Как исправить геометрию кузова автомобиля


Кузовной ремонт может обойтись без особых трудностей: выправили пару вмятин после аварии, и все. Совсем другой разговор при нарушении геометрии кузова – здесь работы должны проводиться с максимальной точностью. Вопрос не в эстетике, как при мятых бамперах и крыльях, а безопасности. Геометрия влияет на ходовые качества автомобиля и призвана быть защитной клеткой для находящихся в машине людей. Обо всех аспектах восстановления кузова «Автомалиновке» рассказали первый заместитель директора сервиса «

СТО КУЗОВОВ

» Денис Вискушенко и мастер Егор Крахоткин.

Денис Вискушенко

Егор Крахоткин 

Какие работы проводятся до начала восстановления машины?

Денис: После серьезной аварии машина обычно не на ходу – ее привозят на эвакуаторе на ремонтную станцию. Дальше проводится дефектовка автомобиля: снимаются кузовные элементы, чтобы найти скрытые повреждения и более ясно представлять нанесенный ущерб. Все это, включая перечень грядущих работ, записывается в акте и подсчитывается стоимость ремонта. Затем выносится решение: целесообразно восстанавливать автомобиль или нет. Если затраты на ремонт превышают среднерыночную стоимость этой модели, машина признается погибшей. Суровый приговор, но что поделать.

Решается вопрос о целесообразности восстановления этого VW. Цена ремонта при таких повреждениях сопоставима со стоимостью Passat B6, то есть больше 150 миллионов рублей

Также в процессе дефектовки визуально определяется, нарушена геометрия кузова или нет. Без инструментов это можно понять по зазорам: если они неравномерные между дверями, на крыльях и стойках, то силовая структура была повреждена. Дальнейшая проверка геометрии может проводиться двумя способами. Первый – специальными линейками. Второй – с использованием измерительной системы, их бывает множество. На днище каждой машины есть контрольные точки, куда вывешиваются «мишени». Под автомобилем размещается сканер, который лазерными лучами попадает в эти мишени, определяя их местоположение в трех измерениях. Полученные результаты соотносятся с информацией из базы данных, которую дает автопроизводитель. Допустимая погрешность – не более двух миллиметров. Если контрольная точка смещена, то сразу видно, куда и насколько. После ремонта вновь проводится контроль геометрии кузова.

Мастер держит обратные молотки: наконечник цепляется за вогнутую деталь, затем специалист оттягивает поврежденный элемент

Что входит в понятие «геометрия кузова»? 

Денис: Это силовая структура кузова. Навесные элементы (бамперы, крылья) к ней не относятся, они не влияют на целостность геометрии. Все остальное – и есть сам кузов: лонжероны, днище, стойки, пороги, крыша. 

Пистолет споттера. Наконечник разогревается до температуры плавления металла

Проволока точечно приваривается к поврежденной детали, затем ее вытягивают «граблями»

Егор: Это параметры, заложенные заводом-изготовителем. Кузов несет три функциональные нагрузки. Первая – несущая, то есть кузов должен выдерживать все навесные детали, включая двигатель. Вторая – безопасность. То, что называется каркасом или капсулой безопасности. При аварии она должна подвергнуться наименьшему смятию. Элементы пассивной безопасности имеют программируемые зоны деформации, в то время как сам кузов при ударе должен максимально сохранить свою целостность, защитив водителя и пассажиров. Третий важный параметр – ходовые качества автомобиля.

BMW 3-Series (e93) после опрокидывания. Машину, вероятнее всего, признают погибшей – пострадала она серьезно

Считается, что рамные автомобили более крепкие. Это так? 

Денис: У нас в ремонте были машины и рамные, и с несущей конструкцией кузова. Если говорить конкретно о безопасности, то да, рамный при аварии будет более надежным, чуть лучше защищая людей в салоне. Но если рама пострадала в ДТП, ее восстановление окажется гораздо сложнее, чем вытягивание обычного несущего кузова. Если раму восстановить нельзя, установка новой – дело затратное и сложное.

Егор: Сейчас практически все автомобили имеют несущий кузов: они легче, лучше управляются и дешевле в производстве. Рама обычно ставится в грузовом транспорте.

При каких повреждениях автомобиль невозможно восстановить?

Егор: После повреждения огнем – в этом случае нужно только менять все горевшие детали. Металл под воздействием высокой температуры теряет прочность.

Денис: Все упирается в целесообразность работ. Автопроизводитель выпускает любую деталь для каждой производимой модели, можно по отдельности что угодно поменять. Вопрос в том, нужно ли это делать, когда стоимость превышает цену машины в полтора раза. Касательно восстановления элемента либо установки нового – здесь на первое место становится гарантия качества выполненных работ и безопасной эксплуатации машины. Если, к примеру, выправление лонжерона будет дешевле нового, геометрия кузова восстановится и в дальнейшем он будет выполнять свою функцию пассивной безопасности, то элемент можно восстанавливать.

Когда-то это была Audi A6. Восстановить ее не получится, а о судьбе водителя красноречиво говорит фото

Как ведет себя восстановленный металл в дальнейшем? Он ведь теряет какой-то процент изначальной прочности?

Денис: Металл, безусловно, потеряет свою прочность. В результате ДТП сталь сдавливается в одну сторону, при ремонте его тянут в другую – и место повреждения становится чуть слабее на изгиб, кручение. 

Егор: Появляется программируемая деформация: место, где элемент уже был изогнут, уязвимо. При аналогичной аварии деталь будет хуже держать удар и сложится в том участке, в котором уже было повреждение. Но попасть в два абсолютно одинаковых ДТП практически невозможно.

Сгоревший Renault Espace. Восстановлению тоже не подлежит 

Из каких материалов выполняются силовые элементы кузова?

Денис: Используется множество видов стали. Вариантов много, практически у каждого автопроизводителя свои технологии. Там, где можно пожертвовать прочностью ради меньшего веса, скорее всего будет алюминий. Элементы, обеспечивающие безопасность, должны быть максимально крепкими, могут выполняться из легированной стали – это сталь с добавлением примесей, повышающих нужные свойства металла. 

Сейчас начинают внедрять композитные материалы – в BMW 7-Series (G11/12) они широко применяются. Как тип материала влияет на проведение ремонтных работ? 

Егор: В случае с

новой

BMW 7-Series, вероятнее всего, придется менять элемент целиком, руководствуясь технологией замены детали. К примеру, в BMW X5 и X6 из алюминия выполнен практически весь перед – «стаканы», лонжероны. Они просто клепаются к кузову, держатся на специальном клее. То есть нужно четко придерживаться рекомендаций производителя. На «семерке» все должно быть примерно так же. Пока эти нюансы относятся только к автомобилям премиум-сегмента.

Сканер направляет луч на пластинки, прицепленные к днищу в определенных точках – таким образом определяется, нарушена ли геометрия кузов


Денис: Все материалы имеют свои особенности. Алюминий, например, гнется только в одну сторону – при выравнивании он трескается на изломе. Поэтому чаще всего алюминиевые элементы при повреждениях будут менять на новые. Сейчас активно используют пластик. Ниши для запасного колеса теперь часто делают из пластика, а не стали, как раньше. Если был удар сзади, эту нишу остается только выбросить и ставить новую.

То есть даже при небольших повреждениях лучше менять кузовной элемент на новый?

Егор: Не совсем. Завод-изготовитель составляет рекомендации по замене деталей: при каких отклонениях ее можно восстановить без потери свойств, а с какими повреждениями необходимо ставить новую. Есть технологии замены элемента: вырезать от этого и до этого участка – чаще всего по сварным точкам. После восстановления геометрии должны обязательно провести замер углов установки колес. Бывает так, что кузов ровный, но ходовая часть деформирована, параметры не соответствуют заводским. 

Красные зажимы удерживают автомобиль при вытягивании на стапеле 

Можно ли распознать выполненное по всем технологиям восстановление автомобиля? 

Егор: Едва ли. Геометрия целая, зазоры одинаковые, никаких следов аварии не осталось. Проверка толщиномером не всегда даст результат. После покраски толщина краски на элементах станет больше, но для точного сравнения нужно знать начальные заводские параметры. Если машина была в аварии и восстановлена с соблюдением рекомендаций автопроизводителя, то она полностью безопасна. Вопрос в том, насколько качественно был проведен ремонт.

Переходим на территорию сервиса. Сначала машину должны вымыть, чтобы все шероховатости на кузове были видны – их фотографируют и хранят на случай спорной ситуации. Вытягивание металла проводится либо на споттере, либо на стапеле. Споттер – устройство, которое точечно разогревает металл. На поврежденный элемент цепляют изогнутую проволоку, которую затем аккуратно тянут в нужную сторону. Стапель используется для более масштабных работ. Крюк фиксируют на изогнутой детали – например, стойке, – и затем гидравлика выправляет металл. 

***

Восстановление геометрии кузова – дело сложное, но при соблюдении всех правил автомобиль в дальнейшем останется таким же, каким и был до аварии. Специалисты отмечают, что работы должны проводиться только в официальных сервисах и с предоставлением реальной гарантии – как-никак, речь идет о вашей же безопасности.

Фото: ОАО “СТО КУЗОВОВ”, автора

Геометрия кузова: как правильно замерить и исправить

Среднестатистический владелец автомобиля может длительное время пользоваться своим авто, совершенно не интересуясь таким понятием как геометрия кузова. Тем не менее, эта характеристика влияет не только на внешний вид машины, но и на безопасность ее эксплуатации. В этой статье мы расскажем, что такое геометрия кузова, как проверить этот параметр, в каких единицах он измеряется и на что может повлиять его нарушение. Кроме того, мы рассмотрим основные варианты проверки и измерения этой характеристики в гаражных условиях и на специализированных автосервисах, которые выполняют кузовной ремонт с применением современного технологичного оборудования.

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Какое значение при измерении геометрии кузова имеют контрольные точки
  • Что, кроме ДТП, может изменить геометрию кузова
  • Почему полезно проводить диагностику геометрии кузова не только после ДТП или перед покупкой
  • Можно ли качественно провести диагностику геометрии кузова в гараже
  • Нужно ли выравнивать колеса перед измерением геометрии кузова

Что значат контрольные точки геометрии кузова

Контрольные точки геометрии кузова

Чтобы получить представление о рассматриваемой характеристике, следует, прежде всего, разобраться с таким понятием как контрольные точки, которые необходимы для правильного проведения измерений.

Большая часть контрольных точек автомобиля являются технологическими отверстиями в элементах его кузова. В принципе, контрольными точками могут выступать все стационарные элементы на структурных кузовных деталях. Например, можно проводить замеры расстояний между симметричными углами кузова.

Сравнение цен актуально на 23.05.2023

Получите скидку на летние шины до 15% от средней рыночной цены 2023 года!

Мы сравнили цены в ряде магазинов шин и дисков и предлагаем вам лучшую цену

205/55R16 91V Arivo PREMIO ARZERO Автошина

Быстрый просмотр

Средняя цена по рынку

4 528.78 ₽

235/50R18 97V Roadx RXQUEST SU01 Автошина

Быстрый просмотр

Средняя цена по рынку

5 582.38 ₽

205/55R16 94V Sailun ATREZZO ELITE

Быстрый просмотр

Средняя цена по рынку

4 906.86 ₽

Выбирайте свой комплект шин и экономьте уже сегодня!

Необходимо, чтобы контрольные точки находились в горизонтальной или вертикальной плоскостях. Место их нахождения у разных моделей машин может отличаться (обычно, это указывается в руководстве по ремонту авто, где также приведено расстояние между конкретными контрольными точками).

При проверке геометрии кузова размеры учитываются между центрами или краями контрольных отверстий.

Как правило, это расстояние между центрами стационарных отверстий, которые находятся на противоположных участках кузова машины. В случае, когда такие отверстия имеют достаточно большой диаметр, нужно измерять расстояние между их краями.

При необходимости могут проводиться измерения расстояния между определенными точками крепления деталей ходовой части, влияющими на показатели развал-схождения. Кроме того, могут также измеряться углы положения колес.

После ДТП, в результате которого был деформирован кузов машины, по контрольным точкам определяется центральная плоскость кузова машины (для этого используются точки, расположенные на неповрежденной части авто). Отталкиваясь от такой плоскости, можно определить наличие отклонений на поврежденной стороне и правильно провести работы по восстановлению кузова.

Для проверки геометрии кузова с помощью измерительной линейки, следует найти данные по заводским параметрам удаленности контрольных точек. При выполнении измерений очень важно учитывать, какие размеры указываются в инструкции – между центрами или между краями отверстий. Если возможность получения заводских данных по геометрии кузова конкретной модели машины отсутствует, то в качестве эталонных размеров используются параметры аналогичного неповрежденного авто. Кроме того, можно провести сравнение расстояний между контрольными точками, расположенными на неповрежденной стороне кузова.

Что такое геометрия кузова автомобиля

Что входит в понятие геометрии кузова машины? Как и с помощью каких приспособлений проводятся измерения этой геометрии? Рассматриваемое в нашей статье понятие можно охарактеризовать как установленную производителем систему расположения контрольных точек кузова друг относительно друга. Другими словами, геометрия кузова определяет точное расположение кузовных деталей, обеспечивающее слаженную работу узлов и агрегатов, закрепленных на кузове. Расположение таких деталей может определяться по размерам диагоналей проемов дверей, подкапотной части и багажника.

Геометрия кузова автомобиля

Наиболее важные контрольные размеры геометрии кузова показывают удаленность элементов, выполняющих несущую функцию по отношению к узлам подвески (расстояние между лонжеронами, стаканами и другими кузовными деталями, к которым крепится подвеска).

