Стоит ли серьезно относиться к грамотности, когда под рукой всегда есть программы для исправления ошибок в тексте? Отвечаем: да, стоит.
Верное написание слов поддерживает порядок в мыслях, помогает четко выражать мнение. Научиться писать правильно не так просто. Рассказываем, как поддержать ребенка во время обучения грамоте.
Причины ошибок при письме у детей
Родители и преподаватели склонны винить гаджеты, когда речь заходит о неграмотном написании слов. Вероятно, новые технологии немного повлияли на мозг человека: можно не напрягаться, не проверять правописание — смартфон сделает это самостоятельно.
Однако проблемы с грамотностью существовали всегда, при любой педагогической системе и в любом историческом периоде. Есть факторы, влияющие на восприятие письма намного сильнее, чем телефон со встроенной коррекцией орфографии. Перечислим некоторые из них.
- Перфекционизм родителей, излишняя требовательность. Малыш переживает за конечный результат и не может сосредоточиться на учебе. Поэтому все контрольные работы пестрят ошибками. Груз ответственности парализует разум.
- Слабая теоретическая подготовка. Ребенок может прекрасно разговаривать, но плохо писать. Всему виной — незнание правил языка. Что может привести к этому? Неподходящий педагог, отсутствие абстрактного мышления или подходящей системы уроков. В большинстве случаев требуется разобраться в лингвистических понятиях и выучить их, нужна дисциплина и правильный подход.
- Стресс, измотанность. Если ребенок посещает секции, кружки, ежедневно впитывает много новой информации, переутомления не избежать. Мысль блуждает, мозг отказывается сосредотачиваться на ненавистном диктанте, когда занят совсем другими вещами — математикой, пением, танцами.
- Нездоровые отношения в коллективе. Ребенок может уязвимо чувствовать себя среди одноклассников, опасаться за физическую и психологическую безопасность. Соответственно, малышу сложно сосредоточиться на письме.
Отдельный случай, объясняющий неграмотность ребенка, — дисграфия. Об этом расстройстве следует рассказать подробнее.
Что такое дисграфия?
Дисграфия — расстройство, при котором высшие психические функции человека недостаточно развиты, чтобы контролировать процесс письма. Это распространенное явление среди школьников: органы чувств детей не справляются с обработкой информации, письменная речь ухудшается. Появляются грубые заметные ошибки.
Не стоит путать дисграфию с дислексией — другим расстройством, затрагивающим навыки свободного чтения текстов.
Что касается дисграфии, традиционная практика в этом случае не поможет: проблема уходит при целенаправленных тренировках, упражнениях. Если не заниматься дисграфией вплотную, она не перестанет беспокоить человека даже во взрослом возрасте.
Что может способствовать развитию дисграфии? Основные причины:
- некорректная работа отдельных отделов головного мозга;
- травмы головы, полученные во время родов;
- инфекции и иные заболевания;
- нахождение в двуязычной семье;
- ребенок является левшой или переученным левшой (такие дети входят в группу риска);
- раннее начало учебы в школе по сравнению с ровесниками, отставание по другим предметам;
- проблемы с памятью, зафиксированные ранее.
Как определить, что ребенок подвержен этому расстройству?
- Малыш не улавливает тонкости произношения, демонстрирует нарушенное фонетическое восприятие (путает похожие звуки, например, парные согласные).
- Маленький ученик не понимает, когда его произношение нарушает общепринятые нормы (картавит, пишет «калтон» вместо «картон»).
- Ребенок путает местами буквы и целые слоги в словах, забывает начало предложения.
- Ошибки заметны в слабых (карова — безударный гласный) и даже в сильных фонетических позициях (гд (год) — ударный гласный).
Стоит учесть, что в дошкольном возрасте говорить о дисграфии рано, поскольку мозг ребенка не готов к подобной работе с физиологической точки зрения.
Дисграфия имеет несколько типов, которые были выделены специалистами на основе типовых нарушений при письме.
- Акустическая. Ребенок складно разговаривает, не делает устных ошибок, но путает звуки, когда пишет слова. Например, меняет звуки на похоже (машина — масина).
- Оптическая. Ученик не способен адекватно воспроизводить буквы графически. Он забывает отдельные элементы или изобретает новые во время письма, искажая текст.
- Артикулярно-акустическая. Неправильное произношение невольно запоминается ребенком, грубые ошибки переходят из устного формата в письменный (лука — рука).
- Аграмматическая. Возникают трудности при словотворчестве, распознавании грамматических категорий. Ребенок не различает падежи русского языка, не понимает, как присоединять к слову суффиксы, не умеет образовывать множественное число, теряется в частях сложного предложения (свинья — свиньята, а не поросята; красивая дом и т. д.)
- Нарушение лингвистического анализа и синтеза. Ученик не умеет выделять слова из речевого потока, находить их фонетические границы и обособлять графически, на письме. Слова пишутся слитно, без пробелов. Часто пропускаются целые группы букв.
Дисграфию можно устранить. Это не приговор, просто небольшое затруднение на пути к грамотности. Специалисты — логопеды, детские психологи, неврологи — помогут вам .
Рекомендации для родителей
Обучая ребенка грамоте на дому, старайтесь не навредить учебному процессу своими действиями. Родители вполне способны помочь ребенку прийти к грамотности. Она появляется благодаря устойчивым навыкам, которые сформировались настолько прочно, что стали привычкой.
Что принесет пользу?
- Самопроверка. Приучите малыша рефлексировать сначала над устной, а затем и над письменной речью. Написали слово — обдумали. Нет ли здесь ошибки? Со временем сформируются мыслительные шаблоны: ребенок начнет анализировать слова до написания.
- Помогает аккуратное списывание. Скажите ученику, чтобы он внимательно переписал текст с книги, учебника. Выбирайте для начала крупный шрифт. Такое упражнение тренирует внимательность.
- Регулярность — лучший друг ребенка, который хочет стать более грамотным. Если малышу лень садиться за стол и писать, не идите у него на поводу, предлагая взамен другие виды деятельности. Хотя бы 20 минут в день следует посвятить письму.
- Обращайте внимание на почерк детей. Графические символы, точность их изображения напрямую влияют на грамотность: запоминаются окончания слов, осознается разница между буквами и звуками, которые за ними стоят.
Что способно помешать прогрессу?
Вот наиболее распространенные ошибки, которые допускаются родителями и мешают ребятам осваивать грамотное письмо как можно быстрее.
- В учебе редко можно переборщить с похвалой, положительными оценками. Часто взрослым людям кажется: ребенок продвинулся вперед, но успехи слишком ничтожны, чтобы хвалить за них. Одобрение старших — лучшая опора для малыша. Поощряйте любой успех в нелегком деле постижения грамоты.
