Вот и у меня пришло время разбираться с карлсоном. Со временем звук вентилятора появлялся все реже, затем перестал появляться совсем и соответственно пошёл нагрев двигателя. Первое время охлаждал двигатель кнопкой принудительного включения электровентиляторов, я ее вывел на панель уже давно, потом надоело, решил чинить. Двигатель у меня 409, виска не менялась и не делалась с завода.
Как водится первым делом полез в интернет, а там все чинят виску путем закручивания в нее шурупа, т.е. постоянного кручения вентилятора вместе с двигателем. Ездить со звуком взлетающего Боинга не прельщало, пытался найти другой вариант. И нашёл, как заправляет человек вискомуфту смазкой. Решил попробовать, что уже терять и так не работает.
В общем делается все просто и быстро. Виска снимается легко, уже снимал, когда цепь менял . Одевается ключ здоровый, какой-то у меня там расточенный подходящий нашелся . Один резкий удар кувалдочки по ключу по часовой стрелке, резьба там левая, и все, откручиваем и снимаем кожух и виску вместе с пропеллером. Ну и вот фото. Видны следы масла.
Вывернул два болта крепления вентилятора друг напротив друга, и просверлил два отверстия в них, сверло 4-5мм. Сверлил сверлом вверх, чтобы стружка высыпалась наружу. Как сверло войдёт во внутреннюю полость поймёте, аккуратно надо, лишку не дать. Масло пмс1000 не нашел, зато пмс 200 есть в радиолюбительских магазинах, я в эскоре у нас брал. Ничего не промывал, просто поставил виску наклонно одно отверстие вверху одно снизу и шприцом с иглой от капельницы помаленьку заливал масло в верхнее отверстие до тех пор, пока не побежало снизу, вошло10мл. Синим фиксатором резьбы помазал вырученные два болта и завернул их обратно. Пометил болты с отверстиями. Поставил виску на место. Сделал все за 1.5 часа.
Результат показал себя сразу. Ездил на рыбалку, на затяжном подъёме при оборотах двигателя 2500-3000 появился знакомый звук взлетающего самолёта. Потом понаблюдал за температурой включения отключения виски. Четко работает 87вкл, 84выкл. По мультитронику. У меня так же работает и термостат. На холодном моторе утром виска не включается, работает только термостат.
В общем жаль тех людей, кто испортил свою виску саморезом.
Удачи всем!
Цена вопроса: 75 ₽
Содержание
- Как устроен
- Как работает
- Эксплуатация и обслуживание
- Диагностика гидромуфты КамАЗ
- Какие гидромуфты устанавливаются на автомобили КамАЗ
- Технические характеристики
- Основные неисправности
- Почему не включается
- Как заменить
- Ремонтные работы
- Ремонт переключателя гидромуфты КамАЗ
- Цены
Гидромуфта КамАЗ — это устройство, необходимое для стабильной работы системы охлаждения двигателя.
Как устроен
Устройство гидравлической муфты включает в себя такие элементы, как:
- Колесо ведущего типа. Оно оснащено 33 лопатками. Колесо связано с коленчатым валом через шлицевую часть вала отбора мощности
- Колесо ведомого типа. У него есть 32 лопатки. Такой колесный механизм неразрывно связан с валом ведомого типа, который приводит в движение вентилятор охлаждения системы силового агрегата.
- Насосное колесо.
- Ведущий и ведомый вал. Ведущий — проворачивается в подшипниках под номером 8 и 19, а ведомый — под номером 4 и 13.
- Крыльчатки. Без наличия в механизме масляной жидкости они не соприкасаются между собой. В этом случае будет работать только ведущее колесо.
- Крышка и кожух.
- 2 сальника, кольцо уплотнительное и прокладка. Эти детали помогают защитить гидравлическую муфту от утечки масла.
- Выключатель и включатель гидромуфты. Эти системы используются для подачи рабочей жидкости. Отключающее устройство может работать в трех режимах: автоматическом, постоянно открытом или постоянно закрытом.
- Термостат. Когда тосол или антифриз достигают температуры +83…+86°С, шток начинает выдвигаться, при понижении температуры он возвращается на место при помощи пружинного механизма.
Как работает
Принцип работы гидравлической муфты:
- Заведенный двигатель приводит в действие колесо насосного типа.
- Рабочая жидкость, которая находится в пространстве между лопастями, начинает раскручиваться, а затем отбрасывается от вращательной оси к периферии колесного механизма.
