Доклад начальника отдела по работе с корректировками деклараций на товары Уральской электронной таможни А. И. Старцевой, март 2023.
«Добрый день, уважаемые участники вебинара!
Меня зовут Старцева Анастасия Ивановна. Я являюсь начальником отдела по работе с корректировками деклараций на товары Уральской электронной таможни. Основное направление деятельности нашего отдела-рассмотрение обращений участника ВЭД о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров.
Наше сегодняшнее мероприятие будет посвящено рассмотрению ошибок, допускаемых участниками ВЭД при подаче обращения о внесении изменений после выпуска, являющимися основными причинами для отказов во внесении изменений.
Прежде всего, следует остановиться на основных нормативно-правовых актах, регулирующих порядок внесения изменений после выпуска товаров:
- положения Порядка, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. № 289;
- Инструкция, утвержденная приказом ФТС России от 3 июля 2014 г. № 1286.
Перейдем к основной теме нашего вебинара.
Уральской электронной таможней был проведен анализ поступивших за октябрь 2022-февраль 2023 обращений о внесении изменений после выпуска товаров в целях выявления основных причин отказа во внесении изменений.
На слайде представлены статистические данные, согласно которым в отношении 48,5 % от общего числа рассмотренных обращений после выпуска принято решение об отказе во внесении изменений. При этом доля отказов от общего числа отказов по причине некорректного составления обращений о внесении изменений специалистами по таможенному оформлению участника ВЭД составляет 83,5%.
Начнем с определения основных причин отказов, далее подробно разберем каждый из указанных случаев. Обращаясь к порядку внесения изменений в декларацию, акцентирую Ваше внимание на правильном заполнении обращения о внесении изменений (дополнений) в таможенную декларацию, поскольку:
- Первая причина отказа – несоответствие обращения (КДТ) вносимым изменениям в ДТ: в соответствии с п. 12 раздела IV Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии № 289 от 10 декабря 2013 года в обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений (дополнений) и обоснование необходимости внесения таких изменений (дополнений). Обращение и КДТ должно соответствовать вносимым изменениям и содержать перечисление только тех граф ДТ, в которые вносятся изменения (дополнения). Зачастую участники ВЭД указывают в самом обращении или КДТ одни данные, по факту-вносят изменения в саму ДТ в том числе в другие графы. Это недопустимо.
- Вторая причина отказа – некорректное указание признака предоставления документа после выпуска, даты его предоставления или отсутствия даты предоставления недостающего документа: для всех документов, представленных после выпуска товаров, необходимо указание признака предоставления недостающего документа «3» и заполнение даты предоставления недостающего документа (п. 42 раздела II Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257), если признак предоставления «0», то дата предоставления документа не указывается.
- Третья причина отказа – некорректное заполнение гр. 45А КДТ (правила заполнения определены Порядком заполнения корректировки декларации на товары, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 289 от 10 декабря 2013 года):
Следует отметить, что каждому элементу графы 45А соответствуют определенные графы ДТ. Таким образом, изменение сведений в отдельных графах ДТ требует указание конкретных элементов в графе 45А КДТ.
Так на слайде представлена типичная ошибка в части указания этапа внесения изменений. Элемент «1» при внесении изменений после выпуска товаров должен содержать значение «1».
При этом следует отметить, что если изменения в ДТ не связаны с изменением сведений в отношении количества (веса) товаров, сведений о происхождении товаров и (или) тарифных преференциях, сведений в отношении классификационного кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС, сведений в отношении таможенной стоимости, то необходимо использовать код изменений в гр. 45А – 1/0/0/0/0/0/А/3 (пункт 6 Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257). В иных случаях-в зависимости от изменений, вносимых в графы ДТ.
На слайдах указаны примеры некорректного заполнения графы 45 А в зависимости от вносимых изменений в ДТ.
Особое внимание следует уделить графе 45А при подачи обращения после выпуска на погашение задолженности.
Отдельно остановимся на одном из самых проблемных вопросов – заполнение графы В КДТ и ДТ при доначислении таможенных платежей по разным основаниям.
Четвертая причина отказа – некорректное заполнение гр. «В» в ДТ.
