Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Нижнеиванаево
Муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан
Выступление
на ШМО учителей-языковедов по теме
«Классификация ошибок
при проверке и оценке контрольных и творческих работ
по русскому языку и литературе»
Подготовила учитель
русского языка и литературы
БеляеваНадежда Аркадьевна
2017-2018 уч.г.
Нормы оценки письменных контрольных работ и
устных ответов учащихся.
Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Балл |
Степень выполнения учащимся общих требований к ответу |
«5» |
1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. |
«4» |
ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 — 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
«3» |
ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. |
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Классификация ошибок (условные обозначения)
Вид ошибки |
Условные обозначения ошибки |
В чем заключается ошибка |
Как исправить ошибку |
1.Ошибки в |
С |
Есть что-то лишнее.[ ] О чем-то сказано недостаточно, пропущено слово, целая фраза или предложение. V Не выражена основная мысль(тема не раскрыта) в сочинении. Мысли излагаются непоследовательно, нарушена логика. Л Искажен факт текста. Ф |
Переписать предложение заново без этого слова или словосочетания. Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение. Оценка за сочинение снижается. Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение. Переписать данное предложение заново, исправив фактическую ошибку. |
2.Речевые ошибки и недочет |
Р |
Употреблено не то слово. Употреблено лишнее слово [ ] Неоправданно повторяются слова (речевой повтор). Р Использование однообразных по структуре предложений. |
Переписать данное предложение заново, употребив необходимое слово. Переписать данное предложение заново убрав лишнее слово. Переработать данное предложение так, чтобы оно звучало грамматически правильно. Из нескольких простых предложений построить сложное и записать его. |
3.Грамматические ошибки. |
Г |
Неправильно образовано слова или его форма. Неправильно образовано словосочетание. Неправильно построено предложение. |
Переписать словосочетание или все предложение, исправив данное слово. Переписать словосочетание, исправив его. Переписать предложение в исправленном виде. |
4.Орфографические ошибки. |
I |
Слово написано неправильно. |
Сделать работу над ошибками в слове. |
5. Пунктуационные ошибки. |
V |
Неправильно поставлен или отсутствует знак препинания в предложении. |
Переписать предложение в исправленном виде, подчеркнуть знак препинания, составить схему предложения, объясняющую постановку знака. |
Формула оценки за сочинения и изложения
С — Р О- П — Г
Орфографический режим в школе
Правила ведения тетрадей и оформления работ учащимися
Общие требования к ведению тетрадей
Все записи в тетрадях учащиеся должны производить с соблюдением следующих правил:
писать аккуратным, разборчивым почерком
единообразно выполнять надписи на обложке тетради
указывать название предмета, класс, фамилию и имя
соблюдать поля и красную строку
указывать дату выполнения работы цифрами на полях (например, 09.09.01)
указывать, где выполняется работа (классная или домашняя)
писать на отдельной строке тему урока
указывать вид выполняемой работы (план, конспект, лабораторная работа и т.д.)
выполнять задания аккуратно, подчеркивая условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости — с применением линейки
исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак аккуратно зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение — тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.
Специальные требования к ведению тетрадей по отдельным предметам
Русский язык
Для выполнения всех видов работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:
по две рабочие тетради в 7 — 9 классах
одну тетрадь в 10 — 11 классах
одну тетрадь для контрольных работ
одну тетрадь для творческих работ
В тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, первое сентября). Обозначается номер упражнения. Между датой, наименованием вида работы, заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строка не пропускается. Между заключительной строкой текста одной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы пропускаются две строки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).
Иностранный язык
Для выполнения всех видов работ по иностранному языку лицеисты должны иметь:
по две тетради в 7 — 9 классах
одну тетрадь в 10 — 11 классах
одну тетрадь как словарь для записи иностранных слов в 7 — 11 классах
одну тетрадь для контрольных работ
Тетради подписываются на изучаемом языке, число и месяц записываются словами.
Поля в тетрадях по иностранному языку располагаются слева.
Примерные требования к оформлению реферативных работ
Реферативная работа учащегося оформляется следующим образом:
на титульном листе указывается название учебного заведения, название (тема) реферата, класс, автор, научный руководитель и его Ф.И.О., город и год
в оглавлении приводится перечень основных частей реферата: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы, — и указываются страницы
введение должно включать в себя обоснование актуальности избранной темы, описание целей и задач, которые ставит перед собой автор
основная часть должна представлять собой целостный (сплошной) текст, разделяемый лишь на смысловые блоки (разделы)
основные положения разделов подытоживаются обязательными выводами
заключение содержит общие выводы реферата, которые не должны повторять выводы по разделам
список используемой литературы должен включать в себя не менее 5 наименований
после списка используемой литературы в реферат может быть добавлен раздел Приложения (иллюстрации, таблицы, схемы, графики и т.п.)
