Одна из самых распространенных жалоб родителей звучит примерно так: «Ребенок ничего не хочет делать». И с такой ситуацией сталкиваются многие семьи, когда их чадо вместо того, чтобы учиться или хотя бы помогать по дому, бездельничает, предпочитая проводить время за телефоном или компьютером. Но почему подросток ничего не хочет делать и как с этим бороться? Справиться с причиной подобного поведения помогут нижеприведенные рекомендации.
Почему важно отличать лень от апатии
Проблема апатии заключается в том, что это состояние является косвенным симптомом целого ряда соматических заболеваний, таких как болезни печени и пищеварительной системы. Поэтому чем раньше будет выявлено беспокоящая ребенка патология, тем меньше времени и сил потребуется на ее лечение, а значит, подросток быстрее вернется к нормальной жизни.
Если в физиологическом плане с ребенком все нормально, но на лицо все признаки апатии, значит, причина кроется в серьезном заболевании психического характера – например, депрессии, шизофрении или пограничном расстройстве личности.
К сожалению, из-за того что современные подростки эмоционально неустойчивы, не всегда можно быстро определить, чем именно вызваны такие перемены в поведении. Однако при первых же тревожных сигналах нужно обращаться за помощью к специалистам. Если все дело в обычной лени, с этой проблемой поможет справиться психолог. В случае развития полноценной апатии нужен специалист не в психологии, а в психиатрии.
Как понять — у подростка лень или апатия
В апатичном состоянии ребенка не интересует ни учеба, ни друзья, ни близкие. Даже если он постоянно сидит в телефоне, он делает это не для развлечения, а просто по привычке. Также для подростка с апатией характерно пренебрежение собственным внешним видом и питанием. Все реакции школьника становятся заторможенными, а ответы на любые вопросы – безэмоциональными и односложными. При этом на попытки выяснить, что именно его беспокоит, ребенок не сможет дать вразумительного объяснения и назвать причину своего состояния.
В то же время ленивый подросток может спокойно рассказать, чем конкретно ему лень заниматься, а также с чем именно такое поведение связано. К примеру, ему очень не хочется готовиться к контрольной, но он с радостью откликнется на просьбу матери выгулять собаку или с интересом обсудит с отцом последние технологические новинки.
Почему подростки бывают ленивыми
Лень у подростков в большей степени имеет физиологический характер. Дело в том, что всего за год ребенок может подрасти на 12 см. И вполне естественно, что при таких условиях у школьника начнется дефицит кальция, железа и целого комплекса витаминов, что, в свою очередь, сказывается не только на физическом, но и на эмоциональном состоянии.
Кроме того, из-за быстрых изменений в организме происходит и раскоординация работы большинства систем – нервной, гормональной и сердечно-сосудистой. В результате возникают перепады сосудисто-мышечного тонуса, что чаще всего проявляется в резких скачках физического состояния. К примеру, ребенок может с легкостью переносить длительные нагрузки, но при этом периодически по непонятным причинам падает от усталости.
Ребенок может уснуть на уроке или отключиться дома в процессе выполнения домашнего задания. Естественно, у родителей такое поведение школьника вызывает лишь недовольство, поскольку он посмел отдыхать прежде, чем разобрался с заданными упражнениями. Учителя же начинают чаще вызывать к доске, поскольку расценивают действия ученика как проявление личного неуважения.
Периодически накатывающаяся разбитость в большинстве своем является побочным эффектом физиологического созревания тела.
Однако это не единственное основание для проявления лени. Таким школьник может стать и по другим причинам, а именно:
- Обычная усталость. Среди взрослых бытует мнение, что в период юности ребенок обладает нескончаемым запасом энергии. Но это заблуждение. Длительная монотонная нагрузка – причем не только физическая, но и интеллектуальная – детям дается в разы сложнее, чем взрослым. Поэтому нужно с пониманием относиться к потребностям подростка. Также важно предоставить ребенку личную свободу и возможность периодически оставаться наедине с собой, что благотворно скажется на его психическом здоровье.
- Отсутствие мотивации. Это может быть связано с несколькими причинами: ребенок не понимает смысл навязываемой деятельности, у него отсутствуют жизненные перспективы, в попытке что-то сделать школьник потерпел неудачу и т.д. С каждой такой ситуацией нужно разбираться в индивидуальном порядке.
- Слабая воля. У детей, которые выросли в определенных условиях, плохо развит навык волевого усилия. При гиперопеке ребенка фактически приучают быть беспомощным, потому что все за него выполняют родители. А при авторитарном стиле воспитания, привыкнув слушаться, школьник начинает действовать только после прямого указания от взрослого. Лень же, по сути, обеспечивает ребенку передышку перед очередным заданием от близких.
- Пресыщение. Возможность получить все, что пожелаешь, со временем негативно сказывается на вкусе к жизни, заставляя искать все более сильные раздражители в попытке вернуть себе прежний интерес к окружающей действительности. Дети очень быстро привыкают к комфорту, а любые ограничения и необходимость прилагать усилия вскоре начинает восприниматься ими как нарушение личных прав. В результате, вместо любопытства и каких-либо стремлений школьник испытывает лишь лень и скуку. И в плане коррекции это один из самых сложных случаев, требующий длительной реабилитации. Так что убрать эту черту из характера ребенка будет очень непросто.
- Лень как признак протеста. Если в семье наблюдается неразрешенный конфликт, он крайне негативно будет сказываться на отношениях. Когда ребенок не может противостоять воле родителей и видит, что с его мнением не считаются, естественно, в нем зарождается обида. И поскольку дети не всегда способны выразить свои чувства напрямую, негатив начинает появляться в форме саботажа: игнорируются просьбы и не выполняется то, что взрослым особенно важно. Таким образом дети неосознанно пытаются взять реванш за ту несправедливость, с которой им пришлось столкнуться ранее, пусть даже выиграть в этом противостоянии вряд ли смогут.
- Лень как один из способов сохранить лицо. К примеру, ребенок хочет избежать насмешек со стороны своих сверстников, желает присоединиться к какой-то группе, но не может похвастаться интеллектом или талантами. В таком случае лучше прослыть ленивым, а не глупым и неумелым. Причина подобного поведения заключается в заниженной самооценке ребенка. Как правило, такое можно наблюдать у детей, чьи родители пытаются вылепить из своего чада лучшую версию себя.
