Архимандрит Андрей (Конанос)
Прими какое-то решение! Даже если ошибешься – ты же не стремишься совершить ошибку. Твоя цель – чтобы получилось хорошо. А если произойдет ошибка, Господь просветит тебя, и ты осознаешь ее вовремя, и вовремя вернешься назад. Я услышал это в одном монастыре. В то время я не собирался ни жениться, ни принимать монашество. Просто сидел на одном месте и ждал. Один священник сказал мне тогда:
– Ты стоишь на перекрестке пяти дорог и всё думаешь, по какой пойти. Чего ты ждешь?
– Хочу выбрать самый лучший путь, принять самое верное решение.
– А кто ты такой, чтобы твое решение оказалось самым лучшим? Шесть миллиардов людей на нашей планете постоянно рискуют, проигрывают, выигрывают, а ты хочешь, чтобы у тебя всё вышло идеально?
– Что же мне делать?
Например, я купил дом, а оказалось, что в нём сыро, грибок и прочее. Могу я купить другой дом? Если да, то так и поступаю. Не могу? Продолжаю жить в этом доме. Не могу больше терпеть сырость? Переезжаю куда-нибудь. В любом случае нужно найти какой-нибудь выход из сложившейся ситуации. И в любом случае не нужно бояться совершить ошибку. Бог не смотрит строго на тех, кто старается.
Пусть Господь просветит нас, чтобы наш выбор оказался нам во благо. И брак – это лотерея, и монашество – лотерея. Что будет – то будет. Никто не может сказать с уверенностью, что твой выбор будет удачным. И я не могу сказать. Каждый делает выбор сам – на свой риск.
У меня есть дядя, не очень церковный человек. Три года назад он сказал мне:
– Ты молодец! Устроил свою жизнь! Нашел работу, стал священником, преподаешь в школе. Теперь самое время тебе жениться!
– Нет, дядя, не получится. Мой поезд уже ушел.
– О-о, дитя мое, это всё у тебя как-то слишком серьезно!
А какие советы дают святые?
Один человек пришел к старцу Порфирию и спросил, нужно ли его родственнику продолжать принимать антидепрессанты, или же можно прекратить лечение. Некоторые люди считают, что, раз в Церкви они нашли всё, что им нужно, то Бог Сам будет их от всего лечить. Ломает такой человек ногу – и сразу в храм; голова болит – в храм; живот заболел – в храм. А старец Порфирий так ответил посетителю:
– Передай своему родственнику: пусть продолжает пить таблетки, потому что без них он не может самостоятельно принимать решения.
Запомните: когда человек молится, он заглядывает внутрь себя, и там, в глубине души, его встречает состояние полного покоя, и все проблемы решаются. Ведь наши трудности носят исключительно внешний характер. Все они находятся на периферии души. Господь говорит: не бойтесь людей, смущающих вас извне, даже если они поведут вас на смерть, потому что они бессильны что-либо сделать (Мф. 10:28).
Внутри вас – прекрасный сад, где живет Дух Святой, дарованный при Крещении; внутри вас – полный покой и умиротворение. Я не знаю, сколько раз в день вы заглядываете в свой прекрасный сад. Можно удобно устроиться на кушетке, в кресле или в кровати, закрыть глаза и убежать от всех беспокойств и волнений, которые причиняет нам наш ум. Потому что стресс идет не от души – душа спокойна, как море в штиль. Ведь в ней обитает Святой Дух. Стресс идет от ума, от помыслов.
Никто не может по-настоящему помочь нам там, где нужно действовать самостоятельно. Да, помощь важна, но главную роль в своей жизни всё-таки играем мы сами. И личная борьба приводит к верному решению. Оно есть всегда.
Ответ: Хвала Аллаху.
Если Вы преступили к чтению определенной суры, то лучше закончить ей. Но если Вы, не закончив первую суру, перешли ко второй, то молитва Ваша остается верной, и Вы ничего не должны совершать дополнительно.
Поднятие рук – это желательные действия в молитве. Если Вы подняли руки в молитве, то, значит, совершили сунну, а не ошибку, как Вы считали. И если Вы не подняли руки, то это также никак не влияет на Вашу молитву. На верность Вашей молитвы не влияет и складывание рук на грудь после поясного поклона. Обратитесь к ответу на вопрос № 3267, где разобраны места поднятия рук в молитве.