при дословном цитировании в тексте необходимы кавычки в начале и в конце цитаты; если автор реферата пересказывает чью-либо мысль своими словами или близко к тексту, кавычки не обязательны
при цитировании или пересказе «чужих» мыслей обязательны сноски на ту литературу (автора), откуда эта мысль, вывод, положение взяты
сноски оформляются единообразно — либо внизу каждой страницы ( нумерация на каждой странице должна начинаться с единицы), либо в конце реферата (нумерация должна начинаться с единицы и продолжаться до конца работы)
справочно-вспомогательный аппарат должен быть выполнен в соответствии с принятыми стандартами (фамилия, инициалы автора; название книги, статьи; место и год издания; номера страниц).
Методическое письмо «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей»
1.2. Виды письменных работ учащихся
Итоговые контрольные работы проводятся:
после изучения наиболее значительных тем программы;
в конце учебной четверти, полугодия.
В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу, а в течение недели – не более двух. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.
Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.
1.3. Количество итоговых контрольных работ
Предметы Вид работы |
Рекомендуемое число итоговых контрольных работ в год по классам |
||||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
|
Русский язык |
|||||||
диктанты |
8 |
8 |
6 |
5 |
3 |
– |
– |
изложения |
2 |
2 |
2 |
2 |
– |
– |
– |
сочинения |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
– |
– |
Литература |
|||||||
классные сочинения |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
домашние сочинения |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Рекомендуемое количество слов в текстах контрольных работ по русскому языку:
Класс |
Словарный диктант |
Контрольный диктант |
Изложение (подробное) |
Объём ученического сочинения |
V |
10 – 15 (15 – 20) |
90 – 100 |
100 – 150 |
0,5 – 1 стр. |
VI |
15 – 20 (20 – 25) |
100 – 110 |
150 – 200 |
1 – 1,5 стр. |
VII |
25 – 30 |
110 – 120 |
200 – 250 |
1,5 – 2 стр. |
VIII |
30 – 35 |
120 – 140 (150) |
250 – 350 |
2 – 3 стр. |
IX |
35 – 40 |
140 – 160 (150 – 170 ) |
350 — 450 |
3 – 4 стр. |
X |
до 50 слов |
180 — 190 |
||
XI |
до 50 слов |
180 — 190 |
При подсчёте слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.
Если контрольный диктант сопровождается дополнительным заданием, то берётся текст объёмом, обозначенным первой цифрой норматива для данного класса.
Количество проверяемых орфограмм и пунктограмм в текстах контрольных диктантов не должно превышать:
Класс |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
Количество орфограмм |
12 |
16 |
20 |
24 |
24 |
Количество пунктограмм |
2 – 3 |
3 – 4 |
4 – 5 |
10 |
15 |
В тексты контрольных диктантов по русскому языку могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух – трёх предыдущих уроках).
Слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами, правописанию которых ученики специально обучались, в диктанте должно быть не более пяти в V классе, семи – в VI и VII классах, десяти – в VIII и IX классах.
До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.
Объём сочинений по литературе, независимо от источника и места работы:
Класс |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
Количество страниц |
1 – 1,5 |
1,5 – 2 |
2 – 2,5 |
2,5 – 3 |
3 – 4 |
4 – 5 |
5 – 7 (за 2 часа) |
Объём классного сочинения по литературе зависит также от времени, отведённого на выполнение работы.
Нельзя снижать оценку за отсутствие вступления, эпиграфа и плана, если это не повлияло на качество сочинения.
4.Порядок проверки письменных работ учителями.
4.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:
I. по русскому языку:
в V классе и в первом полугодии VI класса – после каждого урока у всех учеников;
во II полугодии в VI классе и в VII – IX классах – после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных – не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись;
в X – XI классах – после каждого урока у слабых учащихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся;
II. по литературе:
в VI – IX классах – не реже 2 раз в месяц, а в X – XI классах – не реже одного раза в месяц.
4.2. Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.
4.3. Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:
контрольные диктанты в I – IX классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;
изложения и сочинения в V – VIII классах – через неделю;
сочинения в IX – XI классах проверяются не более 10 дней.
4.4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
– при проверке изложений и сочинений в V – XI классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчёркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетрадей учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические – знаком Л, речевые – знаком Р, грамматические – знаком Г, орфографические ошибки – знаком I, пунктуационные – знаком V;
(* Примечание. Нельзя снижать оценку за отсутствие вступления, эпиграфа и плана, если это не повлияло на качество сочинения по литературе.
Любое сочинение по литературе оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая – за грамотность. В V – XI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая оценка – к русскому языку.)
при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся V – XI классов по русскому языку учитель только подчёркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;
подчёркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);
проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических (числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;
после подсчёта ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.
4.5. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.
Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.
Классные и домашние письменные работы по русскому языку в V классе – I полугодии VI класса оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя. В VI (начиная со второго полугодия) – XI классах оцениваются все проверяемые работы, но в журнал выставляются оценки по усмотрению учителя.
При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.
4.6. После проверки письменных работ учащимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.
Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.
4.7. Оценка обучающих работ.
Обучающие работы (различные упражнения, в том числе диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
степень самостоятельности;
этап обучения;
объём работы;
чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
5. Выведение итоговых оценок
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения отметки. Однако, для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, языковую грамотность оценивались баллом «2» или «1».
В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.
Оснащение кабинета русского языка и литературы.
