Что делать, если учитель допустил ошибку?
06.02.2023
Учитель может ошибиться и в объяснении материала, и в проверке работ. Как правильно реагировать в этой ситуации? Что посоветовать ребенку, который заметил ошибку учителя?
Заметив ошибку учителя, и ребенок и родитель часто не знают, как правильно поступить. Многие боятся, что учитель разозлится или обидится, и это будет иметь негативные последствия для ребенка. Некоторые родители опасаются, что авторитет учителя пострадает и ребенок не будет его уважать. Ребенку и родителю не хочется портить отношения с учителем, но и замалчивать тему учительских ошибок не стоит. Ведь главное в школе, чтобы ребенок получил образование. Как же правильно себя вести, если ребенок или родитель заметили ошибку учителя?
Учитель ошибся, когда объяснял материал. Как исправить?
Иногда мы сталкиваемся с тем, что со слов ребенка или из материала в тетради возникает подозрение, что учитель ошибся в объяснении материала. Родители испытывают возмущение и понимают, что ошибка учителя влияет на знания ребенка. Как исправить ситуацию?
Если вы узнаете об ошибке со слов ребенка, не стоит делать однозначных выводов.
- Ребенок мог неправильно услышать или понять учителя.
- Ребенок может обманывать, чтобы поддержать одноклассников против нелюбимого учителя.
В этой ситуации главное, чтобы ребенок запомнил и усвоил нужную информацию. Не стоит брать в фокус сам факт ошибки. Подчеркните, что сложно понять: действительно ли имела место ошибка или ребенок недопонял учителя. Обратитесь к надежному источнику и дайте ребенку достоверную информацию.
Если же вы встретили ошибку в материале, который учитель дал детям, например, неправильное решение задачи, перепроверьте, прежде чем возмущаться. Если вы уверены в ошибке, поясните ребенку, что ошибиться может каждый, покажите правильное решение, но не требуйте, чтобы он обсудил эту тему с учителем сам. У ребенка возникнет вопрос: как обсуждать эту тему с одноклассниками. Скажите, что вы сами поговорите с учителем.
Напишите учителю вежливое сообщение о том, что вы обнаружили ошибку. Подчеркните, что в этом нет ничего страшного, а вы будете рады, если учитель вновь пояснит задачу или вопрос всему классу. Учитель оценит вашу деликатность, а вашему ребенку не придется брать на себя чрезмерную ответственность.
Учитель ошибся, когда проверял работу. Как правильно сказать об этом?
Проверяя самостоятельные работы учеников, ошибиться может каждый. Иногда у детей непонятный почерк, иногда сказывается усталость учителя. Если ваш ребенок принес вам оцененную работу, а вы обнаружили ошибку в проверке, обсудите ситуацию с ребенком.
Часто дети не готовы указать учителю на ошибку, если эта ошибка “в пользу ребенка”. То есть учитель не заметил ошибки, поставил более высокую оценку. Не обязательно требовать, чтобы ребенок в этом признался и добровольно пошел на снижение оценки. Но объяснить правильный вариант – необходимо.
Если же учитель несправедливо снизил оценку, обсудите с ребенком, как ему более комфортно в такой ситуации. Чтобы он сам подошел к учителю или чтобы это сделали вы. Замалчивать ситуацию не стоит, когда из-за ошибки учителя у ребенка может быть снижена итоговая оценка. Конечно, признать ошибку учителю нелегко, но право ребенка на справедливую оценку важнее.
Общаясь с учителем по поводу ошибки в оценивании, стоит быть компетентным в предмете и начать разговор с вопроса, а не обвинения. Попросите учителя пояснить, почему он счел ответ ребенка неверным, выслушать его объяснения и принять готовность исправить несправедливо сниженную оценку.
Как реагировать, когда учитель часто ошибается?
Единичная, разовая ошибка учителя – это проблема, но не такая серьезная, как систематические ошибки учителя. К огромному сожалению, иногда встречаются учителя, которые плохо знают предмет и ошибаются часто. Эта ситуация влияет на весь класс, поэтому замалчивать ее не стоит.
В разговоре с учителем вы не сможете исправить ситуацию, поскольку некомпетентный учитель в один миг не сможет стать компетентным. Решать такие вопросы – это уже уровень администрации, но говорить с директором необходимо, имея на руках доказательства и понятные требования.
Вначале обсудите ситуацию с другими родителями и классным руководителем. Покажите, что учитель совершает ошибки часто и это влияет на знания всех детей в классе. Узнайте, что думают другие родители, хотели бы они смены учителя. Сделать это имеет смысл, поскольку директор пойдет вам навстречу только в случае коллективной жалобы. А также потому что, если всех родителей ситуация устраивает, вы можете испортить отношения с коллективов, потребовав заменить учителя.
Если родители с вами согласны, напишите коллективное заявление на имя директора с просьбой заменить учителя и объясните причины. Приложите в качестве доказательств реальные факты систематических ошибок учителя.
Что делать если молодой учитель ошибается?
Молодые учителя часто могут ошибаться из-за волнения и неопытности. Умение объяснить материал детям не всегда одно и то же, что уметь решать задачи самостоятельно. В такой ситуации родителям не стоит “жалеть” учителя. Как бы он ни был молод, он на работе и к нему следует относиться как к профессионалу, а не как к стажеру. С другой стороны, иногда плюсы молодого учителя, его мотивация могут быть очень важны для класса. В этой ситуации важно понять, готов ли учитель принять ваш совет и помощь или же он будет доказывать, что проблем нет.
Узнайте у ребенка, как учитель реагирует на критику в классе. Если учитель доброжелателен в целом, вам будет проще с ним обговорить ситуацию.
Рассчитайте свои силы. Готовы ли вы оказывать помощь учителю на систематической основе. Возможно, у вас есть такой ресурс и готовность помогать. В этом случае, вы можете предложить учителю поддержку и помощь.
Пообщайтесь с учителем лично из позиции старшего, который заинтересован в образовании своего ребенка и хочет помочь. Подчеркивайте то хорошее, что вы слышали об учителе от детей. Спросите, какую помощь вы могли бы оказать учителю. Возможно, ему необходима психологическая поддержка или беседа с детьми для улучшения дисциплины в классе.
В целом, ошибки учителя неизбежны, как любой человеческий фактор. Ваша главная задача – показать ребенку, что вам важны его знания, но подобные проблемы стоит решать бережно и конструктивно. Если же ситуация выглядит неразрешимой со стороны учителя, то вы имеете право добиваться качественного образования для своего ребенка.
Листайте также
Рассеянное внимание у ребенка в школе. Как развить внимательность?
Как повернуть ошибку в ответе ученика в пользу отвечающего?
Антипова А.А.
ГБПОУ ВО “Губернский педагогический колледж”
Учитель начальных классов
Введение
Работа с ошибками и их исправление одна из важнейших частей работы учителя, то, как учитель реагирует на них может очень сильно повлиять не только на успеваемость ребёнка, но и на отношения между преподавателем и учеником.
Дети бываю чувствительны к ошибкам, особенно, если это происходит перед всем классом, во время устного ответа или выступления.
Многие учащиеся могут начать бояться отвечать на уроках, замкнуться в себе и перестать вести активную деятельность на уроке. Учителю важно помнить, что его главная задача не просто исправить ответ, а сделать это так чтобы у ребёнка не пропало желание. Так же не стоит забывать, что боязнь ошибок у учащихся может развить не только учитель, но и родители.
Здесь уже стоит обратить внимание на «климат» в семье.
Исправление ошибок
Исправляя ошибки, не забудьте похвалить ученика. Не стоит сразу же приступать к критике, даже если ошибок было очень много.
Например, скажите, что он хорошо сформулировал основную мысль, привел хорошие примеры т.д. И уже после этого указать на ошибки.
Для того чтобы повернуть ошибку в пользу ученика, следует сначала направить его ответ в более подходящее русло тем самым показав, что ход его мысли может быть неверным. Также не следует «гнуть» свою линию, а приводить чёткие факты, которые помогут сориентироваться учащемуся.
На первый взгляд, исправить ошибку, которую ученик допускает на уроке, элементарно. Однако замечание должно быть сделано с умом – в уместный момент и в надлежащей форме. Для разных типов работы на уроке существуют разные подходы к исправлению ошибок. Отличаются также способы, которые подходят для уроков с детьми и взрослыми. От отношения учителя к ошибкам зависит и отношение к ним ученика, и даже качество усвоения материала.
Нельзя внушать страх совершать ошибки, при этом необходимо своевременно отмечать их и исправлять. Один из хороших приемов заключается в том, чтобы, параллельно, с обнаружением неточности, отдать должное какой-либо хорошо выполненной стороне задания. Это помогает сформировать и укрепить доверие между учителем и учеником, способствует повышению мотивированности учащегося и улучшению качества обучения.
