Как исправить лицо на портрете

Это мой обычный выходной и такой же обычный день. Мой скетчбук и карандаш всегда лежат на моем столе, и я не упускаю возможности по черкаться в нем. Рисую обычно что в голову взбредет, но на данный момент отрабатываю построение головы (вот статья на эту тему) и светотеневой объем (вот статья на эту тему).

построение головы в 3/4
построение головы в 3/4

Сделал стандартное построение в ¾ и электро ластиком стер вспомогательные и лишние линии. Мне очень нравиться как работает эта, чудо машина (вот статья про электро ластик), но в этот раз она преподнесла мне сюрприз.

Косяк от электро ластика.

Я закончил стирать линии и начал накладывать тон. Под одним углом, аккуратно и тонкими линиями штрихую всё лицо. Потом меняю угол и так же аккуратно наношу второй слой штриховки поверх первого. Задаю тон своего рисунка.

остались линии от ластика
остались линии от ластика

Так как я учусь, штрих получился не совсем аккуратным и красивым. Это ещё пол беды. Посмотрев на рисунок под углом я заметил светлые линии которые оставил после себя ластик. Странно. Первый раз это замечаю. Возможно из-за темного цвета листа и качества скетчбука, который я купил за 55 рублей в Fix Price, ластик оставил следы.

Пользуюсь запрещенным приемом.

Несмотря на это работу надо доделать до конца. Это хорошая привычка и я также работаю над ней. Определившись со светом, где и как он будет светить на мой портрет, я продолжаю наносить тон на рисунок.

тональная обработка портрета
тональная обработка портрета

Получалось, мягко говоря, какая-то ерунда. Карандаш плохо рисовал в местах где прошелся электро ластик. Я всячески изворачивался и пытался выровнять тон, но все старания коту под хвост. Чтобы спасти спасти рисунок, мне остается только одно, воспользоваться растушевкой.

Беру туалетную бумагу и скручиваю её в тонкую, плотную палочку. Растушевка готова. Я зарекался не пользоваться и не применять эту технику в процессе своего обучения, так как надо первым делом освоить правильную штриховку. Но ситуация требует и я покорно растушевывал свой портрет.

Чудесное спасение.

растушевка портрета
растушевка портрета

После растушевки, стало лучше. По крайне мере на мой, неопытный, взгляд. Появилась надежда, что мою работу ещё можно спасти. Я начал немного дорабатывать теневые переходы и затемнять светлые места.

Время пролетело быстро. Жена и ребенок уже закопошились в комнате. Время 9.00, проснулись. Это значит, что мне надо ускоряться и сворачивать свою мини мастерскую с кухонного стола. Вот статья про моё рабочее место.

Заканчиваю с портретом.

Мне осталось только проработать светлые участки головы. В этом мне помогла клячка. Вот статья про Клячку.

работа над светлой частью портрета
работа над светлой частью портрета

Закончил я со светлыми пятнами и бликами, но мне чего-то не хватало. Мало света. Надо сделать ещё светлей. Под рукой лежал электро ластик, и я не задумываясь начал им работать.

высветление электро ластиком
высветление электро ластиком

Да, это то, что нужно. Чисто белый цвет оставлял после себя ластик, который час назад чуть не испортил мою работу. Осталось править пару мест клячкой и всё, рисунок готов.

готовый портрет
готовый портрет

Что я понял за это время. Надо подходить ответственно к выбору скетч бука. Как выбирать скетч бук, читай тут. Растушевка, хороший способ скрыть косяки в работе, но не стоит ей увлекаться. Надо научиться классической штриховке, а потом уже растирать и размазывать как хочешь и сколько хочешь.

Всем спасибо за внимание и за конструктивную критику в комментариях. Ставьте лайки, делитесь статьей в соцсетях и подписывайтесь на канал, РИСУЮ ДОМА. Впереди много интересного.

Урок фотошоп “Ретушь портрета”

III ступень

В этом уроке мы расскажем, как исправить дефекты изображения на фотографии с невысоким качеством, а также поделюсь очень быстрым и простым способом выровнять кожу лица. Женщина на этом фото — не модель, но мы видим ее яркий характер; нет смысла чрезмерно ретушировать снимок. Сделаем так, чтобы он выглядел естественно.

Фото

Фотографию, на которой мы будем практиковаться в этом уроке, можно скачать на стоке Free Range Stock по этой ссылке. Метод, который я покажу, можно использовать и для редактирования фотографий в жанре бьюти, для этого надо всего лишь изменить некоторые настройки, которые мы будем использовать, чтобы выровнять кожу.

