По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.
Следующий вопрос касается нигилизма и роли нигилистов в жизни.
Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип. Таково одно из основных положений этого течения, которое подразумевает независимость человека, как внутреннюю, так и внешнюю.
Базаров, этот “волосатый”, одет небрежно, в “длинный балахон с кистями”, “его полотняное пальто, панталоны запачканы в грязи”. И такой внешний вид не случаен: это прямое отрицание общепринятых норм, моды, противопоставление своей “одежонки” аккуратности и изящности костюма Павла Петровича.
Внутренняя же независимость заключается прежде всего в самостоятельности мышления, а отсюда — уверенность в правоте своих убеждений. И действительно, Базаров категоричен, подчас резок, но всегда уверен в своих суждениях, он не волнуется в споре, как Павел Петрович, и сохраняет “невыразимое спокойствие”. Нигилисты не признают авторитетов, а значит, для них важна суть проблемы, а не общественное мнение о ней. Все подвергать сомнению является, безусловно, движущей силой развития мысли, прогресса.
Но нельзя не отметить, что нигилизм в своих крайних проявлениях подчас может привести к отрицанию всех общечеловеческих ценностей, принципов, о чем и говорит Павел Петрович. Ведь существуют такие вещи, которые невозможно подвергать сомнению, их надо просто принять на веру. Это понятия о добре и зле, хорошем и плохом. Если же отвергнуть веру в эти моральные основы человеческого существования, невозможно осознать и определить, что же такое нравственность: “…без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”. Так говорит Павел Петрович. Он осуждает нигилистов за то, что те “никого не уважают”, живут “без принсипов”; считает их ненужными и бессильными: “Вас всего четыре человека с половиной”. На это Базаров отвечает: “От копеечной свечи Москва сгорела”. Под отрицанием “всего” Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. А что же утверждают нигилисты? Прежде всего, необходимость революционных действий. Критерием же является народная польза.
Информация:
Цитата из романа «Отцы и дети» (1861) русского писателя Тургенева Ивана Сергеевича (1818 – 1883). Глава 12. Слова Евгения Базарова, в разговоре с Анной Одинцовой. По мнению Базарова, нравственные болезни человека просходят от «безобразного состояния общества»:
Катя, которая, не спеша, подбирала цветок к цветку, с недоумением подняла глаза на Базарова — и, встретив его быстрый и небрежный взгляд, вспыхнула вся до ушей. Анна Сергеевна покачала головой.
— Деревья в лесу, — повторила она. — Стало быть, по-вашему, нет разницы между глупым и умным человеком, между добрым и злым?
— Нет, есть: как между больным и здоровым. Легкие у чахоточного не в том положении, как у нас с вами, хоть устроены одинаково. Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет.
Базаров говорил все это с таким видом, как будто в то же время думал про себя: «Верь мне или не верь, это мне все едино!» Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам, а глаза его бегали по углам.
— И вы полагаете, — промолвила Анна Сергеевна, — что, когда общество исправится, уже не будет ни глупых, ни злых людей?
— По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет равно, глуп ли человек или умен, зол или добр.
В романе “Отцы и дети” Ивана Сергеевича Тургенева показан наглядно конфликт двух эпох и двух поколений. Вообще роман датирован 1859 годом, в это время в русском обществе большую роль начали играть люди нового типа, образованные и прогрессивны люди, разночинцы. Это люди дела, профессионалы, которые отрицают все устои прошлого. Базаров и является разночинцем.
На арену общественной жизни страны выходят новые люди, так называемые “нигилисты”, а дворянство уступает свои позиции и отходит на второй план. Тургенев взялся исследовать и описать это явление в своём романе.
Базаров исключительно материален, он признаёт только профессионализм и с презрением отзывается о многих деятелях и произведениях искусства.Кроме того, у Базарова своеобразные взгляды вообще на человека и на роль человека в природе.
Но любовь почему-то меняет Базарова, вернее сказать, просто меняет его взгляды на жизнь. Его мир рушится перед чувством к Одинцовой.В очередной раз приходится утверждать, что Базаров проиграл обществу и его время ещё не настало. Не правда ли, знакомый сюжет (вспомним того же Чацкого).
Отдельно стоит сказать о дуэли Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Всё произошло опять же из-за различия взглядов и возникшего на этой почве конфликта между людьми разных эпох, разного происхождения и разного отношения к жизни.Базаров считает всю жизнь Павла Петровича никчемной и самого его никчемным человеком. Хотя формально, всё произошло из-за невинного поцелуя Базарова Фенечки, которая нравилась Кирсанову.К счастью, в результате дуэли никто не погибает.
Аркадий: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».
***
Базаров: «Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание. Мы отрицаем».
***
Базаров: «Нравственные болезни человека – от дурного состояния общества. Исправьте общество – и болезней не будет».
***
«Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой».
***
«Нравится тебе женщина – старайся добиться толку. Не получилось, ну, отойди – не свет клином сошелся».
Что такое нигилизм?
Нигилизм — это идейно-философское течение, согласно которому, нет и не может быть авторитетов, ни один из постулатов не должен приниматься на веру. Нигилизм Базарова (как отмечает он сам) — это беспощадное отрицание всего. Философской основой для формирования нигилистического учения послужил немецкий материализм. Неслучайно Аркадий и Базаров предлагают Николаю Петровичу вместо Пушкина читать Бюхнера, в частности его труд «Материя и сила». Позиция Базарова сформировалась не только под влиянием книг, преподавателей, но и из живого наблюдения за жизнью. Цитаты Базарова о нигилизме подтверждают это. В споре с Павлом Петровичем он говорит, что с радостью бы согласился, если Павел Петрович представит ему «хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания».
Афоризмы о нигилизме
- «А что касается до времени отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня.»
***
«Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе.»
***
«В чемодане оказалось пустое место, и я кладу в него сено; так и в жизненном нашем чемодане: чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было.»
***
«Человек все в состоянии понять и как трепещет эфир и что на солнце происходит; а как человек может иначе сморкаться, чем он сам, этого он понять не в состоянии.»
***
«Настоящий человек не тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.»
***
«. мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке. «
***
«Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним развернуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь.»
Наука
Что же ценит Базаров? Ведь не может же ко всему он испытывать резко негативное отношение. Единственное, в чем герой видит ценность и пользу, — это наука. Наука как основа знания, развития человека. Безусловно, Павел Петрович как аристократ и представитель старшего поколения также ценит и уважает науку. Однако для Базарова идеал — это немецкие материалисты. Для них не существует любви, привязанности, чувств, для них человек — это просто органическая система, в которой происходят определенные физические и химические процессы. К таким же парадоксальным мыслям склоняется и главный герой романа «Отцы и дети».