- Лень как обычный образ жизни семьи. Бывает, родители требуют от своих детей того, что им самим совершенно не свойственно. Ребенок же, с детства наблюдая за взрослыми, постепенно перенимает их взгляды на жизнь, поведение и отношение к окружающим. И если родителям свойственно потребительство, брюзжание и привычка перекладывать ответственность на других, то и подросток со временем станет точно таким же.
Как помочь и не навредить
Чтобы помочь своему ребенку, родители ни в коем случае не должны делать следующее:
- Заставлять. В данной ситуации главная задача взрослого – восстановить мотивацию своего чада к обучению, саморазвитию и активной жизни в целом. Важно научить ребенка получать радость и удовольствие от своей деятельности, чего будет крайне сложно добиться, если подросток ощущает строгий контроль и действует только по указке.
- Ругаться. Такой способ наказать ребенка не только опасен для его ментального здоровья, но и фактически бесполезен. Если часто повышать голос на подростка, со временем он попросту привыкнет к такому поведению своей родни и перестанет обращать на крики взрослых какое-либо внимания. Поэтому если и использовать этот прием, то лишь в экстренных случаях в моменты опасности.
- Винить. В ходе школьного обучения детям приходится сталкиваться с большими нагрузками. Подростковый возраст, экзамены, подготовка к поступлению – все это достаточно сложные испытание для любого ребенка. Пытаясь везде успеть, дети быстро выматываются, из-за чего теряется концентрация, дает о себе знать накопленная усталость. В таком случае чадо нуждается не в осуждении, а в поддержке и в подтверждении того, что родители его любят независимо от успехов в учебе, всегда готовы прийти на выручку.
- Принимать решение за ребенка. Одна из основных ошибок родителей – это попытка спланировать жизнь чада, предварительно с ним не посоветовавшись. Взрослые записывают детей в разные кружки или секции, руководствуясь своими представлениями о том, что ему сейчас нужнее всего. Лучше предоставить ребенку возможность самостоятельно выбрать то, чем он хотел бы заниматься, пусть и ограничив в выборе.
Хорошим решением будет обратить внимание на интересы собственного ребенка. Одним детям нравится изучать все новое, при этом не имеет значения, каким именно предметом заниматься. Другие отдают предпочтение конкретной тематике и относятся к познанию как к прикладному процессу, призванному помочь им разобраться в интересующих вопросах. Наблюдая за своим ребенком, нужно постараться определить его темперамент и то, от чего он обычно получает удовольствие.
Кроме того, нужно самим подавать пример своему чаду. Дети очень многое перенимают именно от родителей. И когда взрослые активно читают книги, стараются развивать свои навыки, повышают квалификацию, ребенок со временем тоже начинает тянуться к новым знаниям. Если же родители любят заниматься спортом, то и дети будет очень активным. Поэтому один из самых лучших советов для родителей будет звучать так: нужно стремиться самому быть тем человеком, каким хочется видеть своего ребенка.
Задайте правильные вопросы
Нельзя помочь ребенку, если неизвестна причина произошедших с ним изменений. Выяснять это поможет ряд наводящих вопросов:
- «Как давно у тебя пропало желание что-либо делать?». Это позволит понять, что именно послужило отправной точкой для развития у ребенка текущего состояния. Дело в том, что желание ничего не делать для людей в обычной ситуации не характерно, а для детей – тем более. Каждый ребенок от природы крайне любопытен и азартен. В попытке познать мир он может часами закидывать пруд камнями, наблюдая за кругами на воде, бегать, ломать или строить и получать наслаждение от каждого момента своей активности. Однако рано или поздно он начинает сталкиваться с преградами в виде правил и ограничений, что сразу охлаждает его пыл: что-то сломал или разбил – получил выговор от родителей, слишком активничал в детском саду – воспитательница заставила всю прогулку просидеть рядом с ней. И столкнувшихся хотя бы с парой подобных ситуаций, ребенок начинает терять прежний азарт. А если, к тому же, что бы он ни делал, в ответ получает лишь негатив, естественно, такое отношение быстро отобьет желание вообще чем-либо заниматься.
- «Из чего сейчас состоит твой обычный день?». Если ребенок не залеживается в кровати по утрам, следит за гигиеной и внешним видом, не забывает питаться – это уже хороший знак. Если же он не против еще и посмотреть телевизор, поиграть на компьютере или пообщаться с друзьями в соцсетях – значит, ему просто не хочется лишний раз напрягаться, что обычно наблюдается при сильной усталости. А вот когда школьнику вообще ничего не хочется – он только лежит на кровати и вообще не интересуется окружающей действительностью, тут уже пора бить тревогу. Ребенку явно нужна помощь специалистов.
Главное — понять, чего именно не хочется
Выяснить у человека, чего ему конкретно хочется, чем бы он желал сейчас заняться, парой не так уж и просто. Зачастую ответы на эти вопросы весьма расплывчаты и практически не содержат никакой конкретики. Зато при попытке выяснить, что человеку не нравится, он отвечает четко и прямо. Так же это работает и с детьми. И, как правило, в моменты лени чаще всего они не хотят:
- Прикладывать усилия. Подобное можно наблюдать в 2 случаях: если школьник в принципе не против научится какому-то новому делу, но из-за отсутствия необходимости изучать что-то новое или работать над собой решает отказаться от этой идеи. Ребенку раньше все давалось с легкостью, но стоило ему столкнуться с препятствием, как он оказался в тупике, потому что просто не умеет преодолевать трудности.
- Делать то, что говорят родители. Когда у ребенка весьма напряженные отношения с родными, а чаша терпения уже переполнена, он начинает борьбу с их попытками навязывать свои желания и идеи. А поскольку арсенал подростка в данном случае крайне ограничен, остается только занять пассивно-агрессивную позицию и просто игнорировать все озвучиваемые взрослыми просьбы и поручения.
- Заниматься привычными делами. Если человек долго занимается каким-либо делом, которое вполне его устраивает, но при этом точно не является занятием на всю жизнь, обязательно наступит момент, когда оно превратится в рутину и будет приносить лишь скуку. Такая же картина порой наблюдается и у детей. В таком случае достаточно предложить ребенку хорошую альтернативу, и он снова вернется к активной жизни.
Эффективные упражнения
Разобравшись с причинами изменений в поведении ребенка, можно переходить к практике. Подтолкнуть ребенка к выходу из сложившейся ситуации можно следующими простыми упражнениями.
