Как исправить если у вас детский голос

По степени сохранности голоса выделяют две группы: афония и дисфония.

При афонии голос теряется полностью, пациент может общаться только шёпотом. А при дисфонии – частично: нарушается чистота, сила и тембр. Сопровождается дисфония хрипотой, осиплостью, реже – кашлем и затруднённой речью.

Оба заболевания могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. При своевременной терапии – легко поддаются лечению, самостоятельно не пропадают.

Причинами возникновения проблем с голосом могут стать пыль, вредные привычки, инфекционные заболевания дыхательных путей, ларингит, операции на органах шеи, ДЦП, психологические факторы.

Нарушения классифицируют согласно следующим причинам:

  1. Центральные органические нарушения (параличи гортани) – проявляется при травмировании коры головного мозга, часто сопутствует детскому церебральному параличу.
  2. Центральные функциональные нарушения – возникает при большом стрессе или при других психотравмирующих обстоятельствах. Афония такого типа протекает длительно, а после лечения вероятны рецидивы.
  3. Периферические органические нарушения – возникают после ларингита, тяжелых операций по удалению опухолей, при парезах и рубцовых изменениях голосового аппарата, а также при параличе гортани.

Ларингит опасен тем, что меняет слизистую, чем сопутствует к поражению нерв и мышц гортани и стойкому дефекту голоса, который сопровождается болью. Голос теряет свою силу и звучность, появляется утомляемость, вплоть до полной неспособности говорить.

После инфекционных поражений или других травм гортани – образовываются периферические парезы и параличи, которые сбивают дыхание и нарушают голос.

Опухоли – являются одной из самых распространённых причини нарушения голоса. Большое скопление папиллом зачастую наблюдается у детей, опухоли накапливаются в гортани, а после удаления могут рецидивировать.

Органические периферические нарушения голоса могут иметь врождённый характер, к таким относят:

  • Порок развития гортани – у пациента нарушена структура хрящевой ткани, обвисает надгортанник, соответственно вход в гортань не открывается полностью;
  • Подголосовой стеноз гортани – голосовые складки недоразвиты, стенозу сопутствует кашель, отдышка и хрипы;
  • Врождённый порок развития гортани – нарушение функций гортани, которая возникает ещё в утробе матери.
  1. Периферическое функциональное нарушение – является следствием переутомления голоса, по причине инфекционных заболеваний или неправильной постановки голоса. Отсутствуют воспаления и анатомические изменения, легко поддаётся лечению.

Начать восстанавливать голос, необходимо как можно раньше, чтобы избежать патологий. При лечении выделяют две задачи – выявление компенсаторных возможностей организма и ликвидация патологий.

Для осуществления этого необходимо:

1. Стимуляция мышц и нервов гортани;

2. Предотвратить развитие вторичных дефектов;

3. Работа с психотерапевтом;

4. Восстановление фонации;

5. Координация дыхания.

Для лечения проблем с голосом существуют следующие этапы:

• Общение с психотерапевтом;

• Коррекция дыхания;

• Тренировка мышц гортани, с помощью фонопедических упражнений;

• Закрепление исправленной фонации.

Перед занятиями важно наладить взаимопонимание с пациентом, чтобы определить, что влияет на его настроение и поведение. Это позволит выбрать правильную тактику в предстоящей работе. На первом занятии объясняется сущность нарушения и этапы лечения. Механическое повторение заданий не исправит ситуацию, поэтому стоит замотивировать пациента, объяснив, что патологию несложно исправить.

После работы с психиатром начинается подготовка к работе над дыханием. Если гортанный нерв повреждён при параличе, то восстановить его двигательную функцию будет практически невозможно. В остальных случаях требуются функциональные тренировки. Занятия увеличат подвижность здоровой части гортани, а при параличе частично вернут подвижность голосовой складке.

Следующим шагом, является нормализация физиологичного дыхания и фонации. Занятия должны быть направлены на нормализацию дыхания и начинаться с «дутья в губную гармошку». Необходимо дуть медленно, делая вдох и выдох на одной ноте. Здоровым детям, следует начинать тренировку с 1 минуты 10 раз в день, постепенно увеличивая время до 2 минут и 15 повторений за день. При головокружении, стоит уменьшить время упражнения до 15-20 секунд.

Данное занятие удлиняет выдох, а равномерные движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха массируют гортань, за счет чего увеличивается подвижность здоровой части гортани и активизация парализованной. В комплекте с «дутьём в губную гармошку» рекомендуются дыхательные упражнения, которые тренируют удлинённый выдох:

Комплекс А. Сядьте на стул прямо или встаньте:

1) Сделайте быстрый неглубокий вдох, а затем продолжительный выдох;

2) Вдыхайте носом, а выдыхайте ртом;

3) Вдыхайте ртом, выдыхайте носом;

4) Вдыхайте и выдыхайте только одной половиной носа, затем второй;

5) Вдыхайте через одну половину носа, а выдыхайте через вторую;

6) Вдыхайте через нос, а затем медленно выдыхайте с усилением в конце;

7) Вдыхайте носом, выдыхайте через неплотно сжатые губы;

8) Вдыхайте носом, выдыхайте носом задерживая дыхание.

Не начинайте делать сразу дыхательные практики и упражнения, чтобы не перегружать пациента. Примерно неделю занимайтесь дыхательными тренировками, а после добавьте упражнения для мышц шеи и гортани.

Комплекс Б. Для выполнения нижеописанных упражнений необходимо сесть прямо:

1) Заложите руки в замок на затылке, отклоните голову назад и окажите небольшое сопротивление, с помощью рук;

2) Сожмите руки в кулак и упритесь кистями в подбородок, затем наклоняйте голову вперёд, оказывая руками сопротивление;

3) Прикройте ладонями уши, затем наклоняйте голову к плечам с сопротивлением рук;

4) Сжимайте челюсти, а затем двигайте нижней челюстью вниз, в стороны, вперёд;

5) Надуйте щёки;

6) Достаньте кончиком языка нёба;

7) Поднимайте нёбо при зевке.

Вышеописанные тренировки очень легки в исполнении. Их рекомендовано выполнять по 6 раз в течение дня, повторяя каждое примерно по 5 раз.

При сочетании упражнений с логопедом и занятиями для установления диафрагмального дыхания – исчезнет рефлекторный кашель, значительно удлинится выдох и появятся слабые колебательные движения парализованной части гортани. Следующим этапом идут упражнения для координации голоса. Суть данных упражнений в том, что бы вибрации звука воздействовали на механизм образования голоса. При регулярных занятиях добиваются правильного акустического эффекта, в чём и состоит постановка голоса.

Начинается коррекция с произношения буквы {м}, что позволяет установить правильную фонацию.

Упражнение 1. Произносите звук медленно и кратко, направляя его так, чтобы он «ударялся» в нёбо, тем самым вызывая резонацию. Спустя пару тренировок фонации станут более продолжительными, и голос будет звучать чётче. Когда упражнения перестанет вызывать затруднения, переходят к произношению открытых слогов.

Упражнение 2. Сначала проговорите один звук {м}, после чего чередуйте вместе с этим звуком – гласные, например: ма, мо, му, мэ, мы. При этом резко опускайте нижнюю челюсть. Для закрепления результата, спустя пару занятий, нужно произносить слоги, с ударением на второй склад.

Упражнение 3. Произнесите следующие слоги:
– ма-ма на-на;
– ма-мо на-но;
– ма-му на-ну и так далее.

Упражнение 4. Произнесите следующие слоги:
мама-мама-мамама;
нана-нана-нанана и так далее.

Когда слоги звучат громко и полноценно, можно переходить к следующему заданию.
Упражнение 5. Проговорите звук {й}в сочетании с гласными

Повторение гласных на твёрдой атаке положительно влияет на смыкание голосовых складок. Произносите гласные кратко и твёрдо, а звук {й} продолжительно: ай… яй…, ой… ей…, уй… юй…, эй… ей…

После вышеописанных занятий необходима координация дыхания и голосообразования. Чтобы этого достичь произносите гласные звуки на одном выдохе.
Упражнение 6. Проговаривайте слоги с гласными, например: а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т. д.

Ребёнок должен повторять слоги, сначала за логопедом,  после самостоятельно.

Произнося сочетания легко и без жалоб, можно переходить к следующим этапам лечения – к проработке восстановленного голоса. Для проработки репетируют следующие слоги — ма, мо, му, мэ, мы. Постепенно приступая к фразовой речи и чтению.

В работе с речевым материалом рекомендуют заниматься вокалом. Занятия помогут закрепить голос и увеличат звучность. Можно пропеть трезвучия, мелодии без резких переходов или гаммы.

Когда голос восстановлен – он звучит громко, сопровождается организованным дыханием, при этом отсутствуют неприятные ощущения в горле. Во время обследования голосовые складки смыкаются, а на поражённой части гортани видны их колебания.

Продолжительность реабилитационной работы длится до 4 месяцев, длительность лечения зависит и от тяжести нарушения, и от времени начала занятий.

Если ребёнок перенёс несколько операций, вследствие чего, образовались рубцы в гортани – стоит начинать лечение с коррекционной работы над дыханием, восстановить голос и исправить звукопроизношение.

Вызвать голос у пациента с рубцами и афонией – сложнейшая задача в коррекционных занятиях. Чтобы получить звук подбирается любой звонкий согласный. Например – {м}и {ж}, эти слоги фрмируются при стоне, мычании и жужании. Чтобы закрепить прогресс выполняют вокальные упражнения.

В случае фоноастении, для оперативного восстановления важно найти причину возникновения. Если проблема возникла, в следствие постоянного форсирования, нужно урегулировать речевую нагрузку и избегать психотравмирующих моментов.

