Как исправить голос ребенку

Мутационная дисфония (Патологическая мутация голоса)

Мутационная дисфония

Мутационная дисфония – это функциональное расстройство голосовой функции, возникающее в период полового созревания. Признаками нарушения служит сохранение детского тембра в послемутационном периоде, боль в горле при фонации, осиплость голоса, афония. Объективная и дифференциальная диагностика требует проведения ларингоскопии, стробоскопии, акустического анализа голоса, ЭГГ. Модель лечебно-коррекционного воздействия предполагает соблюдение охранительного голосового режима, обучение подростков основам правильного голосоведения, проведение психотерапии, фонопедических занятий.

Общие сведения

Понятие «мутация», или «ломка голоса» означает его возрастные физиологические изменения. Это состояние типично и для девочек, и для мальчиков-подростков. Возрастные рамки мутационного периода – 13-15 лет. В норме трансформация детского голоса во взрослый занимает от 6 месяцев до 1 года. При нарушении сроков, темпов или искажении динамики возрастных изменений голоса говорят о мутационной дисфонии. Патологическая мутация чаще возникает у мальчиков, это объясняется влиянием мужских половых гормонов на рост и развитие гортани. Частота возникновения мутационных дисфоний составляет 6-24%.

Мутационная дисфония

Мутационная дисфония

Причины

Мутационный период является критическим в развитии голосовой функции. В это время под влиянием гормональной регуляции происходят серьезные морфологические изменения в органах голосообразования. Любые стрессовые для организма воздействия могут привести к срыву физиологически протекающей мутации и формированию стойкого дисфонического расстройства. Нарушения голоса в период пубертата полиэтиологичны, их причинами могут выступать:

  1. Заболевания голосового аппарата. Инфекционно-воспалительные процессы верхних дыхательных путей, возникающие на этапе мутации, являются самими частыми триггерами дисфоний. Наибольшую опасность представляют рецидивирующие ларингиты и ларинготрахеиты.
  2. Перенапряжение голоса. Развитие стойких фонационных нарушений в мутационный период может быть связано с несоблюдением рационального режима: большими голосовыми нагрузками, форсированным пением, игнорированием физиологических возможностей детского голоса. Особенно часто функциональные дисфонии встречаются у детей, занимающихся вокалом.
  3. Нервно-психические нарушения. Астенический синдром, эмоционально-психические потрясения, повышенная тревожность у детей нередко лежат в основе дисфункции голосовых мышц, дискоординации фонации и дыхания. Также к мутационной дисфонии приводит привычка подростков постоянно повышать голос на окружающих, истерично кричать.
  4. Эндокринные расстройства. Неправильное функционирование желез внутренней секреции (гипофиза, гонад, надпочечников) вызывает преждевременное половое созревание. В этом случае у мальчика еще в домутационном возрасте может появиться грубый мужской голос.
  5. Сенсорные нарушения. Сниженный физический слух, неразвитый музыкальный слух, несформированность прочных связей между речедвигательным и слуховым анализаторами приводят к тому, что подростки не могут правильно перестроить свой голос, добиться комфортных ощущений при фонации. В таких условиях закрепляется патологический способ голосоведения.

Некоторые исследователи высказывают мнение, что мутационная дисфония развивается преимущественно у подростков из неполных семей, которые чаще слышат материнскую речь и невольно подстраивают свой голос под женский образец. Однако эта точка зрения достоверно не доказана и опровергается другими наблюдениями.

Патогенез

Мутация – это физиологическое явление. Она связана с быстрым ростом гортани в подростковом возрасте. У девочек гортань увеличивается преимущественно в высоту, голосовые складки удлиняются на 1/3, голос понижается незначительно (на 0,5-2 тона), эволюционирует плавно. У мальчиков гортань растет как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении, длина голосовых складок увеличивается в 1,5 раза, высота голоса снижается на октаву.

При патологическом характере мутации под действием выше названных причин нарушается координированная деятельности внутренних и наружных мышц гортани. Голосовые складки вибрируют попеременно, не смыкаются, образуя треугольную щель. Артикуляционная и мимическая мускулатура напряжена. Отмечается рассогласованность дыхания и фонации, что приводит к нарушению голосообразования по типу мутационной дисфонии.

Классификация

Мутационная дисфония может развиваться по различным сценариям. В зависимости от сроков наступления и особенностей протекания различают следующие виды патологической мутации:

  • Преждевременная. Смена детского голоса на взрослый происходит в возрасте до 8-10 лет. Ранняя мутация связана с преждевременным половым развитием.
  • Поздняя. Начинается на 2 и более года позже нормальной мутации. При этом размеры гортани соответствуют взрослым параметрам, но голос остается детским. Встречается у лиц, страдающих эндокринопатиями, неврологическими нарушениями, а также певцов, длительное время использующих фальцет.
  • Пролонгированная (затянувшаяся, неполная). Несмотря на нормально протекающий пубертат, трансформации тембра не происходит. Взрослый мужчина продолжает разговаривать высоким, иногда писклявым голосом. Причиной такой мутационной дисфонии служит отсутствие согласованности между дыханием и вибрацией голосовых складок.

Симптомы мутационной дисфонии

Наиболее частые субъективные жалобы пациентов с мутационной дисфонией сводятся к напряжению и быстрому утомлению в момент речи, осиплости голоса, вплоть до его исчезновения − афонии. Голос может иметь постоянно высокую тональность или срываться с высокого регистра на низкий. Ощущается сухость и першение в горле, боль во время фонации, постоянное желание откашляться. Иногда на этом фоне развивается мутационный ларингит.

Основной признак поздней и затянувшейся патологической мутации – несоответствие голоса возрасту. Как правило, это выражается в сохранении фальцета у юношей и мужчин с анатомически «взрослой» гортанью. Иногда мутационная дисфония сопровождается нервно-психическими изменениями: повышенной нервной возбудимостью, эмоциональной лабильностью, быстрой физической и психической истощаемостью.

Осложнения

Мутационная дисфония напрямую влияет на качество жизни. Голосовые нарушения отрицательно отражаются на коммуникативной стороне общения, сужают диапазон социального взаимодействия. Насмешки и передразнивание со стороны сверстников способствуют «уходу в себя», самоизоляции, формированию таких черт, как молчаливость, замкнутость, ощущение ущербности, мстительность.

