Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача. У любых препаратов есть противопоказания. Необходима консультация специалиста, а также подробное изучение инструкции!
Методика исследования кратковременной памяти
Для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. Ее можно изготовить и самому. Лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). В каждое отделение записывают двухзначное число.
Человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. Недостаточный объем – менее 5ти.
Методика «Изучение непроизвольной и произвольной памяти»
Для исследования необходимы 2 набора картинок по 10 штук в каждом.
Исследование непроизвольной памяти. Человека просят посмотреть на картинки. каждую демонстрируют на протяжение 2-х секунд. после просмотра просят припомнить те картинки, которые он видел.
Исследование произвольной памяти. Перед тестом человека просят запомнить изображения. Метод запоминания не указывают. Демонстрируют второй набор картинок по 3 секунды каждую, затем просят вспомнить их в любой последовательности.
После исследования сравнивают эффективность двух видов памяти.
Память – свойство нервной системы запоминать, сохранять и в нужный момент воспроизводить информацию, умения и навыки. Суть памяти – способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Таким образом, память – основа обучения, поэтому ее относят к познавательным процессам.
Когда говорят о плохой памяти, имеют в виду, что на одном или нескольких этапах возникают трудности: человеку сложно запомнить данные, В памяти информация не хранится достаточно долго или вытесняется новыми фактами.
Чаще всего ухудшение памяти связано со снижением внимания, переутомлением и спешкой. Это легко можно исправить с помощью тренировок. Более серьезную проблему составляет резкое ухудшение памяти, связанное с болезнью или травмой. В этом случае требуется помощь невролога.
Виды памяти по органам чувств
- словесно-логическая – запоминание смысла речи;
- эмоциональная – память на пережитые эмоции и связанные с ними события;
- двигательная – запоминание и воспроизведение сложных;
- образная – память на образы, которые сформировались на основе данных полученных от различных органов чувств;
- зрительная – сохранение зрительных образов, иллюстраций, схем таблиц;
- слуховая – помогает сохранять и точно воспроизводить звуки, речь;
- обонятельная – запоминание запахов;
- тактильная – память на информацию, полученную путем осязания.
По времени хранения
мгновенная (иконическая) – до 0,5 секунд. хранит в памяти только что воспринятое органами чувств;
кратковременная – до 20 секунд. объем очень ограничен (7 предметов), информация быстро замещается новыми данными. На этом этапе отсеивается бесполезная информация, что позволяет не перегружать долговременную память. Кратковременную память считают фильтром и перевалочным пунктом для долговременной памяти, следовательно, чем больше объем кратковременной памяти, тем лучше долговременная память.
оперативная – хранение на определенный срок до нескольких дней (удержать в памяти, пока не запишу, пока не сдам экзамен)
долговременная – хранит информацию на неограниченный срок. Считается что объем этой памяти неограничен, трудности возникают не с хранением, а с припоминанием нужной информации.
генетическая – сохраняется на генном уровне и передается по наследству.
по участию воли в процессе запоминания:
непроизвольная – информация запоминается автоматически, без усилий человека. часто это интересный материал, имеющий большое значение для человека, вызывающий положительные эмоции или необходимый в работе. Очень Часто бывает, что непроизвольная память работает лучше произвольной – запоминание проходит быстрее и информация сохраняется дольше.
произвольная – запоминание обязательно требует волевых усилий. Для того, чтобы Выучить стихотворение, новый материал или иностранные слова необходимо заставить себя, что вызывает дополнительные сложности.
От чего зависит память? (анатомия и физиология ЦНС)
За память отвечают различные структуры мозга:
- за оперативную и кратковременную память – медиобазальная система (гиппокамп и прилежащая кора височной доли);
- за процедурную память – миндалевидное тело, мозжечок и кора;
- за долговременную память – кора головного мозга.
кроме того в функционировании памяти важную роль играют холинэргические, норадренэргические, серотонинэргические, дофаминэргические системы мозга. Они представляют собой совокупность связанных между собой нервных клеток, секретирующих один из нейромедиаторов (гормонов) – ацетилхолин, норадреналин, серотонин или дофамин.
Разделяют множество видов памяти, которые работают слаженно, составляя единую систему.
Образно объясним, как работает память. Представьте машину, посыпающую улицу песком – это информация, которую предстоит запомнить. Она едет, оставляя след, от объекта к объекту (это нейроны – клетки головного мозга). Некоторое время этот след сохраняется – информация хранится в памяти. Но если машина не пройдет повторно по этому же маршруту, то скоро на дороге не останется следа. Так же и с памятью, если информацию не повторять, не пользоватья ею, то постепенно она вытесняется другими раздражителями.
Информация (впечатления, навыки) проходят от ожной нервной клетке к жругой, образуя допожку. Новая информация проходит другим путем, оставляя новый след.
память включает в себя 4 процесса:
- запечатление;
- сохранение;
- воспроизведение;
- забывание.
они обеспечиваются 4-мя механизмами памяти:
- образование нервных связей;
- закрепление нервных связей;
- возбуждение нервных связей;
- торможение нервных связей.
каждому процессу памяти соответствует свой механизм. Например: запечатление информации происходит через образование нервных связей между группой нейронов. процесс запечатления проходит две стадии. Первая – нервные клетки удерживают возбуждение, что обеспечивает кратковременную память.
Вторая фаза запоминания – закрепление возбуждения за счет биохимических изменений в клетках головного мозга и синапсах (межклеточных образованиях, обеспечивающих передачу нервного импульса между нейронами). Биохимические изменения формируются не мгновенно, поэтому на запоминание информации необходимо некоторое время. оптимально запоминание происходит, если информация повторяется несколько раз. Тогда нервное возбуждение повторно проходит один и тот же путь. Это обеспечивает значительные биохимические изменения, в результате такая информация хорошо запоминается, длительно хранится в памяти и легче воспроизводится. Еще один важный фактор насколько новый материал взаимосвязан с имеющимися знаниями. Проще говоря, легче запоминается то с чем мозгу уже приходилось иметь дело.
сохранение информации в памяти возможно благодаря закреплению нервных связей. согласно последним исследованиям, информация, относящаяся к оперативной памяти кодируется в виде изменений в молекулах РНК (рибонуклеиновой кислоты). Каждая нервная клетка более 1000 измененных рнк. Долговременная память обеспечивается изменениями в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), находящихся в соответствующих нервных клетках, которые принимали участие в запоминании.
воспроизведение информации, когда необходимо припомнить нужное, осуществляется путем возбуждения тех нейронов, которые запоминали информацию. При этом в мозге устанавливаются связи с другими смысловыми компонентами. Другими словами, чем больше в мозге взаимосвязанного материала, касающегося данной информации, тем легче будет его припомнить.
Забыванию информации соответствует торможение нервных связей. это происходит в том случае, когда следы вытесняются новыми впечатлениями. Происходит замещение старых данных более актуальной информацией. забывание считается защитным механизмом, предохраняющим мозг от перегрузок.
Вся информация, содержащаяся в памяти, хранится в различных зонах коры головного мозга. Например, словесно-логическая информация преимущественно локализуется в лобных долях. В запоминании одного события может принимать участие один нейрон или целая сеть нервных клеток. Хорошая память возможна при слаженной работе коры обоих полушарий.
Действия, доведенные до автоматизма (умывание, чистка зубов, закрывание двери) откладываются не в коре полушарий.
Хорошая память возможна при высоком тонусе коры головного мозга. Он в свою очередь зависит от работы подкорковых структур и общего состояния организма. а ретикулярная формация и лимбический отдел мозга повышают тонус коры и ориентируют внимание человека, создавая предпосылку для запоминания.
Как определить, что память плохая?
для определения объема памяти используют тесты
кратковременная память
для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. ее можно изготовить и самому. лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). в каждое отделение записывают двухзначное число.
человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. недостаточный объем – менее 5ти.
1. проблемы с запоминанием
сложности с заучиванием на память;
сложности с освоением новой информации;
2. проблемы с сохранением информации
3. проблемы с воспроизведением (припоминанием) информации
слово «крутится на языке»
провалы в памяти
Основные причины ухудшения памяти (причина – механизм развития патологии)
Хроническая усталость. Длительные изнуряющие умственные нагрузки приводят к нарушению работы высшей нервной системы, в том числе и ухудшению памяти. Особенно ухудшают память обилие информации, необходимость быстро принимать решения, высокая степень ответственности за них, многозадачность.
Стрессы. часто повторяющиеся и длительные стрессовые ситуации крайне негативно сказываются на состоянии памяти и высшей нервной деятельности в целом. Особенно страдает сохранение информации
Недосыпание. учеными доказано, что постоянное недосыпание на 30% снижает эффективность мыслительных процессов и памяти. Больше всего страдает запоминание и воспроизведение информации.
Злоупотребление энергетическими и стимулирующими напитками- постоянная стимуляция приводит к тому, что мозг в конечном итоге истощается.
Курение и злоупотребление алкоголем. никотин вызывает резкое сужение сосудов головного мозга и этот эффект может сохраняться на протяжении нескольких часов. потребление алкоголя (более 40 г в день) вызывает интоксикацию нервной системы. любопытно, что полный отказ от алкоголя (менее 20г в день) также негативно сказывается на состоянии памяти.