На слайде представлен пример заполнения графы В КДТ и ДТ.
Обращаю Ваше внимание на следующие особенности.
Графа «Сумма» раздела «Подробности подсчета» графы В КДТ должна соответствовать графе «Сумма» раздела «Подробности подсчета» графы В ДТ.
В разделе «Сведения о платежных документах» графы В КДТ указываются отдельной строкой (отдельными строками) только суммы по каждому виду доначисленного платежа.
При этом, в разделе «Сведения о платежных документах» графы В ДТ суммы доначисленных таможенных платежей отражаются дополнительно отдельными строками и составляют в общей сложности сумму по каждому виду платежа, указанному в графе «Сумма» разделе «Подробности подсчета» графы В ДТ.
Общая сумма подлежащих уплате таможенных платежей должна соответствовать расчетной сумме из графы 47 по всем товарам, декларируемым в ДТ (подпункт 46 пункта 15 Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257).
В обязательном порядке заполняются столбцы «сумма», «предыдущая сумма» – если не было то 0, «изменения» – это разница между столбцами «предыдущая сумма» и «сумма».
Помимо строк, по которым вносятся изменения, должны быть указаны таможенные сборы. Количество строк в КДТ должно соответствовать количеству строк в декларации.
Уважаемые участники вебинара, напоминаю, что в соответствии с абз.2 п.16 Порядка, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. № 289, срок рассмотрения обращения о внесении изменений после выпуска не превышает 30 календарных дней со дня подачи обращения. Для отдельных случаев, определенных абз.2 п.12 Порядка, установлены иные сроки рассмотрения обращений на основании абз.3 п.16 Порядка.
Информацию о дате проведения вебинаров по различным направлениям деятельности таможенных органов, а также материалы вебинаров можно получить на сайте Уральского таможенного управления. Для удобной навигации по сайту на слайде приведен путь к разделу, посвященному вебинарам.
В заключении хочется сказать, что некорректное составление обращения приводит к необходимости его повторной подачи и, как следствие, увеличению издержек участника ВЭД при совершении таможенных операций, значительным временным потерям и трудовым затратам как со стороны участника ВЭД, так и со стороны таможенных органов. В целях исключения нарушений целесообразно учитывать в работе указанные ошибки. На этом наш вебинар окончен.
Всего доброго! До свидания!»
Корректировка сведений в декларации на товары (наиболее часто встречающиеся ошибки при заполнении деклараций на товары, корректировки декларации на товары)
Опубликовано: 1 июня 2020 14:26
Последнее изменение: 1 июня 2020 16:27
Нормативные документы:
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений комиссии таможенного союза и коллегии евразийской экономической комиссии»;
Приказ ФТС России от 03.07.2014 № 1286 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров».
Наиболее часто встречающиеся ошибки допускаемые декларантами (таможенными представителями) при заполнении деклараций на товары:
В третьем подразделе графы 37 «Особенность перемещения товаров» при декларировании товаров, в том числе транспортных средств, запасных частей и (или) оборудования, перемещаемых для осуществления либо возвращаемые после осуществления ремонта и (или) гарантийно-технического обслуживания, вместо кода «044», который должен заявляться в соответствии с Классификатором особенностей перемещения товаров, утверждённым решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378, указывается значение «000».
Не соблюдаются требования к описанию в отношении отдельных категорий товаров, помещаемых под определенные таможенные процедуры, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.08.2014 № 133 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары» (Приложение 2 к Порядку заполнения ДТ), в том числе не указываются сведения о серийном номере в поле G31_15_SN, предусмотренном структурой электронной копии ДТ;
Товары, включенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее – ТРОИС), декларируются одним товаром с товарами, не содержащими объекты интеллектуальной собственности (далее – ОИС) в нарушение положений пункта 6 Порядка заполнения ДТ[1]. Не заполняется второй подраздел графы 33 ДТ признак «И» (товарный знак включен в ТРОИС) и поле «IPOREGNUM» ДТ, в котором должен быть указан регистрационный номер ОИС, включенного в ТРОИС.