Упражнение «Подогрей хотелку!»
Достижение любой цели в жизни начинается с желания. Если человек хочет чего-то добиться, он пойдет и воплотит это в жизнь. Однако хотеть можно по-разному. И именно от степени желания будет зависеть, решится человек взяться за дело или отложит его до лучших времен.
Данное упражнение поможет слегка поднять градус желания и подтолкнуть ребенка к активным действиям. Для этого нужно нарисовать своеобразный термометр с десятибалльной шкалой, где 0 – совсем не хочется, а 10 – очень хочется.
Затем школьник должен выбрать любое свое желание и указать, на сколько баллов он сейчас хочет заняться его воплощением. После этого пусть представит все приятное, как-либо связанное с этой затеей, и укажет на шкале, как сильно поднялся градус желания. И если прежнее значение изменилось хотя бы на 2 балла, значит, пора заняться делом.
Упражнение «А это точно моя цель?»
Как правило, близкие ребенка, особенно родители, считают, что знают его лучше, чем он сам. Замечают его математические наклонности, помнят, как он хорошо сортировал камешки по размерам и решал логические загадки, хотя даже еще ходить не умел. Поэтому хотят всячески помочь ребенку, направляя в нужное русло, чтобы он смог реализовать все свои таланты. Правда, что чадо думает по этому поводу, никого не заботит.
Нужно предложить ребенку такое упражнение: пусть нарисует на листе круг, все пространство в котором будет символизировать какое-то важное дело или решение, касающееся его текущей или будущей жизни. А затем спросить, какая доля от этого пирога принадлежит только ему, а какая – его окружению (родным, друзьям, преподавателям), которое подтолкнуло школьника реализовать данную идею.
К примеру, если он самостоятельно занимается столярным делом, ищет дополнительные обучающие материалы в интернете, пытается перенять навыки трудовика в работе с деревом и на переменах больше времени проводит в мастерской, а не с друзьями, значит, это сугубо его затея. Но если стать столяром школьника подталкивает отец, который в детстве сам любил мастерить всякое из ДСП, но в дальнейшем не смог реализоваться на этом поприще, или учитель, увидевший талант в своем ученике, теперь отправляет его на любые тематические конкурсы и олимпиады, тут нужно хорошо подумать, какая доля принадлежит школьнику, а какая – остальным причастным. Возможно, вся эта затея продвигается только его окружением и не имеет к желаниям ребенка никакого отношения.
Упражнение «Почему я ленюсь?»
Многие наверняка сталкивались с такой ситуацией, когда, казалось бы, желаний масса, а вот выбрать что-то одно и приступить к делу лень.
По факту же, лень – это не плохая черта характера, а такой механизм психики, призванный беречь ресурсы организма. Иными словами, если человек не видит смысла чем-то заниматься или не имеет для этого сил, тут же возникает апатия. Поэтому, когда ребенок проявляет лень, можно предложить ему выполнить следующее упражнение:
- Надо установить таймер хотя бы на 10 минут и посвятить это время отдыху. То есть все этой время совсем ничего не делать. Только отдыхать.
- Как только время пройдет, нужно спросить у него: с чем именно связано его нежелание заниматься именно этим делом.
- Затем предложить поразмышлять над тем, что он сможет получить, если все-таки пересилит свою лень. Только говорить нужно о чем-то конкретном и легко достижимом, а не мыслить категориями типа «поможет с выбором профессии», «упростит поступление в ВУЗ», «позволит получить высокооплачиваемую работу». Дети не заглядывают так далеко в будущее: им важнее то, что с ними происходит в настоящем. И если возможные плюсы перевесят минусы, ребенок сделает соответствующие выводы и приступит к работе.
Что делать, если ребенок не хочет учиться
Если подросток ничего не хочет делать, в том числе и учиться, побороть это состояние можно следующим образом:
- Обратиться за помощью к школьному психологу. Так будет проще выяснить, как ребенок ведет себя в школе среди сверстников, пока родители заняты работой. Это позволит лучше узнать своего малыша, а также выяснить, не является ли его апатия результатом напряженных отношений в детском коллективе.
- Лично или с помощью психолога проверить когнитивные функции чада – память, речь, способность воспринимать информацию и концентрировать внимание. Если результаты соответствуют возрастным нормам, проблемы с обучением ребенку не грозят. В противном случае у него могут возникнуть существенные трудности в освоении новой информации, что по итогу и станет причиной нежелания учиться.
- Понаблюдать, насколько хорошо ребенок воспринимает новую для себя информацию за пределами школы. Любит ли он посещать музеи, нравится ли ходить на дополнительные образовательные курсы, читает ли он в свободное время. Если хотя бы на один из этих вопросов можно дать утвердительный ответ, значит, проблема кроется не в ребенке, а в школьных педагогах и реализуемых ими образовательных методиках. В этом случае стоит пообщаться с самими преподавателями или даже сменить школу.
Если подросток ничего не хочет делать, не стоит его третировать, так как это все равно не принесет желаемого результата и настроит его против своих же родителей. Лучше понять причину такого состояния и уже затем помочь ребенку решить данную проблему.
Что такое лень? С точки зрения психологии лени не существует. За этим понятием всегда стоит что-то еще – отсутствие мотивации, страх неудачи. Сегодня будем разбираться, как избавляться от этого состояния.
Чаще всего родители жалуются на лень тинейджеров по отношению к учебному процессу – не хочет учиться, ленится делать домашние задания, не посещает курсы. Но с точки зрения психологии развития все логично! В подростковом возрасте учебная деятельность отходит на второй план, ее затмевает интимно-личностное общение со сверстниками, поэтому подростки чаще всего прогуливают школу в компании таких же общительных сверстников.
Как бороться с такой ленью? Стоит помочь подростку реализовать потребность в общении в школе и на дополнительных курсах. Да, здорово, когда подросток приходит в школу именно за получением знаний, но если у него мотивация – блеснуть знаниями перед новенькой девочкой в классе, это тоже весьма неплохо. Уточните, все ли хорошо у ребенка с одноклассниками, есть ли у него друзья, и если нет, то, возможно, нужно обратиться к школьному психологу за помощью. Будет общение — будет и мотивация учиться.
