Как исправить нашу цивилизацию

Алексей Чадаев о реванше элит, корпорации будущего и о том, почему из нее выгнали Россию

Нынешний системный кризис мировой цивилизации Запад пытается преодолеть через ее разрушение путем снижения рождаемости любыми способами, «зеленой повестки», посредством отказа от завоевания космоса и других глобальных проектов, уверен политолог и философ Алексей Чадаев. Однако создание всепланетного концлагеря, в котором будут жить биологически модернизированные существа, требует единого центра управления и генерирования «правильной» идеологии. Но на пути этих планов стоит Россия, поэтому ее пытаются уничтожить.

В мире прогресса современность впервые приобретает уже и моральное измерение, где в будущем расположено добро, в прошлом — зло, а история видится как непрерывная борьба злых сил прошлого с добрыми силами будущего
В мире прогресса современность впервые приобретает уже и моральное измерение, где в будущем расположено добро, в прошлом — зло, а история видится как непрерывная борьба злых сил прошлого с добрыми силами будущего

Задачка на шестьсот лет

Говоря о современности, полезно начать с вечного. Когда старец Филофей, неузнанный предтеча Никиты Сергеевича Хрущёва, провозгласил лозунг «Догоним и перегоним оба Рима — первый и второй», он ещё не знал, что задаёт нам задачку на следующие шестьсот лет, и мы с ней до сих пор так и не справились. Много говорят о российском проклятии «догоняющей модернизации», но так и нет объяснения, кто и кого догоняет, что это за гонки и куда, и какие призы для победителей.

Вот вам из свежего. Сейчас, в ходе украинского конфликта, Россия получила в общем санкционном «пакете с пакетами» набор ограничений весьма специфических. Это ограничения в сферах, не имеющих никакого отношения к обороне или промышленности, но зато имеющих самое прямое отношение к тому, что очень общо можно назвать «современный образ жизни». От платёжных систем до международных спортивных состязаний, от авиаперевозок до голливудских премьер. Логика этого их нарратива выстроена так, что Украина, страна-кандидат в ЕС, теперь сдала некий тест — или, точнее, ей, как спортсменам в советском вузе, поставили оценки без сдачи экзаменов — и она в результате приблизилась к первоисточнику «современности», а Россия, наоборот, тест не прошла, хулиганит на уроках и её оттуда выставляют за дверь, как нашкодившего школьника.

Кто такой Алексей Чадаев

Алексей Чадаев — кандидат философских наук (культурология), доцент Института русской истории РГГУ, бывший руководитель политического департамента ЦИК ВПП «Единая Россия», учредитель и генеральный директор аналитического центра «Московский Регион».

Родился в 1978 году. Окончил Государственную академию славянской культуры. В сентябре – октябре 1993 года участвовал в обороне Верховного Совета РФ после его роспуска указом Бориса Ельцина. Был сотрудником группы советников первого вице-премьера правительства РФ Бориса Немцова, заместителем руководителя пресс-службы московского предвыборного штаба СПС в 1999 году, сотрудником ФЭПа, руководителем политического департамента ЦИК ВПП «Единая Россия» со статусом заместителя руководителя ЦИКа. В 2000–2001 годах делал антипрезидентский сайт «Дутый Пу». 2011 год — ушел с поста руководителя политического департамента партии и замруководителя Центрального исполкома партии «Единая Россия» по причине несогласия с позицией президента Дмитрия Медведева по Ливии, в 2012 году вышел из партии.

Итак, теперь стало понятно, что существует некий субъект, являющийся держателем «площадки» под названием «современность», и регулирующий доступ к ней по своим критериям. И этот субъект не равнозначен «системе международного права» — потому что всё было сделано в обход неё. Более того, он не равнозначен даже условной коалиции государств, выступивших в поддержку Украины. И уж точно не равнозначен тем персонажам, которых мы видим на саммитах Джей-севен — одетыми, раздетыми, всё равно. Он скорее похож на одну большую «невидимую руку» по Адаму Смиту, и взаимодействует с нами именно как она.

Но эта невидимость — наведённая. Сейчас, как никогда, нам надо смотреть во внешний мир, и особенно на те сферы, где они пытаются опустить для нас наиболее плотную вуаль.

Для России сейчас развилка состоит в том, чтобы:

  • либо прекратить безобразничать, разоружиться, заплатить и покаяться, уйти отовсюду, в том числе и с той земли, на которой сейчас находимся мы с вами. После чего долго ждать и доказывать, что мы теперь белые и пушистые и достойны того, чтобы дать хотя бы на минуточку пососать из биоразлагаемой трубочки коктейля современности (разумеется, последними в очереди после всех других, более достойных);
  • либо попытаться прикинуть: а есть ли хотя бы теоретическая возможность построить альтернативную современность у себя. Такой, если хотите, реверсивный инжиниринг, или, по-русски, переизобретение современности.

Первый шаг на этом пути — понять, как устроена вообще «машина времени», или «диктатура контемпораритета». Что определяет её ключевые характеристики и качество работы.

Сегодня день Петра и Павла. В курской деревне, откуда родом моя мать, в этот день была такая традиция — солнце-караул. С заходом солнца молодёжь отправлялась в рейд обтрясать чужие сады, а старшие, наоборот, становились дежурить в свои, а кто заснул — рисковал остаться без урожая. Считалось в этом случае, что солнце не уберегли. Так вот, перефразируя Прудона: «Современность — это кража».

Что это значит? Есть машина ритуально-демонстративного потребительства, описанная Бодрийяром в книге «Общество потребления». Мы все знаем, из чего складывается настоящее социальное неравенство. Вот представим абстрактную ситуацию. Есть два соседа. У одного миллиард, вложенный в разные активы, у другого — только долги.

Но.

Они имеют примерно одинаковый уровень жизни, пользуются примерно одинаковыми по стоимости и качеству вещами, едят примерно одинаковую еду и ходят в примерно одинаковой одежде. Ну, потому что вести себя по-другому там, где они живут, представьте, неприлично. Замечает кто-то разницу между ними? Не очень.

Но вот мы добавляем в модель эту бодрийяровскую шарабан-балалайку, и картина радикально меняется. У одного несколько автомобилей, яхта, джет и регулярный отдых на островах, а также путешествия по миру. Второй же экономит даже на еде, ходит пешком, одевается в секонд-хэнде и в любой момент его могут выкинуть на улицу из его убогого жилья за долги. Разумеется, в этот момент разница приводит к риску социального взрыва. Не разница в доходах — разница в уровне потребления.

А теперь, внимание, добавляем в систему ещё одну переменную — тот самый аспект императивной современности. У первого, кроме всего прочего, есть теперь не только преимущество в качестве жизни, но ещё и привилегия раньше всех получать то супер-пупер-новое и модное, что выбрасывает на потребительский рынок индустрия. Второй в конце концов тоже всё это получит, но только тогда, когда оно из супер-пупер-нового превратится в outdated и будет продаваться с дисконтом на барахолке. У кого какая модель мобильника? Когда последний раз меняли?

А теперь перенесите эту модель с простых вещей вроде одежды или гаджетов на более сложные — система взглядов человека, система ценностей общества, система институтов государства… фу, прошлогодняя коллекция! А за свежей коллекцией добро пожаловать в бутик через дорогу, там как раз завезли только что обнову, напрямую от производителя, вы же достойны лучшего, так ведь?

Таким образом, до тех пор, пока Современность «общая», то есть всехняя и в то же время ничья, она никого особо не напрягает. Но когда вокруг неё выстраивается многоуровневая иерархия потребления, она становится таким же точно яблоком раздора, как и Собственность.

При этом как удалось превратить Собственность в инструмент ранжирования людей по социальной иерархии, всем более-менее понятно. Но как и кому удалось провернуть такой же фокус с Современностью?

Река времени

Начнём с основ — с времени.

Удивительная вещь время, сказал Дамблдор Гермионе, когда давал ей артефакт, позволяющий сгонять в прошлое и вернуться назад.

Мало кто понимает, что река времени течёт не из прошлого в будущее, а вовсе даже из будущего в прошлое. Но именно это и позволяет сквоттерам занять место у источника, чтобы потом торговать живой и мёртвой водой, расфасованной по бутылкам. Будущее максимально неопределённо, прошлое же, наоборот, кажется как бы навсегда застывшим и неизменным. Но оно феномен по Канту, то есть доступно нам лишь по следам и интерпретациям. А их ещё все кому не лень фальсифицируют и искажают в угоду тем или иным концепциям истории. То есть мы имеем дело не с прошлым как таковым, а с вариативностью разных и часто конфликтующих сконструированных «прошлых», и за разные их версии иногда, в том числе и сейчас, приходится воевать. Но именно в «будущем» находятся и формируются предпосылки того, что потом станет нашим «прошлым», в различных его версиях.

Прошлое не всегда было прошлым, а будущее будущим. У древних, которые изобрели время как измеримый объект, не было ни того, ни другого. Мы редко задумываемся о том, что до сих пор живём по вавилонскому времени, последующие цивилизации так и не стали в этом укладе ничего менять. Именно поэтому сутки у нас делятся на 24 часа, а не на 10, 20 или 25, времён года именно четыре, а не три и не пять, а в часе 60 минут, а не 50 и не 100, хотя всё это жутко неудобно в нашем десятичном мире. И даже в неделе именно семь дней, а не пять и не десять.

Всё это потому, что вавилоняне очень любили делить круг на четыре части, крест-накрест. Та же наша неделя — это результат разделения лунного цикла, составляющего 28 дней, на четверти, а наш выходной седьмой день восходит ещё к шумерскому новолунию — дню, когда надо сидеть дома, потому что мир в этот день принадлежит злым духам.

Древние, размечая время таким образом, решали задачу синхронизации деятельности человека с природными циклами, движением Солнца, Луны и небесных тел. Им важно было вписать человека именно в ритмы природы, добиться таким образом гармонии с ней. Как раз для этого вождям древности так нужна была астрология — синхронизировать себя со Вселенной, это было их понимание «современности».

Но чем дальше мы уходили от природы, тем меньше нас с ней связывало. И сейчас в наших основных размерностях — мерах пространства, веса или плотности — не осталось от природы почти ничего. Осталось в температуре — мы знаем, что ноль это когда замерзает вода. Но главное — осталось во времени. Это, кстати, создало проблему при движении в космос — у нас не оказалось под рукой никакого другого времени, кроме земного, а оно там бесполезно.

Инстинкт синхронизации — от основ, из пещерной колыбели человечества. Когда заходит солнце, надо спать; когда оно всходит, надо вставать и идти добывать себе пищу. Время древних циклично — у него нет начала и конца, есть лишь бесконечный круг со сменой повторяющихся фаз.

Но вот у людей появилась великая инновация — монотеизм Библии. Представление о едином Создателе, сотворившем и мир, и человека по некоторому замыслу, и управляющем его историей. Это совсем другое время, линейное — у которого есть начало и когда-то, наверное, будет конец. Это линия, и наше «сейчас» — это какая-то точка на ней, по отношению к которой есть и другие точки — с одной стороны прошлое, а с другой будущее. И мы научились жить и живём до сих пор именно в таком времени, которое устроено как река, текущая откуда-то куда-то.

Но дальше возникает удивительное наблюдение, что отдельные люди и даже целые народы в один и тот же момент времени могут оказываться на разных точках этой линии. Кто-то может отстать, кто-то может, наоборот, даже «опередить время», а есть и те, кто шагает с ним в ногу. И для кого-то это отставание может стать фатальным — особенно когда из будущего приходят орудия превосходства, такие как пулемёт Гаттлинга или ядерная ракета, и те, кто ближе, получают их первыми.

Как это устроено? Просто с того момента, как время стало линейным, основное направление синхронизации поменялось: теперь люди пытаются синхронизироваться уже не с Солнцем, Луной и звёздами, не с циклами природы, а в первую очередь друг с другом.

Представьте группу в детском саду. Вся ребятня играет в какую-нибудь коллективную игру, салки или догонялки, а где-то в углу сидит одинокий грустный ребёнок и катает по полу машинку. Его или не взяли в игру, или он сам не захотел, но главное, что, оказавшись вне пространства общего опыта, он выпал из их времени. И здесь основной ключ к феномену современности — она это в первую очередь синхронизация переживаний и впечатлений большинства, то, чем заняты в данный момент условные «все» — кроме тех, разумеется, кого в эти «все» не взяли. И у этих изгоев — огромная коммуникативная проблема: им не о чем говорить с другими. Они не смотрели популярный фильм, не были на самом важном футбольном матче, не знают последних новостей, не видели обращения президента к народу. Они выпали из «настоящего времени».

Дальше на это линейное время наложилась идея прогресса. Движение не просто от прошлого к будущему, но от тёмного прошлого к светлому будущему. Что каждый день, каждый год где-то создаётся или изобретается что-то новое и полезное, что делает жизнь людей лучше — и рано или поздно становится общим достоянием. Теперь те, кто опередил время, молодцы и красавчики, большинство должно тянуться за ними. А те, кто отстал — наоборот, неудачники — они должны догонять, иначе подвергаются всеобщему презрению. И если ты не можешь, не способен опережать время — тогда твой долг хотя бы не отставать от других, не застревать в нашем общем вчера, откуда сегодня все уже ушли.

Таким образом, в мире прогресса современность впервые приобретает уже и моральное измерение, где в будущем расположено добро, в прошлом — зло, а история видится как непрерывная борьба злых сил прошлого с добрыми силами будущего. Именно на этих аксиомах построен, в частности, марксизм. Но и не он один — на них же, к примеру, опирается и теория экономического развития Шумпетера, и большинство вполне живых и сегодня прогрессистских концепций.

Прогресс — ровесник модерна, а первое, с чего начал модерн — с атаки на религию. Понятно почему: глазами христианина или мусульманина всё это светлое будущее — одна большая дьявольская ловушка. Потому что в их модели времени мир, наоборот, движется к последним временам, торжеству сил зла и последующему Страшному суду. История — это движение от состояния, когда Бог был с нами, к состоянию богооставленности и брошенности. В христианстве это реализовано непосредственно через уход Христа на небо, а в исламе через идею Печати пророков, خاتم النبيين, хатам ан-набийин: тезис, что Мухаммед был самым-самым последним, и пророков после него не будет, до конца времён. Ну, то есть Бог нам больше никогда ничего не скажет, он уже всё сказал.

Три великих разочарования

Между прочим, эта логика богооставленности неожиданно была воспроизведена или повторена уже в середине ХХ века. На изломе перехода из модерна в постмодерн. Постмодерн начался, как мы все знаем, с риторического вопроса европейских интеллектуалов — как возможна философия, или литература, или даже наука или любое позитивное знание, после Холокоста?

Остановимся поподробнее на этом переломе, потому что без его осмысления невозможно понять то состояние, в котором мы оказались сейчас. Пик торжества прогресса как принципа истории пришёлся на модерн, начавшийся с великих европейских революций — английской и французской — и закончившийся двумя мировыми войнами. То, что случилось с человечеством тогда, в первой половине ХХ века, стало страшным ударом по прогрессистскому оптимизму. Оказалось, что освобождённый разум и его порождения, будь то естественные, точные, или социальные науки, способны создавать страшные машины уничтожения, как физические, так и государственные. Человечество испугалось. Оно почувствовало, что где-то на предыдущем такте, когда ломали все препятствия на пути разума, где-то с водой выплеснули ребёнка. И вместо отвязного, проектного конструирования светлого будущего оно принялось копаться в своём прошлом, пытаясь найти в нём утраченную опору.

Именно тогда, а вовсе не после падения Берлинской стены, как пытался это представить Фукуяма, и наступил по-настоящему конец истории, иначе говоря, эпоха пост-всего. Это можно назвать эпохой трёх великих разочарований. У прогресса, как его понимал модерн, было три сверхцели:

  1. Личное биологическое бессмертие человека.
  2. Выход в космос и освоение Вселенной.
  3. Построение справедливого общества на Земле.

И вот как раз во второй половине ХХ века стало вдруг ясно, что все эти три цели недостижимы. Причём все они разбились об одно и то же — о принципиальные ограничения самой человеческой природы, биологического вида Homo sapiens:

  1. Жизнь можно продлевать, но так или иначе любой биологический организм запрограммирован на естественную смерть.
  2. В космос можно выйти, но делать там человеку нечего — его организм в существующем виде приспособлен к жизни исключительно в условиях планеты Земля.
  3. Общество можно переустроить, насаждая идеи равенства, братства и общей собственности, но закончится это скорее всего или кровавой мясорубкой, или хозяйственным коллапсом — потому, что по жизни никто никому не равен и никогда никому не брат, а человеку своё всегда ближе, чем общее.

Это была обвальная, хотя и не вполне осознанная в моменте, ценностная катастрофа. Но мало того, что проект накрылся — он ещё и оставил после себя на планете горы мусора и обломков. А ещё осталось дезориентированное человечество. Расплодившееся и разожравшееся к тому моменту до такой степени, что стало представлять угрозу всей биосфере планеты.

И вот в этот момент началось то, что можно назвать Генеральная Уборка.

Перестать быть людьми

Что произошло?

До начала эпохи Модерна миром управляли элиты — узкий слой породистых хозяев жизни, который лишь изредка разбавлялся пробивающимися туда снизу счастливчиками. В эпоху Модерна их позиции начали сыпаться и в конце концов почти рухнули — случилось то, что Ортега-и-Гассет назвал «Восстанием масс». Слом модерна начался, наоборот, с «реванша элит» — восставшие и возомнившие массы начали загонять обратно в стойло и приводить к покорности. Делалось это кнутом: страхом новой войны, мировой или гражданской — и пряником: изобилием благ «общества потребления» и различных прав и свобод. В целом это получилось, но вышло очень дорого — даже не столько для экономики, сколько для экологии.

Как?

Одно из полезных открытий, которые оставил нам в наследство Модерн, состоит в том, что средства массовой коммуникации дают невиданные ранее возможности по управлению поведением огромной массы людей. Которые кратно возрастают, если в качестве медиа использовать не только репродуктор или экран, но и, к примеру, этикетку на вещах, которые человек каждый день покупает в магазине.

Потребительский аспект, особенно изложенный на языке «качества жизни» и «базовых благ», включая уже сейчас и ББД — безусловный базовый доход — удобен ещё и потому, что создаёт хорошую канву для массовой инфантилизации. Потребитель — это в анамнезе ребёнок, у которого «хочу» превалирует над любым «надо», который не любит и не умеет терпеть и ждать, лишён «длинной воли». 

Потребительский кредит — это инструмент отключения длинной воли в принципе: получи сейчас, заплати потом, когда повзрослеешь.

Мир волшебной сказки, перекочевавший из детских книг в рекламные ролики потребительских товаров, где всё время происходят сказочные чудеса.

Киноиндустрия, чей самый кассовый продукт последних десятилетий — разного вида сказки для детей-и-взрослых, а точнее для взрослых детей.

Экономика внимания, в которой просмотры, лайки и репосты приобрели статус основной валюты, а способность притягивать и удерживать внимание стала главным социальным лифтом. Это тоже как в детском саду — кто громче кричит, того и слушают, за тем и идут.

Инфраструктура комфорта, создающая иллюзию, что мир создан специально для тебя, и если в нём что-то неудобно или напрягает, то это явно чья-то недоработка. Особенно сейчас, когда магистральный тренд маркетинга — это персонализация спроса.

Мир гламура и глянца, сконструированный как мир вечной молодости и бессмертия.

Идея lifelong learning, бесконечного саморазвития, исключающая в принципе достижение когда-либо состояния взрослости. Вечный ученик закрепляется в ощущении своей неготовности принимать решения — ему всегда кажется, что он не созрел.

Счастливый мир вечного детства.

Упаковав в этот детский мир вышедшие из берегов массы, принялись спасать планету.

Уже из самых первых докладов Римского клуба в конце 60-х стало ясно, что единственный реалистичный путь восстановления биосферы — это достаточно радикальное сокращение человеческой популяции, одновременно с сокращением потребления. Для этого хорошо подошла бы большая неядерная война, массовый голод или эпидемия, но никакого способа удержать такие процессы под контролем не придумано.

Выходом из тупика стал достаточно изящный и намного более мягкий сценарий. Он состоит в том, чтобы дать спокойно дожить существующим поколениям — благо сколько-то планета ещё выдержит — но сделать как-нибудь так, чтобы они перестали плодиться. И тоже — без всякого принуждения и тоталитаризма, средствами главным образом «мягкой силы».

Собственно, с этого момента у «постмодерна» появилась своя программа и миссия, и все гигантские гуманитарные машины начали перестраиваться под новую сверхзадачу и вливать в неё неимоверные ресурсы.

Но что должно быть в обручающей программе этого lifelong детсада, плавно переходящего в хоспис? Задача свелась к тому, что называется на великом и могучем английском языке agenda setting. Иначе говоря — формирование списка тем и контекстов, которые будут определяющими для большинства на уровне картины мира, набора базовых представлений о реальности. Этот список может быть максимально широким, потому что людей много и они все разные, но важно, чтобы все они соответствовали рамке генеральной цели.

Итак, давайте посмотрим под этим углом на ключевые темы мировой повестки последнего полувека.

  1. Урбанизация. Логика процесса понятна — люди стягиваются с территории в города, где у них намного меньше возможностей и стремления к расширенному воспроизводству. Говорят об индустриальном переходе, но ключевое тут не в типе производства, а именно в структуре расселения: многоэтажка, квартира, жизнь между домом и работой.
  2. Цифровизация. На уровне конечного потребителя она сводится главным образом к переносу большинства его коммуникаций, если не всех, в онлайн. Тут всё просто: онлайн — это когда все физиологические жидкости остаются по эту сторону экрана.
  3. Феминизм и эмансипация женщин, включая право на аборты. Безжалостная статистика: больше потомства там, где значимее роль отца, и наоборот. Чтобы свести рождаемость к минимуму, надо в первую очередь убрать из модели именно фигуру отца. Одинокая женщина или не родит вовсе, или родит в крайнем случае одного. Здесь в этой же корзине — пацифизм и антимилитаризм, которые логично «склеиваются» со стигматизацией таких проявлений «мужского» и «патриархального», как агрессия.
  4. LGBTQ+. Тут ещё очевиднее — «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы детей не имело». Но здесь даже тоньше — пока ты «мужчина» или «женщина» в старом смысле, это не только полы, но и роли, обременённые с самого начала набором традиционных, идущих из седой древности долгов — «мужчина должен», «женщина должна». Гендер отличается от пола тем, что это не предзаданность, а конструктор, из которого ты сам можешь собрать что угодно. ЛГБТ — это освобождение, похлеще чем свободный труд у коммунистов. Как только ты не мужчина или женщина, а трансгендерфлюид — ты не только никому ничего не должен, но, напротив, тебе все должны за предыдущие века угнетений. Более того, с какого-то момента срабатывает механика влияния меньшинства на большинство — даже традиционные отношения в парах мужчина-женщина начинают тяготеть к модели гей-пары: совместное проживание или редкие встречи в течение какого-то времени без строительства «ячейки общества», с неизбежным последующим расставанием по мере охлаждения партнёров друг к другу.
  5. Экоповестка, борьба с изменениями климата, энергопереход и «бережливое потребление» — от вегетарианства до альтернативной энергетики. Здесь веер целей — от сокращения аппетитов «потребительского общества» до трансформации на уровне биологии: чем меньше белковой пищи в рационе, тем меньше готовность и способность к расширенному воспроизводству.
  6. Биовласть — начиная от кампании ограничений на курение и алкоголь, и заканчивая недавним ковидным биофашизмом. Тут идея простая: биологическое тело само по себе — это стигма, живой носитель опасностей и угроз для окружающих, и подлежит изоляции и строгому контролю. В комплексе с «цифрой» — то же самое: опосредовать телесную коммуникацию между людьми экраном гаджета, заменить общение людей на цифровой обмен легко контролируемых аватаров.
  7. Сменяемость власти, антикоррупция, цветные революции. По форме борьба за свободу и справедливость, по сути — размытие любых национальных суверенитетов. Идея — трансфер реальных полномочий государств на уровень наднациональных и вненациональных структур, опосредованных контролируемыми и индоктринируемыми через глобальные сети группами пассионарных активистов. В пределе — десуверенизация, когда роль государств сводится к набору декоративных атрибутов из прошлого и таких же декоративных политиков. Своего рода «музеев под открытым небом».
  8. Окончательная секуляризация — вытеснение «традиционных религий» с их ценностным набором в маргинальную периферию. Здесь важно, что полный демонтаж института семьи, как главного бастиона старого мира, невозможен без разрушения его изначального фундамента — традиционного патриархального культа, в центре которого стоит фигура Бога Отца. Он сказал своим детям: плодитесь и размножайтесь; теперь его надо или поправить, или отменить.
  9. Мультирасовое разнообразие. От BLM до переписывания истории и кастинговых квот в киноиндустрии. Здесь ключевое — сигнал о том, что все предыдущие пункты относятся не только к миру «белых людей»: это универсальная модель, которая должна быть распространена на всё человечество без каких-либо расовых различий.
  10. Трансгуманизм. Это вишенка на торте — постепенное приучение к мысли, что будущее человечества необязательно состоит в сохранении биологического человека в его привычном виде, а также об избыточности, ограниченности и ущербности самой нашей телесности как таковой.

Сворачивая это в один генеральный тезис — чтобы человечество вместе с планетой выжили, нужно перестать быть людьми в привычном нам смысле. Конец истории — это в первую очередь конец истории вида Homo sapiens, c постепенной заменой его на нечто новое, что можно пока условно назвать «постчеловек».

Я не утверждаю, что где-то есть бункер, в котором сидят злые мировые масоны и реализуют всё это как некий единый осмысленный план. Скорее это выглядит как большой сетецентричный процесс, у которого нет единой «точки сборки», а есть множество относительно автономных «контрибьюторов» разной степени влиятельности, двигающихся в общем направлении полуосознанно-полуинтуитивно.

Но что можно утверждать с уверенностью — так это то, что этот план уже доказал свою работоспособность. Как минимум, на той части территории планеты, где влияние инструментов «мягкой силы» является максимальным — то есть в мире постмодерна. Yes, it works — во всей Евроатлантике рост населения остановился и даже началось его снижение, нужные ценности восторжествовали, а постчеловеческий переход стартовал.

Но для того, чтобы сценарий сработал в мировом масштабе — необходимо, чтобы преобладающее влияние «инструментов мягкой силы» распространилось по всему миру, worldwide. Иными словами, чтобы не осталось никаких других «полюсов», кроме того одного, который и определяет соответствующую Global Agenda. Она же, по совместительству, и есть та самая единственная Современность, куда все хотят попасть, но куда не всех пускают.

Именно поэтому мир обязательно и непременно должен быть только однополярным.

Здесь важное для нас уточнение. Такая глобальная гегемония должна быть достигнута преимущественно мирным путём, без войны. Любая война — это угроза базовому сценарию. Угроза на очень глубоком, культурном уровне — она актуализует именно тот набор ценностей, который предполагается обнулить: начиная от «токсичной маскулинности» в виде вновь героизируемой фигуры человека-мужчины с оружием, и заканчивая институтами национального государства — армия, ВПК и гражданский патриотизм.

Чем так недовольна Мировая Жаба

Теперь вы понимаете, чем именно Россия так провинилась перед Её Величеством Мировой Жабой. Предмет конфликта с их стороны совсем не Украина. Чтобы Генеральная Уборка получилась, полюс в мире должен быть один, современность — тоже одна, и глобальная радуга — одна на всех, за ценой никто стоять не будет. У больших стран Белого мира особая роль — с тех пор, как весь мир как раз на заре Модерна стал филиалом Европы, они выполняют роль маяков, поставщиков универсалий и образцов планетарного калибра. И это по сей день в основном так, даже несмотря на то, что белый мир уже не торт, а небелый, наоборот, куда тортее.

Я напомню — ведь почти все забыли — что именно было главной темой информационной атаки на Россию ещё до второго Майдана, во время подготовки к сочинской Олимпиаде. И это была не Мюнхенская речь и не Грузия — и то, и другое простили, нажав обамовскую кнопку перезагрузки. Нет, это была, как нам тогда казалось, такая смешная мелочь, как закон депутата Милонова о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних. Сейчас, когда на посольстве США в Москве, на площади Донецкой Народной Республики, висит радужный флаг ЛГБТ, мы понимаем, насколько это для них не мелочь. Это повестка, один из самых центровых её пунктов. И в этом смысле претензия к Путину даже не в том, что он хочет многополярности или задирает цены на сырьё — в мире диктатуры Современности вопрос про шашечки всегда важнее вопроса про ехать.

Россия, если попытаться сформулировать ясно то, что мы сегодня невнятно бубним, вопреки сценарию пытается отстоять право человека оставаться человеком, мужчины — мужчиной, женщины — женщиной, Бога Отца — Богом Отцом, государства — государством, а истории — историей. Она не может согласиться, что про войны прошлого надо забыть на том основании, что это несовременно. До кучи, военные действия — это крайне неуместный ренессанс именно тех антропотипов, которые Повестка последовательно уничтожала все эти годы. И не только у нас, но, что хуже, и у них самих. Так Россия оказалась главным препятствием на пути вселенских мусорщиков Генеральной Уборки, и сейчас испытывает на себе работу их метлы и лопаты.

Причём в этой картине мира их дело бесконечно правое, а миссия благая и почти сакральная — они спасают планету, наш общий дом. А эти замшелые русские не готовы принять очевидного — того, что мы все в одной лодке, и не только как люди, но и вместе с последним ёжиком в лесу, пингвином в Антарктиде и кораллом с Большого Барьерного Рифа. И пытаются зачем-то нудить об исторической правде и национальных интересах. И если бы это была периферийная страна с какого-то из бывших колониальных континентов, это не представляло бы никакой угрозы — ни у одной из них нет даже шанса оспаривать первородство Современности. Даже у Китая его нет, несмотря на всю его нынешнюю экономическую мощь, по причине неустранимой интровертности его культуры. А вот у России есть, несмотря на всю её нынешнюю относительную слабость.

Что это всё значит для нас? Только одно — тайм-сквоттерам, захватчикам современности, нужно противопоставить взломщиков. Хакнуть машину времени. Русский Нео вышел из Матрицы, у него всё ещё болят и кровят разъёмы для проводов подключения, но теперь вопрос — что делать в Зеоне. Мы не сможем выстоять, оставаясь узколобыми консерваторами, запертыми в привычных рамках национального и даже имперского мышления. Их проект носит глобальный характер — мы тоже должны стать центром сборки глобального ответа на вопрос, заданный даже не противниками, а самой Историей.

Как звучит вопрос? Довольно банально: можно ли сохранить нашу Землю и выйти в космос, в то же время продолжая всё же оставаться людьми вида Homo sapiens, наследниками истории своих предков того же вида? Ответы лежат в сфере технологий, и да, там их надо искать. Это целые классы технологий, целые новые отрасли и сферы знания, которые придётся создавать с нуля. И это не только технологии работы с физической и живой природой, не только перезапуск и второе дыхание русского космоса, не только цифровые, финансовые и институциональные ноу-хау, но также и технологии работы с массовым сознанием, управления вниманием и мышлением, продвинутой прикладной антропологии и социальной инженерии. За последние столетия мы так много всего узнали о мире, но по-прежнему постыдно мало знаем о человеке — и даже не замечали этого до тех пор, пока Глобальные Мусорщики не попытались его зачистить.

И если после сказанного вам ещё что-то непонятно про то, в какой стороне искать образ будущего, то я не знаю, что ещё добавить. 

Алексей Чадаев

«Telegraph», 13.07.2022

Как сделать наш мир лучше? Как сделать его добрее, искреннее?

По моему мнению, мир скоро сам должен изменится, нет не сам конечно, но существует на мой взгляд , три варианта развития событий; 1 -й это второе пришествие Христа , 2-е апокалипсис, и третий радикальный посадить всех бандитов которые в данный момент у власти я имею ввиду мировую власть! Я думаю что сейчас каждый второй знает, о Ротшельдах , Рокфеллерах. о транснациональных корпорациях и т.д. короче нужна мировая революция! После которой необходимо структурировать всю систему управления планетой, например биполярную, это на первые десятилетие или два, после чего люди поймут что живём то мы на одной планете, т.е.практически в одной комунальной квартире, я бы даже сказал в одной комнате, так что пока каждый будет сидеть в своём тёмном уголке и молчать в тряпочку ни чего не изменится, задумайтесь ЛЮДИ!! Что мы творим? А теперь попробуйте после прочитаного ответить на простой вопрос кто Мы? Допустим к нам прилетит продвинутая цивилизация и спросит у Вас лично кто Вы? Что ответите ? Отвечу за Вас -Мы самопожирающая расса уничтожающая свой собственный Дом под именем Земля! Вот такая котовасия а точнее красомания!

система выбрала этот ответ лучшим

ALEXA­NDROD­IN
[7.9K]

8 лет назад 

Человек может исправить этот мир незначительно но реально. В силах одного человека конечно же немногое. Самый эффективный и доступный способ изменения мира, это изменение себя самого, как части этого мира. Если Вы себя изменили достаточно для того чтобы больше не менять, достигли своего идеала, то можно навести идеальный порядок в своем доме и помочь ближним если у них появится такое желание воспользоваться Вашей помощью. Это реально меняет мир в лучшую сторону.

Пытаться изменить других людей или человечество в целом не только не стоит, но и крайне вредно потому, что времени нашей жизни едва хватает только на небольшое совершенствование самого себя. Идеала достичь никому не удается. Я о таких примерах даже не слышал.

morik­17
[3.8K]

8 лет назад 

Боюсь, что мы уже ничего не сможем сделать! Человеческая цивилизация идёт именно по тому пути, по какому и должна идти, по-другому, к сожалению, мы не можем. Наверное, мы всё таки не созедатели, а разрушители, именно поэтому все мы не можем жить в мире и гармонии друг с другом!

Георг­ий-механ­ик
[5K]

8 лет назад 

Перезапустить! Обновить! Новый Всемирный потоп или какой-нибудь Армагеддонище!

Начать с себя можно, но искушения на кождом углу и окружение – вряд-ли дадут Вам долго продержаться “новым”. Да и мотивация в таком случае сильная нужна, иначе по пути встретите ностальгию.

mecht­atoy
[742]

8 лет назад 

Начните с себя. Возможно мир и не изменится, но изменится отношение к миру .

Жесток не МИР, а люди , которые считают ценностью что-то сиюминутное и яростно отстаивающие свое “право обладать” этой ценностью

Алекс­ей Цемах­ович
[223K]

8 лет назад 

Освободиться от желания исправлять мир и увидеть его таким, каков он есть – прекрасным удивительным и загадочным.

Инжен­ер1
[6.3K]

8 лет назад 

Нужно начать с себя. Самому стать лучше, добрее и искреннее. Кроме того, как на мир посмотришь, таким он и окажется. Наше восприятие мира – штука достаточно субъективная. Прежде, чем исправлять окружающий мир, неплохо бы исправить своё отношение к нему, ибо исправление мира – это насилие по отношению к нему. Он такого не прощает, даже независимо от мотивов исправляющего…

Rakot­sy
[2.4K]

8 лет назад 

Нужно всего лишь осознать что ты храм божий и впустить любовь в Сердце и во всю жизнь и больше без неё не творить, ибо что было сотворено без любви будет нести разрушение и смерть…Так примите снова Отца существующего везде с открытой душой и возложите на себя венец ,безусловной любви…

Milka­602
[3.1K]

8 лет назад 

Чтоб изменить мир, надо начать с себя. По другому относиться к окружающей нас природе, быть добрее к бездомным животным, старикам. Принимать справедливые и правильные решения, пусть даже если вы с ними не согласны.

Татья­на Моска­ленко 1984
[29]

8 лет назад 

Начинать нужно с себя, ведь наш мир – это мы сами, и все говорят о добре, а делают его единицы. Спросите себя каждый вечер, кому Вы помогли, кому сделали добро. Людям много для счастья не надо.

Знаете ответ?

Все знают детскую задачу про волка, козу и капусту, которых нужно перевести с одного берега на другой берег на лодке, чтобы никто никого не съел. Эта простая ситуация, из-за примитивного эгоизма участников превращается в нетривиальную задачу для человека со стратегическим мышлением. Казалось бы, дел на пять минут! Однако, сколько сил и лишнего времени нужно затратить на решение это простой задачи! Это прекрасная иллюстрация того, как построена современная цивилизация. Любая задача в мире точно по тому же принципу превращается в головоломку.

Барельеф с завоеваниями

Иллюстрация pixabay

Например, нужно перевести что-то с места на место. Казалось бы — что сложного? Берем машину и едем. А если это деньги, золото или бриллианты? Оо… тогда нужны еще человек 10-20 с оружием и спецсредствами для обеспечения безопасности, бронированный автомобиль. По этому принципу видно, какую маленькую эффективность имеют социальные связи внутри метасистемы под названием «человеческое общество». 99% сил уходит просто на трение внутри механизма!

Система сопротивляется любому социальному действию внутри нее. Караваны с продовольствием для умирающих людей — грабят. Деньги для беднейших стран разворовывают по пути. И тем не менее, до последнего времени все было прекрасно, запас прочности социальной системы был так велик, что даже 1% хватало, чтобы, ни шатко ни валко, но человечество развивалось, а главное поддерживало мир.

Однако, мы видим, что наша цивилизация вошла в зону турбулентности, вся эта многотысячелетняя структура исчерпала запас прочности и готовится распасться, как карточный домик. И тут возникает смешная ситуация — ученые всего мира трудятся, чтобы на какие-то проценты повысить КПД автомобильного двигателя, электрической лампочки и т.п. вещей. А ведь для чего это все делается, по сути? А все для того же, чтобы удовлетворить возрастающие потребности людей. Ездить меньше мы их заставить не можем, так хоть дадим им более экономичный двигатель. И так во всем!

Человечество имеет десятикратный запас прочности по всем параметрам, будь то, хоть топливо, продукты или здоровье. Но топливо сжигается в бессмысленных поездках, на полях ничего не выращивается, потому что это невыгодно при рыночной экономике, а люди болеют и умирают, потому что убивают друг друга всеми доступными способами, от мысли до атомной бомбы. Наше развитие ужасно, в его основе лежит эгоизм людей — это единственная причина развития цивилизации, но одновременно её убийца.

Однако, никто не может заставить людей отказаться от эгоизма, это же наша природа. Также как никто не может повернуть время вспять и заставить людей меньше потреблять, сила ничего не решает. В людях существует (как и у животных) стремление к свободе, любая диктатура рано или поздно рушится, как показал СССР.

Вот почему гармоничное общество возможно только в демократическом варианте, а проголосуют за него, когда капитализм полностью сгниет и ненависть между людьми будет нестерпима. И тогда каждый человек, которому нужно куда-то поехать, будет себя спрашивать «как мне это сделать более экономичным образом? Может взять еще людей в машину или поехать на автобусе?» Ведь он будет думать не про экономию своего личного бензина, а про общечеловеческие ценности, и тогда совместная поездка волка, козы и капусты превратится в легкое и приятное путешествие.

Фото: dmhs.ca

Великие цивилизации не были уничтожены кем-то. Они сами себя убивают.

Так заключил историк Арнольд Тойнби в своем 12-томном выдающемся сочинении, повествующем о взлете и падении 28 различных цивилизаций.

В каком-то смысле он был прав: цивилизации часто несут ответственность за собственный упадок. Однако обычно их самоуничтожению что-то способствует.

Например, Римская империя стала жертвой многих бед, включая чрезмерную экспансию, изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды и плохое руководство. Но помимо этого Рим был поставлен на колени и разграблен вестготами в 410 году и вандалами в 455 году.

Крах часто случается молниеносно, а величие не дает иммунитета. Римская империя занимала 4,4 млн квадратных километров в 390 году. Пять лет спустя у нее осталось только 2 млн, а к 476 году империя осталась ни с чем.

В нашем далеком прошлом таких примеров краха цивилизаций полно. В рамках моего исследования в Центре изучения экзистенциального риска в Кембриджском университете я пытаюсь выяснить, почему цивилизации гибнут. Что могут рассказать о нас самих взлеты и падения исторических цивилизаций? Какие силы могут ускорить или отложить гибель? И видим ли мы подобные паттерны сегодня?

Первый способ взглянуть на прошлые цивилизации — сравнить их долголетие. Это может быть сложно, потому что нет строгого определения цивилизации или комплексных данных об их рождении и гибели.

На графике ниже я сравнил продолжительность жизни различных цивилизаций, которые я определяю как общество с сельским хозяйством, несколькими городами, военным доминированием в географическом регионе и постоянной политической структурой. Учитывая это определение, все империи можно назвать цивилизациями, но не все цивилизации — империями. Данные взяты из двух исследований о росте и упадке империй (в 3000-600 до н.э. и 600 до н.э.-600 н.э.), а также из неформального краудсорсингового исследования древних цивилизаций (которое я редактировал).

Крах можно определить как быструю и неуклонную потерю населения, идентичности и социально-экономической сложности. Действующие службы перестают функционировать, наступает беспорядок, власть теряет монополию на насилие.

Практически все прошлые цивилизации с этим столкнулись. Некоторые восстановились или были преобразованы, как, например, китайская и египетская. Другие исчезли бесповоротно, как в случае с островом Пасхи. Иногда города, оказавшиеся в эпицентре краха, возрождаются, как это было с Римом. А порой их руины остаются в качестве мавзолея для будущих туристов — например, цивилизация майя.

Что это может сказать нам о будущем глобальной современной цивилизации? Применимы ли уроки аграрных империй к нашему периоду промышленного капитализма после XVIII века?

Я бы сказал, что применимы. Общества прошлого и настоящего — это сложные системы, состоящие из людей и технологий. Теория «обычной аварии» предполагает, что сложные технологические системы регулярно переживают сбои. Так что коллапс может быть нормальным явлением для цивилизаций, независимо от их размеров и стадии.

Возможно, мы сейчас технологически более продвинуты. Но это дает мало оснований полагать, что мы невосприимчивы к угрозам, которые уничтожили наших предков. Наоборот, наши новые технологические возможности приносят новые, беспрецедентные проблемы.

И хотя наши масштабы глобальны, похоже, что коллапс может настичь как растущую империю, так и зарождающуюся. Нет оснований полагать, что больший размер защищает от распада общества. Наша глобализированная экономическая система, раз уж на то пошло, может еще больше распространить кризис.

Если судьба предыдущих цивилизаций может стать дорожной картой нашего будущего, о чем она говорит? Один из методов понять это — изучить тенденции, которые предшествовали историческим крушениям, и посмотреть, как они разворачиваются сегодня.

Не существует единой общепринятой теории, почему происходят коллапсы. Историки, антропологи и другие исследователи предлагают различные объяснения.

Климатические изменения. Потеря климатической стабильности может привести к катастрофическим последствиям — неурожаю, голоду и опустыниванию. Распады цивилизаций Анасази, Тиуанако, аккадцев, майя, Римской империи и многих других совпали с резкими климатическими изменениями, обычно с засухами.

Ухудшение состояния окружающей среды. Крах может произойти, когда общества превышают допустимую нагрузку на окружающую среду. Согласно этой теории экологического коллапса, ускорять гибель цивилизации могут чрезмерная вырубка лесов, загрязнение воды, деградация почвы и потеря биоразнообразия.

Неравенство и олигархия. Богатство и политическое неравенство могут быть главными факторами социальной дезинтеграции, равно как и олигархия и централизация власти. Это не только вызывает социальные проблемы, но и ограничивает способность общества реагировать на экологические, социальные и экономические проблемы.

Область климатодинамики моделирует взаимосвязь таких факторов, как равенство и демография, с политическим насилием. Статистический анализ предыдущих обществ предполагает, что это происходит циклично. По мере роста населения предложение рабочей силы превышает спрос, труд становится дешевым, а общество — перенасыщенным разного рода управленцами. Это неравенство подрывает коллективную солидарность, и за этим следует политическая турбулентность.

Сложность. Историк и эксперт по гибели цивилизаций Джозеф Тейнтер предположил, что общества в конечном итоге рушились под тяжестью собственной накопленной сложности и бюрократии. Общества — это коллективы, решающие проблемы, и они усложняются, чтобы преодолевать новые проблемы. Отдача от сложности в конечном итоге достигает пика и начинает снижаться. После этого момента крах неотвратим.

Другая мера возрастающей сложности называется «Энергетическая рентабельность» (EROI), то есть соотношение полученной энергии к затраченной. Как и сложность, EROI, похоже, имеет тенденцию к снижению приносимой пользы. В своей книге «Вверх ногами» (The Upside of Down) политолог Томас Гомер-Диксон отметил, что ухудшение состояния окружающей среды в Римской империи привело к падению EROI из-за основного источника энергии: посевов пшеницы и люцерны. Империя пала вместе с EROI. Тейнтер также считает энергетическую рентабельность главным виновником многих крушений, в том числе гибели майя.

Внешние потрясения. Другими словами, «четыре всадника»: война, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Империя ацтеков, например, была уничтожена испанскими захватчиками. Большинство ранних аграрных государств исчезали из-за смертельных эпидемий. Концентрация людей и крупного рогатого скота в окруженных стеной населенных пунктах с плохой гигиеной сделала вспышки болезней неизбежными и катастрофическими. Иногда стихийных бедствий оказывалось сразу несколько, как, например, привезенная испанцами в Америку сальмонелла.

Случайность/невезение. Согласно статистическому анализу империй, их крушения могут происходить случайно и не зависят от возраста. Эволюционный биолог и исследователь данных Индре Злиобайт и ее коллеги наблюдали похожую закономерность в эволюционных записях видов. Распространенное объяснение этой очевидной случайности — «эффект Красной Королевы»: если виды постоянно борются за выживание в изменяющейся среде с многочисленными конкурентами, вымирание — это постоянная угроза.

Несмотря на обилие книг и статей, у нас нет окончательного объяснения причин гибели цивилизаций. Мы знаем только, что факторы, перечисленные выше, могут внести свой вклад. Крах — это последняя капля, когда усугубляющиеся факторы стресса превышают способность общества справляться с трудностями.

Мы можем изучить эти признаки опасности, чтобы увидеть, падает ли наш шанс на гибель или увеличивается. Вот четыре возможных метрики, измеренные за последние несколько десятилетий.

Температура служит четким показателем изменения климата, ВВП — показателем сложности, а влияние общества на экологию — индикатором ухудшения состояния окружающей среды. Все они в наше время увеличиваются.

Неравенство рассчитать сложнее. Обычно применяемый индекс Джини предполагает, что неравенство несколько снизилось в глобальном масштабе (хотя оно увеличивается внутри стран). Однако индекс Джини может вводить в заблуждение, поскольку он измеряет только относительные изменения в доходах. Другими словами, если два человека, зарабатывающие $1 и $100 тысяч, удвоят свой доход, коэффициент не изменится. Но разрыв между ними увеличится с $99 999 долларов до $198 998.

Доля 1% самых богатых людей в мировом доходе увеличилась с примерно 16% в 1980 году до более чем 20% сегодня. Важно отметить, что неравенство в плане накопленного богатства еще хуже. Доля 1% самых богатых увеличилась с 25-30% в 1980-х годах до примерно 40% в 2016 году. Реальность, вероятно, еще более сурова, поскольку эти цифры не отражают богатства и доходы, перенаправленные в офшоры.

Исследования показывают, что EROI ископаемого топлива неуклонно снижается, так как самые легкодоступные и богатые запасы истощаются. К сожалению, большинство возобновляемых источников, таких как солнечная энергия, имеют заметно более низкий EROI, в основном из-за их удельной энергоемкости, редкоземельных металлов и производств, необходимых для их выпуска.

В связи с этим активно обсуждалась вероятность «энергетического обвала», поскольку EROI снижается до такой степени, что нынешние уровни достатка в обществе уже не могут поддерживаться. Энергетического обвала можно избежать, если возобновляемые технологии продолжат совершенствоваться и будут быстро приняты меры по повышению энергоэффективности.

Меры устойчивости

Несколько обнадеживающая новость заключается в том, что показатели краха — это не вся картина. Социальная устойчивость может задержать или предотвратить гибель.

Например, глобальное «экономическое разнообразие» — измерение разнообразия и сложности экспорта стран, — сегодня больше, чем в 1960-х и 1970-х годах, согласно индексу экономической сложности (ECI). Страны в среднем менее зависимы от отдельных видов экспорта, чем раньше. Например, страна, которая диверсифицировала свою деятельность за пределы экспорта сельскохозяйственной продукции, с большей вероятностью выдержит экологическую деградацию или потерю торговых партнеров. ECI также измеряет уровень знаний об экспорте. У более квалифицированных групп населения больше возможностей реагировать на кризисы по мере их возникновения.

Аналогичным образом, инновации, измеряемые патентными заявками на душу населения, также растут. Теоретически цивилизация может быть менее уязвимой для коллапса, если новые технологии в состоянии смягчить воздействие таких факторов, как изменение климата.

Также возможно, что «крах» может произойти без насильственной катастрофы. Как написала Рейчел Нувер в BBC Future в 2017 году, «в некоторых случаях цивилизации просто исчезают, тихо уходя в историю».

Тем не менее, глядя на все эти показатели коллапса и устойчивости в целом, становится понятно, что нам не стоит сидеть сложа руки. Да, определенный оптимизм внушает наша способность внедрять инновации и избегать бедствий. Тем не менее, мир становится хуже в тех аспектах, которые способствовали распаду предыдущих обществ. Климат меняется, разрыв между богатыми и бедными увеличивается, мир становится все более сложным, а наше использование окружающей среды превышает допустимые нормы.

Лестница без ступеней

И это еще не все. К сожалению, мир сейчас глубоко взаимосвязан и взаимозависим. В прошлом коллапс ограничивался регионами — это были временные неудачи, и люди часто могли легко вернуться к аграрному образу жизни или образу жизни охотника-собирателя. Для многих это была даже желанная отсрочка от угнетения ранних государств. Кроме того, оружие, доступное во время социального беспорядка, было элементарным: мечи, стрелы и иногда ружья.

Сегодня общественный коллапс — более опасная перспектива. Государству, а иногда даже частным группам людей, доступно самое разнообразное оружие: от биологических агентов до ядерных боеголовок. Новые инструменты насилия, такие как автономные системы летального вооружения, могут появиться в ближайшем будущем. Люди все меньше заняты производством продуктов питания и товаров первой необходимости. А изменение климата может нанести непоправимый ущерб нашей способности вернуться к простым сельскохозяйственным занятиям.

Подумайте о цивилизации как о плохо построенной лестнице. Поднимаясь, вы можете сорваться в любой момент. Падение с высоты всего нескольких ступеней — это ничего. Но чем выше вы поднимаетесь, тем страшнее падение. В конце концов, когда вы достигнете достаточной высоты, любое падение с лестницы будет смертельным.

С распространением ядерного оружия мы, возможно, уже достигли этой цивилизационной «равновесной скорости». Любой крах — любое падение с лестницы — грозит быть последним. Ядерная война сама по себе может привести к экзистенциальному риску: либо к вымиранию нашего вида, либо к возвращению в каменный век.

В то время как человечество становится все более экономически мощным и устойчивым, наши технологические возможности также представляют беспрецедентные угрозы, с которыми не приходилось сталкиваться ни одной цивилизации. Например, климатические изменения, которые мы переживаем, отличаются от тех, которые привели к исчезновению майя или аназаси. Они глобальны, зависят от людей, быстрее и серьезнее.

Нашей рукотворной гибели помогут не враждебные соседи, а наши собственные технологические силы. Крах в нашем случае может стать следствием прогресса.

Распад нашей цивилизации вовсе не неизбежен. История предполагает, что он вероятен, но у нас есть уникальное преимущество, заключающееся в том, что мы можем вынести уроки из обломков прошлого.

Мы знаем, что необходимо сделать: можно сократить выбросы, нивелировать неравенство, остановить ухудшение состояния окружающей среды, дать волю инновациям и диверсифицировать экономику. Политические предложения есть, не хватает только политической воли. Мы также можем инвестировать в восстановление стабильности. Уже есть хорошо продуманные идеи, повышающие способность систем снабжения пищей и образования к восстановлению после катастрофы. Также важно предотвратить создание широкодоступных опасных технологий. Такие шаги уменьшат вероятность того, что будущий крах окажется необратимым.

Если мы будем идти вслепую, то только приблизимся к краю. Мы обречены, если не захотим прислушаться к истории.

Источник

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.

14 марта 2019

Давайте проведем мысленный эксперимент.

Агрессивная вирусная чума поразила человечество. Распространяясь с невероятной скоростью по нашему современному миру через плотные города и международные авиарейсы, она побеждает за несколько недель. Цивилизации больше не существует, и большая часть человечества уже не вернется. Но вы выжили. Вам невероятно плохо, но какой-то внутренний иммунитет позволил вам пережить вирус. Вы просыпаетесь в своем холодном жилище, без электричества, воды или газа. На улицах жутко тихо, в небе не видно ни одной химиотрассы самолета. Вы пережили апокалипсис.

Инструкция по выживанию: как восстановить цивилизацию после апокалипсиса? Фото.

В один миг человечество может перестать существовать. А если вы останетесь один?

Все эти сюжеты вам хорошо известны по книгам, фильмам и играм, например, «Последние из нас», «Я — легенда», «Безумный Макс». Как правило, в этих сюжетах главный герой обтянут тугой кожей и путешествует через пустыню. Насколько реалистичны эти сценарии?

Если вы когда-нибудь окажетесь пережившими глобальную катастрофу, которая уничтожила большую часть человечества, что вы будете делать? Какие знания необходимы для выживания и в конечном итоге переживания этого момента? Вот здесь-то наш герой-одиночка не справляется. Очевидно, мы смогли прорваться через историю и построить современный мир только работая вместе; человечество — это глубоко социальный, коллективный вид. Поэтому, каким бы глубоким ни было потрясение, очень скоро человечество снова собьется в общество.

И вот вопрос: что дальше? Какими будут первые приоритеты, какие навыки помогут обществу восстановиться в течение следующих лет? Вот так могла бы выглядеть хронология.

Содержание

  • 1 Первые несколько дней
  • 2 Первые недели
  • 3 Первые месяцы
  • 4 Первые годы
  • 5 Первые десятилетия
  • 6 Первые столетия

Первые несколько дней

Первые несколько дней. Мрачноватая картина апокалипсиса. Фото.

Мрачноватая картина апокалипсиса.

После того как люди прекратят наблюдать и поддерживать электростанции, сеть упадет довольно быстро. Но очистив солнечные панели или подключив переносные генераторы, вы сможете обеспечить себя электричеством на первое время.

Интернет исчезнет сразу же, как только серверы лишатся энергетической подпитки и автоматические резервные генераторы выгорят, поэтому не думайте, что сможете сходить на Википедию за полезными подсказками. Но это вовсе не означает, что ваш смартфон станет бесполезным кирпичом. Компас использует внутренний магнитомер, поэтому вы сможете найти нужный путь, если захотите, а последняя загруженная карта будет продолжать вам перемещаться при помощи GPS.

Спутниковая сеть GPS будет продолжать работать вполне хорошо в течение нескольких недель после катастрофы, но примерно через шесть месяцев точность позиционирования деградирует практически до бесполезного состояния. Ваши приоритеты в первые же дни будут включать поиск бутилированной воды и консервы, а также одежды, подходящей для пребывания на открытом воздухе.

Первые недели

Первые недели. Выжившие будут, но немного. Фото.

Выжившие будут, но немного

В течение первых нескольких недель вы, вероятно, столкнетесь с другими выжившими. Относиться к незнакомцами придется с тщательной осторожностью, пока вы не обретете небольшую группу, которой сможете доверять. Эта же группа повысит эффективность распределения, хранения и поиска припасов.

К настоящему времени городская зона, с которой вы начали, станет довольно неприятной. Вонь бесчисленных гниющих тел наполнит воздух, а голодающие домашние собаки будут становиться все агрессивнее. В любом случае современный город — это искусственный раздутый пузырь, поддерживаемый только цивилизацией, которая его построила.

Без электросетей, которые обслуживают лифты и освещение, естественные источники воды загрязнятся, а сама земля утонет в асфальте и бетоне, поэтому жизнь в сельской местности покажется вам гораздо более привлекательной. Традиционный дом с камином для отопления и приготовления пищи будет приятнее после коллапса, чем современные хай-тек-квартиры. Вы всегда можете совершить мародерский набег на разрушающиеся городские районы, чтобы пополнить запасы расходных материалов.

Первые месяцы

Первые месяцы. Главное при выживании — найти воду. Фото.

Главное при выживании — найти воду

Вашей главной заботой будет обеспечение безопасной питьевой воды и борьба с передающимися через воду заболеваниями, которые были бичом человечества тысячи лет. Кипение — безошибочный способ убить болезнетворные микроорганизмы — требует большого количества топлива. Очищающие таблетки закончатся очень быстро, поэтому в скором времени вам придется прибегнуть к химическим уловкам, чтобы очистить воду.

Воду можно химически дезинфицировать путем очистки кухонным средством для мытья посуды или даже хлором для бассейна (гипохлорит натрия и гипохлорит кальция), разведенным настолько, чтобы он убил микробов, но не отравил вас. Так, вы будете использовать химию хлора, которая лежит в основе водопроводной воды, которую мы пьем сегодня — исторически именно это гигиеническое средство позволило нам жить в сказочно плотных городах.

Пока вы не поймете, как делать хлор самостоятельно, можно использовать другой примитивный метод обеззараживания воды: солнечная дезинфекция. Этот метод преподается развивающимся странам силами ВОЗ и просто включает заполнение пластиковой бутылки водой, чтобы она постояла на ярком солнечном свете в течение дня или двух. Ультрафиолетовые лучи солнца будут проходить прямо через бутылку и убивать любые болезнетворные микроорганизмы.

Простое мытье рук тоже чрезвычайно эффективно при блокировании передачи заболевания. Мыло можно сделать путем гидролиза животного жира или растительных масел — кипячение с щелочами. Щелочи давно были одним из важнейших классов химических веществ, их можно добыть в природных условиях. Поташ (карбонат натрия) можно извлечь, процеживая воду через пепел костра твердых пород дерева, а кальцинированную соду можно добыть из сгоревших водорослей или других солеустойчивых прибрежных растений вроде солянки. Сбор морских водорослей для производства соды в течение многих столетий был важным делом вдоль атлантического побережья Шотландии и Ирландии.

Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на нас в Google Новостях и Яндекс.Дзен, чтобы не пропускать новые материалы!

Первые годы

Первые годы. Вам придется восстановить земледелие. Фото.

Вам придется восстановить земледелие

Когда консервы закончатся, вы столкнетесь с необходимостью перезапускать собственное сельское хозяйство. Вырастить собственные овощи и фрукты может быть не сложно, но сколько из нас сегодня знают, как выращивать собственные базовые продукты зерновых культур: пшеницу, рис или кукурузу?

Зерновые культуры, по сути, это виды трав; они быстро растут и производят питательные зерна, но человеческое тело не очень биологически предрасположено к ним, и у нас нет четырех желудков, чтобы переварить траву подобно коровам. Вместо этого нам приходится полагаться на свои мозги и решать проблемы при помощи технологий. Нам нужно физически измолоть зерно в муку, а затем использовать преобразующую силу огня в печи, чтобы испечь муку в хлеб, который наши тела смогут переварить. Для этого нам нужен жернов на ветряной или водяной мельнице, а для выпечки хлеба или кипячения риса — горшок как внешняя пищеварительная система.

Основная проблема состоит в продуктивной культивации зерновых — избыток продуктов питания является основой любой успешной цивилизации. Если один человек сможет накормить десять других, не задействованных в полях, общество станет более развитым. Инструменты для работы с почвой вроде плуга или бороны можно сделать за счет перепрофилирования стальных изделий при помощи простой кузни. Но самый главный трюк, который не поддавался средневековым фермерам, это как сохранить поля плодовитыми в течение многих лет. Без современных удобрений вам придется пополнять запас питательных веществ в почве за счет вспашки почвы с применением навоза и отдельных зернобобовых — гороха, чечевицы, клевера, люцерны. Растворение костей в кислоте обеспечит вас фосфатами, а рассыпание измельченного мела или известняка позволит сдержать повышение кислотности почвы.

Первые десятилетия

Первые десятилетия. Придется осваивать инструмент. Фото.

Придется осваивать инструмент

По мере того, как ваше общество будет становиться все более самодостаточным, а не полагаться на наследие предыдущей цивилизации, вам придется пересмотреть традиционные навыки вроде кузнечного дела и изготовления металлических инструментов, чтобы запустить технику и двигатели. Цивилизация выросла благодаря росту механической энергии: ветряных мельниц и водяных колес, затем паровых двигателей, турбин и двигателей внутреннего сгорания. Все они облегчили жесткий тяжелый труд человеческих мышц.

Цивилизация также нуждается в топливе. До конца 1800-х годов и начала использования угля и сырой нефти, источником важной химии — кислот, спиртов, растворителей, гудронов — была «сухая перегонка» древесины; выпечка древесины в герметичном контейнере и сбор паров по мере преобразования ее в древесный уголь. Можно даже запустить двигатель автомобиля на газах, выделяемых в процессе пиролиза древесины; во время Второй мировой войны было более миллиона автомобилей, работающих на древесине.

Не имея доступа к сырой нефти для перезагрузки (наша цивилизация уже высосала всю легкодоступную нефть), вы можете также сделать биодизель, чтобы машины работали на отработанном животном жире или растительном масле, вступающим в реакцию с метанолом (древесный спирт) и щелочью (полученной путем взаимодействия соды с негашеной известью из каленого мела или известняка).

В вашей зарождающейся химической промышленности и другие легко извлекаемые вещества также найдут множество применений. Например, этанол из ферментированного, а затем перегнанного зерна будет включать концентрированный спирт, который является универсальным растворителем и эффективным дезинфицирующим средством. Древесный уголь полезен не только для получения высоких температур для ковки металлов или создания кирпича или стекла, но и как «восстановитель», необходимый для выплавки металлов из скальных руд.

Первые столетия

Первые столетия. В итоге мы придем к тому, что было. Фото.

В итоге мы придем к тому, что было

В долгосрочной перспективе единственный путь для постапокалиптического общества будет заключаться в воссоздании знаний и возможностей понимания принципов работы естественного мира и в применении этого понимания для создания полезных технологий. Лучший способ понять, как работают вещи, это научный метод: строгая проверка своих теорий при помощи тщательно спланированных экспериментов или наблюдений природных явлений. Научный метод — это изобретение само по себе.

Чтобы эффективно исследовать мир, вам нужны инструменты, и есть одно вещество, которое совершенно незаменимо в нашем научном продвижении по истории. Оно относительно прочное, химически инертное и совершенно прозрачное. Этот волшебный материал, конечно же, стекло.

Стекло вам нужно, чтобы делать тестовые пробирки и узнавать о химических реакциях, чтобы делать термометры и барометры и понимать температуры и давления. Стекло нужно для манипуляций со светом, для создания линз микроскопа и телескопа. Чтобы сделать простое стекло, нужно три ингредиента: диоксид кремния, сода и известь, которые можно найти в виде песка, морских водорослей и мела или известняка. Робинзон Крузо мог бы попытаться сделать собственное стекло прямо на пляже.

И вот, со всеми этими научными инструментами, вооружившись рациональным и пытливым мышлением, вы могли бы попытаться воссоздать общество с нуля в довольно сжатые сроки. Пройдут десятки лет, но общество восстановится. Остается только вопрос, будет ли это наше прошлое общество, с его ошибками и проблемами, или что-то новое, лучшее, развитое?

Добавить комментарий