Патологическая мутация может стать преградой на пути построения карьеры, связанной с профессиональным владением голосом: вокалиста, актёра, диктора, преподавателя и т. п.

Диагностика

Мутационная дисфония относится к междисциплинарным проблемам, требующим участия в ее решении со стороны врачей-фониатров и логопедов. Четкие стандарты диагностики отсутствуют, клинический минимум включает в себя инструментальное обследование гортани и оценку голосовой функции:

  • Ларингоскопия. Объективная эндоскопическая картина характеризуется гиперемией, утолщением, отечностью голосовых складок, повышенной секрецией слизи. При фонации складки не смыкаются, образуется так называемый «мутационный треугольник» или овал.
  • Видеостробоскопия. Динамический осмотр голосовых складок позволяет оценить их подвижность. Для мутационной дисфонии характерны несогласованные, разноамплитудные колебания.
  • Электроглоттография. Позволяет объективно оценить степень смыкания голосовых складок при фонации. Коэффициент контакта указывает на неполное закрытие голосовой щели.
  • Фонетография. Осуществляется запись голоса и его компьютерный акустический анализ. Минимальная частота тона и частота основного тона выше значений, характерных для постмутационной стабилизации.
  • Логопедическая диагностика. Включает оценку силы, звучности, тембра голоса, исследование фонационного дыхания. При прослушивании подростка с мутационной дисфонией отмечается нестабильность фонации, диплофония, дискоординация между речевым дыханием и голосоподачей.

Лечение мутационной дисфонии

Направления лечебно-коррекционной работы зависят от причин, вызвавших мутационную дисфонию. При эндокринных нарушениях, прежде всего, требуется медицинское вмешательство. В остальных случаях восстановительная работа ведется в нескольких направлениях: психотерапевтическом, педагогическом. На предварительном этапе подростку назначается «режим молчания» − в течение нескольких дней запрещается разговаривать вслух.

Психокоррекция

Целью рациональной психотерапии является формирование адекватного отношения, принятия нового низкого тембра. Работа проводится в форме разъяснительных бесед, включает прослушивание образцов мужских голосов, аутогенные тренировки. На этом этапе важно добиться осознанного участия подростка в процессе голосопостановки.

Лечебная и дыхательная гимнастика

Параллельно с психокоррекцией назначается лечебная физкультура. Данное направление позволяет гармонизировать нервную систему, выработать правильные кинестезии, снять мышечное напряжение с гортани и органов артикуляции. Дыхательные упражнения помогают нормализовать физиологическое дыхание, рационально использовать воздушную струю в процессе фонации.

Логопедическая коррекция

При мутационной дисфонии проводится курс фонопедических занятий, направленных на выработку правильного стереотипа голосообразования. Артикуляционная гимнастика и голосовые упражнения выполняются под контролем фонопеда. Полезен мануальный и вибрационный массаж лица и шеи, самомассаж.

После отработки подготовительных упражнений логопед предлагает подростку воспроизвести несколько образцов «взрослого» голоса. Методом подбора останавливаются на том тоне, при воспроизведении которого отсутствует субъективный дискомфорт. Новое звучание закрепляется в процессе голосовых тренировок. С целью повышения самоконтроля используется БОС-терапия. Длительность полного курса коррекции дисфонии в среднем составляет 1 месяц.

Прогноз и профилактика

Мутационная дисфония в большинстве случаев хорошо поддается коррекции. С помощью логопедических занятий удается добиться выработки оптимального тембра, соответствующего конституции подростка, не вызывающего напряжения голосового аппарата. Более сложная и длительная работа необходима пациентам с неврологической симптоматикой.

Профилактика мутационной дисфонии требует соблюдения оптимального голосового режима. В период мутации необходимо исключить любое голосовое напряжение: пение, крики, большую речевую нагрузку. Важным представляется стабилизация эмоционального фона, укрепление нервной системы, рациональное лечение ЛОР-патологии.

Литература

1. Нарушения голоса/ Лаврова E.В., Коптева О.Д., Уклонская Д.В. – 2006.

2. Нарушения голоса у детей/ Орлова О. С. – 2005.

3. Нарушения голоса в период мутации, их предупреждение и коррекция. Автореферат диссертации/ Эстрова П. А.

4. Особенности голосообразующего аппарата и его заболевания в препубертатном и пубертатном периодах. Автореферат диссертации / Султонова К. Б. – 2013.

Код МКБ-10

R49.0

Мутационная дисфония – лечение в Москве

В статье представлены сведения о структуре дефекта при дизартрии, обозначены основные направления коррекционной работы при данном нарушении и подробно описаны упражнения, направленные на коррекцию голоса у детей с дизартрией.

Проблема совершенствования различных аспектов коррекционной работы при дизартрии сегодня становится всё актуальнее, так как распространённость выраженных дизартрических расстройств среди детской популяции составляет около 6% и эта цифра постоянно растёт.

Дизартрия – это одно из самых распространенных и труднокоррегируемых нарушений коммуникации, выражающееся в недостатках произносительной стороны речи, обусловленных неточной иннервацией мышц речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и переферической нервной системы. Данное микроорганическое поражение может возникать в результате ряда перенатальных факторов: неправильного ведения родов, слабой родовой деятельности, асфиксии и гипоксии плода в результате обвития пуповины вокруг шеи, перенатальной энцефалопатии, нейроинфекции и др. и ведёт за собой нарушение иннервации артикуляционной, дыхательной и голосовой мускулатуры.

Речь при дизартрии смазанная, нечеткая, голос тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий, визгливый, ритм дыхания нарушен. Речь теряет свою плавность, членораздельность и внятность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Таким образом, структуру речевого дефекта при дизартрии составляют нарушения всей произносительной стороны речи.

Для большинства форм дизартрии характерно изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры. Обычно эти изменения тонуса имеют сложный патогенез, связанный как с локализацией поражения, так и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному.

Клинико-логопедическую картину и методику логопедической работы при дизартрии описывали многие авторы: М.Б. Эйдинова, О.В. Правдива, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, О. Г. Приходько, Г. В. Бабина и другие.

