Как исправить неправильное произношение шипящих звуков

Формирование звукопроизношения у детей проходит постепенно. В возрасте до 4,5 лет неправильное произношение шипящих звуков считается нормой, поэтому особых поводов для беспокойства быть не должно. Совсем другая ситуация, когда дефект звукопроизношения есть после 4, 5 – 5 лет – в этом случае важна помощь логопеда, чтобы неправильное произношение не закрепилось во взрослой жизни.

Достаточно распространенное нарушение речи у детей – это неправильное произношение шипящих звуков – Ш, Ж, Ч, Щ. Звук Ш является базовым в группе шипящих, поэтому его постановка первостепенна (это является базой для освоения правильного произношения остальных шипящих звуков).

С ее помощью вы сможете улучшить навык слогового анализа, пополнить словарь ребенка, повысить запоминание образов слов и обозначения звуков.

Нарушение произношения шипящих чаще всего проявляется в следующих вариантах:

  • Губно-зубной сигматизм – при этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку Ф (шар – фар).
  • Призубный- кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов (резцов, звук получается, похожий на т, д – шар – тар, жук-тук.)
  • Боковой – при этом варианте кончик языка или его половина оттягиваются набок, появляются хлюпающий звук.
  • Щечное произнесение –щеки раздуваются и от этого появляется шум, а язык при этом лежит на дне ротовой полости.
  • Носовой произнесение –слышится гнусавое произнесение, как при насморке, т.е. мягкое небо недостаточно работает.
  • Смягчённый звук Ш — звук произносится мягко, похож на щ.

Речь в целом зависит от нормального функционирования следующих органов и систем:

  • дыхательной; 
  • голосового аппарата; 
  • артикуляционного аппарата; 
  • физиологического слуха;
  • центральной нервной системы (ЦНС). 

При этом главными «опорами» развития речи являются полноценный слух и нормальная работа ЦНС.

Неправильное произношение шипящих звуков может быть обусловлено неверным поведением родителей:

  • Слишком часто и надолго дают соску ребенку. Особенно в тот период, когда у детей формируется речь (ранний возраст). Продолжительное использование соски приводит к неправильному прикусу, что само собой влияет на произношение шипящих и других групп звуков.
  • Родители намеренно коверкают свою речь, чтобы, по их мнению, так было понятнее их ребенку.
  • Родители требуют от ребенка говорить внятно, при этом не объясняя и не показывая на собственном примере, как именно это делать (какое положение должны занимать артикуляционные органы).
  • Нарушения слуха у ребенка, которые были вовремя не замечены родителями.

При правильной артикуляции звуков Ш и Ж, артикуляционные органы занимают следующее положение:

  • Губы слегка округлены.
  • Зубы сжаты, либо сближены, при этом остается узкая щель (1-2 мм).
  • Широкий кончик языка приподнят к альвеолам или переднему краю твердого нёба, образуя с ним щель.
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, они не пропускают по бокам выдыхаемую воздушную струю.
  • Посередине языка идет теплая струя воздуха, которая ощущается ладонью, поднесенной ко рту.
  • Нёбная занавеска поднята, закрывая проход в носовую полость.
  • Голосовые связки при артикуляции звука Ш разомкнуты, при артикуляции Ж – сомкнуты и вибрируют.

Постановка Ш и других шипящих звуков проводится поэтапно. Чтобы эффект был действительно существенным, заниматься нужно на регулярной основе.

Артикуляционная гимнастика – это одна из предварительных подготовительных мер. На первом этапе дается ряд простых упражнений: широко открыть рот на несколько секунд, сделать губы трубочкой, облизать верхнюю губу языком в форме чашечки и т.д.

Далее переходят к более сложным упражнениям:

  • «Широкий язычок». Ребенок должен улыбнуться и чуть приоткрыть рот, показывая расслабленный язык («блинчиком»). Затем нужно положить язык на нижнюю губу. В таком положении нужно удерживать в течение 5 секунд.
  • «Прячем конфету». Ребенок должен положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу (как в предыдущем упражнении). Нужно положить ему на язык кусочек зефира и попросить спрятать угощение, приклеив его на нёбо за верхними зубами. При этом ротовая полость не должна быть широко раскрытой, а все действия нужно делать неторопливо.
  • «Грибок». Ребенок должен широко улыбнуться и показать зубы, затем присосать язык к нёбу. В таком положении нужно постараться максимально широко открыть рот.
  • «Желобок». Ребенок должен показать широкий язык, укладывая его «блинчиком» на нижнюю губу, слегка приоткрыв рот. В этом же положении нужно прижать край языка к боковым углам рта, сам язык немного сужаем, в результате чего образуется желобок.
  • «Чашечка». Боковые края и кончик языка приподнимаются и удерживаются в таком положении. Чтобы эффект был сильнее, родитель или логопед могут капнуть из пипетки в «чашечку» немного воды.

Дыхательная гимнастика также является частью подготовки к постановке шипящих звуков, которая позволяет сформировать необходимую базу. Чтобы заинтересовать ребенка, можно привлечь его к подготовке таких упражнений: вырезать вместе с ним полоски бумаги, разноцветные осенние листики и т.д.

Для примера приведем несколько упражнений:

  • «Забей мяч в ворота». На столе сооружаются импровизированные «ворота» (можно использовать большие кубики), делают шарики из ваты. Задача ребенка – дуть на шарик, стараясь, чтобы он попал в ворота. Логопед должен внимательно следить за правильной артикуляцией.
  • «Снежинки на носу». Ребенок должен сдуть ватный комочек со своего носа. Здесь также важна правильная артикуляция: широкая улыбка, язык на верхней губе.
  • «Листья летят». Это упражнение проводится по той же схеме, т.е. ребенок должен дуть на листья, соблюдая правильную артикуляцию. Используются разноцветные листья, вырезанные из бумаги, чтобы ребенку было интереснее.

Эффективность этого метода объясняется тем, что для детей характерно подражание действий взрослых.

Логопед и ребенок садятся перед зеркалом. Педагог медленно начинает проговаривать шипящий звук, чтобы ребенок точно видел, какое положение занимает тот или иной артикуляционный орган. Затем ребенок должен повторить все, что он увидел. Логопед может вслух проговаривать те действия, которые должен сделать ребенок при произношении звука.

Данный способ подходит для тех детей, у которых сформировано правильное произношение других звуков, от которых можно поставить Ш и другие шипящие:

  • От звука С. Нужно произносить долгий «с-с-с» или протягиваем «с-а-а-а», фиксируя это положение языка. Во время произнесения нужно зондом или чистым пальцем приподнять кончик языка выше, придерживая его за верхними зубами так, чтобы он задел альвеолы. Затем ребенок должен выдохнуть воздух, сохранив при этом полученное положение языка. Струя воздуха должна идти без напряжения лицевых мышц и искажения мимики. В итоге вместо свистящего получится шипящий звук.
  • От звука Т. Нужно медленно проговаривать звук с добавлением придыхания «т-т-т». Необходимо постепенно учить ребенка удлинять струю воздуха, не задевая языком бугорки на нёбе.
  • От звука Р. Это способ используется не так часто из-за того, что звук Р сам по себе достаточно сложный. Нужно держать рот открытым, произнося беззвучное Р. Вибрацию останавливаем с помощью черенка ложки, после чего получается шипение. По мере прогресса в занятиях минимизируем использование ложки, приучая ребенка держать зубы вместе, произнося Ш автоматически.