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Филология (русский язык как государственный, русский язык как родной, литература).
Методическое письмо «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей».
Нормы оценки письменных контрольных работ и устных ответов учащихся.
Классификация ошибок (условные обозначения).
Орфографический режим в школе.
Примерная форма оформления содержания календарно-тематического планирования по предмету
Схема конспекта урока.
Образовательные стандарты.
Проект федерального закона «Об образовании»
О преподавании русского языка в 2012-2013 учебном году.
Организация работы над
орфографическими ошибками в контрольных
диктантах.
Данный урок входит в обязательный перечень
уроков школьной практики. Работа над ошибками
предполагает их объяснение, исправление и
закрепление правильного написания слов. В
зависимости от видов работ различают три
методики организации исправления ошибок и
закрепления орфографической нормы:
– организация работы над орфографическими
ошибками в обучающих упражнениях;
– организация работы над орфографическими
ошибками в контрольных диктантах;
– организация работы над орфографическими
ошибками в письменных работах по развитию речи.
Рассмотрим вторую методику.
Учитель сообщает тему, цель урока, даёт общую
характеристику и оценку качества выполненной
работы, называет учащихся, отлично и хорошо
справившихся с работой, указывает, на что
обратить внимание тем, кто допустил ошибки. Не
следует в этом случае по этическим причинам
называть фамилии учеников, не справившихся с
работой. Следует также отметить продвижение
учащихся в овладении орфографией.
Практика показывает, что невозможно работать
над всеми видами ошибок, допущенными в работе.
Готовясь к такому уроку, учителю следует
классифицировать ошибки учеников <Приложение 1>, затем выбрать
наиболее частотные орфограммы. Среди них должны
быть:
– орфограммы, проверяемые в связи с изучением
грамматической темы;
– орфограммы, ранее пройденные в других
грамматических темах.
Учитывая разные уровни познавательной
активности учеников, следует на таком уроке
использовать дифференцированное обучение, чтобы
урок был интересным и высокоэффективным. В связи
с этим наиболее действенной представляется
точка зрения Е.В.Коротаевой. [2].
Не секрет, что для различных учащихся
характерна разная степень в активном познании.
Учителю нужно работать и с тем школьником,
который пассивно принимает знания, и с таким,
который включается в учебный процесс время от
времени в зависимости от учебной ситуации, и с
тем, для кого активная позиция в учебном процессе
стала привычной. Существуют объективные
показатели уровня познавательной активности:
стабильность, прилежание, осознанность учения,
творческие проявления, поведение в
нестандартных учебных ситуациях. Всё это даёт
возможность выделить следующие уровни
проявления активности:
- нулевой;
- относительно-активный;
- исполнительно-активный;
- творческий.
Предлагаю следующую модель данного урока:
I. Оргмомент. Объявление темы, целей урока.
Общая оценка результатов контрольной работы.
II. Работа над отобранными видами орфограмм при
помощи:
1) Объяснительного диктанта.
Объяснительный диктант – объяснение
орфограммы проводится после записи предложения
и текста.
2) Предупредительного диктанта.
Предупредительный диктант – перед записью
отдельного предложения или текста устно
проводится объяснение определённых орфограмм.
Чтобы учащиеся более внимательно относились к
устному орфографическому разбору, учитель
предлагает перед написанием слов письменно
объяснить соответствующие орфограммы.
3) Выборочно – распределительного диктанта.
Выборочно – распределительный диктант – вид
слухового или зрительного диктанта. В отличие от
других видов диктанта предполагает запись не
всего диктуемого, а лишь тех слов, в которых есть
орфограммы на изучаемое правило.
4) Безошибочного диктанта.
Используется в практике школы как форма
предупредительного диктанта с целью повышения
активности учащихся. Прослушав текст, ученики
ставят вопросы в отношении написания тех или
иных словоформ. На эти вопросы отвечают желающие.
При такой организации работы активность
учеников предельно высока.
5) Творческого диктанта.
Творческий диктант состоит в расширении
пишущим диктуемого за счёт включения отдельных
слов, словосочетаний. Работа по орфографии
происходит в первую очередь над орфограммами во
вставляемых словах. Тем самым у школьников
вырабатывается навык применять орфографические
правила в условиях, когда приходится думать о
содержании и грамматическом оформлении
предложения.
Использовать дифференцированные задания.
III. Самостоятельная работа учащихся по
закреплению данных орфограмм.
Учащиеся нулевого уровня познавательной
активности работают с деформированным текстом
диктанта. Учащиеся творческого уровня
познавательной активности выполняют
индивидуальные задания. Для заданий желательно
использовать:
– сочинения «малых» форм (с опорой на орфограммы
диктанта);
– «бином фантазии»;
– лингвистические задачи;
IV. Итоговый контроль.
Составляется из словоформ, над которыми велась
работа на уроке.
V. Выводы по уроку.
VI. Обсуждение оценок за урок.
VII. Дифференцированное домашнее задание.
Тема: Урок работы над ошибками
диктанта.
6 класс.<Приложение
2>
Цели:
- Используя принцип дифференциации, организовать
исправление ошибок, допущенных в диктанте, и
закрепить орфографическую норму. - Развить умение правильно писать слова с данными
орфограммами. - Воспитывать самостоятельность и творческую
инициативу.
Ход урока.
I. Оргмомент. Объявление темы, целей урока.
Общая оценка результатов контрольной работы.
II. Работа над отобранными видами орфограмм.
Следует включить в работу над ошибками четыре
вида орфограмм:
- правописание безударной гласной в корне слова;
- буквы з и с на конце приставок;
- правописание гласных и согласных в приставках;
- гласные в приставках пре- и при-.
1 – 3 – ранее пройденные орфограммы;
4 – орфограмма, проверяемая в связи с изучением
грамматической темы.
Правописание безударной гласной в
корне слова.
Предупредительный диктант.
Находиться недалеко, удивительная панорама,
выйти на террасу, военная кампания, покормить
собаку, короткая магистраль, сторожить ревниво.
(Желательно использовать 60% – 70% слов из текста
диктанта).
Буквы з и с на конце приставок.
Диктант на замену.
Образец: малыш без защиты – беззащитный малыш.
Ночь без шума, даль без предела, рыцарь без
страха, труд без пользы, жидкость без цвета,
пропасть без дна, зима без снега, человек без
жалости, небо без звёзд, гласный без ударения.
(После записи делается обязательный вывод о
правописании букв з и с на конце
приставок).
Правописание гласных и согласных в
приставках.
Безошибочный диктант.
Н..ступили первые осе..ие з..морозки. С
ни..корослых 2 кустов н..чинает и..чезать
б..гряная листва. С д..ревьев бе..к..нечным д..ждём
ра..сыпаются листья. Ра..щедрилась кр..савица
осень на краски! Реже стали ра..п..вать в..сёлые
песни птицы. Они г..товятся к ..тлёту на юг. Птицам
ст..новится и хол..дно и гол..дно. Не жалуются на
бе..кормицу только др..зды. С б..льшим ап..титом
н..брасываются они на гроздья р..бины.
(Деформированный текст написан на доске).
Гласные в приставках пре- и при-.
Выборочно-распределительный диктант.
Заполните таблицу:
пре- |
при- |
приставка не |
(Используются словоформы с данной орфограммой
из текста диктанта).
Приехавшие, привыкли, привилегия, присмотрелся,
приносились, примитивный, преобразовать мир,
привычки, преласково, прибрежный, претензия,
приоритет, преступление, приласкают,
прикоснулась, прелюдия, притворить дверь,
претворить в дело.
Творческий диктант.
Замените в диктуемых предложениях выражения
словами с пре- или при-.
В нашей стране ветераны войны и труда
пользуются особыми льготами (привилегиями).
Бабушка рассказала мне удивительную легенду
(предание). Мы попали на первое представление
пьесы (премьеру). Он был продолжателем рода
(преемником). Завтра начинаем ремонт (приступаем).
Глава государства (президент) выступил с
обращением к народу.
III. Самостоятельная работа учащихся по
закреплению данных орфограмм.
Ученики с нулевым уровнем познавательной
активности получают для работы деформированный
текст диктанта.
Кусака пр..см..трелась к лицам людей и усвоила их
пр..вычки: за полчаса до обеда уже ст..яла в кустах
и пр..ласково п..маргивала, не зная, ударят ее или
пр..л..скают. Её пр..л..скали.
Маленькая теплая рука пр..к..снулась
нерешительно к ш..ршавой г..л..ве и смело з..бегала
по всему ш..рстистому телу.
Всею св..ей душой ра..цвела Кусака. У нее было
имя, на которое она стр..мглав н..слась из з..леной
глубины сада. Она пр..надлежала людям и м..гла им
служить. Разве не достаточно этого для счастья
с..баки?
Ученики с творческим уровнем познавательной
активности получают следующие задания:
– «бином фантазии» – напишите мини-сочинение
«Пришла приставка при- в гости к…»;
– заполните таблицу:
Приставки, написание |
||
единообразно (всегда пишутся одинаково, независимо от произношения) |
меняется перед глухими согласными (написание можно проверить произношением) |
Зависит от значения приставки (написание гласных определяется по значению приставки) |
– решите лингвистическую задачу.
Пример.
Почему возникает орфографическая задача при
написании следующих слов: пр..бывает,
пр..творяется, пр..ступает? Составьте
словосочетания или предложения для
подтверждения правильного ответа.
(Предложенные задания выполняются учащимися на
выбор).
Ученики с исполнительно-активным и
относительно-активным уровнями познавательной
активности получают следующие задания:
1) Какое слово в каждой группе лишнее? Исключите
его, а оставшиеся слова запишите и разберите по
составу. Какому правилу подчиняется написание
приставок в этих словах?
а) Беззаботный, легкомысленный, ветреный,
беспечный, беспокойный.
б) Бесчувственный, бездушный,
бессодержательный, жестокий, бессердечный.
в) Безграничный, бесконечный, бесперебойный,
беспредельный, безбрежный.
2) Заменив приставки, образуйте от данных
глаголов слова с противоположным значением.