Речевая терапия при дизартриях основывается на тесном единстве с мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Первым моментом речевой терапии является необходимость добиться максимального мышечного расслабления как в артикуляционных, так и в скелетных мышцах.

Нарушения дыхания являются частыми при дизартриях, особенно при гиперкинетической и мозжечковой формах и имеют сложный патогенез. Клинически нарушения дыхания у детей с дизартриями проявляются в расстройствах ритма и глубины дыхания, особенно страдает возможность активного выдоха.

Характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса, что в значительной степени зависит от патологического состояния мышц гортани, особенно перстне-щитовидных, натягивающих истинные голосовые складки. При поражении этих мышц голос становится слабым, немелодичным.

Все движения гортани связаны с движениями языка, нёба и нижней челюсти, поэтому нарушения голоса и артикуляционные расстройства чаще всего выступают вместе. Для возникновения голоса большое значение имеет вибрация голосовых складок. При слабости и паретичности мышц голосового аппарата вибрация голосовых складок нарушается, поэтому сила голоса становится минимальной. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата иногда полностью исключает возможность вибрации голосовых складок.

Нарушения голосообразования при дизартриях определяют необходимость при проведении речевой терапии особое внимание уделять постановке голоса и отдельных звуков. Приемы постановки звуков являются общепринятыми в логопедии и в значительной степени основываются на сочетанных координированных движениях артикуляционных, дыхательных и фонационных мышц. Поэтому при вызове и автоматизации звуков большое значение имеет ортофоническое лечение, основанное на двигательной терапии голоса при помощи артикуляционных и дыхательных упражнений.

Традиционная методика логопедической работы при дизартрии складывается из массажа, специальной логопедической гимнастики, выработки и автоматизации навыков артикуляции и работы над нарушениями лексико-грамматического строя речи.

Массаж при дизартрии

Механизм действия массажа сложен. Он состоит не только из прямого механического воздействия на массируемые ткани, но также из нервнорефлекторного и гуморального воздействия. В логопедической работе при дизартриях необходимо умело применять приемы массажа, как расслабляющие напряженные спастические группы мышц, так и ведущие к раздражению и тонизации нервно-мышечного речевого аппарата.

Для наилучшего получения эффекта расслабления, нужно создать спокойную обстановку: помещение должно быть теплым, ребёнка ничто не должно отвлекать, он должен сидеть или лежать удобно, без напряжения и не сосредоточивать свое внимание на органах речевого аппарата — все это можно достигнуть с помощью аутогенной тренировки и некоторых других психотерапевтических приемов. Можно включить успокаивающую музыку или познавательный мультфильм.

Массаж необходимо проводить теплыми, сухими руками в перчатках, употребляя легкие поглаживания, необходимые для определенной мышечной группы. При тонизирующем массаже, напротив, рекомендуются более интенсивные и резкие движения разминания, похлопывания, поколачивания. Массажу пораженной мышечной группы следует предварить воздействие на всю шейно-плечевую область для усиления крово- и лимфообращения. При применении зондового массажа инструменты необходимо тщательно мыть и стерилизовать в специальном растворе.

Для достижения наилучшего результата коррекционной работы массаж целесообразно сочетать с упражнениями пассивной и активной артикуляционной гимнастики, которые позволяют научить ребёнка расслаблять все спастические мышцы, достигать полной амплитуды произвольных движений, удерживать губы и язык в определенном положении, затормаживать синкинезий, достигать точность артикуляционных поз и легко переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

Как правило, комплексы упражнений подбираются индивидуально с учетом клинических проявлений дизартрии, степени ее выраженности, возраста ребёнка, его личности, интеллекта и др. Во всех случаях в комплекс упражнений логопедической коррекции включаются дыхательные упражнения, так как дыхание — это энергетическая основа речи и при слабом речевом дыхании затрудняется образование как голоса, так и речевых шумов.

Нормализация и развитие голоса при дизартрии

Одним из направлений коррекционной работы является нормализация и развитие голоса ребёнка. С этой целью проводится серия упражнений, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе. Интересные упражнения можно заимствовать из работ Ермаковой И.И., Лопатиной Л.В., Л. И. Беляковой и других.

Работа над голосом всегда начинается с развития речевого дыхания, так как без сильной воздушной струи невозможно добиться нормального колебания голосовых складок.

Развитие дыхания можно начать с тренировки умения набирать как можно больше воздуха (как бы надуваем животик) и тренировки плавного долгого выдоха. Упражнение выполняется сначала в положении лёжа, а затем сидя и стоя. Ребёнка кладут на спину, на животике у ребёнка лежит лёгкая мягкая игрушка, и просят его надуть животик «как шарик», а затем «сдуть шарик», при этом игрушка поднимается и опускается. Когда ребёнок научится «качать игрушку на животике», ребёнка учат «надувать и сдувть животик» сидя и стоя, контролируя его движения рукой. Затем формируют у ребят длинный выдох, с этой целью можно дуть на пламя свечи или на специальные «фонтанчики».

Следующим этапов в развитии речевого дыхания может быть комплекс упражнений по методике «парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой». Данная гимнастика позволяет производить дальнейшее развитие грудо-брюшного типа дыхания, развитие подвижности диафрагмальной мышцы, увеличивать объем вдыхаемого воздуха.

Особое внимание обращается на следующие условия:

  • активное внимание ребенка привлекается к фазе вдоха; тренировать только вдох: резкий, короткий, шумный. Выдох происходит после вдоха самостоятельно (через рот). Выдох не задерживать и не выталкивать. Вдох – очень активный через нос, выдох – через рот, не слышный и пассивный.
  • вдох осуществляется в момент физической нагрузки;
  • все упражнения проводятся в удобном, естественном для детей темпе и ритме.

Упражнения для коррекции нарушений голоса у детей с дизартрией

Детям можно предлагать следующие упражнения:

1. «Ладошки».

Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса». Стоя в этом положении, следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения). Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.

2. «Погончики».

Выполняется стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу. Затем вернуть кисти на уровень пояса в исходное положение. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

3. «Насос».

Выполняется стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу. Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон+вдох. Можно представить, что ребёнок как будто накачивает шину в автомобиле. Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклонятся не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса.

