« Детские ошибки в речи: не обращать внимание или исправлять?»
Перечислим наиболее распространенные ошибки в речи детей, характерные для раннего возраста (2-3 года).
∙ Одна из известных и часто встречаемых ошибок – замена уже освоенного звука другим. К примеру, при освоении произнесения звука [с], ребенок заменяет его на звук [ш]: говорит «шырость» вместо «сырость». Необходимо поправлять неправильное произнесение ребенком звуков. Чем раньше слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадает в лексикон ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искаженной формы. Дети с завидным упорством повторяют искаженное ими слово. Если неправильное произнесение ребенком звука имеет стойкий характер и к 5 годам не исправляется, необходимо обратиться к логопеду.
∙ Другой, наиболее распространенной ошибкой являются придуманные детьми слова, не употребляемые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются такими словами. Ведь придуманы они их малышом (этот феномен называется «словотворчество»: ползук – червяк, сердитки – морщинки и пр.). Конечно же, можно восторгаться фантазией малыша, но ни в коем случае нельзя хвалить при ребенке то или иное придуманное им слово. Таким поощрением родители закрепляют неправильное слово в словаре ребенка. Услышав неправильно произнесенное слово, необходимо сразу же поправить малыша: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать…». Нужно очень четко произнести слово и попросить малыша повторить его за взрослым.
Типичной ошибкой является также построение ребенком всех глаголов в речи по образцу одной наиболее легкой для него формы. К примеру: «вставаю» вместо «встаю», «лизаю» вместо «лижу» и пр. То есть ребенок использует одну стандартную форму глагола. Исследователи детской речи заметили, что когда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Такие ошибки необходимо также поправлять на грамматически верные слова каждый раз, как малыш их употребит в своей речи.
∙ Следующий тип ошибок связан с изменением существительных по падежам. Падежные окончания существительных образуются детьми по усвоенным ими образцам: «Возьмем все стулы и сделаем поезд» – говорит трехлетний малыш другому малышу. «Нет, – возражает тот,- здесь мало стулов».
∙ Ошибки наблюдаются и в окончаниях и в употреблении сравнительной степени прилагательных. Вообще следует отметить, что речь маленьких детей бедна прилагательными (всего около 3-4 % по сравнению с другими частями речи). Дело в том, что прилагательные сложны для непосредственного восприятия ребенком, ибо их употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом или вещью. Ребенок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: страшный, злой, добрый, маленький и пр. Следовательно, необходимо в своем ежедневном общении с ребенком употреблять большее количество различных прилагательных, обязательно связывая их с предметом или картинкой и т.д.
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если Вы посмеетесь над ребенком и обидите его, он какое-то время может молчать, но главное, он может потерять к Вам доверие.
1. Развивайте интерес ребенка к свойствам предметов (большой, маленький, деревянный, холодный, гладкий и пр.) и качествам людей (злой, сердитый, умный, сильный и т.д.).
2. Знакомьте малыша с частями тела, учите узнавать и называть на рисунках животных и предметы.
3. Чаще используйте в своей речи детские стишки, потешки, песенки.
4. Читайте ребенку книги – сделайте это Вашей семейной традицией (например, чтение перед сном).
5. Разговаривайте со своим малышом, задавайте ему вопросы – помогайте ему высказаться.
6. Играя, обязательно оречевляйте все свои действия – малыш, на удивление, запомнит каждое сказанное Вами во время игры слово.
7. Но самое главное, СЛЕДИТЕ ЗА СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ!
Вы должны говорить правильно, не искажая слов, четко произносить каждый звук, не торопиться и не «съедать » слогов и окончаний слов.
Ваша речь должна быть также грамматически правильной и, конечно же, эмоциональной. Это знакомит малыша с богатством интонаций человеческого языка.
Профилактика речевых ошибок у детей, прежде всего, касается всестороннего развития, процесс которого начинается еще до рождения. Будущая мама должна пристально следить за здоровьем и своим психоэмоциональным состоянием. Хорошо начинать диалог с ребенком с первых дней беременности, слух и нервная система формируется на ранних сроках. После рождения малыша, в каждодневные процедуры по уходу стоит включить специальные упражнения. Это поглаживание, разминание и зарядка пальчиков — при этом проговариваются веселые потешки. Доказана связь между уровнем интеллекта, речи и мелкой моторики. Начиная с года потренироваться собирать крупные пазлы. Предоставлять малышу разные текстуры, формы, озвучивая их свойства, отличия, особенности, тем самым стимулируя мозг, а значит, и речь. С первых дней жизни маленький человек должен слышать четкие разборчивые фразы, без метаморфоз, которыми грешат обычно старшее поколение («Ой, ты мой холёсенький», «Мой масенький» и т.п.). Пластилин, глина, песок развивают не только пространственное мышление, но и способствуют правильному формированию звукопроизношения. Отлично включить творческую работу с камешками, бусинками, горохом, манкой и другими материалами.
Для нормального формирования и овладения речью необходима спокойная обстановка, окружающий мир ребенка должен быть ему понятен и предсказуем. Огромную роль играет семья и отсутствие конфликтов. Научить ребенка говорить без ошибок мечтают все родители. И основная роль отводится ближайшему окружению дошкольника. Это комплексная работа семьи, детского сада и специалистов. Обязательно нужно вселить ребенку уверенность в своих силах, закреплять успехи похвалой, а к ошибкам относиться нейтрально, мягко и корректно исправлять их.
ИГРА 1. УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ «ЗВОНИТЬ», «ЗВОНИТ».
Неправильно: телефон звОнит (ударение на первом слоге).
Правильно: телефон звонИт.
Как предупредить или исправить речевую ошибку? Игра «Разбуди Винни-Пуха».
Поиграйте с малышом в сказку. Выберите для игры две любимых игрушки ребенка (например, Винни-Пух и Пятачок). Разыграйте ситуацию. Винни-Пух собрался на День рождения к Пятачку и … проспал! Пятачок не дождался гостя и стал звонить ему по телефону. Телефон звонИт, а Винни-Пух его не слышит – так крепко он спит. Давай его разбудим: «Винни-Пух! Телефон звонИт! Вставай!». Попросите ребенка повторить фразу несколько раз. Винни-Пух сердито отвечает малышу: «Я еще посплю» и переворачивается на другой бок. Ой, какой сонный! Придется снова его будить: «Пятачок тебя ждет, он тебе звонИт! Телефон звонИт!». Снова повторяем фразу, теребим медвежонка, ласково будим. Винни-Пух не слышит нас и продолжает спать. Что же делать? Придется еще раз повторить эту фразу сонному мишке, чтобы его разбудить! Будим Винни-Пуха с ребенком 4-6 раз. В конце игры Винни-Пух просыпается, благодарит малыша за помощь и отправляется в гости к Пятачку. Многократное повторение слова в этой веселой игре позволяет детям очень легко запомнить правильный вариант.
ИГРА 2. УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ «НАДЕТЬ» И «ОДЕТЬ».
Неправильно: одевать на куклу.
Правильно: одевать куклу, ребенка, в шубу, в платье, но: надевать на себя.
Как предупредить или исправить ошибку в речи ребенка? Игра со словом «одеть».
Предложите ребенку поиграть. В игре Вы будете жестами показывать, как Вы ОДЕВАЕТЕ мишку или зайку на прогулку, а малышу нужно будет догадаться по Вашим жестам, что это за одежда. Например, покажите, как Вы завязываете мишке шарф (шарфа нет, только показ жестами) и спросите: «Во что я одеваю мишку?». Или покажите, что Вы одеваете Мишку в брючки и спросите «А теперь я во что одела Мишку?». Можно показать жестом, как Вы одели рубашечку, застегиваете пуговки на рукавах.
Потом пусть малыш загадает подобные загадки Вам. В этой игре нужно часто использовать слово «одеть», и чем чаще – тем лучше! «Что я одела?» — «Ты одела мишку в куртку?». – «Нет, я в куртку мишку не одевала. Это что-то другое, но похожее на куртку. Отгадай, что это» — «Ты его одела в пальто?» и т.д.
Аналогично проведите игру со словом «надеть» с угадыванием действия по жестам, имитируя надевание одежды на себя – угадай, что я сейчас на себя надела?
Многократное естественное повторение слова в игре запомнится малышу. Запомнится ему и разница в ситуациях использования этих похожих слов, и он не будет больше ошибаться.
ИГРА 3. ОШИБКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ.
Типичная детская ошибка: много яблоков, сливов, грушев, мандарин, апельсин, карандашев, ботинков, щетков и т.д.
Правильно: много яблок, груш, слив, мандаринов, апельсинов, бананов, ананасов, карандашей, щеток и т.д.
Как предупредить или исправить эти речевые ошибки в речи ребенка?
Вариант 1. Поиграйте в игру «Чего не стало». Выложите на стол 5-6 картинок, на каждой из которой изображено несколько фруктов или других предметов. Например, груши, сливы, яблоки, ананасы, бананы, мандарины. Для игры нужно подобрать те картинки, в названии которых ребенок допускает ошибки.
Попросите ребенка закрыть глаза и в это время уберите одну картинку. Попросите малыша открыть глаза, посмотреть на картинки и догадаться, чего не стало? Малыш отвечает: «Не стало груш» или «Не стало карандашей». Если он ошибается, то нужно исправить его ошибку, назвав правильный вариант. Ни в коем случае не повторяйте в своей речи ошибки ребенка! Для малыша очень важно слышать грамотную речь взрослых людей, которые его окружают.
Вариант 2. Вам понадобятся два одинаковых набора картинок. Рассмотрите с ребенком картинки и назовите, что на них нарисовано. Один набор выложите перед ребенком. Карточки из другого набора положите стопкой друг на друга. Вы берете из стопки одну картинку так, чтобы ребенок не видел, что на ней нарисовано. Попросите малыша угадать, что у Вас.
Ребенок спрашивает: «У тебя много слив?» — «Нет, у меня нет слив». – «У тебя много яблок?» — «Нет! У меня нет яблок». – «У тебя много груш» — «Да, у меня много груш!» Как только малыш угадал картинку, поменяйтесь ролями в игре.
Многократно повторяя слова в этой увлекательной игре, ребенок их легко запоминает.
ИГРА 4. ОШИБКИ СОГЛАСОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДЕ, ЧИСЛЕ.
Типичная ошибка детей: зеленыя платье, красныя чашка и т.д.
Правильный вариант: зеленАЯ чашка, зеленЫЕ чашки, зеленЫЙ стаканчи, зеленОЕ стекло
Как предупредить или исправить эти ошибки в речи детей?
Поиграем в игру «Грамматические загадки». Попросите малыша отгадать, что Вы загадали:
- зеленАЯ, красивАЯ – это лампа или абажур?
- зеленЫЙ, красивЫЙ – это лес или полянка?
- зеленЫЕ, красивЫЕ – это поля или сад?
- зеленОЕ, красивОЕ – это дерево или куст?
Игра учит ребенка прислушиваться к окончаниям слов и ориентироваться на них при определении рода. В первый раз большинство малышей ошибается в отгадывании. В случае ошибки спросите ребенка: «А мы так говорим – зеленАЯ абажур? Нет. Как мы говорим – зеле….НЫЙ абажур. Значит, зеленАЯ – это что? Конечно, лампа». Достаточно быстро малыш поймет принцип выполнения задания, и ошибки согласования слов исчезнут из его речи. Чтобы игра была результативной, в ней обязательно надо очень четко интонационно выделять окончания всех слов.
ИГРА 5. УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ СЛОВА «ПИАНИНО»
Типичная ошибка детей: «играю на пианине», «к нам привезли вчера пианину», «у пианины стоит диван», «у нас дома есть пианина».
Правильный вариант: слова «пианино» не изменяется: играю на пианино, к нам вчера привезли новое пианино, у пианино стоит диван.
Как предупредить или исправить ошибку в речи детей?
Игра «Отгадай по звуку». Возьмите разные детские музыкальные инструменты. Можете использовать аудиозаписи. Попросите ребенка на слух отгадать, на каком инструменте Вы играете (или на каком инструменте играет музыкант в аудиозаписи). Ребенок отвечает: «На барабане», «На дудочке», «На скрипке», «На пианино». Скажите малышу, что слово «пианино» — это особое слово. Оно никогда не изменяется. Мы так всегда и говорим: Я учусь играть на пианино, пройди мимо пианино, у пианино стоит диван.
ИГРА 6. УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ.
Типичные ошибки: ляжь (вместо ляг), поскакай (вместо поскачи), спей (вместо спой), побежи (вместо побегай) и т.д.
Правильный вариант: поскачи, побегай, попрыгай, потанцуй, спой, спляши, покатай, положи, стой, ляг, наклонись.
Как предупредить или исправить ошибку в речи детей?
Поиграйте в игру «Мишка – физкультурник». В гости к ребенку пришел мишка, он очень любит спорт и умеет выполнять разные команды. Малыш командует, а мишка выполняет его команды: «Присядь. Стой. Побегай. Ляг». Мишка выполняет команду только в том случае, если в речи ребенка нет ошибок.
Взрослый в игре: а) дает возможность малышу самому придумать задания мишке, б) просит: «Попроси мишку лечь. Как нужно сказать? Правильно: «Мишка, ляг!» Попроси мишку спеть. А теперь попроси его потанцевать».
ИГРА 7. ПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛА «ХОТЕТЬ».
Типичные ошибки: хочете (вместо «хотите»), «хочем» (вместо «хотим»)
Правильный вариант: мы хотим, они хотят, я хочу, ты хочешь.
Как предупредить или исправить ошибки в речи детей? Игра «Вы хотите – мы хотим».
Лучше всего играть с несколькими детьми. Если у Вас один малыш, то можно поиграть с игрушками – друзьями малыша. В игре мы будем вести диалог с друзьями о том, что они хотят: «Мишки, а вы хотите потанцевать? А мёда хотите?» — «Мы хотим поесть вкусной малины». – «А вы, зайки что хотите?» — «Мы хотим морковки. А вы что хотите? Хотите морковки?» — «Нет, мы хотим пойти на улицу».
Договоритесь вместе с малышом в паре о том, что вы вместе хотите делать: мы хотим спеть (мы хотим поехать в зоопарк, покататься на самокате и др.). Спросите у других членов семьи: «А вы хотите с нами (спеть, поехать в зоопарк и т.д.)
ИГРА 8. ПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ НЕИЗМЕНЯЕМОГО СЛОВА «ПАЛЬТО».
Типичная ошибка детей: в пальте (вместо «в пальто», польты (вместо «пальто» во мн. числе).
Правильно: слово «пальто» никогда не изменяется.
Как предупредить или исправить ошибку в речи детей?
Поиграем в ателье. Делаем «конструктор» — берем кусочки ткани или цветной бумаги, клей, ножницы и бумажный трафарет для пальто. Понадобится и картон для фона будущей аппликации. И начинаем обсуждать наше будущее пальто: «У нашего пальто будут карманы? Где будут карманы у пальто? А какие будут пуговицы на пальто? Рукава у пальто будут широкими или узкими? Какого цвета будет пальто? Какой воротник у пальто?». Когда всё обсудим, вырезаем по трафарету силуэт пальто, наклеиваем его на фон, дорисовываем или приклеиваем элементы декора. Приклеивая, обговариваем все действия, многократно употребляя слово «пальто».
В конце игры спрашиваем ребенка: «Ты заметил, какое интересное слово – слово «пальто». Оно никогда не изменяется! Мы так говорим: «В шкафу висят пальто. У меня есть пальто. У пальто длинные рукава. Сегодня холодно, поэтому я пойду гулять в пальто».
ИГРА 9. УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО И НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА (СОБРАЛСЯ – СОБИРАЕТСЯ, ПОИГРАЛ – ИГРАЕТ И ДР.)
Типичные ошибки: вставает (вместо «встает») и другие.
Правильный вариант: собрался – собирается, умылся – умывается, идет – пришел, ест – поел, поет – спел, чистит – почистил.
Как предупредить или исправить ошибки в речи детей?
Расскажите ребенку сказку о двух зайчатах: «Жили — были два зайчика. Одного из них звали Шустрик. Как ты думаешь, почему? А другого – Догоняйка. Почему его так назвали? Да, потому что он был очень неторопливый, всё делал медленно и всегда всех догонял. Шустрик уже встал с постели, а Догоняйка еще… что делает? (встает). Шустрик уже умылся, а Догоняйка еще …? (умывается). Шустрик уже почистил зубы, а Догоняйка еще… что делает? (чистит зубы). Шустрик уже позавтракал, а Догоняйка еще… что делает? (завтракает). Шустрик уже собрался на прогулку, а Догоняйка еще…. Что делает? (собирается на прогулку)». Продолжите сюжет сказки сами, вставляя в текст сказки разные глаголы
ИГРА 10. ПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ НЕИЗМЕНЯЕМОГО СЛОВА «КОФЕ»
Типичные ошибки детей: облился кофеем, кофий.
Правильный вариант: слово «кофе» не изменяется.
Как предупредить или исправить ошибки в речи детей? Играем в кафе.
Предложите ребенку открыть у Вас дома кафе. Позовите в кафе любимых друзей и игрушки. Сначала Вы сами возьмите на себя роль официанта: «Вам чаю или кофе? Вам кофе с молоком или черный кофе? Вы больше любите сладкий кофе или несладкий? Вот Ваш кофе!» Потом эту роль выполняет ребенок, угощая Вас и всех других участников игры.
В конце игры спросите ребенка: «Ты заметил, что слово кофе никогда не изменяется? Мы так и говорим: хочу выпить кофе, мне понравился кофе».
Аналогично можно провести игру со словом «какао»
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьевой, А. М. Бородич. Основные ее положения можно сформулировать следующим образом.
* Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.
* Неисправленная грамматическая ошибка — лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
* Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.
* Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.
* С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». — «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек», — подтверждает воспитатель.
* Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возможны разные. Например: «Ты неверно изменил слово …, подумай, как изменить его правильно», — говорит воспитатель. Можно дать образец аналогичного изменения слова (родительный падеж множественного числа — матрешек, ботинок, варежек).
* В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.
. * При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Приведем примеры:
— ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку;
— ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки;
— ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.
Следует ли поправлять детей в такие моменты? Конечно, не следует. Воспитатель фиксирует свое внимание на ошибках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке.
Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьевой, А. М. Бородич. Основные ее положения можно сформулировать следующим образом.
* Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.
* Неисправленная грамматическая ошибка — лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
* Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.
* Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.
* С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». — «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек», — подтверждает воспитатель.
* Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возможны разные. Например: «Ты неверно изменил слово …, подумай, как изменить его правильно», — говорит воспитатель. Можно дать образец аналогичного изменения слова (родительный падеж множественного числа — матрешек, ботинок, варежек).
* В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.
. * При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Приведем примеры:
— ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку;
— ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки;
— ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.
Следует ли поправлять детей в такие моменты? Конечно, не следует. Воспитатель фиксирует свое внимание на ошибках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке.
Просмотр содержимого документа
«Памятка педагогу “Исправление грамматических ошибок в устной речи дошкольников”»
Консультация для родителей «Характерные грамматические ошибки в речи детей и их устранение»
Очень многие дети неправильно употребляют в речи слова, неправильно их изменяют, т.е. допускают огромное количество аграмматизмов в речи.
Всем знакомы такие речевые ошибки детей как:
– «В лесу живёт много медведев, лисов, белков, ежов»
– «Это роты, ухи, стулы»
– «Это хвостик зайчачий, морда медведина»
– «Портфель сделан из кожи, значит, он кожавый»
Родители должны исправлять все ошибки детей, говорить ребенку, как правильно нужно изменить слово. Ниже приводится ряд речевых упражнений, которые помогут родителям преодолеть аграмматизмы у детей.
-
«Скажи ласково» или « Скажи про маленький предмет» (Родитель говорит: «Я скажу тебе про большой предмет «стул», а ты мне про маленький – «стульчик», дерево-деревце, рука-ручка)
-
«Скажи про большой предмет» (усы-усищи, ноги-ножище, кот-котище)
-
«Скажи про много (стоит стол-стоят столы, растёт дерево-растут деревья, ползёт муравей-ползут муравьи)
-
«Посчитай и скажи, сколько всего». Нужно посчитать любые предметы, называя числительное вместе с существительным. Например, одна кошка, две кошки, три кошки, четыре кошки, пять кошек. Нужно обратить внимание ребенка, что при счете слово изменяется 2 раза: первый раз при счете 2(две кошки), а второй раз при счете 5(пять кошек).
-
«Почемучка». (Употребление существительных в творительном падеже). Задайте ребенку вопросы, послушайте ответы, исправьте, если нужно. Вопросы: «чем расчесываются? Чем едят суп? Чем рубят дрова? Чем рисуют? Чем открывают дверь? Чем моют полы?»
-
«Чего не стало?» Уберите со стола какой-нибудь предмет и спросите у ребенка: «Чего не стало на столе?» (ручки, карандаша, ложки) Спрятать несколько одинаковых предметов и спросить : «Чего не стало?» (карандашей, ложек, ручек).
-
«Чей хвост, чьи следы?» (рассмотреть картинки). Примерные ответы: «Это хвост лисы, значит, он лисий. Это следы зайца, значит, следы заячьи».
-
«Из чего сделано?» Предложите ребенку определить из чего сделан(а) стол, ручка, свеча, портфель. Примерные ответы: «Стол из дерева, значит, он деревянный. Ручка из пластмассы, значит, она пластмассовая.»
-
«Сравни два предмета». Сравните с ребенком два предметы по толщине, по длине, по высоте, по ширине и т.д. Примерные ответы: «Эта палка широкая, а эта еще шире. Этот карандаш острый, а этот еще острее.»
-
«Удивительные слова» (слова, которые не меняются). «Девочка играет на пианино. На пианино лежат ноты. Мальвина пошла в гости к Буратино. У Буратино золотой ключик». Неизменяемые слова: пальто, кофе, кино, шоссе, тюль, кафе и т.д.
Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О.И. Соловьевой, А.М. Бородич. Основные ее положения можно сформулировать следующим образом:
– Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.
– Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
– Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.
– Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.
– С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что родители, исправляя ошибку, по-другому формулируют фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Я поставил на стол тарелку и много ложков и чашков». – « Правильно, ты хорошо накрыл стол к чаю, положил много ложек и поставил много чашек», – подтверждают родители.
– Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Приёмы здесь возможны разные. Например: «Ты неверно изменил слово…, подумай, как изменить его правильно», – говорят родители. Можно дать образец аналогичного изменения слова (родительный падеж множественного числа – матрешек, ботинок, варежек).
– В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.
– При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Приведем примеры:
– ребенок чем-то огорчен, он жалуется родителям, хочет от них помощи, совета, но допускает речевую ошибку;
– ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки;
– ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.
Следует ли поправлять детей в такие моменты? Конечно, не следует. Родители фиксируют свое внимание на ошибках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке.
Успешное развитие речи детей в соответствии
с программой возможно лишь в том случае,
если в процессе воспитательно-образовательной
работы выявляются и устраняются речевые
ошибки. Этот «отрицательный звуковой
материал» (Л. В. Щерба) представляет
большой интерес для педагогов. По нему
можно судить, какими речевыми умениями
и навыками дети еще не овладели, какие
отступления от норм литературного языка
они допускают. По мнению А. А. Леонтьева,
речевые ошибки есть своего рода сигнал
«шва» в речевом механизме, разошедшегося
под влиянием тех или иных обстоятельств.
Анализ исследований и практики
дошкольного воспитания позволяет
определить характерные ошибки,
встречающиеся в самостоятельных
высказываниях детей. Прежде всего это
грамматические ошибки. В речи
функционируют три языковые единицы:
слово словосочетание и предложение.
Ошибки допускаются в струк‚туре каждой
из них.
Г
Ошибки в структуре слова:
—
в словообразовании (<сладкости>,
«писканье», «говоритель», рогаются>,
«потушать>);
—
в формообразовании существительных
(«матрешков>, <карандашов», «без
сапогов», «у кукли>, «в носе>, «окньт»,
«в пальте>), прилагательных («красивше>,
«хужее>, «чистее>), глаголов («ложит>,
«ехаю>, «дадишь>, «хочуг>, «выглядал>),
причастий (<нарисовата>, <разорвата>,
<сломата), числительных (‘<по одном»,
‘<с двоями>, «по двух>), местоимений
(<ихняя мама, «пришел к
ему>).
Ошибки в структуре словосочетания:
—
в согласовании, чаще всего сказуемого
с подлежащим, нередко определения с
определяемым словом, т.е. согласование
глагола с именем существительным или
местоимением, прилагательного с именем
сушествительным и пр. («Вся группа пошли
на прогулку», ‘<Туманная утро>, «Саше
понравилось елка>, «Ходили теленок
пасти»);
—
в управлении, чаще всего предложном
(«Добро побеждает над злом», «Все
радовались красотой природы>, ‘<Набраться
сила-
Ми»).
Ошибки в структуре предложения:
—
нарушение границ предложения.
Встречается в двух вариантах: как
неоправданное деление сложного
предложения на простые («Когда ребята
пришли в лес. Там было много грибов»,
«Птиц в парке мало. Потому что холодно»)
и как неумение делить текст на предложения
(«Охотник однажды шел по лесу. Из чащи
вышла медведица с медвежатами, охотник
спрятался на дереве…>);
—
в одном простом предложении
употребляют два подлежащих («Витя и
Женя они кроликов кормили», «Петя он
был самый сильный;>);
—
придаточное предложение ставят
перед главным («Которые дети в группе,
они кричат»).
Помимо грамматических
встречаются речевые ошибки. В них
проявляется неумение ребенка пользоваться
лексической или грамматической единицей
языка, т.е. употреблять ее с учетом
конкретного содержания, контекста,
условий и задач общения. Речевые ошибки
—
это проявления неточности, бедности,
невыразительности речи, непонимание
значения слов. К ним относятся:
—
повторение одного и того же слова
(«В лесу красиво. Листья на деревьях
желтые и красные. Листьев много на земле.
На берегу реки много листьев и по воде
плывет много листьев»);
—
нарушение лексической сочетаемости
(«Еж смотался в ютубок», «Я уже ездил на
самолете»);
—
употребление в одном предложении
однокоренных слов или одного и того же
слова («В рассказе рассказывается»,
«Охотник охотился>);
—
нарушение порядка слов предложений
(<Шоколадку мама купила», <Для меня
за книжками мама пошла в магазин»);
—
неразличение употребления местоимений,
что порождает двусмысленность («Кошка
сидела на крыше, она была мокрая от
дождя»);
—
нарушения стиля высказывания
(«Рябина нарялилась. Она красные бусы
надела. Этими ягодами птицы зимой
питаются»);
—
употребление просторечных слов:
(«Петя шел взади», «Обратно пошел дождь»,
«Ребята бегают туды и сюды>);
—
пропуск предлогов в предложении
или употребление не того предлога,
который следовало бы употребить («Ребята
катались на горках>, «В парке мы собирали
листья от разных деревьев»).
В детских
высказываниях встречаются также
композиционные и логические
ошибки. К ком позиционным ошибкам
относятся:
—
несоответствие текста теме (например,
тема «Парк осенью»:
«Мы были на
прогулке в парке. Сначала мы собирали
листья. Потом мы играли, мне очень
понравилась прогулка»);
—
нарушение последовательности в
изложении («На праздник мы с мамой ездили
по Москве. Везде горела иллюминация. Мы
увидели высотный дом. У него 30 этажей.
У нас тоже строят высокие дома. Мне
понравилось, как украшена площадь»);
—
несоблюдение структуры повествования,
когда ребенок опускает либо начало,
либо середину, либо конец рассказа.
Среди логических ошибок:
—
пропуск необходимых слов, а иногда
важных фактов, целых эпизодов. Например,
воспроизведение детьми рассказа В.
Бианки «Кулание медвежат>: «Она схватила
зубами за шиворот и давай окунать его»
(пропущено «одного медвежонка»); «Из-за
кустов вышла бурая медведица с двумя
медвежатами. Когда медведи ушли домой
в лес, охотник слез с дерева и пошел
домой» (пропущена вся сцена купания
медвежат);
—
связывание понятий разных уровней
(«Утро клонилось к вечеру», «Вода освежила
медвежат, а охотник пошел домой»).
Здесь
перечислены не все типы ошибок, а лишь
те, которые встречаются наиболее часто.
Выделяют следующие причины детских
ошибок:
1) психофизиологические
особенности развития детей: состояние
нервных процессов, развитие мышления,
памяти, внимания и т.д. В частности, малый
объем памяти и внимания (ребенок забывает
о том, что он только что употребил слово,
и использует его вновь). Само же повторение
вызывается тем, что слово уже активизировано,
на что указывал И. П. Павлов: «Если вы
имеете для определения одного и того
же предмета несколько слов, у вас есть
тенденция повторять то слово, которое
вы только что произнесли. Это происходит
потому, что тонус этого слова выше и он
индуцирован> [91. —
С. 478];
2) состояние фонематического
слуха и речедвигательного аппарата;
3) недостаточный запас знаний и
бедность словаря;
4) логический,
смысловой (а не грамматический) подход
к построению предложения;
5) трудность
грамматики русского языка;
б) влияние
речи окружающих и прежде всего родителей.
Ребенка нелегко бывает убедить в том,
что слова, употребляемые его отцом или
матерью, на самом деле «неправильные»
и их употреблять нельзя;
7) педагогическая
запущенность (взрослые не обращают
внимания на ошибки детей, не исправляют
их, а иногда даже подражают детской
речи).
Зная основные типы ошибок и
умея определять их причины, педагог
может продумать методику формирования
правильной разговорной речи, которая
складывается из шiаномерной работы по
исправлению и предупреждению ошибок.
Исправление ошибок способствует
тому, что дети привыкают осознавать
языковые нормы, т. е. различать, как надо
правильно говорить. Важно ,чтобы ребенок
услышал, как говорит он сам и как говорит
воспитатель. Если ребенок замечает
,осознает две формы слова –неправильную
и правильную ,то он сможет сам себя
исправить ,во всяком случае он будет
стараться говорить правильно .
При исправлении ошибок, как показывает
опыт многих исследователей и педагогов,
необходимо помнить следующее:
—
исправление детской речи требует
большого такта, чувства меры. Слишком
частые и резкие замечания могут привести
к обратному результату —
у ребенка появится недоверие к себе,
и он может «замолчать»;
—
ребенок должен слышать правильную
грамотную речь. Воспитатель должен
постоянно заботиться о культуре
собственной речи;
—
когда ребенок находится в состоянии
эмоционального подъема или возбуждения,
например в творческой игре, исправлять
ошибки бесполезно. Подобное «вмешательство»
не дойдет до сознания детей;
—
не следует повторять неправильно
сказанное ребенком слово или предложение.
Например, читая стихотворение, дошкольник
произносит «солнушко», воспитатель
поправляет: <Ты сказал “солнушко”,
это не верно, надо сказать «солнышко»
Неверно сказанное ребенком слово
воспитатель повторил, ребенок вновь
услышал его с ошибкой, и в его памяти
осталось произнесенное воспитателем
искаженное слово. Чтобы научить детей
правильно произносить слово, верно
строить предложение, необходимо дать
образец: <(В аквариуме новые ворот», —
говорит ребенок, наблюдая за рыбками.
<В аквариуме новые ворота>, —
исправляет воспитатель и предлагает
дошкольнику повторить предложение. Но
ошибки в построении предложений нельзя
исправлять в процессе рассказывания,
так как это нарушает ход мыслей ребенка,
мешает последовательности логической
передачи рассказа. В данном случае
воспитателю нужно запомнить ошибку
ребенка, выслушать рассказ до конца, а
затем, давая оценку, исправить ее;
—
если большинство детей делают
одинаковую ошибку, следует в игровой
форме закрепить правильное употребление
слов. Например, рассказывая о своей
комнате, ребята говорят: «Между шкафом
и стола стоит диван», т. е. употребляют
вместо творительного падежа родительный.
Воспитатель в конце занятия проводит
игру, в ходе которой дети упражняются
в правильном употреблении предлога
<между>. Педагог вызывает ребенка и
предлагает поставить на стол игрушки:
собачку, кошку, а между ними —
медвежонка. Воспитатель спрашивает:
«Посмотрите, где стоит медвежонок?
«Между собачкой и кошкой», —
отвечают дети и т.д.;
—
следует поощарять детей, которые
говорят правильно. Это вызывает у
остальных ребят стремление тоже говорить
правильно, воспитывает осознанное
отношение к произносимому (например,
после ответа ребенка воспитательница
говорит: «Молодец, Дима, слово очень
трудное, а ты его везде говорил правильно
для устранения некоторых ошибок детям
старшего дошкольного возраста можно
дать объяснения («дети, слово “пальто”
никогда по-другому не говорится.
Послушайте, как я говорю: я пришла в
осеннем пальто. У моего пальто большие
карманы мне очень нравится мое пальто”.
Слышите, я везде говорю
одинаково:
“пальто”».
Многие ошибки детей
могут быть предупреждены. Этому во
многом способствует проведение различных
игр, упражнений, создание речевых
ситуаций, решение логических задач на
занятиях и в повседневной жизни.
Исправление и предупреждение ошибок
неотделимы. Исправление ошибки одного
ребенка предупреждает ее появление у
остальных, и наоборот, предупреждение
ошибки у всех детей является в то же
время ее исправлением у отдельных ребят.
Постоянное внимание воспитателя к
речи детей, к их ошибкам позволяет
повысить культуру слушания. дети не
только запоминают исправления, сделанные
воспитателем, но и сами становятся
внимательнее к собственной речи и к
речи сверстников.
Обучение детей
правильной разговорной речи дает хорошие
результаты, если эта работа ведется в
контакте с родителями.
Вопросы и
задания для повторения
1. Какие виды
ошибок допускаются детьми в детской
речи? Назовите их причины.
2. для чего
педагогу нужно знать типичные речевые
ошибки детей?
3. Назовите способы
исправления и предупреждения ошибок.
3.6.
Подготовка будущего читателя в
дошкольном учреждении
3.6.1. Особенности восприятия детьми
литературных произведений
‚Художественная литература —
одно из важнейших средств всестороннего
развития личности дошкольника. Она
будит мысль ребенка, помогает ему
ориентироваться в окружающей
действительности дошкольник начинает
видеть в знакомых предметах и явлениях
новые, ранее не замечаемые им качества,
воспринимает предметы и явления в их
внутренней связи.
Содержание
художественного произведения расширяет
кругозор ребенка выводит его за рамки
личных наблюдений, открыва
отсутствуют страницы с 183
по 207
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #