Как исправить отклоняющееся поведение

Девиантное поведение – позитивное или негативное отклонение от общепринятых порядков. Зачастую нарушает правовые и морально-этические нормы современного общества. Деструктивно-девиантных людей также называют асоциальными личностями, социопатами.

Асоциальное поведение

Причины девиантного поведения

Девиантное поведение – это совершение нестандартных действий и поступков, не вписывающихся в стандарты поведения большинства. Девиация может быть позитивной, выражаемой в творчестве или науке, общественно-нейтральной либо негативной.

К причинам девиантности относятся следующие группы факторов:

  • биологические;
  • воспитательные;
  • социальные.

В отдельную подгруппу выделяются психологические патологии. Они образуются на стыке 2-3 факторов и с трудом поддаются терапии.



Биологические факторы

Биологические причины девиантности – это факторы, обусловленные заболеваниями и медицинскими патологиями. К ним относятся:

  • воспаления, травмы головного мозга;
  • психосоматические патологии;
  • депрессивные состояния;
  • психозы различной этиологии;
  • шизотипическое расстройство;
  • инфантильность, СДВГ;
  • шизофрения.

Шизофрения

Также причина может заключаться в повреждении и инфицировании плода внутри материнской утробы или во время родов.

Воспитательные факторы

Воспитательные, или педагогические факторы проявляются при неправильном воспитании ребёнка. Среди причин этой подгруппы выделяют:

  • негативный пример, подаваемый членами семьи;
  • отсутствие уважения между членами семьи;
  • излишняя строгость, несправедливые наказания;
  • потакание всем прихотям и желаниям ребёнка;
  • излишняя опека либо отсутствие опеки;
  • лишение ребёнка личного пространства;
  • игнорирование моральных, физических потребностей.

Отношения в семье

Помимо этого, девиантное поведение возникает при отсутствии тёплых, доверительных взаимоотношений внутри семьи.

Социальные факторы

К социальным причинам девиантности относят факторы, вызванные взаимодействием с окружающими людьми. В этой подгруппе отмечают следующие причины:

  • трудности в общении с ровесниками у дошкольников и школьников;
  • материальное, социальное неравенство с окружающими;
  • неблагополучное окружение: алкоголики, наркоманы;
  • пагубное влияние религиозных сект;
  • насмешки, издевательства, травля;
  • насилие: физическое и сексуальное.

Насилие

Также к социальным факторам относят зависимости, провоцирующие поведенческие отклонения. Сюда включают алкоголь, наркотики, излишнее увлечение играми и субкультурами.

Классификация социальной девиации

Девиантное поведение подразделяется на позитивную и деструктивную форму.

Положительное девиантное поведение включает в себя:

  • научные достижения и открытия;
  • повышенное усердие в школе, на работе;
  • творческие увлечения и успехи;
  • участие в благотворительных акциях;
  • героические поступки, самопожертвование.

Такое поведение считается отклоняющимся от нормы, но отклонение носит позитивный характер.

Отрицательное девиантное поведение – совершение поступков и действий, порицаемых окружаемых большинством. Деструктивная девиация характера может подразделяться на следующие разновидности:

  • аддиктивная девиация;
  • аморальная девиация;
  • делинквентная девиация.

В свою очередь, эти типы подразделяются на несколько видов и подвидов.

Непризнанность

Все отрицательные типы девиации могут проявляться 3 формами поведения:

  1. Неосознанная девиация. Пациент не понимает, почему его поведение считается отклонением от нормы, и нарушает правила общества безотчётно.
  2. Нонконформистское поведение. Человек осознаёт, что его поступки и действия не вписываются в общественные нормы, и отклоняется от них намеренно.
  3. Абберантное поведение. Человек понимает неприемлемость своих поступков, и из-за нежелания быть порицаемым совершает их скрытно, втайне от других.

Важно! Также в психологии выделяют преддевиантный синдром: комплекс признаков, приводящих к устойчивому негативно-девиантному поведению. Он проявляется конфликтами с окружением, повышенной агрессивностью, негативным отношением к учёбе и работе.

Аддиктивная девиантность

Аддиктивное девиантное поведение – это систематическое бегство от жизненных проблем, выраженное в виде нездоровой увлечённости чем-то, патологических зависимостей.

Бегство от проблем

Девиантная аддиктивность проявляется в виде:

  • алкоголизма и наркомании;
  • анорексии, булимии;
  • религиозного фанатизма;
  • нимфомании;
  • компьютерной зависимости;
  • трудоголизма.

Аддиктивность может быть общественно-полезной, нейтральной и деструктивной. Вне зависимости от подтипа, такое поведение говорит о психологических проблемах и требует вмешательства психотерапевта.

Аморальная девиантность

Подгруппа включает в себя отклоняющееся поведение, нарушающее морально-этические общественные нормы. Поступки аморального человека не представляют серьёзной общественной опасности, однако осуждаются обществом.

К аморальному поведению относится следующее:

  • беспорядочные сексуальные связи, проституция;
  • бродяжничество и попрошайничество;
  • повышенная агрессия по отношению к людям;
  • употребление алкоголя, наркотиков;
  • отказ от работы, учебной деятельности;
  • оскорбление, унижение окружающих людей.

Ругань

Некоторые классификации девиантного поведения относят аморальный подтип к общественно-нейтральному виду девиантности.

