Как исправить ффнр у ребенка

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей. При этом у них наблюдаются нормальные интеллектуальные способности и отсутствие проблем с физиологическим слухом.

При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков, неправильное построение слогов в словах, а также незначительные нарушения грамматики и лексики. В ходе логопедического обследования изучается фонематическое восприятие, навыки ребенка в построении связной речи, а также возможность к произношению звуков.

В нашей стране количество детей с ФФН составляет 20-25%.

Обычно до 4-летнего возраста дети в состоянии различать на слух все звуки, воспринимать их как составляющие слова, а также произносить их правильно. Если же этого не происходит, то у ребенка может быть диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

ФФНР может быть приобретенным, либо врожденным. На формирование врожденного расстройства влияют патологии внутриутробного развития, а также родовые травмы.

Приобретенное ФФНР обусловлено несколькими факторами:

  • Вирусные заболевания. Они особенно опасны в течение первого года жизни, когда иммунитет ребенка еще не сформирован.
  • Травмы головного мозга. Сильные ушибы и сотрясения, вызванные падением или иным механическим воздействием – все это может оказать влияние.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Хронические стрессы и сильные эмоциональные потрясения. Часто данное расстройство выявляется у детей из неблагополучных семей.

Понятие ФФН (фонетико-фонематического недоразвития) было введено группой ученых сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР под руководством Р.Е. Левиной. Наиболее известными авторами, подробно описавшими ФФН и особенности фонематики, являются Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова. К механизмам патогенеза они отнесли не до конца сформированную артикуляционную функцию, а также нарушение восприятия звуков.

Фонетико-фонематическое недоразвитие является серьезным препятствием на пути обучения ребенка чтению и письму. Кроме того, на фоне ФФН у детей дошкольного возраста может развиться дислексия и дисграфия.

Нарушение звуковой стороны речи с данным расстройством представлены фонетическими и фонематическими дефектами:

  • Искажение одного или нескольких звуков (сигматизм, ротацизм и т.д.).
  • Замена артикуляционно-сложных звуков на более простые ([c] на [т], [р] на [л] и т.д.).
  • Недифференцированное произношение звуков, для которого характерна замена одним целого ряда других звуков.
  • Смешение, либо непостоянное использование звуков в речи. Иными словами, иногда ребенок произносит звуки правильно, но в некоторых случаях заменяет их на другие.
  • Часто нет различия между мягкими и твердыми звуками ([сь] вместо [с], [тя] вместо [та]).
  • Не различаются на слух глухие и звонкие звуки («папка» вместо «бабка» и т.д.). 

Как правило, лексический запас находится в пределах нормы, но при более глубоком обследовании могут быть выявлены ошибки в согласовании частей речи, использовании предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, есть и другие признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей:

  • проблемы с памятью (особенно при расширении лексического словаря);
  • сложности с восприятием абстрактных понятий;
  • проблемы с переключением внимания, либо с фокусировкой на чем-либо;
  • замедленность мыслительных процессов и т.д.

Все эти проблемы сказываются на учебной деятельности ребенка и его успеваемости, поэтому важна своевременная коррекционная работа.

В логопедии выделяется три основных степени:

  1. Легкая. Нарушено распознавание только некоторых звуков, которые ребенок и так произносит с дефектом. В остальном звукослоговая структура анализируется верно.
  2. Средняя. Дети не различают достаточно много звуков из разных фонетических групп (шипящие, глухие, звонкие). При этом устная речевая функция сформирована, в целом, правильно.
  3. Тяжелая. Серьезное нарушение звуковой последовательности – ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их очередность.

Логопедическое обследование предполагает сбор анамнестических данных из личной беседы с родителями, либо медицинской карты. Важно выяснить особенность протекания беременности и родов, а также раннего психоэмоционального и физического развития малыша.

При диагностике следует опираться на результаты обследования у детского отоларинголога и невролога, которые проводятся для оценки состояния слуха, а также исключения психических отклонений.

Логопед проводит обследование артикуляционного аппарата, оценивает состояние дыхательной функции, состояние голосовых связок. Проверяется правильность звукопроизношения, в ходе которого специалист обращает внимание на специфику имеющихся нарушений (искажение, замены и т.д.).