Когда учащийся тренирует навыки разговорной речи, не следует перебивать его, за исключением проведения занятий в форме диалога. Нужно попросить ученика повторить сказанное уже правильно. Такой подход позволит избежать формирования «барьера» на устную речь, когда ученик опасается начать говорить из-за страха совершить ошибку.
Цель правильного исправления ошибок учеников – способствовать повышению уровня знаний ученика и формированию обстановки доверия между преподавателем и его аудиторией. Знание и применение современных креативных методик исправления ошибок, включая невербальные, значительно упрощает эту задачу.
Ошибка — это не проблема, от которой нужно поскорее избавиться. Это ресурс, который при правильном подходе помогает совершенствоваться. И его нужно использовать на полную мощность
Как повернуть ошибку в пользу ученика?
Повернуть ошибку в пользу ученика возможно лишь при тактичном подходе, когда учитель направляет ребенка в правильное русло и помогает ему развивать мысль дальше.
Первое, это внушить детям, что ничего страшного в ошибке нет.
Ошибка – это способ научиться чему-то новому, именно это должны помнить ученики на уроке
Второе проанализируйте вместе с учеником эту ошибку
Это поспособствует более глубокому изучению материала и его анализа.
Упорство со стороны учащихся также может сыграть на руку, когда у кого-то, что-то не получается это может подстегнуть человека «докопаться до истины»
Третье исправьте её и повторите правильный вариант, это также поспособствует лишнему повторению материала
Хотелось бы добавить…
Ошибка – это «возможность», попробуйте через ошибку вовлечь ребёнка в образовательный процесс, чтобы он сам захотел разобраться в теме.
Список литературы:
- https://engl4you.ru/kak-pravilno-ispravliat-oshibki-ychenikov-sovety-i-rekomendacii-pedagogam/
- https://gb.ru/posts/oshibatsya-eto-normalno
На первый взгляд, исправить ошибку, которую учащийся допускает на уроке, элементарно. Однако замечание ученику должно быть сделано с умом – в уместный момент и в надлежащей форме. Для разных типов работы на уроке существуют разные подходы к исправлению ошибок. Отличаются также способы, которые подходят для уроков с детьми и взрослыми. От отношения учителя к ошибкам зависит и отношение к ним ученика, и даже качество усвоения материала.
Во время занятий, особенно иностранным языком, важно чутко относиться к ошибкам, которые совершает ученик. Нельзя внушать страх совершать ошибки, при этом необходимо своевременно отмечать их и исправлять. Один из хороших приемов заключается в том, чтобы, параллельно, с обнаружением неточности, отдать должное какой-либо хорошо выполненной стороне задания. Это помогает сформировать и укрепить доверие между учителем и учеником, способствует повышению мотивированности учащегося и улучшению качества обучения.
Как исправлять устные ошибки учеников?
Когда учащийся тренирует навыки разговорной речи, не следует перебивать его, за исключением проведения занятий в форме диалога. Неточности произношения можно скорректировать после завершения высказывания, грамматические ошибки лучше объяснить и исправить после первой же неправильно построенной фразы. Нужно попросить ученика повторить сказанное уже правильно. Такой подход позволит избежать формирования «барьера» на устную речь, когда ученик опасается начать говорить из-за страха совершить ошибку.
Как исправлять письменные ошибки учеников?
Не всегда оптимальный подход к исправлению письменных работ – это зачеркивание неправильного варианта и указание правильного. Он чреват тем, что ученик получит «готовый» верный ответ и не уделит ему достаточно внимания.
Если дело не касается достаточно сложных грамматических конструкций, а речь идет в основном об использовании неверных слов или орфографических ошибках, полезнее использовать специальные пометки, обозначающие тип ошибки. Например, аббревиатуру WW (wrong word) можно использовать для отметки ошибок, связанных с неправильным употреблением слова в контексте.
Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке
Во время работы над ошибками на уроке присутствуют следующие основные формы ее организации:
- коррекция знаний и навыков;
- консультация;
- диагностика результатов;
- выставление оценок.
Эти этапы применяют в своей работе школьные учителя английского и преподаватели в высших учебных заведениях. Пропуск одного из них может привести к неусвоению, либо еще хуже – к неправильному усвоению изучаемого материала.
Невербальные способы исправить ошибки учеников
Невербальные способы исправления ошибок учеников применяются во время устных заданий. Их преимущество в том, что учитель не перебивает ученика, и тот может, заметив невербальный сигнал, быстро исправить свою ошибку. Наиболее часто используются следующие способы:
- подчеркнутые мимические реакции, например, поднятие бровей или округление глаз;
- жесты, об определенном наборе которых можно договориться заранее;
- карточки, обозначающие ошибку в принципе или конкретный ее тип (например, карточка одного цвета может обозначать ошибку произношения, другого – грамматическую ошибку);
- визуальные напоминания, например, указания при ошибке в окончаниях третьего лица единственного числа на большую букву S, написанную на доске.
Каждый учитель, тестируя разные невербальные знаки на разных группах учеников, выделяет для себя самые действенные из них.
Напоследок…
Цель правильного исправления ошибок учеников – способствовать повышению уровня знаний ученика и формированию обстановки доверия между преподавателем и его аудиторией. Знание и применение современных креативных методик исправления ошибок, включая невербальные, значительно упрощает эту задачу.
Как исправлять
ошибки?
Порядок проверки письменных работ обучающихся
1.Проверка тетрадей является
одним из возможных способов контроля знаний обучающихся.
2. В начальной школе надлежит
проверять ежедневно каждую работу обучающихся.
3. В качестве отметки может
быть использован только один из следующих символов: «2», «3», «4», «5».
Допускается выставление нескольких отметок за каждый вид деятельности (в том
числе и через дробь).
4. В проверяемых работах
слабоуспевающих обучающихся по русскому языку и математике в 1-4 классах
учитель исправляет все допущенные ошибки, руководствуясь следующим правилом:
а) зачеркивая орфографическую
ошибку, цифру, математический знак, подписывает вверху букву или нужную цифру,
знак;
б) пунктуационный ненужный
знак зачёркивается, необходимый пишется красной пастой;
5.5. Проверенные контрольные
работы (диктанты, изложения, сочинения) должны быть возвращены учителем к следующему
уроку по данному предмету.
5.6. Учитель имеет право,
помимо выставления или не выставления оценки, делать в тетрадях записи,
касающиеся только непосредственно проверяемой работы.
5.7. Запрещается делать в
тетради записи, касающиеся поведения обучающихся.
5.8. При оценке письменных
(текущих и контрольных) работ обучающихся учитель в обязательном порядке
руководствуется нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.
5.9. Все контрольные работы
оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал. Оценки за
самостоятельные работы, если они не запланированы на весь урок, могут
выставляться выборочно на усмотрение учителя.
5.10. Классные и домашние
письменные работы оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за
наиболее значимые работы по усмотрению учителя.
Работа над каллиграфией
7.1. Не следует систематически
использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания всех
обучающихся.
7.2. Работа над
каллиграфическим письмом должна строиться с учётом системы дифференцированных
подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково
безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов.
7.3. Работу над
каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырёх лет
обучения в начальной школе.
Система работы по формированию
навыка правильного соединения букв должна проводиться обязательно,
дифференцированно и на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе.
7.4. Учителю следует
прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют
корректировки.
7.5. В ходе проверки учителем
прописанных обучающимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные
буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их
написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать
образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке).
7.6. Учителю необходимо
исправлять неправильные написания в классных и домашних работах.
7.7. Неправильные написания
необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике.
Оформление грамматических разборов согласно
требованиям УМК.
Фонетический
(УМК « Школа России»):
Липа – 2 слога
л [ л ’] – согл.,
непар., зв., мягк.,
и [ и ] – глас.,
уд.,
п [ п ] – согл.,
пар., глух., тв.,
а [ а ] – глас.,
безуд.,
4 б., 4 зв.
Синтаксический
(УМК « Школа России»):
п.
прил. сущ.
гл. сущ.
На лесной полянке появились
подснежники . (Повест., невоскл., распр.)
– По цели высказывания.
– По интонации.
– По наличию основ
(подчеркнуть основу, определить, простое или сложное, устно).
– По наличию
второстепенных членов (распростр. или нераспр., если предложение простое).
Морфологический(УМК
« Школа России»):
Существительное
На полянке³ (на
чём? где?) – сущ.
1. Н.ф. – что?
полянка.
2. Ж. р., 1 скл.
3. В П.п., ед. ч.
4. Вт. член.
Прилагательное
Тонким³ (каким?) –
прил.
1.Н.ф. – какой?
тонкий
2. В ед. ч., м.
р., Т. п.
3. Вт. член.