- У жидкости появляется кинетическая энергия и скорость. Она движется в том же направлении, что и насосное колесо.
- После этого рабочая жидкость смещается с насосного колеса на турбинный колесный механизм.
- В пространстве между лопатками частицы жидкости начинают оказывать воздействие на турбины, заставляя их вращаться с угловой скоростью. В ходе этого вращения частицы жидкости отдают свою кинетическую энергию турбинному колесу.
- Жидкость перемещается к периферии турбинного механизма, после чего она возвращается на насосное колесо.
- Весь процесс повторяется заново, циркулируя в пространстве между лопастями.
- Гидромуфта активизирует работу вентилятора, который начинает обдувать радиатор, охлаждая рабочую жидкость.
- Когда температура масла снижается, срабатывает выключатель муфты, и прекращается работа вентилятора.
Если вентилятор не включается, необходимо осмотреть механизм муфты на наличие повреждений.
Эксплуатация и обслуживание
Гидромуфта не требует специального техобслуживания. Однако важно выбрать правильный режим ее функционирования. Самым оптимальным считается автоматический режим работы, при котором привод вентилятора включается и выключается в зависимости от заданной температуры. Настроить пороговую температуру можно регулировкой количества колец между регулятором и термосиловым датчиком. В норме, включение и выключение происходит автоматически, обеспечивая необходимую для стабильной работы температуру двигателя. Но иногда приходится принудительно устанавливать только включенное или только
выключенное положение переключателя. Такие режимы работы гидромуфты считаются аварийными, не стоит долго эксплуатировать узел таким образом.
Диагностика гидромуфты КамАЗ
Если вентилятор стал плохо работать, то причина может быть в разных частях гидромуфты. Проверить, повредилась сама муфта или дело в датчике или выключателе очень легко: если при регулировке пороговой температуре или замене датчика/выключателя вентилятор все еще не работает, то неисправность возникла непосредственно в муфте.
Если диагностика показала наличие дефекта муфты, то порядок действий будет следующий:
- Муфту необходимо демонтировать вместе с передней крышкой
- Осмотреть вал и подшипники
- Удостовериться в качестве сальника, прокладки, уплотнительных колец
Если причина поломки в износе какой-то из вышеперечисленных деталей, то их довольно просто заменить. Однако износ гидромуфты может быть необратимым, в таком случае необходима полная замена.
Какие гидромуфты устанавливаются на автомобили КамАЗ
На КамАЗ с двигателями Евро-1 и 2 устанавливается гидромуфта 740.13-1318010. Данная модель подходит для многих моделей КамАЗ: 4326, 5320, 43114, 65115, 43118 и другие.
Более полный перечень грузовых автомобилей КамАЗ, для которых подходит такая гидромуфта, можно найти на сайтах автодилеров.
Технические характеристики
ТТХ гидромуфты КамАЗ 470.1318010:
- Вес – 20 кг
- Параметры: ширина – 0, 43 м, высота – 0,26 м, длина – 0, 27 м
Основные неисправности
Если гидравлическая муфта не работает, то причина может быть в следующем:
- Повышенная температура тосола или антифриза в системе охлаждения силового агрегата. Это может быть вызвано: недостаточным количеством рабочей жидкости в системе; недостаточным натяжением ремней привода насоса водяного типа или их обрывом; неисправностью термостата, загрязнением поверхности радиаторной части; замедленным вращением или остановкой вентилятора. В этом случае необходимо заменить все износившиеся элементы, промыть систему чистой водой, отрегулировать натяжение ремней, долить тосол и зафиксировать жалюзи.
- Пониженная температура жидкости. Это может быть связано: со смещенным положением рычага регулятора работы гидромуфты; с неисправностью термостата; со сбоями в работе жалюзи. Рекомендуется установить рычаг в рабочее положение, заменить износившийся термостат, устранить повреждения в приводе гидравлической муфты.
- Утечка тосола или антифриза. В этом случае следует заменить поврежденные детали механизма уплотнения, поменять прокладку пробки, отремонтировать или заменить поврежденные детали трубопроводов и радиатора.
Почему не включается
Причин для появления такой проблемы несколько:
- Некорректная работа термосилового датчика
- Возникновение дефектов вала (стерлись шлицы и т.д.)