- Не ругайте ребенка, попрекая за плохие отзывы педагогов: «Мне стыдно слушать, что о тебе говорят учителя! Работаешь хуже всех в классе!» К перечисленным проблемам добавится чувство вины, но успешнее ученик от вашей критики не станет.
- Дайте понять: вы всегда готовы прийти на помощь. Не стоит бросать малыша один на один с проблемами, которые ему не по силам. Сдерживайте обещание, ежедневно интересуясь, как ребенок оценивает собственный прогресс, предлагайте проверить домашнюю работу.
Базовые принципы помощи детям с дисграфией
- Не настаивайте, чтобы ребенок часами занимался за столом. Делайте упражнения для спины, пальцев, кистей рук. Проветривайте комнату. Полчаса в день — оптимальная продолжительность занятия.
- Купите орфографический словарь и понемногу учите ребенка им пользоваться. Начнет работать зрительная память и аналитическое мышление.
- Не ругайте ребенка за ошибки — стресс блокирует рациональное мышление и ребенок может впасть в ступор. Проявите сочувствие, поддержите малыша: ему нелегко.
- Если ситуация ухудшается, обратитесь к репетитору, который занимается подобными расстройствами.
Как научить ребенка писать без ошибок?
Рассмотрим не самые очевидные, но полезные способы улучшить грамотность ребенка.
- Развитие мелкой моторики рук. Помогает лепка из глины и пластилина, вырезание мелких фигурок из бумаги. Пальцы становятся более проворными, почерк улучшается. Это влияет на грамотность: ребенок запоминает очертания букв, они перестают быть сплошным потоком символов. Ученик легче распознает окончания слов.
- Работа над каллиграфией. Многие убеждены, что красивый почерк не играет особой роли, но педагоги утверждают: понятное, чистое письмо гарантирует легкое усвоение теоретического материала и высокую степень грамотности.
- Следите за положением тела во время письма. В советской школе позе уделяли много внимания, и это не утратило актуальность. Спина должна быть прямой, локти следует расположить на поверхности парты, чтобы они не свисали с нее. Не нужно упираться животом в край стола. Ноги ребенку лучше поставить прямо, расслабленно, не закидывая друг на друга. Тетрадь можно слегка наклонить. Также купите удобную ручку, которая не скользит в руках.
- Чтение вслух. Понемногу ребенок начнет видеть визуальные образы слов, которые произносятся во время чтения по ролям. Это поможет писать грамотнее.
Существуют разработанные педагогами методики, которые регулярно применяются учителями в начальной школе. Вот некоторые из них.
- Метод П. С. Тоцкого. Система называется «Орфография без правил». В основе лежит медленное проговаривание слов, благодаря которому развивается моторная, двигательная память (движения губ, языка).
- Зрительные диктанты И. Т. Федоренко. Ученику дают прочитать предложение про себя, затем он записывает увиденное. Тренировки проходят до тех пор, пока набор карточек не будет освоен ребенком полностью.
- Н. Сычева «Пишем без ошибок». Методика предлагает краткие механизмы поиска орфограммы в словах, проверочные задания, дополнительные материалы.
Если вы не хотите разбираться в педагогических методах, можно использовать обычные упражнения в игровой форме.
- Разминка перед началом занятия. Вспоминаем очертания букв: рисуем пальцем на бумаге или в воздухе и пытаемся отгадать.
- Составление образовательных плакатов. Выпишите вместе с ребенком основные правила и слова, в которых он допускает ошибки. Участие малыша сделает плакат удобнее, понятнее.
- Пишем письмо другу или сочиняем сказку. Главное условие— в каждом предложении нужно использовать одно из правил, которые вызывают затруднения.
- Принесите с работы документы, продемонстрируйте, как важно уметь писать грамотно: от этого зависит качество работы, уважение коллег за хорошо выполненные задания и даже количество денег. Ребенку нужно понять, зачем он учит правила, чем они полезны в реальной жизни.
Как научить ребенка грамотно писать диктанты в школе
Чтобы ребенок получал высокие оценки за диктанты в школе, нужно соблюдать несколько простых, но важных принципов.
- Необходима кропотливая работа над ошибками. Разбирайте каждое замечание учителя вместе с ребенком. Пытайтесь понять, что вы упустили во время занятий, что стало причиной ошибки.
- Составляйте карточки для особо сложных случаев, время от времени возвращайтесь к ним. Пару раз в неделю нужно повторять пройденный материал.
- Проводите домашние диктанты, чтобы малыш привык к подобному формату контрольной работы. Это снизит напряженность во время школьных тестов.
- Не забывайте про развитие устной речи, которая сильно влияет на грамотность. Читайте вместе любимые книги, выписывайте непонятные слова в личный словарик. Почаще просите ребенка пересказывать прочитанные истории.
- Пусть ребенок побудет в роли учителя. Родитель садится за стол и пишет текст под диктовку, допуская несколько ошибок. Малыш проверяет работу папы или мамы, комментирует, дает рекомендации, объясняет материал самостоятельно. Это упражнение избавляет от стресса и страха перед диктантами.
Способность писать правильно, грамотно формируется вплоть до 10 лет, поэтому не огорчайтесь, если дети с трудом запоминают правила в начальной школе. Любые проблемы решаемы с помощью родителей, психологов, логопедов и усилий самого ребенка.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Григорьева Т.В., Александрова Г.А., учителя-логопеды ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района
Трудности овладения письмом, различные виды дисграфий – явление нередкое в начальной школе. Они обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев сохраняются и позднее, отчетливо проявляясь при повышении требований к письменной речи.
При анализе дисграфий педагоги, логопеды и психологи выделяют их разные варианты, в основе которых лежат такие механизмы, как:
- трудности фонематического анализа,
- смешение близких по артикуляции звуков,
- трудности овладения зрительным образом буквы и смешение букв, близких по написанию и др.
- в письме могут отражаться дефекты развития речи ребенка, трудности языкового анализа, речевого внимания.
Исследования Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Р.И. Лалаевой и др. показали, что около 25% учащихся массовой школы страдают нарушениями письма и чтения при обучении в начальных классах.
1. Понятие о дисграфии
Дисграфия – это частичное, специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой свободную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс.
В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный.
У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. Нарушения письма также могут быть обусловлены и несформированностью произвольной моторики, недостаточностью слухомоторных координации и чувства ритма.
Возможно сочетание дисграфии со снижением слуха или зрения, двуязычием в семье, нерегулярностью школьного обучения.
Основными симптомам дисграфии являются специфические (т.е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер.
2. Как устранить дисграфию и возможно ли это?
При определенных усилиях, как со стороны родителей, специалистов так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить.
На исправление дисграфии могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий. Но эти труды будут вознаграждены, ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.
Дисграфия –это не приговор. С этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать – преодоление этого недуга. В настоящее время разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии.
В подтверждение этим словам можно назвать несколько имен известных людей, страдающих от дислексии и дисграфии.
Вот небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Том Круз, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.
3. Что делать родителям и учителю?
Устранение такой проблемы в одиночку невозможно: родители, учителя и врачи должны объединяться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения.
Возможно ребенка стоит перевести в другую школу, специализированную или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.
Важно помнить, что дисграфик очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается.
Задача взрослых – оказать психологическую поддержку.
4. Как распознать дисграфию?
На что обратить особое внимание:
- Если ваш ребенок левша
- Если ваш ребенок переученный левша
- Если ваш ребенок посещал логопедическую группу
- Если в семье говорят на двух или более языках
- Если ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфиии. дислексии). Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
- Если у вашего ребенка есть проблемы с памятью вниманием.
- Смешение букв по оптическому сходству б-п т-п а-о
- Ошибки, вызванные нарушением произношения. (суба –шуба)
- При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у е-парные звонкие и глухие согласные свистящие и шипящие (тыня-дыня)
- Пропуски букв слогов, недописывание слов (прта-парта)
Наиболее обоснованной является психолингвистическая классификация дисграфий, которая разработана сотрудниками кафедры логопедии РГПИ им. Герцена.
5. Выделяются следующие виды дисграфий:
- Акустическая
- Артикуляторно-акустическая
- Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
- Аграмматическая
- Оптическая дисграфия.
Артикуляционно-акустическая дисграфия
В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме.
Артикуляционно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, соответствующих заменах и пропусках звуков в устной речи.
Чаще всего наблюдается при дизартрии, ринолалии, дислалии полиморфного характера.
Иногда замены букв на письме остаются ипосле того, как они устранены в устной речи
Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем), по традиционной терминологии – это акустическая дисграфия.
Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав(ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с). Этот вид дисгафии проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных («писмо», «лубит», «лижа»). Частыми ошибками являются заменыгласных даже в ударном положении, например, а-у (туча – «точа»), е-и (лес – «лис»).
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова.
Наиболее характерны следующие ошибки; пропуски согласных при их стечении (диктант – «дикат», школа – «кола»); пропуски гласных (собака – «сбака», дома – «дма»); перестановка букв (тропа – «прота», окно – «коно»); добавление букв (таскали – «тасакали»); пропуски, добавления, перестановки слогов (комната – «кота», стакан – «ката»).
Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь – «идедошь», в доме – «вдоме»); раздельное написание слова (белая береза растет у окна –«белабезаратет ока») раздельное написание приставки и корня слова (наступила – «наступила»).
Аграмматическая дисграфия
Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью лексико-грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, аллалией и у умственно отсталых.
На уровне предложения, аграмматизмы на письме проявляются в искажениях морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козленки»); изменении падежных окончаний («много деревов»); нарушении предложных конструкций (над столом – «на столом»); изменении падежа местоимений (около него – «около ним»); числа существительных («дети бежит»); нарушении согласования («бела дом»); отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропусках членов предложения, нарушении последовательности слов и предложений.
Оптическая дисграфия
Этот вид дисграфии связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве(в-д, т-ш) включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами(и-ш, п-т, х-ж, л-м); зеркальное написание букв, пропуски элементов, особенно при соединении букв.
6. Преодоление ошибок на письме у детей младшего школьного возраста
При коррекции дисграфии проводится работа по развитию и уточнению пространственно-временных представлений.
Необходимо осознание ребенком схемы собственного тела, определение направлений в пространстве.
Примеры таких упражнений:
Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей правой руки.
- Показать какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться, и сказать, как называется эта рука. Затем дети должны поднять правую руку и назвать ее. Показать левую руку. Поднять то правую, то левую руку. Показать карандаш то правой, то левой рукой и т.д.
- Определение направлений в пространстве.
- Уточнение пространственных взаимоотношений:
–стоя в колонне назвать стоящего впереди, стоящего сзади;
- Знакомство со схемой тела, стоящего, напротив.
- Последовательность числового ряда на примере чисел первого десятка: 1,2,3,4,5,6,7,8,9.
- «Вернуть число на место».
- Графическое воспроизведение направлений.
- Исправить замеченную ошибку в перечне дней недели, летних месяцев и тп.
Коррекционная работа на фонетическом уровне
Проводится коррекционная работа на фонетическом уровне. Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:
1) Развитие звукового анализа слов (от простых форм к сложным);
2) Развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдений за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Так складываются константные фонематические представления – способность воспринимать каждый речевой звук в различных вариантах его звучания как тождественный себе.
Неоценимую роль в становлении константных фонематических представлений играют артикуляционные кинестезии.
По этой же причине с первых же занятий привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной мере управляемым, приучать детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями.
С этой целью в начальном периоде занятий отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает (П, М, Н, Ф, Т, К…). Перечень этих согласных может быть расширен логопедом с учетом состояния произношения учеников в каждой учебной группе, На этой стадии работы не следует давать подробную характеристику артикулемы, достаточно фиксировать внимание детей на наиболее выразительных характерных ее признаках. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах проводятся с опорой на громкое проговаривание, а при необходимости – и акцентированное произнесение искомого звука.
7. Виды письма
На протяжении первых трех лет обучения школьники упражняются в различных видах письма, каждый из которых имеет определенное значение для формирования навыков полноценной письменной речи, отвечая задачам обучения, закрепления и проверки соответствующих знаний и умений. Рассмотрим отдельные виды письма, преломленные к применительно к задачам логопедической работы.
Списывание: а) с рукописного текста, б) с печатного текста, в) осложненное заданиями логического и грамматического характера.
Списывание, как простейший вид письма наиболее доступен детям, страдающим дисграфией. Ценность его – в возможности согласовывать темп чтения записываемого материала, его проговаривания и записи с индивидуальными возможностями детей. Необходимо как можно раньше научить детей при списывании запоминать слог, а не букву, что вытекает из положения о слоге как основной единице произношения и чтения. Следовательно, специфической задачей письма становиться правильное послоговое проговаривание, согласованное с темпом письма.
Слуховой диктант со зрительным самоконтролем отвечает принципу взаимодействия анализаторов, участвующих в акте письма. После написания слухового диктанта, обходя учеников, логопед отмечает у себя и объявляет количество ошибок каждого из учеников. На несколько минут открывается текст диктанта, записанный на доске для исправления ошибок.
Это обстоятельство побудило к разработке новой, нетрадиционной формы письма под слуховую диктовку – графического диктанта.
Графический диктант выполняет контрольную функцию, но является щадящей формой контроля, так как исключает из поля зрения учащихся другие орфограммы. Графический диктант позволяет тренировать учащихся в различении смешиваемых звуков на таких сложных по звуковому составу словах, какие не могут быть включены в диктанты.
Перед детьми ставиться задача определять по слуху только изучаемые звуки, например, звонкий з и глухой с (случаи оглушения звонкого согласного на данном этапе не включаются в текст). Слова, не содержащие указанных звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из звуков обозначаются одной соответствующей буквой; содержащие оба звука – двумя буквами в той последовательности, в какой они следуют в составе слов. Если один из звуков встречается в слове дважды, то и буква повторяется.
Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.
Последовательность во времени звуков и слогов, составляющих слово, а также временная последовательность слов, составляющих фразу, в письме находит отражение в соответствующей пространственной последовательности букв, слогов, слов, располагающихся на строках тетради или записи. Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звуко-слогового и морфемного анализа слов.
Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве
Своеобразным продолжением развития пространственных дифференцировок становиться изучение темы «Предлоги» (тех из них, которые имеют конкретное пространственное значение).
Во всех упражнениях главной целью является закрепление связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой.
Упражнения:
Гласные звуки: 1. Узнавание гласного звука (на слух). 2. Вычленение гласного звука (на слух). 3. Из ряда гласных (в начальной позиции).
Из серии слогов с повторяющимся гласным звуком: Из слова (в начальной позиции, под ударением).
Согласные звуки: Рассмотреть артикуляцию отдельных согласных звуков,произношение которых доступно всем учащимся (выделить существенные артикуляторные признаки для формирования звукопроизносительных дифференцировок).
Для узнавание согласного звука (на слух) может проводиться ряд упражнений: уточнение артикуляции парных звуков, сопоставление звуковпо артикуляции (что общее и чем отличаются), соотнесение звуков с буквой, чтение слогов хором, поэлементна запись букв с проговариванием, выборочный диктант слогов.
Здесь также проводятся занятия по вычленению фонем из слогов, из слов, запись их под диктовку, сопоставление слов-паронимов по смыслу и звучанию. Проводится запись текстов для графического диктанта. Запись слов в две колонки по наличию парных звуков. Как итоговое занятие на фонетическом уровне проводятся слуховые диктанты.
Коррекционная работа на лексическом уровне.
Начинать эту работу следует с выяснения и пополнения объема словарного запаса у учеников на предлагаемом примерном перечне тем. Основные задачи лексической работы:
1) количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
2) качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
3) Очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов.
Ученики упражняются в слоговом и морфемном анализе и синтезе слов; наблюдают явления многозначности, синонимии, антонимии и омонимии, как слов, так и морфем.
Проводиться работа по выявлению активного словарного запаса учащихся.Для этого проводиться ряд игр – заданий – сравнить: по вкусу, цвету, ширине и т.д., назвать действия с перекидыванием мяча (метель что делает? – метет).
Проводиться работа по уточнению и расширению словарного запаса учащихся:
–синонимы (в словосочетаниях указать близкие по значению слова, указать 4-е «лишнее» слово);
–антонимы (найти в тексте слова, имеющие противоположное значение, указать слова-антонимы в пословицах, подбор антонимов в тексте);
–омонимы (из словосочетаний составить предложения), в тексте найти слова, звучащие одинаково, объяснить значение выделенных слов в тексте, в пословицах объяснить прямой и переносный смысл выражений).
При обучении слоговому анализу и синтезу слов проводиться ряд занятий: составление слов и слогов, деление слов на слоги.
Для этого проводиться ряд упражнений:
Деление на слоги, добавь слог, чтобы получилось слово, игра «много-один», «цепочка слов».
Проводиться работа по теме «Ударение в слове», по безударным гласным, по составу слова (корень слова, приставка, суффикс).
Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Основные задачи работы;
1) Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.
2) Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.
Помните!
Не так важно научить детей, как важно создать ситуацию, в которой ребенок просто не сможет не учиться и будет делать это с удовольствием.
Американский психолог К. Роджерс
Библиография
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. «Особенности восприятия пространства у детей» – М.: Просвещение, 1964.
- Боскис P.M., Левина Р.Е. «Нарушения письма при некоторых расстройствах артикуляции», М.: Известия АПН РСФСР, 1948, с.167–191.
- Бернштейн И.А. «О построении движения», М., Медгиз, 1947.
- М.В. Безруких «Леворукий ребенок в школе и дома»
- Визель Т.Г. «Аномалии речевого развития ребенка» – М., 1995.
- Волоскова Н.А. «Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов», М., 1996.
- «Логопедия», Учеб. для студ. Дефектол. Фак. Пед. Высш. Учеб. заведений, /Под ред. Волковой Л. С, с.439, М., «Владос», 2002.
- «Логопедия» Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. Фак. Пед. Вузов / Под ред. Л.С.Волковой, Нарушение письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 304с. – М.: «Владос», 2003.
- Гвоздев А.Н. «Вопросы изучения детской речи» – М., 1961.
- Грушевская М.С. «Результаты массового изучения письма младших школьников», Дефектология, 1981, №3с.32 -37.
- Гольперин П.Я. «Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий» /Исследование мышления в Советской психологии// Под ред. Е.В. Шорохова, М., 1966.
- «Выявление недостатков речи у детей» – в сборнике: «Недостатки речи у учащихся начальных классов массовых школ». / Под ред. Р.Е, Левиной – М., «Просвещение», 1965, с.150–165.
- Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. «Исправление и предупреждение дисграфии у детей». Москва 1972.
- Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов» – «Владос», 2004.
- Жинкин Н.И. «Механизмы речи» М., 1958.
- Жинкин Н.И. «Язык. Речь. Творчество» М., «Лабиринт» 1998.
- Жуйков С.Ф. «Формирование орфографических действий у младших школьников» М.: «Просвещение», 1965, 355с.
- Жуйков С.Ф. «Пути повышения эффективности обучению грамматике и правописанию» – в книге: «Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах» /Под ред. Д.И.Богоявленского и Н.А.Менчинской – М: АНН РСФСР, 1962, с.28–95.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление общего недоразвития у дошкольников» – М., 1990.
- Зиндер Л.Р. «Языковая система речевой деятельности» /Под ред. ЩербаЛ.В., сб. работ 1974.
- Зиндер Л.Р. «Очерк общей теории письма», Л., 1987.
- «Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция»: Учебное пособие / Под общ. Ред. Канд. Пед. наук, доцента О.Б.Иншаковой – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.
- Иншакова О.Б. «Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5–7 лет» – М., Владос, 2003.
- Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда» – М., 2000
- Каноныкин Н.П., ЩербаковаН.А. «Методика преподавания русого языка в начальной школе». Пособие для учителей начальной школы. Изд. 5-е, перераб.,: Учпедгиз, 1955, 644с.
- Корнев А.Н. «Нарушения чтения и письма у детей», С-П, Дом «МиМ», 1997.
- Каше Г.А. «Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи» – М: АПИ РСФСР, 1962, с.106.
- Каше Г.А. «Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения», Реф. докладов совещания – семинара по вопросам логопедической работы в массовой школе, М. 1963, с.17–20.
- Колповская И.К., Спирова Л.П. «Характеристика нарушений чтения и письма» – в книге: «Основы теории и практики логопедии» – М.: «Просвещение», 1968, с 166–190.
- Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и письма, их коррекция у младших школьников», С-П, Союз, 1999.
Казалось бы, в век господства высоких технологий умение грамотно писать и излагать свои мысли отпадёт за ненадобностью. Но даже самая совершенная компьютерная программа не всегда может распознать ошибку в тексте и правильно построить предложение.
Поэтому было и остается важным и необходимым знание правил русского языка и умение применить их на практике.
Но что делать, если ребёнок постоянно пишет с ошибками? И возможно ли взрослому человеку научиться грамотному письму? О том, как научить ребёнка писать без ошибок, вы узнаете в данной статье.
Содержание:
- Причины ошибок на письме у детей
- Что такое дисграфия?
- Как грамотно написать диктант: секреты педагогов
- Учимся писать без ошибок
- Советы для учеников начальной школы и их родителей
- Как помочь ребёнку средних классов?
- Грамотное письмо у старшеклассников и взрослых: возможно ли научиться?
Причины ошибок на письме у детей
Учителя жалуются, что с популярностью гаджетов дети разучились грамотно писать диктанты и сочинения. На самом деле, проблема не только в этом.
Давайте попробуем разобраться, почему не всем детям удаётся писать слова без ошибок.
Причинами могут быть:
Незнание правил
Часто ребёнок ошибается, если не знает, как правильно пишутся те или иные слова.
В русском языке есть правила, которые предполагают традиционное написание слов, независимо от произношения. Например «жи-ши» пиши с буквой «и», «ча-ща» пиши с буквой «а».
Также не стоит забывать о правиле подбора проверочных слов и словарных словах, правописание которых нужно просто запомнить.
Если ребёнок недостаточно владеет этими правилами и не запоминает правильного написания слов, то ошибки на письме неизбежны.
Усталость
Prostock-studio/Shutterstock.com
Пропуски букв или ошибки в окончаниях слов также возникают из-за утомления ребёнка, усталости и недомогания. Внимание становится рассеянным, и ученик допускает оплошность даже в тех словах, с правописанием которых прекрасно знаком.
Читайте также О школьных нагрузках: как не допустить переутомления у ребёнка?
Страх перед плохими оценками
Ребёнок боится получить плохую оценку за диктант или сочинение. Не может сосредоточиться на задании, отвлекается. И обязательно совершает ошибку: не дописывает слова, переставляет слоги местами.
Появление такого страха часто связано с тем, что родители слишком строги к успеваемости ребёнка.
Специфические проблемы
К ним относится леворукость, в том числе, и переученная, а также двуязычие в семье. Всё это способствует тому, что у ребёнка могут возникнуть проблемы с правильным написанием слов.
Дисграфия
Зачастую ошибки на письме связаны с тем, что ребёнок страдает дисграфией.
Подробнее об этом нарушении вы узнаете в следующем разделе.
Что такое дисграфия?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Дисграфия – это нарушение письменной речи, которое характеризуется стойкими и повторяющимися ошибками. Дисграфия связана с недоразвитием определённых зон головного мозга. Поэтому ребёнок не владеет навыками анализа и синтеза речи.
По данным 2018 года, около 37% российских школьников страдают дисграфией.
Какие ошибки свидетельствуют о дисграфии:
- пропуски букв и целых слогов в словах;
- добавление лишних букв в слова;
- замены букв, похожих по написанию;
- зеркальное отображение букв;
- слитное написание слов;
- неправильное согласование слов;
- неразборчивый почерк.
Коррекцией этого нарушения занимаются логопед и невролог. В сложных случаях применяется также и медикаментозная терапия.
Как грамотно написать диктант: секреты педагогов
Prostock-studio/Shutterstock.com
Многие родители озабочены вопросом – как научить ребёнка писать диктанты без ошибок? Ведь тексты под диктовку начинают давать ученикам уже в начальной школе.
Учителя раскрывают секреты успешного написания диктантов.
Секрет №1. Развивайте мелкую моторику, тренируйте пальцы рук
Полезны занятия лепкой, аппликацией, пальчиковые игры. Они способствуют развитию умения красивого и аккуратного письма.
Секрет №2. Важна регулярность
Чтобы чему-то научиться, необходимо как можно чаще практиковать это действие. Это касается как вождения автомобиля, игры на музыкальном инструменте, так и умения грамотно писать.
Возьмите за правило писать с ребёнком два диктанта в неделю. Сложные слова повторяйте для него 2-3 раза.
Не акцентируйте внимание на неправильном написании, подчёркивая ошибки красной ручкой. Лучше занесите трудное слово в словарик и повторите с ребёнком правило, которое поможет написать это слово правильно.
Секрет №3. Правильно оформленное рабочее место
Место, где ребёнок учит уроки, должно быть хорошо освещено и оборудовано необходимой мебелью.
Также важно научить сына или дочь правильно сидеть за столом с прямой спиной и держать тетрадь под углом 45 градусов.
Если ребёнок сидит в неудобной позе, возникает избыточное мышечное напряжение, что ведет к быстрой утомляемости.
Узнайте больше о правильной организации рабочего пространства для школьника любого класса.
Секрет №4. Чтение вслух
Prostock-studio/Shutterstock.com
Начинать читать ребёнку сказки, потешки, детские стихи рекомендуется с раннего детства. Когда он научится читать сам, просите его прочитывать каждое слово так, как оно пишется, чтобы запомнить правильное написание. Пусть чётко и внятно проговаривает все слова из текста.
После этого можно переходить к чтению так, как мы говорим.
Также детям нравится, когда родители читают вместе с ними по ролям с определённой интонацией, соответствующей характеру персонажа.
Секрет №5. Учение через увлечение
Любой, даже самый сложный материал, легче усваивается через игру.
Полезна будет игра в школу, где ребёнок предстаёт как в роли ученика, так и учителя. Пусть попробует сам провести диктант для родителей и проверить ошибки.