Делинквентная девиантность

К подгруппе делинквентного, или ненормативного поведения относятся типы поведения, нарушающие правовые нормы общества. Они могут проявляться в 2 формах:

  1. Докриминогенный, или противоправный тип. Нарушает правовые нормы. Проявляется хулиганством, вандализмом, поджогами имущества, драками и побоями, оскорблениями.
  2. Криминогенный, или преступный тип. Нарушает уголовные нормы. Включает в себя грабежи, кражи со взломом, разбойные нападения, мошенничество, вымогательство, изнасилование и убийство, а также покушение на данные деяния.

Делинквентность требует жёстких запретно-репрессивных мер. Личность, совершающая противоправные и преступные деяния, представляет собой серьёзную угрозу для общества. Делинквентный девиант может принудительно лечиться в психиатрических учреждениях. Хулиганство

Симптомы отклоняющегося поведения

Симптоматика девиантного поведения очень обширная. К общим признакам, встречающимся у девиантных типов личности, относят следующее:

  • конфликты с ровесниками, окружающими людьми;
  • отсутствие интереса к работе, учёбе;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • безответственность, нежелание помогать другим;
  • постоянная смена увлечений и круга общения;
  • отсутствие контактов с другими людьми;
  • постоянные перепады настроения;
  • завышенная или заниженная самооценка.

Также девиантность может проявляться физиологическими факторами: нарушениями сна и питания, проблемами с пищеварением.

Социопаты

Диагностика девиантного поведения

Диагностика отклоняющегося поведения выполняется психиатрами, психотерапевтами и клиническими психологами. Девиантность определяется такими методами:

  1. Осмотр и беседа с пациентом. Во время общения врач оценивает эмоциональное и психологическое состояние, манеру речи и поведение личности с девиацией. Также задаются уточняющие вопросы о семье, об увлечениях и интересах.
  2. Ознакомление с данными о пациенте. Специалист читает характеристики с места работы или учёбы, изучает выписки из амбулаторной карты. При необходимости врач контактирует с работодателем или педагогами пациента, с сотрудниками полиции.
  3. Опрос семьи, друзей. Контакт с близким окружением пациента помогает понять, в каких отношениях человек состоит с окружающими, в каких условиях проживает. Также это помогает узнать больше о характере, привычках пациента.
  4. Тестирование, личностные опросники. Определить девиантность помогают исследования тревожности, опросник Айзенка, тест на склонность к отклоняющемуся поведению (СОП).
  5. Проективные методы. Арт-исследования, тест Сонди и Розенцвейга позволяют выявит скрытые, подавленные эмоции пациента.

Также в диагностике применяются Миннесотский многофакторный опросник личности (ММОЛ), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).

Коррекция и работа с социальной девиацией

Негативно отклоняющееся поведение необходимо лечить. Коррекция включает в себя лекарственную терапию, психотерапевтическую коррекцию и вспомогательные методы: йогу, дыхательную гимнастику.

Йога

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты допустимо использовать при биологических факторах, провоцирующих девиантное поведение. Седативные препараты и транквилизаторы, направленные на успокоение нервной системы, также могут применяться при повышенной агрессии, буйстве.

Группы препаратов Влияние на двойственность Примеры средств
Нормотимики Избавляют от резких перепадов настроения, свойственных для девиантных типов личности. Вальпромид, Карбамазелид
Антидепрессанты Регулируют уровень нейромедиаторов, избавляют от депрессивных состояний. Мелипрамин, Тризадон, Флуоксетин
Транквилизаторы Снимают психоэмоциональное напряжение, избавляют от тревоги, паники и проблем со сном. Диазепам, Феназепам, Гидроксизин
Антипсихотические препараты Справляются с паническими состояниями, агрессивностью и напряжённостью. Повышают концентрацию пациента. Галоперидол, Кветиапин, Клозапин
Ноотропные средства Укрепляют нейронные связи, улучшают кровоснабжение мозга. Улучшают интеллектуальные способности и память. Пикамилон, Ноотропил, Глицин
Снотворные средства Устраняют проблемы со сном: бессонницу, ночные пробуждения, повышенную чуткость сна. Донормил, Анданте, Мелаксен
Седативные препараты Успокаивают, избавляют от повышенной тревожности, стрессов, панических атак и избыточной агрессии. Валериана, Персен, Ново-пассит
Витамины группы В Укрепляют нервную систему, избавляют от стрессовых состояний, депрессии и неврозов. Нейробион, Витагамма, Мильгамма

Важно! При тяжёлых формах девиантности лечение медикаментами производится в условиях психиатрического стационара.

Психотерапия

Психотерапевтические методы позволяют скорректировать поведение пациента, обнаружить причину девиантного поведения и устранить её.

Групповая психотерапия

К методам психотерапии при девиации относят следующее:

  • индивидуальные консультации;
  • групповые занятия с психотерапевтом;
  • проблемно-ориентированные тренинги;
  • семейная терапия, родительский тренинг;
  • арт-терапевтическое лечение.

Наилучшего эффекта можно достичь, если комбинировать эти методы между собой.

Другие методы борьбы

В качестве вспомогательных способах борьбы с девиациями применяют:

  • физиотерапевтические методы;
  • закаливание, лечебную гимнастику;
  • ароматерапию, массаж и самомассаж;
  • дыхательную гимнастику, упражнения йоги.

Для коррекции поведения подростков и детей также используются активные хобби: спортивные занятия, туризм и кемпинг.

Профилактика девиантного поведения

Предупредить девиации в поведении помогут профилактические меры:

  • положительный пример в окружении ребёнка;
  • построение доверительных, тёплых отношений;
  • адекватные воспитательные меры;
  • информационно-профилактические работы;
  • консультации психолога по мере необходимости.

Ребенок Подобные методы актуальны только для детей и подростков. У взрослых людей отклонения от нормы в поведении возникают при психологических патологиях либо в процессе формирования характера. Профилактика в таких случаях бесполезна.