Нигилизм Базарова попадает под сомнение, он испытывается автором романа. Отсюда возникает внутренний конфликт, который происходит уже не в доме Кирсановых, где каждый день спорят Базаров и Павел Петрович, а в душе самого Евгения.
Цитаты второстепенных персонажей
Второстепенные персонажи особо в споры не вступают, выполняя роль, скорее, фона, на основе которого создается вся история, описанная в произведении. Но некоторые их высказывание интересны.
«Дети чувствуют, кто их любит». Дуняша.
— Заметила она, что ребенок в руках у Базарова не расплакался.
«Я люблю комфорт жизни. Это не мешает мне быть либералом» Ситников.
— Произносит важно Ситников о своих политических взглядах.
«А ты посмотри, садик у меня теперь какой! Сам каждое деревцо сажал. И фрукты есть, и ягоды, и всякие медицинские травы». Отец Базарова.
— Эти его слова, высказанные с радостью, свидетельствуют, насколько он рад приезду сына, но боится помешать ему.
Будущее России и нигилизм
Базарова как представителя передового направления России интересует ее будущее. Так вот, по мнению героя, для того чтобы построить новое общество, для начала необходимо «место очистить». Что это означает? Безусловно, выражение героя можно трактовать как призыв к революции. Развитие страны необходимо начинать с кардинальных перемен, с разрушения всего старого. Базаров при этом упрекает поколение либералов-аристократов в их бездействии. Базаров о нигилизме отзывается как о самом действенном направлении. Но стоит сказать, что и сами нигилисты пока ничего не сделали. Действия Базарова проявляются только в словах. Тем самым Тургенев подчеркивает, что герои — представители старшего и младшего поколений — в чем-то очень сильно похожи. Взгляды Евгения очень пугающи (это подтверждают цитаты Базарова о нигилизме). Ведь на чем прежде всего строится любое государство? На традициях, культуре, патриотизме. Но если нет никаких авторитетов, если не ценить искусство, красоту природы, не верить в Бога, то что же остается людям? Тургенев очень боялся, что подобные идеи могут воплотиться в жизнь, что России тогда придется очень тяжело.
Цитаты Базарова о природе
«Летучие рыбы некоторое время могут подержаться в воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду.»
«Кленовый лист, когда падает на землю, похож на бабочку, и это странно потому что самое сухое и мёртвое схоже с самым весёлым и живым.»
***
«В чувстве человека, который знает и говорит, что он беден, должно быть что-то особенное, какое-то своего рода тщеславие.»
***
. И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. «
***
«Личность, милостивый государь, вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится.»
***
«Он [русский народ] свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры.»
***
«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания. общественному зданию. «
Внутренний конфликт в романе. Испытание любовью
В романе есть два ключевых персонажа, которые якобы играют эпизодическую роль. На самом деле они отражают отношение Тургенева к нигилизму, они развенчивают это явление. Нигилизм Базарова начинает осмысливаться им самим немного по-другому, хотя прямо автор нам этого не говорит. Итак, в городе Евгений и Аркадий встречают Ситникова и Кукшину. Они передовые люди, которые интересуются всем новым. Ситников — приверженец нигилизма, он выражает свое восхищение Базаровым. Сам же при этом ведет себя как шут, он выкрикивает нигилистические лозунги, это все выглядит нелепо. Базаров относится к нему с явным презрением. Кукшина — эмансипированная женщина, просто-напросто неряшлива, глупа и груба. Это все, что можно сказать о героях. Если они являются представителями нигилизма, на который Базаров возлагает такие большие надежды, то каково же будущее страны? С этого момента в душе героя появляются сомнения, которые усиливаются, когда он встречает Одинцову. Сила и слабость нигилизма Базарова проявляют себя именно в главах, где говорится о любовных чувствах героя. Он всячески противится своей влюбленности, ведь это все глупый и никому не нужный романтизм. Но сердце ему говорит о другом. Одинцова видит,что Базаров умен и интересен, что в его идеях есть доля истины, но их категоричность выдает слабость и сомнительность его убеждений.
Цитаты главных героев
Персонажи романа разделены автором на два лагеря – отцов и детей. Это образное изображение, и речь идет о конфликте не только между непосредственными родителями и детьми, но и между целыми поколениями людей разных возрастов.
Основными представителями Главными «отцов» являются Базаровы и Кирсановы, В конфликтной группе — их сыновья, а также Одинцова Анна. Их высказывания и раскрывают суть. Нигилисты очень критически относятся к народу не совсем так, как должен относиться к нему революционер.
«Русский мужик бога слопает». Евгений Базаров.
«Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения». Евгений Базаров.
Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». Евгений Базаров.
— Высказывается молодой человек о своем отношении к простому народу.
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Евгений Базаров.
— Таково отношение нигилистов к природе.
Но у представителей нигилизма есть и другие взгляды, которые также представлены в произведении достаточчно подробно.
«В чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было». Евгений Базаров.
«В чувстве человека, который знает и говорит, что он беден, должно быть что-то особенное, какое-то своего рода тщеславие». Аркадий Кирсанов.
Взгляды противоположного лагеря несколько отличаются от этих, и автор для подчеркивания конфликта достаточно сильно усилил яркость взглядов персонажей, противостоящих уже рассмотренным. Особенной яркостью отличаются высказывания Старшего Кирсанова.
«Личность вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится». Павел Петрович.
«Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры». Павел Петрович.
— У старшего Кирсанова несколько иное отношение к народу, которое он высказывает в спорах с молодыми нигилистами.
«Для человека мыслящего нет захолустья». Базаров-отец
«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить». Николай Петрович Кирсанов.
Отношение Тургенева к своему герою
Недаром вокруг романа «Отцы и дети» развернулась бурная полемика. Во-первых, тема была очень злободневной. Во-вторых, многие представители литературной критики были, как и Базаров, увлечены философией материализма. В-третьих, роман был смелым, талантливым и новым.
