Сколько прекрасных карьер не сложилось, сколько возможностей упущено из-за элементарной безграмотности! Как вы думаете, примет ли серьёзный инвестор «интИресТное прИдложение» о совместной деятельности? И что будет с сотрудником, согласовавшим наружную рекламу с явной ошибкой, которую теперь обсуждает весь город? А согласится ли девушка пойти на свЕдание? Если чувствуете, что орфография не ваш конёк, предлагаем несколько способов её подтянуть.
Если нет времени сидеть над учебниками, можно прокачать знания при помощи онлайн-программы. Как говорится, на войне все средства хороши.
Пройти курс
1. Читайте качественную литературу
Мы пишем правильно не потому, что каждый раз вспоминаем правила, а потому что большинство слов видели сотни раз и запомнили их написание. Поэтому лучшим способом «прокачки» орфографических навыков всегда считалось чтение художественной литературы. Во время этого процесса развивается зрительная память, то есть мозг просто запоминает, как выглядит то или иное слово, и не даст вам ошибиться, даже если вы не помните правил правописания. Но читать нужно качественные книжки, а не переписку в мессенджере или форумы и непонятно чьи тексты в интернете — вот там-то как раз вы рискуете нашпиговать свою голову всеми ошибками, какие только есть в русском языке. Читать желательно с раннего детства. Этот способ хорош ещё и тем, что он не только повышает грамотность, но и обогащает словарный запас.
2. Переписывайте тексты
Нельзя научиться кататься на коньках, не выходя на лёд. Точно так же для грамотного письма недостаточно только читать. Возьмите за правило ежедневно 15–20 минут посвящать переписыванию текстов из художественных или научно-популярных книг. Писать лучше ручкой — так будет срабатывать не только зрительная, но и механическая память. Обычно двух-трёх месяцев занятий хватает, чтобы подтянуть орфографию до приличного уровня.
3. Пишите диктанты
Письмо под диктовку развивает фонематический слух и учит определять ошибкоопасные места. Споткнулись, значит, надо проверить. В век тотальной компьютеризации сделать это можно за считанные секунды, главное, выработать в себе орфографическое чутье, и диктанты этому как раз способствуют. После диктанта делайте полный разбор своих ошибок, и вы увидите, что с каждым новым текстом их будет становиться всё меньше.
4. Повторяйте правила
Нет, заучивать их не нужно. Вы всё-таки не в школе. Правило достаточно внимательно прочитать, осознать, разобрать на примерах и немного попрактиковаться в написании слов с данной орфограммой. В идеале нужно каждый день повторять одно новое правило, но с учётом занятости на работе, дома, можно ограничиться 2–3 занятиями в неделю. На сложные или объёмные правила отводите несколько дней, чтобы закрепить изученное. Заниматься можно по школьным учебникам или использовать специальные книги, где материал обобщён и систематизирован. Например, учебник Дитмара Розенталя «Русский язык» или пособие этого же автора «Пишите, пожалуйста, грамотно!».
5. Смотрите видеоуроки и лекции
Если лучше воспринимаете визуальную информацию, хорошим подспорьем станут видеоуроки и научно-популярные лекции по русскому языку, коих в интернете великое множество. Можно найти уроки по конкретной орфограмме, например о «тся» и «ться», удвоенном «нн» в причастиях, слитном и раздельном написании разных частей речи. Тем, кто хочет улучшить не только грамотность, но и стилистику, рекомендуем послушать лекции известных популяризаторов русского языка Ирины Левонтиной, Анны Валл, Марины Королёвой. Будет не только познавательно, но и очень интересно.
6. Перечитывайте и редактируйте
Привыкли писать в мессенджерах «спс», «пасибки», «я тя лю»? Если хотите повысить грамотность, от такого способа общения лучше отказаться, ведь ваш мозг путается и в неподходящий момент может подсунуть ошибочный вариант. Пишите грамотные сообщения и, прежде чем нажать на Enter, перечитывайте их, исправляйте ошибки. Если сомневаетесь в написании какого-то слова, загуглите его, не знаете, где поставить запятую, — разбейте этот кусок текста на отдельные предложения. Особенно данный навык важен при написании деловых писем. Ещё раз пробежаться глазами по тексту недолго, а ваша репутация не пострадает.
