Как исправить фальшивое пение

Главная причина фальши в пении + поэтапное решение!

ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА ФАЛЬШИВОЙ ИНТОНАЦИИ В ПЕНИИ + РЕШЕНИЕ

Сегодня я дам ответ на очень распространенный вопрос, а почему я пою фальшиво или грязно? Что мне нужно делать? Как и чем заниматься?

Распространенные проблемы:

😭 Не могу спеть ни одну ноту чисто (не попадаю в ноты совсем)

😤 Могу петь чисто, но только иногда, 8 из 10

😫 Могу петь чисто, но некоторые ноты фальшивые (верха, низы или середина вашего диапазона голоса)

🙁 Все чисто, но иногда одна-две ноты фальшивые проскальзывают

Почему так происходит?

Самый очевидный ответ, который бросается в глаза даже тем, кто мало что знает о пении. Это необходимость тренировки слуха, а именно сольфеджио. Это действительно важная и необходимая вещь и ей действительно в любом случае, нужно уделять внимание

НО

Существует иная причина фальши – это неправильная работа голоса на физическом уровне. Я очень часто встречаю людей, в том числе моих учеников, которые испытывали большие трудности в интонированием (умение повторить определенный звук инструмента голосом, как пример). И добиться от них чистого звука практически невозможно, если просто сидеть и просить человека “потыкать” себе на фортепиано и повторить то, что студент услышал (-ала).

На самом деле, в 9-ти случаях из 10-ти у человека прекрасный слух. Но при этом он не может спеть чисто, так как физически использует собственный голос не верно. ДА! Такое бывает и я с этим часто сталкиваюсь. Причина в сильном зажиме горла, даже тогда, когда человек просто пытается спеть ноту тихо! И в этом случае бесполезно тыкать ему ноты и просить спеть чище, выше, ниже и так далее. Студент УЖЕ все слышит, но не может повторить физически. Его горло, как бы ему противится.

Сюда же входят остальные случаи. Если вы уже поете чисто, большую часть времени, скорее всего единичные фальшивые ноты – это следствие того, что горло зажато и вы поете на горле, что является причиной не только фальшивой интонации, но и странного тембра, неровности звучания, быстрой усталости, хрипа, сипа, срывов и так далее..

РЕШЕНИЕ:

1.Не стоит отчаиваться!

2.Проблема решаемая и вы можете заниматься ею сами или обратиться к человеку, который умеет с этим работать и я одна из них.

Если вы хотите заниматься этим самостоятельно, вам нужно найти ответы на следующие вопросы:

– Как я дышу, когда пою? От верного дыхания зависит очень многое

– Разобраться с вопросом, а что такое пение на горле и пение НЕ на горле?

– Есть ли у вас запас терпения и усидчивости для того, чтобы исправить проблему. Прежде чем запеть, вы в первую очередь зажимаете мышцы горла и потом пытаетесь протиснуть звук. Кто-то может таким образом петь чисто, а кто-то вообще нет! Для того, чтобы проверить КАК именно вы поете сделайте следующее:

– Поднимите голову вверх, так чтобы глаза смотрели в потолок

– В этом положении вам будет невероятно трудно петь НА горле

– Попробуйте аккуратно спеть (тихо)

– Там, где звук вообще не получится, ваши самые слабые и горловые места

– Постарайтесь вытянуть губы в трубочку и просто выдохнуть воздух, без звука

– Через несколько секунд подключите звук (все еще с поднятой головой)

– Через некоторое время вы начнете чувствовать разницу

Есть довольно большое количество людей, которые любят петь и делают это, несмотря на то, что поют фальшиво. Они абсолютно не стесняются выступать перед зрителями при первой же возможности и в любых условиях. Такая категория людей – головная боль организаторов концертов, художественных руководителей и аккомпаниаторов.

Вопрос, однако, очень и очень деликатный. Сказать человеку, что он плохо (фальшиво) поет, это значит обидеть его. Редко кто воспримет подобную критику в свой адрес конструктивно. Скорее всего, затаит обиду, начнет комплексовать и т.д.

В детском и подростковом возрасте мы мало задумываемся о правильности своего пения, о качестве своего музыкального слуха. Мы просто поем, и предполагаем, что у нас получается красиво и правильно.

Научно доказано, что музыкальный слух, как и другие музыкальные данные, тренируется. Есть всевозможные методики, благодаря которым практически любой человек может в той или иной степени улучшить свои музыкальные данные. Взрослым это дается труднее, детям попроще. Но в любом случае корректировкой музыкального слуха лучше заниматься под руководством опытного музыкального педагога. Почему? Скажем так: кто-то должен слышать изменения в вашем слухе под действием тех или иных упражнений и сравнивать их со стартовыми.

2014-11-15_201350

Есть такая категория людей, которые прекрасно слышат мелодию и могут мысленно уверенно ее напевать. Это означает, что со слухом у них все  в порядке. Такие люди, как правило, обладают способностью быстро осваивать новые мелодии, что подтверждает у них наличие хорошей музыкальной памяти. Но… как только они открывают рот и пробуют пропеть мелодию, другие слышат далеко не идеальное исполнение.

Я уже говорил о людях, которые не могут признать, что поют крайне фальшиво. Они думают, что это звучит именно так, как звучит в их голове. Опять повторюсь: со слухом в таком случае должен быть относительный порядок.

Но образ мелодии и ее физическое воплощение далеко не у всех совпадают. Есть хороший прием, позволяющий оценить степень своей «фальшивости» в вокале. Закройте одно ухо рукой во время пения. То, что вы услышите и есть ваше натуральное пение. После такого контроля многие понимают, что им просто необходимо улучшение своих музыкальных данных, в том числе и музыкального слуха.

2014-11-15_201046

Итак, если и слух и музыкальная память в порядке, что делает пение фальшивым? Это отсутствие координации между слухом и голосом. Именно координация — это то, на что вы должны сделать упор во время занятий по улучшению своих музыкальных данных. Присутствие специалиста в этом процессе обязательно, но есть некоторые правила, которые вы можете без всякого ущерба использовать самостоятельно.

Правило номер один: Никогда не петь громко. Громкое пение не способствует точности точности интонирования  мелодий.

Второе правило: Старайтесь петь максимально точно вместе со звучанием вашей любимой мелодии. Звук этой мелодии должен быть громче, чем ваше пение.

Правило номер три: Во время пения прикрывайте одно ухо ладонью. Это даст вам возможность сравнивать свое пение и оригинал мелодии, на который вы должны настраивать ваш голос. Как только почувствуете фальшь в своем пении – начинайте петь тише, внимательно прислушиваясь к оригиналу.

2014-11-15_195601

Что делать если слышишь свою фальшь при пении, но контролировать голос сложно?

Анонимный вопрос

8 июня 2019  · 16,9 K

Прекрасно, что вы слышите фальшь. Значит у вас уже хорошо развит музыкальный слух. А чтобы голос звучал чище, следует выполнять упражнения на координацию (соединение) слуха и голоса. Укреплять нейромышечную связь между мозгом и голосообразующими органами (гортань, связки, нёбо, трахея и т.д.).

В первую очередь, начните выполнять простые упражнения для настройки голоса. Их можно найти в интернете или получить здесь – https://goloslogos.ru

Далее, если вы знаете ноты, начните петь упражнения по сольфеджио. К примеру, Кирюшина. Тоже можно найти в интернете.

Если вы не знаете нот, позанимайтесь следующим образом с песней, которая вам нравится:

  1. Найдите удобное для вашего голоса исполнение песни (чтобы вам было удобно петь в данной тональности)

  2. Включайте воспроизведение песни короткими фразами. Послушали фразу. Повторите ее мысленно. Потом, спойте акапельно (без сопровождения) вслух. Потом, следующую фразу. И так до конца.

Чистота интонации нарабатывается практикой. Предела совершенству здесь нет. Но первые ощутимые результаты вы почувствуете не раньше чем через месяц занятий. Так что запаситесь терпением, и занимайтесь! Все возможно!

5,7 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Для того, чтобы повысить чистоту исполнения, можно сделать упражнение:

Дробь. Вы умножаете длительность неполучающегося произведения на 2 счета.

То есть каждый слог пропевается по два раза(четвертная), четыре раза (половинная), восемь(целая).Это помогает лучше запомнить мелодию.

2,8 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Джастин Бибер, Леди Гага или Адель… Многие мечтают петь, как звёзды! Особенно подростки, которые самозабвенно смотрят «Голос» и представляют себя на месте участников и, что более интересно, победителей.

Но, к сожалению, не каждый из нас способен стать знаменитым музыкальным исполнителем. Как бы сказать помягче: не каждый из нас наделён музыкальным слухом и талантом к пению.

В этом случае цели будут, пожалуй, немного скромнее: хотя бы постараться петь не хуже соседа, что на каждый праздник достаёт гитару и поёт, не промахиваясь мимо нот.

Раньше, в недалёком прошлом, музыка являлась важной частью повседневной жизни, особенно в деревне. Отец семьи напевал перед зеркалом во время бритья, а мать пела колыбельные для детей. Пение во время церковных служб также было не редкостью для жителей. Отдельно стоит сказать о песне во время сельскохозяйственных и заводских работ — «нам песня строить и жить помогает», в конце концов. Ну и, разумеется, нельзя забывать и о военных маршах. Сегодня эти традиции во многом остались в прошлом. Музыкальные шедевры, за редким исключением, больше не являются неотъемлемой составляющей семейной жизни.

И, как следствие, без постоянной тренировки слуха и без вокальной практики наши музыкальные способности оставляют желать лучшего. Скорее мы рискнём зачитать рэп, чем спеть романс, а если дело дойдёт до караоке, то наши старания вряд ли заслужат благодарные овации.

Тем не менее, согласно опросу, проведённому компанией Ford, две трети российских водителей (64%) регулярно поют за рулем. При этом 46% опрошенных подтвердили, что пение приносит им физический и душевный подъем, а 25% — что улучшает настроение. При этом 8% понимают, что делают это плохо, поэтому не решаются петь громко даже в одиночестве.

Если вы тоже стесняетесь собственного пения и осмеливаетесь проявлять свои вокальные способности только в душе, где никто не уличит вас в фальшивости, не переживайте: вокалу можно научиться!

Более того: учиться пению никогда не поздно! Даже если вы считаете свою ситуацию катастрофической — всё поправимо. Можно даже добиться потрясающих результатов, развив свой артистический талант и научившись петь, как следует!

Superprof logo

Лучшие преподаватели по вокалу доступны для занятий

Мариам

5

5 (5 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Юлия

5

5 (4 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Марина

5

5 (3 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Диана

5

5 (4 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Елена

5

5 (4 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Алёна

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Юлия

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Екатерина

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Мариам

5

5 (5 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Юлия

5

5 (4 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Марина

5

5 (3 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Диана

5

5 (4 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Елена

5

5 (4 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Алёна

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Юлия

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Екатерина

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Поехали!

Что значит «петь фальшиво»?

Это выражение настолько распространено в разговорной речи, что так сразу сложно разобраться, что же оно на самом деле значит.

«Петь фальшиво»: значит ли это, что-то кто-то не попадает в ноты или что вам не нравится мотет (вокальное или вокально-инструментальное полифоническое сочинение)?

Конечно, речь идёт о первом варианте ответа. Но вообще, неправильно взятая нота может быть разовой ошибкой: возможно, певец просто не знает достаточно хорошо мелодию и потому, пытаясь напеть её, берёт не те ноты или использует не тот ритм.

Есть ещё и такие певцы, которые не слышат себя во время пения и потому могут время от времени брать фальшивые ноты. Или те, у кого голос, вроде, и не плох, но слух нуждается в тренировке — они просто не понимают, когда поют чисто, а когда — фальшивят. И вот именно последняя категория певцов нас и интересует в этой статье, тех самых, кому медведь на ухо наступил.

Преподаватели вокала

Приготовьте ваше сопрано: сейчас будем учиться петь!
Источник: Unsplash

В большинстве случаев корень зла кроется в проприоцепции или кинестезии, то есть в непонимании, как расположены органы и части вашего собственного тела относительно друг друга и в пространстве. Если вы не знаете, где находятся ваши органы, необходимые для чистого пения, и как ими управлять, то нет ничего удивительного в том, что вы поёте фальшиво. Но эта проблема поправима.

Главное не отчаиваться и помнить, что даже если вы поёте очень фальшиво или прямо-таки ужасно, — так будет не всегда. Вы и сами можете в этом убедиться: начните тренироваться и уже через несколько месяцев вы сможете участвовать в вокальном конкурсе. Даже слабослышащие люди могут добиться определённых успехов в пении при грамотном подходе. Этому есть доказательства.

Как иносказательно сообщить человеку, что он поёт фальшиво?

Про людей, которые плохо поют, говорят, что им медведь на ухо наступил. История этого выражения не так безобидна, как можно представить. Дело в том, что в Древней Руси существовала такая забава, как мериться силами с медведем. Доброволец пытался обездвижить животное на привязи и нередко проигрывал этот бой. В результате некоторые богатыри теряли частично или полностью слух, так как медведь, навалившись на соперника, мог его серьёзно покалечить.

Есть и другие выражения, например, «голосить как мартовский кот». Всем известно, как по весне кричат кошки, и вряд ли кому-то хотелось бы, чтобы их пение ассоциировали с этими звуками.

Другое животное, с которым сравнивают вокальные данные горе-певца, — петух. Особенно, когда голос подводит и выскакивает визгливая нота: тогда говорят, что человек «дал петуха».

А какие выражения есть в других странах?

Во Франции, например, про плохих певцов отмечают «поёт как кастрюля». Это выражение появилось в 1907 году благодаря писателю Леону Блуа. Он утверждал, что кастрюли, бьющиеся друг от друга, издают такой же неприятный звук, как и человек, который не умеет петь. Вы наверняка видели в фильмах или даже в реальной жизни, как молодожёны привязывают к своей машине жестяные банки, которые жутко тарахтят при движении автомобиля? Не очень приятный звук, который сложно назвать мелодичным. В общем-то, как и пение человека без слуха.

Ещё одно французское выражение звучит так: «петь как шприц». История появления этой фразы не так очевидна. Некоторые утверждают, что тут дело в игре слов: шприц по-французски (seringue) похож на слово сирена (sirène). Сирены в художественной литературе, как известно, пели прекрасно, что и приводило к кораблекрушениям и прочим неприятностям. Но если немного изменить слово «сирена» и иронично превратить его в «шприц», получится совсем иное значение.

Есть и другая версия: «шприц» на сленге означает глупого человека. Может быть, раньше считалось, что только глупый человек способен петь фальшиво?

В Соединённых Штатах Америки используют выражение «strangling a cat» — «душить кошку». Так говорят про человека, который поёт очень плохо, подразумевая, что издаваемые им звуки схожи с теми, что издаёт кошка, когда её душат.

В Бельгии фальшиво поющего человека тоже сравнивают с кошкой. Выражение «Zo vals zingen als een kat» в буквальном переводе значит «петь фальшиво, как кошка». Есть и другая идиома: «Zo vals zingen als een kraai», то есть «петь фальшиво, как ворона».

В Испании выражение «cantar como una almeja» значит «петь как моллюск». Не самое очевидное сравнение, но с другой стороны — кто знает? Возможно, моллюски и правда отвратительно поют. Если же это выражение вам не по душе, у испанцев есть и другие: «cantar como una rana» (лягушка) или «cantar como una cigarra» (цикада). Тут сложно не согласиться, лягушки и цикады и правда поют не очень приятно. Так ведь?

В Квебеке говорят «chanter comme un chaudron» — «петь как котёл». Если кто-то знает, почему, мы были бы рады объяснению!

В Венгрии есть выражение, чем-то напоминающее канадское про котёл: «Úgy énekel, mint a repedt fazék» и «Olyan a hangja, mint a repedt fazék», что значит «петь как треснувший горшок» и «иметь голос треснувшего горшка».

В Италии того, кто плохо поёт, сравнивают скорее с колоколом: «essere stonato come una campana» (петь фальшиво, как колокол). Ну, почему бы и нет!

В Румынии в качестве сравнения используют обувь: «A cânta ca o cizm» (петь как ботинок).

Так что же значит «попадать в ноты»?

Вы уже знаете, что значит петь фальшиво или, как минимум, имеете более или менее точное представление об этом. Но что же значит «попадать в ноты»?

Нота — это звук определённой частоты. За эталон берётся нота «Ля» первой октавы, частота которой равна 440 Гц. Считается, что человек попадает в ноты, если он способен воспроизвести собственным голосом услышанную мелодию с той же частотой, что и оригинальное произведение.

Как поставить голос для пения?

уроки вокала

Некоторые умеют петь с детства, остальные – учатся
Источник: Unsplash

Чтобы перестать петь фальшиво в большинстве случаев достаточно правильно поставить собственный голос. Голосовые связки — это мышцы, которые в зависимости от напряжения издают определённую ноту.

Поставить голос — значит, научиться понимать, какое напряжение требуется для каждого звука и поддерживать звук дыханием, направляя его в резонаторы. Чтобы упростить задачу, представьте, что ваши голосовые связки — это как клавиши фортепиано. В зависимости от прилагаемого напряжения получаются разные звуки, соответствующие той или иной ноте, тому или иному аккорду.

В интернете можно найти сотни ресурсов и обучающих видео, объясняющих, как поставить голос. Например, первая часть упражнений направлена на правильное дыхание. Вы учитесь дышать диафрагмой, пытаетесь прочувствовать, где она находится. Далее учитесь ощущать работу резонаторов. Потом тренируете дикцию и, непосредственно, голос.

Мы редко об этом думаем, но главный враг чистого пения — это стресс. Точно так же, как боязнь сцены может парализовать актёров и спортсменов, стресс пагубно влияет на вокальные данные певцов и певиц. Потому так важно расслабиться, перестать концентрироваться на страхе и сосредоточиться на правильном дыхании.

Умение привести в порядок голосовые мышцы и знание теории музыки — это две совершенно разные вещи!

Superprof logo

Лучшие преподаватели по вокалу доступны для занятий

Мариам

5

5 (5 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Юлия

5

5 (4 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Марина

5

5 (3 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Диана

5

5 (4 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Елена

5

5 (4 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Алёна

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Юлия

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Екатерина

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Мариам

5

5 (5 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Юлия

5

5 (4 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Марина

5

5 (3 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Диана

5

5 (4 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Елена

5

5 (4 отз.)

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Алёна

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Юлия

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Екатерина

Gift icon

1е занятие бесплатно!

Поехали!

В каком возрасте лучше всего учиться петь?

Человеческая природа способна удивлять, и иногда невероятно сложные знания о постановке голоса, правильном дыхании и извлечении звука могут быть врождёнными.

Поэтому мы можем посоветовать молодым родителям наблюдать за их ребёнком и пробовать раскрыть его певческий талант с ранних лет, что позволит сэкономить средства и силы, так как в детстве это делать проще.

С возрастом добиться чистого пения будет всё более и более сложно (но не невозможно). Разумеется, в пожилом возрасте задача будет максимально трудоёмкой, так как в старости могут начаться проблемы со слухом, а мышцы, в том числе голосовые связки, — становиться всё менее и менее гибкими.

педагог по вокалу

Бывают люди с врождённым абсолютным слухом, у которых получается петь с детства
Источник: Unsplash

В школе, несмотря на уроки музыки, всё же не позволяют петь достаточно для того, чтобы сделать из ребёнка певца. Это и не цель школы: на уроках музыки дети знакомятся с основными классическими произведениями и немного осваивают хоровое пение, не более того.

К тому же, за уроки музыки ученики получают оценки так же, как и за успеваемость в других предметах. Но как можно ставить пятёрку или двойку за вокальные данные, которые могут быть врождёнными или, наоборот, с рождения отсутствовать? Таким образом, пение, как правило, приносит не удовольствие, а мучение и иногда даже унижение, если ученик фальшивит и испытывает за это стыд перед всем классом.

Можно ли натренировать музыкальный слух?

Довольно часто те, кто поёт фальшиво, просто не научились в своё время раскрывать свою музыкальность. И в то же время, им хотелось бы научиться петь любимые песни.

Если не брать крайние случаи, как, например, амузию (утрату способности понимать или исполнять музыку, писать и читать ноты в результате поражения височных отделов коры мозга за счёт нарушения музыкального слуха — только 4% населения имеют это заболевание), то почти каждый человек способен сыграть или спеть простую мелодию. При этом ему необязательно уметь отличать на слух чистую ноту от фальшивой.

Чтобы в один прекрасный день суметь достойно справиться с сольфеджио (пением по нотам), необходимо предпринять две инициативы:

  1. Каждый день слушать хорошую музыку, где присутствует гармоничная мелодия;
  2. Учиться слушать собственное пение и сравнивать его с оригиналом, чтобы проверить, попадаете ли вы в ноты. Чтобы добиться определённого успеха в пении, вы должны слышать фальшивые ноты и понимать, как и когда они получаются. Таким образом, даже без абсолютного слуха, вы сможете научиться петь более или менее чисто.

обучение вокалу

Слушать себя – очень важно при обучении вокалу
Источник: Unsplash

Тем не менее, надо понимать, что ваш успех сложно сравнивать с успехом тех, кто был рождён с абсолютным слухом. Так что не завидуйте тем, кто легко отличает фальшивую ноту от чистой. Возможно, они начали рано заниматься музыкой, а, может, они и вовсе из семьи потомственных музыкантов. Лучше попросите их совета и пробуйте им подражать, потихоньку приближаясь к их уровню.

Однажды во время посиделки с друзьями мы решили послушать музыку и включили на компьютере выступление малоизвестной певицы-любительницы. Это была фортепианная кавер-версия на песню «Can’t take my eyes off you», и, к сожалению, девушка пела фальшиво, допустив пару серьёзных промахов в некоторых моментах песни. И знаете что? Всего два человека заметили эти фальшивые нотки. Остальные семь друзей отметили очень хорошее и качественное исполнение сложной песни.

В общем, очень и очень многие не слышат фальшивых нот, и это никак им не мешает наслаждаться музыкой. Чтобы тренировать ваше ухо, помимо прослушивания большого количества музыки хорошего качества, вы можете также использовать приложение Meludia. Разные образовательные треки в этом приложении позволят вам научиться контролировать ритм, чувство такта и попадание в ноты, а также запоминание мелодии. С помощью 600 упражнений вы значительно улучшите свой слух и музыкальность. А если вы хотите заняться музыкальностью вашего ребёнка, то подыщите ему уроки пения для самых маленьких!

Лучшие способы тренировки ваших голосовых связок

Итак, до этого мы говорили о самых первых шагах, которые необходимы, если вы хотите научиться петь:

  • Разобраться в физиологических механизмах пения,
  • Научиться ставить голос,
  • Работать над музыкальным слухом,
  • Прислушаться к собственному пению.

Это — самые основы, освоив которые вы уже сможете двигаться дальше. Существует огромное количество методов и приёмов, которые помогут вам окончательно добиться чистого и красивого пения.

Так, попробуйте подыскать онлайн-платформу, где можно заниматься пением регулярно. Конечно, никто не становится Селин Дион за один урок — понадобится целый курс занятий.

Классические занятия музыкой, возможно, не вызовут у вас бурного энтузиазма, однако, это самый эффективный метод. Вы будете тренировать диатонические и хроматические гаммы, заниматься сольфеджио и арпеджио. Разумеется, вместе с учителем, иначе можно забрести не туда и наделать ошибок, что было бы просто глупой потерей времени.

В идеале — начать изучать музыкальный инструмент, не требующий идеального слуха (так что откажитесь от скрипки). Это станет серьёзной помощью для тренировки вашего музыкального слуха. А если вы выберете пианино, то оно вам поможет начать петь с верной ноты — помните мы говорили про ту самую «Ля», что считается эталоном.

Учиться петь — это всё равно, что учиться миметизму. Главное — знать, какую ноту мы берём, и постараться её воспроизвести максимально похоже. А дальше, как только вы разберётесь с нотами, научитесь себя слушать и слышать, останется только практика. Усердная и регулярная практика — то, что поможет вашему прогрессу.

Выберете подходящие уроки пения, которые рассчитаны на ваш уровень и соответствуют вашим целям и задачам. Примите удобную позу, уберите любое напряжение в спине и челюсти, расслабьте плечи. Помните, что стоя петь легче, чем сидя.

Регулярно распевайтесь перед уроком, чтобы укрепить голосовые связки и гортань (они нуждаются в тренировке, как и любые другие мышцы вашего тела). Так с каждым разом вам будет всё легче и легче попадать в ноты.

Не стесняйтесь записывать на диктофон ваши уроки и выступления. Прослушивайте получившиеся записи, чтобы после прослушивания вы могли поработать над ошибками. Так вы поймёте, какие моменты у вас получаются хорошо, а какие нуждаются в дополнительных тренировках.

Учитесь правильно дышать. Хороший преподаватель поможет вам освоить разные техники для правильного дыхания, что в свою очередь позволит вам дольше тянуть ноту и не сбиваться.

Заниматься пением необходимо регулярно, чтобы добиться прогресса. Лучше посвящать музыке 20 минут каждый день, чем уделять два часа раз в неделю. Так вы меньше будете уставать и в то же время совершенствоваться маленькими шагами. Главное — быть терпеливым и внимательным, не перенапрягать связки и не перетруждаться. Пейте много воды не только во время уроков пения, но и в течение всего дня. Голосовые связки нуждаются в постоянном увлажнении.

Осталось только найти хорошего преподавателя по пению!

Преподаватели вокала

Помните, что только регулярная практика поможет вам научиться
Источник: Unsplash

Несколько упражнений по пению

Практическое упражнение n°1: учимся поднимать или опускать ноту на четверть тона и полутон

  1. Возьмите какую-нибудь ноту на пианино,
  2. Воспроизведите её голосом и потяните,
  3. Мягко возьмите ноту чуть выше и вернитесь обратно к изначальной ноте (восходящее глиссандо),
  4. Мягко возьмите ноту ниже и вернитесь обратно к изначальной ноте (нисходящее глиссандо).

Практическое упражнение n°2: постановка голоса в нужной тональности

  1. Сыграйте гамму до-ре-ми-фа-соль на пианино (можно использовать электронное фано онлайн),
  2. Пропойте ноты, не используя полутона,
  3. Пропойте ноты, используя полутона.

Практическое упражнение n°3: проработайте вашу способность петь мелодию акапелла

  1. Выучите песню, прослушав её несколько раз,
  2. Воспроизведите её без аккомпанемента,
  3. Запишите полученный результат и прослушайте, чтоб отработать сложные участки.

Мы никогда не устанем повторять, слушайте себя. И в заключение не забывайте этот принцип: «чем больше мы поём, тем меньше мы фальшивим; чем больше мы слушаем себя, тем чище мы поём».

И, наконец, откройте для себя уроки пения вместе с сайтом Superprof.

ПРИЧИНЫ ФАЛЬШИВОГО ПЕНИЯ ДЕТЕЙ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Подготовила

музыкальный руководитель

Булатова Алёна Сергеевна

г. Челябинск

«Частое и значительное нагромождение фальшивых звуков, всякое восприятие фальши в больших массах и в течение долгого времени приводит к общему притуплению слуха и к безразличию его по отношению к верности и точности интонации»

Самуил Майкапар

Подобно слову в живой речи музыкальная интонация, как частица мелодии, подлежит в реальном исполнении музыки тому или иному «произнесению», т.е. интонированию. Отсюда понятие исполнительской интонации. В теории и практике музыкального воспитания образования умение петь, чисто интонируя, обычно считается главным признаком музыкальности и служит доказательством хорошего музыкального слуха. От того, в какой мере развита способность к слуховому «представлению», и зависит умение правильно, точно воспроизводить мелодию. Умение чисто интонировать возникает только на определённом этапе развития музыкальных представлений,     ….. при опоре на непосредственное восприятие мелодии, когда пение поддерживается инструментом или голосом педагога, дающим точное звучание.

Об интонации в пении дошкольников.

Причины:

  1. Трудности в восприятии и исполнении мелодии обычно вызываются  или невыразительными, ладово  неопределёнными интонационными оборотами или несоответствии интонаций мелодии возможностям человеческого голоса.

Пение мелодии невозможно без определённого её представления, т.е. представления её звуковысотного и ритмического движения. Представление должно быть точным, иначе воспроизведение мелодии будет неправильным.развития слуха, но и от умения владеть голосом.

  1. Многие музыкальные руководители, спев незнакомую детям песню один, иногда два раза, на этом же занятии начинают разучивать песню, независимо от степени её трудности. В результате такой методики правильно поют мелодию только те дети, у которых музыкальное восприятие развито настолько, что они запоминают песню после одного-двух повторений.
  2. Чистое интонирование без сопровождения возможно только при наличии произвольного слухового представления мелодии.
  3. В дошкольном возрасте, как и в более поздних возрастах, отсутствие чистоты интонации обычно связано с неправильным дыханием и неправильным формированием гласных.
  4. Так как речь у детей старшего дошкольного возраста достаточно развита, они легко переносят речевые навыки в пение, приближая певческие интонации к произношению слогов и слов в речи и приближая высоту пения мелодии к высотным интонациям речи. Отсюда возникает часто неверное низкое, глухое звукообразование.
  5. Трудно даются детям частые скачки в мелодии, т.к. они требуют каждый раз перестройки способа подачи звука- от высоких и низких и наоборот, что возможно только при относительной гибкости певческого голоса. Также не очень легко чисто интонировать один звук, повторяющийся несколько раз, потому что такая последовательность требует точного сохранения определённого положения гортани пока повторяется звук.

Способы:

1. Указывается, что чистота интонации в пении возникает в результате обучения правильному звукообразованию, дыханию и дикции. Подчеркивается необходимость развития дыхания не изолировано от пения, но на вокальном материале. Только при этом условии будет развиваться и дыхание, и чистота интонации в пении.

2. Началом развития произвольных слуховых представлений можно считать как наличие у детей любимого репертуара, так и умение вспомнить и рассказать о нескольких знакомых песнях или произведениях инструментальной музыки, без предварительного их прослушивания.

3. Развитие ладового чувства у детей целесообразно начинать с мелодий, ладовая основа которых знакома и близка детям с самого раннего возраста. Способствует также ясному ощущению лада “опевание” отдельных звуков тонического трезвучия смежными звуками.

4. Между тем очень часто решающее значение для правильного пения мелодии имеет не только выразительность её интонаций, но и гармоническая сторона.

5. Для развития у детей чистоты интонации целесообразнее для пения применять в основном мажорные мелодии, чтобы прежде всего укрепить ощущение мажорного лада. Однако это не означает, что минорные мелодии следует совсем исключить из детского репертуара.

6. Как правило после показа картинки или слушания стихотворения пение детей становилось эмоциональнее, а эмоциональный подъём в свою очередь облегчал работу над чистотой интонирования

Проблема “гудошников”.

Известно, что одной из основных причин плохого интонирования является отсутствие у таких детей верной координации между слуховым представлением и его воплощением голосом. Считается, что это обусловленно отставанием развития соответствующих частей коры головного мозга.

Опыт показывает, что последнее можно представить не только как причину рассматриваемого явления, но и как следствие того, что ребёнок не справляется со своим голосовым аппаратом, не умеет правильно формировать певческий звук. Прежде всего это, по-видимому,относится к неумению использовать в пении головной резонатор. В результате затруднений в периферии отстает в развитии и центр.

К числу применяемых приёмов относится:

1. Пение звуков (с постепенным повышением) на гласную “у” приёмом стаккато (на слабой доле такта) с переходом на легато (для достижения органического и непренужденного характера звукоизвлечения);

2. Раскрепощение нижней челюсти в положении хорошо открытого рта (при пении на той же гласной “у”). Этим достигается и освобождение гортани от лишнего напряжения;

3. Певческое задание даётся ребёнку на слух, но подкрепляется зрительной наглядностью;

4. Звук, даваемый за образец, должен звучать в ярко выраженной высокой певческой позиции;

5. Задание даётся в живой форме, содержащей художественный момент (например, как “ответ кукушки”);

6. Необходимо создать в группе атмосферу доброжелательности  и желания помочь товарищу со стороны всех детей и вызвать стремление достигнуть успехау самого “гудящего”, подчеркнуто поощрять каждый его, хотя бы и небольшой, успех.

В случае невозможности добиться от ребёнка верного выполнения задания с помощью перечисленных мер, применяется специальный приём: плотное закрывание ушей ладонями рук.

А.А.Маслов выделил в особую группу всех фальшиво поющих детей и прежде всего подверг их медицинскому осмотру с точки зрения слухового и голосового аппарата. Физически дети оказались вполне здоровы, он начал занятия. Уловив высоту, которую обычно воспроизводили дети (а они пели на чистую кварту и чистую квинту ниже), Маслов предложил им спеть на этой высоте такую простую народную прибаутку на одном звуке, как  «Барашеньки-крутороженьки». Впервые дети испытали необычное для них ощущение: совпадение своего звука голоса со звуком инструмента. Маслов постарался закрепить это ощущение пением целого ряда попевок. Найдя исходный звук, через некоторое время он прибавил к нему второй, который дети тоже правильно воспроизвели. После пения простых попевок на двух звуках прибавил третий. Так  постепенно укрепляя и расширяя диапазон детей, он подвёл их к пению и тех простых песен в обычной тесситуре, которые они вначале не могли петь.

В результате работы Маслов сделал вывод, что у детей слух был, но диапазон их голоса оказался смещённым от того диапазона в котором обычно поют дети.

А.Г.Раввинов считал целесообразным применять приём «атакирования» верхнего регистра  детского голоса, т.е. сразу начинать с пения высоких звуков. Он  отмечал, что многие дети имеют низкий голос разговорный ипереносят характер звучания речи в своё пение.

Связывая эти оба процесса между собой А.Г.Раввилов  предлагал детям говорить и читать на высоких звуках, а на занятиях пением предлагал им петь «высоким звуком», ярко отмеченой  от той высоты, которой обычно пользовались эти дети, нередко дети после инфекционных заболеваний получают осложнения, а их физический слух оказывается пониженным.

Вот один пример: Один мальчик во время простуды сильно кричал, после чего охрип и с того времени говорит хриплым голосом.

Порядок упражнений был такой: пение по представлению, т.е. на слог «ля» и «ю». В это время происходят небольшие движения в голосовом аппарате, что является подготовкой для пения вслух. Затем эти звуки пропевались на закрытый рот, тихо и отрывисто, и после этого уже на слоги. Таким образом пропевали затем и фразы и песни.

Неверная интонация связана с плохим открыванием рта и зажатой челюстью.

Немного о пении в хоре

При пении хора с инструментальным сопровождением внимание детей несколько рассеивается. Хор, постоянно поющий с инструментальным сопровождением, не всегда в состоянии чисто петь без сопровождения инструмента , в то время как хор, поющий a capella, всегда сможет чисто исполнить произведение, написанное синструментальным сопровождением.

Пение без сопровождения развивает, совершенствует слух, повышает внимание поющих к чистоте интонации и тем самым воспитывает навыки точного интонирования.

Было зафиксированно несколько случаев излечения детей от стойкого несмыкания связок. Средством явилось только пение в хоре.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. А.Д. Войнова “Развитие чистоты интонации в пении дошкольников” – М., 1960.

2. Д.Е. Огороднов  «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.» / Д. Е. Огороднов – Изд. 3-е. — Киев: «Музична Украйина», 1989. — 164 с.

3. Н.Добровольская  Н.Орлова “Что надо знать учителю о детском голосе”, издательство “музыка” москва 1972. — 32с.

4. В.Н.Шацкая «Детский голос»,-Изд. «Педагогика»-М.,1970.

5.Н.А.Ветлугина,И.Л.Дзержинская,Л.Н.Комиссарова «Методика музыкального воспитания в детском саду» Изд. 3-е.,испр. И доп.М.:Просвещение,1989. —270с.:нот.

Добавить комментарий