Ретушь портрета, ретушь портретов с помощью photoshop, ретушь портрета в фотошопе, уроки фотошоп

Шаг 1

Взглянув на канал Blue , вы увидите, что он не особо удачен. Многие особенности, свойственные фотографии в формате JPG, не особо видны при просмотре RGB, но по нескольким разным причинам все равно есть смысл произвести коррекцию. Это в первую очередь уменьшит дефекты цвета изображения и гарантирует большую гибкость при осуществлении последующих коррекций.

Создайте копию слоя Background Layer. В этом новом слое откройте Filter > Blur > Gaussian Blur. Задайте значение радиуса, равное 10. Нажмите OK. В качестве режима смешивания выберите цвет. Чтобы открыть опции смешивания, дважды кликните по данному слою справа от его названия. В меню Advanced Blending уберите галочки перед R и G. Таким образом, любая коррекция будет производиться исключительно с каналом Blue. Снова оцените канал Blue: стало лучше.

Ретушь портрета, ретушь портретов с помощью photoshop, ретушь портрета в фотошопе, уроки фотошоп

Шаг 2

Теперь с помощью кривых выровняем цвет изображения. Рекомендуется использовать именно кривые, а не уровни, так у вас будет куда больше контроля над ситуацией (пресет для кривых).

Создайте новый слой для манипуляций с кривыми (Curves Adjustment), потом нажмите на маленькую кнопочку справа от Preset Control и выберите Load Preset для загрузки моего файла.

Ретушь портрета, ретушь портретов с помощью photoshop, ретушь портрета в фотошопе, уроки фотошоп

Шаг 3

Способ, которым мы будем выравнивать кожу лица, практически не требует прибегания к клонированию. Для любых крупных дефектов на коже — в данном случае это четыре больших пигментных пятна — используем Healing Brush Tool (J).

Ретушь портрета, ретушь портретов с помощью photoshop, ретушь портрета в фотошопе, уроки фотошоп

Создайте новый чистый слой сразу поверх копии фона (Background Copy). Выберите Healing Brush (J), не забыв убедиться, что в графе с ее характеристиками выбрано Sample All Layers. Проведя кистью по этим конопушкам, вы их уберете.

Не забывайте, что никакие изменения нельзя сохранять в исходном файле, ведь у вас в любой момент может возникнуть желание отменить все изменения. Вот почему мы рисовали кистью в новом слое.

Шаг 4

Выберите три слоя, находящихся под слоем, в котором редактировались кривые. Перетащите их вниз к кнопке New Layer, чтобы создать их копии. Чтобы объединить три этих дубликата, нажмите Command + E.

Выберите инструмент Polygonal Lasso и обведите лицо. В чрезмерной аккуратности нет необходимости. Теперь вернитесь обратно и, удерживая Alt, удалите выделение на таких областях как глаза, брови, ноздри. Снова вернитесь и выделите все остальное, что следует оставить как есть, — контур носа, ямочки, ключицы, линию подбородка. Вот так выглядит мой выбор областей:

Ретушь портрета, ретушь портретов с помощью photoshop, ретушь портрета в фотошопе, уроки фотошоп

Нажмите Shift + Command + I, чтобы инвертировать выбранную область, затем нажмите Delete. Изменений на этом этапе вы не заметите, потому что на нижнем слое все то же самое, что мы только что вырезали.

Шаг 5

Откройте Filter > Blur > Gaussian Blur. Задайте значение радиуса, равное 20, затем задайте значение непрозрачности (Opacity), равное 75 %. Выберите и скопируйте те же три нижних слоя, что и недавно. Чтобы объединить три этих дубликата, нажмите Command + E. Переместите полученный слой поверх того слоя, в котором производилось выравнивание кожи. Выбрав новый слой, нажмите Command + Alt + G, и вы получите маску (Clipping Mask); она будет отмечена стрелкой, показывающей вниз. Это означает, что нижний прозрачный слой будет маской для верхнего слоя.

Шаг 6

Выберите все тот же нижний слой, откройте Filter > Other > High Pass. Задайте значение радиуса, равное 4.

Ретушь портрета, ретушь портретов с помощью photoshop, ретушь портрета в фотошопе, уроки фотошоп

Теперь вы можете заметить присутствие маски (Clipping Mask), но ненадолго. Выберите режим смешивания для данного слоя Linear Light, значение непрозрачности (Opacity), равное 40 %. Готово!

Посмотрите на фотографию ниже и сравните снимки до и после обработки.

Ретушь портрета, ретушь портретов с помощью photoshop, ретушь портрета в фотошопе, уроки фотошоп

Этот метод эффективен при ретуши любого портрета, но цель обработки не в том, чтобы сделать любого человека похожим на модель, а в том, чтобы лишь немного сгладить дефекты кожи, сохранив ее естественность. Поэтому такая обработка годится для работы с портретом обычного человека.