5. «Обними плечи».

Выполняется стоя, руки согнуты и подняты до уровня плеч. Необходимо очень сильно бросить руки, как будто хотите обнять себя за плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельны по отношению друг к другу; очень широко в стороны разводить не стоит.

Следующий комплекс рассчитан на активизацию мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани и подготовку голосового аппарата к фонации.

  1. исходное положение — руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук;
  2. исходное положение — сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук;
  3. исходное положение — ладони рук прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук;
  4. движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей;
  5. надувание щек;
  6. доставание кончиком языка мягкого нёба;
  7. поднятие мягкого нёба при зевке.

Голосовые упражнения

Следующим этапом коррекции являются голосовые упражнения для тренировки кинестезии и координации всех отделов речевого аппарата:

1. Произнесение звука [м] кратко при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Когда данное упражнение не вызывает затруднений можно переходить к произнесению слогов ма, мо, мэ, мы…

2. Произнесение пар слогов с ударением на втором слоге: ма-ма, ма-мо, ма-му, ма-мэ, ма-мы; на-на, на-но, на-ну, на-нэ,на-ны.

ма-мо на-но

ма-му на-ну и т. д. и сочетания слогов с перемещающимися ударениями.

3. Произнесение закрытых слогов: мам, мом, мум, мэм, мым.

4. Произнести гласные звуки и их сочетания: а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т.д.

Закрепление сформированных голосовых навыков

Далее сформированные голосовые навыки закрепляются при тренировках всей просодической стороны речи. Детям можно предложить следующие упражнения:

1) Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау». Произносить звуки надо достаточно громко и четко.

2) Дети делятся на пары. Один из пары произносил фразы громким голосом, а партнёр отвечал тихо, словно эхо. Затем партнёры меняются местами. Для упражнения используются фразы из различных сказок.

3) Предлагаем детям как бы «шагать по ступенькам», произнося фразы «Первый этаж, второй этаж…седьмой этаж», постепенно повышая свой голос.

4) Детям предлагается прочитать текст: «На мели мы лениво налима ловили,/ Для меня вы ловили линя,/ О любви не меня ли вы мило молили/ И в туманы лиманы манили меня.» сначала высоким голосом, затем на характерной для них высоте, низким голосом и понижая голос от строчки к строчке.

5) Детям следует произнести скороговорку «Наш Полкан из Байкала лакал», выделяя по очереди каждое слово. Затем отдельным ребятам предлагаем ответить данной скороговоркой на вопросы:

Откуда лакал Полкан?

Чей Полкан из Байкала лакал?

Что делал Полкан?

9) Детям предлагаются тексты и эмоциональные состояния, которые им следует выразить данными текстами.

Эмоциональное
состояние
Тексты, которыми необходимо выразить
данное эмоциональное состояние
Гнев Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Тришкина шавка укусила Пашку.
печаль Сачок зацепился за сучок.
Тридцать три корабля лавировали, да не вылавировали.
Страх Жутко жуку жить на суку.
От топота копыт пыль по полю летит.
Удивление Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Отвращение Шёл Егор через двор с топором чинить забор.
На то Хавронье и дано рыло, чтоб она им землю рыла.
Радость По семеро в сани уселись сами.
Павка на лавке плетёт лапти Клавке.
Восхищение Ценит цеп косец по косовице.
Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.
раскаяние Вымыли мышки миски для мишки.
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

На заключительном этапе коррекционной работы можно дать детям прочитать по ролям сказку или стихотворение, обращая их внимание на характеры героев и их интонации.

Представленные упражнения помогают развивать голосовые навыки у детей с нарушенной иннервацией мышц голосо-речевого аппарата, что при комплексной коррекционно-педагогической работе позволяет минимизировать проявления нарушений просодики у детей с дизартрией.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Каждый ребёнок в раннем возрасте ежедневно контактирует с вирусами и бактериями. Детский иммунитет ещё недостаточно силён, чтобы справляться с инфекцией. Это делает организм малыша уязвимым к различного рода лор-заболеваниям. Насморк, кашель, высокая температура, боль в горле — эти симптомы не понаслышке знакомы каждому родителю. Медицинская статистика приводит следующие цифры: ребёнок дошкольного возраста болеет простудой до восьми-девяти раз в год!

Иногда к выше перечисленным симптомам присоединяется ещё один: ребёнок охрип или осип. Проблема осипшего голоса у малыша не воспринимается родителями как что-то из ряда вон выходящее и рассматривается в рамках простуды. А между тем, состояние, когда охрипло и осипло горло ребёнка, когда садится голос, может говорить не только о простуде, а о серьёзных нарушениях в детском организме.

Что же делать, если осип голос у ребёнка? Лечить самостоятельно или бить тревогу и вызывать врача? От чего может осипнуть и охрипнуть горло у малыша? Как лечить осипшее горло безопасно и эффективно, и чего делать категорически не рекомендуется? «Осипший голос у ребёнка» – тема новой статьи.

Садится голос у ребёнка: физиология.

Ведущую роль в процессе голосообразования играет гортань человека. На ней расположены голосовые связки — скопления мышц, которые при контакте со струёй воздуха, выходящей из лёгких, смыкаются между собой и приходят в движение (колеблются и вибрируют). Вследствие этих колебаний зарождается звук. Если связки не плотно смыкаются и теряют свою подвижность, голос звучит искажённо: мы говорим, что он садится, или что у нас осипло или охрипло горло. Состояние, при котором осипли голосовые связки, чаще всего связано с их отёком.

Лор — заболевания у грудничка и дошкольника — явление очень частое. Связано это с анатомическими особенностями гортани в детском возрасте. Гортань у малышей меньше, чем у взрослого человека. То же самое можно сказать о голосовых связках: связки у младенцев совсем маленькие (не больше восьми миллиметров), у детей школьного возраста — около двадцати миллиметров. Эти особенности строения голосового аппарата приводят к тому, что связки у ребёнка садятся достаточно часто.

Многие родители с осипшими голосовыми связками ассоциируют лишь простуду. Но в реальности причин, почему может осипнуть и охрипнуть горло, гораздо больше. И прежде чем понять, что делать дальше, и как лечить осипшие связки, нужно выяснить, почему всё-таки сел голос у малыша.