7. Занимайтесь с репетитором или на онлайн-курсах
В любом деле важна система. Если чувствуете, что регулярное самообразование — это не про вас, занимайтесь с репетитором. Особенно этот способ эффективен, когда пробелы в орфографии слишком большие или их нужно устранить в короткие сроки. Личный педагог выстроит индивидуальную программу занятий, поможет быстро и точечно разобраться с основными проблемами. Одновременно он будет тем внешним стимулом, который не даст вам сойти с дистанции. Отметим, что занятия с репетитором стоят недёшево. Если они вам не по карману, вместо реального педагога можно воспользоваться услугами виртуального на какой-нибудь из профильных интернет-платформ.
Например, пройти экспресс-программу можно в онлайн-школе Smart University. Если нужно просто подтянуть письменную речь, выбирайте курс «Орфография для всех», хотите окунуться в языковую среду чуть глубже — запишитесь на курс «Грамотный блогер». Программы состоят из коротких уроков, видео, проверочных тестов. Заниматься в Smart University можно онлайн через компьютер или смартфон. Найти экспресс-программы можно в личном кабинете на сайте в разделе «Курсы без учителя», авторизовавшись по номеру телефона. И помните, учиться никогда не поздно!
Пройти курс
Определение термина
Такая ошибка представляет собой нарушение нормы употребления языковой единицы, входящей в состав словосочетания или предложения, а также неверный выбор формы слова. Отличаются многообразием и могут быть связаны с неправильным использованием словообразовательных, морфологических и синтаксических правил.
Классический пример такой ошибки — неверное употребление деепричастного оборота: «Проезжая под мостом, у него слетела шляпа». Деепричастие не согласовано с определяемым словом, употреблено некорректно, не соответствует нормам русской словесности. Изменить эту конструкцию можно так: «Проезжая под мостом, мужчина заметил, что у него слетела шляпа». Здесь деепричастие является зависимым словом глагола «заметил» (заметил как? — проезжая), поэтому предложение построено правильно.
Подобные ошибки допускаются как в устной, так и в письменной речи, нередко встречаются у иностранцев, для которых русский язык неродной. Они не мешают коммуникации, поскольку слушатель или читатель все равно понимает, о чем ведется речь, однако характеризуют говорящего или пишущего как недостаточно грамотного человека. Вот почему нужно их изучать и искоренять.
Классификация и разновидности
Виды грамматических ошибок типовые и связаны с основными разделами науки о языке. Если нарушены словообразовательные правила, то в речи могут появиться такие слова, как «подскользнуться», «подчерк», «упорность», «ихние», «беспощадство».
Кроме того, при классификации грамматических ошибок выделяются:
- Морфологические. Булочка с повидлой (или с повидло), не хватит время, оплатить за проезд. В этих примерах нарушены нормы морфологии и неправильно использованы формы слова. Верные варианты: булочка с повидлом, не хватит времени, заплатить за проезд или оплатить проезд.
- Синтаксические. Встречаются чаще всего в письменной речи, связаны с неправильным составлением предложения. Например, нарушение норм управления: «Нужно выполнять свою работу более качественней». Нарушение согласования: «Я нашел себе друзей, действительно любящими искусство». Нарушение границ предложения. «Я вышел на улицы. Чтобы подышать свежим воздухом».
Эта разновидность ошибок может быть как в простых, так и в сложных предложениях и связана чаще всего с тем, что даже те ученики, которые хорошо знакомы с правилами родного языка, не могут быстро применять свои знания на практике. Им сложно научиться использовать теорию, поэтому необходимо выполнять как можно больше практических упражнений, отрабатывая навык грамотного письма.
В словообразовании и морфологии
Даже те, кто любит читать и считает себя грамотным человеком, порой допускают грамматические ошибки. Примеры и исправления представлены в следующей таблице.