Интоксикация организма вредными веществами. наиболее негативное воздействие на память оказывают алюминий, свинец, медь, марганец, ртуть. эти вещества способны накапливаться в организме. это часто случается у людей, работающих на вредных производствах.
Недостаточное питание. дефицит белка, незаменимых жирных кислот и химических элементов ухудшает протекание процессов в мозге и ухудшает его работу.
Дефицит витаминов Е и группы В. Эти вещества участвуют в кислородном обмене и синтезе нейромедиаторов, обеспечивающих прохождение импульсов между нервными клетками.
Возрастные изменения связанны со снижением мозговой активности, ухудшением кровообращения головного мозга. Если не принимать профилактических мер, то даже У здоровых людей возрастное ухудшение памяти происходит после 55 лет.
Беременность и кормление грудью. установлено, что гормон окситоцин негативно влияет на память. Тестостерон и эстроген способствуют запоминанию новой информации.
Прием некоторых медикаментов – антидепрессантов, нейролептиков, обезболивающих, холинолитиков, барбитуратов, антигистаминных препаратов. Кроме того при приеме различных групп медикаментов их действие способно кумулироваться.
Гипоксия мозга. кислородное голодание нервных клеток связано с отравлением угарным газом, нарушении кровообращения, удушении,
Заболевания внутренних органов:
- печеночная недостаточность
- почечная недостаточность
- цирроз печени
- туберкулез легких
- гипертоническая болезнь
- сахарный диабет
- гипотиреоз
- патологии нервной системы
- депрессия
- нарушения мозгового кровообращения, инсульт
- черепно-мозговые травмы
- нейросифилис
- инфекционные заболевания менингит, энцефалит
- болезнь Паркинсона
- болезнь Альцгеймера
- эпилепсия
- рассеянный склероз
- доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга
Как улучшить память?
В последние годы набирает популярность теория, что мозг, как и мышца, поддается тренировке. чем чаще вы будете тренировать память, тем лучше она будет. Причем это правило работает в любом возрасте. Этот способ улучшения памяти работает, будь то Плохая память у ребенка или возрастные изменения.
Повторение. повторение на протяжении 20 секунд после поступления информации позволяет дольше сохранить ее в кратковременной памяти и
тренировка памяти
1. в столбик запишите цифры от 1-го до 20-ти. свяжите каждое число с предметом, человеком или явлением. Например: 1-яблоко, 5-магазин. На следующий день попытайтесь вспомнить какой предмет какому номеру соответствовал. Повторяйте ежедневно, меняя предметы. Записывайте количество правильных ответов.
2. запишите 20 двузначных чисел, присвойте им порядковые номера. Лучше, если это сделает кто-то другой. Например: 1. 89; 2. 66… посмотрите на таблицу 40 секунд. воспроизведите все, что запомнили.
3. прочитайте отрывок текста, состоящий из 10-ти предложений. текст должен быть не художественный, а научно публицистический. через 1 минуту необходимо воспроизвести все, что удалось запомнить.
4. запоминание лиц и фамилий. для упражнения необходимо 10 фотографий незнакомых людей. требуется запомнить 10 лиц, а также имена, отчества и фамилии. На запоминание выделяется 30 секунд. Затем фотографии подаются в другом порядке, требуется вспомнить ФИО людей.
5.
- Медикаменты для улучшения памяти
Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта | |||
Группа препаратов | представители | Действие | Способ применения |
Препараты гинкго билоба | Билобил, мемоплант, гингогинк, билобил форте, гинкго билоба | Улучшают текучесть крови, воздействуют на сосудистую систему мозга. препараты улучшают питание нервных клеток и их кислородом. | Взрослым – по 1 капсуле 3 раза в день. курс лечения 3 месяца. Детям до 18 лет препараты противопоказаны. |
Аминокислоты | Глицин, глицисед, глицирам | Улучшает обменные процессы в нейронах. Улучшает запоминание в периоды интеллектуального напряжения (Экзаменационная сессия). | Таблетки для рассасывания под языком. взрослым по 2 таблетки 3 раза в день. детям по 1-й таблетке 3 раза в день. длительность приема от 2-х недель до 2-х месяцев. |
Ноотропные лекарственные средства. препараты гамма-аминомасляной кислоты | Аминалон, ноофен | Препараты улучшают мозговое кровообращение, метаболизм нервных клеток, повышают усвоение глюкозы. Улучшается память, слабое антидепрессивное и психостимулирующее действие. |
Лекарственные средства, применяемые по назначению врача | |||
Группа препаратов | представители | Действие | Способ применения |
Ноотропные средства | Пирацетам, луцетам, мемотропил, ноотропил, церебрил | Усиливает синтез дофамина. улучшает передачу нервных импульсов между нервными клетками. Улучшают кровообращение и обменные процессы в мозге. Повышают усвоение глюкозы нейронами. | Внутрь по 150-250 мг 3 раза в день. В стационарах препараты вводят внутривенно. длительность лечения от 2-х недель до 3-х месяцев. |
Ноотропные и гамкергические лекарственные средства | Энцефабол, пиритинол | Улучшает захват и усвоение глюкозы нервными клетками. Повышает обмен нуклеиновых кислот и высвобождение нейромедиаторов в синапсах. | Таблетки или суспензию принимают 3 раза в день после еды. Средняя разовая доза для взрослых 2 таблетки или 10 мл суспензии. последний прием не позднее, чем за 3 часа до сна во избежание бессонницы. |
Психостимулирующие и ноотропные средства | Фенопропил, | Активируют деятельность головного мозга, улучшая внимание и память. Регулируют процессы взбуждения и торможения. Улучшают обменные процессы и кровообращение. | Принимают по 100-200 мг 2 раза в день после еды. Длительность приема врач устанавливает индивидуально (в среднем 30 дней). |
Данные препараты назначаются только после консультации с врачом! они имеют противопоказания и побочные эффекты.
Продукты для улучшения памяти
- Витамины группы В – мясо и суппродукты (печень, сердце)
- Витамин Е – Семечки, орехи, авокадо, растительное масло
- полифенолы – красные и черные ягоды (смородина, вишня, ежевика, виноград), зеленый чай
- Холин – яичный желток
- Йод – морская капуста, фейхоа, хурма, морская рыба
- глюкоза – Мед, шоколад, сахар
Тренировка памяти
- ассоциации. прочтите или попросите кого-нибудь сказать вам 10 пар слов обеденных ассоциативной связью. дом – уют; блондинка – краска для волос. через 20-30 минут прочитайте первоые слова в
- заучивание стихов на память. учите на память стихи. при заучивании 2-х четверостиший в день память заметно улучшится уже через 1-2 месяца.
- запоминание последовательности игральных карт. Вытяните из колоды 6 карт попытайтесь запомнить последовательность, в которой они лежат.
- создание образов
Лечение причин плохой памяти
При появлении признаков ухудшения памяти необходимо обратиться к неврологу и терапевту, чтобы установить причины нарушений. Далее на основе результатов обследования назначается лечение. Отметим, что у людей с ослаблением памяти (кроме провалов в памяти) неврологические нарушения встречаются редко.
- активный образ жизни. достаточная физическая активность – условие нормального кровообращения мышц и мозга. Отдых на природе, пешие прогулки, занятия спортом помогают восстановить полноценную работу мозга.
- новые впечатления. яркие, эмоционально-окрашенные события активируют большое количество нейронов коры головного мозга. которые затем принимают участие в запоминании.
- не допускайте автоматизма. выполняйте действия осознанно. для этого выполняйте действия (закрывание двери, выключение электроприборов) левой рукой если вы правша. Такой прием заставит напрячься дополнительные отделы мозга и действие запомнится.
- задачи, кроссворды, головоломки, устный счет.
- сосредоточить внимание на объекте действия. концентрация внимания позволяет задействовать для запоминания целую сеть нейронов. это облегчит процесс запоминания, улучшит сохранность информации и ее припоминание в нужный момент.
- задействовать ассоциации. Мозг лучше помнит информацию, которая связана с уже имеющимися данными. Поэтому легче запоминается человек, похожий на знакомого.
- поддерживать позитивный настрой. То, что вызывает смех и радость запоминается хорошо. А когда человек испытывает депрессию, то память дает сбой. поэтому необходимо сознательно поддерживать положительный настрой – общаться с позитивными людьми, смотреть юмористические передачи.
- изучать иностранный язык. активирует работу мозга.
- развивать мелкую моторику. рекомендовано освоить новый вид рукоделия, различать монеты разного достоинства, лепить из каолиновой глины и пластилина.
- спички бросить 7-10 спичек. посмотреть 1-5 секунд, затем зарисовать как упали спички.
- освойте метод печатанья на клавиатуре 10-ю пальцами. это помогает задействовать новые ассоциативные связи и дополнительные отделы коры.
Почему плохая память у ребенка? (основные причины)
- Асфиксия плода во время беременности, сязанная с токсикозом, ранним старением плаценты.
- невроз. может развиться на фоне переутомления в школе, частых ссор в семье.
- несобранность
- выборочная память. только то, что интересно
- регулярные упражнения
- игровые тренировки в интернете викиум
- ейдетика
Как улучшить память ребенка?