Глагол
Дует³ (что
делает?) – глаг.
1. Н. ф. – что
делать? дуть.
2. 1 спр.,
3. В наст. вр., 3
л., ед. ч.
4. Сказ.
Как исправлять ошибки учеников? Как не перебивать для исправления? Как сигнализировать студентам об ошибках? Ответов на эти вопросы множество. Мы уже рассказывали об исправлении ошибок в нашем вебинаре — сегодня разберем 5 способов исправить ошибки учеников молча, соблюдая ТТТ, т.е. без слов ?
Мимика
Когда ошибок в речи ученика не очень много, и особенно когда ошибка заключается в том, что ученик настолько завернул предложение, что вы искренне не понимаете о чем оно, можно изобразить это на лице. Просигнализируйте ученику ошибку, используя мимику. Например, можно округлить глаза, открыть рот в удивлении или просто вздернуть бровь. Это покажет ученику, что вы его не поняли и он перефразирует свое предложение, стараясь тщательно подбирать слова, и избежать ошибки. Такой способ отлично работает с учениками, с которыми занимаетесь давно, поскольку они привыкают к вашей мимике, и вздернутая бровь для них будет индикатором проблемы. Также — это отличный способ позволить ученикам исправиться самим, прежде чем получить помощь от вас. Чем более выразительной будет ваша реакция на ошибку, тем лучше будет работать данный прием. Не бойтесь переиграть, здесь это уместно 😉
Жесты
Еще один тактичный невербальный способ сигнализировать об ошибке и помочь ученику исправиться — использовать жесты. У каждого преподавателя есть свой набор жестов, с которым знакомятся учащиеся и привыкают. Используйте жесты для сигнализации ошибки, а также для обозначения в чем она. Например, взмах рукой назад за плечо будет означать, что нужно сказать в прошедшем времени, тогда как рукой вперед — будущее время; показать на себя будет означать, что нужно использовать личное местоимение; неправильный порядок слов в предложении можно показать руками, поменяв их местами и т.д. Такого рода жестов очень много. Если еще не придумали свои, обязательно посмотрите варианты в книге Classroom Management Techniques by Jim Scrivener pp.56-70.
Красная карточка
Интересный способ сигнализировать об ошибке, показывая ученику красную карточку, как в футболе. Данный способ отлично подходит для исправления ошибок во время контролируемой практики, когда ошибку нужно исправить моментально, а перебить ученика иногда просто не успеваешь. Как только слышите ошибку в речи ученика в target language урока, покажите красную карточку — это поможет ученику пересмотреть свой ответ и исправиться. Этот же способ можно использовать и для предложения улучшения речи, например, когда ученик говорит предложение кальку с родного языка, звучит вроде грамматически верно, но так не говорят. Показать желтую карточку, которая будет обозначать “Улучши предложение”. К таким способам ученики также привыкают и учатся исправлять сами себя.
Тематические карточки и постеры
В вашем классе наверняка есть место на стенах для различных тематических постеров с разными правилами английского языка. Почему бы не дополнить их небольшими постерами с самыми типичными ошибками? Распечатайте самые распространенные из них, например, окончание -S в настоящем времени, артикли, исключения во множественном числе, неправильные глаголы и т.д. Расположите эти карточки и постеры на определенных местах в классе и показывайте рукой на нужный, когда ученик допускает ошибку. Учащиеся запомнят, где какой постер и с чем он связан, поэтому при показывании в следующий раз, они даже не смотрят уже на сам постер, а по направлению помнят, где что-то пошло не так, и поправляют себя.
Если у вас нет возможности расклеить это все в классе или если работаете онлайн, просто сделайте себе набор тематических карточек на самые типичные ошибки и показывайте их ученикам в камеру или просто поднимайте нужную карточку, и ученик исправится. Например, для окончания -S в настоящем времени у меня есть карточка, которую я нарисовала очень давно и заламинировала и использую до сих пор — S с эмблемой супермена. Я делала это для детей, но даже на взрослых она отлично работает. Исходник брала отсюда. Каждый раз, когда происходит упущение окончания, я показываю эту карточку, и ученик себя исправляет. Этой идеей также делится Герберт Пухта в данном видео (откуда я ее и позаимствовала много лет назад).
Пальцевая техника
Интересная и необычная техника с использованием пальцев рук. Каждый палец представляет определенное слово в предложении. Например, She were nice. Большой палец — she, указательный — were, средний — nice. Ошибка в слове ‘were’ — показываем на указательный палец. Если в предложении использовано лишнее слово, загибаем палец. Если хотим, чтобы ученик использовал contraction, соединяем два пальца и т.д. Демонстрацию данного метода можно увидеть в видео ниже. С помощью этой техники можно исправлять порядок слов в предложении, ударение в словах, лишние и неверные слова, сокращения и т.д. Главное — загибать пальцы осторожно, чтобы не оставить неподобающую комбинацию 🙂
Каждая из этих техник требует тренировок со стороны преподавателя и привыкания со стороны учеников. Однако, как только все привыкнут к такому методу, работает он отлично. Попробуйте и вы разные техники на своих уроках и расскажите, как прошло!
Ждем ваших вопросов и историй с уроков в комментариях!
Как повернуть ошибку в ответе ученика в пользу отвечающего?
Антипова А.А.
ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»
Учитель начальных классов
Введение
Работа с ошибками и их исправление одна из важнейших частей работы учителя, то, как учитель реагирует на них может очень сильно повлиять не только на успеваемость ребёнка, но и на отношения между преподавателем и учеником.
Дети бываю чувствительны к ошибкам, особенно, если это происходит перед всем классом, во время устного ответа или выступления.
Многие учащиеся могут начать бояться отвечать на уроках, замкнуться в себе и перестать вести активную деятельность на уроке. Учителю важно помнить, что его главная задача не просто исправить ответ, а сделать это так чтобы у ребёнка не пропало желание. Так же не стоит забывать, что боязнь ошибок у учащихся может развить не только учитель, но и родители.
Здесь уже стоит обратить внимание на «климат» в семье.
Исправление ошибок
Исправляя ошибки, не забудьте похвалить ученика. Не стоит сразу же приступать к критике, даже если ошибок было очень много.
Например, скажите, что он хорошо сформулировал основную мысль, привел хорошие примеры т.д. И уже после этого указать на ошибки.
Для того чтобы повернуть ошибку в пользу ученика, следует сначала направить его ответ в более подходящее русло тем самым показав, что ход его мысли может быть неверным. Также не следует «гнуть» свою линию, а приводить чёткие факты, которые помогут сориентироваться учащемуся.
На первый взгляд, исправить ошибку, которую ученик допускает на уроке, элементарно. Однако замечание должно быть сделано с умом – в уместный момент и в надлежащей форме. Для разных типов работы на уроке существуют разные подходы к исправлению ошибок. Отличаются также способы, которые подходят для уроков с детьми и взрослыми. От отношения учителя к ошибкам зависит и отношение к ним ученика, и даже качество усвоения материала.
Нельзя внушать страх совершать ошибки, при этом необходимо своевременно отмечать их и исправлять. Один из хороших приемов заключается в том, чтобы, параллельно, с обнаружением неточности, отдать должное какой-либо хорошо выполненной стороне задания. Это помогает сформировать и укрепить доверие между учителем и учеником, способствует повышению мотивированности учащегося и улучшению качества обучения.
Когда учащийся тренирует навыки разговорной речи, не следует перебивать его, за исключением проведения занятий в форме диалога. Нужно попросить ученика повторить сказанное уже правильно. Такой подход позволит избежать формирования «барьера» на устную речь, когда ученик опасается начать говорить из-за страха совершить ошибку.
Цель правильного исправления ошибок учеников – способствовать повышению уровня знаний ученика и формированию обстановки доверия между преподавателем и его аудиторией. Знание и применение современных креативных методик исправления ошибок, включая невербальные, значительно упрощает эту задачу.
Ошибка — это не проблема, от которой нужно поскорее избавиться. Это ресурс, который при правильном подходе помогает совершенствоваться. И его нужно использовать на полную мощность
Как повернуть ошибку в пользу ученика?
Повернуть ошибку в пользу ученика возможно лишь при тактичном подходе, когда учитель направляет ребенка в правильное русло и помогает ему развивать мысль дальше.
Первое, это внушить детям, что ничего страшного в ошибке нет.
Ошибка – это способ научиться чему-то новому, именно это должны помнить ученики на уроке
Второе проанализируйте вместе с учеником эту ошибку
Это поспособствует более глубокому изучению материала и его анализа.
Упорство со стороны учащихся также может сыграть на руку, когда у кого-то, что-то не получается это может подстегнуть человека «докопаться до истины»
Третье исправьте её и повторите правильный вариант, это также поспособствует лишнему повторению материала
Хотелось бы добавить…
Ошибка – это «возможность», попробуйте через ошибку вовлечь ребёнка в образовательный процесс, чтобы он сам захотел разобраться в теме.