В этой небольшой статье я хочу рассмотреть основные ошибки, которые допускают новички (да и не только) при ретуши портретов. Некоторые примеры сознательно утрированы и гротескны, для большей наглядности. Работы взяты из общедоступных источников, в частности с форума сайта Photoshop-master.ru, часть примеров сделано на основе моих фотографий.

Размытие вместо ретуши.

Одна из самых распространенных ошибок – прямое использование фильтров размытия (Размытие по Гауссу, Размытие по поверхности, Медиана), и, как следствие, полное уничтожение какой-либо текстуры кожи.

Чрезмерно мелкая текстура кожи.

Чаще всего эта ошибка возникает при неправильном подборе параметров фильтров для частотного разложения. В результате получается очень мелкая текстура кожи, натянутая на пластилиновую болванку в форме лица. Подробнее о методах частотного разложения можно почитать в статье “Рецепты частотного разложения”.

“Кожзаменитель”

Еще одна распространенная ошибка, когда собственную текстуру кожи полностью заменяют наложением слегка размытого шума. Да, такая техника действительно существует в ретуши, но ее следует применять только локально и очень осторожно.

Повторяющаяся текстура или “эффект обоев”

Обычно возникает, если неправильно настроен отбор образца у инструментов ретуши (из одного и того же места). При этом на изображении образуются участки с повторяющейся текстурой, как узор на дешевых обоях. Отсюда и название.

4

Чрезмерное осветление зубов и белков глаз.

Еще одна ошибка, которую часто допускают – это чрезмерное осветление зубов и белков глаз. Зубы должны быть естественного цвета, они никогда не бывают чисто белыми. Глаза также не следует сильно осветлять, иначе можно подумать, что у модели в голове горит лампочка.

Полное уничтожение бликов.

Из школьного курса рисования все знают, что визуальное ощущение объема на плоскости определяется как градиентами-полутонами, так и наличием бликов, теней и рефлексов. Избавляясь полностью от бликов на коже лица, мы убиваем объем. Конечно, от чрезмерного жирного блеска нужно избавляться, но никогда не нужно гасить блики полностью, как будто кожа покрыта сантиметровым слоем пудры.

Плоские лица

Строение человеческого черепа, к которому также крепятся различные лицевые мышцы и мягкие ткани, обуславливает наличие различных выпуклостей, впадин и складок. Это нормальная анатомия человека. То есть, у всех людей есть носогубные складки (кроме жертв пластических хирургов или если человеку кололи ботокс), небольшие впадины под глазами, верхнее и нижнее веко, крылья носа. Если все эти объемы при ретуши уничтожаются, получается плоское лицо, на которое приклеили рот, нос и глаза.

Чрезмерное увлечение фильтром Пластика

Здесь я даже не буду приводить фотографию в качестве примере. Надеюсь, все понимают, что неумеренным применением фильтра Пластика можно исказить лицо до неузнаваемости. Поэтому, используйте его очень аккуратно, с учетом анатомического строения лица.

Грязные ореолы.

Как правило, эта ошибка возникает при ретуши с помощью упрощенного метода частотного разложения, когда подавляются средние пространственные частоты. Чтобы избежать ее появления, нужно работать подальше от контрастных границ, либо использовать фильтры, сохраняющие границу (Размытие по поверхности). На приведенной ниже фотографии ореол присутствует по контуру лица и хорошо заметен на более темном фоне. Подробнее о методах частотного разложения можно почитать в статье “Рецепты частотного разложения”.

Эффект аппликации при работе с прической.

Возникает, когда штампом с жесткими краями пытаются подровнять контур прически. Получается эффект, как будто фотографию вырезали ножницами и приклеили на новый фон. Чтобы не допустить такой ошибки, нужно аккуратно убирать волоски инструментами ретуши, используя маленький размер кисти, а также, при необходимости, дорисовывать волосы, формируя естественный край прически.

Надеюсь, этот небольшой разбор типичных ошибок при ретушировании портретов позволит вам не допускать их в своих работах. А если и допускаете пока – старайтесь исправить, но  не расстраивайтесь, ведь на ошибках учатся!

Еще уроки из рубрики “Photoshop и Lightroom”

Горячие клавиши Camera Raw

Обновленная версия списка горячих клавиш Adobe Camera Raw по состоянию на момент публикации материала. Использование клавиатурных сокращений позволяет значительно увеличить скорость работы п

Читать дальше

15/09/2020.
Обработка фото — Photoshop и Lightroom.
Автор: Евгений Карташов

17 032

10

DxO PhotoLab 2 – альтернатива Adobe

DxO выделяется на фоне конкурентов благодаря особому способу обработки RAW файлов. Первая версия DxO PhotoLab была анонсирована в конце 2017 и сразу после…

Читать дальше

19/07/2019.
Обработка фото — Photoshop и Lightroom.
Перевод: Алексей Шаповал

19 448

4

Получаем идеальную перспективу на снимке

Есть много разных способов исправить геометрию объектива и перспективу с использованием Photoshop. Однако, полезные инструменты также присутствуют в Camera Raw и Lightroom, с которых как раз

Читать дальше

16/06/2019.
Обработка фото — Photoshop и Lightroom.
Перевод: Алексей Шаповал

14 567

0

MIDI-контроллер для обработки в LightRoom

Обработка фотографий с программами на подобие Lightroom обычно требует коррекции экспозиции, контраста, бликов, теней и т.д., что занимает более 90% общего времени. Все…

Читать дальше

06/06/2019.
Обработка фото — Photoshop и Lightroom.
Перевод: Алексей Шаповал

12 874

1

Вебинар+2 урока+3 чек листа по фотоартам

Как стать диджатал ретушером? Эксперт Макс Твейн вам покажет на примерах. Пройдите 2 бонусных урока, скачайте 3 чек листа. Посмотрите трансляцию которая…

Читать дальше

29/04/2019.
Обработка фото — Photoshop и Lightroom.
Перевод: Евгений Иванов

18 509

8

Работаем с Lightroom быстрее и эффективнее

Будь вы новичком или уже опытным пользователем Lightroom, эти 20 советов помогут лучше организовывать коллекцию фотографий и работать эффективнее. 1. Делайте правильно с самого…

Читать дальше

28/05/2019.
Обработка фото — Photoshop и Lightroom.
Перевод: Алексей Шаповал

15 259

0

Главные-ошибки-при-съемке-портретовМногие новички, обзаведясь камерой, начинают активно снимать портреты знакомых, друзей, прохожих, считая, что в этом жанре нет ничего сложного и каждое фото практически шедевр. Но опытный фотограф сразу заметит главные ошибки при съемке портретов, которые повторяются у большинства любителей. Как же избежать этих ошибок и по возможности исправить.

  • Глаза вне зоны резкости
  • Использование широкоугольной оптики
  • Чрезмерная глубина резкости
  • Предметы, растущие из головы
  • Слишком малая глубина резкости
  • Неправильная высота съемки
  • Резкие тени на лице
  • Эффект красных глаз
  • Слишком детализированная кожа
  • Съемка издалека
  • Неудачная композиция

Глаза вне зоны резкости

Глаза вне зоны резкостиДля выразительного портрета главное, чтобы в зоне резкости оказались глаза модели. Но на многих портретах в фокусе оказывается что угодно, только не они. Этот недочет возникает по нескольким причинам: из-за малой глубины резкости при широко открытой диафрагме, из-за ошибки автофокусировки фотоаппарата, из-за невнимательности фотографа.

Чтобы избежать невыразительности портрета, важно обратить внимание, на чем сфокусировался фотоаппарат, еще до нажатия на спусковую кнопку. Если такая ошибка системы появляется постоянно, лучше переключиться в меню камеры на точечную фокусировку и направить ее на глаза. Еще один способ контролировать резкость нужных частей кадра – ручная фокусировка. Однако она требует ювелирной работы и идеальной остроты зрения фотографа.

Если серия кадров уже отснята и на всех портретах глаза нерезкие, можно обратиться к программам пост обработки. В фотошопе можно исправить такую ошибку, увеличив резкость глаз. Однако это не даст такого эффекта, как точная фокусировка во время съемки.

Использование широкоугольной оптики

Использование широкоугольной оптикиПри съемке крупных портретов на широкоугольные объективы получаются снимки, искажающие перспективу. В итоге черты лица получаются неестественными. Увеличенные нос и глаза, неправильные пропорции лица, вот чего можно добиться при съемке лиц людей крупным планом на широкоугольную оптику.

Чтобы не сделать такую ошибку, важно правильно подобрать объектив.

Для съемки портрета можно использовать оптику с большим фокусным расстоянием, но снимать издалека, используя зум, а не с близкого расстояния. Так с пропорциями лица будет все в порядке. К тому же при зуммировании красиво размоется фон. Это поможет акцентировать внимание на человеке.

При съемке портрета модели с окружающей обстановкой уместно использовать объектив с фокусным расстоянием 50 мм. Для более крупных портретов удачнее будет оптика на 70-85 мм.

Чрезмерная глубина резкости

Чрезмерная глубина резкостиСильная детализация всего снимка при съемке портретов – довольно частая ошибка. Даже, если в кадре интересная и продуманная композиция, не стоит слишком акцентировать внимание на всех деталях. Фон будет отвлекать внимание от человека. Чтобы немного уменьшить глубину резкости, достаточно открыть диафрагму примерно до f5.6. Такая настройка фотоаппарата не размоет фон полностью, но сделает его мягче и переместит акцент на портрет, а не на окружающую обстановку.

Если по задумке фон должен быть размыт сильно, можно попросить модель отойти дальше от фона, а также сильнее открыть диафрагму. Чтобы при этом снять портрет в задуманном формате, фотографу также придется отступить дальше от модели. Даже если на фоне нет большого числа лишних деталей и ярких элементов, лучше, чтобы модель немного отошла от него. В противном случае возникнет впечатление, что она приклеена к нему. К тому же так фон будет таким же резким, как и снимаемый человек, что сделает снимок непривлекательным.

Еще один выход, если глубина резкости слишком большая – использовать длиннофокусный объектив и приблизить изображение модели при помощи зума.

Если эта ошибка замечена только после съемки, можно воспользоваться фоторедактором и размыть фон. Есть несколько способов, позволяющих сделать это. Однако эффект будет не таким естественным, как при размытии фона при помощи фотоаппарата.

Предметы, растущие из головы

Предметы, растущие из головыЭто еще одна распространенная ошибка, которую совершают практически все новички. Ее причина – в невнимательности фотографа к фону при съемке портретов. В итоге из головы часто вырастают фонарные столбы, деревья, цветы и другие предметы, которые портят даже самый выразительный портрет. Исправить эту ошибку проще всего в процессе съемки. Достаточно самому изменить немного ракурс. Иногда достаточно сместиться на несколько сантиметров, и фотография спасена. Также можно попросить модель немного изменить положение. Если на заднем фоне слишком много предметов, и смена точки съемки и перемещение человека не помогают, можно открыть пошире диафрагму и размыть фон.

В случае, если торчащие из головы предметы замечены лишь после съемки, придется поработать в фотошопе, применив точечную коррекцию или другие приемы пост обработки, чтобы избавиться от лишних предметов на фотографии.

Слишком малая глубина резкости

Слишком малая глубина резкостиУ этой ошибки две интерпретации. В первую очередь, при съемке на максимально открытой диафрагме можно получить снимки, на которых идеально резкими не будут даже главные черты лица, например, глаза. Все фото будет немного размыто. Например, очень неестественно смотрятся фотографии, на которых один глаз модели находится в зоне резкости, а другой размыт. Профессионалы рекомендуют всегда немного прикрывать диафрагму. Например, для объектива с 50 мм f1.4 рабочая диафрагма начинается со значение f1.8-f2. Используя большие значения диафрагмы, нужно особенно внимательно следить за тем, что находится в зоне фокусировки. Можно проверить резкость сразу после создания снимка, максимально увеличив изображение на экране фотоаппарата. Если глубины резкости недостаточно, следует немного прикрыть диафрагму и сфокусироваться точнее.

Еще одна грань этой ошибки – однотипные портреты с полностью размытым фоном. Они могут выглядеть эффектно и стильно. Но если такой прием повторяется во всех фотографиях, возникает вопрос о профессионализме фотографа. Возможно он просто не умеет работать с фоном и в любой ситуации старается его размыть.

Неправильная высота съемки

Неправильная высота съемкиКонечно точка съемки зависит от конкретной ситуации, замысла фотографа, его модели. Но есть определенные правила, которые помогают сделать портрет наиболее выигрышным.

Главное из них – фотоаппарат должен находиться на уровне глаз модели. Особенно, если это крупнолицевой портрет.

Так, неправильно снимать детей с высоты своего роста. Лучше быть с ними на одном уровне. Исключением могут быть фотографии, на которых фотограф хочет подчеркнуть, насколько ребенок мал. Тогда съемка с высоты оправдана и не будет ошибкой.

При съемке людей снизу есть риск появления на фотографиях двойных подбородков, акцента на ноздрях и других не красящих моделей нюансов.

Фотографу стоит знать, что съемка сверху визуально укорачивает ноги, а сверху – наоборот удлиняет. Этот прием можно использовать для воплощения своих идей и презентации модели в более выигрышном свете. Например, если у девушки полные и короткие ноги, можно сфотографировать ее с нижней точки. Так ноги будут визуально стройнее и длиннее.

Неверный ракурс – это одна из тех ошибок, которые практически не исправить при коррекции изображения, поэтому особенно важно следить за этим в процессе съемки.

Резкие тени на лице

Резкие тени на лицеЧерные провалы на лице способны испортить портрет даже самого привлекательно человека.

Такая ошибка чаще всего возникает при съемке в полдень в солнечный день. В таких условиях есть несколько способов спасти серию фотографии. Можно сделать несколько кадров, на которых модель закроет глаза и направит лицо к солнцу. Так оно будет равномерно освещено и человека не будет слепить яркий свет. Остальную часть кадров можно сделать в тени. При этом важно следить, чтобы тень была равномерной, и на лице не красовались узоры из солнечных пятен и тени листьев деревьев.

Также избавиться от резких теней позволит использование рассеивателя или накамерной вспышки. Причем вспышку лучше не направлять прямо на лицо, иначе кадр будет плоским. Лучше воспользоваться синхронизатором и осветить лицо немного сверху и сбоку.

Эффект красных глаз

Эффект красных глазВо многих современных камерах есть функция подавления эффекта красных глаз. Но если фотограф использует более старую модель, есть риск появления такой ошибки.

Зрачки чаще всего приобретают красный цвет при использовании встроенной вспышки.

Чтобы избежать этой ошибки можно:

  • Уменьшить интенсивность импульса вспышки в настройках фотокамеры;
  • Отказаться от ее использования, настроив фотоаппарат вручную;
  • Воспользоваться внешней вспышкой.

К счастью эффект красных глаз очень легко убрать в фотошопе. Алгоритм действий простой, поэтому с ним справится даже новичок.

Слишком детализированная кожа

Слишком детализированная кожаЛицо в портретной фотографии должно быть резким, но излишняя детализированность снимка может подчеркнуть все недостатки кожи.

Как этого избежать:

  • Проводить съемки при мягком утреннем или вечернем свете, а не в полуденные часы;
  • Не прикрывать диафрагму слишком сильно;
  • Не включать на фотоаппарате режимы с повышением насыщенности. Они усиливают цвета и подчеркивают все недостатки: прыщи, угри и шрамы. Лучше выбрать нормальную или нейтральную настройку цвета;
  • Не повышать резкость в фотоаппарате.

Если на портрете все-таки очень много проблемных участков, можно заняться ретушью в фотошопе. Самый легкий способ – точечная коррекция. Также можно воспользоваться специальными фильтрами, которые сглаживают недочеты. Фотографу остается убрать лишь самые крупные дефекты. При этом важно не переусердствовать с пост обработкой, чтобы лицо было естественным, а не пластиковым.

Съемка издалека

Съемка издалекаПри съемке портретов с большого расстояния, фотограф берет в кадр слишком много лишнего пространства. Оно отвлекает от человека, не дает понять суть снимка.

Лучше подойти ближе или воспользоваться зумом. Более крупный портрет будет смотреться эффектнее.

Конечно, можно кадрировать фото после съемки. Но в этом случае неизбежна потеря качества.

Неудачная композиция

Неудачная композицияДаже в крупнолицевом портрете и фото с полностью размытым фоном, фотограф должен продумывать композицию. Так, в портрете активно используется правило третей. Глаза модели должны находиться на одном уровне с одной из двух горизонтальных или вертикальных линий, или в точке силы. Если взгляд человека направлен в сторону, с этой стороны кадра необходимо оставить больше места, чтобы взгляд не упирался в край снимка.

На портрете не должно быть пустого ничем не оправданного пространства. И напротив рамки фотографии не должны быть слишком сжаты, чтобы не создавалось впечатление, что человеку тесно в этом пространстве, и оно давит на него.

Кадр можно обрезать при пост обработке, немного исправив композицию. Но не все ошибки поправимы таким способом.

При съемке портрета важно обращать внимание на многие нюансы. Глубина резкости не должна быть слишком большой или слишком маленькой, следует выбирать правильный ракурс, следить за композицией и расположением модели относительно фона. Всегда проще заметить и исправить ошибку во время съемки, чем ломать голову, как скорректировать это в фотошопе. Тем более, фоторедактор – не панацея от всех главных ошибок при съемке портретов, некоторые из них просто невозможно исправить пост фактум.

  • ВСЕ

  • Рисование

  • Советы художника

  • История искусств

  • Живопись

  • Рисунок

  • Цветоведение

  • Поэтапное рисование

  • Вдохновение

  • О художниках

  • Ученики

  • Композиция

  • Абстракция

  • Книги

Художник: Екатерина Крюкова

    С такими вопросами ко мне на консультацию нередко приходят начинающие художники или те, кто обучались когда-то, но никак не могут восстановить навыки рисования после длительной паузы. Часто художники-самоучки присылают свои работы в личном сообщении, в надежде, что я смогу в двух словах подсказать им дальнейший путь развития и исправления рисунков. Часто их просьбы сводятся к одному – я вижу, что плохо, как сделать хорошо, реалистично, похоже.

   Друзья, это как раз то, что называется – всё в одну кучу. Из-за недостатка понимания изобразительной грамоты или частичной амнезии “всё смешалось в доме Облонских”.  А в учебном рисунке без чёткой логики и последовательности задач никуда. Давайте распутываться постепенно.

Художник: Екатерина Крюкова

1) Хорошо или плохо – понятия абстрактные, применимо к рисунку они редко употребляются.

   Хороший или плохой рисунок – это соответствие или несоответствие общим правилам изображения, как то: конструктивное построение головы, верные перспективные сокращения, точные пропорции, грамотная тональная моделировка формы, выявление формы и объёма отдельных частей лица и головы целиком, передача пространства в рисунке и прочее. Всё зависит от конкретной поставленной вначале работы над рисунком задачи. Если была задача – просто нарисовать какое-нибудь лицо из головы, то качественного результата ждать не стоит. Рисунок получится “плохим”, ведь нет конкретных критериев его оценки, нет понимания, что будет в итоге, а значит и рисунок получится случайный, абы какой.     

   Чтобы рисунок получился “хорошим”, прежде чем браться за бумагу и карандаш, продумайте тщательно то, что хотите изобразить – не просто лицо с глазами, носом и губами, а поставьте конкретную (в идеале, посильную) задачу. Например, точно передать пропорции конкретного человека (с натуры или, в крайнем случае, по фото), передать в рисунке объём частей лица, распределить тени и света на лице, добиться материальности волос, глаз, кожи и прочее.

    Чем проще задача, чем легче начинать рисовать портреты. Для новичков подойдут такие задачи – передать при помощи линии характерные особенности конкретного лица, построить лицо человека конструктивно, применить в рисунке портрета человека сочетание линии и пятна и другие. Проще говоря, ставим задачу в рисунке портрета и выполняем её.

Художник: Екатерина Крюкова

 2). Поставить посильную задачу в рисунке не так просто, как кажется.

   По опыту знаю, что начинающие художники необъективно оценивают собственные творческие силы и качество рисования: кто-то слишком не уверен в себе и выполняет однотипные рисунки, почти не развиваясь, а кто-то наоборот, излишне самоуверен и упрям, что тоже не приносит качественного результата в рисовании. В итоге к нам в школу обращаются с просьбами закончить или переделать рисунок, выполняемый на заказ, потому что художник не рассчитал силы, время мастерство и прочее (к слову, мы за такое не берёмся ни при каких обстоятельствах), или человек замыкается в себе, решая, что ему не дано хорошо рисовать. Даже не знаю, что хуже.

   Дорогие коллеги, для этого и существуют учителя, чтобы плавно, постепенно, шаг за шагом, научить вас рисовать то, что вы хотите и как вы хотите. Только квалифицированный опытный учитель рисования сможет поставить не только посильную, адекватную исходным данным и времени обучения цель, но и серию задач для достижения качественного результата. Самостоятельно это не сделать. Нужны профессиональные навыки и компетенции, чем может похвастаться далеко не каждый. Не тратьте силы и время впустую в попытках самостоятельно научиться рисовать – выбирайте учителя по душе и включайтесь в осознанную работу. Кстати, я уже писала подробно, почему нельзя научиться рисовать самостоятельно в статье: https://jotto8.ru/blog/kak-nauchitsja-risovat-samostojatelno .

Художник: Екатерина Крюкова

3). Рисуем не просто лицо, а конкретное лицо: пропорции берутся с натуры.

   Да, научиться рисовать можно только так. И, да, это не срисовка, а нормальное полноценное обучение. Чтобы рисовать из головы, нужно сначала в эту голову что-то заложить – типажи, характеры, приёмы рисования и прочее. Все великие художники сначала много лет рисовали с натуры, набирали и оттачивали мастерство, а потом, преимущественно в эскизах, применяли рисование по памяти и представлению, всё же отдавая предпочтение наблюдению живой натуры. Лучше природы не придумать и не создать – зачем с ней соревноваться?
  Кроме того, начинающие художники склонны обобщать и искажать в силу невысокого мастерства и недостатка практического опыта, а это тоже мешает в рисовании. Причём рисование по представлению, в этом случае, практически невозможно. Да и оценивать готовую работу сложно – критериев оценки мало: какие пропорции подразумевались? За счёт чего выявлялся объём и форма? Какие характерные особенности персонажа художник хотел передать и подчеркнуть? Трудно даже предположить. Поэтому, рисуем конкретную модель, не фантазируем.
  Кстати, подробно про рисование из головы я уже писала в статьях:

https://jotto8.ru/blog/chto-nuzhno-chtoby-risovat-iz-golovy-kak-nauchitsja-risovat-ispolzuja-sobstvennuju-fantaziju-chast-i и

https://jotto8.ru/blog/chto-nuzhno-chtoby-risovat-iz-golovy-kak-nauchitsja-risovat-ispolzuja-sobstvennuju-fantaziju-chast-ii .

Художник: Екатерина Крюкова

4). Рисуем систематически.
  Конечно, чтобы научиться рисовать нужно рисовать много, но много понятие растяжимое. Для одного художника 3 наброска в день много, а для другого – одна картина в месяц. Да и вообще, обучение рисованию – процесс длительный и серьёзный, поэтому стоит рассчитать собственные силы и оценить желание заранее. Это как бежать марафон: если сразу выложиться на первых 100 метрах пути, можно до конца и не добежать. Поэтому, рисовать начинающему художнику нужно не много, а систематически. То есть, стоит оценить свои возможности, желания и творческую энергию – рисовать постоянно столько, чтобы силы и желание научиться рисовать портреты сохранялось и времени на новое хобби хватало. Время от времени рисовать не получится – паузы в обучении мешают освоению навыков, умений и знаний в рисовании. Об этом напишу подробнее дальше.
    Система занятий рисованием портрета, даже самая простая и разряжённая, намного лучше большого интенсива с последующей паузой в 2-3 года. В идеале, конечно, рисовать каждый день, хоть по одному скетчу. Но далеко не все могут себе это позволить. Поэтому, даже стабильное посещение уроков рисования один раз в неделю – отличный вариант обучения изобразительному искусству. Постепенно, медленно, но неукоснительно точно начинающий художник придёт к своей цели и освоит мастерство портретиста, пусть даже это займёт 2-3 года. Материал усвоится, навыки и умения осознанно выработаются, а сами занятия войдут в привычку и станут обязательным еженедельным ритуалом. Именно так и учились все великие художники.

Художник: Екатерина Крюкова

5). Рисуем много.
  Рисовать много или мало, вопрос, конечно, спорный. Опять же, можно выложиться по полной за 2 интенсивных творческих дня и потом месяц не браться за карандаш или наоборот, каждый день лениво марать бумагу – и тот, и другой варианты нам не подходят. Учитывая, что впереди цель – научиться рисовать портреты – усилия прикладывать нужно, самодисциплина в обучении рисованию важна особо. Также требуется потратить достаточно времени для обучения рисованию У каждого ученика это разные временные интервалы – кто-то достигает желаемого результата за полгода, кто-то за год, кто-то за 3-4 года – это нормально.
  Важно определиться и с продолжительностью одного сеанса рисования. 15 минут в день будет мало, как ни крути, а 15 минут в неделю, тем более. Даже если заниматься систематически, научиться рисовать портреты при таком расписании невозможно. На один сеанс – урок рисования – затрачивайте от 30 минут до 3 часов времени. Этого хватит, чтобы сосредоточиться, погрузиться в задачу, разбить её на последовательность шагов, выполнить поэтапно все шаги и обобщить рисунок.
    По опыту знаю, что 2 часа занятия рисованием – оптимальное время для хорошего результата. За это время художник обычно не успевает устать, но успевает порисовать достаточно продуктивно и осмысленно. На выполнение стандартного обучающего упражнения – самое время. Если вначале будет сложно высиживать 2 часа подряд, сделайте 5-10 минутную паузу в середине занятия – пройдитесь, подвигайтесь, выполните небольшую разминку. Вот увидите, утомление как рукой снимет и вы легко и вдумчиво закончите рисунок.

Художник: Екатерина Крюкова

6) Рисуем обязательно с натуры, фотография используется только как помощь.
  Рисовать с плоского изображения проще, чем с натуры, ведь при рисовании с живой модели приходится изображать трёхмерное в двухмерной плоскости. Но, это намного полезнее и важнее, чем просто переносить пропорции с одного листа на другой и перерисовывать пятна.
  Во-первых, при рисовании с натуры можно наблюдать модель с нескольких ракурсов (обойти, посмотреть, как она выглядит с разных сторон, изучить характерные детали). А это особо важно для портрета, когда через характерные пропорции, мелочи, особенности передаётся не только внешняя похожесть в портрете, но и индивидуальные черты характера и темперамента портретируемого.
  Во-вторых, фотография передаёт не всё, что видит в натуре человеческий глаз – тонкие полутона, характерные рефлексы и повороты форм, особенности конструкции надбровий, подбородка, носа – часто всё это выглядит плоским, примитивным, непонятным на фото. В рисунке портрета по фото всё это придётся рисовать только так и никак иначе, получается, что при рисовании с фотографии нет места творчеству, анализу, логическому построению формы, что так важно для обучения искусству портрета, особенно на раннем этапе.

Художник: Екатерина Крюкова

   В третьих, художественная фотография уже несёт в себе некую образность, жертвует для её усиления чем-то второстепенным: например, формой ради красивого освещения, переносит акцент на лицевую часть, практически не показывая затылок и шею (а значит, сложно представить форму черепа и конструкцию всей головы в целом – а без этого портрет будет неубедительным, не реалистичным). Любительская фотография часто не передаёт ни освещения, ни формы лица и его частей, и уж тем более искажает цвет и пропорции (если голова на фото в ракурсе или сложном повороте). Поэтому, если всё же вы рисуете портреты по фото, используйте несколько фотографий модели в разных ракурсах и поворотах. И не забывайте проверять точность рисунка по модели. 

На эту тему также есть развёрнутая статья: https://jotto8.ru/blog/risovat-s-natury-ili-po-fotografii .

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂



  • Назад


  • Вперед

Добавить комментарий