На чтение 4 мин Просмотров 14.7к. Обновлено 08.07.2020
Вкладывая в картину свою душу, время, а также немаленькие деньги, мы хотим, чтобы наш шедевр сохранился на долгие годы и передавался из поколения в поколение.
Возможно, все так и будет, если вы заранее позаботитесь не только о качественных красках и уходе за картиной, но и о самом холсте. Так что же делать, если со временем вы заметили, что холст провис?
Содержание
- Провисание холста
- Складки на холсте
- Вмятины и выпуклости на холсте
Провисание холста
Даже самые хорошо натянутые холсты, со временем могут провисать на подрамнике. Главное, не переживать так сильно, ведь это поправимо и в большинстве случаев, всегда можно исправить.
А вообще, из-за чего холст может провиснуть, спросите вы? Во-первых, это может случиться, если вы купили уже изначально слабо натянутый холст. Поэтому, я рекомендую вам прочитать мою подробную статью «КАК ВЫБРАТЬ ХОЛСТ», чтобы точно не ошибиться с выбором и не исправлять в скором времени дефекты.
Во-вторых, провиснуть холст может еще из-за изменений условий хранения картины. Резкие перепады температур, сухой воздух, а потом резкая смена и хранение во влажной комнате – все это может привести к провисанию.
Еще холст может провиснуть из-за толстого слоя проклейки или грунтовки, а также из-за разных слоев краски. Наверняка, при покупке холста, вы видели маленькие деревянные клинья в пакете, которые прикреплены с обратной стороны. Так вот, чтобы подтянуть провисший холст на подрамнике, вам понадобятся эти самые клинья! Так что ни в коем случае не выбрасывайте их, и не потеряйте, ведь они могут вам пригодиться в любой момент.
Чтобы вернуть холст в упругое положение, просто вставьте клинья во внутренние пазы подрамника и слегка постукивайте по ним, забивая. Здесь важно добиться постепенного и равномерного натяжения, чтобы не пришлось потом заново исправлять работу.
Такие клинья позволят вам менять натяжение холста, например, если будут перепады температур, где хранится картина, вы всегда сможете убрать их или ослабить, чтобы холст не лопнул от натяжения.
Складки на холсте
Еще одна проблема художников – это складки на холсте. Наверняка вы хоть раз задавались вопросом: «Как выпрямить холст на подрамнике?». Ведь картина уже написана, холст натянут. Не будем же мы снимать его, разглаживать, а потом снова натягивать? Некоторые мои ученики также часто спрашивают меня, можно ли гладить холст утюгом?
Если это просто холст, не грунтованный, и тем более, без краски на нем, то конечно можно. Вы просто проводите по мятой поверхности холста, как по мятой одежде, только с использованием пара. Этот режим поможет вам быстро и безболезненно разгладить обычный, не загрунтованный холст.
А вот если заломы и складки появились на художественном холсте с краской, то разгладить такой холст будет, конечно, сложнее.
Для этого нам также понадобится утюг с паром, вода, и чистая тряпочка. Чтобы убрать складки и разгладить поверхность, смочите тряпочку в воде и аккуратно пройдитесь по заломам, а потом отпарьте эти места утюгом.
Так, вода выпарится, а вы разгладите неприятные складки на холсте.
Иногда складки волнами появляются на углах холста, и разгладить их не так-то просто, из-за подрамника. И если вода не помогает разгладить такие складки, то придется перетягивать угол.
Для этого нужно вытащить несколько скоб, которые закрепляют холст, затем смочить холст с внутренней стороны и натянуть обратно.
Вмятины и выпуклости на холсте
Вмятины и выпуклости на картине могут появиться, по разным причинам: ставите слишком близко друг к другу холсты, облокачиваете на готовые картины тяжелые предметы, и так далее.
Так как же исправить вмятину на холсте для рисования? Все очень просто – нужно сбрызнуть картину водой, с обратной стороны, на небольшом расстоянии.
Так как грунтовка для живописи маслом состоит из желатина или изготавливается на водной основе, при попадании на нее воды, холст немного обвиснет, а затем, когда высохнет, натянется и вмятина исчезнет.
Если же у вашей картины вмятина довольно серьезная, то можно также, смочив водой, вбить клинья, чтобы натянуть холст.