Запишите их, обозначьте орфограммы. Какие из
полученных слов пишутся с разделительным ъ?
Раздвигать, выезжать, разжать, соединить.
3) Подберите к каждому глаголу подходящие по
смыслу слова (из заключенных в скобки) и запишите
словосочетания. Объясните различия в написании
приставок.
Прибывать – пребывать (поездом, в Москве);
придать – предать (значение, товарищей);
приступить – преступить (закон, к к учению);
призирать – презирать (сироту, предателю).
4) Составьте словосочетания, подбирая к словам
из первой группы зависимые слова из второй.
Обозначьте приставки.
Пр..взойти | Норму выработки |
пр..высить | свою вину |
пр..клоняться | все рекорды |
пр..уменьшить | в учёбе |
пр..успевать | перед мужеством |
IV. Итоговый контроль.
V. Выводы по уроку.
VI. Обсуждение оценок за урок.
VII. Организация дифференцированного домашнего
задания.
Ученики нулевого, относительно-активного и
исполнительно-активного уровней получают
следующее задание. Выполните индивидуальную
работу над ошибками по образцу:
Пишу правильно |
Объясняю |
Привожу пример |
Ревни?во |
Ре?вность |
Улегла?сь |
Выпишите слова, в которых были допущены ошибки,
в индивидуальные тетради «Мои ошибки». Выучите
написание слов.
Ученики творческого уровня получают задание.
Подберите материал для обратного диктанта.
Используйте справочную литературу.
Использованная литература.
- Алгазина Н.Н. Формирование орфографических
навыков. – М.,1987. - Коротаева Е.В. Уровни познавательной
активности.//РЯШ, 1996, № 4. - Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по
русскому языку. – М.,1991. - Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений:
учеб. пособие для 5 кл. общеобразоват. учеб. завед./
Сост. А.Ю. Купалова; Науч. Ред. В.В. Бабайцева. –
М.,1992. - Костяева Т.А. Ориентировочное планирование по
русскому языку для VI класса на 2003/2004 учебный
год.//РЯШ, 2003, № 4.
МБОУ «Далайская средняя
общеобразовательная школа № 11»
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Пути исправления
(на материале контрольных работ обучающихся
5 и 6 класса)
Исследовательская
работа
Сергеевой
Евгении Владимировны
ученицы 7 класса
Руководитель:
Тулина
Ольга Николаевна,
учитель русского языка и
литературы
с. Далай, 2019 год
Оглавление
1.
Введение………………………………………………………..…….3
2.
Орфографические
ошибки…..………………………………..……..5
3.
Пунктуационные
ошибки……………………………………..…….7
4.
Пути
преодоления…………………………………………………….9
5.
Анализ контрольных работ……………………………………..….11
6.
Заключение……………………………………………………….…13
7.
Список литературы……………………………………………… 14
8.
Приложение ………………………………………………….……..15
Введение
Все мы хотим быть образованными и
грамотными людьми. Но как исправить пунктуационные и орфографические ошибки,
которые то и дело возникают в наших тетрадках? Каковы причины их появления? Как
от них избавиться? Вот такие вопросы проносятся в моей голове, когда я думаю о
теме моей работы!
Предположим, что, если делать работу
над ошибками в своей тетради и выполнять упражнения на отработку того или иного
пробела в знаниях, ошибок станет меньше.
Формирование орфографической и
пунктуационной грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения
русскому языку в школе. Важность этой задачи обусловлена тем, что:
1.
Орфографическая и пунктуационная
грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она
обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении;
2.
письменная форма литературного языка
отличается от устной большей сложностью в своей структуре.
Целью работы является подтверждение
или опровержение гипотезы о том, что если делать работу над ошибками, их
количество уменьшится по первым трем пунктам, относительно 2016-2017 учебного
года.
Исходя из цели, следует ряд задач,
которые необходимо решить:
1. Изучить литературу по проблеме
исследования;
2. Проанализировать тетради учащихся
на наличие ошибок.
3. Сопоставить ошибки пятиклассников
и шестиклассников.
Объектом исследования стали тетради
для контрольных работ учащихся 5, 6 классов.
Предметом – орфографические и
пунктуационные ошибки.
В работе использовались методы:
наблюдения, сравнения, анализа полученных результатов.
Практическая значимость данной работы
заключается в том, что ее элементы можно использовать на уроках русского языка,
факультативных курсах, внеурочной деятельности.
Орфографические
ошибки
Чтобы писать правильно слова, человек должен знать, что такое
орфография. Если перевести с греческого языка, то получится «правильно писать».
Чтобы людям было легче, в русском языке все правила привели к единой норме и ее
зафиксировали в орфографическом своде правил.
Орфография в
школе – один из важнейших разделов курса русского языка; среди языковых умений
и навыков учащихся орфографические умения и навыки играют важную роль.
Орфография изучается в I-VI классах, в VII-VIII классах – повторяется,
обобщается. Материал по орфографии не выделен в школе как отдельный самостоятельный
раздел, а дается вместе с материалом по грамматике, фонетике, словообразованию
и опирается на него.