Следующим этапом после постановки звука является автоматизация. Начальный этап – это проговаривание шипящих в слогах (на примере Ш):

  • Сначала проговариваются слоги, где автоматизируемый звук находится в начале (ша, шо, шу…).
  • Автоматизируемый звук в конце (аш, ош, уш и т.д.).

Закрепляем открытие и закрытие слоги в связках с другими фонемами (шут, штат).

Затем проводится автоматизация шипящих звуков в начале, конце и середине слова. Далее переходим к автоматизации звуков в простых предложениях, текстах, постепенно вводя автоматизируемый звук в повседневную речь.

Можно использовать различные игры на автоматизацию. К примеру, «Помоги змейке попасть домой». Рисуем лабиринт, на одном конце которого изображаем змейку, а на другом – нору (ее дом). Ребенок должен пальцем провести по лабиринту, направляясь от змейки к ее норе, издавая при этом «ш-ш-ш-ш» (как шипит змея).

Чтобы способствовать развитию речи у детей, нужно соблюдать ряд рекомендаций:

  • Необходимо создать благоприятную разговорную среду. В первые 3 года жизни ребенок подражает своим родителям, поэтому важно говорить правильно, четко, не искажая и не коверкая слова.
  • Для быстрого усвоения понятий, важно комментировать все свои действия.
  • Нужно постепенно вводить обобщение понятий, смыслообразующие связи. Важно показывать действия с различными предметамии т.д.
  • Очень важна игровая деятельность. Все занятия должны проводиться с использованием визуальных изображений, в формате игры.

Постановка шипящих звуков – это поэтапный процесс, который позволяет сформировать у ребенка навыки правильного звукопроизношения, что очень важно в повседневной жизни. Важно проводить занятия дома, при этом постоянно консультируясь со специалистом по поводу динамики. Нужно не забывать о том, что на произношение могут влиять чисто физиологические причины (нарушение прикуса), поэтому нужно регулярно посещать стоматолога и ортодонта.

Формирование правильного звукопроизношения шипящих у дошкольников в домашних условиях

Мама работает с дочкой над правильным произношением шипящих звуковМожно понять волнение родителей, которые вдруг обнаруживают, что их ребенок – дошкольник плохо или совсем не произносит некоторые звуки родного языка. В этом случае перед ними встает проблема, как научить ребенка правильному звукопроизношению? Допустимо ли это в домашних условиях? Специалисты утверждают, что родители могут многое сделать, чтобы помочь дошкольнику овладеть правильным звукопроизношением. Нужно лишь иметь определенные знания: о причинах плохого произношения, путях исправления, способах обучения правильной дикции.

Причины плохого звукопроизношения

По логопедическим нормативам правильное произношение должно сформироваться к среднему дошкольному возрасту. Однако даже у старших дошкольников наблюдаются нарушения дикции. Специалисты приводят данные о том, что труднее всего детям дается произнесение шипящих звуков: ш, ж, ч, щ. Несовершенство дикции может проявляться в неверном произнесении звука, замене одного на другой (машина-масына), его пропуске. Специалисты выделяют основные причины плохого произношения. К ним относятся строение речевого аппарата, недостаточное развитие фонематического слуха, восприятия, отношение родителей.

Особенности физиологии

  • малоподвижность артикуляционного аппарата;
  • неправильно сформированный прикус,
  • короткая уздечка языка,
  • высокое нёбо.

Несформированность фонематического восприятия

  • дошкольник не различает на слух отдельные звуки, замещает их.

Неправильное поведение взрослых

  • слишком долгое время дают соску малышу, особенно в тот период, когда происходит становление речи (ранний возраст);
  • продолжительное использование соски приводит к формированию неправильного прикуса, влияющего на произношение многих звуков, особенно шипящих;
  • намеренное искажение речи взрослыми, чтобы, по их мнению, стать понятным малышу;
  • недовольство дикцией дошкольника и требование говорить внятно, не обучая при этом правильной артикуляции;
  • возможное нарушение слуха, не замеченное родителями.

Как можно проверить речь дошкольника в домашних условиях?

Определив, что дошкольник не умеет говорить шипящие, родители должны обратиться к специалисту. В домашних условиях они также могут обследовать речь ребенка, чтобы понять, какие именно шипящие искажаются. По логопедическим правилам обследование начинается с отдельного произнесения определенного звука, затем идет произнесение его в слогах, словах, и только потом в предложениях. Например:

Родители с детьми читают книжки

  1. Родитель, предлагая малышу воспроизвести шипящие ш, ж, ч, щ, медленно и внятно произносит их. Интереснее предложить игровую форму в виде речевых упражнений: «Змея зашипела: ш-ш-ш», «Пчелка зажужжала: ж-ж-ж».
  2. Для проверки состояния звука в слогах малыша побуждают повторять слоги, например, ши-жи, ча-ща, жу-шу, чу-щу, аш-аж, ач-ащ, щи, чух, кыш, вжик. При этом проверяемые звуки должны стоять в начале слога, середине, конце.
  3. На следующем этапе идет проверка произнесения звука в словах. Для заинтересованности используются картинки, где нарисованы предметы на заданный звук (шишка, жираф, шалаш, чайник, щука и прочие). При этом можно использовать логопедический наглядный материал, а можно подобрать вместе с ребенком картинки в детских книжках. Главное, чтобы они соответствовали определенным правилам: шипящие должны четко звучать в словах, стоять в начале слова, середине, конце (шуба, машина, камыш). По такому же принципу подбираются слова с другими шипящими: жук, ружье, лыжи и т. д.Хорошо, если обследование будет проходить в виде игровых упражнений. Например, «Как назвать ласково (птица-птичка, коза-козочка, жук-жучок, зима-зимушка, солнце-солнышко)? »
  4. Последний этап предполагает проверку звука в предложении, в котором подобрано несколько слов с проверяемым шипящим. Этой цели хорошо служат чистоговорки, например, «Тише, мыши, не шумите! Кота с кошкой не будите!» Подойдут для обследования шипящих классические скороговорки: «Шла Саша…», «Кукушка кукушонку…»

Важно! При обследовании ребенка нужно попытаться определить причину неправильного произношения, чтобы понять, что повлияло на искажение дикции.

Порядок постановки шипящих

Если ребенок страдает плохим произношением только какого-то определенного шипящего (ш, ч, ж, щ), понятно, что работать нужно над постановкой одного звука. Но, как правило, у дошкольников происходит искажение произношения одновременно нескольких шипящих. Тогда родителям важно знать, с какого звука, в первую очередь, начинать. Специалисты определяют соответствующий порядок и предупреждают, что каждый звук надо ставить индивидуально, причем начинать с самого доступного, постепенно переходя к более сложному. По мнению логопедов, порядок постановки нескольких звуков зависит от физиологии дошколят: сначала ставится шипящий ш, потом ж, далее ч и щ. Однако, могут быть изменения в последовательности постановки, так как все зависит от индивидуальных особенностей, определить которые может только специалист.