Осипло и охрипло горло у ребёнка: причины.

Осиплость (состояние, когда садится голос) в медицине называется дисфонией. Она может появляться параллельно с другими признаками (кашлем, насморком, высокой температурой), а может протекать самостоятельно, когда нет температуры и других симптомов воспаления. Последний вариант требует наибольшего внимания, поскольку осипший голос без температуры может говорить об опасных заболеваниях.

К состоянию, когда у ребёнка может осипнуть и охрипнуть горло и садится голос, приводят следующие причины.

Запишитесь на приём прямо сейчас!

Позвоните нам по телефону +7 (495) 642-45-25
или воспользуйтесь формой обратной связи

Записаться

  • Вирусы. Болезнетворные микроорганизмы проникают в организм малыша через носовую полость, и, если на раннем этапе ничего не делать и не лечиться, вирусы проникают ниже в глотку и гортань, где запускают воспалительный процесс. Воспаление приводит к отёчности голосовых связок, вследствие чего горло ребёнка может осипнуть и охрипнуть, и садится голос. Болезнь протекает с кашлем, насморком, повышенной температурой. К таким заболеваниям относят простуду, грипп, различные формы ОРВИ и др.
  • Инфекционные заболевания типа ларингит, трахеит, фарингит, ангина, дифтерия. При этих заболеваниях не только может осипнуть или охрипнуть горло, но и подняться температура до высоких отметок. Чаще всего такой воспалительный процесс, при котором садится голос и повышается температура тела, вызывает бактериальная инфекция. Эти состояния обязательно нужно лечить под контролем лор-врача. Если ничего не делать и пустить болезнь на самотёк, могут проявиться серьёзные осложнения.

    Так, например, если не лечить ангину и не делать процедуры в лор-клинике, могут появиться проблемы с сердцем, почками и суставами. Особенно опасно состояние «дифтерийный круп», при котором осиплость — один из основных симптомов. Он может привести к смерти от удушья.

  • Аллергия. Аллергическая реакция у ребёнка, при которой садится голос и хрипнет горло, – явление весьма опасное. Если у малыша внезапно осипло или охрипло горло, при этом появились трудности с дыханием, необходимо немедленно вызвать скорую помощь, поскольку может случиться удушье. Чего нельзя делать в этой ситуации, так это паниковать. Нужно успокоить плачущего малыша, ведь плач только усугубляет ситуацию, дать антигистаминный препарат и дождаться приезда врачей. При аллергической реакции возможны также следующие симптомы: насморк, слезотечение, кашель, повышенная температура тела.
  • Посторонний предмет в гортани ребёнка. Малыши отличаются редкой любознательностью и в процессе игры могут легко засунуть в рот и по неосторожности заглотнуть мелкие игрушки или их детали. Самые маленькие детки не могут объяснить, что произошло. Поэтому если малыш охрип или осип, и у него садится голос без повышения температуры и других признаков воспаления, нужно насторожиться. Что делать? Прежде всего показать ребёнка лор-врачу. Осмотр покажет наличие в гортани постороннего предмета.
  • Перенапряжение голосовых связок. В период взросления голосовые связки ребёнка только развиваются, поэтому из-за долгого плача или громкого крика малыш может легко осипнуть или охрипнуть. При этом признаки воспаления вроде температуры и насморка будут отсутствовать.
  • Ожоги гортани. Осипшим голос делает не только горячая еда или жидкость, попавшая в гортань во время приёма пищи, но и паровые ингаляции, которыми любят лечить своих чад некоторые родители при появлении первых признаков простуды (когда болит горло, садится голос, повышается температура).
  • Новообразования гортани. Осипшие связки без температуры и других признаков инфекционных заболеваний могут сигнализировать о наличии в гортани новообразований (папиллом, опухолей и т.п.)
  • Садится голос после сна. Бывает, что малыш просыпается осипшим без температуры и боли в горле, но стоит ему откашляться, как всё проходит. В этом случае связки садятся из-за слишком сухого воздуха в квартире. Что с этим делать? Лечить осиплость не нужно. Покупка увлажнителя воздуха решает проблему осипших связок по утрам.
  • «Ломка» голоса у подростка. У мальчиков в период гормональной перестройки организма тоже могут садиться связки, и может охрипнуть горло без температуры. Ничего делать с этим не нужно. Осипшие связки восстановятся сами собой — это вариант нормы.
  • Осипшее горло с температурой или без — не такой простой симптом, как может показаться на первый взгляд. Он может быть следствием банальной простуды, а может сигнализировать об опасных заболеваниях. Поэтому при появлении осиплости первое, что нужно сделать, — показать ребёнка лор-врачу.

Осиплость горла: диагностика и как лечить?

Чтобы верно поставить диагноз и определить причину осиплости, лор-врач проводит тщательную диагностику маленького пациента. Сначала доктор опрашивает родителей на предмет жалоб и симптомов. Затем он осматривает носоглотку с помощью эндоскопии, прощупывает лимфоузлы, при необходимости проводит ларингоскопию (осмотр гортани). Если проблема кроется не в лор-органах, потребуется консультация врачей смежных специальностей: аллерголога, онколога и т.п. Если причина осиплости инфекционная, нужно будет сдать ряд лабораторных анализов.

Друзья! Своевременное и правильное лечение обеспечит вам скорейшее выздоровление!

Как же лечить осиплость? В зависимости от причины, её вызвавшей. Терапия может включать:

  • антибактериальные или противовирусные препараты (в зависимости от возбудителя воспаления);
  • антигистаминные препараты, снимающие отёчность;
  • жаропонижающие средства при температуре;
  • антисептические спреи;
  • таблетки для рассасывания;
  • растворы для полоскания;
  • средства от кашля;
  • физиотерапевтические процедуры.