В графе 44 номер ДТ в нарушение требований Классификатора видов документов и сведений, утверждённым решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378:
при помещении под таможенную процедуру реэкспорта товаров, ранее помещённых под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, документ об условиях переработки товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) заявляется вместо кода «08011» под кодами «09023», «09035»;
при помещении под таможенную процедуру реимпорта товаров, ранее помещённых под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, документ об условиях переработки товаров на таможенной территории (далее – ЕАЭС) заявляется вместо кода «08012» под кодом «09023»;
сертификат происхождения товара указывается не под соответствующим кодом, начинающимся на «06», а под кодом «09023»;
не заявлены реквизиты документа, подтверждающего совершение внешнеэкономической сделки, либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки (код вида документа начинается с «03»);
при перемещении товаров, содержащих ОИС, включенные в ТРОИС, в качестве разрешительного документа в графе 44 ДТ под кодами видов документов 03021 и 03022 декларантами указываются письма ФТС России «Об уполномоченных импортерах», адресованные таможенным органам.
Кроме этого, допускаются ошибки при указании номеров документов в графе 44 ДТ, что приводит к необходимости корректировки ДТ.
При заявлении сведений в ДТ на товары, вывозимые с таможенной территории ЕАЭС без уплаты таможенных платежей, излишне указываются сведения в графе 12 ДТ о таможенной стоимости товаров и (или) в графе и 29 ДТ о коде таможенного органа, расположенного в месте убытия товаров с таможенной территории.
При заполнении графы 20 ДТ ошибочно указываются сведения об условиях поставки, несоответствующие документам, представленным при декларировании товаров.
При заявлении сведений в графах 22 и 42 ДТ допускаются следующие нарушения:
ошибочное заявление сведений о цене товаров в связи с неверной формализацией подтверждающих документов (счетов, инвойсов);
код валюты цены договора, заявленный в первом подразделе графы 22 ДТ, не соответствует коду валюты контракта, указанному в графе 4 пункта 3 первого раздела ведомости банковского контроля;
излишнее заполнение второго подраздела графы 22 и графы 42 ДТ при безвозмездных поставках;
не заполнение второго подраздела графы 22 и графы 42 ДТ при перемещении товара на возмездной основе.
При заполнении графы 24 ДТ ошибочно указываются сведения о кодах особенности внешнеэкономической сделки и характера сделки, несоответствующие документам, представленным при декларировании товаров, либо не указываются данные особенности при их фактическом наличии.
При заявлении сведений в кодированном виде указывается информация несоответствующая классификаторам и справочникам из состава нормативно-справочной информации (графы 15, 16, 17, 20, 34 ДТ).
Также декларантами (таможенными представителями) при составлении корректировки ДТ (далее – КДТ) допускаются следующие типичные ошибки:
не заполнение граф КДТ: 1, 3, 5, 7, 14, 45а, 54, «А», которые должны заполняться в обязательном порядке;
не заполнение граф КДТ, соответствующим графам ДТ, в которые вносятся изменения (дополнения);
в обращениях неверно указываются сведения о графах ДТ, в которые вносятся изменения, с указанием старого и нового значения, а также обоснование необходимости внесения таких изменений (дополнений);
неверное проставляются признаки представления документов, при внесении изменений (дополнений) в графу 44 ДТ после выпуска товаров (вместо «3» -документ представлен (будет представлен) после выпуска товаров, проставляется «0» – документ не представлен при подаче ДТ или «2» – документ не представлен в соответствии с пунктом 10 статьи 109 ТК ЕАЭС)
при заполнении графы 45а КДТ (не заполнение графы, заполнены не все элементы графы, указание в элементах графы 45 а значений, не соответствующих порядку заполнения графы 45а КДТ);
в случае внесения изменений (дополнений) в ДТ, выпуск товаров по которым был осуществлен в прошедшем году, зачастую КДТ заполняется неуполномоченным лицом (в графе 54 КДТ указывается документ, подтверждающий полномочия декларанта (доверенность) с истекшим сроком действия);
несоответствие сведений, заявленных в КДТ, и содержащихся в представленных документах, подтверждающих необходимость внесения изменений в сведения, заявленные в ДТ;
излишнее заполнение граф 12 и 45 КДТ в случаях, когда их заполнение не требуется;
при дополнении графы 44 ДТ сведениями об уникальном номере контракта не учитывается необходимость внесения изменений в графу 24 ДТ в части кода особенности внешнеэкономической сделки с кода «06» на код «00»;
некорректное заполнение граф 47 и «В» КДТ.