Разновидность | Пример | Правильный вариант |
Словообразовательные | ||
Использование несуществующей модели образования слов | Трудолюдимый, нагинаться, завсегдатели (заведения), взятничество | Трудолюбивый, нагибаться (или нагнуться), завсегдатаи, взяточничество. |
Замена одной из морфем в слове | Отвесить | Такого слова нет, в данном примере использован антоним к слову «повесить». |
Словотворчество (носитель языка сам «придумывает» новую лексическую единицу) | Канительство, рецензист, эмпиричественный | Канитель, рецензент, эмпирический |
Морфологические | ||
Неправильно выбранная модель образования одной из форм существительного | Много собаков | Много собак |
Форма Винительного падежа неодушевленного имени совпадает по грамматике с одушевленным | Я умоляла ветерка перестать | Я умоляла ветерок перестать |
Неверный выбор падежного окончания: форма В. п. одушевленного имени совпадает с неодушевленным. | Работать заставили два кота | Работать заставили двух котов |
Изменение рода при склонении | Булочка с повидлой | Булочка с повидло |
Склонение несклоняемых имен | Играть на пианине, пить кофей, я видел в зоопарке много фламингов | Играть на пианино, пить кофе, много фламинго. |
Образование несуществующих форм: множественного числа у тех слов, которые имеют исключительно единственное и наоборот | Облак затянул небо пеленой. На столе стояло много кофеев. Надевай этот штан и пошли гулять. | Облака затянули небо. На столе стояло много чашек с кофе. Надевай эти штаны и пошли. |
Ошибка в выборе полной и краткой форм имени прилагательного | Ваза была полная воды. Ребенок был очень полон. | Надо наоборот: Ваза полна воды. Ребенок был полный. |
Некорректное (излишнее) образование степеней сравнения | Более мельче, Маша была послабже Вани, красивше | Более мелкий или мельче. Маша была слабее Вани, красивее. |
Нарушение правил образования глагольных форм | Арестант метается по камере. Маша игралась с мишкой. Дети хочут сладостей. | Арестант мечется по камере. Маша играла с мишкой. Дети хотят сладостей. |
Неверное образования числительных, особенно сложных | Он шел с триста рублями в кошельке | Он шел с тремястами рублями |
Ошибки в образовании причастий и деепричастий | Ехавши в машине; шел, озирая по сторонам. | Ехав в машине; озираясь по сторонам. |
Ошибочное образование форм местоимений | Ихний, еенный, ейный | Их, ее. |
Такие типы ошибок весьма часты в речи, поэтому на уроках необходимо давать школьникам задания, которые помогут избавиться от них.
Как известно, лучший способ избавиться от ошибок — научиться их находить, поэтому можно использовать форму карточек: распечатать и раздать детям карточки с текстами, составленными таким образом, что в них очень много нарушений норм словообразования и морфологии. Задача ученика — найти все ошибки и предложить правильный вариант.
Более простое задание — тест, который может состоять из нескольких блоков с вопросами:
- Найти правильный вариант.
- Найти, напротив, вариант с грамматической ошибкой.
- Соотнести пример ошибки и ее тип.
Такие задания научат применять свои знания на практике и отработать навык грамотного письма.
Нарушение синтаксических норм
Ошибки при построении словосочетаний и предложений также весьма многообразны. Прежде всего это неверное употребление причастных и деепричастных оборотов. Эти конструкции относятся к разряду сложных, поэтому школьники часто не понимают, как правильно их построить.
Например: Прибывший поезд на перрон (прибывший на перрон поезд). Читая книгу, возникает ощущение несправедливости (при чтении книги).
Кроме того, к числу распространенных нарушений синтаксических норм относятся:
- Ошибки в употреблении однородных членов. Мама любила и гордилась сыном (мама любила сына и гордилась им, неверно употреблены однородные сказуемые).
- Некорректное употребление частиц. У него всего был один порок — лень. Правильный вариант предполагает расположение частицы «всего» после того слова, к которому она относится: «У него был всего один порок», порядок слов в этом случае правильный.
- Неправильный выбор способа выражения сказуемого. Мы поели вкусный борщ и были рады, счастливы и довольные (верный вариант — довольны).
- Неверное употребление способа связи согласование. По обоим сторонам реки сгущался туман. Это пример несогласованного определения, поскольку слово «сторона» женского рода, а с ним употреблено местоимение мужского — «обоим», правильно будет «обеим».
- Нарушение управления. Жажда к славе (жажда славы).
- Ошибки в употреблении приложений. Писать сочинение о романе «Войне и мире» (несогласованное приложение, выраженное именем собственным, не должно изменяться по падежам. Правильный вариант: о романе «Война и мир»).