Как правильно работать над становлением звуков?

При постановке шипящих помощь логопеда несомненна. Только специалист профессионально обследует речь, выявит нарушения и предложит рекомендации по их исправлению в домашних занятиях. Сделать это нужно как можно быстрее, так как нарушения в произношении мешают общению детей, тормозят подготовку к грамоте, способствуют появлению сопутствующих проблем, например, психологических комплексов, от которых придется избавляться в дальнейшем.

Логопеды отмечают, что зачастую проблема при произнесении шипящих заключается в том, что ребенок не может правильно владеть речевым аппаратом. Именно поэтому работу над каждым звуком необходимо начинать с артикуляционной гимнастики. Выполняют ее с помощью зеркала, чтобы увидеть и понять работу челюсти, ротовой полости. В дальнейшем это положительно повлияет на совершенствование фонематического слуха, следовательно, и на звукопроизношение.

Первый этап работы над шипящим является подготовительным, во время которого следует выполнять особые упражнения (для дыхания, губ, языка). Они помогут отработать точные движения артикуляционного аппарата, подготовиться к постановке тех или иных звуков. Выполняются в виде игровых упражнений, которые несложно провести в домашних условиях.

Этап 1. Тренировка дыхания

Выдувание мыльных пузырей полезно для развития правильного дыханияАртикуляционная гимнастика предполагает тренировку дыхания, отработку движений губ и языка. Для нее родители могут использовать общепринятые логопедические игры, а могут сами придумать подобные. Чтобы заинтересовать дошкольника, его можно привлечь к подготовке таких игр: вырезать из легкой бумаги снежинки, пропеллеры к самолетикам, кораблики, разноцветные осенние листики. Главное, чтобы взрослый сам был увлечен процессом, тогда и ребенок будет с интересом выполнять упражнения.

Задания для развития дыхания

  • «Забей мяч в ворота», игра в необычный футбол. В центре стола строятся ворота, делаются ватные «мячики». Игроки с двух сторон дуют на ватные мячики так, чтобы они влетали в ворота. Взрослый следит за правильными артикуляционными действиями ребенка: широкая улыбка, язык на нижней губе.
  • «Снежинки на носу». Предложить дошкольнику сдуть ватный комочек с носа правильными движениями челюсти: широкая улыбка, язык на верхней губе, подуть, чтобы комочек взлетел вверх.
  • Аналогично проводятся игры «Метель», «Листья летят», «Кораблики», «Самолетики».

Этап 2. Гимнастика для артикуляционного аппарата

Упражнения для губ

Для разминки губ можно использовать логопедические упражнения:

  • «Удивимся-посмеемся». Дошколенок делает поочередно широкую и узкую трубочку губами. Широкая трубочка находятся в состоянии «о», «узкая» ‒ «у». Вслух ничего не произносятся, работают только губы.
  • «Трубочка-улыбка». Поочередно ребенок то широко улыбается, то делает движение губами по типу звука «о».

Упражнения для языка

Для тренировки языка также используются классические упражнения:

  • «Вкусное варенье», в котором язычком облизывается нижняя губа то влево, то вправо.
  • Для упражнения «Скачет лошадка» нужно «поцокать» языком, имитируя шаг лошади.
  • «Слоник – лягушка»: губы попеременно имитируют то хобот слона, то улыбку лягушки.
  • «Веселые качели»: кончиком языка дотянуться до верхних зубов, затем опуститься к нижним.
  • «Тик-так»: кончиком языка, имитируя движения часов, двигаться влево и вправо с разной скоростью.
  • «Краски»: «раскрашиваем нёбо» язычком.

Между занятиями с ребенком надо делать паузы, чтобы ребенок не переутомлялсяВсе упражнения выполняются до 10 раз, но необходимо следить, чтобы малыш не утомлялся и занимался с интересом.

Дошкольник быстрее овладеет правильным произношением шипящих при четком проведении подготовительного этапа, поэтому им пренебрегать не стоит. Длительность таких занятий будет зависеть от индивидуального развития ребенка, состояния его артикуляционного аппарата. Специалисты советуют продлить их, если улучшение не произошло после трех занятий.

Этап 3. Работа над постановкой шипящих

Важно! Для постановки шипящего звука у дошкольника взрослому следует самому внимательно исследовать с помощью зеркала положение губ и языка при правильной артикуляции, только потом обучать ребенка.

​​​​​Следующий этап, предполагающий постановку шипящих, требует установленного порядка: сначала звук закрепляется в слогах, словах, в последнюю очередь в предложениях. Для этого можно использовать разные способы:

  • Повторение чистоговорок, скороговорок, пословиц, разучивание небольших стихотворений, в которых присутствуют шипящие звуки. Для закрепления свободного использования звука в речи родители могут побуждать детей рассказывать сказки, придумывать небольшие тексты по картинкам, из личного опыта детей.
  • Если работа по звукопроизношению начинается с шипящего «ш», то постановка звука «ш» предполагает активное вовлечение дошколят в игры на формирование фонематического восприятия, например, «Бабочка». Дети хлопают в ладошки («ловят бабочку»), когда слышат нужный звук в словах (игрушка, малыш, шина, картошка).
  • В целях постановки звука «ж» можно предложить дошколенку хлопать при словах со звуком «ш», поднимать руки вверх при словах со звуком «ж» (камыш, жук, мышонок, жужжит).
  • Научить говорить звук «щ» можно легко, если уже хорошо поставлен звук «ш». Родители могут использовать постановку «щ» по подражанию, аналогично играм со звуком «ш» (щенок, щавель, ищем). Хорошо помогает игра «Преувеличение»: взрослый бросает мяч с определенным словом, дошкольник «возвращает» слово в преувеличенной форме (глаза-глазищи, кот-котище, усы-усищи, зубы-зубищи).
  • Со старшими дошкольниками родители могут поиграть в игру «Угадай, где звук?», для которой нужно подобрать слова с шипящим в разной позиции. Для поддержания интереса подбираются разного цвета карточки, обозначающие начало слова, середину, конец. Тогда дошколятам необходимо сосредоточиться и не перепутать цвета.
  • Словотворчество широко используется для постановки звукопроизношения. Игра «Доскажи фразу» очень нравится детям, при этом идет и постановка звуков, и общее развитие речи. Взрослый придумывает слог, ребенок добавляет предложение в рифму:

Жа-жа-жа,
Мы поймали ужа.
Ша-ша-ша,
Мама кормит малыша.
Ча-ча-ча,
Вот наша дача.
Ща-ща-ща,
Березовая роща.

Аналогично придумываются фразы с другими слогами.