Фоноастения протекает без охриплости, поэтому нагружать голосовой аппарат не стоит, проводите тренировки с минимальной нагрузкой. Чтобы определится с правильной позицией, во время фонации – постарайтесь произносить звук {м} как можно продолжительнее.

Чтобы возобновить голос при гипо- или гипертонусных нарушениях – необходимо работать над установлением дыхательной опоры. Важно активизировать голос при гипотонусных расстройствах и восстановить координацию. Как только дыхание удается наладить, переходят к выполнению комплекса Б. За ним следует комплекс голосовых упражнений в обычной последовательности.

При гипертонусных нарушениях используется придыхательная атака звука. Она расслабляет мышечный тонус. Для этой цели выполняют упражнения для дыхания комплекса А:

Сядьте прямо на стуле и повторяйте:

1) Вдыхайте и выдыхайте носом, имитируя стоны;
2) Вдыхайте носом и выдыхайте ртом, со звуком а;
3) Вдыхайте ртом и выдыхайте носом, имитируя стон;
4) Вдыхайте носом, а выдыхайте продолжительно носом, имитируя в конце усиленный стон;
5) Вдыхайте носом, выдыхайте ртом с неплотно сжатыми губами,  произнося глухо звук в;
6) Вдыхайте носом, выдыхайте носом толчками, имитируя прерывистый стон.

Стоит в комплексе с этими упражнениями проводить массаж шеи для расслабления мышц. Таким образом, данный комплекс подготовит голосовой аппарат к фонации и произнесению громкого полнозвучного м. После образования полноценного «мычания» дальнейшие упражнения затруднений не вызовут.

Восстановить голосовой аппарат при афонии психогенно-функционального типа – очень сложная задача. После прохождения тщательной подготовки с психотерапевтом приступают к выработке звучности в голосе. При данной проблеме, проще проявить голос, с помощью кашлевого рефлекса и введением его в следующие слоги: ка, ко, ку, ки, ке, а затем – как, кок, кук, кик, кек и т.д. Так называемое «жужжание», тоже окажет позитивное влияние на реабилитацию. Для этого проговаривайте следующие слоги: жа, жо, жу, жи, же; жож, жуж.

Чтобы избежать расстройств и проблем с голосом, нужно воспитывать и оберегать голос с самого детства. Каждый учитель знает, что детский голосовой аппарат слаб, поэтому форсирование может нанести огромный вред. Основной профилактикой предупреждения таких проблем, является диафрагмальное дыхание и мягкая атака голосоподачи.

Для профессий, где постоянно используется голос, необходимо соблюдать ограничения в курении, алкоголе, не переусердствовать с горячей или наоборот, сильно охлаждённой пищей, потому что всё это раздражает слизистую гортани и вызывает воспаления. Простуды также негативно влияют на голосовой аппарат, в частности, когда люди продолжают напрягать голос.

Во время завершения восстановления голоса, не стоит забывать о профилактике. Важно продолжать наблюдение у логопеда, чтобы контролировать состояние голосовых связок.

По завершению восстановления, пациенты получают рекомендации по соблюдению голосового режима. Чтобы предотвратить вероятнось рецидивов, нужно соблюдать профилактические меры и регулярно наблюдаться в диспансере, эти мероприятия обеспечат устойчивость достигнутых результатов.

Что такое ринолалия (гнусавость)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Мисюрина Ю. В., ЛОРа со стажем в 18 лет.

152759 53338 misyurina l152759 53338 misyurina l

Определение болезни. Причины заболевания

Ринолалия (с греч. «носовая речь») — это искажение произносимых звуков из-за функционального нарушения или анатомических дефектов речевого аппарата. Речь при этом приобретает характерный гнусавый тембр.

stroenie rechevogo apparata s

Причины ринолалии

К причинам органической ринолалии относятся:

1. Слишком широкое сообщение между носовой и ротовой полостями — так называемая открытая ринолалия. Она может развиваться в результате:

rasshelina myagkogo i tvyordogo nyoba s

2. Слишком узкий просвет или непроходимость полости носа и носоглотки — закрытая ринолалия. Она возникает при непроходимости в задних отделах носовой полости. Причинами этого могут быть:

3. Передняя закрытая ринолалия возникает при патологии передних отделов носовой перегородки, полипах в полости носа и гипертрофии носовых раковин.

Функциональная ринолалия также подразделяется на закрытую и отрытую:

Симптомы ринолалии

Патогенез ринолалии

Механизм появления ринолалии связан с работой нёбно-глоточного клапана, объединяющего дыхательные и пищеварительные пути. Этот аппарат представлен мышцами мягкого нёба и стенками глотки, которые управляют и глотанием, и формированием речи.

При глотании мягкое нёбо поднимается и прижимается к задней стенке глотки. Чтобы пищевой комок мог устремиться вниз к пищеводу, носоглотка отделяется от ротовой полости. Такой же механизм используется и при речи.

Устройство речевого аппарата

Речевой аппарат состоит из трёх отделов:

rechevoy apparat cheloveka s

Воздушная волна из лёгких направляется в трахею, где встречает первое препятствие — голосовые связки. Проходя сквозь них, воздух вызывает ритмичные колебания, и создаётся звук, называемый тоном. Если голосовые связки раздвинуты, то они не колеблются, в этом случае возникает шум.

Струя воздуха, состоящая из чистого тона, проходит ротовую полость свободно — так появляются гласные. Воздушный поток из тона и шума или одного шума встречает на своём пути препятствия: губы, язык и нёбо. Из сочетаний тона и шума с преградами на пути создаются различные звонкие и глухие согласные.

Открытая ринолалия (гиперназальная речь)

Закрытая ринолалия (гипоназальная речь)

Смешанная ринолалия

Классификация и стадии развития ринолалии

Обе формы могут быть открытыми и закрытыми.

Стадии ринолалии не выделяют. Встречается только описание степеней нарушений:

Осложнения ринолалии

Будучи симптомом, ринолалия не вызывает каких-либо осложнений. Нарушения речи могут стать причиной трудностей при общении и социальной адаптации, но называть это осложнениями некорректно.

Также нельзя сказать, что ринолалия приводит к задержке психического развития. И то, и другое — симптомы поражения центральной нервной системы, а не осложнения друг друга.

Диагностика ринолалии

Диагностика начинается с консультации врача, прежде всего ЛОРа, а также специалиста челюстно-лицевой хирургии, стоматолога, невролога и логопеда. В некоторых случаях может понадобиться помощь генетика, онколога и рентгенолога.

На консультации оториноларинголог:

rinoskopiya perednyaya i zadnyaya s

Инструментальные методы обследования

Дополнительные методы применяются для уточнения диагноза. При ринолалии они помогут определить расположение причинного дефекта. Стандартный осмотр и дополнительное обследование позволяют выявить анатомические особенности и патологию полости носа, а также аномалии строения нёбно-глоточного клапана.

Пробы для определения типа ринолалии

Определить тип ринолалии помогут специальные пробы:

simptom zanaveski smeshenie zadnyay stenki glotki v storonu s

Лечение ринолалии

Лечение пациентов с ринолалией состоит из устранения причин гнусавости и последующей логопедической реабилитации.

Лечение закрытой ринолалии

Направлено на восстановление нормальной проходимости полости носа и носоглотки. Для лечения закрытой ринолалии применяются:

septoplatika s

После операции необходима реабилитация. Она проводится совместно с логопедом, он же определяет её длительность. Реабилитация заключается в выполнении упражнений, например таких:

Лечение открытой ринолалии

Лечение органической открытой ринолалии, вызванной расщелиной нёба, проводится совместно с устранением основного заболевания.

Ортопедическое лечение. При открытой ринолалии используются мягкие и жёсткие обтураторы — приспособления для временного закрытия дефекта нёба, напоминающие зубной протез. Резиновый обтуратор применяется с самого рождения, он важен при кормлении ребёнка. Впоследствии его заменяют жёстким обтуратором, который носится до проведения хирургического лечения.

obturator dlya novorozhdyonnyh s

Хирургическое лечение включает:

Операция по закрытию дефекта дна полости носа проводится в первый год жизни, после появления молочных зубов. Беззубый рот новорождённого приспособлен для активного грудного вскармливания — у ребёнка есть десневая мембрана и выраженные складки эпителия твёрдого нёба. Они помогают малышу удерживать сосок матери при кормлении.

Кроме того, ребёнок может одновременно сосать и дышать. Такое возможно благодаря соединению высоко расположеной гортани непосредственно с носом. Сосательный рефлекс, утрачиваемый с появлением зубов, способствует развитию мышц языка и дна полости рта, челюстей, жевательных и мимических мышц.

Операция по пластике расщелины верхней губы называется хейлопластикой.

hyayloplastika s

plastika nyoba po furlow s

Также для лечения применяют механические приспособления: фонендоскоп М. Зеемана и артикуляторы Пискунова.

Фонендоскопом М. Зеемана тренируется ротовое речевое дыхание. При неправильном токе воздуха, возникающем при его прохождении через нос, воздушная струя ударяет по барабанной перепонке и вызывает небольшую боль или неприятные ощущения.

Артикуляторы Пискунова — съёмные приспособления, которые закрепляют на зубах пациента. С их помощью формируют нужный артикуляционный уклад.

fonendoskop m zeemana i artikulyatory piskunova s

Осложнения после операции

Кровотечение — это частое осложнение любой операции. Другим негативным последствием хирургического вмешательства может стать стеноз, или сужение дыхательных путей. Оно возникает из-за отёка языка при длительном сдавлении роторасширителем во время операции.

Прогноз. Профилактика

Прогноз зависит от основного заболевания, из-за которого нарушилась речь. Если диагностика и лечение проведены своевременно и успешно, то он благоприятный.

