Как исправить настроение ребенка

Проблемы с настроением бывают в любом возрасте.
Настроение взрослых нам легко понять. Его причины по большей части очевидны. Проблемы на работе, личные неурядицы, плохое самочувствие – со всем этим мы и сами сталкивались не раз и легко можем, что называется, войти в положение, сказать «да, представляю, каково тебе». К тому же человек и сам высказывает жалобы, просит обсудить причины или просто поговорить.
Дети навыками рефлексии не обладают, осознать собственные чувства и их причины не могут.
Они могут только хныкать, канючить, плакать, бросать игрушки, выплевывать еду, цепляться за маму, проситься на ручки. А потом – то же самое еще раз… Именно поэтому их плохое настроение никакого сочувствия не вызывает.

Мы склонны назвать его «просто капризы» и пресечь любым подходящим и доступным методом. В самом деле, что за нарушения настроения могут быть, когда вся жизнь состоит из кормлений, игр и прогулок? Разве есть причины для подавленности или раздражения у годовалого (двух-, трехлетнего) малыша? Есть. И, кстати, они почти такие же, как у взрослых.

В возрасте до года плохое настроение ребенка выявить труднее всего. Ведь выражается оно только одним способом – плачем. То есть точно так же, как выражается голод, боль, усталость, неудобства, связанные с мокрыми пеленками или колючей одеждой. Но – нет. На самом деле плач в случае плохого настроения будет отличаться от плача других видов.
Он тише, ниже по тональности, монотонный и заунывный. Если, при том что ребенок абсолютно здоров, вы слышите такой плач, не сомневайтесь: малыш не в духе. Кто посмел испортить настроение такому крохе?
Скорее всего, это были вы – хотя, конечно, сделали это не специально и даже не осознанно. Маленькие дети очень чувствительны к настроению мамы, перенимают абсолютно все ее печали и радости.
Существует мнение, что даже состав грудного молока меняется в зависимости от настроения, и поэтому малыш в буквальном смысле питается вашими эмоциями.

Стоит признать: у счастливой, довольной всем происходящим и собой мамы и дети бывают спокойными, уравновешенными и веселыми.
Если же мама слишком устает, чтобы радоваться, и постоянно испытывает напряженность, тревогу, то и от ребенка нельзя ждать особого веселья. Такие дети часто плачут без видимого повода, успокаиваясь лишь на руках. Это еще больше портит настроение маме, она еще больше передает негативных эмоций малышу − в общем, получается замкнутый круг.

Плаксивость, чувство потери, невозможность радоваться тому, что раньше приносило удовольствие, – такие симптомы наблюдаются у 80% женщин после родов (вероятность их увеличивается с возрастом и количеством родов) и, конечно, тоже накладывают отпечаток на общение с малышом и даже на его будущий характер. Дети, пережившие в младенчестве расстройство настроения своей мамы, и во взрослом возрасте бывают тревожными, склонными к пессимизму, тяжелее переносят жизненные трудности. Поэтому улучшать настроение нужно как можно раньше – и себе, и ребенку.

Во-первых, добавьте в вашу с ним жизнь позитива. Это не так трудно, если помнить, что жизнь состоит из мелочей. Ведь даже гуляя, вы можете ходить в те места, где вам нравится, общаться с теми мамами, которые веселы и заряжают вас оптимизмом.

Во-вторых, устраивайте психотерапевтические беседы. Нет, для этого вам не понадобится никуда ходить и записываться на прием к специалисту. В качестве психотерапевта будет ваш собственный малыш. Ему вы расскажете все о настроении, о мыслях по поводу, почему оно такое. Можете пожаловаться на невнимательных окружающих (следите только за выражениями), можете поделиться планами.
Младенцы очень хорошо умеют слушать и бывают на удивление понятливыми. Им ведь тоже становится лучше, когда они узнают, что никакой их вины в вашем настроении нет, что просто так получилось. И маме становится лучше – проговоренная проблема, как известно, значительно уменьшается.

Между прочим, это совсем не новый метод. Во многих культурах маленьким детям мама пела колыбельные, составленные ею за день (в культурах, сохранивших традиционный строй, так происходит и сейчас), обо всем, что случилось, о том, что беспокоит. Считалось, что дети таким образом чувствуют себя частью семьи и растут более спокойными.

От года до трех
Ребенок растет, и его знания о мире, его потребности, круг общения постоянно увеличиваются. С одной стороны, возможности его достаточно велики – он умеет сам ходить, говорить и чувствует себя вполне самостоятельным, с другой – все еще находится под постоянным контролем и часто не может свои желания осуществить. В общем, самая главная причина для плохого настроения – непонимание. Еще одна причина – потеря чего-то важного. Причем важное для ребенка – это совсем не то же самое, что для взрослого.

Двухлетний ребенок может вполне спокойно перенести развод родителей, уход из семьи отца, но при этом будет тяжело переживать потерю любимой игрушки. Смерть бабушки будет воспринята не так драматично, как, например, ежедневный уход мамы на работу. Такая особенность психики позволяет детям защититься от очень тяжелых переживаний, забыть травмы раннего детства.
Какое-то простое и приемлемое объяснение ситуации дает возможность ребенку откорректировать свое представление о мире. Если рядом остается человек, который заботится и любит, то все в порядке. А вот по поводу мелочей (того, что для нас является мелочью) ребенок может плакать долго и безутешно. Так долго, что сам изматывается и потом засыпает.