- Износ подшипников
- Сломался выключатель
Если не включается гидромуфта, то необходимо ее снимать и разбирать, чтобы точно установить причину. Если проблема в выключателе или датчике, то во многих случаях они подлежат замене. Также можно попробовать настроить пороговую температуру: возможно, она установлена выше нормы, таким образом двигатель уже перегрелся, а вентилятор до сих пор не включился.
Как заменить
Процедура разборки и замены гидромуфты выполняется следующим образом:
- Наклоните кабину водителя во второе фиксированное положение.
- Ослабьте крепежную гайку генератора.
- Снимите ремень привода жидкостного насоса.
- Демонтируйте масляный картер мотора, а также масляный радиатор.
- Отверните крепежные болты и снимите фильтр, отвечающий за центробежную очистку масла.
- Открутите винты передних кронштейнов и ослабьте гайки крепления башмаков.
- Приподнимите переднюю часть мотора и подложите под двигатель бруски из дерева.
- Открутите болты с шайбами на месте крепления передней крышки к блоку цилиндров.
- Снимите гидромуфту вместе с крышкой и кожухом.
- Установите новый механизм и произведите сборку, выполняя все действия в обратном порядке.
Для того чтобы поменять сальник гидромуфты КамАЗ, необходимо:
- Открутить все крепежные болты с насосного колеса и демонтировать его.
- Разобрать насос.
- Вытащить износившийся сальник.
- Демонтировать поддон и прочистить все фильтрующие элементы чистой водой.
- Вскрыть корпус насосного механизма и прочистить сетку масляной жидкостью или бензином.
- Произвести сборку в обратном порядке.
Ремонтные работы
Ремонт гидравлической муфты вентилятора выполняется в следующей последовательности:
- Установить гидромуфту на специальное приспособление. Для этого можно использовать кран-балку, подвеску и т.д.
- Разогнуть усы стопорного механизма.
- Демонтировать крепление ступицы вентилятора.
- Спрессовать ступицу с гидравлической муфты.
- Отвернуть крепежные болты шкива и демонтировать его.
- Удалить манжету и прокладку.
- Снять втулку манжеты.
- Убрать с пружинного механизма кольцо.
- Убрать угол опережения системы впрыска топливной жидкости.
- Демонтировать и спрессовать ведомое колесо.
- Вывернуть шпильки из резьбовых соединений.
- Промыть тосолом или бензином всем загрязнившиеся детали.
После чистки всех элементов необходимо заменить износившиеся детали на новые. Когда причина неисправности неизвестна, нужно отсоединить гидромуфту от вентилятора, аккуратно разобрать внутреннюю конструкцию механизма, продуть все каналы подачи рабочей жидкости и проверить стабильность кручения всех колес. В случае выявления неисправностей, устранить их, следуя рекомендациям, прописанным в инструкции по эксплуатации транспортного средства.
Ремонт переключателя гидромуфты КамАЗ
Выключатель гидромуфты – самое слабое место этого узла. Именно от него зависит стабильность работы вентилятора.
Неполадка обнаруживается по температуре двигателя: например, если температура не опускается ниже 105°С, то скорее всего переключатель срабатывает некорректно. Та же причина может быть при понижении температуры ниже нормы.
Работа переключателя обуславливается показателями термосилового датчика, который напрямую контактирует с антифризом, замеряя температуру и при необходимости включает/выключает систему. Именно этот элемент отвечает за подачу масла.
Устранение неполадки работы выключателя заключается в регулировании количества колец между термосиловым датчиком и регулятором. С такими работами справится любой опытный водитель, неисправность легко устранить своими руками. Чаще всего необходимо изменение пороговой температуры при недостаточном охлаждении. Для того, чтобы мощность вентилятора возросла и охлаждение было интенсивным, количество колец необходимо уменьшить. Иногда проблема заключается в слишком сильном понижении температуры, тогда кольца необходимо добавить. В открытом доступе есть много видео, на которых подробно показан процесс регулировки выключателя гидромуфты КамАЗ.
Цены
Стоимость данной запчасти довольно высока, однако оправдывается тем, что имеет длительный срок эксплуатации: часто ее меняют только при замене самого двигателя.
Гидромуфта КамАЗ 740.13-1318010 для двигателей Евро-1, 2 стоит от 34 тыс. руб. до 39 тыс. руб. (розница/опт). Во время эксплуатации гидромуфты может возникнуть необходимость в замене выключателя – стоимость такой запчасти составляет примерно 1200 рублей.