О том, как следует сидеть во время молитвы, Вы можете прочесть в ответе на вопрос № 103886. Информацию с описание молитвы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в ответе на вопрос № 13340. Ознакомьтесь с ними, пожалуйста.
Молитва-благословение, читаемая за пророка Мухаммада, мир ему и благословение, также является сунной. И даже если вы опустите букву или пару букв из неё, то Вы ничего не обязаны предпринимать, и молитва Ваша остается верной, если пожелает Аллах.
В соответствии с Сунной молящемуся человеку следует смотреть на место земного поклона. Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № 25848. Также во время молитвы нежелательно поворачиваться в другие стороны. Ознакомьтесь, пожалуйста, с ответом на вопрос № 160647.
Если Вы совершили какие-то действия, которые делают молитву недействительной, то это не означает, что Ваш пост также стал недействительным. Между ними нет такой связи.
В молитве следует прикрывать те части тела, что должны находиться укрытыми при молитве /‘аурат/. Если женщина не прикроет свой ‘аурат, что молитва её действительной не будет. В молитве женщина должна прикрывать всё тело, кроме лица и кистей рук. Для дополнительной информации обратитесь к ответам на вопросы № 126265 и № 135372.
Если одежда, которую Вы надеваете для совершения молитвы, при каждом земном или поясном поклоне оставляет открытой часть тела (шею, грудь и т.д.), то молитва в этой одежде действительной не будет. Так как в молитве человек обязан полностью прикрывать свой ‘аурат.
Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал:
Если же ‘аурат обнажился неожиданно, например, без желания на то молящегося, одежда приподнялась, и обнажилась часть ‘аурата, то молящийся человек обязан тут же, как только почувствовал раскрытие ‘аурата, прикрыть эту обнажившуюся часть. В этом случае молитва останется действительной, и нет необходимости совершать её вновь.
Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № 135372.
Что касается молитв, которые Вы совершили до этого, то, если в них были некоторые ошибки, на Вас нет греха за то, что Вы ранее совершили по незнанию. Вы не обязаны совершать их вновь, но Вам следует с сегодняшнего дня стремиться к обучению, стараться исследовать и искать знания о том, как молитву совершал пророк, да благословит его Аллах и приветствует. При этом не следует поддаваться сомнениям, наущениям, чтобы сатана не испортил Ваше поклонение.
Исламская студия istiqama
Мы поговорим о 8-ми типичных ошибках в молитве, которые нам необходимо исправить как можно быстрее.
Первая: поспешность в молитве. Пророк, мир ему и благословение, повелел нам молиться спокойно и неторопливо в течение всей молитвы.
Вторая: Многократные движения во время молитвы. Большинство ученых говорят, что многократные и продолжительные движения делают молитву недействительной. Несомненно, подобные движение лишат человека смиренности и сосредоточенности в молитве.
Третья ошибка: опережение имама. Пророк, мир ему и благословение, научил нас, что имам в молитве был назначен для того, чтобы за ним следовали. Это значит, что мы должны совершить поясной поклон после того, как он совершит его, и совершить суджуд после того, как он совершит суджуд, не опережая его и не выполняя движения одновременно с ним.
Четвертая ошибка: неправильно выполненный суджуд. Пророк, мир ему и благословение, сообщил нам, что во время суджуда земли должны касаться 7 частей нашего тела: лоб, две ладони, два колена и две ступни. К сожалению, многие из мусульман поднимаю ступни во время суджуда, делая его недействительным.
Пятая ошибка: класть предплечья на землю. Еще одна типичная ошибка – это класть предплечья на землю; несмотря на то, что пророк предостерегал нас не делать этого.
Шестая ошибка: Раскрытие аврата. К сожалению, у некоторых во время суджуда случайно может открыться поясница, которая относится к аврату. Поэтому, мы должны быть очень внимательными.
Восьмая ошибка: смотреть по сторонам во время молитвы. Очень важно, чтобы взор молящегося был направлен на место земного поклона, а не в разные стороны.
Да сделает нас Всевышний из тех, кто выполняют свои молитвы наилучшим образом.
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте! Такой вопрос, очень важный: порой, когда очень нужно читать каноны, акафисты, да и просто ежедневные молитвенные правила, все это затягивается на очень большое время.
Например, в чтении канона мне будто бы кажется, что без внимания какие-то строки в тропаре прочитал – и начинаю его заново. И вообще так с многими молитвами.
Подскажите, как быть в такой ситуации, ведь я понимаю что это тоже не есть правильно.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! То, что Вы описали, – это одно из искушений, которые, увы, бывают с молящимися. Перечитывать ни в коем случае не надо, потому что в таком случае молитва может растянуться до бесконечности, Вы устаете, Вы в сомнениях – и в итоге получается не молитвенный настрой и разговор с Богом, а бесконечная череда повторов. Так что читайте так: прочли молитву, как уж там вышло – и читайте следующую, но внимательнее, прочли ее, отметили, что где-то поторопились – следующую читайте с учетом этого, менее торопливо. И так далее. То есть не молитву одну и ту же повторяйте, а двигайтесь по тексту далее и учитывайте, как Вам надо читать.
А перед тем, как читать молитвы, обратитесь к Богу с просьбой даровать Вам нужный настрой и избавить от этого искушения.
Повторю, то, что Вы описали – это нередко встречающаяся вещь, которой не нужно повторяться, задача – идти вперед. Молодец, что не постеснялись спросить.
Храни Вас Бог!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
На заставке: фрагмент фото Сергея Власова/foto.patriarchia.ru
Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.
P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.
Загрузка…
Kинерет
Гуру
(3041)
13 лет назад
Попоробуйте представить себе существ гораздо ниже по уровню сознания чем Ваше, например муравьёв. Представьте на минуту что они Ваше творение . И если Вы увидели одного муравьишку котрый пытается тащить палочку но ему очень тяжело и он всё время спотыкается, не поможете ли? Или будете на него сердиться?
Божественное сознание отличается от нашего в гораздо большей степени, ЧЕМ НАШЕ от муравьиного прчём в сторону добра. И возможно, спотыкаетесь Вы от того, что не до конца осознаёте как Он любит Вас. Так что лучше перестать себя судить и продолжать молитву. Всё будет хорошо!!
Грозный Иоан Васильевич
Ученик
(73)
13 лет назад
Матфея 6:7 А молясь. не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у него.
А с родным отцом Вы тоже разговариваете заученными фразами?
Зимородок
Мудрец
(10062)
13 лет назад
Мне кажется молитва должна идти от души и человек должен понимать что он читает. А такая механика обессмысливает молитву. Грош ей цена и толку от нее никакого не будет.
Ксюша
Мудрец
(11762)
13 лет назад
Ты сначала вчитайся в нее, осмысли и потом она уже будет читаться как песня, этот язык очень красивый! а после можно и своими словами, конечно. и ничего твоя ошибка не значит. главное-что в сердце. Вот такой совет. если ты серьезно спросил.
Marina Sheen
Мудрец
(19669)
13 лет назад
Я люблю наши православные церковно-славянские молитвы. Чистые, глубокие, составленные очень добродетельной жизни христианами они и нас поднимают выше. В православных молитвах, в богослужебных текстах — великая глубина богословия и библейского, и святоотеческого — выражена в поэтической форме.. .
Но не вижу смысла нервничать по поводу не так прочитанных фраз: исправляйтесь на ходу, если заметили, читайте дальше, изучайте смысл, если он не ясен, читайте толкования, пояснения. Включайтесь в общий хор святых, уже предстоящих Христу, и нас всех, кто молится с вами вместе теми же молитвами. Где двое или трое собраны во имя Христово — там и Господь посреди них…
Pfeif Srgej
Мастер
(2073)
13 лет назад
Я вам могу одно сказать точно!
ваши молитвы бесплодны!
вы спросите почему?
а вот почему!
Вы знаете, что Господь это ваш небесный отец.
Наш Бог хочет что бы вы сним общались так как это лежит у вас на сердце, а не как на бумажке.
Вот представте вы приходите к своему родному отцу и всё время гразговариваете со своим земным отцом по бумажке!
понравиться такое общение ему. А Богу? !
а вот что Бибюлия говорит
И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 7 А молясь, НЕ ГОВОРИТЕ ЛИШНЕГО, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; 8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
что значит лишнего? лишнее то что не от сердца
цитата из Библии:
Но настанет время и
настало уже, когда ИСТИНЫЕ
ПОКЛОНИКИ БУДУТ ПОКЛОНЯТЬСЯ
ОТЦУ В ДУХЕ И ИСТИНЕ, ибо таких
поклонников Отец ищет Себе.