Доводить детей до такого состояния не стоит, но пугаться и ограждать тоже нет смысла. Плач – это их способ отреагировать эмоции, выплеснуть наружу весь негатив. Как правило, после такой бури слез проснувшийся ребенок чувствует себя гораздо лучше и в хорошем настроении готов играть (правда, к этому моменту измотанными бывают уже родители). К тому же именно в этом возрасте ребенок учится разным способам взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Если поймет, что его плач действует на людей устрашающе, будет использовать это оружие уже сознательно.
Плохое настроение ребенка этого возраста выражается не только плачем. Он может лежать на кровати, не отвечая на предложения поиграть, может безучастно смотреть в окно, а если плохое настроение сочетается с агрессией – пинать и разбрасывать игрушки. В любом случае, надо помочь. Сам он со своим настроением справиться пока не может.

Проявите максимум участия, терпения и теплоты даже в том случае, если он, как говорится, сам виноват. При этом это совсем не должно означать, что вы обязаны идти на уступки – например, отказаться от похода в гости, раз уж ребенку без вас так плохо. Он ведь именно сейчас привыкает к тому, что в жизни не все и не всегда будет так, как он хочет. И к тому, что это совсем не повод впадать в уныние.
Вот и дайте ему такой урок. Не меняя своих планов и вообще не обсуждая больше причину его негативного состояния, обнимите и просто посидите рядом. И почаще играйте с детьми в шумные игры, тискайте их и тормошите. А поглаживание по спине – вообще один из лучших методов профилактики стрессов.

От трех до шести
В возрасте двух с половиной – трех лет у ребенка развивается самосознание. Он говорит о себе «Я», становится более стеснительным, стыдливым (осознает, что другие люди могут смотреть на него, обсуждать и так далее). Кроме того, у него все более выраженной становится потребность в общении со сверстниками, и в этой области тоже есть свои поводы для переживаний. В общем, чем старше ребенок, тем более вероятно, что причина плохого настроения находится вне семьи (хотя отношения с родителями все равно остаются самыми значимыми). В то же время в поведении может появиться скрытность: ребенок уже не склонен говорить родителям абсолютно все. Иногда он просто не знает, можно ли рассказывать то, что произошло.

Так, например, если ребенок подвергается нападкам со стороны взрослого – знакомого или чужого, он может об этом не рассказывать. Ведь взрослый – это авторитет, если он кричит, значит, «я заслуживаю». Так что узнать, в чем причина подавленности, плохого настроения бывает не так легко. Научите ребенка откровенности, тому, что своим близким он может рассказывать абсолютно все. Всегда поддерживайте ребенка в случае неприятностей, даже в том случае, если ситуация спорная.
Да, вы можете ее обсудить, разобрать, кто прав, кто виноват, но – потом, позже. Когда ребенок удручен, подавлен, то он нуждается прежде всего в поддержке. Кстати, это правило действует не только в отношении детей. Мы все нуждаемся в таком предвзятом отношении, в том, чтобы нас любили несмотря ни на что. Это – основа счастья в семье.

Всегда выслушивайте ребенка. Он должен доверять вам свои сомнения и переживания в любом возрасте.
Если же ребенок все равно не рассказывает, не допрашивайте. Тем более что эмоции в этом возрасте уже сложные, практически такие же, как у взрослых, – ребенок действительно может не понимать до конца, почему ему грустно. Поговорите на отвлеченные темы или на тему настроения, но без поиска причин. «А когда тебе стало грустно?», «А как тебе грустно – просто грустно или так, что даже мороженого не хочется?», «Что нужно сделать, чтобы не грустить?» − на такие вопросы ребенок вполне может ответить. И, соответственно, вместе с вами может найти способ повышения настроения. Кроме того, очень хорошо помогают так называемые эмоциональные прививки. Вы время от времени рассказываете какую-то историю из вашего детства (поругала мама, наказали в садике, поссорились с подружкой).
Рассказ должен быть подробным в той части, где говорится об эмоциях (как вы переживали) и непременно иметь хорошее окончание. Это обеспечит позитивный взгляд на жизнь.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Плохое настроение или встал не с той ноги.

Почему же дети подвержены резким сменам настроения? 

Настроение — это эмоциональное состояние, которое влияет на поведение человека в определенный промежуток времени. Оно определяет нашу активность, умение взаимодействовать с миром, общий тонус. Этому состоянию свойственно меняться под действием различных факторов, о которых пойдет речь. Настроение зависит от многих обстоятельств, влияющих на эмоциональный фон. На  жизненную энергию заметно влияет, кроме физического здоровья, еще и коммуникационная составляющая.          