Секрет №6. Слушай внимательно
Объясните ребёнку правила написания диктантов:
- Обращай внимание на паузы, когда учитель читает текст.
- Не начинай писать, пока предложение не прочитано до конца.
- Не списывай у соседа. Он может и сам ошибиться.
- Когда пишешь сложное слово, проговори его вслух по слогам.
- Не спеши сдавать тетрадь. Ещё раз внимательно проверь свою работу.
Отправляя ребёнка в школу, позаботьтесь не только об его готовности, но и безопасности. Приобретите детские GPS-часы или установите на телефон приложение «Где мои дети». С их помощью вы сможете проверить, как проходят уроки у вашего ребёнка, не обижают ли его в школе сверстники или учителя. А если ученик ходит в школу самостоятельно, вы сможете смотреть, каким маршрутом он следует (и оценивать его безопасность) и где он находится в данный момент.
Учимся писать без ошибок
Prostock-studio/Shutterstock.com
Советы для учеников начальной школы и их родителей
Правильная мотивация
Ребёнок должен понимать, зачем ему необходимо грамотное письмо. Грамотно пишущий и говорящий человек всегда вызывает уважение у окружающих. Более того, эти навыки обязательно пригодятся в деловой жизни. Да и обычное смс-сообщение приятнее читать, когда оно не содержит в себе грамматических ошибок.
Обучение в виде игры
Как мы уже говорили, дошкольнику, как и школьнику младших классов, легче запомнить материал, если он будет преподнесён в игровой форме. Полезны будут следующие игры:
1. Найди и обозначь
Ребёнку предлагается текст, в котором нужно, например, букву «л» обвести в кружок, а букву «а» зачеркнуть.
2. Эхо
Взрослый читает слово. Задача ребёнка – воспроизвести окончание этого слова. Затем написать его в тетрадь и выделить окончание специальным знаком.
3. Отыщи слово
Ребёнку предлагается текст, в котором нужно найти слово по определённым признакам. Например, все слова на букву «с» или все слова, оканчивающиеся на букву «а».
4. Составь слово
Prostock-studio/Shutterstock.com
Мама или папа раскладывают перед ребёнком карточки с буквами. Задача ребёнка – составить из них слово. Начинать лучше с простых слов: «дом», «сад», затем переходить к более сложным: «привет», «парта», «комод» и др. Если ребёнок затрудняется в выполнении задания, ему даются только буквы, из которых состоит нужное слово.
Можно усложнить игру: составить из букв название любимого фрукта или сладости. В этом случае слово ребёнок подбирает сам.
Эти и другие игры помогут школьникам научиться внимательно и без ошибок писать даже самые сложные слова.
Не забываем о физиологии
Не нужно заставлять ребёнка часами сидеть за столом и добиваться ровного каллиграфического почерка. Иначе занятия превратятся для него в пытку. 20-30 минут в день, посвящённых развитию грамотного письма, вполне достаточно для ученика младших классов.
Узнайте также, что делать, если ребёнок не хочет учиться и делать уроки.
Как помочь ребёнку средних классов?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Если у ребёнка после начальной школы так и не выработался навык грамотного письма, значит, необходимо продолжать эту работу и в средних классах.
Ученикам помогут следующие упражнения:
Найди ошибку
Родитель составляет текст с ошибками в тех словах, правописание которых ребёнок не может никак запомнить. Задача ребёнка – найти слово с ошибкой и вспомнить правило, которым надо руководствоваться при написании этого слова.
Словарик сложных слов
Он необходим для записи словарных слов и слов, в которых ребёнок постоянно совершает ошибки. Взрослый диктует из него сначала слова, а затем предложения с этими словами, проверяя правильность написания.
Лайфхак: найдите правильную мотивацию к обучению школьника. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!
Составь предложение
Ребёнку предлагаются карточки со словами, из которых он должен составить предложение и записать его в тетрадь. Взрослый проверяет правильное написание слов и грамотность текста.
Пропущенные слова
Ребёнок подбирает пропущенные по смыслу слова. Например: «Весной тает …., бегут …., прилетают с юга ….»
Составь слово
То же самое упражнение, что и для младших классов, но с использованием более сложных слов. Например, терминов из какой-либо области (рециркуляция, аббревиатура, диссимиляция и других).
Составь кроссворд
Ребёнок составляет кроссворд для родителей на определённую тему, например, по произведениям А.С. Пушкина, а они для него – из трудных по правописанию слов.
Грамотное письмо у старшеклассников и взрослых: возможно ли научиться?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Существует мнение, что если ребёнок не научится с первого класса грамотно писать, значит, и в дальнейшем это умение останется для него недостижимым.
Но специалисты уверяют, что это не так. Писать красиво и без ошибок можно научиться в любом возрасте.
Что можно посоветовать ученикам старших классов и взрослым людям для достижения грамотного письма:
- Наберитесь терпения
Если вы действительно хотите научиться грамотно писать, потребуется время и желание, а также упорство в достижении цели. Занятия должны быть регулярными. Лучше, если они будут проходить в одно и то же время. Так ваш мозг быстрее привыкнет к необходимости совершенствования письменной речи.
- Заведите привычку пользоваться орфографическим словарем, если не знаете правильного написания слова
- Читайте много и с удовольствием
Чтение развивает внимание и зрительную память. Читая текст, вы неосознанно запоминаете правильное написание слов, в том числе и сложных. А если при этом ещё и проговариваете его, в дело включается моторная память. Выбирайте подходящие по интересам книги, но лучше отдавать предпочтение классике.
Prostock-studio/Shutterstock.com
- Переписывайте из книги понравившиеся вам выражения, цитаты
Чем больше, тем лучше. Обращайте внимание не только на правильное написание слов, но и на знаки препинания.
- Заучивание стихов наизусть также способствует развитию грамотной речи
- Не будет лишним, если привлечете к занятиям друга, подругу, мужа или жену
Можете устроить даже соревнование «Кто больше напишет текстов без ошибок?»
- Создайте собственный словарь трудных слов и записывайте туда слова, правописание которых вам сложно запомнить. И периодически перечитывайте их
- Повторите те правила русского языка, которые подзабыли со школьной программы
- Если самостоятельные занятия не приносят вам пользы, воспользуйтесь услугами репетиторов
Научиться писать грамотно и без ошибок можно в любом возрасте, как ребёнку, так и взрослому. Главное – приложить к этому необходимые усилия и не бояться трудностей!
Читайте также:
- Ребёнок не хочет учиться и делать уроки: что делать родителям?
- Самое важное о школьных каникулах 2020-2021: сроки, даты и возможные изменения
- Как перестать нервничать и ругать ребёнка во время ДЗ?