В ДУХЕ – то есть то что лежит у вас на сердце сердце
..И ИСТИНЕ то есть говорите как есть
именно так молился Давид Богу и всегда был услышан Богом.
Олег
Мыслитель
(7645)
13 лет назад
Вы выбрали православие, и вам для большей эффективности вашей духовной практики придется подучить старославянский. В принципе, ничего страшного: буддисты всего мира, например, читают молитвы на санскрите – и ничего. Хорошо читать на том языке, на котором дал Учитель: например, Иисус дал “Отче наш” вроде как на арамейском, и при переводе многое теряется – ритм, часто смысловые интонации и т. д. Переводить молитву (и другие духовные тексты) – дело, конечно, не заурядное, без Святого Духа тут не обойтись. Вы, конечно, понимаете, что старославянский – это перевод? Многие практикуют учения, где молитвы читаются на том языке, на котором их дал Христос. Не думайте, что это исключительно арамейский – Христос обучал и обучает на разных языках через разных посланников
Yа
Гуру
(2898)
13 лет назад
О Могучая Астрея, Богиня Чистоты,
Явись сейчас и всем покажи,
Как Божья Воля светит сквозь твои
Круг и меч ярчайшей синевы… .
Может вам больше подойдёт наука изречённого слова фиалетового пламени. Попробуйте произносить фиалетовые виления, они не осуждаются христианством а даже наоборот) Ниже ссылка на сайт:
Сахив саджда, так называемая «саджда ошибки» или «искупительная»
Вопрос:
Каким образом исправить ошибки и недочеты, допущенные во время чтения намаза?
Ответ:
Для этого существует сахив саджда, так называемая «саджда ошибки» или «искупительная». Она, как правило, совершается в конце одного из обязательных намазов в случае пропуска или невыполнения одного из них. В намазе, в котором необходимо прочитать сахив саджда, по завершении молитвы голова поворачивается только в правую сторону после последнего прочтения молитвы ат-Тахият. После чего следуют две саджды, затем читают ат-Тахият, Салли, Барик, Раббана атина и Рабби гфирли и затем следует поворот головы направо и налево.
Если, читающий намаз вместо двух саджда, совершил лишь одну и поднялся на киям, как исправить допущенную ошибку?
Очень просто, если в первом рака’ате была сделана только одна саджда, то во втором рака’ате следует совершить три саджда, а по завершении намаза необходимо прочитать сахив саджда. Однако если в последнем рака’ате выполнена только одна саджда и намаз завершен, то намаз считается прочитанным ошибочно и следует прочитать его заново.
Будет ли действительным намаз, молящегося, который обернулся? По Шариату оборот в сторону может быть трех видов:
- когда человек поворачивается всем корпусом, тогда намаз будет считаться недействительным;
- когда поворачивается только голова, а корпус остается на месте. В этом случае это будет считаться макрухом, то есть порицаемым, на намаз будет считаться действительным;
- голова и корпус молящегося сохраняют свою позицию и лишь взгляд устремлен в сторону от молитвенного коврика. Это не считается макрухом, но отвлекаться не следует.
Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы и рекомендации»
Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
85
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Многие мусульмане часто задают вопросы о том, что делать, если в намазе допущена ошибка. Подобных ошибок не может избежать ни один человек, поэтому знание этого вопроса обязательно для каждого мусульманина. Следует отметить, что по этому поводу разные ученые высказывали различные мнения, и для того, чтобы обстоятельно изучить этот вопрос, в первую очередь, необходимо узнать, что говорится об этом в священной Сунне, т.е. хадисах пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
1. Абдуллах ибн Бухейна рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая с ними полуденный намаз зухр, после первых двух рак‘атов не сел [для ташаххуда], а встал. Люди встали вслед за ним. Когда намаз уже заканчивался и люди ожидали слов приветствия (т.е. слов “ас-саламу алейкум ва рахматуллах”), он, сидя, возвеличил Аллаха (т.е. сказал: “Аллаху акбар”), совершил два земных поклона, а затем произнес слова приветствия. (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.)