В сложных предложениях вариантов также множество. Для сложноподчиненного характерны одновременное задействование подчинительной и сочинительной связи (Когда атака прекратилась, но отдельные робкие выстрелы продолжали раздаваться). К числу ошибок также относятся:
- Использование двух подчинительных союзов рядом (Они хотели, чтобы когда наступит лето, поехать к морю).
- Лишнее указательное слово в главной части (Она знала то, что однажды в ее сердце вспыхнет любовь).
- Пропуск части составного союза между частями сложной конструкции. (Она опоздала, потому транспорт ходил очень редко из-за погодных условий).
- Оформление придаточных предложений как самостоятельных единиц. (На полу сидели кошка и собака. Которые ждали момента, когда мать отвернется. Чтобы украсть кусок мяса).
Ошибки в сложносочиненных предложениях связаны с заменой противительного союза соединительным: «Докладчик высказал свое отношение к объекту исследования, но он дал возможность публике согласиться или не согласиться с его тезисами». Не менее распространенная ошибка — тавтология (избыточное употребление союза): «Ничего не могло порадовать его: и солнце казалось тусклым, и ветерок не веселил, и мама и сестра постоянно докучали своей заботой и вниманием и вызывали только раздражение».
Таковы типичные ошибки грамматического характера, которые возникают в письменной и устной речи. В соответствии с правилами русского языка допустить их нельзя, поскольку это выдает безграмотность и незнание норм.
💥Ошибки в употреблении падежной формы существительного с предлогом
1. Неверное управление зависимыми словами
Пример с ошибкой: Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количества (Р. п.) вложенного в него труда.
Правка: Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количеству (Д. п.) вложенного в него труда.
Пример с ошибкой: описывать о происшествии (П. п)
Правка: описывать происшествие (В. п.)
2. Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ употребляются только с Дательным падежом (кому? чему?)
Примеры с ошибкой: вопреки обстоятельств (Р. п.), благодаря хорошей погоды (Р. п.)
Правка: вопреки обстоятельствам (Д. п.), благодаря хорошей погоде (Д. п.)
3. Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется только с Предложным падежом
Примеры с ошибкой: по окончанию (Дательный падеж), по прибытию (Д. п.), по приезду (Д. п.), по истечению срока (Д. п.).
Правка: по окончании (Предложный падеж), по приезде (П. п.), по прибытии (П. п.), по истечении срока (П. п.).
💥Ошибки с однородными членами предложения
I Ошибки в употреблении двойных градационных союзов при однородных членах
1. Части двойного градационного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами. Следует запомнить основные союзы:
НЕ ТОЛЬКО…, НО И
ЕСЛИ НЕ…, ТО
КАК…, ТАК И
НЕ СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО
ХОТЯ И…, НО
Пример с ошибкой: В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах.
(нет союза не только…, а также)
Правка: В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.
2. Части двойного градационного союза должны соединять непосредственно однородные члены. Если одна часть соединяет однородный, а вторая – другой член предложения – это ошибка. Проще всего обнаружить ее, разобрав предложение по составу и кружочками обозначив однородные.
Пример с ошибкой: Можно утверждать, что настроение было не только главным (сказуемое) для создателя (дополнение) стихотворения, но и для читателей (дополнение).
Правка: Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.
II Ошибки в употреблении однородных членов
1. Ошибка пропуска прямого дополнения. Если в предложении есть 2 сказуемых, каждое из которых требует своего дополнения в определенном падеже, а дополнение только одно – это ошибка. Исправить ее можно, добавив еще одно дополнение.
Пример с ошибкой: Кажется, что А.С. Пушкин оглядывает (что?) и восхищается (чем?) любимым городом.
Правка: Кажется, что А.С. Пушкин оглядывает (что?) любимый город и восхищается (чем?) им.
2. Неверное употребление падежа однородных. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово. Если они не согласованы в падеже – это ошибка.
Пример с ошибкой: Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (обобщающее слово в Р. п.): Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой (Им. п.).
Правка: Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р. п.): Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого (Р. п.).
3. Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. Обобщающее слово не должно стоять в ряду однородных – это ошибка. Оно может находиться либо до, либо после ряда однородных.
Пример с ошибкой: В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты (обобщающее слово).
Правка: В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.
4. Пропуск предлога при однородных членах. Если при однородных членах находится только один предлог, надо подставить его к каждому однородному для проверки их сочетаемости.
