Как исправить ошибки в тексте для 5 класса

МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ:

(5-6 классы)

Учитель русского языка и литературы первой категории

Алтухова Марина Ивановна

КАРТОЧКА 1

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Лета стаяло халодное и даждливое. Солнышко свитило очинь ретко. В лису было холадна и сыра. В аврагах шумели ручйи. Резвыи пушыстыи белочьки изчезли в сваих гнёздах. Густая мокрая лества и высокии травы скрывали птиц и насекомых. Скучьным и непреятным был лес.

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА 2

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Кончилась теплоя летния ноч. Зонимаеться над лесам утренния заря. Над лисными палянами ещё стелется лёхкий туман. Прахладнаю р..сою пакрыта лества надиревях. Уже праснулис певчии птицы. Зокуковала и паперхнулась спросонья кукушка.

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА 3

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Скоро взайдёт и абсушыт расу тёплая солнышка. Приветствуя солнышко, ещё громче запают птици и закукуит кукушка. Разтает туман над паляной.

Вот с ночьного промысла возвращяеться усталый зайчижка-биляк. Много врагов у маленкова зайчижки. Ганялось за ним хитрая лесица, пугал страшный филин, лавила разбойница-рысь. От всех врагов ушол маленкий зайчижка.

КАРТОЧКА 4

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Ранний весенний порою нам пришлось пробератся по топ­ким болотистым дорогам. Парывы свежево ветра разкачивали ветви большово дерева на поляни. Из чорного леса тянуло свежей начной сыростю, слышался загадочный шопот. Мы свирнули с широкой дороги и поехали по аткосу. Вся месность порасла нискими кустами черёмухи.

_ ______________________________________________________________________

КАРТОЧКА 5

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Взошол месяц, и в чудес­ном фантастическом свете потануло всё: задумчивые тонень­кие березки, зарасли камышей, шолковая трава. Все же, по сравнению с душистой и туманной летней ночю, эта холодная весенния ноч была не так прекрастна. От лисициной норы даносился тихий шорох. Кроме журавлиного и лебидинова крика мы слышали неумалкаемое пение со всех сторон. В летнею ноч птичьих звуков в лесу меньше. Наше путешевствие завиршалось в тяжолом молчании.

_________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА 6

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Ещо хмурится небо, но в прасветах аблаков прабевается свиркающим мечём лучь солнца. Весна наберает скорасть. Праясняются дали. Зимним цветам билеют ещо паля, а уже зилинеют астравками сасновые боры.

КАРТОЧКА 7

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

В лису встричаются зима и висна. В патёмках ельника серебряться осины. От их карявых ветак на мартовском снегу паявляются извилестые синие тени. Вокруг диривьев и пней абтаяли круглые лунки. На зилёном фоне хвои краснеют серешки ольхи. В её витвях суетяться гаварливые чечётки.

Гроница снегов отступает к севиру, а за ней по пятам возврощаются к сибе на родину птици.

___________________________________________________________________

КАРТОЧКА 8

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Заяц земой жыл возли деревни. Когда пришла ноч, он поднял одно уха, паслушал, павадил усами, панюхал и сел в глубокий снек на заднии лапы. Патом прыгнул и огледелся.

Снек лежал валнами и блистел. Над галавой косо стаял марозный пар, и сквось него виднелись яркии звёзды. Заяц паиграл с товарищем, пакапал с ним снек, погрыс кору и пошол дальше.

Заяц перебежал дарогу, падашол к сваей старай наре, разкопал снек, зделал новую нару, лёк в неё, улажил на спине уши и заснул.

КАРТОЧКА 9

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Позней ночью выподает снек. Он приоброжает всё во круг. Пушыстые снижинки остарожна косаются земли, и она одивается в аслепитильный наряд. Пабелели дарошки и крыши дамов. Загараются, блистят разноцветныи искарки иния. Свинцовая вада тимнеет сриди белаватых пребрежных зараслей.

Как прекрастна белоствольная бирезовая рощя! Ветачки пакрыты хлопьями, но от любово прекосновения снежынки асыпаются. В ельнике снек так засыпал деревца, што их не узнаёшь. Всюду веденются слиды лестных зверюшик. Па шилухе шишек можна отыскать белку.

—————————————————————————————————–

КАРТОЧКА 10

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

У нас леса часта гибнут от безжалосного абращения с ними. Люди бессазнательно брасают спичку, и ат её агня пагибают большыи учаски леса. Много леса вырубают. Срубить дерево лехко, а штобы варостить его, надо десятки лет.