Обследуется уровень развития фонематического восприятия. Все результаты обязательно вносятся в речевую карту. Диагностика устной речи обязательно предполагает оценку словарного запаса, а также сформированности связной речи.

Если ребенок умеет писать, то проводится диагностика письменной речи. В ее ходе выявляются ошибки на письме и их специфика. После окончания обследования делается заключение, на основании которого составляется стратегия дальнейшей коррекции.

Если причиной расстройства установлена какая-то психологическая травма, то параллельно с логопедом за ребенком должен наблюдать детский психолог.

Дети с ФФНР должны заниматься в специальных логопедических группах в детском саду (зачисляются с 5 лет на 10 месяцев). Если проблема не устранена в дошкольном возрасте, то ребенку необходимо заниматься со школьным логопедом.

Основные цели коррекции ФФНР:

  • формирование фонематического восприятия;
  • обогащение словарного запаса ребенка;
  • развитие правильной, связной речи;
  • развитие навыков словоизменения и словообразования;
  • коррекция звукопроизношения;
  • работа с простыми и сложными предложениями;
  • подготовка к обучению грамоте (если работа не была проведена до обучения в школе, то проводится коррекция обнаруженных нарушений письменной речи).

В процессе логопедических занятий по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи используется речевой и наглядный материал (соответствующий возрасту ребенка), различные дидактические приемы, логопедический массаж.

Также используются различные артикуляционные упражнения. Для многих взрослых является очевидным, как много усилий приходится прикладывать детям, чтобы научиться правильно выговаривать слова. Для этого необходима работа артикуляционного аппарата, который состоит из анатомо-физиологической системы органов (языка, мягкого и твердого нёба, гортани, губ и т.д.).

Есть определенный комплекс упражнений, направленных на развитие этих органов. Ниже представлены примеры упражнений артикуляционной гимнастики для тренировки губ:

  • «Поцелуй». Дети учатся вытягивать губы трубочкой, как будто они хотят кого-то поцеловать. Помогает при произношении свистящих, шипящих и гласных.
  • «Пятачок». Ребенок смыкает губы (как в упражнении «Поцелуй») и двигает ими по кругу, периодически меняя направление вращения.
  • «Улыбка». Зубы смыкаются, при этом губы расплываются в широкой улыбке. Хорошо тренирует мимические мышцы губ.

Язык – это самая важная часть аппарата артикуляции, поэтому его тренировкой нужно заниматься в первую очередь.

Для этого используются следующие упражнения:

  • «Лопатка». Нужно высунуть язык как можно дальше, при этом он должен быть расслабленным.
  • «Игла». Задача аналогичная, но при этом язык должен быть напряжен. Желательно держать в таком положении в течение 10 секунд.
  • «Трубочка». Язык нужно свернуть в трубочку, одновременно напрягая его.

Несложные манипуляции, вроде цоканья и щелчков языком, также оказываются эффективными, при этом ребенок может делать их самостоятельно дома.

Раннее выявление детей, имеющих проблемы с развитием фонематического восприятия, а также проведение своевременной коррекционной работы помогают исправить недостатки звукопроизношения. Важно работать с ребенком комплексно, привлекая к коррекции родителей, которые должны обеспечить комфортный микроклимат в семье, окружить малыша максимальной заботой и вниманием.

Профилактика ФФНР заключается в принятии мер по предотвращению перинатальных патологий, а также в общем гармоничном развитии ребенка. Работа логопеда, помноженная на терпение родителей – это залог того, что ситуацию можно исправить если не на 100%, то хотя бы до того уровня, когда у малыша не будет проблем с обучением и общением с окружающими людьми.

Близится аттестация?

Получите удостоверение на 144 ак.часа! Пройдите курс повышения квалификации по теме «Современные междисциплинарные технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений в соответствии с требованиями ФГОС»

Углубленный курс повышения квалификации для тех, кому нужны знания, соответствующие мировым требованиям.

Заместитель директора «Логопед-Профи» по научной работе, практикующий логопед высшей категории, учитель-дефектолог, член Ассоциации логопатологов.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи в логопедии также называют сокращенно ФФНР — это расстройство процесса образования произношения фонем у ребенка с разнообразными речевыми отклонениями в результате дефектов понимания и передачи звуков. Что это такое? Иными словами — неверно распознанный звуковой сигнал подается в речевой аппарат и звук воспроизводится не правильно. Это отклонение может быть выявлено у абсолютно здоровых детей, с хорошим зрением и слухом.

К основным факторам развития ФФН речи у детей принято считать:

  • Родовые травмы;
  • Неблагоприятные условия проживания;
  • Психологические проблемы;
  • Стрессы;
  • Малое время, уделенное на развитие.

ФФН в речи относится к серьезным заболеваниям, которое при несвоевременном лечении может привести к проблемам с письмом, чтением и правильным формированием речи и в результате — плохой реализации лексико — грамматического потенциала у ребенка в будущем. Поговорим об этом подробнее.

Классификация по формам

В логопедической практике в зависимости от особенностей развития детей существуют три классификации ФФНР:

  1. Легкая форма. Она выражается в небольшом дефекте произношения слогов и отдельных звуков;
  2. Средняя форма. Тут уже более выражены симптомы фонетико-фонематического недоразвития речи , присутствует неправильное произношения звуков, а также полное или частичное их неразличимость при акустическом или оппозиционном звучании. Ребенок может плохо читать, писать с большим количеством грамматических ошибок, плохо улавливать звуковую дорожку слогов;
  3.  Тяжелая форма. Это самая сложная в лечении и диагностики форма ФФНР. Распространение заболевания охватывает не только звуковую сторону речи, наблюдается также полное отсутствие различия звуков, неправильный слоговой строй, плохая грамматика и связная речь.

При последней самой тяжелой степени ФФН речи, если ребенку вовремя не оказать врачебную помощь, то в скором времени это приведет к необратимым изменениям выговора звуков и слов.

Главные характеристики заболевания

В процессе становления речи ребенка, можно столкнуться со сразу несколькими симптомами ФФНР. Вот на что стоит заострить внимание в первую очередь :

  • Замена детьми некоторых звуков, более удобными по артикуляции. Ребенок не воспроизводит некоторые фонемы, подменяя их на другие. Например, звуки Л и Р заменяются звуками И и Л’ («ложка» — «л’ёжка» или «ложка» — «иёжка»);
  • Не редки случаи когда ребенок меняет все свистящие и шипящие звуки на более простые по артикуляции, так называемые «взрывные» звуки – Д, Д’, Т, Т’ («самокат» — «томакат», «шуба» — «дуба»);
  • В каких-то словах дети могут воспроизводить звуки верно, но в большинстве они меняют их на схожие по артикуляции. К примеру, верно произносимые звуки л, р и с в разъединенном виде, в словах и фразах произносятся с дефектами;
  • Дети затрудняются раздельно воспроизводить пары или группы звуков. Происходит подмена одним звуком нескольких. Например, звук «т’» заменяется сразу для нескольких звуков: ш, ч, с («собака» — «тобака», «чашка» — «ташка», «шишка» — «тишка»).

Фонетическое недоразвитие речи влияет на способность детей самостоятельно выделить звук на фоне слова, определить правильную последовательность его и количество. Тяжело произносят сочетания простых согласных и многосложных слов в одном предложении. Когда ребенок произносит такие слова он пропускает слоги, заменяет трудные звуки, добавляет внутрь слога лишний звук. Такая замена может проявляться и на письме, в результате развивается дисграфия артикуляционно — акустического типа.

Ребенок может неправильно произносить не более трех звуков или иметь грамматически правильную речь, но на слух не понимать отличий между множеством звуков, принадлежащих разным группам. Ярко выраженное недоразвитие фонематического процесса не редко завуалированно под сравнительно хорошее звуковоспроизведение. Что в свою очередь усложняет диагностику заболевания.

Кроме нарушений вербального типа у детей с ФФНР выявляются и прочие:

  • Трудное переключение между задачами;
  • Плохое понимание абстрактных понятий;
  • Медленный мысленный ход.

Такие нарушения приводят к низкой успеваемости в школе, вызывают неустойчивость психики и препятствуют нормальной учебной деятельности.

Диагностика у логопеда

К обследованию у врача логопеда ребенка может направить учебное заведение, невролог или же родители сами решают уточнить диагноз. Логопед на основании медицинской карточки проводит анализ как протекала беременность, роды, были ли осложнения и какая психологическая обстановка сейчас в семье.

Оформляю речевую карту доктор отмечает состояние слуха на основании заключения отоларинголога, а также заключение невролога о состоянии ребенка. Педиатр указывает о проведенных профилактических мерах, перенесенных заболеваний и ставит общую оценку здоровью ребенка. Логопед в свою очередь оценивает состояние и подвижность артикуляционного аппарата, голосовых связок и дыхательной развитости.

Проводится детальный анализ произношения звуков, слогов. При выявлении дефектов врач сразу делает пометку в карте. При оценке звукового произношения особое внимание уделяется на различные замены звуков, смешение их, а также искажение основного слова.
Дети должны уметь проводить анализ звуков и синтезировать их. При оценке устной речи огромное значение имеет словарный запас, хорошая связная речь и сформированность речевой линейки речи.

Письменная речь тоже помогает характеризовать отклонения от нормы. Наличие большого количества грамматических ошибок, замены букв («как слышу, так и пишу»), ошибки в понимании конкретного слова. На основании такой полной картины врач логопед делает заключение о состоянии речи и наличии у ребенка ФФНР.

Как откорректировать речь?

Чтобы ребенок избавился от фонетико-фонематического недоразвития речи потребуется много усилий и времени. Врач логопед может порекомендовать специальный садик для маленьких детей, занятия в логопедическом пункте в школьных учреждениях или назначить индивидуальную работу с ребенком.
Основная задача при ФФН речи заключается в коррекции произношения звуков, развитие фонетических навыков и подготовительной работе по овладению грамотой.
За время логопедических занятий ребенок:

  • Осваивает правильную артикуляцию и произношение;
  • Формирует анализ и синтез речи;
  • Обогащает свой словарный запас;
  • Развивает связную речь;
  • Учится составлять словосочетания и простые, и сложные предложения;
  • Овладевает правильными навыками письма и чтения.

На занятиях методисты используют наглядный материал, применяют специальную артикуляционную гимнастику, чтобы сформировать правильный слог. Логопедические занятия улучшают психическое и невралгическое состояние. Ребенок станет более спокойным, уравновешенным и сможет сконцентрироваться на конкретной задаче для ее выполнения. У малыша улучшится слуховое внимание и память, разовьется мелкая моторика.

Параллельно с логопедическими занятиям деткам рекомендуются занятия с психологом. Это поможет преодолеть имеющиеся стрессы и выявить возможные психические отклонения. Особенно важно подкорректировать все недочеты перед школой, чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта из-за имеющихся у него дефектов в новом обществе.

Прогнозы и профилактика

Если логопедическая помощь была назначена вовремя, то при регулярных занятиях и рекомендациях врачей данный дефект можно полностью ликвидировать. При разных степенях сложности ФФН в речи, сроки полной нормализации речи называются — от 1 месяца до 1 года.

Каждому родителю важно помнить, что формирование речи начинается с момента зарождения плода. На психомоторную функцию и общее физическое развитие ребенка могут оказывать влияние сложные роды, операционные вмешательства, злоупотребление матерью во время беременности алкоголем, табаком и наркотическими веществами.

Очень большую роль на развитие речи у малышей и детей дошкольного возраста оказывает психологическая обстановка в семье, регулярность занятий с ними, обучение чтению и письму.

В случае обнаружения отклонений в произношении или же при длительном молчании ребенка, следует пойти на консультацию к логопеду. Он проведет необходимые обследования и подскажет как быстро и эффективно исправить данную проблему в кратчайшие сроки.