Пример с ошибкой: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
на скверах
Правка: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
5. Нельзя употреблять как однородные разные части речи.
Пример с ошибкой: Главный герой полюбил войну (сущ.) и рисковать (гл.) жизнью.
Правка: Главный герой полюбил войну (сущ.) и тот риск (сущ.), который испытываешь там.
💥Ошибка в употреблении несогласованного приложения
1. Несогласованные приложения – это в том числе имена собственные: названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д. Они употребляются только в Именительном падеже при наличии перед ними имени нарицательного, их определяющего. Если же нарицательное существительное отсутствует, то имя собственное изменяется по падежам.
Пример с ошибкой: В картине (имя нарицательное) «Спящем пастушке» (приложение в П. п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы.
Правка: В «Спящем пастушке» (П. п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы.
или
В картине «Спящий пастушок» (Им. п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы.
💥Ошибка в построении предложения с причастными оборотом
1. Причастие должно быть согласовано с определяемым словом в роде, числе и падеже. Если хотя бы одна из этих категорий нарушается – это ошибка.
Пример с ошибкой: Журналист беседовал с футболистами (определяемое слово: мн. ч., Тв. П.), участвовавших (Р. п.) в чемпионате.
Правка: Журналист беседовал с футболистами, участвовавшими (Тв. п.) в чемпионате.
Пример с ошибкой: Одно из чудес (согласовывать нужно с числительным: Им. п.) на Курильской гряде, привлекающих (Р. п.) туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.
Правка: Одно (Им. п.) из чудес на Курильской гряде, привлекающее (Им. п.) туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.
2. Разрыв причастного оборота. Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот или находиться далеко от него. Оно должно стоять либо до, либо после ПО. Ошибку легко увидеть, разобрав предложение по составу и обозначив определяемое слово.
Пример с ошибкой: Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться.
Правка: Делегаты, приехавшие на конференцию, должны зарегистрироваться.
или
Приехавшие на конференцию делегаты должны зарегистрироваться.
3. Нельзя употреблять как однородные причастный оборот и определительное придаточное предложение. Они не могут быть равнозначны, потому что ПО – это осложнение в предложении, а придаточная часть – это предложение, содержащее основу. Исправить ошибку можно, все переделав в ПО или в придаточное предложение.
Пример с ошибкой: Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
Правка: Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем.
или
Девушка, которая сидела у окна и хорошо пела, запомнилась всем.
💥Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
1. Деепричастие обозначает добавочное действие, которое должно выполнять определенное лицо. Если лица в предложении нет или оно не подразумевается – это ошибка.
Пример с ошибкой: Выбирая стиль одежды, подчеркивается индивидуальность.
Правка: Выбирая стиль одежды, человек подчеркивает свою индивидуальность.
2. Лицо, которое выполняет добавочное действие, должно стоять в Именительном падеже и являться подлежащим. Если оно стоит в косвенном падеже и является дополнением – это ошибка.
Пример с ошибкой: Гуляя по парку, мне стало холодно.
Правка: Гуляя по парку, я замерз.
💥Неверное употребление косвенной речи
1. В предложениях с косвенной речью в придаточной части употребляются только местоимения третьего лица. При замене 1 и 2 лиц на третье кавычки раскрываются.
Пример с ошибкой: Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему».
Правка: Некрасов писал, что он лиру посвятил народу своему.
💥Ошибка в согласовании между подлежащим и сказуемым
1. Подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе (кто + ед.ч., все, те + мн.ч.). Часто ошибка в числе может возникнуть в СПП, когда придаточная часть разделяет главные члены. Проверка: разобрать предложение по составу, найти основы, проверить их согласованность.
Пример с ошибкой: Все (мн. ч.), кто интересуется театром, знает (мн. ч.) имя Алексея Бахрушина.
или
Все, кто (ед. ч.) интересуются (мн. ч.) театром, знает имя Алексея Бахрушина.
Правка: Все (мн. ч.), кто (ед. ч. ) интересуется (ед. ч.) театром, знают (мн. ч.) имя Алексея Бахрушина.
2. Подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в роде, если сказуемое стоит в прошедшем времени. Ошибка в роде часто возникает, если подлежащее выражено аббревиатурой. В этом случае надо ее расшифровать, определить род по ключевому (главному) слову и согласовать с ним сказуемое.
Пример с ошибкой: ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
Правка: ООН (организация) объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
3. Ошибка в роде может возникнуть, если сказуемое согласуется не с подлежащим, а приложением.
Пример с ошибкой: Ледокол (м. р.) «Арктика» (ж. р.) успешно прошла испытания.
Кресло (ср. р.)-качалка (ж. р.) отремонтирована (ср. р.).
Правка: Ледокол (м. р.) «Арктика» успешно прошел (м. р.) испытания.
Кресло (ср. р.) -качалка (ж. р.) отремонтировано (ср. р.).
💥Ошибка в построении сложного предложения
1. Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения. Увидеть ошибку можно, разобрав предложение по составу и задав вопрос от главной части к придаточной.
Пример с ошибкой: В письме говорилось, что в город едет ревизор, (какой?) которым управляет Сквозник – Дмухановский.
(Сквозник-Дмухановский управляет городом, а не ревизором.)
Правка: В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник -Дмухановский, едет ревизор.
2. Использование лишнего союза или указательного местоимения для присоединения придаточной части.
Пример с ошибкой: Максим Максимыч упрекал Печорина, (за что?) что почему он охладел к Бэле.
Правка: Максим Максимыч упрекал Печорина, что он охладел к Бэле.
3. Части сложноподчиненного предложения нельзя разделять точкой, так как придаточная часть потеряет свой смысл.
Пример с ошибкой: Когда Миша писал сочинение. (что произошло?) Он допустил несколько ошибок.
Правка: Когда Миша писал сочинение, он допустил несколько ошибок.
💥Неверное употребление имени числительного
1. Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро) не употребляются с существительными, обозначающими лиц женского пола.
Пример с ошибкой: Двое медсестер (ж. р.) работали в палате.
Правка: Две медсестры работали в палате.
💥Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм
1. В предложениях, в которых содержится два и более сказуемых, они должны быть согласованы в виде (совершенный/ несовершенный) и времени.
Пример с ошибкой: Бабушка вяжет (настоящее в., несов. в.) шарф и подарила (прошедшее в., сов. в.) его внуку.
Правка: Бабушка связала шарф и подарила его внуку.
Подготовила Анна Терехова
Все материалы канала здесь:
После каждой проверочной или контрольной работы по русскому языку и литературе школьная программа предусматривает выполнение работы над ошибками. Педагоги прекрасно понимают значение выполнения данного вида работы. А школьники, в свою очередь, считают, что это пустая трата времени. И большинство учеников попросту переписывают слова, в которых были допущены ошибки, в тетрадь, иногда даже снова неправильно. А если исправить необходимо не слово, а словосочетание или целое предложение, начинаются настоящие проблемы. Что же делать, чтобы выполнение работы над ошибками стало приятным и полезным занятием?
Для начала нужно понять суть допущенной ошибки, определить её вид.
После проверки работы по русскому языку или литературе учителем в тетради появляются непонятные символы и буквы, значение которых ученики часто не знают. И сколько бы учитель не объяснял, запомнить и понять эти знаки иногда бывает очень сложно для ученика. Знание этих обозначений всё же необходимо. Для запоминания можно сделать памятку.
При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель исправляет или просто обозначает (подчёркивает) ошибку, а на полях обозначает её определенным знаком.
Грамотность:
I – орфографические (ошибки в правописании).
V – пунктуационные (неправильная постановка знаков препинания).
Г – грамматические ошибки возникают при нарушении структуры какой-либо единицы языка, когда система языка усвоена, а норма еще не сформирована (нарушение норм словообразования (словообразовательные ошибки), формообразования (морфологические ошибки), норм синтаксической связи слов в словосочетаниях и предложениях, а также простых предложений в составе сложных (синтаксические ошибки)).
Содержание:
Ф – фактические ошибки (нарушение фактической точности в фоновом материале: ошибки при пересказе содержания литературных произведений, путаница в датах исторических событий, в названиях произведений, именах героев, фамилиях их авторов, неточности при цитировании и т.д.)
Л – логические ошибки (нарушение последовательности событий, неоправданная подмена лица, от которого ведётся действие, повтор высказанной ранее мысли, отсутствие связи между предложениями и частями текста).
