Как исправить ошибки в сочинениях по картине

Цели урока:

1) проанализировать работы
учащихся;
2) познакомить учащихся с допущенными ошибками;
3) продолжить работу по отработке умения видеть и
редактировать речевые  ошибки и недочеты.

Оборудование:

– репродукция картины
О.Д.Яновской “Ждут”,
– примеры из сочинений учащихся в записи на
карточках,
– словарь синонимов, толковый словарь под
редакцией С.И.Ожегова.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Добрый день! Рада вас
приветствовать на уроке русского языка. Займите
свои рабочие места, приготовьтесь к уроку и
настройтесь на рабочую волну: редактирование
своих творческих работ.

2. Ознакомление с темой, целями и
задачами урока:

– На прошлом уроке мы писали
сочинение по картине О.Д.Яновской “Ждут”.

В целом класс с работой
написания текста сочинения справился, ребята
получили неплохие оценки. (Анализ работ учащихся)

Сочинения получились
интересные. Вы сумели собрать материал по
картине, раскрыли тему, есть находки в изложении
содержания и в языке сочинений. Но все-таки
необходима работа над речевыми и
орфографическими ошибками..

Сегодня мы будем работать над
следующими видами ошибок (записаны на доске):

– употребление слов без учета
их стилистической окраски,

– лексическая несочетаемость
слов,

– тавтология,

– необоснованные повторы
слов.

3. Работа над изучением новой
темы урока.

Перед вами текст сочинения
одного из учащихся класса. Прочитайте текст и
найдите в нем виды ошибок, которые написаны на
доске.

(Дети самостоятельно ищут
ошибки, потом приводят примеры).

– Работа над примерами
лексической несочетаемости.

– Какой пример лексической
несочетаемости вы нашли? Прочитайте. Объясните, в
чем несочетаемость слов?

Взгляд одной из девочек
напряженный, даже чуть нетерпеливый,
мечтательный.

– Как вы понимаете значение
слова “напряженный”? (Ответы учащихся)

– Откройте толковый словарь и
найдите лексическое значение слова.

(Напряженный -1.
Неослабевающий, требующий сосредоточения сил,
внимания. 2. Происходящий с усилием, принужденный,
неестественный. 3. Неспокойный, готовый
разразиться чем-нибудь неприятным.)

– Какие ассоциации вызывает
слово “мечтательный”? (ответы учащихся)

Работа со словарем.

(Мечтательный – склонный
мечтать, присущий мечтателю).

– Ребята, подумайте, как можно
исправить данную ошибку? (Использовать слова
тревожный или задумчивый)

– Посмотрите теперь свои
работы. У кого есть подобная ошибка? Прочитайте
ваше предложение с ошибкой. (Чтение предложений
из сочинений учащихся)

– Исправьте ошибку. Запишите
исправленный вариант в тетради. (Идет устная
проверка предложений).

– Работа по карточкам. Правка
текста (карточки заранее приготовлены учителем с
выписанными ошибками из ученических работ)

Карточка


  1. Но вот …. Мелькнула … еле различимая
    черная точка. Девочки оживились, пытаясь
    различить в черной точке черты рыбацких лодок.
  2. Она мечтает о том, что её отец скоро
    вернется…, отец расскажет….

– Прочитайте данные
предложения. Подумайте, какая ошибка допущена.
(Повторение выражения “черная точка”, слова
“отец”).

– Что нужно сделать, чтобы
устранить эту ошибку? (Найти синоним).

– Возьмите карандаши и
сделайте синонимическую правку в этих
предложениях.

– Проверим работы. (Но вот
мелькнула еле различимая черная точка. Девочки
оживились, пытаясь различить в ней черты
рыбацких лодок).

– Приведите примеры повторов,
допущенных в ваших работах.

4. Самостоятельная работа.

– Послушайте отрывок из
сочинения (записан на доске), найдите повторы,
отредактируйте текст.

Девочка в ожидании смотрит
вдаль. Она держит одной рукой заплетенные в косу
волосы, а другой обхватила за пояс младшую
девочку. Эта девочка в платьице. Она согнула ноги,
положила руку на колено старшей девочки. …Лицо
девочки..