Лучше запоминается
- значимый материал – ребенок понимает, что это важно и почему;
- материал вызывающий эмоции;
- регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность;
- материал, связанный с тем, что ребенок хорошо знает;
- образное мышление – представь себе.
- факты, на которые обращалось пристальное внимание
- материал, который удалось воспроизвести, повторить в уме
- осмысленный, структурированный материал
- группированный материал
- запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в .
- стих. пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра.
- слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная.
- цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории.
- даты рождения, даты событий пушкин
что делать
- определить какой вид памяти является ведущим (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). необходимо использовать данный вид памяти при запоминании нового материала. Дети со звуковой памятью лучше запомнят прочитанное вслух. ребенок с двигательной памятью – запомнит то, что он записал. те у кого зрительная память, легче запоминают то, то они увидят. при этом желательно пользоваться текстовыделителем, схемами, таблицами. дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо запоминают иллюстрированный материал. определить к какому типу относится.
- для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит.
- тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов.
- расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы.
- отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти. в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе.
- улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок»
- больше материала по данной теме. чем больше ребенок будет знать о животных, тем легче ему будет запомнить новые факты о них.
- игра «кулачек – пальчик»
- тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами.
- расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7.
- устный счет
- развивать двигательную память.
- метод ассоциаций
- подключение эмоций –
- создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.
Приемы легкого запоминания
- запоминание иностранных слов в виде нелепых образов
- запомнить список или номер телефона – расставить предметы по порядку на хорошо известном маршруте запомнить,
- запомнить фамилию человека легче, если связать ее с внешними особенностями. Также запоминанию способствует повторение несколько раз про себя. Затем обратитесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, если я Вас правильно понял». ассоциировать со знакомым человеком с таким же именем.
- текст. записи, пиктограммы – основное в предложении
- Память подобна мышце – она нуждается в тренировке. пока вы ее тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости задействовать память, то она ослабляется.
9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно
Время от времени память подводит каждого. К примеру, сколько раз вы забывали дома нужную вещь или не могли вспомнить имя человека, с которым недавно познакомились?
Снижение памяти и других когнитивных показателей может происходить по естественным причинам и носить временный характер — например, вследствие переутомления. Мало кто жалуется на забывчивость с детства, но мозг, как и другие структуры организма неизбежно меняется с возрастом. К сожалению, не всегда удается вовремя увидеть грань между тем, когда рассеянность или возрастное ухудшение памяти остаются в пределах нормы, а когда они перетекают в патологическое состояние. Вы не должны испытывать ощутимых трудностей в повседневных делах, качество работы и жизни не должно страдать. Когда это происходит следует обращаться к специалисту для выяснения диагноза. Даже если проблемы с памятью вызваны заболеванием при правильном лечении они могут быть обратимы.
Память является одной из самых сложных структур психики. Ее нарушение влечет за собой расстройство способностей к познанию, умению рассуждать, запоминать, принимать решения и общаться. Проблемы памяти выходят за пределы нормы, если вы замечаете следующие признаки:
- забываются не только мелочи, но и важные события;
- невозможно сосредоточиться, теряется нить разговоров, плохо соображает голова, тяжело улавливать сюжеты книг или фильмов, много раз задаются одни и те же вопросы;
- неспособность принимать решения, планировать что-то или изучать инструкции;
- стало тяжелее ориентироваться в привычных условиях и выполнять знакомые задачи;
- нарушаются функции речи и письма: путаются слова, меняются местами слоги, портится способность выражать мыслей;
- слабая память и изменение поведения становятся заметны вашему окружению;
- путается хронология событий или появляются ложные воспоминания;
- ухудшение памяти со временем становится все более ощутимым.
Заболевания, которые включают в себя патологию памяти, обычно начинаются малозаметно, но со временем прогрессируют и лишают человека способности работать, общаться и даже обслуживать самого себя. Поэтому если у вас заметно ухудшилась память, не откладывайте посещение врача, ведь это может быть первым признаком серьезного неврологического или психического недуга. Чем быстрее будет назначено лечение, тем успешнее удастся восстановить утраченные функции.
Причины ухудшения памяти
Факторами риска являются пожилой возраст, генетическая предрасположенность, артериальная гипертензия, повышенный уровень холестерина, лишний вес, низкий уровень образования, недостаток физической и социальной активности. Возраст — самая распространенная причина того, с чем связано ухудшение памяти. Большинство людей начинает жаловаться в 65-70 лет. Причина в возрастном изменении функциональной активности мозга. Наличие этих факторов должно настораживать, однако для развития патологического процесса их недостаточно.
Более ста заболеваний могут стать причинами того, почему теряется память. Среди них есть как обратимые, так и необратимые. Часто этот симптом становится первым сигналом наступившего расстройства, а затем уже присоединяются другие когнитивные и соматические нарушения. При ухудшении памяти причины могут быть следующими:
- травмы головы: падения, драки и аварии могут привести к когнитивным нарушениям, даже если человек не терял сознания;
- деменция: самое распространенная причина плохой памяти у взрослых после 65 лет. Существует несколько разновидностей деменции, и каждая имеет свои особенности клинической картины. Среди них деменция при болезни Альцгеймера, сосудистая деменция, лобно-височная деменция, деменция с тельцами Леви;
- заболевания головного мозга: опухолевые или инфекционные процессы в мозге могут стать причиной того, почему ухудшается память;
- болезнь Крейцфельдта — Якоба: быстро прогрессирующее нейродегенеративное заболевание. Если при нарушении памяти причина в этой редкой, но опасной патологии, то необходима немедленная помощь, так как БКЯ имеет высокий процент летальности;
- психические расстройства и эмоциональные проблемы: состояние стресса, депрессии и тревожность могут приводить к забывчивости, плохой концентрации и другим причинам нарушения повседневной деятельности;
- лекарственные препараты: среди побочных эффектов могут быть когнитивные расстройства;
- алкоголизм: зависимость от алкоголя значительно нарушает работу мозга, что влияет на ухудшение памяти и способность к умственной деятельности;
- гипотиреоз: среди его симптомов слабость, утомляемость, нарушения сна, интеллекта и памяти;
- дефицит витаминов: витамины, в частности B-12, помогают поддерживать нормальную жизнедеятельность нервных клеток. Если у человека стала плохая память и внимательность причины могут быть в их дефиците и плохом рационе питания;
- бессонница: расстройства сна приводят к усталости и заторможенному состоянию, что негативно влияет на мышление и память.
Нарушения могут варьироваться от легких до тяжелых, но все они являются результатом повреждения структур мозга, что ухудшает память, препятствуя хранению, удержанию и воспроизведению воспоминаний.
К примеру, медиальная височная доля участвует в формировании эпизодической памяти, а лимбическая система обрабатывает информацию и организует долговременную память.
При проблемах с памятью причины могут приводить к прогрессирующим формам, как при болезни Альцгеймера или Хантингтона, или к острым, например, в результате травмы головы. Память может утрачиваться на текущие события или на события, которые произошли во время или после травмирующей ситуации. В любом случае при слабой памяти причины должны быть выяснены, что не всегда возможно сделать самостоятельно. Постарайтесь честно ответить на вопрос: «Есть ли у меня признаки нарушения памяти?». Если ваше состояние или состояние близкого человека вызывает беспокойство, обратитесь к врачу. Обычно при плохой памяти причины могут быть определены и скорректированы только при помощи специализированного обследования.
Что делать, если ухудшается память
Примириться с потерей памяти и развитием заболевания трудно. Некоторые пытаются скрыть симптомы, из-за чего близкие долгое время могут не осознавать проблему.
Если вы заметили, что с возрастом ухудшилась память, что делать с этим вы поймете лучше, если узнаете причины. Из-за чего же происходит возрастное снижение памяти? Во-первых, гиппокамп, область мозга, которая участвует в формировании и восстановлении воспоминаний, снижает свое функционирование. Во-вторых, утрачивается активность гормонов и белков, которые выполняют для нейронов защитную и стимулирующую функцию. И в-третьих, происходит снижение притока крови к мозгу, что приводит к ухудшению памяти и когнитивных навыков.
Чтобы быть в тонусе, наш мозг, как и все тело, требует заботы и регулярных тренировок. Если вы уже заметили проблемы с памятью, что делать вам подскажет врач, но и вы сами можете улучшить положение при помощи советов, которые помогут адаптироваться и поддержать активность мозга. Учтите, что при когнитивных нарушениях все проблемы должны обсуждаться с семьей, так как пациенту будет необходима помощь и участие близких.
Если ухудшается память что делать вам подскажет следующий список:
- Продолжайте участвовать в повседневных делах.
- Регулярно обучайтесь, изучайте новое и делайте умственные упражнения, например, стратегические игры, кроссворды и головоломки.
- Используйте вспомогательные инструменты, такие как заметки с напоминаниями, списки дел и календари.
- Находите время для друзей: многие отказываются от социальной жизни, когда слабеет память чего делать категорически нельзя. Исследование Гарвардской школы общественного здравоохранения показало, что люди с активной социальной жизнью имеют самый медленный спад памяти.