2. Абу Хурейра рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая с ними один из дневных намазов (т.е. полуденный намаз зухр или послеполуденный намаз ‘аср), совершил всего два рак‘ата. Затем он встал и подошел к доске, находящейся в передней части мечети, и положил на нее руку. Среди молящихся находились Абу Бакр и Умар, но и побоялись сказать что-либо. Те, кто спешил, начали выходить из мечети, спрашивая друг друга: «Разве намаз стал короче?» Мужчина, которого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) называл Зу-ль-йадейн (из-за того, что у него были длинные руки,) сказал ему: «О Посланник Аллаха! Ты совершил ошибку по забывчивости или намаз стал короче?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Я ничего не забыл, и намаз не стал короче». Но Зу-ль-йадейн сказал: «Нет, ты действительно забыл». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил еще два рак‘ата, произнес слова приветствия, затем возвеличил Аллаха и совершил земной поклон так, как делал это обычно или немного дольше, затем поднял голову (т.е. сел) и возвеличил Аллаха, затем еще раз положил голову наземь и возвеличил Аллаха, совершив земной поклон, как он обычно делал это или дольше, затем он поднял голову и вновь возвеличил Аллаха. (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Бейхаки, Малик и др.) Одного из передатчиков этого хадиса Мухаммада ибн Сирина спросили: “Произнес ли он слова приветствия после поклонов для исправления ошибки?” Он ответил: “Я не помню, чтобы Абу Хурейра говорил о них, но Имран ибн Хусайн рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес их и после того, как совершил поклоны для исправления ошибки”. Эта добавка приводится у аль-Бухари, Муслима и др.
3. Абу Са‘ид аль-Худри рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Если один из вас засомневался в намазе, не зная, сколько рак‘атов он совершил: три или четыре, то он должен отбросить сомнения и опираться на то число рак‘атов, в которых он уверен (т.е. на минимальное. В данном случае – три рак‘ата.). Затем ему следует совершить два земных поклона до произнесения слов приветствия. Если он совершит в результате этого пять рак‘атов, то два поклона доведут его намаз до четного числа рак‘атов. Если же он совершит намаз правильно, то эти поклоны будут унижением для шайтана». (Этот достоверный хадис передал Муслим).
4. Ибн Мас‘уд рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) как-то совершил с ними намаз, а когда он произнес слова приветствия, люди сказали ему: «О Посланник Аллаха, неужели намаз изменен?» Он спросил: «А в чем дело?» Они сказали: «Ты совершил то-то и то-то». Тогда он обратился лицом к Кибле и совершил два земных поклона, а после произнес слова приветствия. Затем он повернулся к нам лицом и сказал: «Если намаз будет изменен, то я непременно сообщу вам. Я – всего лишь человек, такой же как и вы. Я забываю, так же как и вы. Поэтому, когда я забываю что-то, напоминайте мне. Если кто-либо из вас станет сомневаться в намазе, то пусть опирается на то, в чем он уверен, и доведет намаз до конца, а затем совершит два земных поклона». (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари и Муслим).
В этом хадисе не сообщается, когда следует совершать земные поклоны: до произнесения слов приветствия или после этого. А в хадисе, который Ибн Хузейма признал достоверным и который передали Ахмад, Абу Дауд и ан-Насаи от племянника Али ибн Абу Талиба Абдуллаха ибн Джа‘фара, говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто станет сомневаться в намазе, пусть совершит два земных поклона после того, как произнесет слова приветствия».
5. Абдуллах ибн Мас‘уд рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая полуденный намаз, совершил пять рак‘атов. Его спросили: «Намаз стал длиннее?» Он сказал:«Нет, а в чем дело?» Люди сказали: «Ты совершил пять рак‘атов». Тогда он совершил два земных поклона после слов приветствия. (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари и Муслим.)
6. Имран ибн Хусайн рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая намаз, допустил ошибку и совершил два земных поклона. Затем он прочел ташаххуд и произнес слова приветствия. (Этот хадис передали Абу Дауд, ат-Тирмизи и др. от Аш‘аса ибн Абд аль-Малика аль-Хамрани от Мухаммада ибн Сирина от Халида аль-Хазза от Абу Кулабы от Абу аль-Мухаллиба от Имрана ибн Хусайна.)
Это лишь несколько хадисов о земных поклонах для исправления ошибки.
Имам Ахмад сказал, что известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ошибался в намазе в пяти случаях: он завершил намаз, состоящий из четырех рак‘атов, однажды после двух, а также после трех рак‘атов, однажды он удлинил намаз, а однажды укоротил его, а также однажды забыл прочесть ташаххуд после второго рак‘ата.