Примеры отклоняющего поведения

Примером позитивной девиантности может стать спасение ребёнка из пожара посторонним человеком. Вхождение в горящий дом без спецкостюма и оборудования – смелый и отважный поступок, но он отличается от поведения большинства людей. Такие действия говорят о повышенной социальной ответственности и относятся к девиантным.

Аморальный тип девиации встречается у лиц без определённого места жительства. Они выглядят неподобающим образом, употребляют алкоголь и наркотики, могут хамить людям и попрошайничать. Такое поведение не вредит окружающим, но вызывает отторжение, неприязнь.

Геймерство

Ярким примером аддиктивной девиантности могут стать люди, увлечённые компьютерными играми. Геймерство – интересное и увлекательное хобби, но у девиантов оно заменяет реальную жизнь. Человек начинает проводить всё свободное время за компьютером, тратит все сбережения на новые игры, прекращает контактировать с окружающим миром.

Отклонение от общественных норм лечится при помощи психотерапевтических методов, йоги и дыхательной гимнастики. Если причина отклонения заключается в биологических факторах, то медикаментозно с помощью антидепрессантов, седативных и снотворных средств, витаминов группы В. Девиантное поведение легче предупредить на построении теплых взаимоотношениях с ребенком и проведении бесед.

По данным аналитического центра «Федерального института оценки качества образования», до 6 учащихся одного класса попадают в группу риска отклоняющегося поведения. Это говорит о том, что тема девиантного поведения не теряет своей актуальности, а родители всё чаще задаются вопросом: «Что делать?», – когда в очередной раз не понимают, как совладать с ребёнком.


Отклоняющееся (девиантное) поведение – это стойко повторяющееся поведение, не соответствующее общепринятым социальным нормам и наносящее ущерб самому человеку, окружающим людям и имуществу.


Чем характеризуется отклоняющееся (девиантное) поведение?

  • Несоответствие общепринятым или официально установленным социальным нормам.

  • Негативная оценка со стороны других людей, которая может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций.

  • Причинение ущерба самой личности или окружающим людям, преимущественно стойко повторяющееся (многократное или длительное).

  • Рассматривается в пределах медицинской нормы, то есть не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними.

  • Сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

  • Имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие, по-разному проявляется у каждого человека в определённом возрасте.

Говоря простым языком, деструктивное поведение может выражаться в виде следующих симптомов:

  • проявление вспышек гнева, несвойственных возрасту ребёнка (частые и плохо контролируемые);

  • применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;

  • активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил;

  • частое противостояние взрослым в виде споров;

  • проявление злобы и мстительности;

  • преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);

  • нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов.


Существует специальная наука – девиантология
(от лат. «deviato» – «отклонение»), она изучает социальные девиации и реакцию общества на них.


Виды отклоняющегося поведения

Психологи разделяют такое поведение на две большие группы:

  • делинквентное поведение (выход за правовые рамки, нарушения закона);

  • девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).

Первое, на что стоит обратить внимание, какие факторы стоят за девиантным поведением. Они могут быть биологические, социальные и воспитательные.

Если за подобными формами стоят биологические причины (будь то наследственные факторы, временная гормональная перестройка, травмы), то требуется совместная поддержка и медицинских, и психолого-педагогических сотрудников.

К социальным причинам относятся: буллинг, трудности в общении, образ жизни и привычки социальной группы, к которой принадлежит подросток. Воспитательные причины чаще всего сводятся к гипо- или гиперопеке, игнорировании потребностей ребёнка, отсутствию взаимного уважения между родителями и ребёнком.

Некоторые причины появления деструктивного поведения

  • Проявление физического или психологического насилия.

  • Детская психологическая травма: развод родителей, смерть.

  • Чрезмерный или недостаточный родительский контроль.

  • Отсутствие одного из родителей.

  • Чрезмерная привязанность к ребёнку.

  • Конфликты между родителями по поводу вопросов воспитания ребёнка.

Ребёнок не сразу проявляет агрессию и совершает деструктивные поступки. Изначально он начинает испытывать внутренние переживания, и, если вовремя не заметить и не устранить причину такого состояния, это перерастёт в более серьёзные формы.

Что делать, если вы столкнулись с отклоняющимся поведением ребёнка?

  1. Постарайтесь понять своего ребёнка. Необходимо понять, почему ребёнок действует именно так, почему он демонстрирует такое поведение.

  2. Проявляйте интерес к миру ребёнка. Спрашивайте, чем он увлекается, с кем дружит и как проходит его день. Возможно сделать семейной традицией сбор всех членов семьи за чашкой чая, чтобы поделиться событиями, которые произошли с каждым в течение дня. Или секретничайте с ребёнком о том, что произошло сегодня.

  3. Поддержите ребёнка. Поддержка со стороны взрослого порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечёт за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учёбе и формированию нравственных ориентиров. Недостаточная поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребёнка, плохой учёбе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антисоциальному поведению или даже к развитию равнодушия.

  4. Создайте баланс на уровне надо-могу-хочу. Чтобы привить ребёнку полезные привычки (от чтения книг до ежедневных походов в школу), необходимо соблюсти пропорцию между необходимостью, возможностью и желанием ребёнка это делать. Учитывая эти параметры и объяснив ему, зачем нужно делать так, а не иначе, можно добиться того, что ребёнок выйдет из автоматического следования нормам и приобретёт мотивацию к их выполнению.

  5. Помогите ребёнку реализовывать себя в разных направлениях деятельности. Экспериментируйте, добивайтесь того, чтобы он нашёл себе занятие по душе, если этого ещё не произошло. Это благоприятно скажется на процессах его социальной адаптации.