Почему подросток ленится делать домашние задания? Часто потому, что ему необходимо больше отдыха. В возрасте 11-16 лет происходит безумный скачок роста, который сопровождается сильнейшей гормональной перестройкой организма. В этот период многих подростков мучают физические недомогания – головные боли, постоянное чувство усталости, проблемы со сном и аппетитом. В такие моменты всё, что желает подросток после учебного дня – это лечь и лежать на кровати. Если причина подростковой лени в вашем случае кроется именно в этом, помогите тинейджеру перестроить режим дня – выделите больше времени на отдых, возможно, жертвуя очередными курсами по подготовке к экзамену. Если подросток будет уставшим, то он все равно не сдаст экзамены хорошо, даже если будет ночевать на учебных курсах.
Но что делать, если и дополнительные занятия посещать лень? Работать над учебной мотивацией. Это сложно и долго, конечно, но вполне возможно. К сожалению, учебная система построена таким образом, что дети не видят никакой связи между тем, что они учат в школе, и тем, что им может пригодиться в реальной жизни. Биология – это про птичек, физика – про лампочки, а география – про материки и почву. И правда, откуда тут возьмется интерес к учебе? Попробуйте заинтересовать подростка через хобби. Интересны компьютерные игры? Так вот же есть информатика, учи, поступай на программиста и создавай свои собственные игры! Любит путешествия? Отлично, ведь есть география! Выучи все страны мира, поступай на факультет туризма и будет тебе счастье! Девочка-подросток проводит все свободное время перед зеркалом? И это неплохо, учи химию с биологией, создавай собственные косметические средства или становись косметологом!
С учебной мотивацией разобрались. Но бывает такое, что и хобби у подростка нет. Никаких интересов, ничего не хочет, всё лень! Такая лень берется чаще всего от незнания возможностей. Может быть, ребенку были бы интересны курсы по выпечке или робототехнике, но он просто не знает об их существовании. А то, о чем он знает, его не интересует. В этой ситуации главный способ борьбы с ленью – просвещение и поиск интересов. Современный мир насчитывает безумное количество разнообразных способов проведения досуга. Показывайте подростку мир, рассказывайте о разнообразии деятельности, предлагайте самые разные развлечения – от самых банальных до необычных и даже экстремальных (но безопасных). Любому здоровому человеку все-таки хоть что-то, да будет интересно, главное — найти это что-то.
Здесь вы можете мне возразить. Нашли интерес, подросток хочет стать боксером, но все равно ленится позвонить и записаться на курсы. Даже родители его уже записали, но он прогулял первую же тренировку. Ну жуткий лентяй! Нет, рано его записывать в лентяи. Скорее всего, в нем сидит страх неудачи. Такие страхи свойственны многим людям, а уж подросткам – особенно, ведь в этом возрасте принятие человека группой лиц становится наиболее важным критерием для определения уровня самооценки. Помогите подростку бороться со своим страхом. Предложите ему свою помощь и поддержку, спросите, что вы можете для него сделать? Сходить вместе в магазин за боксерскими перчатками? Скачать ему фильм о великих боксерах? Позвонить тренеру и уточнить время тренировки? Нам, взрослым, это всё кажется такими мелочами, а для подростка они могут иметь первостепенное значение. Если страх слишком велик, возможно, потребуется помощь квалифицированного психолога. Предложите подростку избавиться от своего страха, нарисовав его и уничтожив рисунок – методы арт-терапии в борьбе со страхами по-прежнему очень действенны.
Иногда подростковая лень возникает от неумения планировать свою деятельность. Так долго собирался на тренировку, что опоздал и не пришел. Знакомо? Не рассчитал время и пришел уже под конец урока, пропустив важную контрольную. Таких примеров масса, и бороться здесь ни с чем не нужно, здесь нужно развивать в себе умение планировать дела. Помогайте в этом подростку, разработайте вместе режим дня, предлагайте поощрения за отсутствие опозданий и выполненную вовремя работу, демонстрируйте на собственном примере, как нужно составлять план действий и рассчитывать время. Это умение очень пригодится подростку в будущем, когда ему надо будет посещать лекции в университете или приходить на работу каждый день к 9 утра.
Как видите, за обычной подростковой ленью кроется множество разных причин. Если ваш тинейджер последнее время стал жутким лентяем, постарайтесь выяснить истинную причину его состояния и помогите ему эту лень побороть.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Переход от младшего школьного возраста к подростковому может даться вашему ребенку нелегко. Ваш подросток, скорее всего, уже столкнулся с гормональной бурей, возросшей ответственностью и поиском своего места в среде старшеклассников. Но это вовсе не значит, что вашему подростку теперь можно слоняться по дому, пренебрегать своими домашними обязанностями и откладывать выполнение домашних заданий. Справиться с подростковой ленью можно с помощью создания базовых правил и требования их выполнения, мотивации ребенка на выполнение домашней работы и прочих обязательств, а также за счет общения с подростком на разные темы, в том числе по поводу проблем, с которыми он может столкнуться в школе или дома.
-
1
Слушайте своего подростка и проявляйте к нему терпение. Старайтесь не говорить за него и не перебивать его, когда тот что-то рассказывает. Побуждайте ребенка к разговору, задавая вопросы о повседневной жизни, о том, как прошел день или как идут дела в школе. Внимательно слушайте ответы и давайте возможность поделиться своим мнением.
- Выстраивайте диалог. Демонстрируя своему подростку внимание к тому, о чем он говорит, и уважение к его мнению, вы придадите ему уверенности, чтобы общаться с вами честно и открыто. Давайте возможность задавать вопросы и проявлять самостоятельность.
- Пример того, как можно начать такой разговор: “Как дела в школе?” “Какие успехи в секции?” “Тебе понравилась вечеринка в воскресенье?”
- Дайте своему подростку понять, что вы заботитесь о том, что происходит в его жизни, и что вы всегда рядом и готовы его выслушать. “Ты знаешь, что всегда можешь поговорить со мной, если у тебя проблемы в школе или что-то тебя расстроило”. “Я здесь, чтобы выслушать тебя, если тебе когда-нибудь будет нужно поговорить”. “Не забывай, ты можешь просто выговориться, а я буду просто слушать”.