Р – речевые ошибки (ошибки, связанные с неверным или не с самым удачным употреблением слов или фразеологизмов: смешение паронимов; плеоназм – употребление лишнего слова; тавтология – употребление рядом однокоренных слов; нарушение лексической сочетаемости; употребление слова в несвойственном ему значении; неоправданный повтор, лексическая неполнота высказывания; неправильное употребление фразеологических оборотов).
Ст – стилистические (неоправданное использование просторечных слов и выражений).
С обозначениями разобрались. Как это может нам помочь? Теперь мы можем узнать суть своей ошибки, исправить её или найти в справочнике необходимое правило.
От типа ошибки зависит и способ её анализа и исправления.
При орфографических ошибках (I) необходимо выписать слово и объяснить данную орфограмму графически, привести примеры.
При пунктуационных (V) выписываем предложение, графически объясняем наличие или отсутствие знаков препинания. Для объяснения можно использовать справочник по орфографии и пунктуации.
Грамматические ошибки (Г) исправляем и обязательно объясняем выбор той или иной формы слова.
При работе на ошибками в содержании текста записываем исправленный вариант предложений и при необходимости объясняем свой выбор. Иногда, когда в тексте слишком много ошибок в содержании, рекомендуется правильно, учитывая все исправления, переписать всю работу. Данный вид работы будет полезен лишь в том случае, когда все допущенные ошибки разобраны и осмыслены учеником.
Правильное вдумчивое выполнение работы над ошибками позволит учащимся выявить пробелы в знаниях, закрепить плохо усвоенный материал и избежать подобной ошибки в будущем.
Вы можете получить необходимую помощь при выполнении работы над ошибками у онлайн репетиторов по русскому языку и литературе. Квалифицированные педагоги помогут понять суть ошибки, объяснят правило, подберут показательные примеры. В любое время и в любом месте Вы можете обратиться получить консультацию преподавателя по выбранному предмету школьной программы.
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Остались вопросы?
Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.
Онлайн проверка орфографии Advego — это сервис по проверке текста на ошибки. Оценивайте грамотность и правописание статей бесплатно! Мультиязычная проверка ошибок в тексте орфо онлайн! Корректировка текста онлайн – ваш инструмент и ежедневный помощник!
Язык: по умолчанию — русский
Текст: обязательно | длина текста, символов: 0 |
Напишите текст для проверки орфографии и нажмите кнопку «Проверить»
Максимальная длина текста — 100 000 символов.
Проверьте грамотность текста онлайн, чтобы исправить все орфографические ошибки. Сервис проверки правописания Адвего работает на 20 языках совершенно бесплатно и без регистрации.
Какие ошибки исправляет проверка орфографии и корректор текста?
- Орфографические ошибки — несовпадение с мультиязычным словарем.
- Опечатки, пропущенные или лишние буквы.
- Пропущенные пробелы между словами.
- Грамматические и морфологические ошибки
Разместите текст в поле “Текст” и нажмите кнопку “Проверить” — система покажет найденные предположительные ошибки и выделит их в тексте подчеркиванием и цветом.
На каком языке проверяется правописание и ошибки?
По умолчанию грамотность текста анализируется на русском языке.
Для проверки орфографии на другом языке выберите его из выпадающего меню: английский, немецкий, испанский, французский, китайский, украинский, японский, португальский, польский, итальянский, турецкий, арабский, вьетнамский, корейский, урду, персидский, хинди, голландский, финский.
Пример отчета проверки орфографии и грамматики онлайн
Какой объем текста можно проверить на орфографию?
Максимальный объем текста для одной проверки — 100 000 символов с пробелами. Чтобы проверить статью или документ большего размера, разбейте его на фрагменты и проверьте их по очереди.
Вы можете проверить неограниченное количество текстов бесплатно и без регистрации во время коррекции.
Проверка пунктуации онлайн — исправление ошибок в тексте от Адвего
Сервис Адвего поможет не только найти плагиат онлайн бесплатно и определить уникальность текста, но и сможет провести проверку пунктуации с указанием опечаток в знаках препинания и указать наличие орфографических ошибок онлайн.
Адвего рекомендует проверить орфографию и пунктуацию онлайн на русском, украинском, английском и еще более чем 20 языках в своем качественном мультиязычном сервисе орфо онлайн!