  6. Окружите ребёнка положительными эмоциями. Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то можно заметить враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребёнка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.

  7. Решайте задачу взросления у подростков. Помогайте ребёнку постепенно становиться взрослым. Создайте ему условия для безболезненного перехода в мир ответственности и самостоятельного принятия решений.

  8. Подавайте личный пример. Важна способность родителей подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.

  9. Не проявляйте агрессии. Старайтесь терпимее относится к промахам своего ребёнка. Вместо того чтобы ругать его, объясните, где он ошибся, и покажите на личном примере, как надо было сделать. Помните, отвечая агрессией на агрессию, вы усугубите ситуацию.


«Дети и подростки познают мир. Они смогут понять его через изучение границ и правил, через определённые ошибки и конфликты с внешним миром. Данные ошибки приходят к различным видам отклоняющегося поведения, поэтому избежать его практически не возможно. Одно из ключевых правил реагирования взрослых  это минимизация реакций гнева и агрессии. Эмоции порой очень зашкаливают, сложно себя держать в руках. Яркие реакции взрослых приводят к ярким реакциям детей. А это не решает ситуацию и разрушает отношения. Второе, на мой взгляд, крайне значимая деталь  это необходимость проговаривать взрослым, что они чувствуют и испытывают к совершённому поступку. Дети не телепаты, они действительно не понимают, что поступили неправильно и что чувствует взрослый. И третий шаг – это планирование вместе с ребёнком конкретных действий, направленных на исправление поведения. У взрослого всегда опыта больше, чем у детей. Поэтому стоит им делиться и направлять детей в конструктивное русло», Светлана Колесник, педагог-психолог Государственного областного бюджетного учреждения Мурманской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (ГОБУ МО ЦППМС-помощи).


Мы советуем  педагогам обратиться к тестовым методикам для мониторинга деструктивного поведения, таким как:

  • Опросник «Склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел);

  • Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению), разработанная коллективом авторов (Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск);

  • Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения учащихся образовательных учреждений (СПб, ВММедА, кафедра психиатрии).

Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем, педагогом-психологом, заведующим учебного отделения или заместителем директора по воспитательной работе. Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Безусловно, всё зависит от конкретной ситуации, и методы работы с ребёнком всегда индивидуальны.

Институт воспитания рекомендует посмотреть вебинар «Девиантное поведение: как распознать и что делать?», который поможет найти ответы. В записи его можно посмотреть по ссылке.

Тема девиантного поведения рассматривалась участниками 3-й сессии ежегодного цикла семинаров-совещаний, направленных на совершенствование межведомственного взаимодействия в системе воспитания и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Обсуждались причины такого поведения детей и способы работы. Специалисты из Республики Башкортостан, Удмуртской Республики, Челябинской и Ярославской областей при поддержке экспертов разбирали реальные ситуации, произошедшие с участием несовершеннолетних. Мы спросили их мнение о работе с отклонениями в поведении детей.


Организаторами мероприятия являются Министерство просвещения Российской Федерации и АНО «Россия – страна возможностей» при поддержке Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам. 

Оператор – Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

Девиантное поведение: причины, примеры, лечение

Особенности

Причины

Признаки

Лечение

Девиантное поведение

Девиантное поведение – это термин, при помощи которого обозначаются поведенческие проявления у отдельных людей или социальных групп, не соответствующие нормам общественной системы. Девиантное поведение в социологии и психологии также принято называть отклоняющимся. Термин произошел от латинского понятия «deviatio», переводящегося как «отклонение».

Для оценки проявлений феномена в качестве критериев, а также с целью обозначения границ и норм девиантного поведения используются эталоны, представления о поведении в рамках той или иной социальной роли. Среди исследователей существует мнение, что не только поступки могут быть девиантными. К данной категории также могут относиться персональные взгляды, мировоззренческие установки.

Часто принято говорить о девиантном поведении подростков. Это связано с распространенностью феномена в молодежной среде. Юноши и девушки часто страдают от недостатка самореализации, проблем адаптации в коллективе. Они подвержены влиянию извне, у них быстро формируются зависимости – алкоголизм, наркомания, табакокурение.

Особенности (позитивная и негативная формы) девиантного поведения

Социальная девиация находит выражение в реальных актах и поступках. Она реализуется в деятельности людей, демонстрирующих протест против общепринятых норм. Данный феномен может носить не только негативный характер. Положительные примеры девиации – выдающиеся личности, многие из которых придерживались отклоняющихся от правил и общепринятых жизненных представлений.

Эти люди создают ценные произведения искусства, изобретения. Они перестраивают политические, социальные или научные взгляды общества. Например, теория относительности Эйнштейна привела к пересмотру предшествующих взглядов, господствующих в научных кругах.

Негативные примеры девиантного поведения – алкоголизм, преступность, наркомания, суицидальные тенденции. Данные феномены – бич общества. Например, по приблизительным подсчетам, более 60% суицидов связано с алкоголизмом.

