Все чаще и чаще в СМИ появляются сообщения о пропавших без вести многие годы назад детях, которых случайно обнаруживают уже взрослыми… среди животных. Люди, лишенные человеческого общества, обращаются за помощью к братьям меньшим, которые, обучая их своим повадкам и навыкам выживания, фактически спасают им жизнь.
В Камбодже была обнаружена девушка, пропавшая 19 лет назад в возрасте 8 лет; в одной из африканских стран стая обезьян приютила десятилетнего мальчика; две сестры воспитывались стаей волков; девятилетний мальчик стал “предводителем” стаи дворовых собак – это все реальные истории. Несмотря на различные ситуации, у них есть один общий факт: все дети, воспитанные животными, страдают редчайшим в мире заболеванием, носящим название “синдром Маугли”.
Несмотря на романтичную историю, описанную в книге Киплинга, в жизни все, как всегда, гораздо сложнее. Точно определение синдрома дать невозможно, это слишком широкое понятие. Однако, как пояснила в своем комментарии для РИА Новости, психолог, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры “Специальной и клинической психологии” Галина Алексеевна Панина, в общем, “синдромом маугли” называют совокупность синдромов, которые демонстрирует ребенок, выросший вне социальной среды.
Природой, генами в человека заложены некоторые признаки, которые должны быть выражены в развитии, а вне социума личность развиться не может. Понятие “синдрома маугли” очень широкое: вплоть до того, что медик, социолог, клинический психолог или социальный психолог сформулируют его по-своему, добавив свой аспект.
Среди общих признаков “синдрома маугли” выделяют нарушения речи или неумение говорить, неспособность к прямохождению, десоциализацию, отсутствие навыков пользования столовыми приборами, боязнь людей. При этом, у них часто отменное здоровье и гораздо более устойчивый иммунитет, чем у людей, живущих в обществе. Часто психологи отмечали и то, что человек, который провел среди животных достаточно долгое время, начинает себя идентифицировать с “собратьями”; так восемнадцатилетняя девочка, которую воспитывали собаки, научившись говорить, по-прежнему настаивала, что она – собака. Впрочем, в данном случае имеют место уже психические отклонения, которые также неизбежны.
На вопрос, возможен ли процесс восстановления человека после долговременного пребывания вне человеческой среды в социум, специалисты, опять же не дают однозначного ответа: все слишком индивидуально. Шансы стать нормальным человеком у “маугли” зависят как от генетически заложенных качеств, так и от периода и длительности пребывания вне социума.
В процессе развития человека есть некая возрастная граница, порог, в который закладывается та или иная функция: например, умение говорить, навыки прямохождения. Кроме того, существует и переходный период, в среднем, 12-13 лет: до этого возраста мозг ребенка достаточно пластичен, а к 12-13 годам мозг человека набирает интеллектуальный потенциал. Несмотря на то, что и в течение дальнейшей жизни происходит развитие, основное закладывается именно к подростковому возрасту. В том случае, если у человека не сформированы какие-либо из функций, то позже восполнить их практически невозможно.
Как отмечает специалист, после 12-13 летнего порога неразвитого человека возможно только “надрессировать” или, в некоторых случаях, минимально адаптировать в социальную среду, но можно ли его социализировать как личность – большой вопрос.
Говоря о “синдроме маугли”, возможность дальнейшего выживания человека в обществе, после возращения его в социум, зависит еще и от возраста. Например, если ребенок попадает в звериное сообщество до того, как у него сформируется навык прямохождения, то передвижение на четвереньках станет единственно возможным способом на всю жизнь – переучить будет уже невозможно.
Известны разные случаи: иногда детям-маугли удавалось выжить среди людей, иногда – нет. Так, две сестры, отобранные у стаи волков, обе умерли; младшая – практически сразу, а старшая – спустя несколько лет, так и не научившись говорить.
В другом случае – когда десятилетний мальчик жил с обезьянами в течение трех лет, он смог вернуться: врачи объяснили это тем, что он попал к животным уже в том возрасте, когда уже успел осознать себя человеком.
Девочка восемнадцати лет, считающая себя собакой – деградирует в развитии уже после возвращения. Но есть и исключительные случаи:
В подмосковном городе Подольск был обнаружен семилетний ребенок, который жил в квартире со своей матерью, тем не менее, страдавший “синдромом маугли”. Фактически, воспитывала его собака: Витя Козловцев в совершенстве владел всеми собачьими повадками. Он прекрасно бегал на четвереньках, лаял, лакал из миски и уютно сворачивался калачиком на коврике…
После того как мальчика нашли – совершенно случайно – его мать лишили родительских прав. Самого Витю передали в “Дом милосердия” Лилит и Александра Гореловых. Несмотря на то, что врачи давали весьма скептические прогнозы, за год мальчик научился ходить, говорить, пользоваться ложкой и вилкой, играть и смеяться. Возможно, мальчик мог бы восстановиться, но закон в данном случае оказался против ребенка: проблемы с документами поставили под угрозу существование “Дома Милосердия”. Как сообщала газета “Московский Комсомолец”, сейчас идет процесс оформления опекунства над мальчиком, чтобы супруги Гореловы могли забрать ребенка на законных основаниях.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников
Синдром Маугли
Синдром Маугли – совокупность симптомов, наблюдающихся у детей, выросших в условиях полной социальной изоляции. Отсутствие опыта общения, человеческих отношений формирует выраженное отставание и искажение умственного, эмоционального, личностного развития. Движения, поведение детей схожи с активностью животных: передвигаются на четырех конечностях, ловко прыгают. Вместо речи – звукоподражание. Эмоциональные реакции примитивны, отражают гнев, страх, удовольствие. Диагностика психопатологических отклонений проводится методом наблюдения. Лечение основано на развивающих и коррекционных занятиях, реабилитации.
Общие сведения
Название синдром получил благодаря сборнику рассказов Д. Р. Киплинга «Книга джунглей». Главный герой по имени Маугли с ранних лет воспитывался волками в джунглях. Автор приписывает ему относительно развитый интеллект, физические навыки людей (прямохождение, использование орудий), дифференцированные социальные эмоции и чувства. В отличие от героя книги, реальные дети перенимают поведение животных и значительно отстают в развитии интеллекта. Синонимичные названия синдрома Маугли – одичавшие, дикие, феральные дети. В России общественной изоляции чаще подвержены дети алкоголизировавшихся и психически больных родителей.
Синдром Маугли
Причины синдрома Маугли
Вопрос о причинах абсолютной социальной изолированности детей продолжает исследоваться. Когда развитие протекает в дикой природе, невозможно определить условия, при которых ребенок оказался среди животных. При искусственно созданной изоляции удается установить контакт с матерью и/или отцом. Предположительно причинами синдрома Маугли становятся:
- Гибель родителей. Наиболее вероятная причина в небольших поселениях, расположенных вблизи диких лесов. Дети остаются одни, блуждают, примыкают к звериным семьям.
- Недостаточный присмотр. Младенцы могут быть украдены некоторыми животными (например, крупными видами обезьян). Малыши постарше уходят из дома самостоятельно, дезориентируются в природных условиях, не находят обратный путь.
- Психические расстройства родителей. Детей-Маугли находили в подвалах, клетках для животных, закрытых комнатах дома. Условия заточения создавались родителями, имеющими психопатологию, в том числе спровоцированную употреблением наркотиков, алкоголя.
Патогенез
В психическом развитии ребенка существуют сенситивные периоды – временные интервалы, характеризующиеся оптимальным сочетанием внутренних условий для развития определенных психических процессов. Психика становится максимально чувствительной к внешним социальным воздействиям, способствующим формированию произвольности памяти, мышления, внимания, освоению речи, различных форм деятельности. При дефицитарности развивающей среды возникает задержка психических функций.
Синдром Маугли – результат тотальной социально-психологической депривации в сензитивные периоды развития. Недостаток общения, воспитания, любви и других форм человеческого взаимодействия приводит к выраженному интеллектуальному, эмоциональному и поведенческому дефекту. Педагогические, воспитательные, коррекционные воздействия, осуществляемые после завершения сенситивных периодов, оказываются малоэффективными. Базовые психические функции развиваются до 5 лет, поэтому чем меньше возраст, в котором малыш оказался в «диких» условиях, тем более выраженным и стойким будет дефект.
Классификация
Типология синдрома пока окончательно не разработана. Недостаточное количество эмпирических данных, устаревшие методы исследования большинства случаев (XIX, начало и середина XX века) не позволяют произвести классификацию по клиническим проявлениям, характеру течения, патогенетическим механизмам. С середины прошлого столетия как разновидность синдрома Маугли стали рассматривать синдром Каспара Хаузера, названного в честь имени мальчика, находившегося в заточении с раннего возраста. В настоящее время пациенты подразделяются на две группы:
- Феральные дети. Развитие и воспитание происходит в условиях дикой природы без присутствия людей. Последствия практически не поддаются коррекции.
- Дети с синдромом Хаузера. К данной группе отнесены малыши, оставленные без помощи и подвергшиеся заключению. Предположительно, насильственная изоляция в ранние годы проявляется менее устойчивыми нарушениями психики.
Симптомы синдрома Маугли
Длительное нахождение в изоляции отражается на всех сферах психики – на интеллектуальном развитии, эмоциональном реагировании, поведении. Уровень когнитивного дефицита сопоставим с тяжелой умственной отсталостью. «Дети джунглей» не владеют речью, абстрактным образным и логическим мышлением. Все функции психики реализуются на наглядном, конкретном уровне: доступно освоение простых орудий, манипулятивные (реже предметные) действия, образное запоминание. Речь заменена звукоподражанием, дети имитируют вой, лай, скуление, хрюканье, шипение.
Отсутствует способность к прямохождению, передвижение осуществляется на четырех конечностях – ползанье, прыжки. Дети не могут устанавливать и поддерживать контакты с людьми, при их приближении демонстрируют испуг или ярость – забиваются в угол, скулят, рычат, оскаливаются, кусают, хватают за волосы, царапаются. Эмоции ярко выраженные, примитивные, обусловленные инстинктом выживания – страх, гнев. Зачастую «маугли» не умеют улыбаться, удовольствие проявляется гримасой с искривлением рта. Дети идентифицируют себя с животными, иногда проявляют любовь к представителям «родного» вида.
Изменены особенности физического развития, сенсорной чувствительности. Кости скелета (особенно конечностей) деформированы, чувствительность к температурным, болевым воздействиям снижена, хорошо развиты слух, зрение, обоняние. Не установлены суточные ритмы, сон преобладает днем или хаотично распределяется в течение суток. Привычным рационом являются ягоды, фрукты, орехи, сырое мясо. Навык использования столовых приборов, предметов обихода отсутствует. Дети едят руками, отказываются от ложки и вилки, сопротивляются проведению гигиенических процедур, использованию одежды.
Осложнения
Осложнения более вероятны в случаях продолжительной изоляции, отсутствия педагогического и воспитательного воздействия. Основная проблема диких детей – невозможность полноценной социализации. Случаи позднего овладения речью, развития высших форм поведения единичны. Чаще формируется бездумное повторение слов и фраз, осваиваются простейшие формы бытового взаимодействия, но обучение в школе, освоение профессии остается недоступным. Неизученным осложнением является внезапная смерть некоторых детей-маугли в неволе. Перед гибелью они проявляют выраженное стремление к бегству, возвращению в дикую природу.
Диагностика
Диагностика синдрома Маугли выполняется врачом-психиатром, неврологом. Значимым условием постановки диагноза является факт полной длительной изоляции от социума. К данным обследования добавляется информация от родителей, людей, нашедших ребенка и ухаживающих за ним в настоящий момент. Используются физикальные и клинические методы:
- Опрос. Беседа проводится с родителями, но полноценный контакт в большинстве случаев невозможен, устанавливается лишь информация о продолжительности заключения. Опрашиваются люди, нашедшие ребенка – определяются условия его жизни, особенности поведения.
- Осмотр. Невролог исследует чувствительность, сформированность и адекватность рефлексов, особенности двигательной активности. Характерен высокий болевой порог, хорошие показатели ловкости движений.
- Наблюдение. Проводится врачами различных специальностей. Оцениваются различные показатели физического и психического развития: сформированность прямохождения, речи, интеллекта, социальных способов взаимодействия, бытовых навыков.
Лечение синдрома Маугли
Методы лечения остаются предметом исследований. Основное направление – психолого-педагогическая коррекция. Используются техники, применяемые для работы с детьми, имеющими глубокую умственную отсталость. Доказана эффективность поведенческих методов обучения, основанных на простой цепочке «стимул-реакция-подкрепление или наказание». Выученные поведенческие шаблоны – бытовые, коммуникативные навыки – позволяют минимально адаптировать ребенка к социуму. Общая схема терапевтических и педагогических мероприятий включает:
- Развивающие методы. Занятия проводят психологи, олигофренопедагоги, дефектологи, логопеды. Первичная цель – обучить установлению контакта, выражению потребностей и нужд, снизить вероятность агрессивных реакций. На втором этапе разрабатывается индивидуальная программа развития, ориентированная на формирование речи, произвольности, освоение навыков самообслуживания.
- Медикаментозная терапия. Препараты подбираются неврологом, психиатром с учетом клинической картины и данных инструментальных обследований. При расторможенности поведения назначаются транквилизаторы, нейролептики. При сопутствующих органических поражениях ЦНС применяются медикаменты для улучшения мозгового кровообращения, ноотропы.
- Реабилитация. Усилия педагогов направлены на адаптацию детей в коллективах. В интернатах, психоневрологических диспансерах они посещают трудотерапию, творческие занятия. Формируются простые коммуникативные и рабочие навыки.
Прогноз и профилактика
Прогноз синдрома Маугли определяется длительностью периода развития вне социума и возрастом, до которого ребенок находился в нормальных условиях. Общая тенденция такова, что тем позже началась изоляция и чем менее продолжительной она была, тем лучше происходит адаптация, легче развивается речь и социальные навыки. Специфические профилактические меры отсутствуют. Снизить распространенность случаев принудительного заключения представляется возможным через усиление контроля социальных служб за неблагополучными семьями, в которых родители страдают психическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманией.
Синдром Маугли – лечение в Москве
21 января 2007, 13:57
| Автор:
“Дети-маугли”: возможно ли восстановление? Мнение эксперта
Несмотря на романтичную историю, описанную в книге Киплинга, в жизни все, как всегда, гораздо сложнее.
Все чаще и чаще в СМИ появляются сообщения о пропавших без вести многие годы назад детях, которых случайно обнаруживают уже взрослыми… среди животных. Люди, лишенные человеческого общества, обращаются за помощью к братьям меньшим, которые, обучая их своим повадкам и навыкам выживания, фактически спасают им жизнь.
В Камбодже была обнаружена девушка, пропавшая 19 лет назад в возрасте 8 лет; в одной из африканских стран стая обезьян приютила десятилетнего мальчика; две сестры воспитывались стаей волков; девятилетний мальчик стал “предводителем” стаи дворовых собак – это все реальные истории. Несмотря на различные ситуации, у них есть один общий факт: все дети, воспитанные животными, страдают редчайшим в мире заболеванием, носящим название “синдром Маугли”.
Несмотря на романтичную историю, описанную в книге Киплинга, в жизни все, как всегда, гораздо сложнее. Точно определение синдрома дать невозможно, это слишком широкое понятие. Однако, как пояснила в своем комментарии для РИА Новости, психолог, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры “Специальной и клинической психологии” Галина Алексеевна Панина, в общем, “синдромом маугли” называют совокупность синдромов, которые демонстрирует ребенок, выросший вне социальной среды.
Природой, генами в человека заложены некоторые признаки, которые должны быть выражены в развитии, а вне социума личность развиться не может. Понятие “синдрома маугли” очень широкое: вплоть до того, что медик, социолог, клинический психолог или социальный психолог сформулируют его по-своему, добавив свой аспект.
Среди общих признаков “синдрома маугли” выделяют нарушения речи или неумение говорить, неспособность к прямохождению, десоциализацию, отсутствие навыков пользования столовыми приборами, боязнь людей. При этом, у них часто отменное здоровье и гораздо более устойчивый иммунитет, чем у людей, живущих в обществе. Часто психологи отмечали и то, что человек, который провел среди животных достаточно долгое время, начинает себя идентифицировать с “собратьями”; так восемнадцатилетняя девочка, которую воспитывали собаки, научившись говорить, по-прежнему настаивала, что она – собака. Впрочем, в данном случае имеют место уже психические отклонения, которые также неизбежны.
На вопрос, возможен ли процесс восстановления человека после долговременного пребывания вне человеческой среды в социум, специалисты, опять же не дают однозначного ответа: все слишком индивидуально. Шансы стать нормальным человеком у “маугли” зависят как от генетически заложенных качеств, так и от периода и длительности пребывания вне социума.
В процессе развития человека есть некая возрастная граница, порог, в который закладывается та или иная функция: например, умение говорить, навыки прямохождения. Кроме того, существует и переходный период, в среднем, 12-13 лет: до этого возраста мозг ребенка достаточно пластичен, а к 12-13 годам мозг человека набирает интеллектуальный потенциал. Несмотря на то, что и в течение дальнейшей жизни происходит развитие, основное закладывается именно к подростковому возрасту. В том случае, если у человека не сформированы какие-либо из функций, то позже восполнить их практически невозможно.
Как отмечает специалист, после 12-13 летнего порога неразвитого человека возможно только “надрессировать” или, в некоторых случаях, минимально адаптировать в социальную среду, но можно ли его социализировать как личность – большой вопрос.
Говоря о “синдроме маугли”, возможность дальнейшего выживания человека в обществе, после возращения его в социум, зависит еще и от возраста. Например, если ребенок попадает в звериное сообщество до того, как у него сформируется навык прямохождения, то передвижение на четвереньках станет единственно возможным способом на всю жизнь – переучить будет уже невозможно.
Известны разные случаи: иногда детям-маугли удавалось выжить среди людей, иногда – нет. Так, две сестры, отобранные у стаи волков, обе умерли; младшая – практически сразу, а старшая – спустя несколько лет, так и не научившись говорить.
В другом случае – когда десятилетний мальчик жил с обезьянами в течение трех лет, он смог вернуться: врачи объяснили это тем, что он попал к животным уже в том возрасте, когда уже успел осознать себя человеком.
Девочка восемнадцати лет, считающая себя собакой – деградирует в развитии уже после возвращения. Но есть и исключительные случаи:
В подмосковном городе Подольск был обнаружен семилетний ребенок, который жил в квартире со своей матерью, тем не менее, страдавший “синдромом маугли”. Фактически, воспитывала его собака: Витя Козловцев в совершенстве владел всеми собачьими повадками. Он прекрасно бегал на четвереньках, лаял, лакал из миски и уютно сворачивался калачиком на коврике…
После того как мальчика нашли – совершенно случайно – его мать лишили родительских прав. Самого Витю передали в “Дом милосердия” Лилит и Александра Гореловых. Несмотря на то, что врачи давали весьма скептические прогнозы, за год мальчик научился ходить, говорить, пользоваться ложкой и вилкой, играть и смеяться. Возможно, мальчик мог бы восстановиться, но закон в данном случае оказался против ребенка: проблемы с документами поставили под угрозу существование “Дома Милосердия”. Как сообщала газета “Московский Комсомолец”, сейчас идет процесс оформления опекунства над мальчиком, чтобы супруги Гореловы могли забрать ребенка на законных основаниях.
Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в
Twitter
Все мы в детстве читали
«Книгу джунглей» Редьярда Киплинга и знаем историю потерянного в джунглях
мальчика Маугли, воспитанного в стае волков. И, к сожалению, эта история не
является просто выдумкой, а имеет под собой основание из реального случая. И
такие случаи далеко не единичны. Проблема «детей-маугли» становится все более и
более актуальной в современном мире. Все чаще и чаще в СМИ появляются сообщения
о пропавших без вести многие годы назад детях, которых случайно обнаруживают
уже взрослыми… среди животных. Люди, лишенные человеческого общества,
обращаются за помощью к братьям меньшим, которые, обучая их своим повадкам и
навыкам выживания, фактически спасают им жизнь.
Возможна ли успешная адаптация и социализация в
цивилизованном мире «детей-маугли» после их возвращения в него?
Дети джунглей («Маугли»,
«феральные люди» от лат. fera —
дикое животное) —
человеческие дети,
которые жили вне контакта с людьми с
раннего возраста и
практически не испытывали заботы и любви со
стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения.
Такие дети, оставленные родителями, воспитываются животными или
живут в изоляции.
Среди общих признаков “синдрома маугли” выделяют нарушения
речи или неумение говорить, неспособность к прямохождению, десоциализацию,
отсутствие навыков пользования столовыми приборами, боязнь людей. При этом, у
них часто отменное здоровье и гораздо более устойчивый иммунитет, чем у людей,
живущих в обществе. Часто психологи отмечали и то, что человек, который провел
среди животных достаточно долгое время, начинает себя идентифицировать с
“собратьями”.
Примерно 90% детей
человека, оказавшись в неестественных условиях, погибают в первые же дни. Это
происходит даже при самом заботливом отношении со стороны животных, ставших
маугли приемными родителями. Выживание
человеческого дитя определяется множеством факторов.
Не стоит думать, что «ферральные люди» это
сравнительно новое явление. Еще в древности находили человеческих особей, не
обладающих даже минимальными социальными навыками.
Например, в 86
г. до н.э. римскому диктатору Сулле доставили дикого человека, пойманного в
роще города Аполлония.
Несколько переводчиков задавали дикарю вопросы на
разных языках, но ответа не добились. Пленник, как записал в своих исторических
хрониках Плутарх, «только издавал грубым голосом нечто вроде ржания и блеяния
овцы».
Сулла испытал великое отвращение к незнакомцу,
повелел убрать его с глаз, а слуги решили его убить, несмотря на протесты
одного из советников диктатора: «Это дитя человеческое, которое в младенчестве
попало к диким овцам, обитавшим вблизи Аполлония. Люди уже виноваты перед ним,
а его убийство станет неискупленным грехом…».
В 1672 году вышла книга
голландского врача Николаса Тульпа «Урок анатомии». В ней он, в частности, следующим
образом описывает мальчика-овцу: «Юношу привезли в Амстердам. Ему было около 16
лет. Вероятно, в младенческом возрасте его потеряли родители, и он воспитывался
среди диких овец в Ирландии.
Парень отличался ловкостью, имел стальные мышцы и обожженную солнцем кожу. Лоб
его был низок и выдавался вперед, выпуклый затылок придавал внешности
неповторимое своеобразие. Юноша не говорил, а лишь блеял, как овца.
Дикарь отказывался принимать обычную пищу, питаясь исключительно травой или
сеном, а пил сырую воду».
В записях XIX века
зафиксировано 53 случая наблюдения детей – Маугли.Вот пример одного из них: в 1887 году к людям попала девятилетняя арабская
девочка Кама, жившая в семье львов. Она ела сырое мясо, не понимала
человеческого языка, видела в темноте и имела невероятно сильные руки с острыми
длинными ногтями. К сожалению, адаптироваться к людям Кама так и не смогла,
вскоре заболела и умерла.
В 1962 году в
Иране был обнаружен мальчик, который долго жил среди гиен в пустынной
местности. Охотникам пришлось набросить сеть на маленького дикаря, чтобы
поймать его. Мальчик бегал на четвереньках, на его локтях и ступнях
образовались костные мозоли.
Лишь через четыре года мальчик немного научился
говорить. По словам малыша, его вскормила молоком гиена. Живя среди людей,
мальчик продолжал бегать на четвереньках и спал на голой земле.
В 1996 году 4-летний москвич Иван Мишуков убежал
из дома от матери и ее друга-алкоголика. Его приняла собачья стая, в которой он
стал вожаком.
Мальчик выпрашивал на улице еду, а затем делился
со стаей, которая служила ему охраной. Из-за этого милиции долго не удавалось
поймать ребенка. Иван жил на улице 2 года.
У него не было проблем с обучением языку, потому
что он умел разговаривать, когда убежал. Сейчас он – обычный мальчик, учащийся
в средней школе.
Возможна ли
социализация?
Этот вопрос является
очень спорным. Многие ученые считают, что человек, выросший в изоляции от людей
и воспитанный среди животных, навсегда утрачивает возможность достичь
нормального умственного и личностного развития.
Никандров В. В пишет: «Человек овладевает
основным объёмом устной речи в течение первого десятилетия своей жизни. В
дальнейшем, конечно, идет совершенствование речи за счёт расширения словарного
запаса, обогащения интонационной окраски, повышения управляемости речи и
прочих элементов. Но главное освоение происходит именно в первые годы жизни.
Причем если самый решающий период (до 3 лет) для становления речи пропущен, то
впоследствии овладеть речью человек уже не в состоянии. Во всех известных подобных случаях общим
являлось то, что дети так и не смогли говорить на человеческом языке и, что еще
трагичнее, довольно быстро погибали, несмотря на хорошие к ним отношение и уход.
Кандидат психологических наук, преподаватель
кафедры “Специальной и клинической психологии” Г. А. Панина
пояснила: «Шансы
стать нормальным человеком у “маугли” зависят как от генетически
заложенных качеств, так и от периода и длительности пребывания вне социума.
После 12-13 летнего порога неразвитого
человека возможно только “надрессировать” или, в некоторых случаях,
минимально адаптировать в социальную среду, но можно ли его социализировать как
личность – большой вопрос.
Говоря
о “синдроме маугли”, возможность дальнейшего выживания человека в
обществе, после возращения его в социум, зависит еще и от возраста. Например,
если ребенок попадает в звериное сообщество до того, как у него сформируется
навык прямохождения, то передвижение на четвереньках станет единственно
возможным способом на всю жизнь – переучить будет уже невозможно.
Вывод:
Проанализировав
многие источники по данной теме, ознакомившись с мнениями различных ученых, я
пришла к выводу, что возможна только частичная социализация и адаптация
феррального человека после его возвращения в «большой мир». Все зависит от
возраста, в котором человек попал в изоляцию и в котором вышел из нее; от генетической
предрасположенности; от того, где именно он воспитывался, были ли там хоть
какие-то проявления человеческой цивилизации; от уровня здоровья и т.д. Но,
чтобы развить минимальные социальные навыки, необходимо прикладывать много
усилий, постоянно заниматься и учитывать психологию феррального человека. При
несоблюдении этих условий, такие люди часто умирают через несколько лет после
возвращения в социум или же уходят жить обратно к животным, но те уже их не
принимают обратно.
Как решить проблему с выявлением «детей-маугли»
Важно определить ту грань, когда государство не просто должно, но обязано вмешаться.
В нашем обществе бытует мнение, что вмешиваться в дела семьи нельзя. И, с одной стороны, это обоснованно. С какой стати кто-то третий, тем более со стороны, будет лезть в семейные отношения.
Однако есть и другая сторона вопроса. Не секрет, что ряд несовершеннолетних – как граждан страны, так и детей мигрантов – находятся в беде чуть ли не с рождения. И таких случаев не один и не два, к сожалению. Часть информации всплывает, попадает в СМИ. Но о скольких случаях мы не знаем? И, с моей точки зрения, важно определить ту грань, когда государство не просто должно, но обязано вмешаться.
Проблема в том, что система выявления семей с так называемыми «детьми-маугли» неэффективна. Управляющие компании, медики, полиция, прокуратура, органы опеки – все эти структуры плохо взаимодействуют между собой. Или вообще не взаимодействуют.
Поэтому, кроме слов искреннего возмущения, существует ряд практических мер, которые нужно применять безотлагательно. Я имею в виду следующее.
Первое. Обязать управляющие компании сообщать в органы опеки и в полицию о существенных просрочках оплаты за квартиру, где прописаны несовершеннолетние.
Второе. Расширить возможности полиции по доступу в квартиры для соблюдения прав несовершеннолетних. Сегодня зачастую у участковых нет полномочий зайти в жилище, даже несмотря на серьёзные основания, к примеру, жалобы соседей.
Третье. Органы опеки и попечительства обязаны информировать граждан, куда обращаться в случае подозрений на нарушения прав детей. Должен быть чёткий алгоритм – сообщение о проблеме, проверка достоверности сообщения, меры реагирования. Сейчас всё это формально и не работает. И обязательно прописать ответственность профильных служб.
Четвёртое. Важно применять не только карательные меры в отношении родителей, но и разработать целый комплекс мер социальной поддержки. Проще всего упрятать мать в тюрьму или лишить родительских прав, наказать, отобрать ребёнка. Гораздо сложнее, но в разы важнее реально помочь тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Помочь с трудоустройством, с жильём, с оплачиваемой временной няней. Это и есть настоящая забота о человеке, настоящая ответственность социального государства.
Никаких серьёзных бюджетных затрат предлагаемые инициативы не потребуют. Однако их принятие качественно изменит ситуацию с нарушением прав несовершеннолетних детей в лучшую сторону, причём в максимально сжатые сроки.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Дзен
Телеграм
Подписывайтесь на наши каналы
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.