Как исправить ошибки по корану

Из неудач мы извлекаем гораздо больше позитивного опыта, чем из успеха. (Источник фото: primechaniya.ru)

Приходилось ли вам когда-нибудь переживать из-за своих ошибок и неудач, совершенных на работе?

Некоторые люди, упрекая себя за ошибки, доходят до крайностей: самоупреки перерастают в самоистязание, а затем в депрессию и ненависть к себе. Однако важно понимать, что ошибки в работе неизбежны у любого человека. Поэтому основная задача состоит не в том, как научиться избегать ошибок, а в том, как с ними справляться.

Современные исследования в области психологии говорят, что любую неудачу можно и даже нужно использовать как ступеньку для роста. Из неудач мы извлекаем гораздо больше позитивного опыта, чем из успеха.

А что, если вы являйтесь руководителем, и по причине ошибки вашего подчиненного появились проблемы? Как вы будете относиться к своему коллеге в будущем? Как в данном случае должен вести себя мудрый руководитель? Обратимся к аятом Священного Корана, а также хадисам пророка Мухаммада (мир ему).

Всевышний Аллах сообщает нам, что одно из Его имен – аль-Вадуд – Любящий.

Всевышний Аллах говорит: «Он — Прощающий, Любящий» (сура «аль-Бурудж», аят 14)

Всевышний Аллах упоминает Свое имя -Любящий  рядом с другим именем – Прощающий. Это значит, что Всевышний Аллах прощает нам грехи по причине Своей любви. А также говорит:

«Попросите прощения у своего Господа, а затем раскайтесь перед Ним. Воистину, мой Господь — Милосердный, Любящий» (сура «Худ», аят 90)

Совершая ошибки, мы ожидаем наказания. Такова природа людей, но не Всевышнего Аллаха.

Понятно, что самая первая реакция на ошибку наших коллег или подчиненных – это попытка отчитать их. Так мы избавляемся от гнева и демонстрируем недопустимость подобного поведения в будущем. Это же будет уроком для других сотрудников и коллег. Хотя, это и может иметь некоторый положительный эффект, тем не менее, это не самый эффективный и продуктивный способ справляться с ошибками.

Всевышний Аллах знает: когда люди совершают ошибки, в глубине души они порицают себя за это. Поэтому Он напоминает нам, что за ошибку нельзя корить себя бесконечно, необходимо любить себя и двигаться дальше, чтобы учиться и совершенствоваться.

Людям никогда не достичь того уровня любви, который испытывает по отношению к Своим творениям Всевышний Создатель, но в наших силах стремиться к тому, чтобы обрести хотя бы малую часть некоторых Его качеств, чтобы привнести в свою жизнь баракят и стать ближе к своему Создателю.

Как стать хорошим руководителем? Техника пророка Мухаммада (ﷺ)

Имя Всевышнего аль-Вадуд может научить нас быть более сострадательными по отношению к окружающим, включая наших коллег и подчиненных. Всевышний Аллах через проявление этого чувства наполнит баракятом нашу профессиональную деятельность.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Не тот силён, кто побеждает других. Силён лишь тот, кто способен владеть собой в гневе» (Бухари, Муслим).

Посланник Аллаха (мир ему) был главой всех мусульман в мирное время и их предводителем в сражениях. В одной из битв верующие ослушались приказа Досточтимого Пророка (мир ему), что стоило им поражения, а Пророку – ранения. Постигло ли их наказание от Пророка (мир ему) и гнев Аллаха?  В ответ Всевышний Аллах ниспослал следующий аят:

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (сура «АлюИмран», аят 159)

Этот аят должен учить руководителей не унижать своих подчиненных. Если руководители начнут относиться к своим подчиненным соответственно, это только повысит лояльность сотрудников, а также их желание и готовность исправлять любые свои ошибки.

Всевышний Аллах говорит: «Да простит тебя Аллах! Почему ты разрешил им остаться дома, пока тебе не стало ясно, кто говорит правду, а кто является лжецом?» (сура «ат-Тауба», аят 43)

Указывая Своему любимому Пророку (мир ему) на ошибку, Всевышний Аллах начинает с упоминания Своего прощения ему, а затем уже указывает на то, как следовало поступить в той ситуации посланнику Аллаха (мир ему).

Обратите внимание на то, как мы отчитываем своих подчиненных или домочадцев за совершенные ошибки? Похоже ли это на идеал, показанный Всевышним Аллахом?

Важно знать и понимать, что люди не могут и не будут работать с превосходной продуктивностью все время. Наша человеческая природа, а также психические, физические и социальные обстоятельства всегда будут на нас влиять.

Всевышний Аллах говорит людям, что будет судить их по наилучшим благодеяниям, игнорируя проступки, если люди будут продолжать искренне верить:

«Им, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы простим их злодеяния и воздадим за наилучшее из того, что они совершали» (сура «аль-Анкабут», аят 7)

А также:

«…чтобы Аллах простил им наихудшее из того, что они совершили, и воздал им наградой за лучшее из того, что они совершали» (сура «аз-Зумар», аят 35)

Разумеется, это не повод и дальше совершать ошибки, но если кто-то известен тем, что большинство его дел успешны, то стоит сделать скидку на его человеческую природу и иногда игнорировать его ошибки.

Islam-today

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

23

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Известно, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поминал Всевышнего и обращался к Нему с мольбами, и что он «поминал Аллаха в любом положении».

Мы также знаем, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) учил членов своей общины обращаться к Аллаху с мольбами, и его сподвижники выучили много слов, с которыми Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к Господу. Например, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) научил своих сподвижников читать ду‘а-истихару. Соответствующий хадис приводит аль-Бухари. А Муслим приводит хадис о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) учил своих сподвижников просить у Аллаха защиты от четырёх вещей подобно тому, как учил их сурам Корана: «О Аллах, поистине, я прошу у Тебя защиты от мучений в могиле…» и так далее до конца хадиса.

Коранические аяты и хадисы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) указывают также на то, какое внимание уделял Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) этому великому поклонению — обращению к Аллаху с мольбами. Он неустанно заботился о том, чтобы уберечь его от ошибок и искажений. Так, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) передал нам запрет отказываться от обращения к Аллаху с мольбами полностью и запрет отказываться от него в благополучные времена, лениться при обращении к Аллаху с мольбами. Мусульманину также запрещено выходить в своей мольбе за рамки умеренности. Также запрещено обращаться с мольбой к кому-то или чему-то помимо Аллаха, а также обращаться к Аллаху с мольбой против себя или просить ускорить наказание и не оставлять его до Судного дня. Также запрещено просить о несправедливости, связывать мольбу с какими-то условиями, повышать голос.

Также известен запрет изменять слова в мольбах, которые передаются от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), обращаться к Аллаху со слишком пространными и многословными мольбами, спешить с мольбой, не предваряя её восхвалением Всевышнего, считать, что ответ слишком задерживается, переставать обращаться к Аллаху с мольбами под предлогом того, что «это не помогает», поднимать взор к небу и поднимать руки ладонями вниз, а также указывать двумя пальцами во время обращения к Аллаху с мольбой.

Мусульмане всегда оберегали свою религию, и один из ярких примеров этого — действия сподвижников, которые удерживали людей от выхода за рамки дозволенного в обращении к Аллаху с мольбами и поминании Его. Таких случаев было бесчисленное множество. Например, они запрещали людям собираться вместе для обращения к Аллаху с мольбами, использовать камешки для подсчёта произнесённых слов восхваления Аллаха, обращаться к Аллаху с мольбами стоя и так далее. Эти примеры лишний раз подтверждают важность и ценность книги, которую вы сейчас держите в руках, и доказывают, что она не является чем-то новым и непривычным в данной теме. Кто желает проявлять чистосердечие по отношению к мусульманам и оберегать религию, тот должен обращать внимание мусульман на ошибки, которые закрались в два великих вида поклонения — обращение к Аллаху с мольбами и поминание Его, чтобы мусульмане совершали эти виды поклонения правильно и избегали нововведений.

Ниже приводятся соответствующие доказательства из Корана и Сунны, помогающие изменить неверные представления об обращении к Аллаху с мольбами и исправить ошибки, которые допускают многие в этом поклонении.

  1. Запрет полностью отказываться от обращения к Аллаху с мольбами.

Всевышний Аллах сказал:

«Ваш Господь сказал: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными”» (40:60).

  1. Запрет отказываться от обращения к Аллаху с мольбами в благополучные времена.

Всевышний Аллах сказал:

«Когда человека поражает горе, он взывает к Нам и лежа на боку, и сидя, и стоя. Когда же Мы избавляем его от напасти, он проходит, словно никогда не взывал к Нам по поводу постигшего его несчастья» (10:12).

Похожие аяты есть в сурах «Ночное путешествие», аят 67, «Люкман», аят 32, «Толпы», аяты 8 и 49, и «Разъяснены», аят 51.

Это действие противоречит действиям пророков (мир им всем).

Всевышний Аллах сказал о них:

«Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами» (21:90).

То есть: они поклонялись Нам с надеждой на милость Аллаха и страхом перед Его наказанием.

  1. Запрет отказываться от обращения к Аллаху с мольбами из лени. Несчастен тот, кто отказывается от обращения к Аллаху с мольбами из лени. Поистине, он лишает себя великого блага. Абу Хурайра (радиАллаху анху) передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самый слабый из людей — тот, кто не находит в себе силы обращаться к Аллаху с мольбами, а самый скупой — тот, кто скупится на приветствия» [Абу Йа‘ля; ат-Табарани; Ибн Хиббан; ‘Абду-ль-Гани аль-Макдиси].

А в другой версии хадиса говорится: «Самый скупой из людей — тот, кто скупится на приветствия, а самый слабый — тот, кто не находит в себе силы обращаться к Аллаху с мольбами».

  1. Запрет выходить за пределы, установленные Шариатом, при обращении к Аллаху с мольбами.

Всевышний Аллах сказал:

«Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступающих» (7:55).

Запрет распространяется на любое нововведение, связанное с обращением к Аллаху с мольбами и касающееся времени, места, количества и способа его совершения.

‘Абдуллах ибн Мугаффаль однажды услышал, как его сын говорит, обращаясь к Всевышнему с мольбой: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя даровать мне белый дворец в правой части Рая, когда я войду туда!» Он сказал сыну: «Сынок, проси у Аллаха Рая и защиты от Огня, ибо, поистине, я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Поистине, в моей общине появятся люди, которые будут выходить за установленные пределы в очищении и обращении к Аллаху с мольбами”!»

Этот хадис приводят имам Ахмад, Абу Дауд. Ибн Маджа и Ибн Касир в своём «Тафсире». Хадис с хорошим иснадом.

Сын Са‘да (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Однажды отец услышал, как я говорю: “О Аллах, поистине, я прошу у Тебя Рая, его наслаждений его великолепия, и того-то, и того-то… И я прошу у Тебя защиты от Огня и его цепей и Его оков и того-то и того-то…” Он сказал: “Сынок, поистине я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ‹В моей общине появятся люди, излишествующие в обращении к Аллаху с мольбами›. Поэтому опасайся оказаться в их числе. Поистине, если тебе будет дарован Рай, то будут тебе дарованы и блага, которые в нём и если ты будешь убережён от Огня, то ты будешь убережён и от зла, которое в нём”».

Этот хадис приводят Абу Дауд и Ахмад.

  1. Запрет на обращение с мольбами не к Аллаху. Это касается и ду‘а-поклонения, и ду‘а-просьбы. Обращение с мольбами не к Аллаху — самый отвратительный вид выхода за установленные Шариатом пределы в обращении с мольбой, и это явное неверие, выводящее человека из религии, и придавание Аллаху сотоварищей (ширк), и совершающий данное действие является кафиром и мушриком.

Всевышний Аллах сказал:

«Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. А в День воскресения они отвергнут ваше поклонение» (35:14).

Всевышний также сказал:

«Скажи: «Я взываю только к своему Господу и никого не приобщаю в сотоварищи к Нему»» (73:20).

Всевышний также сказал:

«У того, кто молится наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют» (23:117).

Всевышний сказал:

«Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?!» (46:5).

Мусульманские учёные единодушны в том, что обращение с мольбами не к Аллаху запрещено и что это великий ширк (ширк акбар — شرك أكبر).

  1. Многословие и излишние подробности в мольбах — выход за установленные Шариатом пределы в обращении к Аллаху с мольбами.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предпочитал обращаться к Аллаху с короткими, но содержательными мольбами, и оставлял другие».

Мы также приводили выше хадисы ‘Абдуллаха ибн Мугаффаля и Са‘да ибн Абу Ваккаса.

  1. Запрет обращаться с мольбой против себя, а также против кого-то, когда для этого нет оснований.

Всевышний Аллах сказал:

«Человек молит о зле подобно тому, как он молит о добре. Воистину, человек тороплив» (17:11).

То есть раздражённый или рассерженный человек обращается к Аллаху с мольбами против самого себя и своих детей подобно тому, как в хорошем настроении он обращается к Аллаху с благими мольбами за себя и свою семью. Это признак торопливости человека, который просит о зле так же, как просит о добре, что является выходом за установленные Шариатом пределы в обращении к Аллаху с мольбами.

Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вошёл к Абу Саляме, когда взор того уже угас. Он закрыл ему глаза и сказал: «Поистине, когда дух забирают, взор следует за ним». Близкие умершего стали громко причитать, а Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не призывайте на себя ничего, кроме блага[1], ибо, поистине, после любых ваших слов ангелы станут говорить “Амин”». А потом он сказал: «О Аллах, прости Абу Саляме и возвысь степень его среди ведомых правильным путём, и стань его преемником[2] для тех, кто останется после него, и прости и нас, и его, о Господь миров, и сделай его могилу просторной для него, и освети её для него!»[3] [Муслим; Абу Дауд; ан-Насаи; Ибн Маджа].

Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не призывайте проклятий на самих себя, и не призывайте зла на своих детей, и не призывайте проклятий на своё имущество, ибо такая мольба может совпасть с периодом времени, в который следует просить о желаемом, и тогда Аллах ответит на вашу мольбу» [Муслим; Абу Дауд]. В версии Абу Дауда имеется добавление: «…и ваших слуг».

Мольбы, с которыми неверующие обращаются к Аллаху против мусульман, являются несправедливостью и притеснением, а потому остаются без ответа. Поэтому аль-Бухари назвал одну из глав своего «Сахиха» «Глава о словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Аллах отвечает на наши мольбы против иудеев, тогда как их мольбы против нас остаются без ответа”». В этой главе он приводит хадис ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах).

Ибн Хаджар сказал, комментируя упомянутое название: «Так происходит потому, что наше обращение с мольбой против них соответствует истине, тогда как их обращение с мольбой против нас является несправедливостью».

Он также сказал: «Отсюда можно заключить, что если человек обращается к Аллаху с мольбами против другого, будучи несправедливым по отношению к нему (то есть, не имея на то оснований), Всевышний Аллах не станет отвечать на его мольбу. Это подтверждают и Слова Всевышнего: “Но мольбы неверующих безуспешны”».

  1. Запрет обращаться к Аллаху с мольбами о греховном или порывании родственных связей. Абу Хурайра (радиАллаху анху) передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «На мольбы раба Всевышнего будет приходить ответ до тех пор, пока он не начнёт просить о греховном и порывании родственных связей и пока он не начнёт торопить ответ» [Муслим].

‘Убада ибн ас-Самит (радиАллаху анху) передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Какой бы мусульманин на земле ни обращался к Аллаху с мольбой, Аллах непременно дарует ему то о чём он просил, или отведёт от него соответствующее зло, если только он не будет просить о чём-то греховном и порывании родственных связей и если он не будет спешить, говоря: “Вот, я взывал к Аллаху и взывал, а ответ так и не пришёл”» [Ат-Тирмизи; аль-Хаким, который считал этот хадис достоверным и аз-Захаби согласился с ним].

А в версии аль-Хакима содержится добавление: «Или прибережёт для него соответствующую награду».

  1. Глава о запрете связывать мольбу с условием. Анас ибн Малик (радиАллаху анху) передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда любой из вас обращается к Аллаху с мольбой, пусть он проявляет решительность и не говорит: “О Аллах, если желаешь, дай мне”, ибо Аллаха и так никто не может ни к чему принудить» [Аль-Бухари; Муслим].

Абу Хурайра (радиАллаху анху) передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть никто из вас не говорит: “О Аллах, прости Мне, если хочешь”, “О Аллах, помилуй меня, если хочешь”. Пусть он проявляет решительность в просьбе, потому что Аллаха и так никто не может ни к чему принудить» [Аль-Бухари; Муслим].

А в версии Муслима говорится: «Просите Аллаха и о большом, поскольку для Аллаха не представляет трудности исполнить и такую просьбу».

  1. Запрет торопить ответ. Абу Хурайра (радиАллаху анху) передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Любой из вас будет получать ответ на свои мольбы, если только он не будет торопить его, говоря: “Вот, я взывал к Аллаху, а Он не ответил мне! ”» [Аль-Бухари].

А в версии Муслима сказано: «На мольбы раба Аллаха будет приходить ответ, если только он не будет просить о чём-нибудь греховном или о разрыве родственных связей и не станет торопить ответ». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, а что значит торопить ответ?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это значит говорить: “Я обращался к Аллаху с мольбами и обращался к Нему снова, но я не вижу ответа”, после чего это начинает тяготить его, и он отказывается от обращений с мольбами”».

Абу Са‘ид аль-Худри (радиАллаху анху) передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Какой бы мусульманин ни обратился к Аллаху с мольбой, не содержащей греховного и разрыва родственных связей, Аллах непременно дарует ему одно из трёх: либо Он даст ему то, о чём он просит, либо Он прибережёт для него награду за его мольбу в мире вечном, либо Он отведёт от него зло соответствующих размеров» [Ахмад; аль-Хаким, который назвал его достоверным, и аз-Захаби согласился с ним].

‘Убада ибн ас-Самит (радиАллаху анху)  передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)  сказал: «Какой бы мусульманин на земле ни обращался к Аллаху с мольбой, Аллах непременно дарует ему то, о чём он просил, или отведёт от него соответствующее зло, если только он не будет просить о чём-то греховном и порывании родственных связей и если он не будет спешить, говоря: “Вот, я взывал к Аллаху и взывал, а ответ так и не пришёл”» [Ат-Тирмизи; аль-Хаким, который считал этот хадис достоверным и аз-Захаби согласился с ним].

Известно, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)  целый месяц обращался к Всевышнему Аллаху с мольбой, прося Его покарать нечестивцев из племён Ра‘ль и Закван. С точки зрения фикха из хадиса следует, что Взывающий к Аллаху не должен считать, что ответ слишком задерживается. Да и стоит ли нам ожидать быстрого ответа на свои мольбы, когда у нас множество грехов, закрывающих ему путь? Нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха…

  1. Запрет отказываться от обращения к Аллаху с мольбами под предлогом того, что ответ не приходит. Речь идёт о том случае, когда человек перестаёт обращаться к Аллаху с мольбами, потому что он считает, что ответ слишком долго не приходит, и ему наскучивает это. Всевышний Аллах сказал, хваля Своих ангелов: «Ему принадлежат все, кто на небесах и на земле. А те, кто у Него, не превозносятся над поклонением Ему и не устают. Они славят Его днем и ночью без устали» (21:19–20).

Аз-Зубайди сказал, комментируя хадис «Взывайте к Аллаху без устали»: «То есть пусть вам не наскучивает это».

Хадисы, в которых содержится запрет торопить ответ на мольбу и считать, что он слишком задерживается, указывают на то, что запрещается отказываться от обращения к Аллаху с мольбами под предлогом того, что ответ не приходит». Вспомним хадис Абу Хурайры в «Сахихе» Муслима. Люди спросили: «О Посланник Аллаха, а что значит торопить ответ?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это значит говорить: “Я обращался к Аллаху с мольбами и обращался к Нему снова, но я не вижу ответа”, после чего это начинает тяготить его, и он отказывается от обращений с мольбами”».

А Аллах знает обо всём лучше.

  1. Запрет обращаться к Аллаху, когда человек рассеян и сердце его небрежно. Абу Хурайра (радиАллаху анху) передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Взывайте к Аллаху, будучи уверенными в том, что ответ придёт, и знайте, что Аллах не отвечает на мольбы тех, чьё сердце небрежно» [Ат-Тирмизи; ат-Табарани].

Многие называют этот хадис слабым, но его подтверждает хадис ‘Амра ибн аль-‘Аса, который приводит в своём «Муснаде» имам Ахмад.

  1. Запрет обращаться к Аллаху с мольбой, не предваряя её восхвалением Аллаха и призывом благословения на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Всевышний Аллах начал Свою Книгу со слов восхваления: «Хвала Аллаху Господу миров!»

Фадаля ибн ‘Убайд, сподвижник Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) передаёт, что однажды Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) услышал, как один человек взывает к Аллаху с мольбами, не восхвалив Его предварительно и не призвав благословение на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)  сказал: «Этот поторопился». Потом он позвал его и сказал ему или кому-то другому: «Когда любой из вас совершает молитву, пусть он сначала воздаст хвалу Господу, затем призовёт благословение на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а после этого просит Аллаха, о чём пожелает» [Абу Дауд].

И Всевышний Аллах сказал в Своей Книге: «И последние слова их: Хвала Аллаху Господу миров!» (10:10).

  1. Запрет изменять мольбы, которые передаются от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Аль-Бара ибн ‘Азиб (радиАллаху анху) передаёт, что однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Когда соберёшься ложиться спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь перед молитвой, ляг на правый бок и скажи: “О Аллах, я предался Тебе, и вручил Тебе дело своё, и положился на Тебя, стремясь к Твоей милости и боясь Тебя. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе! О Аллах, я уверовал в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего Пророка, которого Ты послал”[4]. И если ты умрёшь этой ночью, то умрёшь в своём естественном состоянии, пусть эти слова будут последним, что ты скажешь перед сном».

Аль-Бара сказал: «Желая запомнить эти слова, я стал повторять их и сказал: “Я уверовал в…Твоего Посланника, которого Ты послал”. Но Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)  сказал: “Говори: ‹Я уверовал в…Твоего Пророка, которого Ты послал›”» [Аль-Бухари; Муслим].

  1. Запрет просить Аллаха послать наказание за грехи уже в этом мире. Анас (радиАллаху анху) передаёт, что однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует пришёл к одному человеку, дабы навестить его. Он был сильно болен и напоминал ощипанного цыплёнка. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует спросил его: “Обращался ли ты с какими-нибудь мольбами к Аллаху?” Он ответил: “Я сказал: ‹О Аллах, подвергни меня в этом мире тому наказанию, которое Ты уготовал мне в мире вечном!›” Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует сказал: “Преславен Аллах! Тебе никогда не вынести этого! Говори лучше: ‹Господь наш! Даруй нам в этом мире благо и в мире вечном благо и избавь нас от наказания Огня!›”» [Муслим; ат-Тирмизи; ан-Насаи].
  2. Запрет проявлять чёрствость по отношению к верующим в мольбе. Абу Хурайра (радиАллаху анху) передаёт, что однажды, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сидел в мечети, пришёл какой-то бедуин и, совершив молитву в два рак‘ата, сказал: «О Аллах! Помилуй только меня и Мухаммада и не милуй никого, кроме нас!» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ты сузил широкое!», имея в виду милость Аллаха. Этот хадис приводит аль-Бухари и другие.
  3. Обращение к Аллаху с мольбами о том, что уже предопределено. ‘Абдуллах ибн Мас‘уд передаёт: «Умм Хабиба (да будет доволен ею Аллах), супруга Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), сказала: “О Аллах, доставь мне радость, продлив жизнь мужа моего, Посланника Аллаха, и отца моего Абу Суфйана, и брата моего Му‘авийи”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Ты просишь Аллаха об этом, когда жизненные сроки уже предопределены, дни отсчитаны и пропитание и блага разделены между рабами. Не станет Аллах делать так, чтобы что-то произошло раньше назначенного срока, и не станет Аллах делать так, чтобы что-то произошло позже назначенного срока. Так что если бы ты просила Аллаха, чтобы Он уберёг тебя от наказания в Огне и мучений в могиле, было бы лучше”» [Муслим; Ахмад].
  4. Рифмованная проза в обращении к Аллаху с мольбами. Речь идёт о том случае, когда взывающий к Аллаху с мольбой намеренно подбирает слова так, чтобы получилась рифмованная проза. Это занятие отвлекает человека и мешает сосредоточенности и смирению и мольба получается недостаточно эмоциональной, естественной и искренней, поэтому это запрещено. Если же это получается непреднамеренно, то в этом нет ничего страшного. Это явление встречается в некоторых мольбах, передаваемых от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Они обычно отличаются гармоничностью звучания.

Всевышний Аллах сказал:

«Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступающих» (7:55).

Некоторые толкователи Корана сказали: «Имеется в виду намеренный подбор слов с целью превращения мольбы в рифмованную прозу».

Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал, наставляя своего вольноотпущенника ‘Икриму (да помилует его Аллах): «Избегай рифмованной прозы в мольбах, ибо Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники избегали этого» [Аль-Бухари].

Ибн Вахб передаёт в своей книге от благородного последователя сподвижников, одного из семи самых известных факыхов, ‘Урвы ибн аз-Зубайра, что когда ему показывали мольбу, представляющую собой рифмованную прозу якобы передаваемую от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)  или кого-то из сподвижников, он говорил: «Это ложь. Ни Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ни его сподвижники не говорили рифмованной прозой».

Эти слова приводил ат-Тартуши в «Аль-хавадис ва аль-бид‘а».

Именно этот запрет побудил ат-Табарани к написанию его книги «Ду‘а»: «В этой книге я собрал мольбы, передаваемые от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и побудило меня к этому то, что многие люди полюбили мольбы, имеющие форму рифмованной прозы, сочинённые людьми и не передаваемые ни от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ни от сподвижников, ни от одного из тех, кто последовал за ними в благодеянии. И это при том, что от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)  передаётся разъяснение нежелательности рифмованной прозы в мольбах и тем более чрезмерности в ней».

  1. Запрет поднимать взор к небу во время обращения к Аллаху с мольбами. Абу Хурайра (радиАллаху анху) передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Люди должны перестать поднимать взор к небу при обращении к Аллаху с мольбами, а иначе Аллах лишит их зрения!» [Муслим].
  2. Запрет поднимать руки ладонями вниз во время обращения к Аллаху с мольбами.
  3. Запрет указывать двумя пальцами во время обращения к Аллаху с мольбами.
  4. Запрет обращаться к Аллаху с мольбами громким голосом.

Всевышний Аллах сказал:

 «Не совершай свою молитву громко и не совершай её шепотом, а выбери среднее между этим» (17:110).

Под молитвой подразумевается обращение к Аллаху с мольбами. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала, что это было ниспослано об обращении к Аллаху с мольбами, о чём упоминается в «Сахихах» аль-Бухари и Муслима.

Всевышний также сказал:

«Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступающих» (7:55).

Некоторые толкователи Корана сказали, что имеются в виду те, кто выходит за установленные Шариатом для обращения к Аллаху с мольбами пределы, повышая голос во время обращения к Нему с мольбами.

Ибн Джурайдж сказал, что имеется в виду повышение голоса и крики, поскольку взывающим к Аллаху было велено проявлять смирение.

Всевышний Аллах сказал:

«Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и негромко по утрам и перед закатом и не будь одним из беспечных невежд» (7:205).

  1. Запрет говорить: «О Аллах, Господь Корана!». ‘Икрима передаёт: «Однажды Ибн ‘Аббас присутствовал на похоронах, и когда тело покойного уложили в могильную нишу, один человек поднялся и сказал: “О Аллах, Господь Корана, сделай для него просторным то место, в которое входит он! О Аллах, Господь Корана, прости его!” Ибн ‘Аббас повернулся к нему и сказал: “Не говори так, поскольку Коран — Слова Аллаха, а не нечто подчинённое Ему. Они от Него исходят и к Нему возвращаются”» [Аль-Байхакы; ад-Дыйа. Слабый хадис].
  2. Запрет собираться для обращения к Аллаху с мольбами. Абу ‘Усман ан-Нахди сказал: «Один из наместников ‘Умара написал ему: мол, здесь люди собираются и начинают обращаться к Аллаху с мольбами за мусульман и предводителя. ‘Умар велел ему прибыть к нему вместе с ними, а привратнику велел приготовить плеть, и когда они вошли к ‘Умару, он замахнулся и ударил их предводителя плетью» [Ибн Ваддах; Ибн Шейба].
  3. Запрет обращаться к Аллаху с мольбой после собрания для чтения Корана. Имам Малик (да помилует его Аллах) сказал о людях, которые собираются для чтения Корана: «Они могут собираться, но нежелательно обращаться к Аллаху с мольбами после завершения чтения».

Ат-Тартуши привёл эти слова в «Аль-хавадис ва аль-бид‘а».

  1. Запрет вставать для обращения к Аллаху с мольбами при входе и выходе из мечети. Имам Малик (да помилует его Аллах) осудил это, о чём упоминает ат-Тартуши в «Аль-хавадис ва аль-бид‘а».

Это лишь немногие примеры. На самом деле ошибок, которые допускают люди при обращении к Аллаху с мольбами, гораздо больше, и со временем их число только увеличивается.

А Аллах знает обо всём лучше.

______________________________________________________________

[1] То есть не говорите «Горе мне!» и не произносите слов, подобных этим.

[2] То есть замени его Собой, Своими заботами.

[3] Аллахумма-гфир ли-Аби Саляма, ва-рфа‘ дараджата-ху фи-ль-махдиййина, ва-хлюф-ху фи ‘акыби-хи фи-ль-габирина, ва-гфир ля-на ва ля-ху, йа Рабба-ль-‘алямина, ва-фсах ля-ху фи кабри-хи, ва наввир ля-ху фи-хи!

[4] Аллахумма, инни аслямту ваджхи иляй-ка, ва фаввадту амри иляй-ка ва альджа’ту захри иляй-ка рагбатан ва рахбатан иляй-ка. Ля мальджа’а ва ля манджа мин-ка илля иляй-ка! Аллахумма, аманту би-китаби-ка аллязи анзальта ва би-набиййи-ка аллязи арсальта.

Взято из книги «ОБРАЩЕНИЕ К АЛЛАХУ С МОЛЬБАМИ: его сущность и правила»

Автор:Шейх Бакр ибн ‘Абдуллах Абу Зейд

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws

(235)

Каждый человек, живущий на этой земле, склонен к совершению тех или иных ошибок и имеет разные недостатки. У некоторых людей этих недостатков так мало, что их можно считать святыми, а у некоторых, наоборот, таких недостатков предостаточно, так что даже называть их просто грешниками будет не вполне правильным. Во всяком случае, мы являемся рабами Всевышнего Аллаха и вынуждены жить вместе с теми и другими представителями общества.

В жизни каждого человека случаются события, когда он становится невольным очевидцем недостатков своих братьев-мусульман. Так как обязанностью каждого мусульманина является исправить ошибки и указать на недостатки своего брата по вере, мы должны максимально тактично и искренне помочь ему избавиться от них. Мало кому может понравится критика, какой бы актуальной она ни была.

Даже наши праведные предшественники иногда критиковали друг друга и указывали на недостатки своих братьев, говорили о них, старались помочь избавиться от них, но всегда это делали с мудростью, в рамках установленных правил, не допуская малейшего нарушения законов шариата и этики мусульманина. Всегда говоря человеку в лицо о его недостатках, они тем самым предотвращали разговоры за его спиной.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

ادْعُ إِلِى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ

«Призывай к пути Господа своего с мудростью и хорошим наставлением». (сура «Ан-Нахль», 125)

Всевышний Аллах повелевает даже Своему Посланнику (ﷺ) призывать народ к Аллаху с мудростью и хорошим наставлением, то есть увещевая и рассказывая истории и напоминания им, чтобы они остерегались. Такого же метода следует придерживаться и нам, последователям Посланника (ﷺ). Как мы видим, здесь очень важно то, каким способом это делается.

Указывая человеку на его ошибки и говоря о его недостатках, необходимо делать это исключительно ради довольства Всевышнего Аллаха, не имея к этому человеку никакой обиды, личной неприязни, не унижая его честь и достоинство. Следует избегать любых выражений, которые могли бы оскорбить или обидеть человека, тем самым проявляя братские чувства и пресекая любые возможности для злословия.

Самое важное значение имеет следующее обстоятельство: ни в коем случае нельзя говорить с человеком о его недостатках перед людьми, то есть это должно быть наедине в таком месте, где вас никто не видит. Потому что тот, кто делает насыха (доброе наставление) своему брату публично, тот чернит его, а для мусульман приложение усилий в том, что украшает брата, достойней, чем иметь цель опорочить его. А наши праведные предшественники (саляфы) были таковы, что если хотели делать наставление кому-либо, или сказать о его недостатках, то говорили ему это скрыто.

Следовательно, если кто-либо говорит своему брату о его недостатках наедине, то это насыха, а если это делается перед людьми, то это лишь порочение, как говорил Имам Аш-Шафии (да будет доволен им Аллах):

قال الإمامُ الشافعيُّ رضي الله عنه: مَن وَعَظ أخاه سِرًّا، فقد نَصَحَهُ وزانَهُ، ومن وَعَظَهُ علانيةً، فقد فَضَحَهُ وشانَهُ

«Тот, кто тайно вразумляет своего брата – сделал ему доброе искреннее наставление и украсил его. Кто же делает это прилюдно – опорочил и безобразил его».

Как бы там ни было и какие-бы недостатки мы ни наблюдали у своих братьев, нам первым делом следует обращать особое внимание на свои недостатки и стараться исправить и устранить их. Человек, который увлекся поиском и исправлением чужих недостатков, отвлекается от своих, а человек, не видящий собственных недостатков, может потерять абсолютно все как в этой жизни, так и в жизни будущей.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь

информацией с друзьями!

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Что такое гъиба?

Абу Хурайра рассказывал, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Известно ли вам, что такое гъиба?» Люди сказали: “Аллах и посланник Его знают об этом лучше”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это упоминание о твоем брате-мусульманине тем, что не понравилось бы ему». Кто-то спросил: “А если присуще брату моему то, о чем я говорю?” Он ответил: «Если ему присуще то, о чем ты скажешь, значит, ты совершишь гъиба, а если этого в нем нет, то ты возведешь на него клевету!» Муслим 2589.

В своей основе гъиба в отношении мусульман строго запрещена, и является большим грехом по единогласному мнению. См. “аль-Азкар” 289, “Тафсир Ибн Касир” 3/567.

Однако очень часто многие мусульмане не понимают определение понятия “гъиба”, делая гъиба тогда, когда это запрещено, и порицая совершение гъиба тогда, когда оно дозволено, а может даже и обязательно!

Несмотря на то, что гъиба в своей основе запрещена, в зависимости от ситуации она может стать дозволенной и даже обязательной. В частности совершение гъиба для опровержения и указания ошибки или заблуждения того, кто искажает Ислам и вводит в заблуждение мусульман, является дозволенным и необходимым, в чем нет среди ученых разногласия.

И как часто некоторые мусульмане возмущаются, когда кто-либо из ученых или обладающих знанием опровергает или же предостерегает от того, кто искажает религию. Они называют это гъиба, тогда как сами лишь на основании своих страстей, безосновательно порочат ученых и простых мусульман за их спинами, совершая даже не гъиба, а клевету (бухтан). Однако, как только речь заходит о заблуждениях их идеологов или сторонников, они сразу же вспоминают о таком понятии как “гъиба”, говоря: “Не ешьте мясо мусульман!”

Это является невежеством и отсутствием знания о запретном и дозволенном видах “гъиба”. Религия Ислам величественней, чем честь человека, который ее искажает, будь то осознано, или же искренне заблуждаясь. Насколько бы ценным не была честь мусульманина, религия наша любимее, чем кто-либо из людей, не говоря уже о том, кто ее искажает.

Имам аш-Шафи’и говорил: “Ученые делали исключением из запретного вида гъиба, некоторые дозволенные виды гъиба, из числа которых есть обязательные! К этому относится разъяснение ошибки ошибающегося в вопросах шариата, поскольку неприкосновенность религии важнее, чем неприкосновенность отдельного человека!” См. “аль-Умм” 7/90.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Пророки, мир им, были защищены от допущения серьезных ошибок в отличие от ученых и правителей, поистине они не защищены от этого. И поэтому дозволяется, более того является обязательным разъяснять истину, которой надлежит следовать, если даже в этом разъяснении придется указывать на ошибки ученых и правителей. См. “Маджму’уль-фатауа” 19/123.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “К проявлению искренности (насыха) по отношению к Аллаху, к Его Писанию и посланнику (мир ему и благословение Аллаха) относится то, что совершают ученые, опровергающие заблуждения с помощью Корана и Сунны и разъясняющие это. Также к этому относится и опровержение слабых высказываний ученых. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 96.

И если гъиба является дозволенной, чтобы указать на ошибки, даже в отношении ученых и правителей мусульман, то указание и обсуждение ошибки того, кто не является ученым или правителем мусульман, дозволенно тем более!

И доводов тому, о чем идет речь, в шариате очень много:

Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что как-то раз один человек попросил у пророка (мир ему и благословение Аллаха) разрешения войти, и он сказал: «Впустите его, но сколь плох он как соплеменник!» аль-Бухари 6054, Муслим 2591.

Имам аль-Къуртуби сказал: “В этом хадисе указание на то, что дозволено делать гъиба за человека, который известен своими открытыми грехами, нечестием или призывом к нововведениям”. См. “Фатухль-Бари” 10/452.

Также от ‘Аиши сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) упомянув по именам двух людей, сказал: «Я не думаю, что такой-то и такой-то хоть что-нибудь знают о нашей религии». аль-Бухари 6068.

Имам аль-Ляйс ибн Са‘д, являющийся одним из передатчиков этого хадиса, сказал: “Эти двое были из числа лицемеров”.

‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал: “Однажды мы сидели вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Сейчас к вам зайдет проклятый человек!» А до этого ‘Амр ибн аль-‘Ас (его отец) остался, чтобы надеть свою одежду и примкнуть к нам. И я не переставал смотреть, кто войдет и бояться, пока не вошел аль-Хакам ибн Абу аль-‘Ас”. Ахмад 3/163, аль-Баззар 2/247. Достоверность хадиса подтвердили шейх Мукъбиль и Шу’айб аль-Арнаут.

Зайд ибн Аркъам рассказывал: “В свое время мы вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выступили в поход, в котором людям пришлось испытать немало тягот, и я услышал, как ‘Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль (глава лицемеров) сказал: “Ничего не расходуйте на тех, кто находится вместе с посланником Аллаха, пока они не разбегутся от него!” И еще он сказал: “Поистине, если мы вернемся в Медину, влиятельные обязательно выгонят из нее презренных!” После этого я пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и рассказал ему об этом”. аль-Бухари 4903, Муслим 2772.

Также сообщается, что когда Зу Хууайсара, предок всех хариджитов, будучи недовольным разделом трофеев пророком (мир ему и благословение Аллаха), сказал ему: “О Мухаммад! Побойся Аллаха, будь справедлив!”, в другой версии сказано, что он сказал: “Это было сделано неискренне!” После того, как он ушел, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам за его спиной: «Поистине, ваши молитвы по сравнению с их молитвами и ваши посты по сравнению с их постами будут казаться вам ничтожными. Среди потомков этого человека появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха мягкими голосами, но ниже их глоток их чтение не пройдет, и они выйдут из религии подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени!» аль-Бухари 4351, Муслим 1064.

То, что во всех этих хадисах сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил за спинами этих категорий людей, указывает на дозволенность гъиба в этих случаях!

Имам Ибн Аби Заманин говорил: Приверженцы Сунны не переставали порицать заблудших приверженцев страстей, и они запрещали находиться с ними, предостерегали от их искушений, разъясняли их положение и не относили это ни к гъиба, ни к злословию. См. “Усулю-Ссунна” 293.

Хафиз Абу Бакр аль-Исма’или сказал: “Имамы мухаддисы считали обязательным отстранение от нововведения и считали обязательным оставление гъиба, кроме как за человека, чье нововведение было явным, и кто призывал к нему. Слова, сказанные о таком человеке, не являются гъиба. См. “И’тикъаду аимамиль-хадис” 46.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия упомянув слова Хасана аль-Басри: “Разве вы не желаете упоминать о нечестивом человеке? Говорите о его ошибках, чтобы люди остерегались его!”, сказал: “Выявление и сообщение о нововведении и распутстве кого-либо не относится к гъиба, как это сообщил Хасан аль-Басри и другие имамы, если человек совершает эти грехи открыто и явно. Такой человек заслуживает наказания мусульман, и самое меньшее, что ему полагается – это порицание, чтобы люди удерживались и отстранялись от него. И если не порицать и не упоминать то, что присуще ему из распутства, грехов или же нововведений, то люди могут, обольстившись последовать за ним в этом. См. “Маджму’уль-фатауа” 15/268.

Имам ан-Науауи сказал: “Если кто-либо увидит, что приобретающий религиозные знания (фикъх) посещает приверженца нововведений или нечестивца, воспринимая от него знания, и побоится, что это повредит изучающему фикъх. В подобном случае он должен дать ему добрый совет, объяснив этому человеку положение того, к кому он ходит, при условии, что он действительно стремится дать добрый совет, так как в подобных обстоятельствах легко допустить ошибку, ибо возможно, что говорящего об этом побуждает зависть и обманывает шайтан, внушающий ему, что его совет является благом”. См. “аль-Азкар” 292.

Таким образом, нет среди ученых ахлю-Сунна разногласия в этом вопросе, и примеров этому в рассказах о саляфах очень много:

Сообщается, что когда некий суфий сказал Ибн аль-Мубараку: “Ты делаешь гъиба!” Он ответил: “Замолчи! Если мы не будем разъяснять, то откуда знать, где истина, а где ложь?!” См. “аль-Кифая” 1/45.

‘Абдуллах, сын имама Ахмада рассказывал: “Однажды пришел Абу Тураб к моему отцу, и мой отец стал говорить: “Такой-то передатчик ненадежный, а такой-то надежный”. Абу Тураб сказал: “О шейх, не делай гъиба на ученых!” Тогда мой отец сказал ему: “Горе тебе! Это не гъиба, а наставление!” См. “Тарихуль-Багъдад” 12/316.

Разве кто-то может обвинить этих великих имамов в том, что они совершали запретное гъиба?! Поистине, этого не сможет сделать никто, кроме невежественного человека, неосведомленного о положениях религии!

Таким образом, на основании всего сказанного становится ясно, что упоминание, обсуждение и опровержение того, что открыто говорит или пишет некий мусульманин, не является запретным видом гъиба, и более того, при необходимости является даже обязательным.

И относительно дозволенности гъиба для указания ошибки или же предостережения, нет среди ученых ахлю-Сунна разногласия.

И в заключении, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!

Прежде чем перейти к объяснению положений, связанных с саджда ас-сахву (земным поклоном, совершаемым при допущении ошибки в намазе), будет полезно вкратце перечислить фарды, ваджибы и сунны намаза, поскольку это необходимо для понимания нашей темы.

Фарды намаза:

1. Такбиратуль-ихрам (произнести «Аллаху Акбар» при вступлении в намаз).
2. Кыям (совершать намаз стоя).
3. Кыраат (чтение Корана).
4. Руку’ (поясной поклон).
5. Саджда (два земных поклона).
6. Ка’да ахыра (сидение после земного поклона в последнем ракаате).

Ваджибы намаза:

1. Выполнять действия намаза в правильном порядке.
2. Выполнять действия намаза (руку’, саджда и др.) спокойно и не торопясь, так чтобы тело замирало до начала перехода к следующему действию).
3. Сидение (ка’да) в конце второго ракаата).
4. Чтение ташаххуда.
5. Громкое чтение Корана имамом в намазах фаджр, магриб и иша, обоих праздничных намазах, джума-намазе, намазах таравих и витр в Рамадан.
6. Тихое чтение Корана имамом в намазах зухр и аср, третьем ракаате намаза магриб и двух последних ракаатах намаза иша.
7. Чтение дуа-кунут в намазе витр.
8. Произнесение шести дополнительных такбиров в двух праздничных намазах.
9. Чтение суры «Аль-Фатиха» и дополнительной суры или трех аятов Корана.
10. Чтение Корана в первых двух ракаатах каждого обязательного намаза.
11. Произнесение саляма перед выходом из намаза.

Определение саджда сахву

«Сахву» переводится как оплошность, небрежность, невнимательность или забывчивость. Если в намазе совершается ошибка в результате забывчивости или небрежности, она исправляется путем совершения саджда сахву.

Когда совершается саджда сахву (общие принципы)

Саджда ас-сахву становится обязательным в следующих обстоятельствах:

1) Пропуск действия, являющегося ваджибом в намазе.
2) Ваджиб намаза был совершен несвоевременно, то есть раньше или позже положенного срока.
3) Ваджиб был отложен на время выполнения рукна (фарда намаза); это время определяется учеными как длина трехкратного произнесения «субханАллах».
4) Ваджиб был повторен.
5) Ваджиб был изменен, например, Коран был прочитан громко в ситуации, когда нужно читать тихо.
6) Фард намаза был совершен несвоевременно, то есть до или после времени его совершения.
7) Фард намаза был повторен.

Способ совершения саджда сахву

Обязательно выполнять любое поклонение с тем уровнем совершенства, при котором достигается подлинная суть этого поклонения. Поэтому, если в поклонении совершена ошибка из-за человеческой слабости или невнимательности, этот недостаток должен быть устранен. Шариат таким способом исправления ошибки в намазе установил саджда ас-сахву. Благодаря ему наш намаз может снова стать полноценным.

Если молящийся совершил в намазе ошибку, которая устраняется саджда ас-сахву, то ему нужно сделать следующее:

После чтения ташаххуда в последнем сидении повернуть голову направо, произнося салям. Затем совершить два суджуда, произнося перед ними: «Аллаху Акбар». После них снова сесть и прочитать ташаххуд, за ним – «салават ибрахимийя» и предписанное дуа и завершить намаз салямом в обычно манере.

Передается от Саубана (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «За каждый сахв (небрежность) – два саджда после саляма» (Бадаи’ ас-санаи’).

От Абдуллаха ибн Мас’уда передается, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) совершил пять ракаатов обеденного (зухр) намаза, затем совершил два саджда после саляма (Бадаи’ ас-санаи’).

Также от Ибн Мас’уда передается другой хадис, в котором Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) говорит: «Кто сомневается в том, выполнил он три или четыре ракаата, тот пусть полагается на свое сердце, а затем совершит два саджда». Похожие риваяты передаются от других сподвижников, таких как Имран ибн Хусейн, Мугыра ибн Шу’ба, ‘Аиша и Абу Хурейра (да будет Аллах доволен ими всеми).

Ошибки в чтении Корана

1. Повторение суры «Аль-Фатиха».

Если совершающий обязательный (фард) намаз повторил суру «Аль-Фатиха», то есть после окончания чтения суры прочел ее снова целиком или большую ее часть, то саджда ас-сахву становится обязательным при условии, что ошибка случилась в первом или втором ракаатах. Если же молящийся повторил суру «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом ракаате обязательного намаза, то саджда ас-сахву совершать не нужно.

Если подобная ошибка случится не в обязательном (фард) намазе, а в желательном, тогда саджда ас-сахву обязателен в любом случае (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

Если после чтения суры «Аль-Фатиха» и суры после нее молящийся повторил суру «Аль-Фатиха» по забывчивости в том же ракаате, то саджда ас-сахву совершать не нужно (Фатава ас-Сираджийя и Аль-Хашия Тахтави).

2. Пропуск меньшей части суры «Аль-Фатиха».

Если молящийся прочитал большую часть суры «Аль-Фатиха» и пропустил меньшую часть, то не нужно совершать саджда ас-сахву, однако, согласно сильному мнению, желательно его совершить. А пропуск большей части суры «Аль-Фатиха» делает саджда ас-сахву обязательным.

3. Чтение другой суры вместо суры «Аль-Фатиха».

Если молящийся прочитал другую суру вместо суры «Аль-Фатиха», то ему следует, как только он заметил эту ошибку, прекратить чтение другой суры в любом ее месте и перейти к чтению суры «Аль-Фатиха», а затем снова прочитать любую суру и закончить свой намаз обычным образом, совершив саджда ас-сахву в конце (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

Если, однако, молящийся заметил эту ошибку после окончания чтения другой суры, то ему нужно прочитать суру «Аль-Фатиха» и другую суру в третьем или четвертом ракаатах обязательного (фард) намаза, а в конце совершить саджда ас-сахву.

4. Чтение суры, которую ты не намеревался читать.

После чтения суры «Аль-Фатиха» человек имел намерение прочитать определенную суру, но по ошибке начал читать другую суру. В этом случае ему не нужно совершать саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

5. Многократное повторение одного аята.

Если имам повторяет один аят снова и снова, то саджда ас-сахву не обязателен, даже если он повторял этот аят на протяжении времени, большего, чем необходимо для совершения одного рукна или произнесения «СубханАллах» три раза. Подобно этому, если следующий за имамом исправлял ошибку имама в чтении в течение времени, превышающего время исполнения одного рукна, саджда ас-сахву также не обязателен («Хашия» Ибн Абидина).

6. Чтение только суры «Аль-Фатиха» или только другой суры.

Совершение саджда ас-сахву обязательно для человека, который прочитал только одну суру «Аль-Фатиха» и не прочитал после нее другую суру или прочитал только другую суру и не прочитал суру «Аль-Фатиха» (Ад-Дурр аль-Мухтар).

7. Пропуск суры «Аль-Фатиха» и второй суры.

Сразу после чтения «сана» («Субханака…») человек перешел к руку’. Находясь в руку’, он понял свою ошибку. Ему следует выпрямиться и прочитать суру «Аль-Фатиха» и другую суру, а затем продолжить намаз обычным образом, совершив в конце саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

8. Чтение только двух коротких аятов.

Если человек по ошибке прочитал только два коротких аята после суры «Аль-Фатиха» и затем перешел к руку’, то саджда ас-сахву в конце обязателен (поскольку ваджиб – чтение после суры «Аль-Фатиха» минимум трех коротких аятов или одного длинного) (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

9. Чтение суры в третьем и четвертом ракаатах фард-намаза.

Если молящийся добровольно или по ошибке прочитал суру после суры «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом ракаате фард-намаза, то совершать саджда ас-сахву не обязательно.

10. Пропуск суры «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом ракаатах.

Если молящийся пропустил суру «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом ракаате фард-намаза, но при этом простоял молча на длину хотя бы одного тасбиха, тогда саджда ас-сахву совершать не нужно(«Хашия» Ибн Абидина).

11. Громкое чтение в намазе, где нужно читать тихо.

Если имам читал Коран громко в намазе, где предписано тихое чтение (то есть зухр и аср), то саджда ас-сахву становится обязательным.

Также, если имам читал тихо в намазе, где нужно читать громко (фаджр и первые два ракаата магриба и иша), обязательно совершить саджда ас-сахву.

Если имам прочитал тихо в намазе, где нужно читать громко, три коротких аята и затем понял свою ошибку или его исправил кто-то из молящихся за ним, то ему необходимо (ваджиб) повторить прочитанное громко и совершить в конце намаза саджда ас-сахву. Однако, если он прочитал тихо меньше трех аятов, то саджда ас-сахву не будет ваджибом.

Аналогично этому, если имам прочитал громко три аята и более в намазе, где предписано читать тихо, а затем осознал свою ошибку, то он может продолжить читать тихо оттуда, где он остановился, не повторяя прочитанное, а в конце ему следует (ваджиб) совершить саджда сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар).

Примечание:

Тот, кто своевременно совершает (не восполняет) намаз, где нужно читать громко, в одиночку, может читать как громко, так и тихо. Саджда ас-сахву совершать не нужно (Аль-Фатава аль-Хиндийя). Намаз, в котором нужно читать тихо, молящемуся в одиночку желательно совершать тихо.

12. Повторение одной и той же суры в двух ракаатах.

Повторение одной и той же суры в двух и более ракаатах не делает обязательным саджда ас-сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар).

13. Пропуск одного аята и более в чтении Корана.

Если молящийся по ошибке пропустит несколько аятов при чтении второй суры, саджда ас-сахву совершать не нужно (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

14. Совершение ошибки после чтения трех аятов.

Если после чтения трех аятов имам не смог продолжить, потому что забыл продолжение, и перешел сразу в руку’, то в этом нет проблемы, и его намаз будет действительным, и ему не нужно совершать саджда ас-сахву («Хашия» Ибн Абидина). С другой стороны, если после чтения трех аятов, понимая, что он не может продолжать, имам простоял в таком положении на протяжении времени совершения одного рукна, то, вне зависимости от его дальнейших действий, ему необходимо будет совершить саджда ас-сахву в конце намаза. Точно так же его нужно будет совершить, если молящийся по окончанию чтения суры «Аль-Фатиха» простоял в нерешительности на длину совершения рукна и более, решая, какую суру читать дальше (Ад-Дурр аль-Мухтар).

15. Чтение сур не по порядку.

Чтение сур не в том порядке, в каком они идут в Коране, (например, человек прочитал суру «Аль-Кафирун» в первом ракаате и суру «Аль-Курайш» – во втором) не делает обязательным саджда ас-сахву. Тем не менее, делать так добровольно нежелательно (макрух).

Если молящийся по забывчивости прочитает во втором ракаате суру, которая идет в Коране раньше той, что была прочитана в первом ракаате, то, осознав свою ошибку, он должен продолжить читать ту суру, которую начал. Теперь ему будет нежелательно (макрух) прекратить чтение этой суры и перейти к другой только из желания соблюсти правильный порядок чтения сур («Хашия» Ибн Абидина).

16. Молчание в последних ракаатах обязательного (фард) намаза.

Если молящийся простоял молча на протяжении хотя бы одного тасбиха в третьем и четвертом ракаатах фард-намаза, не читая ничего или прочитав, допустим, только три тасбиха, то его намаз будет действительным и саджда ас-сахву совершать не нужно (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

17. Пропуск суры «Аль-Фатиха» в желательном намазе или в намазе витр.

Саджда ас-сахву необходимо совершить, если молящийся не прочитал суру «Аль-Фатиха» в любом из ракаатов желательного намаза или третьем ракаате намаза витр (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

18. Пренебрежение правилами таджвида.

Если молящийся читал Коран в намазе, где нужно читать громко, и не соблюдал правила таджвида, саджда ас-сахву совершать не нужно. Однако, если несоблюдение правил чтения Корана привело к серьезной ошибке, то нужно повторить сам намаз (под серьезной ошибкой подразумевается ошибка, меняющая смысл или вводящая в Коран постороннее слово).

19. Принятие подсказки постороннего.

Если имам ошибся в чтении, и его исправил посторонний, то есть не следующий за ним в этом намазе, и имам примет его подсказку и исправится, то его намаз нарушится. Однако, если он не обратит внимания на подсказку и исправится сам или повторит всю суру с начала, прочитав правильно соответствующее место, тогда его намаз будет действителен и саджда ас-сахву совершать не нужно(Ад-Дурр аль-Мухтар).

20. Произнесение постороннего слова.

Если молящийся при чтении Корана произнесет неарабское слово, даже если это точный перевод слова из Корана, его намаз нарушится и его нужно будет переделать. Саджда ас-сахву эту ошибку не исправит («Хашия» Ибн Абидина). Например, если человек вместо арабского слова «зейтун» произнесет по-русски «олива».

21. Откладывание саджда ат-тилява (земного поклона чтения Корана).

Если после прочтения аята, требующего совершить саджда, молящийся не совершил его сразу, а через некоторое время (меньше времени чтения трех аятов), поняв свою ошибку, совершил саджда, то это откладывание не делает обязательным саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

22. Тихое чтение в намазе таравих и витр в Рамадан.

Если имам по забывчивости прочитает Коран тихо в намазах таравих и витр в Рамадан (три аята и более), то ему обязательно совершить саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

23. Принятие подсказки постороннего в намазе, где нужно читать тихо.

Если во время намаза, где нужно читать тихо, имам по ошибке прочтет Коран громко, и его исправит кто-то из тех, кто не следует за ним в его намазе, и он сразу же примет исправление, то его намаз нарушится и его нужно будет повторить. Если он не обратит внимания на исправление и пройдет какое-то время, прежде чем он продолжит свое чтение, то его намаз будет действительным, однако ему нужно будет совершить саджда ас-сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар).

24. Пропуск короткой суры.

Если молящийся прочитает, например, суру «Ма’ун» в первом ракаате, а во втором, пропустив суру «Каусар», прочтет суру «Аль-Кяфирун», то саджда ас-сахву ему совершать не нужно, хотя поступать так сознательно нежелательно (макрух) (Ад-Дурр аль-Мухтар).

25. Удлинение чтения Корана из-за ожидания конкретного человека.

Удлинять чтение Корана, для того чтобы конкретный человек успел присоединиться к джамаат-намазу, – макрух тахриман. Однако в этом случае саджда ас-сахву совершать не нужно (Ад-Дурр аль-Мухтар).

26. Чтение: его определение и условия.

Чтением (кыраат) считается произнесение звуков с помощью органов речи (язык, губы и пр.). Оно должно быть таким, чтобы стоящий рядом с молящимся слышал его, даже если очень слабо. Если молящийся совершает намаз в одиночку, то он должен слышать сам себя.

Если же молящийся будет всего лишь представлять звуки в своем сознании, не шевеля при этом губами и языком, то это не будет считаться чтением, поскольку не соответствует предъявляемым к нему условиям.

Минимальное количество аятов Корана, которое молящийся должен прочитать в каждом ракаате, – три коротких аята или один длинный. Ученые по фикху привели в качестве примера трех коротких аятов следующее:

ثُمَّ نَظَرَ ﴿﴾ ثُمَّ عَبَسَ وَبَسَرَ ﴿﴾ ثُمَّ أَدْبَرَ وَاسْتَكْبَرَ
(Аль-Муддассир, 21-23)

Длинный аят должен равняться по длине трем таким аятам (Сагыри).

Ошибки в поясном и земном поклонах

1. Пропуск поясного поклона (руку’).

После чтения суры «Аль-Фатиха» и другой суры молящийся сразу перешел в земной поклон (суджуд), забыв совершить руку’. Если он понял свою ошибку до завершения этого ракаата (то есть до совершения второго суджуда), ему следует немедленно вернуться в положение руку’ и продолжить намаз дальше с этого места, а в конце намаза совершить саджда ас-сахву.

Если же он понял свою ошибку после завершения этого ракаата, то его следующий ракаат (например, второй по счету в намазе) будет считаться для него восполнением предыдущего (то есть будет считаться первым), а руку’ второго ракаата будет считаться руку’ первого ракаата. Соответственно, он должен правильно сосчитать ракааты своего намаза и совершить в конце саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

2. Пропуск одного земного поклона (суджуд).

Если молящийся совершил только один суджуд в ракаате, то, как только он осознает эту ошибку, ему нужно из положения, в котором он находится, сразу же перейти в суджуд и продолжить намаз с этого места, а в конце намаза совершить саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

3. Чтение тасбиха суджуда в руку’ и наоборот.

Читать тасбих суджуда в руку’ (и наоборот) намеренно считается нежелательным (макрух), однако это действие не делает обязательным саджда ас-сахву. Если молящийся обнаружит свою оплошность немедленно, то ему следует исправить ее, прочитав правильный тасбих, чтобы его намаз полностью соответствовал Сунне.

4. Сомнение в количестве земных поклонов (суджудов).

Если молящийся сомневается в количестве совершенных им в текущем ракаате земных поклонов и не может определиться, то ему следует считать, что он совершил один суджуд, выполнить второй и в конце намаза сделать саджда ас-сахву.

5. Нарушение порядка выполнения руку’ и суджуда.

Нарушение порядка действий намаза, например, совершение руку’ вместо суджуда и наоборот, или повторение рукна намаза, например, совершение двух руку’ или трех суджудов в одном ракаате, требует совершения саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

6. Если забыл совершить саджда ас-сахву.

Если совершение саджда ас-сахву стало для молящегося обязательным по какой-либо причине, но он по забывчивости не совершил его, то ему нужно перечитать этот намаз. Поскольку саджда ас-сахву – это ваджиб, несовершение его нарушает намаз – и такой намаз необходимо переделать.

Однако нужно помнить, что если такая ошибка произошла во время коллективного намаза, то восполнить этот намаз джамаатом разрешается только тем людям, которые участвовали в первом джамаате, где произошла эта ошибка. Тот, кто не был частью первого джамаата, не может присоединиться ко второму джамаату, поскольку второй джамаат восполняет намаз; ему нужно совершить намаз в одиночку (Ад-Дурр аль-Мухтар).

7. Сомнение в ваджибе намаза.

Если молящийся сомневается, совершил он какой-либо из ваджибов намаза или нет, и не может определиться, то ему необходимо совершить саджда ас-сахву в конце. Например, человек не может вспомнить, как ни старается, прочитал он дуа Кунут в намазе витр или нет, – ему нужно совершить в конце намаза саджда ас-сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар; «Хашия» Ибн Абидина).

Подобно этому, если молящийся не может вспомнить, совершил он ставший для него обязательным саджда ас-сахву или нет, то ему нужно постараться вспомнить это («Хашия» Ибн Абидина). Если он не может вспомнить, ему нужно совершить саджда ас-сахву (Масаиль намаз, с. 311).

8. Как подсказать имаму, что ему нужно сделать саджда ас-сахву.

В тот момент, когда имам поворачивает голову направо, давая первый салям, и до того, как он выполнит второй салям, один из тех, кто следует за имамом, должен произнести такбир («Аллаху Акбар») для саджда ас-сахву. Имам, услышав такбир, должен тоже произнести: «Аллаху Акбар», – и совершить саджда ас-сахву. В этом случае намаз будет действителен.

Такая ситуация чаще всего возникает в месяц Рамадан во время чтения намаза таравих, когда хафиз Корана, будучи имамом в намазе, совершает ошибку, которая делает необходимым совершение саджда ас-сахву. Иногда он не очень сведущ в этих вопросах – тогда знающий человек из джамаата подсказывает ему, что нужно совершить саджда ас-сахву.

9. Несовершение саджда ас-сахву по уважительной причине.

Совершающий утренний намаз допустил ошибку, которая делает обязательным саджда ас-сахву, но при этом времени до конца утреннего намаза остается настолько мало, что, если он совершит саджда ас-сахву, солнце уже взойдет. В этом случае он может не делать саджда ас-сахву – и его намаз будет действителен (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

10. Если молящийся дал оба саляма и забыл исполнить саджда ас-сахву, затем совершил какое-то действие, не относящееся к намазу, например, поел, попил или начал разговор, то его намаз нарушается и ему нужно переделать его.

11. Не имеет значения, сколько ошибок, делающих обязательным саджда ас-сахву, было совершено в намазе. Нужно совершить всего два земных поклона. Также, если после саджда ас-сахву, человек совершит ошибку, делающую обязательным саджда ас-сахву, ему не нужно исполнять его повторно. В одном намазе саджда ас-сахву совершается только один раз!

12. Саджда ас-сахву не возмещает пропущенный ракаат.

Если молящийся совершил, например, только три ракаата обязательного ночного намаза, то, пока он не закончил свой намаз, ему нужно совершить четвертый ракаат и саджда ас-сахву. Если же он закончил намаз, выполнив лишь три ракаата, думая возместить пропущенный ракаат совершением саджда ас-сахву, то его намаз не будет действителен (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

13. Совершение саджда ат-тилява в поясном поклоне (руку’).

Если молящийся прочитал аят, делающий обязательным совершение земного поклона чтения Корана (саджда ат-тилява), то можно совершить его тремя способами:
Совершить его сразу после чтения соответствующего аята. Этот способ предпочтительнее для имама, ведущего коллективный намаз.
Прочитать после соответствующего аята еще несколько аятов, затем перейти в руку’ и из него уже перейти к совершению саджда ат-тилява.
После чтения соответствующего аята немедленно перейти в руку’, а затем – в саджда ат-тилява.

Нужно помнить, что если молящийся не совершил саджда ат-тилява сразу, а прочитал несколько аятов и только затем пошел в саджда ат-тилява, то:

А) Если он прочитал больше трех коротких или одного длинного аята, ему необходимо совершить саджда ас-сахву.

Б) Если он прочитал меньше трех коротких аятов, то совершать саджда ас-сахву не нужно.

Если он не совершил саджда ат-тилява в этом намазе вообще, его намаз действителен, но хукм его – макрух. Переделывать его не нужно, однако на человека ложится грех.

Если молящийся забыл совершить саджда ат-тилява и вспомнил о нем после саляма, он может совершить его, пока не сделал ничего, что нарушает намаз (еда, питье, разговоры и т. д.). В этом случае ему нужно совершить саджда ас-сахву.

14. Саджда ас-сахву в намазе тасбих.

Из-за того, что в этом намазе читают много тасбихов, совершающий его иногда ошибается в их количестве, например, забывает совершить десять тасбихов в руку’. В этом случае ему нужно восполнить недостающие тасбихи в следующем рукне, то есть совершить уже двадцать. Если же он прочитает несколько лишних тасбихов, то проблем в этом нет. Саджда ас-сахву совершать не нужно.

15. Остановка в рукнах намаза.

Как мы уже сказали, все действия намаза должны совершаться спокойно и не спеша. Допустим, молящийся выпрямился из руку’ и без остановки перешел в суджуд, не замерев ни на секунду. Если он сделал это ненамеренно, ему нужно совершить саджда ас-сахву в конце намаза. Если он сделал это сознательно или по привычке, то его намаз не действителен и его нужно восполнить, а саджда ас-сахву не исправляет эту ошибку («Хашия» Ибн Абидина).

16. Второй саджда ат-тилява в суре «Аль-Хадж».

Второй саджда ат-тилява в суре «Аль-Хадж» (77-й аят) совершается согласно шафиитскому мазхабу, следовательно, если ханафит молится за имамом-шафиитом, то ему также нужно последовать за ним в этом суджуде («Хашия» Ибн Абидина).

Продолжение следует, иншаАллах…

Муфтий Хабиб ар-Рахман аль-Хайрабади
annisa-today.ru

Просмотров: 5 591

Добавить комментарий