- Кладите нужные вещи, такие как ключи или очки, всегда в одно и то же место.
- Много отдыхайте: лишение сна снижает рост новых нейронов в гиппокампе.
- Соблюдайте полноценную диету: особенно полезны для мозговой деятельности продукты, богатые Омега-3 — лосось, тунец, грецкие орехи, брокколи. А вот насыщенные жиры и количество калорий следует ограничить.
- Лечите хронические заболевания: исследования показывают, что диабет, проблемы с сердечно-сосудистой системой и другие соматические патологии значительно усугубляют снижение внимания и памяти что делает борьбу с ними обязательным пунктом в борьбе за мозговую деятельность.
- Избавьтесь от таких вредных привычек как алкоголь и курение: они повышают риск сосудистых нарушений.
- Введите в свою жизнь умеренные физические нагрузки — они снижают риск развития деменции до 50%. Хороша как простая ходьба и легкая аэробика, так и упражнения на координацию.
- Поделитесь своими проблемами с семьей. В моменты, когда критически подводит память, что делать вам подскажут именно они.
Мозг способен производить новые клетки в любом возрасте, поэтому значительная потеря памяти не является неизбежным результатом старения. Ваш образ жизни, привычки и повседневная деятельность оказывают огромное влияние на здоровье вашего мозга. К сожалению, справляться своими силами с этой проблемой можно лишь до определенной поры. Когда теряется память, что делать должен сказать врач, ведь только полноценное лечение способно улучшить долгосрочный прогноз.
К какому врачу обратиться при проблемах с памятью
Если у человека развивается нарушение памяти, к какому врачу обращаться нужно решить как можно быстрее. Необходим полный объем диагностических мероприятий, с помощью которого будет выяснено, с какой патологией связаны симптомы. Не все знают, какой врач занимается памятью. Следует учесть, что может потребоваться консультация нескольких специалистов.
К какому врачу обратиться при потере памяти? Вам помогут психиатр, невролог и нейропсихолог. В некоторых случаях может понадобиться консультация терапевта и гериатра. Это сложная проблема, которая проявляется как на органическом, так и на психологическом уровне, поэтому необходима их совместная работа.
При проблемах с памятью врач применяет следующие методы диагностики:
- изучение анамнеза;
- оценка соматического здоровья;
- беседа с родственниками: когда у одного из членов семьи, особенно пожилого возраста, началось ухудшение памяти, к какому врачу обратиться часто решают близкие. Их участие в лечебно-диагностических мероприятиях может оказать существенную помощь;
- неврологическая, психиатрическая и психологическая оценка;
- психометрическое тестирование: измеряется точность, скорость и качество таких психических процессов как принятие решений, внимание, планирование;
- лабораторно-инструментальное обследование: анализы крови, МРТ-сканирование, позитронно-эмиссионная томография, электроэнцефалография и другое.
Специалисты тщательно анализируют состояние больного, учитывая его поведение и результаты проведенных диагностических мероприятий. Если вы думаете, к какому врачу обратиться по поводу памяти, лучше искать место, где возможна совместная работа нескольких смежных специалистов. Необходимо и наличие современного диагностического оборудования — это позволит результатам быть более точными и сэкономит время.
В последующем результаты диагностических мероприятий используются для разработки плана лечения. Если человек находится в преклонном возрасте, но пока не испытывает серьезных проблем с памятью, к какому врачу обратиться нужно знать заранее — если вы обеспокоены возможностью снижения когнитивных функций в будущем, лучше провести профилактическое обследование. Оно поможет отсрочить или даже избежать развития серьезной патологии. Наличие легких когнитивных нарушений увеличивает риск развития болезни Альцгеймера и других форм деменции.
При плохой памяти к какому врачу обратиться и в какое заведение пойти каждый решает сам: это может быть государственный психоневрологический диспансер и поликлиника по месту жительства, либо частный специализированный центр. К сожалению, в государственных учреждениях придется потратить слишком много времени, потеря которого опасна при активном инволюционном процессе мозга. Также в них врачи слишком загружены, чтобы уделить достаточно внимания пациентам. При проблемах с памятью какой врач поможет лучше, можно понять из его опыта работы, уровня квалификации и статуса клиники.
Лечение памяти
При нарушениях памяти и внимания лечение зависит от причины. Симптомы, связанны с психическими недугами, сосудистыми нарушениями, болезнью Альцгеймера или другими органическими патологиями, требуют разных подходов.
При проблемах с памятью лечение может включать в себя:
- Лекарства для коррекции сопутствующих заболеваний: препараты для контроля артериального давления, ангиопротекторы, гормонозаместительная терапия и другое.
- Если ЧМТ стала причиной ухудшения памяти лечение может включать в себя назначение анальгетиков с целью устранения болевого синдрома.
- При психических расстройствах с признаками тревожности и депрессии применяются седативные препараты и антидепрессанты.
- При деменции назначаются холинергические препараты, ноотропы, препараты, взаимодействующие с NMDA-рецепторами.
- Витаминотерапия и биодобавки применяются в составе комплексной терапии.
- Психотерапия: позволяет пациенту адаптироваться и улучшает прогноз.
- Рекомендации по изменению образа жизни и, при необходимости, инструкция по уходу за пациентом для родственников.
В некоторых случаях снижения памяти лечение позволяет полностью устранить проблему, но некоторые заболевания, например, болезнь Альцгеймера, излечить невозможно. Тем не менее, можно ослабить симптомы и замедлить их развитие. При расстройствах эмоционально-волевой сферы, плохой памяти, рассеянности, забывчивости лечение помогает пациенту сгладить симптомы и лучше адаптироваться к происходящему, а также облегчает уход родственникам.
Нарушения памяти — очень сложная мультифакториальная проблема, борьбой с которой должны заниматься высококвалифицированные специалисты.
Исследования показывают, что правильное лечение памяти позволяет пациентам долгое время сдерживать прогрессирование симптомов и оставаться социально активными даже при самых тяжелых заболеваниях.
Вспомнить имя актера или найти оставленные с вечера ключи иногда бывает непросто. Чтобы восстановить в памяти нужную информацию, требуется приложить немало усилий. Забывание — это естественный процесс, который призван разгрузить нервную систему от невостребованной информации, уберечь ее от перенапряжения. А вот повышенная забывчивость способна значительно усложнить жизнь. Она может быть вызвана недосыпанием, стрессом, пагубными привычками или информационными перегрузками.
Если эта проблема не связана с травмой или болезнью, ее реально решить собственными силами. Память можно развивать и совершенствовать, как и любую другую способность. Чтобы активизировать ее потенциал, необходимы регулярные занятия, как в спорте или музыке. И наоборот — при их отсутствии способность головного мозга к запоминанию будет снижаться. Рассказываем о самых эффективных способах, которые помогут укрепить память и улучшить работу мозга.
1. Создавайте ассоциации и зрительные образы
Запомнить новое будет проще, если связать неизвестное с уже имеющимися знаниями. Суть метода ассоциаций — соединить известное и неизвестное в единую историю, пометить новые сведения знакомыми маркерами. Так полученную информацию можно будет легко запомнить и быстро воспроизвести в нужный момент. С помощью ассоциативных параллелей несложно выучить дорожные знаки, пароли и даты, номера телефонов и кредитных карт.
В 1980 году в Москве открылись Олимпийские игры, а за 600 лет до этого произошла Куликовская битва. Число 5813 можно представить как числовое выражение 5+8=13. При этом изображения запоминаются еще эффективнее. Лучше, если они будут необычными и даже абсурдными. Например, восьмерка напоминает женщину с крупными бедрами и объемной грудью, а цифра пять — одноколесный цирковой велосипед. Мысленно нарисуйте полную даму, которая покупает такой велосипед и ездит на нем по городу.
Подобные иллюстрации должны быть крупными, объемными, цветными и максимально детальными. Навык кодирования в зрительные образы тренируется и быстро автоматизируется. В дальнейшем не составит труда восстановить в памяти и эти образы, и тот смысл, который в них заложен. В очередной раз кладя ключи в то или иное место, представьте себе, как здесь распускается цветок. Наутро вы точно не забудете, где именно в вашем доме вырос цветок, и быстро найдете нужную вещь.
2. Учите стихи и читайте вслух
Проверенный временем метод — заучивание стихотворений. Речь идет не о бездумной зубрежке, а о понимании смысла, его осознанном восприятии. Возьмите за правило каждую неделю учить по одному небольшому произведению. Постепенно увеличивайте объем материала. Его будет легче запомнить, если заранее разбить на несколько частей и учить по четверостишиям. Делать это можно где угодно: за обедом, во время прогулок или в транспорте. Не бойтесь большого количества повторений. Со временем вы заметите, как на запоминание уходит все меньше времени.
Эффект будет еще лучше, если брать произведения тех авторов, чьи сборники не вызывают у вас интереса. Чтобы выучить такие стихи, потребуется больше сил. Старайтесь глубоко вникать в их содержание и размышлять над художественными приемами, которые использовал автор. Поэзию можно декламировать перед зеркалом или записывать по памяти. Не менее полезно читать вслух. Это способствует улучшению дикции, интонации и развивает слуховую память. Если не любите стихи — учите тексты песен.
