Как исправить ошибки по русскому языку 4 класс

Работа над ошибками в начальной школе.      

 Ученикам приходится активно работать как на уроках, так и после них. Работа над ошибками многим кажется ненужной: в таких случаях ученики считают, что в ней уже нет смысла. Действительно, вы будете разбираться в тексте, за который уже получили оценку, тратить на его изучение время, вместо того чтобы готовиться к следующим урокам. И видеть свои ошибки, подчёркнутые красным, тоже не очень приятно, даже с психологической точки зрения. Однако делать работу над ошибками необходимо – это поможет заметно улучшить ваши результаты, отлично закрепить материал, сократить возможность появления подобных ошибок в будущем. Именно так вы сумеете обучаться максимально эффективно, подходить к процессу индивидуально, буквально – учиться на собственных ошибках.

Превратите это занятие в увлекательное и динамичное, привыкните к нему, оцените его пользу и работайте над ошибками самостоятельно. Проводите анализ ваших ошибок даже тогда, когда от вас этого не требует педагог: вы очень быстро начнёте видеть реальные результаты. Пропуск, замена букв.

Выпиши слово. Напиши его три раза. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Делай так: плотник, веник.

  1. Большая буква в именах собственных.

Запомни: Имена, отчества и фамилии  людей, названия морей, рек, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Корова Мурка, мальчик Дима, город Владивосток.

  1. Большая буква в начале предложения.

Запомни: Начало предложения  пишется с заглавной буквы.

Выпиши правильно предложение. Придумай и напиши ещё одно                             предложение. Подчеркни заглавную букву.

Делай так: Папа купил ёлку.  Дети рады.

  1. Слог.

Запомни: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Делай так: мо-ло-ко-3 сл., ро-бот-2 сл.

  1. Знаки препинания в конце предложения.

Запомни:         В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком препинания и запиши. Подчеркни знак препинания.

Делай так: Кедр  – это хвойное дерево.  Скоро Новый год! Кто стучится в нашу дверь?

  1. Разбор предложения.

Запомни: По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные и побудительные.

По интонации: восклицательные  и невосклицательные.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами. (Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием).

                     сущ.   гл.    прил.      сущ.

Делай так: Днём шёл   мелкий   дождик.

                    дождь (какой?) мелкий

                    шёл (когда?) днём

  1. Гласные после шипящих.

Запомни: Жии, чаа, чуу.

Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму

Делай так: ерши, ужи, чаща, чайник, чудо, щупальца.

  1. Перенос слова.

Запомни: При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на другую строку. Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной (коль-цо, отъ-езд). Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной (лей-ка). Слова с двойной согласной переносятся так: дрож-жи. Некоторые слова не переносятся: Оля, танк.

Делай так: ака – ция, Уль – яна, пе – тель -ка.

  1. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.

Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: пень, деньки, пальчик.

  1.  Разделительный мягкий знак.

Запомни: Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

Выпиши  слово правильно. Выдели корень. Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Вьюга, листья, соловьи

  1. Разделительный твёрдый знак.

Запомни: Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:  Подъезд, объявление.

  1. Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Запомни: Сочетания чн, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

Делай так: почка, мощный, речной, обманщик.

  1. Правописание предлога со словом.

Запомни: Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел. Вставь между предлогом и  словом другое слово или вопрос.

Делай так:  От реки, от (чего?) от реки.

  1. Правописание приставки со словом.

Запомни: Приставка-это часть слова. Она пишется слитно со словом. 

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Делай так: Заехал, приехал, уехал.

  1. Ударение.

Запомни: Передать ритм слова можно с помощью хлопка. В словах с одним слогом ударение не ставится.

Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.

 Делай так: Алфави́т, портфе́ль, класс.

  1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Запомни: Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.

Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Сады́ – сад, леса́ – лес, волна́ – во́лны.

  1. Непроверяемая безударная гласная.                       

Запомни: Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.

Выпиши слово правильно. Обозначь ударение. Запиши 2 однокоренных слова.

Делай так: Капуста, капустный, капусточка

  1.  Парные звонкие и глухие согласные.

Запомни: (в – ф, б – п, г – к, д – т, з – с, ж – ш,). Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово, в котором после этой согласной буквы стоит гласная.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:  Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода.

  1. Удвоенные согласные в корне.

Запомни слова с удвоенной согласной в корне: класс, ванна, хоккей, бассейн, масса, дрожжи и т.д.

Выпиши слово правильно. Подбери к нему однокоренные слова.

Делай так:  Коллекция,  коллекционная (марка), коллекционер.

  1.  Правописание непроизносимых согласных.

Запомни: Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо  подобрать проверочное слово, в котором хорошо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, чувство, праздник.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:   Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь.

  1. Безударная гласная в приставках.

Запомни написание гласных букв в приставках: до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-), про-, со; за-, на-, над-, пра-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму

Делай так:  Доехал – досыта, заговорил – заговор.

