этом нет ничего сложного, если ребенок задался целью и в дальнейшем хочет хорошо учиться. Чтобы помочь своему отпрыску исправить ситуацию за короткое время, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  1. Самое главное – в срочном порядке выучить материал, по которому ребенка не устраивают его оценки. В частности, школьник должен знать назубок все формулы и правила по проблемной теме, если таковые имеются. Практической части также следует уделять внимание, но все же на передний план должна выйти теория.
  2. Если у вас есть возможность, можно нанять репетитора, который поможет ребенку за короткий период освоить необходимый материал. При этом лучше всего обратиться за помощью непосредственно к учителю, который преподает проблемный предмет в школе, где учится ваш наследник.
  3. После того, как ребенок достаточно хорошо освоит материал, который ранее был для него слишком сложен, вместе с ним подойдите к учителю и попросите дать возможность исправить оценку. Ученики старших классов должны делать это самостоятельно, убеждая педагога в том, что искренне сожалеют о своем безответственном отношении к предмету.
  4. Дополнительно можно попросить учителя дать ребенку творческое задание, например, подготовить доклад или реферат по одной из самых сложных тем.

Нередко у школьников возникает ситуация, когда им приходится исправлять оценки не по одному, а по нескольким предметам сразу. В этом случае предварительно следует составить расписание работы педагогов и определить, в каком порядке лучше всего заполнять пробелы.

Естественно, что исправить плохие оценки, особенно по нескольким предметам, ребенок сможет только в том случае, если на время совершенно забудет о развлечениях и полностью сосредоточится на учебе. Чтобы у вашего отпрыска был хорошо учиться, можно пообещать ему исполнение одного желания после исправления ситуации.

Сыну 11 лет, в 5-ом классе. учиться хорошо, по всем предметам кроме русского. Причем, это при наличии репетитора. Дома пишет диктанты с 2-3 ошибками,  в школе 6-9.  Я реально  не знаю что делать. По математике средняя 4,45, по англ. язу = 4,8. По русскому 3,09 средняя в электронном дневнике. Причем все диктанты он фотографирует и потом дома мы их переписываем. Дома намного меньше ошибок. Вернее они есть, но он их находит. А в школе нет. Говорит , что проверять времени не дают. Вчера сдавали минимум по русскому.. всегда сдавали его устно. В этот раз тестирование было. И мой пришел в слезах.  Половину не понял, говорит, что что-то даже не проходили. Проверить нет возможности, было онлайн. НО…фраза учителя  сыну убила…. ” Что? И как ты будешь это фотать? Никак!!!”.  Говорит, что радости ее не было предела.
Сказать что почти весь поток 5 классов учиться плохо, это не сказать ничего. Съехали все. И никак не можем выбраться. Позиция учителя – дети дураки и дуры. Но тогда они должны быть дураками и дурами по всем предметам. Тем более у нас мат. лицей.  Но у нас только русский. Просили поменять учителя, директор отказала. Что можно еще сделать? Многие дают диктофоны детям, а потом дома разбирают снова ее урок. Это всплыло и был огромный скандал. Но вместе с этим всплыло то, что она действительно не дает проверить работы, т. к. 1/2 она ищет презентацию. Даже на сочинение дает минут  20 во второй половине урока. Многие просто не успевают дописать. 
У сына “поплыло” на этой почве здоровье, он переживает.  В итоге почти пол 3-ей четверти провел в стационаре с панкреатитом. В началке даже текущие 3 были редкостью, не то что за четверть.  Перевести не вариант. Все кроме русского хорошо.

Если у ребенка есть трудности с орфографией и расстановкой знаков препинания, самое время это исправить. Как улучшить грамотность простыми способами, читайте в нашем материале.

Сложности с изучением родного языка в школе могут возникать по нескольким причинам. Ошибки на письме появляются не только потому, что ученик не выучил правило. Но и потому, что у него есть проблемы с устной речью, правильным произношением и распознаванием звуков и слов, дисграфия. Также грамотность зависит от таких психических процессов, как память, мышление, внимательность и т. д.

Если родители замечают, что ребенок никак не может справиться с изучением родного языка, получает низкие оценки, пишет с ошибками и не понимает логику расставления знаков препинания, то лучше обратиться за помощью к педагогу. Специалист оценит причины проблем и подберет индивидуальный план занятий.

Но родители тоже могут помочь ребенку повысить грамотность и подтянуть знания по русскому языку без репетитора. Главное — донести до своего ученика мысль, что в каждом деле нужна самодисциплина и постоянство. Врожденной грамотности не бывает, все навыки тренируются путем изучения правил и регулярных упражнений.

Читайте также: Тест на грамотность. Сколько баллов вы бы набрали на ЕГЭ по русскому

Лучшие способы повысить грамотность

Писать диктанты

Сначала нужно понять, какие орфограммы у ребенка вызывают сложности. Напишите с ребенком диктант — и по ошибкам увидите, какие пробелы есть в его знаниях, какие правила нужно повторить или выучить.

Родителям, если они не педагоги-филологи, не стоит полагаться на собственные знания. Лучше выбрать готовый диктант в специальных пособиях или на официальных образовательных ресурсах в интернете.

Учитывайте, что диктант должен быть подобран по возрасту ребенка, быть ему интересным и не слишком длинным (так, для 5-го класса норма — не более 100 слов, для 6-го класса — 110, для 7-го — 120,  8-го — 150, 9-го — 170). Написание текста под диктовку хорошо тренирует орфографический и пунктуационный навыки.

Читать художественную литературу

Во время чтения включается зрительная память, а значит, фиксируется написание слов, расстановка интонационных знаков, пополняется словарный запас.

Но важно читать качественную литературу, книги, подготовленные к печати солидным издательством. К сожалению, на форумах и в непрофессиональных интернет-источниках публикуются тексты без редактуры и корректуры, поэтому есть риск «обогатиться» новыми ошибками и непроверенной информацией. 

Переписывать отрывки текстов

Умение точно переписывать текст поможет ученику повысить уровень грамотности в кратчайшие сроки, развить внимательность и интуитивно узнавать ошибки. Это упражнение задействует два вида памяти — механическую (при списывании) и зрительную (при прочтении), поэтому ребенок с большей вероятностью запомнит написание слов.

Лучше выбирать отрывки из разных произведений — так школьнику будут встречаться новые для него стилистические приемы, словосочетания, лексика, которые он сможет в дальнейшем использовать при написании сочинения.

Запоминать слова

Еще один лайфхак для того, чтобы «подтянуть» русский язык, — выписать сложные слова, в которых ребенок постоянно делает ошибки, на бумаге и приклеить на видных местах. Такие подсказки обязательно вспомнятся в нужный момент, например, во время проверочной работы на уроке в школе.

Использовать онлайн-тренажеры

На профильных интернет-ресурсах можно найти ответы на многие лингвистические вопросы, подсказки и правила, тесты для проверки знаний и онлайн-диктанты. Выполнять такие задания ребенку наверняка будет интереснее, чем сидеть над учебниками.

Добавить комментарий