© Kinga Cichewicz/Unsplash
3. Пытайтесь вспомнить забытое
Список покупок, составленный перед походом в магазин, брать с собой не обязательно. С одной стороны, такой перечень поможет ничего не упустить и при этом не купить лишнего. С другой стороны, его отсутствие положительно скажется на состоянии памяти. Не купите что-то в этот раз — к следующему походу появится стимул лучше запоминать пункты из списка и держать их в голове. Забыли чье-то имя, цифру в номере телефона, пароль или состав продуктов из рецепта? Постарайтесь вспомнить. Не пожалейте времени и уделите этому несколько минут, вместо того чтобы искать ответ в смартфоне или записной книжке. Это отлично укрепляет память.
© Andrej Lisakov/Unsplash
4. Осваивайте иностранные языки
Учить стихи и песни можно не только на родном языке. Не знаете иностранного языка — начните его осваивать. Это один из лучших способов активировать клетки мозга и расширить возможности памяти. Если каждый день запоминать несколько слов, то уже через пару месяцев можно ощутить заметный результат. Изучение нового языка развивает способности структурировать, анализировать и запоминать информацию. Кроме того, это хорошая профилактика возрастных заболеваний. Например, болезни Альцгеймера. Популярнейший способ запоминания иностранной лексики — карточки со словами и выражениями. Эта методика основана как раз на визуальных ассоциациях.
© Florencia Viadana/Unsplash
5. Вспоминайте события дня
Другой способ активизации памяти — окунуться в прошедший день и вспомнить все его события. Перед сном попробуйте восстановить отрывки диалогов, образы людей, их мимику и жесты, каждый телефонный звонок и блюда, из которых состоял ваш рацион. Постарайтесь воссоздать последовательность всех действий с момента пробуждения. Представьте эти картинки максимально подробно. При этом важно подключить воображение, зрительную, слуховую и обонятельную память.
Если скучно вспоминать день в виде воображаемых иллюстраций — заведите дневник и регулярно описывайте события на бумаге. То же самое рекомендуется повторять с просмотренными фильмами. После очередного киносеанса прокрутите сюжет в голове еще раз. Вспоминайте не только основные моменты, но и диалоги героев, детали их одежды, интерьеры съемочных локаций. Еще полезнее пересказывать содержание фильмов, спектаклей, прочитанных статей и книг своим знакомым. Это не только хорошо тренирует память, но и развивает речь, обогащает словарный запас.
6. Играйте в интеллектуальные игры
Это могут быть пазлы, шахматы, нарды, судоку, покер, различные ребусы и головоломки. Интеллектуальные игры активизируют работу мозга, тренируют память и внимание. Не менее важно выполнять упражнения на запоминание и скорость реакции. Подберите комплекс, который будет интересен и удобен для вас. Такой подход настроит на систематическое выполнение и поможет быстрее получить результат. Научились разгадывать японские кроссворды — переключитесь на новую головоломку. К решению однотипных задач мозг привыкает достаточно быстро.
Закройте глаза и попробуйте рассказать о расположении всех предметов, находящихся в комнате. А теперь бросьте на стол горсть спичек и внимательно посмотрите, чтобы запомнить их порядок. После этого сфотографируйте спички и перемешайте. Ваша задача — воссоздать композицию. Для развития зрительной памяти полезно время от времени выполнять обычные дела с завязанными глазами или закрытыми ушами. Кроме того, в интернете можно найти массу приложений, которые направлены на развитие памяти и внимания. Например, электронная версия картинок «Найди отличия».
© Maarten van den Heuvel/Unsplash
7. Меняйте привычный маршрут
Всегда ходите на работу одной дорогой? Смените маршрут. Даже если он удобнее и короче. Для работы мозга необходимы постоянное разнообразие и новые впечатления. При этом старайтесь отмечать вокруг себя любые незначительные детали, одежду прохожих, наполнение витрин, вывески, дома и магазины. Можно подсчитать количество увиденных голубей, красных автомобилей или предметов, начинающихся на определенную букву. Нестандартные действия, необычные ощущения и запахи провоцируют появление новых нейронных связей и влияют на процессы запоминания.
По этой же причине рекомендуется чаще вводить новые привычки. Начните чистить зубы другой рукой или проделайте традиционные утренние ритуалы в ином порядке. Для укрепления памяти не менее полезны путешествия: пробуйте новые блюда и продукты, открывайте для себя незнакомые места, посещайте выставки и музеи, чаще слушайте новую музыку. На обработку и осмысление такой информации от мозга потребуются дополнительные ресурсы. Помимо положительных эмоций и расширения кругозора подобная деятельность развивает пространственную память.
8. Ведите здоровый образ жизни
Свежий воздух, занятия спортом и полноценный сон — важные факторы, без которых невозможно нормальное функционирование памяти. Ежедневное проветривание комнат и прогулки на свежем воздухе насыщают кровь необходимым кислородом. А благодаря физическим нагрузкам улучшается тонус сосудов и активизируется мозговое кровообращение. Выберите тот вид спорта, от которого будете получать удовольствие. Состояние памяти также зависит от питания. Включите в рацион побольше орехов, твердого сыра, яиц, жирных сортов рыбы, овощей и фруктов.
© Marion Michele/Unsplash
А вот алкоголь и табачный дым, напротив, разрушают клетки мозга. В том числе и те, которые отвечают за память.
Дата публикации 20 декабря 2022Обновлено 2 февраля 2023
Определение болезни. Причины заболевания
Нарушение памяти (Memory loss) — это патологическое состояние, при котором мозг перестаёт адекватно сохранять, накапливать и добровольно воспроизводить информацию о произошедших событиях, мыслях и ощущениях [2][4].
Причины нарушения памяти
Проблемы с памятью могут возникнуть в любом возрасте и по разным причинам: как физическим, так и психическим.
В целом к нарушению памяти могут привести:
- Естественные процессы старения организма — нарушение памяти, связанное с возрастом. Забывчивость возникает время от времени, например человек не может вспомнить, куда положил ключи от машины, однако при усилии воли может воспроизвести нужную информацию, что указывает на сохранность памяти и умственных способностей [14].
- Нарушение работы головного мозга из-за операций, травм, сосудистых патологий, тяжёлой гипоксии, а также хронических болезней, которые нарушают обменные процессы внутри мозга (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, болезнь Альцгеймера, патология надпочечников и др.) [2].
- Алкоголизм, употребление наркотиков и длительный приём медикаментов при хронических заболеваниях.
- Генетические болезни, связанные с поражением ЦНС (болезнь Нимана — Пика, системная атаксия Фридрейха и др.).
- Длительные хронические стрессы и депрессия [14].
- Нарушения сна, в том числе апноэ, и другие патологии, например недостаток витамина В12 [4][11][12].
Стоит отметить, что естественное нарушение памяти, связанное с возрастом, возникает примерно у 40 % людей старше 65 лет и только у 1 % из них это нарушение прогрессирует до деменции [18].
При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением – это опасно для вашего здоровья!
Симптомы нарушения памяти
При нарушении памяти у человека появляются:
- забывчивость в несложных повседневных вопросах;
- трудности с концентрацией внимания;
- неуверенность и рассеянность, нарастающие по мере прогрессирования болезни;
- нарастающая социальная дезадаптация (пациент больше не может приспособиться к условиям социальной среды);
- проблемы с заучиванием, пересказом и воспроизведением информации;
- нарушения мыслительных процессов, обстоятельность и двойственность мышления, снижение темпа мышления и остроты ума;
- трудности с ориентацией в знакомой обстановке [1][2].
В целом нарушение памяти — это естественный процесс, который возникает с возрастом. Как правило, оно развивается очень медленно и даже в преклонном возрасте может лишь незначительно повлиять на качество жизни. В остальных случаях темп развития проблем с памятью и сопутствующие симптомы будут зависеть от причины нарушения.
Например, нарушение памяти при шизофрении может сопровождаться апатией, замкнутостью, ослаблением эмоций, потерей мотивации, а при обострении — галлюцинациями и бредом.
Нарушение памяти после инсульта нередко сочетается со слабостью мышц одной половины тела, проблемами со сном, нарушением речи, недержанием и депрессией. Сами пациенты часто становятся рассеянными. Память на события, которые происходили до инсульта, как правило, нарушается временно. Поэтому пациенты не всегда узнают своих родственников или не могут вспомнить название чего-то хорошо знакомого.
Болезнь Альцгеймера, главным симптомом которой становится забывчивость, также сопровождается проблемами с речью и называнием некоторых предметов, возникают перепады настроения. Люди с этой болезнью перестают понимать смысл сложных предложений и слов, теряют способность самостоятельно одеваться, готовить себе еду и другие бытовые навыки.
Патогенез нарушения памяти
Память — это особое свойство организма, фиксирующее необходимую информацию. В норме память не только сохраняет её, но и воспроизводит в нужный момент. Таким образом человек учится, набирается опыта и формирует своё представление об окружающем мире. Её характерными чертами являются:
- объём определяет количество информации, которое способен запомнить человек, чтобы потом использовать её в своей работе;
- точность воспроизведения отражает способность максимально сохранять информацию во всех деталях;
- длительность указывает на срок, в течение которого мозг может хранить информацию в полном объёме.
Механизм нарушения памяти
Поскольку причин нарушения памяти очень много, описать механизм её развития довольно сложно. Поэтому рассмотрим патогенез на примере одной из частых причин нарушения памяти — болезни Альцгеймера.
Развитие этой болезни связано с накоплением в головном мозге патологического белка — β-амилоида, который обладает нейротоксическими свойствами, т. е. отравляет и повреждает структуру нервной системы. Этот вредоносный белок образует амилоидные, или сенильные, бляшки во внеклеточном пространстве, что запускает сложные патологические реакции, в результате которых тау-белок переходит в «больную» форму за счёт окисления (фосфорилирования) и накапливается внутри клеток мозга в виде клубочков.
Описанные процессы нарушают работу синапсов, т. е. контакт между нервными клетками, приводят к гибели нейронов и, в конце концов, нарушению психики и работы нервной системы [2][3][6][12].
Какие виды памяти нарушаются
Существуют разные виды памяти со своими целями и задачами. В зависимости от вида памяти разнятся причины её нарушения.
По характеру психической активности существуют:
- Моторная память — это запоминание, хранение и реализация разных движений, из которых постепенно формируются разнообразные навыки, например ходьба или письмо. Конечно, тело не повторяет движения точь-в-точь, а меняет их в зависимости от обстоятельств. Но без моторной памяти человеку приходилось бы заново учить каждое движение бесчисленное количество раз. Двигательная память возникает в раннем детстве, первые её зачатки можно наблюдать уже на первом месяце жизни, когда у ребёнка появляются условные рефлексы. Потом он начинает запоминать и воспроизводить движения осознанно, подключая к этим процессам мышление, волю и другие элементы психики. Этот вид памяти нарушается при ДЦП. Она развивается либо позже, либо своеобразно. Также проблемы с двигательной памятью могут возникнуть у людей с черепно-мозговой травмой, нарушениями мозгового кровообращения и при опухолях головного мозга.
- Эмоциональная память — направлена на запоминание и воспроизведение чувств и эмоций. Она имеет большое значение, так как эмоции показывают, как человек справляется со своими потребностями и взаимодействует с окружающим миром. Такой вид памяти нарушается при болезни Паркинсона. Например, люди с этим заболеванием могут случайно проявлять эмоции, которые не испытывают, например смеяться или плакать, когда им не смешно или не грустно.
- Словесно-логическая память — отражает процессы запоминания и воспроизведения мыслей, когда человек размышляет и обрабатывает новую информацию. Проследить работу словесно-логической памяти можно на примере запоминания важных диалогов или рекомендованной литературы. Особенностью этого вида памяти является то, что мысли не существуют без языковой поддержки [1][8][12]. Такой вид памяти нарушается при шизофрении. Из-за этого человек не может запомнить и искажает информацию, которую только что услышал.
В зависимости от целей деятельности память может быть:
- непроизвольной — осуществляется автоматически, без особого волевого напряжения и сознательного контроля;
- произвольной — требует волевых усилий и цели для запоминания информации.
Также существует разделение на кратковременную, долговременную, оперативную и промежуточную память.
Объём кратковременной памяти всегда индивидуален. Он зависит от природных характеристик человека и, как правило, остаётся неизменным в течение жизни. Для кратковременной памяти характерно механическое запоминание (без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала) [2][10][11]. В кратковременную память попадают последние 5–6 единиц информации, воспринимаемые через органы чувств. Этот вид памяти страдает при шизофрении: человек становится невнимательным и рассеянным, не может сконцентрироваться. Также проблемы с кратковременной памятью — это один из первых признаков болезни Альцгеймера и энцефалопатии Вернике: человек не помнит события, которые произошли с ним недавно, например снова идёт в магазин за хлебом, хотя только что его купил.
Работа долговременной памяти сильно зависит от кратковременной, так как в неё проникает лишь та информация, которая когда-то прошла через кратковременную память. Это становится возможным благодаря волевому усилию человека. В долговременную память можно поместить куда больше информации, чем позволяет индивидуальный объём кратковременной памяти. Этого можно добиться при постоянном повторении необходимой информации. Иногда при энцефалопатии Вернике также страдает долговременная память, в редких случаях недостаток воспоминаний восполняется событиями, которые никогда не происходили.
Оперативная память позволяет сохранить информацию, которая необходима в текущий момент. Как только эта информация теряет актуальность, она забывается. Такой вид памяти нарушается при сосудистой деменции. Например, человек может забыть свой номер телефона или домашний адрес, который всегда помнил. Как правило, такое возникает не сразу, а при прогрессировании болезни. Этот вид памяти нарушается при болезни Альцгеймера и синдроме Корсакова.
Промежуточная память сохраняет информацию в течение дня, а во время ночного сна мозг её структурирует и переводит в долговременную память. Поэтому когда человек соблюдает режим сна и бодрствования, утром он готов к запоминанию и анализу новой информации. Если сон длится менее трёх часов, промежуточная память не успевает очищаться, из-за чего возникают проблемы с выполнением других важных мыслительных операций, понижается внимание и объём кратковременной памяти.
Классификация и стадии развития нарушения памяти
В патопсихологии выделяют следующие нарушения памяти:
- эйдетизм — особенность памяти, при которой лучше развито зрительное восприятие, позволяет человеку удерживать необыкновенно яркие представления и воспроизводить их с высокой точностью;
- гипермнезия — патологическое увеличение памяти, которое связано с яркими воспоминаниями и, как правило, сопровождается психическими отклонениями (может быть симптомом маниакального синдрома);
- гипомнезия — ослабление памяти (проявление старческого слабоумия и т. д.);
- амнезия — полная или частичная утрата способности запоминать информацию.
В свою очередь амнезия классифицируется по разным признакам:
- По форме:
- ретроградная — человек не помнит события, которые случились до нарушения памяти;
- антероградная — память не фиксирует события, произошедшие после нарушения памяти;
- антероретроградная — пациент не помнит события ни до, ни после нарушения памяти.
- По динамике:
- фиксационная — человек не может зафиксировать в памяти текущие или недавно произошедшие события, часто развивается при атеросклерозе, недостатке витаминов группы В и алкоголизме;
- регрессирующая — со временем память постепенно восстанавливается;
- стационарная — человек не может вспомнить конкретные события, этот фрагмент так и не восстанавливается;
- прогрессирующая — пациент постепенно забывает события, которые находятся всё дальше в прошлом (закон Рибо — Джексона);
- ретардированная (отсроченная) — события забываются через некоторое время.
- По причине развития:
- истерическая — в памяти исчезают конкретные неприятные для человека события (потеря близкого, насилие и т. д.), при этом другие воспоминания того же периода сохраняются, это происходит неосознанно, таким образом организм защищает себя от эмоциональных страданий;
- аффектогенная — человек забывает не только травмирующие переживания, но и другие связаные с ними события, например те, которые произошли в один день;
- стационарная — обычно проявляется на фоне поражения различных органов, чаще бывает прогрессирующей или фиксационной [2][6][11].
Виды ложных воспоминаний:
- конфабуляция — пациент забывает событие или непреднамеренно заменяет его вымыслом;
- псевдореминисценция — пробелы в памяти заменяются воспоминаниями из прошлого;
- криптомнезия — пациент принимает прочитанные или увиденные в кино события за реально пережитые;
- эхомнезия — пациенту кажется, что события постоянно повторяются, т. е. каждую новую ситуацию он воспринимает как пережитую.
Осложнения нарушения памяти
Параллельно с нарушениями памяти развиваются проблемы при письме, чтении и работе с числами. Со временем человеку всё сложнее ориентироваться в пространстве и планировать свой день, что ограничивает его социальную активность вне дома. При выраженных нарушениях памяти снижается качество жизни, утрачиваются профессиональные навыки и способность к обучению.
Постепенно пациент утрачивает речь и практические навыки, он не может самостоятельно обслуживать себя. Длительное течение, отсутствие грамотной терапии и необходимой реабилитации приводит к выраженному снижению интеллекта [2][12].
Диагностика нарушения памяти
Диагностикой заболеваний с нарушениями памяти занимается врач-психиатр и врач-невролог. В первую очередь специалист тщательно собирает анамнез (историю жизни) пациента с помощью родственников или проживающих рядом людей.
Врача интересует:
- когда начались проблемы с памятью;
- принимал ли пациент лекарства и пищевые добавки;
- не начал ли недавно применять новый препарат;
- какие действия кажутся пациенту трудными;
- что пациент предпринимал для улучшения памяти;
- принимает ли алкоголь и в каких количествах;
- попадал ли в аварию, падал или повреждал голову;
- болел ли чем-то недавно;
- чувствует ли пациент грусть, депрессию или тревогу;
- переживал ли он недавно крупную потерю, серьёзные изменения или стрессовое событие в жизни [15].