В некоторых случаях выгоднее воспользоваться услугами автосервисов, так как они могут заказывать гидромуфты по оптовым ценам, поэтому даже с учетом платы за установку, стоимость замены в автосервисе может выйти дешевле, чем при самостоятельном ремонте.
Ремонтировали ли Вы когда-нибудь гидромуфту? Какими рекомендациями по эксплуатации и ремонту можете поделиться?
Статья про гидромуфту: для чего она нужна, комплектующие, особенности работы, возможные неисправности. В конце статьи — видео анимации гидромуфты КамАЗа.Статья про гидромуфту: для чего она нужна, комплектующие, особенности работы, возможные неисправности. В конце статьи — видео анимации гидромуфты КамАЗа.
Содержание статьи:
- Принцип работы
- Признаки износа и поломки гидромуфты и гидротрансформатора
- Видео анимации гидромуфты КамАЗа
Гидравлическая муфта является частью закрытой системы автоматической и полуавтоматической коробки передач. Отдельный узел гидромуфты (в современных моделях авто — гидротрансформатор) предназначен для плавной передачи крутящего момента от коленвала к коробке-автомат.
Принцип работы
Гидромуфта обеспечивает плавные переходы с одной передачи на другую, сдерживая вращательное колебание, позволяет начать плавный старт автомобиля и быстрый плавный разгон.
Между комплектующими муфты отсутствует жесткое сцепление, между ведомым и ведущим валом также нет жесткого крепления — вращательное движение от ведущего вала на ось передается без рывков и толчков.
Главные комплектующие гидромуфты — два лопастных колеса, которые расположены на одной оси. Первая лопасть соединяется гибкой связкой с ведущим валом авто. Вторая лопасть имеет сцепление с ведомым валом. Внутренняя часть гидромуфты заполнена маслом.
Ведущий вал муфты получает вращение от двигателя машины. Под действием вращательных движений рабочей жидкости происходит передача усилий на лопасти ведомого вала, который начинает плавно вращаться, перебирая на себя ускорение от ведущего вала. Связующим звеном между валами является рабочая жидкость.
Гидротрансформатор как более модернизированная система имеет дополнительную силовую деталь – статор, третье колесо с лопастями определенной формы. Устанавливается на ведущий (насосный) вал, образуя с колесом единый узел.
Гидротрансформатор увеличивает крутящий момент передачи от двигателя на АКПП в несколько раз, в то время как муфта передает количество колебаний от ведущего вала с потерями на 2-5%.
Главные комплектующие гидромуфты:
- колесо (лопасть насосная) присоединяется к коленвалу;
- турбинное колесо, присоединяется на вал трансмиссии;
- пробка заливная;
- торцевое уплотнение;
- ребра воздушного охлаждения;
- коленвал двигателя;
- ведомый вал.
Признаки износа и поломки гидромуфты и гидротрансформатора
Гидравлическая муфта рассчитана на весь срок эксплуатации автоматической коробки передач, но, как и любая другая деталь, может выходить из строя намного раньше.
Признаки неисправности гидромуфты, которые потребуют обращения в автосервис:
- Явно слышен нехарактерный треск в АКПП при переключении скоростей. После набора скорости потрескивание исчезает. Причина может быть в истирании опорных подшипников.
- Вибрация кузова при скорости от 60 км в час. Рабочая жидкость муфты выработала ресурс, происходит забивка масляного фильтра закарстованными частицами масла. В этом случае после диагностики производится замена всех рабочих жидкостей трансмиссии и двигателя.
- Автомобиль теряет момент ускорения и показывает плохую динамику разгона. Причина — в выходе из строя турбинного колеса муфты.
- Явным признаком износа или поломки турбинного колеса может служить внезапная остановка автомобиля без возможности продолжить движение.
- Износ или поломка лопаток турбинного колеса, а также их деформация приводят к металлическому стуку в коробке передач при переключении скоростей.
- Торцевая шайба гидромуфты изготавливается из алюминия. Если при проверке масла на щупе заметны следы металлического налета, следует проверить колеса муфты и торцевую шайбу.
Главной особенностью и достоинством гидромуфты является предохранение АКПП от большого крутящего момента при передаче усилия от двигателя. Муфта и гидротрансформатор позволяют сглаживать рывки подачи и передавать крутящий момент плавно, с постепенным увеличением и снижением оборотов.