Список литературы:
- https://engl4you.ru/kak-pravilno-ispravliat-oshibki-ychenikov-sovety-i-rekomendacii-pedagogam/
- https://gb.ru/posts/oshibatsya-eto-normalno
Обратная связь от учителя к ученику — необходимый инструмент образовательного процесса. Но слишком резкие замечания могут и вовсе отбить у ученика последнюю надежду на успешное обучение. О каких принципах здорового обсуждения ошибок учеников нужно знать каждому преподавателю?
Зачем нужна обратная связь?
Учителю — для оценки успешности образовательного процесса, корректировки программы обучения, возможной смены методов преподавания.
Ученику — для получения результатов своей учебной деятельности, обнаружения слабых и сильных мест, изменения подхода к обучению.
Обратная связь от учителя к ученику: 5 принципов
1) Определите принципы выставления оценок
Чтобы оценивание было справедливым, ученикам нужно в самом начале объяснить, из чего будет складываться их оценка, а также что нужно сделать для получения максимального и минимального балла. Если ученики изначально будут понимать правила игры, то потом им будет легче работать над своими ошибками и воспринимать критику.
Важно: не забывайте сами следовать этим принципам и не меняйте систему оценивания уже в процессе обучения или проверки работ.
2) Будьте конкретными
«Плохо», «ты молодец», «мне понравилась твоя работа» — всё это комментарии, не имеющие никакой пользы для учеников. По ним сложно сделать какие-либо выводы и определить действия по исправлению ошибок. Поэтому всегда говорите о конкретных ошибках в конкретной работе и о том, как именно их можно исправить в следующий раз.
3) Задавайте ученику вопросы
Во время обсуждения ошибок ученик не должен молчать. Важно не просто высказаться об ошибках ученика, но удостовериться, что он осознал их. Для этого необходимо выстроить диалог с учеником. Возможно, сначала даже стоит попросить его самостоятельно оценить работу и подумать над возможными ошибками.
Важно: не запрещайте ученикам защищать свою позицию, если вдруг они не согласны с мнением учителя! Это поможет и выстраиванию доверительного диалога и вовлечённости ученика.
4) Принимайте во внимание личность ученика
Из-за особенностей характера одна и та же фраза может по-разному может влиять на разных учеников. Поэтому подумайте, кого больше замотивирует критика, а кого — похвала.
Также, давая ученику обратную связь, ориентируйтесь исключительно на его результаты и прогресс. Сравнивайте ученика только с ним же в прошлом, а не с классом.
5) Не забывайте хвалить
Обратная связь — это не только про ошибки. Моменты успеха тоже нужно фиксировать, притом не только ради выстраивания диалога с учеником, но и для лучшего запоминания удачных алгоритмов работы.
Способы изучения иностранным языкам всегда
были предметом дискуссий методистов. За
последние десять лет в преподавании иностранных
языков, и в первую очередь английского языка,
произошло значительное обновление методических
подходов и учебных материалов. Если на
протяжении многих лет нам достаточно было
“читать и переводить” со словарем, то
сегодняшнее время требует совсем других навыков.
В первую очередь, умение общаться с иностранцами.
Практика говорит о том, что выпускники
российских школ гораздо лучше знают английский
язык, чем большинство учеников Западной Европы,
прекрасно справляются со сложными
грамматическими тестами, и имеют хорошее
произношение, которое выгодно отмечает их от
произношения европейцев. Но, несмотря на это
большинство из них избегают контакта с
носителями иностранных языков даже тогда, когда
те являются инициаторами общения. Европейцы
легко общаются, не комплексуя по поводу своего
произношения, используя в речи не более 3-4
видовременных форм и не особо беспокоясь о
наличии в своей речи ошибок.
Считается, что ошибки это неотъемлемая часть
процесса обучения, а их исправление- часть
процесса обучения. Когда преподаватель говорит:
“В этом упражнении полно ошибок” или “Пишут они
хорошо, но вот разговорная речь изобилует
ошибками”, мы без труда понимаем, что он имеет в
виду. Но если мы рассмотрим эту проблему, то
придем к выводу, что общее значение слова
“ошибка” намного шире и отображает различные
явления в использовании языка, поэтому возникают
сомнения, всегда ли и все ли ошибки следует
исправлять? Прежде чем ответить на этот вопрос,
кажется, необходимо воспользоваться современной
терминологией. Многие из профессиональных
терминов, которые появились вместе с новыми
учебниками имеют иное наполнение, отличное от
принятых в традиционной практике преподавания.
Accuracy – грамотность.
В отечественной практике этот термин
употребляется чаще всего в значении “правильное
оформление речи”. Речь (устная или письменная)
воспринимается, как грамотная, если пользователь
обладает богатым лексическим запасом,
определенным набором идиоматических выражений,
знает различия в употреблении тех или иных
грамматических форм в устной и письменной речи,
соблюдает правильный порядок слов в
предложениях, умеет пользоваться короткими
формами ответов или сокращениями в нужных
случаях, выбирает верный интонационный ряд.
Аутентичность языка воспринимается
англо-говорящими, как признак грамотной речи
иностранцев (как, например, использование
сочетаний give a smile, to have a dance, соответствующие
русским “улыбнуться”, “потанцевать”, вместо
глаголов to smile и to dance).
Errors – ошибки.
Ошибки можно разделить на две категории:
- Связанные с влиянием родного языка
(интерференция). - Ошибки, как “болезнь роста”, связанные с самим
процессом изучения и постижения иностранного
языка, вплоть до продвинутого уровня, ошибки
могут проявляться как следствие неверно
интерпретированных или самостоятельно
выработанных закономерностей во всех аспектах
языка. Например, учащиеся очень часто добавляют
окончание “-ed” к неправильным глаголам при
преобразовании их в прошедшее время.
Error correction – технология преодоления ошибок.
“Преподаватель иностранного языка должен,
во-первых, отдавать себе полный отчет в том,
отчего возникают эти ошибки, каковы их истоки;
во-вторых, он должен найти необходимые и наиболее
действенные приемы профилактики ошибок с целью
их предупреждения, а если они уже возникли, то
найти и разработать не менее действенные приемы
их преодоления; в-третьих, он должен создать
такие учебные материалы, в которых были бы учтены
все трудности.…Наконец, в-четвертых,
преподаватель должен провести научно —
обоснованный отбор языкового и речевого
материала.
Не останавливаясь подробно на теоретическом
аспекте процесса овладения иноязычной речью и
процесса овладения искусством обучать,
необходимо отметить большое значение, которое
имеет учет типологических различий в системах
родного и иностранных языков для
прогнозирования, предупреждения и преодоления
типичных ошибок обучающихся.
Подобно тому, как перед лечением необходимо
поставить правильный диагноз, своевременное
ознакомление с типологическими различиями в
системах двух языков может предостеречь, а если
нет, то вовремя помочь избавиться от некоторых
ошибок. Безусловно, невозможно, овладевая
иноязычной речью, избежать ошибок полностью, но
стремиться к минимизации их, бесспорно
необходимо.
Я всегда стараюсь приободрить своих учеников,
пытаясь разговорить их и не бояться сделать
ошибку, потому что их делают все. Но этот страх
перед ошибкой неблагоприятно сказывается на
оформлении речи, её беглости и, конечно, не в
последнюю очередь на содержательной стороне
высказывания. Мастерство преподавателя должно
подсказать ему правильный подход к работе над
ошибками, а самое главное к их прогнозированию и
предупреждению.
Можно сделать квалификацию ошибок по следующим
критериям: 1) их типичность; 2) их природа, как-то а)
интерференция родного языка; б) лингвистическая
некомпетентность; в) плохое чувство языка.
Проблема чувства языка является одной из самых
сложных задач (если не самой сложной), в процессе
обучения иностранному языку. “Это свойство
языковой интуиции, присущее носителю языка,
изучено недостаточно; ещё более сложным и
малоизученным является вопрос о возможности
развития чувства иностранного языка… Будучи
наивысшим критерием правильности иноязычной
речи, чувство языка является вместе с тем
признаком наивысшего уровня владения
иностранным языком”.
В процессе развития чувства языка необходимо
предложить обучающимся представить ситуацию,
“нарисовать для себя картину” и пользоваться
уже выученными языковыми моделями, а не давать
пословный перевод, что может привести к
анекдотическим ситуациям. “Чувство языка
помогает обучающимся избежать смешения стилей-
употребление оборотов, характерных для
разговорной речи (например: you see), в докладах,
сочинениях и, наоборот, тенденции к употреблению
“книжных” оборотов в разговорной речи
(например: to my mind вместо I think; to present smb with smth вместо
to give smb smth as a present; to make up one ,s mind вместо to decide и
т.д.).Последнее есть не что иное, как
неоправданная (вольная или невольная) недооценка
разговорной речи. А ведь именно разговорная речь
есть самое необходимое применение языка. Но это
нельзя принимать упрощенно: если речь устная, то
стиль должен быть разговорным, а письменной речи
присущ стиль книжный. Это не всегда
соответствует действительности. Основной формой
функционирования разговорной речи является
устная. Однако любой написанный текст, даже самый
“книжный”, имеющий деловой, научный или
официальный характер, можно прочесть, т.е.
представить в устном виде, но разговорной речью
он от этого не станет. С другой стороны, устная
речь может быть записана”.
Процесс становления грамотности на
иностранном языке занимает долгие годы, в
отличие от родного языка, в котором может
проявляться фактор “врожденной” грамотности.
Впрочем, как и в родном языке, любовь к чтению и
благоприятное речевое поведение окружающих
оказывают большое влияние на формирование
чувства языка, являющиеся основой грамотности.
Вернемся, однако, к типичным ошибкам учащихся.
Интерференция родного языка является причиной
появления ошибок в употреблении предлогов,
артиклей, дежурных глаголов, вызванных
различиями в грамматических системах русского и
английского языков. Распространенной ошибкой
является неправильный порядок слов в
предложениях. Влияние родного языка также
сказывается в неправильном словоупотреблении,
если в русском языке слово звучащее почти или
точно также как и английское, имеет другой смысл.
Интонационные ряды в русском и английском языках
значительно отличаются, что тоже вызывает
трудности. Ошибки в пунктуации также вызваны
переносом синтаксиса родного языка на
английский язык. Нечеткое знание правил, а также
невнимательность является причиной того, что
иногда учащиеся допускают ошибки, не задумываясь
о правильности конструкции, а из принципа: хоть
что-нибудь сказать. Если попытаться
классифицировать ошибки, то их можно разделить
на следующие: “
1) Ошибки оговорки (slips);
К этому типу относятся ошибки, которые учащийся
может исправить сам, если их указать.
2) Ошибки, сделанные в пройденном материале (errors);
К этому типу относятся ошибки, которые ученик
не может исправить самостоятельно, даже если на
них указать, но класс знаком с правильной формой.
3) Ошибки, допущенные в научном материале (attempts);
К этому типу относятся ошибки, сделанные в
незнакомых структурах, или же, когда не ясно, что
учащийся хочет сказать, и какую форму он пытается
использовать в предложении для выражения своей
мысли”.
Знание языка и умение общаться на нем — две
разные вещи. Даже очень хорошая языковая
подготовка может остаться мертвым грузом, если
человек не использует ее в речи. Мешает этому,
возможно, психологический барьер, корни которого
кроятся в боязни сделать ошибку. Даже некоторые
учителя признаются в страхе допустить ошибку во
время профессионального обучения. Они
предпочитают промолчать или кивнуть головой в
знак согласия во время дискуссии, чтобы не
продемонстрировать свою мнимую
некомпетентность в кругу коллег.
Во время же урока учителя излишне стараются, не
позволяя детям говорить с ошибками и исправляя
их на каждом шагу. Часто мы поправляем детей
настолько автоматически, что даже не замечаем
этого за собой.
Дети изучают иностранный язык как предмет для
того, чтобы сдать его и получить оценку, а не для
того, чтобы общаться на нем. А многократное
исправление ошибок приводит к тому, что при
разговоре они думают не столько о том, что
сказать, сколько о том, как сказать. Учителя мало
времени уделяют развитию такого важного навыка
как аудирование, чаще всего, подменяя его своим
прочтением текста. В результате ученики
испытывают трудности в понимании носителей
языка, что создает у них дополнительное
напряжение. Чтобы избежать этого, навыки общения
необходимо закладывать с самого начала. Для
решения этой проблемы необходимо иметь и активно
использовать аудиопособия, записанные
носителями языка из разных стран, и пересмотреть
отношение учителей и исправлению ошибок у
учеников. Существует три основных вида ошибок.
Это — смысловые, грамматические и фонетические.
Отношение к смысловым ошибкам должно быть
однозначным. Поскольку искажение смысла мешает
взаимопониманию, ни в коем случае нельзя
игнорировать их. Мне кажется, лучшее, что можно
сделать- с юмором довести ситуацию до абсурда с
тем, чтобы ребенок сам понял свою ошибку. Делать
это надо очень тактично, помня о том, что не
каждый ребенок умеет посмеяться над собой,
поэтому объектом шутки должен быть не ребенок, а
его высказывание. Например, при ответе на вопрос:
“What do you do every day?”, ребенок путает слова: “I wash TV
every day”. Показывая жестом “You wash TV every day” и делая
ударение на слове, учитель выделяет смысловую
ошибку. Ученики понимают, смеются, в том числе и
автор “шутки”, исправляя свой ответ “No, I watch TV
every day”. Он понял свою ошибку, но воспринял ее за
шутку, которая повеселила весь класс.
Грамматические ошибки — вторая группа ошибок.
Наиболее трудной грамматической категорией для
учащихся является глагольная система
английского языка. Далее идут ошибки на
употребление артиклей, нарушение порядка слов,
употребление предлогов, местоимений,
образование множественного числа
существительных и т.д. Обилие грамматических
ошибок в устной речи учащихся объясняется тем,
что учителя далеко не всегда придерживаются
наиболее рациональной системы работы, которая
была бы действительно направлена на
формирование навыков и умений устной речи.
Работа над выработкой речевых навыков и умений
ограничивается, как правило, выполнением
упражнений тренировочного характера в отрыве от
жизненных речевых ситуаций. На уроках
английского языка нередко преобладают такие
нерациональные виды работ, как чтение, перевод и
пересказ текста вместо развития умений читать
текст про себя, опрос слов вместо их речевой
активизации, пространные объяснения
грамматического материала вместо усвоения
грамматических структур в речевых ситуациях и
т.д.. Последний вид ошибок “произносительные,
которые делятся на две большие группы:
фонетические и фонологические. К фонетическим
относят неправильное артикулирование звуков.
Например‚ в английском языке это произнесение
“темного” вместо “светлого”, недостаточная
огубленность или недостаточная открытость
нарушение правила позиционной длительности
гласного. К фонологическим ошибкам относятся
звуковые замены как внутри одной звуковой
системы, так и межсистемные. Ошибочный перенос
ударения в слове также относится к
фонологической ошибке. Таким образом,
фонологические ошибки могут быть звуковыми и
акцентными”.
Частое исправление фонетических ошибок
искореняет уверенность детей в своих
возможностях уже на самом начальном этапе
обучения языку. Многие учителя считают свое
произношение идеальным, хотя оно таковым на
самом деле не является.
Печально бывает наблюдать за тем, как учитель,
чье произношение далеко от совершенства,
исправляет своих учеников, пытаясь заменить их
неправильное произношение на свое. В тоже время,
если дети регулярно аудируют речь носителя
языка, они имеют хорошее произношение,
независимо от того, как говорит учитель.
Исправление произносительных ошибок
целесообразнее всего проводить на этапах
презентации и закрепления лексики.
Итак, какова же может быть реакция учителя на
ошибки?
Говоря об исправлениях, нужно, прежде всего,
ответить на вопрос, всегда ли это уместно во
время устной речи. Задача учителя- помочь
учащимся овладеть навыком общения на языке, и
иногда это лучше делать, не прибегая к постоянным
исправлениям. Когда же учитель может не
исправлять ошибки? Тогда, когда он уделяет
вниманию смыслу высказывания, т.к. чем больше мы
сосредотачиваемся на том, что говорит учащийся,
тем меньше следим за правильностью
грамматических форм.
Во время устной практики предпочтительнее
обращать внимание на ошибки только по окончании
работы, чтобы не прерывать продуктивный процесс,
требующий огромных усилий, тем самым, развивая
беглость речи, не нарушая коммуникативной
направленности. Учащиеся должны привыкнуть к
тому, что они являются источником информации.
Изучаемый язык- инструмент, с помощью которого
они получают и передают информацию в
искусственно созданной ситуации общения в
классе. Исправления должны выступать здесь как
форма напоминания учащимся о конструкциях
нормативного английского языка, но ни в коем
случае не как критика ответа.
Приемлемый жест или выражение лица, может
помочь студенту обратить внимание на ошибку или
подсказать нужное слово. Можно повторить фразу,
сделать ударение на правильном варианте слова
или фрагменте речи, подкрепив это ситуационно.
Можно переспросить, правильно ли преподаватель
понял то или иное высказывание, выделив
интонационно слова, в которых делались ошибки.
Итак, ошибки являются органической частью
процесса изучения иностранного языка, равно как
и родного. Так стоит их исправлять или нет?
Постоянное исправление ошибок вызывает у
учащегося постоянный страх и понижает мотивацию,
в то время, как лояльность к допускаемым ошибкам
может вызывать завышенную самооценку и
пренебрежение к чистоте речи. Но, анализируя
ошибки, допускаемые учащимися, кажется
целесообразным для предупреждения и исправления
их применять различные приемы. Во-первых,
проводить регистрацию наиболее часто
повторяемых ошибок, которые можно
систематизировать по категориям (лексические,
грамматические, орфографические и т.д.).
Во-вторых, направлять самостоятельную работу
учащихся на предупреждение типичных ошибок и
выработку умения самим находить ошибки в
упражнениях. Это можно сделать и в форме игры,
которую я часто провожу в классе. Готовятся
карточки с типичными ошибками и карточки с
правильным вариантом. Каждому ученику раздаются
по три карточки той и другой категории. Задача
учеников – понять, на какой из карточек есть
ошибка, обойти группу и найти парную карточку с
правильным предложением. В-третьих, посредством
постоянной речевой практики автоматизировать
употребление трудных для усвоения
лексико-грамматических структур. При проверке
письменных работ я стараюсь дать своим учащимся
возможность самим найти ошибку и исправить ее,
обозначая характер ошибки на полях и не выделяя
ее в предложении. Например: “gr”- grammar, “T”-tense,
“wo”- word order и т.д.
В процессе обучения важно сохранить равновесие
между формированием беглости и грамотности речи.
Во время устной практики желательно дать
возможность учащемуся точно выразить свою мысль
при выполнении коммуникативной задачи. Он должен
чувствовать, что его понимают и что это то, ради
чего он говорит. И лучше не исправлять ошибки,
совершаемые в речи. Первое к чему нужно
прибегнуть после ответа – это исправление
ошибки тем, кто ее допустил, указывая на нее
выражением лица или жеста. Чаще всего этот прием
срабатывает, и грамотность речи
восстанавливается. Если допущена
произносительная ошибка, я предлагаю учащемуся
произнести слово правильно несколько раз.
Если ему трудно понять, какую ошибку он
допустил, я обращаюсь за помощью к классу.
Например, тренировка употребления будущего
времени в придаточных времени и условия. Ученик:
“I put my coat on before I ‘ll go out”. Я удивляюсь, но не
исправляю. Если учащийся в замешательстве, я
обращаюсь за помощью к классу, и другой ученик
исправляет: “He puts his coat on before he goes out.” После этого
всегда прошу допустившего ошибку повторить
правильное предложение. Таким образом, всегда
можно проверить, слышат ли ученики ошибки и
сосредоточены ли все учащиеся на определенном
виде деятельности. Если же ни учащиеся, ни класс
не могут исправить ошибку в этом случае это
должен сделать учитель.
Интересной кажется работа, когда в качестве
“корректора” выступает учащийся, который
слушает и отмечает ошибки своих одноклассников,
а потом предлагает перевести предложение, в
которых были сделаны ошибки с русского на
английский. Такая работа заставляет учащихся
самих следить за правильностью речи.
Для того чтобы в мозгу ребенка возник и
закрепился правильный образ какой – то
лексико-грамматической структуры необходимо
большое количество прослушиваний этой
структуры, которая запоминается без искажений и
самым естественным образом при аудировании
кассет. Аудирование является, на мой взгляд,
основным средством обучения.
Если ребенок слушает внимательно, но чаще всего
молчит, не означает, что у него полностью
отсутствует языковое чутье, просто с ним надо
больше говорить, заставляя его реагировать на
речь учителя, принимать участие в разнообразных
играх, и однажды количество непременно перейдет
в качество.
Все-таки главной задачей учителя иностранного
языка является научить учащихся общаться,
экспериментировать с языком в поисках лучших,
более ярких способов выражения мысли.
В практике общения с иностранцами мне
приходилось наблюдать, что деликатные англичане
не исправляют ошибки собеседника, а включают
слово, которое произнесено неправильно в свой
вопрос или ответ, подчеркивая его интонацией.
Все мы учимся на ошибках. Как это ни странно,
можно сказать, что они являются двигателем
дальнейшего процесса обучения. Поэтому учитель
должен решить сам: исправлять ошибки или нет,
когда исправлять, что исправлять, как исправлять.
Библиография:
- Аракин В.Д. Сравнительная типология английского
и русского языков.–2-е изд. – М.; 1989.-198 с. - Дубровская С.В.. Об одном способе коррекции
произносительных ошибок// Иностранные языки в
школе.-1991.-6.-С.88-89. - Ивицкая Н.Д.. О наиболее типичных ошибках при
изучении английского языка и некоторых путях их
преодоления.// Иностранные языки в
школе.-1995.-3.-С.46-52 - Конецкая В.П. О сопоставлении нормативных
вариантов в родном и иностранном языке (к вопросу
о чувстве языка) //Иностранные языки в школе. –1981.
–6.-С. 20-22. - Меркулова С.Г. Современные подходы к
исправлению ошибок в устной речи при изучении
английского языка.// Английский язык. Приложение
к газете “Первое сентября”.-2002.-45.-С. 5.
Ошибки бывают разные. И дети их совершали, совершают и совершать будут. Скажу крамольное: дети должны совершать много ошибок, глупых и разных — такова жизнь.
Как мы, взрослые, обычно реагируем на ошибки детей? Во-первых, молниеносно: мы пикируем на ребёнка, как орёл на свою жертву. А во-вторых, эмоционально и, я бы даже сказала, очень громогласно.
Что же делать? Наберитесь терпения. Не реагируйте поспешно. Берите тайм-аут. Держите паузу. Остановите собственную первую импульсивную и излишне эмоциональную реакцию на ошибку ребёнка. Вы расстроены? Раздосадованы? И даже разозлены? В таком случае уйдите от общения со своими домашними и особенно с детьми. Переживите импульсивную стадию в одиночестве, «чтобы потом не было мучительно больно» (ребёнку) и стыдно (вам) за всё сказанное и сделанное.
Когда мы ругаем ребёнка, то, сами того не желая, даем ему понять, что он — плохой, что мы его не любим. Особенно вредно ругать за промахи и оплошности маленьких детей и младших школьников — это снижает самооценку растущего человека, делая его неуверенным, робким, нерешительным и нервным. Более старших детей ругать просто не очень эффективно, а уж с подростками — и вовсе опасно: можно надолго оттолкнуть их от себя, разрушив прежде хорошие взаимоотношения.
Как правильно реагировать на ошибки?
Не стоит долго акцентировать внимание — своё и ребёнка — на допущенной ошибке. Вместо этого ему надо показать выход из создавшейся ситуации.
Уважаемые взрослые, не зацикливайтесь на том, кто виноват и как его побольнее наказать. Лучше сконцентрируйтесь вместе с ребёнком на том, что делать. А с более старшим ребёнком сосредоточьтесь ещё и на том, что же из этого следует.
Не требуйте с малыша всегда вести себя примерно, не ждите послушной же юности и вообще — совершенной и безупречной жизни вашего отпрыска. Невротическим родителям свойственно хотеть и требовать невозможного — но делать это просто бессмысленно! Они кричат, ругают, при этом оскорбляя и унижая ребёнка. Он приходит в смятение: «Я ошибся! Что же делать?!». А взрослый не подсказывает ему способ исправить положение. И в сознании малыша закрепляется парадигма: «Я ошибся. Я — плохой!».
Далее растущий человек будет сам искать выход. И, может быть, найдёт такой: «Я ошибся. Надо всё скрыть, иначе мне будет плохо». Вас такое устраивает?
Когда же родители деликатно подсказывают ребёнку реальный способ исправить ошибку, он учится брать на себя ответственность за свои промахи и добиваться их исправления. Создается парадигма: «Сам ошибся — сам и исправь (или попроси о помощи)», или «За свои ошибки ответственен я сам».
Хорошим примером исправления ошибки может быть спокойная просьба взрослого, чтобы ребёнок сделал что-то в качестве компенсации за допущенную оплошность. Тем самым мы предоставляем ребёнку право реабилитироваться, право искупить и загладить свою вину. У любого человека, у растущего тем более, непременно должно быть такое право.
Так как же лучше всего взрослым реагировать на ошибки, оплошности и промахи детей? Спокойно, позитивно, конструктивно! Почему-то многие уверены, что пристыдить ребёнка и сразу же заставить извиниться за содеянное (а ведь часто он и не хотел делать ничего плохого!) — это лучшая методика. Но, это не так, уважаемые взрослые, это совсем не так!
Ни в коем случае не будьте злопамятными. Не стоит без конца напоминать ребёнку, что в тот день и в тот час он потерял свои кеды, опоздал на урок, забыл сдать тетрадь на проверку, сломал новую игру, порвал книгу, получил двойку, разбил окно и т.п. Многие взрослые полагают это процессом воспитания — только воспитания чего? Зачем несколько раз, а ещё «лучше» — как можно больше раз ребёнку об этом напоминать? Да уж, мы припомним своему чаду все в минуту гнева!
Не надо, остановитесь! Вы разрушаете самооценку маленького человека. Вы портите ребёнку настроение и нервы одновременно. Кроме того, своими негативными эмоциями блокируете всякое желание учиться на ошибках, что и так у детей проходит со скрипом, я бы даже сказала, с громким скрежетом.
Уважаемые взрослые, уймитесь, прекратите! Позвольте ребёнку (любого возраста!) спокойно и радостно жить, совершая как новые, так и повторяя одни и те же старые ошибки, и вообще сажая ошибки на каждом шагу! Кстати сказать, дети делать это будут всё равно — и без нашего на то благословения.
При спокойно-конструктивной реакции взрослых на допущенную ошибку ребёнок быстрее разберётся в том, что произошло, и что теперь с этим делать. Но условия для эффективной учёбы ему должны и могут создать взрослые. А мы, к сожалению, ищем самого простого и быстрого решения проблемы: «На него как закричит, как ногами застучит…».
Быстро с детьми не бывает. А просто — тем более. На мой взгляд, не надо быстро, а надо — хорошо! Да и вообще, что мы с вами всё об ошибках, давайте больше говорить с детьми об успехах!
Вы — само совершенство?
Вряд ли вы считаете себя идеалом, совершенством и безгрешным созданием. Поэтому лучше не пользоваться в своей речи фразой «Вот я, например…». Постепенно у детей прекрасно получается находить контрпримеры в противовес нашим, таким мудрым и педагогически правильным. Лично вас в пример другим имеет право поставить только сам ребёнок — и если вы дождались такого, это, поистине, грандиозный успех!
Знаете, что самое сложное для родителей? Нет, не растить ребёнка, не ухаживать за ним, недосыпая ночей. Нет, не обеспечивать своё дитя материально. И даже не принимать своего ребёнка таким, какой он есть. Нет! Как показывает жизнь, самым трудным для взрослых является умение сначала разглядеть ошибки в собственном поведении, признать их, а потом начать корректировать. Исправлять не промахи и ошибки ребёнка, а свои промахи и ошибки. Если такое вам по плечу, то вы — действительно мудрый воспитатель. Ведь дело в том, что пока взрослый человек не видит (не хочет видеть?) собственных родительских ошибок и не признаёт их, он и не может ничего изменить.
Мантра взрослого, уставшего от ошибок (как собственных, так и детских)
Ура! Я ошибаюсь, значит, я существую!
Я ошибаюсь, значит, я — не бездельник!
Я ошибаюсь. Значит, я живу!
И ровно то же самое происходит с моим ребёнком.
Работа над ошибками для родителей
Упражнение № 1. Повторение. Заучите эту мантру наизусть и шёпотом повторяйте её перед сном. Когда вы дома одни, можете повторять мантру в полный голос.
Упражнение № 2. Чистосердечное признание собственной ошибки. (Хочу предупредить: не у всех это сразу получится). Допустив ошибку, попробуйте сказать, глядя детям в глаза: «Я был не прав, извини, позволь мне исправиться!» Скорее всего, дети потом будут поступать точно также.
Упражнение № 3. Реабилитация. Простите ребёнка за допущенную ошибку сразу и с лёгкостью, но при этом попросите с него компенсацию. Другими словами, дайте ему возможность реабилитироваться.
Упражнение № 4. Разбор полётов. Вместо нотаций и ругани постарайтесь вместе с ребёнком провести анализ случившегося. Задайте ему простой вопрос: «Как думаешь, почему так получилось?». И следующий вопрос: «Что думаешь делать дальше, чтобы исправить это?». Не подсказывайте сразу, а тем более не давайте детям готовых ответов — пусть они ищут их сами.
Упражнение № 5. «Просто промолчите». (Упражнение повышенной трудности!)
Почему мы, взрослые, с пеной у рта доказываем свою правоту детям? Стоит ли ее без конца демонстрировать — с гордостью и осознанием собственной значимости? Такая уж у наших детей работа — всё время ошибаться, а, следовательно, учиться. В следующий раз вместо фразы «а я тебе что говорила?!» просто промолчите. Предоставьте ребёнку право на ошибку.
«Не стоит без конца напоминать ребёнку, что в тот день и в тот час он потерял свои кеды, опоздал на урок, забыл сдать тетрадь на проверку, сломал новую игру, порвал книгу, получил двойку, разбил окно и т.п. Многие взрослые полагают это процессом воспитания — только воспитания чего?»
Как это верно, как вы правы! Но что делать, если свекровь действует именно по этому принципу!? Она говорит только об этом, и ни о чем другом, повторяет как мантру «Он ни грамма не слушается!». Только зайдя в дверь, начинает на мальчишку орать, перечисляя все двойки, потерянные вещи, испачканные брюки и т.п., начиная с прошлой недели. Ребенок срывается и впадает в истерику. Я внутренне зверею и пытаюсь перевести разговор на другую тему. И ничего не поделаешь. Потому что больше оставлять ребенка не с кем, а муж ничего плохого про мать слышать не хочет.
2014-04-07, _Natalia_
«Позвольте ребёнку (любого возраста!) спокойно и радостно жить, совершая как новые, так и повторяя одни и те же старые ошибки, и вообще сажая ошибки на каждом шагу!»
Прелесть какая… Я так понимаю, воображение автора не распространяется дальше порванных штанов или чавканья за столом? А если отравился, решив попробовать бабушкиных таблеток, вышел из окна 5го этажа или бегал по проезжей части оживленного проспекта? Пусть дальше ошибается, авось и в следующий раз откачают?
2012-07-10, Нэко
Еще бывают товарищи, которые не обобщают ошибки. То есть застряв в одной двери, он не будет осторожнее с дверью другой конструкции. С дверью/ножом/инструментом вообще. Поэтому метод естесственных последствий не работате. В младенчестве работал прекрасно, так как последствия все были сразу же. А теперь они отложены, замаскированы другими факторами, и дитятко их не осознаёт.
2012-07-11, Oazis
все не так просто, бывают разные ошибки.
ошибки делать даже полезно, т.к. это учит, как их избегать.
а если ребенок делает одну и ту же ошибку 25 раз подряд, и ничему не учится?
2012-07-10, мать-ехидна
Чтобы ругать ребенка за ошибки надо быть сто процентов уверенным, что сам никогда ошибок не совершаешь. Много ли найдется таких взрослых?
2012-07-12, Eliana
Меня удивляет, что есть родители, живущие по другому. Я ничего нового для себя в статье не открыла. Но видно, кому то она нужна.
2012-07-06, лината
Вас удивляет, а к сожалению есть много семей, которым эту статью ни то что прочесть необходимо, а скорее вбить в голову!
2012-07-10, NightAngel
Всего 10 отзывов Прочитать все отзывы.
Со школьных времен многие верят установке «Ошибка — это плохо». Однако именно их исправление способствует развитию. Особую роль в этом процессе играет наставник — он, не давая готовых ответов и указывая направление, позволяет ученику самостоятельно решить проблему. Т&Р вместе с сервисом онлайн-образования Яндекс.Практикум рассказывают, почему ошибка — не демотивирующий барьер, а сигнал для изменений, и объясняют, как правильно работать над ошибками в обучении, чтобы впоследствии не совершать их на работе.
Как наставник помогает исправить ошибки
В своем исследовании Learning from Errors профессор департамента психологии Колумбийского университета в Нью-Йорке Джаннет Меткал утверждает, что студентам и их преподавателям важно концентрироваться на ошибках, разбирать в процессе работы и не игнорировать их. Однако эффект напрямую зависит от того, как именно преподаватель дает обратную связь. Недостаточно просто отметить, что ученик был неправ, и заменить его ответ на верный. Меткал также проанализировала, в какой именно момент наставник должен указать на ошибку. Вместе с другими психологами Джаннет провела эксперимент, в ходе которого сравнивала состояние студентов, получивших фидбэк в момент совершения ошибки, и тех, кому сообщили об этом спустя время — вплоть до недели. Исследование показало, что студенты и учащиеся старших классов одинаково хорошо справлялись с немедленной и отсроченной обратной связью, тогда как дети помладше — ученики начальных классов — «впитывали« лучше, когда обратная связь была отложенной.
Огромную роль как в исправлении ошибок, так и в процессе обучения в целом играет наставник. Сократ считал, что главная задача учителя — пробудить мощные душевные силы ученика, Платон — что наставники получают власть над умами тех, кого обучают. Ментор, ответственный за своего ученика, должен направлять и пробуждать в нем интерес к обучению в том числе и во время исправления ошибок.
Наставник стремится решить две задачи: не только указать на ошибку студента и привести его к верному ответу, но и сформировать здоровое отношение к подобным неудачам
Страх ошибиться может замедлить процесс обучения, так как он демотивирует. Задача наставника — донести до студента, что ошибки — естественная часть обучения (и жизни), которые необходимо осмыслять, прорабатывать и исправлять.
Психолог из пенсильванского университета Carnegie Mellon Роберт Сиглер, специалист по обучению детей математике, предложил эффективный способ корректирования ошибок. По мнению Сиглера, следует попросить ученика объяснить, как он пришел к этому ответу — неважно, правильному или нет. Такой подход эффективен, потому что в процессе разбора можно сразу избавляться от неправильных идей. Часто ошибки, которые допускают студенты, занимающиеся точными науками, имеют глубокие корни, поэтому важно «найти источник заблуждения, избавиться от него и поощрить правильную концепцию».
Аналогичную стратегию разработали в Яндекс.Практикуме. Логика курса строится следующим образом: первая часть двухнедельного спринта отводится на изучение теории, вторая — на самостоятельный проект. Студент сдает его, получает от код-ревьюера фидбэк, исправляет ошибки и снова отправляет на проверку. Так происходит до тех пор, пока не будут исправлены все критические ошибки. Наставник на всем пути поддерживает, помогает разобраться в теории и направляет. Влад Кяуне, методист веб-факультета в Яндекс.Практикуме, рассказал, по какому принципу у их студентов происходит работа над ошибками:
«Наставник в Яндекс.Практикуме никогда вам не даст такой ответ, который вы можете просто взять, не задумываясь вставить и все заработает. Мы поддерживаем студента морально и помогаем правильно сформулировать свой запрос. После того как вопрос сформулирован, наставник направляет студента, чтобы тот сам смог найти ответ, испытать заслуженное чувство победы и лучше прочувствовать, в чем была проблема. Если резюмировать, наставник делает две вещи: он учит вас правильно формулировать запрос и наталкивает на путь, в конце которого вы сможете найти ответ»
Хотя методы обучения, которые основаны на разборе ошибок, на первый взгляд усложняют образовательный процесс, именно они по итогу оказываются самыми мотивирующими для студентов. Такой подход развивает у ученика навык метапознания (способность думать о своем мышлении) и повышает самоэффективность (веру в реализацию поставленной задачи).
«Если абстрагироваться от эмоций, то ошибки — это такие полезные остановки. Допустим, вы ошиблись. Остановились, посмотрели вокруг, потратили время, иногда очень много, но все-таки разобрались. Тем самым, вы усвоили контекст глубже и шире. Вы теперь больше знаете. Совершая ошибки, вы эмоционально закрепляете новые знания. Поскольку ошибки часто совершаются в типичных местах, у вас возникает добавочная эмоциональная ценность, которая как раз сопрягается с этим типичным местом. В следующий раз, когда вы окажетесь в нем, вы подумаете: „О, а у меня в прошлый раз здесь пригорело“. И, конечно, быстрее найдете решение проблемы. В обучении вы испытываете кайф, когда преодолеваете проблему, такой эндорфиновый выброс. Кажется, что только недавно у вас были страдания, вам указывали на ошибки, а потом — раз, и все получилось», — объясняет он.
Влад Кяуне, методист веб-факультета в Яндекс.Практикуме
Кстати, полезно ошибаться, будучи уверенным в своей правоте. Многочисленные исследования показали, что ученик никогда не забудет правильный ответ, если изначально был убежден в истинности неправильного. Если же ученику дают шанс найти альтернативу, зачастую именно этот ответ оказывается верным.
Нередко ошибки демотивируют студентов и не позволяют учиться дальше. Возникает установка «Я ни на что не способен», ведь вас постоянно поправляют и любой положительный результат достигается только через множество неудачных попыток.
«В случае, когда студент чувствует, что постоянные ошибки его демотивируют и тормозят, мы напоминаем ему про эффект Даннинга — Крюгера, — рассказывает Влад Кяуне. — Суть этой кривой (она применима ко всем областям знаний) следующая.
Когда мы приступаем к изучению чего-либо нового, мы не знаем, как работать в этой области. Нам кажется, что все будет идти как по учебнику. Но в реальной жизни всегда есть неровности. В случае с веб-разработкой, например, часто случается так: вы проходите классный бесплатный курс, на котором рассказывают все: как запрограммировать, сверстать. И вы думаете: „Как же все просто!“ А где-то через пару месяцев все оказываются внизу этой эмоциональной кривой, потому что вдруг обнаруживается, что не все так идеально и легко, как казалось. Просто поначалу вас вели за ручку, показывали, что и как можно сделать, — и все получалось. По мере углубления в знания они становятся сложнее. Наступает момент, когда вы понимаете, что есть много вещей, которые вы не можете решить с ходу — потому что там масса подводных камней. Это демотивирует. Но со временем, как раз через преодоление ошибок, вы начинаете лучше разбираться в предмете и чувствовать себя более уверенно.
Когда мы рассказываем об этой кривой студентам, мы так и говорим: „Смотрите, у вас сейчас все зашибись. Но, по опыту других студентов, через месяц все будет плохо. Будьте к этому готовы“. Когда наступает этот тяжелый момент, мы поддерживаем: „Сейчас вам сложно, и мы понимаем, что вы чувствуете. Большее, что вы сейчас можете сделать — это не раскиснуть и продолжить разбираться. Через два месяца в среднем студентам становится проще. Мы рядом и готовы помочь“. В целом, эта кривая помогает студентам осознать, что то, что они проживают это нормально — все через это проходили».
Исследование старшего научного сотрудника Rotman Research Institute Николь Андерсон говорит, что самый полезный случай — тот, когда ошибочный ответ студента близок к правильному. «В ходе исследования мы обнаружили доказательства того, что ошибки, которые можно назвать как „почти ошибочные“, помогают человеку лучше усвоить информацию, чем если бы ошибок не было вообще, — поясняет Андерсон. — Такие типы ошибок служат ступеньками к запоминанию правильного ответа. Однако если допущенная оплошность никак не обоснована студентом и сделана наобум, то, разумеется, никакой пользы для его обучения она не несет».
«Учеба похожа на греблю против течения. Стоит только прекратить грести, и тебя сносит назад», — пишет Хеннинг Бекк в своей книге «Ошибаться полезно! Почему несовершенство мозга является нашим преимуществом», в которой говорится о том, что происходит за кулисами «ошибочных» мыслительных структур мозга.
Человека определяет не ошибка, а реакция на ошибку. В Яндекс.Практикуме наставники помогают студентам менять отношение к ошибкам. Они учат инвестировать в правильную реакцию на них: признаться, что ошибка есть и спокойно начать ее исследовать. Этот подход можно использовать не только в процессе обучения, но и на работе и в жизни.
Инструкция: как работать над ошибками
Признайте: вы ошиблись
Собственную неправоту для начала необходимо признать и не пытаться игнорировать ошибку, даже если она не имеет серьезных последствий. В противном случае вы не сможете двигаться дальше.
Локализуйте проблему
У вас есть общая проблема: например, программа не работает. Необходимо определить, какая часть общей системы дала сбой, и анализировать уже конкретный участок возникшей проблемы.
Сформулируйте, в чем конкретно заключается ваша ошибка
Опишите проблему максимально подробно, прежде чем начать искать пути ее решения. «Программа не загружается» — абстрактная формулировка, «В течение 5 минут происходит загрузка заставки и появляется предупреждение N» — более точное обозначение.
Найдите корень проблемы
Вы выделили определенный участок проблемы и уже в нем стараетесь найти корень проблемы. Можно поэтапно вспомнить, как вы выстраивали свою работу и на каком этапе возникали затруднения. Используйте дедуктивный метод: разберите механизм, в котором возникла проблема, на части и просмотрите каждую из них, выстраивая причинно-следственные связи.
Обратитесь за помощью
Не бойтесь консультироваться с наставниками, старшими студентами, коллегами. Помните: как правило, вы не первый, кто совершил эту ошибку, и другой человек может подтолкнуть вас к решению проблемы. Если после поисков у вас возникло несколько вариантов решения, выберите наиболее оптимальный методом исключения.
Зафиксируйте и проанализируйте
Когда вы нашли правильный ответ (возможно, с 10-й попытки), проанализируйте не только его, но и то, как вы к нему пришли. Заново выстройте путь «ошибка — ее решение» и найдите наиболее опасные участки, в которых чаще всего возникает проблема.
Сделайте выводы
Ответьте себе на вопросы:
-
Чему я научился благодаря этой ошибке?
-
В чем была ее причина?
-
Как предотвратить эту ошибку?