Закрытая ринолалия, вызванная обструкцией носа, проявляется не только гнусавостью, но и затруднением носового дыхания. Оно может стать причиной хронического недостатка кислорода и неправильного развития лицевого отдела детского черепа.

У пациентов с расщелиной нёба и открытой ринолалией может нарушиться дыхание и возникнуть сложности с питанием: ребёнок не может сосать грудь и в дальнейшем есть обычную пищу.

Источник

Мутационная дисфония ( Патологическая мутация голоса )

c9e828a59259b812b86e3842524d7d5f

Мутационная дисфония – это функциональное расстройство голосовой функции, возникающее в период полового созревания. Признаками нарушения служит сохранение детского тембра в послемутационном периоде, боль в горле при фонации, осиплость голоса, афония. Объективная и дифференциальная диагностика требует проведения ларингоскопии, стробоскопии, акустического анализа голоса, ЭГГ. Модель лечебно-коррекционного воздействия предполагает соблюдение охранительного голосового режима, обучение подростков основам правильного голосоведения, проведение психотерапии, фонопедических занятий.

МКБ-10

5ed9a08618523c3df24840532b15f155

Общие сведения

Понятие «мутация», или «ломка голоса» означает его возрастные физиологические изменения. Это состояние типично и для девочек, и для мальчиков-подростков. Возрастные рамки мутационного периода – 13-15 лет. В норме трансформация детского голоса во взрослый занимает от 6 месяцев до 1 года. При нарушении сроков, темпов или искажении динамики возрастных изменений голоса говорят о мутационной дисфонии. Патологическая мутация чаще возникает у мальчиков, это объясняется влиянием мужских половых гормонов на рост и развитие гортани. Частота возникновения мутационных дисфоний составляет 6-24%.

5ed9a08618523c3df24840532b15f155

Причины

Мутационный период является критическим в развитии голосовой функции. В это время под влиянием гормональной регуляции происходят серьезные морфологические изменения в органах голосообразования. Любые стрессовые для организма воздействия могут привести к срыву физиологически протекающей мутации и формированию стойкого дисфонического расстройства. Нарушения голоса в период пубертата полиэтиологичны, их причинами могут выступать:

Некоторые исследователи высказывают мнение, что мутационная дисфония развивается преимущественно у подростков из неполных семей, которые чаще слышат материнскую речь и невольно подстраивают свой голос под женский образец. Однако эта точка зрения достоверно не доказана и опровергается другими наблюдениями.

Патогенез

Мутация – это физиологическое явление. Она связана с быстрым ростом гортани в подростковом возрасте. У девочек гортань увеличивается преимущественно в высоту, голосовые складки удлиняются на 1/3, голос понижается незначительно (на 0,5-2 тона), эволюционирует плавно. У мальчиков гортань растет как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении, длина голосовых складок увеличивается в 1,5 раза, высота голоса снижается на октаву.

При патологическом характере мутации под действием выше названных причин нарушается координированная деятельности внутренних и наружных мышц гортани. Голосовые складки вибрируют попеременно, не смыкаются, образуя треугольную щель. Артикуляционная и мимическая мускулатура напряжена. Отмечается рассогласованность дыхания и фонации, что приводит к нарушению голосообразования по типу мутационной дисфонии.

Классификация

Мутационная дисфония может развиваться по различным сценариям. В зависимости от сроков наступления и особенностей протекания различают следующие виды патологической мутации:

Симптомы мутационной дисфонии

Наиболее частые субъективные жалобы пациентов с мутационной дисфонией сводятся к напряжению и быстрому утомлению в момент речи, осиплости голоса, вплоть до его исчезновения − афонии. Голос может иметь постоянно высокую тональность или срываться с высокого регистра на низкий. Ощущается сухость и першение в горле, боль во время фонации, постоянное желание откашляться. Иногда на этом фоне развивается мутационный ларингит.

Основной признак поздней и затянувшейся патологической мутации – несоответствие голоса возрасту. Как правило, это выражается в сохранении фальцета у юношей и мужчин с анатомически «взрослой» гортанью. Иногда мутационная дисфония сопровождается нервно-психическими изменениями: повышенной нервной возбудимостью, эмоциональной лабильностью, быстрой физической и психической истощаемостью.

Осложнения

Мутационная дисфония напрямую влияет на качество жизни. Голосовые нарушения отрицательно отражаются на коммуникативной стороне общения, сужают диапазон социального взаимодействия. Насмешки и передразнивание со стороны сверстников способствуют «уходу в себя», самоизоляции, формированию таких черт, как молчаливость, замкнутость, ощущение ущербности, мстительность.

Патологическая мутация может стать преградой на пути построения карьеры, связанной с профессиональным владением голосом: вокалиста, актёра, диктора, преподавателя и т. п.

Диагностика

Мутационная дисфония относится к междисциплинарным проблемам, требующим участия в ее решении со стороны врачей-фониатров и логопедов. Четкие стандарты диагностики отсутствуют, клинический минимум включает в себя инструментальное обследование гортани и оценку голосовой функции:

Лечение мутационной дисфонии

Направления лечебно-коррекционной работы зависят от причин, вызвавших мутационную дисфонию. При эндокринных нарушениях, прежде всего, требуется медицинское вмешательство. В остальных случаях восстановительная работа ведется в нескольких направлениях: психотерапевтическом, педагогическом. На предварительном этапе подростку назначается «режим молчания» − в течение нескольких дней запрещается разговаривать вслух.

Психокоррекция

Целью рациональной психотерапии является формирование адекватного отношения, принятия нового низкого тембра. Работа проводится в форме разъяснительных бесед, включает прослушивание образцов мужских голосов, аутогенные тренировки. На этом этапе важно добиться осознанного участия подростка в процессе голосопостановки.

Лечебная и дыхательная гимнастика

Параллельно с психокоррекцией назначается лечебная физкультура. Данное направление позволяет гармонизировать нервную систему, выработать правильные кинестезии, снять мышечное напряжение с гортани и органов артикуляции. Дыхательные упражнения помогают нормализовать физиологическое дыхание, рационально использовать воздушную струю в процессе фонации.

Логопедическая коррекция

При мутационной дисфонии проводится курс фонопедических занятий, направленных на выработку правильного стереотипа голосообразования. Артикуляционная гимнастика и голосовые упражнения выполняются под контролем фонопеда. Полезен мануальный и вибрационный массаж лица и шеи, самомассаж.

После отработки подготовительных упражнений логопед предлагает подростку воспроизвести несколько образцов «взрослого» голоса. Методом подбора останавливаются на том тоне, при воспроизведении которого отсутствует субъективный дискомфорт. Новое звучание закрепляется в процессе голосовых тренировок. С целью повышения самоконтроля используется БОС-терапия. Длительность полного курса коррекции дисфонии в среднем составляет 1 месяц.

Прогноз и профилактика

Мутационная дисфония в большинстве случаев хорошо поддается коррекции. С помощью логопедических занятий удается добиться выработки оптимального тембра, соответствующего конституции подростка, не вызывающего напряжения голосового аппарата. Более сложная и длительная работа необходима пациентам с неврологической симптоматикой.

Профилактика мутационной дисфонии требует соблюдения оптимального голосового режима. В период мутации необходимо исключить любое голосовое напряжение: пение, крики, большую речевую нагрузку. Важным представляется стабилизация эмоционального фона, укрепление нервной системы, рациональное лечение ЛОР-патологии.

Источник

Детский голос — тонкие струны души вашего ребенка

На приеме у врача-фониатра

Детский голос — тонкие струны души вашего ребенка

«У моего ребенка постоянная охриплость голоса, хотя он не простужен и не имеет каких-то хронических заболеваний. Посоветуйте, что делать и к какому специалисту нужно обратиться»

Наталья Зайцева, г. Ростов

С вопросами о том, почему у наших детей возникают проблемы с голосом, и как эти проблемы решить, родители обращаются все чаще. А число детей, имеющих измененный тембр – от легкой охриплости-гиперназальности, до выраженных нарушений тональности и силы звучания голоса, постоянно растет. С чем это связано и как в таких случаях помочь ребенку? На эти вопросы сегодня отвечает ведущий специалист ОКДЦ, врач оториноларинголог – фониатр высшей категории Надежда Филоненко.

Осторожно – голос!

Надо признать, что голосовые перегрузки, связанные с воспитанием ребенка в детских дошкольных учреждениях, занятия в вокальных и хоровых коллективах, где зачастую нет опытных педагогов, экологические и социальные проблемы, приводят к тому, что с детьми, страдающими заболеваниями голосового аппарата, врачу приходится сталкиваться все чаще.

К сожалению, и педагоги, и сами родители, редко вспоминают о том, что органы дыхания у детей отличаются некоторыми особенностями. Носовые ходы, глотка, гортань, трахея и бронхи у ребенка сравнительно узкие и покрыты нежной слизистой оболочкой, мышечная ткань этих органов развита слабо, хрящи гортани мягкие и легко сдавливаются. Поскольку грудная клетка у детей как бы приподнята, а ребра не могут опускаться при дыхании так низко, как у взрослых, дети не в состоянии делать глубокие вдохи, что, безусловно, ограничивает силу голоса и длительность звучания.

Почему теряется «серебристость»?

Каждые 2-3 года голос ребенка меняет свои качества. Из «серебристого» с диапазоном звучания 5-6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, «металлический» оттенок. Постепенно увеличивается его диапазон, у подростков он может быть равен двум октавам.

Как правило, становление голоса складывается по подражанию в возрасте до 7 лет, и зависит от того, каким были голос и манеры его использования у окружающих-родителей, педагогов, воспитателей, сверстников. Процесс

Развития голоса у детей проходит 4 периода:

Голосовые мышцы, располагающиеся в толще голосовых складок, в виде отдельных пучков начинают формироваться с 5 лет и развиваются примерно к 11-12 годам, то есть уже во втором периоде — домутационном. Поэтому у детей до 10 лет отмечается фальцетный механизм голосообразования, Голосовые складки у них никогда не смыкаются полностью, образуя щель в виде треугольника или линейной формы. Это и есть фальцет.