Причины девиантного поведения

В качестве главных факторов, приводящих к формированию отклонений, принято выделять следующие:

  1. Зависимости у членов семьи. Ранняя алкоголизация, которая также является видом девиантного поведения. Девиации часто наблюдаются у школьников, родители которых злоупотребляют спиртными напитками или страдают от наркотической зависимости. Большинство из этих подростков начинают употреблять алкоголь уже в школьном возрасте. Факторами проблемы выступают неуверенность в себе, стремление освободиться от контроля внешней среды, гиперопека в раннем возрасте, внутриличностные конфликты, высокая тревожность.
  2. Наличие проблем в семейной системе. Помимо алкоголизации, речь может идти о неполных семьях, жестокости, слабой воспитательной работе со стороны родителей. Негативно влияет на психическое развитие и тяжелое материальное положение. Проблемы дисфункциональных семей часто приводят к девиантному поведению у детей.
  3. Психическая неуравновешенность. Лабильность психических процессов, повышенный уровень нервной возбудимости – все это влияет на психоэмоциональное состояние и может вызывать проблемы в развитии.
  4. Высокая степень агрессивности, выступающая в качестве одной из предпосылок и форм различных девиаций. Причинами агрессивности выступают негативные примеры в семье и близком окружении, частые фрустрации (случаи невозможности удовлетворения личных потребностей). Лицо, которое не приобрело навыков конструктивного разрешения проблемных ситуаций, добивается реализации своих целей путем агрессии и протеста.
  5. Социально-педагогическая запущенность. Дети или подростки демонстрируют отклоняющиеся формы поведения по причине недостатка воспитания, отсутствия сформированных стереотипов и примеров.
  6. Глубокий психический дискомфорт, переживаемый в результате неблагополучия по месту учебы, работы, в семье. Несправедливое, грубое отношение со стороны значимых людей. Часто негативное влияние на подростка или ребенка оказывает школьный буллинг. Проблема усугубляется тем, что на нее закрывают глаза взрослые – родители, учителя. С течением времени влияние психологического дискомфорта накапливается. Возникают серьезные невротические расстройства, и к этому моменту у подростка уже может сформироваться личность преступника.

В различных направлениях психологического и социологического знаний были приняты разные взгляды на феномен социальной девиации:

  1. Психоанализ З. Фрейда. Ученый считал, что данный тип невроза свойственен людям, испытывающим конфликт между сознательной и бессознательной частями психики. Культурные нормы требуют от человека их соблюдения. Бессознательная часть психики стремится к самовыражению. Если человек не обладает навыками сублимации – конструктивной переработки влечений – это толкает его на скользкий путь невроза.
  2. Культурные или социологические теории. Согласно этим концепциям, причиной девиантного поведения служат неудачи в социализации. Человек становится девиантом, когда не может адаптироваться к нормам общества. Во взрослом возрасте люди действуют согласно сознательным установкам, представлениям. Они стремятся преодолеть разрыв между собой и социумом. Однако, когда речь идет о ребенке, дезадаптация обычно приводит к плачевным последствиям.
  3. Концепция Э. Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм был социологом, но его работы оказали значительное влияние и на понимание психологических аспектов развития индивида. К появлению проблем, согласно представлениям Дюкргейма, приводит отсутствие чувства принадлежности к обществу. В результате субъект не обладает чувством стабильности, что разрушительно сказывается на личностном развитии.

Признаки девиантного поведения

Диагностика девиантного поведения производится профессиональным психологом. Окружающие могут распознать склонность к нарушению близкого человека по наличию у него следующих симптомов:

  1. Агрессивность. На систематические проявления данного качества особенно важно обращать внимание родителям подростков. Если молодой человек или девушка постоянно недовольны, непримиримы, отказываются извиняться за совершенные негативные поступки, – возможно, пора обратиться за профессиональной помощью психолога.
  2. Резкая смена эмоционального фона. Этот признак часто игнорируется, так как он менее заметен в сравнении с агрессивностью. Но скачки настроения тоже являются проявлением девиантного поведения. Неуравновешенность психоэмоционального фона проявляется в непредсказуемых изменениях настроения: человек то весел и обходителен, то уже через минуту огрызается, проявляет раздражение и злость.
  3. Скрытность. Наглядно данный признак девиантного поведения проявляется в детских, школьных коллективах. Ребенок ведет себя тихо, незаметно. Он не проявляет интереса к общению, учебе, школьной жизни. Такие дети могут быть убеждены в том, что сами способны решить свои проблемы, которые они обычно скрывают от родителей, одноклассников и учителей. Однако скрытность приводит к преждевременному психическому истощению, деградации школьника. Если взрослые не замечают трудностей, с которыми сталкивается школьник, из тихого и замкнутого ребенка может в скором времени вырасти правонарушитель.

Девиантность часто сопровождается противоправными деяниями – воровством, хулиганством и другими мелкими правонарушениями. Эти люди часто попадают под административные аресты. Наличие психологических и физиологических зависимостей – также не редкость у девиантов. Среди зависимых людей много ранимых, обидчивых индивидов. Они легко попадают под чужое влияние, способны впадать в депрессию из-за одиночества. Это толкает их на употребление психоактивных веществ.

Кроме того, болезнь может сопровождаться повышенной конфликтностью, наличием фобий и страхов, проблемами со сном, инфантильностью в поступках. У индивида могут наблюдаться и прочие психологические затруднения. Например, это могут быть булимии или анорексии. Стоит отметить, что последние в силу психологических особенностей чаще проявляются у девушек, чем у юношей. Девушки также чаще страдают от такой формы девиантного поведения, как проституция. Напротив, нарушения уголовного права, алкоголизм и суициды чаще встречаются у юношей.

Лечение девиантного поведения

С целью лечения девиантного поведения применяются методы психотерапии, а также медикаментозные препараты. Основную роль в работе с отклоняющимся поведением играет психотерапевтическое воздействие. В процессе терапии человек учится осознавать внутрипсихические конфликты, особенности своего характера.

Он приобретает навыки преодоления конфликтных ситуаций и учится выражать эмоциональные переживания при помощи тех способов, которые приемлемы в обществе. Модели поведения, приобретаемые в процессе терапии, являются устойчивыми и помогают человеку адаптироваться в обществе.