Среди таблеток для восстановления голоса обратите внимание на Гомеовокс. Обычные таблетки и пастилки помогают от боли в горле. А вот, если голос сел или охрип, тогда нужен Гомеовокс. Это единственный лекарственный препарат для лечения голоса при всех видах ларингита, в том числе перенапряжении голосовых связок. Составляющие лекарства так подобраны, что оказывают комплексное действие. Назначают обычно детям старше 6-ти лет, так как они уже могут рассасывать таблетки и не будут проглатывать их. Гомеовокс рекомендуется начать принимать с самого начала появления осиплости или хрипоты голоса у детей. В первые дни таблетки нужно рассасывать достаточно часто, по 2 таблетки каждый час (но не более 24 таблеток в сутки), между приемами пищи. Это хорошо, так как лекарство также помогает снимать неприятные ощущения в горле ребенка, такие как сухость, щекотание. Затем, по мере возвращения голоса, переходят на пятикратный прием по 2 таблетки. Гомеовокс хорошо сочетается с другими препаратами, поэтому можно не бояться совмещать его с другими схемами лечения.

Если осиплость вызвана перенапряжением связок, необходим голосовой покой, обильное тёплое питьё и поддержание должного уровня влажности в квартире.

Профилактика.

Чтобы избежать опасных последствий с детским здоровьем, не забывайте прививать малыша согласно календарю прививок, в частности проводить вакцинацию от дифтерии.

Вовремя лечите заболевания дыхательных путей. Обращайтесь к врачу на ранней стадии, когда с болезнью можно справиться быстро и без осложнений.

Закаляйте ребёнка, в том числе применяйте местное закаливание горла: даже мороженое, съеденное маленькими порциями, будет на пользу местному иммунитету. Чаще гуляйте на свежем воздухе, приучайте малыша к спорту и физической активности.

Поддерживайте в помещении оптимальный уровень влажности и температуры.

Избегайте людных мест в период эпидемий. Если же избежать этого не удалось, тщательно мойте руки малышу и промывайте его носовые ходы солевым растворам.

Вроде бы несложные правила, но соблюдая их, не придётся лечить серьёзные заболевания.

Если же вы или члены вашей семьи всё-таки заболели, не занимайтесь самолечением, а лучше приходите в нашу лор-клинику. Мы лечим взрослых и маленьких пациентов от трёх лет.

Чтобы записаться на приём, звоните, пожалуйста, по телефонам: +7 (495) 642-45-25; +7 (926) 384-40-04.

Мы вам обязательно поможем!

Актуальные услуги

  1. Адаптация ребенка к ЛОР кабинету.
  2. Видеоэндоскопия полости носа и носоглотки.
  3. Сеанс инфракрасной лазерной терапии задней стенки глотки и нёбных миндалин аппаратом «РИКТА».

Как говорит моя знакомая пациентка: «Пока вырастишь ребёнка, поседеешь от его «болячек». В чём-то она права 😉 Детский организм постоянно атакуют болезнетворные микроорганизмы, и шансы заболеть у него гораздо выше, чем у взрослого – это факт.

Думаю, каждая мамочка понимает, когда нужно бить тревогу и на какие «звоночки» нужно обращать внимание: температура, насморк, кашель, боль в горле…Но сегодня я хочу поговорить ещё об одном симптоме, который, к сожалению, часто игнорируется родителями и не считается серьёзным поводом для беспокойства. Тема сегодняшней статьи – осипший голос у ребёнка.

Осипший голос – физиология.

Почему у ребёнка сипнет голос? Верхние дыхательные пути малыша устроены немного иначе, нежели у взрослого человека. В них находится очень большое количество кровеносных сосудов, и при малейшем контакте с вирусами или бактериями кровь усиленно притекает к слизистой оболочке гортани, запуская тем самым воспалительный процесс, что в свою очередь приводит к отёчности голосовых связок. Из-за этого голос ребёнок становится сиплым.

Причины осиплости голоса у ребёнка:

  • поражение верхних дыхательных путей вирусной или бактериальной инфекцией (ларингит, ангина, фарингит и т.п);
  • аллергия;
  • повреждения гортани (например, из-за слишком горячей или твёрдой пищи, паровых ингаляций, так любимых многими мамочками);
  • перегрузка голосовых связок из-за сильного крика или долгого плача;
  • новообразования гортаноглотки (это могут быть как обычные папилломы, так и добро- и злокачественные опухоли);
  • травмы шеи;
  • «ломка» голоса у мальчиков в переходном возрасте (это естественный процесс, и какое-то конкретное лечение в этом случае не нужно);
  • инородное тело в гортани;
  • слишком сухой воздух в квартире (особенно в период отопительного сезона);
  • испуг или любая другая стрессовая ситуация (как правило, как только малыш успокоится, осиплость пройдёт сама собой).

Чем опасен осипший голос?

Как мы видим, сиплый голос – не только предвестник простуды и инфекционных заболеваний гортаноглотки. Он может быть следствием более серьёзных заболеваний и состояний, некоторые из которых таят в себе реальную угрозу жизни и здоровью ребёнка.

1. Первая опасность – отёк Квинке. Думаю, многие слышали такое словосочетание, но не все понимают, как он возникает. Рассказываю. Отёк Квинке – отёк гортани – возникает из-за аллергической реакции. Горло ребёнка гораздо уже, чем у взрослого человека, поэтому отёчность появляется очень быстро. Отёк не даёт воздуху полноценно циркулировать, и малыш не может нормально дышать. Здесь важная каждая минута! Нужно сразу же вызвать скорую помощь! В это время нужно дать ребёнку антигистаминное средство и попытаться успокоить плачущего малыша, которому в этот момент очень страшно. Ведь плач только провоцирует развитие отёчности.

2. Вторая опасность – стеноз гортани. Стенозом называется состояние, когда просвет гортани сужается. Это мешает воздуху проходить дальше в лёгкие. К стенозу гортани могут привести патогенные микроорганизмы, аллергическая реакция, попадание в горло инородного тела, ложный круп (острое воспаление гортани, сопровождающееся сильным отёком). Как понять, что возник стеноз? Малыш начинает часто-часто дышать, появляются признаки удушья (асфиксии). Нужно оперативно вызвать бригаду скорой помощи и попытаться облегчить состояние малыша с помощью небулайзера.

3. Третья опасность – попадание в гортаноглотку постороннего предмета. Чаще всего с такой ситуацией сталкиваются родители малышей в возрасте до двух лет, которые «тащат» в рот всё что можно и что нельзя. Понять, что в гортани что-то есть, не всегда можно. А самостоятельно вытащить предмет тем более не получится. Нужно как можно быстрее обратиться к лор-врачу, который с помощью специальных инструментов вытащит его наружу.