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
Дисграфия у младших школьников встречается довольно часто. Дети с таким диагнозом совершают много ошибок при письме. К тому же они пишут довольно медленно и неаккуратно. Однако нарушений в интеллектуальном развитии у таких пациентов обычно не наблюдается. Чтобы справиться с этим расстройством, необходимо вовремя его диагностировать. Лечить дисграфию нужно комплексно.
Что такое дисграфия в логопедии — определение болезни
Дисграфия — это в логопедии довольно распространенное нарушение. Обычно его удается выявить только в начальной школе.
Итак, что такое дисграфия у детей? Под этим термином понимают специфическое нарушение письма, когда ребенок допускает фонетические ошибки или неправильно записывает консонантные звуки. Вместо «п» он может писать «б», а «т» — заменять буквой «д».
Важно! Дети с таким диагнозом неправильно формируют слоги, добавляют лишние буквы, но при этом пропускают нужные. Они могут писать слитно несколько слов.
Зачастую люди не понимают, что это такое — дисграфия у детей школьного возраста. Потому ее ошибочно принимают за незнание грамматических правил. Но проблема кроется более глубоко.
Такие дети часто имеют неровный и неразборчивый почерк. Ребенок для письма прилагает много усилий, но это получается медленно.
При обучении в классе с обычными детьми такой ребенок может волноваться из-за своих ошибок и медлительности. В речи тоже могут присутствовать проблемы. Ребенку бывает сложно формулировать длинные предложения. Он старается молчать или говорить краткими фразами. Это влечет различные проблемы в общении со сверстниками.
Общие сведения, причины возникновения
Возникновение дисграфии может быть связано с различными факторами. Все причины условно делятся на 2 большие категории, каждая из которых имеет свои характеристики:
- Органические — это может быть поражение мозга, сложное протекание беременности, травмы во время родов. Также в эту группу входят различные патологии — соматические, инфекционные, воспалительные.
- Социально-психологические — в качестве примера стоит привести билингвизм в семье, нехватку речевых контактов, невнимание взрослых к речи ребенка, слишком раннее обучение иностранным языкам или грамоте. Дисграфия часто наблюдается у детей, которых учат писать на неродном языке. Иногда отклонения появляются у тех, кто пишет левой рукой или переучивается с левой руки на правую.
Внимание! Если ваш ребенок плохо усваивает уроки письменности, вероятно, стоит проконсультироваться у опытных логопедов в речевом центре ЗЕЛЕНОВОЙ.
Основные виды дисграфии, особенности проявления
В логопедии выделяют несколько видов дисграфии:
- Артикуляторно-акустическая. Это нарушение связано с тем, что ребенок неправильно произносит звуки. В результате еще в начальной школе возникают логопедические ошибки на письме. Для устранения этого вида заболевания требуется работать и над правильным произношением звуков.
- Акустическая. В таком случае ребенок правильно произносит звуки. Однако он путает их с похожими по звучанию. Также присутствуют сложности с различением мягкости некоторых звуков.
- Оптическая. При таком диагнозе есть трудности с написанием и различием букв. Ребенок может добавлять к ним лишние детали, пропускать нужные или писать в зеркальную сторону.
- Связанная с проблемами языкового анализа и синтеза. В этом случае пациент пропускает или повторяет слова, меняет местами слоги и буквы, пишет слова слитно.
- Аграмматическая. Эту форму обычно выявляют после 1-2 класса. В этом случае у ребенка не получается правильно склонять слова по родам и падежам. У него возникают сложности с согласованием прилагательных и существительных. Эта форма заболевания часто появляется в билингвальных семьях.
Как понять, что у ребенка дисграфия, методы диагностики
Самостоятельное определение дисграфии может быть затруднительным. Это нарушение часто путают с незнанием грамматики. При развитии патологии появление ошибок на письме не связано с неумением использовать правила орфографии. К тому же они являются однотипными и повторяющимися.
Заподозрить дисграфию можно по таким признакам:
- замена букв похожими;
- слитное или раздельное написание слов, которые не требуют этого;
- пропуск или перестановка букв в словах;
- неправильное изменение слова или неспособность сформировать новое;
- написание букв в зеркальном отражении;
- неразборчивый почерк.
Довольно часто родители сталкиваются с упреками учителей или логопедов, что поздно заметили проблему.
Внимание! Если вы заметили у своего ребенка один или несколько симптомов, обязательно запишитесь на консультацию к опытному логопеду. Специалисты речевого центра ЗЕЛЕНОВОЙ проконсультируют вас по любым вопросам.
Однако заметить симптомы заболевания в дошкольном возрасте весьма проблематично. Это удается сделать лишь после того, как ребенок начинает писать. Это обычно происходит в 1-2 классе.
В любом случае вначале нужно пройти обследование у узких специалистов — отоларинголога и невролога. Также требуется обратиться к офтальмологу, чтобы проверить зрение.
Выявить заболевание поможет только опытный логопед. Для этого он делает следующее:
- предлагает ребенку переписать текст;
- оценивает способность воспринимать устную речь при помощи диктанта;
- определяет словарный запас;
- анализирует внимательность.
Как исправить дисграфию у детей младшего школьного возраста
Лечение дисграфии у школьников нужно начинать как можно раньше. После выявления проблемы необходимо сразу приступать к занятиям. При наличии дисграфии нужна помощь логопеда и психолога.
Для коррекции дисграфии у младших школьников можно применять такие методы:
- проводить занятия, направленные на улучшение памяти;
- увеличить словарный запас;
- запоминать нормы правописания;
- выполнять различные письменные задания.
Важно! Бороться с детской дисграфией помогает массаж. Также при необходимости назначают успокоительные препараты.
Способы лечения, что можно сделать в домашних условиях
Для исправления дисграфии и устранения проблем в общении с ровесниками, стоит выполнять коррекционные упражнения, каждое из которых имеет свои особенности. Также можно использовать специальные логопедические игротеки и пособия. В домашних условиях для преодоления проблем используют следующее:
- Магнитная азбука. Ребенку требуется складывать из нее слова и слоги. Он должен их произносить и запоминать графические образы.
- Диктанты. Это помогает отработать речевое восприятие.
- Разделение текстов на фрагменты по смыслу. Этим нужно заниматься в том случае, если требуется много писать.
- Улучшение почерка. Для этого желательно использовать тетрадь в клетку.
- Игра в писателя. Для этого следует использовать перо и чернила. Это поможет сформировать правильное положение ручки по отношению к бумаге.
- Корректурная правка. Для этого нужно взять толстую книгу с крупным шрифтом и попросить ребенка одни буквы подчеркнуть, другие — обвести в кружок, третьи — зачеркнуть. Начинать требуется с одной, наиболее проблемной, буквы.
