54 Новосибирская область
Дата публикации: 04.07.2018
Законодателем установлена возможность внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ, государственный реестр, реестр) записи о недостоверности сведений о юридическом лице самим регистрирующим органом без заявлений юридического лица и вынесения судебных актов.
Данная запись может быть внесена в отношении сведений об адресе места нахождения юридического лица, руководителе и (или) учредителе (участнике) юридического лица.
Наличие в государственном реестре записи о недостоверности влечет ограничения для внесения в ЕГРЮЛ сведений о лице как о постоянно действующем исполнительном органе или участнике (учредителе) юридического лица в случае наличия у данного лица подобного статуса в отношении юридического лица, по которому в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности. Срок действия такого ограничения для гражданина составляет три года с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности.
Кроме того, юридические лица, в отношении которых в ЕГРЮЛ более шести месяцев назад внесена запись о недостоверности, могут быть исключены из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по вышеуказанному основанию аналогична процедуре исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица.
Регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, которое публикуется в Вестнике государственной регистрации.
В течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица, вправе направить или представить в регистрирующий орган мотивированное заявление, т.е. из содержания такого заявления должно быть понятно, как исключение юридического лица из ЕГРЮЛ затрагивает права и законные интересы лица, направившего заявление.
Необходимо соблюсти также требования о способе представления такого заявления. Так, заявление заинтересованного лица может быть направлено в регистрирующий орган по почте, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. При направлении заявления по почте подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При непосредственном представлении заявления в регистрирующий орган заинтересованное физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а уполномоченный представитель заинтересованного юридического лица, не являющийся руководителем его постоянно действующего исполнительного органа или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, – нотариально удостоверенную доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована в нотариальном порядке.
Если такие заявления не поступят, юридическое лицо исключается из реестра.
При этом исключение юридического лица из государственного реестра, которое на момент его исключения имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, либо указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию, также влечет ограничения для внесения в ЕГРЮЛ сведений о лице как о постоянно действующем исполнительном органе или участнике (учредителе) юридического лица в случае наличия у данного лица подобного статуса в отношении исключенного юридического лица.
В целях недопущения негативных последствий в виде принятия решения об отказе в государственной регистрации и (или) исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа следует актуализировать сведения в государственном реестре, в отношении которых содержится запись о недостоверности.
Для того, чтобы ранее внесенная запись о недостоверности сведений утратила свою актуальность, в регистрирующий орган необходимо представить соответствующее заявление о государственной регистрации (по форме Р13001, Р14001), и документы, подтверждающие достоверность представленных сведений.
Кроме того, положениями Закона о государственной регистрации предусмотрена возможность регистрирующего органа принять решение о приостановлении государственной регистрации для проведения соответствующей проверки.
Рекомендуется в целях подтверждения достоверности заявленных при государственной регистрации сведений представлять дополнительные документы, которые не являются обязательными на момент представления документов, но могут повлиять на результат предоставления государственной услуги в случае устранения сомнений регистрирующего органа.
До подачи соответствующего пакета документов рекомендуется всесторонне оценить обстоятельства, которые могут повлиять на результат предоставления государственной услуги, и устранить все известные препятствия.
КАЧЕСТВО РОЛИКА
15 Мб
О том, что налоговики в 2016 году проводили работу по выявлению компаний, которые обладают признаками «однодневок», мы писали в одной из наших статей. И если на заре выявления недостоверности адреса, метку можно было увидеть в выписке из ЕГРЮЛ на «бумаге», то начиная с 2017 года – «черная метка» фигурирует и в электронных выписках из ЕГРЮЛ.
Что означает недостоверность адреса
Забегая вперед отметим, что далеко не всегда недостоверность адреса по решению налоговиков, таковым является на самом деле.
Частыми признаками, которые позволяют отнести юридический адрес к категории «недостоверный» являются (п. 2 приказа ФНС от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@):
- по данному адресу фигурирует 5 и более компаний;
- по заявленному адресу находится разрушенный объект недвижимости;
- адрес в принципе не может использоваться для размещения офиса.
Например, по данному адресу располагаются органы государственной власти: военкомат, органы соцзащиты.
Как правило, недостоверность адреса выявляется при регистрации компании.