-
2
Поинтересуйтесь у своего подростка, как он спит. Большинство подростков могут казаться ленивыми или несобранными, хотя, на самом деле, они просто страдают от недостатка сна. В отличие от взрослых, дети в переходном возрасте биологически больше предрасположены засыпать позднее и просыпаться поздним утром, а не ранним. Поэтому в тот момент, когда вы поднимаете своего подростка в 7 или 8 утра и отправляете в школу, его естественный цикл сна нарушается, и он может производить впечатление ленивого, невнимательного и незаинтересованного человека, хотя все это лишь симптомы недостатка сна. Именно поэтому так важно, чтобы ваш ребенок ложился спать вовремя и каждую ночь мог спать полных восемь часов. Только так вы предупредите лень с его стороны и обеспечите ему достаточное количество энергии на весь день.[1]
- Обсудите со своим подростком привычки, связанные со сном и режим сна. Постоянство режима сна, даже по выходным, позволит установить естественный цикл сна и обеспечить организм достаточным количеством отдыха. Например, если в течение пяти дней недели подростку необходимо просыпаться в 7 часов утра, необходимо ложиться спать не позднее 22:30, чтобы обеспечить полноценный восьмичасовой сон. Далее стоит попробовать придерживаться того же режима и в выходные дни, чтобы не нарушать естественный цикл сна.
-
3
Объясните своему ребенку ценность обязательств и выполнения своих обязанностей. Многие подростки готовы на что угодно, лишь бы не делать работу по дому, поскольку они не видят в ней никакой ценности. Им кажется: “Подумаешь, я не вынесу мусор или не уберу в своей комнате. Какое это имеет значение?” Вам как родителю важно объяснить, что, на самом деле, вам тоже не всегда хочется заниматься домашними делами, и вы могли бы посвятить это время чему-то другому. Но выполнение работы по дому и прочие жизненные обязанности – часть ответственности каждого члена семьи.
- Обратите внимание на важность командной работы и сотрудничества всех членов семьи, чтобы домашние дела и обязанности были равномерно распределены между всеми. Следует объяснять подростку, что вам тоже часто не нравится выполнять домашние обязанности, но вы все равно это делаете рада блага всей семьи – этим вы научите его видеть истинную причину выполнения любых неприятных обязанностей и заданий. А понимание причины станет мотивацией на то, чтобы в качестве члена семьи взять на себя часть таких обязанностей.
-
4
Проверьте, нет ли у ребенка каких-либо проблем дома или в школе. Лень зачастую может быть симптомом других проблем – недостатка сна, депрессии, стресса и прочих внутренних переживаний. Если ваш ребенок выглядит более ленивым, чем обычно, и проявляет другие признаки депрессии или тревоги, сядьте и поговорите с ним.
- Если вы переживаете по поводу того, что у ребенка депрессия или тревожность, обратитесь к врачу-профессионалу или психологу-консультанту, чтобы посоветоваться относительно того, какие действия следует предпринять.
Реклама
-
1
Составьте расписание домашних обязанностей. Возложив часть домашних обязанностей на ребенка, вы научите его ответственности и поможете ему воспитать в себе способность следовать договоренностям. Домашняя работа станет предлогом для того, чтобы подросток встал с дивана и занялся делом. Составьте расписание, согласно которому разные обязанности будут выполняться в разное время дня, и распишите, кто несет ответственность за ту или иную работу среди ваших домашних, включив в этот список и своего подростка. Обязанности включают в себя следующее:[2]
- Уборка постели
- Уборка ванной комнаты
- Стирка
- Влажная уборка в основных помещениях
- Подметание или мытье полов
-
2
Ограничьте время, которое подросток проводит за компьютером или видеоиграми. Большинство подростков легко увлекаются и впадают в летаргию за своим компьютером, смартфоном или свежей игрой. Вместо того, чтобы запрещать ребенку эти развлечения полностью и вступать с ним в конфликт, определите конкретное время, которое он сможет посвящать этим занятиям. Можно установить такие правила: никаких смартфонов за обеденным столом или игры на компьютере только до 22:00. Так вы поможете своему подростку сконцентрироваться на школьных заданиях и домашних обязанностях. Кроме того, подобные правила оградят ребенка от риска провести за играми полночи и потом страдать от недостатка энергии.[3]
- Если вы устанавливаете подобные правила, важно, чтобы вы сами были примером следования этим правилам. Не берите с собой телефон, когда садитесь обедать, если подростку не позволено в это время пользоваться своим телефоном, и постарайтесь ограничить время просмотра телевизора или игр десятью часами вечера. Так вы продемонстрируете своему ребенку, что способны следовать тем же правилам, которые установлены теперь для него.
-
3
Сталкиваясь с негативным поведением, проявляйте последовательность. Если подросток оспаривает свои домашние обязанности и не следует установленным ограничениям, проявите твердость и ясность в отношении ожидающих его последствий. Наказание может быть от менее значительного, например, запрета на вечернюю прогулку, до более серьезного, например, лишения карманных денег, запрета на просмотр телевизора или компьютерные игры на неделю или даже домашний арест на определенный период времени.
- Вы взрослый, и вам нужно добиться выполнения установленных вами правил и быть последовательным в наказании, в случае если эти правила не выполняются. Ваш подросток может расстраиваться или злиться, но он поймет последствия своих действий и, скорее всего, в следующий раз дважды подумает, прежде чем нарушит правило снова.
- Старайтесь не проявлять слишком сильной эмоциональной реакции и не налагать самых строгих наказаний за мелкие споры или конфликты. Соотносите масштаб непослушания вашего ребенка с уровнем применяемого вами наказания.
-
4
Не выходите из себя и не произносите высказываний в адрес ребенка в сердцах. Скорее всего, ваш подросток будет сопротивляться первым вашим попыткам установить правила и предписать ему выполнение конкретных домашних обязанностей, так что приготовьтесь к некоторым спорам. Старайтесь не раздражаться и не выходить из себя, а тем более, не кричать на ребенка. Лучше сконцентрируйтесь на том, чтобы отвечать спокойно и позитивно. Ваш ребенок гораздо лучше усвоит то, что ему скажет спокойный родитель, нежели родитель в гневе.