Подводя итоги

ФФНР — серьезный речевой дефект. Он требует к себе максимального внимания, чтобы как можно быстрее пройти путь к нормализации речи. Врачебная практика направлена не только на устранение имеющихся проблем с произношением, но и на правильное развитие речи в будущем. Разработанные методики и опыт специалистов помогут ребенку улучшить мышление и память. Научиться правильно говорить и проводить логическую цепочку от слова — к его восприятию и передаче в словах и письме.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.

Общие сведения

ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам. ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

Нарушения средств общения (ФФН и ОНР) являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу. ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Классификация

По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:

  • Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова анализируется правильно.
  • Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.
  • Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.

Характеристика ФФН

При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.

Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.). Другим вариантом проявления ФФН может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, [т´] вместо [ с´], [ ч ], [ ш ]). Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).

Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.

Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д. Все это препятствует успешной учебной деятельности и обусловливает нестойкую успеваемость.

Логопедическое обследование

Приступая к диагностическому обследованию речи у ребенка с ФФН, логопед (из медицинской документации или из беседы с родителями) выясняет анамнестические сведения (особенности протекания беременности и родов у матери, раннего физического, психического развития ребенка). При оформлении речевой карты на ребенка с ФФН следует сделать особые отметки о состоянии слуха (по заключению детского отоларинголога), неврологического статуса (по заключению детского невролога), общего здоровья (по заключению педиатра).

Затем исследуется состояние и подвижность артикуляционного аппарата, оценивается состояние голосовой и дыхательной функции. При обследовании звукопроизношения обращается внимание на характер имеющихся нарушений (замены, смешение, искажение, отсутствие), различение оппозиционных фонем, способность воспроизведения слов различного слогового состава. Крайне важным при ФФН является исследование уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Диагностика устной речи завершается изучением количественной и качественной характеристики словарного запаса, сформированности грамматического строя речи и связной речи.

При диагностике письменной речи выявляется наличие специфических ошибок на письме и их характер (замены букв, аграмматизмы и др.), определяется уровень владения чтением, ошибки, понимание прочитанного. В речевой карте обязательно фиксируются образцы детской речи, на основании которых делается заключение о наличии у ребенка ФФН.

Коррекция ФФН

Дети с ФФН подлежат обучению и воспитанию в специальных логопедических группах детских садов, куда зачисляются на 10 месяцев с 5 или 6 лет. Школьники с нарушениями письма и чтения, обусловленными ФФН, занимаются на школьном логопункте. Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к овладению грамотой (в школе – профилактику либо коррекцию нарушений письменной речи).

В процессе логопедических занятий по коррекции ФФН осуществляется работа над произносительной стороной речи (уточнением артикуляции, постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков); формированием фонематического восприятия, анализа и синтеза; обогащением словаря; развитием навыков словообразования и словоизменения, составлением простых и сложных предложений; развитием связной речи; овладением элементарными навыками чтения и письма. На занятиях по коррекции ФФН используется соответствующий возрасту наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж. Логопедическая работа по коррекции ФФН проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме.

Дети с ФФН нуждаются в занятиях детского психолога: развитии слухового внимания и слуховой памяти, общей и мелкой моторики, памяти, мышления.

Прогноз и профилактика

Раннее выявление детей с ФФН и проведение целенаправленной логопедической работы позволяет полностью исправить недостатки звукопроизношения и развить фонематическое восприятие. Желательно, чтобы фонетико-фонематическое недоразвитие было устранено до поступления в школу – это является залогом успешного овладения ребенком письменной речью.

Предупреждение ФФН требует профилактики перинатальной патологии плода, заботы об общем здоровье и гармоничном развитии детей, организации правильного речевого окружения, активизации слухового внимания и гнозиса как основы формирования фонематических процессов. Важное значение имеет внимание родителей к речи своего ребенка и своевременное обращение к логопеду для коррекции имеющихся нарушений.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – лечение в Москве

Ваш ребенок любознателен, активен, в школу ходит с удовольствием и даже домашние уроки выполняет без особых капризов, но…почему-то совершает грамматические ошибки в самых неожиданных местах. Он хорошо знает правила правописания, однако переставляет местами буквы, а то и целые слоги?