Существует мнение, что Тургенев осуждает своего героя. Что он клевещет на молодое поколение, видя в нем лишь только плохое. Но это мнение ошибочно. Если посмотреть на фигуру Базарова повнимательнее, то в нем можно рассмотреть сильную, целеустремленную и благородную натуру. Нигилизм Базарова — лишь внешнее проявление его ума. Тургенев, скорее, чувствует разочарование в том, что столь талантливая личность зациклилась на таком малооправданном и ограниченном учении. Базаров не может не вызывать восхищение. Он дерзок и смел, он умен. Но, кроме этого, он еще и добр. Неслучайно к нему тянутся все крестьянские детишки.
Что же касается авторской оценки, то наиболее полно она проявляется в финале романа. Могила Базарова, на которую приходят его родители, буквально утопает в цветах и зелени, над ней поют птицы. Противоестественна ситуация, когда родители хоронят детей. Противоестественными были и убеждения главного героя. А природа, вечная, красивая и мудрая, подтверждает, что Базаров был неправ, когда видел в ней лишь материал для достижения целей человека.
Таким образом, роман Тургенева «Отцы и дети» можно рассматривать как развенчание нигилизма. Отношение Базарова к нигилизму — это не просто приверженность, это философия жизни. Но это учение подвергается сомнению не только представителями старшего поколения, но и самой жизнью. Базаров, влюбленный и страдающий, погибает от случайности, наука не в силах ему помочь, а над его могилой все так же прекрасна и спокойна Природа-мать.
Евгений Базаров
Происхождение и воспитание
«. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что то грубое, почти дерзкое. «
«. Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. «
«. Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит. «
«. Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам. «
«. Базаров, который лишь изредка вставлял в разговор насмешливое слово. «
«. тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия. «
«Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста!»
«Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал»
«Всякий человек сам себя воспитать должен, — ну хоть как я, например…
«Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои.»
Речь и лексика
«. отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом. «
«. в его спокойном, но глухом голосе. «
«. в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое. «
«С тех пор как я здесь, я препакостно себя чувствую, точно начитался писем Гоголя к калужской губернаторше.»
«Меня вы забудете. мертвый живому не товарищ.»
Отношение к любви
«Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца.»
«Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уж знак хороший.»
«Прошедшего не воротишь. «
«Тебе не для чего горячиться, мне ведь это совершенно все равно. Романтик сказал бы: я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг другу приелись.»
«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец.»
«Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет.»
«Не может женщина не хитрить!»
«Не без тебя, ни с тобой жить не могу.»
«Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. Собственно, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что хотелось всего.»
«В тихом омуте. ты знаешь! Ты говоришь, она холодна. В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?»
«Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастие.»
«И охота же быть романтиком в нынешнее время!»
Внешность
«. человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями. «
«. Базаров растопырил свои длинные и жесткие пальцы. «
«. Глаза Базарова сверкнули на мгновенье из-под темных его бровей. »
«. Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам. «
«. С пыльною шинелью на плечах, с картузом на голове, сидел он на оконнице. «
«. Базарова, облеченного в староватый фрак. «
Цитаты о конфликте поколений
«Мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать.» — Кирсанов П. П.
«Мы, люди старого века, полагаем, что без принсипов… шагу ступить, дохнуть нельзя.» — Кирсанов П. П.
«Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.» — Кирсанов П. П.
«И такая надутая эта нынешняя молодежь! Спросишь иного: какого вина вы хотите, красного или белого? «Я имею привычку предпочитать красное!» — отвечает он басом и с таким важным лицом, как будто вся вселенная глядит на него в это мгновенье…» — Кирсанов П. П.
«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.» — Кирсанов Н. П.
«Странное существо человек. Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», кажется: чего лучше?» — Е. Базаров
Источник: nauka.club
Нигилизм
И. С. Тургеневу в романе удалось показать новое, только зарождавшееся течение в те времена – нигилизм. Причем сам автор писал о том, что он не видел до этого в центре повествования образ «новых» людей, однако они были повсюду. Нигилисты отрицали все общепринятые общественные нормы жизни.
Нигилизм для И. С. Тургенева был тесно связан с революционерами. Именно им представлен Базаров. Сталкивая главного героя с Павлом Петровичем, автор показывает конфликт между революционными демократами и либеральными дворянами, не желающими социальных преобразований.
Принципы Базарова
Мировоззрение Евгения Базарова построено на принципах отрицания. Он считает, что отрицание в его время – это самое полезное, что есть на свете. Базаров отрицает все общепринятые общественные нормы. Все то, что создано обществом, по мнению Базарова, должно отрицаться. Такая позиция тесно связана с зарождающимися революционными взглядами. И. С. Тургеневу удалось показать появление «новых людей», к которым относится и нигилист Базаров. Старые порядки для главного героя романа «Отцы и дети» являются причиной медленного развития России. Базаров считает, что необходимо разрушить все существующее, чтобы затем построить что-то новое, лучше прежнего. Поэтому он так яро выступал против дворянских принципов, спорил с Павлом Петровичем Кирсановым.
Основные положения
Если Павел Петрович Кирсанов, представитель дворянства, имеет собственные принципы, то Базаров отрицает их существование. Главный герой «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Отрицание становится смыслом жизни Базарова: он отрицает и дворянство, и самодержавие, и вековые традиции, и патриархальное общество. Все, что касается политической стороны жизни, не принималось Базаровым. Он считал, что для развития общества необходимо «очистить место» и только потом начинать все сначала.
Отрицает Базаров не только то, что имеет влияние на общественный строй, но и окружающие его явления, принятые с давних времен за истинное счастье каждого человека. Базаров не верит в любовь, на женщин он смотрит как на кусок мяса, который можно увидеть в анатомическом театре.
Природа для Базарова – всего лишь мастерская, а не что-либо иное, способное принести моральное удовлетворение. Для биолога и медика Евгения природа была некой средой, где он проводит свои опыты.
Искусство главный герой отрицает, считая, что «Рафаэль гроша медного не стоит», что «порядочный химик» в несколько раз лучше любого произведения искусства.
Нигилизм на страницах романа
Сам И. С. Тургенев не готов поддерживать Базаровское отношение к окружающему, но он понимает, что это неизбежно. Он осознаёт, что уже не сможет принять идеи нового поколения, которые заключаются в отрицании ценных автору вещей, ввиду тех правил, которые были выращены в нём его воспитанием и личным жизненным опытом. Сам Тургенев — романтик, в отличие от героя романа.
Хотя писатель и отдаёт себе отчёт, что новое поколение отнюдь не идеально, он осознаёт, что за людьми, подобными Базарову, стоит будущее, но он всё равно не готов спускать всё с рук нигилизму, поэтому устраивает взглядам героя своеобразную проверку, ставя Евгения в сложные ситуации, призванные выявить слабые стороны нигилистической философии и укрепить сильные.
Отношения Базарова с героями произведения
Нигилизм Базарова проявляется в его мыслях, из которых уже строится его поведение, образ жизни, принципы и правила. В отличие от Аркадия, Ситникова и Кукшиной, Базаров действительно пропитан идеей нигилизма насквозь, он живёт ею и готов на всё, лишь бы доказать это не тем, кто его окружает, а себе самолично, и убедиться, что он всё ещё не сбился с нужного пути.
Многочисленные сцены коротких взаимоотношений Базарова с Одинцовой яркими примерами доказывают это, ведь самый большой страх Евгения — увидеть, что он сошёл с рельсов идеи, которой был готов отдать всю свою жизнь. Это подтверждает, что его нигилизм абсолютно искренен.
Сцены общения главного героя с Павлом Кирсановым помогают читателю понять сущность мировоззрения Базарова — оно заключается в отрицании программы, по которой жили люди старшего поколения, в отрицании аристократии и её правил, которым так горячо придерживается оппонент Евгения, Павел Кирсанов, на протяжении всей своей жизни.
В их споре нет правых, нет победивших и проигравших — они люди разных поколений, и их конфликт не имеет окончательного исхода: он заключается в постоянной конфронтации разных теорий, которая, несмотря на обилие как плюсов, так и откровенных минусов принципов и идей нового поколения, ведёт к неизбежным переменам ввиду победы «нового человека».
Мнение читателя о главном герое
В самом тексте произведения имеются ответы на вопросы, связанные с характером Базарова и его нигилизма:
- Сцены общения Базарова с Одинцовой.
- Сцены споров с Павлом Кирсановым.
- Дуэль с Павлом Петровичем.
- Взаимоотношения с Аркадием.
Общая позиция Базарова может быть кратко выражена при помощи нескольких цитат из романа, которые способны успешно охарактеризовать героя для читателя, как настоящего человека своих принципов, готового на радикальные меры во благо своего будущего:
- «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
- «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».
- «Всякий человек сам себя воспитать должен».
- «Исправьте общество, и болезней не будет»
У читателя формируется своё индивидуальное отношение к герою, основанное на личном мировоззрении, однако нельзя не признавать, что Евгений Базаров — человек, по-настоящему горящий своим делом, для которого он готов на всё.
Возможно, нигилизм и имеет уйму отрицательных черт, но это только на момент происходящих событий. Эта философия нуждается в доработке, чтобы разрушения устоев прошлого не затронули целостность общества. И. С. Тургенев показал, что у людей, подобных Базарову, есть запал, которой нужно направить в нужное русло, чтобы действительно сделать мир лучше. А нигилизму следует стать более мягким и универсальным, готовым к симбиозу с обществом.
Развенчание
И. С. Тургенев в романе дважды проводит героя по одним и тем же местам. Писатель демонстрирует, как меняются взгляды Евгения Базарова, как жизненные испытания делают теорию героя несостоятельной. Реальная жизнь сама развенчивает положения Базарова.
Базаров, отрицающий романтику, вдруг сам ищет в себе романтические черты, влюбившись в Анну Одинцову. Испытание героя любовью наиболее ярко показывает то, что теория Базарова-нигилиста потерпела крах.
Герой, отрицающий природу, оказывается похоронен в живописном месте, которое писатель описывает точно и детально.
Автор свое прямое отношение по поводу того, кто в споре дворян и разночинцев оказывается в выигрышном положении, не высказывает. Однако то, что он специально устраивает испытания своему герою, в ходе которых происходит развенчание теорий нигилизма, говорит о том, что для автора нигилистические взгляды не имели никакой истинности, что они были ненастоящими и наигранными.
Но неправильно думать, что И. С. Тургенев характеризовал Евгения Базарова как отрицательного персонажа. Он раскрывает и его недостатки, и его достоинства. По мнению писателя, именно такие люди движут общество вперед. Однако Базаров родился слишком рано для своего времени, поэтому он является «лишним» персонажем и типом в литературе.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Нигилизм Базарова», рассмотрит основные положения нигилизма, которые отразились на мировоззрении главного героя романа «Отцы и дети», а также покажет, как И. С. Тургенев развенчивает теорию Базарова.
Отрицание Базарова
Тургенев, воплощая прогрессивные черты молодежи в образе Евгения Базарова, как отметил Герцен, проявил некоторую несправедливость в отношении к опытному реалистическому воззрению. Герцен считает, что Иван Сергеевич смешал его с «хвастливым» и «грубым» материализмом. Евгений Базаров говорит, что придерживается во всем отрицательного направления. Ему «приятно отрицать». Автор, подчеркивая скептическое отношение Евгения к поэзии и искусству, показывает характерную черту, свойственную ряду представителей передовой демократической молодежи.
Иван Сергеевич правдиво изображает и то, что Евгений Базаров, ненавидя все дворянское, распространял свою ненависть и на всех поэтов, которые были выходцами из этой среды. Это отношение автоматически распространялось и на деятелей других искусств. Такая черта также была свойственна многим представителям молодежи того времени. И.И. Мечников, например, говорил, что среди молодого поколения распространилось мнение о том, что лишь положительное знание может привести к прогрессу, а искусство и иные проявления духовной жизни способны только тормозят его. Вот почему Базаров — нигилист. Он придерживается веры только в науку – физиологию, физику, химию – и не приемлет все другое.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Отцы и дети»
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Отцы и дети»
- для самых компанейских — Главные герои «Отцы и дети»
- для самых занятых — Читательский дневник «Отцы и дети»
- для самых любопытных — Анализ «Отцы и дети» Тургенев
- для самых крутых — Читать «Отцы и дети» полностью
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 15
Сочинение 2
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» явно прослеживается борьба двух противоборствующих сторон, двух лагерей, на которые разбит социум: либерально дворянской и демократической. Впрочем, в случае с Базаровым, двойственность проявляется в том, что он, будучи скорее приверженцем второго течения не верит в народ как таковой и свято убежден в том, что отмена крепостного права ни даст никаких результатов.
Впрочем, подобный взгляд на вещи Евгений сохраняет относительно абсолютно всего, представая пред читателем законченным нигилистом. По сути, Базаров есть человек – отрицание, причем отрицание всего – плохого и хорошего, правильного и неправильного, логичного и неразумного, логичного и бессмысленного.
Порою кажется, герою абсолютно все равно против чего протестовать, он может найти лишенным логики абсолютно все – от сущей чепухи до действительно стоящих вещей. Евгений не верит ни во что: ни в поэзию, ни в музыку, ни в искусство, ни в существующий политический строй – для Базарова, по сути, ничего не имеет смысла.
К слову, иногда возникают мысли, что главному герою не чуждо поведение, называемое в современном мире «позерством»: мало что из себя представляя, он всячески стремится выделиться из толпы и показать свою «уникальность», и весьма «оригинальную» позицию «против всех», нося балахон с кистями и большие бакенбарды.
Кстати, в этом главный герой немного схож с определенной категорией подростков. Такое впечатление, что и «отрицание» в данном случае не является устоявшейся системов взглядов взрослого человека, а является своеобразным способом бахвальства и попыткой обрести уверенность в себе посредством вычурности и невежества.
Кирсанов же является типичным «прилипалой», который старается соответствовать своему «более харизматичному» другу, безоговорочно принимая его систему ценностей, точнее систему отсутствия оных. Однако, дядя Аркадия оказывается человеком старой закалки, не боящимся выражать свое мнение, потому он довольно часто конфликтует с Базаровым, пытаясь вразумить заблуждающегося героя.
Однако, не стоит думать, что Евгений в высшей степени маргинальная, не способная ни на что человеческое, личность. Повстречав Анну, в которую оказался не взаимно влюблен, Базаров показывает себя как весьма заботливый, галантный кавалер. Но его чаяниям не суждено сбыться: как он не старается добиться расположения и благосклонности своей избранницы, его сердце все же оказывается разбитым, что очень подкашивает его волю и жизненные силы.
Не такой уж плохой человек Базаров, если бы не его нигилизм, доведенный до абсурда, гипертрофированный до нечеловеческих размеров и масштабов. Но автор все таки дает герою шанс – перед смертью Евгений осознает многие вещи, которых ранее не видел, и согласен признать свои ошибки… Но увы… Теперь это уже мало что меняет…
В завершение хотелось бы отметить, что конфликт поколений является извечной темой, которая актуальна и по сей день. Ввиду различий жизненной позиции, крайне отличающегося мировоззрения, зрелые и молодые люди частенько не могут найти общий язык, либо же им довольно сложно достигнуть консенсуса. Так или иначе, Тургенев ставит своей целью не только освещение проблемы взаимоотношений между поколением родителей и поколением детей, а и попытку осмыслить мировоззрение нового человека, того самого в чьих руках будет судьба государства, и соответственно социума.
Другие темы: ← Что делает Базарова героем своего времени?↑ ТургеневЕвгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов →
`
Подарки и советы
1) нигилизм Базарова проявляется в его отрицании искусства, он считал, что наука важнее всего.» Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта «. Базаров отрицал любовь и чувства, слово » Романтизм » было для него оскорблением. Так же у него был независимый характер и отчасти он являлся эгоистом и считал, что его убеждения самые верные.
2) У меня сложилось неоднозначное мнение о Базарове, с одной стороны я поддерживаю его, а с другой — нет.
Поддерживаю его в плане его увлечения наукой, ведь если бы таких людей как он не было, то мир бы не развивался. Неправильным для меня кажется его полнейшее отрицание искусства и так далее, потому что человек должен развиваться не только в одном направлении, а в нескольких. В общем мое мнение о Базарове больше положительное, чем отрицательное. Мне бы было интересно пообщаться с человеком, как Базаров, мне кажется, что такие люди дают мотивацию к действию и изучению чего-либо нового.
3) истории любви Павла Петровича и Базарова чем-то похожи между собой. Анна Сергеевна и Княгиня. Р., были похожи своим поведением и характером, они обе были холодны и были сами по себе. Любовь Павла Петровича была очень трудной, ведь он любил Княгиню. Р., а ей было все равно на него и узнав позже о ее смерти Павел Петрович отправился к брату в деревню и еще долго не мог забыть свою любовь. У Базарова все было проще, ведь он отрицал свои чувства и жил спокойно, и Анна Сергеевна тоже не показывает свою любовь, может быть они и страдали от этого, но автор не описал этого
Обновлено: 2017-11-26
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter
. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
.
В чем сущность нигилизма Базарова
В чем сущность нигилизма Базарова? Роман «Отцы и дети» направлен против дворянства. Это не единственное произведение Тургенева, написанное в таком духе (вспомнить хотя бы «Записки охотника»), но оно особенно выделяется тем, что в нем писатель обличил не отдельных дворян,-а весь класс помещиков, доказал его неспособность вести Россию вперед, завершил его идейный разгром.
Почему именно в начале 60-х годов XIX века появляется это произведение? Поражение в Крымской -войне, грабительская реформа 1861 года подтвердили упадок дворянства,-его несостоятельность в управлении Россией. В «Отцах и детях» и показано, что старая, вырождающаяся мораль уступает, хотя и с трудом, место новой, революционной, прогрессивной. Носителем этой новой морали является главный герой романа — Евгений Васильевич Базаров. Этот молодой человек из разночинцев, видя упадок господствующих классов и государства, становится на путь нигилизма, то есть отрицания.
Что же отрицает Базаров? «Все», — говорит он, А все — это то, что относится к минимальным потребностям человека и к познанию природы через личный опыт, через эксперименты. Базаров смотрит на вещи с точки зрения их практической выгоды. Его девиз: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
Евгений не признает авторитеты, условности, любовь, религию, самодержавие. Но он не ищет себе последователей и не борется против того, что отрицает. Это, по-моему, очень важная черта нигилизма Базарова. Этот нигилизм направлен вовнутрь, Евгению все равно, будет ли он понят и признан или нет. Базаров не скрывает своих убеждений, но он и не проповедник.
Одна из черт нигилизма вообще — отрицание духовных и материальных ценностей.
Базаров очень неприхотлив. Он мало заботится о модности своей одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится любым путем раздобыть денег. Того, что есть, ему вполне хватает. Мнение общества о его материальном состоянии его не волнует. Пренебрежение Базарова к материальным ценностям возвышает его в моих глазах. Эта черта — признак сильных и умных людей. Отрицание же духовных ценностей Евгением Васильевичем разочаровывает. Называя духовность «романтизмом» и «вздором», он презирает людей — ее носителей.
«Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта», — говорит Базаров. Он насмехается над отцом Аркадия, играющем на виолончели и читающим Пушкина, над самим Аркадием, любящим природу, над Павлом Петровичем, бросившим свою жизнь к ногам любимой женщины.
Мне кажется, Базаров отрицает музыку, поэзию, любовь, красоту по инерции, не разбираясь толком в этих вещах. Он обнаруживает полное незнание литературы («Природа навевает молчание сна», — сказал Пушкин и так далее) и неопытность в любви. Любовь к Одинцовой, скорее всего первая в его жизни, никак не согласовывалась с идеями Евгения, что приводило его в ярость. Но, несмотря на то, что произошло с ним, Базаров не переменил своих прежних взглядов на любовь и еще больше против нее ополчился. Это подтверждение упрямства Евгения и его приверженности к своим идеям. Итак, ценностей для Базарова не существует, и это — причина его цинизма.
Базаров любит подчеркивать свое непреклонение перед авторитетами. Он верит лишь в то, что увидел и пощупал сам. Хотя Евгений и заявляет, что не признает чужих мнений, он говорит, что немецкие ученые — его учителя. Я не думаю, что это противоречие. Немцы, о которых он говорит, и сам Базаров являются единомышленниками, и тот, и другие не признают авторитетов, так почему же Евгению не доверять этим людям? То, что даже у такого человека, как он, есть учителя, естественно: самому все познать невозможно, нужно опираться на уже приобретенные кем-то знания.
Базаровский склад ума, постоянно ищущий, сомневающийся, допытывающийся, может быть образцом для человека, стремящегося к знаниям.
Базаров — нигилист, и в том числе за это мы его уважаем. Но словами героя другого романа Тургенева, Рудина, «скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием». Эти слова применимы к Евгению Васильевичу. — Да ведь надобно же и строить. — Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить.
Слабость Базарова в том, что он, отрицая, ничего взамен не предлагает. Базаров — разрушитель, а не созидатель. Его нигилизм наивен и максималистичен, но тем не менее он ценен и нужен. Он порожден благородным идеалом Базарова — идеалом сильного, умного, мужественного и нравственного человека.
У Базарова есть такая особенность, что он принадлежит двум разным поколениям. Первое — поколение времени, в котором он жил. Евгений типичен для этого поколения, как любой умный разночинец, стремящийся к познанию мира и уверенный в вырождении дворянства. Второе — поколение очень далекого будущего. Базаров был утопист: он призывал жить не по принципам, а по ощущениям. Это совершенно верный путь жизни, но тогда, в XIX веке, да и сейчас он невозможен.
Общество слишком испорчено, чтобы порождать неиспорченных людей, и только. «Исправьте общество, и болезней не будет». Базаров в этом абсолютно прав, но не думал он, что не так-то просто это сделать. Я уверен, что человек, живущий не по кем-то придуманным правилам, а по своим естественным ощущениям, по совести, — человек будущего. Поэтому Базаров и принадлежит в какой-то мере поколению своих далеких потомков.
Базаров приобрел известность среди читателей благодаря своим необычным взглядам на жизнь, идеям нигилизма. Этот нигилизм незрел, наивен, даже агрессивен и упрям, но все равно он полезен как средство, заставляющее общество очнуться, оглянуться назад заглянуть вперед и подумать, куда же оно идет.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике. Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Иван Тургенев принадлежит к категории писателей, внесших значительный вклад в развитие русской литературы. Самым известным из крупных его произведений является роман «Отцы и дети», который спровоцировал бурную полемику в обществе сразу же после выхода в свет. Тургенев предвидел такую реакцию читающей публики и даже желал ее, специально посвятив отдельное издание Белинскому (тем самым бросая вызов либеральной интеллигенции): «Не знаю, каков будет успех, «Современник», вероятно, обольет меня презрением за Базарова – и не поверит, что во все время писания я чувствовал к нему невольное влечение» — писал автор в своем дневнике 30 июля 1861 года. Именно главный герой и его воззрения вызвали ожесточенные споры среди современников Тургенева.
Основная идея многих романов Тургенева – выражение особенностей времени через типические характеры. В центре внимания оказывается тот общественно-исторический тип, который представляет динамическое начало эпохи. Герой приходит в традиционное консервативное общество и разрушает его стереотипы, оказываясь жертвой той миссии, что возложена на него в силу обстоятельств. Его историческая задача – поколебать устоявшуюся рутину жизни, привнести новые веяния и изменить существующий уклад. Базаров – разночинец (из семьи обыкновенного сельского доктора), который поднимается вверх по общественной лестнице благодаря своим интеллектуальным способностям и личным достижениям, а не титулу, происхождению или богатству. Таким образом, конфликт в романе можно обозначить, как «разночинец в дворянском гнезде», то есть противопоставление человека труда праздному дворянскому обществу. Такой герой всегда одинок, путь его мрачен и тернист, а исход непременно трагический. Он один не может перевернуть мир с ног на голову, поэтому его благие намерения всегда обречены, он, казалось бы, беспомощен, бездеятелен, даже жалок. Но его миссия заключается в том, чтобы вырвать следующее поколения из омута равнодушия дедов, из их нравственного и умственного застоя, а не изменить свое поколение в одночасье. Это же реалистический роман, сюжет развивается по законам самой жизни.
Если Базаров — носитель исторического прогресса, почему же он все подряд отрицает? Кто такой нигилист? Нигилизм – это мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности и культуры. Герой отрицает даже любовь, поэтому его нигилизм можно назвать гротескным. Тургенев намеренно сгущает краски, чтобы усилить драматизм произведения и провести Базарова через «медные трубы» — взаимное чувство к Одинцовой. Так он проверяет героя (это его излюбленный прием) и дает оценку целому поколению. Несмотря на свое тотальное отрицание, Базаров способен испытывать сильную страсть к женщине, он — настоящий, его порывы и мысли естественны. В отличие от второстепенных героев, которые фальшивят и прикрываются нигилизмом, чтобы произвести впечатление, Базаров искренен и в ненависти к старым порядкам, и в любви к Одинцовой. Он противоречит себе, влюбляясь, а открывает новые грани существования, познает полноту его. Проверку он прошел. Даже Тургенев (дворянин, чиновник, представитель более консервативного лагеря, чем Белинский, например) проникся симпатией к своему герою.
Так автор писал о Базарове: «…если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». То есть, в понимании Тургенева нигилист – революционер, человек, противопоставляющий себя существующему общественному порядку. Герой действительно отвергает утвержденные и освященные государством институты и идейные концепции. Он – материалист, который ставит себе цель служить прогрессу общества и по мере сил очищать его от предрассудков. И впрямь революционный подвиг! Базаров обрекает себя на непонимание и одиночество, вызывает в людях страх и отчуждение, а свою жизнь ограничивает службой. То, что он так настойчиво все отрицает – лишь отчаянный протест человека, который «один в поле воин». Излишний радикализм подобен громогласному крику вопиющего в пустыне. Только так его услышат, только так его поймет следующее поколение. Ему предстоит воплотить все то, что не успеет сделать Базаров. Как и подобает миссии, он умрет молодым, оставляя своеобразных «апостолов» насаждать новые идеи и вести людей к будущему.
Цели уроков:
познакомиться с толкованием понятия «нигилизм»; сравнить понятие «нигилизм» и взгляды Базарова.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Учащиеся зачитывают все варианты определений понятия «нигилизм». При необходимости учитель дополняет ответы:
Нигилизм
— это…
— (от лат, nihil — «ничто») отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь)
— «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать (Толковый словарь В. Даля)
— «голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм (Толковый словарь русского языка)
— «философия скептицизма, которая возникла в России в ХIХ веке в начале правления Александра II. Ранее этот термин применялся к некоторым ересям в Средние Века. В русской литературе термин нигилизм
был впервые использован, пожалуй, Н. Надеждиным в статье в «Вестнике Европы»… Надеждин… приравнивал нигилизм к скептицизму. (
М. Катков
)
2. Проверка заполнения таблицы. Четыре ученика у доски заполняют таблицу (по одному пункту таблицы каждый). Учащиеся сверяют свои таблицы с таблицей, заполненной на доске. Дополняют отвечающих или свои записи.
3. Вывод и ответ на вопрос:
(Убеждения Базарова вполне подходят под определение нигилистических. Отрицание всего и всех: моральных устоев, искусства, чувств. Базаров объяснял все жизненные явления с точки зрения науки, материализма. Все это было собрано и описано Тургеневым в образе Базарова.)
II. Работа по тексту романа
Для того чтобы лучше понять суть образа мыслей Базарова нигилиста, обратимся к трем диалогическим сценам романа, которые раскрывают основные постулаты нигилистической картины мира.
Когда мы впервые слышим слово «нигилист» и кто при этом присутствует?
(В первой сцене, происходящей за утренним чаем, принимают участие братья Кирсановы и Аркадий. Именно здесь впервые прозвучало слово «нигилист», не на шутку встревожившее старшее поколение, обозначавшее критическое отношение ко всем существующим «авторитетам» и «принципам» («нигилист — это человек, которые не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».)
С какой целью было произнесено это слово и, какова была реакция на него?
(Аркадия, невольного возмутителя спокойствия, больше занимает не смысл того, чем он говорит, а собственно бунтарский характер произносимых им слов и их ошеломляющее воздействие на отца и дядю. Они же переживают подобное состояние именно от осознания всего услышанного. Для Павла Петровича нигилист — это, прежде всего, тот, кто «не склоняется» ни перед каким опытом. Однако люди, отказывающиеся от прошлого, по его мнению, обречены «существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве». Таким драматическим выводом Павел Петрович завершает свой разговор с молодым реформатором.)
Вторая сцена, уже с Базаровым, значительно углубляет представление о нигилистическом сознании. За столом появляется сам нигилист, что обуславливает новый виток в развитии предшествующего разговора.
Как изменяется разговор с появлением Базарова?
(Говоря о непризнании авторитетов, Базаров корректирует недавнее высказывание Аркадия о нигилисте смягчает его, допуская для себя признание того, что сочтет «делом». Но даже при таком раскладе он остается верен своим убеждениям. Если что-то Базаров и склонен принять, то только лишь пропущенным через собственное «я»: «мне скажут дело, я соглашусь…», — т. е. во главу угла ставится исключительно личный опыт, а не то, что выверено временем, является авторитетным и общепринятым.)
Комментарий учителя.
Две недели спустя в прямой «схватке» с Павлом Петровичем Базаров открыто заявит своему оппоненту можно обойтись и без «логики истории», иначе, без знания объективных закономерностей общественного развития без включенности в общий процесс исторического времени, с тем, чтобы обрести свое место в поступательном движении истории.
Однако всеобщее отрицание тургеневского героя не было стихийным и тем более бесцельным. Оно имело конкретное историческое обоснование, обусловленное противостоянием «новых» людей дворянскому аристократизму. Связывая единственно с ним тяготы русской жизни (не случайно тургеневский роман открывается картинами предреформенной деревни), демократический герой, естественно, не желает иметь ничего общего с наследием «отцов».
(Обращение писателя к картине дает читателю возможность осознать демократические истоки базаровского отрицания, то, что Базаров воплощает единую сущность наиболее радикальных устремлений в русском обществе накануне крестьянской реформы. Катастрофическая картина народной жизни и фигура Базарова на ее фоне воспринимаются как нечто нерасторжимое, взаимообусловленное.)
Что особенно привлекло ваше внимание в картине деревни, открывшейся Аркадию?
(Пронзительно страшное запустение во всем: «Церкви… с отвалившеюся кое-где штукатуркой… с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами»; «как нищие в лохмотьях… придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы»; «мужички… все обтерханные, на плохих клячонках»… в церквах, природе, людях, животных, кладбищах… Какая-то всеохватная «обтерханность»! А еще все вокруг необыкновенно уменьшенное, ничтожное, недужное. Причем «ничтожество» и «недуг» выступают в описании крестьянской жизни тесно связанными: «крошечные пруды с худыми плотинами», «деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», «покривившиеся молотильные сарайчики». На фоне болезненно измельченного деревенского мира единственное, что впечатляет своими размерами, это «зевающие воротища» молотильных сарайчиков «возле опустелых гумен».)
Какова роль третьей сцены?
(В третьей сцене «схватки» — героев особенно резко обозначились конфликтообразующие стороны, представленные двум диаметрально противоположными общественными сознаниями — демократическим и либеральным: «лекарь» против «аристократишки» и наоборот. Базарова глубоко раздражают рассуждения Павла Петровича об исторической роли английской аристократии, о чувстве собственного достоинства, долге, уважении к личности.)
III. Слово учителя
Базаров — умный и глубокий человек. Его нигилистическое сознание во многом проистекает из присущего ему всеохватного знания русской жизни, в которой есть все: «пошлость», «доктринерство», «недостаток в честных людях», бесконечные толки о парламентаризме… но где нет главного — «дела». Отрицая все реально существующие формы социального устройства, экономической жизни, культуры, быта Базаров ничего не может предложить взамен, кроме неистового желания разрушить по его твердому убеждению, старое, отжившее. В этом смысле положение героя глубоко драматично, так как отсутствует опора в прошлом и видение перспективы будущего.
IV. Аналитическая беседа
Как мы уже обсуждали на предыдущих уроках, огромное влияние на Базарова оказала А. С. Одинцова, любовь к ней.
Каким образом отразилось это влияние на Базарове нигилисте?
(Теперь герой воспринимает мир не как естествоиспытатель, а внутренним зрением, «глазами души». В таком состоянии он перестает быть зависимым от власти идей, становится, благодаря собственной духовной мощи, для них неуязвимым. Базаров убеждается, что помимо выбранной им цели -отрицания старого жизнеустройства — и движения к ней, в жизни человека есть ценности более важные и необходимые для сохранения и развития самой человеческой жизни. Одна из них — способность видеть мир единичным, неповторимым и принимать этот мир в его же самозначимости. Это открытие стало для Базарова основанием глубокого духовного кризиса, представившего его уже не героем цели, а рефлектирующим героем.)
Можете ли вы привести примеры проявления «обновленного» Базарова?
(Базаров рассказывает Аркадию о «той осине» из детства, воспоминания о которой живы и дороги ему. Ему хочется, чтобы его воспринимали не как «государство какое или общество», т. е. что-то обезличенное, но в отдельности, выделенности из общего. Больше того, прежде воспринимавший человека как слаженный биологический организм, он неожиданно соглашается с мыслью о том, что всякий человек — загадка».)
В чем выражается духовный кризис Базарова?
(Остро сознающий личное«я», Базаров болезненно переживает конечность своего существования на фоне вечного бытия природы. Прежде такая знакомая и полезная («Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник»), она начинает вызывать у Базарова глухое раздражение и горькие раздумья о собственной ничтожности и оставленности в огромном мироздании («Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет…»), о своей временности и случайности в общем потоке времени, где, по словам героя, «меня не было и не будет». Он не может смириться с мыслью о том, что человек перед вечностью это всего лишь «атом», «математическая точка». И потому говорит о жизни как о «безобразии». В таком состоянии трудно думать о каких-то Филиппе или Сидоре, которые придут после тебя, ушедшего навсегда, тем более посвятить им свою «мгновенную» жизнь.)
Как вы думаете, как связаны эти умозаключения героя с чувствами самого автора?
(Неизбывная тоска Базарова от осознания краткости человеческого бытия напрямую связана с мироощущением самого Тургенева, «трагической установкой духа» писателя.)
Какой выход для человека предлагает Тургенев?
(Один выход Тургенев описал в «Записках охотника» — раствориться в природе, войти в стихийное течение жизни. Но Тургенев не мог привести своего героя к «жизни безличной»: у автора «Отцов и детей» была другая установка.
По мысли писателя, чтобы пережить драматическое осознание своего бренного удела на фоне вечной жизни природы, человек должен, несмотря ни на что, продолжать оставаться личностью, сохранить в себе «огромное напряжение личного начала», быть похожим на птицу, неудержимо летящую вперед. Но не на ту, с какой сравнивает Базаров Аркадия, стремящегося к «гнезду», к обыкновенному человеческому существованию, покою, уюту.)
V. Итог урока
Базаров — бесприютный скиталец, устремленный к недостижимой цели. И разве не является романтическим этот высокий порыв к недостижимому? Базаров, отрицающий внешний романтизм, по своей духовной сути романтическая личность.
Путь к цели Базарова — «горькая, терпкая, бобылья жизнь» — это сознательный, личный выбор героя, выводящий его из числа обыкновенных людей, делающий его избранным. Так признать конечность своего бытия, как делает это тургеневский Базаров, дано не каждому, но только необыкновенно сильной личности, в которой торжествует дух, личности, внутренне свободной. Но почему же так несчастливо, бездарно заканчивается жизнь самого интересного и неоднозначного героя Тургенева? Об этом мы поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание
Подумать над вопросом: почему роман «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя?
План
1. В чем суть нигилизма?
2. Характеристика Евгения Базарова
3. Что лучше — верность нигилизму или жизнь в ладу с собственной душой?
Евгений Базаров — главный герой романа И.С.Тургенев а «Отцы и дети », в основе которого лежит столкновение интересов двух поколений. Поколение «отцов» представлено братьями Кирсановыми — аристократами-дворянами. Поколение «детей» Аркадием Кирсановым, образованным молодым человеком, не вступающим в открытые споры с «отцами». И Евгением Базаровым, который четко держит позицию нигилиста. Нигилизм — это полное отрицание общепринятых ценностей, всех моральных норм, этики, гармонии.
Евгений как раз и отрицает все, что не приносит видимой пользы. Для него не существуют искусство, природа, эстетика, вера, любовь, семья. Все принятые устои общества не имеют значения для Базарова. Он с презрением говорит об «аристократишках», не стесняясь присутствия Кирсановых. А белые воротнички Павла Петровича и его «аглицкий» отутюженный костюм являются предметом насмешки для Евгения. Вступая в серьезный спор со старшим Кирсановым, Базаров обижает его прямыми высказываниями об искусстве, о дворянстве, об образовании. Занимаясь практической деятельностью, он идет рука об руку с наукой. Это характеризует Евгения с положительной стороны. Но тут же он отрицает всякое взаимодействие человека с природой в вопросе гармонии и единства. Базаров уверен, что природа — «не храм, а человек в ней работник». И лишь такой подход к делу является единственно правильным и неоспоримым.
Оставаясь верным своей идеологии, Базаров теряет любовь. То пылкое страстное чувство не принесло ему счастья, потому как разрушило бы все его материалистические принципы. Но поддавшись любви, Базаров оказался отвергнутым, что еще больше укрепило его в своих нигилистических убеждениях. Но самое страшное — это то, что Базаров так и не смог найти общего языка со своими родителями. Старики очень любили сына, а он всецело «посвятил» себя науке и идеологии. Возможно, Базаров мог стать одним из революционеров, декабристов — его характер подтверждает это. Но стоит ли отвергать все духовное и гармоничное, что есть в человеке? Стоит ли основываться лишь на практически полезных ценностях? Стоит ли отрицать очевидное, с чем человек бороться не в силах?