Постановка звуков родного языка необходима не только для развития правильной речи, но и для формирования личности дошколят. Если у детей будет хорошее звукопроизношение, значит, они без особых трудностей смогут овладевать программой детского сада, школьным материалом.

Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч):

В норме артикуляция у ребенка складывается к 4 – 5 годам. Однако не всегда картина столь радужная. Распространенное речевое нарушение у детей — неправильное произношение Ш. Это базовый звук в группе шипящих, и его постановка первостепенна, поскольку является базой для освоения правильного произношения остальных фонем. Из статьи вы узнаете о том, как логопеды ставят Ш, с какими трудностями можно столкнуться и что изначально вызывает проблемы с артикуляцией.

Виды и причины нарушений произношения звука Ш

Искажение шипящих называют сигматизмом. В случае со звуком Ш возможны различные варианты:

  • межзубный — кончик языка занимает положение между верхними и нижними зубами, что придает шепелявость;
  • боковой — язык ложится ребром и струя воздуха идет по его боковому краю. Получается хлюпающий звук;
  • носовой — возникает по причине соприкосновения задней части с мягким небом, которое при опускании открывает проход в носовую полость воздушной струе;
  • губно-зубной — исходный звук заменяется на другой глухой звук Ф. Например, шапка — «фапка».

Факторы, приводящие к проблемам с артикуляцией:

  • физиологические: короткая подъязыковая уздечка либо высокое небо, нарушения прикуса, напряжение или слабость языковых мышц;
  • проблемы с фонематическим и речевым слухом, а также недостаточное развитие памяти, внимания, мышления;
  • длительное использование соски. Это портит прикус и приводит к искажению шипящих звуков;
  • повторение некорректного произношения. Например, ребенок коверкает речь вслед за взрослыми или младшими братьями/сестрами.

Самостоятельно диагностировать проблему можно, но лучше вовремя обратиться к логопеду.

Диагностика

Важно оценить, насколько сформированы все компоненты речи. При наличии отклонений логопеды особое внимание обращают на внешний вид губ, тонус языка, состояние прикуса, работу мимических и артикуляционных мышц, силу выдоха. Стандартные диагностические упражнения в логопедии:

  1. Просьба показать эмоции: радость, удивление, грусть.;
  2. Вытягивание губ трубочкой и фиксация их в определенном положении;
  3. Движения челюстью в разные стороны, попытки расслабить язык, сделать его широким/узким;
  4. Сдувание легкого предмета, игра на дудочке;
  5. Произношение фонемы отдельно, а также в словах, фразах;
  6. Составление рассказа из предложенных слов и картинок.

По итогам обследования подбирают подходящие упражнения для постановки. Можно воспользоваться классическими вариантами, широко используемыми в логопедии.

Постановка артикуляции звука Ш

Верное произношение возможно при соблюдении определенных условий. Губы принимают положение «рупора» — чуть скруглены и выдвинуты вперед. Между верхними и нижними зубами остается пространство около 1 мм. Широкий язык принимает форму «чашечки» (боковые стороны прижаты к зубами, а кончик находится за верхними зубами, между языком и небом остается щель).

Если все правильно, то струя выдыхаемого воздуха идет посредине, они широкая и теплая. Голосовые связки разомкнуты, и получается глухой согласный звук Ш.

Необходимо регулярно выполнять упражнения для постановки с логопедом или в домашних условиях, чтобы достичь нужного результата.

Артикуляционная гимнастика

Важно осуществлять постановку поэтапно — сначала важно сформировать достаточную силу и длительность выхода. Логопеды практикуют различные артикуляционные занятия для расслабления языка и отработки его подъема. Нужно идти от простого к сложному, наращивая нагрузку.

На первом этапе постановки звука Ш даются легкие, но важные задания для подготовки мышц языка: сделать губы трубочкой, широко открыть рот на несколько секунд, облизать широким языком в форме чашечки верхнюю губу, водить языком по небу, от зубов к горлу.

Более сложные распространенные упражнения для постановки Ш:

  1. «Широкий язычок». Попросите ребенка улыбнуться и чуть приоткрыв рот, показать расслабленный язык «блинчиком», после чего — положить язычок на нижнюю губу. В идеале нужно удерживать положение до 5 секунд;
  2. «Прячем конфету». Пусть малыш сделает язык «блинчиком» на нижней губе. Положите ему кусочек пастилы или зефира и попросите спрятать лакомство, приклеив на небо за верхними зубами. Рот не должен открываться слишком широко, а упражнение нужно делать в медленном темпе;
  3. «Грибок». Попросите юного ученика широко улыбнуться и показать зубы, а затем прижать весь язык к небу. Удерживая положение, нужно постараться как можно шире открыть рот. Оптимально выполнять задание перед зеркалом — ребенок увидит сходство языка и уздечки с грибом;
  4. «Желобок». Это задание важно, поскольку учит формировать бугорок на языке, необходимый для постановки Ш. Сначала ваш подопечный показывает широкий язык, укладывая его «блинчиком» на нижнюю губу и чуть приоткрыв рот. Затем прижимает край языка в том же положении к боковым уголкам рта, сам язык немного сужает — формируется тот самый «желобок»;
  5. «Чашечка». Кончик и боковые края языка приподнимаются и удерживаются в таком положении. Для усиления эффекта логопед или родитель могут налить в «чашечку» немного воды.

Для исключения трудностей в постановке Ш во время занятий следите за тем, чтобы ребенок не упирался в небо всем язычком.

Постановка от других звуков

Способ подходит для детей с нормальным произношением других фонем, от которых можно поставить Ш:

  1. Через С. Произносим долгий «с-с-с» или протягиваем «с-а-а-а», фиксируем полученное положение языка. Во время произнесения шпателем или пальцем приподнимите кончик языка выше и придержите его за верхними зубами так, чтобы он задел альвеолы. Попросите ученика выдохнуть воздух, сохранив положение языка, и увидите, как «са» поменяется на «ша»;
  2. Через Т. Медленное проговаривание фонемы с добавлением придыхания «т-т-т». Постепенно учим удлинять воздушную струю и не задевать язычком бугорки на небе;
  3. Через Р. Редкий способ по причине того, что эта фонема обычно дается детям еще сложнее, чем шипящие. Держим рот открытым и произносим беззвучное Р. Останавливаем вибрацию с помощью черенка чайной ложки, в результате чего получаем шипение. С каждым разом все меньше используем ложку, таким образом приучая ребенка держать зубы вместе и произносить Ш автоматически.

Всегда начинайте с артикуляционной гимнастики — язык должен быть подготовлен к сложной работе. Разминка — не менее 5 минут. Общая длительность занятий не должна превышать 25 минут, в ином случае дети быстро теряют интерес.

Дыхательная гимнастика

Положите кусочек ваты на стол и предложите малышу сдуть его воздушной струей на конец стола с помощью одного ровного и сильного выдоха. Важно, чтобы губы были сложены трубочкой, а щеки не напрягались. Более увлекательный вариант — вырезать картонные пчелы и цветы, соединить их нитками и сдувать насекомых.

Такие занятия усиливают эффект от артикуляционных упражнений с логопедом и в комплексе дают отличный результат.