Основным способом психотерапии выступают индивидуальные сессии с психологом. Однако также эффективными считаются и такие подходы, как метод групповой терапии, психокоррекция. Психокорректирующее воздействие должно быть длительным и носить систематический характер. Медикаментозное лечение обычно назначается людям, страдающих от патологий нервной системы, нарушений психотического уровня.

Главным средством профилактики девиантного поведения служит раннее определение тех факторов и условий, которые становятся факторами отклоняющихся поступков. Только своевременная реабилитация и работа по психологической коррекции девиантного поведения позволяют избежать непоправимых последствий для самого человека и общества, в котором он живет.

Новиков Владимир Сергеевич

психотерапевт, клинический психолог, кмн, член Профессиональной Психотерапевтической Лиги

отзывы оставить отзыв

Клиника

м. Фрунзенская

Записаться на прием

Отзывы

Марина

29.09.2021 19:45:51

Совершенно случайно попала на прием, проходила мимо, позвонила, имелось окно. Хотела, как обычно, попросить очередной рецепт антидепрессантов и всё. Но, мы пообщались, впервые в жизни ясно поняла, что именно этот специалист поможет мне. И помогает, уже много лет не чувствовала себя так прекрасно,хотя только в середине пути к исцелению и обретению внутреннего покоя и гармонии с собой.

Наталья

24.09.2021 20:04:04

Это мой четвертый психотерапевт в жизни. И первый который мне по-настоящему помог. Впервые в жизни чувствую себя «достаточной». И все близкие говорят, что я стала совсем другая. Намного более спокойной. Теперь всех к нему отправляю)

Сергей Юрьевич Гаращенко

31.10.2022 14:09:25

До обращения к Владимиру Сергеевичу, проходил обследование и лечение у разных врачей. Результаты лечения улучшили качество моей жизни, но не так ках было раньше. И кроме того я понимал, что это действие медикаментов и не исправив причину в моей голове, при отказе от таблеток, депрессия снова вернется. А депрессия такое состояние когда ты выглядишь здоровым и порой даже улыбающимся человеком, но состояние внутри, разрывающейся на части твоей души и абсолютно безрадостной жизни. Жизни которая в тягость. Поэтому я искал психотерапевта способного помочь в моей ситуации. Дело это оказалось непростым. И вот я обратился к Владимиру Сергеевичу. Я не мог поверить, но лучше стало после первого сеанса. Появилась радость в жизни, желание достигать, стремиться, добиваться. настоящее время намерен ходить на сеансы и хочу довести решение своей проблемы до конца. Задавая себе вопросы еще раз, хочу ответить сразу: Приносят ли пользу для меня эти сеансы? Несомненно, приносят! , Посоветовал бы я врача своим близким? Посоветовал, обязательно!

Замечательный доктор. Очень располагает к себе, почувствовала уверенность, что он мне поможет.

Услуги

  • Название
  • Прием, консультация врача-психотерапевта первичный (до 1 часа)4400
  • Прием, консультация врача-психотерапевта повторный (до 1 часа)3000

Статьи о здоровье

Другие специалисты

Девиантным считается любое поведение, отклоняющееся от социальных норм. Ключевым моментом является то, что нормы устанавливаются относительно конкретного общества. Поэтому поведение, нормальное для одних людей, рассматривается как нежелательное в другой культуре.

Общепринятой классификации видов девиантного поведения нет. Ниже приведено несколько разных классификаций в зависимости от признаков, взятых за основу.

Согласно целей, которые преследует индивид, девиантное поведение бывает:

  • корыстной ориентации – стремление получить корыстную материальную выгоду посредством нечестных действий или правонарушений (кражи, обманы, мошенничество, спекуляции);
  • агрессивной ориентации – преступления против личности (изнасилования, убийства, избиения, оскорбления);
  • социально-пассивной ориентации – уклонение от выполнения социальных нормативных обязанностей, избегание активного образа жизни и решения необходимых проблем (прогулы работы и учебы, различные виды зависимости, бродяжничество, суицидальные мысли).

С точки зрения результатов, отклонения от нормы бывают:

  • позитивные – действия индивида направлены на преодоление устаревших стандартов, способствуют изменениям социальной системы в лучшую сторону;
  • негативные – поступки человека направлены на разрушение социальной системы, приведение ее к дисфункции и дезорганизации.

Некоторые специалисты делят девиантное поведение на такие виды:

  • антисоциальное (делинквентное) – поступки человека противоречат правовым, морально-этическим и культурным нормам;
  • асоциальное – индивид совершает действия, которые не соответствуют социальным и правовым нормам общества, в котором он живет, а также обычаям и традициям;
  • аутодеструктивное – такое поведение является угрожающим развитию и целостности самой личности.

Девиантное поведение в детском и подростковом возрасте может включать в себя сочетание нескольких видов или проявляться только одним. Подобные изменения могут проявиться очень рано из-за врожденных причин, возникнуть вследствие физических травм, повлиявших на мозговую деятельность и неврологическое состояние, или же быть сформированы в процессе воспитания или при влиянии неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов.

Оценка своих поступков у детей и подростков также может иметь разный характер. Одни чувствуют свою вину, из-за чего у них падает самооценка и появляются неврозы. Другие считают свое поведение нормальным, оправдывают его, пусть даже общество считает это отклонениями от нормы.

Девиантное поведение детей

Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.

Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:

  • Биологические – включают в себя внутриутробные поражения (токсическое воздействие, асфиксия и пр.), наследственные заболевания, провоцирующие задержки физического и психического развития, повреждения нервной системы. Сюда же относятся нарушения соматического и психического характера, полученные ребенком в первые годы жизни (черепно-мозговые травмы, частые стрессы и пр.).
  • Социальные – отражают различные уровни неблагополучия окружающих людей. Сюда относится алкоголизм родственников (например, молодая семья живет в одной квартире с пьющим дедом), излишняя конфликтность, насилие в семье. Все это провоцирует ребенка корректировать свое поведение в соответствии с асоциальными нормами. Также повлиять на девиантное поведение может неполная семья, поскольку у ребенка наблюдается дефицит ролевых и поведенческих реакций, которые должны быть заимствованы у соответствующего члена семьи.
  • Педагогические – сюда относится злоупотребление запретами, отсутствие объяснений наказаний, что в свою очередь вызывает протестную реакцию со стороны ребенка. Также девиантное поведение развивается вследствие стандартизированного подхода к обращению с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, где не учитываются индивидуальные особенности.
  • Психологические – особенности воспитания в семье, неблагоприятно повлиявшие на эмоционально-волевую сферу ребенка, например,  воспитание по типу «кумир семьи», гипер- или гипоопека, насилие в семье, алкоголизм родителей. Также к психологическим причинам относится нарушение привязанности ко взрослым.

Если существуют медицинские показания, то терапию необходимо проводить на максимально ранних сроках. В случае социальных и педагогических причин имеет смысл задуматься над сменой стратегии поведения взрослых.

Точно также и психологические причины требуют немедленной коррекции. Если отклоняющееся поведение игнорируется в детском возрасте, то потом оно закрепляется и становится более устойчивым, перетекая в подростковый.

Девиантное поведение подростков

Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте несет большую опасность, чем в детском. Во-первых, потому что подросток может совершать более разрушительные действия. Во-вторых, потому что корректировка подобных явлений требует активных действий и длительного времени.

Причины возникновения девиантного поведения подростков могут начинаться еще с раннего детского возраста, а могут сформироваться уже позже под влиянием группы сверстников или из-за смены обстановки, дезадаптации (например, по причине распада семьи, утраты близкого человека и т.д.).

Наиболее распространенные формы девиантного поведения подростков:

  • деструктивно-агрессивная — для нее характерны радикальные и даже бунтарские поступки индивида с целью установки новых порядков в среде, где он находится, это может быть семья или интернат, дет.дом, а также изменение деятельности социальной группы или своего места в ней (класс в школе, группа на кружке или в спортивной секции, бандитская группировка на улице и т.д.).
  • деструктивно-компенсаторная — более мягкая форма девиантного поведения, при которой подросток пытается занять желаемое место в обществе или достичь определенных изменений своего социального статуса. В отличие от деструктивно-агрессивной формы поведения в данном случае человек чаще всего уступает своим принципам и убеждениям, попадая под влияние определенной социальной группы. Это может быть подчинение правилам неформальных группировок в обмен на их дружбу, защиту, признание или материальное обеспечение. Например, подросток, ранее не пробовавший сигареты или алкоголь или не использовавший нецензурные выражения, начинает их употреблять. Присоединяется к травле кого-то вне группы или же занимает пассивную позицию, не пытаясь защитить жертву от нападок сверстников.
  • компенсаторно-иллюзорная — направлена на снятие психологического дискомфорта и неудовлетворенности текущим положением дел при помощи психоактивных веществ. Тут нет противостояния социуму, подросток выбирает изолировать себя от него или искусственно изменить существующее восприятие.

Коррекция последней формы девиантности обычно вызывает наибольшие трудности, поскольку кроме психологических особенностей необходимо решать и проблему зависимости.

Профилактика девиантного поведения

Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:

  • Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
  • Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
  • Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
  • Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей. Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
  • Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.

Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.

Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей

Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.

Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е. даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения. Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.

Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут. Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе. Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание. Главное — дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию.

В случае правонарушений и/или наличия фактов употребления наркотических веществ необходимы кардинальные меры по пресечению данного вида поведения вплоть до смены места жительства, если других возможностей изменить круг общения ребенка не представляется. Необходимо также тщательное исследование причин такого поведения и их устранение, поскольку без удаления «корня» проблемы ее повторение очень вероятно.

Коррекция девиантного поведения

Если родители замечают отклонения в поведении своего ребенка и не могут самостоятельного его отрегулировать, необходимо как можно раньше обратиться за консультацией к детскому или подростковому психологу, в зависимости от его возраста.

Ждать, пока такие тенденции пройдут самостоятельно, не имеет смысла, поскольку момент легкой корректировки может быть упущен, а ситуация будет продолжать ухудшаться. Словесная агрессия быстро превращается в физическую, прогулы занятий заканчиваются употреблением наркотиков, при этом дети обычно не осознают разрушительные последствия.

Часто дети, выбирающие асоциальное поведение, не видят в этом ничего предосудительного, поэтому могут отказываться идти на консультацию к специалисту. Не нужно силой затаскивать их в кабинет, а вот родителям прийти необходимо.

Разобравшись в индивидуальной ситуации, психологи центра «Эмбер» подскажут различные приемы и тактику действий самим родителям, чтобы скорректировать поведение ребенка.

У нас работают специалисты с большим опытом коррекции девиантного поведения у детей и подростков. Мы работаем как по классическим методикам, так и по инновационным и авторским.

Основная задача – подойти к вопросам и проблемам с детьми и подростками комплексно. Только в таком случае можно достичь положительного результата при общении с ними, достучаться до них и проработать их переживания, стрессы, травмы, чтобы скорректировать девиантное поведение.

Если вас беспокоит девиантное поведение вашего ребенка, позвоните нам по тел.: (812) 642-47-02 и запишитесь на прием к специалисту. Мы поможем исправить ситуацию!

Читайте также:

  • Безопасная утилизация агрессии

Отклоняющееся поведение — это действия, противоречащие социальным нормам, причем как официально установленным (законы, школьные или трудовые правила), так и сложившимся в обществе (моральные и этические нормы). При этом наносится вред общественному порядку, окружающим или самой личности. Такое поведение довольно устойчиво, что отличает его от единичных или случайных правонарушений и проступков.

Поведение, которое нарушает нормы морали, нравственности и культуры, а также угрожает благополучию межличностных взаимоотношений. Оно может проявляться в форме агрессивного поведения, побегов из дома, бродяжничества, проституции. Границы того, что относится к асоциальности, очень изменчивы. Они зависят от конкретной культуры и времени.

Асоциальное поведение часто (но совсем не обязательно) встречается в неблагополучных семьях, где отношения характеризуются эмоциональной холодностью, насилием и агрессивными формами общения.

Делинквентное поведение

Делинквентным называется поведение, которое противоречит установленным правилам и законам, причиняет вред другим людям или угрожает общественному благополучию. К наиболее распространенным формам делинквентонго поведения относят прогулы школы, уклонение от учебных обязанностей, мелкие кражи, вызывающие выходки в общественных местах. Его крайней формой являются серьезные преступления и правонарушения.

Суицидальное поведение

Включает в себя все формы выражения суицидальной активности: мысли, планы, действия, попытки. Статистика показывает, что лишь в 10% случаев подростки имеют истинное желание покончить с жизнью. В 90% случаев можно говорить о том, что такие жесты выступают своеобразным криком о помощи. В связи с этим суицидальное поведение подразделяют на:

  • истинное — тщательно обдуманные и постепенно вынашиваемые намерения и действия, направленные на то, чтобы покончить жизнь самоубийством;
  • демонстративное — «театральные» сцены с разыгрыванием суицидальных попыток при отсутствии реальных намерений покончить с собой;
  • аффективное — суицидальные действия, совершаемые в состоянии аффекта, чрезмерного эмоционального возбуждения.

Важно понимать, что между демонстративным и истинным суицидальным поведением провести четкую грань непрофессиональным взглядом очень трудно. Кроме того, любое действие, бывшее изначально демонстративным, в результате случайности или неосторожности может привести к непоправимым последствиям. Ребенка, склонного к суицидальному поведению, в обязательном порядке необходимо показать врачу-психиатру.

Зависимости

Сюда относятся алкогольные, наркотические, а также нехимические зависимости (например, компьютерные или азартные игры). Так, первое знакомство с алкоголем и наркотиками у детей обычно происходит в группе сверстников. Мотивы бывают различными: любопытство, нежелание «отставать» от приятелей, стремление к взрослости.

При повторном употреблении они дополняются новым мотивом — желанием ощутить «веселое» настроение, уверенность в себе, общительность, которые обеспечиваются с помощью алкоголя или наркотика. Развивается психическая зависимость, которая имеет несколько стадий:

  • групповая — потребность в «допинге» возникает только в компании, отрыв от которой ведет к прекращению употребления;
  • индивидуальная — активный поиск поводов и ситуаций для употребления (в одиночку или в различных компаниях).

Критерии отклоняющегося поведения

Отклоняющимся можно считать поведение, которое:

  • противоречит социальным нормам (не любым, а только тем, которые приняты и являются наиболее важными в конкретном обществе в данное время);
  • причиняет ущерб самому ребенку или окружающим;
  • затрудняет развитие, препятствует позитивной самореализации, снижает качество жизни;
  • порицается большинством людей;
  • стойко повторяется.

Понятие «отклоняющееся поведение», как правило, применяется к детям и подросткам старше 7 лет. Это связано с тем, что только к этому возрасту формируется способность контроля и понимания последствий своего поведения.

Многие нарушения поведения в более раннем возрасте бывают спровоцированы незрелостью, несформированностью мозговых структур, отвечающих за регуляцию собственных действий, или отклонениями в психическом развитии.

Причины

Отклоняющееся поведение никогда не возникает без причины, само по себе. Оно присутствует в жизни ребенка только потому, что позволяет таким способом удовлетворить какую-либо значимую потребность или получить определенную выгоду. Через нарушение общественных норм ребенок может пытаться компенсировать свои личностные проблемы или реализовать себя, если все остальные пути для этого ему представляются невозможными.

Отчасти отклоняющееся поведение поддерживается и существующими социальными условиями: бедностью, расслоением общества, противоречивостью социальных норм. Немалую роль играют биологические и генетические факторы: наследственность, гормональный фон, травмы и повреждения мозга, психические заболевания.

Однако основной вклад вносит семейное воспитание. Так, отклоняющееся поведение могут вызывать и усиливать жестокость, насилие, конфликты в семье. Нередко оно является реакцией на какую-либо травматическую ситуацию, например, на развод родителей или потерю близких.

Коррекция

Коррекция отклоняющегося поведения требует выстраивания здоровой коммуникации между родителями и ребенком. Без этого не будет возможным усвоение социальных и моральных норм, не будут эффективны никакие меры. Возможно, где-то родителям следует пересмотреть свои подходы к воспитанию ребенка, отнестись к нему помягче или, напротив, проявить больше контроля.

Хорошим подспорьем в выстраивании здоровой коммуникации в семье является помощь детского психолога. Он поможет определить причины, провоцирующие отклоняющееся поведение, и даст конкретные рекомендации по поводу того, как это можно изменить.

Добавить комментарий