5. Тавтология.

– В начале урока мы нашли в
сочинении Биткиной Н, пример тавтологии
(употреблении рядом или близко однокоренных
слов).

Никогда не сдруживаются
люди друг с другом.

– Выделите общий корень в
словах. (-Друж-, -друг-).

– Приведите примеры такого
недочета из ваших работ.

(Дети с надеждой оглядыются
в синюю даль. Взгляд одной из девочек…)

– В предложении есть еще одна
ошибка.

– Можно ли так сказать с д р у
ж и в а ю т с я? (Это просторечное слово).

– Какое есть слово с таким
значением? (Подружились).

– Но оно также не подходит по
форме.

– Найдите синоним (Сближаются
– книжное выражение)

6. Работа со словарём
синонимов.

– Следующий вид ошибки –
использование слова без учета его
стилистической окраски:

А между тем … приближались
обтрёпанные бурей паруса…

– Как вы думаете, чем нужно
пользоваться, чтобы понять причину этой ошибки?

(Словарем синонимов)

Такое домашнее задание было
дано Ермаковой Е.

– Какое же слово, Катя, здесь
уместнее?

(Потрёпанные – разговорное,
о б т р ё п а н н ы е – разговорная, но более грубая
форма
).

– Подобная ошибка
встретилась еще в одном из сочинений.

Слева на картине изображены
иссохшие от жары кустики.

– Каким словом лучше
заменить? (Высохшие)

– Почему лучше? Выясните это
дома, поработав со словарем.

7. Итог урока

– Ребята, в какой профессии
встречается данная работа, связанная с правкой и
редактированием текста? (Корректор, редактор)

– А кто из родителей работает
на этой должности? Какая обстановка на рабочем
месте?

– О каких речевых недочетах
мы сегодня говорили?

8. Домашнее задание.

– Работа со словарем
синонимов.

Найди подобные пары слов и замены
выражений.

Обязательно нужно указать в заголовке автора, например, так – Описание картины Ф. Васильева “Мокрый луг”.

Ошибок в написании слов мало (это наречия, по-моему, два – я их исправила, и союз “как будто”), практически нет пунктуационных ошибок. Больше проблем языкового характера.

Всю работу я проверила на орфографию, пунктуацию (и те, и другие ошибки исправляла сразу), грамматику (кое-что тоже исправила, в частности, объединила группы предложений в одну конструкцию). Почти полностью изменила первый абзац (поэтому даю без кавычек), в остальных кое-где устранила речевые неточности и недочёты, но текст в целом, на мой взгляд, требует небольшой доработки.

Первый абзац, основательно изменённый.

Поговорим сегодня о картине Фёдора Васильева «Мокрый луг». Этот русский художник является ярким примером удивительного таланта . Его работы завораживают красотой и лёгкостью. Зритель, разглядывая их, невольно получает не только эстетическое наслаждение, но и проникается ощущением умиротворенности и сопричастности тому, что изображено на полотне. Картина «Мокрый луг» -не исключение. Вглядимся в неё внимательнее.

Рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых сочинений (изложений)

При проверке сочинения (изложения) учитываются следующие виды ошибок:

  1. несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы;
  2. фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текстов художественных произведений, историко-литературного и культурно-исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и понятий;
  3. логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например: сопоставление (противопоставление) различных по объему и содержанию понятий, использование взаимоисключающих понятий, подмена одного суждения другим, необоснованное противопоставление, установление неверных причинно-следственных связей, несоответствие аргументации заявленному тезису; неправильное формирование контраргументов; отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с обозначенной в сочинении проблемой; неиспользование или неправильное использование средств логической связи, неправильное деление текста на абзацы;
  4. речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства текста;
  5. грамматические ошибки;
  6. орфографические и пунктуационные ошибки;
  7. несоблюдение требуемого объема.

на сайте

Предлагаемый ниже материал не носит исчерпывающего характера, но может помочь учителю квалифицировать наиболее типичные ошибки, допускаемые выпускниками в сочинениях (изложениях).
Ошибки, связанные с содержанием и логикой работы выпу
фильмы онлайнскника
Фактические ошибки
Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки, представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей.
Выделяются две категории фактических ошибок.

1. Фактические ошибки, связанные с привлечением литературного материала (искажение историко-литературных фактов, неверное именование героев, неправильное обозначение времени и места события; ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т. п.); неверное указание даты жизни писателя или времени создания художественного произведения, неверные обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные жанры, литературные течения и направления и т. д.

2. Ошибки в фоновом материале – различного рода искажения фактов, не связанных с литературным материалом.
Фактические ошибки можно разделить на грубые и негрубые. Если экзаменуемый утверждает, что автором «Евгения Онегина» является Лермонтов, или называет Татьяну Ларину Ольгой – это грубые фактические ошибки. Если же вместо «Княжна Мери», выпускник написал «Княжна Мэри», то эта ошибка может оцениваться экспертом как фактическая неточность или описка и не учитываться при оценивании работы.

Логические ошибки

Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений. К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:
1) нарушение последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями высказывания;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей высказывания;
6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.;
7) нарушение причинно-следственных связей;
8) нарушение логико-композиционной структуры текста.
Текст представляет собой группу тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений, раскрывающих одну микротему. Текст имеет, как правило, следующую логико-композиционную структуру: зачин (начало мысли, формулировка темы), средняя часть (развитие мысли, темы) и концовка (подведение итога). Следует отметить, что данная композиция является характерной, типовой, но не обязательной. В зависимости от структуры произведения или его фрагментов возможны тексты без какого-либо из этих компонентов. Текст, в отличие от единичного предложения, имеет гибкую структуру, поэтому при его построении есть некоторая свобода выбора форм. Однако она не беспредельна. При написании сочинения необходимо логично и аргументированно строить монологическое высказывание, делать обобщения.

Примеры логических ошибок в разных частях текста

Неудачный зачин
Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, например: С особенной силой этот эпизод описан в романе… Наличие указательных словоформ в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения.
Ошибки в средней части
1. В одном предложении сближаются относительно далекие мысли, например: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.
2. Отсутствует последовательность в мыслях, нарушен порядок предложений, что приводит к бессвязности, например: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова – властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.
3. Использованы разнотипные по структуре предложения, что ведет к затруднению понимания смысла, например: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.
4. Экзаменуемый не различает причину и следствие, часть и целое, смежные явления и другие отношения, например: Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга.
Неудачная концовка
Вывод продублирован: Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.
Ошибки, связанные с нарушением речевых, грамматических,
орфографических и пунктуационных норм

При проверке и оценке итогового сочинения (изложения) учитывается грамотность выпускника. Приведенный ниже материал поможет при квалификации разных типов ошибок.

Речевые ошибки

Речевая (в том числе стилистическая) ошибка – это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
К речевым (в том числе стилистическим) ошибкам следует относить:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) употребление иностилевых слов и выражений;
3) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств;
4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
5) смешение лексики разных исторических эпох;
6) нарушение лексической сочетаемости (слова в русском языке сочетаются друг с другом в зависимости от их смысла; от традиций употребления, вызванных языковой практикой (слова с ограниченной сочетаемостью);
7) употребление лишнего слова (плеоназм);
8) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);9) необоснованный пропуск слова;
10) бедность и однообразие синтаксических конструкций;
11) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
Разграничение видов речевых (в том числе стилистических) ошибок особенно важно при оценивании работ отличного и хорошего уровня. В то же время следует помнить, что соблюдение единства стиля – самое высокое достижение пишущего. Поэтому отдельные стилистические погрешности, допущенные школьниками, предлагается считать стилистическими недочетамиРечевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических (об этом см. далее).
Проведенная апробация выявила следующие речевые ошибки: нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы, немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
К наиболее частотным ошибкам относятся следующие:
1. Неразличение (смешение) паронимов: Хищное (вместо хищническое) истребление лесов привело к образованию оврагов; В конце собрания слово представили (вместо предоставили) известному ученому; В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом на: взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь, а глагол заглянуть, который необходимо употребить в этом предложении, имеет дополнение с предлогом в).
2. Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены).
3. Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а не веселый и мажорный не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака).
4. Нарушение лексической сочетаемости: В этом книжном магазине очень дешевые цены; Леонид вперед меня выполнил задание; Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект.

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
Грамматические ошибки состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования, управления, видовременной соотнесенности глагольных форм, в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи в нарушении границ предложения. Например:
– подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство (здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс);
– без комментарий вместо без комментариев, едь вместо поезжай, более легче (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);
– заплатить за квартплату, удостоен наградой (нарушена структура словосочетания: не соблюдаются нормы управления);
– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы).
Одними из наиболее типичных грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма для употребленного в тексте значения глагола движет);
2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует …даст.., научит… или …дает…, учит…);
3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует стекавшие);
4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма выйдя);
5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма тут);
6) ошибки, связанные с нарушением закономерностей и правил грамматики, возникающие под влиянием просторечия и диалектов.
Кроме того, к типичным можно отнести и синтаксические ошибки, а именно:
1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо нужны смелость, знания, честность);
2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы (ограничительная частица всего должна стоять перед подлежащим: … всего две проблемы);
3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

Орфографические ошибки

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях, например: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним соответствующий фрагмент из «Норм оценки знаний, умений и навыков по русскому языку».
Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
4) в написании и и ы после приставок;
5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.).
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие ошибки:
1. В переносе слов.
2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).
3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).
6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).
7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).
В отдельную категорию выделяются графические ошибки, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения.
Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.

Пунктуационные ошибки

Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.
В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки:
1) тире в неполном предложении;
2) обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
5) в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки
1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.

[1] Подробнее о квалификации ошибок см. в «Учебно-методических материалах для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ по русскому языку». Данный материал размещен на сайте ФИПИ  (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf).

Маковеева Мария Сергеевна

Материал для работы над редактированием сочинения- описания

Скачать:

Предварительный просмотр:

Редактирование сочинения по картине

Задачи:

  1. Классифицировать допущенные ошибки;
  2. Исправить допущенные ошибки.

Можно работать с любым текстом сочинения по картине, которое у вас написано.

  1. Поиск и классификация ошибок

Воспользуйтесь таблицей, проанализируйте написанное вами сочинение, отметив ошибки условными знаками, представленными в таблице.

Условное обозначение ошибки

        Ошибка

Способ исправления

Пропуск важного слова или предложения

Вставить пропущенное слово или предложение

Ф

Фактическая ошибка.

Написать так, как было в тексте (в жизни)

Выделение части

Начать с красной строки

Н

Неудачное слово или предложение

Заменить другим словом или составить другое предложение

П

Повтор

Заменить повторяющееся слово

1, 2, 3

Неудачный порядок слов или предложений

Изменить порядок слов или предложений

С

Нет связи между предложениями или частями

Связать соседние предложения или части

 

Неполно раскрыто

Рассказать подробнее

(.)

Неправильно определены границы предложения

Поставить нужные знаки в конце предложения

             [   ]

Лишнее

Убрать лишнее

  1. Исправление ошибок

Воспользуйтесь таблицей и исправьте ошибки, которые вы классифицировали.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка».

Развивать умение составлять план сочинения;
научить читать картину, осмысливать ее содержание, выбирать точные слова для ее описания, для реализации идеи;
расширить лексику школьников, их кругозор;

  • Мне нравится 

 

Сочинение вызывает отчаяние у школьников и
ужас у родителей. Кажется, что сложного? Сядь и напиши текст по заявленной теме. Действительно, не нужно быть одаренным литератором,
чтобы создать качественное сочинение. Однако на пути нередко встречаются
сложности.

Анастасия Бучко, академическая
руководительница направления русского языка в онлайн-школе для детей и подростков
Skysmart, собрала типичные проблемы, с которыми сталкиваются почти все ученики,
и рассказала, как их исправить.

Школьники не
знают, о чем писать

Бывает так: ребенок садится писать про красоту
пейзажа зимним утром, но в итоге рождается только одна строчка «Зима – это
красиво!». Белый лист настолько пугает его, что он успешно забывает о задании, внезапно вспоминая о нем уже утром, по пути в школу. Или ночью, если повезет.

К сожалению, большинство ребят испытывают
проблемы не только с процессом написания,
но и с подготовкой к нему. Неумение сформулировать тему и продумать подачу
текста сочинения – проблема не уникальная. Вот вроде бы и ясно, что надо
рассказать про девочку, которая сидит за столом с персиками. Но что про нее
рассказывать? 

В итоге текст превращается (в лучшем случае) в инвентарную опись:
девочка, глаза, уши, нос, рот, стол и персики.

Как исправить?

Попробуйте составить список всего, что можно сказать по теме
сочинения. На этом этапе не должно быть никакой редактуры, подойдут любые
мысли. Например, при подготовке к сочинению по картине перечислите все ее
элементы, затем подписать к ним прилагательные, удачные сравнения, добавьте то,
что известно об авторе и его технике работы, а также не забудьте рассказать о своих впечатлениях от увиденной картины.

Нет плана текста

Случается и другая ситуация: мыслей так много,
что они мешаются и создают ощущение бешеной скачки. То мы рассказывали про
комнату, следом переключились на родителей, а вот уже говорим о любимой игрушке.
Остановить такой поток бывает довольно сложно, отчего текст превращается в
мешанину из мыслей, не связанных общей идеей.

Как исправить: 

Составьте план текста. Это главный рабочий инструмент,
помогающий поддерживать логику повествования. 

Начать надо с того, какую мысль хочется
донести до читателя, к какой конечной точке прийти. После этого прописать
аспекты, о которых надо рассказать по пути. Расположите их в логической
последовательности. Например, чтобы рассказать про красоту зимнего утра
(конечная точка), нужно сказать, когда это утро было, что первое бросилось в
глаза, что вы разглядывали, какие эмоции у вас это вызвало. Важно
систематизировать мысли, чтобы вести читателя за собой.

Немедленно редактировать

Вот вы сели за первое предложение.
Закончили его, начали писать второе, но все никак не можете подобрать нужные
слова, сформулировать мысль правильно. Муки продолжаются несколько десятков
минут, силы покидают, и вы в отчаянии бросаете ручку на пол.

К сожалению, очень часто дети (да и взрослые)
пытаются написать сразу хорошо и красиво. В итоге мы утопаем в попытках
редактуры до того, как текст написан.
Стоит ли говорить, что с таким подходом
сочинение станет самым ненавистным упражнением?

Как исправить: 

Надо писать так, как идет мысль! Повторы, логические
нестыковки или ошибки написания исправляются уже после того, как текст создан
полностью. Можно пометить спорные моменты галочкой, но не заниматься редактурой
с самого начала. Это мешает развитию текста и отвлекает от цели. Простое
правило: сначала пиши, потом редактируй.

Нехватка словарного запаса

Сложно описывать предмет, когда в арсенале
есть только наречие «очень» и прилагательное «красивый». От этого текст
сочинения превращается в скучное перечисление того, что прекрасного увидел
автор. Конечно, за такую работу ни один учитель не поставит заветную 5. Снижают
качество текста и однообразные синтаксические конструкции («Девочка была одета
в синее платье. На платье были красивые узоры»), и непонимание, как
использовать в тексте разные средства художественной выразительности: эпитеты,
олицетворения, сравнения и т.д.

Как исправить: 

Развитие словарного запаса – задача сложная, ей
необходимо заниматься постоянно. Для особых случаев, когда времени не так
много, а текст надо сдать ребенку уже завтра, первым делом определите, какие слова используются в тексте слишком часто, и  к ним подберите синонимы. 

А для разнообразия
синтаксических конструкций можно использовать прием «скажи по-другому». Русский
язык позволяет нам изменять порядок слов и играть с интонацией. Уже эти две
процедуры сделают работу живее и интереснее.

1616666062.jpg

Добавить комментарий