Рекомендации по заполнению графы 44 ДТ в части заявления сведений о разрешительных документах, подтверждающих соблюдение мер нетарифного регулирования
Исходя из наиболее часто встречающихся ошибок при таможенном декларировании в графе 44 ДТ в части заявления сведений о разрешительных документах, подтверждающих соблюдение мер нетарифного регулирования, рекомендуем руководствоваться следующим:
- Лицензии на экспорт и (или) импорт товаров, выдаваемые Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации указываются в графе 44 ДТ под кодом «01011». Номер такой лицензии имеет 16-значный формат, например 123RU20123456789. Обращаем внимание, что при указании в графе 44 ДТ даты выдачи лицензии, необходимо указывать дату из графы 18 лицензии.
Кроме того, при указании в графе 44 ДТ сведений о лицензии под кодом «01011», не требуется указывать сведения о разрешительных документах, выданных иными ФОИВ с целью согласования получения такой лицензии.
- Разрешения на экспорт и (или) импорт товаров, в отношении которых введено автоматическое лицензирование (наблюдение) указываются в графе 44 ДТ под кодом вида документа «01017». Номер такого разрешения имеет 12-значный формат, например RU2000012345.
- Заключения (разрешительные документы) на ввоз и (или) вывоз гражданского и служебного оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему, выдаваемые Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – Росгвардия) указываются в графе 44 ДТ под кодом «01021» и имеют формат RU/2020/0123. Cведения о реквизитах разрешительных документов Росгвардии, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (номера документов содержат «РВГ» или «РВЮ»), в графу 44 ДТ под кодом «01021» не указывают.
- Заключения (разрешительные документы) на ввоз радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, выдаваемые Роскомнадзором и Министерством обороны Российской Федерации, указываются под кодом «01041».
- Заключения (разрешительные документы), выдаваемые Федеральной службой безопасности Российской Федерации в графе 44 ДТ подлежат указанию под кодами «01091» ‒ заключение (разрешительный документ) на ввоз и (или) вывоз шифровальных (криптографических) средств и «01095» ‒ заключение (разрешительный документ) на ввоз и (или) вывоз специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
- Сведения о включении радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, в единый реестр радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, при ввозе которых на таможенную территорию Евразийского экономического союза не требуется представление лицензии или заключения (разрешительного документа), указываются под кодом «10050» в 12-значном формате, например RU1234567890.
- Сведения о государственной регистрации лекарственных средств указываются под кодом «10051».
Обращаем внимание, что при заявлении сведений о государственной регистрации лекарственных средств под кодом 10051 необходимо указать дату государственной регистрации (во многих случаях декларантом указывается дата внесения изменений в свидетельство о государственной регистрации). При этом заключения (разрешительные документы), выдаваемые Министерством здравоохранения Российской Федерации на ввоз лекарственных средств указываются под кодом «01081».
8. Сведения из единого реестра нотификаций о характеристиках шифровальных (криптографических) средств и товаров, их содержащих указываются под кодом «10052» в 12-значном формате, например, RU1234567890.
В целях соблюдения требований к форматам номеров разрешительных документов, указанных в графе 44 ДТ под номером один, рекомендуем ознакомиться со Справочником масок номеров документов, используемых для заявления сведений в графе 44 ДТ и ТД, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в разделе «Открытые данные» (http://customs.ru/opendata).
Некорректное указание в графе 44 ДТ сведений о кодах документов и (или) сведений, равно как и номера документа, не соответствующего установленной Справочником маске, может являться причиной возврата ДТ декларанту без регистрации.
Дополнительно обращаем внимание на порядок заполнения символа «С» во втором подразделе графы 33 ДТ – символ «С» не указывается, если в графе 44 ДТ под номером 1 заявлены сведения хотя бы об одном разрешительном документе.
[1] Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257.