  1.  Соединительная гласная в сложных словах.

Запомни: В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е.

Выпиши слово правильно. Выдели корни.

Делай так:  Водолаз, землемер.

  1. Написание частицы НЕ с глаголами.

Запомни: Частица не с глаголами пишется раздельно.

            Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

        Делай так:  Не играл, не чувствовал, не верю.

  1.  Запятая в предложении с однородными членами.

Запомни: Запятая ставится между однородными членами, если они соединены интонацией перечисления. Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами а, но. Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзом и.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни  однородные члены. Составь схему.

Делай так: Мальчики  смеялись, веселились и кувыркались.

Схема:

  1. Запятая в сложном предложении.

Запомни: Если в предложении две и больше грамматические основы, то это сложное предложение. Запятая ставится между частями сложного предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Расставь запятые.

Делай так: Кокованя с утра на работу  ходил,  Дарёнка в избе  прибирала.

  1.  Правописание безударных падежных окончаний

имён существительных.

Запомни: Падежные окончания имён существительных!

Падежи

Вопросы

Предлоги

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл

м.р.

ж.р

м.р.

ср.р

ж.р.

Именительный

кто? что?

—–

Родительный

кого? чего?

откуда? где?

без, у, с, до

из, от, около

Дательный

кому? чему?

куда? где?

к, по

Винительный

кого? что? куда?

в, на, за, про

через

—–

Творительный

кем? чем? где?

за, над, с, под.

-ой

-ей

-ом

-ем

(ь) ю

Предложный

о ком?о чём? где?

в, на, об

Контрольные слова

лиса

земля

конь

стол

степь

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

Делай так: На речке – речка – сущ., 1 скл., П.п., ед. ч.,

                    у речки – речка – сущ., 1 скл., Р.п., ед. ч.

  1. Правописание безударных падежных окончаний

имён прилагательных.

Запомни: проверяй написание по вопросу!

Падежи

М. р.     и  С.р.

Ж. р.

Мн.ч.

Именительный

-ый, -ий,

-ое,- ее

-ая,- яя

-ые,- ие

Родительный

-ого, -его

-ой,- ей

-ых, -их

Дательный

-ому, -ему

-ой,- ей

-ым,- им

Винительный

-ый, -ий

-ое, -ее

-ую,- юю

-ые, -ие

Творительный

-ым,- им

-ой-ою,

-ей-ею

-ыми, -ими

Предложный

-ом, -ем

-ой, -ей

-ых, -их

От существительного задай вопрос к прилагательному. Определи род, число, падеж.

Делай так: К лесу (какому?) дальнему  – м.р., ед. ч., Д. п.

                              По озеру (какому?) голубому – ср. р., Д.п.

  1. Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.

Запомни: в окончаниях глаголов 2-го лица ед. ч. пишется Ь – пишешь, стучишь.

Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, допиши 3 глагола на это    же правило.

Делай так: читаешь  – 1сп., 2л., ед.ч., рисуешь, танцуешь, гуляешь.

  1.  Правописание безударных окончаний глаголов.

Запомни: окончания глаголов можно определить по неопределённой форме.

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:

  1. поставить глагол в начальную форму;
  2. определить спряжение глагола;
  3. проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа

(они  что делают?…, если –ат  – ят, то пишем  И в окончании);

  1. определить окончание данного глагола.

Спряжение глаголов в настоящем времени

Лицо

I спряжение

II спряжение

Ед.число

Мн.число

Ед.число

Мн. число

1-е

-у (ю)

-ем

-у (-ю)

-им

2-е

-ешь

-ете,- ёте

-ишь

-ите

3-е

-ет

-ут (-ют)

-ит

-ат(-ят)

Глаголы в неопределённой форме

I спряжение: Все глаголы на -ть, -еть, -ать, -оть, -уть, кроме глаголов исключений, + брить, стелить

II спряжение: Все глаголы на –ить, кроме 11 глаголов-исключений:

Слышать, видеть и обидеть,

Гнать, держать и ненавидеть,

И дышать, смотреть, вертеть,

И зависеть и терпеть.

Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило

Делай так: Строим – строить – 2 спр.,2л., мн.ч., держим, тащим, купим.

  1. Правописание –тся, -ться в глаголах.

Запомни: Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает? то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.

Например: что делает? трясётся; что сделает? разбежится.

Если глагол отвечает на вопрос  что делать? что сделать? то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.

Например: что делать? прятаться; что сделать? радоваться.

В неопределённой форме глагола после буквы Ч всегда пишется мягкий знак.

стеречь, стричь.

Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 4 глагола на это же правило.

Делай так:   мальчик торопит…ся – мальчик (что делает?) торопится;

 перестань торопит…ся – перестань (что делать?)торопиться

  1. Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях

                                   существительных.