- Комментированное письмо. В этом случае нужно проговаривать звуки написанных букв. Причем ребенку требуется произносить именно фонемы.
- Пропущенные буквы. В этом случае нужно дать ребенку текст с пропущенными буквами. Одновременно необходимо предложить тот же фрагмент со вставленными буквами. Задача заключается в переписывании букв в пропуски. Это поможет развить внимательность.
Важно! При работе с дисграфиком нужно не исправлять его ошибки, а предотвращать их появление. Поэтому проверять упражнения всегда следует самостоятельно.
Коррекция дисграфии при помощи логопедической работы
Чтобы помочь малышу справиться с проблемой, нужно обратиться к логопеду. Опытный специалист знает, как исправить дисграфию у ребенка. Для этого используются разные методы и системы, которые подбирают с учетом разновидности расстройства.
Рабочий процесс может включать следующее:
- Модель слова. Для применения этого метода ученику дается изображение предмета со схемой слова. Его задача заключается в том, чтобы произнести его название по буквам и написать.
- Метод Эббигауза. Ребенку требуется вставить в слова пропущенные буквы и переписать правильно.
- Звукобуквенный анализ. Школьнику нужно назвать объект на картинке, записать его название и сделать анализ. Для этого слово необходимо разделить на слоги, посчитать количество букв, отметить гласные и согласные, поставить ударение.
Рекомендации для родителей по профилактике дисграфии
Профилактика дисграфии начинается еще в период беременности. Будущей матери нужно правильно питаться, исключить вредные привычки, травмы и стрессы.
Рекомендации по профилактике дисграфии у дошкольников включают развитие речи, памяти, мелкой моторики и мышления. При наличии нарушений дикции или проблем со словарным запасом стоит обратиться к логопеду.
Дисграфия представляет собой довольно сложное нарушение, которое приводит к проблемам во время обучения и создает сложности при общении со сверстниками. Поэтому так важно выполнять советы специалистов по профилактике этого заболевания. Чтобы своевременно выявить патологию, нужно изучить описание ее признаков. При появлении симптомов необходимо начинать лечение как можно раньше.
Сегодня мы поговорим с вами о дисграфии у детей школьного возраста, то есть о проблемах письма у школьников.
Дисграфия – это простыми словами «логопедический дефект, который выражается в расстройстве процесса письма». Хотя по отношению к младшим школьникам можно говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Ошибки, которые делают младшие школьники при письме СПЕЦИФИЧЕСКИЕ, в основном не связанные с правилами орфографии.
То есть, если сравнить ошибку двух учеников в написании слова «ходьба», то ребёнок с простым незнанием грамматических правил напишет «хадьба», а ребёнок с дисграфией может написать «хтпа».
Дисграфия примеры
- Пропуск, замена букв, в том числе и в ударной позиции
- Замена букв близких по звучанию и по написанию
- Неправильное написание предлогов, приставок и мягкого знака
- Несоблюдение рабочей строки, игнорирование точки в конце предложения, заглавной буквы
- Слитное написание всех слов в предложении
Также, как правило, дети-дисграфики пишут очень неаккуратно и некрасиво. Просматривая работы таких учеников, преподаватель может сделать вывод об их лени и безответственности. Однако причина кроется глубже. Такие дети старательно относятся к поставленной задаче, однако, в силу определенных причин, они не могут справиться с правильным написанием слов, что часто становится причиной их подавленного настроения и пониженной самооценки.
На самом деле, дисграфия – это очень распространённое явление. В последние годы число школьников, имеющих нарушения письменной речи, увеличилось во много раз.
Если 15 лет назад в средних и старших классах ученики с такими проблемами были крайней редкостью, то сейчас «дисграфиков» можно встретить даже в 10 классе. А по данным обследования младших школьников Санкт–Петербурга, проведённое логопедом Л.Г. Парамоновой, дисграфические ошибки встречаются у 30% учащихся, тогда как в 50-х годах XX века это число не превышало 6%.
В группу риска в первую очередь попадают дети, имеющие в дошкольном возрасте проблемы с развитием речи: задержкой речевого развития, нарушением звукопроизношения. Обычно первые симптомы дисграфии появляются у детей уже в 1 классе и ярко раскрываются во 2 классе. Наличие патологии у младших школьников также связано с недостаточной зрелостью психической системы и с отсутствием согласованности в функционировании мозговых долей, которые отвечают за восприятие информации и мелкую моторику рук.
Лечение дисграфии у школьников, как её исправить?
Главное, что важно понимать родителям, что дисграфия поддается коррекции. Дети с такой патологией успешно развиваются, вырастают и достигают успехов. Подтверждением этому могут послужить известные люди, у которых в детском возрасте была диагностирована дисграфия, среди которых Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Мерлин Монро, Владимир Маяковский и многие другие.
Ключевая задача родителей такого ребенка – привлечь грамотного логопеда для решения данной задачи. Коррекционный курс разрабатывается после определения вида дисграфии и тяжести патологии. Логопед составляет упражнения, которые позволяют восполнить дефекты в произношении звуков, скорректировать речь, сформировать распознавание звуков и букв, развить моторику и другие психические функции ребенка.
Что означает диагноз логопеда аграм дисграфия?
Это сокращенное название одного из видов дисграфии – аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, когда ребенок пишет «хороший кошка», «красивый солнце» и т.д. То есть данная проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Часто такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также когда ребёнок обучается на неродном языке. В данном случае вам очень помогут занятия по книге «Школа не за горами», так как в ней много заданий именно на развитие речи ребёнка.
Как быстро можно вылечить дисграфию у ребёнка?
Исправление дисграфии у ребенка – это процесс очень индивидуальный. У некоторых детей грамотный логопед может исправить дисграфию за 6 занятий, даже дистанционных занятий. В практике логопедов «СкороШколы» было несколько таких примеров. Отзыв одной из мам на фотографии ниже.
У других детей коррекция дисграфии занимает чуть больше времени. Но в исправлении дисграфии есть два важных момента, которые вы должны знать.
Во-первых, надо выбрать грамотного логопеда по части дисграфии. Например, в «СкороШколе» таким логопедом является только Ольга Ивановна Кузнецова. Она прекрасный специалист (можно сказать «гуру») в части исправления дисграфии у детей и взрослых, в том числе она умеет исправлять дисграфию онлайн (дистанционые занятия через платформу ZOOM).
Во-вторых, чем раньше вы обратитесь за помощью к логопеду, тем лучше. Поэтому не пропустите драгоценное время. Записывайтесь в «СкороШколу» на онлайн-занятия с логопедом для коррекции дисграфии.
Дисграфия в умелых руках поддается быстрой коррекции!