Чем лечить осипший голос у ребёнка?

Как только вы заметили осиплость в голосе у малыша, и они не связаны с описанными выше экстренными ситуациями, первое, что нужно сделать – обеспечить малышу голосовой покой. Нужно дать голосовым связкам отдохнуть: то есть ребёнку не надо плакать, кричать или громко разговаривать.

Дальнейшая тактика лечения выбирается, исходя из причин осиплости (а их, как мы помним, достаточно много).

Эндоскопия глотки у ребёнка в "Лор Клинике Доктора Зайцева"
Эндоскопия глотки у ребёнка в “Лор Клинике Доктора Зайцева”

Самое простое – ОРВИ. Специального лечения не нужно: чаще поите больного, проветривайте его комнату, промывайте нос.

Аллергическая реакция потребует посещения аллерголога, который с помощью анализов выявит аллерген. Необходимо будет устранить контакт ребёнка с раздражителем и пройти курс лечения антигистаминными препаратами.

При повреждениях и травмах гортани и шеи нужно обратиться за профессиональной медицинской помощью, после чего соблюдать строгий голосовой покой. В таком режиме голосовые функции восстановятся быстрее.

Если ребёнку диагностировали наличие в гортаноглотке новообразований, требуется незамедлительная консультация онколога. Чем быстрее будет начато лечение, тем более благоприятным будет прогноз на восстановление.

При инфекционном поражении верхних дыхательных путей, лор-врач может назначить:

  • антисептические растворы для полоскания горла;
  • противовоспалительные средства;
  • препараты от кашля;
  • антигистаминные средства, чтобы снять отёк гортани;
  • ингаляции с помощью небулайзера;
  • жаропонижающие препараты;
  • антибиотики (если возбудителем болезни стала бактериальная инфекция).

Дорогие читатели, а вы знали, что осиплый голос у ребёнка может быть опасен? Как вы справляетесь с этим симптомом? Пытаетесь вылечиться самостоятельно или сразу обращаетесь к врачу? Если в ходе чтения у вас возникли вопросы, обязательно задавайте их в комментариях.

Отправляйте статью знакомым «мамочкам», пусть тоже будут во всеоружии. И, прошу, не скупитесь на лайки – так я пойму, что статья была полезной и интересной.

Я на связи!

Всегда Ваш, Доктор Зайцев.

Детский голос — тонкие струны души вашего ребенка


На приеме у врача-фониатраДетский голос — тонкие струны души вашего ребенка


«У моего ребенка постоянная охриплость голоса, хотя он не простужен и не имеет каких-то хронических заболеваний. Посоветуйте, что делать и к какому специалисту нужно обратиться»

Наталья Зайцева, г. Ростов


С вопросами о том, почему у наших детей возникают проблемы с голосом, и как эти проблемы решить, родители обращаются все чаще. А число детей, имеющих измененный тембр – от легкой охриплости-гиперназальности, до выраженных нарушений тональности и силы звучания голоса, постоянно растет. С чем это связано и как в таких случаях помочь ребенку? На эти вопросы сегодня отвечает ведущий специалист ОКДЦ, врач оториноларинголог – фониатр высшей категории Надежда Филоненко.


Осторожно – голос!


Надо признать, что голосовые перегрузки, связанные с воспитанием ребенка в детских дошкольных учреждениях, занятия в вокальных и хоровых коллективах, где зачастую нет опытных педагогов, экологические и социальные проблемы, приводят к тому, что с детьми, страдающими заболеваниями голосового аппарата, врачу приходится сталкиваться все чаще.


К сожалению, и педагоги, и сами родители, редко вспоминают о том, что органы дыхания у детей отличаются некоторыми особенностями. Носовые ходы, глотка, гортань, трахея и бронхи у ребенка сравнительно узкие и покрыты нежной слизистой оболочкой, мышечная ткань этих органов развита слабо, хрящи гортани мягкие и легко сдавливаются. Поскольку грудная клетка у детей как бы приподнята, а ребра не могут опускаться при дыхании так низко, как у взрослых, дети не в состоянии делать глубокие вдохи, что, безусловно, ограничивает силу голоса и длительность звучания.


Наш ребенок растет и постоянно меняется. Но процесс этот происходит неравномерно. Это касается и голосового аппарата. Если рост носоглотки и околоносовых пазух в основном заканчивается к периоду полового созревания , к 12-14 годам, то все остальные органы завершают свой рост лишь с окончанием этого периода — условно к 18-19 годам.


Почему теряется «серебристость»?


Каждые 2-3 года голос ребенка меняет свои качества. Из «серебристого» с диапазоном звучания 5-6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, «металлический» оттенок. Постепенно увеличивается его диапазон, у подростков он может быть равен двум октавам.


Как правило, становление голоса складывается по подражанию в возрасте до 7 лет, и зависит от того, каким были голос и манеры его использования у окружающих-родителей, педагогов, воспитателей, сверстников. Процесс


Развития голоса у детей проходит 4 периода:

  • Дошкольный (6-7 лет)
  • Домутационный (7-12 лет)
  • Мутационный (12-15 лет)
  • Постмутационный (15-19 лет)


Дошкольный период характерен тем, что гортань у ребенка по сравнению с взрослыми имеет довольно высокое положение . Кроме того, во всех отделах гортани большое количество слизистых желез, лимфатической и соединительной ткани, они как бы заменяют собой некоторые отсутствующие внутренние мышцы гортани.


Голосовые мышцы, располагающиеся в толще голосовых складок, в виде отдельных пучков начинают формироваться с 5 лет и развиваются примерно к 11-12 годам, то есть уже во втором периоде — домутационном. Поэтому у детей до 10 лет отмечается фальцетный механизм голосообразования, Голосовые складки у них никогда не смыкаются полностью, образуя щель в виде треугольника или линейной формы. Это и есть фальцет.