Существует также много слабых и недостоверных хадисов на эту тему, например, хадис Саубана о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «При каждой ошибке надо совершать два земных поклона после произнесения слов приветствия». Этот хадис со слабым иснадом (т.е. цепочкой передатчиков) передали Абу Дауд и Ибн Маджа. В его иснаде есть Исма‘ил ибн Аййаш, о котором есть противоречивые высказывания ученых, изучающих передатчиков хадисов. Поэтому такой хадис нельзя использовать в качестве аргумента.
Из этих хадисов видно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) иногда допускал ошибки в намазе, после чего совершал земные поклоны либо до произнесения слов приветствия, либо после этого.
Все мусульманские ученые единодушны в том, что совершать земные поклоны для исправления ошибки в намазе обязательно, т.е. ваджиб. Тем не менее между учеными есть и небольшие разногласия. Некоторые из них считали, что молящийся имеет право сам выбирать, совершать земные поклоны до или после слов приветствия.
Имам Малик считал, что если молящийся упустил что-либо, то должен совершить земные поклоны до слов приветствия, а если прибавил, то после них.
Ученые ханифитского мазхаба считали, что земные поклоны следует совершать после слов приветствия, а после них – читать ташаххуд.
Имам аш-Шафи‘и говорил, что, в целом, земные поклоны следует совершать до слов приветствия. Все ученые пытались опираться на известные им хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и правильно истолковать хадисы иного толка. Так, например, имам аш-Шафи‘и считал, что хадисы о том, что земные поклоны надо совершать после слов приветствия, были аннулированы, т.е. мансух. Ибн Кудама писал, что имам аз-Зухри сказал, что при своей последней ошибке в намазе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил земные поклоны до слов приветствия. Однако это не достаточный аргумент для утверждения, что поступать иначе нельзя, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и прежде делал и то, и другое.
Что касается взглядов ученых ханифитского толка и хадиса Имрана ибн Хусайна под номером 6, то этот хадис слабый, т.е. да’иф, и об этом писал шейх аль-Албани в книге «Ирва аль-Галиль» (2/128). Несмотря на то, что все его передатчики (иснад этого хадиса приведен выше) заслуживают доверия, этот хадис противоречит другим достоверным хадисам. Такой хадис называется шазз (отклоненный). Ибн Хиббан сказал, что Мухаммад ибн Сирин передавал от Халида аль-Хаззы только один этот хадис. При этом только в нем сообщается, что Халид упоминал о чтении ташаххуда после слов приветствия. Ученики Халида – Шу‘ба, Вахиб, Ибн Алиййа, ас-Сакафи, Хашим, Химад ибн Зейд, Йазид ибн Зари‘ и др. – не упоминали об этом. Поэтому даже ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим, но странным, т.е. гариб. А имам аль-Бейхаки назвал его слабым. Таким образом, чтение ташаххуда Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) после слов приветствия не установлено!
В перечисленных нами хадисах есть еще одно сложное обстоятельство. В хадисах Ибн Мас‘уда (под номером 4) и Абдуллаха ибн Джа‘фара говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел при сомнениях в намазе совершать земные поклоны после слов приветствия, а в хадисе Абу Са‘ида – до них. Имам ас-Сан‘ани говорил, что и то, и другое разрешено. Но шейх аль-Мубаракфаури, многие ученые ханбалитского мазхаба и др. приверженцы хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) считают, что между хадисами нет противоречий. В случае, когда молящийся сомневается и совершенно не может вспомнить, в каком же рак‘ате он находится, он должен опираться на меньшее число рак‘атов и совершить земные поклоны до слов приветствия. Об этом говорится в хадисе Абу Са‘ида. Если же молящийся помнит, какой рак‘ат он совершает, но в его душу закралось легкое сомнение, то он не должен обращать на него внимание, завершить намаз и совершить два земных поклона после слов приветствия, а затем еще раз повторить слова приветствия. Это сообщается в хадисах Ибн Мас‘уда и Абдуллаха.
Итак, мы вкратце рассмотрели этот обширный вопрос и мнения некоторых ученых. О наиболее достоверном и объективном из них мы до сих пор умалчивали, а это – мнение имама Ахмада ибн Ханбала. Он сказал о рассматриваемых нами земных поклонах: “Иногда их следует совершать до слов приветствия, иногда – после, как это делал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)”. Он также сказал: “Если бы не хадисы о том, как поступал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), то я посчитал бы, что эти земные поклоны надо совершать до слов приветствия, потому что они относятся непосредственно к намазу и завершать их надо до слов приветствия. Но я считаю, что в тех случаях, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал земные поклоны после слов приветствия, их следует совершать после, а во всех остальных случаях – до слов приветствия”.
Это – позиция объективного верующего, который руководствуется учением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и ставит его решение превыше своих суждений и своей логики.
Из всего сказанного видно, как сложно ученым найти правильное решение и разобраться в большом количестве достоверных и слабых хадисов. Поэтому мусульманин обязан опираться на те мнения, которые подкрепляются хадисами и не противоречат им. Такое мнение по любому вопросу обязательно существует, поскольку Аллах обещал сохранить Свою религию вплоть до Судного дня. Но для того, чтобы мы сами не стали причиной искажения истинного шариата Аллаха, мы обязаны прислушиваться к словам ученых и не выносить самостоятельных решений, а тем более не распространять их среди людей. Для этого, в заключение, мы изложим, как должен поступать мусульманин в каждом конкретном случае и будем основываться на всех имеющихся хадисах.
1. Земные поклоны для исправления ошибок обязательны:
– если человек по невнимательности добавил поясной или земной поклон, если он прежде времени встал для чтения “Фатихи”, или сел для чтения ташаххуда, или прежде времени произнес слова приветствия;
– если он допустил ошибку, изменяющую смысл слов намаза;
– если он по невнимательности пропустил один из ваджибат намаза, например, ташаххуд после двух первых рак‘атов или слова “аллаху акбар” (эти слова в самом начале намаза пропускать нельзя, иначе намаз не принимается) и т.п.;
– если он, находясь в намазе, засомневался в числе совершенных рак‘атов или земных поклонов.
2. При совершении ошибки совершается только два земных поклона, даже если ошибок было несколько.
3. Если молящийся преднамеренно не совершит земные поклоны для исправления ошибки, то его намаз не засчитывается, и его следует повторить. Об этом сказал имам Ибн Кудама в “аль-Мугни”.
4. В земных поклонах для исправления ошибки, т.е. суджуд ас-сахв, следует говорить то же, что и в обычных земных поклонах в намазе. Земные поклоны суджуд ас-сахв одинаково обязательны и совершаются одинаково как в обязательных, так и в дополнительных намазах.
5. Если молящийся встал на лишний, например, пятый, рак‘ат, то он должен прервать его и вернуться в необходимое положение без слов “аллаху акбар”, затем довести намаз до конца, затем произнести слова приветствия, затем совершить суджуд ас-сахв, затем еще раз произнести слова приветствия.
6. Если он завершил намаз, не сделав одного или более рак‘атов, а затем ему напомнили об ошибке, то он должен встать и совершить пропущенное число рак‘атов, прочесть ташаххуд, затем произнести слова приветствия, затем совершить суджуд ас-сахв, а затем еще раз произнести слова приветствия.
7. Если он забыл, что должен был совершить суджуд ас-сахв, и вспомнил об этом вскоре после того, как закончил намаз, то он должен совершить эти земные поклоны, независимо от того, говорил после намаза или нет. Но если прошло много времени (например, он уже вышел из мечети, или продолжил заниматься своим делом, или потерял ритуальную чистоту), то земных поклонов совершать не надо, и его намаз считается законченным.
8. Если ошибку совершил имам, то земной поклон должны совершать и молящиеся за ним. Если же ошибся кто-либо из молящихся за имамом, то его ошибка смывается правильными действиями имама. В этом случае земные поклоны суджуд ас-сахв не совершаются.
9. Если молящийся, находясь в намазе, сомневается в числе совершенных рак‘атов, то он опирается на меньшее их число, в котором он уверен, и совершает суджуд ас-сахв до произнесения слов приветствия. Если же сомнения приходят после завершения намаза, то на них не следует обращать никакого внимания.