Казалось бы, настроение – какая мелочь, но… его присутствие дает ребенку чувство внутреннего эмоционального благополучия, а это, в свою очередь, положительно влияет как на физическое, так и на психическое развитие. Поэтому тут никаких мелочей нет. Приподнятое, радостное настроение – это залог не только нормального развития, но также успешности и благополучия, ощущения полноты жизни. Детские эмоциональные проявления закрепляются и с возрастом становятся достаточно устойчивыми формами поведения, влияют на формирование характера. Так, если ребенок часто испытывает радость, скорее всего он вырастет жизнерадостным, оптимистичным человеком. Если его настроение во многих случаях неважное, впоследствии это может привести к формированию мрачно-скептической жизненной позиции. Именно поэтому наша родительская задача – следить за изменениями эмоциональной сферы ребенка и формировать радостное положительное и бодрое отношение к жизни.

К главным причинам смены настроения у детей можно отнести следующие:

1. Кризисы. Частые смены настроения у малыша говорят в первую очередь о том, что он растерян, излишне напряжен, не понимает, как ему себя вести и чего ждать. Особенно остро такие ощущения ребенок испытывает в кризисные периоды, связанные с:

  • особыми моментами возрастного развития – в эти периоды подавляющее большинство детей переживает тяжелые времена;
  • особенностями окружающей среды – резкая неприятная ребенку смена обстановки, отношений с важными ему людьми может тоже вызвать кризис.

2. Желание привлечь к себе внимание родителей и близких. Возможно, в моменты спокойствия на ребенка не особо обращают внимания, а как только расплакался – сразу тебе и конфетка, и плюшевый мишка, и мамины теплые объятия. Почему бы этим не воспользоваться?

Никто не говорит, что не надо утешать и успокаивать детей. Конечно же, надо. Но, если вы берете малыша на руки, обнимаете, уделяете ему время только тогда, когда он плачет – очень скоро он поймет это и будет постоянно вас «звать». Ведь для маленького ребенка самое главное – чтобы мама была рядом. И тогда его мир спокоен и стабилен.

3. Домашняя атмосфера, в которой живет малыш. Ребенок остро чувствует все изменения в жизни семьи. Если мама с папой ссорятся, в воздухе висит напряжение, скорее всего, малыш будет беспокоиться и нервничать, и, как следствие, капризничать.

4. Особенности поведения родителей. Замечали, как точно маленькие дети умеют копировать эмоции и поведение взрослых? Так вот, если мама и папа у малыша «буки», наверное, вряд ли их чадо будет все время улыбчивым и жизнерадостным, и наоборот.

Как поднять настроение ребенку?

Внимательные родители всегда замечают изменения в поведении и настроении своего ребенка. Правда, иногда мы не знаем как правильно себя вести в такой ситуации. Помочь или пусть сам разбирается? Ситуации бывают разные, далее перечислены некоторые идеи, которые могут оказаться полезными для поднятия настроения не только ребенку, но и нам, внимательным родителям. Так что же делать?

  • Вывести на разговор и узнать причину плохого настроения, дать родительский совет

Если возраст ребенка позволяет, просто поговорите с ним. Найдите в доме тихий уголок и заведите доверительную беседу. Иногда один такой простой шаг исправляет ситуацию. Ребенок увидит, что нужен вам, что вы не равнодушны к нему, почувствует вашу заботу, и, возможно, уже вскоре «хмурая тучка» превратится в «сияющее солнышко».

  • Обнять, поцеловать и сказать, что любите

Пожалуй, один из самых действенных и быстрых способов исправить настроение! Просто подойдите к ребенку и обнимите его, прижмите к себе, ласково погладьте по головке. Дети, чаще всего, не останутся равнодушны к такому проявлению родительских чувств и эмоционально откликнутся. Глядишь, ваша радость уже улыбается.

  • Предложить совместную игру

Плохое настроение можно быстро развеять, если родитель (а если родители – вообще шикарно!) предложат ребенку поиграть вместе. Можно в настольную фишечную игру, в машинки, в куклы, в игру на ловкость, в «слова», в «города» — зависит от возраста. Интересное занятие, да еще с любимыми родителями обязательно поднимет настроение ребенка!

  • Занять руки: предложить порисовать, полепить или провести с ним мини мастер-класс

Очень хороший способ исправить настроение – заняться творчеством. В детском возрасте это, прежде всего, рисование и лепка (из пластилина, глины), аппликации, конструирование. Это занятие позволяет освободиться от плохих эмоций, и вот, ваш ребенок — как «новенький».

  • Пойти погулять, активно провести время на улице, сделать фотографии

Плохое настроение отлично «лечится»… нет, не ремнем, а прогулкой! Выйдите погулять и постарайтесь активно провести время на улице. Бегать наперегонки, считать машины определенного цвета, собирать красивые листья, рисовать мелками на асфальте, кататься на велосипеде. Вы же не забывайте фотографировать – потом посмотрите кадры вместе с ребенком, чтобы он еще раз пережил приятные моменты и наглядно увидел, сколько он может и сколько всего интересного вокруг.

  • Приготовить что-нибудь вкусненькое

Ну, какой ребенок не любит вкусненького? Приготовьте для него небольшой вкусный приятный сюрприз – настроение мигом поднимется! Только, чтобы все получилось, надо прибегнуть к маленьким хитростям. Например, если вы думаете, что дав вашему хмурому ребенку конфетку, вы повысили ему настроение – не факт! Конфеты зачастую могут сделать его капризнее, особенно во второй половине дня. Действуйте по-другому. Вкусненькое в идеале должно быть еще и полезненьким, поэтому вместо конфетки, угостите ребенка, например, яблоком, бананом, морковкой. Только не протягивайте ему то же яблоко! Сначала нарежьте его красивыми дольками, уложите в яркую мисочку, поставьте ее на подносик, рядом положите маленькую вилку. Ребенок будет в восторге! Это красиво и привлекает ребенка! Яркие цвета яблока, моркови, апельсина в одной тарелочке – положительно воздействуют на настроение. Оранжевый цвет, например, очень улучшает настроение.