За пасадками маладых деревьев слидит лесавод. Он устонавливает места, каторые пастрадали ат пажара, намичает, где нада разчистить лес ат бурелома, атводит учаски для работы лесарубов, учавствует в барьбе с вридителями леса. Гусиницы инагда сьедают падрастающие пабеги, обьедают листья. Но есть у леса и друзья- птици. Они прекрастные памощники лесаводов.

Биригите лес, рибята! Это наше багатство.

КАРТОЧКА 11

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Душыстая ягатка

Зимлиника сазриваит виюне или вначале июля. Ягады унеё вкустные, душыстыи. Листя зимлинике на зиму неаподают. Откустиков зимлиники вразные стораны от ходят пабеги. Это усы. Наусике паивляиться маленкий маладой кустик. Зимлиника любет сонце. Самыи крупныи и слаткие ягады можно найти напаляни или на вы рупке. Похучие ягатки так и манят. Найди нас и сьеш!

————————————————————————————————————–

КАРТОЧКА 12

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Время лисных молышей

Пришло теплое лето. На лисной опушки распускаюца колоколчики, незабутки, шыповник. Белые ромашки пратягивают к сонцу свои нежныи лепески. Вылитают из уютных гнёзд птинцы. У звирей взраслеет смена. Мидвежата старше всех. Они радились еще халодной земой в берлоги. Теперь они паслушно следуют за строгай матерью. Рыжые лесята весило играют у нары. А кто мелькает в сасновых ветках? Да это лофкие бельчята совершают свои первыи высотные прышки. В сумерках выходят на ахоту колючии ежата.

Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзями.

КАРТОЧКА 13

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Кулик

Набирегу речьки меня встричяет маленкий кулечек. Писок исчерчен его слидами. Слиды пирисикаються, сходятся втрапинки. Иду по следу, и у кустика ивы вижу гниздо. В гнёздыжки два яичка. Куличьки кружат вакрук меня. Один отбегаит кгнизду и тарапливо садится. другой праважает меня до гроницы сваего учястка и зотехает.

Утрам я праснулся ат холада. На паладке, на трове, на черёмухе – фсюду белая пелена. Нежданный снек в маи наделал много бет. Птицы улители, бросили сваи гнёзды. Погибла и клатка куличьков.

——————————————————————————————————————-

КАРТОЧКА 14

Ф.И. ________________________________

Найди и исправь орфографические ошибки:

Под весенним дождем

Сутра марасит дождь. Дорога от школы до деревьне идет около опушке леса. Со всех сторон вода капает, тичет, льеца.
Зашол я под деревья. Трехнула березка ветками, и струйка мне за варатник папала. Вот стоит старая ель. Нижнее лапы унее шатром весят. Под этим шатром сухо, струиться там теплый воздух. Залес я подплотные лапы, сумку слажил, сежу и наблюдаю.
Тайная работа идет в лесу. Моеца он, чистица, готовиться надеть весений наряд. Разпримляються стебильки первой травы, збрасывают с себя цебкии старые листья.
Нестану я вам дальше расказывать о том, что я увидил в лесу тем нинасным днем. Интирестнее вам самим погледеть.

КАРТОЧКА 15

Ф.И. ________________________________

Спиши текст без допущенных в нем орфографических ошибок.

Солнце

Выплыла из-за леса сонце. Повеселела лесная паляна. Капельки расы заиграли в каждом цветке, в каждой травинки.

Но вот набежала тучя и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столп пыли полетел к озиру. От реского ветра с деревьев посыпались сухие сучя. Лес глухо и грозно зашумел. На земле поевились мокрые пятна. С халмов потикли ручьи. Удары грома аглушили всю месность. Но граза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце.

———————————————————————————————————

КАРТОЧКА 16

Ф.И. ________________________________

Спиши текст без допущенных в нем орфографических ошибок.

Летом в лесу

Летам мы чясто ходим в лес за грибами и ягадами. В лису типло и светло. Дует лёхкий ветирок. Громко пают птицы. Вот зашуршала под кустом лисная мыш. Там сычь затинул сваю песьню. Громко застучал па бальному дериву Дятел. Он-настоящий лесной доктор. Уж тихо зашуршал в сухой траве. Лес наполнен удевительными звуками прероды.

———————————————————————————————————

КАРТОЧКА 17

Ф.И. ________________________________

Спиши текст без допущенных в нем орфографических ошибок.

Ежи

Унас под крыльцом живут ежы. По вечерам вся семья выходит гулять. Взрослые ежи роют землю маленькими лапами. Они достают корешки и едят. Маленкие ежата в это время играют, резвяца.
Аднажды к старому ежу подбежала сабака. Ёж свернулся вклубок и замер. Собака осторожно покатила ежа кпруду. Ёш плюхнулся в воду и поплыл. Я прогнал сабаку. На следующюю весну остался под крыльцом один старый ёжек. Куда девались остальные? Они переселились в другое место. Старый ёж незахотел пакинуть мой дом.

КАРТОЧКА 18

Ф.И. ________________________________

Спиши текст без допущенных в нем орфографических ошибок.

Летнее утро

Я стою возле цветущива клеверного поля. Разноцветный ковёр его переливаеца, меняет окраску. В самой дали сияет ослепителным блеском залатая кайма. Взлетел жаворонок. Серый камочек в первых лучах солнца стал золотым. Яркие искры заиграли вкаплях расы на цветах.Что за чудестные звуки разлились по земле? Это подлетели пчёлы. Они зажужали над чяшей цветов. Проснулся кузнечик. Понеслась и его скрепучая музыка. Теперь всё поле поёт. Все рады тёпламу летниму утру. Радосно и мне.

———————————————————————————————————

КАРТОЧКА 19

Ф.И. ________________________________

Спиши текст без допущенных в нем орфографических ошибок.

Как зима с весной боролась.

Зима обявила вайну висне. Прилител ветер, он собрал грозные аблака. Они не пускали на землю солнечный луч. Висна посылала маладой трафке тёплые капли даждя. Зима их замораживала. На диревях сёжились почьки. Зима щипала их морозцем. Смешались дожть со снегом, весенний гром с вюгой. Разъярённая зима старалась нанести удар в самое серце висны, но не смогла.

———————————————————————————————————

КАРТОЧКА 20

Ф.И. ________________________________

Наступаит ранния весна. С земли сошол последний снег. Пришло радосное время года. Земля еще холодная. Ласковае весенние солнце сагревает все вокруг. Синие небо высокое. Понебу плывет лехкое облачко. Крепкий лед на рике потимнел. Сонный лес стоит голый. Похучие почки уже на бухли. На земле лежит прошлогодния лества, сухие травинки. Ввершинах деревьев шумит весенний ветер.

Общие правила выполнения работы над ошибками:

Проанализируй свои ошибки;

Сначала проработай орфографические ошибки, которые на полях вынесены знаком « l »;

Выпиши слово, подчеркни место, обозначь морфему, где была допущена ошибка;

Выполни работу над ошибками по образцу;

Не забывай подбирать проверочные слова, подчеркивать орфограммы, приводить примеры.

Затем приступай  к анализу и работе над пунктуационными ошибками, которые на полях вынесены знаком « V ».

по русскому языку

18. Безударные падежные окончания существительных. Запиши слово. Выдели окончание. Определи падеж, склонение. Запиши еще 2-3 примера. Об улице — П. п., 1 скл.; о земле, в молоке, на море.

19. Безударные окончания имён прилагательных. Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к нему вопрос. Определи род, число, падеж по сущ. Запиши еще 2-3 примера. К лесу (какому?) дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.;  синим шариком, доброй улыбкой.

20. Безударные личные окончания глаголов. Выпиши слово. Выдели окончание, укажи лицо, спряжение, число. Поставь глагол в Н.ф. Запиши еще 2-3 примера. Пишет (3 л., 1-е спр., ед.ч.) – писать ; бегает, прыгает, вяжет.

21. Правописание предлога со словами. Выпиши слово вместе с предлогом. Подчеркни предлог. Напиши еще 2-3 примера. К берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу. На стуле,  у озера, под водой.

22. Правописание приставки со словом. Выпиши слово и выдели приставку. Образуй от этого слова 3 однокоренные слова с разными приставками. Заехал,    уехал, переехал. 

23. Знаки препинания в конце предложения ( .  ?  !  …). Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак, подчеркни его.

24. Разбор предложения. Выпиши предложение. Разбери его правильно, укажи части речи.

25. Однородные члены предложения. Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.

26. Сложное предложение. Выпиши предложение правильно. Подчеркни грамматические основы и запятую между простыми предложениями. Начерти схему.

27. Предложения с прямой речью. Запиши правильно. Подчеркни знаки препинания. Составь схему.

1. Большая  буква в  именах  собственных. Выпиши слово правильно, запиши ещё 3 слова на эту орфограмму.  Москва — название города. Иванов, Дмитрий, Тузик.

2. Перенос слов. Раздели слово на слоги для переноса правильно. Ап-пликация,    аппли-кация, апплика-ция.

3. Жи-ши, чу-щу, ча-ща, чк, чн, нщ, щн, рщ, чт. Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило. Машина, шил, шина, шило. Звездочка; ласточка, кочка, ночка.

4. Соединительные гласные О, Е в сложных словах. Выпиши слово. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще 2-3 примера. Паровоз, самолет, лесополоса. 

5. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Выпиши слово, поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и запиши его рядом. Напиши еще 2-3 примера. Гроза́ —  гро́зы; сосна́, морско́й, снегови́к.

6. Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Выпиши слово правильно 3 раза. Выдели корень. Поставь ударение. Напиши еще 2-3 однокоренных слова. Помидо́р, помидо́р, помидо́р, помидо́рный, помидо́рчик.

7. Проверяемые согласные в корне слова. Напиши слово правильно, выдели корень, подчеркни проверяемую согласную, запиши проверочное слово, запиши еще 2-3 примера на это правило.  Гриб – грибы, труд, стог, рог.

8. Непроизносимые согласные в корне слова. Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни непроизносимую согласную. Подбери однокоренные слова.  Солнце – солнышко, солнечный, солнцезащитный. Но: опасный-опасен.

9. Двойные согласные в слове. Выпиши слово. Раздели его для переноса. Запиши еще одно однокоренное слово. Группа,     груп-па, груп-повой.

10. Ь в конце существительных после шипящих. Выпиши слово правильно. Подчеркни (ь) вместе с рядом стоящей буквой. Запиши ещё 2-3 слова на эту орфограмму. Луч, товарищ, врач – м.р.;  речь, печь, молодёжь – ж.р..

11. Ь показатель мягкости согласных. Выпиши слово. Подчеркни (ь) вместе с предыдущим согласным. Запиши ещё 2-3 слова на эту орфограмму. Гуськом; гурьбой, коньки,     возьму.

12. Разделительный Ь. Выпиши слово правильно. Подчеркни (ь) вместе с рядом стоящими буквами. Запиши ещё 2-3 примера. Налью; солью, болью, вышью.

13. Ь на конце глаголов 2-го лица ед. ч. Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой. Пишешь (2-е лицо, ед. ч.), решаешь (2-е лицо, ед. ч.), строишь (2-е лицо, ед.ч).

14. Ь в неопределённой форме глагола. Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Пытаться (что делать?), беречь (что делать?).

15. Разделительный Ъ. Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни согласную в приставке и гласную после Ъ. Запиши ещё 2-3 примера. Подъезд; объелся, отъехал, объявление.

16. НЕ с глаголами. Выпиши глагол с НЕ. Укажи часть речи. Подчеркни орфограмму. Запиши еще 2-3 примера. Не забыл (гл.); не принес, не выполнил. Нездоровится (гл., без НЕ не употребляется), негодовать. 

17. Гласные и согласные в приставках. Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши еще 2-3 примера с этой же приставкой.  Подпись; подлить, подшить, подрисовать.

Русский язык   5 класс

Тема. Урок
развития речи 11(письменно).
Качества хорошей речи. Недочёты, разрушающие
свойства хорошей речи: повтор слов, неуместное употребление слов и речевых
оборотов, однообразие в построении предложений (практически). Редактирование
небольших ученических текстов.

Цели: учить
избегать в речи неоправданных повторов; формировать навыки редактирования
текста; прививать уважительное отношение к языку.

Оборудование: тексты
для редактирования

Сценарий урока

I.                  
Оргмомент

II.               
Проверка домашнего задания

1.      Упражнение
355
(Выписать словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно, что
обозначают омонимы.)

Оценка: 7 словосочетаний – «5»; 5-6 – «4»; 4 –
«3» 

1) Скосил траву. – Скосил глаза.

2) Косяк лошадей. – Косяк двери.

3) Заплетал косу. – Точил косу – песчаную косу.

2.      Синтаксический
разбор предложения (1 ученик)  – на доске.  Другой ученик его проверяет,
выступает в роли учителя.

III.            
Актуализация опорных знаний

1.     
«Отгадай загадки»

Запишите загадки, отгадайте их (КОСА)

Скажите, к какой лексической группе
относятся слова-отгадки.

1) Сейчас я, правда, устарела, а прежде
было много дела. Как выйду на зеленый луг, так забываю про досуг.

2) Любая мода не вечна,
не изменяюсь я одна. И девочки всегда и всюду носить меня, конечно, будут.

3) Хотя всякий
полуостров больше меня раз во сто, я водою, как и он, омываюсь с трех сторон.

2.     
«Отгадай омоним» (подготовленные дома рисунки омонимов)

IV.            
Постановка целей и задач урока

Журналист.
Редактор. Художник. Издатель. Секретарь. Фотокорреспондент.
Корреспондент (слова записаны на доске)


Где можно встретить людей этих профессий? (в редакции газеты, журнала)

Работа
со словарём.


Можете ли вы сказать, кто такой редактор? (Можно найти значение слова в
толковом словаре)

Реда́ктор — тот,
кто работает с текстом, а именно составляет, проверяет и исправляет содержание
в соответствии с требованиями определённого жанра, готовит к печати издание
(книги, журнала, газеты и т. п.), также выступает в роли
управляющего.

¾   
Запишите значение слова в
тетрадь.

¾   
Так чем, по-вашему, мы будем
заниматься на уроке? (редактировать тексты)

¾   
Что значит “редактировать”? (Проверять и исправлять текст при
подготовке к печати
)

¾   
Редактировать текст (исправлять речевые, грамматические,
орфографические и пунктуационные ошибки
)

¾   
Можно ли слова «редактор»,
«редактирование», «редактировать» считать однокоренными? Почему?
Запишите их в тетрадь

¾   
Сформулируйте тему урока?

¾   
Тема нашего урока: «Редактирование текста». Запишите
тему урока в тетрадь 

¾   
Ребята, как вы думаете,
какова цель урока? (Учащиеся формулируют цель урока)

Цель урока: обобщить
ранее полученные знания по теме «Лексика», научиться применять полученные
знания на практике.

V.               
Объяснение нового материала

1.     
Слово учителя


Мы часто убеждались с вами, что маленький словарный запас человека приводит к
возникновению затруднений во время устных ответов, при написании изложений,
сочинений. Мы уже работали над редактированием ваших изложений. Наибольшие
трудности после орфографических и пунктуационных ошибок вызывает неумение
избежать повторов. Однако, пользуясь синонимами, можно не только устранить
ошибку, но и разнообразить, украсить свою речь.

– Представьте, что мы – редколлегия в
школьном журнале. Готовим выпуск очередного номера журнала на тему «Самое яркое
школьное воспоминание». В редакцию поступило неплохое сочинение ученицы 5
класса, но в нём есть один бросающийся недочёт. – неоправданно повторяются
однокоренные слова.

– Какие слова повторяются? (шёл, пришёл,
пошёл и т.д
.)

– 9 раз в маленьком тексте! Попробуем
выправить, отредактировать этот текст, ничего не изменяя в его содержании.
После того как вы исправите текст, перепишите его в тетрадь

2.     
Чтение текста. Правка текста (с помощью учителя): зачёркивание
ненужного слова, замена одного
слова другим: зачёркивание
ненужного слова, замена одного слова другим, перестройка предложения.

Текст для правки

Первое сентября

Как
ждала я этого дня, когда наконец-то пойду в школу!

Накануне
мама пошла в магазин и купила яркие розы. Утром я проснулась и
подумала: «Ой! Я опоздала!» Но было еще очень рано, и все спали.

Наконец
мама встала, подошла ко мне и сказала: «Пора собираться в школу!»

Я
поскорее умылась, оделась, поела. Еще раз проверила портфель. Мама пошла
меня провожать в школу.

Все
ребята, которые шли в первый класс, шли в школу с пышными
букетами. И это было очень радостно и красиво!

Вот
на крыльцо вышел директор. Он произнес речь, поздравил всех ребят.

Потом
к нам подошла учительница, и мы пошли в класс, а мама пошла на работу.

Редакторская помощь

Можно
опустить слово, чуть-чуть перестроить предложение (Накануне мама в
магазине купи­

ла…).

Можно
слово опустить и чуть-чуть перестроить предложение (…мама встала и сказа­

ла…).

Можно
заменить слово, а можно оставить, если в других предложениях не будет
повторов.

Можно
заменить одним словом первоклассники выражение «ребята, которые
шли в первый класс» (все первоклассники).

Можно
перестроить все предложение или оставить слово (…несли в руках пышные
букеты).

 Можно
использовать другое слово и перестроить предложение (Вот на крыльце
появился директор).

Можно
перестроить предложение (Потом мы увидели нашу учительницу). Можно
заменить слова (…и мы отправились в класс, а мама — на работу).

3.     
Самостоятельная запись текста в тетрадь.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4.     
Задания для самостоятельной работы (если останется время)

а)     
Прочитайте объявление. Что, по-вашему, перегружает объявление и не
может узнать кролика? Как бы вы расположили его текст, выделили ключевые слова,
чтобы привлечь внимание читателей?

Перепишите объявление в
исправленном виде.

Пропал
кролик

На вид 6 месяцев. Цвет серый, животик
белый. Под шерстью бе­ленький пух. Глазки красные косые. Адрес: Ул. Фасадная,
дом 8/5, кв. 89. Просим звонить по телефону: -7-65.

б)      Прочитайте
письмо девочки, вашей сверстницы. Найди­те и объедините предложения, в которых
говорится о том, что хорошего было в
летнем лагере. Где уместнее
было бы напи­сать о своей просьбе и о приглашении приехать? Чем обычно
заканчиваются письма?

Попробуйте иначе расположить отдельные части письма и перепишите
его, внося все нужные исправления.

4 июля

Дорогие мои мамуля и папуля!

Я живу хорошо. Очень жду
вас снова, приезжайте!

У нас был костер. На нем было очень весело,
в день купаемся по 6 раз. Сегодня после полдника будет день Нептуна. Наш отряд
соби­рается в поход.

Привезите конверты, босоножки! Как вы
поживаете, как Сашка? Была очень хорошая спартакиада, я заняла 2, 3-е место.
Вообще все хорошо!

Целую! До свидания! Приезжайте!

VI.            
Итог урока. Рефлексия.

¾   
Чему учились на уроке?

¾   
Как избежать повторов?

¾   
Для чего это необходимо делать?

¾   
– Что вызвало особый интерес?

¾   
– В чём затруднялись?

¾   
– Нарисуйте смайлик на
полях тетради.

VII.         
Оценивание

VIII.      
Домашнее задание: выполнить упр. 366 или 367 (на
выбор)

Текст для правки

Первое сентября

Как ждала я этого дня, когда наконец-то пойду в школу!

Накануне мама пошла в магазин и купила яркие розы. Утром я
проснулась и подумала: «Ой! Я опоздала!» Но было еще очень рано, и все спали.

Наконец мама встала, подошла ко мне и сказала: «Пора собираться в
школу!»

Я поскорее умылась, оделась, поела. Еще раз проверила портфель.
Мама пошла меня провожать в школу.

Все ребята, которые шли в первый класс, шли в школу с пышными
букетами. И это было очень радостно и красиво!

Вот на крыльцо вышел директор. Он произнес речь, поздравил всех
ребят.

Потом к нам подошла учительница, и мы пошли в класс, а мама пошла
на работу.

Редактирование ученических текстов

Задания
для самостоятельной работы

а)    Прочитайте
объявление. Что, по-вашему, перегружает объявление и не может
узнать кролика? Как бы вы расположили его текст, выделили ключевые слова, чтобы
привлечь внимание читателей?

Перепишите объявление в
исправленном виде.

Пропал
кролик

На вид 6 месяцев. Цвет серый, животик
белый. Под шерстью бе­ленький пух. Глазки красные косые. Адрес: Ул. Фасадная, дом
8/5, кв. 89. Просим звонить по телефону: -7-65.

б)    Прочитайте
письмо девочки, вашей сверстницы. Найди­те и объедините
предложения, в которых говорится о том, что хорошего было в

летнем лагере. Где уместнее было бы напи­сать о своей просьбе и о приглашении
приехать? Чем обычно заканчиваются письма?

Попробуйте иначе расположить отдельные
части письма и перепишите его, внося все нужные исправления.

4 июля

Дорогие мои мамуля и папуля!

Я живу хорошо. Очень жду
вас снова, приезжайте!

У нас был костер. На нем было очень весело,
в день купаемся по 6 раз. Сегодня после полдника будет день Нептуна. Наш отряд
соби­рается в поход.

Привезите конверты, босоножки! Как вы
поживаете, как Сашка? Была очень хорошая спартакиада, я заняла 2, 3-е место.
Вообще все хорошо!

Целую! До свидания! Приезжайте!

Редактирование ученических текстов

Текст для правки

Первое сентября

Как ждала я этого дня, когда наконец-то пойду в школу!

Накануне мама пошла в магазин и купила яркие розы. Утром я
проснулась и подумала: «Ой! Я опоздала!» Но было еще очень рано, и все спали.

Наконец мама встала, подошла ко мне и сказала: «Пора собираться в
школу!»

Я поскорее умылась, оделась, поела. Еще раз проверила портфель.
Мама пошла меня провожать в школу.

Все ребята, которые шли в первый класс, шли в школу с пышными
букетами. И это было очень радостно и красиво!

Вот на крыльцо вышел директор. Он произнес речь, поздравил всех
ребят.

Потом к нам подошла учительница, и мы пошли в класс, а мама пошла
на работу.

Задания
для самостоятельной работы

а)    Прочитайте
объявление. Что, по-вашему, перегружает объявление и не может
узнать кролика? Как бы вы расположили его текст, выделили ключевые слова, чтобы
привлечь внимание читателей?

Перепишите объявление в
исправленном виде.

Пропал
кролик

На вид 6 месяцев. Цвет серый, животик
белый. Под шерстью бе­ленький пух. Глазки красные косые. Адрес: Ул. Фасадная,
дом 8/5, кв. 89. Просим звонить по телефону: -7-65.

б)    Прочитайте
письмо девочки, вашей сверстницы. Найди­те и объедините
предложения, в которых говорится о том, что хорошего было в

летнем лагере. Где уместнее было бы напи­сать о своей просьбе и о приглашении
приехать? Чем обычно заканчиваются письма?

Попробуйте иначе расположить отдельные
части письма и перепишите его, внося все нужные исправления.

4 июля

Дорогие мои мамуля и папуля!

Я живу хорошо. Очень жду
вас снова, приезжайте!

У нас был костер. На нем было очень весело,
в день купаемся по 6 раз. Сегодня после полдника будет день Нептуна. Наш отряд
соби­рается в поход.

Привезите конверты, босоножки! Как вы
поживаете, как Сашка? Была очень хорошая спартакиада, я заняла 2, 3-е место.
Вообще все хорошо!

Целую! До свидания! Приезжайте!

Материалы для Игры «Корректор»

1. Перед вами стихотворение болгарского поэта И.Босева. Это письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

Жалоба.

Дядя, прашу тебя, помаги

Твоей племяннице Оле,

А то небудет её наги

В этой противной школе.

Мне вчера за дектант на слова

Учитель поставил два,

А сам скозал, что маю работу

Даже несмог прочитать.

Попраси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне пять

2.Письмо.

Здраствуй, маша!
Я жыву вдиревни. Мне очень хорошо. Я здесь буду развеваться и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша и я лавили рано утром рыбу врике. Хорошо поседеть на бирегу с удочкой. Я уже обижал лиса.

Ответ Мише.

Прочти свое письмо повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. 1. Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? 2. Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? 3.И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки? 4.Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих чёрных? 5.Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил? 6.И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?

Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?

Задание 3. Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и сказал:

– Шесть порций орфографических ошибок.

– Этого подать мы не можем, не держим, – ответил официант.

– Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, – сказал Куприн и зачитал меню.

Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню.

1.Бул..он м..сной.

2.Ра..ольник с к..лбасой.

3.К..тлеты.

4.П..льмени.

5. Капус..ный пудинг.

6.К..мпот из яблок.

7.К..сель м..линовый.

8.П..рожное бисквитное.

9.Пиро..ки с печёнкой.

10. М..роженое

Проказница

Налисной палянки втрафке радосно играли лесята. Вдрук смалоденькай ёлки налесонка у пала шышка. Молышь испугался и кинулся спалянке потрапинки кречьки.

Окала речьки шла свенья споросятами. Лесёнок с волился напоросят. Поросята за везжали и раз бижались. Адин бросился вкусты молины. А там мидветь седит. Касалапый за ривел и по бижал потробки кпалянки. Астановился он толька напаляни. Там раньше лесята еграли. Паднял мишка голаву и увидел белочьку наветки.

Эта проказница шышку у ранила и периполох напаляни устроила.

Данная тетрадь является продолжением работы
над углублённым анализом орфографических ошибок
учащихся пятых – шестых классов, начатая мною в
2005/ 06

(“Активизация логического мышления учащихся
на уроках русского языка при выполнении работы
над ошибками”, – Фестиваль педагогических идей
“Открытый урок”. 2005/2006 учебный год).

Заполняя таблицы, предложенные в тетради,
поэтапно разбирая ошибки, допущенные в
диктантах, изложениях и других видах контрольных
заданий, учащиеся вместе с учителем анализируют
ошибки, учатся самоконтролю, умению видеть
ошибки, объяснить их соотнести с нужным правилом.
Всё это способствует более эффективному
усвоению нового материала и повторению
пройденного. Тетрадь и сводная таблица анализа
орфографических ошибок дают полную картину
пробелов в знаниях всего класса и каждого
ученика в отдельности, что позволяет
целенаправленно вести работу над повышением
грамотности всего класса и индивидуально с
каждым учеником.

В данной работе использован опыт формирования
и совершенствования грамотности учащихся,
накопленный в методических разработках и
теоретических исследованиях в современной
педагогике и психологии.

Работа по предложенной системе может вестись и
в старших классах, нужно только расширить
таблицы материалом, изучаемым в данном классе.

. Тетрадь начинается с “Советов”. Их три:

1. Начни с того, что совсем не трудно: найди слово
(слова), ошибку в котором ты легко можешь
объяснить, твёрдо знаешь правило

(сам удивлён: “Почему же в диктанте я сделал
ошибку в этом слове!”).

Заполни табл. №1.

2. Затем переходи к словам (слову), в написании
которых ты и сейчас не совсем уверен, хотя
правило вроде бы знаешь…

Обратись к учебнику, повтори правило и выполни
задание в таблице №1.

3. Есть слово (слова), ошибку в котором ты не
можешь объяснить и нужное правило найти не
можешь:

а) обратись к Орфографическому словарю (может
быть, это словарное слово, а ты и не знал);

б) Не можешь заполнить таблицу №1, объяснить
допущенную ошибку – обратись к учителю!

Далее следует таблица № 1. В ней учащиеся
выполняют работу над ошибками.

Таблица № 1

Слово, в котором была допущена ошибка Правило, на которое была допущена
ошибка
Примеры
Решает решать – 1 спр. колет – колоть, 1 спр.

Затем слова, в которых были допущены ошибки,
ученики записывают в таблице №2

“Словарик: Я пишу правильно”

________________________________________________________
Дата

ПИШУ ПРАВИЛЬНО

_________________________________________________________

Завершается работа заполнением таблицы №3. В
ней ученики отмечают правила, на допущенные ими
ошибки.

Таблица № 3

Фамилия ученика 5 класс “  ”

№п/п Правило, на которое допущена
ошибка
Число
                                               
1 Знаки препинания в конце предложения                                                
2 Запятая в предложении с однородными
членами
                                               
3 Обращение                                                
4 Обобщающие слова при однородных членах
пред.
                                               
5 Прямая речь                                                
6 Сложное предложение                                                
  Оценка за работу                                                

ТАБЛИЦА “РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ОРФОГРАФИЯ.
МОРФОЛОГИЯ”

ФАМИЛИЯ УЧЕНИКА
                 
5 КЛАСС “ ”

№П.П Правило, на которое допущена
ошибка
Число
                                           
1 Безударные гласные в корне слова, пров.
ударением
                                           
2 Безударные гласные в корне слова,
непров. удар.
                                           
3 Согласные буквы в корне слова и на конце
(гл. и зв., непроизносимые согласные)
                                           
4 Буквы И, У, А после шипящих                                            
5 Разделительный Ъ и Ь знак                                            
6 Правописание приставок (кроме на з/с)                                            
7 Приставки на З/С                                            
8 Предлоги                                            
9 И, Ы после Ц в корне слова                                            
10 Е.,О после шипящих в корне слова                                            
11 Правописание корней с чередующимися
гласными
                                           
12 Ь после шипящих на конце у
существительных муж. и ж.р.
                                           
13 Падежные окончания имён
существительных
                                           
14 Падежные окончания имён прилагательных                                            
15 Правописание кратких прилагательных                                            
16 1 и 2 спряжение глаголов                                            
17 Гласная перед суффиксом –л в глаголах
прошедшего времени
                                           
18 Не с глаголами                                            
19 ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах                                            
20 Словарные слова                                            
  Оценка за работу                                            

Таким образом, данная тетрадь включает три вида
работ:

  • саму работу над ошибками;
  • анализ ошибок;
  • словарную работу.

Одновременно учитель также проводит анализ
ошибок, заполняя сводную таблицу.

Сводная таблица (заполняет учитель, см. приложение 2)

Работа над ошибками находит продолжение и на
последующих уроках. Периодически урок русского
языка начинается со словарного диктанта,
материалом для которого служат слова из таблицы
№ 2.Один из видов словарной работы с установкой
“Я пишу правильно” – это взаимопроверки. Тетради
“Работа над ошибками” учитель раздаёт
произвольно, ученики проверяют чужой словарик,
ставят оценку и записывают на карточку (листочек)
слова, в которых и у проверяющего тоже были
ошибки. Учитель вместе с тетрадями собирает
карточки-листочки. Таким образом, проверяя
карточки, учитель выявляет проблемные места в
усвоении нового материала и знает, на что нужно
обратить внимание при повторении пройденного. В
конце четверти (года) учитель проводит
контрольную работу, состоящую из двух частей: 1
часть – словарный диктант, в него входят слова,
попавшие в карточки взаимопроверок и слова из
самого большого словарика. 2часть – учащиеся
анализируют таблицу № 3. Они должны перечислить
правила, на которые были допущены ошибки в
течение четверти (года), привести примеры на
названные правила.

Для более глубокого и вдумчивого анализа
ошибок учащимся предлагаются творческие работы
в качестве домашнего задания. Планы к этим
сочинениям они составляют на уроках развития
речи вместе с учителем.

  • Письмо к учёному соседу.
  • Как я воевал с ошибками.
  • Почему я плохо (хорошо) написал диктант.

Приложение 1

Добавить комментарий