Как исправить недисциплинированность

Экология жизни. Человек без внутренней дисциплины напоминает мне шатающийся стул. На него страшно присесть…

Человек без внутренней дисциплины напоминает мне шатающийся стул. На него страшно присесть: а вдруг именно под тобой он развалится? У таких «стульев» один и тот же «дизайн».

Недисциплинированные люди не держат слово, не имеют плана действий, непоследовательны и вечно опаздывают. Решаясь на совместный проект с таким человеком, мы, как Штирлиц, близки к провалу. Чаще всего общие планы переносятся либо отменяются.

У всех есть такие знакомые. Возможно, вы и сами подобны ненадёжному стулу с кривыми ножками и повреждённой спинкой? Но не выбрасывать же вас на свалку.

4 способа стать дисциплинированнее

Есть как минимум четыре способа починить сломанный «стул» и перестать слыть человеком, на которого нельзя положиться.

Разберёмся с терминологией.

Что такое самодисциплина? Наиболее понятная формулировка, которую я встретила, гласит: самодисциплина – это когда вы делаете то, что решили, невзирая на собственное эмоциональное состояние.

Возьмём, например, наши отношения с будильником. В половину седьмого утра он издаёт самый противный звук на планете.

Что делает дисциплинированный человек? Выключает будильник и выползает из-под одеяла. Да, возможно, он при этом чертыхается и проклинает себя за то, что накануне засиделся в фейсбуке. А будильник в этот момент вообще ненавидит всеми фибрами невыспавшейся души. Но всё равно он идёт умываться и заваривает чай.

А что делает человек без внутренней дисциплины? Переставляет будильник на полчаса-час позже или вовсе отключает его примерно с такими мыслями: «посплю ещё чуток, позавтракаю на ходу, имею я право выспаться, в офисе подождут, да гори оно всё синим пламенем!». И завершается это спешкой, опозданием, оправданиями, испорченными отношения с окружающими, чувством вины.

Недисциплинированный человек подводит других. Но вредит его внутренняя разболтанность, прежде всего, себе. Необязательность сходит с рук до поры до времени, а потом обязательно рванёт в самом неурочном месте и в самый неподходящий час. В лучшем случае можно опоздать на самолёт или потерять работу. В худшем – блуждать всю свою жизнь в тумане самообмана и самооправдания.

Если вас такая перспектива не устраивает, давайте выбираться из тумана и чинить сломанный «стул».

4 способа стать дисциплинированнее

Как и что нужно делать, чтобы стать более дисциплинированной личностью?

1. Выполнять обещания

Наша планета была бы совсем другой, исполняй все её жители свои обещания. Но это мечта. В реальности же чисто пропорционально необязательных людей на планете больше, чем китайских туристов на культурно-исторических объектах. И как ни крути, с этим приходится жить. Но не мириться! Вполне реально исправить положение, начав с себя.

Положив руку на сердце, давайте признаем, что нет разницы между нашими обязательствами себе и обещаниями другим людям. Любое обещание – это слово только себе. Когда мы обнадёживаем коллегу, что поможем ему с отчётом, то обещаем это себе. Потому что осознаём, что должны потратить на это дело своё личное время и нервные клетки. Обещая соседке закрывать двери в квартирный блок на два оборота ключа, а не на один, мы вновь клянёмся себе. Потому что замок, закрытый на один оборот, потом не хочет открываться и уже ломался. В любой ситуации с обещанием спрос всегда лишь с себя самого.

Как научиться выполнять обязательства, если вы до этой минуты всю жизнь только тем и занимались, что нарушали их?

Есть два пути.

  • Первый: подкрепите себя целью и аргументируйте её. Задайте вопросы: что будет, если я не сдержу слово? Достигну ли я своей цели, не выполнив обязательств? Что почувствует обманутый мной человек? А что испытаю я в роли обманщика? Когда-то я работала в газете, где главный редактор любил повторять: единственная уважительная причина для того, чтобы не сдать материал вовремя, это ваши похороны. Фраза расхожая, но меня она пугала. Каждый раз, когда приближался срок сдачи материала, а статья была написана лишь на треть, я представляла себя лежащей в гробу, окружённая плачущими родственниками, коллегами по перу и расстроенными читателями газеты. А на моей бездыханной груди покоились измятые листки с незавершённой рукописью. Эта фантазия страшно мотивировала, я заканчивала статью в срок и постепенно научилась сдавать работу своевременно без таких эмоциональных всплесков.
  • Второй путь к тому, чтобы не нарушить своё слово, проще первого. Не давайте обещание, если не уверены, что сдержите его. Или наверняка знаете, что солжёте. Но большинство спотыкается на этом пути из-за неумения говорить «нет». Мы не любим отказывать, боясь не понравиться кому-то. Опасаемся не соответствовать чьим-то ожиданиям о нас. Но ситуация с неумением отказать подобна палке о двух концах. Выберите, что для вас хуже: прослыть в чужих глазах человеком неудобным, но честным или сговорчивым, но ненадёжным? А коль дали слово, сдержите его любой ценой. Как если бы от этого зависела ваша жизнь.