Закрепление произношения

Логопед не только ставит звук, но и автоматизирует его. Для дошкольников уроки строят в интересной игровой форме. Примерный план поэтапной постановки Ш:

  1. Ищем букву на картинке, учим стишок про нее.
  2. Проговариваем слоги ша, шо, шу, после их освоения — аш, уш, ош.
  3. Закрепляем открытые и закрытые слоги с связках с другими фонемами: што, штат, шут.
  4. Тренируем произношение слов с Ш посредине и в конце.
  5. Произносим короткие, а потом более сложные предложения с Ш.

Постепенно усложняем задания, полноценно вводя Ш в свободную речь. Если возникают трудности в постановке, не стоит переходить к следующему этапу — важно оттачивать навыки последовательно. Отрабатывайте все до идеала — торопиться некуда.

Игры, стихи, чистоговорки

Чтобы стимулировать проговаривание буквы, предложите логопедические забавы, например, «Змейку в лабиринте». Нарисуйте лабиринт и змейку, предложите малышу помочь ей доползти в домик, ведя пальчиком от старта до финиша и проговаривая Ш. Также можно придумать вариации с мышкой, убегающей от кошки.

В автоматизации звука помогут скороговорки:

  • «отыщи ка ушки у нашей лягушки;
  • «с мышами во ржи играли ежи, ушли в камыши – и во ржи не души»;
  • «вынесла Маришка куклам по коврижке, понравились коврижки Гришке и Иришке»;
  • «сшила Саша шапку Сашке, шапкой шишку Сашка сшиб»;
  • «шапка да шубка – вот наш Мишутка»;
  • «у Полюшки — шляпка, у Любаши — плюшка, у Илюши – шлюпка, у Павлуши – клюшка»;
  • «Саша шила для братишки шубу, шапку и штанишки».

Можно придумать любые другие скороговорки про животных, природу, братьев, сестер. Отличный вариант для постановки Ш — интересное прозвище любимой игрушки, например, «волчишко-хвостишко» или «кукушонок-малышонок», а также частое употребление уменьшительно-ласкательных форм слов: зимушка, пятнышко, дядюшка, солнышко.

Но важно строго следить за тем, чтобы малыш правильно произносил Ш в составе часто употребляемых слов — если ошибка войдет в привычку, потом переучивать будет еще сложнее.

Дальнейшие рекомендации

При нарушениях тонуса языковых мышц назначают курс логопедического массажа. Специалисты выполняют его специальным зондом или пальцами. Но при этом не пренебрегайте артикуляционной гимнастикой. Если вы занимаетесь у логопеда, обязательно повторяйте упражнения дома.

Важны настойчивость и терпение родителей и их чада, особенно если вы занимаетесь дома самостоятельно. Не забывайте отслеживать динамику у специалиста. Следите за гармоничным развитием речевого аппарата — разговаривайте с ребенком, показывайте картинки, активно включайте его в обсуждение и составление рассказов. Читайте, развивайте мелкую и крупную моторику. Общая умственная и двигательная активность — профилактика артикуляционных нарушений.

Своевременно посещайте стоматолога и ортодонта, чтобы исключить проблемы, мешающие нормальной артикуляции.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Нарушение произношения звука [ш] — второй по распространенности дефект в речи дошкольников. Обычно он «встает» в правильную позицию без посторонней помощи к 5-ти годам. В ином случае, чтобы предотвратить дальнейшее шепелявое произношение, необходимо обратиться за помощью к логопеду.

Читайте также: Автоматизация звука [ж].

Шипящие в речи ребенка

К шипящим относятся — [ш], [ж], [ч`], [щ`]. Формирование их правильного произношения происходит между третьим и пятым годом жизни малыша.

Неправильное произношение «Ш»: виды, причины

Искажение или полное отсутствие в речи ребенка шипящих называется сигматизмом. В зависимости от вида неправильной постановки, выделяется 4 вида сигматизма:

  • Парасигматизм — устойчивая замена [ш] другим звуком. Губно-зубной — зубной — замена [ш] на [ф]. Призубной — замена [ш] на [т]. Шипящий — замена [ш] на [щ]. Свистящий — замена [ш] на [с] или [з]. Происходит при неправильном прикусе или нарушенном фонематическом слухе. Пример: шапка — тапка.
  • Сигматизм межзубный — тот самый «шепелявый» звук. Происходит из-за укороченной уздечки или узкого мягкого неба.

Занятие со специалистом

  • Сигматизм боковой — звук [ш] звучит не твердо, как должен, а хлюпающе, как будто малыш набрал в рот воды. Наблюдается из-за бокового открытого прикуса или слабых языковых мышц.
  • Сигматизм носовой — у дошкольника сильно напрягается задняя спинка языка, и [ш] получается произнести с носовым «отзвуком».

Прежде чем разбираться, как научить ребенка выговаривать букву ш, следует понять причины нарушения. Часто обычный визит к ортодонту, в процессе которого происходит коррекция прикуса или верхнего неба, заканчивается долгожданным «шипением» малыша. В ином случае появляется необходимость вырабатывать правильный артикуляционный уклад на логопедических занятиях.

Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих

Прежде чем требовать от малыша выговорить шипящий звук, необходимо провести подготовительную артикуляционную гимнастику. Время ее проведения — не более 10 минут. Несмотря на быстрый темп (чтобы дошкольник не заскучал), ребенок должен выполнять каждое упражнение тщательно, т. к. от гимнастики напрямую зависит, как быстро получится научить ребенка говорить звук [ш].

Основные задания в артикуляционной гимнастике:

  • Заборчик — широкая улыбка с зубами.
  • Трубочка — губы собираются в трубочку, между губами небольшой просвет.
  • Чередование заборчик — трубочка.
  • Бегемот — широко открыть рот и подержать некоторое время.
  • Лопатка — широкий распластанный язык положить на нижнюю губу. Можно «прикусывать» языком, чтобы сделать его шире.
  • Домашнее варенье — облизать кончиком языка верхнюю, а затем нижнюю губу.
  • Кисточка — кончиком языка поводить по мягкому небу — от горла к зубам и обратно.

Артикуляционная гимнастика

Задания на определение позиции звука в слове

В начале занятия можно также заниматься развитием фонематического слуха — определять положение звука в слове. Для этого понадобится богатый речевой и предметный материал.

  • Ребенку предлагается хлопнуть, если он услышит «песенку змеи (звук [ш])». При этом произносятся слова, содержащие нужный звук, либо не содержащие. Не стоит произносить слова с другими шипящими или смешиваемыми свистящими звуками.
  • Малышу выдается небольшая табличка с 3-мя окошечками, обозначающими начало, середину и конец слова. А также фишку (кубик/нарисованный звук). Педагог говорит условие: «Я буду называть слово, а ты положи фишку туда, где находится звук [ш]».

Гимнастика для четкого произношения

Чтобы верно произносить шипящие звуки, в логопедии в комплексе используется артикуляционная и дыхательная гимнастика. При этом обязательно следует помнить о правильном положении органов артикуляции: губ и языка.

Дополнительная информация! Дыхательная гимнастика направлена на развитие плавного выдоха. Чтобы приучить малыша выполнять дыхательные упражнения, нужно изготовить яркий и интересный дидактический материал. Например, цветок с сидящей на нем бабочкой, которую по условию задания нужно сдуть.

Методические основы для родителей

Важно знать правильное положение языка и губ при произнесении звука, чтобы проработать упражнения дома.

  • Губы в положении «трубочка»;
  • Язык широкий, кончик приподнят кверху;
  • Боковые части языка соприкасаются с зубами верхней челюсти;
  • Между небом и языком образуется небольшая щель в районе верхних резцов.

«Домашняя» логопедия звук [ш]

Чтобы учить малыша правильно произносить [ш] в домашних условиях нужно изучить несколько основных способов постановки:

  • механический;
  • от схожего по звучанию звука.

Механическая постановка

При данном способе малышу не нужно самостоятельно искать правильное положение звука — за него это делает взрослый, при помощи специальных логопедических инструментов (шпатель, зонд). Если необходимо залезть в рот дошкольнику рукой — она должна быть чистой.

Процесс механической постановки

Постановка через звук [р]

Как научиться говорить букву Ш через звук [р]? Казалось бы, неправильное произношение [р] — самый сложный и наиболее часто встречающийся дефект в речи. Однако многие дети умеют правильно проговаривать [р], но совершенно не понимают, как нужно располагать язык в полости рта, чтобы правильно свистеть и шипеть. По этой причине постановка звука должна происходить через твердый [р], а не смежные свистящие.

Дошкольник должен сидеть перед зеркалом, и произносить [р], постепенно ослабляя напор воздуха. Звук должен произноситься до тех пор, пока полностью не исчезнет вибрация. После этого станет слышно легкое шипение и [ш] зазвучит без вспомогательного [р].

Логопедические упражнения по произношению звука [ш]

Чтобы закрепить поставленный [ш] в речи малыша, необходимо как можно больше разговаривать отдельным звуком — шипеть в процессе игры. Для этого дошкольнику предлагаются различные упражнения:

  • провести змейку по дорожке, и при этом шипеть;
  • «досказать» словечко, например— малы ..(ш), каранда ..(ш) и т. д.

Автоматизация шипящих Ж и Ш в связной речи (пословицы, стихи, скороговорки)

После того, как поставленный звук будет автоматизирован в изолированном положении, слогах (прямых, обратных и со стечением) и словосочетаниях — его можно внедрять в связную речь.

Дополнительная информация! Следует помнить, что в бурном потоке мыслей, малыш не следит за своей речью. В результате, после длительных мучений по постановке звука, ребенок все равно «съедает» его. По этой причине стоит наблюдать и контролировать речь дошкольника не только на занятии, но и в повседневной жизни.

Пословицы, стихи и скороговорки должны быть насыщены изучаемым [ш]. В данном виде автоматизации уже можно смешивать свистящие и шипящие.

Скороговорки:

  • «Шла Саша по шоссе и сосала сушки».
  • «Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон!»

Пословицы:

  • «У всякой пташки свои замашки».
  • «Знай кошка свое лукошко».

Стихи:

«На лугу поспела кашка.
Кашку ест корова Машка
Машке нравится обед —
Ничего вкуснее нет.»

Домашнее логопедическое занятие с дошкольником

Звук [ш] — один из самых распространенных нарушаемых в речи дошкольников. Поставить его, выполняя необходимую артикуляционную и дыхательную гимнастику совсем несложно. После успешной постановки звука, важно следить за автоматизацией его в изолированном виде и связной речи.

СЛАЙД
1

 Самым
распространенным среди нарушений произношения звуков является отсутствие
или не верное произношение звуков ш и ж. Речь ребенка должна быть понятной для
окружающих, а если он неправильно произносит отдельные звуки речи, то могут
возникнуть трудности в общении. Чем раньше будут приняты необходимые меры для
улучшения произносительной стороны речи ребенка, тем полноценнее будет и его
общее развитие.

Задача
педагога-дефектолога – формирование правильного произношения звуков, работа над
исправлением неправильного произношения. Шипящие звуки сложны для постановки и
автоматизации и главное методично продолжать начатую работу.

СЛАЙД
2

Какие
бывают нарушения произношения шипящих звуков?

       Недостаток произношения всех
шипящих (ш, ж)

       Замещение звука другими
звуками (С, Т)

Варианты неправильного произношения звуков ш, ж.

       Межзубно-боковое – кончик языка попадает между
передними зубами, а один край отрывается от коренных зубов и поэтому весь язык
разворачивается набок.

       -Боковое -оба края языка (или один)
отрываются от коренных зубов, отчего образуется щель между краем языка и
коренными зубами. Воздух устремляется в образовавшуюся щель, кончик языка
упирается в небо, получается хлюпающий звук.

       Губно-зубное – губы вытягиваются вперед,
верхние резцы прижимаются к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется
воздух. Слышится звук близкий к Ф. (В при произношении звука Ж.)

       Щечное – язык пассивно лежит на дне
рта, воздух раздувает обе щеки.

       Смягченный звук [ш] — получается при нижней
артикуляции или если кончик языка приближен к передним зубам.

       Носовое (гнусавость) — мягкое небо опускается и
воздух попадает в носовую полость.

СЛАЙД
3

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПОСТАНОВКОЙ
И ИСПРАВЛЕНИЕМ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

1.     Первый этап подготовительный

Основные
задачи: 

  • развитие
    слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Прежде
    чем начать обучение произношению звука «с», нужно чтобы ребёнок услышал и
    понял, что он пропускает этот звук;
  • устранение
    недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных
    артикуляционных упражнений для развития подвижности органов
    периферического речевого аппарата.

2.     Второй этап основной

Основные
задачи: 

  • устранение
    неправильного звукопроизношения;
  • сформировать
    первоначальные умения правильного произнесения звука;
  • развитие
    у детей умения дифференцировать в произношении звуки, схожие

по
артикуляции или по звучанию;

  • формирование
    произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи
    детей. Работа по формированию правильного звукопроизношения строится на
    основе выработки новых артикуляционных навыков путём включения в работу
    сохранных анализаторов (зрительных и слуховых восприятий, тактильных и
    кинестетических ощущений).

Занятия
по исправлению дефектов произношения проводятся в определённой последовательности:

1)
 Постановка звука.

2)
 Автоматизация звука

3)
 Дифференциация звуков.

4)
Автоматизация звуков в разговорной речи.

При
постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными
способами. Первый способ основан на подражании. Второй способ состоит
в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо
приспособлений (зонды). Третий способ – смешанный.

Правильный
уклад органов артикуляции [Ш, Ж] (шипящие).

СЛАЙД
4
 
        

Звуки
ш и ж относятся к группе средненёбных.

При
произношении звука ш части артикуляционного аппарата занимают следующее
положение:

  • губы
    несколько выдвинуты вперёд;
  • кончик
    языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;
  • боковые
    края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по
    бокам струю выдыхаемого воздуха;
  • нёбная
    занавеска поднята;
  • голосовые
    связки разомкнуты.

При
произнесении звука ж положение частей артикуляционного аппарата то же, что
при ш, только голосовые связки сомкнуты и вибрируют: язык более высоко поднят
по направлению к твёрдому нёбу; выдыхаемая струя воздуха слабее.

Вибрацию
голосовых связок ребёнок может ощутить, приложив руку к гортани логопеда, а
затем к своей собственной. Сначала логопед должен сам произносить поочерёдно звуки
ш-ж, держа при этом руку ребёнка на своей гортани.

СЛАЙД
5

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш]

СПОСОБ
 1.  Постановка звука [ш] от звука [т].

  • Ребёнок
    должен длительно произнести звук [т], приставив широкий кончик языка к
    верхним резцам, вторым звуком будет слышаться свистящий звук.
  • Затем,
    широко улыбнувшись, ребёнок должен длительно произнести звук [т],
    прикасаясь широким языком к внешней поверхности альвеол. Следите, чтобы
    ребёнок не отрывал языка от альвеол. Вторым звуком будет слышаться шипящий
    звук, этим звуком также нужно «целиться» в ладонь.
  • При
    длительном произнесении звука [т] рот ребёнка окажется немного приоткрытым
    (особенно если он смотрит в зеркало). В то время пока ребёнок будет тянуть
    шипящий звук, скажите ему, чтобы он приоткрыл рот (расположил верхние
    резцы над нижними). Послышится почти полноценный звук [ш]. «Змеиное
    шипение» должно «ложится» на ладонь горячей широкой струёй.
  • Затем
    ребёнок сразу должен «шипеть» как змея. Во время длительного произнесения
     звука [ш] большим и средним пальцами руки нажмите на щёки
    ребёнка около углов рта так, чтобы губы выступали вперёд (рупором). От
    этого звука [ш] станет совсем точным.
  • В
    дальнейшем ребёнок должен сам округлить губы (можно перед зеркалом).

СПОСОБ
 2.  Постановка звука [ш] от правильного звука [с].

Постановка
звука  [с] при верхнем положении языка.

  • Ребёнок
    должен прислонить кончик языка к верхним резцам (показать ему, как это
    сделать) и вслед за вами произнести звук [с]. 
  • Если
    звук [с] не получается, нужно начать длительно произносить звук
    [с] при нижнем положении языка и в это время вести языком вверх по
    передним зубам, переходя с нижних на верхние и следя за тем, чтобы
    звучание звука не изменялось.

Окончательная
постановка звука [ш].

  • Ребёнок
    должен тянуть звук [с] (язык на верхних зубах). В это время нужно
    вести языком по нёбу (не отрывая языка) в направлении к альвеолам, пока
    язык не окажется с внешней стороны альвеол. Сначала будет слышаться
    нечёткий шипящий звук, когда язык достигнет альвеол, послышится
    полноценный звук [ш].
  • Во
    время длительного произнесения звука [ш] нажмите большим и средним
    пальцами руки на углы рта ребёнка и выдвиньте вперёд его губы.
  • В
    дальнейшем ребёнок должен округлить губы самостоятельно (глядя в зеркало).

СПОСОБ
 3.   Постановка звука [ш] от правильного звука [р].

  • Пусть
    ребёнок длительно произносит звук [р] (губы в открывающей верхние и
    нижние резцы улыбке).
  • Затем
    нужно произнести этот звук шёпотом, совсем тихо, так чтобы язык во рту
    прекратил вибрировать. При этом послышится звук [ш].
  • Скажите
    ребёнку, что так «шипит» змея.
  • Округлите
    ребёнку губы, нажав большим и указательным пальцами на углы его губ.
  • В
    дальнейшем пусть округляет губы самостоятельно (глядя в зеркало).

СПОСОБ
 4.   Постановка звука [ш] с механической помощью.

  • Пусть
    ребёнок длительно произносит звук [с] при верхнем положении
    языка (см. 2 способ). Губы должны быть в открывающей верхние и нижние
    резцы улыбке, между зубами должна виднеться небольшая щель.
  • Во
    время такого произнесения вы вводите в рот ребёнка шпатель и, надавливая
    им на кончик его языка, медленно продвигаете язык вглубь до тех пор, пока
    не послышится звук [ш].
  • В
    дальнейшем пусть округляет губы самостоятельно (глядя в зеркало).

СПОСОБ
 5.   Постановка звука [ш] по показу артикуляции.

  • Отработать
    артикуляционное упражнение «Чашечка». В результате он научится придавать
    ту форму, которая нужна для произнесения звука [ш].
  • Ребёнок
    должен открыть рот, сделать «чашечку» языком и прислонить «её край»
    (широкий  кончик языка) к верхним резцам (к самой их вершине или
    немного спереди – с наружной стороны).
  • В
    этом положении ребёнок должен «дуть на край чашечки» («чтобы остудить
    налитый в неё чай»). Выдох нужно ощущать на приставленный ко рту ладони.
    Будет слышаться неясный свистящий звук.
  • Потом
    «чашечку» нужно будет «занести» в рот («так чтобы не расплескать
    содержимое») и прислонить широкий кончик языка («край чашечки») спереди к
    альвеолам. «Край чашечки» при этом должен не отрываясь скользить сначала
    по внутренней стороне верхних резцов, потом по нёбу до альвеол.
  • Всё
    это время ребёнок должен продолжать «дуть на край чашечки». Нечёткий
    свистящий звук сначала заменится на звук [с], затем послышится звук [ш].
  • Когда
    научится «заносить чашечку» в рот и произносить звук [ш], так шипит змея.
  • В
    дальнейшем нужно сразу ставить «край чашечки» к альвеолам и «шипеть».
  • Во
    время длительного «шипения» округлите губы ребёнка, нажав пальцами на углы
    его рта. Послышится полноценный звук [ш].
  • В
    дальнейшем ребёнок должен округлять губы самостоятельно (глядя в зеркало).

СПОСОБ
 6.   Постановка звука [ш] на вдохе.

  • Ребёнок
    длительно произносит звук [т], прикасаясь кончиком языка к верхним резцам
    и ощущая на подставленной ко рту ладони выдыхаемый воздух. Верхние резцы
    находятся над нижними, между ними небольшой просвет.
  • Затем
    пусть выдохнет воздух и произнесёт этот же звук на коротком вдохе.
    Послышится звук трения о зубы «всасывающегося» внутрь воздуха. Важно,
    чтобы ребёнок не «хватал» воздух «горлом» (тогда никакого звука не
    получится), а втягивал его «как через соломинку) в щёлку между верхними
    резцами и кончиком языка.
  • После
    этого, произнося на вдохе звук [т], нужно «всасывать» в глубь рта вместе с
    воздухом и язык, пока он не окажется прислонённым к передней поверхности
    альвеол. Предварительно можно ощупать это место пальцем.
  • Укажите
    ребёнку на то, что, когда его язык попадает на альвеолы, слышится как бы
    «шорох», от того что воздух в этом месте трётся об альвеолы, чувствуется
    холодок.
  • Пусть
    ребёнок сразу ставит язык на альвеолы и на вдохе воспроизводит этот звук
    «шороха».
  • Затем
    ребёнок должен «всосать» немного воздуха, так чтобы послышался «шорох» и
    на альвеолах почувствовалось движение воздуха, а потом  этот же
    воздух с тем же «шорохом» «выдуть» обратно (так чтобы воздух при этом
    «просочился» между языком и альвеолами).
  • Укажите
    ребёнку на то, что на выдохе «шорох» получается более звучным.
  • После
    этого нужно произносить звук «шороха» попеременно на коротком вдохе и
    выдохе, между альвеолами и языком должно ощущаться движение воздушной
    струи (как она «ходит» туда-сюда).
  • Во
    время произнесения на выдохе звука [ш] выдвиньте вперёд губы ребёнка,
    нажав пальцами на углы его рта. Послышится полноценный звук [ш].

Постановка
звука [ш] при аномалиях строения речевых органов.

  • Если
    у ребёнка есть признаки дизартрии, выполняйте с ним упражнения
    артикуляционной гимнастики, предназначенные для постановки этого звука до
    тех пор, пока у него не сформируются необходимые двигательные навыки.
  • ставить
    звук [ш]  лучше всего пятым способом. Если ребёнок уже выговаривает
    звук [с], можно воспользоваться четвёртым способом.
  • При
    нижнем выдвинутом прикусе звук [ш]  лучше ставить первым,
    вторым, третьим и шестым способом. Для улучшения произношения звука кончик
    языка нужно прислонять ближе к верхним резцам (у их основания), чем
    обычно.
  • Таким
    же образом нужно работать при высоком нёбе.
  • Если
    у ребёнка нет верхних коренных зубов и они долго не вырастают, можно
    поставить временное произношение звука [ш]. При этом кончик языка будет
    прикасаться к задней поверхности альвеол (иногда звук может получиться и
    тогда, когда кончик языка прислоняется к верхушке альвеол). Звук [ш] будет
    излишне жёстким.

После
автоматизации звука [ш] в словах можно ставить звук [ж]. Вначале ребёнку
дают возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука [ж].
Взрослый прикладывает тыльной стороной его руку к своей шее спереди. Далее
взрослый вместе с ребёнком произносит звук [ш] и добавляет голос. Одной
ребёнок ощущает вибрацию голосовых связок у взрослого, другой – у себя.
Изолированный звук [ж] закрепляют в слогах.

СЛАЙД 6-8

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ
ВОЗДУШНОЙ СТРУИ

«Ветерок»

 Дуть
сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью
поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или
просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота»

Вытянуть
губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед
ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на
нижнюю губу, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть ватку на
противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
Следить, чтобы ребенок не надувал щеки и произносил звук [Ф], а не [X].

«Поющий
пузырек»

 Упражнение
проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком,
прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен
образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), его (ее)
следует поднести отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент
дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя,
то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум,
который указывает на правильный уклад языка.


«Фокус» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка
на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине
образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом
должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Если
ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступать к
непосредственной постановке звука.

СЛАЙД 9-13

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Базисные
артикуляционные упражнения для успешной постановки шипящих звуков:

1.
«Накажем непослушный язычок» –
язык на нижней губе и, пошлёпывая его губами, произносить:
«Па-па-па».

2.
«Лопата»

приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу так, чтобы он касался
углов рта. Удерживать в таком положении под счет до 10. Язык неподвижен,
спокоен.

3.
«Прятки»

широко открыть рот и закрыть широким кончиком языка верхнюю губу.

4.
«Длинный язычок»
– широко открыть рот и кончиком языка постараться достать кончик носа.

5.
«Качели» –
приоткрыть
рот, широко улыбнуться. Под счёт «раз – два» кончик языка касается сначала
верхней, а потом нижней губы.

6.
«Вкусное варенье»
– рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь
рта.

7.
«Чашечка»

широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка
«чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы.

Проделывая
эти упражнения, ребёнок научится управлять своими артикуляционными органами,
основательно подготовит мышцы языка к произнесению шипящих звуков. Для этих
звуков очень важна подвижность артикуляционного аппарата. Поэтому всеми
способами старайтесь расшевелить губы, язык, нижнюю челюсть!

СЛАЙД 14-35

АВТОМАТИЗАЦИЯ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)
ЗВУКА [Ш]

1.
Сначала в прямых слогах:
ША – ШИ – ШЕ- ШО – ШУ

Словах: ША- шапка, шайба, шахта,
шаг, шахматы, ваша, наша.

ШИ-
шина, машина, мыши, уши, малыши, дыши, пиши.

ШО-
шов, пушок, мешок, мышонок, большой, петушок.

ШУ-
шут, шум, шуба, мишутка, ношу, пишу, шутить.

ШЕ —
шея, шест, шесть, мишень, ошейник, шерсть.

Швея,
шкаф, школа, шлем, шляпа, шпалы, штука, штык.

Закрепить
в чистоговорках:

ША –
ША- ША — наша каша хороша

ШИ -ШИ
– ШИ —мыши бегут в камыши

ШУ –
ШУ – ШУ —шубу я ношу

В скороговорках:

У
малышки на лбу шишка.

Луша у
душа мыла шею и уши.

В
потешках:

Наша
Мана маленька,

На ней
шубка аленька,

Опушка
бобровая

Маша
чернобровая.

2.
Затем в обратных слогах
:

АШ –
ИШ -ЫШ – ОШ — УШ

В
словах:
АШ –
башня, чашка, букашка, карандаш.

ИШ –
вишня, молчишь, шумишь, гудишь.

ЫШ
-вышка, мышка, пышка, камыш.

ОШ
-кошка, мошка, окошко, ладошка.

УШ
-душ, ушки, мушка, пушка, подушка.

В
чистоговорках:

АШ –
АШ -АШ -шалаш

ОШ –
ОШ – ОШ – грош

ЫШ –
ЫШ – ЫШ — малыш

В
потешках:

Мышка
полем шла,

Мышка
грош нашла,

Мышка
шило купила,

Мышка
валенки подшила.

В
скороговорках:

Тимошка
Тимошке

Крошит
в окрошку крошки.

Пыхтит,
как пышка, пухлый Мишка.

Сочинять
чистоговорки можно совместно с ребёнком. Поработав с ними, берите
словосочетания, затем – предложения, и, наконец, тексты. Тексты
простеньких стишков со звуком [ш], [ж] можно найти в любых детских книжках.

Еще
раз повторю, что
исправление
дефектов произношения
звука [Ж] при усвоенной артикуляции [Ш] не вызывает затруднений.

Важно:
Следует соблюдать дозировку дыхательных упражнений, а также упражнений,
связанных с постановкой и автоматизацией звука [Ш], так как они являются
достаточно утомительными для ребенка и могут вызвать головокружение вследствие
гипервентиляции.

Добавить комментарий