Орфография в
школе служит связующим звеном знаний учащихся по всем разделам курса русского
языка. Для учащихся важнейшими являются такие орфографические темы, как:
–
правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, суффиксах,
окончаниях;
–
правописание согласных – звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных; –
чередование гласных в корне слова;
–
употребление заглавных букв;
– перенос
слов;
–
слитно-раздельные и дефисные написания и др.
Именно при
изучении этих тем учащиеся допускают наибольшее количество орфографических
ошибок.[1]
Орфографические
ошибки – это один из видов ошибок по русскому языку. Эти ошибки могут быть
самыми разнообразными и природа их различна.
Работа над
орфографическими ошибками, допускаемыми учащимися, – важный этап в формировании
у них орфографических умений.
Появление в
письменной речи учащихся орфографических ошибок – закономерное явление процесса
обучения. Они возникают в силу объективных и субъективных причин.
Объективными
причинами являются:
– незнание
орфографической нормы к моменту письменной работы;
– оперирование
лексикой, которой учащиеся пользуются главным образом в устной речи;
– психофизическая
усталость детей к концу письменной работы;
– наличие
в словах с той или иной орфограммой трудных случаев в применении
орфографических правил. [2]
Ошибки на не
изучаемые в школе орфограммы могут появиться в любом классе, в том числе и в
X-XI. Из данного факта вытекают следующие методические правила: перед
письменной работой необходимо предупреждать возможные орфографические
трудности, повторить орфографические правила, изученные ранее.
Как показывают специальные
наблюдения, орфографические ошибки необходимо перед окончанием работы делать
небольшой перерыв, который должен снять психофизическую усталость.
Пунктуационные
ошибки
Пунктуационная ошибка – это
неиспользование пишущим необходимого знака препинания, его употребление там,
где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания
другим. Пунктуационная ошибка противопоставляется пунктуационной норме, отраженной
в пунктуационном правиле. Работа над пунктуационными ошибками – необходимое
звено в системе формирования у учащихся пунктуационных умений.
Пунктуационные ошибки в
настоящее время занимают первое место по сравнению с другими типами ошибок.
Так, в среднем на одну орфографическую ошибку в письменных работах учащихся
приходится четыре-пять пунктуационных ошибок. Их распространенность объясняется
чрезвычайной сложностью пунктуационного умения, которое основывается не только
на знании синтаксиса и умении достаточно быстро схематизировать структуру
записываемого предложения, как считает Г.И. Блинов, но и на умении выражать
разные смыслы в коммуникативных единицах – предложении и тексте. Пунктуационные
ошибки закономерно появляются в силу как объективных, так и субъективных
причин. Объективными (вытекающими из характера объема изучения
пунктуации) являются следующие причины (или факторы пунктуационного риска):
· незнание
учащимися пунктуационной нормы к моменту написания письменной работы;
· коммуникативно-речевая
основа постановки знаков препинания, связанная с выделением смыслов, которые
необходимо обозначить средствами графики;
· связь
с достаточно сложной грамматикой;
· наличие
массы ограничений в употреблении знаков препинания в одной и той же
синтаксической позиции;
· возможность
семантически по-разному членить коммуникативную единицу.
Субъективными (зависящими от
особенностей восприятия и мыслительной деятельности пишущего) являются
следующие причины:
· неточное
или полное незнание пишущим пунктуационной нормы;
· незнание
опознавательных признаков смысловых отрезков, подлежащих выделению знаками
препинания;
· невладение
синтаксическим и смысловым разбором предложения;
· смешение
условий выбора знаков препинания, приводящее к созданию пишущим ложных правил.
Перечисленные причины
действуют порознь и в совокупности. Чаще всего появление пунктуационных ошибок
объясняется рядом взаимодействующих причин. [3]
Пути
преодоления
Работа по
предупреждению орфографических ошибок имеет две формы: самоконтроль учащихся за
выполнением работы и организуемая учителем словарно-орфографическая работа.
Самоконтроль
– намеренное перечитывание учеником написанного с целью нахождения возможных
ошибок и их исправление.
Самоконтроль
у школьников развивается с помощью следующих приемов: послогового
орфографического проговаривания; пословного сравнения написанного с печатным
текстом; проверка написанного с помощью орфографического словаря; морфемное
членение слова с целью нахождения орфограмм в выделенных частях слова.
Послоговое
проговаривание, одновременно сопровождаемое зрительным восприятием написанного,
позволяет найти описки и орфографические ошибки, нарушающие фонемный состав
слов. Следует добиться того, чтобы учащиеся постоянно использовали послоговое
орфографическое проговаривание при проверке написанного.
Проверка
написанного с помощью орфографического словаря полезна при выполнении учащимися
любых работ. Проводить проверку всех слов ученического рукописного текста с
помощью орфографического словаря нецелесообразно, поэтому учащимся нужно указать
отдельные виды орфограмм, которые либо нельзя проверить правилами, либо трудно
это сделать.[4]
Членение слова на морфемы как
прием самоконтроля полезно в любых случаях, когда ученик проявляет сомнение в
правильности написания букв в выделенных частях слова.