Запомни: Под ударением пиши букву – О, без ударения – Е.

 Делай так: овцой                        красавицей

                     кольцом                        тучей

                     ножом                        крышей

                     плющом                        товарищем

                     коржом                        сторожем

  1.  Правописание Ы или И после Ц.

Запомни:  Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на -ция.

цитировать, операционная, дисциплина.

Буква Ы после Ц пишется:

  • в окончаниях и суффиксах: Синицын, щипцы;
  • в корнях слов – исключений: цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.

Делай так: Выпиши слово, определи в какой части слова находится гласная, вспоминай правило, если в корне и не слово – исключение, значит пиши гласную И. Если в суффиксе или в окончании, пиши гласную Ы. Запиши ещё 4 слова на это же правило.

  1.  Состав слова.

Делай так: Выпиши слово и разбери его по составу.

Например: поездка.

-окончание (измени число или форму);

 -корень (подбери несколько однокоренных слов);

 -приставка (часть слова перед корнем);

 -суффикс (часть сова после корня).

Делай так:  поездка – поездку, поездкой.

  1. Правописание суффиксов – ЕК, -ИК в именах

                               существительных.  

Запомни:   Надо писать в суффиксе –ек, если при склонении гласный звук выпадает, и –ик, если не выпадает. Например: звоночек – звоночка, ключик-нет ключика.  

  1. Правописание предлогов с местоимениями.

Запомни: Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Делай так: У _меня, ко _мне, со _мной.

  1. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Запомни: У существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Делай так: Мяч (м.р.), карандаш, товарищ.

                    Дочь (ж.р.), мощь, мышь.

Использованная литература:

  1. Канакина В.П. Русский язык. 2  класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012г.
  2. Канакина В.П. Русский язык. 3  класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012г.
  3. Канакина В.П. Русский язык. 4  класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012г.
  4. Сборник рабочих программ «Школа России» 1 – 4 классы – М.: Просвещение, 2011г.Авторы  С.В. Анащенкова,  М.А.Бантова, В. Г.Горецкий, С.И.Волкова

№ орфограммы

На какое правило сделана ошибка

Как исправлять ошибку

Образец

1.

Словарное слово

Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение

язык, язык, язык

2.

Гласные после шипящих:
жи-ши,
ча-ща, чу-щу.
Сочетание
чк, чн, чт, нч, рщ, щн, нщ

Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило

удача, туча, чай;
ручка, точка, ночка

3.

Заглавная буква в именах собственных

Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши  два слова на это правило

Москва, Орёл, Киев

4.

Перенос слов, деление слова на слоги

Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса

уIчеIник – уче-ник

5.

Безударные гласные в корне слова

Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным)

грибы – гриб,
зима – зимушка

6.

Правописание звонких и глухих согласных в корне

Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный)

снег – снега,
ягодка – ягода

7.

Удвоенные согласные.

Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные, напиши  два слова на это правило

класс, аллея, тонна

8.

Слово с разделительным мягким знаком

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова на это правило, обведи в кружок мягкий знак, подчеркни согласную перед  ним  и гласную после него

воробьи, листья, крылья

9.

Слово с разделительным твёрдым знаком

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова на это правило, обведи в кружок твёрдый  знак, выдели приставку, подчеркни согласную на которую заканчивается приставка  и гласную  с которой начинается корень

подъезд, съезд, объехал

10.

Пропуск и замена букв

Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение

вилIка

11.

Ь знак в конце и середине слова (обозначает мягкость предшествующего согласного)

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова на это правило, подчеркни мягкий знак и поставь зелёную точку под согласным перед мягким знаком

лось, пень, тень

12.

Правописание приставок ( суффиксов)

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни

Добежал, дошёл, доехал

13.

Слитное написание приставок

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова с этой же приставкой, приставку выдели

Уход, забег, доехал

14.

Отдельное написание предлогов

Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши

На  столе – на большом столе

15.

Непроизносимый согласный

Выпиши слово без ошибок, запиши проверочное слово

солнце – солнышко;
чудесный – чудеса

16.

Ь знак после шипящих

Выпиши слово, объясни орфограмму, запиши два слова на это правило

а) ночь (сущ., ж.р., ед.ч.), тишь, дочь;
б) с крыш (сущ., мн.ч.), много туч, от дач;
в) жечь (глаг., в нач. ф.), стеречь, лечь;
г) пишешь (глаг., 2 л., ед. ч.), решаешь, рисуешь

17.

Частица не с глаголом

Выпиши слово с частицей правильно,  запиши два слова на это правило

не  говорит, не   летает, не  смеётся

18.

Сложные слова

Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную

ледокол

19.

Безударные падежные окончания имён существительных

Выпиши слово, выдели окончание, объясни:
– мн. ч., падеж;
– ед. ч., склонение., падеж

20.

Безударные падежные окончания имён прилагательных

Выпиши имя прилаг. вместе с именем сущ., задай вопрос, выдели окончание

21.

Безударные падежные окончания  глаголов

Выпиши глагол, выдели окончание, определи спряжение

 

Ошибки в грамматических заданиях

Обозначение разбора

Как исправлять ошибку

Фонетический разбор (1)

Выписать слово (или его фрагмент)  и выполнить разбор правильно.

Разбор слова по составу (2)

Выписать слово и выполнить разбор правильно.

Морфологический разбор (3)

Выписать слово и выполнить разбор правильно (смотреть памятку для морфологического разбора)

Разбор предложения (4)

Выписать предложение и исправить ошибки:
– определение членов предложения (если есть ошибки);
– выписать все словосочетания (если есть ошибки).
Запомнить!  Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются.

Ошибка в определении падежа имени существительного

Выписать словосочетание, задать вопрос к имени существительному, определить падеж.

Образец выполнения работы над ошибками
(найди ошибки в тексте, исправь их)

В гостях у деда.

Трапа бежыт через лесок. Весело шумят ёлочьки. Алёша и яша идут домой. Мальчики были в гостях удеда. Дет работает леснеком. Рибята сажали с дедом маленькие дупки.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Работа
над ошибками.

1. Перенос слов.

1. Выпиши слово правильно.

2. Раздели на слоги, и подчеркни гласные
буквы.

3. Раздели слово для переноса.

 Ма/лень/кий – ма – ленький, малень
– кий.

2. Словарные слова.

1. Выпиши слово правильно.

2. Поставь ударение.

3. Подчеркни место ошибки.

4. Напиши целую строчку этого слова.

5. Составь предложение с этим словом.

    Мороз, мороз, мороз,
мороз, мороз, мороз, мороз.

   На улице мороз.

3. Большая буква в
начале предложения. 

1. Выпиши предложение
правильно.

2. Подчеркни заглавную
букву.

3. Составь   и напиши  
ещё одно предложение.

    Выпал
пушистый снег. Дети рады.

4.Пропуск
буквы,

замена буквы,

лишние буквы.      

1.Выпиши слово
правильно.

2.Подчеркни в нём
пропущенную букву.

3. Напиши целую строчку этого слова.

4.Составь предложение с этим словом.                      

   Звонок, звонок, 
звонок, звонок,  звонок.

   Почему звенит звонок?

5. Мягкий знак обозначающий мягкость согласных.

1.Выпиши слово
правильно.

2. Подчеркни (ь) и согласную перед  ним.

3. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

   Ель   –   тень, коньки.

6. Разделительный мягкий знак.  

1.Выпиши слово правильно.

2.Подчеркни согласную и гласную, которые Ь разделяет.

3.Запиши два слова на эту орфограмму.     

Вьюга – вьюга. Листья, соловьи.

7. Разделительный твёрдый знак. 

1.Выпиши слово правильно.

2.Подчеркни гласную и согласную, которые разделяет Ъ.

3.Запиши два слова на эту орфограмму.

Объявление – объявление. Съезд,  объём.

8. Знаки препинания в конце предложения

 ( .  !  ?).

 1.Выпиши предложение правильно.

 2. Прочитай с правильной интонацией.

 3. Подчеркни знак.

 4.Составь   и напиши   ещё одно предложение.

   Слава нашей Родине!  Слава труду!

9.  Ударение.

 1. Выпиши слово правильно.

 2. Поставь ударение.

 3. Подчеркни место ошибки.

 4. Напиши целую строчку этого слова.

Алфавит, алфавит,
алфавит, алфавит.

10.   Жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк – чн,
нч – нщ.

1. Выпиши слово правильно.

2. Подчеркни место ошибки.

3. Подбери ещё 3 слова на это правило.

4. Составь предложение с этим словом.

 Машина, шил, шина, шило.

Из гаража выехала машина.

11. Большая буква в именах
собственных.
                           

1. Выпиши слово правильно.

2. Подчеркни место ошибки.

3. Поясни написание.

4. Составь предложение с этим словом.

Москва – название города. Москва –
мой любимый город.

 Иванов Сергей Петрович
– фамилия, имя, отчество.

 С Жучкой – кличка
животного.

12.  Безударные гласные в корне,
проверяемые ударением.

1. Выпиши слово правильно.

2. Подчеркни место ошибки.

3. Поставь ударение.

4. Запиши проверочное слово.

5. Составь предложение с этим словом.

 Гроза – грозы. Вчера
была гроза.

13. Парные звонкие и глухие
согласные в корне.

1. Выпиши слово правильно.

2. Подчеркни место ошибки.

3. Запиши проверочное слово.

4. Составь предложение с этим словом.

Гриб – грибы. Маша
нашла гриб.

Шубка – шуба. У Иры
новая шубка.

14   Раздельное написание предлога
со словом.

1. Выпиши слово с предлогом.

2. Подчеркни место ошибки.

3.Докажи правильное написание.

4. Составь предложение с этим словом.

 В лес в густой
лес. Мы пошли в лес.

15.   Непроизносимые согласные в
корне.

1. Выпиши слово правильно.

2. Подчеркни место ошибки.

3. Запиши проверочное слово.

4.
Составь предложение с этим словом.

 Солнце
– солнышко. Ярко светит солнце.

16.
Двойные согласные.

1. Выпиши слово правильно.

2. Подчеркни место ошибки.

3. Подбери ещё 3 слова на это правило.

4. Составь предложение с этим словом.

Группа
– класс, касса, ванна.

Дети
пришли в класс.

17.”Не”
с глаголами пишется отдельно.

1.Выпиши глагол с частицей “не”.

2. Подчеркни место ошибки.

3. Подбери ещё 3 слова на это правило.

4. Составь предложение с этим словом.

Не_пришёл, не_выучил, не_понял.

В этом городе я раньше не жила.

18.    Правописание приставок и
суффиксов.

1. Выпиши слово правильно.

2. Выдели приставку (суффикс).

3. Составь предложение с этим словом.

Переход. Я
увидел переход,

Из садика. Оля пришла из садика.

19.  Мягкий знак в конце
существительных после шипящих.

1. Выпиши слово с предлогом.

2. Подчеркни место ошибки.

3. Определи род.

4. Составь предложение с этим словом.

Ночь – ж. р. Наступила
ночь.

Мяч – м, р. Мы играли в
мяч.

20.  Безударные гласные в
окончаниях имён прилагательных.

1. Выпиши слово с вопросом.

2.  Подчеркни окончание вопроса и прилагательного.

3.  Составь предложение с этим словом.

Озером (каким?) глубоким

За глубоким озером раскинулся
посёлок.

К лесу (какому?) сосновому.

Тропинка ведёт к сосновому лесу,

21. Безударные падежные окончания
имён существительных.

1.Выпиши слово с вопросом.

2. Определи склонение и падеж.

3. Докажи опорным словом.

4. Составь предложение с этим словом.

Читали (о чём?) об улице –I скл., П. п. (о лисе).

Мы читали рассказ об улице  Баха.

Мечтали (о чём?) о космосе – 2
скл., П. п. (о коне).
С другом мы мечтали о космосе.

Шёл (по чему?) по площади – 3
скл., Л. п. (по степи).

Строй шёл по площади.

22.  Безударные личные окончания
глаголов.

1. Выпиши слово правильно.

2. Выдели окончание.

3. Поставь в неопределённую форму.

4. Определи, к какому спряжению относится,
исключение или нет.

5.  Составь предложение с этим словом.

Пишет – писать ( не на – ить, не
искл., I спр.)Строят – строить (на -ить , II спр.)
Строители строят дом.

Смотришь – смотреть (искл., II
спр.)

Ты смотришь на доску?

23.  Глаголы 2-го лица
единственного числа.

1. Выпиши слово правильно.

2. Выдели окончание.

3. Определи лицо.

4.  Составь предложение с этим словом.

 Играешь  – 2-е л., ед. ч.

Ты
играешь  в куклы?

24.Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

1.Выпиши слово правильно.

2.Выдели корень.

3.Подчеркни гласную.

4.Запиши ещё одно слово на эту орфограмму.

Теплоход, рыболов, пешеход.

25.
Правописание предлогов с местоимениями

 1.Выпиши из предложения местоимение с
предлогом.

2.Запиши еще  два
местоимения с предлогами. 3.Обозначь орфограмму.

4. Составь предложение с этим словом.

С _ ним, перед
_ ним, у _ него.

Перед ним
стояла собака.

26. Запятая при
интонации перечисления.

1.Выпиши
предложение.

2.Обозначь однородные
члены и слово, от которого они зависят.

3.Выполни схему
предложения.

В парке растут
липы, тополя, берёзы.
[=  -,-,-_].

27. Синтаксический
разбор (по членам предложения).

1.Выпиши
предложение.

2.Подчеркни главные
члены предложения.

3. Обозначь части
речи.

4.Составь схему
предложения.

5.Выпиши из  
предложения все словосочетания с вопросительными словами.

        прил.      сущ.      гл.     пр.   сущ.

     Седые туманы плывут к облакам.

 ( Повеств,
невоскл., простое, распр.)
 [ 
– =_
].

 туманы ( какие?)
седые,

 плывут (куда? к 
чему?) к облакам.

28. Морфемный анализ
(разбор слова по составу).

           Порядок разбора.

1.окончание

2.основа

3. корень

 4.приставка

 5.суффикс

 выпечка

29.
Правописание суффиксов –ИК-, -ЕК-.

1. Выпиши слово правильно.

2. Выдели суффикс.

3. Подчеркни место ошибки.

4. Подбери ещё 3 слова на это правило.

замочек (нет чего? замочка),

ключик (нет чего?  ключика)

Орешек, кусочек,цветочек.

30.Фонетический
(звукобуквенный) разбор.

       Лейка – 2 сл., 5 б., 5 зв.

 л- [л’] – согл., звон.,непарн., мягк., парн. [л],

    е – [э] – гл.,
удар.,

    й – [й’] – согл.,
звон.,непарн.,мягк.,непарн.,

    к – [к] –
согл., глух.,парн.
[г],
тв.,парн.
[к’],

    а -[а] – гл., безуд..

   5 б., 5 зв.

31.Правописание ться и –тся в глаголах.

1.Выпиши слово правильно.

2.Напиши вопрос.

3.Обозначь орфограмму.

4.Запиши ещё 3 слова с этой орфограммой.

умыват?ся: что делать? – умываться

шепчет?ся: что делает? – шепчется

Прогуляться, одеваться, смеяться.

Орфографические разминки «Исправь ошибки». 4 класс

Ф.И.__________________________

Карточка №1 Проверь текст, исправь ошибки.

Прашло знойная лето. Наступила залатая осинь. Загляни влес.

Поопушкам растут грибы. Среди пажухлай тровы кроснеют

подосиновики. По краю ельника можно найти скольские грузди,

душыстые рыжыки. Старые пни пакрыты опёнками. Моховые

болота усыпаны румяной клюквой. Напаляне горят гроздя рябины.

Задание: разбери слово подосиновик по составу. В 6 предложении подчеркни главные

члены и второстепенные.

Карточка № 2 Проверь текст, исправь ошибки.

На ступила радосная висна. Сонце со грела землю. Подарошкам

и трапинкам по бежали висёлые ручи. Подкарнями старой бирёзы

была нара. Там спал всю зиму сирдитый ёжык. Халодный ручей раз

будил звирька. Он вы бижал налисную паляну и осматрелся.

Свежый витерок разнасил полесу висенние запохи. Ёш лёг

наспинку. Тёплые лучи солнышка со грели его.

(По Г.Скребицкому)

Задание: определи в третьем предложении части речи.

Карточка № 3 Проверь текст, исправь ошибки.

В заповеднике жыл петька. Это была бальшая, чорная, серьёзноя

птица. Аднажды я дал ворону пиченье. Он взял пиченье и спрятал в

подклювный мишок. Я вынул маленькую монетку и паказал

петьке. Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слител на

дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок падарки.

Ворон вырвал клок травы и воткнул в писчаный домик.

1. Задание: найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем

однородные члены.

.

Карточка № 4 Проверь текст, исправь ошибки.

Позней осеню я пасадил молодые ябланьки. Наступила

дружная висна. Подорогам зажурчяла вада. Быстра сошёл снех.

Ярко заблистели на сонце лужи.

Я пришёл в сат и осмотрел сваи яблоньки. Сучя и веточки все

были целы. Лопнули почьки. Покозались алые края цвиточных

листьев. Посаду разносились чудестные песни птиц. В песнях

звучяла радость встречи с типлом и висной. Легко и спокойно

было на сертце.

Задание: выпишите из 1 предложения все словосочетания:……………………………………

………………………………………………………………………………………………………………..

Карточка № 5 Проверь текст, исправь ошибки.

Светлячки

Стаит тихая летняя ноч. Между диревями сгустилась тьма. В

воздухе раз лились чюдные запохи. Втрове и налистьях милькают

агоньки. Я по любовался ими и шогнул книзкому кустарнику.

Руками стал лавить загадочьные искры. Но вот я поймал один

аганёк. Это оказался маленкий жучок. Жывут свитлячьки всырых

лисных мистах. Ночъю они вы ползают из сваих укрытий.

Задание: в пятом предложении определи части речи.

Карточка № 6 Проверь текст, исправь ошибки.

Много ласей жывёт в лисах Расии. Иногда старые и

маладые лоси блиско подходят к людным селениям и шумным

гарадам. Люди заботливо беригут и охраняют редкосных красивых

звирей. А вот и сам сохатый лось с тижёлыми витвистыми рагами.

Как он прекрасен.

Задание: подчеркни антонимы одной чертой, а синонимы двумя чертами. У всех

существительных определи падеж.

Карточка № 7 Проверь текст, исправь ошибки.

Наступила зема раним утрам илья пашол на ахоту марос

щипал щоки вбирёзавай рощи тишина литучие мыши

забрались в дупло еш в наре прикрылся сухими листями

легушки зарылись в мох мидветь спит в бирлоги

белачка сминила на зиму шупку и пачинила гниздо

лесица в наре из листев мяхкую пастель сделала утрам рибята

атправились в бирёзавую рощу стояла чюдесная тишына.

Задание: Определи границы предложений. Сделай краткий звукобуквенный разбор слов:

ягода– [ ] –….б., ….зв. Коньки [ ] –….б., …..зв.

Карточка № 8 Проверь текст, исправь ошибки.

Зимля пакрылась белым кавром раним утром я и мой

таварищ атправились в зимний лес ночю вюга занисла все

дарошки и трапинки мы скальзили на лыжах по лисным

палянам вакрук стаяли диревя в зимнем убранстве стройные

бирёзы и асины пакрыты пушыстым снегом с ветки литит

мяхкий снижок мы падехали к избушке лисника ана стаит на

апушке сасновой рощи.

Задание: Спиши текст, определи границы предложения. Подчеркни главные и

второстепенные члены во 2 предложении.

Разбери слова по составу: стучит, лежат, заиграл, осветила.

Карточка № 9 Проверь текст, исправь ошибки.

Весна

Весна пашла пополям как маладая хозяйка. По дул тётлый

ветер. Скрыш ппалзал мокрый снег. За кречали галки. Заблестели

тёмные ведки деревев. Весело зошумел лес. Зацвили первые

цветы. Громче за звенели ручи.

Задание: придумай и запиши продолжение к тексту (2 предложения)……………………..

………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

Карточка № 10 Проверь текст, исправь ошибки.

Еловый лес сумрачьный. В нём всегда запах сырости. Калючие

лапы елей царапают лецо и руки. Харашы маленькие лисные

красавицы!

Ель очень ценое дериво. Из дривесины ели делают бумагу. Ель

пает в скрипке, в рояле. Много различьной мебили делают из ели.

Вгустом ельнике птицы укрываются от стужы и мители.

Задание: во 2 предложении подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

В 3 предложении – определи падежи существительных.

Карточка № 11 Проверь текст, исправь ошибки.

Каждой травинке, хваинке хателось быстрее поймать первую

каплю даждя. От речьки кдеревне вила извилистая тропка. Я

медлино шол по трапинке. Она вывила меня к опушке леса. Пошол

дошть. Рябчик скрылся в середине густой ёлки. Под веточькой ус

троился зяблик. Пробижал ёш. Дошть шол тихо. Мне козалось, что

он чтото шепчет ёлке.

Задание: во 2 предложении подчеркни главные и второстепенные члены. У всех глаголов

определи время.

Карточка №12 Проверь текст, исправь ошибки.

Остались на снигу заячи слиды далеко ли было зайцу до

биды? Но заец не баится. Прилитела снижынок стая. Закружылись

белые птицы,заячий слет замитая. Напрасно сабака старалась рас

познать слиды заячи. Выбилась из сил, прибижала на старое место

и думает: «Заец хитрый сдесь был, а куда ушол неизвестно».

Задание: определи падежи у всех существительных. Определи время глаголов.

Карточка № 13 Проверь текст, исправь ошибки.

Первый марос застиклил лужы и развесил надиревях иней.

Тёплые диньки кончились. Наступают халада.

Папа пошол во двор калоть драва. Саша и вася стали ему памагать.

Драва были сухие и калолись стреском. Малчики насили драва в

сарай. Работа заканчивалась. Папа показал рибятам на

витвистую ель. На ветке седела серенькая птичька с малиновой

груткой. Она быстр виртела галавой. Это был снигирь.

Задание: слова (деньки, малиновой, тёплые) разобрать по составу.

Карточка № 14 Проверь текст, исправь ошибки.

Птичька вспорхнула изкуста и закружылась над нашыми

галавами. Мы осторожно раздвинули зилёные ветки. Там было

гниздо. Мы не тронули гнизда, даже не коснулись его. Поивились

птинцы. Мы чясто прихадили кгнизду. Птинцы к нам привыкли.

Они нас не баялись. Птинцы выросли и улители. Мы уехали в

горот. Дома чясто вспоминали тёплое лето и нашых доверчивых

птичек.

Задание: определи время глаголов. В первом предложении определи части речи.

Карточка 15 Проверь текст, исправь ошибки.

Прашло знойное лето наступила залатая осинь загляни влес

па апушкам ростут грибы среди пажухлай травы кроснеют

падасиновики па краю ельника можно найти скольские грузди,

душыстые рыжыки старые пни пакрыты апёнками махавые балота

усыпаны румяной клюквай на паляне гарят гроздя ребины дни

стаят пагожие в лису тешина и пакой.

Задание: определи границы предложений.

Карточка № 16 Проверь текст, исправь ошибки.

Собрался по первой пороше охотник звириные слиды

считать. Много слидов в лису. Пронислась от дерива к дериву

лёхкая белочька. Вот ночью харёк проскакал. Пробижала через

поляну осторожная хитрая лесица. Идёт ахотник по лесу. Где

тетерева спугнёт, где белку подстрелит. Под бальшой толстой

корягой нашол он мидвежью берлогу.

Задание: выпиши из первого предложения все словосочетания.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Карточка № 17 Проверь текст, исправь ошибки.

Ясный летний день. В глубине леса веднеется спокойная

гладь маленького вадоёма. Витирок не проходит через стену

диревьев. Он запутался в витвях бирёс. Наступает тишына. Над

вадой играют стрекозы. Жызнь бьёт ключом. Плавуны нашли в

ваде место для жызни. Они харашо себя чуствуют здесь. А

сколько там красивых цвитов! Одни стоят на беригу рики. Другие

спустились в неё. А со дна речьки поднимаются лилии и

кувшынки.

Задание: дай характеристику 10 предложению и подчеркни в тексте фразеологизм.

__________________________________________________________________________

Карточка № 18 Проверь текст, исправь ошибки.

Наступила раняя висна. Яркое сонце рушыт последние снежные

крепости. Звонкая капель стучит по зимле. В лису пахнет ду

шыстыми почьками. Зилёные ёлочьки важно вытинули свои калю

чие ветки. С бирёски тичёт слаткий сок. Лучи сонца освитили всю

окресность. Ожыл лес. Над галавой послышалась звонкая трель.

Задание: определи спряжение у глаголов.

Памятка “Работа над ошибками по русскому языку”4 класс

1.Пропуск, замена, перестановка букв в слове.Выпиши слово. Напиши его три раза. Подчеркни в нём букву, в написании которой допущена ошибка. Машина, машина, машина.

2.Имена, отчества и фамилии людей, названия морей, рек, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.Подчеркни заглавную букву.КороваМурка, мальчик Дима, город Владивосток.

3. Запомни: Начало предложения пишется с заглавной буквы.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни заглавную букву. Папа купил ёлку.

В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знаки.Выпиши предложение правильно. Подчеркни знак препинания. Кедр – это хвойное дерево.

4. Запятая в предложении……..

5.Гласные после шипящих. Жи-ши, ча-ща, чу-щу.Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.Ерши, ужи, чаща,чайник,чудо,щука.

6.Сочетания чн, нч, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака. Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова. Почка, мощный, речной, обманщик, одуванчик.

7.Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется после согласных на конце слова, в середине слова между согласными.Выпиши слово правильно.

Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Пень, деньки, пальчик.

8. Мягкий знак, разделительный, пишется в корне слова после согласных, перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

Выпишите слово правильно. Подчеркните ь-разделительный одной чертой. Гласную,которую он разделяет -двумя чертами. Напишите ещё 2 слова на эту орфограмму. Соловьи, обезьяна.

9.Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я. Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подъезд,объявление.

10.При переносе нельзяоставлять одну букву на строке и нельзя переносить на другую строку. Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной (коль-цо, отъ-езд). Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной (лей-ка). Слова с двойной согласной переносятся так: дрож-жи. Некоторые слова не переносятся (Оля, танк). Выпиши слово с правильным переносом.

11.Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово. Выпиши слово с предлогом. Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос. Отреки- от (какой?) реки. От реки- от (быстрой) реки.

Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Подчеркни. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму. У _меня, ко _мне, со _мной.

12.Приставка-это часть слова. Она пишется слитно со словом.Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.Заехал, приехал, уехал.

13.Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово (родственное слово или форму этого слова), в котором на эту гласную падает ударение. Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Сады́ – сад, леса́ – лес, волна́ – во́лны.

14.Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в орфографическом словаре.Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму и ударение. Запиши 2 однокоренных слова. Капуста, капустный, капустник.

15 Чтобы написать парную согласную (б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш) на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово (родственное слово или форму этого слова), в котором после этой согласной буквы стоит гласная. Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Подчеркни. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода.

16.Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором отчетливо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, чувство, праздник.Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь.

17.Удвоенные согласные в корне.: класс, ванна, хоккей, бассейн, масса, дрожжи и т. д. Выпиши слово правильно, раздели его для переноса. Подбери к нему однокоренные слова. Подчеркни двойную согласную. Коллекция, коллекционная (марка), коллекционер.

18.Мягкий знак на конце существительных после шипящих. У существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется. Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Мяч (м.р.), карандаш, товарищ.Дочь (ж.р.), мощь, мышь.

19.Безударная гласная в приставках. Написание гласных букв в приставках:до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-),про-, со; за-, на-, над-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением. Например, доехал-досыта, заговорил-заговор.Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё 3 слова с такой же приставкой. Доехал, добежал, додумался, договорился.

20.В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е. Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой. Водолаз, землемер.

21.Частица не с глаголами пишется раздельно.Выпиши слово правильно. Подчеркни. Запиши еще 2 слова. Не играл, не верю, не чувствовал.

22. Окончание им. сущ.

23. Окончание им. прилаг.

24. Окончание глагола

Добавить комментарий