- Если ребенок не слушает то, что вы говорите, вместо того, чтобы выхватывать у него телефон или забирать компьютер, просто попросите выполнить задание, а затем встаньте рядом и дождитесь, пока подросток не отложит в сторону свои развлечения и не выполнит задание. Вашему ребенку это может показаться странным или раздражающим, но вскоре он поймет, что вы не перестанете наблюдать за ним, пока он ленится. Подобный прием зачастую работает с подростками лучше, чем крики и претензии.[4]
Реклама
- Если ребенок не слушает то, что вы говорите, вместо того, чтобы выхватывать у него телефон или забирать компьютер, просто попросите выполнить задание, а затем встаньте рядом и дождитесь, пока подросток не отложит в сторону свои развлечения и не выполнит задание. Вашему ребенку это может показаться странным или раздражающим, но вскоре он поймет, что вы не перестанете наблюдать за ним, пока он ленится. Подобный прием зачастую работает с подростками лучше, чем крики и претензии.[4]
-
1
Проанализируйте, как ваш подросток проводит свое время. Понаблюдайте, как именно ленится и тратит свое время ваш ребенок. Он проводит весь день за компьютером? Он стремится посидеть за книгой вместо того, чтобы выполнять домашние обязанности? Может быть, большую часть времени ваша дочь проводит, болтая с подругами по телефону и пренебрегая всеми прочими домашними делами. Прежде чем понять, как замотивировать своего подростка, необходимо выяснить, как именно он ленится. Это поможет вам осознать текущий ход его мыслей и определить тенденции, связанные с его ленью.
-
2
Используйте систему поощрений. Понаблюдав за поведением своего подростка, вы сможете использовать выявленные шаблоны лени, чтобы создать систему поощрений. Например, ваша дочь проводит много времени, переписываясь по смс. Можно сказать ей, что теперь она сможет писать смс только после того, как выполнит все свои домашние обязанности. Тогда для нее подобная переписка станет некоторой привилегией и частью вознаграждения за домашние дела. Если ваш подросток проводит большую часть дня за компьютерными играми, ограничьте время использования компьютера и не разрешайте приступать к игре до тех пор, пока он не наведет порядок в комнате или не поможет накрыть на стол.
- Определите конкретные занятия в качестве поощрения – конкретика производит более сильное впечатление и лучше мотивирует на выполнение заданий. Привяжите вознаграждение к предпочтениям своего подростка, поскольку только в таком случае оно будет действительно ощущаться как награда.
-
3
Наймите своего подростка на домашнюю работу. Большинство подростков проявляют интерес к возможностям подработать, особенно, если они не получают карманные деньги от своих родителей. Предоставьте своему ребенку возможность заработать немного собственных денег и нанимайте его на определенные проекты, связанные с работой по дому или в саду. Это тоже поспособствует тому, что ребенок встанет со своего дивана и займется полезным делом.[5]
- Можно нанять подростка на покраску стены или уборку в гараже или подвале. Поручите подростку выполнить работу вне дома: прополоть грядки, подстричь газоны – тем самым, вы вытащите его из дома, подальше от тех занятий, которые провоцируют его на лень.
-
4
Побуждайте подростка заниматься дополнительно спортом или чем-то еще. Поразмышляйте над тем, какие у вашего подростка таланты и склонности, например, интерес к актерскому мастерству, увлечение баскетболом или любознательность в области информатики. Побудите ребенка записаться в театральный кружок, баскетбольную команду или вступить в клуб любителей информатики. Таким образом, вы поспособствуете тому, чтобы ребенок проводил время за деятельностью, которая ему интересна, и развивал свои таланты и способности.
-
5
Займитесь вместе со своим ребенком волонтерской деятельностью. Еще один хороший способ показать пример того, как стоит проводить время, – заняться вместе с ребенком волонтерской деятельностью. Подумайте, что бы вы могли делать вместе, чтобы принести пользу обществу и преодолеть лень.
- Это может быть простая помощь на кухне в столовой для бездомных, всего несколько часов в неделю. А может быть волонтерская деятельность на каком-нибудь фестивале. Можно посвятить свое время сбору пожертвований или продуктов для какой-либо благотворительной организации.
-
6
Хвалите подростка за любые достижения. Если ваш ребенок продемонстрировал мотивацию на какую-то деятельность, завоевав награду или получив высокую оценку, обязательно его похвалите. Этим вы покажете, что цените его труды и результаты.
- Возможно, вы хотите поощрить своего ребенка дополнительной суммой карманных денег или лишним часом времени, проведенным у компьютера, но слова похвалы и поддержки могут уже сами по себе стать наградой для ребенка.
Реклама
Похожие статьи
Об этой статье
Эту страницу просматривали 31 563 раза.
Была ли эта статья полезной?
Каждый родитель сталкивается с нежеланием подростка выполнять работу по дому, плохими оценками и прогулами в школе. Подростковая лень – распространенное явление. Сегодня мы расскажем о её причинах и способах борьбы с ней.
Подростковая лень и ее причины
Ухудшение оценок в школе, бардак в комнате, уклонение от домашних обязанностей – первые звоночки приближения переходного возраста. Подростки 12-17 лет особо чувствительны к окружающему миру в силу особенностей развития организма. Подростковая лень может появится в следствии следующих причин:
- гормональная перестройка;
- отсутствие мотивации к учебе, уборке;
- повышенная возбудимость, активность;
- синдром дефицита внимания.
Ребенок ленится учиться, в чем причина?
Отсутствие мотивации – главный ключ к пониманию лени, в том числе у взрослых. Проблема государственных школ в том, что преподаватели чаще всего не заинтересованы в необычной и эмоциональной подаче материала для детей. Монотонные уроки, сменяющиеся таким же неинтересным домашним заданием, не вызывают у детей желания учиться.
Проблема может быть и в отношении преподавателей и сверстников к ребенку. Если в школе подросток испытывает психологическое давление и буллинг, он начнет прогуливать уроки.
Подростковая лень для родителей
Давление и насильственные методы не помогут подростку перестать лениться, а ухудшат ситуацию. Нельзя кричать, забирать телефон/компьютер, ограничивать общение с друзьями. Так подросток только озлобится на вас ещё больше.
Как избавить подростка от лени
Подростки уклоняются от домашних обязанностей, потому что не видят в них смысла. Они знают: придет мама с работы и выбросит мусор, приготовит ужин и уберется в квартире. Смысл делать работу за маму?