Чтобы выяснить, какой компонент памяти особенно нарушен, используют специализированные тесты:
- повторение слов сразу же после того, как пациент их услышал, — оценивает работу кратковременной памяти;
- повторение десяти слов, не связанных друг с другом (тест проводят дважды) — оценивает количество запоминаемых слов во времени;
- метод пиктограмм — пациенту зачитывают не более 10 слов, после чего он делает вспомогательный рисунок и воспроизводит слова с его помощью, через час пациента просят повторить те же слова ещё раз, в норме он должен воспроизвести не менее 90 % слов;
- пересказ лёгкого сюжетного текста или небольшой сказки (читать текст может как врач, так и сам пациент) — оценивает нарушения со стороны зрительной и слуховой памяти [1][2].
В зависимости от симптомов и течения пациенту могут назначить РЭГ и ЭЭГ (рео- и электроэнцефалографию). Чтобы исключить опухоль головного мозга или инсульт, проводят МРТ или КТ головного мозга [2][9].
Часто пациентам назначают анализ на уровень концентрации витамина B12 в сыворотке, чтобы исключить его дефицит и нарушения работы щитовидной железы, которые могут быть причиной нарушения памяти [14].
Лечение нарушения памяти
Тактику лечения подбирают индивидуально в зависимости от причины — основной болезни [1].
Первичное заболевание, которые привело к нарушению памяти, влияет на выбор медицинского препарата. Например, в комплексном лечении нарушений мозгового кровообращения используют ноотропные препараты, в том числе Фезам. Но не все ноотропы обладают доказанной эффективностью, поэтому правильно подобрать препарат может только врач [16].
Методы психокоррекции облегчают запоминание и постепенно увеличивают объём памяти:
- Метод Цицерона — пациент мысленно расставляет необходимые для запоминания объекты в знакомом пространстве (в квартире, по пути на работу и т. д.). Важно «помещать» объекты в ярко освещённые места. Если объекты слишком маленькие, их можно увеличить и наоборот. В качестве объектов выступает что угодно: мысли, идеи, даты. Главное, чтобы связка была яркой, необычной и динамичной. Затем человек детально воспроизводит в воображении эту комнату или улицу и вспоминает то, что зафиксировано в памяти.
- Метод Айвазовского — пациент несколько секунд смотрит на предмет или пейзаж, а затем закрывает глаза и перебирает в голове детали увиденного: форму предметов, цвет и расположение. Этот метод направлен на развитие фотографической памяти.
Существует много других техник для запоминания в зависимости от того, какой компонент памяти поражён более сильно.
Важно, чтобы пациент постоянно гулял на свежем воздухе, активно общался с людьми, высыпался, придерживался сбалансированной диеты с низким содержанием жиров, ел много фруктов и овощей. Врачи также рекомендуют ежедневно проводить тренировки памяти и интеллекта [6][7][8].
Прогноз. Профилактика
Чтобы достичь максимального результата при лечении, необходимо вовремя обратиться к врачу-психиатру или неврологу, провести диагностику и подобрать комплексную терапию, которая также будет направлена на устранение основного заболевания [8][13].
Профилактика нарушения памяти
Чтобы снизить риск развития деменции, следует вести правильный образ жизни, причём это касается не только физического состояния. Например, люди, которые в детстве хорошо учились, реже страдают от нарушения памяти.
Во взрослом возрасте на память негативно влияет снижение слуха, гипертоническая болезнь, сахарный диабет и другие хронические болезни. Поэтому для предупреждения проблем с памятью важно лечить и контролировать эти заболевания. В качестве профилактики врачи также рекомендуют постоянно повторять усвоенные навыки.
В пожилом возрасте многое зависит от гиподинамии, курения, алкоголизма и социальной изоляции. В этот период очень важна физическая активность, она поддерживает работу гиппокампа и влияет на его увеличение. Прогулки, занятия физкультурой и водные процедуры прекрасно влияют на работу мозга, поэтому физической активности необходимо уделять не менее 30 минут в день. Пожилые люди также должны ежедневно решать математические и логические задачи. Также благотворно влияет на интеллект чтение, настольные игры и социальная активность (встречи с друзьями и родственниками, посещение различных мероприятий и путешествия) [19].
Наиболее частые причины снижения памяти — это болезни сосудов головного мозга и болезнь Альцгеймера, поэтому профилактикой также является исключение алкоголя и других веществ, ухудшающих кровоснабжение.
Доказано, что болезнь Альцгеймера связана с курением: более двух пачек выкуренных сигарет в день кратно увеличивают шансы деменции [17].
Люди, которые живут в семьях и постоянно общаются между собой, реже страдают от нарушений памяти [7][8][13].
Что делать если мозг перестал соображать?
Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Дата публикации: 6 ноября, 2021
Обновлено: 21 июля, 2022
Время от времени, рассеянность и проблемы с памятью возникают у каждого человека. Зачастую, происходит такое на фоне обыденной усталости или стресса, и неприятные симптомы после отдыха проходят. Однако нередко, ухудшение когнитивных функций приобретает постоянный характер.
Существует стереотип, что потерять память возможно только в пожилом возрасте или вследствие травмы головы. Но на самом деле существует ряд заболеваний, приводящих к подобным последствиям даже в юном возрасте [1]. Также достаточно часто люди сами ухудшают здоровье, подвергая себя влиянию негативно сказывающихся на работе мозга факторов.
Содержание статьи:
- 1 Причины забывчивости
- 1.1 Провоцирующие факторы
- 2 Сопутствующие симптомы
- 3 Что делать, если память ухудшается?
- 3.1 Тренировка и упражнения
- 4 К какому врачу обратиться?
- 5 Лечение памяти
- 6 Список использованной литературы
Причины забывчивости
С наступлением информационной эпохи, врачам нередко приходится сталкиваться с запросами от пациентов: «Все забываю плохая память в 30 лет, что делать с этим делать, как лечить?».
Универсального ответа в такой ситуации нет, и быть не может.
Если у человека очень резко и сильно ухудшилась память, то нужно срочно решать, что делать с проблемой и начинать лечение в профильном центре.
В таком случае есть шанс вернуть привычный уровень работоспособности мозга и повысить его [2].
Влиять на остроту памяти и на другие когнитивные функции способно множество заболеваний и неблагоприятных факторов.
Категорически не рекомендуем при столкновении с подобным симптомом заниматься самолечением. Позитивный долговечный результат даст только общение с опытным медиком, обследование и выяснение причины состояния.
Комплекс процедур NeuroHack дает возможность улучшить мнестические и когнитивные функции, вывести уровень мышления на новый рубеж.
Провоцирующие факторы
Однако, прежде чем назначить лечение и решить, как восстановить нарушения внимания и резкое снижение, потерю кратковременной или долговременной памяти, необходимо установить причину расстройства.
Распространенные факторы риска:
- Черепно-мозговые травмы. Для появления последствий удар даже не должен быть сильным. Вы можете не терять сознание, но после ощутите последствия.
- Инфекционные процессы, затрагивающие головной мозг. В таком случае когнитивные функции страдают очень сильно.
- Инсульт, инфаркт мозга. Из-за нарушений кровоснабжения, центры памяти страдают в первую очередь.
- Новообразования, злокачественные и доброкачественные опухоли. Узлы растут, давят на кору головного мозга, в том числе задевая участки, отвечающие за память.
- Последствия от использования общей анестезии. У отдельных пациентов ее воздействие на когнитивные функции сохраняется на месяцы.
- Патология сердечно-сосудистой системы. Болезни из этой категории нарушают нормальный кровоток, возникает острая или хроническая нехватка кислорода для тканей коры.
- Остеохондроз или травмы позвоночника. Из-за смещения и деформации позвонков в шейном отделе, пережимаются крупные кровеносные сосуды. Как следствие, начинается кислородное голодание, приводящее к гибели нейронов.
- Психические расстройства или сильный стресс, депрессия. Нервная система перестает справляться с нагрузкой, из-за чего страдают когнитивные функции.
- Авитаминоз, гиповитаминозы. Витамины не только напрямую стимулируют деятельность клеток мозга, но и защищают их от негативных воздействий. В роли коферментов, помогают усваиваться другим необходимым элементам.
- Хронический недостаток сна. Не получающий необходимого отдыха мозг, не может полноценно функционировать.
- Длительный прием лекарственных средств без контроля врача и внесения в терапию корригирующих изменений.
- Злоупотребление жирной пищей, напитками с кофеином и другими тонизирующими веществами.
- Систематическое употребление алкоголя и содержащих никотин веществ. Это токсины, они негативно влияют на сердечно-сосудистую систему, вызывая кислородное голодание мозга.
Причиной плохой памяти у взрослого или подростка может стать что угодно, поэтому перед тем, как решить, что делать, если внимание стало очень плохим, какое лечение и препараты использовать, рекомендуем изучить отзывы о методах и пройти полное обследование в специализированной клинике [3].
Сопутствующие симптомы
Чтобы подобрать правильное лечение, необходимо определить, что делать в конкретном случае и какой именно врач лечит подобные заболевания, а для этого выявляют конкретную причину ухудшения памяти в молодом возрасте или после родов. Помогает в этом анализ дополнительных, сопутствующих когнитивным нарушениям, симптомов.
Поводом для беспокойства и посещения специализированной клиники, должны стать такие проявления:
- перестает усваиваться информация, не имеющая личного значения;
- проявляется повышенная тревожность, из-за того, что человек не может вспомнить, закрыл ли дверь, кран, выключил ли утюг;
- возникают пробелы в краткосрочной памяти, человек систематически забывает, куда шел или что собирался сделать;
- появляются провалы в памяти, забываются небольшие эпизоды и крупные события из прошлого;
- стирается грань между прошлым и настоящим, путается очередность событий и время, когда они произошли;
- возникает путаница с днями недели и месяцами;
- появляются ложные воспоминания, частое чувство дежавю;
- быстрее проявляется усталость при интеллектуальном труде, сложнее выполнять привычные задачи, не получается сконцентрироваться на конкретном деле;
- трудности с точностью выражения мысли, забываются синонимы и значения раньше часто употребляемых слов.
Определять, что делать, если мозг перестает соображать, память теряется, а человек не помнит, что делает, должен только профессионал.
При подобных явлениях нужно обследоваться, так как такое состояние может быть проявлением опасной для жизни болезни.
Что делать, если память ухудшается?
Если вы столкнулись с проблемой, когда стали постоянно что-то забывать, с памятью стало плохо, необходимо определить причины перед тем, как решить, что делать и какое лечение будет работать в данном случае.
Здесь будет полезна консультация квалифицированного медика, который знает ранние признаки ухудшения памяти и как их лечить.
Если проблема не критична, а возможности сразу обратиться к врачу нет, то поддержать свой мозг в работоспособном состоянии возможно, следуя нескольким правилам, помогающим тренировать когнитивные функции.
Тренировка и упражнения
- Обучайтесь новому. Например, – иностранным языкам, неизвестным ранее видам рукоделия, играйте на музыкальных инструментах.
- Выбирайте игры, требующие применения интеллекта: стратегические и логические головоломки, пасьянсы, кроссворды и ребусы [4].
- Повышайте уровень социальной коммуникации. Дополнительная нагрузка заставить работать кору головного мозга. Не только поддерживайте старые дружеские связи, но заводите и новые.
- Используйте записные книжки и ежедневники, чтобы структурировать и систематизировать информацию и задачи.
- Высыпайтесь, соблюдение полноценного режима сна и бодрствования позволит сохранить память на годы.
- Отрегулируйте диету. Исключите или снизьте употребление сладкого и жирного, фастфуда. Ограничьте напитки, содержащие кофеин. Введите в ежедневный рацион продукты, богатые витаминами и омега-3 кислотами.
- Включите в распорядок дня обязательную физическую активность, тем более, если ведете сидячий образ жизни.
- Избегайте стрессов и депрессивного состояния, обучитесь релаксации, аутотренингу.
- Регулярно проверяйте состояние здоровья и лечите хронические заболевания по рекомендации врача.
- Не занимайтесь самолечением, не принимайте препараты, не прописанные специалистом. Побочное воздействие лекарств и народных средств может негативно сказываться на работе мозга.
- Избавьтесь от вредных привычек. Алкоголь и курение повышают риск развития дегенеративных процессов в коре головного мозга.
- Предупредите родных о возникшей проблеме. Они смогут отслеживать динамику вашего состояния и вовремя обратиться за профессиональной помощью, при необходимости.
К сожалению, образ жизни не всегда выступает главной причиной когнитивных расстройств. Порой, это – симптом начальных стадий дегенеративных процессов [5]. И без диагностики, лечения, остановить болезнь не получится.
Учитывайте, что причиной забывчивости может оказаться серьезное заболевание, требующее лечения. Чтобы точно знать, что делать с памятью, если постоянно или часто все забываешь, как избавиться от проблем с концентрацией внимания и бороться с снижением интеллекта, как лечить забывчивость, обращайтесь в специализированную клинику к врачам, которые после проведения необходимых тестов, установят возникшее заболевание.
К какому врачу обратиться?
Если у подростка или молодых людей начались проблемы с памятью, снижается внимание, то решить, что делать и какой врач назначит лечение, необходимо как можно скорее.
Как правило, проблемами с нарушением когнитивных функций занимается невролог. Однако каждый случай уникален, поэтому может потребоваться дополнительная консультация психиатра, нейропсихолога или других докторов при наличии хронических заболеваний.
Нарушение когнитивных функций – сложная проблема, проявляющаяся как на соматическом, так и на психологическом уровнях. Для таких пациентов крайне важно провести тщательную диагностику.
При обращении с жалобами на ухудшившуюся память, применяются такие методы исследования состояния пациента:
- изучение анамнеза, когда возникли неприятности, были ли у родственников подобные явления;
- подробная беседа с пациентом, выяснение проявившихся симптомов;
- осмотр человека неврологом, психиатром и нейропсихологом;
- беседа с родственниками, так как, возможно, были проявления болезни, которых сам пациент не замечал;
- лабораторные анализы: общий, биохимический анализ крови, анализ уровня гормонов (нужно женщинам после родов, в возрасте климакса);
- МРТ-сканирование головного мозга, функциональная МРТ;
- компьютерная томография при необходимости;
- нейропсихологическое тестирование, выясняется скорость когнитивных процессов, уровень внимания, скорость принятия решений и выбора из нескольких вариантов;
- электроэнцефалография (ЭЭГ), в том числе и ЭЭГ-мониторинг, запись ритмов мозга на протяжении часов, ночи.
Краткосрочное нарушение памяти и внимания, зачастую не требует сложного лечения. Как правило, хватает откорректировать образ жизни, пропить витаминный комплекс и пройти курс процедур, активирующих деятельность нейронов.
Однако, если вы чувствуете, что тупеете, ухудшается память и внимание, стали значительно медленнее соображать, часто забываете, что делать, нужно пройти полное обследование. По итогам диагностики составляется полноценный курс терапии в соответствии с выявленным заболеванием.
Лечение памяти
Как и чем лечить потерю памяти или плохое внимание, будет решаться после анализа результатов всех исследований.
Врач оценит состояние пациента, поставит диагноз и подберет терапию. Курс составляет так, чтоб не только остановить процесс деградации умственных способностей, но и восстановить утерянный уровень, если это возможно.
Лечение включает в себя разнонаправленные методы воздействия:
- Лекарства, вылечивающие или корректирующие сопутствующие заболевания, спровоцировавшие ухудшение когнитивных функций.
- Психотерапия, допускающая и специализированные препараты, если причиной стало психиатрическое расстройство.
- Препараты из категории ноотропов, улучшающие кровообращение и питание тканей коры головного мозга, улучшающие мышление.
- Биодобавки и витаминные комплексы, повышающие стойкость нейронов к повреждающим факторам.
- Физиотерапия, включающая в себя магнитное и электрическое воздействие на кору головного мозга. Грамотно подобранные процедуры способствуют повышению активности ослабевших участков [6].
- Рекомендации по изменению питания и образа жизни, поведению. Оздоровление образа жизни улучшает самочувствие, помогает восстановить способность запоминать и концентрировать внимание.
- Хирургическое вмешательство при обнаружении в тканях головного мозга новообразований или аномалий кровеносных сосудов.
Что конкретно делать и как лечить человека, если он жалуется, что память стала плохая и подводит или ее нет совсем, в голове резко пропадают воспоминания, слабеет внимание, должен решить только опытный специалист. Занимаясь самолечением и затягивая решение проблемы, вы можете пропустить причины плохой памяти и усугубить ситуацию.
Список использованной литературы
- ^ Delage, Hélène et al. “A Preliminary Examination of the Impact of Working Memory Training on Syntax and Processing Speed in Children with ASD.” Journal of autism and developmental disorders, 1–19. 1 Nov. 2021.
- ^ Cotrena C, Branco LD, Ponsoni A, Shansis FM, Fonseca RP. Cognitive reserve may outperform age, mood and psychiatric comorbidities as a predictor of executive functioning in bipolar disorder and healthy adults. J Clin Exp Neuropsychol. 2021 Nov 3:1-12.
- ^ Becquet, Céline et al. “Episodic Autobiographical Memory Impairment and Differences in Pronoun Use: Study of Self-Awareness in Functional Amnesia and Transient Global Amnesia.” Frontiers in psychology vol. 12 624010. 14 Oct. 2021.
- ^ Gielis K, Vanden Abeele ME, De Croon R, Dierick P, Ferreira-Brito F, Van Assche L, Verbert K, Tournoy J, Vanden Abeele V. Dissecting Digital Card Games to Yield Digital Biomarkers for the Assessment of Mild Cognitive Impairment: Methodological Approach and Exploratory Study. JMIR Serious Games. 2021 Nov 4;9(4):e18359.
- ^ Cotrena C, Branco LD, Ponsoni A, Shansis FM, Fonseca RP. Cognitive reserve may outperform age, mood and psychiatric comorbidities as a predictor of executive functioning in bipolar disorder and healthy adults. J Clin Exp Neuropsychol. 2021 Nov 3:1-12.
- ^ Sun CH, Jiang WL, Cai DB, Wang ZM, Sim K, Ungvari GS, Huang X, Zheng W, Xiang YT. Adjunctive multi-session transcranial direct current stimulation for neurocognitive dysfunction in schizophrenia: A meta-analysis. Asian J Psychiatr. 2021 Oct 19;66:102887.
Была ли эта статья полезна?
- Да
- Нет
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум