Невозможно полностью реализовать свой потенциал, выстроить гармоничные отношения с миром, если отрезать от себя энергию своего рода. Искажение ролевых моделей в семье, болезни близких, зависимости, одиночество, раннее вдовство, бездетность – все это последствия искаженной семейной иерархии, нарушив порядок которой, вы попадаете в долговую петлю. Либо энергия рода работает на вас, дает жизненные силы и опору, либо идет против вас, лишая своей поддержки, вынуждая жить в изоляции, порождая разного рода психологические проблемы. Но никогда не поздно во всем разобраться!
Закон иерархии в семье по Хеллингеру гласит: старшие имеют преимущество над младшими, именно поэтому родителей при любых условиях нужно уважать. Они дали жизнь, растили, кормили, воспитали. Святой долг ребенка оставаться благодарным, вовремя отделиться от семьи, чтобы передать полученные знания и любовь уже своим детям. Но в реальной жизни все не так просто, эта иерархия часто нарушается. Как?
4 вида родовых искажений по Хеллингеру
1. Ребенок мнит себя выше родителей
Это искажение формируется, когда дети перестают уважать родителей, не ценят их вклад в свое воспитание, стыдятся происхождения. Идет критика родителя за его чрезмерную строгость или мягкость, недостаточную поддержку способностей или отсутствие взаимопонимания, которое было в других семьях, но отсутствовало в своей. Когда ребенок отказывается принимать измену отца, темное прошлое матери, открыто ненавидит их пьянство или презирает за тяжелый характер, стараясь учить жизни. Трудно принять «неправильных» родителей, слишком много обид и боли пережито… Но если продолжать ставить себя выше, рискуете потерять часть себя, а с ней и источник энергии, который позволяет двигаться в правильном направлении.
2. Ребенок усыновляет собственных родителей
Другой вид искажения – когда дети и родители меняются местами, тем самым грубо обрезая свою жизнь. Классический пример, когда ребенок вынужден посвятить свою жизнь хронически больному родителю, забывая о себе, личной жизни и карьере. Например, мама тяжело больна и требует постоянного ухода, дочка в связи с этим отказывает женихам, забрасывает любимое хобби, друзей и планы на будущее. Мать болеет десятки лет, за это время дочь катастрофически отстает в профессиональном развитии, теряет красоту, способность к деторождению и надежды на личное счастье, тем самым обрезая будущее всему роду.
3. Родитель воспринимает ребенка как равного
Стремление видеть в детях взрослых людей, общаться с ними на равных, требовать много чревато – родители загружают отпрысков непосильной для них ответственностью, порождают в их душе опасный внутренний конфликт. Такой ребенок не чувствует необходимого покровительства и защищенности, им постоянно затыкают дыры при ссорах или тяжелых жизненных обстоятельствах, требуют совета, который не по силам его опыту или мудрости. «Твой отец мне изменил, скажи, что теперь делать?» «Из-за тебя я должна вкалывать на двух работах, надеюсь, ты окупишь эти старания…» «Почему ты меня не защищаешь, когда бабушка наезжает?» Чувствуете это давление, которое оказывают взрослые, жалуясь своим детям, требуя у них эмоциональной или физической поддержки? Все это провоцирует возникновение комплекса вины, порождает серьезный сбой в родовой матрице.
4. Родитель делает из ребенка символического партнера
Еще один случай родовых искажений – когда родитель находит в ребенке отдушину или замену супругу. Например, жена больше не вдохновляет, и отец всего себя посвящает воспитанию дочери, компенсируя отсутствие домашнего комфорта общением с ребенком. Он не чает в девочке души, активно устраивает ее досуг, делится с ней любыми секретами и во всем ведет себя как муж, кроме сексуального аспекта. Такое поведение чревато проблемами в личной жизни у дочери, а также ревностью матери, которая будет видеть в ней опасную соперницу. Даже если девочке удастся выйти замуж, брак может развалиться, потому что вряд ли кто-то сможет превзойти идеальную, сильную и щедрую фигуру отца.
Как исправить энергетический канал и наладить связь с родом?
Оставшись без родовой энергии, ребенок не может отделиться от родителей, у него просто не хватает сил. Он испытывает трудности при взрослении, не ощущает поддержки, не замечает собственных талантов, выходит во взрослую жизнь несамостоятельным инфантилом, не способным к полноценным зрелым отношениям. Выход из энергетической трясины один – разрешить родителям быть неидеальными, проговорить все свои обиды вслух, высказаться и принять их такими, искренне поблагодарив за ценные уроки жизни. Придется понять, что родителям тоже пришлось несладко, их судьба не была устлана розами, но они старались, как умели, как их тому научили.
Только простив фигуры отца и матери, освободившись от детских обид и боли, поняв, что вы сами являетесь их отражением, вы сможете впустить в свою жизнь силу и защиту рода, найти истинный путь. Все, что родители вложили в вашу голову, то хорошее, чему смогли научить, можно приумножить, если признать их силу, если отнестись к ним с уважением. Говоря «да» родителям, вы говорите то же самое самому себе, учитесь жить в гармонии с семейной иерархией. Почитая и уважая старших в роду, вы открываете в своей душе новые источники любви и силы, впускаете в свой мир источник самой жизни.
Текст: Flytothesky.ru
Поделитесь постом с друзьями!
Сегодня мы разберём, как можно понять, есть ли нарушения порядка в роду и/или семье и какие методы психологии и психотерапии помогают поставить всё на свои места.
Раньше я писал, что люди могут чувствовать, когда находятся не на своём месте и проживают не свою жизнь. Эта те ситуации, когда «Он не знает или не может найти своего места в жизни» или «Живёт не своей жизнью».
Определить, что нарушен порядок, могут помочь знания. Так, мы знаем о принципе «сверху вниз». Это значит, что старшие, кроме всего, имеют больше ответственности и прав. И правильно, когда они эту ответственность берут на себя.
Например, если родители при разводе спрашивают ребёнка, с кем он хочет остаться, то этим они ставят ребёнка выше себя – и это очень тяжело для него.
Или когда родитель ищет одобрения ребёнка при выборе нового партнёра – это нарушение порядка, за которое приходится платить.
Бывает, что информация приходит из биографии. Тогда от родителей, бабушек, дедушек и других людей приходят знания о мертворожденных, рано умерших или абортированных. Как только человек хочет разобраться в своём месте, нужная информация приходит к нему.
Кроме того, восстановить и поставить всё на свои места позволяют некоторые современные методы психологии и психотерапии.
Так, в нашей стране получили большое распространение системные семейные расстановки по Берту Хеллингеру. Расстановки часто помогают прояснить динамику, которая вытекает из нарушений, в том числе и из нарушений порядка, и найти решение.
Существуют и другие виды расстановок. Это расстановки по Идрису Лаору, кукольные расстановки, расстановки фигурами на доске и некоторые другие расстановки.
Иногда информация «всплывает» во время гипноза. В своей практике я сталкивался с тем, что во время гипноза приходила информация, что симптом связан с нарушениями порядка и/или достался в наследство от предков.
Та же информация может прийти во время прохождения сущностной трансформации – одного из глубочайших подходов в НЛП к исцелению своей жизни.
Похоже, что информация о нарушениях в родовой системе может прийти с помощью и других методов. Но расстановки, гипнотерапия и НЛП – одни из самых популярных методов, которые используют в нашей стране.
И, конечно же, обнаружить нарушения порядка и справиться с ними помогают разные виды семейной психотерапии.
К тем, кто хочет и действует, информация приходит.
В том случае, если есть проблемы и вы не можете решить их сами, то лучше не тянуть, а обратиться за профессиональной помощью психолога/психотерапевта. В том числе, сюда.
И напоминаю, что в конце недели я закрою для чтения предыдущую статью, так что успевайте!
Очень часто в жизни есть нарушения в родовой системе, которые переходят из поколения в поколение, о котором человек даже не задумывается и не знает.
Сегодня хочу поделиться с вами историей из жизни нарушения закона иерархии в роду.
Он звучит так – кто раньше в род вошел, тот и старше. Поток любви идет от старших к младшим, а от младших к старшим идет поток благодарности.
В истории, которую я расскажу сегодня, нарушение было в трех поколениях.
Было это в послевоенное время, когда муж возвращался с фронта. Жили они в деревне, и в письмах ему сообщили, что его жена ему изменила. Когда он вернулся с фронта, эта весть пронеслась по деревне. Все сыновья с радостью побежали его встречать. Когда один из сыновей подбежал к нему, чтобы его обнять, он резко его от себя оттолкнул, и сказал ему, что ты мне не сын. Ребенок испытал сильные чувства обиды и унижения. Отец в семью не вернулся.
После чего этот сын взял на себя роль отца в семье и позицию старшего. Когда его мать встретила мужчину и полюбила его, то уже у взрослого сына она попросила разрешения выйти замуж за любимого человека. На что он резко отреагировал, и был против. Он сказал ей: «Ну вот, будешь ты меня еще позорить!» Она его послушалась и не вышла замуж.
Мама его умерла рано, когда он только успел познакомить ее со своей будущей женой.
В своей семье он занял позицию отца, а жена позицию ребенка. Он был хорошим мужем и ответственным работником, которого все уважали. Но в семье жизнь никак не ладилась. Он часто ревновал жену, а сам ходил налево. Почему так происходило? Потому что отец не может спать со своим ребенком. Все это происходит неосознанно, и они сами не понимали, почему так поступают.
У них родилась дочь, которая в свое время вышла замуж. В своей семье она так же заняла позицию старшей, и это была роль матери, а у мужа роль сына. Она была так воспитана, что всю ответственность брала на себя с детства за тех, кто рядом.
В семейной жизни она не была счастлива, и часто уклонялась от близости с мужем. Потому что мать не может вступать в близкие отношения с ребенком. Ей не нравилось все, что происходит в ее семье между ней и мужем, и она стала задумываться о том, что надо что-то делать. Она думала, чувствовала и верила, что есть где-то мужчина, с которым она будет счастлива.
И она встретила такого мужчину. Это была взаимная любовь. С этим мужчиной она раскрылась и почувствовала себя настоящей женщиной.
Если кто-то из всей этой цепочки не проработает нарушение закона, то это будет продолжаться до седьмого поколения. К счастью этой женщины и ее потомкам нарушение было проработано, и цепочка прервана.
Какие нарушения в отношениях в вашей семье или семье родителей вы наблюдаете?
Благодарю, что дочитали до конца! Ставьте лайк 👍 , если понравилось.
ПОДПИШИТЕСЬ на канал! Вас ждет много полезной и интересной информации.
С любовью и благодарностью, Ирина Баранова ❤️
Невозможно полностью реализовать свой потенциал, выстроить гармоничные отношения с миром, если отрезать от себя энергию своего рода. Искажение ролевых моделей в семье, болезни близких, зависимости, одиночество, раннее вдовство, бездетность – все это последствия искаженной семейной иерархии, нарушив порядок которой, вы попадаете в долговую петлю.
