Организация работы над
орфографическими ошибками в контрольных
диктантах.
Данный урок входит в обязательный перечень
уроков школьной практики. Работа над ошибками
предполагает их объяснение, исправление и
закрепление правильного написания слов. В
зависимости от видов работ различают три
методики организации исправления ошибок и
закрепления орфографической нормы:
– организация работы над орфографическими
ошибками в обучающих упражнениях;
– организация работы над орфографическими
ошибками в контрольных диктантах;
– организация работы над орфографическими
ошибками в письменных работах по развитию речи.
Рассмотрим вторую методику.
Учитель сообщает тему, цель урока, даёт общую
характеристику и оценку качества выполненной
работы, называет учащихся, отлично и хорошо
справившихся с работой, указывает, на что
обратить внимание тем, кто допустил ошибки. Не
следует в этом случае по этическим причинам
называть фамилии учеников, не справившихся с
работой. Следует также отметить продвижение
учащихся в овладении орфографией.
Практика показывает, что невозможно работать
над всеми видами ошибок, допущенными в работе.
Готовясь к такому уроку, учителю следует
классифицировать ошибки учеников <Приложение 1>, затем выбрать
наиболее частотные орфограммы. Среди них должны
быть:
– орфограммы, проверяемые в связи с изучением
грамматической темы;
– орфограммы, ранее пройденные в других
грамматических темах.
Учитывая разные уровни познавательной
активности учеников, следует на таком уроке
использовать дифференцированное обучение, чтобы
урок был интересным и высокоэффективным. В связи
с этим наиболее действенной представляется
точка зрения Е.В.Коротаевой. [2].
Не секрет, что для различных учащихся
характерна разная степень в активном познании.
Учителю нужно работать и с тем школьником,
который пассивно принимает знания, и с таким,
который включается в учебный процесс время от
времени в зависимости от учебной ситуации, и с
тем, для кого активная позиция в учебном процессе
стала привычной. Существуют объективные
показатели уровня познавательной активности:
стабильность, прилежание, осознанность учения,
творческие проявления, поведение в
нестандартных учебных ситуациях. Всё это даёт
возможность выделить следующие уровни
проявления активности:
- нулевой;
- относительно-активный;
- исполнительно-активный;
- творческий.
Предлагаю следующую модель данного урока:
I. Оргмомент. Объявление темы, целей урока.
Общая оценка результатов контрольной работы.
II. Работа над отобранными видами орфограмм при
помощи:
1) Объяснительного диктанта.
Объяснительный диктант – объяснение
орфограммы проводится после записи предложения
и текста.
2) Предупредительного диктанта.
Предупредительный диктант – перед записью
отдельного предложения или текста устно
проводится объяснение определённых орфограмм.
Чтобы учащиеся более внимательно относились к
устному орфографическому разбору, учитель
предлагает перед написанием слов письменно
объяснить соответствующие орфограммы.
3) Выборочно – распределительного диктанта.
Выборочно – распределительный диктант – вид
слухового или зрительного диктанта. В отличие от
других видов диктанта предполагает запись не
всего диктуемого, а лишь тех слов, в которых есть
орфограммы на изучаемое правило.
4) Безошибочного диктанта.
Используется в практике школы как форма
предупредительного диктанта с целью повышения
активности учащихся. Прослушав текст, ученики
ставят вопросы в отношении написания тех или
иных словоформ. На эти вопросы отвечают желающие.
При такой организации работы активность
учеников предельно высока.
5) Творческого диктанта.
Творческий диктант состоит в расширении
пишущим диктуемого за счёт включения отдельных
слов, словосочетаний. Работа по орфографии
происходит в первую очередь над орфограммами во
вставляемых словах. Тем самым у школьников
вырабатывается навык применять орфографические
правила в условиях, когда приходится думать о
содержании и грамматическом оформлении
предложения.
Использовать дифференцированные задания.
III. Самостоятельная работа учащихся по
закреплению данных орфограмм.
Учащиеся нулевого уровня познавательной
активности работают с деформированным текстом
диктанта. Учащиеся творческого уровня
познавательной активности выполняют
индивидуальные задания. Для заданий желательно
использовать:
– сочинения «малых» форм (с опорой на орфограммы
диктанта);
– «бином фантазии»;
– лингвистические задачи;
IV. Итоговый контроль.
Составляется из словоформ, над которыми велась
работа на уроке.
V. Выводы по уроку.
VI. Обсуждение оценок за урок.
VII. Дифференцированное домашнее задание.
Тема: Урок работы над ошибками
диктанта.
6 класс.<Приложение
2>
Цели:
- Используя принцип дифференциации, организовать
исправление ошибок, допущенных в диктанте, и
закрепить орфографическую норму. - Развить умение правильно писать слова с данными
орфограммами. - Воспитывать самостоятельность и творческую
инициативу.
Ход урока.
I. Оргмомент. Объявление темы, целей урока.
Общая оценка результатов контрольной работы.
II. Работа над отобранными видами орфограмм.
Следует включить в работу над ошибками четыре
вида орфограмм:
- правописание безударной гласной в корне слова;
- буквы з и с на конце приставок;
- правописание гласных и согласных в приставках;
- гласные в приставках пре- и при-.
1 – 3 – ранее пройденные орфограммы;
4 – орфограмма, проверяемая в связи с изучением
грамматической темы.
Правописание безударной гласной в
корне слова.
Предупредительный диктант.
Находиться недалеко, удивительная панорама,
выйти на террасу, военная кампания, покормить
собаку, короткая магистраль, сторожить ревниво.
(Желательно использовать 60% – 70% слов из текста
диктанта).
Буквы з и с на конце приставок.
Диктант на замену.
Образец: малыш без защиты – беззащитный малыш.
Ночь без шума, даль без предела, рыцарь без
страха, труд без пользы, жидкость без цвета,
пропасть без дна, зима без снега, человек без
жалости, небо без звёзд, гласный без ударения.
(После записи делается обязательный вывод о
правописании букв з и с на конце
приставок).
Правописание гласных и согласных в
приставках.
Безошибочный диктант.
Н..ступили первые осе..ие з..морозки. С
ни..корослых 2 кустов н..чинает и..чезать
б..гряная листва. С д..ревьев бе..к..нечным д..ждём
ра..сыпаются листья. Ра..щедрилась кр..савица
осень на краски! Реже стали ра..п..вать в..сёлые
песни птицы. Они г..товятся к ..тлёту на юг. Птицам
ст..новится и хол..дно и гол..дно. Не жалуются на
бе..кормицу только др..зды. С б..льшим ап..титом
н..брасываются они на гроздья р..бины.
(Деформированный текст написан на доске).
Гласные в приставках пре- и при-.
Выборочно-распределительный диктант.
Заполните таблицу:
пре- |
при- |
приставка не |
(Используются словоформы с данной орфограммой
из текста диктанта).
Приехавшие, привыкли, привилегия, присмотрелся,
приносились, примитивный, преобразовать мир,
привычки, преласково, прибрежный, претензия,
приоритет, преступление, приласкают,
прикоснулась, прелюдия, притворить дверь,
претворить в дело.
Творческий диктант.
Замените в диктуемых предложениях выражения
словами с пре- или при-.
В нашей стране ветераны войны и труда
пользуются особыми льготами (привилегиями).
Бабушка рассказала мне удивительную легенду
(предание). Мы попали на первое представление
пьесы (премьеру). Он был продолжателем рода
(преемником). Завтра начинаем ремонт (приступаем).
Глава государства (президент) выступил с
обращением к народу.
III. Самостоятельная работа учащихся по
закреплению данных орфограмм.
Ученики с нулевым уровнем познавательной
активности получают для работы деформированный
текст диктанта.
Кусака пр..см..трелась к лицам людей и усвоила их
пр..вычки: за полчаса до обеда уже ст..яла в кустах
и пр..ласково п..маргивала, не зная, ударят ее или
пр..л..скают. Её пр..л..скали.
Маленькая теплая рука пр..к..снулась
нерешительно к ш..ршавой г..л..ве и смело з..бегала
по всему ш..рстистому телу.
Всею св..ей душой ра..цвела Кусака. У нее было
имя, на которое она стр..мглав н..слась из з..леной
глубины сада. Она пр..надлежала людям и м..гла им
служить. Разве не достаточно этого для счастья
с..баки?
Ученики с творческим уровнем познавательной
активности получают следующие задания:
– «бином фантазии» – напишите мини-сочинение
«Пришла приставка при- в гости к…»;
– заполните таблицу:
Приставки, написание |
||
единообразно (всегда пишутся одинаково, независимо от произношения) |
меняется перед глухими согласными (написание можно проверить произношением) |
Зависит от значения приставки (написание гласных определяется по значению приставки) |
– решите лингвистическую задачу.
Пример.
Почему возникает орфографическая задача при
написании следующих слов: пр..бывает,
пр..творяется, пр..ступает? Составьте
словосочетания или предложения для
подтверждения правильного ответа.
(Предложенные задания выполняются учащимися на
выбор).
Ученики с исполнительно-активным и
относительно-активным уровнями познавательной
активности получают следующие задания:
1) Какое слово в каждой группе лишнее? Исключите
его, а оставшиеся слова запишите и разберите по
составу. Какому правилу подчиняется написание
приставок в этих словах?
а) Беззаботный, легкомысленный, ветреный,
беспечный, беспокойный.
б) Бесчувственный, бездушный,
бессодержательный, жестокий, бессердечный.
в) Безграничный, бесконечный, бесперебойный,
беспредельный, безбрежный.
2) Заменив приставки, образуйте от данных
глаголов слова с противоположным значением.
Запишите их, обозначьте орфограммы. Какие из
полученных слов пишутся с разделительным ъ?
Раздвигать, выезжать, разжать, соединить.
3) Подберите к каждому глаголу подходящие по
смыслу слова (из заключенных в скобки) и запишите
словосочетания. Объясните различия в написании
приставок.
Прибывать – пребывать (поездом, в Москве);
придать – предать (значение, товарищей);
приступить – преступить (закон, к к учению);
призирать – презирать (сироту, предателю).
4) Составьте словосочетания, подбирая к словам
из первой группы зависимые слова из второй.
Обозначьте приставки.
Пр..взойти | Норму выработки |
пр..высить | свою вину |
пр..клоняться | все рекорды |
пр..уменьшить | в учёбе |
пр..успевать | перед мужеством |
IV. Итоговый контроль.
V. Выводы по уроку.
VI. Обсуждение оценок за урок.
VII. Организация дифференцированного домашнего
задания.
Ученики нулевого, относительно-активного и
исполнительно-активного уровней получают
следующее задание. Выполните индивидуальную
работу над ошибками по образцу:
Пишу правильно |
Объясняю |
Привожу пример |
Ревни?во |
Ре?вность |
Улегла?сь |
Выпишите слова, в которых были допущены ошибки,
в индивидуальные тетради «Мои ошибки». Выучите
написание слов.
Ученики творческого уровня получают задание.
Подберите материал для обратного диктанта.
Используйте справочную литературу.
Использованная литература.
- Алгазина Н.Н. Формирование орфографических
навыков. – М.,1987. - Коротаева Е.В. Уровни познавательной
активности.//РЯШ, 1996, № 4. - Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по
русскому языку. – М.,1991. - Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений:
учеб. пособие для 5 кл. общеобразоват. учеб. завед./
Сост. А.Ю. Купалова; Науч. Ред. В.В. Бабайцева. –
М.,1992. - Костяева Т.А. Ориентировочное планирование по
русскому языку для VI класса на 2003/2004 учебный
год.//РЯШ, 2003, № 4.
После каждой проверочной или контрольной работы по русскому языку и литературе школьная программа предусматривает выполнение работы над ошибками. Педагоги прекрасно понимают значение выполнения данного вида работы. А школьники, в свою очередь, считают, что это пустая трата времени. И большинство учеников попросту переписывают слова, в которых были допущены ошибки, в тетрадь, иногда даже снова неправильно. А если исправить необходимо не слово, а словосочетание или целое предложение, начинаются настоящие проблемы. Что же делать, чтобы выполнение работы над ошибками стало приятным и полезным занятием?
Для начала нужно понять суть допущенной ошибки, определить её вид.
После проверки работы по русскому языку или литературе учителем в тетради появляются непонятные символы и буквы, значение которых ученики часто не знают. И сколько бы учитель не объяснял, запомнить и понять эти знаки иногда бывает очень сложно для ученика. Знание этих обозначений всё же необходимо. Для запоминания можно сделать памятку.
При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель исправляет или просто обозначает (подчёркивает) ошибку, а на полях обозначает её определенным знаком.
Грамотность:
I – орфографические (ошибки в правописании).
V – пунктуационные (неправильная постановка знаков препинания).
Г – грамматические ошибки возникают при нарушении структуры какой-либо единицы языка, когда система языка усвоена, а норма еще не сформирована (нарушение норм словообразования (словообразовательные ошибки), формообразования (морфологические ошибки), норм синтаксической связи слов в словосочетаниях и предложениях, а также простых предложений в составе сложных (синтаксические ошибки)).
Содержание:
Ф – фактические ошибки (нарушение фактической точности в фоновом материале: ошибки при пересказе содержания литературных произведений, путаница в датах исторических событий, в названиях произведений, именах героев, фамилиях их авторов, неточности при цитировании и т.д.)
Л – логические ошибки (нарушение последовательности событий, неоправданная подмена лица, от которого ведётся действие, повтор высказанной ранее мысли, отсутствие связи между предложениями и частями текста).
Р – речевые ошибки (ошибки, связанные с неверным или не с самым удачным употреблением слов или фразеологизмов: смешение паронимов; плеоназм – употребление лишнего слова; тавтология – употребление рядом однокоренных слов; нарушение лексической сочетаемости; употребление слова в несвойственном ему значении; неоправданный повтор, лексическая неполнота высказывания; неправильное употребление фразеологических оборотов).
Ст – стилистические (неоправданное использование просторечных слов и выражений).
С обозначениями разобрались. Как это может нам помочь? Теперь мы можем узнать суть своей ошибки, исправить её или найти в справочнике необходимое правило.
От типа ошибки зависит и способ её анализа и исправления.
При орфографических ошибках (I) необходимо выписать слово и объяснить данную орфограмму графически, привести примеры.
При пунктуационных (V) выписываем предложение, графически объясняем наличие или отсутствие знаков препинания. Для объяснения можно использовать справочник по орфографии и пунктуации.
Грамматические ошибки (Г) исправляем и обязательно объясняем выбор той или иной формы слова.
При работе на ошибками в содержании текста записываем исправленный вариант предложений и при необходимости объясняем свой выбор. Иногда, когда в тексте слишком много ошибок в содержании, рекомендуется правильно, учитывая все исправления, переписать всю работу. Данный вид работы будет полезен лишь в том случае, когда все допущенные ошибки разобраны и осмыслены учеником.
Правильное вдумчивое выполнение работы над ошибками позволит учащимся выявить пробелы в знаниях, закрепить плохо усвоенный материал и избежать подобной ошибки в будущем.
Вы можете получить необходимую помощь при выполнении работы над ошибками у онлайн репетиторов по русскому языку и литературе. Квалифицированные педагоги помогут понять суть ошибки, объяснят правило, подберут показательные примеры. В любое время и в любом месте Вы можете обратиться получить консультацию преподавателя по выбранному предмету школьной программы.
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Остались вопросы?
Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.
МБОУ «Далайская средняя
общеобразовательная школа № 11»
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Пути исправления
(на материале контрольных работ обучающихся
5 и 6 класса)
Исследовательская
работа
Сергеевой
Евгении Владимировны
ученицы 7 класса
Руководитель:
Тулина
Ольга Николаевна,
учитель русского языка и
литературы
с. Далай, 2019 год
Оглавление
1.
Введение………………………………………………………..…….3
2.
Орфографические
ошибки…..………………………………..……..5
3.
Пунктуационные
ошибки……………………………………..…….7
4.
Пути
преодоления…………………………………………………….9
5.
Анализ контрольных работ……………………………………..….11
6.
Заключение……………………………………………………….…13
7.
Список литературы……………………………………………… 14
8.
Приложение ………………………………………………….……..15
Введение
Все мы хотим быть образованными и
грамотными людьми. Но как исправить пунктуационные и орфографические ошибки,
которые то и дело возникают в наших тетрадках? Каковы причины их появления? Как
от них избавиться? Вот такие вопросы проносятся в моей голове, когда я думаю о
теме моей работы!
Предположим, что, если делать работу
над ошибками в своей тетради и выполнять упражнения на отработку того или иного
пробела в знаниях, ошибок станет меньше.
Формирование орфографической и
пунктуационной грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения
русскому языку в школе. Важность этой задачи обусловлена тем, что:
1.
Орфографическая и пунктуационная
грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она
обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении;
2.
письменная форма литературного языка
отличается от устной большей сложностью в своей структуре.
Целью работы является подтверждение
или опровержение гипотезы о том, что если делать работу над ошибками, их
количество уменьшится по первым трем пунктам, относительно 2016-2017 учебного
года.
Исходя из цели, следует ряд задач,
которые необходимо решить:
1. Изучить литературу по проблеме
исследования;
2. Проанализировать тетради учащихся
на наличие ошибок.
3. Сопоставить ошибки пятиклассников
и шестиклассников.
Объектом исследования стали тетради
для контрольных работ учащихся 5, 6 классов.
Предметом – орфографические и
пунктуационные ошибки.
В работе использовались методы:
наблюдения, сравнения, анализа полученных результатов.
Практическая значимость данной работы
заключается в том, что ее элементы можно использовать на уроках русского языка,
факультативных курсах, внеурочной деятельности.
Орфографические
ошибки
Чтобы писать правильно слова, человек должен знать, что такое
орфография. Если перевести с греческого языка, то получится «правильно писать».
Чтобы людям было легче, в русском языке все правила привели к единой норме и ее
зафиксировали в орфографическом своде правил.
Орфография в
школе – один из важнейших разделов курса русского языка; среди языковых умений
и навыков учащихся орфографические умения и навыки играют важную роль.
Орфография изучается в I-VI классах, в VII-VIII классах – повторяется,
обобщается. Материал по орфографии не выделен в школе как отдельный самостоятельный
раздел, а дается вместе с материалом по грамматике, фонетике, словообразованию
и опирается на него.
Орфография в
школе служит связующим звеном знаний учащихся по всем разделам курса русского
языка. Для учащихся важнейшими являются такие орфографические темы, как:
–
правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, суффиксах,
окончаниях;
–
правописание согласных – звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных; –
чередование гласных в корне слова;
–
употребление заглавных букв;
– перенос
слов;
–
слитно-раздельные и дефисные написания и др.
Именно при
изучении этих тем учащиеся допускают наибольшее количество орфографических
ошибок.[1]
Орфографические
ошибки – это один из видов ошибок по русскому языку. Эти ошибки могут быть
самыми разнообразными и природа их различна.
Работа над
орфографическими ошибками, допускаемыми учащимися, – важный этап в формировании
у них орфографических умений.
Появление в
письменной речи учащихся орфографических ошибок – закономерное явление процесса
обучения. Они возникают в силу объективных и субъективных причин.
Объективными
причинами являются:
– незнание
орфографической нормы к моменту письменной работы;
– оперирование
лексикой, которой учащиеся пользуются главным образом в устной речи;
– психофизическая
усталость детей к концу письменной работы;
– наличие
в словах с той или иной орфограммой трудных случаев в применении
орфографических правил. [2]
Ошибки на не
изучаемые в школе орфограммы могут появиться в любом классе, в том числе и в
X-XI. Из данного факта вытекают следующие методические правила: перед
письменной работой необходимо предупреждать возможные орфографические
трудности, повторить орфографические правила, изученные ранее.
Как показывают специальные
наблюдения, орфографические ошибки необходимо перед окончанием работы делать
небольшой перерыв, который должен снять психофизическую усталость.
Пунктуационные
ошибки
Пунктуационная ошибка – это
неиспользование пишущим необходимого знака препинания, его употребление там,
где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания
другим. Пунктуационная ошибка противопоставляется пунктуационной норме, отраженной
в пунктуационном правиле. Работа над пунктуационными ошибками – необходимое
звено в системе формирования у учащихся пунктуационных умений.
Пунктуационные ошибки в
настоящее время занимают первое место по сравнению с другими типами ошибок.
Так, в среднем на одну орфографическую ошибку в письменных работах учащихся
приходится четыре-пять пунктуационных ошибок. Их распространенность объясняется
чрезвычайной сложностью пунктуационного умения, которое основывается не только
на знании синтаксиса и умении достаточно быстро схематизировать структуру
записываемого предложения, как считает Г.И. Блинов, но и на умении выражать
разные смыслы в коммуникативных единицах – предложении и тексте. Пунктуационные
ошибки закономерно появляются в силу как объективных, так и субъективных
причин. Объективными (вытекающими из характера объема изучения
пунктуации) являются следующие причины (или факторы пунктуационного риска):
· незнание
учащимися пунктуационной нормы к моменту написания письменной работы;
· коммуникативно-речевая
основа постановки знаков препинания, связанная с выделением смыслов, которые
необходимо обозначить средствами графики;
· связь
с достаточно сложной грамматикой;
· наличие
массы ограничений в употреблении знаков препинания в одной и той же
синтаксической позиции;
· возможность
семантически по-разному членить коммуникативную единицу.
Субъективными (зависящими от
особенностей восприятия и мыслительной деятельности пишущего) являются
следующие причины:
· неточное
или полное незнание пишущим пунктуационной нормы;
· незнание
опознавательных признаков смысловых отрезков, подлежащих выделению знаками
препинания;
· невладение
синтаксическим и смысловым разбором предложения;
· смешение
условий выбора знаков препинания, приводящее к созданию пишущим ложных правил.
Перечисленные причины
действуют порознь и в совокупности. Чаще всего появление пунктуационных ошибок
объясняется рядом взаимодействующих причин. [3]
Пути
преодоления
Работа по
предупреждению орфографических ошибок имеет две формы: самоконтроль учащихся за
выполнением работы и организуемая учителем словарно-орфографическая работа.
Самоконтроль
– намеренное перечитывание учеником написанного с целью нахождения возможных
ошибок и их исправление.
Самоконтроль
у школьников развивается с помощью следующих приемов: послогового
орфографического проговаривания; пословного сравнения написанного с печатным
текстом; проверка написанного с помощью орфографического словаря; морфемное
членение слова с целью нахождения орфограмм в выделенных частях слова.
Послоговое
проговаривание, одновременно сопровождаемое зрительным восприятием написанного,
позволяет найти описки и орфографические ошибки, нарушающие фонемный состав
слов. Следует добиться того, чтобы учащиеся постоянно использовали послоговое
орфографическое проговаривание при проверке написанного.
Проверка
написанного с помощью орфографического словаря полезна при выполнении учащимися
любых работ. Проводить проверку всех слов ученического рукописного текста с
помощью орфографического словаря нецелесообразно, поэтому учащимся нужно указать
отдельные виды орфограмм, которые либо нельзя проверить правилами, либо трудно
это сделать.[4]
Членение слова на морфемы как
прием самоконтроля полезно в любых случаях, когда ученик проявляет сомнение в
правильности написания букв в выделенных частях слова.
Появление пунктуационных
ошибок предупреждает вся система работы по пунктуации. Вместе с тем возникает
необходимость в специальной работе, направленной на нейтрализацию причин
появления ошибок и на предупреждение ошибок в очередных письменных работах
учащихся. [5]
Анализируя ошибки учащихся авторы многих
статей пришли к выводу, что прежде всего ученика надо научить грамотно читать.
Если школьник много и правильно читает, то он допускает меньше ошибок на
письме. Неправильные навыки чтения совпадают с неправильными навыками письма.[6]
Анализ
контрольных работ
Нами
проанализировано 20 тетрадей для контрольных работ учащихся 5 и 6 классов,
произведен сопоставительный анализ, который производился на основе совпавших
орфограмм.
В
совокупности выделено 22 вида ошибок, но в 6 классе намечен спад: при анализе
не выявлено таких орфограмм как «Буквы е и и в окончаниях
имен существительных», «Буквы
и, ы после ц». Хотя в целом отмечен рост орфографических ошибок
по отношению к пунктуационным на один процент. [Приложение 3]. Среди
орфографических ошибок лидерство сохраняет орфограмма «Проверяемая безударная
гласная в корне слова». Если в 5 классе она составляла 25 %, то в 6 – 47%. В 5
классе на втором месте была орфограмма «Буквы О, Е после шипящих», то сейчас
она сдвинулась на 9 позиций, а на второй строчке – «Чередование». Третье место
занимает орфограмма «Буквы З, С на конце приставок». В приложении представлены
статистические данные по остальным видам орфограмм.
Количество
пунктуационных ошибок уменьшилось на 1%. На первое место вышла орфограмма
«Знаки препинания в сложном предложении» (40%), на втором – «Знаки препинания
при однородных членах» (29%), орфограммы «Тире между подлежащим и сказуемым» и
«Знаки препинания при прямой речи» сохранили свои позиции. Стоит отметить положительную
тенденцию – ребята стали меньше делать ошибок при постановке знаков препинания
при однородных членах на 17%, на 3% при постановке запятой в сложном
предложении. Несмотря на то, что остальные орфограммы сохранили свои позиции,
наметился их процентный рост: «Тире между подлежащим и сказуемым», «Знаки
препинания в предложениях с прямой речью» на 10%, возможно это связано со
сложностью текстов, относительно 5 класса.
Для
того чтобы понизить высокий процент по трем первым видам орфограмм в 2017 – 2018
учебном году мы разработали карточки, в которых представлен теоретический
материал для повторения и практические задания. [Приложение]. Также ребята
после письменных работ старались выполнять «Работу над ошибками». Таким образом
мы хотели понизить процент ошибок. Спустя год, можем отметить, что
предпринимаемые меры не помогли нам справиться с ростом самой распространенной
орфограммы «Проверяемая безударная гласная в корне слова», она по-прежнему
занимает первое место. Следующие две орфограммы потеряли свои позиции.
Заключение
Русский язык является важнейшим
средством человеческого общения, это наш родной язык, и мы просто обязаны
говорить и писать грамотно.
В результате сопоставительного
анализа можно сделать следующие выводы:
1.
Рост орфографических ошибок на 1%.
2.
Отсутствие орфограмм «Буквы
е и и в окончаниях имен существительных», «Буквы
и, ы после ц».
3.
Орфограмма «Проверяемая безударная гласная
в корне слова» осталась на первом месте.
4.
Орфограмма «Буквы О, Е после шипящих»
опустилась на 9 позиций и составила 2%.
5.
На орфограмму «Буквы И, Ы после Ц» ошибок
допущено не было.
6.
Понижение пунктуационных ошибок на 1 %.
7.
Уменьшение ошибок на орфограмму «Знаки
препинания при однородных членах предложения» на 17 %.
8. Меньше
допущено ошибок на орфограмму «Знаки препинания в сложном предложении» (3%).
Стоит отметить, что наша теория частично
подтвердилась. Несмотря на то, что орфограмма «Проверяемая безударная гласная в
корне» продолжает лидировать, орфограмма «Буквы О, Е после шипящих» составила
2%, а это 9 место. На орфограмму «Буквы И, Ы после Ц» не было допущено ни одной
ошибки. Таким образом, можно сделать вывод, что при работе над своими ошибками,
можно улучшить показатели своей грамотности.
Список литературы
1.
https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-russkomu-yaziku-orfograficheskie-oshibki-pochemu-deti-ih-dopuskayut-513171.html
2.
http://bibl.tikva.ru/base/B358/B358Chapter2-8-38.php
3.
https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-russkomu-yaziku-orfograficheskie-oshibki-pochemu-deti-ih-dopuskayut-513171.html
4.
http://bibl.tikva.ru/base/B358/B358Chapter2-8-38.php
5.
https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/tipy_oshibok_po_russkomu_iazyku_i_puti_ikh_prieodolieniia
6.
Ладыженская Т.А., М.Т. Баранов, Л.А. Троснецова и др.
Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. – 3 изд.- М.:
Просвещение, 2014. – 191 с.
7.
Савченкова Г.Ф. Русский язык в таблицах: 5 – 11 кл.:
справ. Материалы. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 77 с.
Для математики популярная поговорка «умные люди учатся на чужих ошибках» практически не работает, так как ошибка в большинстве случаев является необходимой и полезной, ведь она позволяет определить пробелы в знаниях школьника и своевременно их устранить. Главное – правильно относится к ошибке и ее правильно ее использовать.
Тем более обидно получать глупые ошибки, которые вызваны невнимательностью обучающихся, пропусками переменных, случайными потерями знаков, скобок и другими различными ляпами.
Для того чтобы снизить вероятность ошибок, необходимо использовать различные методики предупреждения типичных ошибок, что будет в итоге способствовать повышению уровня математической подготовки школьников.
Разбор, анализ и проработка ошибок и неточностей, допущенных при выполнении задания
Организация работы обучающихся, направленной на анализ и исправление допущенных недочетов называется работой над ошибками. Ее основной целью является разбор, анализ и проработка ошибок и неточностей, допущенных при выполнении задания. Правильно организованная работа обучающихся обеспечивает:
-
дифференцированный подход к обучению;
-
является профилактикой будущих ошибок;
-
позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и навыках детей;
-
формирует умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные знания.
Грамотный, творческий подход учителя к организации работы над ошибками создает условия для развития адекватного отношения обучающегося к ошибкам, умение работать с ними.
Можно говорить о том, что, после проведения работы над ошибками итоговая оценка отражает действительный уровень усвоения знаний и умений обучающихся. Существует практика, когда некоторые учителя практикуют выставление оценок за каждую проведенную работу. При этом, часто бывает, что после работы над ошибками, отметка за проверяемую работу повышается (как правило на один бал).
Обычно, работа над ошибками проводится в классе, под руководством учителя, но может проводиться и дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель считает возможным дать выполнение работы над ошибками в качестве домашнего задания, он должен убедиться, что все обучающиеся знают и помнят основной алгоритм действий по выполнению работы. Целесообразно, каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий. Кроме этого, необходимо предварительно, на уроке провести общий анализ допущенных ошибок.
В классе, работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. Работе над ошибками может быть посвящен, как весь урок, так и его часть. Это зависит от характера и количества видов ошибок, от уровня самостоятельности обучающихся и т.п. По усмотрению учителя возможны: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная работа.
Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке
При работе на уроке выделяют несколько основных этапов:
-
консультация;
-
коррекция знаний и умений;
-
диагностика результатов;
-
оценочная деятельность.
По усмотрению учителя возможны: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Рассмотрим несколько вариантов проведения работы над ошибками
В начале урока, после проведения общего анализа проверенной работы, учитель просит поднять руку тех обучающихся, которые допустили ошибки при выполнении первого задания. К доске приглашается один из обучающихся, который будет выполнять и комментировать аналогичное задание у доски. Обучающийся определяется либо по его желанию, либо по решению учителя. Остальные обучающиеся выполняют работу у себя в тетрадях. Затем все самостоятельно решают задание проверочной работы. Таким образом, дети прорешивая аналогичное задание, прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и остальными обучающимися. Такой подход целесообразен, когда в данном задании большинство обучающихся допустили ошибки.
Следующая форма работы используется, когда один, или несколько обучающихся допустили ошибки в задании, которое большинство обучающихся выполнили правильно. При данной форме организации урока один обучающийся выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные обучающиеся исправляют свои недочеты в тетрадях или выполняют индивидуальные задания. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель не может контролировать деятельность других детей. Для исправления возникшей ситуации, нужно обеспечить каждому обучающемуся возможность обратиться к учителю за помощью, за консультацией.
Бывают ситуации, когда часть обучающихся выполнила проверочную работу на «отлично», т.е. возникает необходимость организовать деятельность этих обучающихся, и, одновременно организовать выполнение работы над ошибками остальными обучающимися. В этом случае, есть несколько вариантов организации работы на уроке.
Во-первых, «отличникам» можно предложить выполнение индивидуальных заданий повышенного или углубленного уровней, творческие задания, работу по подготовке, например, информационного сообщения к следующему уроку. С остальными обучающимися проводится работа над ошибками.
Во-вторых, обучающихся, показавших высокий уровень усвоения учебного материала, можно привлечь к консультированию других детей. В этом случае возможна организация групповой и (или) парной работы.
Имеют место случаи, когда педагог, в целях экономии времени, выделяет только типичные ошибки, допущенные обучающимися при выполнении проверочной работы, и на уроке проводят работу только таким видом ошибок. В этом случае работа организовывается фронтально, анализ и исправление типичных ошибок и недочетов выполняет весь класс вместе. При этом у доски работают обучающиеся по желанию, по очереди или по решению учителя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил.
Алгоритм действий по выполнению работы над ошибками
Алгоритм действий по проведению работы над ошибками определяется учителем самостоятельно, исходя из особенностей класса, общего уровня обученности и т.д.
Например, алгоритм действий обучающегося может выглядеть следующим образом:
- просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя;
- найти ошибку, выписать задание, в котором она допущена, проанализировать причину ее возникновения:
-
ошибка в вычислении – перерешать;
-
ошибка в применении формулы (правила, закона) – вспомнить нужную формулу (правило, закон) по данной теме, применить при решении;
-
ошибка в построении рисунка – повторить материал в учебнике и выполнить рисунок правильно;
- решить аналогичное задание
Памятка-помощник
В практике работы некоторых учителей встречается использование памяток, которые изготавливаются педагогом и раздаются каждому обучающемуся. Памятки могут быть индивидуальными. Работа с памятками выполняется под контролем педагога.
В памятке пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:
Тема «….».
Примеры.
- …
Если учитель планирует проводить работу над ошибками, с использованием памяток, то при проверке работы на полях тетради, напротив задания, в котором допущена ошибка, ставится номер, соответствующего задания в памятке. Это не только облегчает работу обучающихся, но и совершенствует систему обучения. Обучающийся неоднократно обращается к данной памятке, что способствует лучшему запоминанию учебного материала.
Проверка и подведение итогов работы над ошибками
В конце работы над ошибками необходимо провести проверку. Существует несколько форм ее организации.
-
самопроверка;
-
парная работа;
-
групповая работа, когда «сильные» обучающиеся выступают в роли консультантов;
-
фронтальная работа со всем классом.
Во всех случаях, необходимо обеспечить возможность каждому обучающемуся консультирования и помощи учителя, если возникают трудности.
В конце работы над ошибками, как и в конце любого урока, необходимо провести рефлексию. Дети анализируют свои ошибки, отмечают, как изменились собственные умения, отмечают моменты, которые остались не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения.
Следует отметить, что проведение работы над ошибками является обязательным и систематическим действием после каждой контрольной и проверочной работы. При этом необходимо обращать внимание и прорабатывать все ошибки, допущенные обучающимися, тщательно проводить отбор задач и примеров для отработки знаний и умений, для закрепления пройденного материала.
Превентивная деятельность учителя по предупреждению ошибок
Большая часть ошибок, допускаемых обучающимися, не связана с отсутствием или наличием знаний, хотя, конечно, доведение до уровня автоматизма ряда вычислительных операций позволяет существенно снизить вероятность появления ошибок. Однако при этом необходимо, чтобы обучающийся все равно руководствовался нужными правилами и постоянно сохранял концентрацию внимания.
Знание определенных правил нужно и для того, чтобы обучающийся мог проверить правильность решения и дать его обоснование. В тоже время многие школьники воспринимают курс алгебры в качестве набора правил, которые абсолютно не связаны между собой, поэтому они заучиваются исключительно для решения какой-то конкретной задачи, а по истечению незначительного промежутка времени просто забываются. В этой связи требуется организовывать процесс обучения правилам с использованием приемов, которые активизируют рефлексивную деятельность школьников по предупреждению и исправлению ошибок, возникающих при формальном усвоении правил.
Если процесс поиска и исправления ошибок сделать максимально поучительным для обучающихся, то анализ ошибок может стать эффективным средством для развития познавательного интереса к математике.
Наиболее распространенными ошибками являются:
-
незнание или непонимание правил, формул и определений;
-
неправильное применение формул или неумение правильно применять определения и правила;
-
совершение вычислительных ошибок;
-
невнимательное чтение условий задачи;
-
отказ от использования свойств фигур при решении геометрических задач;
-
неправильное раскрытие скобок;
-
совершение логических ошибок при решении текстовых задач;
-
применение формул сокращенного умножения.
К основным причинам совершения ошибок по математике относят:
-
пропуски уроков, в результате чего появляются пробелы в знаниях;
-
поверхностное изучение нового материала;
-
повышенная усталость, вызванная чрезмерной нагрузкой или недостаточным сном, в результате чего понижается скорость мышления и снижается уровень внимания;
-
неаккуратный почерк, из-за чего учитель часто не понимает, что написал обучающийся;
-
скорость работы. При этом на появление ошибок влияет как высокая скорость работы, из-за которой обучающийся просто не стремиться вникнуть в суть задания, так и медленная. В последнем случае замедленная скорость мыслительных операций не позволяет обучающемуся в полной мере контролировать себя, а из-за «зависания» нужная информация просто удаляется из «оперативной памяти»;
-
полное либо кратковременное переключение внимания с одной деятельности на другую;
-
низкая мотивация, в результате которой теряется внимание и появляются ошибки.
Объяснение и предупреждение ошибок
Для предупреждения ошибок и сведения их к минимуму используются следующие профилактические мероприятия и действия:
-
постоянный разбор наиболее распространенных ошибок в классе;
-
предлагаемые обучающимся письменные задания должны быть максимально удобны для восприятия, то есть грамотно сформулированными и понятными;
-
подбор заданий и упражнений, которые будут вызывать у детей интерес и повышенное внимание;
-
учитель должен при объяснении нового материала стараться предугадать возможные ошибки обучающихся и разработать систему заданий, которые позволят правильно усвоить новые понятия;
-
использование правил удобных для запоминания и исключающих двойную их трактовку.
Кроме того, учитель математики должен помнить, что систематическое и планомерное повторение является основным инструментом для ликвидации пробелов знаний.
Также рекомендуется при объяснении нового материала активно применять определения и теоремы, которые изучались ранее. Так, при изучении темы «Теоремы сложения» целесообразно организовать повторение ряда теоретических вопросов:
-
Изменение тригонометрических функций при возрастании и убывании аргумента.
-
Четные и нечетные функции.
-
Таблицы значений тригонометрических функций.
-
Знаки тригонометрических функций.
Дополнительно выполняются следующие задания:
-
Необходимо определить четность и нечестность тригонометрических функций:
-
Найдите область определения функции y = x2 – 6x + 10.
-
Определите, при каких значениях x, функции y = sin x и y = cos x принимают одинаковые значения?
Перед тем как приступить к изучению темы «Первообразная и интеграл», следует повторить все формулы дифференцирования. После этого обучающиеся выполняют самостоятельную работу (время решения – 10-15 минут), во время которой школьникам предлагаются карточки-задания, где «опущены» один-два компонента из формулы дифференцирования, а также приведены две функции, производные которых необходимо найти.
Затем проводиться проверка работы и анализ совершенных ошибок, что необходимо для выявления пробелов в знаниях и проведения работы по их устранению.
Список литературы:
- Азиев И.К. Индивидуальные задания для устранения ошибок. // Журнал «Математика в школе» – 1993 г. – №5, с. 9.
- Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки обучения школьников: Экспериментальное педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.
- Волович И.Б. Наука обучать: Технология преподавания математики. – М.: LINKA-PRESS. 1995. – 280 с.
- Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
- Груденов Я.И. Психолого-дидактические основы методике обучения математики. – газета «Математика», 1987 г. с. 91-96.
- Гуцанович С.А. Дидактические основы математического развития учащихся: Монография. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 1999. – 301 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального исследования / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с.
- Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.
- Далингер В.А. Обучение учащихся доказательству теорем: Учебное пособие. – Омск: Омский пед. ин-т, 1990. – 127 с.
- Действующие учебники и учебные пособия по математике для средней школы.
- Журналы «Математика в школе» за 1970-1990 гг.
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Математические задачи как средство обучения и развития учащихся: в 2ч. – М.: Просвещение, 1977. – ч.2. – 144 с.
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Обучение математике через задачи и обучение решению задач: в 2ч. – М.: Просвещение, 1977. – ч.2. – 144 с.
- Метельский Н.В. Дидактика математики. – Минск: Изд-во БГУ, 1982–254с.
- Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: учеб. пособие; сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. – М.: Просвещение, 1985. – 336 с.
- Новик И.А. Формирование методической культуры учителя математики в педвузе. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2002. – 193 с.
- Новик, И. А. Практикум по методике преподавания математики / И. А. Новик. – Минск: Выш. шк., 1984. – 175 с.
- Оганесян В.А. Принципы отбора основного содержания обучения математике в средней школе. – Ереван: Луис, 1984. – 215 с.
- Рогановский, Н. М. Методика преподавания математики в средней школе: учеб. пособие / Н. М. Рогановский. – Минск: Выш. шк., 1990. – 267 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Столяр, А. А. Педагогика математики: учеб. пособие / А. А. Столяр. – Минск: Выш. шк., 1986. – 414 с.
- Темербекова, А. А. Методика преподавания математики: учеб. пособие / А. А. Темербекова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 176 с.
- Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе / Л. М. Фридман. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.
- Шнейдерман М.В. Анализ ошибок и затруднений учащихся V классов // Журнал «Математика в школе» – 1999 г. – №6, с. 21.
- Эрдниев, П. М. Обучение математике в школе. Укрупнение дидактических единиц / П. М. Эрдниев, Б. Л. Эрдниев. – М.: Столетие, 1996. – 320 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе – М., 1996. – 347 с.
- Якиманская И.С. Психологические основы математического образования. – М.: Acadiia, 2004.
- Ярский А.С. Что делать с ошибками // Журнал «Математика в школе» – 1998 г. – №2, с. 8-14.
Выступление на ШМО на тему «Как я делаю работу над ошибками с детьми на уроках русского языка и математики»
учитель начальных классов
Строева Жанна Дмитриевна
г.о. Королёв
2020 уч.год
Когда и где выполняется работа над ошибками?
Работу над ошибками проводится и в классе, совместно с учителем, и дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Для этого я каждому ребенку выдала памятку с порядком выполнения действий.
Работу над ошибками мы проводим не только после контрольных, самостоятельных или творческих работ. Для моей практики характерна планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок, допущенных в каждой классной или домашней работе.
Основные формы организации работы над ошибками на уроке
Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это я решаю в зависимости от объема работы. Если мы писали контрольную работу, то работа над ошибками занимает почти весь урок, если мы отрабатываем ошибки, совершенные в домашней работе, то такая деятельность занимает 5-7 минут от урока.
Ошибки, совершенные в ходе классной работе, например, ученик неправильно решает задание у доски, сам себя исправляет, сомневается, то после того, как он закончит выполнять упражнение, мы возвращаемся к тому примеру, или слову, или заданию (в зависимости от урока) и этот же ученик выполняет ниже под упражнением работу над ошибками.
Если мы писали мини-самостоятельную или проверочную работу в рабочих тетрадях в начале урока, и если после ее проверки были выявлены ошибки, то один из тех детей, который допустил ошибки по желанию или по моему решению выходит к доске и выполняет работу над ошибками (обычно 2-3 разных ученика разбирают разные ошибки). Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях. Если дети не допустили ошибки, то они все равно отрабатывают возможные ошибки. Таким образом, дети прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом.
После контрольных, проверочных и творческих работ мы делаем обширную работу над ошибками. Я заранее выписываю ошибки, допущенные детьми к себе в план работы на уроке. После чего проверенные тетради раздаю детям. Сначала мы работаем всем классом вместе. К доске выходят разные ученики и отрабатывают каждую ошибку под мою диктовку. За десять минут до конца урока ученикам дается время для того, чтобы они самостоятельно отработали ошибки, допущенные конкретно в их работе. При такой организации работы возникает необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не допустив в ней ошибок. Я думаю, лучше всего если это будет творческая деятельность. Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее интересные из которых потом можно выполнить всем классом.
Работа над ошибками, допущенные в ходе выполнения домашних работ мы выполняем следующим образом. Для начала, я выделяю общие ошибки, допущенные классом. Для этого я собираю тетради на проверку ежедневно и выписываю в план следующего урока, какие ошибки допущены. На следующем уроке я раздаю тетради, чтобы дети видели, понимали и вспомнили, что именно мы делаем. К доске по очереди выходят 2-3 ученика для отработки самых распространённых ошибок. Потом детям дается 2-3 минуты для самостоятельной отработки ошибок, которые они допустили конкретно в своей работе. Дети, которые не допустили ошибок, все равно с нами отрабатывают ошибки класса в целях повторения правил. Соответственно, работу над ошибками той домашней работы, которая была сдана в этот день, мы проводим на следующий урок после проверки тетрадей.
Памятка-помощник
Я в своей практике использую карточки — памятки. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:
- Тема.
- Примеры.
Когда мои ученики были младше, и мы только вводили работу над ошибками, в домашней работе при проверке работы на полях тетради я ставила номер, соответствующий номеру на памятке. Это облегчало работу учащихся, и совершенствовало систему знаний, благодаря наглядности, использованию зрительной памяти. Ученики неоднократно обращались к данной карточке, что способствовало лучшему запоминанию материала. Теперь мы обходимся без нее.
Проверка и подведение итогов
В конце работы над ошибками следует мы проводим проверку. Существует несколько форм ее организации.
- самопроверка;
- работа в парах (в данном случае желательно, чтобы уровень учащихся был разным);
- работа со всем классом.
В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.