К 11-12 годам голосовая мышца начинает оформляться в самостоятельную и принимать участие в процессе голосообразования. В этом возрасте появляется еще один механизм фонации — грудной. На нижних тонах диапазона появляется грудное звучание голоса, на высоких – по-прежнему остается фальцетное. При этом на низких тонах голосовые складки смыкаются полностью, на высоких отмечается узкая линейная щель, свойственная фальцету.

Трудности подросткового возраста

Мутация наступает в возрасте 12-15 лет. Причем, это характерно не только для мальчиков, но и для девочек. Хотя у девочек изменения голоса протекают обычно плавно, без скачков, без болезненных ощущений в гортани. В этот период появляются вторичные половые признаки. Ребенок повышенно нервозен. Происходят выраженные анатомические изменения в гортани: хрящи гортани увеличиваются в размерах (у мальчиков в продольном, а у девочек в поперечном направлении ). Отмечается быстрый рост голосовых складок, в период мутации длина их у мальчиков увеличивается 1,5 раза, а у девочек только на одну треть.

Голос подростка понижается почти на октаву. Меняется и его тембр: голос из альта переходит в тенор, баритон или бас. У девочек наблюдается расширение диапазона как в сторону низких, так и в сторону высоких частот.

Мутационный период длится, как правило, 1-2 года, но иногда он может быть очень коротким (несколько дней-недель) или затянуться на несколько лет. Нередки случаи исключительно быстрой смены голоса: у мальчика, разговаривающего накануне детским голосом, вдруг обнаруживается голос взрослого мужчины. У ребят, много болевших в детстве, слабо развитых физически, половое созревание запаздывает. При этом значительно отстает в развитии и голосовой аппарат. В этих случаях голос может остаться инфантильным долгое время, даже в возрасте взрослого мужчины.

Причинами изменения голоса в период мутации считают нарушение координации функции наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией. У поющих детей в этот период отмечается небольшое понижение голоса, некоторое сужение его диапазона, высокие ноты, которые раньше брались легко, даются с трудом. Голосовые складки могут утолщаться, краснеть, отмечается обилие слизи на них. Это проявляется хрипотой различной степени выраженности, быстрым утомлением голоса, возникновением неожиданных срывов голоса при пении. У девочек в период мутации выраженные изменения голоса наблюдаются не часто, примерно в 40 % случаев. В дни менструации лучше освободить представительниц слабого пола от пения. Практический опыт фониатров и вокальных педагогов показал, что большинство детей в период мутации могут петь. Однако при этом требуется строгое соблюдение «охранительного режима» — не рекомендуется использовать репертуар взрослых певцов. Не стоит заниматься пением при явных изменениях голоса. А, главное, надо помнить о том, что подросткам, занимающимся вокалом, требуется опытный и внимательный педагог.

Доктор вам поможет

При любом нарушении голоса, особенно длительно сохраняющемся, требуется тщательное обследование ребенка. Для этого необходима консультация оториноларинголога-фониатра с обязательным осмотром гортани. В ОКДЦ для такой диагностики используются различные методики, начиная от простой ларингоскопии с помощью гортанного зеркала и заканчивая проведением оптической эндоскопии гортани.

Оптическая эндоскопия гортани может осуществляться как жестким эндоскопом, так и с помощью фиброскопа. Обе методики высоко информативны. Однако выявить мельчайшие изменения вибраторной активности голосовых складок, что очень важно у поющих детей, особенно в период мутации, позволяет только стробоскопия гортани.

Для профилактики стойких нарушений голоса у ребенка необходимо соблюдение гигиены голоса, санация очагов хронической инфекции дыхательных путей, а при появлении расстройства голоса в виде охриплости, грубости или осиплости — своевременное обращение к врачу-фониатру.

Источник

Нарушения голоса

c87faff9e8bf4df2ef3636faa7a0db9a

Нарушения голоса – это различные расстройства голосовой функции, обусловленные патологическим состоянием органов голосообразования. Нарушения голоса проявляются его недостаточной силой, высотой, искажением тембра, голосовым утомлением, першением, болью, «комком» в горле. При нарушениях голоса пациент должен быть проконсультирован отоларингологом и фониатром с исследованием голосовой функции, а также обследован логопедом. Преодоление нарушений голоса включает медицинские мероприятия (медикаментозное или хирургическое лечение, ФТЛ, психотерапию) и логопедическое воздействие (голосовой режим, дыхательную и артикуляционную гимнастику, фонопедические упражнения и др.).

МКБ-10

e62ae61a685c9fa2086e167580084e76

Общие сведения

Нарушения голоса – группа голосовых расстройств, характеризующихся частичным или полным отсутствием фонации. Нарушения голоса чаще встречаются у лиц голосоречевых профессий (преподавателей, лекторов, актеров, певцов и др.), испытывающих большую речевую нагрузку, у подростков в пубертатном периоде, детей и взрослых с различной речевой патологией (ринолалией, дизартрией, заиканием). Так, нарушениями голоса страдают около 60% педагогов, 6-24% подростков в период мутации и 41% детей с речевыми проблемами. В свою очередь, нарушения голоса препятствуют полноценному развитию речи и коммуникации, ухудшают нервно-психическое состояние, накладывают ограничения на выбор профессии.

e62ae61a685c9fa2086e167580084e76

Причины

Органические причины

Центральные органические нарушения голоса связаны с параличами и парезами голосовых связок, обусловленными поражением ствола или коры головного мозга, проводящих нервных путей. Центральные органические нарушения голоса встречаются у детей с детским церебральным параличом.

Причинами периферических органических нарушений голоса выступают различные воспалительные заболевания или анатомические изменения голосового аппарата. В их числе:

Функциональные причины

При функциональных нарушениях голоса деятельность голосового аппарата нарушается при отсутствии органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса (психогенная афония) является следствием острой психотравмирующей ситуации. Чаще возникает у женщин, склонных к невротическим реакциям.

Периферические функциональные нарушения голоса по типу фонастении могут быть вызваны чрезмерными голосовыми нагрузками, несоблюдением голосового режима при респираторных заболеваниях. Патологическая мутация голоса у подростков может быть обусловлена эндокринными нарушениями, ранним курением, перегрузкой голосового аппарата в этот период.

К гипотонусной дисфонии и афонии чаще всего приводит двусторонний миопатический парез (парез внутренних мышц гортани), вызванный ОРВИ, дифтерией, гриппом, сильным напряжением голоса. Развитие гипертонусной (спастической) дисфонии и афонии, как правило, связано с чрезмерным форсирование голоса.

Классификация

По степени расстройства фонации выделяют дисфонию (частичное нарушение силы, высоты и тембра голоса) и афонию (отсутствие голоса). При дисфонии голос становится глухим, хриплым, сиплым, немодулированным, срывающимся, быстроиссякающим, иногда – назализованным. Афония характеризуется полным отсутствием звука голоса и возможностью говорить лишь шепотом. По причинам и механизмам фонационных расстройств различают:

1. Функциональные нарушения голоса:

2. Органические нарушения голоса:

Симптомы нарушений голоса

Органические нарушения голоса

В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем или иметь хриплое звучание. Нарушение голоса сопровождается сильным речевым утомлением, рефлекторным кашлем, поперхиванием, расстройством дыхания. Дискоординация фонации и дыхания значительно утяжеляет дефект.

Нарушения голоса, связанные с доброкачественными и злокачественными опухолями гортани развиваются постепенно, по мере роста образований. После любого, даже щадящего оперативного вмешательства на гортани возникают преходящие голосовые нарушения. При удалении гортани человек полностью лишается голоса; при этом резко нарушается функция дыхания, поскольку происходит разобщение трахеи и глотки.

При центральных парезах и параличах гортани, наблюдаемых при дизартрии и анартрии, голос становится слабым, тихим, прерывистым, глухим, монотонным, нередко – с назальным оттенком.

Органические нарушения голоса, возникшие у ребенка раннего возраста, сопровождаются отставанием в речевом развитии, задержкой накопления словаря и развития грамматических структур, нарушением звукопроизношения, трудностями коммуникации и ограничением социальных контактов. Нарушения голоса, развившиеся во взрослом возрасте, могут обусловливать профессиональную непригодность.

Функциональные нарушения голоса

Будучи периферическим функциональным нарушением голоса, фонастения является профессиональным «заболеванием» лиц голосоречевых профессий. К проявлениям фонастении относятся невозможность произвольно регулировать звучание голоса, (усиливать или ослаблять), прерывание (осечки) и быстрая утомляемость голоса, охриплость. В остром периоде фонастении голос может пропадать совсем. В большинстве случаев фонастения не требует лечения; голос восстанавливается самостоятельно после периода отдыха.

При гипотонусной дисфонии вследствие пареза внутренних мышц гортани развивается несмыкание голосовых складок, что проявляется осиплостью голоса, голосовым утомлением, болями в мышцах шеи и затылка; в тяжелых случаях возможна только шепотная речь. При гипертонусной дисфонии, обусловленной тоническим спазмом гортанных мышц, голос искажается, становится глухим, грубым; при афонии – не возникает совсем.

Патологическая мутация может выражаться в сохранении высокого звучания голоса после истечения пубертатного периода, неустойчивости голоса (чередовании низких и высоких тонов), дисфоничном звучании и т. д.

Функциональное нарушение голоса центрального характера (истерический мутизм, психогенная афония) характеризуется полной одномоментной потерей голоса, невозможностью шепотной речи, но при этом сохранным звучным смехом и кашлем. Важным дифференциальным признаком является изменчивость формы несмыкания голосовых складок. Течение психогенного нарушения голоса длительное, возможны неоднократные рецидивы после восстановления голоса.

Диагностика

Установление причин нарушений голоса проводится отоларингологом, фониатром, неврологом; исследование основных характеристик голоса – логопедом. Алгоритм обследования включает:

Коррекция нарушений голоса

Медицинские мероприятия

Содержание лечебной работы при различных нарушениях голоса зависит от причин и характера расстройства фонации. Так, при функциональных нарушениях голоса решающее значение придается общеукрепляющему лечению, массажу передней поверхности шеи, ЛФК, физиотерапии, соблюдению голосового режима. При органических нарушениях голоса проводится общая и местная медикаментозная терапия (эндоларингеальное введение лекарственных препаратов, ингаляции), по показаниям – хирургическое лечение ЛОР-патологии (удалении избыточной ткани голосовых складок, резекция гортани, ларингэктомия и др.).

Логопедическая коррекция

Логопедическую работу по восстановлению нарушений голоса следует начинать как можно раньше, чтобы предупредить фиксацию патологической голосоподачи, добиться лучших результатов, предотвратить развитие невротических реакций на дефект. Основные направления коррекционной работы включают психотерапию, коррекцию дыхания, развитие координации фонации и артикуляции, автоматизацию достигнутых навыков и введение голоса в свободное речевое общение.

На логопедических занятиях по коррекции дисфонии используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения. У больных после экстирпации гортани проводится работа над формированием пищеводного голоса.

Восстановленным считается громкий голос при правильном речевом дыхании, отсутствии утомляемости и неприятных субъективных ощущений. Примерные сроки логопедической работы при нарушениях голоса составляют 2-4 месяца.

Прогноз

Эффективность коррекции нарушений голоса во многом зависит от их причины, сроков начала лечения и логопедических занятий. При грубых анатомических изменениях голосового аппарата и центральных параличах обычно удается достичь лишь той или иной степени улучшения. Нарушения голоса функционального характера, как правило, устраняются полностью, однако при несоблюдении рекомендаций логопеда возможны рецидивы. Важное значение в успехе коррекции нарушений голоса принадлежит организованности и настойчивости пациента.

Профилактика

С целью предупреждения нарушений голоса необходимо воспитание правильных голосовых привычек (не форсировать голос), профилактика простудных заболеваний, отказ от курения и алкоголя, приема чрезмерно охлажденной и горячей пищи. Лица голосоречевых профессий должны владеть навыками диафрагмального дыхания и правильной голосоподачи. Любую, даже самую малую, простуду недопустимо переносить на ногах; в период болезни следует соблюдать щадящий голосовой режим.

Источник

В Каком Возрасте Начинает Меняться Голос
Ломка голоса или мутационная дисфония — это абсолютно физиологический процесс, естественный для каждого подростка. Нормальная мутация условно происходит в возрасте 13 — 15 лет, то есть в период полового созревания. У уроженцев севера мутация наступает позже, у уроженцев юга, наоборот, раньше.

Когда голос станет грубым?

На приеме у врача-фониатра Детский голос — тонкие струны души вашего ребенка «У моего ребенка постоянная охриплость голоса, хотя он не простужен и не имеет каких-то хронических заболеваний. Посоветуйте, что делать и к какому специалисту нужно обратиться» Наталья Зайцева, г.

  • Ростов С вопросами о том, почему у наших детей возникают проблемы с голосом, и как эти проблемы решить, родители обращаются все чаще.
  • А число детей, имеющих измененный тембр – от легкой охриплости-гиперназальности, до выраженных нарушений тональности и силы звучания голоса, постоянно растет.
  • С чем это связано и как в таких случаях помочь ребенку? На эти вопросы сегодня отвечает ведущий специалист ОКДЦ, врач оториноларинголог – фониатр высшей категории Надежда Филоненко.

Осторожно – голос! Надо признать, что голосовые перегрузки, связанные с воспитанием ребенка в детских дошкольных учреждениях, занятия в вокальных и хоровых коллективах, где зачастую нет опытных педагогов, экологические и социальные проблемы, приводят к тому, что с детьми, страдающими заболеваниями голосового аппарата, врачу приходится сталкиваться все чаще.

  1. К сожалению, и педагоги, и сами родители, редко вспоминают о том, что органы дыхания у детей отличаются некоторыми особенностями.
  2. Носовые ходы, глотка, гортань, трахея и бронхи у ребенка сравнительно узкие и покрыты нежной слизистой оболочкой, мышечная ткань этих органов развита слабо, хрящи гортани мягкие и легко сдавливаются.

Поскольку грудная клетка у детей как бы приподнята, а ребра не могут опускаться при дыхании так низко, как у взрослых, дети не в состоянии делать глубокие вдохи, что, безусловно, ограничивает силу голоса и длительность звучания. Наш ребенок растет и постоянно меняется.

Но процесс этот происходит неравномерно. Это касается и голосового аппарата. Если рост носоглотки и околоносовых пазух в основном заканчивается к периоду полового созревания, к 12-14 годам, то все остальные органы завершают свой рост лишь с окончанием этого периода — условно к 18-19 годам. Почему теряется «серебристость»? Каждые 2-3 года голос ребенка меняет свои качества.

Из «серебристого» с диапазоном звучания 5-6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, «металлический» оттенок. Постепенно увеличивается его диапазон, у подростков он может быть равен двум октавам. Как правило, становление голоса складывается по подражанию в возрасте до 7 лет, и зависит от того, каким были голос и манеры его использования у окружающих-родителей, педагогов, воспитателей, сверстников.

Дошкольный (6-7 лет) Домутационный (7-12 лет) Мутационный (12-15 лет) Постмутационный (15-19 лет)

Дошкольный период характерен тем, что гортань у ребенка по сравнению с взрослыми имеет довольно высокое положение, Кроме того, во всех отделах гортани большое количество слизистых желез, лимфатической и соединительной ткани, они как бы заменяют собой некоторые отсутствующие внутренние мышцы гортани.

Когда заканчивается формирование голоса?

К 14 годам; все остальные органы голосообразования прекращают рост с окончанием полового созревания, к 19 годам. Период формирования голоса условно разделяется на несколько этапов: дошкольный — до 6—7 лет, домутационный — до 13—14 лет, мутационный — 13—15 лет и послемутационный — до 17—19 лет.

Когда формируется голос у мальчиков?

Предмутационный период ломки голоса — В семилетнем возрасте голос характеризуется фальцетным звучанием и небольшим диапазоном в одну октаву максимум. Индивидуальный тембр еще не проявляется. Организм только готовится к перестройке голосового аппарата. В 9-10 лет наступает расцвет детского голоса мальчиков, он звучит особенно звонко.

Как меняется голос у подростков?

Признаки ломки голоса у подростков Характерными признаками начала голосовой мутации являются такие симптомы ломки голоса у мальчиков: Изменения в звучании – появление хрипоты или осиплости. Воспаление и покраснения горла. Нестабильность голоса и искажение звуков, с выраженным басовым звучанием.

Какой может быть голос у парня?

Как определить тип своего голоса? Определение типа голоса является важной задачей для начинающих вокалистов, и чаще всего самостоятельное выполнение этой задачи невозможно. Даже профессиональные педагоги далеко не всегда верно и сразу способны классифицировать тип голоса, потому что типовые признаки проявляются только по мере выработки певческих навыков и раскрытия голосовых возможностей.

Ведь у неопытного певца связки работают не так активно, как у вокалиста с уже поставленным голосом, соответственно, выводы о типе голоса на начальном этапе обучения могут быть приблизительными. На практике стопроцентного вписывания в рамки классификации голосов не бывает, но все же эта система помогает понять границы рабочего диапазона, в котором пение наиболее удобное и голос звучит полноценно.

Так же от типа вашего природного голоса будет строиться и выбираемый вами репертуар, который должен соответствовать голосовым возможностям, чтобы не навредить и не испортить ваши природные данные. В академической школе типы певческих голосов классифицируются по высоте: Женские голоса:

Сопрано (колоратурное, лирическое, лирико-драматическое, драматическое) – высокий женский голос; Меццо-сопрано (лирическое, драматическое) – средний женский голос; Контральто – низкий женский голос.

Мужские голоса:

Тенор (тенор-альтино, лирический тенор, тенор-баритон) – высокий мужской голос; Баритон (лирический, драматический) – средний мужской голос; Бас (высокий, центральный, низкий) – низкий мужской голос.

Каждый из представленных типов голосов охватывает диапазон приблизительно в две октавы, но бывают певцы, которые свободно поют в трех, а то и в четырех октавах. Классическая классификация хоть и условна, но важна: определив тип голоса, вы поймете, от чего вам отталкиваться и в каком направлении развивать свои данные.

На начальном этапе обучения диапазон не раскрывается полностью. У начинающих вокалистов регистровые границы и переходные ноты зачастую ниже, чем у профессиональных певцов. Опытный преподаватель учитывает это и будет работать с голосом исходя из индивидуальных особенностей и ваших вокальных данных. Чтобы самостоятельно понять, какой же у вас голос, в процессе обучения старайтесь следить за тем, какие ноты вам удобно петь, какие даются с усилием (может, это будут переходные ноты между регистрами, которые помогут вам понять тип вашего голоса).

По мере овладения певческими навыками и выработке правильных вокальных умений, следите за развитием своего диапазона: какие самая низкая и высокая ноты, которые удается взять? Так же стоит внимательно отнестись к удобству во время пения, ведь если вы по своей природе обладатель высокого голоса, то пение внизу для новичка может вызывать дискомфорт и ощущения, что что-то идет не так.

Какой голос больше нравится мужчинам?

Что мы меняем в интонациях, если хотим быть привлекательнее 16 апреля 2019 Согласитесь, было бы удобнее, если бы все приложения для знакомств имели виджеты для записи голосового сообщения, вроде «привет» или счета до десяти. Я бы пропустила как минимум десяток свиданий, если бы заранее услышала голос тех, с кем пришлось-таки встретиться.

Человек может приятно (для меня) звучать, точно так же, как хорошо пахнуть или наоборот. Исследования подтверждают, что и мужчины, и женщины с «привлекательными голосами» бонусом получают массу заманчивых характеристик, становясь симпатичными, дружелюбными, общительными, успешными, желанными и, следовательно, востребованными в сексуальном плане.

При этом насчет качеств, которые наделяют голос такой многогранной обворожительностью, по-прежнему мало ясности. Для мужчин все просто: привлекательный — значит низкий, с намеком на хрипотцу; такой голос якобы подчеркивает мощь, надежность и мастерство в размножении. Для женщин ситуация усложняется. Высокий голос, по идее, свидетельствует о репродуктивной пригодности и общей женственности, но результаты свежих исследований прямо противоположны логике естественных мотиваций.

Оказывается, мы специально снижаем тон, разговаривая с мужчинами, которые нам нравятся. Ученые предполагают, что у этого явления нет ничего общего с основным инстинктом. Срабатывает культурный стереотип, навязывающий нам манеру поведения, привлекательную для противоположного пола. Иными словами, манипулирование голосом базируется на сексуальных «трендах», принятых в обществе, а не на вокальных характеристиках привлекательности.

Когда женщина понижает голос, ее попытка звучать соблазнительно служит сигналом романтического интереса, хотя это желание вступает в противоречие с мотивацией звучать более женственно и/или репродуктивно. Почему? Непонятно. Это новый культурный феномен? Или люди испокон веков переходят на пониженные тона, уступая половому влечению? Факты сообщают, что голос у современных женщин и вправду ниже, чем полвека назад, что, по мнению некоторых исследователей, объясняется межполовым перераспределением сил. Забавно также, что у шведских женщин голоса ниже, чем у американок, голландки способны на самый низкий тембр среди женщин, а японки — на самый высокий.

Какой же тут кроется смысл? Мужчинам на самом деле нравятся женщины с низким голосом или все наши усилия ошибочны? Расслабьтесь, мы угадали. Материал на тему последних исследований о вокальном манипулировании, опубликованный в свежем выпуске журнала «Труды Королевского общества. Серия В: биологические науки», подтверждает, что мужчины действительно предпочитают женщин с низким грудным (или, еще лучше, идущим прямо из диафрагмы) голосом.

На самом деле было установлено, что представители обоих полов снижают тон при разговоре с привлекательными партнерами, но женщины делают это более явно.

Что влияет на мужской голос?

Основное влияние на развитие голоса оказывают половые гормоны. У мужчин наиболее ярко это выражается в момент полового созревания — происходит мутация голоса. Секреция тестостерона утолщает голосовые связки, и он переходит на более низкий диапазон.

Какой голос у курильщика?

  1. Главная
  2. Новости
  3. Профилактика курения у подростков

Табакокурение – важнейшая проблема общественного здоровья. Особенно опасные последствия для здоровья возникают, если курение начинается в детском или подростковом возрасте. По данным ВОЗ, ранний дебют и стаж курения более 20 лет сокращает продолжительность жизни на 20–25 лет, по сравнению с теми, кто никогда не курил.

Согласно эпидемиологическим исследованиям, проведенным в России, установлено, что средний возраст начала курения 11–13 лет. В стране по минимальным подсчетам курит каждый четвертый подросток, а каждый десятый к 15 годам уже имеет серьезную табачную зависимость. Вред курения для подростка При сгорании табака образуется несколько тысяч токсичных газообразных и твердых веществ, которые действуют на растущий организм подростка гораздо сильнее, чем на взрослого человека.

Ранние проявления вреда курения для детского организма – это частые инфекционные заболевания, появление кашля, анемии, разрушение зубов, грубый голос, нарушение обмена веществ, быстрая утомляемость, ослабление памяти, ухудшение успеваемости в школе, раздражительность, плохой сон.

  1. Чем раньше подросток начинает курить, тем быстрее развивается у него никотиновая зависимость.
  2. Этому способствуют особенности, которые сопровождают подростковое табакокурение: Дети обычно курят тайком, они торопятся, боясь быть застигнутыми за этим занятием родителями или учителями.
  3. Перерывы между затяжками короткие, а при быстром сгорании табака в дым попадает в 2 раза больше никотина, чем при медленном.

У детей нет возможности покупать качественные сигареты с фильтром, а значит в их организм попадает гораздо больше вредных веществ. Недостаток денег приводит к тому, что подросток экономит сигареты, докуривает их до конца, иногда курит даже окурки, то есть ту часть табачного изделия, где сосредоточено максимальное количество токсичных веществ.

Скрывая от близких пагубную привычку, подросток находится постоянно в нервном напряжении. Курение превращается в хронический стресс, который усугубляется нехваткой кислорода, быстрой физической утомляемостью подростка-курильщика. Негативное действие табака на органы дыхания. Токсины табачного дыма в первую очередь действует на дыхательные пути: носоглотку, гортань, трахею, бронхи, легкие.

Органы дыхания молодых людей еще находятся на стадии формирования, и курение в этом возрасте тормозит развитие как самих легких, так и грудной клетки. Это помешает подросткам заниматься легкой атлетикой, теннисом, плаванием и другими активными видами спорта, где необходим большой жизненный объем легких и свободное дыхание.

Как у мальчиков меняется голос?

3. Почему голос ломается — Автор фото, Getty Images Подпись к фото, Вступая в период полового созревания, дети теряют способность легко брать высокие ноты Мужские голоса ломаются в период полового созревания, когда голосовые складки растут и утолщаются.

Часть голосового аппарата сдвигается вниз в горле и становится видимой через кожу, образуя кадык. Расстояние между связками и ртом увеличивается. Чем длиннее труба, тем ниже звук, который она издает, поэтому голос мужчины становится ниже. Женщины проходят через похожие перемены, хотя и не такие сильные, когда у них наступает менопауза.

В некоторых случаях женский голос тоже может стать ниже.

Почему у мужчины тонкий голос?

Wikimedia Commons Ученые нашли статистически значимую связь между высотой голоса и личностными чертами. Оказалось, что низкий голос коррелирует с экстраверсией и доминантностью, а также свободой в сексуальном поведении. Результаты опубликованы в Journal of Research in Personality,

  1. По голосу люди не только считывают пол или возраст говорящего, но и пытаются предугадать характер человека, его жизненные убеждения.
  2. Кроме того, голос влияет и при выборе партнера: мужчины с более низким голосом оказались более успешными у женщин.
  3. Такой голос чаще ассоциируют с силой и доминантностью, в то время как высокий — с нервозностью,

Влиять это может в самых разных ситуациях — так, политик с низким голосом имеет больший шанс победить на выборах. В таких экспериментах для выявления связей между параметрами голоса и чертами характера испытуемых обычно используются субъективные оценки личностных качеств: о чертах характера участников судят респонденты.

  1. При этом можно попытаться и объективно оценить личностные черты участников эксперимента, например, с помощью опросников.
  2. В исследовании под руководством профессора Ларса Пенке (Lars Penke) из Геттингенского университете имени Георга Августа, проведенном совместно научными группами из пяти стран, были задействованы 2217 участников.

Все они заполнили опросники для определения черт «Большой пятерки»: экстраверсии, доброжелательности, добросовестности, нейротизма, открытости опыту, а также опросники по доминантности и социально-сексуальной ориентации. Участники должны были прочесть одинаковые для всех фразы и произнести уникальный монолог, а их голоса записывались.

Затем по записям вычислялась высота голоса и рассчитывалась сила корреляции между ней и личностными чертами, определенными по опросникам. Оказалось, что людям с низким голосом свойственна большая доминантность (r=-0,27, 95% CI ) и экстраверсия (r=-0,23, 95% CI ). Также они склонны к меньшему ограничению себя в сексуальных связях, чем люди с высоким голосом (r=-0,20, 95% CI ).

Результаты для мужчин и женщин сопоставимы, но исследователи подчеркивают, что выводы верны, если включать поправку о том, что голос «низкий для женщины» или «высокий для мужчины». Авторы исследования объяснили результаты с биологической точки зрения.

  • У мужчины низкий голос связан с высоким уровнем тестостерона, а также с развитым и сильным телом, в том числе голосовыми связками.
  • Более высокий уровень андрогенов обосновывает связь низкого голоса с доминантностью, экстраверсией, а также свободным сексуальным поведением.
  • Для женщин биологическая основа полученных выводов пока остается малопонятной.

Экстравертам с низким голосом не только проще завоевать женщину, экстраверсия также помогает добиться карьерного роста, а вот недоброжелательность, наоборот, препятствует. К такому выводу пришли американские ученые, когда проанализировали карьерные достижения выпускников MBA-программ совместно с их анкетами на определение черт «Большой пятерки».

Сколько у мальчиков ломается голос?

Мутация голоса у мальчиков — Ломка голоса у мальчиков — нормальное явление. Первый признак — это скачки голоса с высоких тембральных окрасок на нижние и наоборот. Но может быть и такое, что голос резко становится басовитым. В этот период голосовые складки становятся более толстыми, а гортанная щель увеличивается.

Почему у парней ломается голос а у девушек нет?

В раннем детстве высота голоса и у мальчиков, и у девочек примерно одинаковая, но в период полового созревания, то есть примерно с 13 до 15 лет, она меняется. Иногда возрастные рамки сдвигаются, и начало «ломки» происходит в 10 или 11, а голос остается относительно нестабильным до 20. Это нормальный физиологический процесс. Нина Болотова заслуженный врач России, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней детской эндокринологии и диабетологии Саратовского ГМУ им.В.И. Разумовского «Ломка» голоса — это вторичный половой признак, который характерен для мальчиков. У девочек тестостерона в организме меньше, и в 9–12 лет у них синтезируются в большем количестве другие половые гормоны — эстрогены. Поэтому признаки созревания тоже другие: увеличивается грудь, появляются волосы в интимных местах и, наконец, начинаются месячные. Анастасия Веткина оперная певица, преподавательница вокала Считать, что голос меняется только у мальчиков, не совсем верно. У девочек изменения тоже происходят, просто они не так заметны. Причина в том, что во время полового созревания у мальчиков хрящи гортани увеличиваются в полтора-два раза, а у девочек — всего на треть.

  • Чаще всего «ломка» голоса доставляет проблемы поющим детям.
  • В переломный период у мальчиков бывают слышны «петухи», а после окончания изменений голос понижается на октаву.
  • Если раньше мальчик пел альтом, может перейти на бас, баритон или тенор.
  • У девочек голос после «ломки» может стать как выше, так и ниже, но ненамного.

Поэтому разницу мы чаще всего не слышим, и «ломка» голоса ассоциируется у нас с мальчиками. Почему у человека нет брачного сезона? Если часто слушать музыку в наушниках, можно оглохнуть? Почему мы испытываем эмоции, когда слушаем музыку?

Можно ли как то изменить голос?

От чего зависит тембр и можно ли изменить голос? — Почему для нас так важен тембр голоса? Почему не только во время пения, но и во время разговора одни голоса будто завораживают, а другие скучны вне зависимости от смысла речи? Издревле хорошо поставленный, ласкающий слух голос, был важным элементом женского обаяния и указывал на принадлежность женщины к высшему обществу. В Каком Возрасте Начинает Меняться Голос Но только ли для мужчин важно, какой голос у женщины? Ничего подобного! Практически все участницы моего онлайн-обучения отвечают на этот вопрос однозначно: для женщин тоже важно, какой голос у мужчины, причём, баритональная окраска гораздо более привлекательна.

  • Тембр голоса, говоря научным языком — это определённая частота звуковых колебаний, которая для каждого является неизменной.
  • Именно тембр является его уникальной характеристикой, специфической окраской, практически, как отпечатки пальцев.
  • Существуют даже охранные системы, идентифицирующие доступ именно по тембру голоса.

Давайте разберёмся что, по мнению исследователей, является темброобразующими факторами. Доктор медицинских наук И.И. Левидов пишет, что основным управляемым фактором темброобразования, регулируемым центральной нервной системой, является тонус и форма колебаний голосовых связок.

А современный ученый и психолог В.П. Багрунов утверждает, что определяющим в звучании голоса есть вовсе не голосовые связки, а бронхиальное дерево — система труб, составляющих основу нашей дыхательной системы. Так, например, трахея, имея длину около 15 см, должна резонировать на частоту примерно 500 гц.

Трахея и бронхи при глубоком вдохе несколько растягиваются в длину, а за счет сокращения гладкой мускулатуры могут в небольших пределах менять и величину своего просвета. Истина, видимо, где-то посередине, поэтому не стоит сбрасывать со счетов важность ни одного, ни другого. В Каком Возрасте Начинает Меняться Голос Елена Литвиненко Чтобы не усложнять повествование, народ (сказка народная) использовал аллегорию и, судя по всему, точно знал, что изменить голос возможно.

Когда у мужчины меняется голос?

Для голосовой мутации у парней характерны неконтролируемые рывки, когда практически мужской бас чередуется с пищащими детскими нотками. Возраст, когда у мальчиков ломается голос – 12-16 лет – считается неподходящим для вокальных экспериментов.

Как меняется голос?

В подростковом возрасте Гормоны вызывают многочисленные трансформации, одной из которых является голос : происходит его ломка или, выражаясь медицинским языком, мутация. У девочек это изменение происходит примерно в 11-12 лет и может пройти незаметно. У мальчиков ломка происходит примерно в 15 лет.

Когда у мужчины меняется голос?

Для голосовой мутации у парней характерны неконтролируемые рывки, когда практически мужской бас чередуется с пищащими детскими нотками. Возраст, когда у мальчиков ломается голос – 12-16 лет – считается неподходящим для вокальных экспериментов.

Когда у девушек меняется голос?

Гортань женщин формируется до 25–30 лет. Всё это время к вокальным связкам нужно относиться бережно, однако максимум внимания приходится на возраст 11–15 и 23–25 лет, так как эти периоды считаются кризисными. Важная особенность женского организма – цикличность.

Полноценное общение. 10 способов улучшения дикции для детей, подростков и взрослых У Вашего ребенка «каша» во рту? Или Вам тоже трудно произносить некоторые звуки и из-за этого приходится повторять собеседнику одно и то же слово несколько раз подряд? Четкая, разборчивая речь – основа полноценного общения. Из этой статьи Вы узнаете, как можно улучшить дикцию в разном возрасте.

Что такое дикция?

Дикция – это правильное произношение звуков и слов, которая складывается из отчетливой и правильной артикуляции и умения управлять тембром и интонацией. Под тембром понимают скорость и окраску речи, замечено, что людям с плохой дикцией свойственна торопливость речи. Интонацией называют умение выделять голосом гласные звуки и ударения.

Артикуляцию помогут поставить специальные упражнения, а для улучшения тембра и интонации необходимо делать дыхательную гимнастику.

Читайте также: Как найти хорошего логопеда для ребенка?

Как улучшить дикцию ребенку?

Согласно возрастной норме в 5–6 лет ребенок должен хорошо выговаривать все звуки. Увы, сама по себе артикуляция не становится правильной. Над хорошей дикцией необходимо работать, и чем раньше Вы начнете заниматься со своим малышом, тем лучше. С чего начать?

1. Следите за собой

Ребенок учится говорить, подражая взрослым. Если Вы сами плохо выговариваете звуки, то у малыша, скорее всего, тоже возникнут с ними проблемы. Слушайте себя, старайтесь произносить слова четко и правильно, отрабатывайте проблемные звуки. О том, как это сделать быстро, мы поговорим чуть ниже.

2. Делайте гимнастику

Мышцам, которые участвуют в образовании звуков, тоже необходима тренировка. Обязательно каждый день делайте вместе с ребенком артикуляционную гимнастику. Эти упражнения следует первое время выполнять перед зеркалом, чтобы было легче следить за правильностью техники. Для того чтобы ребенок не заскучал, придайте гимнастике игровую форму.

3. Работайте над дыханием

Научите малыша управлять дыханием. Например, есть хорошее упражнение «Свечка». Попросите ребенка представить, что ему нужно задуть большую-пребольшую свечу. Пусть он положит руки на животик, сделает вдох, на секунду задержит дыхание и подует на пламя. Не получилось? Попробуйте вместе еще раз. А теперь нужно слегка «покачать» пламя в разные стороны. А получится ли задуть несколько свечек? Игра довольно простая, но эффективная, и с ней можно придумать несколько вариантов. Малышу не нравится задувать свечку? Пусть представит себя маленьким дракончиком, которому нужно экономно расходовать пламя.

В открытом доступе выложено немало дыхательных упражнений для дошколят. Не поленитесь их найти и выполнять каждый день.

4. Скороговорки

Это замечательные и веселые упражнения, которые проверены временем и очень нравятся детям. Мы советуем начинать с небольших скороговорок в три-четыре слова, постепенно переходите к более длинным. Сначала научитесь сами правильно их произносить и только потом учите малыша.

В первый раз проговорите слова медленно и чётко. Во второй раз чуть быстрее. Постепенно увеличивайте темп, пока ребенок не научится произносить всю фразу отчетливо и быстро. Изучайте скороговорки ненавязчиво – во время прогулки или купания. Можно и в мяч поиграть: кто бросает, тот и говорит. Чтобы ежедневные упражнения не наскучили, учите новые скороговорки. Кстати, потом Вы можете устроить соревнование: кто больше их знает и лучше их произнесет.

5. Обратитесь за помощью к логопеду

Занятия обязательно должны проходить под контролем специалиста, ведь без специальных знаний, по одним только книжкам, невозможно поставить звуки ребенку правильно. Наоборот, можно добиться совершенно противоположного эффекта, исправлять такие ошибки всегда сложнее. Логопед поставит малышу проблемные звуки, установит причины затруднений и объяснит, как заниматься дальше дома.

Как помочь подростку и взрослому с плохой дикцией?

Специалисты нашего центра рекомендуют начать также с дыхательной и артикуляционной гимнастики. Уделяйте упражнениям хотя бы по 10-15 минут ежедневно, и вскоре Вы увидите результат. Но, кроме речевой физкультуры, есть проверенные способы улучшить дикцию.

1. Читаем вслух

Приучите себя каждый день читать вслух небольшой текст. Занятия будут более интересными, если тренироваться на сборнике юмористических рассказов. О. Генри, Тэффи, Гектор Хью Манро, Антон Чехов – выбор авторов огромный. Во время чтения четко произносите звуки, не торопитесь, обращайте внимание на знаки препинания, следите за интонацией. Уделяйте чтению вслух не менее получаса.

2. Скороговорки, грецкие орехи и карандаш

Скороговорки – вещь хорошая, но их можно немного усложнить, если Вы хотите быстрых результатов. Заложите по одному ореху за каждую щеку и попытайтесь произнести скороговорку, выполняйте упражнение в течение нескольких минут. Если Вам чем-то не нравятся грецкие орехи, воспользуйтесь карандашом. Зажмите его в зубах и прочитайте любимое стихотворение или скороговорку. Кстати, это упражнение можно предложить и малышу.