Тем не менее, «черную метку» в связи с недостоверностью адреса могут получить уже существующие компании. Например, налоговики могут прийти на указанный в ЕГРЮЛ адрес и не обнаружить компанию. На практике известны случаи, когда налоговики, не увидев вывеску компании, делали вывод о недостоверности ее адреса.
В любом случае налоговики должны направить компании уведомление о необходимости подтверждения достоверности адреса в ЕГРЮЛ. В свою очередь, компания в течение 30 дней должна представить сведения о достоверном адресе.
Опять же, компания может не получить направленное уведомление либо налоговики «забывают» это сделать и сразу вносят данные о недостоверности адреса компании.
Какие последствия будут у компании, если ничего не делать
Получив уведомление от налоговиков о недостоверности, некоторые руководители не спешат к урегулированию данного вопроса с налоговиками. А бывает, что компания случайно узнает о «черной метке». Например, при очередном заключении договора с контрагентом, заказывается выписка из ЕГРЮЛ. И уже в выписке видна дата внесения записи о недостоверности адреса в разделе об адресе организации.
Если компания не примет незамедлительных мер, то по истечении 6 месяцев после появления «черной метки» ее могут исключить из ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 21.1 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, как и при добровольной ликвидации компании, должно быть опубликовано в Вестнике государственной регистрации.
Конечно, если в отношении компании возбуждено банкротство или у нее есть долги перед бюджетом, автоматически она не будет исключена.
Но наличие «черной метки» чревато массой неприятностей в бизнесе. Контрагент не будет заключать договор с такой компанией, чтобы его впоследствии не заподозрили в непроявлении должной осмотрительности при заключении сделок. Поэтому наличие метки сказывается и на репутации бизнесмена.
Как снять метку о недостоверности адреса
Рассмотрим ситуацию, когда налоговики ошибочно внесли «черную метку» в части адреса компании. Если 30-дневный срок ответа на уведомление налоговиков не пропущен, то компании нужно обосновать достоверность сведений об адресе.
Для этого необходимо представить документы, подтверждающие нахождение компании по данному адресу, а также сопроводительное письмо (письмо Минфина от 11.03.2019 № 03-12-13/15455). Например, копию договора аренды или субаренды, фотографии здания и офиса, иные пояснения.
Если налоговиков не убедят аргументы компании, то тогда нужно направить жалобу в Управление ФНС. Жалобу рассматривают в месячный срок. Подать жалобу можно лично, через доверенное лицо в налоговую инспекцию. Жалоба может быть подана в электронном виде либо направлена по почте.
Впоследствии решение по жалобе можно также оспорить в суде (ст. 198 АПК). В данном случае компания не обязана соблюдать претензионный порядок урегулирования споров.
При рассмотрении подобных споров суды анализируют действия налоговиков: предпринимали ли налоговики меры по осмотру здания внутри и со двора, как устанавливали собственников помещения по адресу, опрашивали ли лиц, располагающих сведениями о нахождении компании по данному адресу (постановление АС Северо-Кавказского округа от 06.04.2021 № А32-27074/2020).
Более «запущенным» случаем является уже внесение «черной метки» в ЕГРЮЛ. Понятно, что в этом случае сроки ответа на уведомление уже истекли.
Вторым способом является внесение достоверных сведений. Например, у компании не совпадает юридический и фактический адрес. В таком случае компания может подготовить документы о смене адреса.
Компания заполняет форму Р13014 (утв. приказом ФНС от 08.12.2021 № ЕД-7-14/948@). Адрес компании нужно указать в листе Б формы Р13014.
Общий срок рассмотрения налоговиками формы Р13014 – 7 дней. При необходимости проверки в отношении юридического адреса налоговики могут увеличить срок до 30 дней.
Как избежать «черной метки»
Для того чтобы избежать существенных проблем в будущем, необходимо проверять актуальность сведений в ЕГРЮЛ. При этом можно воспользоваться бесплатным сервисом на сайте налоговиков. Достаточно указать ИНН либо ОГРН компании.
Компания может заказать электронную выписку в налоговой инспекции. Также можно заказать бумажную выписку через МФЦ.
В последнее время все чаще налоговая внезапно, без каких-либо оснований, признает недействительными сведения об адресе, о руководителе или об учредителе организации. На практике это серьезно затрудняет работу компании: невозможно сдать налоговую отчетность, банки могут приостановить операции по счету, контрагенты счесть недопустимым риском и прекратить работу с «недостоверной» организацией.