2. Требовать соблюдения договорённостей от других людей

Если этого не делать, то получается, что мы обманываем сами себя. Значит, нам не так уж и нужно, чтобы ваш младший школьник играл на айпеде не больше тридцати минут в день. Значит, вам неважно, чтобы партнёр по бизнесу ставил вас в копию своего письма вероятному покупателю. Значит, всё равно, что бабушка втихомолку кормит вашего младшенького сладостями.

Как добиться от других людей соблюдения договоренностей? Здесь только один работающий рецепт: при создании соглашений следует обговорить и степень ответственности за их нарушение.

Например, вы договариваетесь с бабушкой, что она не будет давать вашему двухлетнему сыну-аллергику шоколад. Бабушка кивает, но вы подозреваете, что она вас не послушает. И тогда вы сообщаете, что если узнаете о нарушении только что созданной договорённости, то перестанете оставлять ребёнка с ней наедине. Бабушка кивает уже испуганно и вроде бы соглашается. Но через неделю вы узнаёте, что ваш ребенок у неё в гостях всё же наелся шоколада.

И вот тут наступает важный момент, связанный с выполнением обязательства, взятого уже вами. Раз бабушка не сдержала слово, сделайте так, чтобы она поняла, что вы не шутили. Трудно? Невозможно? Зачем обижать бабушку? А она зачем вас обманывает?

3. Делать чуть больше, чем планировал, но без ажиотажа

Этот способ даёт задел на будущее. Так вы себя страхуете от невыполнения или затягивания каких-то шагов в перспективе.

Элементарные примеры:

  • решил помыть посуду – заодно подмети пол на кухне;
  • решил прочитать на ночь 30 страниц художественного текста – осиль 35;
  • решил тренироваться трижды в неделю – ходи в спортзал через день.

Здесь главное не переборщить. Иначе легко угодить в ловушку самообмана, противоположную той, в которую попадает недисциплинированный человек. Не нужно забывать о своей цели, в соответствии с которой вы действуете. Дисциплина ради дисциплины не только тешит ваше эго, но и наносит серьёзный ущерб цели.

Один мой знакомый мечтает о собственном бизнесе. Но ни прекрасное образование, ни аналитический склад ума, ни огромное желание хорошо зарабатывать не приблизили его к цели. Почему? Перед началом любого проекта, который кажется значительным, он начинает максимально просчитывать риски. На этом этапе и застревает. За таблицами и цифрами забывает открыть наконец-то бизнес и зарабатывать. Он из тех людей, которым в такси нужны шашечки, а не ехать. Вот вам проявление избыточной дисциплины.

Другой мой знакомый настолько увлёкся здоровым образом жизни, что едва не умер. Сев на безуглеводную диету с целью сбросить пару килограммов и увидев результат, он не сумел остановиться. Перестал пить воду во время тренировок в спортзале, чтобы быстрее терять вес. На пляжном отдыхе, где «всё включено», он продолжал соблюдать диету, мало пил воды, зато много алкоголя. По приезде домой получил инсульт. Его катализатором, как подтвердили врачи, стала слепая одержимость мужчины диетой, истощившей организм. Он воображал, что дисциплинирует себя, а на самом деле с ним забавлялось его тщеславие. Ведь все вокруг восхищались его новой фигурой.

Избыточная дисциплина несёт в себе реальную опасность, потому что вы тратите силы не там и не туда.

4. Уметь увидеть и признать свою часть вины в чужих ошибках

У моего друга возникла ситуация, которая едва не погубила его отлаженный бизнес. Всё шло хорошо, фирма развивалась, прибыль росла. Он самоуспокоился и предоставил вести дела своему партнёру. Сам же занялся другим проектом. Через год он заметил, что прибыльность фирмы упала, а склад забит нераспроданным товаром. Проверил текущие отчёты и схватился за голову! Всего за год без его контроля бизнес почти обанкротился. Партнёр не умел вести дела, расходы фирмы во много раз превысили доходы. Моему другу пришлось вновь встать у руля. На восстановление дел до прежнего уровня потребовалось три года. Он честно признал, что значительная часть вины за случившееся лежит на нём. Он расслабился, добровольно отказался от контроля и получил то, что заслужил.

Люди не склонны видеть свою вину даже в тех событиях, которые касаются их. Легче считать других виноватыми. Неумение увидеть в процессе собственного просчёта проистекает из слабости, а слабость – одна из сторон недисциплинированности.

Способность увидеть, а главное, признать своё несовершенство и свой промах – свидетельство внутренней силы. Беря на себя часть ответственности за чужую ошибку, результат которой коснулся и вас, вы становитесь честнее с собой. В конце концов, это заставит лишний раз не обещать или делать чуть больше того, что запланировал.

Также интересно: 5 упражнений, развивающих креативность​   

Как поддерживать себя в великолепной форме при 12-часовом рабочем дне

Если вы чувствуете, что страдаете от нехватки самодисциплины, начните её развивать. Очевидным решением будет направить её на действия, связанные с собой же.

Например, пообещайте себе, что перескажете сегодня содержание этой статьи своему другу. Как думаете, сдержите слово?опубликовано econet.ru

Автор: Ирина Сальникова специально для Эконет

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet


Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Как стать организованнее

Гимранов Ринат Фазылжанович

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 17 февраля, 2022

Беспорядок на столе неорганизованность

Задаваясь вопросом, как быть собранной, проанализируйте свой день и отметьте, скольким из перечисленных выше привычкам вы следуете, а сколько еще предстоит развить.