Выполнять всю домашнюю работу самостоятельно, а потом злится, что ребенок не помог – частая ошибка родителей. Распространенная ситуация, когда ребенок предлагает свою помощь, а родитель отказывается. Такое повторяется несколько раз, у подростка в голове закрепляется утверждение: «моя помощь не нужна, раз от нее отказываются». Неправильной моделью поведения родителей провоцируется подростковая лень. Что делать в таких ситуациях:
- Чаще просите подростка о помощи. Не ждите, что он придет самостоятельно. Скажите, что вы очень устали, вам нужна помощь. Главное – спокойный тон, без агрессии и обиняков.
- Не попрекайте ребенка за лень, неправильно сделанную работу. Обязательно хвалите за выполнение: «ты отлично пропылесосила, на ковре ни пылинки»; «ты очень помог мне с готовкой, благодаря тебе ужин получился очень вкусным». Похвала – лучшая мотивация.
- Если нужно покритиковать, обязательно перед этим похвалите за старания. Критика должна быть спокойной и мягкой, иначе это отобьет желание помогать.
Как побороть лень ребенка раз и навсегда с помощью системы ценностей
Важные вещи для подростка – общение и развлечения. Превратите их в привилегии. Проанализируйте, на что ребенок тратит большую часть времени: прогулки, компьютерные игры или социальные сети. Установите правила: компьютер или смартфон до определенного времени, и в случае выполнения домашних обязанностей. Важно четко ограничить работу по дому подростка, например:
- заправить постель после пробуждения;
- сразу помыть посуду после еды;
- помочь с приготовлением обеда/ужина;
- раз в неделю прибираться в своей комнате, в гостиной.
За грубое невыполнение обязанностей придумайте штрафы. Дайте возможность ребенку избавиться от штрафа, если он выполнит маленькое задание (протрет пыль, сходит за продуктами и т. п.). За исполнение всех обязанностей в течение недели или месяца придумайте поощрение: деньги, покупка новой вещи, поездка в развлекательный центр.
Что делать, если подросток ленится учиться – советы психолога
Если ленится учиться ребенок до 14-15 лет, помогите ему сделать уроки интересными. Придумайте необычные задания, которые помогут эффектно освоить материал. Отведите вечера на просмотр научно-популярных видео по предметам, которые даются наиболее тяжело в школе. Покажите, что учеба это не только конспекты и заучивание материала. Если позволяет финансовое положение, наймите высококвалифицированного репетитора.
Подросток ленится перед поступлением в университет
Подростки в старших классах часто не знают, куда поступать. Если вы настаиваете на том, чтоб ребенок пошел на определенную специальность, задайтесь вопросом:
«А нужно ли это моему ребенку»?
Обеспечить подростку хорошее будущее невозможно, заставив его поступить на неинтересную, но прибыльную специальность. Если он не хочет поступать, будет саботировать учебу, проваливать экзамены.
В 10-11 классе чаще разговаривайте с подростком о его мечтах, планах на жизнь. Если он выберет творческую специальность, которая в ваших глазах кажется провальной – не давите. Он и без того напуган. Побороть лень возможно только тогда, когда ребенок сам этого захочет.
Как подростку справиться с ленью самому
После 16-17 лет подростки начинают понимать, что для достижения определенных целей, им нужно пересиливать себя. В эти годы формируется костяк личности взрослого человека. Важно разграничивать «я хочу» и «мне надо».
Чтоб совершать волевое усилие было легче, старайся следовать распорядку дня:
- заставляй себя ложиться не позднее 23:00, а просыпаться в 7-8 утра (даже в выходные дни);
- занимайся регулярным спортом: запишись в секцию, отжимайся по утрам;
- поставь задачу поступить в университет на бюджет – так появится дополнительная мотивация к учебе;
- саморазвивайся, узнавай новые навыки, познавай жизнь.
Как избавиться от лени, усталости
Усталость может возникать по разным причинам: синдром дефицита внимания, некачественное питание и сон, чрезмерные эмоциональные нагрузки. Если ты отвлекаешься от выполнения домашки каждые 5 минут – ты быстрее устаешь, дольше времени уходит на выполнение банальной работы. Учись концентрироваться на одном виде деятельности, ограничь время пользования телефоном.
Как заставить себя учиться, если всё лень
Учеба – важная составляющая часть жизни. Чтоб получить высокооплачиваемую работу, нужны навыки. Можно не поступать в университет, но все равно придется учиться, если хочешь получать хорошие деньги и трудиться в комфортных условиях. Найди своё предназначение в жизни и двигайся в этом направлении. Лучше выбрать наиболее интересную специальность и продолжить обучение в ВУЗе: университет сильно помогает в самоопределении. Чтоб поступить на бюджет и комфортно учиться несколько лет, получая материальную поддержку от государства и родителей, нужно постараться уже сейчас.
Что такое апатия у подростков? Как победить лень? Советы психолога
19.07.2022
В этой статье:
Подросток целый день лениво лежит на диване, не хочет ничего делать, и заставить его учиться без борьбы никак удается. Родители нервничают, переживают, что ребенок ленится и это приведет к проблемам в школе. Иногда волнение выходит из-под контроля, взрослые сердятся, начинаются ссоры: за день и так устали, а еще надо ленивого подростка за уроки усадить, почему он сам ничего не может. Однако не стоит делать поспешных выводов. Возможно, нежелание что-то делать связано не с ленью, а с болезненным состоянием апатии, для преодоления которого часто требуется помощь специалиста. В этой статье изучаем советы психологов, почему важно отличить лень от апатии и как помочь подростку побороть эти состояния.
Почему важно отличать лень от апатии
Лень и апатия имеют схожие признаки: человеку не интересно заниматься повседневными делами, он при любой возможности отказывается браться за работу, зачастую ему даже не хочется вставать с кровати. Тем не менее, если к лени люди относятся как к дурной привычкой, ленивых называют бездельниками, то апатию психологи считают симптомом более серьезных расстройств, требующих лечения. Причинами апатичного состояния могут быть как физиологические проблемы – недостаток витаминов, инфекционные заболевания, в более серьезных случаях – заболевания нервной системы, так и психологические – постоянный стресс, нервное перенапряжение, иногда даже депрессия. Чтобы вовремя заметить эти проблемы и вместе с подростком вовремя их преодолеть, необходимо четко понимать, что такое апатия у подростка и почему она отличается от лени.
Как понять, что у подростка апатия, а не лень?
Хотя признаки лени и апатии во многом похожи, второе состояние все же имеет специфические симптомы, позволяющие психологам определить проблему и дать совет. Главное отличие состоит в том, что человек ленится делать только то, что ему не интересно, а состоянии апатии не хочется делать вообще ничего. Например, если подросток отказывается делать домашнее задание по математике, но с радостью хочет идти гулять с друзьями, то, скорее всего, он ленится. Если же у подростка нет желания ни учиться, ни смотреть интересные фильмы, ни читать любимые книги, то родители и психолог могут предположить наличие апатии.
Кроме того, у этого состояния есть свои специфические симптомы, указывающие на то, что подросток не ленится, а ему надо помочь.
- Сниженное настроение. Оно как раз и проявляется в нежелании делать то, что раньше было интересно.
- Постоянная усталость. Подросток часто хочет спать, а когда не спит, все время лежит, проводит много времени в телефоне.
- Трудности во взаимодействии с людьми. Круг друзей подростка резко сокращается, иногда он может перестать общаться даже с близкими людьми.
- Плохой аппетит. Подросток отказывается от еды, которую до этого любил.
- Плохая концентрация, снижение успеваемости. Подростку трудно начать учиться, он не может надолго сосредоточиться на одном деле.
Если родители наблюдают такие особенности в подростковом поведении, они имеют основания насторожиться и обратиться за советом к детскому психологу.
Почему подростки ленивые
В жизни каждого человека любого возраста, в том числе и подростка, бывают периоды, когда не хочется ничего делать. Время от времени лениться – нормально. Однако иногда такое состояние становится привычным. Ребенок особенно легко привыкает к приятному “ленивому” образу жизни, что впоследствии может повлечь за собой проблемы. Почему же именно в подростковом возрасте человек наиболее часто склонен лениться?
- Недостаточная мотивация. Подросток просто не понимает, зачем ему тратить весь учебный год на зубрежку физики, если он хочет стать журналистом или филологом. Изучение этого предмета неинтересно, тяжело дается и, по мнению подростка, бессмысленно. Конечно, ему гораздо приятнее провести это время с друзьями или поиграть на компьютере, он ленится решать сложные задачи.
- Скука. Даже взрослому человеку свойственно лениться и прокрастинировать, откладывать на потом неинтересные задачи. Почему же подростку, у которого еще недостаточно сформированы механизмы самоконтроля, должно быть легче себя перебороть?
- Усталость. Часто общество почему-то относится к подростку как к ребенку, но предъявляет ему “взрослые” требования: хорошо учиться, помогать взрослым по дому, сидеть с младшим братом или сестренкой, готовиться к экзаменам, выбирать будущую профессию и т.д. Зачастую школьник оказывается не готов к такой нагрузке, не может ее побороть, устает. В этом случае лень свидетельствует о потребности в отдыхе.
- Чрезмерное участие родителей в любой активности ребенка. Подросток часто не имеет опыт какой-либо деятельности, поэтому, когда он пробует что-то новое, у родителей вполне естественно возникает желание ему помочь все сделать “правильно”. С одной стороны, это не кажется проблемой: почему бы не помочь ребенку? Однако в этой ситуации взрослым легко “перетянуть одеяло на себя”, в результате подростку дело уже не будет интересно. Если родители не могут себя побороть и регулярно будут любую инициативу в свои руки, без них ребенок начнет чувствовать себя беспомощным. Ему будет страшно браться за дело, а общество назовет его ленивым.
- Заниженная самооценка. Подросток заранее уверен, что у него не получится то, что он задумал, и у него пропадает желание за это браться.
- Протест. Ребенок может лениться делать то, о чем его просят, чтобы “насолить” взрослым, например, если те в свою очередь пренебрегли чем-то важным и интересным для него.
Как мы видим, причин ленивого поведения подростков довольно много и они отличаются от причин апатии. Поэтому взрослому стоит выстраивать дальнейшую стратегию своего поведения исходя из того, какая проблема перед ним и почему она возникла.
Что делать, если у подростка апатия?
Прежде всего, надо понимать: апатия – это болезненное состояние, самостоятельно без советов психолога родитель не всегда может что-то сделать для подростка, поэтому надо быть готовым в случае необходимости обратиться к специалисту. Но перед этим, во-первых, необходимо установить, что речь идет именно об апатии. Во-вторых, нужно исключить возможные физиологические проблемы: недомогания, соматические заболевания, инфекции, травмы и т.д., так как они требуют вмешательства других врачей. Если апатия связана с внутренним разладом, можно мягко поговорить с подростком о его состоянии, расспросить, что он чувствует, когда ему приходится чем-то заниматься. Не настаивайте, если подросток не хочет делиться переживаниями, и не спешите с советами. Если апатия вызвана хроническим стрессом, создайте ребенку максимально комфортную атмосферу, он должен чувствовать себя в безопасности: часто основным стрессовым фактором является именно школа, поэтому в особо сложной ситуации можно устроить подростку внеплановый выходной, договорившись с ним и с педагогом, что он не будет лениться и вы нагоните материал.
Как помочь подростку побороть лень?
Как мы выяснили, причины лени могут быть разные, поэтому способы борьбы с ней будут во многом индивидуальны. Тем не менее, можно предложить некоторые общие рекомендации.
- Разберитесь в первопричине ленивого поведения.
- Убедитесь, что подросток достаточно отдыхает. Если вы понимаете, что он ленится идти на дополнительные занятия по китайскому языку, потому что перед этим весь вечер готовился к контрольной, а потом утром в школе эту контрольную писал, то можно разрешить ему в этот день погулять с друзьями или поспать.
- Позвольте подростку самостоятельно делать то, что ему интересно, даже если он делает это неидеально.
- Хвалите за старания и поддерживайте, даже если ребенок делает ошибку. Часто родители говорят ребенку, получившему четверку за контрольную по математике: “А почему не пять?” Это обесценивает старания ученика, которому, может быть, и четверка стоила больших усилий.
- Помогите ребенку осознать важность того, что он делает. Учить математику, потому что иначе учитель поставит двойку и потому что так можно стать грамотным экономистом и иметь высокий заработок – разные вещи.
- Если ленивого не получается мотивировать – вдохновите. Например, будущему журналисту, который ленится учить химию, можно показать интересные опыты в домашних условиях.
- Сложнее всего вести борьбу с протестующим подростком. Единственный выход – разговаривать с ним, не ссорясь, не предъявляя обвинений. Постарайтесь услышать подростка и дать ему понять, что вы не воюете с ним.