  • Сделать массаж

Многие дети любят массаж. Если у ребенка нет настроения, попробуйте сделать ему легкий массаж, можно с приговариванием (шел слон, шла слониха, шли малюююсинькие слонятки). Тут же можно и пощекотать, побаловаться с ребенком, чтобы он завертелся, засмеялся.

  • Пригласить друзей

Если есть возможность, позовите в гости знакомых детей одного возраста с вашим. Друзья быстро найдут дело по интересам, главное, чтоб потом прибрали игрушки.

  • Уложить спать

Если настроение «упало» вечером, можно просто уложить ребенка спать, перед этим устройте ему ванну с душистой пеной. Потом почитайте интересную книгу по возрасту.

  • Включить хороший добрый мультик или фильм

Наверное, одно из самых легких и распространенных средств. Но многие родители просто отвлекают ребенка мультиками, а что это за мультики родителям все равно. Мы же сейчас говорим именно о хороших и добрых мультфильмах, чтобы это не было пустым «забиванием» мозга тупым «экшэном», а эмоциональным погружением в сюжет, сопереживание героям и т.д. Мультфильм «Просто так»

  • Включить хорошую музыку!

Дети очень хорошо реагируют на музыку душой и телом. Есть музыка, поднимающая настроение, успокаивающая, наполняющая человека чувством умиротворения.

  • Не трогать ребенка – путь переработает ситуацию сам

Иногда бывают такие ситуации, когда родителям лучше не вмешиваться, а оставить ребенка наедине со своим настроением, своими мыслями. Это тоже своего рода развитие, когда юному человеческому существу надо что-то проработать переработать в себе. Если такой случай настал — проявите родительское терпение.

Самое главное не забывайте о любви! Всем детям без исключения – и самым крохотным, и уже большим – нужна родительская любовь, внимание и понимание! Желаем успехов!

Как переключить настроение?

Содержание:

  • Найти занятие для рук
  • Предпочесть активное времяпрепровождение
  • Сделать праздник из печального события
  • Вместе с ребёнком и представить, что бы было, если бы всё прошло хорошо
  • Заняться играми
  • Приготовить что-то вкусное
  • Сделать массаж
  • Пригласить друзей
  • Предложить альтернативу
  • Составить список того, что не удалось по какой-либо причине сделать, но что можно сделать в следующий раз
  • Подумать над тем, кому плохо, а кому хорошо
  • Сочинить историю
  • Сварить зелье
  • Предложить удивить или напугать папу

Как переключить настроение?13.11.19 10:00 / 👁1914 (5 за неделю) / ⏱️4 мин. /

Бывает, что у ребёнка плохое настроение – он ведь тоже человек! Никому не нравится пребывать в плохом настроении, но взрослые люди вполне могут отдавать себе в этом отчёт и пытаться этому противостоять. Ребёнок же просто это чувствует неосознанно. Плохое настроение тут же отражается на поведении, которое лучше точно не становится. Появляются многочисленные капризы (не хочу умываться, не пойду в садик), обиды на всех вокруг, недовольство по любому поводу. Что же делать, если у ребёнка плохое настроение? Как переключить настроение?

Заметив, что ребёнок чем-то расстроен, невесел, разочарован, родителям нужно не отмахиваться от его эмоций, а поговорить с ним, попытаться разобраться. Спросить его с сомнением, не собирается ли он грустить целый день, а заодно предложить альтернативу:

Найти занятие для рук

Выберите рисование, лепку, конструирование, аппликацию, чему-нибудь научитесь новому вместе. Занятия творчеством способны быстро поднимать настроение, в процессе ребёнок увлекается и освобождается от плохих эмоций.

Предпочесть активное времяпрепровождение

Пойти на улицу, заняться там играми или фотографированием. Прогулки прекрасно ликвидируют хандру и плохое настроение. Лучше всего, если они будут активными. На улице есть чем развлечься: можно бегать наперегонки, собирать красивые листья, считать машины красного цвета, кататься на велосипеде, рисовать на асфальте. Пока ребёнок развлекается, взрослый может всё это фотографировать, чтобы потом посмотреть на снимки вместе с чадом, и тогда малыш ещё раз испытает приятные эмоции.

Сделать праздник из печального события

Конечно, нужно приложить немало фантазии, чтобы из неприятностей, плохого настроения и сломанных игрушек извлечь что-то интересное и даже весёлое.

Вместе с ребёнком и представить, что бы было, если бы всё прошло хорошо

Сколько бы восторга было бы от посещения парка аттракционов, если бы он не оказался в этот день закрыт, а какая бы замечательная семейная прогулка на велосипедах получилась бы при такой отличной погоде, если бы папу опять не задержали на работе. Фантазия хороша не только тем, что она как бы отодвигает в сторону проблему, гася негативные эмоции, но и тем, что мечтая, люди часто находят решение проблем.

Заняться играми

Можно заняться играми, устроив для игрушек те приключения, которых на сегодня лишился ребёнок. Представить, как прямо дома можно было бы устроить аквапарк, каток, игру в снежки, кафе или поход.

Приготовить что-то вкусное

Все детишки любят лакомиться. Если ребёнок капризничает, то спасти положение может вкусный сюрприз, от которого его настроение моментально поднимется. Но чтобы это сработало, взрослому нужно прибегнуть к небольшой хитрости. Например, если надутому малышу просто протянуть конфету, то совсем не факт, что он сразу развеселится, наоборот, он может начать ещё громче капризничать. К тому же, угощение должно быть не просто вкусным, но и полезным – банан, яблоко, морковка. И не стоит ему протягивать обычное яблоко, его следует красиво нарезать, положить на яркую тарелку, которую вместе с вилкой разместить на подносе и тогда уже и подавать. Наблюдая за всеми этими приготовлениями и красивой подачей, ребёнок наверняка забудет о своих грустных мыслях и переключится на позитив.

Бить или не бить: вот в чем вопрос!

26 посетителей рекомендуют26 1 посетитель не рекомендует1

Бить или не бить: вот в чем вопрос!

Физические наказания – самый распространенный способ давления. Даже взрослые боятся тех, кто с …

Сделать массаж

Можно сделать ребёнку массаж, тем более, что многие дети это очень любят. Когда малыш не в духе, ему можно сделать лёгкий массаж, да ещё что-нибудь при этом рассказывая. Его можно пощекотать, вместе побаловаться, растормошить, чтобы он расслабился и засмеялся.

Пригласить друзей

Практически беспроигрышным решением повышения настроения у ребёнка будет приглашение к нему друзей. Другие дети придут в приподнятом настроении и быстро смогут благодаря активному общению исправить настроение своего товарища.

Предложить альтернативу

Иногда полезно показать ребёнку, что предложенная альтернатива ничуть не хуже, чем то, о чём он мечтал. Например, девочка мечтала о халатике с перламутровыми пуговицами, но ей подарили ничуть не хуже, но с красными пуговицами. Нужно сказать ей, что эти пуговицы напоминают розочки и очень ей к лицу. Это наверняка утешит ребёнка.

У всех детей есть любимая одежда, блюдо и т. д. Но если мама не может приготовить чаду любимое блюдо, то могла бы предложить ему близкую замену – вместо макарон по-флотски гречку с фаршем. Если любимая футболка ребёнка находится в стирке, то можно взять другую, но во многом похожую – пусть он сам посмотрит и убедится, что это так.

Составить список того, что не удалось по какой-либо причине сделать, но что можно сделать в следующий раз

Список не купленных товаров, поскольку магазин был закрыт, список животных, которых хочется увидеть в зоопарке, аттракционов, на которые была слишком большая очередь. Дети часто видят картину так, что если сегодня что-то не удалось, то уже никогда не удастся. А благодаря составлению такого списка к нему возвращается надежда, что всё это ещё может быть.

Подумать над тем, кому плохо, а кому хорошо

Если дождь сорвал ребёнку прогулку, да и кошкам он не слишком нравится, зато траве и деревьям он приносит пользу, также он помоет машины и прибьёт пыль на дорожках. Из-за санитарного дня в магазине покупатели остались без товаров, зато продавцы пораньше придут домой, чему обрадуются их дети. Жалко, что ребёнок не доел сладкую булочку на полдник, но зато её можно покрошить на улице, и для птичек наступит праздник.

Сочинить историю

Если ребёнок что-то потерял или не получил в подарок, то про эту вещь можно придумать занятную историю. Например, что случилось с машиной, вёзшей пирожки в магазин, да так и не приехавшей туда. Или, где теперь путешествует воздушный шарик, улизнувший из рук ребёнка под порывом ветра?

Ребёнку можно предложить записать на листок все свои неприятности и обиды, а потом в клочья его разорвать, закопать под кустом или сжечь.

Сварить зелье

Предложите хнычущему отпрыску собирать слёзы в баночку, чтобы сварить из них колдовское зелье.

Предложить удивить или напугать папу

Предложение довольно неожиданное, но именно поэтому оно может сработать, поскольку заинтересует печального ребёнка, а может и вовсе рассмешить. На глаза ему можно надеть тёмные очки, на голову нахлобучить шляпу, обмотать шарф вокруг шеи, и пусть во всём этом он неожиданно войдёт к папе, который наверняка испугается незнакомца.

Как исправить детское поведение, не прибегая к наказаниям?

2 посетителя рекомендуют2

Как исправить детское поведение, не прибегая к наказаниям?

В каждой семье существуют разные правила и нормы поведения. Во многих случаях эти правила продиктова …

Как видно, печальное настроение ребёнка не является чем-то незыблемым, а внимательные родители всегда могут найти способ, как переключить настроение, чтобы чадо вновь улыбалось и радовалось жизни. Здесь подойдут любые меры, сближающие взрослых и детей, чтобы последние почувствовали любовь родителей, а мир снова расцвёл для них яркими красками.

Если взрослый человек вдруг становится раздражительным и несдержанным или, наоборот, молчит и не хочет ни с кем общаться, мы говорим про него: “Он не в духе”. Но сталкиваясь с точно таким же поведением у ребенка, мы считаем, что он плохо себя ведет. А ведь у детей тоже бывают расстройства настроения. И это требует нашего самого пристального внимания и участия.

В сентябре Маша впервые пошла в новую школу. Будучи спокойной и уравновешенной, она совершенно не волновалась перед встречей с будущими одноклассниками и учителями. Не волновались и родители: дочь легко находила общий язык со всеми, а по успеваемости была одной из лучших в прежнем классе.

Но буквально через месяц настроение Маши изменилось. Родители, решив, что дело в трудностях с математикой (школа была с математическим уклоном), пригласили репетитора. Но проблема была не в уроках, и родители это поняли, когда сами пришли в школу.

У новой Машиной учительницы был свой особый метод преподавания. В классе, в самом углу, стояла парта, выкрашенная в черный цвет — “парта позора”. Каждый день за ней должен был сидеть ученик, который накануне набрал наименьшее количество учебных баллов. Все ученики в классе к этому привыкли и даже не особо переживали, но Маша-то была новенькая…

Причины расстройств настроения у детей — те же самые, что и у взрослых. Это и трудности в общении, и напряжение, связанное с постоянным стрессом, и общее состояние здоровья. Но взрослый, как правило, может сам понять, с чем связан его внутренний дискомфорт, может рассказать об этом окружающим и даже знает, что ему может в этом случае помочь.

Детям бывает гораздо труднее. До подросткового возраста они во многих случаях вообще не могут оценить свое состояние и как-то его дифференцировать. Труднее им разобраться и в причинах, вызвавших недовольство собой и миром. А потому справиться с эмоциональным спадом самостоятельно им бывает не под силу.

Дети ведут себя не так, как взрослые. Не умея попросить помощи, поговорить с окружающими о том, что его беспокоит, ребенок начинает капризничать. Так, семилетний мальчик скорее не скажет о том, что чувствует подавленность, ревность и агрессию (он даже слов таких не знает), когда в его присутствии постоянно хвалят трехлетнего брата. Он будет плакать, привлекать к себе внимание, третировать младшего — делать все то, что у взрослых вызовет отнюдь не сочувствие.

В подростковом возрасте дети уже рассказывают о своем состоянии, могут определить причины своего плохого настроения. Но все же они нуждаются в помощи взрослых, в первую очередь, родителей.

Особые случаи: депрессия и чувство тревоги у детей

Конечно, в самом по себе плохом настроении нет ничего страшного и странного. Но депрессии — расстройства, когда помимо сниженного настроения, подавленности, тоски и тревоги наблюдается еще мыслительная и двигательная заторможенность, снижение жизненного тонуса и самые разные телесные расстройства — у детей тоже встречаются, причем все чаще.

Веселый, общительный ребенок становится плаксивым, медлительным. Тот, кто интересовался всем на свете и имел массу увлечений — безучастным. Меняется сон ребенка. Могут появиться трудности с засыпанием, ночные кошмары, слишком раннее пробуждение. Бывает и так, что сон, наоборот, становится очень глубоким и длительным: ребенка приходится будить и утром, и после дневного сна, хотя раньше он вообще не ложился спать днем.

Многие дети отказываются от пищи, которой раньше отдавали предпочтение, или становятся избирательными в еде и подолгу ковыряются в тарелке, разделяя пищу на составные части. Аппетит может утратиться до такой степени, что именно это послужит поводом для обращения к врачу. Дети становятся плаксивыми, причем часто расстраиваются по абсолютно не значимым поводам, высказывая иногда мысли, кажущиеся окружающим просто странными.

Десятилетняя Настя потеряла сумку с костюмом из театральной студии. Родители, видя, как расстроен ребенок, в тот же день купили новое платье — точную копию утраченного. Но, к их удивлению, Настю это совсем не успокоило. “Как же там мое старое платье, оно же лежит где-то одно и мерзнет без меня”, — плакала девочка и не поддавалась ни на какие уговоры.

У детей школьного возраста заметны ухудшения памяти и внимания. Ребенок может часами сидеть за учебниками, много раз пересказывать материал дома, но на следующий день в классе все забыть. А реакция одноклассников и учителей является дополнительным источником переживаний.

Вообще же картина депрессивного расстройства у детей может быть очень своеобразна. Поэтому все случаи, когда ребенок находится в плохом, подавленном настроении, должны обращать на себя внимание взрослых. Депрессия — серьезное расстройство. Она может приводить к проблемам в общении, нарушению адаптации к школе и другим психологическим трудностям, которые проявятся спустя годы.

Что может быть причиной такого серьезного нарушения? Чаще всего это психотравмирующие ситуации в семье. Развод родителей, длительная болезнь или смерть одного из членов семьи, запутанные межличностные отношения. Причем расстройства могут возникать даже в том случае, когда родители пытаются скрыть от ребенка эту неприятную ситуацию. Ведь дети очень хорошо чувствуют эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение взрослых, они понимают, что что-то происходит, и отсутствие объяснений вселяет в них еще большую тревогу.

— Я пережила тяжелое расставание с мужем, — рассказывает Наталия. — Он ушел в другую семью, причем для меня это было совершенно неожиданно. Мне было так плохо, что не хотелось жить. Я каждый день плакала, почти перестала работать, я… вообще стала другим человеком. Однажды меня пригласили в школу, и классная руководительница моего сына сказала, что очень за него беспокоится. Он ни с кем не общается, отказывается отвечать у доски, грызет ногти (это в пятом-то классе!) и ведет себя абсолютно безучастно ко всему. Как ни странно, но после этого разговора я стала приходить в себя. Бедный ребенок! Ему пришлось еще хуже, чем мне… Я же совсем не замечала его все это время! Я решила, что надо начинать жить заново, и первое, что сделала — записалась в бассейн вместе с сыном. Почему именно это, не знаю, просто мимо проходила. Но, как выяснилось, это было правильным решением. Через несколько занятий мы могли говорить — просто так говорить, а не о проблемах и несчастьях. И постепенно все наладилось: и мое отношение к происходящему, и настроение, и состояние ребенка. И это меня очень радует.

Причиной серьезных расстройств настроения могут быть и школьные проблемы. Неправильный педагогический подход учителя, грубое, несправедливое отношение — все это может негативно повлиять на ранимого ребенка.

Как помочь ребенку, если у него плохое настроение

Нарушения настроения могут быть различны по степени выраженности. Бывают случаи, когда не обойтись без вмешательства врача и психолога. Однако по большей части родители сами могут оказать помощь своему ребенку.

Понять. Постарайтесь всегда выслушивать детей, что бы они ни говорили. Не старайтесь выносить сразу свои оценки и говорить, что вы сами по этому поводу думаете. Попробуйте посмотреть на ситуацию глазами вашего сына или дочери. Обращайте внимание на все изменения настроения своего ребенка. Отмечайте, с чем они связаны. Быстро ли ребенок переходит от пониженного настроения к норме? Что именно улучшает настроение и как это проявляется?

Помочь. Идеально было бы исключить психотравмирующую ситуацию из жизни ребенка. Если же это невозможно, постарайтесь хотя бы сгладить остроту восприятия. Например, объясните, что в таких событиях, как развод, болезнь, смерть близких, нет его вины. Ведь дети даже школьного возраста могут считать себя и свое поведение причиной семейных проблем. Позаботьтесь о том, чтобы позитивного общения (смеха, приятных слов, ласк) в вашей семье было гораздо больше, чем отрицательного (замечаний, упреков, наказаний). Добавьте в жизнь ребенка радости. Это не потребует больших усилий. Дети обладают способностью жить настоящим моментом, радоваться элементарным вещам и быстрее взрослых забывать неприятности.

Как бороться с расстройством настроения у ребенка?

С самого раннего детства важно дать возможность детям свободно выражать любые свои эмоции. Особенно это касается мальчиков. Они и так проявляют меньше открытости, а родители часто устанавливают им еще большие запреты: “Ты же мальчик, ты не должен плакать”, “Будущие мужчины не боятся ничего”.

Очень полезны так называемые эмоциональные прививки. Время от времени ненавязчиво рассказывайте случаи, в которых человек сталкивался с проблемами, похожими на те, с которыми сейчас столкнулся ваш ребенок — и, конечно, справился с ними! Еще лучше, если вы расскажете случай из своего собственного детства.

Примерно с подросткового возраста можно устраивать “философские уроки”, когда по тому или иному поводу вы высказываете простые общечеловеческие истины: “Многие люди сталкиваются с такими проблемами”, “В жизни есть место всему — хорошему и плохому”, “Со временем трудности кажутся не такими значительными”.

И, пожалуй, главное — ваш собственный пример того, как относиться к жизненным трудностям. Дети жизнерадостных, уверенных в своих силах родителей почти не страдают расстройствами настроения. Они с ранних лет усваивают оптимистичный стиль поведения и умеют противостоять любым трудностям. И качество это сохраняют на всю жизнь.

Как ведет себя ребёнок, которого называют нервным? В большинстве случаев, он демонстрирует поведение, которое плохо управляется взрослыми, может расплакаться, если ему отказали или сделали замечание, агрессивно или тревожно реагирует на обращение к нему со стороны окружающих людей.

На первый взгляд, ребёнок просто принимает все близко к сердцу и очень легко расстраивается. Например, его могут вывести из себя и спровоцировать слезы сломавшийся карандаш, внезапно начавшийся дождь, друг, который не захотел играть в его игру — любая мелочь, на которую ребёнок постарше отреагирует спокойно. Также он, прибывая в нервном или раздраженном состоянии, может проявлять грубость и агрессию по отношению к родителям, братьям, сестрам или друзьям. Частое проявление плохого настроения и раздражительности это то, что отличает детей с нестабильной нервной системой от их сверстников. Такие проявления нервного поведения как подергивание головой, глазами, бровями, плечами у ребёнка требуют незамедлительного обращения к специалистам — неврологу и психологу.

Почему ребёнок становится нервным? Что делать родителям, чтобы помочь ему успокоиться, стать более уверенным в себе, покладистым и жизнерадостным? Ответы в данной статье.

Почему дети нервничают?

Почему дети нервничают?

Родителям, которые желают помочь своим детям избавиться от раздражения и чрезмерных капризов, следует знать, что ребёнок нервничает не на «пустом месте».

  • Ребёнок растет в небезопасных жизненных условиях. К таким относятся социально-неблагополучные семьи, где родители злоупотребляют алкоголем, применяют физическое наказание к детям, часто ругаются, могут позволить себе физическое рукоприкладство друг по отношению к другу.
  • Также ребёнок будет испытывать напряженное состояние, если, на первый взгляд в его семье все нормально — никто не конфликтует и не применяет физическое насилие, однако дети подвергаются тяжелому эмоциональному гнету. Так бывает, когда родители воспитывают ребёнка в чрезмерной строгости, не позволяют ему быть самостоятельным, подвергают критике за любое действие. Также эмоциональное насилие в семье может проявляться в бесконечных насмешках взрослых над детьми.
  • Разный подход к воспитанию ребёнка у матери и отца. В этом случае дети, желающие угодить обоим родителям, порадовать и маму, и папу, теряют контакт собственной личностью и не понимают — какие они есть на самом деле? Такой характер взаимодействия может привести к проявлению невротического поведения.
  • Неправильный режим жизни, сна, питания часто приводит к тому, что ребёнок чувствует себя раздраженным, уставшим и любая мелочь выводит его из себя.
  • Причиной неврозов у детей может стать любой психологический стресс. К ним относятся: развод родителей, уход одного из членов семьи из дома, смена места жительства, детского сада или школы, потеря или болезнь близкого человека.

Для того чтобы родители могли серьезно относиться к появлению в поведении и характере ребёнка невротических склонностей, им важно знать, что невроз может вызвать любое изменение в жизни детей, если оно является небезопасным, резким, некомфортным или пугающим.

Решение проблем родителей

Если причиной того, что ребёнок нервный, являются проблемы у родителей, бесполезно надеяться, что дети станут более спокойными после того, как коррекцией их психического состояния займется детский психолог. Для того чтобы ребёнок расслабился, стал относиться к жизни проще, умел спокойно выдерживать отказ и слышать слово «нет», семейные условия, в которых он живет, должны стать для него максимально комфортными. Это значит, что прежде, чем лечить ребёнка от невроза, родители должны позаботиться о том, чтобы их нерешенные проблемы нашли выход, или никак не касались детей.

Смена обстановки для детей

Когда причина нервного поведения — эмоциональная травма или стресс, в семье полезно сменить обстановку. Родители и дети могут уехать в незапланированный отпуск, взять выходные и провести их там, где могли бы полностью расслабиться, отвлечься от грустных мыслей или событий, весело и интересно провести время друг с другом. Смена обстановки очень полезна детям, особенно тем, кто является слишком впечатлительными — она поможет им по-новому взглянуть на мир, избавиться от страхов и тревог, посмотреть на родителей и себя другими глазами.

Повышенное внимание к ребёнку

Повышенное внимание к ребёнку

Если ребёнок нервный, в большинстве случаев он очень нуждается в том, чтобы родители проводили с ним как можно больше времени — общались, играли, обнимали. Такое отношение поможет ему немного расслабиться, и поверить в то, что, несмотря на стрессы и тревоги, рядом всегда находятся люди, которые его любят, интересуются внутренним миром, и всегда хотят быть рядом.

Ребёнок и положительные эмоции

Нервные дети — это те, которые чувствуют себя плохо и часто ощущают душевный дискомфорт. Переживая неприятные чувства, им сложно заняться какой-либо деятельностью, новые игры вызывают мало интереса, окружающие люди раздражают или провоцируют вспышки агрессии. Помочь ребёнку можно, если насытить его жизнь положительными эмоциями. Родители могут подумать и решить, что нужно их ребёнку для поднятия настроения, создания вокруг него приятной и теплой атмосферы? Возможно, это будет совместная прогулка или подарок, о котором ребёнок давно мечтал. Может быть, его повеселит и порадует времяпрепровождение с близкими людьми, так как ему нравится — совместный просмотр семейного мультфильма, приготовление ужина, поход на праздник, или в кино. Родители помочь детям справиться с эмоциональным напряжением и начать чувствовать себя более расслабленными, если будут как можно чаще дарить им положительные эмоции.

Кроме того, взрослые могут не только показывать ребёнку все хорошее и прекрасное, что есть в окружающем мире, а также научить его создавать приятные эмоции внутри себя. Для этого нужно заниматься развитием в нем оптимизма, показывать, личным примером то, как следует лучше относиться к жизни — если всегда жаловаться на нее и видеть только плохое, то настроение всегда будет подавленным, а позитивные мысли «притягивают» приятные события.

Консультация специалиста

Иногда нервное поведение ребёнка не под силу исправить родителям — положительные эмоции и смена обстановки не помогают, ребёнок все больше проявляет агрессию, отказывается от деятельности или учебы, воспринимает любое указание по отношению к себе как трагедию или жестокую критику, плохо спит, ест, отказывается общаться с друзьями. Тогда необходимо обратиться за помощью к специалистам, таким, как невролог или детский психолог. Возможно, ребёнку, для того чтобы чувствовать себя лучше и спокойнее, потребуется медикаментозная помощь, коррекционные занятия, или работа психолога со всей семьей.

Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова 2014

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008

Добавить комментарий