Видео анимации гидромуфты КамАЗа:
Использование и ремонт гидромуфты
Гидравлическая муфта – это механизм, который передает крутящий момент от ведущего вала мотора к коробке передач (автомат, полуавтомат). Гидравлический трансформатор, он же гидротраснформатор (т. е. определенный узел муфты) обеспечивает плавный переход момента.
Комплектующие и особенности работы гидромуфты
В комплект входят пара лопастных колеса на единой оси. Одна лопасть колеса присоединена гибкой сцепкой к ведущему валу, а другая – к ведомому. Внутри муфта наполнена маслом. Связанная работа ее элементов происходит по следующей схеме:
- От мотора начинает вращение ведущий вал.
- Под влиянием движущейся жидкости усилия переходят к ведомому валу.
- Ведомый начинает вращение, получая ускорение от ведущего. Связывает их рабочая жидкость.
Еще одна деталь (статор) установленная на ведущий вал, создает общий узел с колесом. Благодаря гидротрансформатору крутящий момент от мотора существенно увеличивается. Муфта же отдает колебания с потерей 2-5%. Ее составляющие части: турбинное колесо, коленвал, охлаждающие ребра, контролер заливной жидкости – заливная пробка, ведомый вал, контактное устройство – торцевое уплотнение.
Неисправности и износ гидромуфты
Для муфты, как и всех деталей авто, установлен конкретный срок эксплуатации. Ее использование по умолчанию рассчитывается на весь установленный срок. Но исключать ее преждевременную поломку тоже нельзя. При многих неисправностях нужно обязательно обращаться в автосервис.
Опытный мастер потребуется, если:
- при переключении скоростей появляется нетипичный треск в коробке передач, который проходит после увеличения скорости (причина: истирание поверхности подшипников);
- проблемная динамика разгона (причина: неисправность турбинного колеса);
- неожиданная остановка авто, невозможность дальнейшего движения либо металлический стук в коробе при переключении скоростей (причина: неисправность либо износ турбинного колеса);
- металлический налет на щупе, обнаруженный при контроле масла (сигнализирует о том, что требуется проверка торцевой шайбы, колеса);
- вибрация при движении на скорости 60 км/ч (причина: выработка ресурса рабочей жидкости, забит масляный фильтр, поэтому требуется полная замена всех жидкостей).
Таким образом, основное назначение гидравлической муфты заключается в предотвращении большого крутящего момента при поступлении усилий от мотора. Благодаря муфте, передача совершается плавно, без рывков, а увеличение и снижение оборотов – постепенно, по нарастанию (убыванию).
А что о неисправностях и износе муфты знаете вы?
Следите за нами в социальных сетях:
Новости партнёров
Популярное в сети
Что еще почитать
Комментарии
Содержание
- Схема гидромуфты привода вентилятора двигателя КамАЗ 740
- Включатель гидромуфты
- Режимы работы привода вентилятора
- Принцип работы гидромуфты КамАЗ
- Наиболее частые неисправности, их причины и способ устранения
- Демонтаж и замена гидромуфты
- Регулировка выключателя(включателя) гидромуфты КамАЗ
- Ремонт гидромуфты КамАЗ
- Замена передней манжеты (сальника) гидромуфты КамАЗ
- Разбор гидромуфты. Подробное руководство
- Дефектовка деталей гидромуфты
Гидромуфта устанавливается в двигателях автомобилей КамАЗ для привода вентилятора, который охлаждает жидкость, протекающую через радиатор. Вентилятор включается и выключается гидравлической муфтой в зависимости от температуры в системе охлаждения двигателя.
В случае неисправности необходимо диагностировать причину и устранить неисправность путем ремонта гидромуфты или замены деталей.
Если точную причину неисправности установить не удается, необходимо разобрать и демонтировать сцепление.
В этой статье объясняются компоненты гидравлического сцепления, принцип его работы и способы диагностики и ремонта неисправностей гидравлики.
- монтажная гайка для термодатчика
- термодатчик в комплекте
- регулировочная шайба
- корпус переключателя в сборе
- гидравлическое сцепление с ползунковым переключателем
- пружинная возвратная шайба
- возвратная пружина
- уплотнительное кольцо корпуса выключателя
- крышка корпуса переключателя
- крышка пробки
- крепление рычага пробки петуха
- фиксирующая пружина
- рычаг заглушки пробки
- пружинная шайба
- винт крепления крышки
- стопорный штифт рычага
- уплотнительное кольцо плунжера
- Пробка для петуха
- передняя головка блока цилиндров в сборе
- Приводное колесо с гидравлической муфтой (740-1318032) Имеет 33 лопасти. Колесо соединяется с коленчатым валом через шлицевую часть отбора мощности. Это колесо неразрывно связано с валом холостого хода, который приводит в действие вентилятор охлаждения двигателя. Поэтому вы можете купить колесо, обычно в сборе с валом. Номер детали 740.1318044
- гайка
- стопорная шайба
- Приводное колесо с гидравлической муфтой (740.1318046) Имеет 32 лопасти
- Болт для крепления ведущего колеса к защитному кожуху
- Главный вал гидравлического сцепления в сборе с броней
- корпус подшипника гидромуфты
- труба корпуса подшипника
- индикатор опережения зажигания
- пружинная шайба
- крепежный винт корпуса подшипника
- кольцо подшипника
- кольцо подшипника
- Приводной вал с шарикоподшипником
- Уплотнительное кольцо приводного вала
- Приводной вал с упорной шайбой
- стопорное кольцо ограничительная шайба
- Задний выходной вал с шарикоподшипником
- Шайба, плоская шайба Болт крепления ведущего колеса
- шайба
- Стопорный винт ведомого вала
- Выходной вал гидромуфты
- приводной вал генератора с шарикоподшипником
- вал шкива привода генератора
- стопорное кольцо
- уплотнение вала генератора для приводного вала генератора
- передний выходной вал с шарикоподшипником
- уплотнение шкива генератора
- шкив генератора переменного тока
- Фланец приводного вала с пружиной
- пружинная шайба
- болт шкива
- втулка сальника
- втулка вентилятора
- шайба
- гайка крепления ступицы
Включатель гидромуфты
- крышка корпуса контактора
- корпус переключателя
- пружинная возвратная шайба
- возвратная пружина
- скользящий переключатель жидкостной муфты
- Уплотнительное кольцо для крышки корпуса переключателя
- Уплотнительное кольцо для пробки крана
- переключатель кран вилка
- вывод
- рычаг запорного крана
- фиксирующая пружина
- фиксатор рычага ограничителя крана
- крышка запорного крана
- шайбы
- крепежная гайка термостатический силовой выключатель
- термостатический датчик силы
- Уплотнительное кольцо для термостатического силового выключателя
Режимы работы привода вентилятора
Существует три режима работы гидравлического сцепления. Режим может быть изменен путем изменения положения переключателя. На следующем рисунке обозначены позиции и описаны режимы работы.
- Автоматический режим. Температура охлаждающей жидкости двигателя поддерживается на уровне 80-95 градусов Цельсия. Выключатель гидравлического сцепления находится в положении B (см. маркировку на корпусе выключателя).
- Вентилятор выключен. Регулирующий клапан в гидравлической муфте находится в положении O. Вентилятор может вращаться на низкой скорости.
- Вентилятор включен постоянно. (заблокирован) Этот режим можно использовать только в экстренных случаях для работы в автоматическом режиме. Длительная работа вентилятора без его выключения может привести к износу и повреждению крыльчатки. Чтобы активировать этот режим (при необходимости), ослабьте контргайки двух специальных винтов, крепящих крыльчатку к ступице, и закрутите винты так, чтобы они вошли в отверстия на шкиве привода вентилятора. Снова затяните гайки. После возврата в автоматический режим — открутите болты и затяните их в таком положении, чтобы вентилятор свободно вращался относительно шкива и зафиксировал ротор на ступице.
Принцип работы гидромуфты КамАЗ
- Работающий двигатель приводит в движение насосное колесо.
- Рабочая жидкость, находящаяся в пространстве между лопастями, начинает расширяться и затем отскакивает от оси вращения к окружности колесного механизма.
- Жидкость обладает кинетической энергией и скоростью. Он движется в том же направлении, что и насосное колесо.
- Затем рабочая жидкость перемещается от насосного колеса к шестерне турбинного колеса.
- В пространстве между лопастями молекулы жидкости начинают взаимодействовать с турбинами, заставляя их вращаться с угловой скоростью. Во время этого вращения молекулы жидкости отдают свою кинетическую энергию турбинному колесу.
- Жидкость движется к периферии турбинного механизма, а затем возвращается к насосному колесу.
- Весь процесс повторяется снова, циркулируя в пространстве между лопастями.
- Жидкостная муфта активирует вентилятор, который начинает дуть на радиатор для охлаждения рабочей жидкости.
- Когда температура масла снижается, включается выключатель муфты, и вентилятор останавливается.
Наиболее частые неисправности, их причины и способ устранения
- Повышенная температура охлаждающей жидкости или антифриза в системе охлаждения приводного агрегата. Это может быть вызвано:
— недостаточное количество рабочей жидкости в системе. (Проверьте наличие утечек и долейте охлаждающую жидкость до необходимого уровня).
— Недостаточное натяжение ремней привода водяного насоса или обрыв ремней. (Замените или правильно натяните приводные ремни)
— Неисправность термостата. (Замените термостат)
— Поверхность радиатора загрязнена. (Очистите радиатор и убедитесь, что охлаждающая жидкость циркулирует должным образом)
— Вентилятор замедляется или отключается. (В этом случае замените все изношенные детали, промойте систему чистой водой, отрегулируйте натяжение ремня, долейте охлаждающую жидкость и отремонтируйте жалюзи). - Пониженная температура жидкости. Это может быть вызвано:
— смещение положения рычага управления гидравлическим сцеплением. (Переведите рычаг в рабочее положение)
— Неисправность термостата. (Замените изношенный термостат)
— Неисправность затвора. (Устранение повреждений) - Утечка охлаждающей жидкости или антифриза. В этом случае замените поврежденные части уплотнительного механизма, замените прокладку пробки, отремонтируйте или замените поврежденные части труб и радиатора.
Демонтаж и замена гидромуфты
- Наклоните кабину водителя во второе положение защелки.
- Ослабьте крепежную гайку на генераторе.
- Снимите ремень привода насоса жидкости.
- Снимите масляный поддон двигателя и масляный радиатор.
- Ослабьте крепежные болты и снимите фильтр, отвечающий за центробежную очистку масла.
- Ослабьте болты переднего кронштейна и ослабьте гайки багажника.
- Поднимите переднюю часть двигателя и положите деревянные бруски под двигатель.
- Выверните болты и шайбы в месте крепления передней крышки к блоку цилиндров.
- Снимите гидромуфту с крышкой и кожухом.
- Установите новый механизм и выполните сборку в обратном порядке
Регулировка выключателя(включателя) гидромуфты КамАЗ
Выключатель — самое слабое место в этой сборке. Именно этот переключатель влияет на стабильность работы вентилятора.
Неисправность можно определить по температуре двигателя: например, если температура не опускается ниже 105°C, вероятно, неисправен выключатель. Это также может произойти, если температура опускается ниже нормы.
Работа переключателя регулируется температурным датчиком, который находится в непосредственном контакте с антифризом, определяет температуру и включает или выключает систему по мере необходимости. Именно этот компонент отвечает за подачу масла.
Устранение неисправности переключателя заключается в регулировке количества колец между датчиком термостатического усилия и регулятором. Это может сделать любой опытный водитель, и неисправность можно легко устранить своими руками. Пороговую температуру обычно приходится менять, если охлаждение недостаточно. Для повышения эффективности вентилятора и интенсивности охлаждения необходимо уменьшить количество колец. Иногда проблема заключается в том, что перепад температур слишком велик, в этом случае необходимо добавить кольца. В открытом доступе есть много видео, в которых подробно показано, как отрегулировать гидравлический выключатель сцепления КАМАЗ.
Ремонт гидромуфты КамАЗ
Разборка гидромуфты вентилятора выполняется в следующем порядке:
- Установите гидравлическую муфту на специальный держатель. Для этого можно использовать кран-балку, подвеску и т.д.
- Ослабьте болты стопорного механизма.
- Снимите опору втулки вентилятора.
- Выжмите ступицу из гидравлической муфты.
- Ослабьте болты крепления шкива и снимите шкив.
- Снимите фланец и прокладку.
- Снимите фланцевую втулку.
- Снимите кольцо с пружинного механизма.
- Снимите угол опережения системы впрыска топлива.
- Снимите и сожмите зубчатое колесо.
- Выверните шпильки из болтовых соединений.
- Промойте все загрязненные детали топливом или бензином.
Замена передней манжеты (сальника) гидромуфты КамАЗ
- Выкрутите все крепежные винты из насосного колеса и демонтируйте его.
- Снимите насос.
- Удалите использованную упаковку.
- Демонтируйте отстойник и очистите все фильтрующие элементы чистой водой.
- Откройте корпус насоса и очистите экран маслом или бензином.
- Выполните сборку в обратном порядке.
Разбор гидромуфты. Подробное руководство
Номера относятся к схеме, приведенной в предыдущем разделе данного руководства.
С помощью съемника снимите ступицу с вала 41 гидромуфты. Ослабив и сняв болты 51 и шайбы 50 для крепления шкива 48 привода генератора, снимите шкив в сборе с фланцем 49, уплотнением 47 и втулкой 52 с вала гидромуфты.
Снимите внутреннее стопорное кольцо подшипника 31, выверните болты 30 и шайбы 29, крепящие корпус подшипника, снимите манометр 28, устанавливающий угол опережения впрыска топлива, и корпус подшипника 26, включая подшипник 33 на приводном валу. Узел гидравлической муфты привода вентилятора снимается с передней крышки блока цилиндров.
Открутите стопорные шайбы, открутите болты, крепящие приводной вал 25 с корпусом в сборе к ведущему колесу 20, и снимите болты с гайками и шайбами, приводной вал и корпус в сборе. Снимите ведомую шестерню 23 и ведомый вал в сборе 41 с вала приводного шкива. Открутите и снимите болты 40 и шайбы 39 и 38, крепящие приводной шкив к валу ведомой шестерни, сожмите шкив с вала штифтом. С задней стороны вала используйте съемник, чтобы сжать подшипник 37.
После откручивания и снятия болтов и шайб, крепящих приводное колесо 20 к валу 43 шкива привода генератора, нагрейте узел приводного колеса с валом и подшипником 42 в масляной ванне до 100°C и удалите масло с вала приводного колеса и фары. Снимите подшипники 42 и 46 с вала 43 с помощью съемника. Извлеките упорную манжету 44 из внутренней канавки вала.
Снимите стопорное кольцо 32, фиксирующее подшипник 33, и уплотнительные кольца 34 с ведущего вала гидравлического сцепления (на автомобилях последнего поколения уплотнительные кольца отменены). С помощью съемника выпрессуйте подшипник 33 на приводном валу из гнезда корпуса подшипника 26. Выпрессуйте хомут 49 из гнезда шкива 48 привода генератора. Если шпильки ослабли в резьбовых соединениях передней крышки блока цилиндров, выньте их.
На автомобилях ранней комплектации снимите стопорное кольцо 36 и шайбу 35, запрессуйте фланец 45 в посадочное место передней крышки блока цилиндров.
Дефектовка деталей гидромуфты
Перед началом процедуры поиска неисправностей все детали должны быть чистыми и свободными от загрязнений.
Вал гидромуфты бракуется при наличии сколов или трещин, изношенной шейки под передний подшипник диаметром менее 24,98 мм и шейки под задний подшипник диаметром менее 19,99 мм. Износ шлицев определяется путем измерения бокового зазора в месте контакта с новой деталью. Если боковой зазор превышает 0,25 мм, вал бракуется.
Приводной вал гидромуфты бракуется при наличии сколов или трещин, износе отверстия под подшипник до диаметра более 47,05 мм и износе шейки подшипника до диаметра менее 19,99 мм. Износ шлицев определяется путем измерения бокового зазора в месте контакта с новой деталью. Если боковой зазор превышает 0,25 мм, вал бракуется.
Ослабление крепления корпуса определяется легким постукиванием медным молотком. В этом случае заклепки необходимо заменить или установить заново.
Ведущее колесо гидромуфты бракуется при наличии сколов или трещин, а также износа отверстия вала шкива привода генератора до диаметра более 70,06 мм.
Корпус подшипника гидромуфты бракуется, если он имеет трещины или поломки, а посадочное место подшипника изношено до диаметра более 72,02 мм (деталь 740.1318075) или 110,05 мм (деталь 740.1318075-10).
После очистки всех деталей замените изношенные детали новыми. Если причина неисправности неизвестна, отсоедините гидравлическую муфту от вентилятора, аккуратно разберите внутреннюю конструкцию механизма, продуйте все жидкостные каналы и проверьте устойчивость всех колес. Если обнаружены дефекты, устраните их и снова установите гидромуфту на двигатель.