Корректировка ГТД и восстановление НДС в БП 3.0
В январе 2022 года была отражена таможенная стоимость импортированных товаров документом Поступление товаров (раздел Покупки – Поступление (акты, накладные, УПД) – Поступление – Товары). Обращаем внимание, что счет учета НДС 19.05 “НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию Российской Федерации”. На основании Поступления товаров создан документ ГТД по импорту
Уплаченный НДС принят к вычету:
В декабре 2022 года таможенная стоимость выпущенного товара была скорректирована в сторону уменьшения, в связи с чем разница НДС между первоначальной стоимостью и скорректированной подлежит восстановлению. Восстанавливаемая сумма НДС 2 000,00 руб.
Создаем сторно первоначальной ГТД прошлого периода с помощью документа Операции – Операции, введенные вручную – Операция – Сторно документа. В поле Содержание
выберите первую ГТД, после этого все табличные части заполнятся автоматически.
Вводим новый ГТД копированием первоначально созданного документа «ГТД по импорту» и заполняем следующими данными из КТД:
– «Таможенный сбор»
– «Таможенная стоимость», «Пошлина», «НДС» из КТД
Переходим в движения созданного документа «ГТД по импорту» и, установив флаг Ручная корректировка удаляем в Журнале учета счетов-фактур сумму по графе Сумма по счету-фактуре:
Создаем Регламентную операцию по НДС Восстановление НДС с отражением восстановления в книге продаж: раздел Операции, Регламентные операции НДС.
В графах Поставщик, Счет-фактура заполняем таможенный орган и «ГТД по импорту», далее заполняем графы: Вид ценности, Счет НДС, % НДС и в графе НДС указывается сумма восстановленного НДС. Остальные графы не заполняются:
Проверяем запись в Книге продаж и убеждаемся, что данные заполнены корректно:
Теперь формируем ОСВ по счёту 19.05. Сальдо необходимо устранить:
Это возможно за счёт операции, введённой вручную:
Также необходимо сформировать универсальный отчёт по регистру накопления «НДС предъявленный»:
Остатки по регистру накопления НДС предъявленный также необходимо устранить:
Делается это также в ручной операции (регистры возможно добавить через кнопку Ещё):
После корректировки регистра и бухгалтерских проводок сальдо в БУ и остатков по регистру не остаётся:
(Рейтинг:
5 ,
Голосов: 6 )
Материалы по теме
1. По мотивированному обращению декларанта, поданному в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, с разрешения таможенного органа сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены (дополнены) до выпуска товаров, если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не запросил документы и (или) сведения в соответствии со статьей 325 настоящего Кодекса, не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра, не принял решения о проведении таможенного осмотра и (или) не назначил проведение таможенной экспертизы.
Вне зависимости от положений абзаца первого настоящего пункта по мотивированному обращению декларанта, поданному в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, с разрешения таможенного органа до выпуска товаров допускается изменение (дополнение) сведений, заявленных в таможенной декларации, если такие изменения (дополнения) связаны с изменением сведений о месте нахождения декларируемых товаров либо с исправлением опечаток или грамматических ошибок, которые не влияют на выпуск товаров.
Изменение (дополнение) сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений об иных товарах, чем товары, которые были указаны в этой зарегистрированной таможенной декларации.
Порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в таможенной декларации, и сведений в электронном виде таможенной декларации на бумажном носителе, до выпуска товаров определяется Комиссией.
2. В случае если при проведении таможенного контроля выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, которые в соответствии с абзацами вторым и третьим подпункта 9 пункта 1 статьи 125 настоящего Кодекса при их устранении не будут являться основанием для отказа в выпуске товаров, и таможенным органом для устранения таких нарушений установлена необходимость изменения (дополнения) сведений, заявленных в таможенной декларации, такие сведения должны быть изменены (дополнены) декларантом по требованию таможенного органа в пределах срока выпуска товаров, установленного пунктами 3 и 6 статьи 119 настоящего Кодекса.
Форма требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, до выпуска товаров определяется Комиссией.
3. После выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Форма решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров определяется Комиссией.
Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Комиссией.
4. Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары, за исключением определяемых Комиссией случаев, когда сведения могут быть изменены (дополнены) без применения этого таможенного документа.
Форма корректировки декларации на товары, структура и формат корректировки декларации на товары в виде электронного документа и электронного вида корректировки декларации на товары на бумажном носителе, порядок их заполнения определяются Комиссией.
5. Корректировка декларации на товары является неотъемлемой частью такой декларации на товары.
Подача корректировки декларации на товары на бумажном носителе сопровождается представлением таможенному органу ее электронного вида, если иное не определено Комиссией.
6. Комиссия вправе определять случаи, когда после выпуска товаров производится изменение (дополнение) сведений, заявленных в транзитной декларации, пассажирской таможенной декларации и декларации на транспортное средство, и сведений в электронных видах таких таможенных деклараций на бумажных носителях, а также сроки и порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таких таможенных декларациях, формы таможенных документов, которыми изменяются (дополняются) сведения, заявленные в таких таможенных декларациях, структуры и форматы таких таможенных документов в виде электронных документов и электронных видов таких таможенных документов на бумажных носителях, а также порядок их заполнения.
Подача таможенного документа на бумажном носителе, которым изменяются (дополняются) сведения, заявленные в указанных видах таможенной декларации, сопровождается представлением таможенному органу его электронного вида, если иное не определено Комиссией.
Таможенные документы, которыми изменяются (дополняются) сведения, заявленные в транзитной декларации, пассажирской таможенной декларации и декларации на транспортное средство, являются неотъемлемой частью указанных видов таможенной декларации.
11 сент. 2020 г.
Что будет, если при прохождении таможни инспектор обнаружит ошибки в документах? Грозят ли бизнесу только штрафы или еще что-то? Ниже мы расскажем об основных рисках подачи неверных сведений при таможенном оформлении.
Какие ошибки чаще всего допускают декларанты?
Самая очевидная ошибка, которую не стоит допускать, – это перемещать через границу запрещенные товары. Их перечень регулируется решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования».
Помимо этого, продолжают действовать специальные экономические меры, которые в народе называют просто «санкциями». Эти запреты регламентированы несколькими указами Президента и постановлениями Правительства.
Теперь давайте разберёмся, какие ошибки чаще всего всплывают при оформлении грузов на таможне.
Неверный код ТН ВЭД
Код ТН ВЭД определяет сразу несколько важных параметров оформления груза: размер пошлины, ставку НДС, требуемый комплект документов, необходимость сертификации.
Поэтому инспектор будет тщательно проверять, верно ли подобран код. Если сомневаетесь, то лучше обратиться за помощью к таможенному брокеру:
за 1000 руб. Meridian подберет правильный код, потратив на это два часа.
Пример ошибки: Оформляете партию электрических гирлянд к Новому Году стоимостью 1 000 000 рублей. Открываете список кодов ТНВЭД и находим код 9505109000 – “изделия новогодние”, пошлина 8%. Кажется, подходит – можно декларировать. Но в этом коде есть исключение – туда не включаются электрические гирлянды всех типов.
Они попадают под другой код – 9405300001, где пошлина 15% и требуется сертификация. Если вы заявите такой товар под 95-й группой кодов, то таможня возбудит дело об административном правонарушении из-за занижения платежей.
Посчитаем незапланированные расходы:
- Пошлина выросла на 70 000 рублей;
- Штраф от таможни: от 35 000 до 140 000 рублей;
- По новому коду потребуют сертификат соответствия: со ввозом образцов это порядка 130 000 рублей;
- Пока оформляете сертификат, товар будет стоять на складе временного хранения, это может занять до 21 дня по средней цене склада 1000 рублей в день, получается 21 000 рублей.
Итого: 256 000 рублей незапланированных расходов и все шансы не успеть поставить товар к сезону.
Не «проходная» стоимость
Пошлина рассчитывается на основе не только cтавки по коду ТН ВЭД, но и заявленной в декларации таможенной стоимости. У таможни есть понятие «проходной» цены, которая формируется статистически, исходя из данных о других аналогичных грузах. Если указанная цена на товар окажется ниже «проходной», то инспектор может произвести корректировку таможенной стоимости (КТС) в большую сторону. Если же цена будет слишком высокой, у таможни могут возникнуть подозрения, что таким образом за рубеж выводится валюта.