В прошлом году налоговая с целью расчистки от «однодневок» уже проводила веерные рассылки уведомлений о недостоверности сведений об адресе. Особенно бизнес был удивлен, когда сведения о недостоверности адреса вносили при наличии реально арендуемых офисов или даже находящихся в собственности помещений (!) в разгар пандемии (после истечения моратория), очень часто даже без фактического посещения инспекторами помещений. Вероятно по логике “через полгода исключим действительно недостоверные организации, а остальные как-то озаботятся и подтвердят сведения о себе».
Но ФНС решила не останавливаться на достигнутом, после волны рассылок по недостоверности адресов, пошла волна рассылок по недостоверности сведений о директорах и учредителях. Внезапно, без причин, приходит уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений, в соответствии с которым налоговая уведомляет, что в отношении организации установлена недостоверность сведений о директоре и/или участнике.
Причем налоговая предельно демократична: в моей практике, такие решения выносились как в отношении успешных предпринимателей — владельцев группы компаний, с высокой суммой доходов и активов, так и в отношении участников небольших компании, зачастую находящихся в тяжелом экономическом состоянии, лишая их возможности добровольной ликвидации.
При этом закон связывает с недостоверностью сведений в ЕГРЮЛ, не важно об адресе, участнике или директоре чрезвычайно жесткую санкцию — исключение организации из ЕГРЮЛ — то есть прекращение самого юридического лица, если недостоверность не будет исправлена в течение 6 месяцев.
Но и такого произвольного немотивированного внесудебного прекращения лица было недостаточно налоговому органу. Теперь при наличии сведений о недостоверности, никто не может совершать никакие регистрационные действия, в частности, сделки с долями: ни продавать, ни покупать доли в уставном капитале общества участники не смогут даже при недостоверности адреса.
По мнению налоговой, подержанному нотариусами, чтобы ранее внесенная запись о недостоверности сведений утратила свою актуальность, такому директору/участнику до заключения договора надлежит представить в регистрирующий орган соответствующее заявление о государственной регистрации и документы, подтверждающие достоверность представленных сведений. по мнению налоговой возможно только после допроса руководителя или участника организации в районной налоговой и после этого — подача заявления в регистрационную инспекцию с приложением протокола допроса территориальной налоговой инспекции, где юридическое лицо состоит на учете и т.д.
По сути, произвольным административным действием, без даже мотивировки и обоснования участники компании оказываются ограничены, а то и лишены права собственности на свое имущество (доли компании) они не могут продать, не могут даже выйти из компании, сменить директора, уже не говоря о том, что недостоверность сведений в ЕГРЮЛ затрудняет, а то и делает невозможным саму предпринимательскую деятельность юридического лица — невозможно сдать отчетность, ограничивается или прекращается банковское обслуживание, контрагенты не желая ставить под угрозу свою осмотрительность отказываются от сотрудничества.
Надо заметить, что во всех подобных действия налоговая ссылается на ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон) которая устанавливает порядок и процедуру принятия решения о государственной регистрации.
Можно выделить два случая недостоврености:
1) Заявительный, указанный в пункте 5 ст.11 Закона. в этом случае недостоверность сведений, вносится в ЕГРЮЛ в отношении лица (например, участника или директора), на основании заявления такого лица. Допустим, кто-то потерял паспорт и обнаружил, что на него зарегистрировали компанию.
2) Инициативная проверка, установленная пунктом п.4.2 ст 9 и пунктом 6 ст.11 Закона.
В случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, не только при государственной регистрации, но и уже включенных в ЕГРЮЛ, регистрирующим органом может проводится проверка таких сведений. В случае, если проверка недостоверность, то регистрирующий орган направляет уведомление о недостоверности. Это означает, что для адресата (компания, учредитель) необходимо представить достоверные сведений в течение тридцати дней. В случае непредставления достоверных сведений, а также в случае, если представленные документы не разубеждают налоговую, она вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности.
Казалось бы, налоговая действует на основании закона и остается выполнять любые ее требования?
Однако в соответствии с законом Основания, условия и способы проверки должны быть установленными приказом самой Федеральной налоговой службы. И действительно существует Приказ ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/[email protected] (далее- Приказ).
Что же в нем говорится о возможных основаниях проведения проверок — возникновении упомянутых в Законе обоснованных сомнений в достоверности?
Основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, уже включенных в ЕГРЮЛ, в соответствии с Приказом являются:
– получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также
– иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным регистрационным органом после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Увы, приказ не раскрывает, что же эта такая иная информация.
Однако это можно установить, рассмотрев основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ
1) наличие в регистрирующем органе, письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ;
2) несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС;
3) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица в случае, если:
указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юридических лиц;
находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен;
указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части и так далее);
указанный адрес является адресом, в отношении которого в территориальных органах ФНС России имеется возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, представленное собственником соответствующего объекта недвижимости относительно внесения в ЕГРЮЛ сведений об адресе такого объекта недвижимости в качестве адреса юридического лица;
4) включение в ЕГРЮЛ сведений об указанном адресе юридического лица влечет изменение места нахождения юридического лица, в отношении которого не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у такого юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам;
5) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо об участнике общества с ограниченной ответственностью в отношении лица, о котором в ЕГРЮЛ ранее вносилась запись о недостоверности сведений, либо такое лицо на основании вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения в виде непредставления или представления недостоверных либо заведомо ложных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган и срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не истек;
6) представление в регистрирующий орган в качестве документа, подтверждающего основание перехода доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к обществу, заявления участника общества о выходе из общества, оформленного до 1 января 2016 года (за исключением случаев, когда такое заявление участника общества нотариально удостоверено);
7) представление документов при государственной регистрации в связи с реорганизацией юридического лица (юридических лиц) в случаях, если:
в реорганизации участвуют два и более юридических лица;
в отношении юридического лица, которое в результате реорганизации прекратит свою деятельность, не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам такой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у указанного юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам.
Таким образом, Закон и Приказ устанавливают критерий обоснованности сомнений регистрирующего органа в отношении сведений как только включаемых в ЕГРЮЛ, так и уже включенных (и прошедших проверку).
Иначе, говоря некие сведения, полученные регистрационным органом, должны не соответствовать сведениям ранее включенным в ЕГРЮЛ, и на основании этого может быть проведена проверка и при подтверждении достоверности ранее включенных сведений, направлено уведомление о недостоверности. Ни законом, ни приказом не предусмотрен произвольное предположение о недостоверности сведений об адресе, сведений об участнике или единоличном исполнительном органе.
Но для бизнеса существенен вопрос не о законных основаниях действий государственного органа или отсутствии таких, а о том, что же все же делать при получении уведомления о недостоверности или уже по факту внесения сведений о недостоверности в ЕГРЮЛ. Здесь надо понимать, что отстаивание своих прав требует затрат времени, ресурсов, в том числе трудовых и материальных.
Вариант 1. Конформизм
Самым простым способом является обращение в территориальную налоговую для проведения допроса лица, сведения о котором были признаны недостоверными в качестве свидетеля либо же осмотра недвижимости при признании недостоверными сведений об адресе. Затем копий соответствующих протоколов в качестве приложения к заявлениям о государственной регистрации изменений сведений в ЕГРЮЛ должны быть поданы уже в регистрирующую налоговую. Вместо осмотра помещения как мероприятия налоговой инспекции по проверке достоверности адреса, можно приложить к заявлению договор аренды, сведения о платежах и фото/видеоматериалы подтверждающие использование помещения как место нахождения единоличного исполнительного органа.
Вариант 2. Обжалование
Для тех, у кого первый вариант не принес результаты, либо же есть время и ресурсы на оспаривание незаконных действий инспекции, есть два вариант
1) Обжаловать в административном порядке. В этом случае жалоба на решение регистрирующего органа подается либо в саму инспекцию, которая внесла сведения о недостоверности либо в вышестоящий регистрирующий орган.
2) Обжаловать в судебном порядке. Причем, можно сразу обжаловать в суд вместо административного порядка, либо же после него, получив неудовлетворительное решение вышестоящего налогового органа.
Для тех, у кого первый вариант не принес результаты, либо же есть время и ресурсы на оспаривание незаконных действий инспекции, есть два вариант
Правовые основания обжалования
Несмотря на свою сложность и трудозатратность, в случае необоснованного признания налоговой сведений недостоверными, судебный вариант имеет хорошие перспективы и решения налоговой могут быть признаны недействительными.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений. Очевидно, что при принятии решения о признании недостоверными сведений, уже содержащихся в ЕГРЮЛ, также требуется исчерпывающая мотивировка, что заставило регистрирующий орган усомниться в достоверности ранее внесенной информации.
Судом также сформулированы следующие выводы:
- если установлено, что проверочных мероприятий регистрирующим органом (по его поручению) не проводилось, а сведения признаны недостоверными, то это нарушение налоговой установленной законом процедуры,
- внесение адреса в перечень адресов массовой регистрации, еще не свидетельствует о невозможности для юридического лица осуществлять деятельность по нему.
Общество может доказать достоверность адреса приложив договор аренды, экспликации помещений, фотографии и видеосъемку. Реальное исполнение договора аренды можно подтвердить, например, объяснениями арендодателя или платежными поручениями (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.05.2021 N Ф06-3421/2021 по делу N А55-11556/2020). Тогда суд придет к выводу, что организацией деятельность по адресу ведется, почтовая корреспонденция получается, договор аренды на указанное помещение заключен, общество осуществляет предпринимательскую деятельность а следовательно признание налоговой сведений недействительными является незаконным (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.09.2018 N Ф05-13687/2018 по делу N А40-231098/2017).
У Инспекции по мнению судов должны быть достаточные правовые основания для внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений в отношении руководителя и учредителя Общества, причем выявленные Инспекцией нарушения требований законодательства, сами по себе не могут являться основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о недостоверности сведений об учредителе и руководителе юридического лица (например, доводы о транзитном характере платежей, отсутствии эксплуатационных расходов, перечислении в адрес поставщиков, указанных в налоговых декларациях), поскольку нарушения Обществом налогового законодательства, само по себе не подтверждают нелегитимность руководителя и учредителя Общества. Равно как и то, что директор/учредитель является учредителем в иных организациях, поскольку эти факты также не свидетельствуют о фактической непричастности его к учреждению и руководству Общества (см. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021 N 01АП-1640/2021 по делу N А79-8876/2020).
Суды также констатируют, что налоговая не может ссылаться на отсутствие вывески, регистрацию по указанному адресу нескольких юридических лиц, поскольку это не свидетельствует о том, что по данному адресу не осуществляется связь с юридическим лицом.
Более того, даже отсутствие директора и сотрудников на рабочем месте не является однозначным доказательством недействительности сведений об адресе или директоре, ведь, например, в организации может быть установлен дистанционный режим работы или ненормированный рабочий день, когда сотрудники вправе покидать непосредственное рабочее место в течение дня (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.04.2018 N Ф01-1343/2018 по делу N А28-9627/2017).
Что же касается, практики налоговой об отказе в регистрации любых изменений при внесении ей информации о недостоверности сведений, в результате чего участники оказываются лишены возможности распоряжаться своим имуществом: долей в уставном капитале, то можно ожидать, что практика регистрирующих органов будет изменена после судебных решений, признающих такие внесудебные ограничения собственности недействительными.
Например, по мнению налоговой, государственная регистрация изменений в ЕГРЮЛ об управляющем или управляющей организации, адреса места нахождения которых не совпадают с адресом юридического лица, не могла быть произведена без регистрации сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении его местонахождения на адрес управляющей организации. Иными словами, если у вас общество находится в регионе, а управляющая компания в Москве, то налоговая требовала сменить адрес самого общества на Москву, что являлось не только незаконным, но и нелогичным. После успешного доказывания в суде, что Закон предусматривает возможность передачи функций исполнительного органа юридического лица управляющей организации, но при этом не устанавливает обязанности по изменению места нахождения юридического лица в связи с нахождением управляющей организации в ином населенном пункте, практика налоговых инспекций развернулась и более отказов регистрации по данному основанию не было. (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.04.2017 N Ф07-3508/2017 по делу N А26-7785/2016, при этом суд первой инстанции поддержал управление ФНС своего региона).
Таким образом, для оспаривания, независимо от того, какой способ вы выбрали, административный или судебный первостепенное значение имеет правильная предварительная подготовка документов (сбор доказательств):
1) В части адреса — собрать все доказательства реальности адреса: фото- видеофиксация помещения, доказательства прав на помещения собственности либо аренды, в последнем случае еще доказательство оплаты помещения, его фактического использования.
Если ваша деятельность связана с дистанционной или разъездной работой — укажите это на табличке на двери и оставьте контакты — тогда при видеофиксации проверки инспектору будет тяжело доказать в суде правомерность действий налоговой. Регулярно проверяйте приходящую на адрес регистрации корреспонденцию — доставленное на адрес регистрации письмо о его недостоверности будет хорошим аргументом для суда.
2) в части участника и директора – собрать протокол о назначении директора/решения учредителей или документы на основании которых участник приобрел долю в обществе, приобщить заявление участника/директора (ради достоверности можно засвидетельствовать верность подписи), если есть время и желание — можно сходить и на допрос в районную налоговую.
Чем больше неправомерных действий будет оспорено, тем лучше будет практика в пользу добросовестных организаций и тем меньше будет желание у регистрирующего органа выходить за пределы закона.
Певницкий Сергей Геннадьевич
кандидат юридических наук, адвокат, партнер Адвокатского бюро г.Москвы “Гриб и партнеры”
pevnitsky.legal
Ответственность за достоверность информации в ЕГРЮЛ несет сама организация, поэтому ошибки, описки и неточные сведения могут привести к неприятным последствиям. Расскажем, как избежать репутационных и финансовых потерь, а также исправить данные реестра самостоятельно.
Какие сведения являются недостоверными?
В государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) отражается основная информация о компании: дата создания, адрес, перечень учредителей, величина уставного капитала, данные о назначенном руководителе, заявленные виды деятельности и многое другое.
Если ошибка появилась изначально, либо информация изменилась с течением времени, необходимо как можно быстрее сообщить об этом в налоговую инспекцию. В противном случае компания может получить отметку о недостоверных сведениях, что затруднит дальнейшее общение с ФНС, государственными ведомствами и контрагентами.
Налоговая инспекция, в случае обнаружения недостоверных данных, может инициировать выездные проверки, привлечь должностных лиц к административной, а в отдельных случаях и уголовной ответственности.
Недостоверные сведения о директоре (руководителе) появляются:
- если руководитель сам указывает на неточности по форме Р34001;
- если посторонний человек обнаружил, что он числится руководителем в какой-то организации (заявление также составляется по форме Р34001);
- юрлицо не успело заявить о смене директора (например, в связи со смертью предыдущего руководителя), а в налоговой обновленная информация уже появилась;
- руководитель был дисквалифицирован по решению судебного органа.
Кроме этого, ФНС может признать недостоверными сведениями (согласно пп. «ф» п.1 ст.23 ФЗ о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) информацию о директоре, если:
- он ранее руководил компанией, исключенной из ЕГРЮЛ, либо имеющей долги перед бюджетом РФ;
- он имеет право без доверенности действовать от имени юрлица с отметкой о недостоверности сведений.
Кстати, получить отметку о недостоверности сведений может и «законопослушная» организация, если нарушит сроки внесения данных в реестр, допустит ошибки в тексте или в течение 30 дней не отреагирует на уведомление из ФНС (о предоставлении достоверных сведений).
Способы проверки достоверности сведений
Информация из ЕГРЮЛ находится в открытом доступе, поэтому обнаружить факт недостоверности могут не только инспекторы ФНС, но и любые другие заинтересованные лица: банки, партнеры, инвесторы, государственные ведомства. Чтобы самостоятельно проверить актуальность информации, руководителю или представителям юридического лица можно:
- использовать бесплатный сервис на сайте ФНС – после указания кода ИНН или ОГРН выводятся данные о юрлице;
- заказать официальную выписку из реестра на сайте ФНС (в электронном виде);
- получить выписку ЕГРЮЛ в бумажном виде через МФЦ (срок оказания услуги – 7-10 дней).
Способы исправления недостоверных сведений
Внесите правки в ЕГРЮЛ:
- если сменился руководитель, юридический адрес, состав учредителей, коды экономической деятельности;
- изменился размер уставного капитала или его долей;
- юрлицо самостоятельно обнаружило ошибки или неточности;
- ФНС считает данные недостоверными и требует их исправить.
Для этого достаточно заполнить форму Р13014 и отправить её в ФНС любым удобным способом:
- в электронном виде через портал госуслуг или сайт налоговой инспекции( понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись);
- при личном визите в регистрирующий орган: не забудьте заверить подпись на заявлении у нотариуса;
- через МФЦ;
- через «Почту России»: следует выбрать почтовое отправление с объявленной ценностью и описью вложения.
Отдельная форма предусмотрена для лиц, обнаруживших себя в списке руководителей или учредителей различных организаций и компаний: в этом случае нужно сообщить о недостоверной информации по форме Р34001. Срок внесения исправлений в ЕГРЮЛ – 5 дней.
Ответственность за предоставление недостоверных сведений
Согласно ст. 14.25 КоАП РФ за недостоверные сведения предусмотрена административная ответственность для должностных лиц, ответственных за предоставление соответствующей информации:
- при первом нарушении – штраф 5-10 тыс. руб.;
- при повторном – дисквалификация на срок от 1 до 3 лет.
Впрочем, неприятные последствия несет и само наличие отметки о недостоверности данных:
- ФНС может инициировать блокировку расчетного счета, а также выездные проверки;
- контрагенты не смогут подтвердить расходы по заключенным контрактам;
- контрагенты, которые потеряли деньги из-за организации, вправе потребовать полной компенсации;
- если сведения не будут исправлены в течение 6 месяцев, юрлицо могут исключить из реестра;
- руководитель юрлица с отметкой не может в течение 3 последующих лет руководить другой организацией;
- учредитель компании с отметкой (если его доля составляет более 50 %) в течение 3 лет не сможет зарегистрировать другое юрлицо.
Финансовые, репутационные и иные издержки достаточно серьезны, поэтому руководителю компании, а также ответственным лицам необходимо регулярно проверять актуальность сведений ЕГРЮЛ.
Сомнительная репутация в глазах контрагентов и коллег по бизнесу
Согласитесь, если Вы быстро и стабильно развивающаяся на рынке компания, которая хорошо зарекомендовала себя в бизнес-кругах и Вам сулит выгодный контракт на сумму с шестью нулями: недостоверность сведений, которую увидит контрагент, разумеется проверяя Вас по базам, совсем не является плюсом, а поводом задуматься насколько правдоподобны Ваши регалии в кругах бизнеса.
Ответственность в рамках административного законодательства
В соответствии с частью 3 статьи 14.25 кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, если лицо предоставило несвоевременно, не предоставило запрашиваемы сведения (в нашем случае, сведения по юридическому адресу), или же предоставило недостоверные сведения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, это будет являться административным правонарушением, ответственность за которое внушительная – от безобидного предупреждения с административным штрафом (на должностных лиц) от пяти до десяти тысяч рублей до вполне устрашающей дисквалификации должностных лиц (в нашем случае – генерального директора и участников с долей более 50 %) на срок от одного года до трех лет.
Ликвидация юридического лица
Если же страх административной ответственности и дисквалификация не напугали Вас должным образом, а регистрирующий орган так и не получил свои заветные достоверные сведения касающиеся адреса, то уполномоченный орган будет вынужден обратиться в суд, чтобы ликвидировать «злостноскрывающее» свои данные юридическое лицо.
Если на этом моменте Вы подумали, что ликвидация это как раз то, что Вам нужно, ведь по посредством этой компании Вы итак не собирались продолжать строить свою империю, то смею заверить, что после принудительной ликвидации со стороны налогового органа, строить бизнес Вы лично не сможете (в качестве генерального директора или участника любого общества) еще целых три года – «черный список» налоговой.
Расторжение договора по банковскому счету
В силу Закона о противодействии легализации преступных доходов (смотри постановление Президиума ВАС от 27.04.2010 г. № 1307/10) при предоставлении недостоверных сведений об адресе организации, банк может расторгнуть договор. Хотя Банк и так придирается к каждой запятой в движениях по Вашему банковскому счету, но этот факт как «контрольный выстрел» в пользу блокировки.
А если же налоговый орган докажет, что руководитель знал о содержащихся в бумагах недостоверных сведениях, что доказать проще простого, исходя из ранее сказанного (вспомним, что все сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными, даже если по факту Общество там не находится), руководитель попадает под все тот же гнёт дисквалификации.