Таким образом, можно сделать вывод, что геометрия кузова влияет на колесную базу машины, размер колес и другие характеристики, являющиеся важной составляющей комфортной и безопасной езды. В связи с этим необходимо внимательно относиться к этому параметру. Какие факторы приводят к нарушению геометрии кузова?

К таким последствиям могут привести:

  • дефекты дорожного покрытия;
  • препятствия на дорогах;
  • ДТП и последствия стихийных бедствий.

Факторы, которые приводят к нарушению геометрии кузова, могут оказывать различное по силе воздействие, что влияет на степень изменения расстояний между контрольными точками.

К примеру, все неровности дорожного покрытия и нагрузку, возникающую при случайном наезде на препятствия, в основном принимает на себя ходовая часть машины, но при этом и кузов может получать незаметные, на первый взгляд, деформации, которые накапливаются со временем.

Зачем проводить проверку геометрии кузова автомобиля

Диагностика геометрии кузова входит в число основных проверок, которые эксперты рекомендуют проводить перед тем, как купить машину с пробегом. Это позволит потенциальному покупателю выяснить, попадал ли автомобиль в ДТП, в каких условиях он эксплуатировался и насколько качественно выполнялся его ремонт.

Зачем проводить проверку геометрии кузова автомобиля

В некоторых случаях измерение расстояний между контрольными точками осуществляется для проверки качества рихтовки и ремонта кузова. Не всегда владелец авто, которое было отремонтировано после ДТП, уделяет должное внимание проверке качества выполненных работ. На первый взгляд, все может выглядеть достаточно хорошо, но не всегда можно восстановить кузов после аварии методом простой рихтовки и вытягивания вмятин. В некоторых случаях необходимо проводить замену отдельных кузовных элементов, осуществлять «холодное» или «горячее» вытягивание деталей. Некачественное восстановление геометрии кузова может в будущем привести к серьезным неприятностям.

Автовладельцы, которые ответственно относятся к состоянию своего авто, стараются регулярно проверять правильность геометрии кузова. Можно встретить рекомендации специалистов относительно ежегодного проведения измерения расстояний между контрольными точками. Более того, некоторые автосервисы предлагают своим клиентам проверять геометрию кузова каждые полгода. Если учитывать состояние отечественных автомагистралей, то такие рекомендации можно считать вполне резонными.

Некоторые автовладельцы, даже не уточняя, сколько стоит геометрия кузова, утверждают, что это бессмысленные расходы. Таким водителям следует знать о существовании ряда признаков, при которых следует поскорее провести такую диагностику. Чем скорее они обратятся в автосервис, тем меньше нужно будет заплатить за устранение дефектов.

  1. Первым признаком нарушения геометрии кузова авто является плохое закрывание капота, багажника или дверей. Если причиной затрудненного закрывания дверок не являются просевшие петли, значит, имеет место деформация стоек или других кузовных элементов.
  2. Второй признак значительной деформации кузова будет куда более опасным. Он связан с нестабильным поведением машины на высоких скоростях. Она может «рыскать» в разные стороны, вибрировать в движении или автомобиль будет сильно тянуть в одну сторону. Если причина такого поведения авто не заключается в неисправной подвеске, значит, присутствует серьезная проблема с лонжеронами, стаканами или другими несущими элементами.

Правила измерения геометрии кузова авто

Правила измерения геометрии кузова авто

  1. Для правильного проведения замеров расстояний между контрольными точками нужно установить машину на ровной поверхности и проверить давление в колесах (оно должно быть одинаковым). Некоторые измерительные линейки имеют встроенный уровень, позволяющий осуществлять измерения параллельно плоскости авто (параллельное положение линей часто является необходимым условием, чтобы точно сравнить полученные данные с точными данными относительно расстояния между контрольными точками). Следует отметить, что некоторые руководства по ремонту могут содержать сведения по расстояниям, выраженные в значениях шкалы измерительной линейки, а в другой документации могут приводиться фактические расстояния между контрольными точками (это, как правило, совершенно разные данные).

    Чтобы провести измерение расстояний в шкале линейки, измерительный прибор нужно в обязательном порядке располагать параллельно кузову. В противном случае показания будут некорректными. Чтобы удовлетворить требование параллельности, указатели измерительной линейки нужно выдвинуть на разную длину. В таком случае показания по шкале линейки будут отличаться от тех, которые можно получить с помощью рулетки (фактические показатели расстояния между контрольными точками). Если же указатели линейки при проведении измерений выдвинуты на одинаковое расстояние, то значение на ее шкале будет таким же, как и фактическое расстояние от одной точки до другой.

  2. Замеры следует проводить между фиксированным точкам кузова (технологические отверстия, крепежные разъемы, болты и т.д.).
  3. Каждый замер нужно проверить с использованием 2-х вспомогательных контрольных точек.

    Предпочтительнее проводить измерение расстояний между наиболее удаленными контрольными точками. При таких замерах картина смещения конструкционных элементов кузова будет более достоверной.

  4. Иногда проведение замеров между аналогичными контрольными точками, которые расположены с противоположных сторон кузова, позволяет получить более объективную информацию относительно наличия деформаций, чем замеры по диагонали. Диагональные измерения необходимо дополнять замерами по длине кузова.
  5. Проверка расстояний между контрольными точками приемлет суммарный допуск, не превышающий 3 мм (именно такая погрешность длительное время была допустимой для автопроизводителей). Современные технологии дают возможность выпускать кузова автомобилей с нулевой погрешностью.
  6. Замер расстояний между контрольными точками, в качестве которых используются технологические отверстия с равным диаметром, проводят между их центрами или от края к краю. Измерение расстояний между крепежными элементами (например, между болтами) проводится от центра к центру.
  7. Если нужно измерить расстояние между отверстиями, которые имеют разный диаметр, то нужно выполнять 2 замера. Вначале измеряется расстояние между внутренними краями отверстий, а затем – между наружными. Чтобы найти расстояние между такими отверстиями, полученные результаты нужно сложить и разделить на два.

Как проверяют геометрию кузова автомобиля

Мнение о том, что отсутствие отклонений в показателях развала схождения колес машины может служить подтверждением правильной геометрии кузова, является ошибочным. Диагностика кузова – это отдельная процедура, для которой необходимы специальные стенды и стапели.

Как проверяют геометрию кузова автомобиля

С помощью таких устройств по контрольным точкам можно проверить соответствие размеров и диагоналей подкапотной части, багажника, дверных проемов, а также расстояние между лонжеронами, усилителями, несущими деталями кузова и т.д.