Но если картина вам дорога, я бы вам все-таки рекомендовала обратиться в багетную мастерскую – там с такими проблемами сталкиваются довольно часто и опыта у них больше. Поверьте, если дефект более-менее серьезный, лучше довериться профессионалу!
Если вам была полезна моя статья, не забудьте поставить оценку ☺
А в комментариях предлагаю обсудить мелкие дефекты на картинах: вы уже сталкивались с такими? Как убирали вмятины или заломы на холсте?
Начну с традиционных способов и советов. Мне они мало помогли, но упомянуть все же надо.
1. Подтяжка холста на модульном (разборном) подрамнике клиньями.
Способ хороший, но еще раз уточню, при акриловой заливке мы имеем дело с большим количеством краски и этот способ не всегда эффективен на 100% для флюид арт.
Если мы имеем совсем дешевый или самодельный холст на подрамнике, то такой опции там вообще может быть не предусмотрено.
2. Улучшаем натяжку смачиванием.
Я читала рекомендации некоторых художников, что для улучшения натяжки нужно смочить холст на подрамнике с обоих сторон водой, сам подрамник и высушить. То ли холст у меня не правильный, то ли грунт, то ли дерево подрамника. Но этот метод у меня не сработал от слова совсем.
3. Самый эффективный способ. Вкладыш!
Вкладыш вставляется с обратной стороны холста между брусками подрамника.
Вкладыш из плотного тонкого картона. Нам нужно установить лист картона так, что бы с двух противоположных сторон он зашел между холстом и подрамником. Я приведу на примере холста 30 х 30. Внутренняя ширина и длина между реками подрамника у меня получилась 25 на 25 см. Соответственно нам нужен кусок картона шириной 25 см или чуть меньше и длиной 26-27 см. Вкладываем картон с внутренней стороны, длинной частью заводим его между холстом и подрамником до упора. Когда картон полностью лег на холст – выдвигаем его немного в противоположную сторону. Так, что бы два противоположных конца картона оказались между холстом и подрамником и наш вкладыш не выпадал. В итоге мы получаем идеальную, не провисающую поверхность с применением подручных материалов. Минус состоит в том, что если ширина картона большая – то у нас получится ступень по краям на лицевой стороне холста.
Обязательно отрежьте уголок у картона перед вставкой, иначе извлечь его обратно будет крайне затруднительно.
В картоне вырезан верхний левый угол для удобства вынимания
Пальцем поддеваем за вырез в картоне и вынимаем его.
Вкладыш из пенопласта или пенополистирола. И то и другое можно купить в строительном магазине в отделе утеплителей и теплоизоляции.
Пенопласт дешевле. Лист 60 х 100 см и высотой 3 см стоит порядка 30 рублей. Режем его канцелярским ножом. Для меня это оказался менее удобный материал из-за его хрупкости и обилия мусора.
Пенополистирол (Пеноплекс и подобные). Нам нужен лист высотой 2-3 см. При размере 50 х 110 см стоит около 70-100 рублей. Резка так же осуществляется канцелярским ножом. Делать это достаточно удобно и легко.
Итак, для моего холста 30 х 30 нужен кусок утеплителя шириной 25 см или меньше и длиной ровно 25 см. Наш кусок пенополистирола (пенопласта) должен встать в распор между рейками подрамника. Вдавите его максимально внутрь, а потом на ровной поверхности обожмите лицевую сторону холста так, что бы наш вкладыш не выпирал и не образовывал выпуклостей на холсте. Если Вы не угадали с размерами и вкладыш оказался меньшего размера, не фиксируется в подрамнике – подоткните его подручными материалами. Кусочками картона, деревянными клиньями от подрамника. Да чем угодно.
Вкладыши из картона, пенопласта и пенполистирола многоразовые. Так что сильно разоряться не придется.
Вкладыш плотно установлен с обратной стороны подрамника.
Надеюсь Вам очень поможет моя статья. На авторство методов не претендую. Так получилось, что идею со вкладышем я придумала сама и только спустя время поняла, что методика уже не уникальна.
Желаю Вам волшебных результатов и захватывающего творческого процесса.
Долгое время я не хотел писать об этом, поскольку не видел в этом проблемы. Однако я получал все больше писем с одним и тем же вопросом «Мой холст провис, что делать?», причем речь во многих письмах шла именно о провисании некоторых европейских холстов из 100% длинноволокнистого льна. Проклейка в таких случаях (желатин и ПВА) особой роли не играла, поскольку провисали и те и другие примерно в равной степени. Художники буквально не знают, что с этим делать и расценивают ситуацию как негативную, вплоть до отказа от использования соответствующего холста.
В европейских холстах используется акриловая грунтовка. Она и придает полотну так необходимую и настолько важную для сохранения красочного слоя эластичность. Напротив, в российских холстах как правило используется эмульсионный грунт, который в дополнении к изначальной жёсткости российского очесного льна придаёт полотну «дубовую» жёсткость и, следовательно, ломкость.
Запомните, холст должен быть эластичный, а не жесткий, но за это приходится справляться с возможным провисанием. К тому же не забывайте, что лен – натуральный материал и способен впитывать воду из воздуха, только в отличие от хлопка в кратно меньшей степени.
Более того, в определенной степени способность холста к растягиванию (провисанию) критически необходима красочному слою для его наиболее длительной жизни. Дело в том, что засохшие масляные и акриловые краски не являются абсолютно твердым и жестким веществом, как полагают многие. Полимеризованное масло и тем более акриловая дисперсия обладают определённым динамическим сжатием и расширением. Вот поэтому использование жестких твердых оснований (в том числе аппретированных тканей и классического холста из коротковолокнистого льняного очеса) кратно увеличивает появление трещин красочного слоя.
Таким образом, провисание холста считается не дефектом, а в определенной степени благом (естественно в разумных пределах и желательно незаметных для глаз). Задача художника в такой ситуации сводится только к одному: свести это провисание к минимуму.
Но все же, почему одни работы провисают, а другие «как бы» нет?
Провисание, точнее, его заметность зависит от:
1. Размера полотна: на полотнах больших размеров (более 1х1 метра) провисания гораздо заметнее;
2. Плотности холста: провисание более плотного полотна проявляется гораздо менее заметно;
3. Техники письма: типа разбавителей, лаков и красок, особенно при изначальной имприматуре и так называемом «напитывании» холста маслом;
4. Изначальной натяжки холста, особенно если его предварительно смочили, что делать КАТЕГОРИЧЕСКИ нельзя.
Что нужно делать, чтобы минимизировать провисания холста?
1. После отрезки необходимого куска с рулона, холст должен обязательно полежать на горизонтальной поверхности в течении 1-2 суток при нормальной комнатной влажности (40-60%). Таким образом вы снимете фабричное натяжение нити и дадите холсту полностью «расправится».
2. Всегда натягивать изначально очень (ОЧЕНЬ) сильно по всем (ВСЕМ) правилам и только с щипцами. Например, очень многие в самый последний момент (перед закреплением степлером) немного ослабляют хватку, в результате чего холст чуть-чуть «соскальзывает». Обычно человек этого просто не замечает, но этого «чуть-чуть» оказывается вполне достаточно для неправильной натяжки холста.
3. Использовать только модульные подрамники с колышками.
4. Если работа провисла уже на стадии нанесения имприматуры или первых слоев, или после ее написания, холст обязательно нужно ПЕРЕТЯНУТЬ.
5. Если работа провисла повторно по наступлению лета или отопительного сезона, ее необходимо подтянуть колышками на подрамнике (без повторной перетяжки). Все, работа больше существенно не провиснет.
Однако если вы любитель добавиться 100% влажности воздуха в помещении (например, проветривать в дождь, злоупотреблять кондиционером), равно как добиваться падения влажности воздуха меньше 20% (например, пересушивать его с помощью обогревателя) холст будет провисать в той или иной степени ВСЕГДА. Но это провисание будет иметь временный обратимый характер и холст будет выпрямляться сам, если вы не допустили ошибки, указанные выше.
Навигация: Главная / Уроки живописи / Как исправить дефекты холста для живописи вмятину или выпуклость
Если вы увлекаетесь рисованием и живописью, если пишете картины на холсте, вполне возможно, что вам будет полезна эта короткая заметка, поскольку здесь я собираюсь рассказать о том:
Как исправить дефекты на холсте для живописи, такие как вмятины, продавленные места, выпуклости и прочие неровности полотна натянутого на подрамник?
Недавно я столкнулась с такой мелкой неприятностью, как несколько выпуклых и продавленных мест на холсте. Итак, подробности далее…
У вас холст с вмятиной, что делать?
Благо, что это оказалось действительно, мелкой неприятностью, поскольку увидела я эти дефекты уже на готовой картине, очень красивой, и как раз в тот момент, когда для этой работы нашелся покупатель.
Решение оказалось достаточно простым и очень эффективным.
Осмотрев внимательно холст, я решила немого намочить водой выпуклые участки на холсте, с обратной стороны, там где нет краски.
К моему удивлению эти вмятины исчезли у меня на глазах. Картина приобрела свой прежний вид, холст стал безупречно ровным.
Для уточнения скажу, что этот холст был хлопковый мелкозернистый, а картина написана маслом.
Как может образоваться вмятина холсте?
Холст был достаточно большой, и стоял в моей мастерской, а меня угораздило опереть на него другие картины меньшего формата.
Подрамники других картин и привели к дефекту на этого холста, так как опирались подрамником на холст (не делайте так!).
Этот метод (увлажнения, опрыскивания) хорошо применять к холстам на подрамниках, которые изначально имели правильный ровный вид, но под механическим воздействием изменили свою форму.
С другими случаями, я к счастью, не сталкивалась, так как обычно покупаю готовые качественные холсты.
Если вам интересно, как выбрать и купить качественный холст, пожалуйста посмотрите короткое видео.
Холст плохо натянут на подрамник, что делать?
Еще одно маленькое уточнение, бывает, что холст начинает провисать на подрамнике, при том, что изначально был прекрасно натянут. Это нормально, такие видоизменения полотна случаются в следствии смены влажности или температуры. В таких случаях, более плотно холст можно натянуть колышками, которые вставляются в специальные пазы в подрамнике.
Спасибо за внимание! И до новых встреч!
Смотрите видеоуроки живописи и пишите картины на холсте собственными руками, ведь в каждом из нас живет художник!
Reader Interactions
Этот материал будет полезен как художникам, так и коллекционерам, которые столкнулись с проблемой “провисания” картины, написанной на холсте.
Если вы художник, представьте, что вы купили в магазине холст. Или сами натянули. И вдруг замечаете, что холст натянут не ровно, как кожа на барабане, а как бы “провисает”. Еще хуже, когда это не просто холст, а уже готовая картина.
Такое поведение холста абсолютно нормально, провисание полотна может произойти в следствии смены влажности или температуры.
Что же делать? Проблему провисшего холста можно решить несколькими способами:
✅ Большинство покупных холстов натянуты на разборные подрамники, поэтому в комплекте идет пакетик с деревянными клиньями, которые помогают варьировать натяжение холста.
Поверните холст тыльной стороной к себе, вставьте клинья в пазы подрамника, и если нужно, подбейте их. Только не стучите сильно молотком — лучше подставьте к клинышку деревянный брусок, и аккуратно подбейте через него. Не натягивайте холст слишком сильно — это может его повредить.
✅ Если подрамник неразборный, можно слегка увлажнить холст с обратной незагрунтованной стороны. Ключевое слово “слегка” – наливать в подрамник воду из-под крана щедрой струей явно не стоит:)
Рискую своей картиной:)
🚫 Не забывайте, что исправляя провисание таким способом, вы рискуете картиной — живописный слой может растрескаться и осыпаться. Поэтому если можете подтянуть холст с помощью клиньев, обязательно используйте именно эту возможность!
✅ Ну а чтобы предотвратить провисание готовой работы, пишите на качественных холстах.
Выбирайте холсты на модульном подрамнике, с шириной планки подрамника не меньше 4 см. Смотрите, чтобы грунт был наложен равномерно, без пропусков или комков. Лучше всего писать на льняном или хлопчатобумажном холсте, покрытом акриловым грунтом.
А еще вы коллекционер, старайтесь сильно не менять температурный режим в комнатах, где находятся картины.
Удачного вам дня и ровных “непровисших” холстов!
Творю на непровисшем холсте:)