Не спешите ругать ребенка за такое “хулиганство”. Есть большая вероятность того, что он не нарочно, и вам стоит как можно быстрее обратиться к специалисту, который выяснит, а вдруг у вашего ребенка фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). Мало кто знает, но в нашей стране оно встречается у 20-25% детей. И далеко не каждый родитель может вовремя распознать проблему.

К счастью, синдром потерявшихся букв и звуков корректируется довольно быстро и успешно. У нас в ОН КЛИНИК Бейби работают высококлассные логопеды, которые умеют найти подход к самому чувствительному ребенку.

Что такое ФФНР

Диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) означает, что у ребенка нарушен процесс восприятия фонем и звукопроизношения.

При ФФНР интеллект ребенка может быть очень высоким или соответствовать возрастным нормам развития. У детей с таким диагнозом нет проблем со слухом или концентрацией внимания. При ФФНР у ребенка страдает артикуляция, дикция, он с трудом произносит сочетания некоторые звуков, не понимает отличия в буквах, например, что вместо “т” — “д”, вместо “к” — “г”, и так далее.

Порой не сразу учитель и родители понимают, что дело не в грамотности и знании правил русского языка. Буквы у ребенка с ФФНР сами начинают меняться местами, будто играя в прятки. Он пишет, будучи уверенным, что все верно, и даже когда учитель подчеркивает ошибку, не сразу понимает ее. Задача родителей — вовремя заметить такие особенности письма и речи ребенка, и обратиться на консультацию к логопеду.

Виды ФФНР

Логопеды выделяют три основных степени ФФНР:

Легкая. На раннем этапе нарушено распознавание только некоторых звуков, которые ребенок произносит с дефектом. В целом речь ребенка мало чем отличается от сверстников, поэтому родители не всегда обращают внимание на особенности произношения.

Средняя. Дети не различают достаточно много звуков из разных фонетических групп (шипящие, глухие, звонкие). При этом устная речевая функция сформирована нормально.

Тяжелая. На этом этапе у малыша наблюдаются серьезные проблемы с речью. Ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их очередность.

Как выявить ФФНР

Логопеды рекомендуют обратить внимание на следующие фонетические и фонематические особенности речи ребенка:

  • вы слышите, что ребенку не даются сложные артикуляционные звуки и он заменяет их на более простые (самое частое – “р” на “л” или “с” на “т”);
  • трудно разобрать некоторые звуки, ребенок их сглатывает, произносит нераздельно, либо вообще целые звуки заменяет на другие;
  • не слышит разницы между глухими звуками и звонкими: “кот” — “код”, “рок”—”рог”, “рот”—”род” и т.д;
  • также не различает мягкие звуки и твердые “мя” — “ма”, “ря”—”ра”;
  • переставляет звуки местами, получая новые, непонятные слова.

Почему не все родители вовремя распознают проблему

Имея подобные дефекты, малыш может знать достаточно много слов, быть очень разговорчивым, хорошо развитым для своего возраста. Но даже если лексический запас дошкольника в пределах нормы, хороший специалист может провести дополнительное обследование и увидеть, что ребенок не совсем корректно употребляет предлоги, допускает ошибки в согласовании частей речи, а переставляя слоги местами — вовсе не играет, как думают родители, а испытывает сложности в произношении.

Вот почему так важно проходить ежегодные профилактические осмотры ребенка у узких специалистов, в том числе, логопеда. А если вы родители будущего школьника, то посетить логопеда нужно обязательно, чтобы у ребенка не возникло проблем с обучением.

Почему возникает ФФНР

В числе основных причин ФФНР могут быть:

  • патологии внутриутробного развития;
  • родовые травмы;
  • генетические сбои, семейная предрасположенность;
  • травмы головного мозга при падении или ударах в младенчестве;
  • вирусные заболевания (наиболее опасны в возрасте до года, а также в период сильно сниженного иммунитета);
  • сильные переживания и стрессы, в том числе хронические;
  • неблагополучная обстановка в семье, повышенная тревожность.

Какие специалисты лечат ФФНР

В первую очередь необходимо обратиться к логопеду. Доктор может назначить дополнительные обследования у отоларинголога и невролога, чтобы исключить проблемы со слухом и неврологические отклонения.

Бывает, что дополнительно стоит показать ребенка и психологу, ведь иногда трудности с произношением возникают у детей после перенесенной травмы или сильного стресса. Здесь могут помочь сами родители, вспомнить, когда начались проблемы, не было ли серьезных потрясений: потери близкого человека, устройство в новый детский сад или переезд.

Как проходит занятие у логопеда

На консультации доктор проведет обследование, задача которого выявить фонематическое восприятие ребенка, проверить насколько легко у него получается произносить звуки, а также верно ли сформированы навыки построения речи, насколько связаны слова и предложения между собой.

Затем начинается коррекция ФФНР у детей, в которую входит:

  1. Артикуляционная гимнастика;
  2. Работа с наглядным материалом
  3. Развитие фонетических навыков;
  4. Коррекция произношения звуков
  5. Обогащение словарного запаса ребёнка;
  6. Развитие связной речи и формирование анализа речи;
  7. Ваш ребенок учиться овладевать грамотными навыками чтения и письма;
  8. Развитие мелкой моторики.

Как результат, уже после первых занятий родители замечают, что ребенок становится заметно спокойнее, расслабленнее, с большим удовольствием учится и общается со сверстниками. Появляются концентрация внимания, улучшается память и речь. С каждым этапом коррекции ФФНР у ребенка появляется все больший прогресс в речи.

Профилактика ФФНР

Для профилактики речевых нарушений у ребенка логопеды рекомендуют:

  • маме проходить все необходимые обследования во время беременности;
  • играть с ребенком в игры, направленные на развитие слухового внимания;
  • организовать правильное речевое окружение;
  • по возможности оградить ребенка от стрессовых ситуаций;
  • соблюдать режим дня;
  • давать ребенку нагрузки по возрасту, не перегружать занятиями и кружками.

А главное — при первых признаках нарушения речи не ждать, а обратиться к логопеду, который сможет грамотно оценить ситуацию.

Логопеды ОН КЛИНИК Бейби очень тактичные и мягкие в общении. Вы можете быть уверены в том, что доктор найдет подход к ребенку с ФФНР и ему будет комфортно на занятиях. Наши специалисты постоянно повышают свою медицинскую квалификацию, следят за всеми новыми исследованиями и методами коррекции ФФНР в Москве.

Коррекция ФФНР с детьми дошкольно и школьного возраста у логопеда проходит в игровой форме, и единственно о чем вы можете однажды пожалеть, что больше не надо приходить на занятия — ведь доктор произнесет заветную фразу: «Все получилось: любая фонема теперь для вас не проблема!»

Преимущества лечения ФФНР в ОН КЛИНИК Бейби в Москве:

  • Внимательные врачи, которые умеют расположить к себе самого чувствительного ребенка.
  • Глубокая диагностика и выявление причин, вызывающих дефекты речи.
  • всегда в курсе последних научных исследований.
  • Занятия у логопеда проходят в увлекательной игровой манере.
  • Безболезненная и успешная коррекция дефектов речи.
  • Клиника работает ежедневно с 8:00 до 21:00 для удобства наших пациентов.

Особенности фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) – неспособность чётко различать и воспроизводить звуки. Ребёнок может искажать, смешивать, заменять звуки и слоги в словах, неправильно использовать предлоги, путать падежные окончания. О ФФНР говорят, если такое речевое расстройство возникает у детей с сохранённым интеллектом и здоровым слуховым аппаратом. Коррекция ФФНР проводится специалистом – даже недоразвитие лёгкой степени не пройдёт самостоятельно с возрастом. Устранить нарушение речи рекомендуется до поступления в школу – это поможет нормально обучаться и адаптироваться в детском коллективе.

Признаки фонетико-фонематического недоразвития речи

Легче всего заподозрить тяжёлую степень ФФНР – грубое нарушение, когда речь практически непонятна: ребёнок не в состоянии правильно идентифицировать большую часть услышанных звуков, строить из них слоги и слова. В таких случаях дефект налицо, и родители своевременно бьют тревогу. Лёгкая степень ФФНР не так бросается в глаза и даёт повод для ложного спокойствия, ощущения, что малыш со временем «перерастёт» проблему. Это ошибка – с возрастом нарушение не только не исчезает само, но зачастую усугубляется.

Признаки фонетико-фонематического недоразвития речи лёгкой степени, которые можно обнаружить самостоятельно:

  • Шепелявость – искажение «ш», «ч», «с», «з», других шипящих и свистящих звуков.
  • Картавость – неправильное произношение «р».
  • Ламбдацизм – искажение «л».
  • Йотацизм – дефектное воспроизведение «й» в сочетании с гласными.
  • Замена звуков на похожие.
  • Пропуск или замена слогов в словах.
  • Добавление лишних звуков в слог.
  • Неправильное согласование слов в предложении.

Наличие таких речевых дефектов – повод немедленно обратиться к специалисту.

Обследование ФФНР у детей

Диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей устанавливает логопед-дефектолог на основании данных анамнеза, логопедического обследования. Специалист оценивает:

  • состояние артикуляционного аппарата;
  • голосовую и дыхательную функцию;
  • особенности восприятия и произношения звуков;
  • объём словарного запаса;
  • способность выстраивать грамматические конструкции, связно говорить.

У детей школьного возраста дополнительно оцениваются навыки письма и чтения, способность понимать прочитанное. Чтобы исключить патологии со стороны слухового аппарата, лор-органов, нервной системы, ребёнок направляется к отоларингологу, неврологу. Для оценки общего состояния здоровья проводится осмотр педиатра. Такой комплексный подход позволяет разработать эффективную программу коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи в каждом конкретном случае.

Коррекция ФФНР

Коррекционная работа с фонетико-фонематическим недоразвитием включает:

  • Обучение правильной артикуляции при произнесении тех или иных звуков.
  • Привитие навыков различать и анализировать звуки, «собирать» их в слова.
  • Обогащение лексикона.
  • Овладение грамотной устной (а у школьников – и письменной) речью.

Основные инструменты, способствующие эффективному обучению:

  • Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
  • Игры и упражнения, тренирующие мелкую моторику. Подробнее об этом можно почитать в этой статье.
  • Логопедический массаж.
  • Красочные иллюстрации.

Работа логопеда дополняется занятиями с психологом, направленными на повышение внимательности, усидчивости, тренировку памяти, мышления.

Коррекцию ФФНР можно проводить в коллективе – для этого существуют специальные логопедические группы в детских садах. Однако гораздо быстрее приносит плоды индивидуальное обучение в специализированных центрах.

Почему важно обратиться к специалисту

Дети даже с лёгкой ФФНР плохо усваивают и запоминают материал на слух, с трудом переключают внимание, не могут абстрагироваться. Это осложняет процесс обучения. Специалисты придают особое значение коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников – с таким нарушением ребёнку будет трудно овладеть навыками чтения и письма. В дальнейшем это с большой вероятностью повлечёт:

  • Дислексию – неспособность правильно читать текст и осмысливать прочитанное.
  • Дисграфию – постоянное допущение устойчивых ошибок при письме, не связанных с плохим знанием грамматики.

Комплекс таких речевых расстройств преодолеть гораздо сложнее, чем скорректировать ФФНР в раннем детстве. Кроме того, детям с речевыми нарушениями сложно общаться со сверстниками. Из-за этого возникают трудности с адаптацией в классе, ребёнок становится стеснительным, замкнутым, постоянно испытывает психоэмоциональный стресс.

Самостоятельно устранить фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей очень сложно, особенно если нарушение связано с органическим поражением нервной системы. Успешно провести коррекцию зачастую невозможно без участия разных специалистов как немедицинского, так и медицинского профиля. Опытных и внимательных специалистов вы найдёте в Центре Анны Сёмкиной. Если вы подозреваете у малыша ФФНР, не тяните с профессиональной помощью, оставьте заявку на консультацию по телефону +7 926 497-05-20 или на нашем сайте. Современные методики позволяют полностью скорректировать это нарушение.

Добавить комментарий