10. Если он по ошибке добавил лишний фарз намаза, а это – слова “аллаху акбар” в самом начале намаза, стояние для чтения “Фатихи” по мере возможности, чтение “Фатихи”, поясной поклон, выпрямление после него, земные поклоны, сидение между ними, сидение для чтения заключительного ташаххуда, чтение заключительного ташаххуда, слова “ас-саламу алейкум ва рахматуллах” и др. – то должен совершить суджуд ас-сахв после слов приветствия (естественно, после суджуд ас-сахв надо еще раз произнести слова приветствия). Если же молящийся добавил фарз намаза сознательно, то его намаз неверен.
11. Если он пропустил фарз намаза и вспомнил об этом до того, как дошел до этого фарза в следующем рак‘ате (например, пропустил поясной поклон руку‘ в первом рак‘ате и вспомнил об этом до того, как совершил руку‘ второго рак‘ата), то необходимо вернуться к пропущенному фарзу и довести намаз до конца, совершив суджуд ас-сахв до слов приветствия. Если же он вспомнил об этом, когда уже совершил этот же фарз следующего рак‘ата, то рак‘ат, в котором был пропущен фарз не засчитывается. Его следует повторить и совершить суджуд ас-сахв после слов приветствия. Помните, что это правило распространяется только на фарзы намаза (см. пункт 10). Оно не относится к тем случаям, когда пропущены ваджибаты или суннаты намаза. В этих случаях возвращаться к пропущенному элементу намаза нельзя. Подобное действие также нарушает намаз. Поэтому мусульманин должен хорошо знать, что относится к фарзам, а что к ваджибатам, суннатам и т.д.
12. Если молящийся пропустил ташаххуд после двух первых рак‘атов, но не успел выпрямиться , то он должен вернуться, сесть и прочесть ташаххуд, а затем просто довести намаз до конца. Если же он уже выпрямился, то садиться для чтения ташаххуда нельзя, а следует совершить суджуд ас-сахв до слов приветствия. Также суджуд ас-сахв до слов приветствия совершается, если молящийся пропустил один из ваджибатов намаза, например, не сказал слов “аллаху акбар” во время движений или слов “сами‘аллаху лимян хамидах, раббана ва лякаль хамд” после поясного поклона руку‘, не прочел зикров при поясных или земных поклонах и т.д.
13. Если молящийся совершил ошибки, которые требуют от него совершения суджуд ас-сахв как до слов приветствия, так и после них, то он должен совершать суджуд ас-сахв до слов приветствия.
14. Если имам ошибся в фарзах намаза, то молящиеся за ним не должны следовать его ошибке и обязаны сказать “субханаллах”, чтобы имам исправился. Если же имам пропустил ташаххуд после двух рак‘атов и уже выпрямился, то молящиеся за ним должны подчиниться имаму.
15. Если молящийся ошибся и совершил суджуд ас-сахв не в нужном месте, то ничего страшного в этом нет, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам совершать и то, и другое.
Разногласия в этом и других вопросах, касающиеся мусульманского права, т.е. фикха, не должны выливаться в противоречия и конфликты между мусульманами. Подобные разномнения заставляют нас глубже изучать законы нашего Господа и сильнее стремиться быть похожими на нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Те, кто искал истину, получат за это вознаграждение Аллаха, даже если они ошиблись, поэтому мы обязаны снисходительно относиться друг к другу. Помните, дорогие братья, что даже великие ученые говорили, что нет ничего страшного, если человек не знает, когда надо совершать тот или иной поклон суджуд ас-сахв. А Аллаху об этом ведомо лучше!
Да дарует вам Аллах великую награду за приверженность дороге Его верного Посланника! Хвала Аллаху, мир и благословение Пророку Мухаммаду и его праведным последователям!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аль-Мугъни, имам Ибн Кудама ад-Дамашки
2. Зад аль-Ма‘ад, имам Ибн Каййим аль-Джаузиййа
3. Субуль ас-Салам, имам Мухаммад ас-Сан‘ани
4. Булугъ аль-Марам, имам Ибн Хаджар аль-Аскалани (с комментариями аль-Мубаракфаури)
5. Ируа аль-Галиль, шейх Мухаммад аль-Албани
6. Ад-Дурар аль-Мадыййа, имам Мухаммад аш-Шаукани
7. Усуль аль-Манхадж аль-Ислами, шейх Абд ар-Рахман аль-‘Аббир
8. Аль-Фатауа аль-Мухимма, шейх Абд аль-Азиз ибн Баз и др.
9. Аркан аль-Ислам уа аль-Иман, шейх Мухаммад Зину
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Источник
(2750)