К 11-12 годам голосовая мышца начинает оформляться в самостоятельную и принимать участие в процессе голосообразования. В этом возрасте появляется еще один механизм фонации — грудной. На нижних тонах диапазона появляется грудное звучание голоса, на высоких – по-прежнему остается фальцетное. При этом на низких тонах голосовые складки смыкаются полностью, на высоких отмечается узкая линейная щель, свойственная фальцету.


Затем наступает собственно мутация — период смены голоса, физиологическое состояние, связанное с изменением функции гортани и всего организма во время полового созревания. Обычно этот период проходит незаметно для ребенка и его родителей и не сопровождается какими-либо нарушениями, если процесс протекает медленно, постепенно. При остром течении мутации происходят резкие изменения в голосе — срывы, появление низких звуков, внезапное «соскакивание на фистулу» . Такие изменения заметны и для ребенка, и для его родителей. Особенно ощущают эти симптомы поющие дети. У некоторых подростков голос становится грубым, хриплым, без модуляций.


Трудности подросткового возраста


Мутация наступает в возрасте 12-15 лет. Причем, это характерно не только для мальчиков, но и для девочек. Хотя у девочек изменения голоса протекают обычно плавно, без скачков, без болезненных ощущений в гортани. В этот период появляются вторичные половые признаки. Ребенок повышенно нервозен. Происходят выраженные анатомические изменения в гортани: хрящи гортани увеличиваются в размерах (у мальчиков в продольном, а у девочек в поперечном направлении ). Отмечается быстрый рост голосовых складок, в период мутации длина их у мальчиков увеличивается 1,5 раза, а у девочек только на одну треть.


Голос подростка понижается почти на октаву. Меняется и его тембр: голос из альта переходит в тенор, баритон или бас. У девочек наблюдается расширение диапазона как в сторону низких, так и в сторону высоких частот.


Мутационный период длится, как правило, 1-2 года, но иногда он может быть очень коротким (несколько дней-недель) или затянуться на несколько лет. Нередки случаи исключительно быстрой смены голоса: у мальчика, разговаривающего накануне детским голосом, вдруг обнаруживается голос взрослого мужчины. У ребят, много болевших в детстве, слабо развитых физически, половое созревание запаздывает. При этом значительно отстает в развитии и голосовой аппарат. В этих случаях голос может остаться инфантильным долгое время, даже в возрасте взрослого мужчины.


Причинами изменения голоса в период мутации считают нарушение координации функции наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией. У поющих детей в этот период отмечается небольшое понижение голоса, некоторое сужение его диапазона, высокие ноты, которые раньше брались легко, даются с трудом. Голосовые складки могут утолщаться, краснеть, отмечается обилие слизи на них. Это проявляется хрипотой различной степени выраженности, быстрым утомлением голоса, возникновением неожиданных срывов голоса при пении. У девочек в период мутации выраженные изменения голоса наблюдаются не часто, примерно в 40 % случаев. В дни менструации лучше освободить представительниц слабого пола от пения. Практический опыт фониатров и вокальных педагогов показал, что большинство детей в период мутации могут петь. Однако при этом требуется строгое соблюдение «охранительного режима» — не рекомендуется использовать репертуар взрослых певцов. Не стоит заниматься пением при явных изменениях голоса. А, главное, надо помнить о том, что подросткам, занимающимся вокалом, требуется опытный и внимательный педагог.


Доктор вам поможет


Детский и подростковый возраст характеризуется неустойчивостью нервной системы. И не секрет, что послемутационному периоду свойственна особая ранимость. В этом возрасте голосовой аппарат быстро «устает». Чрезмерно громкое пение, крик, несоблюдение возрастного диапазона -пение «взрослых» песен, сольные выступления на эстраде, пение во время респираторного заболевания, все это может привести к значительным нарушениям голоса и развитию таких заболеваний, как узелки, полипы и кисты голосовых складок, хронический ларингит, подслизистая гематома гортани , кровоизлияние в голосовую складку.


Дети с повышенным темпераментом, о которых говорят, что они и минуты не сидят на месте, много разговаривают, кричат, часто страдают узелками голосовых складок ,(«узелками крикунов»). К вечеру голос у них «садится», хрипнет, ребенок говорит шепотом. Стрессовые ситуации, испуг, страх, переживание, особенно у девочек, могут явиться причиной психогенной афонии. Возникновению нарушений голоса у детей способствуют различные заболевания других органов: риносинуситы, фарингиты, тонзиллиты, тугоухость, хронические бронхиты и трахеиты, болезни сердечно-сосудистой системы, эндокринные болезни.


При любом нарушении голоса, особенно длительно сохраняющемся, требуется тщательное обследование ребенка. Для этого необходима консультация оториноларинголога-фониатра с обязательным осмотром гортани. В ОКДЦ для такой диагностики используются различные методики, начиная от простой ларингоскопии с помощью гортанного зеркала и заканчивая проведением оптической эндоскопии гортани.


Оптическая эндоскопия гортани может осуществляться как жестким эндоскопом, так и с помощью фиброскопа. Обе методики высоко информативны. Однако выявить мельчайшие изменения вибраторной активности голосовых складок, что очень важно у поющих детей, особенно в период мутации, позволяет только стробоскопия гортани.


При стробоскопическом исследовании гортани (специальном осмотре гортани в режиме импульсного света) во время фонации (произношении или пении гласных звуков) колебания голосовых складок становится видимым, что позволяет уточнить характер голосовых нарушений. Выполнить осмотр гортани этими методами можно с возраста 7-8 лет, в связи с эмоциональными и поведенческими особенностями маленького пациента. В более раннем возрасте такая процедура может быть выполнена только в условиях общего обезболивания , под легким наркозом, который безопасен для организма.


Все знают, что любое заболевание легче предупредить , чем лечить. То же можно сказать и о нарушения голоса.. Исследования показали, что пение оказывает благоприятное влияние не только на гортань, но и на организм ребенка в целом, и на его интеллект. Но репертуар должен быть правильно подобран по диапазону, текст понятен для ребенка, а продолжительность занятий пением не должна превышать 30-45 минут.


Для профилактики стойких нарушений голоса у ребенка необходимо соблюдение гигиены голоса, санация очагов хронической инфекции дыхательных путей, а при появлении расстройства голоса в виде охриплости, грубости или осиплости — своевременное обращение к врачу-фониатру.

Добавить комментарий