3. Диктофон и аудиокниги

Сейчас диктофон есть в каждом телефоне, поэтому записать свою речь, например чтение вслух, не составит труда. Прослушайте внимательно запись и отметьте звуки, которые пока плохо вам даются. Подберите скороговорки, где они отрабатываются. Если Вам нравится слушать аудиокниги, отмечайте для себя, как произносит слова профессиональный диктор. Копируйте его интонацию, тембр.

4. Следите за осанкой и говорите на ходу

Из-за плохой осанки дыхательные органы находятся как бы в сдавленном положении. Когда Вы расправите плечи, дыхание станет более спокойным, правильным, и управлять им Вам будет легче. Есть простое упражнение: ходите по комнате, делайте вдох и разговаривайте, следя за произношением.

Читайте также: Когда идти к логопеду?

5. Быстрая разминка для дикции

Если Вам вскоре предстоит публичное выступление, обязательно отрепетируйте свою речь перед зеркалом, уделив особое внимание сложным словам и фразам, жестикуляции. Если где-то встречается коварный звук вроде «Р», по возможности произнесите его в ударном слоге. Не получилось? Не переживайте сейчас об этом.

Не забудьте также размять мышцы и голосовые связки. Как это сделать?

  • Возьмите карандаш в зубы и прочитайте любимое стихотворение.
  • Пропойте несколько раз гласные звуки. А-А-А-А, О-О-О-О и т. д.
  • Поколите языком по очереди щеки в течение минуты.
  • Вытяните губы в трубочку, через три секунды улыбнитесь, теперь снова вытяните их в трубочку. Делайте упражнение в течение 2-3 минут.
  • Надувайте поочередно то одну щеку, то другую.

Всего 10-15 минут, и вот Вы готовы выступить перед аудиторией, не беспокоясь, что неправильно произнесете какое-нибудь слово. Все обязательно получится.

Дата публикации: 17.07.2018. Последнее изменение: 19.07.2022.

Автор: Марина Ивановна Морозова

Мутационная дисфония

Автор работы:  Преподаватель МКУ ДО «ДДТ «Каскад» Морозова М.И.

Мутационная дисфония – это функциональное расстройство голосовой функции, возникающее в период полового созревания. Признаками нарушения служит сохранение детского тембра в послемутационном периоде, боль в горле при фонации, осиплость голоса, афония. Объективная и дифференциальная диагностика требует проведения ларингоскопии, стробоскопии, акустического анализа голоса, ЭГГ. Модель лечебно-коррекционного воздействия предполагает соблюдение охранительного голосового режима, обучение подростков основам правильного голосоведения, проведение психотерапии, фонопедических занятий.

Общие сведения

Понятие «мутация», или «ломка голоса» означает его возрастные физиологические изменения. Это состояние типично и для девочек, и для мальчиков-подростков. Возрастные рамки мутационного периода – 13-15 лет. В норме трансформация детского голоса во взрослый занимает от 6 месяцев до 1 года. При нарушении сроков, темпов или искажении динамики возрастных изменений голоса говорят о мутационной дисфонии. Патологическая мутация чаще возникает у мальчиков, это объясняется влиянием мужских половых гормонов на рост и развитие гортани. Частота возникновения мутационных дисфоний составляет 6-24%.

Причины

Мутационный период является критическим в развитии голосовой функции. В это время под влиянием гормональной регуляции происходят серьезные морфологические изменения в органах голосообразования. Любые стрессовые для организма воздействия могут привести к срыву физиологически протекающей мутации и формированию стойкого дисфонического расстройства. Нарушения голоса в период пубертата полиэтиологичны, их причинами могут выступать:

Заболевания голосового аппарата. Инфекционно-воспалительные процессы верхних дыхательных путей, возникающие на этапе мутации, являются самими частыми триггерами дисфоний. Наибольшую опасность представляют рецидивирующие ларингиты и ларинготрахеиты.

Перенапряжение голоса. Развитие стойких фонационных нарушений в мутационный период может быть связано с несоблюдением рационального режима: большими голосовыми нагрузками, форсированным пением, игнорированием физиологических возможностей детского голоса. Особенно часто функциональные дисфонии встречаются у детей, занимающихся вокалом.

Нервно-психические нарушения. Астенический синдром, эмоционально-психические потрясения, повышенная тревожность у детей нередко лежат в основе дисфункции голосовых мышц, дискоординации фонации и дыхания. Также к мутационной дисфонии приводит привычка подростков постоянно повышать голос на окружающих, истерично кричать.

Эндокринные расстройства. Неправильное функционирование желез внутренней секреции (гипофиза, гонад, надпочечников) вызывает преждевременное половое созревание. В этом случае у мальчика еще в домутационном возрасте может появиться грубый мужской голос.

Сенсорные нарушения. Сниженный физический слух, неразвитый музыкальный слух, несформированность прочных связей между речедвигательным и слуховым анализаторами приводят к тому, что подростки не могут правильно перестроить свой голос, добиться комфортных ощущений при фонации. В таких условиях закрепляется патологический способ голосоведения.

Некоторые исследователи высказывают мнение, что мутационная дисфония развивается преимущественно у подростков из неполных семей, которые чаще слышат материнскую речь и невольно подстраивают свой голос под женский образец. Однако эта точка зрения достоверно не доказана и опровергается другими наблюдениями.

Мутации голоса у подростков связаны с гормональной перестройкой. Голосовые аппараты маленьких детей одинаковы: отличить по строению гортани и связок мальчика от девочки невозможно. В подростковом же периоде ситуация начинает меняться, что надо учесть при занятиях вокалом для детей.

Мутация голоса у мальчиков

Голосовые ломки у мальчика – естественное явление. Признаки мутации: переход голоса с высокого тембра на низкий и наоборот. Связки подростка утолщаются, голосовая щель расширяется. Возраст появления первых признаков мутационных изменений индивидуален. Зачастую мутации голоса у мальчиков начинаются в 12-14 лет и длятся около двух месяцев. В этот период наблюдается изменение тональности. Во время перестройки организма у ребёнка может возникнуть социальная проблема: к басовитой речи мальчик и его окружение привыкают не сразу.

Мутация голоса у девочек

Редкое неестественное явление. Патологическая мутация голоса девочки зачастую связана с высоким содержанием тестостерона в крови. Процесс может сопровождаться ростом волос на лице, формированием телосложения мужского типа, интенсивным ростом конечностей, замедлением развития вторичных половых признаков. При выявлении тревожных признаков необходимо незамедлительно обратиться к эндокринологу.

Что делать при ломке?

В периоды мутации голоса подростку необходимо соблюдать особую осторожность. Нельзя допускать перегрузку голосовых связок. Перенапряжение способно спровоцировать образование особых узелков в связках, делающих голос хриплым. Стоит избегать простудных заболеваний. Они способны удлинить мутационный период. Подростки часто задают вопрос: «Можно ли ускорить мутацию?» Поскольку голосовые трансформации вызваны физиологической перестройкой организма, ускорить их не удастся. Просто наберитесь терпения.

Пение в мутационный период

Обращаться с ломающимся голосом нужно крайне бережно. Форсированный вокал, исполнение песен из репертуара взрослых исполнителей полностью запрещены. Также не допускается подражание взрослым вокалистам. Если фониатр выявил явные изменения, занятия вокалом необходимо отложить. Хоровое пение в этот период недопустимо. При маловыраженной ломке разрешается заниматься под руководством грамотного педагога. В этом случае подросток может петь в незавышенной тесситуре, воспроизводить звуки, фонирующиеся без напряжения. Исполнять короткие фразы. Вибрато должно соответствовать природе детского голоМутации голоса у подростков связаны с гормональной перестройкой. Голосовые аппараты маленьких детей одинаковы: отличить по строению гортани и связок мальчика от девочки невозможно. В подростковом же периоде ситуация начинает меняться, что надо учесть при занятиях вокалом для детей.

Лечение мутационной дисфонии

Направления лечебно-коррекционной работы зависят от причин, вызвавших мутационную дисфонию. При эндокринных нарушениях, прежде всего, требуется медицинское вмешательство. В остальных случаях восстановительная работа ведется в нескольких направлениях: психотерапевтическом, педагогическом. На предварительном этапе подростку назначается «режим молчания» − в течение нескольких дней запрещается разговаривать вслух.

Психокоррекция

Целью рациональной психотерапии является формирование адекватного отношения, принятия нового низкого тембра. Работа проводится в форме разъяснительных бесед, включает прослушивание образцов мужских голосов, аутогенные тренировки. На этом этапе важно добиться осознанного участия подростка в процессе голосопостановки.

Лечебная и дыхательная гимнастика

Параллельно с психокоррекцией назначается лечебная физкультура. Данное направление позволяет гармонизировать нервную систему, выработать правильные кинестезии, снять мышечное напряжение с гортани и органов артикуляции. Дыхательные упражнения помогают нормализовать физиологическое дыхание, рационально использовать воздушную струю в процессе фонации.

Логопедическая коррекция

При мутационной дисфонии проводится курс фонопедических занятий, направленных на выработку правильного стереотипа голосообразования. Артикуляционная гимнастика и голосовые упражнения выполняются под контролем фонопеда. Полезен мануальный и вибрационный массаж лица и шеи, самомассаж.

После отработки подготовительных упражнений логопед предлагает подростку воспроизвести несколько образцов «взрослого» голоса. Методом подбора останавливаются на том тоне, при воспроизведении которого отсутствует субъективный дискомфорт. Новое звучание закрепляется в процессе голосовых тренировок. С целью повышения самоконтроля используется БОС-терапия. Длительность полного курса коррекции дисфонии в среднем составляет 1 месяц.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/mutational-dysphonia

Добавить комментарий