Появление пунктуационных
ошибок предупреждает вся система работы по пунктуации. Вместе с тем возникает
необходимость в специальной работе, направленной на нейтрализацию причин
появления ошибок и на предупреждение ошибок в очередных письменных работах
учащихся. [5]
Анализируя ошибки учащихся авторы многих
статей пришли к выводу, что прежде всего ученика надо научить грамотно читать.
Если школьник много и правильно читает, то он допускает меньше ошибок на
письме. Неправильные навыки чтения совпадают с неправильными навыками письма.[6]
Анализ
контрольных работ
Нами
проанализировано 20 тетрадей для контрольных работ учащихся 5 и 6 классов,
произведен сопоставительный анализ, который производился на основе совпавших
орфограмм.
В
совокупности выделено 22 вида ошибок, но в 6 классе намечен спад: при анализе
не выявлено таких орфограмм как «Буквы е и и в окончаниях
имен существительных», «Буквы
и, ы после ц». Хотя в целом отмечен рост орфографических ошибок
по отношению к пунктуационным на один процент. [Приложение 3]. Среди
орфографических ошибок лидерство сохраняет орфограмма «Проверяемая безударная
гласная в корне слова». Если в 5 классе она составляла 25 %, то в 6 – 47%. В 5
классе на втором месте была орфограмма «Буквы О, Е после шипящих», то сейчас
она сдвинулась на 9 позиций, а на второй строчке – «Чередование». Третье место
занимает орфограмма «Буквы З, С на конце приставок». В приложении представлены
статистические данные по остальным видам орфограмм.
Количество
пунктуационных ошибок уменьшилось на 1%. На первое место вышла орфограмма
«Знаки препинания в сложном предложении» (40%), на втором – «Знаки препинания
при однородных членах» (29%), орфограммы «Тире между подлежащим и сказуемым» и
«Знаки препинания при прямой речи» сохранили свои позиции. Стоит отметить положительную
тенденцию – ребята стали меньше делать ошибок при постановке знаков препинания
при однородных членах на 17%, на 3% при постановке запятой в сложном
предложении. Несмотря на то, что остальные орфограммы сохранили свои позиции,
наметился их процентный рост: «Тире между подлежащим и сказуемым», «Знаки
препинания в предложениях с прямой речью» на 10%, возможно это связано со
сложностью текстов, относительно 5 класса.
Для
того чтобы понизить высокий процент по трем первым видам орфограмм в 2017 – 2018
учебном году мы разработали карточки, в которых представлен теоретический
материал для повторения и практические задания. [Приложение]. Также ребята
после письменных работ старались выполнять «Работу над ошибками». Таким образом
мы хотели понизить процент ошибок. Спустя год, можем отметить, что
предпринимаемые меры не помогли нам справиться с ростом самой распространенной
орфограммы «Проверяемая безударная гласная в корне слова», она по-прежнему
занимает первое место. Следующие две орфограммы потеряли свои позиции.
Заключение
Русский язык является важнейшим
средством человеческого общения, это наш родной язык, и мы просто обязаны
говорить и писать грамотно.
В результате сопоставительного
анализа можно сделать следующие выводы:
1.
Рост орфографических ошибок на 1%.
2.
Отсутствие орфограмм «Буквы
е и и в окончаниях имен существительных», «Буквы
и, ы после ц».
3.
Орфограмма «Проверяемая безударная гласная
в корне слова» осталась на первом месте.
4.
Орфограмма «Буквы О, Е после шипящих»
опустилась на 9 позиций и составила 2%.
5.
На орфограмму «Буквы И, Ы после Ц» ошибок
допущено не было.
6.
Понижение пунктуационных ошибок на 1 %.
7.
Уменьшение ошибок на орфограмму «Знаки
препинания при однородных членах предложения» на 17 %.
8. Меньше
допущено ошибок на орфограмму «Знаки препинания в сложном предложении» (3%).
Стоит отметить, что наша теория частично
подтвердилась. Несмотря на то, что орфограмма «Проверяемая безударная гласная в
корне» продолжает лидировать, орфограмма «Буквы О, Е после шипящих» составила
2%, а это 9 место. На орфограмму «Буквы И, Ы после Ц» не было допущено ни одной
ошибки. Таким образом, можно сделать вывод, что при работе над своими ошибками,
можно улучшить показатели своей грамотности.
Список литературы
1.
https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-russkomu-yaziku-orfograficheskie-oshibki-pochemu-deti-ih-dopuskayut-513171.html
2.
http://bibl.tikva.ru/base/B358/B358Chapter2-8-38.php
3.
https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-russkomu-yaziku-orfograficheskie-oshibki-pochemu-deti-ih-dopuskayut-513171.html
4.
http://bibl.tikva.ru/base/B358/B358Chapter2-8-38.php
5.
https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/tipy_oshibok_po_russkomu_iazyku_i_puti_ikh_prieodolieniia
6.
Ладыженская Т.А., М.Т. Баранов, Л.А. Троснецова и др.
Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. – 3 изд.- М.:
Просвещение, 2014. – 191 с.
7.
Савченкова Г.Ф. Русский язык в таблицах: 5 – 11 кл.:
справ. Материалы. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 77 с.