Пример: Компания купила в Италии станок для производства мороженного за 2000 евро, эту цену и заявили в декларации. При проверке у инспектора возникли сомнения, он зашел на официальный сайт производителя и увидел там стоимость станка в 4500 евро. Компанию попросили подтвердить, как именно у них получилось купить товар по такой низкой цене.
Аргументы о том, что поставщик дал оптовую скидку, таможня потребовала подтвердить документами. Но таких документов не было: прайс-листов поставщик не предоставил и договора не заключали, фирма купила товар по инвойсу. В результате таможня увеличила пошлину больше чем в два раза.
Не собрали нужную документацию
В нашей практике больше 90% грузов выпускают без досмотров, если с пакетом документов все в порядке. Но если заранее не уточнить, какие документы требует код ТНВЭД и наименование вашего товара – таможня не выпустит декларацию. Вот случай из практики знакомой компании, которую подвел предыдущий брокер.
Пример: Компания ввозила махровые полотенца, на которые тоже нужен сертификат. Брокер об этом ничего не сказал, а сами клиенты уточнять не стали. В результате декларацию подают без сертификата и инспектор отказывает в выпуске. Надо было сначала ввезти образцы, получить на них сертификат в специальном органе сертификации и только потом везти основную партию.
Неправильная маркировка
С 1 июля 2020 года поэтапно вступают в силу новые правила электронной маркировки товаров. К концу года не маркированными нельзя будет ввезти лекарства, табак, обувь, парфюмерию, фотоаппараты, шины и покрышки. Опытный брокер ещё до подачи декларации запрашивает осмотр (не досмотр!) партии товара, чтобы убедиться в правильности этикеток. В этом случае все ошибки можно исправить еще до начала таможенного оформления.
Если при досмотре инспектор обнаруживает неправильно оформленные этикетки или их недостаточность – груз будет задержан и импортера обяжут провести перемаркировку всей партии товара. Причем надо учитывать, это можно делать не на любом таможенном терминале.
Помимо этого, таможня возбудит дело об административном правонарушении и наложит штраф в 50 000 рублей.
Чтобы таких случаев не происходило, опытные брокеры заранее решают вопрос с маркировкой. Например, мы всегда готовим для поставщика образец этикетки, выполненный с соблюдением всех таможенных требований, и чёткую инструкцию, где это всё наклеить.
Что может еще может случится из-за ошибки?
Могут отобрать?
Конфискация товара – еще одно возможное последствие неправильного таможенного оформления. Такая мера предусмотрена для многих случаев: предоставление недостоверных сведений, попытки сокрытия части партии, недостоверная документация, нарушение порядка ввоза и др. До получения судебного решения о конфискации таможня вправе изъять и задержать товар. Если за это время все вопросы декларирования урегулированы, то груз возвращается перевозчику.
Бывает ли уголовное наказание?
Одно и то же нарушение может вести как к административной, так и к уголовной ответственности. Например, при смене кода ТН ВЭД ставка для расчета пошлины меняется в бОльшую сторону. Если сумма недополученных таможенных платежей превысит 2 миллиона рублей, то возбуждается уголовное дело. Если же разница превысит 6 миллионов рублей, то это признается уклонением от уплаты в особо крупном размере.
Чем я в итоге рискую?
Во-первых, любая ошибка таможенного оформления – это потеря времени. Если речь идет, например, о скоропортящихся товарах, где дорог каждый час, задержка на таможне может оказаться фатальной.
Во-вторых, нарушение влечёт за собой штраф. Для юридических лиц минимальный штраф составляет 5 000 рублей, а максимальный может достигать нескольких стоимостей всей партии товара.
В-третьих, неправильное оформление дорогостоящего груза может привести к уголовному преследованию, если в этом случае объем недополученных таможенных платежей превысит 2 миллионов рублей.
Административная ответственность регулируется главой 16 КоАП РФ, уголовная – статьей 196 УК РФ.
Помните, что таможенный контроль возможен в течение трёх лет с момента выпуска товара с терминала.