Склонность к прокрастинации и невозможность собраться для выполнения нужного дела – большая проблема. К сожалению, эти черты мешают людям раскрыть свой потенциал и добиться успеха в учебе, работе, творчестве и личных делах.

Привыкнуть быть дисциплинированным, научиться организовывать пространство вокруг себя и всю жизнь – задача не из легких. Однако пройдя этот путь, вы сможете не только добиваться ожидаемого результата от работы, но избавитесь от стресса и постоянного состояния психологического угнетения из-за периодически возникающего чувства вины за несобранность.

Содержание статьи:

  • 1 Причины недисциплинированности
  • 2 Полезные привычки для организованности
  • 3 Как сосредоточиться на конкретной задаче?
    • 3.1 Не распыляться
    • 3.2 Порядок вокруг
    • 3.3 Планирование
    • 3.4 Расставить приоритеты
    • 3.5 Запланируйте перерывы
    • 3.6 Котролировать фактор времени
    • 3.7 Дополнительные усилия
    • 3.8 Беспристрастно ставьте цели
  • 4 Список использованной литературы

Причины недисциплинированности

Прежде чем разбираться, как можно стать организованным и дисциплинированным человеком, нужно обратить внимание на причины, которые мешают вам таким быть.

Распространенные причины неорганизованности:

  1. Отсутствие необходимых привычек. Если с детства человека не приучили к строгому распорядку дня, необходимости организованно выполнять повседневные обязанности, то в подростковом возрасте и позже, это проявляется в общей недисциплинированности и невозможности взять себя в руки [1]. Но воспитать в себе необходимые привычки можно в любом возрасте.

Подросток отвлечен

  1. Страх неудачи. Чаще всего возникает перед новой или сложной задачей у людей с заниженной самооценкой. Неуверенность в итоговом успехе способна подкосить желание начать работу.
  1. Нежелание выполнять конкретное дело по каким-либо причинам. В таком случае мозг подсознательно саботирует начало работы и постоянно реагирует на отвлекающие факторы в процессе.
  1. Элементарная прокрастинация или, проще говоря – лень. Отсутствие желания выполнять работу, делать ее тщательно и добросовестно в угоду отдыху и развлечениям. С ленью бороться можно и нужно.

Полезные привычки для организованности

Размышляя над собственной результативностью, люди часто встают перед вопросом, как стать более организованным и дисциплинированным.

Главный секрет тех, кто всегда все успевает, предельно внимателен и успешен – набор полезных привычек. Навыков, которые помогают рационально использовать время и приучать себя к самодисциплине [2].

Разберем привычки, которые способствуют самодисциплине:

Делать записи чтоб стать организованней

  • Записывайте все и регулярно перепроверяйте записи. Таким образом вы систематизируется задачи и намерения на день. Не упустите и не забудете ни одного дела. Когда человек записывает, он задействует из видов памяти сразу два: моторную и зрительную. Благодаря ручке и бумаге улучшается структуризация планов, концентрация на задачах.
  • Дробление масштабной задачи на мелкие этапы, шаги. Помогает избавиться от страха перед началом выполнения ответственного проекта. Таким образом вы не только концентрируетесь лучше на этапах выполнения работы, но и создаете для себя мотивирующие ситуации маленькой победы, помогающей не отвлекаться перед следующей задачей.
  • Чистое рабочее место без отвлекающих мелочей. Чем меньше дополнительных элементов, ненужных вещей и прочего на вашем рабочем столе, тем больше времени и внимания вы тратите на них. Пустое чистое пространство успокаивает и дает возможность погрузиться в работу целиком.
  • Создайте строгий режим дня. Ложитесь спать и просыпайтесь, принимайте пищу и занимайтесь обязательными делами по расписанию. Это позволит стать дисциплинированнее, не тратить время на бесполезные, пожирающие внимание занятия.
  • Избавьтесь от прокрастинации. Привычка откладывать дела на потом не только приводит к накоплению большого объема задач, что снижает качество выполнения, но и снижает радость от окончания работы.
  • Учитесь делегировать второстепенные обязанности. Если передать другим людям второстепенные дела, то сосредоточиться на основном будет проще. Ведь отвлекаться на малозначимые мелочи уже не придется.

Женщина не работает делает самолетик

Будет ошибкой полагать, что предложенные мероприятия сможете внедрить в свою жизнь за дни. На формирование привычки уходит от 14 до 21 дня ежедневной, осознанной работы над собой [3].

Как сосредоточиться на конкретной задаче?

Главный вред, отсутствие дисциплинированности приносит непосредственно перед значимыми мероприятиями, нестандартными событиями в жизни человека.

Причина проста: на привычную расслабленность накладывается еще и волнение, стресс. От этого возрастает риск ошибок, страдает личная эффективность.

Поэтому специалисты подготовили ряд методов, которые объясняют, как стать организованнее накануне предстоящего важного события.

Не распыляться

Сосредоточиться чтоб стать организованней

Сосредоточьтесь на конкретной задаче, многозадачность не всегда себя оправдывает. При выполнении какого-то дела сделайте все, чтобы не давать повода отвлечься.

Уберите с глаз телефон, при возможности заблокируйте социальные сети и сторонние ресурсы, которые могут потребовать вашего внимания.

Порядок вокруг

Убранное рабочее место дисциплинирует, ведь исчезают все отвлекающие мелочи. Аскетизм и порядок на рабочем столе отлично дисциплинируют.

Планирование

Составьте четкое расписание на следующий день. Не только перечислите все, что вам нужно будет сделать, но и укажите временные рамки.

Расставить приоритеты

В начала списка дел на следующий день запишите самую сложную задачу. Она и будет мотиватором для выполнения последующих, менее весомых дел и мероприятий.

Запланируйте перерывы

Когда отдых четко рассчитан, то соблазна отвлечься от выполняемой работы меньше. Продуктивным считается график в 30-40 минут работы и 5 минутный перерыв. Также перерывы повышают внимательность и уменьшают риск ошибок [4].

Котролировать фактор времени

Рассчитывайте время, прежде чем взяться за новую задачу. Если хотите добавить еще одно дело в расписание, сначала сядьте и посчитайте, найдется ли для этого свободное время.

Если распорядок дня не позволяет включить еще что-то, посмотрите, можно ли пожертвовать другими делами.

Распорядок дня чтоб стать организованней

Дополнительные усилия

Этот метод подходит людям с сильной волей. В момент, когда особенно захочется отвлечься, начинайте работать с увеличенными усилиями. Старайтесь добиться еще лучшего результата. В таком случае вы глубже погрузитесь в процесс и забудете про внешние отвлекающие факторы.

Беспристрастно ставьте цели

Работайте на реальный результат, а не идеальный. Учитывайте свои возможности и количество времени, которое вы можете затратить на работу. Исходя из этого выполняйте ее максимально хорошо, но не предавайтесь перфекционизму. Доработать проект можно будет, если после его завершения остается дополнительное время.

Задумываясь над тем, как стать собранной, дисциплинированной и все успевать вовремя, сначала проанализируйте свой обычный день.

Так поймете, что именно вам мешает. Устранив причину, вы сможете систематизировать свою жизнь и стать более результативными.

Профессор Гимранов об улучшении организованности

Разумеется, на способность организовать себя и жизнь, влияет состояние когнитивных функций у человека.

Есть ли с этим трудности, можно узнать с помощью тестов на внимательность и память.

И если обнаружатся проблемы – то лучше обратиться в клинику для коррекции выявленных расстройств.

Список использованной литературы

  1. ^ Xu, Man K et al. “Adolescent self-organization predicts midlife memory in a prospective birth cohort study.” Psychology and aging 28,4 (2013): 958-68.
  2. ^ McClelland, Megan M, and Claire E Cameron. “Self-regulation and academic achievement in elementary school children.” New directions for child and adolescent development 2011,133 (2011): 29-44.
  3. ^ Smith, Kyle S, and Ann M Graybiel. “Habit formation.” Dialogues in clinical neuroscience 18,1 (2016): 33-43.
  4. ^ Mion, G, and S Ricouard. “Repos de sécurité: quels enjeux?” [Rest for safety: which stakes?]. Annales francaises d’anesthesie et de reanimation 26,7-8 (2007): 638-48.

Была ли эта статья полезна?

  • Да
  • Нет

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Записаться к специалисту

×

Какими бы ни были ваши цели — попасть на Олимпийские игры, основать бизнес, написать роман или сесть на диету — часто успех зависит от наличия внутренней дисциплины. 

От природы мы все склонны быть ответственными, но вредные привычки могут этому помешать. Научитесь распознавать их, чтобы добиваться своих целей.


Читайте по теме: Хотите избавиться от вредной привычки? В этом поможет тренировка для мозга


1. Полагаться на силу воли

Ответственные люди знают, что сила воли — все равно, что аварийный тормоз в машине. Хорошо, когда он есть, но не нужно каждый раз пользоваться им, чтобы сбавить скорость.

Не стоит полагаться на силу воли, выполняя трудные задачи, ведь есть более эффективные стратегии. Многие высокодисциплинированные люди используют прием «дизайна среды»: вместо того, чтобы подталкивать себя к цели, обустройте пространство вокруг так, чтобы оно способствовало ее выполнению. Например, если вам нужно готовиться к экзамену, не старайтесь сохранять концентрацию дома, где вас окружает множество отвлекающих факторов. Вместо этого идите в библиотеку, оставьте телефон в машине и найдите самый тихий уголок для занятий.

Лучше избегать соблазнов, чем сопротивляться им. Ответственные люди понимают, что у них не так много силы воли, как думают окружающие. Они осознают, что это ненадежное качество. И они не полагаются на него, а изобретают другие способы сохранять концентрацию и вовлеченность.

2. Ждать мотивации

Высокодисциплинированные люди рассматривают мотивацию как дополнительный фактор — хорошо, когда она есть, но не стоит на нее расчитывать.

Вдохновиться на поход в тренажерный зал, подготовку к тесту или работу на заднем дворе — это здорово. Нам нравится это чувство, потому с ним легче делать трудные вещи. Но чтобы выполнять цели, мотивация необязательна. Не стоит тратить время на ее ожидание, пока ваши мечты, цели и надежды проходят мимо.

Дисциплинированные люди не попадают в эту ловушку, потому что осознают истинную природу отношений между чувством и действием: действие вызывает чувство так же, как чувство приводит к действию.

Другими словами, хорошее настроение помогает справляться с трудными задачами, но выполняя их, мы чувствуем себя хорошо — в частности, это мотивирует нас справляться с трудностями в будущем.

Люди с высокой дисциплиной склонны действовать. Они понимают: единственный способ постоянно чувствовать мотивацию — выработать привычку постоянно работать. Они более мотивированы, чем окружающие, но дело не в удаче и не хороших генах.

3. Доверять своим чувствам

Ответственные люди знают, что не стоит руководствоваться своими чувствами. Но это не значит, что их нужно игнорировать. 

Для внутренней дисциплины необходимо относиться к своим чувствам со здоровым уровнем скепсиса. Они часто передают важную информацию, но могут и вводить в заблуждение. Например, в горах вы можете ощутить беспокойство из-за внезапного грохочущего звука — так ваш мозг предупреждает, что вы можете наступить на гремучую змею.

С другой стороны, когда вы видите электронное письмо от начальника, в котором говорится: «Нам нужно поговорить», вы можете запаниковать, но вполне возможно, что он просто был занят и не успел написать полное сообщение.

Отношения с эмоциями важны для развития самодисциплины, потому что то, что мы чувствуетем, часто противоречит вашим ценностям:

  • Например, мы думаем, что с утра нужно сразу приступить к работе, но нам хочется поспать еще 30 минут.
  • Мы хотим съедать только одну порцию во время каждого приема пищи, но чувства будут пытаться убедить нас получить больше калорий.
  • Нам хочется попросить начальника о заслуженном повышении, но мы думаем, что обсуждение приведет к чему-то ужасному.

Если вы хотите стать более дисциплинированным, развивайте скептическое отношение к своим эмоциям. Прислушивайтесь к ним, но не подчиняйтесь их приказам.

4. Беспокоиться о результатах

Самодисциплинированные люди могут концентрироваться на усилиях и не думать о результатах. Иронично, что они кажутся очень целеустремленными — у них много планов, они постоянно работают над их достижением и часто у них это получается.

Самодисциплинированные люди способны последовательно продвигаться к своим целям именно потому, что они не тратят много времени на размышления о них.

Вместо этого они концентрируются на своих действиях — том, что зависит только от них. Если последовательно делать так в течение долгого времени, это, скорее всего, приведет к желаемой цели или результату.

Все, что мы можем контролировать, это наши усилия:

  • Мы не можем контролировать, когда будет написана повесть. Но мы можем каждый день писать по 300 слов во время обеденного перерыва.
  • Мы не можем контролировать, потеряем ли в весе. Но мы можем съесть десерт или отказаться от него.
  • Мы не можем контролировать оценку за тест. Но мы влияем на то, как часто занимаемся.

Тратить слишком много времени на размышления о целях — отвлекаться от того, что мы действительно контролируем — наших действий.

Самое лучшее отношение к результатам и целям — это «поставить цель и забыть о ней».

Источник.

Фото на обложке: G-Stock Studio / Shutterstock

Достижение поставленных целей требует решимости, мотивации, самодисциплины. Развитие в себе дисциплины позволяет контролировать будущее, влиять на судьбу. Также самодисциплина гарантирует свободу, счастье, возможность делать возможное, невозможное.

Думаете, не хватает самодисциплины? Не отчаивайтесь. Просто навык, любому навыку легко научиться.

Несколько советов приведут к поставленной цели.

Содержание

  • Как развить дисциплину: 7 советов
    • Ставьте четкие цели
    • Следим за собой
    • Утренний ритуал
    • Аскетически следуйте расписанию
    • Рутина — это не враг
    • Понять процесс трансформации
    • Находите удовольствие в тяжелой работе

Ставьте четкие цели

Недостаточно четко поставите цели неточно определите, чего и когда хотите достичь, самодисциплина покажется совершенно бесполезной и покинет навсегда. Ставьте четко определенные, ограниченные по времени цели, можете разбить на этапы. Легко работать над собой с идеально продуманным планом. В реальной жизни идеальное превращается в обыденное, повседневное, перестает радовать.

Следим за собой

Это касается внешнего вида, настроения, сказанных фраз и сделанных поступков. Представьте, что вы как на ладони. Стоит быть строгим к себе, спрашивать по всей строгости. Это поможет не только организовать себя в течении дня, но и развивать в себе дисциплину. Станет расти самооценка, порядок в голове породит порядок вокруг.

Читайте также: Синдром хронической усталости, симптомы, как снять, лечение

Утренний ритуал

После пробуждения настройтесь на новый день, представьте, каким он будет. Спроецируйте в голове ситуации, думайте о хорошем.

Ничего не откладывайте на завтра. Дело не только в том, что завтра может не наступить, но и в том, что каждый упущенный шанс будет означать, что проиграете. Возьмите пример со спортсменов, например, лучший спортсмен не позволяет себе пропустить ни одной тренировки за несколько месяцев до гонки, так как знает, что его соперники тоже этого не сделают. Если бы он так сделал, одно единственное колебание могло лишить его победы. Не откладывайте ничего на потом, так как потом может быть слишком поздно. Делайте сейчас все, что в силах.

Аскетически следуйте расписанию

Независимо от того, являетесь ли вы сторонником ежедневных, еженедельных или даже ежемесячных планов, не позволяйте себе ни малейшего колебания. Одно колебание может повлиять на многие другие вещи. Чтобы стать как стать дисциплинированным человеком , строго следуйте установленному графику. Чем ближе будете к цели, тем легче вам будет.

Рутина — это не враг

Не боритесь с рутиной, наоборот, научитесь использовать ее в своих интересах. Начинаете ли программу упражнений, пишете книгу или работаете над какой-то целью: проработайте для себя новое рутинное поведение, где новая привычка автоматически станет частью ей жизни. Ряд исследований подтвердил, что построение обычного ритуала (например, утренняя зарядка или ежедневное письмо) длится 21 день. По истечении этого времени все новое должно стать автоматическим. Однако не можете пропустить ни одного дня.

Читайте также: Способы заставить работать мозг на 100%. Улучшение работы мозга.

Понять процесс трансформации

Тело, мозг изначально захотят противостоять любым изменениям, росту. Вы должны знать, что это нормально. С чувством лени, недисциплинированности действительно борются спортсмены, самые успешные бизнесмены, актеры. Мозгу нравится посылать сигналы телу Легко выиграть битву в уме. Представьте, тело — великая машина, а разум – некая высшая сила, управляет ею. Это похоже на забавную компьютерную игру, в которой одновременно игрок, главный герой.

Находите удовольствие в тяжелой работе

Всегда гордитесь тем, как много работаете над собой. Смеются ли другие, сколько времени посвящаете работе? Один из законов природы, на который всегда можете положиться: усердно работаете, получаете искреннее удовольствие, идете за мечтой, тогда успех обязательно придет.

Читайте также: Спокойствие – как сохранять спокойствие, как обрести, польза спокойствия для здоровья, способы и методы достижения душевного спокойствия

А еще удовольствие испытайте, созерцая вокруг, оглядывавшись на окружающий мир, других людей, город.

Прогулка по парку, пешая дорога домой поднимут настроение после тяжелого трудового дня.

Саморазвитие – трудная работа без особых материальных затрат, не пустой звук, ежедневный тренинг, медитация. Держишь в голове условия самореализации, выполняешь их. Процесс длиною в жизнь. Изучаем себя, обучаемся новому. Специальная литература, аутотренинг в помощь. Консультация специалиста периодически полезна, необходима.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует немало способов установления в классе порядка и дисциплины. Одни способы эффективнее других, но никому еще не удалось найти какой-то один, универсальный способ, одинаково надежный во всех случаях. Поэтому начинающий учитель всегда должен действовать в зависимости от обстоятельств. Если избранный им подход не решает проблему, нужно прибегнуть к другому, использовать третий – и так до тех пор, пока не будет найдено эффективное решение в каждой конкретной ситуации. Но учитель должен быть реалистом и понимать, что, как бы он порой ни старался, нельзя застраховаться от тех или иных неудач.

Методы обращения с недисциплинированными учащимися, которые мы рекомендуем, прошли испытание в практике работы многих учителей. Оцениваются эти методы неоднозначно. Мы попытаемся рассмотреть их с точки зрения того, насколько эффективными они оказались, судя по опыту большого числа начинающих учителей.

Беседа с глазу на глаз. Речь идет о наиболее действенном методе разрешения вопросов дисциплины и различных проблемных ситуаций в целом. Искренний, откровенный разговор чаще всего убеждает ученика в том, что для учителя он – личность и что сообща можно попытаться решить возникшую проблему. Беседа с глазу на глаз располагает ученика к большему сотрудничеству: в такой ситуации ему не нужно опасаться за свое достоинство перед одноклассниками и привлекать к себе их внимание.

Порицающие замечания. Это один из наиболее часто используемых методов борьбы с такими незначительными нарушениями дисциплины, как перешептывание, разговоры, невнимательность. Порицания со стороны учителя обычно бывает вполне достаточно для восстановления порядка. Правда, на закоренелых нарушителей дисциплины это далеко не всегда действует, и поэтому к ним приходится применять более крутые меры воздействия. Эффективность порицающего замечания зависит от индивидуальности каждого ученика. Некоторые школьники всеми силами стремятся избежать неодобрения со стороны учителя. Другие в ответ на его замечания лишь пожимают плечами, и, следовательно, учителю приходится думать о каких-то других, дополнительных мерах, способных восстановить в классе должный порядок.

Саркастический тон. Метод порицающего замечания вполне приемлем для восстановления порядка, чего нельзя сказать о саркастическом тоне. Порицание выражает простое неодобрение учителем того или иного поступка учащегося. Но саркастический тон, язвительные суждения унижают чувство собственного достоинства учеников. Не исключено, что саркастическая реплика заставит школьника приутихнуть. Но она же вызовет у него внутренний эмоциональный протест и чувство обиды, что может послужить источником возникновения более серьезных проблем во взаимоотношениях. Делая подобные замечания, учитель рискует потерять уважение учеников. Поскольку с помощью саркастического тона нельзя добиться ничего позитивного, его следует решительно избегать.

Частый опрос. Задавая вопросы по материалу урока ученику, отличающемуся болтливостью и невнимательностью, можно быстро добиться нужного результата – отучить его от склонностей подобного рода. Такой ученик очень скоро обнаруживает, что при недисциплинированном поведении ему приходится отвечать на вопросы учителя гораздо чаще. В результате ученик начинает больше следить за своим поведением в классе, становится более внимательным*.

* (Соображения автора вызывают ряд возражений. В принципе опрос не должен превращаться в “дисциплинарную” меру. Еще более недопустимо, чтобы он служил наказанием за нерадивость. В подобных случаях опрос лишается своего первоначального предназначения, утрачивает конструктивные дидактические функции, а это неизбежно приводит к снижению уровня учебного процесса.)

От устной работы к письменной. Если значительная часть класса проявляет недисциплинированность, восстановить порядок можно немедленно, стоит только прекратить устный опрос и предложить классу короткий письменный тест по теме урока. В результате класс моментально успокаивается. Этот прием позволяет учителю в какой-то мере застраховаться от подобных беспорядков в будущем. Оценки за внеочередную письменную работу, как правило, будут ниже, чем за обычную. Проверив работы, учитель может с полным основанием сказать учащимся, что это результат их легкомысленного поведения. Но не стоит придавать слишком большое значение этим работам при выведении итоговых оценок: нужно учитывать, что обстоятельства, в которых выполнялись тесты, не давали возможности ученикам показать свои истинные знания.

Консультации с родителями. Очень часто учитель может получить содействие от родителей учеников в решении той или иной сложной и “хронической” проблемы, и не надо этим пренебрегать. Но иногда родители не допускают мысли о том, что их дети могут нарушать школьную дисциплину. Это в особенности относится к тем, кто не стремится к встрече с педагогом и не посещает родительские собрания. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же получает необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем конкретного ученика. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия учителю. А школьник, знающий о тесном сотрудничестве родителей и учителя, становится, как правило, более покладистым.

В общении с родителями учитель должен проявлять максимум тактичности. Не нужно стыдить родителей и уж совсем не следует намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. В принципе подход учителя должен быть таким: “Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?” Тактичность особенно важна с теми родителями, которые полагают, что их дети неспособны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, учитель неминуемо столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества – несмотря на то, что речь идет о благополучии их ребенка.

Иногда ту или иную проблему дисциплины можно разрешить весьма просто, стоит только пригрозить ученику вызовом родителей в школу. Эффективность этого приема зависит от того, насколько высок авторитет родителей в глазах ученика. О любопытном варианте этого приема сообщил один начинающий учитель, у которого возникли трудности с недисциплинированным учеником. Однажды во время урока, к которому ученик не проявлял ни малейшего интереса, учитель поинтересовался его домашним адресом и, не останавливаясь, продолжал объяснение материала. После урока учащийся спросил учителя, для чего понадобился его домашний адрес. Учитель ответил, что родителям ученика будет небезынтересно узнать о его поведении в школе. Школьник стал упрашивать ничего не сообщать родителям, обещая исправить свое поведение. Учитель согласился и при-” обрел еще одного образцового ученика.

Содействие лидера группы. Каждая группа имеет своего признанного лидера. В особенности это характерно для подростков, которые порой слепо подчиняются авторитету своих кумиров и готовы безоговорочно следовать за ними. Если учителю удастся привлечь на свою сторону лидера определенной группы в классе, то у него заметно поубавится трудностей в работе. Заручиться поддержкой такого неформального лидера можно, например, попросив его помощи в каких-то повседневных делах, касающихся всего класса. Однажды оказав помощь, он будет содействовать учителю и в последующих начинаниях.

Само собой разумеется, что привлечь на свою сторону неформального лидера класса непросто. Основной путь к этому-беседа с глазу на глаз, во время которой учитель может уважительно отозваться о лидерских качествах своего подопечного и предложить ему активно использовать их для содействия другим учащимся. Обращение к самосознанию ученика наряду с признанием его лидерских качеств может сделать его союзником учителя.

Изоляция. Подросткам свойственно стремление быть своими в группе и ею признанными. Физическая или психологическая изоляция от группы (класса) является весьма эффективной мерой педагогического воздействия на нарушителей дисциплины.

При физической изоляции ученика обычно сажают отдельно где-нибудь в последнем ряду, откуда ему будет гораздо труднее привлекать к себе внимание одноклассников. Нелишне разъяснить школьникам, что их товарища изолировали по той причине, что он мешает заниматься всему классу, но как только нарушитель порядка проявит готовность соблюдать дисциплину, он получит разрешение вновь присоединиться к классу.

В тех случаях, когда двое или более учащихся, сидящих по соседству, явно соревнуются в нарушениях дисциплины, их необходимо немедленно рассадить. Сделать это можно открыто или незаметно – пересадив не только их, но и некоторых других учащихся.

Применяя прием психологической изоляции, учитель разрешает ученику оставаться на своем рабочем месте, но игнорирует его и тем самым исключает из общей деятельности. Вопросов ему не задают, не обращают внимание на его попытки участвовать в работе класса и т. д. Этот прием эффективен в той степени, в какой учащийся ищет одобрения учителя*.

* (Эти соображения автора представляются весьма сомнительными. Психологическая изоляция скорее отрицательно сказывается на учебной работе школьника. Этот подход допустим лишь в качестве чрезвычайной меры дисциплинарного воздействия. Психологической изоляции можно подвергнуть учащегося за поведение, в равной степени неприемлемое как для учителя, так и для всего класса в целом. Однако сама необходимость прибегать к этому приему воздействия, как правило, свидетельствует о просчетах, допущенных учителем в предшествующей работе.)

Оставление в школе после уроков. Эта широко распространенная форма наказания эффективна только тогда, когда нарушаются последующие планы ученика. Если учащийся после школы спешит в клуб,на футбольную тренировку или же опаздывает на ту или иную работу, он всеми силами будет избегать действий, которые повлекут за собой вынужденную задержку. Но когда школьник не знает, куда себя девать, эта мера воздействия теряет всякий смысл.

Рекомендуется учитывать некоторые недостатки данной формы наказания. Во-первых, она создает большие трудности ученикам, зависящим от перевозок школьными автобусами. Во-вторых, учащийся может быть лишен возможности участвовать во внеклассной деятельности, которая принесет ему больше пользы, чем наказание такого рода. В-третьих, это может поставить под угрозу работу учащегося по найму с неполным рабочим днем или помешать выполнению домашних обязанностей. В конце концов, и сам педагог оказывается жертвой такого наказания, ибо и ему приходится оставаться в школе после уроков*.

* (Автор неправомерно рассматривает оставление ученика после уроков как меру дисциплинарного воздействия, которая носит однозначно “репрессивный” характер. Между тем, оставляя ученика после уроков, педагог не может и не должен прекращать взаимодействие с ним. Оставление после уроков возможно как в целях специальной беседы с учеником о его поведении, так и в целях организации его дополнительной учебной деятельности. В любом случае основной педагогической целью должно быть не наказание как таковое, а конструктивное целенаправленное воздействие на ученика. Прибегая к данной мере, учителю не следует подчеркивать момент наказания. Действия учителя и их восприятие учеником (и его одноклассниками) должны быть подчинены основной учебно-воспитательной задаче: корректировке учебной деятельности или поведения учащегося.)

Дополнительные задания. Известно, что дополнительные задания не должны служить наказанием за плохое поведение. Правда, среди определенной части учителей бытует мнение, что подобная мера наказания весьма эффективна, и поэтому они ее решительно отстаивают. Опасность в этом случае заключается в том, что у учащегося может возникнуть ассоциация между занятиями в школе и наказаниями, в результате чего он буквально возненавидит учение. Тем не менее поборники такой меры наказания утверждают, что учащиеся слишком не любят дополнительных заданий, поэтому будут вести себя безупречно, лишь бы избежать их. Может быть, в этом есть доля истины, но сам по себе такой метод едва ли вызовет у школьников желание трудиться. Разумнее поступает тот учитель, который не обременяет своих подопечных дополнительными заданиями ради наведения должного порядка в классе.

Занижение оценки. Оценка учащегося по предмету должна основываться на его действительных успехах, а не на поведении. Конечно, иногда зарвавшегося ученика можно утихомирить угрозой занижения оценки, но практика эта не заслуживает одобрения, поскольку искажает картину реальных познавательных достижений школьника. Если же учитель все-таки примет решение снизить оценку, перед ним возникнет масса проблем. Не говоря уже о возмущении учащихся, эта мера чревата еще и тем, что школьная администрация и родители могут потребовать от учителя объяснить подобное решение, а это будет непросто.

Удаление из класса. Мера эта серьезная. Она сродни исключению из школы на определенный срок. Разница лишь в том, что в данном случае речь идет о запрете на посещение уроков не по всем, а по одному предмету. Отсутствуя в классе, учащийся, естественно, значительно отстанет. Поэтому прибегнуть к такому наказанию учитель может, только исчерпав все остальные методы воздействия. Решившись на эту меру, учитель тем самым демонстрирует свою неспособность справиться с создавшейся ситуацией.

Ни при каких обстоятельствах учителю не следует удалять из класса ученика, не указав при этом, чем ему надлежит заняться. Если учитель просто велит школьнику покинуть класс, тот, по всей вероятности, с радостью проведет предоставленное ему свободное время по собственному разумению. Вместо этого учитель должен потребовать, чтобы ученик сообщил о случившемся школьной администрации. Как только учитель освободится, он обязан проверить, выполнено ли его указание. Рекомендуется предупредить учащегося, что он будет допущен в класс, лишь получив письменное разрешение от администрации школы.

Публичное извинение. Для учащегося нет большего унижения, чем стоять лицом к классу и публично каяться в неблаговидном проступке. С точки зрения взаимоотношений учителя с учениками такие извинения не приносят никакой пользы. Тлеющая в душе ученика обида не побуждает его к учебной работе. Пожалуй, лишь в одном случае публичное извинение можно как-то оправдать: в ситуации, когда ученик оскорбил весь класс.

Добавить комментарий