После каждой проверочной или контрольной работы по русскому языку и литературе школьная программа предусматривает выполнение работы над ошибками. Педагоги прекрасно понимают значение выполнения данного вида работы. А школьники, в свою очередь, считают, что это пустая трата времени. И большинство учеников попросту переписывают слова, в которых были допущены ошибки, в тетрадь, иногда даже снова неправильно. А если исправить необходимо не слово, а словосочетание или целое предложение, начинаются настоящие проблемы. Что же делать, чтобы выполнение работы над ошибками стало приятным и полезным занятием?
Для начала нужно понять суть допущенной ошибки, определить её вид.
После проверки работы по русскому языку или литературе учителем в тетради появляются непонятные символы и буквы, значение которых ученики часто не знают. И сколько бы учитель не объяснял, запомнить и понять эти знаки иногда бывает очень сложно для ученика. Знание этих обозначений всё же необходимо. Для запоминания можно сделать памятку.
При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель исправляет или просто обозначает (подчёркивает) ошибку, а на полях обозначает её определенным знаком.
Грамотность:
I – орфографические (ошибки в правописании).
V – пунктуационные (неправильная постановка знаков препинания).
Г – грамматические ошибки возникают при нарушении структуры какой-либо единицы языка, когда система языка усвоена, а норма еще не сформирована (нарушение норм словообразования (словообразовательные ошибки), формообразования (морфологические ошибки), норм синтаксической связи слов в словосочетаниях и предложениях, а также простых предложений в составе сложных (синтаксические ошибки)).
Содержание:
Ф – фактические ошибки (нарушение фактической точности в фоновом материале: ошибки при пересказе содержания литературных произведений, путаница в датах исторических событий, в названиях произведений, именах героев, фамилиях их авторов, неточности при цитировании и т.д.)
Л – логические ошибки (нарушение последовательности событий, неоправданная подмена лица, от которого ведётся действие, повтор высказанной ранее мысли, отсутствие связи между предложениями и частями текста).
Р – речевые ошибки (ошибки, связанные с неверным или не с самым удачным употреблением слов или фразеологизмов: смешение паронимов; плеоназм – употребление лишнего слова; тавтология – употребление рядом однокоренных слов; нарушение лексической сочетаемости; употребление слова в несвойственном ему значении; неоправданный повтор, лексическая неполнота высказывания; неправильное употребление фразеологических оборотов).
Ст – стилистические (неоправданное использование просторечных слов и выражений).
С обозначениями разобрались. Как это может нам помочь? Теперь мы можем узнать суть своей ошибки, исправить её или найти в справочнике необходимое правило.
От типа ошибки зависит и способ её анализа и исправления.
При орфографических ошибках (I) необходимо выписать слово и объяснить данную орфограмму графически, привести примеры.
При пунктуационных (V) выписываем предложение, графически объясняем наличие или отсутствие знаков препинания. Для объяснения можно использовать справочник по орфографии и пунктуации.
Грамматические ошибки (Г) исправляем и обязательно объясняем выбор той или иной формы слова.
При работе на ошибками в содержании текста записываем исправленный вариант предложений и при необходимости объясняем свой выбор. Иногда, когда в тексте слишком много ошибок в содержании, рекомендуется правильно, учитывая все исправления, переписать всю работу. Данный вид работы будет полезен лишь в том случае, когда все допущенные ошибки разобраны и осмыслены учеником.
Правильное вдумчивое выполнение работы над ошибками позволит учащимся выявить пробелы в знаниях, закрепить плохо усвоенный материал и избежать подобной ошибки в будущем.
Вы можете получить необходимую помощь при выполнении работы над ошибками у онлайн репетиторов по русскому языку и литературе. Квалифицированные педагоги помогут понять суть ошибки, объяснят правило, подберут показательные примеры. В любое время и в любом месте Вы можете обратиться получить консультацию преподавателя по выбранному предмету школьной программы.
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Остались вопросы?
Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.
Именно сейчас, когда до конца четверти остаются считанные дни, наверное, ситуацию исправить будет очень сложно или даже невозможно. Если, конечно, сегодня-завтра у Вас не ожидается такой контрольной работы, которая станет показателем чуть ли не всей Вашей работы за четверть. А может быть, надо подойти к преподавателю и поинтересоваться, что Вы можете сделать, чтобы повысить балл. Возможно, Вам предложат какие-то дополнительные задания и по результатам выполнения учитель сделает вывод о том, можно ли поставить “четвёрку”.
Если же улучшить положение с оценкой уже нельзя, то сейчас надо задуматься на ответом на вопрос: почему так получилось, что выходит “тройка”? Может быть, не было проявлено особого старания? Может, контрольные, которые проводились в течение четверти написаны плохо? Или были пропуски занятий? В любом случае Вы должны попытаться найти причину этой нежелательной “тройки” в первую очередь в себе, в своём отношении к учёбе. Когда найдёте, спросите себя: что надо сделать в следующей четверти, чтобы оценка была выше?
Ничего, это только первая четверть. Некоторые ученики в начале учебного года довольно долго втягиваются в учебный ритм. У Вас есть возможность показать себя с лучшей стороны в следующей четверти.