Либо энергия рода работает на вас, дает жизненные силы и опору, либо идет против вас, лишая своей поддержки, вынуждая жить в изоляции, порождая разного рода психологические проблемы. Но никогда не поздно во всем разобраться!
Закон иерархии в семье по Хеллингеру гласит: старшие имеют преимущество над младшими, именно поэтому родителей при любых условиях нужно уважать. Они дали жизнь, растили, кормили, воспитали. Святой долг ребенка оставаться благодарным, вовремя отделиться от семьи, чтобы передать полученные знания и любовь уже своим детям. Но в реальной жизни все не так просто, эта иерархия часто нарушается. Как?
4 вида родовых искажений по Хеллингеру
1. Ребенок мнит себя выше родителей
Это искажение формируется, когда дети перестают уважать родителей, не ценят их вклад в свое воспитание, стыдятся происхождения. Идет критика родителя за его чрезмерную строгость или мягкость, недостаточную поддержку способностей или отсутствие взаимопонимания, которое было в других семьях, но отсутствовало в своей. Когда ребенок отказывается принимать измену отца, темное прошлое матери, открыто ненавидит их пьянство или презирает за тяжелый характер, стараясь учить жизни. Трудно принять «неправильных» родителей, слишком много обид и боли пережито… Но если продолжать ставить себя выше, рискуете потерять часть себя, а с ней и источник энергии, который позволяет двигаться в правильном направлении.
2. Ребенок усыновляет собственных родителей
Другой вид искажения – когда дети и родители меняются местами, тем самым грубо обрезая свою жизнь. Классический пример, когда ребенок вынужден посвятить свою жизнь хронически больному родителю, забывая о себе, личной жизни и карьере. Например, мама тяжело больна и требует постоянного ухода, дочка в связи с этим отказывает женихам, забрасывает любимое хобби, друзей и планы на будущее. Мать болеет десятки лет, за это время дочь катастрофически отстает в профессиональном развитии, теряет красоту, способность к деторождению и надежды на личное счастье, тем самым обрезая будущее всему роду.
3. Родитель воспринимает ребенка как равного
Стремление видеть в детях взрослых людей, общаться с ними на равных, требовать много чревато – родители загружают отпрысков непосильной для них ответственностью, порождают в их душе опасный внутренний конфликт. Такой ребенок не чувствует необходимого покровительства и защищенности, им постоянно затыкают дыры при ссорах или тяжелых жизненных обстоятельствах, требуют совета, который не по силам его опыту или мудрости. «Твой отец мне изменил, скажи, что теперь делать?» «Из-за тебя я должна вкалывать на двух работах, надеюсь, ты окупишь эти старания…» «Почему ты меня не защищаешь, когда бабушка наезжает?» Чувствуете это давление, которое оказывают взрослые, жалуясь своим детям, требуя у них эмоциональной или физической поддержки? Все это провоцирует возникновение комплекса вины, порождает серьезный сбой в родовой матрице.
4. Родитель делает из ребенка символического партнера
Еще один случай родовых искажений – когда родитель находит в ребенке отдушину или замену супругу. Например, жена больше не вдохновляет, и отец всего себя посвящает воспитанию дочери, компенсируя отсутствие домашнего комфорта общением с ребенком. Он не чает в девочке души, активно устраивает ее досуг, делится с ней любыми секретами и во всем ведет себя как муж, кроме сексуального аспекта. Такое поведение чревато проблемами в личной жизни у дочери, а также ревностью матери, которая будет видеть в ней опасную соперницу. Даже если девочке удастся выйти замуж, брак может развалиться, потому что вряд ли кто-то сможет превзойти идеальную, сильную и щедрую фигуру отца.
Как исправить энергетический канал и наладить связь с родом?
Оставшись без родовой энергии, ребенок не может отделиться от родителей, у него просто не хватает сил. Он испытывает трудности при взрослении, не ощущает поддержки, не замечает собственных талантов, выходит во взрослую жизнь несамостоятельным инфантилом, не способным к полноценным зрелым отношениям. Выход из энергетической трясины один – разрешить родителям быть неидеальными, проговорить все свои обиды вслух, высказаться и принять их такими, искренне поблагодарив за ценные уроки жизни. Придется понять, что родителям тоже пришлось несладко, их судьба не была устлана розами, но они старались, как умели, как их тому научили.
Только простив фигуры отца и матери, освободившись от детских обид и боли, поняв, что вы сами являетесь их отражением, вы сможете впустить в свою жизнь силу и защиту рода, найти истинный путь. Все, что родители вложили в вашу голову, то хорошее, чему смогли научить, можно приумножить, если признать их силу, если отнестись к ним с уважением. Говоря «да» родителям, вы говорите то же самое самому себе, учитесь жить в гармонии с семейной иерархией. Почитая и уважая старших в роду, вы открываете в своей душе новые источники любви и силы, впускаете в свой мир источник самой жизни.
via
«Дети вырастают инфантильными эгоистами». Психолог – о важности иерархии в семье
С рождением ребенка жизнь пары меняется. И часто происходит так, что родители подстраивают свою жизнь под нового члена семьи и ставят желания ребенка превыше всего. Но правильно ли так делать? Узнали у психолога Галины Швец.
По мнению психолога, без четкой иерархии в семье не обойтись. Галина проводит аналогию с рабочим коллективом, где нет главного, а все работают на равных условиях. — Будет ли такая организация функционировать? Какое-то время — да, но недолго, потому что в ней будет твориться настоящий хаос и беспредел. Семья — это такая же организация. И если в семье нет структуры, то есть иерархии, она не будет функционировать нормально.
В любой «организации» должен быть руководитель, который управляет, принимает важные решения и несет ответственность за своих «подчиненных».
Учёные выяснили, какие дети вырастают чёрствыми и равнодушными
Часто в семьях возникает искаженная иерархия
Иногда ребенка ставят на пьедестал, он становится неким центром семьи, а остальные ее члены подстраивают под него свою жизнь. Возникает искаженная семейная иерархия. Часто это происходит в семьях, которые долго ждали появление ребенка.
— У Джона Грея в книге «Дети с небес» написаны замечательные слова по этому поводу: «Ты можешь быть не согласен, но папа и мама — главные». Что это означает? Не всегда все в жизни должно происходить так, как хочет ребенок. Родители не обязаны и не должны удовлетворять все его «хотелки». Есть такие ситуации, когда ребенок из-за своих желаний может оказаться в опасности. Например, он может захотеть облизывать провода, играть с острым ножом, бросать мяч в окно. Да и вообще: если ребенок не хочет идти на улицу, всем нужно оставаться дома из-за него? Конечно, нет!
Естественно, ребенок будет сопротивляться — расстраиваться и злиться, но он должен знать, что главные в семье — родители. Именно они принимают решения, исходя из своих представлений о том, что правильно, а что — нет.
Мнение: Гаджеты отнимают у детей то прекрасное, что их окружает (ВИДЕО)
При этом, конечно, нужно учитывать возраст ребенка. Если плачет грудничок, важно удовлетворять его базовые потребности: покормить, поменять памперс, просто успокоить. А вот ребенку постарше вполне можно сказать: «Подожди, пожалуйста, я сейчас подогрею еду папе, он пришел с работы голодным, а потом дам вкусненькое тебе».
В семьях с неправильной иерархией дети вырастают эгоистичными и инфантильными
Когда родители ставят ребенка на первое место, он начинает понимать, что малышом быть хорошо. Весь мир крутится вокруг него: желания мгновенно исполняются, все самое вкусное достается именно ему. В итоге ребенок просто не видит смысла взрослеть. Как это проявляется на деле? Ребенок часто капризничает, командует родителями, требует приказами и криком то, что ему хочется. Такие дети часто вырастают эгоистичными и инфантильными, не способными к самостоятельной жизни.
— Бывают такие семьи, в которых сын в 25 лет требует от родителей деньги на свои личные расходы. И они дают, думая: «Как же он без нас». А все это происходит из-за нарушенной иерархии в семье: с детства ребенку мгновенно давали то, что он хотел. Зачем ему взрослеть, если мама и папа всегда будут о нем заботиться и обеспечивать всем необходимым?!
Психолог обращает внимание и на другую сторону проблемы: когда родители ставят на первое место ребенка, они часто чувствуют себя несчастными. А от этого страдает и сам ребенок:
Каким должно быть счастливое детство?
Сначала подумайте о себе, потом — о детях
Важная роль в построении правильной иерархии в семье играет женщина: она должна с уважением относиться к своему мужу и демонстрировать это детям. Причем не только на словах, подчеркивает психолог.
— Например, пришло время обедать. Дети кричат, что хотят есть. Кому первому вы будете накладывать еду? Тому, кто громче кричит, или самому маленькому члену семьи? Правильный ответ — мужу! Потом — себе, затем еду получают старшие дети, а младшие — самые последние. Такому же принципу нужно следовать, когда в семье делят что-то вкусное. Обычно как? Все отдается детям, а папе и маме остается по маленькому кусочку. А надо наоборот: сначала мама угощает папу, потом берет кусочек себе и только потом делится с детьми. На первом месте должны стоять потребности и желания взрослых, а потом — детей!
Таким поведением родители показывают, что «быть взрослым и старшим — это круто, к этому надо стремиться». А это положительно влияет на поведение ребенка, его отношение к людям и миру в целом:
— Видя, как мама уважает папу, сколько всего ему можно, ребенок будет хотеть стать таким же. Он будет вести себя более осознанно, помогать родителям, с удовольствием будет учиться у них чему-то новому, с уважением будет относиться к их просьбам и пожеланиям.
В самом общении с ребенком родителям стоит подчеркивать, что они радуются и гордятся тем, что он становится старше. Тогда дети обычно с удовольствием откликаются на просьбы родителей:
— Например, самые обычные повседневные дела можно поручать ребенку не в виде наказания, как часто это преподносят, а как показатель того, что ребенок может делать «великие семейные дела» наравне со взрослыми, ведь он взрослеет, становится сильнее и умнее. Тогда и отношение детей к домашним делам становится совсем иным.
Не всегда установленные правила и границы нравятся детям. Особенно если родители поздно замечают, что иерархия в семье нарушена. Тогда психолог советует начинать с мелочей:
— Например, если вы купили сладостей — попробуйте их первыми, а потом угостите ребенка. Первое время он может расстраиваться. Но это его право — выражать свои эмоции. Вы должны помочь ему справиться с этими чувствами, но не идти на поводу: «Да, я понимаю, что ты хочешь конфету, но сначала суп, потом сладости». И тогда ребенок шаг за шагом начнет потихоньку понимать, что главные в семье — мама и папа, а не он.
Не возвышайте младшего ребенка над старшим
В воспитании нескольких детей психолог также советует придерживаться принципов иерархии. Тогда у детей не возникнет ревности друг к другу. А все потому, что родители не будут ставить младшего ребенка выше себя и старших детей:
— Не должно быть никаких привилегий у ребенка просто потому, что он маленький. Забудьте фразу: «Он же младше — уступи». В противном случае ревность неминуема, ведь раньше все внимание доставалось старшему ребенку, а тут вдруг появился малыш, который теперь стал центром Вселенной. У нас, например, старший сын очень любит младшего и гордится тем, что он взрослее: «Мне уже можно смотреть мультики и есть сладости, а Ярославу — нельзя, он маленький и может командовать только игрушками». Но такое возможно только тогда, когда в семье старший ребенок — важнее младшего, а не наоборот, как это часто бывает в наших семьях.