Существуют три варианта проверки геометрии кузова:

  • Проведение замеров расстояний между контрольными точками. Этот вид диагностики позволяет быстро проверить правильность геометрии как перед началом ремонтных работ, так и в процессе их выполнения. Выполняют такие замеры с помощью обычной рулетки или специальной линейки.
  • В ходе сравнительных измерений проводится анализ соответствия расстояний между симметричными точками, расположенными на противоположных сторонах кузова. Это вид проверки отличается универсальностью и простотой проведения диагностики кузовных повреждений. Как правило, специалисты сравнивают длину диагоналей между симметричными точками кузова. В этом случае можно сравнить данные замеров на поврежденной и целой стороне автомобиля.
  • При трехмерном измерении производится определение пространственное расположения контрольных точек по отношению к базовым плоскостям кузова. Для такой диагностики необходимо иметь специальное оборудование.

В ходе проведения замеров специалист может установить степень основных повреждений, определить наличие второстепенных дефектов и наметить план восстановительных работ.

Для измерения геометрии кузова применяют мерные линейки или используют стационарное оборудование, стапель, который позволяет выполнить проверку расстояний между контрольными точками по специальным меткам или по электронным маячкам.

Для этого машину с помощью цепей фиксируют на платформе и на определенные точки кузова навешивают измерительные датчики. Достаточно часто мастера сталкиваются с ситуацией, когда контрольные точки спрятаны под обшивкой панелей кузова, под бамперами, под защитными элементами, поэтому приходится проводить частичную разборку кузова, чтобы обеспечить доступ к скрытым местам.

Как проверяют геометрию кузова автомобиля

Чтобы провести в отношении геометрии кузова восстановление исходных параметров, в автосервисе проводят рихтовочные работы. Это достаточно сложная и многоэтапная работа, которая должна выполняться квалифицированными мастера, которые имеют соответствующее образование, опыт и хорошо чувствуют металл.

Гаражные специалисты могут рассказывать, что без проблем восстановят ваш автомобиль после аварии с помощью специальной сертифицированной линейки. Но доверять таким заверениям не стоит. Без такого оборудования, как стапель, геометрию кузова после серьезной аварии в полной мере восстановить не получится. Машины, отремонтированные в кустарных условиях, как правило, имеют отклонения в геометрии кузова.

Ранее мы уже отмечали, что диагностику кузова по контрольным точкам следует проводить не реже, чем раз в год или каждые 30 тыс. км. пробега.

Если автосервис не оборудован специальными стендами, то мастер по кузовному ремонту может воспользоваться линейкой для замера геометрии кузова, но это не очень надежный метод, который может давать погрешность в районе 5 миллиметров в ту или иную сторону.

На стапеле можно измерить размеры таких элементов кузова, как:

  • проем багажного отсека;
  • подкапотное пространство;
  • передние и задние лонжероны;
  • проемы окон;
  • дверные проемы;
  • срезы передней, средней, задней части машины.

Для выпрямления каркаса авто в автомастерских используют гидравлическое оборудование и вакуумные присоски.

Проем багажного отсека

Полное восстановление геометрии кузова (исправление после серьезных ДТП) может проводиться путем вытягивания, но только в том случае, если металл сохранил свои характеристики.

Для компьютерной кузовной диагностики применяют диодные указки. Это приспособление позволяет выполнить все необходимые измерения без разборки. Для диагностики машина устанавливается на стенд. Компьютерная программа произведет все необходимые замеры и наложит их на виртуальный шаблон конкретной модели авто. Такая проверка занимает около 10 минут, а владелец авто получает на руки распечатку кузова с отмеченными проблемными местами. Допустимая погрешность такой диагностики находится в пределах 5 мм.

Можно ли провести диагностику геометрии кузова в домашних условиях

Если восстановление геометрии кузова в автосервисе вам не подходит, то при необходимости (к примеру, если стали появляться проблемы с управляемостью авто без видимых причин) такую процедуру можно выполнить самостоятельно в гараже. Для измерения понадобятся следующие приспособления:

  • раскладная измерительная линейка;
  • рулетка без дополнительных люфтов;
  • масштабная рейка;
  • циркуль;
  • штангенциркуль.

Рекомендуемые товары

205/60R16 96V Sailun ATREZZO ELITE

Быстрый просмотр

Средняя цена по рынку

4 366.76 ₽

235/50R18 97V Roadx RXQUEST SU01 Автошина

Быстрый просмотр

Средняя цена по рынку

5 582.38 ₽

195/55R16 91V Sailun ATREZZO ELITE

Быстрый просмотр

Средняя цена по рынку

5 193 ₽

Определить точное расположение контрольных точек можно с помощью технической документации для вашего автомобиля. Если под рукой таких документов нет, можно посмотреть в интернете. Рекомендуем пользоваться официальными сайтами от производителя вашей модели. На японские машины найти техдокументацию легче (она есть в свободном доступе), чем на европейские модели.

Диагностика геометрии кузова в домашних условиях

Как проверяется геометрия кузова своими руками:

  1. На глаз посмотреть, если двери автомобиля, багажная крышка и капот закрываются неплотно. Проверить расстояние проемов дверей.
  2. С помощью рулетки измерить расстояние между осями. Для этого машину нужно поставить на яму. 
  3. Измерить поперечное расстояние между колесными осями.
  4. Определить, где находятся контрольные точки с помощью техдокументации.
  5. При возникновении проблем с доступом к контрольным точкам необходимо снять обшивку.
  6. Замер начинается от центральной части кузова.
  7. Измерить расстояние по диагонали между контрольными точками моторного отсека.
  8. Измерить расстояние между контрольными точками, болтами, направляющими рамы и контрольным точкам на силовом блоке.
  9. После каждого замера проводить дополнительные измерения, чтобы удостовериться в корректности данных.
  10. Проверить крышу по диагонали.

Расхождения на 0,5 см указывают на среднюю степень изменения геометрии, более 1 см — на значительные отклонения в расстоянии.

  • Измерение геометрии кузова рулеткой

    При использовании рулетки необходимо руководствоваться несколькими правилами: отсутствие препятствий для проведения замеров между контрольными точками; измеряемые значения на шкале нужно смотреть под углом в 90 градусов и с одного и того же места (это важно для получения максимально корректных данных); фиксатор ленты рулетки должен быть без дополнительных люфтов.

    Для корректного измерения ленту рулетки необходимо размещать абсолютно ровно между контрольными точками. При работе с небольшими расстояниями доработайте фиксаторы.

  • Измерение геометрии кузова линейкой

    Наиболее распространенным устройством измерения геометрии кузова является специальная геометрическая линейка. Измерение геометрии кузова линейкой

    С помощью данной линейки вы можете проводить измерения между двумя контрольными отметками. Однако после каждого замера нужно делать проверку замером по дополнительным точкам.

    Современная измерительная линейка, предназначенная для измерения геометрии кузова, представляет собой специальный телескопический прибор, который позволяет регулировать указатели значений по высоте. Поскольку линейка складная, то даже при полной длине данные будут измеряться точно. Иногда необходимы дополнительные измерения показателей (это зависит от типа выбранной линейки). К измерительной линейке также прилагаются аксессуары: насадки и специальные расширения для плотного прилегания в контрольных точках.

    Даже при наличии некоторых препятствий между двумя измеряемыми точками, линейка все равно позволит получить точные данные.

    Если смотреть на автомобиль, то он симметричен (если провести воображаемую линию по его центру). Однако стоит заметить, что некоторые точки машины могут быть по отдельным элементам несимметричны. Но это не делает весь автомобиль ассиметричным. Несимметричный автомобиль промышленным способом произвести невозможно.

    Необходимо, чтобы при измерениях указатели крепились в контрольных отверстиях плотно.

    Как говорилось выше, при разной высоте указателей значения на линейной шкале будут различаться с фактическими данными между двумя точками. Чтобы получить максимально корректные измерения, дополнительно измеряются расстояние между указателями.

    Указатели и сама линейка должны быть без каких-либо дефектов и без люфта. Указатели располагают на 90 градусов к линейке.

    В начале измерительных действий длина указателей должны быть на одинаковом расстоянии. 

    При сравнении сторон машины, когда точные измерения при замерах не нужны, геометрическая линейка не обязательно должны ставиться параллельно плоскости автомобиля. В данном случае допустимо сравнение расстояний с другой стороной машины или с такими же точками подобного автомобиля. Такое измерение называется сравнительным.

    При измерении указателей не стоит давить на них, чтобы данные не искажались и были максимально корректными. Стоит делать не только диагональные измерения. Нужно еще измерять длину и ширину. Это даст более точную картину о расположении точек. Помните, что даже при смещениях диагональные значения могут совпадать.

  • Измерение геометрии кузова специальным циркулем

    Чтобы измерить геометрию кузова, также используют специальный циркуль, который по своему виду напоминает обычный. Указатели соединены между собой и не имеют шкалы. Проводя сравнительное измерение циркулем, каждый указатель прибора помещают в отверстия контрольных точек. При этом дистанцию между этими точками измеряют отдельно. Указатели фиксируются с помощью специального приспособления, а циркуль переносят на другие контрольные точки для сравнения противоположной стороны. Расстояния между двумя указателями измеряются при помощи рулетки. Преимущества циркуля в том, что с его помощью можно быстро определить асимметрию сторон автомобиля, им же во время ремонта делать измерения легко и удобно. При помощи измерительного циркуля сравнить размеры даже в самых труднодоступных местах намного легче. 

Трёхмерная электронная диагностика геометрии кузова

Трёхмерная электронная диагностика геометрии кузова

Диагностика геометрии кузова в трехмерном виде включает в себя данные о длине, ширине и высоте частей кузова. Такое измерение происходит с помощью специальных трехмерных систем.

Принцип работы измерительной системы: данные поступают от воображаемых частей кузова, которые дают представление о расстоянии между его плоскостями.

Трехмерная система измеряет и использует полученные воображаемые плоскости для создания полной картины о состоянии автомобиля.

Основные измерения: от центральной плоскости измеряется ширина, от нулевой плоскости – длина, а от основной плоскости (параллельно днищу) – высота.

  1. Центральная плоскость

    Центральная линия (или плоскость) разделяет авто на две одинаковые половины (разделять нужно вдоль). Некоторые автомобили имеют метки, помогающие определить центр машины. Обычно их можно найти на верхней или нижней металлической части кузова. Такой меткой можно воспользоваться при наличии специальной линейки или рулетки. Это позволит сэкономить время при замерах. Симметрия будет проявляться в расстояниях между центром и определенной точкой с правой или левой сторон. Расстояния должны быть одинаковы. В большинстве случаев автомобили имеют лишь несколько асимметричных точек, а в остальном они полностью симметричны. Части кузова должны быть зеркальны друг другу.

  2. Измерение днища кузова

    На основной плоскости кузова проводятся два вида измерений: замеры расстояния до контрольных точек по диагонали, а также диагностика на наличие скручивания или смешения по центральной плоскости.

    Наличие/отсутствие скручивания и смещения проверяется по центральной плоскости кузова.

    Проведение такого рода проверки происходит на днище за счет подвешивания в контрольные отверстия центрирующих линеек. Места для подвешивания линеек должны быть без изгибов и деформаций. Вдоль силовых элементов днища крепятся центрирующие линейки. Если присутствует скручивание, значит, линейки не будут расположены параллельно. Совпадать должен и центр измерительных устройств, в противном случае можно говорить о наличии смещения по центральной плоскости.

К чему может привести эксплуатация автомобиля, у которого нарушена геометрия кузова

Эксплуатация автомобиля

Ранее мы отмечали, что правильные параметры геометрии кузова являются важным фактором обеспечения безопасности водителя и пассажиров. Угол наклона колес и их расположение задаются относительно несущих кузовных элементов. Другими словами, нарушенная геометрия кузова не позволит нормально отрегулировать развал-схождение. При небольшом изменении расстояний между контрольными точками специалист сможет выставить нужное положение колес, но это будет временная мера.

Нарушение геометрии способствует постепенной деформации днища автомобиля. Изменения происходят между сварными соединениями, и в длинномерных кузовных деталях могут формироваться складки. Все эти изменения снижают характеристики безопасности кузовной конструкции.

Конструкторы рассчитывают геометрию кузова автомобилей таким образом, чтобы в случае лобового столкновения мотор проваливался под днище. При нарушенной геометрии кузова двигатель в результате удара может влететь в салон авто, что на 25% увеличивает риск смерти водителя и на 50% – пассажиров.

Гаражные рихтовщики, восстанавливая дефекты кузова авто, выполняют простую рихтовку кузовных деталей и подтяжку крепежных болтов. Для проверки расстояний между контрольными точками чаще всего используется обычная рулетка. Если деформация кузова вызвана длительным сроком службы машины, следует проверить все соединения, включая сварные швы.

Для восстановления кузова после аварии необходимо специальное оборудование. Даже, если точность измерений будет очень высокой, то для восстановления параметров кузова нужно не выравнивать деформированные кузовные детали, а заменить их новыми. Если выявлена деформация несущей ямы, то кузов нужно вытягивать на специальном стенде.

Что думают про геометрию кузова автолюбители

  • Замеры геометрии кузова на глаз = прощай, денежки

    «Кто попадал в серьезное ДТП, те знают, если при аварии возникает подозрение, что есть проблема с геометрией кузова, то вы будете отправлены на экспертизу. В ходе экспертизы измеряют контрольные точки, затем смотрят различие и делают заключение. Обычно в заключении пишут, заменить или отремонтировать детали и прочее…

    Я уверен, практически никто при покупке автомобиля не будет делать подобную экспертизу. И все разговоры о геометрии кузова так и останутся словами. К сожалению, это так. А когда спросишь продавца, где он эти замеры кузова делает, он вам ничего и не скажет. Скажет, что на глаз замеры делал)) Если зазоры более-менее ровные, то геометрия целая. Это так не делается. В моем городе вообще мало кто может сделать замеры компьютерным методом. Экспертизу проводят со специальной измерительной линейкой. И у нас практически все оценщики автомобилей проводят измерения линейкой, а не на компьютере. Я делал экспертизу для своей машины у знакомого оценщика тоже линейкой».

  • Почему важно знать параметры геометрии кузова своего авто?

    «классики» расхождение диагоналей для 1-2 см – это нормально. Главное, чтобы перед и зад разными были 🙂

    У Хонды по-другому. Тут специально сделано, геометрия рассчитана под удар. Они на заводе делаются неотрегулированные. А после ДТП все в порядке с геометрией становится.

    У Субару вообще геометрия самовыравнивающаяся». 

  • Неправильная диагностика геометрии кузова дает сильное расхождение

    «Прежде всего людям понять нужно, что такое диагональ при измерении геометрии кузова. А лучше показать машину опытному кузовщику, он сам все сделает. Например, измеряют расхождения от капота (обычно от болта крепления шарнира) до переднего крыла (крайний болт полки переднего крыла). Однако автомобиль попадал в ДТП до этого и стукался передом. Брызговик не на нужной величине, при этом полку крыла установили так, чтобы убрать зазор капота. В итоге при измерениях получится расхождение в диагоналях».

  • Диагностика геометрии кузова роботом – только после покупки всех кузовных деталей и полной подготовки к ремонту

    «Роботов (стапель-платформа) используют для закрепления автомобиля как в тисках. Чтобы затем проводить коррекцию геометрии кузова. Например, растягивание в необходимом направлении гидравлическими башнями. Плюс все параметры постоянно измеряются.

    Хотя вам любой нормальный кузовщик скажет и выполнит всю работу сам. Они знают все типовые перекосы, возможные у кузова. Так что человек сам может измерить все, потом диагноз поставить. Линейки с рулеткой ему достаточно будет. У нас правило есть, что робота привлекают только тогда, когда машина полностью готова к ремонту. Все железо куплено и прочее, и чтобы просто так не корячиться, вот роботов и привлекают.

    P.S. Единственное, когда робот удобен в работе – это нижние замеры. Хотя и человек может выполнить эту работу. Главное – поставить машину на подъемник или яму».

  • Восстановление геометрии кузова – слаженная работа кузовщика и маляра

    «Я рекомендую пойти к кузовщику. Только найти такого, который реально понимает и знаком со спецификой работы. Малярам ваши бумажки будут непонятны, да и бесполезны. Они вид сделают, что все поняли, а работать будут как учили: если повреждение на автомобиле небольшое (примерно с кулак), то его не выправляют, а шпаклюют. И дело с концом. Так что лучше кузовщик, конечно.

    Я не считаю, что нужно обязательно вытягивать машину на роботе. В автосервисах на услугу замера (а тем более, восстановления) геометрии кузова цена довольно высокая. Можно просто найти «гаражного» специалиста, который сделает почти то же самое по меньшей стоимости.

    Нужно учитывать, что специалист, который может сделать при нарушенной геометрии кузова ремонт, и маляр – это разные мастера, но они, как правило, работают в паре (при этом каждый решает свою задачу).

    Еще отмечу, что у седанов и универсалов передок до средних стоек включительно одинаковый (отличие может быть только в люке, если он есть). Таким образом, можно частично сравнить параметры кузова седана с универсалом. По седанам еще сюда добавлю информации. Кроме того, знаю, что размеры кузова можно запросить у официалов Тойоты. Такие данные будет предоставлены в более понятном виде (с диагоналями в аксонометрии), но не могу сказать, сколько это стоит. Надеюсь, моя информация вам поможет. Желаю не попадать в аварии!»

На свалку или в ремонт? От чего страдает, как проверяется и восстанавливается геометрия кузова

Принято считать, что кузов – самая дорогая деталь автомобиля, от состояния которой зависит целесообразность всех остальных вложений. Это касается и ремонта. Даже несколько поврежденных внешних элементов могут проделать брешь в семейном бюджете. А если случилось ДТП и нарушена геометрия?

Все строго на своем месте

Под геометрией кузова понимается взаимное расположение его элементов, строго выдержанные расстояния между контрольными точками (в их роли могут выступать многочисленные технологические отверстия). Собственно измерение этих расстояний и позволяет проверить и оценить геометрию.

На свалку или в ремонт? От чего страдает, как проверяется и восстанавливается геометрия кузова

Первый такой “экзамен” может ожидать кузов сразу после его сварки. Это фото сделано на заводе Hyundai Trans Kazakhstan. Контрольно-измерительная машина по 800 контрольным точкам измеряет геометрию кузова, а также проверяет, как он сварен. Весь процесс занимает 8 часов, по его итогам дается общая оценка. Проверяется один кузов. Но если по результатам измерений выявлены серьезные недостатки, в утиль отправляется вся партия. Подобный подход применяют и другие автопроизводители.

Ну а далее вопросом геометрии может задаваться сам владелец, если автомобиль участвовал в аварии или есть подозрение на то, что кузов по какой-то причине кривой. Между прочим, это может произойти не только в результате ДТП, но и просто под воздействием постоянных повышенных нагрузок: частой езды с перегрузом, участия в автомобильных соревнованиях, эксплуатации преимущественно на плохих дорогах и “направлениях”. А на старых машинах – вследствие усталостного разрушения металла.

Что покажет развал-схождение?

Нарушение геометрии, помимо прочего (например, точности стыковки лицевых панелей, долговечности стекол), может влиять и на ходовые качества – курсовую устойчивость и управляемость, ведь если “уходят” контрольные точки, изменяется и взаимное расположение, а также углы установки колес. Собственно нарушение развала, схождения, кастера, соосности может указывать на наличие проблем с геометрией кузова.

На свалку или в ремонт? От чего страдает, как проверяется и восстанавливается геометрия кузова

Но ключевое слово здесь – “может”. Да, загнать машину на стенд развала-схождения куда проще, чем на стапель с измерительной аппаратурой. Но сам по себе факт нарушения углов установки колес не является ответом на вопрос, чем это вызвано, ведь причина может быть, например, в деформации рычагов подвески или поворотных кулаков, а кузов тут ни при чем. Опять же, если все параметры можно привести в норму (благо на многих моделях можно отрегулировать не только схождение, но и развал, а также кастер), было бы о чем беспокоиться.

Но если это уже невозможно или нарушена соосность (то есть передняя или задняя ось “повернута” относительно другой), это указывает на необходимость разбираться глубже. В том числе задуматься о проверке геометрии кузова.

Хватит и линейки?

На свалку или в ремонт? От чего страдает, как проверяется и восстанавливается геометрия кузова

Да, геометрию кузова можно проверить с помощью линейки или рулетки. Так, этим нехитрым инструментом можно промерить диагонали моторного отсека и багажника, оконные и дверные проемы, расстояния между стойками крыши, между центром оси и различными точками кузова и т.д. Точность будет зависеть не только от “правильности” линейки (на СТО применяют поверенный инструмент), но и от квалификации и дотошности исполнителя.

Современные технологии обеспечивают проверку геометрии с помощью мерительной системы – посредством электронных маячков или меток, которые навешиваются на контрольные точки (преимущественно в нижней части кузова – на днище и лонжеронах). Информация о них и расстояниях между ними имеется в базе данных мерительной системы, причем, как и в случае с другими лицензионными продуктами, данные базы постоянно обновляются.

На свалку или в ремонт? От чего страдает, как проверяется и восстанавливается геометрия кузова

Для проверки и восстановления геометрии кузова используется стенд или стапель, на котором автомобиль жестко закрепляется с помощью специальных приспособлений. Причем современные мерительные системы показывают положение точек в режиме реального времени: потянули кузов – маячки сдвинулись, расстояния заново измерены. А по старинке пришлось бы перемерять заново.

То есть здесь примерно та же история, что и с оборудованием для проверки и регулировки углов установки колес: по старинке будет не хуже с точки зрения качества, просто дольше, чем с использованием современного стенда.

Вытягивается все?

Как говорят специалисты, отремонтировать можно все, это лишь вопрос экономической целесообразности. Если восстановление кузова приближается к цене автомобиля, смысла в таких работах нет. Как именно восстанавливается геометрия, зависит от объема и характера повреждений, а также от конструкции кузова и применяемых материалов. Последнее время в автомобилях активно используются высокопрочные сплавы, и детали из них, как правило, не правятся, а заменяются на новые. И тут уже вопрос часто связан не со стоимостью (хотя замена детали может оказаться дешевле кропотливой работы по ее восстановлению), а с обеспечением заданной жесткости (безопасности) конструкции.

На свалку или в ремонт? От чего страдает, как проверяется и восстанавливается геометрия кузова

Здесь стоит напомнить, что силовая структура кузова современного автомобиля представляет собой пример инженерного искусства. Она состоит из множества деталей сложной формы с дополнительными элементами – ребрами жесткости, усилителями и т.д. Причем одни детали могут иметь программированную деформацию, а другие сохраняют максимальную жесткость при любом направлении приложении силы. Чтобы учитывать все эти нюансы, исполнитель работ должен обладать соответствующей квалификацией и хорошо знать технологию восстановительного ремонта.

Где делать? И делать ли вообще?

Можно было бы написать, что качественный ремонт возможен лишь в условиях полностью оборудованной всем необходимым станции, но на практике и “гаражники”, получившие в свое время необходимый опыт в специализированном сервисе, могут обеспечить высокое качество работ при использовании более простого оборудования.

На станции элементы “тянут” на стапеле, “гаражники” могут использовать обычный трос, который привязывают к дереву или другому автомобилю, либо применяют другие “подручные средства”. Выглядит варварством, но результат может быть достойным. Ключевой вопрос все равно в знании технологий и “ровных” руках.

Где дешевле – вопрос открытый. Если обращаться на СТО, следует учитывать стоимость нормо-часа, поскольку при выставлении счета за проверку или восстановление геометрии будет использоваться эта расчетная единица. Только постановка автомобиля на стапель и промер кузова могут требовать порядка 4-4,5 нормо-часа. Если же потребуется восстановление геометрии, то порядок цифр может быть совсем другим.

Стоит ли вообще в это ввязываться? Ответ был дан выше: все зависит от экономической целесообразности. Если стоимость ремонта приближается к рыночной цене автомобиля, а он не представляет для вас никакой иной ценности, то заниматься таким кузовом действительно не имеет смысла. Правда, это же может означать и невозможность дальнейшей эксплуатации. Ну а если объем вложений относительно стоимости машины невелик, то геометрию лучше проверить и восстановить, поскольку от этого может зависеть не только эстетика, но и безопасность.

СТО в базе объявлений Автобизнеса

При серьезных повреждениях транспортного средства нередко происходит нарушение геометрии несущего кузова. Ремонт в таких случаях необходимо начинать с непосредственного восстановления геометрических параметров конструкции автомобиля.

Порядок выполнения восстановительных работ:

  1. Проверяем геометрию кузова и выявляем области ее нарушения;
  2. Проводим внешний осмотр автомобиля, и стараемся определить порядок нанесения повреждений;
  3. Устанавливаем автомобиль на стапель;
  4. При необходимости разбераем некоторые участки, для доступа к ремонтируемой области;
  5. Используя возможности стапеля вытягиваем и восстанавливаем поврежденные участки;
  6. При необходимости, меняем поврежденные элементы.

Проверка геометрии кузова

Необходимо произвести измерения кузова между контрольными точками. Это поможет точно определить степень повреждений, и позволит спланировать дальнейшую последовательность ремонта. Для проверки геометрии кузова можно использовать специальную кузовную линейку, циркуль или обычную рулетку.

Фото

Внешний осмотр

Внешний осмотр и анализ, позволяют восстановить порядок образования повреждений. В дальнейшем, это поможет определить последовательность ремонта поврежденных участков.

Установка автомобиля на стапель

При установке транспортного средства на стапель, оно принимает ровное горизонтальное положение и крепко фиксируется. Надежное крепление автомобиля в определенных местах, позволяет в дальнейшем выдержать необходимые нагрузки в процессе вытягивания повреждений.

Разборка автомобиля

Демонтаж некоторых узлов и агрегатов, позволит обеспечить свободный доступ к ремонтируемой области. Это значительно облегчит ремонт и позволит выполнить его на более качественном уровне.

Восстановление поврежденных участков

Для восстановления поврежденных участков необходимо определить направление вытягивания. На начальном этапе восстановления, необходимо прилагать усилие к прямым структурным единицам в прямом направлении. При этом тянущая сила действует наиболее эффективно. Не допускается вытягивание по диагонали, это приведет к дополнительным повреждениям.

Фото

После ослабления тянущего воздействия на кузов автомобиля, происходит небольшое отклонение металла назад. Это происходит из-за эластичных свойств металла, а так же из-за его уплотнения в местах повреждения. Учитывая эти факторы необходимо немного дальше вытягивать поврежденные элементы относительно его правильного положения.

Для наиболее эффективного восстановления повреждений необходимо простукивать молотком область пластической деформации в процессе вытягивания. В этой области металл становится более жестким.

Восстанавливать поврежденные участки необходимо постепенно. Не нужно стремиться вытянуть все за один раз. В противном случае могут образоваться разрывы в металле.

При нагревании области пластической деформации происходит размягчение металла. Это позволяет наиболее эффективно исправлять повреждения, но при этом снижается прочность металла.

Замена поврежденных элементов

В процессе восстановления геометрии кузова нередко возникают ситуации, при которых требуется замена некоторых элементов кузова или их отдельных участков. Данную операцию можно рассмотреть на примере замены переднего лонжерона.

О замене передних лонжеронов читайте здесь.

Заключение

Процесс восстановления геометрии кузова является сложной процедурой и требует использование специального оборудования. Для достижения качественного результата доверяйте ремонт проверенным специалистам.

Проверка геометрии кузова автомобиля

Проверка геометрии кузова поможет узнать, был ли автомобиль в серьезных авариях. Не помешает она и машине, прошедшей более 100 тысяч километров без ДТП. Рассказываем, как проверить состояние кузова самостоятельно и в сервисном центре.

Что называют геометрией кузова?

Под геометрией автомобиля понимают расположение силовых элементов кузова друг относительно друга. В норме все расстояния соответствуют параметрам, рассчитанным производителем при разработке модели. При появлении отклонений начинаются проблемы.

Чаще всего геометрию кузова проверяют при покупке подержанного автомобиля. Это лучший способ узнать, была ли машина в ДТП. Если осмотр и тесты показывают легкие деформации, вы можете требовать скидку у продавца. При серьезных повреждениях от покупки лучше отказаться.

Мастера-кузовщики также рекомендуют проверять геометрию кузова каждые 100 тысяч километров, даже если машина не была в авариях. Езда по неровным дорогам, сильный износ подвески, наезды на препятствия и даже долгие стоянки с перекосом (например, одной стороной на бордюре) могут деформировать каркас авто. Чем раньше вы займетесь ремонтом, тем меньше проблем будет в будущем.

Какие отклонения обычно выявляет проверка?

  1. Длина лонжеронов не совпадает — был серьезный удар с одной стороны.
  2. Смят моторный щит или поперечина позади салона — автомобиль был в тяжелом ДТП, затронувшем почти весь кузов.
  3. Погнуты стойки крыши — вероятнее всего, машина переворачивалась.
  4. Дверцы провисают или неплотно закрываются — был боковой удар или у автомобиля очень большой пробег.
  5. Плохо закрывается капот или багажник — был сильный удар спереди либо сзади.
  6. Расстояния между колесами отличаются — машину не щадили, кузов деформирован из-за быстрой езды по плохим дорогам.
  7. Опоры двигателя неровные, мотор перекошен — автомобиль подпрыгивал на неровностях и очень жестко приземлялся.

Как проверить геометрию кузова самостоятельно?

Визуальный осмотр

Начните со стекол. Верный признак нарушения геометрии кузова — горизонтальные трещины. Деформированный кузов сильно сдавливает стекло, поэтому со временем оно начинает лопаться.

Откройте водительскую дверь, покачайте вверх-вниз, закройте. Если она сильно шатается и стучит, петли установлены неровно или ослаблены. Если дверца закрывается с большим усилием, проем наверняка перекошен.

Посмотрите на зазоры между кузовными панелями, приложите к ним палец для оценки размеров. Неровные щели означают, что машина побывала в серьезной аварии. Еще один повод насторожиться — неоднородная окраска. Разница в цвете говорит о том, что автомобиль красили. В большинстве случаев кузовной ремонт делают после ДТП.

Проверка рулеткой

Структура кузова автомобиля может быть сложной, поэтому геометрию лучше всего проверять по колесам. Вначале измерьте колесную базу справа и слева — расстояние между передней и задней ступицей. Цифры должны быть одинаковы. Затем уточните колею спереди и сзади — дистанцию от середины протектора правого колеса до середины протектора левого. Здесь допускаются различия, поэтому результаты лучше сверять с техническими характеристиками автомобиля. Их можно найти в инструкции по эксплуатации или в интернете.

Можно проверить геометрию кузова своими руками, замерив ширину дверного проема автомобиля у нижней и верхней петли. Посмотрите на длину проема багажника от крышки до кромки в 2–3 точках, а также длину подкапотного пространства. Разница в пару миллиметров допустима — мы уже говорили о последствиях езды по некачественным дорогам. А вот более серьезные отклонения будут поводом насторожиться.

h2 Профессиональная проверка геометрии кузова в автосервисе

Проверка инструментами

Специалисты измеряют расстояние между контрольными точками электронным штангенциркулем с погрешностью не более 0,1 мм. Они оценивают взаимное положение кузовных панелей и силовых элементов с разных сторон, сравнивая результаты между собой.

Для измерения колесной базы, колеи и длины лонжеронов используется масштабная рейка. Мастер устанавливает ее рядом с автомобилем и выбирает нужные точки замера — на экране появляется точное расстояние.

Автоматизированная проверка

Крупные СТО и официальные сервисные центры используют компьютерные стенды. Автомобиль загоняют на подъемник, а затем приклеивают метки к контрольным точкам. Камеры измеряют основные показатели геометрии кузова за считанные секунды.

В официальных сервисных центрах Mercedes-Benz, Porsche, Cadillac и других престижных брендов могут использоваться лазерные стенды. Они проверяют геометрию кузова автомобиля без меток, сравнивая ее с параметрами завода-изготовителя. Автоматика исключает человеческий фактор — погрешность измерения не превышает 0,5 %.

Чем плоха нарушенная геометрия кузова?

Хуже всего, что поврежденный автомобиль непредсказуемо ведет себя в последующих ДТП. Нередки случаи, когда при легких столкновениях блокируются двери, смещается руль и перекашивает двигатель. Системы пассивной безопасности, заложенные производителем на стадии проектирования, перестают работать и наносят дополнительный вред пассажирам.

Есть и другие неприятные последствия нарушенной геометрии:

  • ускоренный износ подвески, полуосей и шин;
  • посторонние звуки на малой скорости;
  • попадание пыли, воды и грязи в салон;
  • неплотно закрывающиеся двери, которые легко взломать;
  • ошибки электроники;
  • сильные вибрации и тряска на малейших неровностях;
  • увод автомобиля в сторону на скорости 50–100 км/ч.

Как исправить геометрию автомобиля?

Ремонтом занимаются специализированные кузовные СТО. Машину разбирают, чтобы добраться до силовой структуры. Мастер проводит замеры по контрольным точкам, чтобы определить степень деформации с точностью до миллиметра.

Геометрию кузова автомобиля восстанавливают на стапелях. Их крюки цепляются за технологические отверстия в каркасе машины. Специалист выбирает расстояние, на которое нужно сместить силовые элементы. Высокоточная гидравлика выполняет его команды, подтягивая крюки цепями.

Нужно помнить, что у металла есть предел прочности. Сильные удары нарушают его структуру на молекулярном уровне, вызывая «усталость». Если кузов серьезно поврежден, проблемы будут появляться даже после восстановления геометрии. Поэтому при покупке подержанной машины нужно знать, в каких авариях она побывала.

24.06.2021

Добавить комментарий