Психолог подчеркивает, что с возрастом детей нужно не только наделять новыми правами, но и вводить им новые обязанности, например, домашние дела по дому.
— Права и обязанности должны расширяться с возрастом пропорционально. Конечно, надо учитывать возраст детей и не требовать того, на что они еще неспособны. Но общее правило такое: чем старше ребенок, тем больше у него не только прав, но и обязанностей. Если ребенку в 6 лет разрешили играть в компьютерные игры, то наравне с играми у него появилась обязанность ходить в школу, вовремя выполнять домашние задания, заботиться о домашних питомцах, помогать маме с уборкой.
Источник
Нарушения иерархии в семейной системе. Чего нельзя делать родителям со своими детьми.
Автор: Мария Мухина, психолог, системный терапевт
Нарушения иерархии в семейной системе
Иерархия – один из параметров семейной системы, призванный устанавливать порядок, определять принадлежность, авторитет, власть в семье и степень влияния одного члена семьи на других.
Одно из положений иерархии заключается в том, что в семье родители несут ответственность за детей и имеют всю власть в нуклеарной семье.
Пример: «Дочь-подружка». Мама общается с дочерью на равных, как партнеры, как подруги, что приводит к психологическому дискомфорту у ребенка, к смешению ролей, к ослаблению силы ребенка.
В норме сила ребенка должна направляться в социум, использоваться для общения со сверстниками, друзьями и сиблингами (братьями, сестрами).
В случае, когда мама начинает делиться с дочкой тем, какие у неё плохие отношения с папой, как они конфликтуют, делится своими подозрениями относительно измен отца, в душе у ребенка начинает происходить сумятица.
Когда мама становится дочери подругой, в глазах дочери это снижает ее авторитет и, как следствие, дочь непроизвольно эмоционально присоединяется к отцу. Ребенок не хочет слышать подобных вещей, ему тяжело слушать негативные вещи про одного из родителей. В результате дочь старается дистанцироваться от матери. То же происходит и в случае излишне доверительных, товарищеских отношениях одного из родителей с сыном.
Затрагивая тему избыточной откровенности в общении с детьми, следует сразу обозначить, чего в норме не должны знать дети.
Дети не должны знать про личные интимные подробности и тайны родителей. В первую очередь это касается сексуальных отношений. Метафорически это звучит так:
«Дверь супружеской спальни для детей должна быть плотно заперта»
Да, дети знают, что дверь эта есть, и на этом – всё.
Также дети не должны знать о добрачных романах, отношениях, влюбленностях родителей. Рассказывая о своих добрачных отношениях детям, мать забирает силу отца и настраивает детей против себя.
То же касается отца, дети не должны знать о его добрачных отношениях. Если имел место брак и дети спросили об этом, имеет смысл сообщить только факт брака и это не должно глубоко фиксироваться, дабы не вызвать тревогу у детей и их сомнения в устойчивости союза родителей.
Теперь вернемся к нарушениям иерархии в семейной системе.
Пример: Если отец химически зависимый и в семье есть сын, то он часто замещает созависимой матери отца. Отец и мать в такой семье зачастую, инфантильные, поэтому ребенок вынужден стать единственным взрослым и нести ответственность за семью, ее существование и гомеостаз. Он принимает решения, он отвечает за границы семьи, делая их жесткими.
Жесткие границы в этом случае выглядят примерно так: никто не должен узнать, что отец зависимый, поэтому никого нельзя звать в дом, ни с кем нельзя делиться происходящим в семье. У такого ребенка, как правило, нет друзей, он ведет замкнутую «взрослую» жизнь. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье выше родительского.
Другой пример парентификации: в случае ранней смерти матери, дочь функционально заменяет ее и, как следствие, перестает быть дочерью. Она выполняет много домашних женских дел с раннего возраста, ухаживая за отцом и поддерживая его. Так и не познакомившись полноценно с ролью дочки, вырастая, она чаще всего становится функциональной мамой своему мужу.
Нарушение иерархии в сиблинговой подсистеме
Происходит как следствие парентификации, когда старший ребенок берет на себя ответственность за родительскую подсистему, он также берет ответственность и за детскую подсистему (младших детей).
Или другой вариант: когда только в детской подсистеме нет иерархии, нет ведущего и ведомого, старшие и младшие дети на равных. Происходит это, когда один родитель жестко, авторитарно влияет на детей, объединяясь в коалицию с детской подсистемой и ослабляя тем самым другого родителя.
Пример: Папа, который проводит много времени со своими сыновьями разного возраста (спорт, шахматы, рыбалка), не дифференцируя их на старший-младший, а мама при этом находится вне их занятий. В таком случае мама, ощущая себя ослабленной, испытывает раздражение на коалицию отец-сыновья и ищет с кем создать свою коалицию, например со своими родителями или психотерапевтом.
Стоит отметить, что наряду с дисфункциональными коалициями, объединяющими родителя и ребенка, есть и здоровые варианты – это коалиции «по горизонтали», к ним относятся внутрисемейные коалиции между супругами и между сиблингами.
Источник
Перевернутая семейная иерархия
Основная задача иерархии в системе семьи заключается в установлении порядка, определении авторитета и власти в семье, а также степени влияния одного члена семьи на остальных.
В нуклеарной семье родители имеют власть, поскольку полностью отвечают за своих чад, и это является одним из проявлений иерархии.
Но бывает так, что происходит нарушение семейной иерархии. Рассмотрим, когда это случается, и какие последствия влечет за собой подобная ситуация.
Зачастую, когда в семье между двумя партнерами возникает эмоциональный накал, автоматически в конфликт вовлекается третий член семьи – ребенок. Указанный эмоциональный процесс имеет название триангуляция. Такая ситуация наблюдается в семье, в которой отсутствуют четкие внутренние границы и ребенок выступает в роли эмоционального партнера для своих родителей. В данном случае имеет место перевернутая иерархия, когда у ребенка статус такой же, как и у взрослых.
Пример: Отношения «дочь-подружка». Многие матери стремятся общаться со своими дочерьми на равных. Тогда дочь из статуса «ребенок» переходит в статус «подруга», что способствует смещению ролей.
Девочка подсознательно начинает испытывать дискомфорт, поскольку ослабевает ее сила ребенка, которая в норме обычно направлена на общение со сверстниками, сестрами, братьями и т. д. Если мать позволяет себе обсуждать с дочерью негативное поведение и поступки мужа, посвящать в подробности их конфликтов, рассказывать о своей ревности к отцу дочери, то у девочки в душе происходит диссонанс. Мать в данном случае теряет свой авторитет в глазах дочери, а фигура отца является более эмоционально значимой для чада. Ребенок одинаково любит как отца так и мать, поэтому всякая неприятная информация про своего отца способствует отдалению дочки от матери. Аналогичная ситуация складывается и с сыном, когда наблюдаются излишние дружеские отношения со стороны мамы или папы.
Второй пример: Маленькая девочка утрачивает роль ребенка в том случае, если ее мать умерла. Тогда, со временем, на дочку возлагаются обязанности матери. Она вынуждена ухаживать за отцом, выполнять домашнюю работу, которую обычно выполняет женщина в семье. Девочка, так и не сможет насладиться детством, а со временем, выйдя замуж, продолжит выполнять роль мамы для своего супруга.
Нарушение иерархии между братьями сестрами
Вследствие парентификации ответственность старшего ребенка в семье распространяется не только на родителей, а и на младших братьев и сестер. Тогда старшие дети вынуждены принимать решение за жизнь и судьбу младших. А бывает и так, что из-за чрезмерной авторитарности одного из родителей, который объединяется с детьми в так называемую коалицию, теряет силу другой родитель.
Пример: в семье два сына с существенной разницей в возрасте. Отец семейства выходные проводит с детьми, не учитывая интересы матери, которая чувствует себя слабой в сложившейся ситуации. Мать начинает раздражаться на образовавшуюся коалицию и пытается создать свою с близкими родственниками, подругами или психологом. Также бывают коалиции в семье, которые относят к норме – коалиции «по горизонтали». В таком случае объединение происходит как между родителями, так и между детьми.
Информация о вас, которую не должны знать ваши дети
Следует всегда контролировать то, что вы говорите детям. Так, например, они не должны знать о подробностях интимной жизни родителей, и если дверь в родительскую комнату заперта – значит так надо, и не нужно задавать лишних вопросов. Все ухаживания поклонников и различные амурные приключения в юности должны оставаться с матерью. Если женщина посвящает в подробности своей молодости детей, она тем самым забирает силу отца, а также бессознательно настраивает их против себя.
Отец также должен сохранять в секрете подробности своей юности, а также, если имелся предыдущий брак, не акцентировать внимания на этом факте при детях, поскольку подобная информация может посеять в душе ребенка тревогу и сомнения в отношении прочности союза родителей.
Памятка для родителей
Вы способны лишить своих детей детства, негласно принуждая их эмоционально проживать вашу взрослую жизнь. Это происходит в таких случаях, когда:
— вы позволяете себе жаловаться на свою жизнь и сетовать на судьбу, показывая свою беспомощность и слабость;
— у вас есть плохие привычки и зависимости, которые вы стараетесь тщательно скрыть, в том числе и за счет ребенка;
— упоминаете про проведенные бессонные ночи и пробесконечную благодарность, которую вам постоянно должен выражать ваш ребенок.
Помните, что ваша излишняя откровенность мешает ребенку наслаждаться детством.
Источник
Нарушение иерархии в семье что делать
НАРУШЕНИЯ ИЕРАРХИИ В СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЕ: ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ
Иерархия – один из параметров семейной системы, призванный устанавливать порядок, определять принадлежность, авторитет, власть в семье и степень влияния одного члена семьи на других.
Одно из положений иерархии заключается в том, что в семье родители несут ответственность за детей и имеют всю власть в нуклеарной семье. В своей статье я хочу рассмотреть некоторые варианты отклонений от этой нормы и их последствия.
Пример: «Дочь-подружка». Мама общается с дочерью на равных, как партнеры, как подруги, что приводит к психологическому дискомфорту у ребенка, к смешению ролей, к ослаблению силы ребенка. В норме сила ребенка должна направляться в социум, использоваться для общения со сверстниками, друзьями и сиблингами (братьями, сестрами). В случае, когда мама начинает делиться с дочкой тем, какие у неё плохие отношения с папой, как они конфликтуют, делится своими подозрениями относительно измен отца, в душе у ребенка начинает происходить сумятица. Когда мама становится дочери подругой, в глазах дочери это снижает ее авторитет и, как следствие, дочь непроизвольно эмоционально присоединяется к отцу. Ребенок не хочет слышать подобных вещей, ему тяжело слушать негативные вещи про одного из родителей. В результате дочь старается дистанцироваться от матери. То же происходит и в случае излишне доверительных, товарищеских отношениях одного из родителей с сыном.
Чего не должны знать про вас дети
Затрагивая тему избыточной откровенности в общении с детьми, следует сразу обозначить, чего в норме не должны знать дети. Дети не должны знать про личные интимные подробности и тайны родителей. В первую очередь это касается сексуальных отношений. Метафорически это звучит так: «дверь супружеской спальни для детей должна быть плотно заперта». Да, дети знают, что дверь эта есть, и на этом – всё.
Так же дети не должны знать о добрачных романах, отношениях, влюбленностях родителей. Рассказывая о своих добрачных отношениях детям, мать забирает силу отца и настраивает детей против себя. То же касается отца, дети не должны знать о его добрачных отношениях. Если имел место брак и дети спросили об этом, имеет смысл сообщить только факт брака и это не должно глубоко фиксироваться, дабы не вызвать тревогу у детей и их сомнения в устойчивости союза родителей.
Теперь вернемся к нарушениям иерархии в семейной системе.
Пример: Если отец химически зависимый и в семье есть сын, то он часто замещает созависимой матери отца. Отец и мать в такой семье зачастую, инфантильные, поэтому ребенок вынужден стать единственным взрослым и нести ответственность за семью, ее существование и гомеостаз. Он принимает решения, он отвечает за границы семьи, делая их жесткими. Жесткие границы в этом случае выглядят примерно так: никто не должен узнать, что отец зависимый, поэтому никого нельзя звать в дом, ни с кем нельзя делиться происходящим в семье. У такого ребенка, как правило, нет друзей, он ведет замкнутую «взрослую» жизнь. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье выше родительского
Другой пример парентификации: в случае ранней смерти матери, дочь функционально заменяет ее и, как следствие, перестает быть дочерью. Она выполняет много домашних женских дел с раннего возраста, ухаживая за отцом и поддерживая его. Так и не познакомившись полноценно с ролью дочки, вырастая, она чаще всего становится функциональной мамой своему мужу.
Нарушение иерархии в сиблинговой подсистеме
Нарушение иерархии в сиблинговой (детской) подсистеме. Происходит, как следствие парентификации, когда старший ребенок берет на себя ответственность за родительскую подсистему, он так же берет ответственность и за детскую подсистему (младших детей). Или другой вариант: когда только в детской подсистеме нет иерархии, нет ведущего и ведомого, старшие и младшие дети на равных. Происходит это, когда один родитель жестко, авторитарно влияет на детей, объединяясь в коалицию с детской подсистемой и ослабляя тем самым другого родителя.
Пример: Папа, который проводит много времени со своими сыновьями разного возраста (спорт, шахматы, рыбалка), не дифференцируя их на старший-младший, а мама при этом находится вне их занятий. В таком случае, мама, ощущая себя ослабленной, испытывает раздражение на коалицию отец-сыновья и ищет, с кем создать свою коалицию, например, со своими родителями или психотерапевтом.
Стоит отметить, что наряду с дисфункциональными коалициями, объединяющими родителя и ребенка, есть и здоровые варианты – это коалиции «по горизонтали», к ним относятся внутрисемейные коалиции между супругами и между сиблингами.
Источник
Нарушение иерархии в семье что делать
Будущее человека заключено в нем самом, оно живет в нем в это самое мгновение.
+7 (926) 416-24-86
morin8@yandex.ru
filo578
Мои книги
«Дети и деньги». Пособие для родителей
«Большая книга родителей будущих первоклассников»
«Воспитание ребенка от 1 до 3 лет: перезагрузка»
«Воспитание ребенка от 3 до 6 лет: перезагрузка продолжается»
«Мама, папа, я: острые углы семейного круга»
«Детки без клетки: 5 ступеней к развитию самостоятельности детей»
«Тайное общество победителей страха»
«Тайное общество победителей Вранья»
Скачать книги
«Ледяная пустыня одиночества: книга для тех, кто хочет научиться дружить»
Подписка на рассылки
Подписывайтесь на мой Инстаграм-канал
Место ребенка в семейной иерархии
«У нас в семье такая ситуация: дочке 6 лет, хорошая девочка, в саду ее хвалят, воспитатели довольны. Но дома проблемы! Мы стараемся учитывать мнение ребенка, давать ему право голоса. Но, иногда мне кажется, что ребенок не чувствует границ, не понимает, что нужно слушаться взрослых, стремится решать все сам. Часто она командует и взрослыми, а это очень неприятно!
Как не забить ребенка родительской властью, давать ему право на самоопределение, но в то же время сохранить авторитет родителей?»
Ребенок, конечно, должен иметь право выссказать свое понимание ситуации и пожелания. Но последнее слово должно в любом случае принадлежать взрослым! Ребенок не может быть автором идей, куда пойдет семья, и что будут делать окружающие взрослые. Также только отчасти может влиять на то, что делает он сам. Режим дня и главные занятия ребенка определяют все же взрослые. И в общении с ребенком лучше эту идею подкреплять, чтобы не создавать ребенку ложных ориентиров.
Семья трехлетней Маши была измотана скандалами. Истерики девочки случались каждый раз, когда взрослые отказывались выполнить ее требования. К тому времени, как я познакомилась с семьей, почти весь строй жизни был организован в соответствии с представлениями Маши о том, что нужно делать. Мама готовила только по ночам, потому, что девочка кричала дурным голосом, если она начинала это делать до отбоя Маши (а ложилась девочка очень поздно). После прогулки папа мог раза четыре проехаться вверх-вниз на лифте, потому, что иначе Маша начинала громко плакать, а это было стыдно перед соседями. Маша почти бесконтрольно смотрела ТВ, потому, что ограничить ее никто не мог. Маша объедалась сладким по тем же причинам. У вполне общительных родителей гости бывали изредка, потому, что Маша принимала только такую ситуацию, когда играли лично с ней. Маша «играла во взрослых»: усаживалась с кем – то из родителей и требовала, чтобы они при ней играли игрушками, катали, строили, передвигали предметы. Иногда девочка показывала, что куда поставить и подвинуть. На отказ родителей «играть» поднимался истошный визг. В доказательство того, что иначе никак нельзя было организовать жизнь, родители приводили тот факт, что Маша больно уж громко кричит…
Этот случай при всей своей гротескности, собирает в себе элементы жизни множества семей. Да, в такой концентрации это встречается редко, но отдельные признаки «ребенка-короля» живут в разных семьях.
Если вы:
то в вашей семье, вероятно, проблемы с иерархией. Ребенок не согласен с тем, что есть кто-то главнее него.
Место младшего в семье, человека, который не принимает важных решений, не организует жизнь естественно и гармонично для ребенка. Ребенок не имеет опыта и знаний о мире, поэтому он не допущен к управлению взрослыми.
Дети, которые нарушают (с позволения взрослых) иерархические рамки всегда повышенно тревожны, часто истеричны. Нарушения такого рода не могут пройти бесследно. В такой ситуации перенапряжены и взрослые, так как жить в такой неестественной ситуации крайне сложно.
Место младшего члена в семейной иерархии не только естественно, но и комфортно для ребенка, оно безопасное, так как ребенок не принимает решений, не соответствующих его возрасту и возможностям. Ребенок чувствует себя под защитой сильных взрослых, которые определяют правила жизни. Если же взрослые не могут даже определить правил поведения для ребенка, то на таких взрослых нельзя психологически полагаться, а значит, ребенок растет без чувства защищенности.
Нет ничего хуже, чем устроить борьбу мнений и вести с ребенком бесконечные споры о том, кто главнее
Кроме чувства незащищенности, неадекватного понимания своих возможностей и дурного нрава у детей, стоящих на вершине иерархии в будущем наметится и еще одна проблема: это отношения с властью вообще. Часто люди, которым в детстве довелось верховодить в семье и руководить старшими, впоследствии страдают от любой формы власти над собой. Они не хотят принимать правила, с трудом ладят с начальством, стремятся любой ценой обойти предписания. Дело в том, что в детстве они не жили под защитой мудрой и сильной власти, весь их детский опыт – борьба со слабой и хаотичной властью. Такой опыт толкает их на бунт против любой власти, которую они по привычке ставят под сомнение.
Родители «детей – тиранов» обычно склонны утешать себя тем, что у них исключительной силы ребенок, с задатками великого лидера, просто генетически не приспособленного подчиняться. Это не более, чем защитная конструкция, объясняющая педагогическое бессилие родителей. Забавно, что часто «дети-тираны» попадающие в детские сады или другие подобные системы, ведут себя вполне пристойно, несмотря на свою «генетическую» склонность властвовать.
Место младшего члена иерархии в семье отнюдь не означает, что с ребенком не считаются, его унижают или игнорируют его потребности. Напротив, старшие должны стараться эти потребности удовлетворять настолько, насколько это возможно учитывая соображения общей пользы.
Например, у ребенка есть потребность в изучении мира, но это не значит, что ему для этого изучения предоставляется возможность выворачивать наизнанку шкафы, безраздельно владеть вещами родителей и школьными принадлежностями старшего брата. Ребенку могут предоставить интересные предметы, возможности свободного передвижения по квартире. Но, ограничат его в передвижении по вертикали квартиры, потому, что это опасно. В случае если ребенок сам решает, что ему делать и родитель не может ограничить ребенка в передвижении по вертикали квартиры (залезании на все шкафы и карабканье по шторам), вскоре он вынужден будет постоянно сторожить ребенка, чтобы тот не убился.
У ребенка есть потребность влиять на ситуацию, быть важным членом семьи, быть услышанным. И планы семьи обязательно должны составляться с учетом пожеланий ребенка. Но не в точном соответствии с его пожеланиями.
Ребенок имеет основания ожидать, что его требования будут услышаны, но не вправе ожидать, что его требования всегда поставят во главу угла. Например, если семья едет за город, то часть времени все слушают детское радио, но другую часть все же ту музыку, которая интересна взрослым. Если все идут в парк, то часть времени уделяется походу на карусели, но другая часть интересам взрослых. Ребенок, привыкший к тому, что он не пуп земли спокойно такую ситуацию принимает, считаясь с другими людьми. Ребенок, с неадекватными понятиями о своем месте в мире, не понимает, что в жизни кроме его интересов есть интересы других.
Недавно на консультации по поводу поведения трехлетнего ребенка, я услышала от мамы вопрос: «Как же я могу не сделать то, что просит ребенок! Ведь я самый близкий его человек, я должна отзываться на его потребности, иначе он потеряет доверие к миру!»
Но, именно самые близкие ребенку люди и дают ему понять, что есть Другие, с которыми нужно считаться. Ближайшее окружение – это те люди, под влиянием которых мы понимаем, что есть не одно только наше ХОЧУ, но и десятки других таких же «хочу», которые важны не меньше нашего. Так, если мама устала, то она, отказываясь играть с ребенком или прося его сделать мультфильм потише, не ущемляет его права, а дает ему правильные установки насчет того, что ее желания так же важны, как его.
Как устанавливать границы ребенку можно узнать из книги «Мама, папа, я: острые углы семейного круга».
Источник